Развитие ребенка в 4 года что должен уметь. Занятия с малышами дома

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 13.05.2019

Когда ребёнку исполняется 4 года, период раннего детства заканчивается. Наступает дошкольный период, который характеризуется определёнными особенностями физического развития. В этом возрасте дети ведут активный образ жизни, много двигаются, познают окружающий мир.

Общие нормы и особенности развития детей в возрасте 4-5 лет

В этом возрасте средний рост у мальчиков составляет 100,3 см, а у девочек – 99,7 см. Весят мальчики в среднем 15-20 кг, а девочки – 14-18кг. Средняя прибавка в весе – 1,5-2 кг в год, а в росте – 5-7 см. Некоторые особенности развития могут быть связаны с наследственность ю.

Если показатель роста или веса ребёнка имеет значительное отклонение от нормы, необходимо проконсультирова ться у педиатра и эндокринолога. Причины отклонений могут крыться в неправильном обмене веществ, нарушении гормонального фона, сидячем образе жизни и недостаточной физической нагрузки, плохо сбалансированном питании.

В возрасте 4-5 лет скелет ребёнка пока ещё остаётся гибким, поэтому ему не рекомендованы силовые нагрузки. Необходимо всё время следить за осанкой малыша, смотреть, чтобы он правильно сидел за столом, спал на не слишком мягком матрасе.

В этом возрасте происходит смещение центра тяжести и изменение пропорций тела. Исчезают пухлые щёчки, округлый животик и складочки на ручках. Дети напоминают маленьких взрослых. Большинство из них становится худее, но аппетит не теряют и с удовольствием едят 4-5 раз в день.

Большинство детей, которые не ходят в садик, к 4 годам отказываются от дневного сна. Те, кто ходит в садик, продолжают спать днём, так как привыкают к ежедневному режиму.

Особенности физического развития в 4 года

Малыш 4 лет полон энергии. Ему нужно постоянно чем-то заниматься. В 4 года ребёнок умеет:

  1. Прыгать, бегать и кувыркаться (на полу в помещении, на траве или на песке на улице).
  2. Стоять на одной ноге (почти 10 секунд), ходить на цыпочках.
  3. Изображать на бумаге простые геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник), людей, животных.
  4. Уверенно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой), аккуратно есть.
  5. Мыть руки, чистить зубы.
  6. Самостоятельно одеваться и раздеваться. Помощь родителей требуется только со сложными крючками.
  7. Лазать по «шведской стенке» вверх и вниз, держаться за канат и висеть на нём. Подниматься по канату ему ещё сложно.
  8. Строить объекты из 10 и более блоков.
  9. Кататься на 3-колёсном велосипеде.

Малыш в 4 года уверенно бегает, редко падает. Играя в «догонялки», он может уворачиваться от рук ловящего его человека. Ребёнок хорошо владеет своим телом, но с равновесием ещё могут возникать проблемы: по узкой скамейке он ходит очень неуверенно. Чтобы потренировать малыша, можно разложить на асфальте верёвку и предложить ему походить по ней, дальше можно тренироваться на бревне.

Ребёнок может пробежать около 150 метров, но с такими нагрузками надо быть очень осторожными. Прыжки у него получаются неплохо: и вперёд, и назад. Он способен перепрыгивать различные невысокие предметы, прыгать на ступеньку и с неё, но со скакалкой малыш, которому 4 года, работать ещё не может.

В этом возрасте многие дети пытаются сами завязывать шнурки, но у большинства это пока не получается.

Особенности физического развития в 5 лет

Ребёнок, достигший 5 лет, способен:

  • Бегать на достаточно длинные дистанции (200-300 м). Не каждый родственник сможет его догнать. Бегать он может и на ровной, и на пересечённой местности, огибая неровности, деревья, строения, перепрыгивая через ямки.
  • Двигаться практически как взрослый: чётко и скоординировано. Он может закрыть глаза и легко дотронуться до своего носа или уха. Повышается ловкость игры в мяч: малыш его быстро ловит и бросает обратно.
  • Следить за равновесием. Теперь для него не проблема пройти по чему-нибудь узкому.
    Хорошо прыгать: перепрыгивать через ступеньку или через несколько лежащих на полу предметов. У него получается прыгать через скакалку, в том числе и на одной ноге. Девочки в этом возрасте начинают играть в «классики», «резиночки».
    Легко и долго лазить по «шведской стенке».
  • Мускулатура рук у детей 5 лет уже неплохо развита, поэтому они могут немного подняться по канату, но отжиматься от пола пока ещё не получается.

Роль родителей в развитии детей 4-5 лет

Если малыш ходит в детский садик, то его развитием в основном занимается воспитательница. В саду ребёнок играет в активные игры, общается со сверстниками, учится лепить из пластилина, рисовать карандашами и красками. Если же малыш не посещает детское дошкольное учреждение, то его развитием и воспитанием обязаны заниматься родители, которые должны учитывать индивидуальные особенности характера и темперамента своего отпрыска.

Необходимо ежедневно заниматься физическим развитием своего чада – придумывать и играть в подвижные игры, приучать его к зарядке. Зарядка может состоять из комплекса простейших упражнений на разгибание и сгибание конечностей, повороты и приседания. Она не только оказывает положительное влияние на физическое состояние малыша, его иммунную систему, но и приучает к дисциплине и порядку.

Малыша 4-5 лет необходимо водить на специальные занятия. Для развития физической активности мальчика можно записать в спортивную секцию, а девочку водить на танцевальные занятия.

Родители должны способствовать развитию социальной активности своего чада. Ребёнок должен регулярно видеть других детей, общаться с ними, играться в парках, на детских площадках. Дома необходимо читать с малышом сказки, обсуждать их, а также заниматься рисованием и лепкой из пластилина, глины или теста. Эти занятия укрепят мышцы ладони и понемногу подготовят руку к письму. Стоит заниматься и играми, направленными на развитие мелкой моторики – сбор различных конструкторов, пазлов.

Ребёнок должен помогать маме и папе в домашних делах. К 4 годам у него уже должны быть свои обязанности: убирать игрушки, вытирать пыль, собирать посуду со стола.

Чтобы следить за физическим здоровьем ребёнка, необходимо регулярно проходить осмотры у окулиста, хирурга, отоларинголога, кардиолога, участкового педиатра, проводить ЭКГ.

К 4-5 годам у детей четко формируются преимущественные виды деятельности. Родители могут понаблюдать за своим чадом, выявить его таланты, чтобы как можно раньше начать развивать их. В соответствии с его талантами и интересами, ребёнка можно записать в кружки (рисования, лепки, гимнастики, плавания, лёгкой атлетики и т.п.).

В воспитании детей важным является психологический климат в семье. Отсутствие громких криков и ссор между родителями, резкого тона по отношению к малышу, создают благоприятную атмосферу как для физического, так и для психоэмоциональн ого развития малыша.

Ребёнку 5-го года жизни важно чувствовать свой успех, поэтому мама и папа должны поощрять его достижения. Если у него что-то не получается, малыша необходимо подбадривать, верить в него. Если часто делать замечания и постоянно одёргивать ребёнка, у него может пропасть всё желание стараться и достигать успеха.

Стоит отметить: чем сознательнее родители относятся к воспитанию малыша, тем успешнее он развивается.

Основные признаки задержки в развитии детей

Опасными признаками в развитии детей 4-5 лет являются:

1. Чрезмерная агрессивность, застенчивость, тревожность или боязливость.

2. Проблемы в общении с другими детьми, нежелание играть с ними.

2. Слабая двигательная активность, неспособность без помощи подниматься по «шведской стенке».

3. Рассеянность внимания, не способность концентрации на чём-то одном более чем на 5 мин.

4. Ограниченность интересов.

5. Неспособность назвать своё имя.

6. Ограниченный спектр эмоций, подавленное состояние.

7. Неспособность удерживать в руке карандаш, построить пирамиду из 8 кубиков.

8. Проблемы со сном, самостоятельным приёмом пищи, походом в туалет.

9. Неспособность самому мыть руки, чистить зубы, одевать и снимать одежду.

Если родители замечают у своего малыша хотя бы один из этих признаков, необходимо срочно показать его педиатру. Он объективно оценит ситуацию и направит к одному из более узких специалистов – детскому психологу, неврологу, хирургу.

Каждый ребёнок развивается по-разному. У кого-то получается развиваться быстрее, у кого-то – чуть медленнее. Родители должны в любом случае поддерживать своего малыша, учитывать его личные особенности. Кроме того, им необходимо знать основные параметры развития детей в том или ином возрасте, чтобы вовремя заметить отклонения, обратиться к врачу и решить проблему ещё на истоке её возникновения.

Читайте далее:

Родителей всегда интересует, как развивается их ребенок. Хочется выяснить, в каких областях он особо преуспел, а на какие следует обратить более пристальное внимание. Что же должен знать и уметь современный четырехлетний ребенок:
— находить и узнавать квадрат, круг, овал, треугольник;
— понимать смысл обобщающих слов – посуда, мебель, транспорт, игрушки, одежда;
— знать несколько профессий, названий деревьев, животных;
— показывать предметы слева, справа, вверху, внизу;
— сравнивать предметы по величине – длине, высоте, ширине;
— понимать, где один предмет, а где много;
— аккуратно раскрашивать, не выходя за линию;
— нанизывать бусины, пуговицы;
— определить, какой из 4-5-6 предметов исчез;
— пересказывать содержание сказки;
— различать погодные явления, времена года, суток;
— называть привычные бытовые приборы, узнавать их по цвету, форме, предназначению;
— знать подробный домашний адрес, имена мамы, папы, дедушек, бабушек;
— рассмотреть картинку, игрушку, предмет и составить его описание из трех-четырех предложений.

Это средние показатели. Ваш ребенок может как опережать их, так и не дотягивать. Расстраиваться не стоит, лучше посвятить больше времени его развитию. Возможно привлечь на помощь специалистов.

Уход за ребенком в 4 года

В 4 года ребенок довольно самостоятелен и многие ежедневные процедуры выполняет без помощи взрослых. Необходимо лишь изредка напоминать ему, не забыл ли он умыться, помыть руки, почистить зубы или прополоскать рот после еды. Если ребенок еще не приучен мыть по утрам шею, уши, ухаживать за полостью рта, необходимо его этому научить. У него должны быть свое полотенце, расческа, зубная щетка и стаканчик. Чтобы сделать утренний гигиенический церемониал более интересным, нужно покупать детям яркие гигиенические средства и прочие аксессуары.

После каждой прогулки летом нужно обязательно помыть ноги, вечером ополоснуть ребенка под душем, и не реже раза в неделю купать более тщательно. Ребенку необходимо прививать нетерпимость к грязи и неряшливости. Он быстрее привыкнет к чистоплотности и аккуратности, если родители покажут это на своем примере. Его нужно приучить, чтобы все свои принадлежности по окончании гигиенических процедур нужно разложить по местам: мыло положить в мыльницу, зубную щетку промыть и поставить в стаканчик, полотенце повесить на крючок.

Взрослые должны следить за чистотой детских предметов гигиены: периодически мыть с мылом расческу, зубную щетку (щетку через 1,5-2 месяца меняют на новую), менять вовремя полотенца. Содержать в идеальной чистоте умывальник, ванну, зеркало. Стричь ногти ребенку лучше всего после купания, пока они мягкие. Они обычно у него тонкие и при обрезании образуют острые уголки. Чтобы он не поцарапался, острые края можно подпилить пилкой.

Питание ребенка в 4 года

Питание детей четырех лет должно быть разнообразным и сбалансированным. Ребенок растет быстрыми темпами, поэтому его организм необходимо ежедневно снабжать полезными веществами. Даже взрослые знают, что чем полезнее продукт, тем он менее вкусный. А уж дети поняли это давно. Поэтому их порой так трудно заставить полноценно пообедать. У них уже появились любимые блюда, которые они готовы есть с утра до вечера. Суп, каша или овощной салат вряд ли входят в этот перечень. Родителям необходимо порой проявлять хитрость и смекалку, чтобы накормить малыша полезной едой. Устраивать домашние концерты с привлечением всех членов семьи, чтобы развлечь ребенка, конечно не стоит. А вот поговорить с ним как со взрослым нужно. Объяснить, что от полезной еды он быстрее вырастит, как папа, пойдет в школу, будет сильным.

Как вариант, можно подать самые обычные блюда по-новому. Если ребенок не ест жареные или тушеные кабачки, из них можно приготовить вкусные оладьи. Из нелюбимых овощей и фруктов вырезать фигурки и украсить тарелку. Дети очень любят «осьминожков». Сосиску или сардельку нужно проткнуть сухими длинным макаронинами по всей длине в нескольких местах, затем все вместе отварить. Отварные макароны размягчатся и будут напоминать щупальца или лучики солнца. Это уже как ребенок начнет фантазировать. А выкладывая на тарелку запеченную тыкву, можно вскользь упомянуть, что это та самая тыква, которая превращалась в карету для Золушки.

Ежедневно в рацион детей 4 лет должно входить пол-литра молока, необязательно в чистом виде. Это с учетом кефира и прочей кисломолочной продукции, а также молока, используемого для приготовления каш. Тяжелую, высокобелковую пищу лучше давать в первой половине дня, чтобы она успела перевариться, а после обеда, более легкую – углеводную, молочно-растительную. Ребенок много двигается, поэтому теряет влагу, особенно в летний период. Следите, чтобы не произошло обезвоживание. Чтобы не перебить аппетит, вместо сладких компотов и соков в течение дня лучше его поить свежекипяченой водой, водой минеральной без газа или слабозаваренным чаем.

Режим дня ребенка в 4 года

Если у ребенка сложился определенный распорядок дня, у него уже вошло в привычку делать основные дела в определенное время. Ему хватает время поиграть и отдохнуть, он меньше капризничает, не оттягивает время сна и обеда, становится более собранным и организованным. Прием пищи у него, как и ранее разделен на завтрак с обедом и полдник с ужином. С промежутками между приемами в 3,5-4 часа. А вот потребность во сне сократилась. Сейчас ему требуется на сон 12 часов. Из которых 10 часов отводится на ночной отдых, 2 часа – на дневной. Чтобы его сон был более здоровым и полезным, комнату предварительно нужно проветрить. В теплое время года, если есть возможность, дневной отдых лучше переместить на свежий воздух – оборудовать место на веранде, балконе, в саду.

Занятия с ребенком в 4 года (как развивать)

В четыре года дети очень подвижны, активны, любознательны. Их интересует буквально все, поэтому нужно вовремя поддержать их интерес и заняться вместе сними развивающими играми. Например, лепкой, рисованием. Лепили и рисовали они и в более раннем возрасте, только техника была довольно примитивной. Сейчас же можно показать им, как нужно держать в руке кисточку или фломастер, показать, как правильно рисовать фигуры. Можно обводить картинки по контуру, или рисовать, используя трафарет. Обязательно купите ребенку разукрашки, чтобы он заполнял цветом черно-белые картинки. Помимо развития фантазии, так развивается мелкая моторика.

Используя пластилин, глину, можно уже не просто мять кусок в руке или лепить простые фигурки. В 4 года можно уже слваять целую тематическую композицию – подводное или лесное царство, новогоднюю, на тему животных. Гуляя в парке, желательно заранее насобирать желуди, листья деревьев, каштаны, а затем использовать их для поделок. Также пригодятся разные пуговички, бусинки, спички или зубочистки.

Если ранее ребенок делал аппликацию из готовых деталей, то в 4 года ему можно дать в руки ножницы, чтобы он сам вырезал фигурки. Не надо требовать вырезать то-то сложное. Нарисуйте ему на цветной бумаге крупные круги, квадраты, треугольники, а он пускай вырезает. Приклеивать можно не только бумагу, но и посыпать клейстер бисером, крупой (манкой, гречкой, пшеном) или цветным песком.

Если ребенок еще не овладел счетом, самое время это наверстать. Гуляя с ним по улице, пересчитывайте деревья, ступеньки, машины, людей, дома, птичек. Можно попробовать объяснить простые математические действия – сложение и вычитание. Для удобства, используя пальцы, спички или счетные палочки. Можно начать обучать ребенка чтению, заучивая готовые слоги. Очень удобно иметь готовые кубики со слогами или купить магнитную доску с буквами. Если у него возникнут трудности или он начнет капризничать, не настаивайте, отложите занятия на потом.

Игры и игрушки для детей в 4 года (как развлекать)

Четыре года – возраст вполне подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку первый раз в цирк или театр на детское представление. Не стоит сразу покупать билеты в первые ряды. Вы не знаете, как отреагирует ваш ребенок на громкие выкрики клоунов, хлопки, рыки зверей. Поэтому лучше занять другие места, примерно с десятого ряда и выше.

Дети в 4 года хорошо могут развлекать себя сами, собирая конструктор, мозаику, паззлы. Только задания необходимо усложнять, добавляя большее количество деталей и уменьшая их размеры. Очень хорош конструктор Лего, наборы которого рассчитаны на разные возрастные категории детей. Из него можно собирать не только простые дома или машинки, но и космические или пиратские корабли, самолеты, замки, роботов, подкупая дополнительные детальки.

В этом возрасте можно познакомиться с одним или двумя друзьями, вместе играть во дворе или поочередно водить детей в гости. Им будет интересно играть сообща, а у их мам появится немного свободного времени. Обычно девочки играют в куклы, больницу, семью, мальчики – в машинки или конструируют. Детей можно занять на несколько часов, если дать им коробку и попросить построить дом. Пусть они вырезают окошки, красят стены, расставляют мебель, заселяют игрушечных жителей.

Медицинское наблюдение в 4 года

Ежегодно ребенок проходит плановый медосмотр. Ему необходимо обследоваться у таких специалистов как стоматолог, ортопед-хирург, отоларинголог (ЛОР), невролог, офтальмолог. А также делать раз в год общий анализ крови, мочи, кала на яйца глист. Не лишним будет обследовать внутренние органы на УЗИ и сделать ЭКГ. Если ребенка что-то беспокоит или болит, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он назначит углубленное обследование и направит к более узким специалистам.

Еще недавно вы мечтали, чтобы ваш ребенок быстрее начал говорить. Сейчас вам хочется, чтобы он хоть иногда помолчал. Наступило такое время, когда вашего неугомонного «почемучку», интересует абсолютно все: «Почему собака лает, а кошка мяукает?», «Почему трава зеленая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только ночью, а солнышко днем?» и еще много разных «почему».

Дети не только хотят это узнать, но и осознать, т.е. понять, почему происходит именно так. Иногда от этих «почему» у родителей идет кругом голова, особенно, кода один вопрос задается несколько раз и нужно все заново объяснять. Здесь главное проявить терпение и мудрость. Чтобы немного остановить напор вашего любознательного ребенка, можете у него спросить, а как он сам думает. Вы дадите ему возможность поразмышлять, послушаете его рассуждения, заодно получите несколько минут отдыха.
Иногда он может задавать вопросы на довольно щекотливые темы. Не старайтесь его пристыдить или одернуть. Ведь для детей нет запретных тем, ими всего лишь движет любопытство. Лучше постарайтесь найти подходящие для его понимания слова и дать исчерпывающий ответ, чтобы он понял все с первого раза, и больше к этим темам не возвращался.

Вашему малышу исполнилось четыре года, и это значит, что позади с его капризами и непослушаниями. Теперь ребенок уже более самостоятельный, усидчивый, предпочитает уже другие игры и игрушки. Самое время проверить, соответствует ли его развитие средним нормам. Возможно, на какой-то аспект стоит обратить особенное внимание и вплотную заняться обучением малыша. О том, что должен знать и уметь ребенок в 4 года, вы узнаете, прочитав нашу статью.

Физические параметры: нормы роста, веса и другие

Соответствуют ли физические параметры вашего четырехлетнего крохи нормативным показателям, можно легко проверить. Для этого необходимо измерять его , окружность головы, окружность груди и сравнить их с данными, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Средние показатели для мальчиков выглядят следующим образом:

  • рост - от 99,1 до 107,5 см;
  • вес - от 14,4 до 18,6 кг;
  • окружность головы - от 48,7 до 51,7 см;
  • окружность груди - от 52,4 до 55,8 см.
Если длина тела вашего сына к четырем годам достигла лишь 90,7 см либо ниже, то это повод к тому, чтобы показать его специалистам. То же касается, если рост перевалил за 115,9 см. Медики должны определить, нет ли у ребенка роста либо какого-либо , которое не дает ему правильно расти. То же касается и веса . Критически низкой массой тела считается 11,2 кг и ниже, критически высокой - 24,2 кг и выше. Замеры окружности головы и окружность грудной клетки в этом возрасте уже не имеют такого значения, как, например, в год либо полтора. Если у малыша имеются проблемы со , которые приводят к нарушению этих параметров, то они уже должны были быть выявлены. Тем не менее, отметим, что у четырехлетних мальчиков считаются низкими показателями окружности головы на отметке 45,8 см и ниже, высокими - 54,6 см и выше. Для средними нормативными показателями, согласно ВОЗ, являются:
  • рост - от 98,4 до 107 см;
  • вес - от 14 до 18,5 кг;
  • окружность головы - от 47,9 до 50,8 см;
  • окружность грудной клетки - 51,6-55,1 см.
Низкими показателями считаются:
  • рост - от 89,8 см и ниже;
  • вес - от 10,9 кг и ниже;
  • окружность головы - от 45,1 см и ниже.
Критически высокие показатели:
  • рост - 115,7 см и выше;
  • вес - от 25,2 кг и выше;
  • окружность головы - от 53,6 см и выше.

Нормально, если и мальчики, и девочки в росте прибавляют стабильно, без резких скачков либо простоев на месте в течение длительного времени. Чтобы точнее узнать о соответствии роста и веса крохи нормативным показателям, можно воспользоваться калькуляторами, размещенными в Интернете.

Развитие малыша

Большинство четырехлетних уже посещают дошкольные учреждения, где их развитие оценивают и корректируют воспитатели и психолог. Родители же тех деток, которые воспитываются дома, могут самостоятельно оценить степень зрелости своего малыша, сравнив его умения и навыки со стандартными, которые мы приводим ниже.

Физическое

Физическое развитие дитя включает не только антропометрические параметры, но и его двигательные способности, объемы легких, количество сердечных сокращений, мышечную массу и т. п.
В четыре года малыш уже умеет:

  • уверенно бегать и прыгать;
  • ходить вперед и назад;
  • спускаться и подниматься по ступенькам;
  • лазать по вертикальной лестнице;
  • крутить педали на велосипеде;
  • стоять на одной ноге около девяти секунд;
  • ловить мяч двумя руками;
  • повторять последовательность упражнений в танце.
Он хорошо держит равновесие, устойчив, контролирует свои движения, в большей мере, чем раньше, усидчив и сосредоточен. В плане мелкой моторики он может:
  • рисовать простые рисунки, в том числе человека, карандашом, фломастерами, кисточкой;
  • строить башню из кубиков;
  • рисовать простые геометрические фигуры: овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.;
  • лепить мелкие детали из пластилина и теста;
  • показывать отдельно от других указательный палец, указательный и средний пальцы одновременно;
  • нанизывать бусинки на нитку;
  • раскрашивать раскраски;
  • резать детскими ножницами.

Психическое

В четыре года ребенка активно уже нужно учить управлять своими эмоциями, находить общий язык с людьми. Он уже в состоянии понимать, что такое чувства, собственные и других людей. Он становится более покладистым, может с легкостью и при желании делиться с другими детьми своими игрушками. Кроха ориентируется в знакомой обстановке, может показать дорогу домой и в садик либо привычный магазин. Его уже следует научить отличать право и лево, вперед-назад, вверх-вниз. Развитие ребенка в 4 года, как мальчика, так и девочки, считается нормальным, если он:

  • может определить, где много предметов, а где - мало;
  • отличает большой предмет от маленького;
  • знает не менее восьми цветов;
  • считает от нуля до девяти;
  • знает основные геометрические фигуры и умеет их изобразить на бумаге;
  • складывает конструктор и пазл;
  • ориентируется в профессиях;
  • знает домашних животных и названия их детенышей;
  • знает названия деревьев, которые ему часто встречаются, может определить, какому дереву принадлежит какой листик;
  • знает времена года и их отличия, очередность;
  • может группировать предметы по определенному признаку;
  • может определить лишний предмет в логической цепочке;
  • может назвать свои и фамилию;
  • знает имена и фамилии родителей, бабушек и дедушек;
  • знает название родного города и страны.
Чтобы пополнить представление ребенка об окружающем мире, его следует водить в театр, на природу, в цирк, на экскурсии.

Знаете ли вы? Принято считать, что большинство мальчиков начинают позже, чем девочки. Это объясняется тем, что у девочек обычно быстрее развивается левое полушарие мозга, отвечающее за речь, а у мальчиков - правое, контролирующее ориентацию в пространстве, двигательную активность, воображение.


Многих родителей интересует вопрос, как должен говорить ребенок в 4 года. В этом возрасте 90 % детей уже разговаривают четко и внятно, так, что их может понять любой сверстник и взрослый. Они произносят все звуки, в том числе и шипящие. В плане речевого развития малыш умеет:
  • составлять сложные предложения;
  • строить фразы из семи-восьми слов;
  • рассказать, что он видит на картинке при помощи двух-трех предложений;
  • отвечать предложением на вопрос;
  • подбирать антонимы.
Словарный запас ребенка в четыре года достигает не менее 1,5 тысячи слов.

Навыки и умения

В плане самообслуживания четырехлетний ребенок - это уже вполне самостоятельный член общества. Он умеет:

  • одеваться и раздеваться;
  • аккуратно складывать свои ;
  • самостоятельно умываться, чистить , купаться с мочалкой;
  • застегивать и расстегивать молнию, пуговицы и липучки;
  • развязывать шнурки;
  • пользоваться расческой;
  • пользоваться вилкой и ложкой, держа их по-взрослому.
В это время часто детки проявляют желание помогать родителям, поэтому важно поддерживать в них данные инициативы, обязательно сопровождая их похвалами. Можно вводить в обязанности убирание постели, кормление домашнего животного, полив цветов и т. п.

Важно! Не страшно, если ребенок не умеет либо не знает чего-то из вышеперечисленного в списке. Практически все еще можно наверстать и развить при помощи ежедневных занятий и упражнений.

Отклонения от развития

Родителям следует обратиться к специалисту, если ребенок в четыре года не может:

  • внятно говорить;
  • построить предложение;
  • оперировать хотя бы 500 словами;
  • сам одеваться и раздеваться;
  • самостоятельно принимать пищу;
  • построить башню из восьми кубиков.
Также обеспокоиться следует, если ребенок боится общения со взрослыми и сверстниками, не может с чем-либо сосредоточенно играть в течение пяти минут, чрезмерно активен, постоянно проявляет агрессию, имеет ограниченное количество интересов, не различает, где фантазия, а где реальность. К педиатру, невропатологу либо психологу нужно обратиться и в том случае, если ребенок отказывается делать то, что уже умел делать ранее. Возможно, у него случился регресс либо остановка в развитии.

Важно! Отклонения в развитии необходимо выявлять как можно раньше. В таком случае есть шанс их исправить до того, как ребенок сядет за школьную скамью. Существует множество способов лечения подобных состояний.

Обычно отклонения в развитии наблюдаются у детей, которые родились в результате , протекающей с осложнениями, либо раньше срока, имеющих родовую травму, генетическую предрасположенность, серьезную болезнь, проблемы со слухом, черепно-мозговую травму в анамнезе. Задержкой речевого и психомоторного развития также страдают детки с ДЦП, аутизмом, гиперактивностью, психическими заболеваниями. В результате вышеперечисленных факторов происходит нарушение развития мозга и тех его отделов, которые отвечают за речь и психику.

Развивающие игры и упражнения в 4 года

В этом разделе мы подобрали для вас игры и упражнения, разработанные специально для развития физической формы, мышления, внимания и речи четырехлетних малышей. Изучив их, у вас отпадет вопрос, чем заниматься с ребенком в 4 года.

Игры

Для четырехлеток интересны игры со сверстниками, хотя они также могут играть подолгу и самостоятельно. На первый план выходят ролевые игры, где малыш примеряет на себя какой-либо образ и осуществляет определенный набор действий, говорит определенные фразы. Также для них интересны игры на ловкость, например, кегли, гольф, набрасывание колец на палку и т. п. Приобретите простые и увлекательные настольные бродилки, в которые можно играть всей семьей.

Важно! Необходимо стараться играть с ребенком не тогда, когда это удобно только вам, а когда хочет сам кроха. Важно правильно подгадать момент, чтобы игра была интересной и не утомительной для малыша. В четыре года на развивающую игру должно приходиться не более 15 минут.

С осознанием пола меняется и психология игр, теперь девочки предпочитают быть модницами, обращают внимание на мамин гардероб, украшения и косметику, а мальчишки стремятся помочь папе что-либо смастерить, проявляют интерес к строительным инструментам - все это говорит о правильном развитии ребенка в 4 года. В этом возрасте необходимо увлекать малыша более сложным конструктором, пазлами. Для разработки мелкой моторики, кроме пластилина, красок, карандашей, бусинок, шнуровки, мозаики, можно уже подключать спички, предварительно выучив с крохой правила безопасности. Из спичек можно строить домик, составлять любые рисунки, делать поделки. На улице малышу нужно разрешать как можно больше играть со сверстниками.
В игровой форме можно развивать мышление крохи. Можно поиграть в игру на осязание «Кто прячется в пакете?». Заранее положить в пакет различные предметы - например, любимую пушистую игрушку, печенье, яблоко, кубик, фонарик и т. д. Малыш должен закрыть глаза. После этого взрослый вкладывает в руку ребенка предмет, а тот на ощупь должен отгадать, что это. Если малыш затрудняется ответить, можно делать ему подсказки.

Также в игровой форме развиваются внимание и память. Наиболее простой и увлекательной игрой является «Кто в домике живет?». Родитель ставит перед ребенком пять-шесть игрушек (можно из «Киндер-сюрприза»). Просит внимательно их рассмотреть в течение минуты. Затем просит малыша закрыть глаза либо отвернуться, а сам прячет игрушки в игрушечный домик. Задание крохи вспомнить, какие игрушки поселились в домике.

Логику можно развивать с помощью игры «Чего не хватает?». Подготовить картинки (можно с изображениями животных или какие-нибудь другие). Затем отрезать от них какую-нибудь деталь, например, у лисы - хвост, у зайца - ухо, у машины - одно колесо. Попросить ребенка рассказать, чего не хватает на каждой картинке. Игра «Цветной попрыгунчик» позволит повторить уже выученные названия цветов. Родитель называет цвет, а ребенок должен с помощью прыжков добраться до какого-либо предмета данного цвета и дотронуться до него. Простая игра «Повтори узор» призвана развить внимание и память. Взрослый рисует простой узор либо геометрическую фигуру, а затем просит ребенка изобразить ее по памяти.

Упражнения

Физические упражнения очень важны для детей и их развития. Важно в этом возрасте начинать приучать ребенка к регулярным занятиям физкультурой. Для этого в распорядке дня, в утренний период, нужно выделить время для гимнастики. Гимнастика не должна быть скучной и однообразной. Родителям придется постараться и придумывать разные упражнения, каждый раз заинтересовывая малыша чем-нибудь новым и необычным, например, проводить гимнастику по какому-либо сценарию - «В лесу», «В реке», «На море», «В небе», «В селе», в ходе которых ребенок будет подражать движениям животных и птиц либо преодолевать воображаемые препятствия.

Также зарядку можно делать то с подушкой, то со скакалкой, то с воздушным шариком, с любимой игрушкой и т. п. Ребенку должно быть интересно, тогда упражнения будут для него в радость. А вскоре станут и привычкой. В комплекс физических упражнений обязательно должны входить следующие движения:
  • ходьба на месте;
  • ходьба через препятствия;
  • потягивания;
  • покачивания туловищем;
  • прыжки на месте;
  • прыжки двумя ногами через веревку;
  • приседания;
  • кувырки.

Хорошо, если у ребенка в этом возрасте уже есть шведская стенка. Тогда к домашним упражнениям можно подключать вис на перекладине, подъем и спуск по вертикальной лестнице, катание на перекладине.

Развиваем речь

Важно, кроме того, что постоянно общаться с малышом и отвечать на его бесконечные вопросы, также проводить с ним игры на развитие речи. Одной из увлекательных игр, как развивать речь ребенка в 4 года, является «Маленький детектив». По дороге в садик либо на прогулке обращать внимание малыша на окружающие предметы и просить рассказать о том, что он видит. В процессе рассказа взрослый должен исправлять допущенные ошибки, дополнять его своими репликами, обращать внимание на неувиденные детали.

Знаете ли вы? Слова «мама», «папа» у большинства народов мира звучат примерно одинаково. Дело в том, что они состоят из первых звуков, которые лепечут маленькие дети.

Не стоит забывать о таких важных упражнениях для развития речевых навыков, как заучивание стишков и песенок, отгадывание загадок, ежедневное чтение книжек, разыгрывание кукольного театра либо театра теней. Ежедневно можно играть с ребенком в такие игры, как «Колючие слова» - просить его назвать, какие он знает колючие предметы, «Мягкие слова» - назвать мягкие предметы, «Стеклянные слова», «Деревянные слова» и т. д.
В игре «Кто что делает?» можно изучать профессии и расширять словарный запас. Показывать ребенку картинку с человеком какой-либо профессии, например, доктора, продавца, строителя и задавать ему вопрос: «Что он делает?». Кроме простого «лечит», «продает», «строит», малыш также должен подробно рассказать его действия - например, «слушает фонендоскопом», «смотрит горло», «выписывает рецепт».

Режим дня для ребенка

Чтобы ребенок нормально развивался и хорошо себя чувствовал, необходимо установить для него и контролировать, чтобы он придерживался, определенного режима дня. Для стабильной работы нервной, пищеварительной и иммунной систем четырехлетнему ребенку нужно:

  • спать дважды в сутки в общей сложности не менее 11-12 часов;
  • четыре раза в день в одно и то же время с промежутками в четыре часа;
  • гулять на свежем воздухе не менее четырех часов в день;
  • иметь время для самостоятельных игр и для игр с родителями.

Желательно посещать спортивную либо творческую секцию. Режим дня для четырехлетнего ребенка, который посещает детский сад, может примерно выглядеть следующим образом:
  • 7.00-8.00 - подъем, гигиенические процедуры, дорога в детский сад;
  • 8.10-8.30 - утренняя ;
  • 8.30-9.00 - завтрак;
  • 9.00-10.00 - игры, занятия;
  • 10.00-11.45 - прогулка;
  • 12.00-12.30 - обед;
  • 12.30-14.30 - дневной сон;
  • 14.30-15.00 - пробуждение и игры;
  • 15.00-15.30 - полдник;
  • 15.30-17.00 - прогулка;
  • 17.00-19.00 - прогулка с родителями, посещение кружка;
  • 19.30 - ужин;
  • 20.00 - купание, гигиенические процедуры;
  • 20.30 - чтение перед сном, ночной сон.
Конечно, у каждой семьи будет свой режим дня, подстроенный под каждого конкретного ребенка. Желательно его придерживаться, смещение графика может происходить лишь на полчаса. Родители четырехлетнего ребенка должны понимать, что главное для них на данном этапе - создать все условия для того, чтобы кроха комфортно, гармонично, творчески и физически развивался. Речь идет о покупке материалов для творчества, спортивных снарядов, велосипеда, самоката, записи в спортивную секцию или творческий кружок. И, конечно же, родители должны уделять как можно больше внимания своему ребенку - играть с ним в активные и спокойные игры, читать ему книги, делать совместные поделки, открывать окружающий мир.

Четырёхлетний малыш – уже не младенец, а дошкольник, отличающийся осмысленным поведением и зачатками культурного воспитания. Новое качество личности маленького человека – умение договариваться, понимать определённые правила, и даже законы социального общества. Многообразие мира он познаёт с подачи родителей, которым как никогда важно знать, что должен уметь ребенок в 4 года. Если все предыдущие годы с ребёнком занимались и прививали ему любовь к обучению и познавательной деятельности, то самое время пожинать плоды этого труда, ведь карапуз становится личностью и уже может проявлять самые лучшие черты своего характера и явные признаки настоящего таланта.

В четыре годика детки весят около 15-16 килограммов и вырастают до 100-102 сантиметров, причём эти показатели у девочек и мальчиков не слишком сильно отличаются.

Перемены, происходящие с маленьким человеком, становятся особенно выраженными:

  1. Поскольку в данный момент происходит динамичное развитие скелета и мускулатуры ребёнка, заметными становятся изменения в облике малыша. За счёт того, что хрящи заменяются костями, карапуз вытягивается и у него увеличивается головка.
  2. Нормальным считается, если кроха уже имеет во рту 20 зубов – если их меньше, это повод отправиться вместе с ним к педиатру или стоматологу, и выяснить причины отставания.
  3. Дальнозоркость, обусловленная плоским хрусталиком детского глаза, обратимая издержка этого возраста, проходящая со временем. Врачи советуют родителям беречь зрение малышей и не позволять им чем-либо заниматься при плохом освещении или в темноте – это может привести к близорукости.
  4. Из-за того, что развитие позвоночника ещё не завершено, стоит следить и за тем, чтобы ребёнок не пребывал в одном положении продолжительное время, а также не поднимал тяжести.
  5. Детям противопоказано прослушивание громкой музыки, в противном случае, может наблюдаться быстрая утомляемость и снижение слуховой функции, из-за чего может пострадать произношение.

Особенностью четырёхлетнего возраста, наверное, можно считать более спокойное и уравновешенное поведение детей, которые готовы длительное время заниматься разгадыванием головоломок, сидеть за складыванием мозаики, разглядыванием картинок или рисованием. У них достаточно развито образное мышление, и это помогает им предвидеть будущие события, являющиеся следствием определённых поступков и слов.

Постепенно из мира фантазий маленький человек перемещается во взрослый, реальный мир со своими правилами и законами, которые ему ещё надо усвоить и понять. К четырём годам речь и словарный запас малыша, фактически, сформированы, а наряду с этим, возрастает способность к концентрации, позволяющая ему посвящать больше времени серьёзным занятиям – ребёнок может на протяжении 20 минут заниматься одним предметом, не проявляя признаков утомления.

Читайте также:

Иногда четырехлетние дети выглядят грустными и даже расстроенными – это говорит в пользу осмысленности их поведения и способности к самооценке. Анализируя свои и чужие поступки, малыши могут испытывать обиду, злость, разочарование и стыд, и эти чувства далеки от обычных инстинктов.

Поскольку детки говорят более грамотно и бойко, им чрезвычайно нравится подбирать рифмы к словам, читать и запоминать стихотворения, некоторые малыши в этом возрасте и сами могут сочинить свои первые стихи – очень искренние и эмоционально окрашенные. Правда, некоторые из них подвержены заиканию, и этой проблеме следует уделить особое внимание. Такая патология может быть вызвана излишней стеснительностью, связанной с недостаточным общением, сильным стрессом, дистрофией, рахитом, травмами мозга и другими причинами, в которых надо разбираться.

Всестороннее развитие ребенка в 4 года предусматривает приобретение им большого опыта в разных направлениях и овладение многими умениями, и если при отсутствии серьёзных нарушений, малыш отстаёт в основных навыках, винить в этом нужно не его, а родителей, не уделяющих этому вопросу должного внимания.

Отличия между мальчиками и девочками в четыре года

Разница в поведении и отношении к окружающим людям, вещам у детей обоих полов увеличивается. Своеобразной, более развитой логикой начинает выделяться мальчик, уметь в 4 года находить связь между разными действиями, поступками и явлениями для него является вполне естественным, ведь основные его вопросы касаются сути вещей, более глубинного познания реалий окружающего мира.

Несмотря на то, что мальчишки говорят меньше, хуже и, подчас, произношение их далеко за пределами грамотности, они способны оценивать людей более объективно.

То, что надо уметь в 4 года девочке, лежит совсем в другой плоскости – малышки более эгоистичны и, прежде всего, решают, стоит ли уделять внимание вещам, которые не нравятся, а то и вовсе бесполезны. В этом отношении, маленькие представительницы слабого пола прозаичны и практичны, а благодаря развитой разговорной речи, приспособляемы к постоянно меняющимся жизненным условиям.

Невзирая на такую разницу во взглядах, девочки и мальчики положительно развиваются в плане эмоциональности, начинают понимать, как построены человеческие отношения, проявляют такие чувства, как доброта и сопереживание.

Что должен уметь ребенок в 4 года

Перечень накопленных навыков к четырём годам – это ценный багаж знаний ребёнка, дающий ему возможность успешно развиваться и дальше. Всё, что должен уметь ребенок в 4 года, не может быть ограничено рамками определённых сфер, понятие это многогранное, сочетающее в себе различные аспекты – психологический, физический, социальный, интеллектуальный и даже нравственный.

Исключая гиперактивных детей, двигательная активность остальных в этом возрасте несколько снижается, а девочки не столь быстры и ловки, как мальчики. В целом же, ребёнок должен уметь в четыре года:

  • пользоваться всеми частями стопы, используя, как носки, так и пятки;
  • совершать прыжки на месте и вперёд;
  • запрыгивать на небольшое возвышение и спускаться с помощью прыжка;
  • удерживать баланс, прохаживаясь по бревну;
  • прыгать и стоять на одной ножке;
  • во время ходьбы, бега, довольно быстро менять направление, не теряя координации и ориентации в пространстве
  • с уверенностью перемещаться задом;
  • залезать по вертикально расположенной спортивной лесенке;
  • передвигаться по лестнице вверх и вниз, перепрыгивая через ступеньки.

От того, насколько здоров и развит ребёнок в физиологическом плане, зависит его психическое состояние и уровень умственной деятельности. Совершенствование интеллектуальных способностей крайне важно в четырёхлетнем возрасте, поскольку осознанность действий и поступков прямо влияет на адаптацию в социальном обществе.

Проверить своего малыша на степень развитости, можно используя новые стандартные значения того, что должен уметь делать четырёхлетний дошкольник:

  • довольно быстро запоминать незнакомые слова и интересоваться их значением;
  • знать, что собой представляют многие бытовые приспособления;
  • различать стороны;
  • понимать, что такое количество;
  • распознавать время дня, ориентироваться в понятии часов и минут;
  • представлять разницу между годовыми сезонами, одушевлёнными и неживыми объектами, понятиями «верх» и «низ»;
  • уметь вести разумный диалог, отвечать на обращение ясно и понятно;
  • словами описывать увиденное в жизни, в кино и на картинках;
  • разбираться в человеческих профессиях;
  • перечислять и описывать домашних и диких животных;
  • иметь представление о буквах;
  • знать азы математики и некоторые числа.

У младшего дошкольника должно быть чёткое представление обо всех членах семьи, не говоря уже об их именах, к четырём годам ребёнок должен знать, свой адрес и страну, в которой проживает. Если даже некоторые пункты отсутствуют в развитии вашего сына или дочери, это ещё не повод для паники – значит, при обучении придётся сделать акцент именно на этом аспекте, возможно, ему не было уделено достаточного внимания.

Социальные и бытовые навыки ребёнка также важны. Малыша нужно приучать не только помогать родителям по дому, но и научить его обходить конфликтные ситуации – умение идти на компромисс очень поможет ему в будущем.

Впрочем, кроха уже многое умеет и понимает в четыре года:

  • он знает, что следует попросить прощения, если кого-то обидел;
  • при обращённой к ровесникам и взрослым просьбе говорит «пожалуйста»;
  • знает, как выразить свою благодарность;
  • понимает, что нужно уметь делиться своими игрушками и другими вещами;
  • малыш уже знаком в тем, что существуют определённые правила поведения дома и в общественных местах;
  • умеет контактировать и самостоятельно знакомиться;
  • способен сопереживать, если с человеком, даже малознакомым, случилась неприятность;
  • умеет словами выразить своё отношение, желания и чувства при разговоре.

Перечень бытовых умений также увеличился – теперь он активно оказывает посильную помощь родителям, вытирая пыль, подметая, накрывая стол, кроме того, большей частью, обслуживает себя сам – это касается приёма пищи, гигиенических процедур, туалета, умения одеться и раздеться.

Всестороннее развитие неразделимо с умением говорить, поэтому речь имеет первостепенное значение. На данный момент она уже должна усложняться – это предусматривает появление длинных предложений, использование в ней различных словесных оборотов, сравнений, эпитетов и поговорок.

Развивающие игры для детей в 4 года: видео

Необходимость дальнейшего совершенствования

Чтобы воспитать гармоничную личность, ребёнку необходимо внимание близких людей, и занятия, проходящие в спокойной доброжелательной обстановке – это лучшая поддержка его начинаний.

  1. Начиная с 4 лет, следует периодически измерять вес ребёнка и не допускать сильного похудения и избыточной массы тела – эти показатели не должны превосходить средние данные роста. Если нежелательная разница всё же наблюдается, имеет смысл давать малышу менее калорийную пищу и заставлять его чаще играть в подвижные игры, делать физическую зарядку. Однако, для мускулатуры стоп, кистей и других мелких мышц нагрузка на них должна быть посильной и регулярной.
  2. Совершенствовать речь можно, лишь посредством постоянного общения и чтения книг. Для грамотного произношения можно посоветовать артикуляционные упражнения, пение, сочинение малышом собственных стишков и песен. Если кроха не выговаривает некоторые буквы и коверкает слова, это может быть связано с нарушениями слуховой функции, которую нужно обязательно проверить.
  3. Занятия для развития психического восприятия, логики мышления, памяти обязательно должны включать игры с конструктором, определением одинаковых и различных предметов, запоминанием последовательности действий. Мозаики и пазлы помогут не только повышать моторику рук, но и будут прививать эстетический вкус и любовь к изобразительному искусству.
  4. Для развития творческого подхода и воображения, малышам необходимо лепить и рисовать, использовать наборы для экспериментирования и создания личных шедевров.
  5. Для прививания любви к музыке, а также для совершенствования слуха и ритма, стоит поощрять детей к игре на музыкальных инструментах, танцам под музыку, пению с сопровождением и без него.

На фоне того, что существенные перемены произошли в психоэмоциональном состоянии ребёнка, отношение к нему взрослых тоже требует изменений – с четырёхлетними дошкольниками уже нельзя обращаться как с маленькими, иначе можно вырастить безвольного инфантильного человека.

Развитие ребенка в 4 года: видео

Четырёхлетки уже полностью сформированы для изучения более серьёзной информации и, по сути, готовы к обучению азов арифметики и грамматики. Поэтому взрослым, желательно, хорошо представлять, что должен уметь ребенок в 4 года, и стараться использовать любую возможность, чтобы помочь ему совершенствоваться во всех направлениях.

На чтение 7 мин.

Вроде бы кризис 3 лет позади, и к садику малыш уже успел привыкнуть – казалось бы, родителям можно выдохнуть и расслабиться. Но на горизонте уже маячит подготовка к школе и появляется новая волна задач по обучению и развитию вашего чада.

Чем отличается воспитание ребёнка 5 лет от предшествующих периодов? Как способствовать развитию способностей, необходимых для успешного обучения в школе? Как взаимодействовать с ребёнком в этот период?

Важные задачи воспитания ребёнка

  • развивать навыки общения;
  • прививать нормы и правила поведения в обществе;
  • способствовать развитию самоконтроля в поведении;
  • развивать умственные способности и тягу к знаниям;
  • вовремя заметить интересы ребёнка и склонности к той или иной деятельности, чтобы помочь ему в развитии таланта;
  • найти золотую середину между игрой и временем на обучающие занятия;
  • воспитание ребёнка 4 лет по-прежнему должно быть наполнено вашей заботой и любовью к нему, ведь он много времени проводит в детском саду, и внимания ему явно не достаёт.

Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет

На данном возрастном этапе трудности в воспитании могут возникать вследствие затянувшегося кризиса 3 лет. А препятствуют его разрешению обычно неверно выбранные способы взаимодействия с ребёнком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли малыша и неумение вовремя понять его потребности и истинные причины поведения.

Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.

Если же родители способствовали развитию самостоятельности ребёнка и мягко направляли его действия, то проблем в воспитании ребёнка в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем будет значительно меньше.


Особенности развития детей 4-5 лет

  1. Более активно, чем раньше, развивается мелкая моторика, ребёнок более умело пользуется карандашами, кистью, ручкой и другими принадлежностями для творческой и учебной деятельности.
  2. Ребёнок много времени играет со сверстниками, общается с ними.
  3. Развивается сильный познавательный интерес. Малыш стремится всё узнать, задаёт много вопросов взрослым. Он активно впитывает в себя новую информацию.
  4. Ребёнок хорошо управляет своим телом и координирует движения.
  5. В этом возрасте дети уже практически не нуждаются в дневном сне. В садике это остаётся необходимостью, и они подчиняются тем требованиям. А вот дома большинство детей уже не спят днём.
  6. Ребёнок 4-5 лет знает основные геометрические фигуры, цифры от 0 до 9, собирает простые пазлы, находит сходства и различия между двумя предметами, называет обобщающим словом группу предметов, знает основные профессии, умеет правильно задавать вопросы, может пересказать содержание сказки или рассказать наизусть простое стихотворение, умеет аккуратно раскрашивать картинки.

Различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек

В возрасте 5 лет в поведении и воспитании мальчиков и девочек имеются некоторые различия.

Игры и игрушки в 4-5 лет

Вовлекайте детей этого возраста в подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные, сюжетно — ролевые и настольные игры дома. Различные конструкторы, пазлы, кубики для обучения чтению, куклы и машинки разных марок.

Раскраски, наборы для творчества, которых сейчас очень много в продаже, тоже порадуют ребёнка. Велосипед, самокат, коньки, лыжи – очень полезные приобретения для активного отдыха. И, конечно, не забывайте ежедневно читать вместе книги, обсуждать их содержание, пересказывать, учить стихи.

Несмотря на то, что ваш малыш становится менее импульсивным и его способности к обучению с каждым днём возрастают, он по-прежнему остаётся ребёнком, который нуждается в игре, активной деятельности и вашем внимании. Помните о том, что нельзя забирать у него детство раньше времени.