Развитие ребенка после 1 месяца жизни. Развитие ребёнка на первом месяце

Появившись на свет, ребенок попадает в огромный, невиданный и пугающий мир. Здесь живут великаны. Здесь то холодно, то жарко. Здесь очень ярко и светло. Сколько всего необычного и непривычного. А еще здесь есть мама. Первый месяц жизни ребенка очень важен, ведь это время адаптации, когда малыш старается привыкнуть, приспособиться к окружающему миру.

Он еще такой маленький, но уже готов расти и развиваться, если ему помогут. Он же не знает, как правильно. Зато его мама знает: она сделает все для его развития, чтобы кроха вырос здоровым и сильным. Первый месяц – это тяжелое время, когда забота и уход должны стать целью номер 1.

Чувства

Со временем все органы чувств у новорожденного станут достаточно развиты, а пока что они находятся в самом начале пути. Но за 1 месяц их развитие будет очень заметно, если будет правильный уход, нормальный режим и распорядок дня. За этим необходимо следить молодой матери.

Слух

Хотя еще в животике малыш слышал ваш голос, нельзя сказать, что слух новорожденного находится на соответствующем уровне. Да, ребенок слышит вас, но не достаточно хорошо. Он не понимает вас, сколько бы вы ему не рассказывали и каких бы ласковых слов не говорили. И даже если бы он умел говорить, ни за что не смог бы повторить ваши слова. Ваш голос для новорожденного – это что-то вроде шума на заднем плане. Со временем этот шум станет разборчивее, но на это нужна не 1 и не 2 недели.

Зато малыш уже умеет различать звуки. Он чувствует разницу между голосом матери и скрипом двери, не беспокойтесь. Развитие слуха происходит, когда вы говорите с ребенком, включаете ему музыку. Уже на 2 неделе малыш будет помнить ваш голос, и при разговоре с ним вы увидите улыбку на лице.

Зрение

Поскольку ребенок очень долго пробыл в замкнутом пространстве, зрение не развивалось – там не на что смотреть. Но уже в 1 месяц жизни постепенно малыш научится видеть. А правильный уход и режим дня ему только поможет.

В начале своей жизни новорожденный не способен фиксировать взгляд. Примерно ко 2 или 3 неделе он научится наводить фокус, но только видит малыш на определенном расстоянии. Обычно это примерно 25-30 см – столько, сколько составляет расстояние до лица матери, когда та держит новорожденного на руках.

Ко 2 или 3 месяцу зрение пойдет на лад – радиус фокуса увеличится, со временем ребенок будет видеть все вокруг себя четко. Но не в начале жизни.

Осязание

Осязание, как и прочие чувства, то же зрение, развито не очень. Чтобы оно становилось лучше, необходимо постоянно стимулировать рецепторы. Если ребенок не спит, в течении дня касайтесь его, щекочите, давайте в руки какие-то предметы – интересно наблюдать за его реакцией – на некоторые моменты он реагирует улыбкой на лице, на другие любопытным выражением, его мимика очень выразительна. Обязательно много возитесь с малышом в первые 3 месяца жизни: так его восприятие улучшится очень быстро, а соответственно и развитие.

Вкус и запах

Младенцу знаком только один вкус – вкус молока. Так пахнет от матери, это он считает правильным. Он научился уметь различать и другие вкусы и запахи, но только этот для него родной и близкий, каких бы других не было рядом.

Рефлексы

Достаточно, чтобы прошли 1, 2 или 3 недели, чтобы у ребенка начали вырабатываться определенные рефлексы на звуки и запахи. Есть такие вещи, на которые ребенок реагирует уже в первый месяц жизни. Его развитие состоит из двух основных и главных рефлексов – сосательного и хватательного. Его зрение не позволяет ему видеть, где расположен мамин сосок, но он безошибочно его находит.

Пища . К разной еде новорожденный отнесется по-разному. Например, если дать ему лизнуть что-то сладкое, рефлексы его просты - он начнет причмокивать. Это вкусно. Но если вдруг в рот попадет что-то из каких-то горьких, кислых или соленых продуктов, малыш поморщится – это невкусно. Но лучше не экспериментировать в первые месяцы, потому что у малыша может проявиться реакция на новый продукт – например, аллергические прыщики, они могут быть на лице или теле.

Сосательный рефлекс . Если коснуться пальчиком губ новорожденного, он вытянет их, готовясь принимать пищу – сосать грудь.

Реакция на раздражитель . Если неподалеку раздастся резкий звук, малыш вздрогнет. В начале 2 недели он лишь слегка приподнимет голову, но на рубеже 2 и 3 недель он уже повернется к источнику звука.

Хватательный рефлекс . Даже на 1 неделе жизни малыш уже может что-то крепко держать в ручках. Если вложить ему в кулачок свой палец, ребенок схватит его и не захочет отпускать. Новорожденному даже проще держать кулак сжатым – в таком виде ручки у ребенка в первые недели, малышу так удобнее, так он привык в утробе матери. Лишь постепенно они начинают раскрываться.

Реакция на эмоции . Ребенок еще не может давать оценку событиям. Поэтому его реакция на то или иное действие будет прочно связана с матерью. За 2 или 3 раза он хорошо запомнит, как реагировала мама, хотя его зрение еще слабое, зато он прекрасно понимает и чувствует ее на эмоциональном уровне. Если, к примеру, во время купания мама играла с крохой, улыбалась ему, то новорожденный полюбит эту процедуру надолго. Но если женщина мыла малыша серьезно, с недовольным выражением лица или даже кричала в этот момент на кого-то, ребенок запомнит, что эта процедура плохая – она расстроила мамочку. Тогда в дальнейшем, когда вы решите искупать сына или дочку, вам это удастся с трудом: ребенок будет капризничать и отпираться.

Подошвенный рефлекс . Если провести по подошве рукой или пальцем, малыш отдернет ногу, подтянет её под себя – проявляются такие рефлексы вне зависимости от срока: как на 1 или 2 неделе, так и в дальнейшем. Щекотно!

Подражательство . Если мама много говорит с ребенком в течении дня, со временем он должен начать ей отвечать. Когда он издает разные звуки, словно в ответ – это начальное развитие речи, он просто старается сымитировать действия матери. Она говорит, и он говорит. Такой вот простой рефлекс. Зато так постепенно развивается речевой аппарат. Когда малыш слышит мамин голос – на его лице появляется очаровательная улыбка.

Когда 1 месяц жизни вашего ребенка подойдет к концу, все эти рефлексы так или иначе должны появиться. Если малыш недостаточно развит, сообщите об этом своему врачу, чтобы он рекомендовал какой-то особый уход, режим и распорядок дня.

Первая неделя

Покинув организм матери, новорожденному придется привыкать к новой, внеутробной жизни. 1, 2 и 3 месяцы ребенок очень слаб, ему необходимы забота, правильный режим дня и уход. И постоянные обследования: не стесняйтесь, если с малышом происходит что-то, что вам кажется странным, немедленно обратитесь к врачу – например, появились подозрительные прыщики на лице, повысилась температура. Лучше зря поднять панику, посетить врачей, чем что-то недоглядеть, особенно если идут 1 или 2 недели.

Весь первый месяц нужен уход за пупочной ранкой – в нее очень легко может попасть инфекция. В течении дня помажьте её два раза зеленкой или чем-то еще, что посоветует врач.

Первый месяц начинается с того, что младенцу делают укол – вакцинация от вирусного гепатита. Это рекомендуют сделать еще в первый день жизни, чтобы выработать иммунитет, но вы вправе и отказаться. Ближе к концу 1 недели требуется сдать кровь на тест-бланк. Также в это время сделают прививку от туберкулеза. На 3 или 4 неделе жизни вам сделают прививку от гепатита B. Делать эти процедуры сейчас или нет - решать вам. В любом случае, перед прививкой у ребенка не должны наблюдаться температура, высыпания и т.д. Не путайте это с состоянием после прививки, когда 37 – это нормальная температура, это реакция организма, а вот высыпания в любом случае не норма.

Скрининг

Так же в первые дни малышам проводят неонатальный и аудиологический скрининг, его необходимо сделать всем.

Неонатальный скрининг позволяет выявить наследственные заболевания, для исследования берется кровь из пяточки. Результат скрининга будет готов через 10 дней, но помимо него еще проводят множество других исследований – проверяется слух, зрение, тонус и т.д. Впрочем, некоторые заболевания выявляются еще во время беременности, когда делается узи-скрининг. Неонатальный скрининг позволяет выявить множество заболеваний, в том числе фенилкетонурию, галактоземию и т.д.

Аудиологический скрининг – проверяют слух, обычно еще в роддоме, возможно и в поликлинике. Ранее его проводили выборочно, но в нынешнее время делают такой скрининг всем новорожденным, чтобы вовремя начать лечение. Ранняя проверка слуха позволит вылечить ребенка, например, при выявлении проблем применяется протезирование даже на первом месяце жизни. Проверяют так же и зрение, но не методом скрининга.

Такая проверка нужна для своевременного выявления и лечения заболеваний. После аудилогического и неонатального скрининга могут назначить еще дополнительные исследования, например, УЗИ.

УЗИ

Малышам так же проводят и ультразвуковое исследование при необходимости. Виды УЗИ новорожденных:

  1. УЗИ мозга
  2. Диагностика сердца и состояния крупных сосудов
  3. УЗИ почек и брюшной полости

Это не плановые проверки, для малышей они не обязательны, каждый из типов УЗИ проводят лишь после назначения врачей. Это может быть как педиатр, так и узконаправленный специалист. Назначение УЗИ может быть обусловлено различными причинами – например, УЗИ мозга проводят, когда роды и период беременности протекали с осложнениями, ребенок недоношенный, были родовые травмы и т.д.

Режим дня

Когда первый месяц подойдет к концу, у вас уже должен быть устоявшийся режим дня – сон, кормление. Для этого старайтесь кормить ребенка в одно и то же время. Не позволяйте ему слишком долго спать или бодрствовать, контролируйте активность новорожденного.

Сколько спят малыши. В общем, сон ребенка должен составлять до 19 часов в день. Длина наибольшего отрезка бодрствования не должна превышать 1,5 часа – для новорожденного это очень долго. Каждые 2 или 3 часа осторожно будите малыша, чтобы покормить его. Затем было бы неплохо с ним часик повозиться, а потом укачать и уложить, пусть спит снова.

Важно выработать режим кормления. В среднем нужно покормить ребенка 6-7 раз в сутки, это примерная норма (ночью, когда спит – 2-3 раза). Длина каждого кормления – примерно 15 минут. Аккуратно придерживайте ребенка во время еды. Когда он закончит, немного подержите его вертикально, чтобы он срыгнул воздух. Затем положите его набок, чтобы в случае повторного срыгивания, но на этот раз уже не воздуха, он не задохнулся, а отрыгнул все наружу. С рождения и дальше есть таблица для кормления, сколько он должен выпивать в 1 неделю, во вторую и т.д. Ночью, конечно, не стоит его поднимать, чтобы не перебить ему сон, лучше, если кроватка будет наклонной, или положите небольшую подушечку под голову. Есть два варианта, как кормить ребенка – установить режим или по требованию. Мамочке немаловажно соблюдать рацион питания, потому что любой продукт может отразиться для вашего малыша в виде высыпаний – прыщики на теле, лице, которые можно принять за потничку.

Малыш должен «ходить в туалет» несколько раз в день – норма, это 2 или 3 раза по большому, примерно каждый час по маленькому. В 1 неделю кал будет жидким и зеленоватым. Но начиная со 2 недели, он должен стать насыщенно желтым и кашеобразным.

Купание – важный процесс в первый месяц. Делайте это очень осторожно: вода должна быть идеальной температуры 36-37 градусов (сколько градусов можно узнать, если использовать специальный градусник, или воспользоваться обычным методом – опустить свой локоть в воду, и по своим ощущениям – горячо или холодно, узнать нормальная ли вода для купания), кипяченой или разбавленной специальным дезинфицирующим раствором. По окончании оберните новорожденного в пеленку, но ни в коем случае не растирайте чувствительную кожу тела – осторожно протрите её несколько раз. Обязательно заверните в сухое. Не купайте сразу после кормления, лучше после всех процедур покормить и уложить спать – сон будет сладким.

Запреты

Уход за недавно родившимся ребенком – это очень сложное дело. Можно случайно допустить массу ошибок, поэтому многие родители с некоторой опаской подходят к детской кровати. А ведь малыш чувствует ваши эмоции, не понимая ваше поведение, и начинает нервничать. Поэтому нужно постараться запомнить несколько запретов, это сильно облегчит вам уход за ребенком.

  • Не нужно поднимать новорожденного за ручки, не тяните за конечности.
  • Держите ребенка так, чтобы голова не свешивалась. Желательно, чтобы новорожденный полностью лежал на какой-то одной вашей руке, а другой вы его придерживали.
  • Не берите малыша на руки без необходимости – привыкнет, ни на шаг вас от себя не отпустит. Он видит вашу реакцию и запоминает, что если громко заплакать, мама придет.
  • Не подпускайте к новорожденному людей, которые могут его напугать. Например, большие очки на лице, которых он не видел раньше, или резкий аромат духов могут заставить ребенка нервничать.

Неприятности

В 1 месяц жизни с ребенком может многое произойти, его подстерегает немало опасностей. Родители должны быть очень внимательны, чтобы уход за младенцем защищал его от всего на свете, и был правильно установлен режим сна и кормления. Улыбка на лице малыша очаровывает, но иногда ребенок плачет. На то может быть 3 нормальные причины, которые описывают его поведение:

  • голод или жажда;
  • наполненный памперс;
  • неудобная поза, что-то где-то давит.

Первым делом проверьте эти пункты. Если ни один из них не подходит, возможно, новорожденный просто привлекает ваше внимание. Но иногда это значит, что у малыша в этот месяц что-то где-то болит. Несколько очень распространенных неприятностей, которые могут случиться с любым ребенком:

  • Потничка. Небольшая сыпь, которая возникает на ранимой коже тела, если вовремя не удалить с нее пот. Обычно бывает на шее или затылке. Избавиться от нее легко – помажьте кремом или мазью, нужно вовремя удалять пот. Если не лечить, там может развиться инфекция. Это может быть и аллергическая потница, некоторые прыщики будут с гноем – например, когда мама съела/выпила новый продукт и у ребенка на него аллергическая реакция. Чтобы убрать такие прыщики, необходимо во время купания добавлять в воду марганцовку, врач может дополнительно назначить прием Супрастина.
  • Переедание. В погоне за весом, особенно на 2 или 3 неделе, когда ребенок может немного не доставать до нормы, матери начинают слишком сильно кормить новорожденного – в некоторых случаях даже прерывать его сон, чтобы накормить. Не нужно так делать, ведь в результате это отражается в виде проблем с желудком – для каждой недели жизни новорожденного есть норма потребляемого молока, чтобы узнать, сколько съедает ребенок, можете сцедить молоко и покормить из бутылочки. Ребенок может сегодня – завтра прибавлять вес, а последующие два дня не прибавлять, но помните, лучше чуть-чуть недокормить младенца, чем перекормить.
  • Переохлаждение. В начале своей жизни малыш еще не умеет подстраиваться под температуру, поэтому ему легко переохладиться, подхватить простуду. Это часто происходит во время купания. Хорошенько закутывайте новорожденного, не позволяйте ему мерзнуть.
  • Опрелости и прыщики. Возникают от долгого лежания на чем-то мокром. Чтобы этого не произошло, тщательно вытирайте ребенка после купания (особенно уделите внимание сгибам, складочкам), укутывайте в сухие вещи, быстро и своевременно меняйте памперсы. На ночной сон, чтобы не появились прыщики, под памперс нужно использовать присыпку или крем для тела – одного средства достаточно, нет необходимости совмещать.
  • Струпики на голове. Избыток выделения кожных желез, если его вовремя не удалить в этот месяц, засыхает и превращается в неприятные образования на голове, которые очень сложно очистить, не повредив кожный покров (в ранки может попасть инфекция). Старайтесь следить, чтобы их не было.
  • Комары. Если ребенок родился в пору года, когда эти кровососы активны, необходимо обеспечить ему защиту от них, ведь они могут нарушить его сон ночью. А поутру вы будете наблюдать покраснения на теле ребенка, прыщики на лице. Покраснения и прыщики проходят самостоятельно – в течении двух-трех дней. Если же прыщики от комариных укусов на теле или лице долго не проходят, или начали гноиться – обратитесь к врачу.
  • Температура. Первый месяц она только выстраивается, поэтому 37 градусов является порогом нормы для новорожденных. Если после измерения температура выше, то тут лучше обращаться к врачу. Если температура 38 и выше, стоит вызвать скорую, если самостоятельные попытки ее сбить неуспешны. Высокая температура может свидетельствовать как о перегреве, так и об инфекции. Разденьте ребенка, потрите ему ручки и ножки, чтобы улучшить кровообращение, сделайте обтирание. Не проходит температура – обратитесь к врачу.

Как ухаживать

Многие будущие мамочки заботятся о беременности и готовятся к родам, забывая, что важно еще больше узнать о том, как ухаживать за малышом.

За ушами . Не поддавайтесь рекламе – и не берите для новорожденных палочки с ограничителями, они вам не понадобятся. Сера из ушей убирается ватным жгутиком, можете аккуратно сделать, пока малыш спит. Чистить стоит лишь ту, что вышла из слухового прохода, внутрь не нужно лезть – рискуете протолкнуть серу вглубь. Купая малыша, осторожно промойте ушки, потом промокните полотенцем. Кожу за ушками нужно промыть и затем смазать маслом.

За носиком . Его нужно прочищать каждый день, сначала размягчите корочки стерильным растительным маслом, затем опять же (!) жгутиком почистите носик – аккуратными вращательными движениями.

За ногтями . Используйте ножнички с закругленными кончиками, на ручках уголки нужно скруглять при обрезании, на ножках оставить прямыми, чтобы впоследствии они не врастали в кожу. Один раз в неделю достаточно, по мере вырастания. Делать это можно пока малыш спит или наиболее спокоен.

Особенности ухода за девочкой . После рождения на половых губах у малышки есть небольшой налет, если он небольшой – впитается сам, если обильный – нужно удалить. Ухаживая за девочкой, не устраняйте его за раз, а уберите в несколько приемов, используя теплую кипяченую воду и ватные тампоны. Подмывать малышку нужно каждый раз после смены подгузника. За девочкой нужно ухаживать аккуратно и наиболее деликатно – промывая по направлению к заднему проходу. После подмывания нужно промокнуть насухо полотенцем и увлажнить кремом. Не вытирайте изнутри и ничем не мажьте половые губы, чтобы не нарушить микрофлору. Если ухаживая за девочкой на 4 или 7 день можно заметить небольшие выделения, это гормональный криз, волноваться и лечить его нет надобности, он пройдет самостоятельно. Помощь врачей нужна, если появятся гнойные выделения. При уходе за девочкой, нужно уделить внимание и молочным железам. Гормональные проявления имеют место и тут – в виде покраснения и набухания, выделения молозива. При уходе за девочкой не массируйте ей молочные железы и не старайтесь выдавить содержимое. К врачам стоит обратиться, если покраснение и набухание слишком выражены.

Билирубин

В организме малышей появления билирубина – это физиологический процесс, проходящий постоянно, образующий механизм связки и вывода билирубина. Образуется он после распада эритроцитов, а так как у малышей присутствует избыток эритроцитов, то и количество билирубина так же повышено. Происходит так из-за того, что когда плод формировался еще в утробе матери, в эритроцитах содержался гемоглобин плодный, отличающийся от гемоглобина взрослых, а когда ребенок рождается, необходимость в плодном гемоглобине проходит и он разрушается, этот быстрый распад и дает повышенное содержание билирубина. Предусмотрена норма для билирубина в крови ребенка – для определения уровня, из вены на голове малыша берут кровь. Такой анализ по определению количества билирубина безопасен.

Больше беспокойства может вызвать повышенное содержание билирубина в крови малыша, так как он свидетельствует о том, что развивается патологическая желтуха. Для деток, что родились в срок – количество билирубина по норме составляет 256 мкмоль/л, для недоношенных 171 мкмоль/л. Когда ребенку исполняется месяц, процесс распада эритроцитов уже постепенно стабилизируется, а соответственно и количество билирубина в крови становится по показателям, как у взрослых.

Зарядка для тела

Развитие ребенка так же зависит не только от того, сколько он спит или ест, важна для него и гимнастика. При этом зарядка должна нравиться обоим – малышу и маме, потому что ребенок чувствует настроение матери, и если маме не нравится делать гимнастику, то и ребенок будет от нее не в восторге. Новорожденный ребенок набирает вес, спит и…играет со своими ручками и ножками, эти непослушные ручки все время лезут в глазки, ножки куда-то бегут. Зарядка призвана задействовать не только ручки и ножки, но и остальные части тела. Гимнастика не проводится после еды, или когда малыш голоден, идеально подобрать такое время, когда ребенок спокоен и у него нет острого желания спать/кушать и т.д.

Гимнастика тела проводится на ровной поверхности – пеленальный стол очень хорошо подходит, положите на него нетолстый поролон или любую другую подложку. Главное, не делайте поверхность, где будет проводиться гимнастика тела слишком мягкой. Перед тем как начать занятия, убедитесь, что все подготовлено правильно - комната проветрена и температура в ней не выше 21 градуса, а после кормления прошел примерно час, или до кормления осталось хотя бы полчаса.

Несмотря на то, что гимнастика должна проводиться ежедневно, не следует принуждать малыша к зарядке, если он устал или заболел. По времени гимнастика тела проводится чуть более 15 минут, перед выполнением упражнений, просмотрите видео, как правильно делать занятия. Не относитесь к гимнастике, как к военной подготовке – быстро сделали все упражнения и все. Улыбайтесь, разговаривайте с ребенком, перед каждым упражнением погладьте малыша.

Ребенку 1 месяц: что же происходит с новорожденным ребенком в первый месяц его жизни?

Вот и наступил тот счастливый день, которого вы так ждали на протяжении долгих девяти месяцев – день рождения вашего малыша. Он появился на свет и принес с собой огромное счастье, а также множество вопросов. Как развивается ребенок в первый месяц жизни? Как правильно за ним ухаживать? Все ли с ним хорошо? Как понять, чего он хочет? Ответов может быть множество. Но каждая мама знает, что самый главный помощник – это ее интуиция. И, конечно же, не стоит пренебрегать помощью специалистов.

Ребенок в первые четыре недели жизни (двадцать восемь дней) считается новорожденным. Его организм в этот период очень уязвим, и ему необходимо особое внимание со стороны родителей. Фактически все это время он только спит и ест. И это неудивительно, ведь в этот период малыш пытается адаптироваться к новым условиям жизни, вне маминого родного животика. Там он был полностью защищен от окружающей среды, а сейчас ему нужно привыкать к новому способу дыхания, питания, кровообращения, к новым, более резким, ощущениям со стороны органов чувств. И главное, в чем сейчас нуждается ребенок – тепло, телесный контакт с мамой и ее молоко.

Физически новорожденный развивается очень быстро. Но, кроме того, он уже сейчас имеет свой индивидуальный характер! Он не похож ни на кого вокруг. И этому есть научное обоснование – согласно исследованиям, реакции малышей на разные раздражители могут быть совершенно разными. Также различаются их уровень двигательной активности, интенсивность эмоций, ритмичность циклов. Оценив эти и ряд подобных показателей, специалисты могут достаточно точно предсказать, как ребенок поведет себя в будущем: будет ли он оптимистичным и общительным или импульсивным и взрывчатым. Но не все зависит только от новорожденного. Важную роль, конечно же, играют его родители, которые тоже могут быть разными – терпеливыми и любящими, способными окружить ребенка теплом и нежностью, или излишне опекающими, или чересчур требовательными и строгими.

Конечно, мама и папа вправе сами выбирать, как им развивать и воспитывать своего малыша. Но помните, что именно в этот, самый первый и трогательный месяц жизни крохи, он больше всего на свете хочет родительской любви!


По мнению психологов, при рождении каждый малыш проходит кризис новорожденности – своеобразный промежуточный этап между внутриутробным образом его жизни и внеутробным. Ребенок до такой степени беспомощен, что, если бы рядом не было взрослого человека, он бы погиб в первые часы после рождения.

Также психоаналитики утверждают, что рождение – это первая и очень сильная травма, которую переживает малыш. Эта травма влияет на всю его дальнейшую жизнь. Например, Станислав Гроф утверждал, что от процесса рождения человека прямо зависят его характер, особенности поведения, свойства как личности. Он выделил четыре стадии родов – схватки, прохождение родовых путей, непосредственно роды и первый контакт с мамой. От того, насколько успешно малыш прошел каждую из этих стадий, будет далее зависеть личность взрослого человека.

Но наша цель сейчас — не гадать, каким же станет ваш малыш в будущем, а просто понять, как непросто ему пришлось. И как важно ему чувствовать, что его ждут и любят.


Первые часы


Итак, малыш родился на свет. На момент рождения его вес обычно колеблется в пределах от 2800 г до 4500 г. Длина его тела – от 48 до 56 см.

В течение первой минуты после рождения ребенка акушерка перерезает пуповину. После этого прекращается кровообращение по сосудам пуповины, что способствует увеличению концентрации углекислого газа в крови. Новорожденный делает свой первый вдох. Скорее всего, именно сейчас он сообщит о своем рождении громким криком.

В момент рождения кожа ребенка обычно ярко-розовая с легким синеватым оттенком. Это связано с тем, что последние несколько минут родов малыш испытывал определенное кислородное голодание. Такая синюшность проходит очень быстро – в течение нескольких минут.

Кожа ребенка, который только что родился, влажная, покрытая первородной смазкой. Лицо отечно – ведь в процессе родов малыш поддавался механическому давлению.

Состояние новорожденного принято оценивать по шкале Апгар. Первая оценка проводится через минуту после рождения, вторая – через 10 минут. Оцениваются такие показатели, как дыхание, частота биения сердца, мышечный тонус, цвет кожи и рефлексы. Если признак выражен хорошо, он получает оценку в 2 балла, недостаточно – в 1 балл, отсутствует – в 0 баллов. Все эти оценки суммируют.

Первая оценка говорит о состоянии малыша в момент рождения, вторая – о его адаптационных способностях. Обычно вторая оценка всегда выше первой на 1-3 балла.

Очень ответственными являются первые два часа жизни ребенка. Ведь ему нужно приспособиться к совершенно новым условиям жизни. На него обрушивается огромный поток информации. Яркий свет буквально ослепляет, заставляя жмуриться. Появляется большое количество самых разных звуков. За счет испарения влаги с поверхности кожи температура тела понижается, что может вызвать холодовой шок. Поэтому малыша сразу согревают, укутывая в теплые пеленки.

К тому же, добавляются новые для ребенка тактильные ощущения. Все это вызывает у малыша определенные реакции. Обычно он сначала громко и долго кричит, а потом засыпает на несколько часов.

В первые минуты жизни принято класть новорожденного на живот матери. Также в первые два часа необходимо приложить его к материнской груди. Таким образом в организм малыша поступают первые капли молозива, которые содержат иммуноглобулины, призванные защищать дитя от инфекций.

Первые дни


Раньше в роддомах было принято забирать ребенка у мамы сразу после родов, и приносить только на время кормлений. Сейчас же, если роды прошли нормально, в основном всегда малыша помещают с мамой в одну палату. Конечно, это правильно, ведь так было задумано мудрой природой.

Мама, толком не успев прийти в себя, начинает получать поздравления от родственников и друзей. Все с нетерпением ожидают выписки, готовят приданное, подарки, погремушки. Но именно эти первые дни, проведенные в роддоме, являются для мамы и ребенка хоть и непростыми, но относительно спокойными. У мамы есть время любоваться своим чудом наедине с ним, учиться понимать его. К тому же, можно всегда попросить помощи или совета у медперсонала.

Сейчас самое главное, что может сделать мама – это создать для своего чада спокойную доброжелательную обстановку. Ведь ему необходимо восстановить потраченные силы, приспособиться к новым условиям жизни. А для этого нужен покой.

Специалисты говорят, что для того, чтобы «прийти в чувства», малышу надо около месяца. Не правда ли, это созвучно с приметой о том, что до месяца ребенка не нужно никому показывать?

Что же происходит? По общепринятому мнению, новорожденный все время спит. Но это не совсем так. Малыш находится в полусонном состоянии, между бодрствованием и сном. Но при этом он чувствует, что происходит вокруг него.

Ребенок может часами лежать у мамы на руках, не выпуская грудь изо рта. По мнению ученых, причина не только в том, что он хочет есть. Малыш прикладывается к груди и когда ему обидно, страшно, грустно. Именно сейчас у него закладывается базовое доверие к миру. Крича, грудничок дает понять, что нуждается в подтверждении своей защищенности. Ведь он может сомневаться в надежности этого мира, его стабильности, собственной значимости в нем. И кто, как не мама, может разрешить эти сомнения?


Мы уже говорили о том, что малыш приходит в жизнь абсолютно беспомощным, и способен выжить благодаря помощи взрослых. Но также природой заложено в помощь ему целый набор безусловных рефлексов. Часть из них по истечению какого-то времени проходят, часть – остаются навсегда.

Основные рефлексы ребенка в первый месяц жизни:

  1. Хватательный – если вложить палец в ладошку малыша, он рефлекторно захватит его и будет удерживать.
  2. Сосательный – ребенок будет воспроизводить посасывающие движения губами, если возле его рта провести соской или пальцем.
  3. Поисковый – грудничок повернется в ту сторону, с которой вы коснетесь его щечки.
  4. Рефлекс Бабкина – ребенок наклонит голову и откроет рот, если ему надавить на возвышение большого пальца со стороны ладошки. Обычно этот рефлекс уходит в 4-5 месяцев.
  5. Рефлекс Мора – если прозвучит громкий звук рядом, малыш резко раскинет или сведет ручки и ножки.
  6. Рефлекс Бабинского – если провести пальцем по наружной стороне стопы от пятки к мизинцу, у ребеночка растопыриваются пальчики. При этом ножка сгибается в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах.
  7. Рефлекс опоры – если поставить ребенка на ровную твердую поверхность, поддерживая его в районе подмышек, он полной стопой будет упираться в поверхность, разгибая ножку.
  8. Плавательный рефлекс – если положить малыша на живот, он будет имитировать плавательные движения.
  9. Рефлекс ползания Бауэра – если ребенку, лежащему на животе, создать опору для стоп, он будет рефлекторно выполнять движения ползания.
  10. Рефлекс ходьбы – если держать малыша под ручками так, чтобы он касался поверхности, он будет подражать ходьбе.

В 2-3 недели малыш уже может фокусировать взгляд на предмете, а в 3-4 недели – сосредотачиваться, слыша мамин голос. В период от 1 до 2 месяцев у здорового ребенка проявляется главный феномен кризиса новорожденности – комплекс оживления. Он оповещает, что кризис закончился, и ему на смену наступает период младенчества.

– это эмоционально-положительная реакция, сопровождающаяся звуками и движениями. По сути, это первое проявление потребности малыша в общении.

Комплекс оживления складывается из таких составляющих: осмысленная улыбка при виде маминого лица, общее двигательное возбуждение (бурные реакции), гуление – первые звуки, издаваемые малышом.

Ребенок достигает веса, с которым он родился, умеет сосредотачивать зрение и слух. Все это является признаками окончания кризиса новорожденности.

Если же у малыша были какие-то неврологические проблемы, комплекс оживления появляется чуть позже обычного.


В первый месяц характерными являются такие состояния психики:

  • Спокойное бодрствование – ребенок смотрит открытыми глазами, ясный взгляд. Руки и ноги спокойно лежат. Внимание сосредотачивается на том, что дитя видит перед собой. Такое состояние наиболее подходит для обучения и общения.
  • Активное бодрствование – движения становятся более активными, внимание сосредоточено на себе, своих действиях.
  • Дремота – веки начинают смыкаться, внимание почти отсутствует. Это состояние переходит или в сон, или в пробуждение.
  • Поверхностный сон – малыш спит, но у него дергаются лицо, ручки и ножки. Дыхание неровное.
  • Глубокий сон – дитя расслаблено, лицо без выражения, ножки и ручки лежат свободно, дыхание спокойное и ровное.

Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш в первый месяц жизни? Итак, он:

  • различает звуки;
  • фиксирует взгляд на лице склонившегося над ним человека;
  • узнает мамин запах, голос, прикосновения рук;
  • двигается и издает звуки в такт речи «собеседника»;
  • различает желтый, черный, красный и белый цвета, линии и клетку;
  • фокусирует взгляд на предмете и при его плавном перемещении;
  • пытается поднять и удержать голову, лежа на животе.

Главное, что нужно новорожденному – тепло, покой и безопасность. Все это ему обеспечивает мама, находясь с ним рядом, ласково с ним разговаривая, прижимая нежно к груди.

Где-то на третьей неделе на базе безусловных рефлексов у малыша начинается формирование условных. Это свидетельствует о том, что ребенок «готов к обучению». Конечно, читать и писать ему еще пока рано. Но вот определенные навыки поведения сформируются достаточно быстро.

Итак, если вы хотите помочь малышу в его развитии, воспользуйтесь простыми советами:

  • когда малыш не спит, контактируйте с ним взглядом, разговаривайте с ним на равных;
  • если в процессе общения вы задействуете активную мимику, вскоре малыш станет ее повторять, как бы отвечая вам. Это связано с его новой возможностью – копированием. Также точно он считывает и эмоции мамы. Поэтому, чтобы малышу было комфортно, в первую очередь должна быть довольной и спокойной мама;
  • не бойтесь избаловать своего малыша, отзываясь на все его желания и потребности. Это поможет вашему ребенку вырасти сильным, добрым, уверенным в себе;
  • обратите внимание на физиологическое развитие ребенка. Распределите время бодрствования так, чтобы хватило и на массаж, и на зарядку, и на водные процедуры. Полезным будет также поддержание рефлексов ползания, хождения, о которых мы говорили раньше;
  • для развития слуха необходимо, кроме обязательных разговоров с малышом, давать ему слушать музыку. Очень полезной является классика: Вивальди, Моцарт, Гайдн. Можно просто тихо включить этих композиторов, когда малыш бодрствует, или оставить ее и на время сна;
  • чтобы малыш не боялся воды, надо опускать его в воду очень аккуратно. Прекрасно, если в первые дни вы сможете купаться вместе – присутствие мамы уберет все отрицательные эмоции. При этом положите малыша спинкой на вашу грудь, затылком он обопрется на ваше плечо, а левой рукой нужно поддержать его под животик. Правая рука в это время может показывать малышу игрушки. Интересным будет также купание вместе с папой – из его коленей и ног могут получиться чудесные горки для малыша! Главное условие – правильно и аккуратно держите свое чадо;
  • во избежание в будущем проблем с вестибулярным аппаратом, полезно плавание на спине, когда ребенок немного покачивается у вас на руках;
  • для развития зрения можно использовать яркую игрушку. Для этого надо поместить ее в поле зрения малыша на расстоянии 70 см. Когда его взгляд задержится на игрушке, покачивайте ее влево и вправо на 5-7 см примерно 2 раза в секунду. В дальнейшем можно перемещать игрушку вверх-вниз, вправо-влево, приближая к ребенку на 30 см и отдаляя на расстояние вытянутой руки. Делайте это 1-2 раза в день по 1-2 минуты.

И помните, что дети развиваются с разной скоростью. Это в большей степени предопределено природой. Результаты исследований доказали, что фактически невозможно ускорить у младенца его личный темп общего развития, но его можно замедлить отсутствием необходимых условий для нормального развития, внешних стимулов, плохими питанием и заботой о здоровье, а также недостаточностью внимания и любви со стороны родителей.


Поэтому любите своего малыша, носите его на руках, говорите с ним, и будьте счастливы!

Первый месяц жизни новорожденного (3-4 недели) называется «периодом новорожденности». Он начинается появлением малыша на свет и заканчивается возникновением у него первой улыбки. Какие основные умения закладываются в этот период? О чем нужно знать, чтобы не упустить возможности?

Новорожденный ребенок бодрствует лишь 20-30 минут (к концу первого года жизни это время увеличится до 3-3,5 часов!!!). 80% времени суток он спит. Просыпается малыш от голода или неприятных ощущений. Резкой границы между сном и бодрствованием еще нет. Движения ребенка хаотичны, ручки и ножки согнуты, так как мышцы-разгибатели еще не развиты. У новорожденного малыша нет даже возможности смотреть двумя глазами в одну точку, не говоря уже о возможности сообщить что-то окружающим.

Но у новорожденного ребенка уже есть огромный и очень важный опыт жизни в утробе мамы. Современные исследования убедительно доказывают, что околоплодные воды проводят звуки. Поэтому звуки материнского голоса становятся малышу близкими и родными еще до его рождения! И уже во внутриутробном развитии закладываются благоприятные предпосылки для развития речи. Вот почему важно, ЧТО слышит беременная женщина – музыку, добрые слова или что-то другое. И вот почему врачи, педагоги, психологи рекомендуют расширять слуховой опыт еще не родившегося малыша звуками природы, народной и классической музыки, игры на музыкальных инструментах. А с первых минут жизни советуют маме начать разговаривать с ребенком и петь ему простые песенки!

Исследования деятельности мозга новорожденных детей (Э.А. Александрян, Т.П. Хризман) установили, что младенец всегда выделяет голос матери среди всех других звуков. Этот голос вызывает у малышей активность сразу же двух анализаторов — зрительного и слухового. Причем новорожденный ребенок всегда предпочитает звуки человеческого голоса всем другим звукам. Поэтому именно мама должна петь ребенку колыбельные песенки, пестушки, потешки, разговаривать с ним, играть, забавлять. И чужой для ребенка голос диктора или певца с аудиодиска, какой бы это ни был профессиональный диктор или певец, никогда не сможет заменить малышу голос мамы, знакомый ему еще до рождения!

Основная задача периода новорожденности – задача адаптации малыша к окружающему миру. Но уже в этот период важно решить несколько задач развития ребенка, связанных с развитием у него зрительного и слухового анализаторов, с закладыванием основы для дальнейшего благополучного развития малыша.

Задачи развития в первый месяц жизни новорожденного.

Задача развития ребенка 1.

К 1 месяцу жизни научить малыша фиксировать взор на предмете, сосредотачиваться на нем. Одновременно формируется и умение сводить на одном предмете зрительные оси обоих глаз. Эта способность называется «конвергенция».

Задача развития ребенка 2.

Учить следить глазами за движением предмета в разных направлениях и в разном темпе – то замедленно, то побыстрее.

Задача развития ребенка 3.

К 1 месяцу жизни сформировать у ребенка умение прислушиваться к звукам.

Задача развития ребенка 4.

Научить малыша смотреть длительно на маму, когда она с ним разговаривает, сосредотачиваться на ее лице.

Мама должна пытаться поймать блуждающий рассеянный взгляд малыша, улыбнуться ему, погладить и начать разговаривать с ребенком!

Очень важно, чтобы с первых дней жизни новорожденного мама непрерывно разговаривала с малышом во время его бодрствования – купания, кормления, переодевания на прогулку, укладывания спать: «Давай снимем рубашечку. Вот как мы купаться будем. Ай, ты моя хорошая!», «Вот и Ирочка проснулась! Давай я тебе ручки поглажу, ножки поглажу. Сейчас я тебя покормлю» и т.д. Говорить следует нараспев, не спеша. Хорошо если мама малышу расскажет стишок или споет песенку. Не помните слова? Всегда можно написать слова на листок бумаги и прикрепить к стене над кроваткой. А еще – всегда можно додумать свои собственные слова, пусть наивные и не совсем в рифму, но зато идущие от души.В разговоре или песенке можно менять тембр голоса от высокого к низкому. Очень важно смотреть при этом в глаза ребенку, говорить с ласковой интонацией.

Задача развития ребенка 5.

Способствовать появлению к 1 месяцу первой осознанной улыбки в ответ на ласковый голос мамы.

Нужно отличать улыбку физиологическую и осмысленную. Физиологическая улыбка появляется уже в первые дни жизни малыша. Это просто растяжение мышц в состоянии сытости и комфорта. Она означает, что малышу хорошо. Но она еще никак не связана с мамой. Осмысленная же улыбка появляется примерно на четвертой неделе первого месяца жизни новорожденного. Вот как о ней пишет В. В. Ветрова – исследователь детского развития в раннем возрасте – в своем дневнике наблюдения за сыном:

«1 месяц 2 дня. Сегодня мы заметили явную улыбку, уже не связанную с ситуацией кормления. Мы показали ребенку погремушку… Играя с погремушкой, мы на все лады обращались к малышу с ласковыми словами, называли по имени…И вдруг увидели, как неловко поднялся уголок верхней губы, как стал растягиваться ротик, затем ребенок замер на мгновение и следом за этим обнажил свою беззубую челюсть. Это произошло так неожиданно, что мы сначала не поняли, что это – первая улыбка, вызванная общением, нашим воздействием и символизирующая определенный этап в развитии – окончание состояния новорожденности. Именно в этот день я впервые увидела у ребенка веселые глаза – для меня эта улыбка стала чем-то осмысленным, тогда как улыбка первая, физиологическая, протекала на фоне совершенно бессмысленного взгляда».

Какие игрушки нужны в первый месяц жизни новорожденного?

Новорожденный ребенок еще не умеет длительно смотреть на один предмет. Поэтому ему легче воспринимать предмет, когда в поле зрения отсутствуют другие отвлекающие его объекты. Поэтому для развития малыша полезнее показывать ему одну яркую игрушку, а не развешивать гирлянды разноцветных погремушек и движущиеся модули с ворохом фигурок. Гирлянды и модули понадобятся чуть позже, когда закончится период новорожденности.

На каком расстоянии нужно показывать новорожденному игрушку? На каком расстоянии ее подвешивать?

Нужно запомнить правило – до двух – двух с половиной месяцев игрушку надо показывать и вешать на расстоянии не ниже 50 см над грудью ребенка. Иначе можно спровоцировать у него косоглазие.

Как учить ребенка следить взглядом за игрушкой?

Для этого нужен набор игрушек разного цвета (обязательно яркого) и разной формы без мелких деталей. Игрушки для проведения упражнений надо менять, чтобы они не надоедали малышу и вызывали его интерес.

Шаг 1. Ежедневно в течение одной — двух минут показывать малышу крупную (8-10см) игрушку, перемещая ее в разных направлениях. Можно приближать и удалять игрушку на расстояние от 50 до 70 см от глаз ребенка. Сначала младенец учится отслеживать горизонтальное движение игрушки. Когда у него это начнет получаться, начинают включать вертикальное движение игрушки. Постепенно скачкообразное слежение взглядом за игрушкой сменится плавным. Это означает, что развивается координация движений глаз.

Шаг 2. Когда малыш научится четко следить взглядом за игрушкой, надо учить его сосредотачивать взгляд на предмете. Для этого при перемещении игрушки ее периодически останавливают. И ребенок сосредотачивает не ней взгляд. После этого упражнения игрушку подвешивают в кроватку для рассматривания. И затем убирают. Но нет необходимости подвешивать игрушки в детскую коляску, в которой ребенок спит на воздухе.

Шаг 3. Покачивать подвешенную игрушку, чтобы малыш смог сосредоточить взгляд на крутящейся игрушке.

Что чувствует новорожденный ребенок?

Ответ на этот вопрос попыталась дать Вирджиния Сатир – известный психолог и психотерапевт в книге «Психотерапия семьи». От лица двухнедельного новорожденного она ведет свой рассказ так:

«Обычно мама с папой замечают, когда я плачу. Это хорошо, когда они знают, что мне плохо, не колет ли что-то в кроватке, не болит ли животик, нет ли у меня запора и не одиноко ли мне лежать. Они берут меня, качают, кормят, веселят. Я знаю: они хотят, чтобы мне стало лучше.

Очень плохо, что мы не говорим на одном языке. Порой мне кажется, они хотят, чтобы я замолчал, чтобы заняться какими-то своими делами. Они немножко покачают меня, будто я кошелка с овощами. Я догадываюсь, что у них есть другие дела. Иногда мне кажется, что я их раздражаю. Но я вовсе не хочу, чтобы так было. И не могу сообщить им, что это не так.

Мое тельце перестает болеть, когда меня трогают любящие люди. Им хорошо, и я знаю, что они действительно стараются понять меня. И я пытаюсь помочь им, как могу. Я плачу по-разному. Мне нравятся отчетливые, нежные и мелодичные голоса. Мне приятно, когда мама с папой смотрят на меня, особенно прямо в глаза».

Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?

  • На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
  • Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение 5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
  • Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
  • Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
  • Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
  • Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
  • Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги,звуки, слова нараспев)

Мы увидели, как много дает первый месяц жизни новорожденного, и как он важен в дальнейшем развитии ребенка. Подробнее об играх, упражнениях с малышом, игрушках Вы можете прочитать в других статьях рубрики

Счастливые молодые родители дождались появления своего малыша на свет. Их переполняет радость, гордость, восторг и бесконечное счастье. Но вслед за этими чувствами приходит страх и беспокойство. Долгожданное возвращение из роддома домой становится настоящим испытанием для молодой мамы. Она вдруг понимает, что остается с ребенком один на один и не знает, что и как делать дальше. Чтобы радость не перешла в стресс (а тем более в депрессию), необходимо первые дни и недели полностью посвятить адаптации всей семьи к новому образу жизни и непривычному режиму дня.

Мама и малыш первый день дома

Во время нахождения в роддоме для малыша уже установился режим кормления и сна. Очень важно, чтобы этот режим не менялся в первые дни. Это поможет и маме и малышу сохранять спокойствие налаженным ритмом. Молодая мама начнет самостоятельно применять на практике навыки ухода за новорожденным, которые она получила в роддоме.

В эти дни очень важно окружить маму и малыша заботой, вниманием и лаской. Они оба перенесли сильное эмоциональное напряжение, можно даже сказать небольшой стресс. Домашнее тепло и уют помогут восстановиться им после перенесенного страха, тревоги и боли. И абсолютно лишними будут в эти дни пребывания различных посетителей. Даже самые близкие родственники – это хлопоты, которые пока не желательны для кормящей мамы.

Чего не стоит бояться

В первый месяц у новорожденного малыша происходит адаптация к новой жизни. Именно поэтому у него могут появляться различные признаки на теле или в поведении, которые тревожат родителей. Они абсолютно не опасны и со временем проходят. Не стоит волноваться, если:

  • Кожа ручек и ножек имеет синюшный оттенок
  • Появилось много мелких высыпаний на лице и лобике
  • Отдельные участки кожи начали шелушиться
  • Глазки иногда косят или смотрят в разные стороны
  • Меняется цвет лица – то он желтоватого оттенка, то красного
  • Малыш плачет, кряхтит

Родители постоянно находятся с ребенком, тщательно всматриваются в него и прислушиваются к каждому звуку. Любая мелочь может вызывать панику у неопытных родителей. Хотя уже на второй неделе у малыша восстановится нормальный цвет лица. В конце первого месяца жизни грудничок будет плакать со слезками, чего не было в первые недели.

Не нужно беспокоиться по поводу несколько неправильной или не совсем симметричной формы головы ребенка. Проходя через родовые пути, у малышей происходит некоторая деформация головки (вследствие сдавливания), которая спустя короткое время примет обычную форму. В этом поможет периодическое поворачивание ребенка то на один бочок, то на другой, то на спинку. Это может быть и во время бодрствования и когда малыш спит.

Причинами плача новорожденного в последнюю очередь могут быть болезненные проявления. Чаще всего таким способом малыш привлекает к себе внимание, когда пришло время его покормить или сменить пеленки или подгузник. Иногда дети в первый месяц проявляют беспокойство, когда хотят спать, когда им жарко или может быть прохладно, когда им неудобно лежать. Молодой маме достаточно будет несколько дней, чтобы уже по первому звуку плача научиться определять, что хочет ее грудничок.

И еще одной распространенной причиной беспокойства и плача ребенка могут быть кишечные колики и газики. Их появление в большей степени связано с питанием мамы и составом грудного молока.

Уход за ребенком

Вся семья начинает жить по новому графику, который построен только под режим дня ребенка. У всех появляются новые приятные обязанности. Все семейство старается участвовать в уходе за малышом и помогать адаптироваться маме и грудничку. В понятие уход входят самые обычные процедуры:

  • Кормление в установленное время или в определенные часовые промежутки
  • Полноценный сон
  • Время бодрствования
  • Водные процедуры
  • Личная гигиена
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Воздушные ванны и закаливание
  • Гимнастика и массаж

Устанавливать ли режим ребенку?

Режим дня новорожденного в первый месяц состоит из трех основных пунктов: сон, кормление и бодрствование. Индивидуальные биоритмы малыша сами подберут подходящий график. Не стоит строго придерживаться стандартных границ сна, отдыха и кормления. Малыш своим поведением даст знать, когда он хочет кушать, а когда пора спать. В зависимости от физиологических особенностей ребенка в среднем кормление происходит через два с половиной – три часа, продолжительность сна – два-три часа, а период бодрствования длится от получаса до часа.

В первый месяц новорожденный может поспать подольше или не вовремя захотеть кушать. Не стоит волноваться по этому поводу. Уже через пару месяцев все станет на свои места.

Когда проводить первое купание

Для большинства малышей купание – это скорее приятная процедура, чем гигиеническая. Ежедневные купания перед сном дают возможность ребенку расслабиться и являются залогом спокойного ночного сна.

Первое купание можно начинать, когда отпадет пуповина и полностью подсохнет ранка на пупке. До этого момента можно обойтись влажными обтираниями. Купание проводится, учитывая индивидуальные предпочтения малыша, каждый день или два – три раза в неделю. Один раз в неделю можно купать, используя отвары трав. Детское мыло тоже подбирается индивидуально. После водных процедур по необходимости используют присыпку или крем. Если малыш не любит купаться, это вызывает у него плач и дискомфорт, то иногда купание можно заменить обтиранием.

Обязательные процедуры гигиены

Ежедневные процедуры, которые необходимы для здорового развития и роста:

  • Умывание лица и подмывание половых органов
  • Наблюдение за состоянием кожных покровов
  • Уход за пупочной ранкой
  • Мягкое причесывание
  • Чистка носика и ушек ватными тампонами, уход за глазками
  • Осторожная стрижка ноготков
  • Удаление корочек на коже головы

Прогулка – это незаменимая составляющая в развитии здорового и крепкого малыша. Свою первую порцию свежего воздуха ребенок получил при выписке из роддома. А дальнейшие прогулки должны быть построены с учетом сезона и погоды. От температуры на улице зависит их продолжительность. Очень полезно малышам спать на свежем воздухе или в комнате с открытым окном.

Молодые родители должны знать, что у грудничков еще не отлажена система регуляции теплообмена. Это нужно учитывать, когда одеваете малыша на прогулку. Не нужно одевать новорожденного в три раза теплее, чем себя. Одевайте ребенка так же, как и себя, но используйте дополнительно легкое покрывало сверху.

Закаливание малыша можно начинать уже после первой недели жизни. Самым первым шагом должны стать воздушные ванны и легкие поглаживания. Первый раз попробуйте оставить ребенка хотя бы на одну минуту без одежды и ласково погладьте его по спинке, животику, ножкам и ручкам. Если ребенку это понравится, то включите эту процедуру в режим дня. Это послужит отличным средством для развития и укрепления мышц. А крепкие и развитые мышцы – это залог того, что малыш в будущем вовремя научиться сидеть и ходить.

Рефлексы здорового ребенка первого месяца жизни

К концу первого месяца можете проверить, как развивается малыш. Соответствует ли развитие его возрасту. Что должен уметь малыш в возрасте одного месяца и как должен правильно реагировать здоровый ребенок?

Воспитание и развитие новорожденного происходит каждый день в процессе всех запланированных процедур и мероприятий. Так как большую часть времени ребенок находится с мамой, то он легко узнает ее прикосновение и голос. Кроме этого малыш приобретает такие умения:

  • Пытается приподнимать головку и удерживать ее некоторое время, лежа на животе
  • Засматривается на отдельные яркие игрушки и большие предметы
  • Узнает знакомый голос
  • Переводит взгляд и поворачивает голову за игрушкой
  • Реагирует на громкий или резкий звук
  • Пытается издавать первые звуки и агукать

Коснувшись ладошки ребенка, можно увидеть хватательный рефлекс – ладошка сжимается. Дотронувшись до личика вблизи рта, можно заметить сосательный рефлекс – малыш начинает искать грудь и делает губами соответствующее движение. Если потрогать стопу грудничка, то увидите реакцию, похожую на реакцию от щекотки – пальчики сжимаются и разжимаются. Попробуйте поставить малыша в вертикальное положение с опорой для ножек – увидите рефлекс хождения.

Что умеет ребенок в 1 месяц? Мама может самостоятельно оценить развитие крохи, зная о тех навыках и рефлексах, которые приобретает малыш в течение первых недель жизни. Но нужно помнить, что такое исследование в домашних условиях не заменяет консультации и осмотра педиатра.

Большую часть времени грудничок первого месяца жизни будет спать. Это он умеет делать в совершенстве. Но в перерывах между сном и кормлением бывают небольшие периоды бодрствования. Это время можно использовать для общения с крохой, а также для наблюдения за его развитием, рефлексами, новыми навыками.

Какие навыки можно наблюдать

Что может уметь ребенок в 1 месяц?

Врожденные рефлексы и их значение

Рефлексы - наследство наших древних предков. Многие рефлексы исчезают к 4 месяцам, но некоторые, очень важные, остаются на всю жизнь. Например: чихательный, кашлевой, глотательный, дыхательный. Рефлексы новорожденного проверяет неонатолог. Что может увидеть мама?

Рефлексы помогают развивать моторные навыки и являются фундаментом для ползания, переворачивания на живот, ходьбы. Также их отсутствие или слабое проявление помогает распознать какую-либо проблему в развитии. Если же у крохи еще не развит какой-то навык, не стоит заранее бить тревогу. Нужно учитывать индивидуальные особенности. У маловесных и недоношенных детей навыки развиваются позже. Насторожить должно, когда малыш все время вялый, не реагирует на звук и свет.

Сигналы о помощи

Взаимодействие с внешним миром происходит при помощи гримас, крика, кряхтения, двигательной активности, улыбки. Эти способы общения необходимы крохе, который пока что не владеет коммуникативными навыками.

  • Крик . Если малыш испытывает голод, холод, дискомфорт, боль, то сигнализирует об этом громким криком. Кричать в этом возрасте малыши могут часто из-за начинающихся колик. Крик младенца характеризуется сдавленными, носовыми звуками.
  • Успокаивается, когда берут на руки . Если грудничок не голоден и у него ничего не болит, то на руках у родного человека он, как правило, быстро затихает. Важно прижимать кроху к себе, именно тепло тела успокаивает младенцев.
  • Звуки . В первый месяц жизни грудничок уже может «разговаривать»: издает звуки «э», «а», что-то среднее между ними. Также гласные звуки могут уже сочетаться с согласными «х», «г».
  • Кряхтение . Кряхтящие звуки, которые издает малыш, могут говорить о каком-то дискомфорте, чаще в кишечнике. Сопение и хрюкание носом в этом возрасте считается нормальным и объясняется узкими носовыми ходами.
  • Выгибание тела . Если выгибание тела не сопровождается постоянным плачем, это может быть тренировочным упражнением для мышечного аппарата, переворота на живот. Но если ребенок плачет, это может говорить о кишечных коликах. Также выгибание спины может указывать на гипертонус мышц шеи и спины. В этом случае нужна консультация невролога.

Во время бодрствования у грудничка 1 месяца жизни наблюдается много хаотичных движений руками и ногами. Это нормально. Если кроху взять на руки, движения исчезают. Двигательная активность конечностей объясняется тем, что ребенок инстинктивно ищет те границы, которые были у него раньше, в утробе матери. В течение трех первых месяцев жизни грудничок будет постепенно привыкать к новым условиям внешней среды.