Развлечение «Здравствуй Весна!» для детей подготовительной группы детского сада. Сценарий

Конспект весеннего досуга для детей старшей, подготовительной групп «Пташка моя поднебесная»

Программное содержание:

Показать эмоциональную взаимосвязь музыки и слова, развивать представление детей о специфике жанра (танец, марш, песня), закреплять знания о танце (вальс, краковяк, современные танцы).

Материалы и оборудование:

Скворечник, дупло, гнездо грача, ласточкино гнездо, ободки-шапочки птиц.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Г. Сладкова «Воробьишкина весна», беседа о птицах, прилетающих из тёплых краёв и зимующих здесь.
Оформление зала под весенний лес. Солнце, у центральной стены берёза, на боковых стенах берёзы со скворечниками. На стенах изображения летящих птиц: ласточек, скворцов.

Ход досуга:

Дети входят в зал под фонограмму «Пение птиц» и садятся на стульчики.

Ведущий:

Утро синеет лучистое
В пышном уборе своём
Солнце встаёт золотистое
Там, за зелёным холмом.
Небо безбрежное, ясное
Светится там высоко,
Но и во время ненастное,
В сердце светло и легко!
Ты, моё солнышко жаркое,
Ты, мой серебряный луч,
Утро весеннее, яркое
Ясное солнце без туч.
«Мальчик мой, крошка прелестная,
О, как люблю я тебя!
Пташка моя поднебесная,
Радость, утеха моя».
(Из повести «Дом шалунов Л.Чарской, 1908 г.)

Ведущий:

Лидия Чарская - поэт, написала стихотворение о своем сыне, назвала его птичкой, пташкой небесной. А ваши мамы как вас называют? (Ответы детей).

Ведущий:

Пахнет талым снегом и для всех, кто любит весну, кто её ждал, она уже наступила.

1-й ребенок:

Как на крыше на покатой
Воробей сидит лохматый -
Прокопчёный,
Продымлёный,
Но... весною
Окрылённый!

2-й ребёнок:

Воробушек-воробей
Ты не бойся, не робей
Прыгни с веточки скорей!
Я воробушка люблю
Дам я зёрен воробью.
Приласкаю, угощу
И на волю отпущу!

Дети поют песню «Воробей», муз. Герчик.

Ведущий:

Много птиц в наших краях. Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).

Дети инсценируют стихотворение «Пугливый скворчёнок» Г. Лагздынь:

Скажи мне, мамочка-скворчиха, -
Пищал птенец в скворечне тихо, -
Кто это к нам глядит в оконце?
- Не бойся, скворушка, то солнце.

Ведущий:

Отгадайте загадки:
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)

Дети исполняют песню «Дятел», муз. Н. Леви.

Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу «ку-ку».
(Кукушка)

Дети инсценируют песню «Артистка» Дм. Кабалевского.

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей).

Ведущий предлагает игру «Воробушек, чирикни!» (узнай по голосу)

Игра «Воробушек, чирикни!»

Ребёнок садится на стульчик. Сзади к нему подходит ребёнок в шапочке воробья. Сидящий на стуле говорит: «Воробушек, чирикни!» Воробушек отвечает: «Чирик-чирик!» Сидящий на стуле называет имя ребёнка-«воробушка».

Ведущий предлагает исполнить на металлофонах русскую народную попевку «Андрей-воробей» и поиграть в игру «Чей кружок скорее соберётся?». (См. Сборник «Музыка и движение» для детей старшей группы).

Досуг заканчивается прослушиванием песни «Сорока-Сорока» в исполнении Анны Широченко.

Сценарий досугового мероприятия с детьми подготовительной группы «Птицы прилетели - весну принесли»

Описание работы: Данная публикация будет полезна воспитателям, учителям.
Цель: формирование представлений о птицах.
Задачи:
1. Расширять представления детей о перелетных птицах, продолжать учить детей работать с бумагой в технике оригами, совершенствовать умение детей работать со схемой при выполнении поделок;
2. Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов, развивать устойчивый интерес детей к искусству оригами;
3. Воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым.

Звучит музыка, выходит Весна (№1. «Утро в горах» Э. Григ)
Весна:
Если снег повсюду тает
Зеленеет всё вокруг,
В небе солнышко сияет,
Птицы весело поют!
Если солнце ярче светит,
Если всем нам не до сна


Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Звучит музыка, появляется Лесовичок


Лесовичок (грустно):
Только больше птиц не слышно:
Не чирикнет воробей,
Дятел стуканьем своим
Не разбудит всех зверей.
Разлетелись кто куда,
Осталась только тишина!
Весна:
Здравствуй, друг Лесовичок!
Почему мы все в тиши?
Что случилось, друг мой добрый?
Поскорее расскажи!
Лесовичок:
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц.
Он целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.
И птицы загрустили, не стали щебетать.
И все они решили сюда не прилетать.
В лесу уже не слышен веселый перезвон,
Синицы, сойки, дятлы – все разлетелись вон.
Бруснички, сыроежки никто здесь не найдет.
На кухне у старушек не сварится компот.
Все сохнет, увядает, страдает бедный лес,
Страдает, понимая, что он почти исчез…
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц…

Звучит хулиганская музыка, выбегает мальчишка


Мальчишка с рогаткой:
Ага! Раз - синица, два – скворец!
Ё! какой я молодец!
Меткий глаз, рука как сталь!
До гнезда я смог достать!
Весна:
Что ты делаешь, проказник!
Как ты смеешь в птиц стрелять?
Мальчишка:
Ну, а что же здесь такого?
Меньше будут тут летать!
Лесовичок :
Да ты что! Так разве можно!
Как же будет лес тогда?
Весна:
Пользу ведь они приносят.
Нам без птиц никак нельзя!
- Ребята, а вы знаете, какую пользу приносят птицы?
Если не будет птиц, случится настоящая беда: умолкнут степи, леса и поля, расплодятся вредные насекомые и грызуны: ведь все знают, что, например, ласточки едят комаров. А есть птицы, которые поедают мошек и мух. Если бы не было птиц, то мух развелось бы столько, что они бы уничтожили все.
А птицу – дятла – все называют лесным доктором: он острым клювом в коре деревьев добывает вредных жучков. Многие птицы питаются семенами растений, трав, цветов, они помогают разносить семена лесных ягод. Повсюду рассеивают семена орехов, желудей. Можно сказать – помогают украсить опушки и полянки разными травами и цветами.
Птицы – верные помощники наших лесов, садов, полей и огородов!
Лесовичок:
Ребята, а вы знаете стихи о птицах?
1. Мимо сизых голубей
Пролетает воробей.
Воробей такая крошка!
На меня похож немножко.
Шустрый маленький птенец,
Непоседа и боец.
И звенит задорный крик:
- Чик-чирик и чик-чирик

2. Дятлу есть в лесу работа:
Заглушая птичий свист,
Он выстукивает что-то,
Как лихой телеграфист.
Ставит точки и тире
На березовой коре.

3. Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки - на плетень,
Тири - тири, тень-тень-тень=

4. Милый скворушка-скворец,
Прилетай же, наконец!
Для тебя я дом построил -
Не скворечник, а дворец!
Весна:
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья.
Лесовичок :
А как же помочь нашему лесу? Вернуть птиц и веселье?
Весна :
Не забывайте, что я – волшебница. Мы можем смастерить птиц, а я их оживлю, и они споют для нас красивую песню.
Мальчишка:
А из чего можно мастерить?
Ответы детей: слепить из пластилина, из соленого теста, нарисовать, вырезать из бумаги, сделать аппликацию.
Весна:
Предлагаю смастерить птиц из бумаги. Для этого приглашаю в лесную мастерскую.
Пальчиковая гимнастика «Птицы прилетают».
С наступлением весны,
Птицы прилетают.
Пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы. -Пальцы рук сжимаем в кулаки и разжимаем.
А грачи у лужицы-Ладони соединяем вместе чашечкой.
Шумной стайкой кружатся. -Круговые движения кулачками рук.
Журавли летят торопятся,-Пальцы обеих рук расставляем,большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.
А малиновка и дрозд,
Занялись устройством гнезд. -Пальцы рук соединяем в замок, ладони открыты.
Снегирь и воробей:
Согните квадрат двухцветной бумаги так, чтобы чёрный цвет оказался снаружи. Перегните получившийся треугольник пополам
2. Согните верхний угол вниз, захватывая один слой бумаги
3. Согните поделку пополам. Поверните работу
4. На маленьком треугольнике вогните треугольник так, чтобы он был виден
5. С двух сторон поднимите углы – крылья
6. Сделайте надрез. Оберите части, расположенные ниже надреза, внутрь фигурки
7. Проверьте результат
Лесовичок:
Посмотри, Весна, что у ребят получилось! Какие замечательные синицы, воробышки!
Весна:
Теперь мы должны поселить наших птиц на деревьях, они оживут и порадуютнас своим пением!

Дети расселяют птиц по деревьям, начинает звучать птичье пение, звучит песня «День добрый» из мультфильма "Про кота Васю и охотничью катавасию"

Задачи: продолжать знакомить детей с природными явлениями, временами года; совершенствовать навыки ходьбы и бега, упражнять в прыжках; доставить детям чувство радости.

Оборудование : две наклонные доски; три бруска (высота - 5 см); макеты льдин, выполненные из бумаги; аудиозапись музыки.

Ход досуга

Дети входят в зал под музыку и выстраиваются в шеренгу.

Инструктор . Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Дети. Весна.

Инструктор . Правильно, весна. А что происходит весной в природе?

Дети. Тает снег, прилетают птицы, начинает пригревать солнышко, становится тепло.

Инструктор . Вот сегодня мы отправимся на встречу с Весной в лес. Поиграем в животных и птиц, узнаем, чем они занимаются в весеннем лесу.

Звучит аудиозапись музыки. Дети выполняют движения:

К нам весна шагает быстрыми шагами Ходьба друг за другом быстрым шагом.

И сугробы тают под ее ногами. Ходьба с высоким подниманием колен.

Потекли по лесу ручейки. Бег «змейкой».

Видно, очень теплые ноги у весны.

Инструктор.

1. «Разбудили ручейки медведя. Вылез он из берлоги и стал бродить по весеннему лесу».

Ходьба на внешней стороне стопы.

2. «Чтобы не намочить ноги, мы через ручейки пройдем по мостику».

Ходьба по доскам, положенным на пол.

3 . «Стали прилетать в лес перелетные птицы. Первыми прилетели грачи, за ними скворцы».

Бег врассыпную.

4. «Выбрали птицы себе деревья, где гнёзда вить будут, сели на веточки. Перышки чистят с дороги».

Повороты головы вниз-вправо-влево.

5. «Крылышки свои расправляют».

Поднять правую, затем левую руку вверх, посмотреть на неё.

6. «Оглядываются, нет ли опасности».

Повороты туловища вправо-влево.

7. «Веточки, травинки сухие стали подбирать, гнёзда делать».

Приседания.

8. «Хорошо потрудились и стали весело по веточкам прыгать».

Прыжки боком.

9. «Пусть птицы отдыхают и веселятся, а мы отправимся дальше в лес, посмотрим, как зайцы Весну встречают».

Ходьба друг за другом.

10. «Рады зайцы Весне. Тепло стало, молодая травка на проталинах появилась - сочная, вкусная. Весело зайцы по лесным тропинкам прыгают».

Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.

11 . «Через пенёчки перепрыгивают».

Прыжки последовательно через три бруска (высота - 5 см).

12 . «Захотелось зайчишкам наведаться в соседний лес, который рос на другом берегу реки.

Стали они по «льдинкам» прыгать. Хорошо отталкиваются, чтобы в воду не попасть».

Прыжки по «льдинам» («льдины» - на расстоянии 50 см друг от друга).

13 . «Вот мы и побывали в весеннем лесу. Увидели, что все его обитатели очень рады весне.

А теперь нам пора домой возвращаться. Давайте перед дорогой отдохнём на полянке».

Дети рассаживаются на ковре.

Инструктор . Скажите, а на что были похожи льдины, по которым прыгали зайчики?

Дети. Они были похожи на облака, на тарелку, на стол и т. д.

Инструктор. Ребята, а как вы думаете, можно ли прыгать по настоящим льдинам?

Дети. Нет, нельзя.

Инструктор. Правильно, это очень опасно. Даже взрослым опасно весной ходить по льду реки или озера. Может лёд треснуть и человек провалится в ледяную воду и утонет.

Вы очень хорошо сегодня занимались и, я надеюсь, запомнили всё, о чём мы сегодня говорили.

Дети выходят из зала под аудиозапись пения птиц.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 «Ладушки»

Воспитатель: Попова Е.Ю.
Программные задачи:
I часть

Приобщать детей к истокам народной культуры;
расширять и углублять знания о традициях русского народного календаря с весенним циклом праздников;
закреплять знания детей о народных играх;
формировать желание использовать в речи фольклор;
продолжать формировать уважение к традициям русского народа;

Воспитывать устойчивый интерес детей к устному народному творчеству, как к русскому национальному богатству;
воспитывать патриотов.

Закреплять умение делать птиц по принципу оригами;
совершенствовать навыки работы с бумагой;
воспитывать аккуратность в процессе деятельности.
Предварительная работа:

Беседы о праздниках и традициях русского народа;
чтение художественных произведений;
заучивание пословиц, поговорок, народных примет, закличек;
рассматривание иллюстраций;
разучивание хороводов, подвижных игр;
прослушивание музыкальных произведений о природе;
занятия по конструированию из бумаги;
проведение праздников и досугов.

Словарная работа:
Протальник, водотек, водолей, травень, березень, солнечник, розоцвет, Благовещение, Пасха, Вербное воскресение, Сретение, закликать, традиции.

Оборудование:
Видеопрезентация с иллюстрациями весны, птиц, музыкальный центр, аудиозаписи, цветная бумага, ножницы, фломастер.

Ход занятия:
1 часть занятия.
Звучит музыка.
Дети рассаживаются на стульчики.
Слайд 2.
Воспитатель: «Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет»
Воспитатель: - Кто догадался? О чем эта загадка? (о весне)
Воспитатель: - Весна... Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей. Символ тепла, пробуждения природы, надежд на будущий урожай и
хорошую погоду.
Народ на Руси почитал традиции и подмечал все изменения в природе. И до сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами.
Постановка цели занятия: - Вот сегодня мы с вами поговорим о весенних народных праздниках и обычаях, вспомним произведения русского народного фольклора.
Воспитатель: - Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)
Воспитатель: - «Март, март пришел
Белый снег сошел.
А за ним апрель,
Отворил окно и дверь.
А за ним пришел и май
Солнце в терем приглашай!»
Воспитатель: Матушка весна, всем красна!
Слайд 3.
Воспитатель: - Назовите первый месяц весны? (Март)

Слайд 4.
Воспитатель: - Какие названия имел месяц март в народном календаре?
Дети: Протальник, водотек, капельник, весновей, огородник, утро года.
Воспитатель: - Бывало и так, что март наступил, а погода не всегда радовала людей, часто зима не хотела уходить. Вот и приходилось людям весну в гости зазывать. Давайте и мы вспомним заклички весны.
Дети: « Ой, весна моя
Ты, весняночка!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!»
***
Весна, весна красна,
Тепло солнышко,
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом богатым!

Воспитатель: - Весну на Руси встречали трижды, когда?
Дети: 15 февраля - на Сретение (зима с летом встречается);
22 марта - в день весеннего равноденствия (день с ночью равняется);
7 апреля - в Благовещенье.
Воспитатель: - Не смотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя о весне загадки о весне, стихи, пословицы. А также прилежно записывал весенние приметы.
Воспитатель: - Назовите какие вы знаете приметы марта?
Слайд 5.
Дети:
увидал грача- весну встречай;
сухой март- плодородие, дождливый - неурожай;
сухой март, а май мокрый, делают хлеб добрый.
Воспитатель: - Молодцы! Назовите второй весенний месяц (Апрель).
Воспитатель: - Какие названия имел апрель в народном календаре?
Слайд 6.

Дети: - Водогон, водолей, цветень, березень, парильник, солнечник.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему его так называли? (Ответы детей).
Воспитатель: - Хорошо, правильно. Какой праздник отмечал народ в апреле?
Дети: - Благовещение- третья встреча весны.
Воспитатель: - Что интересного вы знаете об этом празднике?
Слайд 7.
Дети:
- На Благовещенье весна зиму победила.
- Птиц, находящихся в неволе, на Благовещенье выпускали. Слайд 6.
Слайд 8.
- Существовал обычай выпекать на Благовещенье «жаворонков», домашнее печенье в виде птиц с расправленными крыльями, словно летящих. Пекли их для всех членов семьи, в них запекали орехи и изюм.
- Люди примечали:
гроза на Благовещенье - к урожаю грибов;
как Благовещенье проведешь - так и весь год будет.
- Люди пели заклички, закликали птиц.
Слайд 9.
Воспитатель: - Можете ли вы сейчас закликать птиц?
Дети: «Жаворонки прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела:
Весь хлеб у нас проела!»
***
Жаворонки, перепелушки,
Птички, ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!
Воспитатель: - Какие еще отмечали люди праздники в апреле?
Дети: - Вербное воскресенье отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой.
Слайд 10.
Воспитатель: - Какие вы знаете приметы, связанные с вербой?
Дети:
без вербы - не весна;
верба распутицу ведет, гонит с реки лед;
если верба хорошо цветет - будет удачная пашня.
Воспитатель: - Дети, о каком еще народном весеннем празднике, который будем отмечать в воскресенье, мы не поговорили? (О Пасхе.)
Воспитатель: - Пасха - великий праздник православного календаря, торжественный и радостный. Расскажите, что вы знаете о нем!
Слайд 11.
Дети:
- Обязательной принадлежностью пасхального стола были крашенные яйца и кулич.
- Яйцо - это символ зарождения новой жизни.
- По старой традиции люди на праздник обменивались крашенными яйцами в знак любви и единства. Их дарили знакомым и соседям, поздравляя с праздником.
Слайд12.
- Развлечение деревенской молодежи были игры с яйцами на Пасхальной неделе. Играющие спускали яйца с бугорков или специальных деревянных лоточков.
- Была игра «битки». Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему своим. Выигрывал тот, чье яйцо осталось целым.
Воспитатель: - Молодцы, дети! Как много вы знаете о народных праздниках!
Назовите последний месяц весны? (Май) Как в старину называли май?
Слайд 13.
Дети: - Травень, розоцвет, цветень.
Воспитатель: - Что говорил народ про месяц май?
Дети:
май леса наряжает, лето в гости ожидает;
май холодный - год хлебородный;
много майских жуков - к засухе;
запел соловей - весна пошла на убыль, а лето - на прибыль.
Воспитатель: - Хорошо, дети. Вы правильно вспомнили приметы весны, назвали народные весенние праздники. А сейчас я хочу, чтобы вы поиграли в русскую народную игру «Заря, заряница».

Слайд 14.
Физминутка:
Проводится п/и «Заря, заряница» (2 раза)

2 часть занятия.
Слайд 15.
Дети садятся за столы:
Воспитатель: - Мы с вами поговорили о том, как люди встречали весну, как закликали весну, птиц, вы сказали, что в семьях пекли печенье «жаворонки».
Мы сегодня с вами таких птиц сделаем из бумаги. Вы умеете делать поделки способом оригами.
Я предлагаю каждому сделать свою птичку.
Не спешите, подумайте, какую птицу вы хотите делать, выберете для этого такую по цвету бумагу, которая вам будет нужна.
Вспомните, с чего вы начнете работу, в каких направлениях будете складывать бумагу, постарайтесь работать аккуратно.

Самостоятельная работа детей. Помощь воспитателя.
Слайд 16.
Воспитатель: - Молодцы, дети! Посмотрите, какие замечательные птицы у нас получились. Ты какую птицу сделал? А ты? Назови свою птицу? (Дети называют свою птицу). Птицы у всех получились разные.
Воспитатель: - А теперь давайте своих птиц «выпустим на волю» - подарим нашим гостям, с наилучшими пожеланиями весны и тепла. (Дети дарят птиц гостям).
Воспитатель: - Наше занятие законченно.
Слайд 17.

Медведева

Маргарита Михайловна

Музыкальный руководитель

АУ ДО "Детский сад Солнышко

Уватского муниципального района"

Цель: Познакомить детей с музыкально-литературным материалом по теме «Весна».

Задачи:

  1. Обогатить детей музыкальными и литературными впечатлениями. Закрепить элементарные музыкальные понятия и ранее разученный материал.
  2. Развивать способность к импровизации, чувство ритма, умение играть в оркестре. Продолжить работу над пластичностью, творческим воображением, умением ориентироваться в пространстве.
  3. Воспитывать в детях чувство красоты к природе, поэтическому слову, музыке; способность откликаться на прекрасное и доброе.

Оборудование: Музыкальный центр, мультимедийный экран, ноутбук, бамбуковые палочки, музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны, треугольники, корзина с самодельными подснежниками, камушки, весенняя лужица.

Предварительная работа: Просмотр и обсуждение сказки «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака, знакомство с музыкой Э.Грига, П.И.Чайковского, беседа об оркестре, просмотр картин о весне, чтение весенних стихов.

Практическая значимость работы: Возможность использовать в своей работе как музыкальным руководителям, так и воспитателям в качестве итогового занятия в III квартале учебного года по теме «Весна».

Действующие лица: Весна (музыкальный руководитель), падчерица (взрослый), воспитатель.

Дети заходят в зал под музыку П. И. Чайковского «Подснежник».

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Ожила вокруг природа, пробудилась ото сна,

К нам спустилась с небосвода вместе с солнышком …

Дети: Весна!

Входит Весна.

Весна: Здравствуйте ребята! Я Весна-Красна, к вам в гости пожаловала, пришла посмотреть, как ждёте меня, как привечаете. Ну, что ж давайте знакомиться. Я ведь не простая Весна, а музыкальная – спрошу (поёт): « Как тебя зовут?», а в ответ, на кого покажу, тот имя своё споёт. Так и познакомимся.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?»

Ну, вот и познакомились! А знакомые всегда при встрече здороваются. Давайте и мы поздороваемся.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА « ЗДРАВСТВУЙТЕ! »


Молодцы! Присаживайтесь на коврик, побеседуем.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

(Плещеев А.)

Многие поэты, композиторы, художники писали обо мне, воспевали меня в своих произведениях. Ведь весна – это начало новой жизни. Композитор Эдвард Григ (показ портрета на экране ) тоже любил весну и написал музыкальное произведение «УТРО», в котором рассказал языком музыки, как пробуждается природа. Сейчас мы послушаем фрагмент из этого произведения и представим картины весны.

СЛУШАНИЕ «УТРО» ИЗ СЮИТЫ Э.ГРИГА «ПЕР ГЮНТ»

(разговор о характере музыки, опрос детей - что они представили)

А ведь вы всё правильно рассказали и нарисовали прекрасные картины пробуждения природы. Я думаю, что когда композитор Э. Григ писал эту музыку он вот что представлял…

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ», сопровождаемый музыкой «Утро» Э. Григ


Ребята, посмотрите - музыка помогала нам наблюдать, как робко сходит снег, превращаясь в бурные потоки воды, как потихоньку расцветала природа: зеленела трава, появлялись первые листочки, первые цветы. И вот мы уже чувствуем аромат весеннего цветения! А вы узнали фрагмент, из какой сказки мы посмотрели?

Дети: «Двенадцать месяцев».

Весна: А кто написал её?

Дети: С. Я. Маршак.

Весна: С героями этой сказки мы ещё с вами встретимся сегодня.

Ребята, а кто же первые вестники весны?

Кто к нам с юга прилетает,

Гнёзда вьёт и распевает?

Дети: Птицы.

Весна: Конечно же они! Как только солнышко пригреет они уже радостно щебечут, передают телеграммы во все концы о моём приходе. Давайте и мы с вами попробуем передать свою весеннюю телеграмму, состоящую из коротких и длинных звуков. Передадим в тёплые края птицам послание, что б они побыстрее возвращались – ведь я уже пришла! Подойдём к столам, возьмём палочки – «морзянки», я буду сочинять, вы посылать.

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЕННЯЯ ТЕЛЕГРАММА»



Ребята, а вы знаете, кто нас услышал? Жаворонок! Это такая маленькая птичка. Она раньше всех телеграмму о моём приходе слышит и всем сообщает. Слышите?

СЛУШАНИЕ «ЖАВОРОНОК» М.И.ГЛИНКА И ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИИ С ЖАВОРОНКОМ.



Красивая музыка? Её написал композитор Михаил Иванович Глинка. Называется она «Песнь жаворонка». В исполнение какого инструмента звучит эта музыка?

Дети: Фортепиано.

Весна : А давайте её украсим звучанием других инструментов: колокольчиков, треугольников, металлофонов. Итак, мы с вами превращаемся в музыкантов – исполнителей. Вспомните, как называется большой состав инструментов?

Дети: Оркестр.

Весна: Правильно! Кто же в оркестре самый главный? Кого музыканты - исполнители слушаются?

Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный, он в оркестре – президент!

Дети: Дирижёр.

Весна: Можно я буду дирижёром? А вы будьте внимательны! На какой инструмент покажу, тот и играть будет.

ИСПОЛНЕНИЕ «ЖАВОРОНКА» ГЛИНКИ НА ДЕТСКИХ ИНСТРУМЕНТАХ



Молодцы! Вы внимательно слушали музыку и выполняли все мои команды. Настоящие музыканты! Я думаю, что композитору М.И.Глинке вы бы понравились. Скажите ещё раз скажите: как называется большой состав музыкантов – исполнителей?

Дети: Оркестр.

Весна: А кто руководит оркестром?

Дети: Дирижёр.

Весна: Устали? Присаживайтесь на коврик, я вам загадку загадаю.

Хорошо гулять в лесу!

Тихо…Утро раннее

Чудо-песенка звенит

На лесной проталинке.

Еле-еле слышен-

Кто, расправив лепестки

Из-под снега вышел?

Дети: Подснежник.

Весна : Вы правильно отгадали.


Почему он так называется? Это самый первый цветок после зимы. Подснежник приносит радость. Он хоть и хрупкий, нежный, но гордый и смелый, т.к. растёт прямо из-под снега. Его обдувает холодный ветер, но он не боится холода, а гордо стоит на своей тонкой ножке.

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

Я вижу погода тепла и ясна!

Скажите, ведь правда, что это весна?

Но кругом всё тихо, соседей нет – он первый здесь.

Его увидела зайчиха, понюхала, хотела съесть.

Потом, наверно, пожалела.

Уж больно тонок ты, дружок!

И вдруг пошёл пушистый, белый,

Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки.

Опять зима, а не весна.

И от цветка на длинной ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую склоняя,

Сказал…

Ну что ж, я не жалею,

Ведь началась весна с меня. (З.Александрова)

Очень трогательное стихотворение. Подснежник погибает, но не жалеет об этом, т.к. он оказался первым цветком весны. О подснежниках писали стихи, музыку, картины и даже создавали мультфильмы. Вспомним сказку о которой мы сегодня уже говорили, о «Двенадцати месяцах». О чём рассказывается в ней?

Дети : Зимой принцесса мечтала о весне и велела принести ей подснежников.

Весна: В этой сказке девочка – Падчерица нарвала целую корзину подснежников. А разве можно их рвать? Да ещё так много? Почему?

Дети: Подснежников в природе осталось так мало. Они занесены в Красную книгу.

Весна: Правильно. Сорвёшь цветок, он семя уже не даст, новые цветы не вырастут. Может наступить день, когда на земле не останется ни одного подснежника. Вы, ребята, об этом знаете и, конечно же, будете беречь этот цветок. А что же можно сделать, если хочется кому-то подарить подснежники?

Дети: Их можно нарисовать или смастерить своими руками.

(Стук в дверь, входит Падчерица. В руках корзина с подснежниками)

Падчерица: Здравствуйте ребята! Я пришла к вам из сказки « Двенадцать месяцев». Услышала ваш разговор о подснежниках… Ребята, вы меня простите за то, что я нарвала их целую корзину. Я ведь не хожу в детский сад и ничего про Красную книгу не слышала. Смотрите, я исправилась! Своими руками сделала вон сколько цветов. Можно я их вам подарю? (раздает)

Весна: Ребятки, оденьте подснежники на руки, поднимите ручки вверх. Как красиво! А может кто-то хочет превратиться в композитора и придумать мелодию на такие стихи:

Вырос подснежник лесной,

Он нас поздравит с весной!

Какие чудесные песенки получились! Так и хочется танцевать. Так давайте же потанцуем.

ТАНЕЦ «ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК» Бурениной А. (С/б «Ритмическая мозаика»)



Падчерица: Мне очень понравилось!

Весна: Ну, вот и всё, наша встреча подошла к концу. Пора мне в лес уходить, за работу приниматься: не везде ещё снега сошли, цветы расцвели, птицы поют. Понравилась ли я вам? Понравилась ли вам моя весенняя музыка и весенние стихи? Сегодня мы были и слушателями, и композиторами, и исполнителями. А помогала нам музыка каких композиторов?

Дети: Э. Грига, М.И Глинки и П.И.Чайковского.

Весна: Весной вместе с природой пробуждается и наша душа. Мы мечтаем о любви, о счастье, загадываем желания… А ведь я Весна – волшебница, и могу исполнить по одному вашему желанию. Я вам дам волшебные камушки. Каждому камушку вы прошепчите своё желание, мечту и выходя из зала бросите его в весеннюю лужицу.Ваша мечта обязательно сбудется! (раздаёт)


Падчерица: Можно и мне камушек? Я хочу загадать, чтоб Весна и Лето были тёплыми! Все близкие – здоровыми и радостными!

(Весна и Падчерица прощаются и уходят. Падчерица бросает камушек в лужицу).

Дети под музыку П.И. Чайковского « Подснежник» выходят из зала, бросая камушки.