Развитие речи во второй мл группе. Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

представляет собой комплекс систематических занятий, направленных на обогащение словарного запаса ребенка, умение связно выражать свои мысли. Занятия должны проводиться регулярно, хотя бы два-три раза в неделю. Вторая младшая группа - это возраст детей в промежутке от четырех до пяти лет. Именно этот период в современной психологической науке считается самым благоприятным для пополнения пассивного и активного словаря. В данной статье мы рассмотрим несколько познавательных упражнений, которые принесут вашему ребенку ощутимую пользу.

Рассказ по картинке

Воспитатель раскладывает перед детьми картинки и дает задание составить рассказ, опираясь на иллюстрацию. Во время ответа ребенку разрешается смотреть на картинку, что создает у него чувство уверенности в себе. Ведь даже если малыш что-то забудет, то, взглянув на картинку, сможет вспомнить и продолжить свое повествование. Составление рассказа по конкретной иллюстрации прекрасно развивает память, тренирует воображение, способствует развитию речи.

Только задумайтесь: прежде чем начать рассказывать, ребенку нужно мысленно подготовиться к ответу. Он обязательно начнет искать подходящие слова, чтобы выглядеть в глазах воспитателя и одногруппников умным, знающим мальчиком или девочкой. Развитие речи во второй младшей группе детского сада начинается с осознанного желания хорошо выступить и стремления сделать это как можно лучше. Часто составить связный рассказ предлагается на педагогических комиссиях и различных открытых занятиях, когда создается возможность оценивания ребенка со стороны взрослых.

«Четвертый лишний»

Это замечательная игра, в которую можно играть дома с ребенком. Она тоже используется на занятиях в детском саду. Развитие речи во второй младшей группе не обходится без сравнения, анализа и синтеза. Суть упражнения заключается в следующем: перед ребенком выкладываются изображения животных, птиц, предметов или людей, три картинки из которых можно логически причислить к одной группе, а четвертая остается лишней. В качестве вариантов отлично подойдут иллюстрации трех домашних животных и одного дикого, предметов мебели и одежды.

Синонимы и антонимы

Хотя маленькие дети в возрасте четырех-пяти лет еще не знают данные термины, с ними можно заниматься таким образом, чтобы наглядным примером познакомить их с этими понятиями. Развитие речи для младших групп строится, прежде всего, на правильной организации и подходе к занятиям. Так как дети еще достаточно небольшие для изучения русского языка, естественно, их знакомят только с теми компонентами, которые вызывают у них интерес и легко запоминаются. Например, воспитатель может назвать слово «белый» и дать задание подобрать к нему противоположное значение («черный»). Когда дети поймут суть, целесообразно предложить им придумать свои слова с противоположным смыслом. Ребятишкам весьма понравится такое занятие!

Формирование умения подбирать синонимы и антонимы к словам является важной составляющей в работе с дошкольниками. Развитие речи во 2 младшей группе способствует общему психическому благополучию ребенка, формированию умения мыслить аналитически, прибегать к сравнению, синтезу предметов.

Удивительная поделка

Данное упражнение может быть выполнено только при условии, если детям заранее дается задание изготовить что-либо своими руками. Это может быть поделка из картона, цветной бумаги, ткани или пластилина. Дома необходимо вместе с родителями составить связный рассказ: зачем эта вещь нужна, в чем ее польза, где применяется и т.д. Тему желательно заранее обговаривать, но возможно оставить детям право выбора. Тогда и рассказ получится более живым и естественным.

Как правило, дети с большим удовольствием рассказывают о своих любимых игрушках, когда приносят их в детский сад. Тут их даже просить об этом не приходится! Используйте данный способ. Если видите, что малыш не выпускает из рук плюшевого зайца или машинку, подойдите к нему, попросите рассказать о ней. Вы увидите, с какой готовностью он начнет с вами делиться впечатлениями.

Домашнее животное

Наверняка у ваших воспитанников дома имеется какой-либо зверек. Дайте на выходные задание понаблюдать за четвероногим другом: как и что он ест, когда ложится спать, какого внимания к себе требует. Может быть, ребенок, воодушевившись этой идеей, немедленно составит для вас целый рассказ, в котором обязательно упомянет о повадках своего любимца и необыкновенных способностях.

Развитие речи во второй младшей группепроисходит на энтузиазме, проявленном интересе к окружающему миру. Даже не проводя специального занятия, можно найти повод побеседовать с детьми о том или ином предмете.

Какие бывают профессии?

Ребятишки нередко любят воображать себя отважными моряками, пускающимися в опасные и захватывающие приключения. Тема профессиональных занятий для них более чем интересна, ведь она принадлежит миру взрослых. Всем известно, насколько популярны игры в доктора, парикмахера, водителя. Внимательный воспитатель всегда сумеет найти к каждому ребенку индивидуальный подход: узнает о его увлечениях, интересах, мечтах, стремлениях. Можно спросить малыша, кем он собирается быть в будущем. Вот что представляет собой развитие речи. Вторая младшая группа - это прекрасная возможность научиться чему-то новому, как для самих детей, так и для тех, кто принимает участие в их воспитании. Будьте ближе к ребятам, разделяйте их радости и неудачи, тогда и они будут вам доверять.

Таким образом, развитие речи во второй младшей группе представляет собой сложный и высокоорганизованный процесс взаимодействия взрослого с ребенком.

Кому какая сказка понравилась и почему.

Музыкального руководителя можно попросить спеть детям «Колыбельную песню» А. Майкова и дать прослушать ее в записи.

В ноябре вне занятий следует прочитать детям русскую народную сказку «Теремок» (обр. М. Булатова, повторение материала), а несколькими днями позже – украинскую народную сказку «Рукавичка» (обр. Е. Благининой). Затем можно поинтересоваться у малышей, какого зверя, который есть в «Рукавичке», нет в сказке «Теремок»; конец какой сказки им понравился больше. (В «Рукавичке» звери без дома остались, а в сказке «Теремок» они теремок «лучше прежнего выстроили».)

В ноябре нужно продолжать читать детям уже знакомые стихи К. Чуковского, а также познакомить с произведением «Краденое солнце»; английской сказкой «Крошка Енот, и Тот, кто сидит в пруду» (Л. Муур, пер. О. Образцовой) и сказкой А. Милна «Три лисички» (пер. с англ. Н. Слепаковой).

Ветреная погода – самое подходящее время, чтобы напомнить малышам стихотворение А. Кольцова «Дуют ветры, ветры буйные…». Это стихотворение легко запоминается, и дети охотно помогают педагогу читать его.

В группе следует продолжать игру «Не ошибись» (см. сентябрь, занятие 3); на участке играть в игру «Играем в слова» (или «Подскажи словечко») (см. октябрь, занятие 2).

Октябрь

Занятие 1. Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин
(по выбору педагога)
Цель. Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами.

Первый вариант Ход занятия

Часть I. Перед началом занятия педагог раскладывает на столах картинки или мелкие игрушки (по одной для каждого ребенка), в их числе ведерки, формочки и совочки. Дает детям возможность рассмотреть предметы и обменяться впечатлениями.

Воспитатель просит детей зажмуриться (не следует разрешать детям закрывать глаза руками) и забирает 5–6 предметов (или картинок). Затем просит открыть глаза и спрашивает: «Чья вещь? Если ничья, себе оставлю». Педагог подсказывает, как надо ответить на вопрос: «Это мое красное ведерко. Это мой желтый совочек».

Воспитатель предлагает детям обменяться предметами. Потом выясняет, кто с кем и чем поменялся. Подсказывает, как правильнее рассказать об этом.

Дети вновь закрывают глаза, и игра повторяется.

Часть II. Педагог просит детей взять стулья и, не толкаясь, поставить их около мольберта.

Воспитатель предлагает вниманию детей сюжетную картину «Не уходи от нас, котик».

«Как вы думаете, куклы и зверушки огорчаются, если дети перестают с ними играть, – начинает занятие педагог. – Я знаю котика, который обиделся на детей и решил от них уйти к другим малышам. Хотите посмотреть на этого смелого, решительного Пушистика

Воспитатель предлагает вниманию детей картину. Дает возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями. Затем продолжает беседу: «Нравится вам котик? Опишите его. Он… (очень хорошенький, глазастенький, полосатый, похож на тигренка…). Котик отвернулся от детей, он не хочет на них смотреть. Но и они не хотят, чтобы Пушистик ушел от них к другим детям. Малыши подлизываются к нему. Кто как это делает? Девочка в красном платьице стоит перед Пушистиком на коленях, собирается его погладить, приласкать. Она что-то говорит ему. Как думаете, что?

Мальчик в синем комбинезончике… (бантик на веревочке держит). Он знает, что котята любят играть с бумажками. Он тоже что-то говорит котику.

Мальчик в зеленом комбинезончике… (принес колбаску). Он просит котика… (не сердись на нас. Съешь колбаски. Она вкусная…).

Как вы думаете, почему мальчики в комбинезонах, а один даже в кепке?(Собрались гулять.) А зачем они мяч и самолет приготовили?

Интересно, удастся ли детям уговорить Пушистика остаться?

Советую и вам сразу после занятия заглянуть к нашим куклам и зверушкам,приласкать, приголубить их».

В данном случае образец описания картины не обязателен, так как малыши отправляются в игровой уголок и демонстрируют педагогу, как они «общаются» с игрушками.

Второй вариант Ход занятия

Часть I. Такая же, как в первом варианте занятия.

Часть II. Педагог предлагает детям рассмотреть картину «Шарик улетел» и просит их подумать , что произошло на картинке, и чем, по мнению малышей, закончится история, изображенная художником.

Дети занимают свои места (за столами или рассаживаются на стульях, расставленных полукругом, в шахматном порядке и т. п.).

«Рассмотрели картину? – начинает занятие воспитатель. – Догадались, что случилось? (У девочки в нарядном платье улетел синий шарик.)

А мальчики… Что про них скажете?

Как вы догадались, что мальчик в шортах и жилете отдаст свой шарик девочке? Он отдает желтый или голубой шарик? (Выслушивает и уточняет ответы детей.)

Вы одобряете поступок этого симпатичного малыша?

Не надо осуждать мальчика в кепочке, у которого три шарика. Он еще научитсябыть добрым и помогать другим.

Посмотрите на собачку. Как думаете, чья она? А какая она?

Там, где гуляют дети, красиво? Наверное, это уголок парка.

Вам нравится картина, которая называется „Шарик улетел“?»

На этом можно завершить занятие. А можно закончить его рассказом воспитателя: «Был праздник. Дети гуляли в парке. Там красиво: чистые песчаные дорожки, нарядный домик для игр.

Дети получили в подарок воздушные шарики, кто один, кто два, а кто и три.

У девочки в красивом красном платьице , гуляющей с очаровательной маленькой собачкой, шарик вырвался из рук и улетел. Но малыш в коротких штанишках поспешил ей на помощь. Сейчас он подойдет к девочке и скажет: „Возьми мой шарик. Хочешь, возьми желтый. А хочешь, возьми голубой“».

Занятие 2. Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова»
Цель. Познакомить со сказкой «Колобок» (обраб. К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Ход занятия

Часть I. Многим детям сказку читали дома, многие смотрели мультфильм по мотивам сказки. Поэтому в начале занятия воспитатель выясняет у них, кто такой колобок. Выслушивает ответы и зачитывает отрывок, обобщая высказывания детей: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок (дети показывают, как можно скатать колобок), изжарила его в масле».

Педагог читает сказку так, чтобы дети радовались, когда колобок благополучно убегал от зверей, и огорчались, понимая, что лиса перехитрит его.

Воспитатель дает детям время обменяться впечатлениями. Уточняет, что говорили колобку заяц, волк и медведь, повстречавшись с ним. («Колобок, колобок! Я тебя съем!»)

«А что сказала хитрая лиса, увидев колобка? – интересуется педагог. – „Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!“ – похвалила лиса колобка , он и обрадовался, а лисьей хитрости не почувствовал. Печально закончилось его путешествие. Как оно закончилось?» („А лиса его – ам! и съела!“)

Часть II. «Давайте поиграем в слова, – предлагает педагог. – Я буду называть слова, обозначающие большие предметы, а вы будете произносить слова, обозначающие предметы поменьше или совсем маленькие. Например, дом – домик, горшок – горшочек, книга – книжечка…»

Примерные слова: совок, ведро, лента, цветок, кнопка, платье, колесо, ветка, куст и т. п.

Завершая занятие, педагог сообщает детям, что многие известные художники делали рисунки к сказке «Колобок» (Ю. Васнецов, Е. Рачев, А. Савченко, Л. Токмаков, В. Гильдяев, А. Елисеев и др.). Показывает детям книжки про колобка, просит внимательно рассмотреть их, показать рисунок, который понравился больше всего и рассказать, почему.

Занятие 3. Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»
Цель. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о.

Ход занятия

Часть I. «Язычок долго и с удовольствием пел песенку малыша, который еще не умеет говорить, а произносит только звук а (а-а-а), – начинает занятие воспитатель. – Не забыл язычок и песенку паровоза. А вы эту песенку помните? (Ответы детей.)

А теперь Язычок всем рассказывает, как стонала-причитала девочка, у которой болело ушко. А стонала она так: „О-о-о“. А вы так сможете? (Хоровой и несколько индивидуальных ответов.)

Когда человек – взрослый или ребенок – чему-то рад или удивлен, он может воскликнуть: „Ох!“ Можете повторить? (Хоровой и несколько индивидуальных ответов.) А когда кто-то из вас упадет, ушибет колено, обязательно скажет: „Ой!“». (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Воспитатель предлагает поиграть. Взяв на себя роль колобка, подходит к ребенку и рассказывает: «Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц». Ребенок продолжает: «Колобок, колобок! Я тебя съем!»

Часть II. Педагог кратко рассказывает о том, как внимательно дети рассматривали рисунки к сказке «Колобок».

«Оле, – говорит воспитатель, – понравился рисунок Ю. Васнецова (желательно назвать художника). Оля так его описала… (заслушивается ответ ребенка, при необходимости дополняется).

Андрюше понравился рисунок А. Елисеева (показывает). Расскажи о нем.

А практически всем детям понравился вот этот рисунок. (Показывает его.) Почему? (Высказывания малышей.)

Я рада, что вы не просто листаете книжки , но и рассматриваете рисунки. На вашем любимом рисунке я еще заметила… (описывает иллюстрацию).

Я оставлю эти книги в группе, – завершает занятие педагог, – и если вы заметите на рисунке (рисунках) что-то интересное, обязательно покажите мне».

Занятие 4. Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…»
Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

Предварительная работа. На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли), кусты с облетевшей листвой (голые кусты).

Ход занятия

Часть I. Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила». (Нужно обязательно называть авторов произведений, не требуя, чтобы дети запоминали фамилии.)

Педагог читает стихотворение. Затем выясняет, правда ли, что в нем отражены приметы осени: «Цветы… (высохли). «Кусты… (голые). Солнце… (не блестит). Дождик… (моросит).

Воспитатель читает стихотворение еще раз, предлагая детям, не напрягая голос, договаривать слова.

С помощью детей педагог читает стихотворение в третий раз.

Воспитатель приглашает к себе ребенка, вручает ему красивый осенний лист и просит прочитать стихотворение. Некоторые дети старше 3 лет 6 месяцев читают все восемь строк, а младшие дети – первые четыре строчки.

Прочитав стихотворение, ребенок передает листок другому малышу (кому захочет), приглашая его тоже прочитать стихотворение. (Выбор сверстника – приятный момент для того и другого ребенка.)

Педагог вызывает 2–3 детей. В последующие дни он помогает прочитать стихотворение другим малышам.

«Осенью, когда „тучи небо кроют“, моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно, – продолжает педагог, – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику».

Часть II. Воспитатель читает стихотворение А. Блока «Зайчик».


Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

После чтения педагог спрашивает у детей, жалко ли им маленького зайчика.

Примечание. По желанию воспитателя вместо стихотворения А. Плещеева можно предложить детям для запоминания стихотворение А. Кольцова «Дуют веры, ветры буйные…».


Дуют ветры,
Ветры буйные,
Ходят тучи,
Тучи темные.
Не видать в них
Света белого;
Не видать в них
Солнца красного.

Ноябрь

Занятие 1. Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»
Цель. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.

Ход занятия

Часть I. «Сейчас на дворе… (осень), – начинает занятие педагог. – Осень, особенно ранняя осень, когда все листья на деревьях становятся желтыми, красными, бордовыми, – красивое время года.

Но это и грустное время года, так как осенью становится холодно, дождливо, грязно.

Про осень очень интересно и красиво рассказывают поэты (поэтами называют тех, кто пишет стихи). Послушайте».

Воспитатель читает стихотворение К. Бальмонта «Осень», потом повторяет некоторые строчки, отражающие приметы осени: «Поспевает брусника, стали дни… (холоднее)», «Все деревья блистают в разноцветном уборе…», «Солнце реже смеется…» и т. д.

«Помните стихотворение про зайчика, которому зябко и неуютно в осенний день? – продолжает разговор педагог. -


Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки».

Часть II. «Осенью, – рассказывает педагог, – люди убирают овощи , фрукты, делают варенье, соки. Из брусники получается брусничный сок, из клюквы…(клюквенный), из моркови… (морковный), из свеклы… (свекольный), из тыквы…(тыквенный), а из помидоров… (томатный).

На зиму заготавливают варенье. Я, например, люблю малиновое варенье. Его варят… (из малины). Яблочное… (из яблок). Черничное… (из черники). Ежевичное… (из ежевики). Абрикосовое… (из абрикосов). Признавайтесь, кто какое варенье любит?» (Повторение прилагательных.)

Примечание. Для закрепления материала целесообразно использовать задание из рабочей тетради «Развитие речи у малышей. Младшая группа» (М.: Мозаика-Синтез, 2006), представленное на странице 8.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звук и
Цель. Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Ход занятия

Воспитатель показывает детям кубик, на гранях которого нарисованы маленький ребенок, паровоз, курочка, колокольчик.

«Крутись, вертись, на бочок ложись», – говорит педагог, манипулируя кубиком. Показывает детям картинку, например, с изображением паровоза. Дети вспоминают, как гудит паровоз: «У-у-у». Педагог поясняет: «Если кубик повернется стороной, на которой нарисован малыш, следует спеть его песенку: „А-а-а“, если на картинке – курочка, нужно проговорить: „Ко-ко-ко“ или „Квох-квох-квох“. А о песенке колокольчика я вам еще расскажу».

Дети садятся на стулья. Педагог показывает им лошадь или жеребенка (картинку, игрушку) и спрашивает, не знают ли они, как кричит лошадка.

Воспитатель просит детей спеть длинную песенку: «И-и-и-и». (Хоровые и индивидуальные повторения.) Некоторых детей педагог «превращает» в жеребят и «заводит» волшебным ключиком. Дети поют песенку жеребят.

Воспитатель отмечает детей, которые нечетко произносят звуки, чтобы позже поработать с ними индивидуально (можно перед большим зеркалом, чтобы были видны губы).

Педагог показывает детям колокольчики, звонит ими и поясняет: «Маленькие колокольчики поют: „Ли-и-и-ли-и-и-ли-и-и“ (звук и произносится протяжно). Как поют колокольчики? А колокольчики побольше поют: „Ди-и-и-инь-ди-и-и-инь“. (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Воспитатель ставит перед детьми фланелеграф. На нем картинка с изображением воробья на черном фоне. «Видите, – объясняет педагог, – крокодил проглотил солнце и стало темным-темно.


Плачет серый воробей:
„Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка
обидно -
В поле зернышка
не видно!“

Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дома не дойти».

Воспитатель повторяет отрывок, выделяя ударные гласные в словах обидно, не видно, сбились с пути, не дойти. Затем повторяет четверостишия, а дети договаривают выделенные слова и фразы. Педагог просит малышей вспомнить название сказки, в которой плачут зайки и воробей. (К. Чуковский. «Краденое солнце».)

«Выглянуло солнышко, – педагог меняет картинки на фланелеграфе, – воробей перестал плакать и зачирикал: „Чи-и-ив, чи-и-ив, чи-и-ив, жив-жив-жив!“ Как он зачирикал?..

Услышали веселую песню другие воробьи, прилетели, тоже стали чирикать. Сначала один зачирикал (воспитатель дотрагивается до ребенка, тот произносит звукоподражание), потом другой, третий…

„Что за шум? Что за писк?“ – рассердилась киска и стала подкрадываться к воробьям».

«Уходи, киса, уходи!» – приговаривают дети (3–4 раза).

Примечание. Для закрепления материала следует читать детям и проговаривать вместе с ними русские народные песенки, в словах которых отчетливо слышится звук и, например: «Ай, качи, качи, качи!..», «Киска, киска, киска, брысь!» (см. приложение).

Занятие 3. Рассматривание сюжетных картин
(по выбору педагога)
Цель. Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.

Рассматривание картины «Коза с козлятами».Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?» Ход занятия

Часть I. Перед детьми – картина «Коза с козлятами» (автор серии «Домашние животные» С. Веретенникова). Дети рассматривают ее, обмениваются впечатлениями. Воспитатель спрашивает, кого они видят на картине; предлагает рассмотреть сначала козу, а потом козлят.

Рассматривая козу, дети отмечают, что она большая, с рогами; у нее длинная шерсть, а на шее колокольчик; она стоит около куста и объедает листья с веточек.

Воспитатель объясняет, зачем козе привязали колокольчик: «Коза наклоняет голову, и колокольчик звенит. Выйдет хозяйка из дома, прислушается и сразу определит, где гуляет коза, далеко ли ушла».

Обобщив наблюдения детей, педагог вновь обращается к картине. Говорит, что рядом с козой гуляют козлята и предлагает детям рассказать про них. Малыши отмечают, что козлята маленькие, без рожек; у них веселые мордочки, тонкие ножки, густая пушистая шерстка; они играют: делают вид, что бодаются и т. п.

Завершая рассматривание картины, воспитатель предлагает вниманию детей рассказ: «У бородатой козы большие рога, длинная шерсть, на шее колокольчик. Коза стоит около куста и объедает листья с веток. Рядом с ней козлята. У них тонкие ноги, густая, пушистая шерсть и забавные мордочки. Козлята меряются силой. Малыши-шалуны делают вид, что бодаются. Только им бодаться-то нечем – рожки не выросли

Воспитатель повторяет рассказ, побуждая детей договаривать отдельные слова (выделены курсивом).

Часть II. Педагог убирает картину и ставит перед детьми макет сказочного теремка (например, из набора настольного театра), затем демонстрирует картинки с изображениями котенка, козленка, жеребенка. Выясняет, кто это. Просит нескольких детей повторить слово жеребенок.

«Эти малыши, – говорит воспитатель, указывая на животных, – идут в теремок танцевать. Хотите пойти вместе с ними?»

По приглашению педагога к столу подходят 2–3 ребенка. «Сейчас я превращу вас в маленьких котят, – говорит он, совершая „загадочные“ манипуляции и приговаривая: „Крабле-крибле-бум!“».

«Котята» стучатся в теремок: «Тук-тук-тук. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?»

«Я, хозяйка теремка. Меня зовут Валентина Викторовна. А кто вы?» – спрашивает воспитатель. – «Мы котята. (Мяукают.) Пустите нас в теремок». – «Заходите! Я вам рада!»

Далее педагог предлагает детям объединиться в пары (тройки), определиться, кем они хотят быть (цыплятами, утятами, тигрятами, телятами и т. п.) и постучаться в теремок. Но игра продолжается уже вне занятия. На вопрос, «кто в теремочке живет», отвечают все, кто уже поселился в теремке.

Играет музыка, дети танцуют.

В эту игру при участии педагога дети играют и в последующие дни (в группе или на участке).

Рассматривание картины «Домик Малыша» Ход занятия

Педагог сообщает, что ему очень нравится светловолосый большеглазый Малыш , играющий около своего маленького домика, который для него построил папа: «Хотите посмотреть на этот домик? А познакомиться с Малышом?»

Воспитатель предлагает вниманию детей картину, дает возможность рассмотреть ее. Затем спрашивает:

– Понравился вам домик? Домик красивый, с окном, красной дверью, с птицей-флюгером на крыше – куда ветер подует, туда и флюгер поворачивается.

– Кто на крыше сидит, на Малыша глядит? (Сорока-белобока с длиннющим хвостом.)

– Я не ошиблась: Малыш светловолосый, большеглазый? Чем он занят? (На качелях качается.) С одной стороны Малыш и… (бабочка). Она у Малыша на спине сидит. С другой стороны качелей – белая кошка и рогатая улитка.

– Кто-то очень-очень удивлен, увидев кошку на качелях. Кто удивлен? (Мышка.) Можете показать, как мышка лапы растопырила и рот от удивления открыла?

– У Малыша много игрушек? Назовите их, только не кричите все сразу. Вы уже большие, умеете говорить по одному и спокойно.

– Обратили внимание, как красиво вокруг? На яблоне созрели яблоки, перед красивым домом, в котором живет Малыш с родителями, цветут цветы. Вокруг много-много зелени и голубое небо.

Воспитатель предлагает послушать рассказ про Малыша, играющего около своего домика: «Папа построил Малышу маленький домик около яблони. Малыша в домике нет – он качается на качелях и смеется. Как не смеяться, когда кошка да улитка конец качелей вниз опустили, Малыша вверх подняли. Чудеса!

Рядом с качелями песочница с игрушками. У Малыша много игрушек, но лучше всех спокойный лохматый лев и забавная мышка».

Воспитатель повторяет рассказ, дети помогают ему, договаривая слова (выделены курсивом).

«Малыш, – продолжает рассказ педагог, – очень любит смешные стихотворения».

Воспитатель читает латышскую песенку (пер. С. Маршака):


Что за грохот, что за стук?
Сел комар в лесу на сук.
Треснул сук под комаром -
Вот откуда стук и гром.

Уточняет, может ли маленький легкий комар отломить ветку дерева.

Примечание. В один из последующих дней в вечерние часы (или в утренние во время приема детей) педагог, поставив на мольберт картину, предлагает детям назвать то, что не заметили при рассматривании картины на занятии (задание на внимание).

Занятие 4. Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке»
Цель. Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака.

Предварительная работа. Вне занятий воспитатель беседуют с детьми о зоопарке (знают ли они, что такое зоопарк (раньше зоопарк называли зоосад), бывали ли они в зоопарке, кого там видели).

Педагог читает малышам главы из книги «Что я видел» Б. Житкова: «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слон», «Как слон купался».

Ход занятия

Воспитатель в разных уголках групповой комнаты и раздевалки расставляет игрушечных животных и птиц: жирафа, зебру, белого медведя, страусенка, пингвина, верблюда. Если нет нужных игрушек, на видных местах можно поместить картинки.

Воспитатель приглашает детей посетить приехавший в детский сад зоопарк. Предупреждает, что шуметь в зоопарке нельзя, чтобы не напугать зверей.

Подойдя к очередному вольеру, педагог читает стихотворение С. Маршака. Например, «Пингвин»:


Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я теплоходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

Остановившись около зебры, воспитатель напоминает отрывок из рассказа Б. Житкова «Зебра»: «И я думал, что на ней одеяло нашито. Потому что на ней желтые и черные полоски. А мама сказала, что никакое не одеяло, а это у нее шерсть сама так растет. И сказала. Что это зебра».

Затем педагог читает стихотворение С. Маршака «Зебры»:


Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.

Занятие во второй младшей группе по речевому развитию (и аппликации) «Поможем Маше»

Автор: Клинцова Рима Сергеевна, воспитатель 2 младшей группы, МБДОУ Краснопольский детский сад «Малышок», стаж работы 1,7 лет, образование высшее педагогическое.
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе формирования активной речи ребенка, включенной в общение.
Задачи:
1. Создать условия для ознакомления и уточнения знаний об особенностях времен года, о лесных жителях (познавательное развитие).
2. Способствовать развитию навыков взаимодействия детей, навыка высказывания своей точки зрения (социально-коммуникативное развитие).
3. Обеспечить условия для развития художественного творчества детей.

Ход занятия.

Воспитатель: - Здравствуйте, дети!
Дети: - Здравствуйте, Рима Сергеевна!
Воспитатель: - Ой, а это что за коробочка у нас в группе появилась?!
- Что мы можем с ней сделать? (Дети: - Открыть, посмотреть, что в ней.)
- А какая коробка?
(Дети: - Большая, легкая, цветная, яркая, что-то стучит в ней.)
Воспитатель:
- Откроем коробку, дети? (Дети: - Откроем!) Ой, что это в коробке? Миша с письмом. Ребята, что нужно сделать с письмом?
Дети: - Прочитать!
Воспитатель:
- Кто будет читать? Кто сможет прочитать?
Предположения, попытки детей…
Пытаются прочитать, не получается у детей.
Воспитатель:
- Попробуем зарядку для губ и язычка сделать, может потом получится прочитать.
Артикуляционная гимнастика: «Слоник», «Бегемотик», «Лягушка», «Часы», «Змейка». Далее воспитатель предлагает детям снова попробовать прочитать – не получается.
Воспитатель :
- Может я попробую прочитать! Миша пишет: «Помогите, ребята! Маша пошла в лес весной гулять, собирать грибы и ягоды. Весной ягод и грибов нет в лесу, она теперь плачет, потому что не нашла грибов и ягод. И меня разбудила своим плачем.»
Воспитатель: - Детки, а как Маша плачет?
Дети: - А-а-а!
Воспитатель: - А мы можем помочь Маше найти грибы и ягоды? (предположения детей).
- Пойдем в лес к Мише и поиграем с ним в игру «У медведя в о бору»?!
Игра «У медведя во бору».
- Нашли мы в лесу весной грибы и ягоды? Нет, конечно.
- Дети, мы с вами видели зверей в лесу. Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте и покажите, как кто кричит.
В шар свернулся под ногами,
На спине с тремя грибами,
Он весною просыпается,
Как же зверь колючий называется?
Дети: - Ёж! Ф-ф-ф!
Очень тоненько жужжит
И над нами он кружит.
Берегись и млад, и стар.
Кровь у всех сосет….
Дети: - Комар! З-з-з!
У этой птицы нет гнезда,
Но это вовсе не беда.
И на деревьях у опушки
Нам кто «ку-ку» поет?
Дети: - Кукушка! Ку-ку-ку!
Воспитатель: - Дети, а мы сами сможем сделать грибы и ягоды для Маши?
Дети: - Да, сможем!
Воспитатель: - А из чего можно сделать?
Дети: - Из пластилина, из бумаги.
- Посмотрите, я приготовила вам две корзинки. В одну мы с вами положим грибы в другую ягоды! По желанию выбирайте, кто будет лепить из пластилина, а кто будет наклеивать из бумаги грибы и ягоды.
Дети делятся по желанию. Делаем зарядку для пальчиков, чтобы они хорошо работали «Две сороконожки».
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Теперь мы сможем отправить посылку с грибами и ягодами в лес для Маши. Кто у нас посылки разносит? Правильно, почтальон. Я отнесу посылку на почту и отправлю в лес для Маши.
- Ребята, вам понравилось помогать Маше с Мишей?
- Что именно понравилось?

Конспект комплексного занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Белоглазова Елена Александровна, воспитатель детского сада “Алёнушка” город Новокуйбышевск, Самарская область.
Описание: данная публикация будет интересна воспитателям детских садов.
Цель:
- развитие речи младших дошкольников.
Задачи:
- расширять активный словарь ребенка за счет прилагательных, обозначающих величину, цвет;
- развивать слуховое внимание к речи взрослого, учить отвечать на вопросы: какой?, какого?, сколько?, кто?, что?;
- закреплять количественные представления (один - много);
- закреплять качественные представления (высокий - низкий);
- закреплять все основные цвета.
Оборудование.
Наглядный материал: cолнышко, облако; воздушные шары (основные цвета), коробка красного цвета, корзинка, ёлочки (высокая, низкая), снежинки; игрушки: заяц, лиса; разноцветные карточки с изображением зайца и такое же количество квадратов, таких же цветов, шаблоны солнышка по количеству детей, гуашь красного цвета, кисточки по количеству детей.

Ход занятия.

Воспитатель вместе с детьми заходит в группу.
Воспитатель.
Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Дети.
Здравствуйте.
Воспитатель.
Дети, послушайте загадку.

Снег лежит во дворе,
Все деревья в серебре.
На деревьях бахрома,
В гости к нам пришла……

Дети.
Зима.
Воспитатель.
Хорошо, молодцы, ребята.
Сейчас на дворе зима и солнышко светит мало, а нам очень скучно без него. Давайте вместе позовем солнышко.

Солнышко, солнышко,
Ты не спи за тучей!
Солнышко, солнышко,
Покажись нам лучше!
Солнышко к нам явись,
Всем ребятам улыбнись

Воспитатель.
(Поднимает тучку и появляется солнышко.)
Ой, какое круглое жёлтое солнышко! А что там такое рядом с солнышком?
Дети.
Шарик.
Воспитатель.
Да, это воздушный шарик, он прилетел к солнышку. Какой шарик по цвету?
Дети.
Красный.
Воспитатель.
Оля, какого цвета шарик?

А по форме он какой?
Дети.
Круглый.
Воспитатель.
Ваня, какой формы шарик?
(воспитатель выслушивает ответ)
Воспитатель.
Молодцы ребята шарик круглый и солнышко тоже круглое.
Шарик есть не только у солнышка, у нас тоже есть шары. Давайте посмотрим, что находится у нас на полу.
(на полу коробка красного цвета, корзинка и несколько шаров зелёного, красного, жёлтого цвета).
Дети.
Шары, корзинка, коробка.
Воспитатель задает детям вопрос и выслушивает каждого ребёнка.
- Сколько на полу коробок? (одна)
- Какого цвета коробка? (красная)
- Сколько вы видите корзинок? (одна)
- Сколько на полу шаров? (много)
Воспитатель показывает зелёный шарик.
- Этот шарик какого цвета?
Дети.
Зелёного.
Воспитатель.
Соня, какого цвета шарик?
(Зелёный.)
- Ребята а этот шарик какого цвета?
Дети.
Жёлтого.
Воспитатель.
Кирюша, какого цвета этот шар? (Жёлтого) Хорошо.
-Какого цвета у меня шар в руках?
Дети.
Красного.
Воспитатель.
Молодцы! Правильно красные шары, такие как у меня в руке, возьмите и положите в коробку (дети выполняют задание).
Воспитатель.
А теперь другие шары положите в корзинку (дети выполняют задание).
Хорошо, молодцы! Солнышку понравилось как мы выполняем задания и оно приглашает нас в путешествие в зимний лес. Пошли за мной!

Мы идем, мы идём,
Вместе с солнышком,
Путешествие гурьбой,
По тропиночке лесной.

(дети идут за воспитателем, подходят к ёлочкам)
Воспитатель.
И тропинка привела нас к пушистым, зелёным ёлочкам.
Ребята эта ёлочка низкая, а это какая?
Дети.
Высокая.
Воспитатель.
- Даша, какая это ёлочка?
(высокая) Умница!
-Эта ёлочка высокая. А эта какая?
Дети.
Низкая.
Воспитатель.
-Алина, а эта ёлочка какая? (низкая)
Молодцы! Ой ребята посмотрите наверх, что это над нами?
Дети.
Облако.
Воспитатель.
Правильно облако. Облака по небу плывут, снежинки нам несут. Снежинки легкие, пушистые, они кружат в воздухе и медленно опускаются на землю.
Давайте покажем как эти снежинки кружатся.

Малютки снежинки
Танцуют, кружатся
И белую стайкой
На землю ложатся.

(дети начинают медленно кружиться под тихую музыку)
-Дети посмотрите, а кто это под ёлочкой сидит и на ребяток всех глядит?
Дети.
Зайчик.
Воспитатель.
Какой зайчик хороший, что это у зайчика?
(воспитатель показывает, а дети отвечают: глазки, носик, лапки, ушки, хвостик)
-Хвостик короткий, а ушки?
(длинные)
-Ксюша, какие ушки?
(длинные) Умница!
-Ушки длинные, а хвостик какой?
Дети.
Короткий.
Воспитатель.
Данила, какой хвостик?
(короткий) Правильно. Зайчик а посмотри как наши детки пальчиками играют.


На лесной опушке. (руками в воздухе отчерчиваем круг)
Жили были зайчики, (руки согнуты в локтях перед собой, сжимание и разжимание указательных средних пальцев)
В серенькой избушке. (руки сложены в замок над головой)
Мыли свои ушки, (поочередно массаж указательного и среднего пальцев обеих рук)
Мыли свои лапочки, (поочерёдно поглаживание тыльной стороны кисти обеих рук)
Наряжались зайчики, (руки опущены в низ, согнуты в запястьях кистями вверх наружу, повороты корпуса сначала в одну, затем в другую сторону)
Обували тапочки. (поочерёдно выступает вперед на пятку одна нога, затем другая)

Воспитатель.
Дети, здесь чья то нора, ну ка посмотрите внимательно, кто здесь живет.
Дети.
Лиса.
Воспитатель.
-Где живет лисичка?
Дети.
В норе.
Воспитатель.
Правильно, смотрите вот торчит её рыжий хвостик. Это лисичка – плутишка, бегала за зайчиками, они испугались и спрятались от неё в своих домиках, а дверь не закрыли. Давайте подберем к домикам двери и закроем их.
(воспитатель раздает детям карточки с изображением зайца, этого домика без двери. Дети должны подобрать квадрат, такого же цвета, как карточка зайца - это дверь.
Воспитатель.
-Лиза, какого цвета у тебя домик?
(синего)
А дверь?
(cинего) Молодец!
Воспитатель спрашивает каждого ребёнка, и выслушивает ответы, и хвалит каждого.
Молодцы ребята! Спрятали зайчиков, теперь лиса их не найдёт. А сейчас посмотрите на солнышко. Оно радо, что вы помогли зайчикам, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. (выполняют)
Теперь нарисуем как улыбается солнышко, сядьте за стол. (раздает каждому ребёнку шаблон-солнышка).
Кисточкой наберите красную краску и нарисуйте улыбку солнышку.
(дети начинают рисовать улыбку)
Какие красивые получились улыбки! Молодцы!
Дети подойдите ко мне. Вот и закончилось наше путешествие с солнышком.
Давайте скажем “до свидания”!