Развенчание церковного брака, причины. Можно ли получить «церковный развод»

Иудеям был разрешен развод «по жестокосердию», в Евангелии Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние. Однако в Православной Церкви есть целый перечень причин, по которым дозволяется разводиться. Почему? Отвечает иерей Димитрий ПАШКОВ, старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе.

Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:

1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).

2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.

3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).

4. Заболевание проказой или сифилисом.

5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года — если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).

6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда).

8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.

9. Вступление одного из супругов в новый брак.

10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Причина номер один: смерть

В Православной Церкви брак может быть прекращен по двум основным причинам. Первая — смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически и овдовевший супруг может вступить в новый брак по изволению, данному апостолом Павлом (см. 1 Кор. 7: 8-9). Вторая причина — это святым клятвам брака, прелюбодеяние. В этом случае брак прекращается юридически . Разводом в строгом смысле слова можно называть все то, что следует из второй причины. То, что проистекает из первой причины — смерти одного из супругов или пропажи без вести, — правильнее называть прекращением брака.

В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии — снисхождения и милости к людям. К смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшийся супруг признается вдовцом и не обязан томиться дальше в безнадежном ожидании. Точно так же смотрели на невиновного супруга в случае осуждения другого супруга на каторжные (пожизненные, как правило) работы.

Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что все вышеперечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, а не требованием. В Российской империи при осуждении к ссылке в Сибирь невиновному супругу обязательно ставился вопрос, не желает ли он последовать в ссылку за осужденным. Сам отказ уже расторгал брак, после чего для этого супруга мог наступить новый. Жены декабристов, например, могли воспользоваться своим правом и потребовать расторжения брака, однако, как мы знаем, некоторые этого не сделали. И сейчас, если муж прощает измену жены или жена готова жить с супругом, больным СПИДом, то ни о каком разводе речи быть не может.

Конечно, идеалом является только первый брак, который несет на себе печать Таинства, во образ уникального союза Христа и Церкви (см. Еф. 5: 23-33). Второй брак, строго говоря, не является уже Таинством — сам чин второго брака не радостный, а покаянный, — но не исключает супругов из церковной общины. Мы знаем, что апостол Павел даже на брак вдовиц смотрел не очень благосклонно. Но к ак апостол позволяет в виде снисхождения к немощи второй брак вдовцу, так же дозволяется новый брак и этим, условно говоря, вдовцам, потерявшим навсегда своих супругов.

Расширительное толкование измены

В своем определении причин для развода Церковь всегда исходила из слов Христа о том, что единственная причина для развода — прелюбодеяние (см. Мф. 19: 9) . Однако в истории Церкви понятие измены имело разные степени. Так, в VI веке в Византии прелюбодеянием считалось, например, если жена провела ночь вне дома своего мужа или родителей. И такая историческая условность была принята всем церковно-гражданским обществом того времени: «Так поступать не стоит, ибо квалифицируется как прелюбодеяние».

Из расширительного толкование измены выводится ряд других причин для развода. К измене приравнивается, например, если муж понуждает свою жену к прелюбодеянию. Еще одна причина для развода, которая выводится из нарушения самих клятв при вступлении в брак — о взаимной любви и верности, — если один супруг покушается на жизнь другого. Сюда же можно отнести тяжкие побои и издевательства. Кроме того, муж имеет право подать на церковный развод, если жена сделала аборт или имеет непреклонную волю этот аборт сделать. Симметрически можно сказать, что и жена имеет право просить развода, если муж принуждает ее к аборту.

Заболевание сифилисом, проказой, СПИДом указываются как возможные причины для развода потому, что их наличие делает супружескую близость между супругами невозможной. Конечно, брак возможен и без близости, но в таком случае он будет опираться на согласие здорового супруга. Если согласия нет, то Церковь, снисходя к его слабости, не имеет морального права его заставлять, потому что физическая близость является одной из важнейших составных частей брака. При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению. Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.

Развод по взаимному согласию?

Однако сегодня самая распространенная формулировка причины развода — развод по взаимному согласию. В императорскую эпоху истории Церкви, которая длилась от Константина Великого до 1917 года, такой развод был возможен, только если он совершался ради более высокого нравственного идеала. То есть если муж и жена после развода вступали в монастырь и если они при этом они обеспечивали своих детей наследством. Правда, и в поздней Византии были прецеденты, когда разводили и по непреодолимой взаимной ненависти, то есть когда супруги заявляли о том, что они не могут больше терпеть немощи друг друга. Такие разводы известны из практики известнейшего церковного канониста XIII века архиепископа Димитрия Болгарского.

Конечно, такая причина для развода свидетельствует о глубокой христианской незрелости или о полном расцерковлении.

Что делать Церкви с теми, кто пришел за разводом? Нужно понимать, что мы переживаем эпоху второго крещения Руси. Есть люди, искренне пришедшие в Церковь, есть те, для которых это осталось формальностью. Они приняли Таинство Крещения, однако, что такое церковная жизнь, ее таинства, им непонятно и они не стремятся это узнать, не исповедуются и не причащаются. Поэтому нужно разделять приходящих за разводом людей на две категории: воцерковленных, которых можно судить по церковному законодательству и для которых это будет что-то значить, и на тех людей, которые только считают себя православными (потому что крещены). В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило. Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла. В случае с прелюбодеянием мы должны были бы действовать по последнему постановлению Церкви на этот счет (от 1904 года), согласно которому прелюбодею после исполнения наложенной на него епитимьи разрешается вступить в брак еще один раз. Если же он и после этого прелюбодействует, то навсегда теряет возможность жениться. Однако это имело бы смысл только для человека воцерковленного. Сегодня мы не можем найти оснований для удовлетворения исков о разводе людей, которые только называют себя православными. Эта огромная часть абсолютно нецерковных людей нуждается в особом подходе, который Церкви еще только предстоит выработать.

На сегодняшний день таинство венчания нередко отличает то, что пара, которая решается на этот шаг, скорее следует моде, нежели действительно желает соединиться друг с другом на небесах. Очевидно, именно поэтому и возникает так много вопросов о том, как пройти развенчание церковного брака.

Понимание церковного брака

Прежде чем разобрать понятие "развенчание церковного брака", следует понять, в чем же заключается суть самого брака. Самое первое, что он преследует, - это любовь, научение этому чувству в лоне семьи. В церковном понимании брак считается идеальной школой любви. Также церковный брак - это особое благословение Бога. Супруги всегда могут рассчитывать на помощь в трудные для семьи времена.

Конечно, мы все любим, когда вступаем в брак и желаем венчаться. Однако что значит наша любовь? Зачастую это наслаждение другим человеком ради собственного удовольствия. “Мне хорошо с ним/с ней”. Но суть немного отличается. Верующие люди вступают в церковный брак, чтобы помогать друг другу в духовной жизни.

Сегодня это понятие исковеркано, и таинство венчания превратилось в дань моде. Человек вдруг понял, что это красиво и необычно (особенно на постсоветском пространстве). Но в душе нет того трепета перед вступлением в супружескую жизнь, перед таинством венчания, перед Богом. Очевидно, именно поэтому так много разводов.

Таинство венчания как начало супружеской жизни под Божьей защитой

Развенчание церковного брака на сегодняшний день является вполне обычной процедурой. Но все же нужно рассмотреть, как происходит соединение двух любящих людей в лоне церкви. Следует заметить, что само таинство венчания является сравнительно молодой традицией и пришло на Русь где-то в XV-XVI веке. В Византии же это таинство было привилегией только богатых людей, а для более простого сословия существовало благословение епископа и совместное причащение.

На сегодняшний день существует устоявшийся чин венчания, который был сформирован в IX-X веках. И тут следует понять, что возник новый тип брака - это союз навсегда, даже после смерти. Тут перестала существовать возможность даже мысли о другом супружестве. Человек безгранично верил в свой союз и делал все возможное, чтобы его сохранить. Конечно, в наше время все совсем не так, но суть венчания такова.

Само же таинство происходит после обручения будущих супругов. Они должны прийти в церковь с зажженными свечами, стать перед аналоем. Стоящий перед ними священник начинает церемонию с вопросов о твердости их намерений. Если получен утвердительный ответ, то венчание продолжается. Пара благословляется, читаются молитвы, возлагаются венцы на их головы. Далее вновь читаются молитвы, супруги трижды обходят вокруг аналоя вслед за священником.

Следует заметить, что венчание не совершается во время постов, святок, пасхальной недели, во вторник и четверг (среда и пятница считаются постными днями).

В каких случаях можно просить о расторжении церковного брака?

Для расторжения союза нужны веские причины. Развенчание церковного брака возможно в следующих случаях:

  • измена одного из супругов;
  • вступление в брак одного из супругов;
  • отлучение от православия одного из супругов;
  • невозможность родить детей в браке;
  • долгое отсутствие супруга без вестей;
  • психическая болезнь одного из супругов;
  • опасность или уже совершенное насилие в браке над кем-либо из супругов или детей;
  • сильное пристрастие или зависимость от алкоголя или наркотиков и др.

В целом этот небольшой перечень может быть еще дополнен, так как ситуации бывают разные.

Как происходит эта процедура

Теперь рассмотрим развенчание церковного брака, процедура которого не совсем обычна. Как такового церковного развода не существует. Вам просто выдается благословение на новое венчание. Однако дают его с учетом всех причин, по которым предыдущий брак может считаться недействительным.

Процедура такова. Вам необходимо подать прошение в Епархиальное управление. В каждом городе можно найти представительство, куда обратиться. К примеру, развенчание церковного брака в Москве можно осуществить в Новодевичьем монастыре. Туда же и нужно ехать подавать прошение.

Вам понадобятся документы для подачи. Во-первых, возьмите свой паспорт, затем свидетельство о заключении нового брака. То есть повторное венчание возможно тогда, когда вы уже скрепили свой новый союз печатями светского закона. Еще вы должны взять свидетельство о том, что ваш прежний брак расторгнут. Присутствие второго бывшего супруга при расторжении совсем не обязательно, ведь, как было сказано выше, получается благословение на повторный брак.

После того как вы получили разрешение, можете обратиться в любой храм с просьбой вас обвенчать. Но следует знать, что если оба супруга в прошлом уже были венчаны, то таинство будет происходить вторым чином (венцы не возлагаются). Если же кто-то из супругов ранее не был венчан, то церемония проходит, как обычно.

Однако следует знать, что повторное вступление в церковный брак не очень одобряется. Конечно, учитывается то, что все мы не идеальны, имеем большое количество грехов. Существует лишь один случай, когда повторный брак менее порицаем. Это смерть супруга/супруги.

Кто может вновь вступать в церковный брак

Теперь вы знаете, как происходит развенчание церковного брака. Во второй раз венчаться может только не виновный в расторжении предыдущего брака супруг. Тот же, кто был в этом повинен, может вступить в новый союз только после покаяния и епитимии, которую накладывает священник в соответствии с канонами.

Само же венчание уже происходит не так торжественно, как в первый раз. Для тех, кто собирается вступать в брак в третий раз, устанавливается более длительная и строгая епитимия.

Заключение

Как видим, развенчание церковного брака - это совсем не сложная процедура. Однако прежде чем решиться на это шаг, следует задать себе вопрос: все ли вы сделали, чтобы спасти свой союз? Ведь брак не должен быть игрушкой, нельзя пожить сначала с одним человеком, а потом вдруг решить, что он тебе не подходит. Храните семейные ценности, держите свое слово, данное перед алтарем. Если же нет возможности жить с этим человеком и строить отношения, то обратитесь за разводом, обосновав причины. Если они будут найдены весьма убедительными, то вы его получите.

Сегодня многие пары, регистрируя свой брак, предпочитают сопровождать данный процесс красивым обрядом венчания в церкви. И лишь единицы осознают всю серьезность религиозного таинства, а также ответственность, которая возлагается на них после венчания.

Приходя к гражданскому расторжению брачных уз, супруги задаются вопросом: ? В православной церкви предусматривается для этого специальная процедура.

В чем принципиальное отличие «развенчания» от гражданского развода?

Как известно, гражданский развод может совершаться в одной из двух инстанций:

  • в ЗАГСе;
  • в суде.

Это будет зависеть от некоторых обстоятельств, а именно: от наличия несовершеннолетних детей, обоюдного/необоюдного согласия супругов, явки/неявки на назначенные предыдущие заседания и т. д.

Расторжение брака в церковном порядке не имеет градации относительно инстанций. Церковь не осуществляет судебных разбирательств относительно бракоразводных дел, несмотря на наличие или отсутствие у супругов детей. Чтобы получить резолюцию священнослужителя на разрыв брачных уз, достаточно подать ходатайство в епархию .

Важно знать! Развод в церковном порядке совершается уже на основе акта о гражданском расторжении брака: или решения суда.

Где проще развестись: в церкви или гражданских органах?

В некоторых случаях процедура церковного развода может быть существенно проще, чем в гражданском его варианте. Прежде всего, это касается тех случаев, когда расторжение брака проходит в суде.

Судебный процесс более длительный, чем в ЗАГСе и церкви. Разбирательство может продлеваться неоднократно судьей, поскольку оно совершается в случае:

  • наличия несовершеннолетних детей;
  • несогласия одного из супругов на разрыв брачных уз;
  • неявки в ЗАГС.

Несмотря на относительную простоту процедуры, не стоит легкомысленно относиться к вопросу о церковном браке и разводе. Церковь очень негативно относится к фактам разрыва семейных уз, а также их причинам.

К сведению! Желающим «развенчаться» необходимо будет тщательно подготовиться к аргументации причин для этого. Список их ограничен, четко прописан в некоторых церковных актах. В этом заключается сложность процедуры церковного развода, в отличие от гражданского. Обычным желанием супругов здесь не обойтись.

Какими актами церковного законодательства регулируется вопрос развода?

Еще в 1917-1918 гг. Собором Православной Церкви был принят акт – «Определение о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» . Документ определил причины, которые считались «законными» в церковных кругах для прекращения брака между обвенчанными супругами. Данные обстоятельства и сегодня принимаются церковью в качестве весомых поводов для совершения процедуры «развенчания».

Прежде всего, документом, регулирующим вопросы о церковном браке и его расторжении, сегодня являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000). В 10-й главе данного документа – «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности» – излагается позиция церкви по отношению к разводам, процедуре их совершения.

Также в 2000 г. был принят «Устав Православной Церкви», в котором отдельное внимание уделено процедуре разбора бракоразводных дел епархиальными священнослужителями.

Интересно! Православная церковь Московского патриархата приняла решение собрать требования к заключению и расторжению церковных браков в пределах одного специализированного документа – «О церковном браке» (2015). С его проектом можно ознакомиться на официальном сайте религиозной структуры.

Связь между церковным, гражданским и фактическим видами брака

Гражданский брак – это отношения, официально зарегистрированные в специальных государственных органах. Регистрация – принципиальное отличие гражданского брака от фактического – не оформленного в установленном законом порядке.

Интересно! Как оказывается, в наше время ошибочно незарегистрированное сожительство называют гражданским браком.

Церковным браком называются отношения, освященные с помощью специальной церковной процедуры – венчания. В некоторых странах только церковные брачные союзы признаются легальными, такими, которые имеют юридическую силу.

В нашей стране соотношение между этими видами брачных уз таково: гражданский брак наделен юридической силой, которой не имеют остальные виды. Фактические союзы не получают одобрения священнослужителей. Церковный же брак «накладывается» на гражданский: церковь рекомендует сначала официально узаконить отношения между супругами, и только после этого скреплять союз перед Богом .

Что служит основанием для церковного развода?

Если причиной для гражданского развода может стать изъявленное желание супругов или кого-то из них, то для церковной процедуры одного его недостаточно. Чтобы церковь проявила снисхождение и дала разрешение на расторжение брака, необходимы очевидные доказательства того, что семья распалась, а шансов на ее восстановление не существует более.

Одним из наиболее ярких доказательств для церкви может считаться раздельное проживание супругов на протяжении длительного времени.

Безоговорочными причинами, по которым церковь удовлетворяет желание супругов на «развенчание», считаются:

  • конфликты между супругами на почве разных вероисповеданий;
  • признание одним из супругов своей измены;
  • официально подтвержденные в медицинском порядке заболевания одного из супругов: СПИД, сифилис, алкоголизм, наркомания, душевные расстройства;
  • засвидетельствованные врачом неизлечимые проблемы с репродуктивной функцией одного из супругов;
  • аборт без ведома и согласия мужа.

Церковь также предусматривает расторжение брака в том случае, если он был фиктивным, основанным на насильственном принуждении, шантаже и прочих незаконных методах, если имеются соответственные доказательства и признания.

«Развенчание» также разрешается, если совместное проживание супругов становится невозможным в силу чрезмерной конфликтности, применения насилия в семье, покушения на жизнь одного из ее членов (в том числе и ребенка).

Церковные каноны позволяют расторгнуть брак, когда он считается незаконным и согласно гражданским законам:

  • один из супругов на момент регистрации данного брака имел другие нерасторгнутые брачные узы;
  • вступил в следующий брак в процессе данной супружеской жизни;
  • супруги, вступившие в брак, приходятся друг другу родственниками;
  • один из супругов, будучи в браке, начинает отношения с близким родственником.

Важно знать! Снисходительна церковь к одному из супругов и тогда, когда второй пропал без вести и отсутствует пять лет . В этом случае каноны позволяют освободить человека от уз. Это касается и ситуации, когда муж или жена являются серьезными правонарушителями, осужденными на наказание с тяжелыми последствиями (конфискация имущества и т. д.).

Как правильно составить прошение о расторжении церковного брака (образец)?

Чтобы совершить расторжение брака, скрепленного церковным обрядом, необходимо составить и подать специальное прошение на имя епархиального архиерея – представителя епархиального управления .

Данный документ может составляться и подаваться как одним, так и двумя супругами, желающими расторгнуть брак. Чтобы выполнить процедуру правильно, избежать возможных задержек в рассмотрении дела из-за ошибок в заполнении бланка, предлагается ознакомиться с образцом прошения о расторжении церковного брака.

Это достаточно простой по своей структуре документ, не требующий слишком большого количества данных. Чтобы его составить, необходимо указать:

  • фамилии, имена и отчества супругов;
  • дату венчания;
  • место совершения обряда;
  • название храма;
  • причину расторжения брака.

К сведению! Если есть желание на вступление в повторный церковный брак у одного или обоих супругов уже на момент развода, в прошении можно прописать и этот момент: попросить разрешения у епархии, указав данные будущих жены и/или мужа.

Подача прошения о расторжении церковного брака

Итак, как мы уже указывали выше, прошение о «развенчании» подается на имя епархиального архиерея. А это значит, что относить документ следует не в храм, в котором священник совершил таинство венчания, а непосредственно в саму епархию (любого уровня) . Дело будет передано на рассмотрение архиерею, потому что в его компетенции – принимать решения о расторжении уз.

Подавать прошение в епархию можно в любой день недели, кроме выходных. Для этого присутствие обоих супругов не обязательно. Эту процедуру может осуществить кто-то один.

Рассматриваются только те прошения, к которым прилагается установленный пакет документов:

  • копия документа о гражданском разводе (свидетельства);
  • оригинал свидетельства о венчании;
  • копии документов, которые будут обосновывать причину церковного развода (при необходимости);
  • копии паспортов разводящихся супругов.

Важно! Супругам нужно будет лично присутствовать при рассмотрении в назначенное время.

Процедура рассмотрения прошения в епархии

Процедура рассмотрения каждого прошения индивидуальна. Но в ней можно выделить несколько общих шагов:

  • просмотр прошения и прикрепленных к нему документов комиссией в той епархии, куда они были поданы;
  • передача пакета документов представителю высшего (областного) епархиального управления, который будет принимать решение по делу;
  • рассмотрение дела вместе с супругами во время личной беседы.

По своей длительности беседа священнослужителя с супругами не регламентирована никакими документами, как и ее содержание. В течение этого времени супругов будут пытаться всячески примирить.

Если этого сделать не удается, уже бывшим супругам выдается документ с резолюцией священника о прекращении брака.

Повторный церковный брак: миф или реальность?

Относительно повторных браков, церковные каноны достаточно строгие. В результате выполнения определенных требований существует возможность получить разрешение на повторное венчание разведенного с другим человеком. Церковью допускается не более трех браков.

Очередной церковный брак чаще всего разрешается для того супруга, который не был виновником расторжения уз в первом случае. В такой ситуации таинство венчания проходит традиционно, как и в первый раз. Но если оба брачующиеся вступают в церковный брак повторно, то процедура венчания для них будет немного отличаться от первой: на них венцы не будут возлагаться (процедура «вторым чином»).

Церковный канон также предусматривает возможность повторного брака и для «провинившегося» в предыдущем «развенчании». Но для этого необходимо выполнение церковных требований – совершения покаяния путем выполнения епитимий.

Епитимия – это так называемое «наказание», которое налагается церковью для искупления греха виновником «развенчания». По своей форме епитимии могут существенно отличаться:

  • паломничество в святые места;
  • пост;
  • подаяние милостыни и проч.

Срок выполнения епитимии (в среднем от двух до трех лет), ее форму выбирает священник. Она зачастую зависит от меры «греха», который привел к расторжению церковного брака.

По результатам «отбывания церковного наказания» и искупления греха священник принимает решение: удовлетворить или отклонить прошение человека о повторном венчании.

Интересно! Для получения разрешения на вступление в третий церковный брак условия и срок епитимии ужесточаются. При этом у желающего не должно быть детей от первых двух браков, а возраст его не должен превышать 40 лет.

Таким образом, церковный развод – это не вымысел, а реальная процедура, которая совершается церковью. Но в связи с наличием возможности «развенчаться» не стоит легкомысленно подходить к скреплению брачных уз путем церковного таинства. Принимая решение о венчании, нужно руководствоваться не мечтами о красивой церемонии, а серьезностью намерений и готовностью отвечать за свои действия.

Рассказывает священнослужитель

На видео ниже дает ответы на вопросах о развенчании настоятель Храма Святого Василия Великого — отец Аркадий.

Связывая свою жизнь со своей второй половинкой, любой из нас уверен, что это навсегда. Но бывает и так, что в жизни все складывается не так, как хочется нам. Часто, еще не так давно сильно любящие друг друга сердца, которые произносили клятву верности перед Богом, теперь расходятся в разные стороны, становясь абсолютно чужими. Что делать в такой ситуации? Возможно ли осуществить развенчание церковного брака или церковный развод? Возможно ли повторное венчание в церкви с другим супругом?

Союз двух любящих людей, благословлённый небесами, считается вечным, ведь это особый обряд, особое церковное Таинство. Поэтому прежде чем венчаться в церкви молодым людям необходимо очень хорошо все обдумать, это очень ответственное решение, ведь церковь порицает развод. Отсюда в православной религии не существует ни церковного развода, ни обряда развенчания церковного брака. Тем не менее, несмотря на неодобрение, православная церковь в некоторых обстоятельствах может пойти на снисхождение к «грешникам» и дать согласие на повторное церковное венчание (о них ниже). Только в одном случае церковные каноны без порицания разрешают повторно связать священным венчанием с другим избранником – в случае смерти бывшего супруга (супруги), то есть вдовцам или вдовам.

Для проведения повторной церемонии венчания пара, после обычного бракосочетания в ЗАГСе, со свидетельством на руках должна обратиться с прошением в областное Епархиальное управление, поскольку священники без согласия Епархии (архиерея) повторно осуществить это не в силах, у них отсутствуют на это соответствующие полномочия. Адрес этого управления можно узнать в любом храме по месту жительства. Но и в этом случае в Епархиальном управлении выдают благословение на повторное осуществление обряда церковного венчания, никакого права на расторжение (развенчание) церковного брака не выдают. Кроме свидетельства о заключении брака для подачи прошения в епархиальное управление потребуется удостоверение личности и свидетельство о расторжении брака с предыдущим супругом. Кроме того, не должно существовать никаких канонических препятствий для осуществления церемонии. Подавать прошение вправе один супруг, присутствие пары не обязательно. Когда разрешение Епархии на повторный церковный брак будет у вас, можно идти в любой храм и там пройти обряд венчания второй раз.

Процедура повторного венчания несколько отличается от первоначальной. Если венчание оба супруга проходят повторно, то обряд осуществляется что называется «вторым чином», то есть без возложения венцов. В случае, когда только один из супругов проходит церемонию повторно, то обряд осуществляется по всем правилам. Обряд православного церковного венчания (брака) не может быть осуществлен более трех раз.

Причины для осуществления повторного церковного брака.

  • Заболевание проказой, сифилисом или СПИДом.
  • Создание одним из супругов новой семьи (заключение брака).
  • Смена веры одним из супругов (отпадение от Православной веры).
  • Неспособность к брачному сожитию, возникшая до брака как намеренно, так и случайно.
  • Намеренное оставление супруга (супруги) или длительное безвестное отсутствие одного из супругов.
  • Осуждение к наказанию.
  • Противоестественные пороки (мужеложство, рукоблудие, скотоложство).
  • Покушение на жизнь или здоровье супруга (супруги) или совместных детей.
  • Неизлечимая душевная или иная болезнь (в том числе наркомания и алкоголизм), медицински засвидетельствованная.
  • Неспособность к продолжению рода.
  • Венчание родственников или канонических несовершеннолетних (15 лет - для мужчин, 13 - для женщин).
  • Венчание при наличии законной супруги.
  • Заключение брака против воли одного из супругов.
  • Совершение супругой аборта против воли супруга.
  • Снохачество или сводничество.
  • Прелюбодеяние (измена) одного из супругов.
Такие причины, как «не сошлись с супругом характером», «не ладим с родственниками», "неспособность мужа финансово обеспечивать семью" и т.п. являются недостаточными для расторжения церковного брака.

Согласно византийскому праву, измена не являлась мотивом для расторжения брака в случае, если в ней были виновны обе стороны, в случае, когда супруги обоюдно простили друг друга, либо когда срок подачи жалобы истек (пять лет). Благословение архиерея на повторное проведение церковного обряда получит только супруг, не замешанный и не повинный в прелюбодеянии. Лица, виновные в расторжении брака смогут пройти церемонию повторно только после покаяния и выполнения епитимии (паломничество, пост, милостыня и т.п.). Если это третий случай брака срок епитимии увеличивают исходя из канонических правил.

Учитывайте ошибки первого брака и не совершайте их во втором. Наберитесь терпения, сохраняйте чувство любви и нежности друг к другу, идите на компромиссы. Постарайтесь сделать так, чтобы ваша христианская семья существовала вечно.

Упоминание о возможности развода можно найти в Новом Завете. Иисус Христос определяет единственной причиной развода супружескую измену. «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9).
Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам, и особенно детям. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака.
Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради прихоти или для “подтверждения” гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод.
В 3 пункте 10 главы документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» мы можем найти информацию о том, что в 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в “Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак:
отпадение супруга или супруги от Православия,
противоестественные пороки,
неспособность к брачному сожитию, наступившую
до брака или явившуюся следствием намеренного
самокалечения,
заболевание проказой или сифилисом,
длительное безвестное отсутствие,
осуждение к наказанию, соединенному с
лишением всех прав состояния,
посягательство на жизнь или здоровье супруги
либо детей,
снохачество, сводничество,
извлечение выгод из непотребств супруга,
неизлечимую тяжкую душевную болезнь,
злонамеренное оставление одного супруга другим.

В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.
После церковного развода второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с канонами. В любом случае, Церковь благословляет максимум 3 брака.
«Церковный развод» можно получить обратившись в епархиальное управление по месту проживания (для жителей Подмосковья Епархиальное управление Московской епархии находится в Москве, в Новодевичьем монастыре (станция метро "Спортивная") с прошением на имя правящего архиерея имея с собой свидетельство о расторжении гражданского зарегистрированного брака и, если сохранилось, свидетельство о Венчании.