Развитие малыша от 0 3. Воспитание ребенка до года: главные советы родителям

Детей одна задача - хорошо питаться и расти. Именно кормления и стоит взять за основу режима дня. Детям, находящимся на грудном вскармливании, несколько сложнее. Мама не может точно знать, сколько молока было выпито малышом и когда он захочет есть в следующий раз. Поэтому часто мамы практикуют кормление «по требованию», но в этом случае установить режим достаточно сложно. Однако можно попробовать вести дневник кормлений, взвешивая ребенка всякий раз до и после того, как он был приложен к груди. С помощью электронных весов получится узнать, сколько молока было выпито. Соотнеся эти данные, мама поймет, когда малыш пьет больше, когда меньше. И научится высчитывать временные промежутки между сном и едой. Это и положит начало составлению режима дня.

Детям, находящимся на искусственном вскармливании, ввести режим проще. По количеству смеси, оставшейся в бутылочке, сразу видно, наелся малыш или нет. И через какое время он опять захочет перекусить. Хотя некоторые педиатры рекомендуют придерживаться графика кормлений, соблюдая определенные промежутки. А между ними допаивать малыша водой. Что делать в каждом конкретном случае, можно выяснить только опытным путем. Не стоит слепо следовать советам врачей, тем более, их мнения часто бывают противоположными. Важно наблюдать за поведением ребенка и прислушиваться к собственным ощущениям. Только тогда можно выстроить наиболее комфортный для мамы и режим.

Режим дня - что входит кроме сна и кормления

Кроме сна и кормления в режим дня новорожденного нужно добавить ежевечерние купания, массаж, упражнения на устранение колик, прогулку. Примерный день мамы и младенца первого месяца жизни выглядит так:

07-00 - подъем и кормление малыша;
07-20 - умывание ребенка, смена подгузника, проведение гигиенических процедур - смазывание кожи кремом или использование присыпки;
08-40 - кормление;
09-00 - сон;
11-00 - кормление;
11-20 - гигиенические процедуры, смена подгузника;
11-30 - прогулка;
13-00 - возвращение домой, кормление, сон;
15-00 - кормление;
15-20 - гимнастика на устранение колик;
15-30 - гигиенические процедуры;
15-40 - прогулка;
17-00 - возвращение домой, кормление, сон;
19-00 - кормление;
20-00 - массаж;
20-30 - купание, гигиенические процедуры;
22-00 - сон;
00-00 - кормление;
00-20 - сон;
04-00 - кормление;
04-20 - сон.

Конечно, малыш будет вносить свои коррективы в этот график. Но примерный режим дня понятен, и можно постараться подстроиться под него. По мере взросления количество часов сна в день будет сокращаться, как и количество кормлений с последовательным увеличением порций. К трем месяцам малыш спит чаще всего два-три раза в день, реже ест и больше времени бодрствует. Он начинает узнавать родителей, улыбаться, произносить первые звуки. Для мамы начинается самое интересное время, она видит реакцию малыша на собственные действия, учится находить контакт с ребенком и с каждым днем любит и понимает его все больше.

Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего малыша, нужно обладать информацией, какими навыками уже обладает ребенок.

В статье описано, что малыш уже умеет и чему учится, и как облегчить и стимулировать процесс обучения.

Развитие ребенка 0-3 месяца

В этом нежном возрасте есть смысл рассмотреть «умения» ребенка по месяцам, так как за эти, первые месяцы, ребенок приобретает очень много навыков.

Ребенку 0-1 месяц

  • У ребенка ярко проявлены основные : подошвенный, сосательный, хватательный, и тд. Некоторые рефлексы будут видоизменяться и превращаться в другие навыки, а некоторые рефлексы будут угасать. Подробнее об этом читайте в статье Рефлексы новорожденных.
  • Ребенок может удерживать в поле зрения один неподвижный предмет, прямо перед собой.
  • Слышит и реагирует на резкий громкий звук, и рефлективно вздрагивает (иногда раскинув руки).

Ребенку 1-2 месяца

  • Развивается моторика ребенка, понемногу начинают разжиматься ручки. Движения ребенка становятся менее хаотичными. Малыш уже может иногда схватить (случайно) находящийся возле него предмет.
  • Лучше различает формы, цвета, лучше фокусирует взгляд.
  • Совершенствуется слух, кроме громких и резких звуков малыш начинает слышать и обычные звуки, но еще не в полной мере.
  • Держит голову, когда вы его держите на руках.

Ребенку 2-3 месяца

Может удерживать головку, в положении лежа (несколько секунд).

Зрение и слух уже развились в полной мере. Малыш узнает знакомые лица и знакомые голоса.

Как развивать ребенка 0-3 месяца

В этом прекрасном, нежном возрасте от заботливых родителей требуется следующее.

  • Побольше носить ребенка на руках или в . Ребенок, которого держат на руках и носят быстрее начинает держать голову, и вообще, растет быстрее. Не дожидайтесь, пока малыш позовет Вас криком и . Берите его на руки «просто так» и почаще.
  • . Это не просто еда, это информация о мире, общение и настоящее развитие. В возрасте 1-3 месяцев,- ГВ это способ показать малышу, что его любят. Это же, кстати, касается и ношения на руках. Кормите по требованию. Это закладывает в ребенке ощущение базового доверия к миру, что мир буквально «слышит его и отвечает на его просьбы». Вы ведь пока для ребенка - весь мир .
  • во взрослой ванной, приучайте к раннему . Не просто «вымачивайте» младенца, а делайте это с пользой:). Прекрасно, если можно купаться вместе с малышом. Это и купание, и общение, и зарядка.
  • . Если по каким то причинам не хотите или не можете спать ночью, то спите дневные сны.
  • Поддерживайте с малышом достаточно . Если ребенку физически «вас мало», то ни о каком развитии и речи нет.
  • Гуляйте на свежем воздухе. Можно гулять, нося ребенка в слинге, это и прогулка и . Можно и в .
  • Говорите с ребенком. Это первичное занятие для самого малыша. Говорите ему что делаете, рассказывайте, как Вы его любите, проговаривайте все, что вы делаете или собираетесь делать. Говорите в «произвольном режиме», - хотите,- рассказывайте стихи, хотите пойте, или просто общайтесь (сами спросили, сами ответили). Не заставляйте себя «говорить на заданную тему». Чем естественнее ваше общение с малышом, тем лучше.
  • Танцуйте с ребенком на руках . Это возможно еще совсем недолго, так как малыш растет с каждым днем. Пользу от этого занятия невозможно преувеличить. Ребенок рядом с мамой, вы вместе двигаетесь в ритме, - это настоящее развитие.

Примечание. Мнения насчет того, «сюсюкать» с ребенком или нет, часто расходятся. Мы приведем мнение наших специалистов. Если «сюсюкать» означает «искажать слова» ,- то не нужно так делать. Не нужно говорить: где нас малысик? кто напикунькал? и тому подобное:). А если «сюсюкать» означает ласковую, нежную интонацию и специфический тембр голоса,- то можно и очень нужно.

Важно! Создается впечатление, что ничего «специфически развивающего» в перечисленных выше занятиях нет. Это не так. Это база, без которой, хоть обвешивай малыша картинками, хоть классику ему с рождения ставь, или читай Пушкина днями, хоть что угодно делай,- а самого главного не дано. Поэтому, все что перечислено выше,- это настоящий фундамент развития. И именно так и нужно к этому относиться. Вы не «приучаете ребенка к рукам» и не «кормите по первому писку»,- а проявляете ребенку свою любовь и по-настоящему развиваете его. Это гораздо важнее, чем водить перед ребенком каким-то предметом, фокусируя его взгляд, или бесконечно вкладывать в его руку .

Дополнительные варианты развития

  • Занимайтесь с малышом гимнастикой, подробно в статье . Поглаживайте ребенка, делайте ему .

Примечание. И во время гимнастики, и во время массажа, обязательно приговаривайте что вам удобно. Это могут быть ритмичные стихи, потешки, просто проговаривание того, что вы делаете, каких частей тела касаетесь, и тд.

  • Фокусировка взгляда. Для этого можно использовать любые подручные средства, вплоть до своего лица. Желательно, конечно, контрастный предмет (двух цветов, темного и светлого). Предмет нужно поместить на расстоянии 30 см от лиа малыша, подождать пока он сфокусирует на нем взгляд, и медленно двигать предмет вправо-влево, следя, чтобы малыш не терял его из вида. Это упражнение стоит выполнять не более пары минут.

Примечание. Вместо предмета также можно использовать человеческое лицо, нарисованное на воздушном шарике. Детки в этом возрасте любят рассматривать лица.

  • Фокусировка слуха. Так же, как зрение, тренируем слух. Шуршите, трещите, звените (только все по очереди, не все сразу) на расстоянии от ребенка. Он повернет голову, будет искать источник звука.
  • Можно вкладывать в ручку ребенка небольшой предмет, типа маленького кольца, погремушки. Малыш еще не меет сам сжимать и разжимать кулачки, поэтому он просто зажмет ладошку и будет держать предмет.
  • Полезны любые игры с пальчиками, поглаживание, разглаживание, с потешками и без, как удобно.

Примечание. Все занятия, написанные в разделе «дополнительно»,- это около 10-20 (максимум) минут в день. Основное,- это то что выше (ГВ, ношение на руках, тактильный контакт, и тд).

При покупках в мы гарантируем приятное и быстрое обслуживание .

Занимайтесь с удовольствием!

Массаж и гимнастика

Младенческий возраст — не помеха для начала занятий массажем и гимнастикой. Массаж — это пассивная гимнастика, система дозированных механических воздействий на мускулы и мышцы. Во время массажа мышцы приводятся в такое состояние, как если бы они хорошо поработали. Так, массаж мышц живота активизирует деятельность его гладкой мускулатуры, то есть перистальтику кишечника.

Желательно, чтобы занятия проводились в одно и то же время. «Время» в данном случае — не какой-то определенный час, но определенная последовательность действий. Малышу для комфорта необходима предсказуемость событий, когда он знает, когда и что ожидать. Следовательно, вы можете заниматься перед купанием, после дневного сна, перед прогулкой — тогда, когда это удобно и вам, и ребенку. Гимнастикой и массажем нельзя заниматься сразу после еды, купания или ночного сна. Важно, чтобы малыш был настроен на занятия. Если он устал, голоден или просто не в настроении, отложите занятие.

Проводить массаж и гимнастику лучше всего в проветренной комнате с температурой воздуха от 22 до 25 °С. Положите на любую твердую поверхность байковое одеяло, а поверх него — клеенку и простынку Первые сеансы массажа должны продолжаться не дольше 2 минут. Постепенно продолжительность массажа можно довести до 10 минут в день, а к 1 году — до 15 минут.

Ни в коем случае нельзя делать массаж, если:

— ребенок болен;

— у малыша температура выше 37,5 °С;

— у ребенка диатезная сыпь, гнойничковые или воспалительные заболевания кожи;

— поставлен диагноз «порок сердца».

Массаж можно делать через день, а гимнастические упражнения нужно выполнять ежедневно. Все свои действия желательно сопровождать словесными объяснениями — называть те части тела, к которым вы прикасаетесь, придумывать веселые песенки и стишки для определенных движений. Очень важно не забывать хвалить малыша во время занятий — это побудит его выполнять все, о чем вы его просите. Занимаясь со своим ребенком массажем и гимнастикой, вы заметите, как он и сам стремится повторить то, что вы только что проделывали с ним, радуется «игре», которую вы ему предложили.

Развитие мелкой моторики ребенка во многом зависит от хорошего развития мышц рук и гибкости пальцев.

Массаж рук для детей от рождения до 1,5 месяцев

— Возьмите малыша за правую руку, нежно погладьте ее по направлению от запястья к предплечью и плечу, обходя локтевой сгиб, а затем к подмышечной впадине. Мышцы-сгибатели в этом возрасте еще сильно напряжены, поэтому не пытайтесь разгибать руку насильно, чтобы не причинить малышу боль. Повторите те же движения с левой рукой ребенка.

— Возьмите кулачок ребенка в свою руку и раскройте его. Распрямите пальчики, погладьте каждый из них по боковым сторонам, от ладошки к кончикам, легонько нажмите на каждый ноготок, слегка помассируйте подушечки пальцев.

Массаж и упражнения для рук для детей от 1,5 до 3 месяцев

Малышу исполнилось всего лишь полтора месяца, а он так заметно изменился: мышцы-сгибатели уже меньше напряжены, появились новые движения и навыки.

— Положите ребенка на спинку и сделайте массаж рук так же, как делали раньше, с той лишь разницей, что ваши «невесомые», поглаживающие движения должны стать более ощутимыми.

— Возьмите руку малыша, обхватите запястье большим и указательным пальцами и растирайте в том же направлении, как при поглаживании, то есть вверх по руке.

— Возьмите в свои руки кисти ребенка и легонько потрясите их, затем разведите его ручки в стороны и подвигайте ими так, как будто птица машет крыльями. Это упражнение хорошо расслабляет мышцы рук малыша.

— Вложите в ручки ребенка свои большие пальцы — он тут же рефлекторно сожмет кулачки. Остальными пальцами обхватите его пальчики и вытяните (поднимите) его правую руку вверх, а левую опустите вниз, после чего поменяйте их положение. Повторите упражнение 3-4 раза.

— Разведите руки малыша в стороны, положите их на стол, затем скрестите их на его груди и опять разведите в стороны. Повторите упражнение 3-4 раза.

— Одной рукой возьмите руку ребенка, вложив свой большой палец ему в кулачок. Отведите руку в сторону, положите ее на стол, прижав другой рукой плечо ребенка к столу. Сгибайте и разгибайте руку в локте 3-4 раза. Повторите это упражнение с другой рукой.

— Возьмите руку малыша за предплечье и легко поверните ладошку сначала влево, затем вправо, после чего разогните и согните руку в лучезапястном суставе. Проделайте это упражнение с другой рукой.

Интерес к окружающему миру

С рождения малыш попадает в предметный мир. Чтобы войти в этот мир, надо научиться познавать его, правильно воспринимать, действовать с предметами. Познавательная деятельность младенца начинается примерно с 2 месяцев, когда он сосредоточивает взгляд на объекте внимания и делает пока еще беспорядочные движения ручками.

В возрасте до 3 месяцев развиваются такие важные способности, как зрительное слежение и рассматривание, слуховое внимание, кожная чувствительность. Не секрет, что большими знаниями обладают люди любознательные. Поэтому первое, что мы должны делать, как только у нас родился ребенок, — всемерно стимулировать его активность, не только физическую, но и познавательную. Новорожденному интересно все, но в первую очередь — те, кто его окружает.

— Вспомните, с каким удовольствием вы делали в детстве разные гримасы. Состройте ребенку смешную рожицу и посмотрите на него, улыбаясь. Он может просто улыбнуться в ответ или попробует скопировать вашу гримасу. Высуньте язык, поднимите брови, наморщите нос — словом, поиграйте со своим лицом. Ребенок будет смотреть не отрываясь. Отодвиньтесь на минутку так, чтобы малыш не видел ваше лицо. Если игра его не утомила, вы увидите, как он начнет искать вас. Тогда продолжите игру до тех пор, пока ему не надоест.

— Младенцам очень нравится, когда тело и ручки гладят какой-нибудь мягкой игрушкой. Еще лучше, если эта игрушка издает какие-нибудь звуки. Это может быть мягкая собачка, которая гавкает, если нажать ей на животик, или зайчик, пищащий при сдавливании. Возможно, это кукла, умеющая говорить: «Мама!» Погладьте и пощекочите ребенка игрушкой, а потом спрячьте ее себе за спину. Если ребенок начнет беспокоиться и искать игрушку, продолжите игру.

— Дети довольно быстро начинают изучать свои руки: подносят ладошки поближе к лицу и шевелят пальчиками. Можно помочь ребенку — поиграть с его руками. Поднесите ручки ребенка к своим губам, подуйте на них, поцелуйте, подвигайте его пальчиками, приговаривая что-нибудь нежное и ласковое. Потом отпустите ручки и слегка отвернитесь, поглядывая на ребенка время от времени, так, чтобы он это замечал. Если он постарается снова привлечь ваше внимание — продолжите игру.

Наблюдательность — еще одно необходимое качество, которое нужно развивать с самого нежного возраста. Ребенок приобретает знания об окружающем мире, наблюдая за всем происходящим вокруг. Чтобы развивать врожденную склонность к наблюдению, нужно сделать так, чтобы окружающее было интересным для ребенка, привлекало бы его внимание. Ребенок в этом плане мало отличается от нас: сев в поезд, мы с интересом начинаем смотреть в окно, но если пейзаж однообразен и скучен, внимание наше быстро переключается на что-либо более интересное. Если же ничего интересного нет, мы, скорее всего, предпочтем проспать всю дорогу.

До 3 месяцев малыш больше всего времени проводит в своей кроватке. Как сделать его мир интересным? Лучшее средство для этого — подвесной мобиль.

— Мобиль можно подвесить на шнуре (особенно удобно это получается на кроватке с пологом) или закрепить на кронштейне. Мобиль необязательно покупать, его можно сделать из обычной вешалки, подвесив к ней игрушки, шарики или ленточки. Висеть он должен так, чтобы ребенок мог рассматривать предметы, но не дотягивался бы до них.

— Обязательно ходите с малышом по квартире, кладите его на диван, на кресло, на пол. Таким образом вы меняете поле зрения ребенка, а значит, тренируете его координацию в пространстве и чувство равновесия, даете возможность составить свои впечатления о доме.

— Такая, казалось бы, простая игрушка, как погремушка, способствует развитию слуха, внимания, координации движений. К 3 месяцам (а нередко даже раньше) ребенок уже поворачивает голову в ту сторону, откуда доносится звук. Младенец хорошо реагирует на звуки на расстоянии не более полутора метров. Возьмите яркую погремушку и потрясите ее справа от малыша. Он повернет головку в сторону, откуда доносится звук. Похвалите умницу. Погремите игрушкой слева. Малыш с интересом устремит взгляд в эту сторону. Привлеките погремушкой внимание к себе.

— Дайте ребенку потрогать погремушку. Поверхность игрушки должна быть гладкой. Погремушка должна быть яркой, удобной для захвата, безопасной и приятно звучащей. Помните, что слишком громкие звуки могут напугать ребенка.

— Позвените около малыша колокольчиком так, чтобы звук раздавался справа, слева, сверху, сзади и т. п.

— Привяжите воздушный шарик к ручке малыша ленточкой так, чтобы ребенок мог наблюдать за его движением и, следовательно, координировать движения своих глаз и рук. Только будьте внимательны и осторожны, чтобы шарик не лопнул и не напугал малыша.

Полезны и приятны малышу будут и другие упражнения.

А ну-ка подтянись!

Здоровые новорожденные до 2 месяцев обладают хватательным рефлексом, который можно использовать для игры и физической тренировки малыша.

Вставьте в ручки ребенка свои указательные пальцы и слегка поднимите руки. Малыш потянется за вашими руками и слегка приподнимется. Через 1-2 секунды опустите малыша, чтобы он отдохнул, потом опять приподнимите.

Теперь вставьте в сжатые кулачки ребенка свои большие пальцы. Осторожно тяните его к себе до тех пор, пока малыш не «сядет».

Помогите малышу ухватиться за деревянную палочку, пластмассовое или деревянное колечко и осторожно приподнимите.

Как только ручки ребенка начинают слабеть, нужно осторожно положить его. Месяцам к двум он уже сможет приподниматься, держась за ваши пальцы.

Игра развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы, улучшает координацию.

Наши маленькие ручки

Осторожно, нежно погладьте правую ручку малыша по направлению от запястья к плечику, обходя локтевой сгиб, а затем к подмышечной впадине. Повторите те же действия с левой ручкой.

Взяв кулачок ребенка в свою руку, раскройте его, погладьте ладошку, распрямите пальчики. Погладьте каждый пальчик, начиная от основания, а в заключение массажа слегка нажмите на ноготок.

Игра необходима для физического развития, закаливания, укрепления эмоциональной связи мамы и ребенка.

Наши пальчики

Спойте потешку, перебирая детские пальчики:

Сорока-белобока Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил —

Ничего тебе не дам!

Слегка погладьте ладошку малыша, мягко надавливая на основания пальцев.

Игра развивает мелкую моторику, слух, память.

Ребенок уже хорошо знает черты вашего лица. Подберите несколько разных шляп, шарфов и/или лент. Меняйте несколько раз головные уборы, демонстрируя изменения малыми. При очередной смене облика позволяйте ребенку внимательно вас рассмотреть, зафиксировать изменения, понаблюдать за вашими движениями. Игра развивает внимание и воображение.

Игры и упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка

Упражнения направлены на формирование слуховой, зрительной активности, двигательных способностей.
Целью подобных упражнений является развитие у малыша координации движений, представлений о величине, форме, цвете различных предметов, увеличение его двигательной активности.

Упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия (для ребенка старше 7-10 дней)

Любую простую игрушку поднесите к ребенку на вытянутой руке, удерживая ее на расстоянии 60-70 см от лица малыша. Вскоре его взгляд задержится на предмете, после чего начните не спеша перемещать игрушку в разных направлениях.

Занимайтесь с ребенком, когда он пребывает в бодрствующем спокойном состоянии. Его ничто не должно беспокоить. Сам процесс занятий должен проходить в непринужденной обстановке и обязательно вызывать положительную ответную реакцию у ребенка.

Выполняя движения небольшой амплитуды, необходимо добиться того, чтобы взглядом малыш следил за предметом. Вы можете также приблизить руку на расстояние 20-30 см или удалить на 1,5 м от лица ребенка.

Упражнение длится 1-2 минуты. Выполняйте его не более 2 раз подряд и не чаще чем 2 раза в день.

Упражнение на развитие слуха

Чтобы выполнить это упражнение, нужно подобрать игрушку, издающую какие-либо звуки (колокольчик, погремушку), но не громкие. Слегка позванивайте колокольчиком, отводя поочередно руку в противоположные стороны на расстояние 60-70 см от лица ребенка. При этом каждый раз делайте паузы, давая возможность ребенку прислушаться к затухающему звуку. Ребенок будет искать глазами издающий звуки предмет.

В возрасте 2-3 месяцев в ежедневные занятия с ребенком необходимо вводить упражнения наразвитие способности удерживать внимание на движущихся и неподвижных предметах, стараясь увеличить продолжительность удержания им внимания.

Со временем можно увеличить амплитуду движений, давая возможность малышу повернуть голову в сторону звенящего колокольчика, поискать его глазами.

Упражнение проводится на втором и третьем месяце жизни малыша 1-2 раза в неделю.

Упражнение па развитие сенсомоторной и речевой деятельности ребенка

Для этого упражнения лучше всего подойдет какой-нибудь яркий предмет, привлекающий внимание малыша (шарик, бант и т. п.). Перемещайте его в разные стороны, одновременно разговаривая с ребенком. Например, можно обратиться к нему с вопросом «Где же шарик? А вот он где - посмотри!»

К этому возрасту можно чаще использовать игрушки, издающие различные звуки (например, колокольчик), которые будут особенно привлекать внимание ребенка. Активно перемещая игрушку в разных направлениях, постоянно спрашивайте у малыша: «А где теперь звенит?» - и отвечайте: «Сейчас вот здесь».

Во время игры предмет можно приблизить к ребенку, чтобы он смог его потрогать. Тем самым у него развивается хватательный рефлекс. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок видел предмет полностью и фиксировал взглядом на нем. Лучше использовать игрушки разные по форме и в то же время удобные для хватания.

Гимнастика для новорожденных – что же это, как её грамотно проводить? Родителям надлежит знать основные упражнения для крохи, ведь чем раньше начать заниматься, тем гармоничнее будет развитие.

Польза и противопоказания

Плюсы. Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни влияет не только на тело малыша, они подключают психику и способствуют её становлению. В организме всё взаимосвязано и маме нужно это понимать, чтобы обеспечить всестороннее развитие малышу.

Польза гимнастики для новорожденного ребенка:

  • развивает мышцы, улучшает двигательную координацию;
  • происходит стимуляция чувственного восприятия. При озвучивании действий включается в работу слух, речевые способности;
  • способствует ускорению начала ползания и самостоятельной ходьбы;
  • у новорожденных со временем появляется представление о своём теле;
  • упражнения, сделанные вовремя, дают эффект расслабления и помогают высвободить накопившуюся энергию.

Базовые движения может показать педиатр, если мама совсем не знает, как их выполнять. Для разных периодов имеются свои методы зарядки, подходящие для новорожденных.

Противопоказания. Не всегда гимнастика для новорожденных может быть безвредной, имеется ряд противопоказаний.

Когда стоит повременить:

  • порок сердца врождённый;
  • гемангиома новорожденных;
  • заболевания суставов;
  • внутричерепное давление повышено.

Разумеется, детям с противопоказаниями нужна нагрузка, но как правильно её распределять – лучше решать квалифицированному специалисту.

Как делать гимнастику новорожденному?

Родителям непременно хочется узнать, по каким принципам делать упражнения. Главное, чтобы проходило всё легко и без принуждений.

Гимнастика для новорожденных до месяца проводится очень осторожно. Запрещается трясти, хлопать или резко дергать малыша.

Уже с самого крошечного возраста гимнастика превращается в игру. Движения должны максимальным образом соответствовать естественным (как при ползании, при ходьбе), вовлекаются в работу группы мышц и суставы.

Основные правила:

  • если нет противопоказаний, целесообразно начинать гимнастику со 2-й недели;
  • поверхность подготавливают ровную и удобную. Идеально подойдёт стол для пеленания или в меру жёсткая кровать;
  • гимнастика и массаж для новорожденных становится частью распорядка дня, делать её следует ежедневно. В одно и то же время - желательно;
  • движения выполняются спокойно, без усилий, от конечностей (периферии) к центру;
  • при массаже спины, исключаются любые воздействия на позвоночный столб. Также следует избегать нажимов на область почек и сердца;
  • достаточно 3-5 повторений одного упражнения, общая продолжительность гимнастики – не дольше 10 минут;
  • проводить зарядку следует в проветренном, но тёплом помещении. Лучше заниматься, когда ребёнок голенький, без подгузников, летом можно на улице;
  • нагрузку нужно распределять между разными группами мышц, чтобы не возникало одностороннего развития;
  • перед зарядкой хорошо подойдёт разогревающий массаж, для подготовки к предстоящим упражнениям;
  • если малыш закапризничал и ему что-то не нравится, то зарядку лучше перенести на подходящее время.

Занятия натощак не рекомендуются, так же, как и сразу после еды, оптимально, когда ребёнок ещё сыт и пока не голоден. Если имеются заболевания и противопоказания, то нужно просто поглаживать малыша и чаще брать на руки, чтобы он чувствовал тепло и заботу.

Виды гимнастики и упражнения

Есть несколько основных вариантов гимнастических занятий. Классический вариант больше напоминает массаж, с дальнейшим подключением упражнений. Есть динамичный вариант, где задействовано большее количество групп мышц. Также, имеется эффективный комплекс зарядки на фитболе. Оптимальный вид упражнений родители могут подобрать сами, либо с помощью педиатра.

Динамичные виды гимнастики получили большое распространение, сейчас имеется масса направлений, отличающихся от всем привычной классики. Что выбирать – зависит только от родителей.

Основные принципы этого вида зарядки заключаются в активных движениях. Используются такие методы, как поднятие крохи за ручки, чтобы он повисел как обезьянка, раскачивание младенца за руки, поднятие ребёнка за ножки вверх, как бы заводя за голову. В этом виде тренировок используются различные раскачивания, поддержки, подъёмы. Важно при этом быть уверенными и чувствовать настроение ребёнка.

Гимнастика на фитболе для новорожденных. Гимнастика для новорожденных на мяче оказывает пользу, особенно покачивания и вибрация. Диаметр фитбола, оптимальный для грудничков – 75 см.

Базовые упражнения заключаются в покачиваниях малыша, лежащего на шаре, на животике. Можно просто делать покачивания, а затем добавлять пружинящие движения, держа младенца за ножки и надавливая на спинку. Можно покружить ребенка, держать за подмышки и поворачивая шар сначала в одну сторону, затем в другую.

Кроме этого, гимнастика новорожденного на фитболе благотворно сказывается на пищеварении, укрепляет мышцы и координацию.

Гимнастика новорожденных от 0 до 3 месяцев

Гимнастика для новорожденных 1 месяц. Что делать, когда ребёнок совсем крошечный, и как правильно воздействовать на детскую кожу, мышцы и крошечные суставы? Упражнения внедряют со 2-й недели, комплекс состоит из поглаживаний. Сначала гладить нужно от кистей рук к плечикам, от стоп к бёдрам, затем гладят спину младенца и живот. Традиционно рекомендуют рисовать пальцем восьмёрки на пятках и проводить простые сгибания-разгибания рук и ног.

Гимнастика для новорожденного 1 месяца жизни основывается на рефлексах. Полезно давать малышу хвататься за пальцы взрослого, это укрепит мышцы спины и рук. Позже ребенок начнёт поднимать головку.

Гимнастика для новорожденных в 2 месяца. В 1-2 месяца ребенок ещё не владеет в достаточной степени своим телом. Его движения по большей части рефлекторны, возникают в ответ на раздражитель. Нередко малыш сам пугается резко вздёрнутых ручек и просыпается при этом.

Основная задача гимнастики для новорожденного 2 месяца – упорядочить движения основанных на врождённых рефлексах.

Основные виды упражнений:

  • ползание. Ребёнка переворачивают на живот, сгибают ножки, чтобы колени смотрели по сторонам, и приставляют ладонь к ступням. Новорожденный отталкивается и движется вперёд;
  • бокс. Пока ребёнок на спине, мама может делать «боксирующие» движения руками крохи, главное не резко;
  • эмбриончик. Ребёнка кладут на спину, «группируют» его, ручки складываются крест-накрест, ножки поджимаются к животу. Голову наклонить по направлению к груди, при этом поддерживать;
  • шагание. Следует взять грудничка за подмышки, приподнять, наклонить корпус вперёд, малыш начнёт делать шаги рефлекторно. Шагание ускоряет процесс обучения ползанию и дальнейшей ходьбе.

Многие мамы используют мяч небольших размеров, чтобы ребёнок дотягивал до поверхности, где находится мяч. Крепко придерживая ребёнка, следует развернуть его животиком на мяч, руки оставить свисать, а колени развести в стороны. В такой позе мяч следует покачивать, это способствует нормализации тонуса мышц у новорожденных.

Гимнастика для новорожденных в 3 месяца имеет ряд особенностей. Здесь уже нужно стимулировать ребёнка двигаться самостоятельно.

Упражнение для конечностей:

  • ручки сводятся и разводятся на груди;
  • проводятся сгибания-разгибания ножек, делаются полукруги ногами;
  • упражнение «бабочка» полезно малышу: оба колена разводятся в стороны, ноги при этом согнуты;
  • из лежачего состояния приподнимать младенца за руки.
  • «Самолётик». Грудничка кладут на живот, держат ноги, а поднимают ладонью, держа за живот. Несколько секунд фиксируют ребёнка в воздухе так, чтобы ноги были слегка выше головы.
  • Присаживание. Осуществляется аккуратно, за ручки ребёнка из лежачего положения поднимают вверх, а затем тихонько кладут на бочок, чтобы не ударить затылком.
  • Движения не должны быть резкими, чтобы не навредить маленькому организму. Всё делается легко и аккуратно, если имеются сомнения, то нужно обратиться за советом к педиатру. Все элементы занятия и число повторов проговариваются вслух, так происходит не только физическое развитие у новорожденных, но и стимулируются его психические функции.

    Начинать гимнастику для новорожденных в домашних условиях необходимо с небольших нагрузок, постепенно добавляя новые действия и увеличивая количество повторений.