Развитие интеллекта у детей. Способы развить интеллект самостоятельно Система развития умственных способностей ребенка

Развитие моторики (прежде всего мелких, «филигранных» движений, в которых задействованы пальчики) как условие развития речи и интеллекта: упражнения, пальчиковые игры

Возраст ребенка от рождения до 2-3 лет можно определить как раннее детство. Ранее эта возрастная категория полностью находилась в ведении медиков, которые отслеживали развитие ребенка, больше заботясь только его физическим состоянием. Тогда считалось, что в раннем детстве не стоит особо уделять внимание умственному, речевому и эмоциональному развитию. Сейчас детскими психологами и педагогами доказана важность раннего возраста. Она заключается в том, что в раннем детстве психика ребенка наиболее восприимчива и чувствительна к всевозможным внешним воздействиям и бурно развивается под их влиянием. Именно в первый год жизни ребенка начинается активное проявление эмоций, интеллекта, формирование двигательных навыков, речи и личности в целом. Именно в первый год жизни ребенка происходит самое бурное развитие всех функций организма. В раннем детстве мозг ребенка невероятно пластичен, что помогает ему все очень быстро запоминать.

В психическом развитии ребенка от рождения до 2—3 лет основное участие принимают органы чувств (зрение, слух, осязание). Ребенок чему-то учится, когда прикасается к предметам, слушает, видит, общается.

Для детей раннего возраста есть множество игрушек и специальных игр, которые способствуют развитию умственных способностей малыша, моторики, а также многих других функций организма. Примером одной из таких игрушек может служить пирамидка, с помощью которой ребенка можно научить классификации предметов по размеру и познакомить с такими понятиями, как «большой — маленький». Также с помощью разноцветных колец пирамидки ребенок учится различать цвета; при пересчете колец пирамидки возможно обучение ребенка счету; при нанизывании колец на штырь пирамидки происходит развитие мелкой моторики.

С пирамидкой может играть 1,5—2-летний малыш. При этом к 2,5—3 годам ребенок уже самостоятельно должен уметь собирать пирамидку с учетом величины ее колец.

Для развития моторики пальцев рук, а также зрительного восприятия можно использовать такую игрушку, как мягкий конструктор. Задача ребенка, который собирает мягкий конструктор, — наиболее правильно соотнести между собой части конструктора, собрав их в единое целое.

Для развития моторики может использоваться и такая игра, как бирюльки. Бирюльки — это мелкие деревянные фигурки. Эта игра подходит для детей 1,5—2-летнего возраста. Играть в нее можно несколькими способами. Приведем пример одного из них: бирюльки высыпаются горкой на ровную поверхность. Игроки берут палочки-крючки и в порядке очередности цепляют фигурки крючками, стараясь при этом не задеть остальные фигурки. Цель игры состоит в том, чтобы растащить фигурки и не дать горке рассыпаться. Если кучка все-таки развалилась, то игра начинается сначала.

Не менее важную роль в развитии моторики оказывает рисование. Для малышей производятся специальные краски для рисования пальчиками. Рисование именно пальчиками развивает мелкую моторику рук, оказывает влияние на развитие интеллекта малыша, дает наиболее сильное восприятие цвета. Кроме того, сам процесс рисования положительно влияет на настроение и поведение малыша, обостряет ощущения и оказывает стимулирующее действие на интеллектуальную деятельность ребенка.

У большинства производителей товаров для детей краски такого плана безвредны и съедобны, но содержат горькое, но совершенно безопасное для организма вещество, чтобы у детей не возникало желания пробовать эти краски на вкус.

Развитие моторики невозможно без использования пальчиковых игр. Всем давно известно, что пальчиковые игры очень полезны. Они улучшают координацию мелких движений, при этом саморазвитие мелкой моторики стимулирует работу речевых центров малыша. Немаловажную роль играет и то, что приговаривают и припевают взрослые во время игр с малышом. Это хорошо запоминается малышом и также оказывает благотворное влияние на развитие речевых функций ребенка.

Улитка

Игра, конечно, не дает точных знаний об улитках, но... от пальчиковых игр это вообще-то и не требуется.

Упражнение 1

Руки малыша находятся на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает, как бы изображая раковину улитки. Одновременно говорим следующий текст:

Улитка-улитка,

Отвори калитку, выходи из дома,

Будем знакомы!

После того как прочитано четверостишье, нужно быстро протолкнуть кулачок ребенка наружу — теперь он не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, при этом запястье за кулачком крепко охвачено ладонью другой руки.

Упражнение 2

Помогаем ребенку разжать два пальца кулачка. Улитка получится правдоподобнее, если разжать безымянный и мизинец. Но если малыш разжимает указательный и средний или даже всю ладошку, то не стоит его поправлять и тем более ругать. При этом произносим такое четверостишье:

Улитка-улитка,

Высунь рога —

Дам пирога!

Упражнение 3

«Улитка-улитка, пошли гулять!» — в этом упражнении «улитка» только шевелит рожками, как бы обдумывая предложение. Не нужно долго тянуть время на раздумье «улитки», так как дети, особенно маленькие, очень быстро устают.

Упражнение 4

«Поползли, поползли, поползли» — «улитка» ползет по предплечью, а затем по плечу. Так как «ракушку» улитка за собой тащить не может, то «ракушка» незаметно исчезла.

Упражнение 5

«Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!» — рожки «улитки» щекочут ухо или шею. Затем игра повторяется, но уже с другой рукой.

Капуста

Игра называется «Капуста». Если малышу заранее показать процесс шинкования капусты, то ему будет понятнее. Попутно можно рассказать о том, что капуста — овощ, что есть и другие овощи. Можно указать на то, что капуста круглая, шарообразная, есть еще другие геометрические фигуры — треугольник, квадрат. Можно найти в доме еще что-нибудь похожее на капусту-шар: мячик, арбуз. Таким образом, малыш не только будет развивать мелкую моторику, но и получит множество полезной информации в игровой форме.

Упражнение 1

Ладошки ребенка движутся параллельно друг другу и делают в воздухе рубящее движение:

Мы капусту рубим, рубим.

Упражнение 2

Малыш сжимает пальцы в кулачки и трет ими друг друга:

Мы капусту трем, трем.

Упражнение 3

Ребенок соединяет пальцы обеих рук и «солит» щепоткой:

Мы капусту солим, солим.

Упражнение 4

Затем малыш сжимает и разжимает пальчики:

Мы капусту жмем, жмем.

Для того чтобы игра пошла интереснее, малыша можно привлечь к настоящему процессу засолки капусты: солить, мять.

Рыбка

Упражнение 1

Малыш соединяет ладошки обеих рук и делает плавные движения:

Рыбка в озере живет.

Рыбка в озере плывет.

Упражнение 2

Ребенок разъединяет ладошки и ударяет по коленкам:

Хвостиком ударит вдруг.

Упражнение 3

Ребенок соединяет ладошки у основания и хлопает:

И услышим мы — плюх, плюх.

Зоопарк

Не всегда у взрослых есть время и возможность поиграть с малышом. Научите ребенка простым фигурам из пальчиков (обязательно проговаривайте название пальцев), ему будет интересно играть самому. Можно придумать какие-нибудь рифмованные присказки. Поручите это старшим детям, и они с удовольствием включатся в совместное творчество. Можно найти готовые стихотворения, например, А. Барто или Б. Заходера.

Упражнение «Зайка»

Малыш соединяет пальцы в кулачок, выпрямляет указательный и средний палец в виде буквы V — это ушки «зайчика». Можно ушками помахать, можно поднять или опустить ушко. Вначале предложите ребенку изобразить одного зайчика на правой руке, затем одновременно двух зайчиков. Можно придумать целую сказку, разыграть маленький спектакль.

Упражнение «Уточка»

Ребенок соединяет пальцы в кулачок, вытягивает указательный и большой палец в сторону и соединяет их вместе. Это клювик «уточки». Сверху указательного пальца укладывается средний палец (с первого раза сделать это трудно), а безымянный и мизинец поджимаются внутрь. Вся кисть — голова «уточки».

Упражнение «Ежик»

Ребенок соединяет пальцы обеих рук в замок и растопыривает «иголки»-пальцы.

Божья коровка

Упражнение 1

Ребенок сжимает правую руку в кулачок, левой рукой накрывает его сверху, ладони обеих рук соединены у основания:

Божья коровка — черная головка!

Упражнение 2

Малыш распрямляет кисти рук, не разъединяя основания ладоней, и помахивает пальцами, как крылышками:

Улети на небо, принеси нам хлеба.

Упражнение 3

Ребенок разъединяет руки, поворачивая их, то ладошками, то тыльной стороной:

Черного и белого, только не горелого!

Пекарь

Упражнение 1

Малыш укладывает руки на стол и месит воображаемое тесто (заранее покажите малышу, как это делается, можно дать ему в руки кусок глины или настоящее тесто):

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Упражнение 2

Ребенок поворачивает ладошки и ребрами ладоней стучит по столу по кругу, «лепит» каравай:

Испеку каравай...

Упражнение 3

Ребенок широко открывает ротик:

Только ротик разевай!

Ладошки

Упражнение 1

Ребенок укладывает ладошки на стол и плотно прижимает их к поверхности. Ладошки приклеились.

Упражнение 2

Ладони остаются прижатыми к столу, а малыш шевелит каждым пальцем по очереди, а затем барабанит всеми пальцами одновременно.

Упражнение 3

Малыш «разглаживает» ладошками поверхность стола, не отрывая ладоней.

Белка

Упражнение 1

Малыш сжимает кулачок, распрямляет большой палец и качает им из стороны в сторону. Затем под стихотворные строчки он постепенно разжимает кулак, по очереди дотрагиваясь большим пальцем до указательного, среднего, безымянного и мизинца:

Сидит белка на тележке,

Раздает она орешки:

Лисичке-хитричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

Упражнение 2

Ребенок размахивает ладонями:

Кому в платок...

Упражнение 3

Малыш накладывает одну ладошку, соединяя у основания, и раздвигает руки (как пасть у крокодила):

Кому в роток...

Упражнение 4

Ребенок складывает ладошки чашечкой:

Кому в лапочку...

Прогулка

Эту игру нужно повторить с малышом много раз, для того что бы пальчики привыкли к нужному положению. Даже если получится не все сразу, продолжайте играть с малышом.

Упражнение 1

Малыш выдвигает перед собой ладошки, выпрямляет пальцы, плотно прижимая их друг к другу:

Засиделись в доме братцы.

Упражнение 2

Ребенок отодвигает мизинец в сторону, на несколько секунд оставляя его в этом положении, и сдвигает его на место:

Решил младший прогуляться...

Упражнение 3

Малыш отодвигает мизинец и безымянный палец в сторону, на несколько секунд задерживает и возвращает на место:

Да скучно ему гулять одному,

Зовет он братца вдвоем прогуляться.

Да скучно им гулять двоим.

Упражнение 4

Ребенок отодвигает в бок три пальчика:

Зовут они братца

Втроем прогуляться.

Упражнение 5

Малыш соединяет пальцы в щепотку, затем сжимает в кулачок:

Грустно старшим сидеть в избе.

Зовут они братцев домой к себе.

Конечно, для младенцев не подойдут все вышеописанные игры и игрушки. Развитие мелкой моторики у грудных детей можно начинать с пальчиковой гимнастики, воздействуя тем самым на активные точки, которые, в свою очередь, оказывают влияние на кору головного мозга. Основу пальчиковой гимнастики составляет массаж пальчиков рук и ладошки в целом. В первый месяц жизни ребенка его ручки сжаты в кулачки. В течение последующих 6 месяцев малыш учится раскрывать кулачок и сжимать его, с интересом подолгу рассматривает свои ручки, может держать игрушку одной ручкой, трясти ее или перекладывать из одной руки в другую. В возрасте от 6 месяцев до года малыш все более оттачивает и совершенствует приобретенные им навыки. Если сначала он захватывал игрушку всей ладошкой, то теперь старается взять ее двумя пальцами и пытается показывать указательным пальцем на игрушки или другие окружающие предметы. Для малыша очень важны кажущиеся взрослому ненужными и глупыми такие детские игры, как «Ладушки» или «Гуси-гуси, га-га-га...» Если малыш еще не научился лепетать, но уже умеет бойко стучать ладошками, услышав знакомый ритм, он старательно повторяет окончания слов, заливается звонким смехом. Если на первых порах, когда взрослые только начинают показывать малышу незамысловатые движения «Ладушек», малыш не может попасть ладошкой, то чем больше родители уделяют времени этому занятию, тем заметнее результат: ребенок все чаще попадает ладошкой о ладошку. Именно с помощью «Ладушек» развивается координация, моторика пальцев, и они очень полезны для развития мышления и речи. Помимо всех упомянутых навыков, эти забавы еще формируют чувство ритма и даже музыкальный слух.

Предлагаем родителям несколько упражнений пальчиковой гимнастики, из которых они смогут выбрать те, которые подходят малышу по возрасту.

1. Ребенок соединяет ладони перед собой, левую ладонь поднимает вверх, проглаживает, как утюжком, правую, захватывает пальцы правой ладони и плотно сжимает их. Затем упражнение повторяется с правой ладонью (рис. 1).

2. Малыш плотно сжимает пальцы обеих рук в кулачки и резко разжимает их, разводя пальцы в сторону (рис. 2).

3. Ребенок прижимает ладони к поверхности стола и барабанит пальчиками, как на пианино. Затем малыш отдельно каждым пальчиком стучит по столу 5—6 раз, не отрывая ладоней от поверхности (рис. 3).

4. Малыш сжимает пальцы в кулаки и делает вращательные движения кистями по часовой стрелке (4 — 5 раз) и против часовой стрелки (4—5 раз). Затем кулачки разжимаются, и ребенок встряхивает кистями (рис. 4).

5. Ребенок соединяет большой и указательный пальцы правой руки в кольцо (знак о,кей), затем резко разъединяет пальцы, после чего соединяет большой и средний пальцы в кольцо и резко разъединяет. Это упражнение проводится со всеми пальцами правой и левой ладони. В конце упражнения ребенок встряхивает кистями (рис. 5).

6. Малыш соединяет большой, средний и безымянный пальцы в кольцо. Мизинец и указательный пальцы остаются прямыми (своеобразная коза). Пальцы распрямляются, затем в кольцо соединяются большой, безымянный и мизинец, среднии и указательный — прямые. Упражнение можно выполнять как по очереди на одной и второй руке, так и одновременно на обеих руках. В конце упражнения ребенок встряхивает ладошками (рис. 6).

7. Малыш массирует (это может сделать и взрослый) круговыми движениями от ногтя к ладони пальчики правой, затем левой руки (рис. 7).

Кроме традиционных пальчиковых игр и упражнений, мелкую моторику рук можно развивать по-другому. Приведем несколько примеров игр на развитие мелкой моторики с учетом возраста ребенка. Как уже отмечалось, именно в первый год жизни ребенка его умение совершать мелкие движения пальцами играет важную роль в психическом здоровье, поэтому очень важно, чтобы ручки малыша своевременно развивались. А этому способствуют следующие игры.

Игра «Пушистая, шершавая, мягкая»

Эта игра подходит детям со второй недели жизни. Она развивает представление ребенка о различных фактурах или свойствах некоторых предметов. Это представление дается малышу с помощью прикосновений ручками к различным вещам.

Для игры понадобится перчатка с нашитыми на каждом пальце кусочками различной материи. Можно использовать шерстяной, шелковый или вельветовый лоскутки, а также мех. Помимо кусочков ткани, на перчатку можно нашить крупные пуговицы.

Чтобы малыш мог более полноценно ощутить разницу, нужно обрезать кончики пальцев у перчатки. Тогда ребенок сможет понять разницу между различными видами фактур и кожей пальцев.

Руку с надетой перчаткой пододвигают близко к ребенку, чтобы тот мог потрогать ее. Кусочки ткани и пуговицы должны быть очень крепко пришиты, чтобы ребенок не мог их оторвать.

Каждое прикосновение к перчатке должно комментироваться взрослым. Например, мех мягкий, шерсть шершавая, пуговица гладкая.

Игра может проводиться вплоть до 7 месяцев. Можно по мере взросления ребенка немного видоизменять перчатку: пришить другой материал, пуговицы более мелкого размера и т. Д.

Начиная с седьмого месяца жизни, малыш овладевает новыми движениями рук, он осознает, что у него две руки, и старается пользоваться ими, извлекая из этого максимальную пользу для себя. Для игр с малышом в этом возрасте хорошо подойдут кубики, игрушки с мягкой набивкой, очень мягкие мячи.

Ребенок продолжает все тянуть в рот, поэтому игрушки не должны быть маленькими, чтобы малыш не мог их проглотить.

Игра «Давай потрогаем»

Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук, умению различать окружающие предметы. Все, что необходимо для этой игры, — это предметы домашней обстановки с различными поверхностями.

Нужно взять малыша на руки и пройтись с ним по комнате. Во время этой, так сказать, прогулки, нужно знакомить малыша с вещами, которые находятся в доме, и, что очень важно, давать малышу их трогать, различать на ощупь. В то время, пока малыш исследует очередной предмет, нужно называть этот предмет и его фактуру. Например, холодильник — холодный, пол — твердый, стол — гладкий и т. д.

Развитие мелкой моторики рук ребенка в возрасте от года до 2 лет включает в себя обучение малыша отвинчивать крышки, нанизывать предметы на веревочку, наливать воду в емкость, разрывать бумагу и т. д. Нужно в этот возрастной период учить малыша простейшим навыкам самообслуживания, таким как снимать колготки, носочки, пользоваться ложкой и вилкой. В этом возрасте у ребенка должны быть такие игрушки, которые можно было бы раскручивать на детали. Для развития моторики обязательно среди игрушек малыша должны быть простейший конструктор и пирамидки.

Игра «Прищепки в корзинке»

Эта игра помогает развитию мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего. Прежде чем приступать к игре, следует обязательно показать ребенку, что и как нужно делать.

Для игры потребуется небольшая корзинка или картонная коробка и несколько разноцветных прищепок.

Прищепки высыпаются в коробку. Малышу предлагается вытаскивать по одной прищепке и, взяв ее тремя пальцами, прищеплять за края коробки. Для ребенка более старшего возраста игру можно усложнить, предложив прикреплять прищепки в определенной цветовой последовательности. Можно дать малышу круглую картонку, и тогда прищепки станут лепестками цветочка. А если малышу показать образец, затем убрать его и попросить повторить последовательность лепестков-прищепок по цветам, игра будет способствовать не только тренировке пальцев, но и памяти.

Игра «Собери в волшебную коробочку»

Напоминаем еще раз, что с мелкими предметами нужно играть только под присмотром взрослых, чтобы они не оказались во рту у малыша. Для игры нужно смастерить «волшебную» коробку. Подойдет любая картонная коробка (шляпная, обувная), которую можно обклеить фольгой, цветной бумагой или раскрасить во все цвета радуги.

В стенках коробки прорезываются разные по размеру и форме отверстия. Понадобятся также различные мелкие предметы. Для безопасности можно подобрать съедобные объекты (изюм, фигурные макароны, мелкое фигурное печенье, хлопья, мармеладные фигурки). Мелкие предметы высыпаются на поверхность стола (в случае если они съедобные) или на пол. Лучше всего высыпать их на лист ватмана, что бы удобнее было собирать всю эту мелочь после завершения игры. Малыш рассматривает предметы и сортирует по размерам отверстий, его задача — собрать все предметы и растолкать по нужным отверстиям. Если взять коробку побольше, то предметы можно подобрать большего размера: малышу будет удобнее их собирать и играть с такими предметами неопасно. Можно использовать катушки разных цветов, прищепки, маленькие мячики для пинг-понга, коробочки и флаконы из-под духов, фломастеры, конфеты. Вместо картонной коробки можно использовать пластиковую упаковку из-под торта, тогда малышу будет видно, что внутри, игра станет гораздо интереснее.

Игра «Что внутри?»

Для игры понадобится плотный мешочек подходящего размера. Внутрь прячется предмет, хорошо знакомый малышу. Ребенок через ткань должен определить, что находится внутри.

Игра «Спрячем секретик»

Для игры понадобится картонная коробка, на дно которой высыпается чистый песок или рис. В него закапывается какой-нибудь мелкий предмет. Малыш, перебирая песок (рис или манку), пальчиками должен найти «секретик». Если в рис (манку) закопать конфетку, орешек или печенье, «секретик» можно съесть.

Игра «Все по домикам»

Для игры понадобится коробка из-под конфет с пластиковой вставкой — ячейками для конфет, разноцветные пуговицы всевозможных форм и размеров. Пуговицы высыпаются на поверхность стола, и малыш укладывает их в ячейки. Для самых маленьких подойдет простое задание: уложить пуговицы в ячейки произвольно. Для детей постарше можно усложнить задачу, вложив в ячейки разноцветные картонные кружочки. Например, ряд красных, ряд синих, ряд желтых, ряд белых. Малыш должен укладывать пуговицы в ячейки согласно цветному кружочку. Вместо пуговиц можно использовать грецкие орехи, завернутые в разноцветную бумагу (орех сложнее затащить в рот и незаметно проглотить). Если для игры используются пуговицы разных форм, можно уложить в начало каждого ряда ячейки по образцу (ряд треугольных, ряд круглых, ряд квадратных) и предложить ребенку разложить пуговицы по заданному образцу. Из разноцветных пуговиц можно выложить узор по образцу, а можно дать волю воображению ребенка.

Игра «Фасолинки внутри»

Для игры понадобится несколько старых ручек или фломастеров с прозрачным корпусом. Заранее необходимо вытащить стержень или сердцевину из них. Малыш должен заполнить корпус ручки или фломастера разноцветными мелкими фасолинками (цветными фигурными макаронами) по заданному шаблону. Например, красная, черная, белая фасолинка или две красные три белые и т. д. Если закрыть корпус колпачком, то получится музыкальный инструмент или погремушка, с которой малыш будет играть с большим удовольствием.

Игра «Рыбалка»

Для игры понадобятся небольшие предметы с дырочками (это «рыбки»), длинный карандаш или деревянная палочка (в качестве удочки), коробка. Игрушки раскладываются на столе или на полу, малыш берет в руки палочку и с ее помощью цепляет (ловит) игрушки. Каждую игрушку ребенок перекладывает в коробку, не дотрагиваясь рукой. Вместо игрушек можно использовать кольца от пирамидки.

Игра «Мозаика из подручных средств»

Для игры понадобятся мелкие камешки (можно с морского или речного берега), мелкие шишечки, фасолинки, засушенные цветы, рис, фигурные макаронные изделия, различные семена. Малыш выкладывает из этого подручного материала свой узор, можно воспользоваться трафаретом, созданным взрослыми. Можно начать с каких-нибудь простых рисунков, таких как солнышко, мячик, божья коровка, домик, грузовичок. Если по плотному картону или деревянной дощечке раскатать пластилин, то мозаику можно укладывать на него. Такую картинку можно даже повесить на стенку или подарить друзьям. Можно кусок картона густо смазать жидким канцелярским клеем и сверху ссыпать на нее семена и зернышки (проклеивать нужно по заранее нанесенному контуру).

Игра «Скатаем коврик»

Хорошим тренингом для детских пальчиков служит совсем несложное упражнение — скатывание и раскатывание чего-ни- будь в рулон. Для этой игры понадобится небольшой коврик или кусок плотной ткани шириной 50—60 см. и длиной 1—1,5 м (смотрите что бы малышу было удобно). Игра состоит в том, что ребенок должен скатать и раскатать коврик в рулон. Затем в середину коврика можно положить какой-нибудь предмет и снова закатать и раскатать коврик. Эту игру с пола можно перенести за стол, если скатывать не большую ткань, а носовой платок или лист бумаги.

«Игрушка с наполнителем»

В продаже сейчас имеется большое количество специальных мягких игрушек с различными наполнителями для развития мелкой моторики. Малыш массирует свои пальчики, разминая в них игрушку, которую можно сшить своими руками. Вместо игрушки можно сшить несколько мешочков из плотной ткани и наполнить их различным материалом: горохом, фасолью, камешками, бусинами, пуговицами, любой крупой. Главное, чтобы мешочки были хорошо зашиты.

Развитие интеллекта ребенка напрямую зависит от его памяти, поэтому память необходимо тренировать и с этим хорошо справится стихи, рассказы, сказки, картинки и прочее.

Память ребенка очень необычная вещь, она может работать на полную до 7 лет. Это связано с тем, что мозг у ребенка очень пластичен и способен очень многое запоминать в дошкольном в возрасте. Поэтому очень важно развивать ребенка, тем самым помогая ему узнавать больше нового и полезного.

Есть несколько упражнений, которые способны не только развить интеллект ребенка, но и память. И лучше всего превратить эти упражнения в увлекательную игру, которая вызовет большой интерес у ребенка.

Для того чтоб ребенок полюбил книги, родители должны заранее позаботиться о детской библиотеке у себя дома. Необходимо приобрести много ярких иллюстрированных книг и читать малышу их с самого раннего возраста. Пусть он пока их не очень понимает, но он слышит интонацию голоса, рассматривает яркие картинки, потихоньку привыкая к книгам и к чтению.

Для того чтоб начать упражнения с книгами, необходимо взять книгу наугад, и прочитать первые слова в каждой строчке. Затем попросить ребенка вспомнить эти слова. Начинать можно с пяти слов, постепенно увеличивая их количество.

Цепочка слов

Для этого необходимо сесть перед ребенком и назвать ему десять случайных слов, которые совершенно несвязаны друг с другом. Лучше всего если эти слова будут хорошо знакомы ребенку. Например: телефон, мультики, кукла, чашка, дом, кошка, качели, магазин, озеро, диван. Затем необходимо попросить ребенка повторить эти слова, если у него не получится, то количество слов в цепочке необходимо сократить до пяти. Когда он с легкостью будет справляться с цепочкой слов, можно усложнить задание, попросить назвать слова в обратном порядке. Разбавить слова можно числами, только числа не должны быть большими, и малыш должен быть с ними знаком.

Парные ассоциации

Необходимо придумать для ребенка парные слова ассоциации (озеро – вода, курица – яйцо, небо – облако и прочее). Ребенок должен их запомнить, для лучшего эффекта, слова можно повторить несколько раз. Затем необходимо назвать только одно слова, чтоб ребенок сказал самостоятельно второе слово.

Такая игра поможет ребенку создавать ассоциации, придумывая с чем можно сравнить определенное слово, которое необходимо запомнить. Придумывать ассоциации, один из самых действенных и эффективных метилов для того чтоб развить память.

Развитие зрительной памяти

Для ребенка очень важна зрительная память, потому что в возрасте 6-7 лет ему необходимо идти в школу, где большинство информации в процессе обучения ребенок воспринимает глазами. Поэтому родителям необходимо заранее заняться тренировкой зрительной памяти, наблюдательности и внимания.

Для начала родителям необходимо знать, как у ребенка развита зрительная память. Хорошо ли он запоминает лица людей, дорогу, когда с ним идут в незнакомое место. Может ли ребенок рассказать из чего состоит его комната и что в ней находится и где стоит. Может ли он по памяти описать какой-либо предмет, в деталях рассказать о нем и о его цветах.

Даже если ребенок со всем этим справляется легко, не прилагая особых усилий, все равно необходимо заняться развитием зрительной памяти, чем она острее, тем легче ребенку будет даваться учебный материал в школе.

Некоторые детки обладают хорошей фотографической памятью с рождения. Только лишь взглянув на картинку они с легкостью могут в мельчайших деталях рассказать, что на ней изображено. Фотографическую память у ребенка можно и развить и чем раньше родители этим займутся, тем лучше и быстрее будет результат у их ребенка.

Воображаемая картина

Необходимо посадить ребенка и поставить перед ним определенный предмет, например, какую-нибудь игрушку. Пусть малыш внимательно на неё посмотрит в течении 20-30 секунд, затем закроет глаза и попробует представить эту игрушку в подсознании. С первого раза у ребенка может не получиться представить картинку с игрушкой. Для этого пусть он опять откроет глаза и посмотрит на игрушку. Для того чтоб это упражнение у ребенка получалось все лучше и лучше потребуется время, ежедневные тренировки помогут малышу четко видеть картинку. Для того чтоб ребенку было интересно желать это упражнение, можно придумать сказку про то что сыщики постоянно используют этот метод, и он помогает им раскрыть преступления.

Взрослым так же полезно вместе с малышом тренировать зрительную память.

Рисунок по памяти

Рисунок по памяти - это продолжение предыдущего метода, только после того как ребенок нарисовал у себя в голове изображение, необходимо убрать игрушку и попросить ребенка изобразить на бумаге то что он увидел у себя в голове. Если рисунок получится не очень похожим это не важно, родителей должны интересовать не схожесть игрушки с оригиналом, а точность деталей, таких как цвет, понимание размеров и другое. Если ребенок не хочет рисовать, то можно попросить его рассказать словами о картинке что находится у него в голове, чтоб он как можно детальней описал предмет.

Словесный портрет

Необходимо попросить малыша вспомнить лица близких ему людей, с которыми он часто бывал в контакте. Пускай он постарается описать их лица, или хотя б детали лица (цвет волос, глаз, форму лица). Если у него это не получится, то можно перед ним разложить фотографии чтоб он внимательно на них посмотрел и запомнил детали лица каждого человека. Вначале пусть он запоминает только некоторые детали, а уже со временем все лицо. Это ему поможет в будущем хорошо запоминать лица людей, с которыми ему придется учится и работать.

У девочек, запоминать лица получается гораздо лучше, потому что они внимательней к деталям внешности человека.

Соревнования в наблюдательности

Для этой увлекательной игры необходимо взять пять разных предметов и накрыть их полотенцем или другой тканью, затем на 10 секунд убрать полотенце чтоб малыш мог запомнить предметы, затем снова накрыть. Потом необходимо попросить малыша назвать предметы, которые он видел и как можно точнее описать их. Со временем количество предметов можно увеличивать. Играть можно с несколькими участниками, для того чтоб они соревновались в своей наблюдательности. Такая игра хорошо подойдет для детей в дороге, в очереди к врачу, в гостях.

Так же можно вместо предметов использовать различные карточки с рисунками, игральные карты, костяшки домино. И чтоб он по памяти рассказал, что было изображено или сколько знаков он увидел.

Речевой слух

К четырем годам у ребенка полностью сформировывается слух. Он уже умеет вслушиваться в чужую или свою речь, выделять при этом звуки в слогах. Понимает где находится та или иная буква (где стоит буква Ш в слове коШка, в начале, середине или конце?), без труда из звуков может составить слово.

Родители должны уделять большое внимание речевому развитию ребенка, особенно это касается тех деток, которые не способны в 4 года определять звуки в словах, и у которых имеются нарушения речи.

Стоит обратиться к логопеду, если у малыша имеются нарушения:

— Малыш заменяет звуки в речи, такие как о – у, ц – ч – щ, р – л, й – ль, парных согласных – глухих и звонких, свистящих и шипящих.

— Ребенок пропускает буквы в словах или заменяет её похожей по звучанию.

— В возрасте 5 лет ребенок не говорит букву Р.

— Ребенок допускает очень большие оговорки в предложениях, при этом в некоторых буквах сильно запинается.

Баланс и развитие интеллекта ребенка

Не нужна стремится учить ребенка чтению, письму, счету, иностранным языкам слишком рано. За все эти занятия отвечает левое полушарие ребенка, у детей в возрасте до 7 лет больше должно доминировать правое полушарие, так как оно отвечает за мышление, эмоции и воображение. Если ребенка совсем в младшем возрасте начинать активно развивать, это может привести только к плохим последствиям.

Родителям важно обеспечить гармоничное развитие своего малыша, поэтому не стоит учить его читать в возрасте 4 лет, ведь глазки малыша ещё не способны к такой зрительной нагрузки. И в столь раннем возрасте читать сказку для ребенка очень большой труд, что он не в состоянии понять смысл прочитанного. Лучше если чтением займутся родители, а ребенок у себя в голове представит сказку.

Интеллект - качество не только врождённое, но и приобретённое. Психолог Ричард Нисбетт даёт советы о том, как его приобрести, улучшить и передать своему ребёнку

Ричард Нисбетт: способыспособов и правил, которые помогут вам повысить интеллектуальный уровень своего ребёнка

Интеллект - качество не только врождённое, но и приобретённое. Психолог Ричард Нисбетт даёт советы о том, как его приобрести, улучшить и передать своему ребёнку.

Долгое время считалось, что интеллект целиком определяется наследственностью. Воспитание и образование если и оказывают какое-то влияние на интеллектуальные способности, то несущественное. Школы и университеты передают определённый набор знаний и помогают освоить специфические операции вроде счёта и письма, но не делают людей умнее. Если ты умный, то это у тебя «гены такие». Сегодня этот взгляд полностью опровергнут.

Многие выводы о главенстве наследственных факторов были основаны на банальных ошибках. К примеру, учёные сравнивали близнецов, которые с самого раннего возраста воспитывались в разных семьях. Различие в уровне интеллекта между ними было минимальным. Из этого следовал вывод: воспитание и окружение не имеют большого значения. Но исследователи не учли, что семьи, которые берут на своё попечение приёмных детей, тоже почти не отличаются друг от друга - всё это семьи с достаточно высоким доходом и уровнем образования.

Люди становятся умными не потому, что у них «гены такие», а потому, что у них была возможность такими стать.

Это совсем не означает, что наследственность ни на что не влияет, или что ребёнок - «чистая доска», на которой семья и окружение могут изобразить то, что им вздумается. Врождённые способности имеют значение. Но то, как вы будете их использовать и развивать - не менее важно.

Основываясь на многочисленных исследованиях психологического развития детей, известный психолог Ричард Нисбетт из Мичиганского университета (США) в книге «Что такое интеллект и как его развивать» предложил несколько способов и правил, которые помогут вам повысить интеллектуальный уровень своего ребёнка .

Интеллект формируется до наступления периода зрелости, но поддерживать его необходимо и в более позднем возрасте, поэтому эти правила будут полезны и взрослым.

1. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Хотя будущие мамы могут волноваться, что физические упражнения рискованны, есть данные, что они повышают интеллект новорожденного без всякого риска, как для матери, так и для ребёнка.

В прекрасно организованном исследовании 40 беременных женщин, привыкших часто и активно выполнять физические упражнения, половину из них учёные попросили энергично упражняться не менее трех раз в неделю - бегать, заниматься аэробикой, кататься на лыжах. А другой половине предложили ограничить нагрузки ходьбой.

К пяти годам IQ детей занимавшихся женщин был на 9 пунктов выше. Исследование, пожалуй, имеет смысл повторить, так как такая разница кажется неправдоподобно большой.

Физические упражнения полезны для ребенка, для будущей матери и вообще для всех. Тренировка крупных мышечных групп действительно способствует более интенсивному росту нейронов, а эксперименты - по крайней мере, на животных - показывают, что физические упражнения улучшают кровоснабжение головного мозга. Упражнения положительно влияют на интеллект, даже если начать заниматься относительно поздно.

У пожилых людей, которые занимаются физкультурой, способности к решению задач сохраняются на неизменном уровне дольше, чем у тех, кто ведет менее активный образ жизни.

<...> Силовые тренировки в сочетании со специальными нагрузками для сердца полезнее, чем только специальные упражнения . Те, кто регулярно занимается физкультурой в зрелом возрасте, в три раза реже становятся жертвами болезни Альцгеймера в возрасте старше 70 лет по сравнению с теми, кто не занимается. Даже начав заниматься после 60 лет, вы снижаете риск болезни Альцгеймера вполовину!

2. ТРЕНИРОВКА ПОДВИЖНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Вопреки распространённому мнению, компьютерные стрелялки не снижают, а иногда даже повышают уровень интеллекта.

Улучшить подвижный интеллект можно при помощи разных видов деятельности, причём не только в детском возрасте.

Вспомните, что такое подвижный интеллект: это способность к решению нестандартных задач, где выученные ранее правила и понятия могут оказаться бесполезными.

К задачам такого типа относятся Прогрессивные матрицы Равена. В этом тесте испытуемому предлагаются геометрические фигуры, изменённые определенным образом, и он должен оперативно вывести правило, на основании которого можно будет предсказать следующий этап трансформации этих фигур. К занятиям, стимулирующим развитие подвижного интеллекта, относятся компьютерные игры, тренирующие контроль внимания и рабочую память.

Нейрофизиолог Розарио Руэда и ее коллеги описали несколько типов игр, которые способствуют развитию подвижного интеллекта у маленьких детей . Один из них - так называемые прогностические упражнения. Вариант игры этого типа, который использовали Руэда с коллегами, заключался в том, что дети должны были угадать, где вынырнет утка, которая перед этим нырнула в пруд. С помощью джойстика дети управляли на экране кошкой, передвигая её туда, где, как они предполагали, должна появиться утка.

Тренировка подвижного интеллекта при помощи таких упражнений помогает детям справляться с Прогрессивными матрицами Равена, которые требуют хорошего контроля внимания и рабочей памяти. Эти функции подвижного интеллекта играют особенно важную роль в обучении детей, которые ещё не достигли подросткового периода.

3. САМОКОНТРОЛЬ

Знаменитый эксперимент Уолтера Мишела с маршмеллоу.

Наиболее достоверные из имеющихся данных свидетельствуют в пользу того, что у детей с уровнем самоконтроля выше среднего интеллект обычно также достаточно высо к, а кроме того, при любом интеллекте у них весьма высока успеваемость.

Личностный психолог Уолтер Мишел и его коллеги проводили исследование в детском саду при Стэнфордском университете, куда ходили дети преимущественно из обеспеченных семей среднего класса, и обнаружили, что те, кто был способен вытерпеть отсрочку вознаграждения и в результате получить не одно печенье сейчас же, а два, но позже, в подростковом возрасте имели более высокие оценки и значительно более высокие баллы по SAT .

Такая же зависимость была выявлена при наблюдении за детьми из семей бедных меньшинств в Нью-Йорке: чем больше терпения проявлял ребёнок в опыте с отсроченным вознаграждением, тем выше были его школьные оценки.

Оказывается, корреляция между уровнем самоконтроля и средним баллом в два раза выше, чем между IQ и средним баллом.

Здесь мы уже можем говорить о наличии причинно-следственной связи. Самоконтроль практически наверняка дает дополнительные преимущества, позволяя достигать большего, чем можно ожидать на основании показателей интеллектуального развития человека.

К сожалению, нам пока неизвестны эффективные пути развития самоконтроля у детей, но некоторые исследования все-таки дают понять, в каком направлении стоит двигаться. Мы знаем, что если перед глазами ребёнка пример взрослого, вознаграждающего себя независимо от реального успеха, то ребёнок с большой вероятностью станет поступать так же. А если ребёнок видит, как взрослые позволяют себе справедливое вознаграждение только за хорошо проделанную работу, то и он старается следовать тем же правилам.

4. УЧИТЕ ДЕТЕЙ ГИБКОСТИ - И ХВАЛИТЕ ЗА УСЕРДИЕ

Для родителей очень важно внушить детям, что их интеллект - в их власти. Азиаты очень склонны считать, что способности нужно развивать. Неудивительно, что американцы азиатского происхождения прилагают больше усилий для достижения лучших результатов во время обучения, чем евроамериканцы. Причем неудачи больше, чем успех, служат для них стимулом для еще более упорного труда.

Очень важно внушать ребёнку: если что-то не получается с первого раза, нужно постараться ещё.

Вероятно, не стоит вознаграждать детей за их ум. Лучше отмечать и поощрять усердную работу, которая напрямую зависит от их воли. Если ребенка хвалят за то, что он проявляет ум, он специально старается продемонстрировать свои возможности, выбирая задачи, с которыми успешно справляется, и стараясь уклониться от тех, которые не даются ему так легко. Другими словами, если ребёнка хвалят за ум, он стремится избегать трудностей и даже не пытается браться за то, что могло бы дать ему какие-то новые знания и опыт.

В одном весьма интересном эксперименте, иллюстрирующем это соображение, возрастные психологи Клаудия Мюллер и Кэрол Двэк говорили детям, что они очень хорошо справились с заданиями теста прогрессивных матриц Равена, и награждали их как за сообразительность, так и за усердие. Затем они предлагали детям выполнить другие задания - либо простые («значит, я легко с ними справлюсь»), либо сложные, требующие усилий и нестандартного подхода («значит, я многому научусь, пусть и не буду выглядеть умнее всех»).

Из тех детей, кого хвалили за ум, 66% выбирали легкие задания, благодаря которым могли еще раз продемонстрировать свою сообразительность; а из детей, которых награждали за усердие, более 90% выбирали более сложные задания, выполнение которых помогало им узнать нечто новое.

Если ребёнок достигает успеха благодаря способностям , он не хочет рисковать и обнаруживать, что, может быть, не такой уж он и умный. Если результат достигается усердным трудом , то ребёнок стремится и дальше браться за задачи, которые позволят ему проверить пределы собственных возможностей и приобрести больше разнообразного опыта. <...>

Те, кого хвалили за способности , меньше стремились продолжать работу и реже говорили о том, что им интересно решать другие задачи, в сравнении с теми, кого хвалили за упорный труд. Те, кого изначально хвалили за интеллект , справлялись с меньшим количеством задач, чем те, кого хвалили за старание. Мораль: вознаграждайте прилежание, а не ум.

5. НЕ НАГРАЖДАЙТЕ ДЕТЕЙ ЗА ТО, ЧТО ДОСТАВЛЯЕТ ИМ УДОВОЛЬСТВИЕ

Неправильно обещать ребёнку вознаграждение за то, что он сделает что-то, что вы хотите поощрить, если ребёнку это и так интересно.

Совместно с возрастными психологами Марком Леппером и Дэвидом Грином я наблюдал за воспитанниками детского сада, которые занимались новым для них делом - рисовали «волшебными» маркерами.

Большинству детей очень нравилось это занятие. Потом мы пообещали некоторым детям награду, если они нарисуют маркерами что-нибудь для нас, что они с радостью и сделали. Затем, пару недель спустя, детям снова предложили маркеры. Дети, которых до этого награждали за рисунки, стали рисовать меньше, чем те, кого не награждали, и рисунки их были хуже.

Получается, что заключенный с детьми «контракт» превратил игру в работу.

Мы похвалили рисунки других детей, которым не обещали вознаграждения, и впоследствии эти дети рисовали маркерами больше, чем те, которые не получили ни награды, ни похвалы. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок делал что-то, хвалите его за уже сделанное. Не нужно обещать награду за то, что он сделает.

Однако иногда вознаграждение оправдано. Если ребёнок не собирается сам сделать что-то без вознаграждения, тогда, возможно, стоит заключить с ним договор. Если его начальный интерес к деятельности низок, обещание награды может побудить ребёнка заняться этим, а затем, возможно, он сам заинтересуется этим делом.

6. ЭФФЕКТИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО

Воспитывая своих детей, постарайтесь держать в голове правило «пяти С» Марка Леппера (control, challenge, confidence, curiosity, context): поощряйте в ребёнке ощущение контроля, ставьте перед ним сложные задачи, внушайте ему уверенность, возбуждайте его любопытство и, давая ему задание, соотносите его контекстом: с реальным миром или ситуациями из кинофильмов и ТВ-программ.

Кроме того, не нужно заострять внимание на небольших ошибках, например, если ребёнок забыл поставить знак «-»; старайтесь предотвращать ошибки, за исключением тех случаев, когда из них можно извлечь урок; не упрощайте материал ради самооценки ребёнка, а лучше измените способ его подачи; задавайте наводящие вопросы; и не захваливайте ребёнка сверх меры.

7. ШКОЛЫ

Наконец, некоторые соображения по поводу школ. Насколько это в ваших силах, постарайтесь определить вашего ребёнка в класс с лучшими учителями, особенно в самом начале обучения.

Избегайте неопытных учителей. Если в школе, где учится ваш ребёнок, не используются эффективные компьютерные программы для обучения чтению, математике и естествознанию, попробуйте обсудить с администрацией возможность их применения. <...>

Если в школе не используются методики кооперативного обучения, при которых дети работают над решением задач и приобретением знаний совместно, предложите использовать их в школе. Выясните, в курсе ли директор вашей школы, кто из учителей имеет наилучшую квалификацию, и узнайте, есть ли возможность поощрять лучших. Если таких возможностей нет, попробуйте воздействовать на общественный совет школы, чтобы это стало возможным.

Высказывайтесь против пристрастного отношения к наличию у учителей разного рода сертификатов и учёных степеней.

Нет никаких доказательств, что учителя с сертификатами и степенями лучше работают с детьми. Учителя должны уделять больше времени наработке педагогических навыков с помощью коллег и специалистов, которые наблюдали бы за их работой и обеспечивали поддержку и обратную связь.опубликовано .

Олег Матфатов

Остались вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

На сегодняшний день существует множество методик раннего . Всем известны специальные программы, составленные такими людьми как: Мария Монтессори, Глен Доман, Николай Зайцев, Сесиль Лупан, Масару Ибука. Каждая мама в праве сама решить, пользоваться ли ей какой-то из этих методик от начала и до конца или же взять за основу лишь некоторые части. Вопрос о том, нужно ли добиваться от малыша суперзнаний, чтобы вырастить настоящего вундеркинда, до сих пор остается открытым. Да и далеко не у каждой мамы есть свободное время для изучения огромного количества литературы, посвященной этой теме. Мнения всех специалистов сходятся лишь в одном: заниматься развитием интеллекта у крохи действительно нужно, но вовсе необязательно мучить малыша регулярными изнуряющими занятиями. Есть способ проще.

Зона ближайшего развития ребенка

Теоретически заниматься с малышом можно как угодно: можно демонстрировать ему кубики с буквами, когда он еще даже не умеет ходить, или вручать ему лист бумаги и карандаши, как только кроха научился держать что-то в руках. Но парадокс в том, что все эти попытки почему-то не вызывают у малыша какого-либо интереса: нарисовав каляку-маляку, кроха забрасывает карандаши в дальний угол, а кубики с буквами ему оказывается намного веселее грызть, чем изучать, что же это такое на них написано. Почему так происходит, в чем кроется ошибка родителей?

Дело в том, что все эти занятия не попали в зону ближайшего развития малыша. Специалисты разделяют интеллект ребенка на две зоны: зона активного умения и ближайшего развития. В первую попадают те навыки, которые ребенок уже хорошо усвоил, а во вторую - те, которыми подрастающий человечек овладеет лишь в ближайшее время. К примеру, сегодня малыш еще только научился брать в руки кубики, а через несколько дней, благодаря подсказкам родителей, он уже поймет, что их можно складывать друг на друга. Время, которое проходит с момента освоение первого навыка до освоения следующего, индивидуально для каждого малыша. Кто-то осваивается быстрее, кто-то медленнее.

Задача родителей в данном случае — предугадать следующий навык, который кроха сможет освоить и помочь ему в этом. К примеру, ребенок взял игрушечную пирамидку и стряхнул с нее все кольца. В данный момент - это зона его активного развития, а вот зоной ближайшего развития для него будет возможность эти кольца самостоятельно надевать обратно. Внимательная мама может помочь малышу быстрее освоить этот навык: покажет крохе, как одеваются кольца и по очереди подаст ему нужные по размеру части.

Всем родителям стоит запомнить, что ребенок развивает свой интеллект познавая новое, делая собственные открытия, опираясь на достигнутые навыки, обучаясь в игровой форме и подражая примеру взрослых.

Собственная система обучения

Помня о зоне ближайшего развития и внимательно наблюдая за своим крохой, можно построить собственную систему обучения вашего ребенка. Главное – не переборщить с уроками. Многие мамы и папы в буквальном смысле перегружают малыша новой информацией, которую он не в силах усвоить так быстро. Ежедневные долгие занятия утомляют ребенка. Ему только что показали, как детали конструктора складываются в определенную фигуру, сразу после этого сунули карандаши и научили, ими цветные линии, а потом еще достали картинки с разными животными и объяснили, какие звуки они издают. Малышу трудно усвоить столько новых навыков за раз, поэтому не стоит его перегружать. Кроха не успевает переварить новый опыт, задать вопросы и погрузиться в эксперименты с новыми открытиями, как ему уже суют следующие. В большинстве случаев такой педагогический переизбыток вынудит малыша возненавидеть все эти занятия, поскольку они не оставляют ему свободного времени для обдумывания и осмысления. Делайте все постепенно, опираясь на темп ребенка и его желание узнавать что-то новое, ни в коем случае не навязывая ему те знания, в которых он пока еще не нуждается. Ориентируйтесь на среднестатистические зоны ближайшего для определенного возраста.

1 год

К годовалому возрасту малыши уже могут держать равновесие и стоять на ножках, поэтому лучшими играми для них станут такие, которые будут развивать навыки ходьбы. Включайте музыку и поддерживая ребенка ходите или подпрыгивайте вместе с ним. Если кроха уже начал ходить, но пока еще делает это неуверенно, ставьте перед ним цели, до которых он может дойти: пусть на его пути до мамы появится стульчик, кукла и плюшевый медведь.

Годовалые детки любят таскать различные предметы, бросать и катать их. Используйте это, придумав интересную игру. В этом же возрасте можно показывать малышу различные звуки, а также учить его делать цветные отпечатки на бумаге с помощью пальчиковых красок.

1,5-2 года

В период с полутора лет до двух малыши уже понимают , поэтому в занятиях с ними можно использовать разноцветные кубики, игрушки и прочие развивающие материалы. Наглядно покажите крохе, что такое «красный и синий», «большой и маленький». Лучше для этого использовать одинаковые по типу, но разные по цвету и форме игрушки (два одинаковых по размеру, но разных по цвету мяча, или плюшевые зайцы разных размеров), чтобы малыш мог провести сравнение.

К полутора-двум годам детки уже понимают простые просьбы взрослого, поэтому можно просить их выполнить несложные действия: принести листок бумаги или мячик, положить игрушку на стол и так далее. В этом же возрасте можно смело заниматься с ребенком творчеством: рисовать, наклеивать простые аппликации.

Обязательно на этом этапе развивать мелкую моторику крохи. Этому поспособствует перекладывание различных мелких предметов, нанизывание бусин или прищепок на веревочку, выкапывание из горки крупы крошечных игрушек из киндер-сюрпризов и так далее.

Необязательно начинать в этом возрасте серьезные уроки счета, достаточно лишь называть малышу простые числительные (один, два, три, четыре, пять) и вместе с ним пересчитывать ступеньки лестницы, кубики или карандаши.

2-3 года

В этом возрасте дети начинают активно говорить и стремиться к диалогу. Постепенно , называя окружающие его предметы, чтобы он мог увидеть их и запомнить. Составляйте простые словесные конструкции, которые малыш легко запомнит и сможет повторить. Можете включать музыку петь вслух веселые детские песенки. Именно в этом возрасте малыши активно повторяют за взрослыми, и уже через пару-тройку дней ваша кроха будет увлеченно повторять слова песни за вами.

Можно показать малышу, какие цвета можно получить путем смешивания красок, и попросить его поэкспериментировать с ними на бумаге. Отличное занятие для развития мелкой моторики – это лепка из мягкого пластилина и соленого теста. Маленький экспериментатор с удовольствием ознакомиться с различными конструкторами, паззлами и мозаиками. Главное – не торопить события, поскольку кроха, двигаясь навстречу новым открытиям, сам подскажет вам подходящие ему занятия.

Виктория Грицук

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.