Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду. Картотека

Игра-ситуация «Чьи детки?»

Программное содержание. Вовлекать детей в воображаемую ситуацию; побуждать выразительно действовать в роли зверей.

Материалы. Шапочки свиньи, собаки, кошки, 3 синие и 3 красные матрешки.

Развитие речи, ознакомление с окружающим, музыка.

Ход игры

Воспитатель приводит детей в «звериный детский сад». Рассказывает: «Зверята находятся в садике целый день. Здесь они кушают, играют, ходят на прогулку, с ними проводят занятия. В младшую группу ходят зверята: поросенок, котенок, щенок. Рано утром мамы отводят их в детский сад. Зверята вместе с воспитателями делают зарядку».

Дети делают зарядку, подражая зверятам, выполняют движения в соответствии с текстом.

Воспитатель.

Рано утром по порядку

Вышли звери на зарядку.

Лапы вверх, лапы вниз,

А теперь наклонись.

Потом зверята идут умываться.

Дети выполняют действия с воображаемыми предметами.

Воспитатель.

Нам водица даст умыться,

И облиться, и напиться.

Умывают щечки, ушки

Мои милые зверюшки

Вот так, вот так.

А теперь пора на занятия. Сначала будет математика. Воспитатель высаживает матрешек в два ряда —синие и красные.

Воспитатель.

Вот матрешки тут сидят,

На зверят они глядят.

Эти — красные матрешки,

Эти — синие матрешки.

Разбирайте по одной

И бегите все за мной.

(Дети бегут по кругу.)

(Обращается к щенку.)

Сколько у тебя матрешек?

Щенок . Гав!

Воспитатель (обращается к котенку). Сколько у тебя?

Котенок . Мяу!

Воспитатель (обращается к поросенку). Сколько у тебя?

Поросенок . Хрю!

Воспитатель . У всех —по одной! А теперь...

Ставьте, мои крошки,

На стол свои матрешки!

Сколько на столе матрешек? (Много!) А теперь будет музыкальное занятие.

Воспитатель (поет). Вот котенок мне поет:

Котенок. Мя-у, мя-у!

Воспитатель . А щенок вот так поет:

Щенок. Гав-гав-гав!

Воспитатель . Поросенок подпевает:

Поросенок. Хрю-хрю-хрю!

Воспитатель . А все вместе —это хор!

Зверята (поют одновременно). Мяу, гав, хрю!

Воспитатель. Вечером приходят за зверятами их мамы. (Показывает поочередно детям свинью, собаку и кошку.) Они зовут своих детей.

Хрю-хрю-хрю,

Поросенка я люблю.

Поросенок, ты где?

Поросенок (тоненько). Хрю-хрю-хрю!

Я иду издалека

И зову к себе щенка:

Выходи, гав-гав-гав!

Где пушистый мой котенок,

Где послушный мой ребенок?

Мяу, мяу, слышишь маму?

Котенок (нежно). Мяу, мяу, мяу!

В эту игру можно играть вариативно. Сначала воспитатель играет все роли «взрослых» (воспитателя, собаки, кошки, свиньи), далее дети могут играть роли попарно, между собой: свинья —поросенок, кошка — котенок и т. д. Важно обращать внимание ребят на интонационные особенности голосов взрослых зверей и зверей-деток.

Игра-ситуация «Валя у парикмахера»

Программное содержание. Познакомить детей с работой парикмахера; вовлечь в сюжетно-ролевую игру; побуждать к самостоятельности в импровизации в роли; приобщать к взаимодействию с партнером.

Материалы. Атрибуты для игры в парикмахерскую (ножницы, расчески, щипцы, фен, бигуди и др.), белый халат для парикмахера.

Связь с другими занятиями и видами деятельности . Развитие речи.

Ход игры

Воспитатель показывает детям куклу Валю и говорит: «Сегодня Валя с новой прической. Открылась новая парикмахерская, и Валя уже сделала модную стрижку. Теперь она позвала всех кукол, чтобы они тоже сделали прически». Педагог разыгрывает перед детьми инсценировку.

Инсценировка «У парикмахера»

Воспитатель (показывает принадлежности).

Ножницы, фен, щипцы и расческа —

Все это нужно, чтоб сделать прическу.

Сегодня открылся новый салон,

Где парикмахер?

(Надевает белый халат.)

А вот и он.

(Показывает на куклу.) Валя пришла делать прическу. (Выполняет соответствующие действия.)

Вот парикмахер берет расческу,

Ножницы в руки берет

И аккуратно стрижет.

Мастер умело снимает манишку —

(Демонстрирует стрижку.)

Вышла у Вали красивая стрижка!

Куклы подружку свою увидали

И к парикмахеру в очередь встали.

(Ставит кукол в очередь.)

Воспитатель в роли парикмахера приглашает детей в новую парикмахерскую, побуждая к диалогу. Клиенты подходят один за другим к креслу и говорят, что они хотят сделать: прическу, стрижку, окраску волос и т.д. Затем воспитатель предлагает кому-либо из детей стать парикмахером, и игра продолжается. По окончании игры педагог объявляет, что рабочий день парикмахера заканчивается, все клиенты могут записаться на завтра.

Игра-ситуация «Городок игрушек»

Программное содержание. Увлечь детей путешествием; познакомить с новыми героями; побуждать к активности в выборе роли, к принятию сверстника как партнера по игре.

Материалы. Костюмы героев инсценировок по желанию, игрушки—бегемот, лиса.

Связь с другими занятиями и видами деятельности . Музыка, развитие речи, художественная литература, ознакомление с окружающим.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям совершить необычное путешествие — отправиться в городок игрушек. Дети садятся в автобус, по желанию

выбирают шофера. Автобус едет, пассажиры поют песенку «Автобус нас везет»:

Автобус нас везет,

Водитель — за рулем,

Он песенку поет

О том, как мы живем.

Шофер.

Качу, лечу

Во весь опор,

Я сам — шофер,

И сам — мотор.

Нажимаю на педаль —

И машина мчится вдаль!

(Б. Заходер)

Воспитатель . Остановка первая —улица Африканская. Воспитатель указывает на игрушечного бегемота и рассказывает, что бегемот лежит в реке, ему очень жарко. Воспитатель действует с игрушкой — показывает, что делает бегемот: ныряет, плавает, выходит на берег и снова спешит в воду.

Бегемот в воде лежит,

Никуда он не спешит.

То под воду он ныряет,

То глядит, а то зевает,

Над водой разинув пасть.

В эту пасть бы не попасть!

Воспитатель предлагает ребятам познакомиться с бегемотом поближе, рассмотреть его, поговорить с ним. Затем дети могут исполнить «Танец маленьких бегемотиков».

Дети поднимают руки с раскрытыми ладонями, покачивают согнутыми руками из стороны в стороны.

Бегемоты в Африке, в Африке живут,

Весело танцуют, песенки поют. (Переваливаясь с боку на бок, дети кружатся на месте.)

Тол-топ, топы-топ,

Топы, топы, топ! (Руки в той же позиции, дети прыгают поочередно то на одной, то на другой ноге.)

Их лягушки в гости звали,

На болото приглашали. (Выполняют движения прыгающей лягушки.)

Ква-ква, ква-ква-ква,

Кваки, кваки, ква! (Выполняют жесты приглашения.)

Приезжайте, бегемоты,

Мы поселим вас в болоте. (Выполняют движения прыгающей лягушки.)

Ква-ква, ква-ква-ква.

Кваки, кваки, ква! (Переваливаясь с боку на бок, кружатся на месте.)

Но сказали бегемоты:

Не хотим сидеть в болоте.

Топ-топ, топы-топ,

Топы, топы, топ!

Важным элементом этой игры является ритм припева, поэтому вариантом игры может быть его ритмичное исполнение при помощи музыкальных инструментов (солистом или всей группой), ладоней, выстукивание ногами и т.д.

Воспитатель . Дети, вот подошел наш автобус.

Автобус гудит: У-у-у!

Автобус фырчит: Фр-фр-фр...

Отправляемся, друзья,

Нам опаздывать нельзя!

Дети «едут в автобусе».

Воспитатель . Остановка вторая — улица Лесная. На улице Лесной живет лисичка. (Показывает игрушку.) Она куда-то спешит.

Воспитатель дает «вязанку хвороста» ребенку-«лисичке» и инсценирует с ним русскую народную потешку.

Инсценировка потешки «Идет лисичка по мосту» Воспитатель.

Идет лисичка по мосту,

Несет вязанку хворосту.

Зачем ей хворост?

Лисичка. Печь топить.

Воспитатель . Зачем ей печь?

Лисичка. Обед варить.

Воспитатель . Зачем обед?

Лисичка. Гостей кормить.

Воспитатель . А гости кто?

Лисичка.

Медведь с женой,

Да еж, да кот,

Да мы с тобой.

Воспитатель показывает гостей (игрушки), которые идут в гости к лисичке.

Дети называют гостей лисички: медведь и медведица, еж и кот и все дети.

Воспитатель проводит игру-инсценировку.

Игра-инсценировка «К лисичке в гости»

Роли: ведущий (воспитатель); еж, кот, медведь, медведица (дети).

Ведущий.

В гости позвала лиса

Всех своих соседей.

(Гости «едут на дрожках» друг за другом.)

Прибежали к ней в леса

Волки и медведи.

Из деревни кот пришел,

Еж из норки вышел,

И веселою гурьбой

Прибежали мыши.

Гости останавливаются. Еж подходит к лисе.

Тук-тук-тук, вечерком

Гость стучится в дом.

Лисичка.

Очень рада, в этот час

Стол накрыт для вас.

(Гости «едут» по кругу.)

Ведущий.

Гости шли во двор гуськом,

В залу проходили,

Про подарки для лисы

Гости не забыли.

Подарили ей комод

И сундук старинный,

Занавески на окно,

В залу — пианино.

(Гости останавливаются. Кот подходит к лисе.)

Вам, хозяйка, на обед

Я принес котлет.

Лисичка.

Очень рада, в этот час

Стол накрыт для вас.

Медведь и медведица.

Мы с медведицей Мальвиной

Принесли для вас малины.

Лисичка.

Очень рада, в этот час

Стол накрыт для вас.

Воспитатель.

Веселиться под луной

Гости не устали,

Под зеленой под сосной

Польку танцевали.

(Все участники танцуют польку.)

Воспитатель зовет детей домой, дети «садятся в автобус и уезжают» из города игрушек.

Игра-ситуация «Зоопарк»

Программное содержание . Познакомить детей с дикими животными и их повадками; воспитывать любовь ко всему живому; развивать любознательность; побуждать к вхождению в роль.

Материалы. Игрушки: обезьяна, тигры, слоны.

Связь с другими занятиями и видами деятельности . Музыка, ознакомление с окружающим, экология, развитие речи.

Ход игры

Предварительная работа . Педагог просматривает с детьми видеосюжеты про зоопарк, про уход за животными, про общение с ними. Показывает иллюстрации, читает рассказы о животных, беседует с детьми. Беседа должна быть краткой, содержать лишь необходимые сведения. Примерное содержание предварительной беседы:

Звери в зоопарке живут в вольерах — специально огороженных местах для животных. В зоопарк приходят посетители, они рассматривают зверей, могут долго за ними наблюдать. По зоопарку можно ходить долго, хоть целый день, только тогда можно увидеть, в какое время выходят гулять животные, когда их кормят, когда они отдыхают. Посетители могут наблюдать за тем, что делают работники зоопарка: убирают вольеры, кормят зверей, следят за тем, чтобы у них была вода для питья. Если животное заболеет, к нему приходит особый врач-ветеринар. Он осмотрит животных, даст лекарства. Часто причиной болезни зверей является неправильное поведение посетителей.

Не все знают, что зверей посетителям кормить нельзя, потому что они могут дать еду, которая окажется вредной для зверей, и они могут заболеть. Поэтому в зоопарке всюду висят таблички: «Кормить зверей запрещено». Если звери здоровы, они хорошо едят, много гуляют, спокойно спят. У зверей в зоопарке рождаются зверята. Зверята много играют, на них интересно смотреть. Взрослые звери, родители, опекают своих малышей. Мамы кормят их молоком, папы заботятся о жилище. Родители зверят оберегают своих детенышей от опасности. Зверята все время находятся рядом с родителями.

Воспитатель проводит игру-ситуацию, используя большие мягкие игрушки. Он расставляет их в разных местах игровой комнаты так, чтобы каждый зверь находился в подходящем для него месте. Например, рядом со слоном ставит слоненка, льва помешает среди растений (джунглей), обезьяну сажает на ветки-«лианы» и т.д. Воспитатель выступает в роли экскурсовода.

Воспитатель . Ребята, мы с вами пришли в зоопарк. Сейчас утро, и звери готовятся к завтраку. Давайте посмотрим, что они любят есть. (Подходит к вольеру с обезьянкой.) Кто это? Это обезьянка. (Обращается к обезьянке.) Обезьянка, что ты любишь кушать?

Обезьянка (воспитатель говорит от имени игрушки). Люблю бананы. Полезу на банановое дерево и нарву спелых бананов.

Воспитатель . Обезьянка, угости, пожалуйста, детей бананами.

Обезьянка. Раз-два-три —лови! (Обезьянка залезает на лиану, качается, прыгает с ветки на ветку и кидает воображаемые бананы.)

Воспитатель (с удовольствием). Какие вкусные бананы! Вот спасибо тебе, обезьянка, хороший у тебя обед.

Обезьяна — на лиане,

Обезьяна ест бананы

И качает ту лиану

Озорница обезьяна,

Раскачает — и опять

Есть их будет и кидать.

Ах, какая обезьяна.

Раскидала все бананы.

Надо дворника позвать

Те бананы собирать.

Для усложнения игры можно предложить одному ребенку выступить в роли озорницы обезьяны. Остальные дети выступают в роли посетителей, то есть партнеров по игре. Они задают вопросы обезьяне, могут вступать с ней в ролевые диалоги.

Воспитатель. А теперь мы подходим к вольеру, где живут тигры. Это целая семья: тигр папа, тигрица мама и их детеныш тигренок.

В зоопарке тигры вышли погулять,

Полежать на травке, мирно подремать.

Но! Все слышит ухо и все видит глаз,

По-кошачьи тигры щурятся на нас.

Если вдруг опасность будет угрожать,

Всякий враг от тигра кинется бежать!

Воспитатель побуждает детей рассказать о своем впечатлении от тигров, дает образец диалога с ними. Дети могут спросить у тигров, как они живут, что едят; рассмотреть их поближе.

Дети могут побеседовать с воспитателем о том, как живут слоны, что они умеют делать, для чего им хобот и т.д.

Воспитатель.

Утром вышли по порядку

Все слонята на зарядку.

Долго топали ногами

И качали головами.

Потоптались, повертелись,

В хобот, как в трубу, ревели.

А потом воды набрали

И струею обливались.

Воспитатель предлагает детям станцевать танец слонят. Дети «изображают большие уши» (прижимают ладони с растопыренными пальцами к ушам и неуклюже танцуют).

Рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуются психические процессы, такие как речь, мышление, память. Поэтому в значительной мере то, как будут протекать все эти процессы, в будущем повлияет на уровень готовности ребенка к школе.

Детский сад по праву считается вторым по счету социальным институтом в жизни ребенка после семьи, в котором царят совершенно другие социальные нормы, отношения, не знакомые ему до этого. Ребенку за период дошкольного образования необходимо многому научиться, понять, выучить, узнать, осмыслить. В первую очередь дети в детском саду учатся общаться и находиться в коллективе, усваивают правила этического поведения и общения со сверстниками. Стоит отметить, что первостепенную роль в этом процессе играют воспитатели.

Многие дети во 2 младшей группе детского сада уже год или два находятся в детском саду. Период адаптации у них уже прошел, они уже успели познакомиться со своим коллективом, привыкнуть к распорядку дня, воспитательнице, к помещению группы.

В этом возрасте у детей формируется самооценка, они стараются отвечать требованием взрослых, учатся быть хорошими и послушными, противопоставлять и сравнивать себя с другими детьми. Но порой выводы от такого противопоставления бывают неправильными, особенно если у ребенка не установился контакт в коллективе или с воспитателями, что проявляется в дальнейшем вспышками агрессии, нежелании посещать детский сад, упрямству, капризам, и даже истерикам.

Учитывая этот нюанс, психологи склонны считать детей 2 младшей группы детского сада детьми которые находятся в переходном и кризисном возрасте. Задача воспитателей и родителей общими усилиями помочь детям благополучно переступить это возрастной рубеж.

Посредством изменений, проходящих в психических процессах, таких как восприятие, внимание, воображение, речь, мышление, память, продолжает формироваться характер ребенка, его темперамент, усовершенствуется деятельность.

Предлагаю вашему вниманию сборник детских подвижных игр для младшей группы детского сада. Вас, скорее всего, заинтересовал вопрос: «А почему именно для младшей группы, разве в эти игры не смогут играть дети старшего возраста?» Дело в том, что дети от 4 лет более развиты как в физическом плане, так и в умственном и им в такие игры играть будет неинтересно. Зато малыши с помощью них, наоборот, будут быстрее развиваться. Более подробно о том в какие подвижные игры должны играть дети младшей группы (3-4 года) вы можете узнать статье.

Итак, подвижные игры для младшей группы.

«Бегите ко мне»

Эта игра развивает в детях подвижность, умение двигаться в коллективе, быстро бегать и реагировать на сигнал.

Правила игры очень простые. Дети должны по сигналу «беги ко мне» бежать к ведущему, а по сигналу «беги домой» бежать к своим стульчикам и сесть ни них.

С самого начала игры ведущий детей делит на две или три группы. Пока одна группа отдыхает, вторая в это время играет. Все стульчики ставятся в ряд вдоль стены. На каждого ребенка по одному стульчику. Если дети играют в эту подвижную игру в первый раз, упростите им задачу – пусть они по сигналу садятся на любой стульчик. Чуть позже вы закрепите за каждым ребенком свой стульчик. Эта важная часть игры, так как развивает в ребенке внимательность и память. Ведь ему нужно быстренько найти свое место и сесть.

Играем. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель отходит на противоположную сторону комнаты и кричит «бегите ко мне». Дети вскакивают и бегут к воспитателю. А тот, в свою очередь распахивает широко руки и всех их обнимает. Потом дается сигнал «бегите домой». Дети бегом возвращаются на свои места и садятся. Так нужно повторить 3-4 раза, но не более 7 минут, и затем поменять группу детей.

«Где твой домик».

Игра на внимательность и на развитие физических способностей.

Здесь правила немного похожи на предыдущие из игры «беги ко мне». Точно так же вдоль стенки устанавливаются стульчики на которые садятся ребята. Ведущий отходит в сторону и говорит «Идите гулять». Дети встают со своих мест и ходят по всему помещению. Они могут просто ходить, бегать, прыгать или танцевать. Все зависит от вашего воображения. Главное, чтобы игра для детей получилась подвижная и веселая.

Затем воспитатель дает команду «дождь пошел» и для подтверждения своих слов стучит каким-нибудь предметом по поверхности стола. Дети, сразу же заслышав сигнал, бегут в свой «домик» к стульчикам и садятся на места. Играть в игру можно 5-6 раз за один день.

Чтобы разнообразить подвижную игру предложите детям натянуть навес, который будет имитировать крышу домика. Кстати, играть можно и на улице. Дети вдоволь нарезвятся и напрыгаются на свежем воздухе.

«Догонялки»

Эта игра наподобие догонялок. Только здесь догонять нужно ведущего и только после команды «Догони меня». Поделите детей на несколько групп.

Итак, дети опять садятся на стульчики. Ведущий говорит «Догоните меня» и бежит в другом направлении. Дети вскакивают со стульчиков и пытаются его догнать. Ведущий резко разворачивается и бежит назад. Затем группа детей меняется. Одни отдыхают, а другие – играют. Продолжительность игры для одной младшей группы детей не должна превышать более 5 минут.

Играя в предложенную подвижную игру, у детей развивается мышечная мускулатура, резкость и способность быстро ориентироваться в разных ситуациях.

«Машина и воробышки».

Для игры комната делится на две половинки при помощи разделительной линии. Линию можно нарисовать мелом или заставить флажками. Одна половинка называется полем для воробышков, другая – гараж для машины. Также, для каждого ребенка устраивается свое «гнездо». Это может быть стульчик, начерченный круг или, если дети играют на улице, возвышенность из камней. В самом начале игры дети сидят в «гнездах», затем по сигналу «Воробышки летают» выходят и бегают по комнате, не выходя при этом за свою очерченную границу.

А в это время на другой стороне комнаты в своей половинке стоит спокойно «машина», т. е. воспитатель. Как только «машина» переходит границу своего «гаража» и идет к воробьям, последние сразу же разбегаются и садятся каждый в свое «гнездо». Играть можно за один раз не более 5 минут. После чего дети обязательно отдыхают.

Для разнообразия и усложнения задачи вы можете придумывать и свои команды. Например, «воробышки» могут не просто бегать по своему полю, но и «клевать зернышки» (стучать по полу пальцами), танцевать или летать, расставив руки в сторону и махать ими, имитируя крылья птиц.

Чуть позже, когда дети привыкнут к этой игре, обозначьте «машиной» любого ребенка из младшей группы. Для большей убедительности, вручите маленькому игроку детский руль. И так, каждый раз меняйте детей.

Эта подвижная игра в младшей группе развивает умение прыгать, бегать и быстро реагировать на команды.

«Поезд чу-чу-чу».

Каждый игрок это отдельный вагончик. По команде (воспитатель гудит) «вагончики» устраиваются в линию. Воспитатель встает впереди вместо «паровоза» и начинает движение. Сначала «поезд» двигается медленно, постепенно набирает ход, переходя на бег. При этом дети друг за друга не держатся. Как только воспитатель говорит: «Поезд подъезжает к станции» — движение замедляется и в итоге совсем останавливается. Ведущий опять дает «гудок» и поезд продолжает свой путь.

После нескольких таких игр на место «паровоза» встает один из детей и подает команды.

Чтобы эта игра развивала в детях смекалку, память и реакцию, нужно для каждого ребенка установить свое отдельное место для вагончика и каждый раз как только «поезд» собирается все дети должны вставать на свои места.

Для усложнения задачи: на остановке «вагончики» могут разбегаться и собирать ягоды и грибочки или просто поплясать и попрыгать. Ведущий дает гудок и все заново собираются в «поезд» и продолжают свой путь.

«Мыши и кот».

Дети – «мышки», воспитатель – «кошка». У каждой «мышки» есть своя норка, т. е. стульчик. Дети садятся на свои места и ждут когда «кошка» заснет (воспитатель закрывает глаза). «Кошка» заснула и «мышки» выходят из своих норок. Начинают бегать, прыгать и танцевать. Как только «кошка» просыпается, выходит из своего угла, она начинает ловить «мышек». Задача детей – убежать от воспитателя и сесть на свое место. Конечно же, воспитатель только создает видимость ловли и никого не поймает! «Кошка» опять засыпает и «мышки» выходят на прогулку.

Для этой подвижной игры воспитателю лучше надеть кошачью маску или перчатку с мордочкой.

Играя, дети развивают ловкость, скорость и умение убегать.

«Бегите к флажку».

Здесь понадобятся флажки двух цветов – красного и синего.

Игроков делят на две группы. Каждой группе радаются свои флажки одной красные, другой – синие. У ведущего остается и красный и синий флажки, которые он держит руками, например, синий флажок в правой руке, а красный – в левой. Игроки устанавливаются в ряд у той руки, в которой флажок их цвета. Ведущий дает команду «Можно погулять». Дети разбредаются по помещению и начинают ходить, прыгать и плясать. Через некоторое время воспитатель говорит: «Раз, два, три, сюда скорей беги»! Дети собираются каждый у своего флажка. Затем опять идет команда «Можно погулять» и игроки расходятся. В это время воспитатель переходит из одного места в другое и опять дает команду собраться около него. Итак, 4-5 раз.

Чтобы усложнить игру, можно добавить новую команду «стоп». После нее игроки должны остановится и закрыть глаза. Ведущий перебегает на другую сторону и меняет в руках местами флажки. Потом следует сигнал собраться в группы. Дети открывают глаза и бегут каждый к своему флажку.

Данная подвижная игра в младшей группе развивает у детей навык различать цвета и скорость на внимание.

Следующие детские подвижные игры в доу направлены на прыжки и подлезание.

«По ровненькой дорожке».

Дети сидят на стульчиках или на скамейке. Воспитатель предлагает им встать со своих мест. Дети устанавливаются либо в ряд, либо произвольно. Воспитатель начинает читать слова:

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки раз, два, раз, два.
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам…
В яму – бух!
Вылезли из ямы.

Каждое слово сопровождается движениями игроков. Так, после предложения «По ровненькой дорожке» игроки начинают шагать на месте. «По камешкам, по камешкам» — прыгают на обоих ногах, постепенно проходя вперед. «В яму – бух!» — садятся на корточки. После слов «вылезли из ямы» — дети встают.

Воспитатель повторяет все заново несколько раз. Затем читает следующие слова:

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом –
Там мы живем.

После первых двух предложений дети опять шагают и в конце под слова « вот наш дом» дети разбегаются все по своим местам. Желательно, чтобы после такой подвижной игры игроки немного отдохнули и опять 2-3 раза поиграли.

«Мой веселый, звонкий мяч».

Игроки рассаживаются на свои стульчики. Воспитатель берет в руки большой мяч и начинает его отбивать от полу, при этом читая стихи:

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!

После прочтения воспитатель зовет к себе детей и предлагает им попрыгать точно так же как ее мяч. Он заново повторяет стихи и отбивает мяч. Тем временем дети тоже прыгают, пытаясь попасть в ритм мячика. Затем воспитатель убирает мяч и делает руками те же движения, что и с мячом. Дети все прыгают. Как только стихотворение закончилось, воспитатель говорит: «Догоню». Маленькие «мячи» разбегаются по своим местам.

Эту игру желательно начинать с маленькой группы детей и потом постепенно ее увеличивать!

Здесь дети развивают свою ритмичность, умение прыгать и бегать.

«Наседка и цыплята».

Ведущий – «наседка», дети – «цыплята». Для игры нужно натянуть канат или толстую веревку на высоте 60 см от пола, чтобы поделить помещение пополам. На одной стороне размещаются дети-цыплята и «наседка». «Наседка» подлезает под канатом на другую сторону и уходит в поисках «корма». Через некоторое время она произносит: «Ко-ко-ко». Это дан сигнал «цыплятам» идти за ней. Дети тоже пролазают под канатом и подходят к воспитателю. Они разбредаются по всей второй половине и гуляют. Затем «наседка» произносит:»Большая птица» и «цыплята» убегают к себе в «домик» (на свою половину). Игра закончена. Можно повторить все заново 3-4 раза.

Ну, а теперь небольшой сборник подвижных игр для младшей группы детского сада с меньшей активностью.

«Заинька».

В одном месте ведущий отмечает «домики» для «зайчиков», например, мелом рисует круги. Затем выбирает из детей одного главного «зайца». По сигналу «Зайцы в круг» дети становятся кружком, а посередине в самом центре импровизированного круга встает главный «зайчик». Дальше игроки вместе с ведущим читают следующие стихи, и каждое слово сопровождают подходящими движениями.

Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит, (дети начинают шевелить руками, прижимая их к голове, имитируя ушки.)
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (дети хлопают в ладоши)
Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок, скок, скок, скок, (прыгают сразу на обеих ногах)
Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал.
Зайка прыг…. и убежал. (Дети разбегаются по своим «домам».)

Благодаря этой детской подвижной игре у детей развивается стиль речи , они учатся говорить рифмами, а также учатся прыгать на двух ногах и упражняются в беге.

«Пузырь».

Дети устанавливаются в круг и берут друг друга за руки. Вместе с воспитателем они произносят небольшое стихотворение:

Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.

Во время произношения стиха дети медленно расширяют свой круг, отходя от центра. Как только закончится последняя строчка, воспитатель произносит «Пузырь лопнул» и дети сразу же как по команде опускают руки и садятся на корточки со словами «хлоп». Затем все повторяется заново. Итак, 3-4 раза.

Чтобы разнообразить эту подвижную игру можно заменить «Пузырь лопнул» на «Из пузыря выходит воздух». Тогда в этом варианте дети медленно садятся на корточки и шипят, как будто выпускают воздух. Или, можно заменить на «Пузыри улетели». Здесь игрокам придется отбежать от круга подальше и покружиться.

Данная игра развивает в детях ритмику и речь. Также, дети упражняются в приседании и беге.

«Угадай, кто кричит».

Строится импровизированная ширма, к примеру, на натянутую веревку вешают занавеску. В нескольких шагах от ширмы дети садятся в круг либо на стульчики, либо на палас. Одному из игроков предлагают зайти за ширму и прокричать звуком любого животного. Это может быть и кукареку петуха, и мычание коровы, и блеяние овцы. Другой игрок, на которого укажет ведущий, должен отгадать изображенного животного.

Эта игра развивает у детей внимательность, активность и знакомит со звуками разных животных.

«Найди флажок».

В комнате по разным местам устанавливают стульчики. Дети на них садятся и ждут команды. Воспитатель дает сигнал отвернуться. Игроки встают и поворачиваются лицом к стене. В это время ведущий прячет флажки в помещении по количеству равное детям. Ведущий разрешает игрокам повернуться и просит их найти спрятанные флажки. Дети начинают искать. Все кто нашел свой флажок идет и садится на свой стул. Когда все игроки найдут флажки, они выстраиваются в ряд вдоль стенки и идут при этом, маша своим флажком. Впереди идет самый быстрый, т. е. игрок, который нашел флажок первым. Дается сигнал «По местам» и дети садятся, ожидая очередной команды к началу игры. В такую игру можно играть не более 3 раз.

Здесь нужно заметить, что ведущий должен следить за детьми, чтобы они брали только по одному флажку, а не несколько.

С помощью этой игры у детей развивается наблюдательность, выдержка и терпение.

Ну вот и весь мой небольшой сборник подвижных игр для младшей группы детского сада. Думаю, он многим из вас пригодится. А если вам показалось, что предложенных игр мало, тогда посмотрите статью «». Там вы найдете большой сборник игр для детей. Только, к сожалению, они подходят для разных возрастов. Есть и для младших групп, есть для средних и старших. Смотрите сами, выбор очень большой. Тем более, если вы читали статью, на которую я выше давала ссылку, значит, скорей всего, вы уже научились подбирать подходящие игры для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Всего вам доброго!

А чтобы не пропустить выход новых сборников детских игр,

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

УГОЛОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Задачи: Обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи, познавательных и творческих способностей детей.

Дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; “Чудесный мешочек” с различными предметами.

УГОЛОК СПОРТА

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; Профилактика простудных заболеваний; Укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Доска гладкая и ребристая; - коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палка гимнастическая; мячи; корзина для метания мечей; обручи; скакалка; кегли; дуга; кубы; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом (150-200 гр.); ленты, флажки.

УГОЛОК ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Оборудование и материалы , которые должны быть в уголке: мольберт или пюпитр; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.; кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина; доски для лепки; большие клеёнки для покрытия столов; навесные валики с рулонами бумаги; школьные мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.

УГОЛОК КОНСТРУИРОВАНИЯ

Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Материалы для конструирования: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей (в течение года желательно использовать 2-3 новых); строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; ящички; бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания. Материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.); проволока в цветной оболочке; природные материалы; инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.

ТЕАТР

Задачи: Формирование навыков слушания; Развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации); театр-драматизации – готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; могут находиться книги (или рядом находится книжный уголок).

КНИЖНЫЙ УГОЛОК

Задачи:Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.

Оборудование и материалы , которые должны быть в уголке: Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр; Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; Альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” и т.д.

УГОЛОК ПРИРОДЫ

Задачи: экологическое воспитание и образование детей

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: В группе находится 2 -3 комнатных растения, те которые отобрал воспитатель желательно похожими на дерево, траву; неприхотливыми, цветущими одноцветными цветками (примула, бегония, герань); с широкими, плотными листьями (фикус); контрастными (традесканция).; Ведётся активное наблюдение за объектами живой природы в естественных условиях. Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды. др.

УГОЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Задачи: Формирование ролевых действий; Стимуляция сюжетно- ролевой игры; Формирование коммуникативных навыков в игре; Развитие подражательности и творческих способностей.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке:кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в “Дом”, “Магазин”, “Парикмахерскую”, “Больницу”, моряков, водителей и др.; куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.); одежда для ряжения.

УГОЛОК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков; Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий;Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; Обогащение активного словаря детей; Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке:

Материалы по сенсорике и математике

1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

2. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.

3. Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.

4. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на “липучках”.

5. Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

6. Блоки Дьенеша.

7. Палочки Кюизенера.

8. Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).

9. Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.).

10. Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).

11. Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).

Материалы по развитию речи и познавательной деятель-ности.

1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой груп-пе: домашние животные, дикие животные, животные с дете-нышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Наборы предметных картинок для последовательной груп-пировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3. Серии из 3-4 картинок для установления последователь-ности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тема-тикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).

7. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК

Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; Формирование исполнительских навыков.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ УГОЛОК

Задачи: Научить ребенка видеть, чувствовать и понимать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее в своей жизни.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства.

УГОЛОК ПО ПДД

Задачи: Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: “Светофорчик” (наклеить светофор); Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (можно сделать из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать); Средний транспорт; Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ

Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то приятное и полезное послушать, подействовать с какими-то предметами, игрушками, посотрудничать со взрослым или сверстником.

УГОЛОК НАХОДОК

Задачи: Учить детей находить в окружающем мире что-то необычное, интересное, уметь объяснить, чем интересен и необычен тот или иной предмет. Учить детей усовершенствовать, видоизменить предмет, знать его назначение. Помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и пр.), развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление, воображение, фантазию.

РАЗДЕВАЛКА И СТЕНДОВЫЙ МАТЕРИАЛ В РАЗДЕВАЛКЕ

Задачи: Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы; Формирование навыков общения, умения приветствовать друг друга, прощаться друг с другом; Привлечение к процессу воспитательной работы родителей, создание содружества педагогов и родителей.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), скамейки, “алгоритм” процесса одевания; Стенды для взрослых: постоянно обновляющаяся выставка работ детей; постоянно обновляющаяся фотовыставка; информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе, детском саду; рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и т.п.; Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома. Информационные стенды.

Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов

  1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
  3. Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";
  4. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
  5. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  6. Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
  7. Требования ФГТ к среде ДОУ (проект).

С переходом во вторую младшую группу программные требования к воспитанию у них навыков культуры поведения, планирование воспитательного процесса, естественно, усложняются. У детей на четвертом году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов (вместе со взрослыми накрывать столы, готовить различные материалы к играм и занятиям), бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Кроме того, воспитатель теперь больше внимания должен уделять формированию у детей навыков и выполнению ими правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

Возросшие требования программы опираются на новые возможности ребенка, на его способность совершать более сложные действия, обобщать, понимать и оценивать поведение сверстников, на большую привязанность к взрослым, которые справедливы и ласковы с ним. Планирую работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких качеств личности, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решить, как следует поступить в каждом конкретном случае, чтобы не причинять окружающим неприятностей.

Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер. Это время особенно доверительного общения воспитателя с детьми, разговора по душам. Непосредственное общение с воспитателем содействует укреплению привязанности, доверия к нему ребенка – важнейшего условия нравственного воспитания. На вечерние часы также могут быть запланированы инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек, например «Как непослушный котенок обжег себе лапку» или «Как у Наташи чуть не улетела птичка». Содержание таких сценок педагог черпает из наблюдений и дневниковых записей, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.

Нравятся детям игры с элементом соревнования, состязания, например: «Как звенят тарелки и ложки». Эта игра показывает, кто лучше всех умеет, выполняя нужные действия (например, собирая предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят, - ложки, тарелки), не нарушать тишину. Побеждает тот, кто произвел меньше шума. К игре привлекаются воспитанники старшей группы.

Уровень развития детей четвертого года жизни позволяет несколько усложнить программные требования к нравственно направленным играм-занятиям, играм-упражнениям, инсценировкам. Теперь они строится так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.

Принципом проведения игр становится более широкое, комплексное воздействие на сознание и нравственные чувства детей, а также предоставление им возможности упражняться в совершении нужных действий, поступков. Постепенно детям предоставляется все большая самостоятельность, минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений в культурном поведении.

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребенка, следует широко использовать упражнения игрового характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в которых используются кукольный театр, игрушки, юмористические картинки, слайды, отрывки из диафильмов, фланелеграф и т. п.

Наблюдения показывают, что не все дети соблюдают порядок в группе: зная, что игрушки надо убирать в «домики», все-таки их не убирают. Не всегда делают это некоторые дети, и после напоминания педагога. Если же педагог, используя игровой прием, говорит, например: «Ребята, машина не в гараже, она промокнет под дождем, давайте ее уберем», - и сам включается в игровой процесс, дети откликаются более охотно. Иными словами, взрослый, привлекая различные средства и используя разные формы, должен тонко и ненавязчиво, но настойчиво побуждать детей к действиям до тех пор, пока не привыкнут самостоятельно выполнять работу.

Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя – своеобразная и необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей. Например, на занятии «в гостях у Матрешки» было наглядно показано, как надо вежливо здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми необходимо не только приветливо с ними здороваться, но в случае необходимости напомнить, как здоровались с Матрешкой на занятии: «Поздоровайся с детьми так, как мы с Матрешкой здоровались», т. е. последовательно и настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.

Постепенно игровые упражнения и задания следует усложнять, демонстрировать действия в комплексе. Например, воспитатель показывает фотографию, на которой дети моют руки. Дети с интересом смотрят. Воспитатель спрашивает:

– Кого вы здесь видите?

Дети с радостью узнают своих товарищей:

– Костя, Таня, Игорь, Оля, – говорят они.

– Что делают Таня и Оля? – снова задает вопрос педагог.

– Моют руки, – с улыбкой отвечают малыши.

– Правильно. Тани и Оля моют руки. Все наши дети умеют мыть руки чисто и аккуратно. А сейчас мы будем учиться мыть лицо и руки вместе. К нам в гости пришла Ира. Она уже ходит в старшую группу и хорошо умеет умываться. Будем брать с нее пример.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как Ира, после того как вымыла лицо, вытирает его и руки полотенцем, прикладывая его к лицу. «Я тоже большой, я хочу показать, как умываться», – говорит Игорь. Он правильно повторяет весь процесс умывания. Воспитатель говорит, что теперь дети знают, как надо умываться и пользоваться полотенцем.

Из примера видно, что данное упражнение, с одной стороны, особенно увлекает детей, так как является продолжением известной игры, а с другой – служит переходом от игры к серьезным, сознательным действиям. Такое упражнение позволяет обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе процесс умывания. У них возникает активный интерес, они называют части лица, которые следует мыть, повторно упражняются в складывании рук «лодочкой» и т. п.

Описанная выше игра-упражнение «Каждой вещи – свое место», как уже говорилось, воспитывает аккуратность, навыки поддерживать порядок. После проведения игр, занятий, упражнений на тему «Поддерживание порядка» дети острее замечают беспорядок. Например:

Оля играла перед обедом с игрушечной собачкой. Воспитатель попросил ее помочь сервировать стол к обеду. Оля, вымыв руки, принялась за дело, оставив собачку на полу. Многие дети заметили это, а воспитатель сказал:

– Ребята, собачка не найдет своего домика-конуры, помогите ей.

Оля тут же спохватилась.

– Ой, не убрала собачку, надо посадить ее в конуру.

А дети сказали:

– Теперь тебе надо еще раз вымыть руки.

Дети начинают замечать уроненную куклу, не убранную на место игрушку. Воспитатель, со своей стороны, следит за этим: «Дети, наша кукла Зоя упала, помогите ей подняться и сесть на стул». Или: «Какой-то шофер забыл отвезти машину в гараж. Отвезите ее, пожалуйста, чтобы она под дождь не попала». Такая форма напоминания привлечет активное внимание многих детей, а тот, кто «виноват», охотно исправит ошибку. Но иногда на прямой вопрос: «Кто не убрал игрушки?» – дети отвечают: «Это не я играл», – и игрушки остаются неубранными.

Научив детей определенным действиям и вызвав к ним положительное отношение, воспитатель вносит в игровые уголки все новые атрибуты, позволяющие развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками культурного поведения. Например, в игре-упражнении «Кукла Таня простудилась» детям были показаны способы правильного пользования носовым платком. Затем воспитатель вложил чистые красивые платочки всем куклам в карман. Дети с удовольствием и интересом играют с «больными» куклами и в результате через две-три недели в большинстве своем овладевают навыками правильного пользования носовым платком. После проведения игр-упражнений типа «Мы умываемся» в игровой уголок вносятся полотенца и вешалка для кукол; по окончании игры-упражнения «Мы причесываемся» в уголке появляются расчески для кукол, сделанные из пластика, картона, зеркало из фольги и т. д.

Мы моем свои расчески

Программное содержание. Воспитывать у детей навыки пользования своей расческой и ухода за ней. Учить чистить щеткой расческой и промывать ее.

Подготовка к игре. Накрыть столы клеенкой, поставить тазики с водой для каждого ребенка, мыло в мыльницах, индивидуальные салфетки для протирания расчесок, приготовить белый накрахмаленный халат для мишки.

Ход игры. Дети садятся на стулья, расставленные полукругом. Обращаясь к ним, воспитатель говорит:

– Ребята, не знаете ли вы, где наш Мишутка? Он всегда сидел с другими куклами, а теперь ушел куда-то.

Воспитатель дает детям возможность посмотреть, поискать его. Сам выходит за дверь и быстро возвращается с Мишуткой, одетым в белый халат. В ведерке у него щеточки для чистки расчесок.

– Заходи; Мишутка, мы тебе рады, – говорит воспитатель.

Мишутка здоровается, дети отвечают, разглядывая его. Затем Мишутка обращается к детям:

– Я был в умывальной комнате, посмотрел на ваши расчески. У многих они грязные, вот и пришел сказать, что их нужно мыть.

– Вот видите, дети, причесывать волосы вы умеете, а мыть расчески – нет. Покажи нам, пожалуйста, Мишутка, как это надо делать.

– С удовольствием! Но для этого нужно, чтобы каждый принес свою расческу.

Воспитатель предлагает детям пойти в умывальную комнату, каждому взять свою расческу с полочки, проверяет, свои ли расчески принесли. Дети подходят к столам, составленным в длину, на которых стоят тазики, и останавливаются возле них. Воспитатель с «помощью» Мишутки показывает, как надо мыть расческу, как вытирать ее бумажной салфеткой. Все дети принимаются мать расчески: моют намыленной щеткой между зубьями, полощут и вытирают. Мишутка проверяет, хорошо ли вымыто, помогает тем, кто затрудняется. Затем все кладут свои расчески и щеточки на полки. Благодарят Мишутку за помощь. Мишутка прощается и уходит.

Во второй младшей группе педагог продолжает воспитывать у детей чувство любви, привязанности к близким. На четвертом году жизни уже можно поставить более сложную, чем год назад, воспитательную задачу. Теперь он стремится помочь ребенку осмыслить свое отношение к маме, папе, бабушке, научить его более действенному проявлению любви к ним. Для решения этой задачи, столь важной в общей системе нравственного воспитания в детском саду, можно использовать следующие нравственно направленные занятия.

Наши мамы

Программное содержание. Воспитывать действительное чувство любви к самому близкому и дорогому человеку – маме, привязанность к семье, способность замечать некоторые трудовые действия: мама шьет, стирает, гладит, готовит обед и т. д.

Подготовка к занятию. Подобрать репродукции картин, рисунки с изображением мамы (с детьми или в других ситуациях).

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из рассказа:

На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою мать. Народ спрашивает у нее:

– Какая твоя мама?

А девочка сквозь слезы говорит:

– А разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!

Воспитатель, прочитав эту часть рассказа, просит своих детей сказать, так ли они думают о своей маме, что еще могут сообщить о своих мамах.

Дети отвечают:

– Она веселая, добрая, она все может делать; мама заботится о нас – купает, кормит.

Воспитатель показывает слайды, рисунки на эту тему: мама хлопочет по дому; мама, папа и мальчик на прогулке; девочка держит клубок ниток маме (бабушке), когда та вяжет, и т. д. – и просит рассказать, что изображено на картинке. Дети рассказывают.

– Дети, порадуйте ваших мам: вечером, когда будете ложиться спать, подойдите каждый к своей маме, поцелуйте ее и скажите: «Спокойной ночи, мамочка!» Ей будет очень приятно. А что надо сказать утром? Правильно: «доброе утро, мамочка!»

Воспитатель показывает репродукцию картины Н. Жукова «С добрым утром», дает возможность рассмотреть ее, выразить отношение к ней. После этого спрашивает:

– Как еще можно доставить маме радость?

Воспитатель определяет постоянное поручение для некоторых детей в семье.

Наши хорошие поступки

Программное содержание. Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, способность замечать красивые поступки окружающих, усвоению правил культурного общения со сверстниками: спокойно играть, не мешая другим, проявлять общительность, делиться игрушками, помочь товарищу принести игрушки, застегнуть пуговицы, проявлять сочувствие к другим детям, родителями, близким.

Подготовка к занятию. Проанализировать записи, сделанные на основе постоянных наблюдений. Подготовить куклу Таню, картинки с изображением ситуаций общения, хороших поступков детей.

Ход занятия. Кукла Таня приходит в гости к детям, ее приветливо встречают, предлагают сесть. После этого воспитатель говорит:

– Кукла Таня знает, как мы умеем умываться, аккуратно и красиво есть. А сегодня она хочет узнать, умеете ли вы красиво поступать. Что же мы расскажем Тане?

Дети могут в этой ситуации не сразу найти ответы, промолчать. Воспитатель продолжает:

– У нас есть, о чем рассказать тебе, Таня. Вот, например, сегодня утром Андрюша увидел, что к нам в группу пришла Галина Петровна, заведующая, посмотреть, как мы тут живем. Андрюша сразу же принес стул и сказал: «Садитесь, пожалуйста». Она поблагодарила Андрюшу. Мы с ней очень обрадовались, что он такой внимательный, вежливый.

Кукле понравилось, что ребята такие воспитанные, она попросила научить и ее так поступать, а также показать, что нужно сделать, если кто-нибудь пришел в гости:

– Сказать: «Здравствуйте!» - говорит Андрюша.

– Стул принести и сказать: «Садитесь, пожалуйста», – продолжает другой ребенок.

– Ребята, а как нужно поступить, если нужно пройти, а на пути стоит кто-нибудь из вас, как бывает в раздевальной комнате (Дети отвечают). Правильно, нужно сказать: «Пропусти, пожалуйста». А сейчас вместе подумаем, какие хорошие, красивые поступки можно совершать, чтобы всем окружающим детям и взрослым приносить радость.

Далее через проекционный аппарат педагог демонстрирует сюжеты: «Мальчик чистит щеткой пальто сверстника после прогулки», «помогает завязать шарф», «Весело и дружно играет с ребятами», «Не шумит, играет в спокойные игры, когда папа и мама заняты делом», «Мама шьет на швейной машине, девочка помогает ей – поддерживает материю».

Кукла Таня простудилась

Программное содержание. Формировать навык пользования носовым платком. Приучать детей при чихании и кашле рот прикрывать носовым платком, если кто-нибудь находится рядом, отвернуться.

Подготовка к занятию. Перед занятием воспитатель в процессе одевания и раздевания особенно настойчиво подчеркивает, что надевать верхнюю одежду надо аккуратно: застегивать кофточку, пальто завязывать ленты шапочки и др.

Ход занятия. В группу вносят куклу Таню – в хорошо отглаженном платье, с чистым, красивым носовым платком в кармане. Дети встречают ее восклицаниями, улыбкой, некоторые даже встают, трогают ее рукой: «Платье красивое… Платочек красивый». Смотрят, есть ли носовой платок у них в кармане. Таня чихнула, и воспитатель показывает и поясняет правила пользования носовым платком, как складывать его после употребления, убирать в карман. Все дети достают из кармана платочки, затем начинают «покашливать», прикрывая нос и рот платком, отворачиваясь друг от друга.

В ходе наглядного игрового показа детям становится понятнее требование, что нос всегда должен быть чистым, они усваивают способы действия носовым платком. Дальнейшие наблюдения за поведением детей показывают, что они точно воспроизводят последовательность действий, пользуясь носовым платком, аккуратно хранят его и, главное, большая часть детей перестает быть безразличной к неопрятному носу.

Кукла Таня собирается в гости

Программное содержание. Воспитывать элементы организованности и аккуратности, умение не заставлять себя ждать, не опаздывать в детский сад, приходить чистым, аккуратным, приводить в порядок костюм перед зеркалом.

Подготовка к занятию. Постоянно в соответствии с программными задачами совершенствовать навыки одевания (после сна, при сборе на улицу). Показать, как правильно расположить одежду в шкафу раздевальной комнаты. Поощрять аккуратность, воспитывать ответственность за порядок своей секции шкафа. Показать место для сушки носков, варежек.

«Комнату» куклы Тани перенести на демонстрационный стол. Проверить состояние комплекта одежды для нее. Оформить красочное приглашение в гости. Подготовить магнитофон или проигрыватель.

Проводить занятие во второй половине дня.

Ход занятия. Воспитатель привлекает внимание детей к «комнате» куклы Тани. Дети рассматривают уголок. Кукла Таня поет песенку, играет с мячом. Воспитатель предлагает взять стулья и расположиться поудобнее. Таня продолжает играть и петь, а затем подбегает к столику, берет конверт, вынимает красивую открытку, читает приглашение и… начинает торопиться. Она то и дело смотрит на часы, бегает по комнате, наклоняется, наконец нашла колготки, небрежно надела их.

Воспитатель. Что случилось, дети? Почему Танечка грустная? Давайте спросим у нее.

Дети. Танечка, что случилось?

Танечка. (Сквозь слезы). Вот приглашение!

Дети (по желанию) подходят к столу, начинают одевать Таню. Воспитатель спрашивает у ребят, что надевать дальше, напоминает приемы и последовательность действий, сохраняя непринужденность. Таким образом, несколько детей принимает участие в одевании куклы. Можно вспомнить четверостишия о Маше-растеряше, человеке рассеянном и др. Одев и причесав Таню, дети предлагают ей посмотреть в зеркало – понравится ли?

– Спасибо, ребята, теперь я, пожалуй, успею в гости к Кате. Разрешите мне прийти к вам завтра еще раз, поучиться, как нужно быстро одеваться, – говорит Таня.

– Конечно, Таня, приходи, мы будем ждать тебя! До свидания! – дружно прощаются дети с куклой.

Как только кукла Таня ушла, воспитатель обратился к детям с вопросом:

– Дети, как вы думаете, почему кукла волновалась?

Некоторые ребята ответили правильно. Но многие не смогли указать причину. Тогда воспитатель поясняет:

– Она забыла о приглашении и вовремя не подготовилась. Да еще вещи ее были разбросаны в беспорядке. В результате она чуть было не опоздала в гости к Кате. И, конечно, Кате было бы очень обидно, что подруга опоздала на ее день рождения. Хорошо, что ребята помогли Тане быстро одеться. Это будет Тане уроком. Правильно, дети? Помните и вы об этом.