Ребенку год а он не ходит самостоятельно. Когда дети начинают ходить и что делать, если ребенок не ходит

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Родителям, всем без исключения, свойственно гордиться достижениями своих детей. Вылез первый зуб, ребенок сам сел, пополз, самостоятельно дотянулся до игрушки, сделал первый шаг - все это поводы для невероятной гордости.

    Почему-то мамы и папы считают, что чем раньше их чадо встанет на две ноги и начнет ходить самостоятельно, тем это лучше. А те, чьи карапузы никак не хотят садиться, ползать и ходить, склонны не только паниковать, опасаясь за здоровье ненаглядного чада, но и винить себя в том, что их ребенок развивается медленнее, чем у других. Известный детский доктор Евгений Комаровский рассказывает, можно ли научить ребенка ходить самостоятельно и надо ли это делать.


    О нормах и отклонениях от них

    В педиатрии существуют определенные нормы физического развития ребенка. Обычно среднестатистический малыш начинает стоять с поддержкой в 7-9 месяцев. Без поддержки он начинает обходиться (или даже делает первые шаги) к 10-12 месяцам. Если ребенок не ходит в 1 год и 2 месяца, это вовсе не обязательно признак серьезного заболевания. Такого малыша не нужно сразу лечить.

    Если педиатр обоснованно считает ребенка здоровым, то совершенно не имеет значения, когда малыш начинает ходить - в 6, 8 месяцев, в 10 или в 18. В пресловутой статистике, конечно, сроки начала прямохождения тоже обговорены - от 10 до 15 месяцев. Однако на практике они могут сильно отличаться от этих значений, поскольку все дети очень индивидуальны. Комаровский советует не сравнивать своего ребенка с другими детьми и со среднестатистическими нормами. Дело это неблагодарное, оно приводит к развитию неврозов и у ребенка, и у его родителей.


    Почему ребенок не ходит?

    На возможность развития ходьбы влияет огромное количество факторов:

    • вес и комплекция малыша;
    • готовность мышц и позвоночника;
    • состояние его здоровья (нет ли хронических и острых заболеваний);
    • темперамент ребенка, особенности характера;
    • наследственность;
    • желание ребенка ходить.


    Комаровский считает ключевым фактором именно желание малыша перемещаться вертикально. Природа все устроила таким образом, что желание ходить появляется именно тогда, когда для его реализации есть оптимальные физические возможности.

    Если ребенок успешно прошел все предыдущие стадии (перевороты, сидение, ползание), он вполне готов стоять и ходить. Однако торопить его не нужно. Дети, которых родители насильно заставляли принимать вертикальное положение, подвергаются большому риску. Нагрузка на позвоночник (особенно в том случае, если малыш пухлый и весит больше нормы) может стать причиной возникновения дальнейших проблем с этим самым позвоночником.


    Если малыш соматически здоров, а педиатр, который его наблюдает, заявляет об отсутствии у ребенка заболеваний, то Комаровский советует до года специально не обучать ребенка хождению. Ничего страшного, по мнению Евгения Олеговича, не случится, если карапуз пару-тройку лишних месяцев проведет в горизонтальном положении.

    О ходунках

    Многие родители полагают, что решить проблему «нехождения» помогут ходунки. Они покупают это (не самое дешевое) устройство и успокаиваются - все, что от них зависело, сделано. Доктор Евгений Комаровский говорит, что основная польза от ходунков - это польза для родителей. Ходунки - прекрасный способ занять ребенка и освободить свои собственные руки. Пока ребенок в ходунках, мама может быть спокойна - чадо никуда не упадет, не ударится об острый угол, не покалечится. Если идет речь о небольшом времени, которое требуется маме, чтобы приготовить ужин или принять душ, то в ходунках ничего страшного нет.


    Страшное начинается тогда, когда родители с помощью этих самых ходунков усиленно стараются научить ребенка ходить и держат кроху в этом устройстве все время, пока он не спит.

    Чем раньше мама и папа начинают использовать ходунки, тем сильнее и опаснее вертикальная нагрузка на позвоночник ребенка.

    Перед стоянием малыш должен пройти этап ползания, так как в процессе перемещения по-пластунски, на четвереньках, на кулачках, даже задом наперед у ребенка тренируются и крепнут мышцы спины, ног и рук, что потом позволяет ему начать ходить с минимальной нагрузкой на позвоночник.

    Ходунки могут являться причиной приобретенной кривизны ног. Дело в том, что ребенок в ходунках отталкивается от поверхности внешней стороной стопы. Если такой способ перемещения практикуется часто, формируется неправильное хождение. Кривые ноги для мальчика, может, и не такая уж большая проблема, но девочку это никак не красит.

    Не секрет, что ходунки - это распространенный подарок семье с маленьким ребенком. Учитывая все вышесказанное, доктор Комаровский рекомендует дарителям заменить ходунки на манеж. Это приспособление поможет ребенку хорошо провести время, не свалиться и не покалечиться, не залезть куда-нибудь, а маме подарит драгоценное свободное время для приготовления пищи, глажки и приведения себя в порядок.

    Подробнее смотрите в небольшом видео доктора Комаровского.

    Как научить ходить?

    Комаровский говорит, что лучший способ научить ребенка ходить – предварительно научить его ползать и всячески поощрять такой горизонтальный (а потому относительно безопасный) способ передвижения в пространстве.

    Иногда случается, что дитя боится начинать ходить. Физически он готов (и даже пробовал) ходить самостоятельно, но упал, сильно ушибся, его что-то испугало, и после этого кроха ни в какую не желает делать шаги. В этой ситуации родители должны мягко и ненавязчиво помочь своему ребенку - но не научиться ходить, а преодолеть страх.


    Правильно учить ребенка ходить - учить его тогда, когда он и сам готов к этому, но по каким-то причинам не может преодолеть страх. Родителям, особенно с небольшим родительским опытом, достаточно трудно понять, когда малыш готов к перемещению на двух конечностях. Есть несколько верных признаков того, что физиологическая готовность имеется:

    • Ребенок может долго стоять на ножках, держась за бортик манежа, за перила кроватки.
    • Ребенок научился переступать, держась за бортики или перила.
    • Ребенок научился не только стоять, но и принимать сидячее положение из положения стоя (это говорит о развитой мускулатуре спины).
    • Ребенок уже ходит, но делает это по-своему - ходит на коленках, пытается перемещаться на пальчиках.

    Победить страх не так просто, как кажется, от мамы и папы потребуется долгая и упорная работа. Лучше всего заниматься с ребенком в игровой форме, поощряя его отпустить опору и сделать шаг самостоятельно. Уж если вы решились на такие занятия, первое, что потребуется - это ортопедическая обувь, которая позволит малышу более уверенно стоять на своих двоих.

    Затем следует создать правильную поверхность для ходьбы (скользкий кафель и не менее скользкий линолеум не подходят ). Если малыш начал ходить, но делает это неуверенно, часто падает, иногда останавливается и заходится в плаче, можно воспользоваться поддержкой в виде вожжей (делаются из простынки, крепятся на плечевом поясе и под мышками).

    Если малыш уже смог топать самостоятельно, нужно помочь ему научиться преодолевать препятствия. При помощи взрослых в игровой форме он может переступать через небольшие предметы, натянутую веревочку. Такие упражнения помогут ему почувствовать свое тело и изучить его возможности.


    Хождение босиком

    Часто родители спрашивают, можно ли ребенку ходить босиком. Многие это делают под давлением представителей старшего поколения - бабушки и дедушки приходят в ужас, когда видят, как карапуз делает первые шаги босыми пятками по голому полу. Ничего страшного в такой «прогулке» без обуви нет, считает Комаровский, к тому же это очень полезно для ребенка.


    Природа не предусматривает никакой обуви, а потому биологически и физиологически чадо в ней точно не нуждается. Если пол холодный, а малыш босой - не нужно бояться, что будет происходить повышенная теплоотдача. Ребенок вряд ли заболеет.


    Наверное, все новоиспеченные родители с восторгом и волнением наблюдают за первыми успехами малыша. Ближе к году они задаются вопросом: когда ребенок начинает ходить? Многие детки действительно делают первые самостоятельные шажки прямо на свой день рождения. Но некоторые осваивают этот новый навык раньше, а есть и такие, кто позже. Что же является нормой, когда стоит начать беспокоится и как помочь малышу научиться ходить?

    В каком возрасте малыши делают первые самостоятельные шаги?

    Пожалуй, каждый хоть раз слышал от своих знакомых, что их чадо уже чуть ли не с 6 месяцев виртуозно владеет столовыми приборами, ходит самостоятельно на горшок, говорит предложениями и, конечно же, свободно шагает по комнате без поддержки. Для тех, кто хоть немного знаком с физиологией, это звучит полным бредом, но многие впечатлительные родители начинают сравнивать своего ребенка с так называемым «вундеркиндом» и переживать. Делать этого не нужно, всему свое время.

    Сначала у малыша должен окрепнуть опорно-двигательный аппарат, усовершенствоваться координация в пространстве – и вообще появиться интерес передвигаться на двух ногах. Во сколько месяцев это произойдет, никто сказать точно не может. Согласно данным ВОЗ, ребенок должен научиться ходить в промежутке с 9 месяцев до 1,5 лет. Это норма, на которую ориентируются врачи.

    От чего это зависит?

    Действительно, почему одни дети начинают ходить рано, а другие не торопятся и долго передвигаются ползком на четвереньках? Тут многое зависит от конституции ребенка, пола, темперамента, немалую роль играет наследственный фактор.

    • Полным флегматичным малышам сложнее овладеть своим телом, в то время как стройные активные детки это навык осваивают на ура.
    • Если близкие родственники начали ходить довольно поздно, то ребенок вряд ли пойдет раньше года.
    • В семье, где уже есть детки, малыши быстрее делают первые шаги, подражая старшим братьям и сестрам.
    • По некоторым данным, девочки развиваются несколько быстрее мальчиков, поэтому и ходить они начинают раньше.

    Небольшой тест

    Чтобы понять, когда малыш начнет ходить самостоятельно, ответьте на следующие простые вопросы.

    • Мама малыша научилась ходить до года? А папа?
    • Ребенок рано научился сидеть, стоять, ползать?
    • Он активно интересуется предметами вокруг себя?
    • Малыш весит меньше 10,5 кг?
    • Как часто он общается с детьми, которые уже умеют ходить?
    • Есть ли у него старшие братья и сестры?
    • Делаете ли вы с малышом гимнастику? Массаж?

    Чем больше утвердительных ответов, тем больше шансов, что ребенок пойдет довольно рано. Но даже если это не так, расстраиваться не стоит. Все детки индивидуальны, кто-то развивается быстрее физически, а кому-то больше нравиться учиться говорить, рисовать, лепить.

    Как это происходит?

    Конечно же, встать и пойти в одночасье малыш не может. Перед тем как ребенок научиться ходить, он сначала как следует усовершенствует другие важные навыки. Его спина и все мышцы должны достаточно окрепнуть, чтобы он мог держать равновесие и не падать. Также немаловажно уметь хорошо координировать действия ножек, ловко передвигать их и не сбиваться.

    Заметить, что малыш в скором времени сделает первые шаги, можно по характерным признакам.

    • Ребенок уверенно ползает на четвереньках.
    • Он все чаще встает у опоры.
    • Держась за стул, диван или стену, он пробует сделать пробные шаги.
    • Малыш уверенно ходит за ручку с мамой.
    • При попытке сделать шаг он ставит стопы правильно, параллельно друг другу.

    В период, когда дети начинают ходить, нужно быть особенно внимательными. Они поначалу ступают, «печатая шаг», в то время как взрослый человек перекатывается с пятки на носок. Это приводит к частым падениям, а если не быть начеку, то и к травмам. Поэтому пока малыш не научится уверенно передвигаться на ногах, стоит побеспокоиться о его безопасности. Например, отпускать его руку только на мягкой поверхности без острых предметов поблизости.

    Почему ребенок не ходит?

    Бывают ситуации, когда малыши, не имеющие какой-либо патологии, долго не делают первые шаги. Очень важно выяснить и проанализировать причины этого явления. Какими они могут быть?

    • Стресс от падения. Если первая попытка ребенка ходить закончилась сильным испугом, болью, то ему понадобится некоторое время, чтобы забыть о ней. Просто старайтесь поддерживать и приободрять его, не настаивая на самостоятельных шагах.
    • Генетическая предрасположенность. Нередко позднее освоение ходьбы переходит к малышу по наследству. Тут уж ничего не поделаешь, остается только ждать.
    • Отсутствие мотивации. Если ребенок слишком много времени проводит в манеже или другом замкнутом пространстве, перемещается исключительно в ходунках, то не стоит удивляться, что он до сих пор не пошел. Попробуйте отказаться от всех полезных приспособлений, почаще бывайте в компании старших детей, предоставьте малышу большую свободу действий.
    • Существенный недостаток или избыток веса. Если тело ребенка слишком тяжелое или же худое и слабое, то он будет неуверенно держаться на ногах. В этом случае необходимо выяснить, нет ли у малыша каких-либо заболеваний, которые могут приводить к отклонениям от нормы массы тела.

    Когда начинать бить тревогу

    Если с виду ребенок здоров, весел и активен, то повода для беспокойства, как правило, нет. Бить тревогу нужно только в двух случаях.

    • Малыш ходит на носочках или цыпочках. За красивой балетной походкой могут скрываться отклонения в здоровье малыша. В этом случае нужно проконсультироваться с педиатром или детским неврологом.
    • Ребенку уже исполнилось 1,5 года, а он все еще не делает попыток самостоятельно ходить. Причина такого явления может скрываться в слабом тонусе мышц, проблемах в спинном мозге, неврологических отклонениях. В любом случае такому малышу необходима консультация специалистов.

    Как помочь ребенку научиться ходить?

    Массаж и детская гимнастика – это не дань моде, как думают некоторые родители. Они действительно позволяют ускорить развитие малыша, снять тонус, укрепить тело и просто с пользой провести время. Простейшие упражнения, такие как сгибание и разгибания ручек, «велосипед», можно выполнять уже с 1,5 месяцев, постепенно добавляя новые. С 6-7 месяцев можно проводить гимнастику, направленную на подготовку к ходьбе. Тогда к тому моменту, когда ребенок должен начать ходить, его ноги будут работать уверенно и правильно.

    Можно использовать следующий комплекс упражнений.

    • Разогреваем тело малыша при помощи массажа. Сначала поглаживаем ноги, руки, спинку, затем грудку и животик. Движения направлены к центру. Потом легонько разминаем конечности, спину (особое внимание уделяем стопам и голеням), создаем слегка ощутимую вибрацию ладошкой. Заканчиваем массаж поглаживаниями.
    • Теперь кладем малыша на фитбол животиком вниз и легонько перекатываем. Это упражнение помогает укрепить мышцы спины и живота, учит держать равновесие. Повторяем то же самое на спине.
    • Подхватываем ребенка под мышки спиной к себе и присаживаем на корточки. Он должен оттолкнуться от поверхности всей стопой. После этого поднимаем его на носочки.
    • Затем становимся спереди малыша, его ставим на коленки. Слегка тянем за ручки, побуждая таким образом шагать.
    • Ставим ребенка сверху на свои стопы и некоторое время передвигаемся по комнате. Можно рассказывать в это время интересную потешку.

    Теперь вы знаете, в каком возрасте ребенок начинает ходить. К этому моменту нужно обзавестись правильной обувью для маленьких ножек. Важно, чтобы она была ортопедической, так малыш будет меньше падать, ему будет удобнее ходить. Для первых шагов не подходит обувь с открытой пяткой или слишком свободная, она может привести к неправильной постановке стоп, плоскостопию и т. д.

    При выборе первых ботиночек или сандаликов нужно учитывать следующие требования.

    • Материал, из которого сделана детская обувь, должен быть натуральным. Ножка, обутая в искусственную кожу, будет потеть. Не обязательно покупать только кожу, на лето прекрасно подойдут сандалии из ткани.
    • Очень важно, чтобы задник у первой обуви был твердый и достаточно высокий, так голеностопный сустав будет надежно зафиксирован. Кроме того, следует проследить, чтобы задник был закруглен по ноге, не натирал нежную кожу.
    • Подошва обуви должна быть тонкой, твердой, упругой, не скользкой. Она должна позволять стопе физиологически гнуться.
    • Под пяткой должен присутствовать небольшой каблучок высотой примерно 0,5 см. Плоская подошва может быть только у спортивной обуви, но носить ее постоянно крайне нежелательно.
    • Боковые части первых «топиков» должны быть твердыми, чтобы ножка не подворачивалась, а верх и перед – мягкими. Так стопа будет максимально защищена, но при этом сможет двигаться свободно.
    • Внутри на подошве должна быть расположена подушечка-супинатор. Важно проследить, чтобы она пружинила при надавливании.
    • Размер обуви должен в точности подходить ребенку. Оптимально, если стелька на 0,5 см длиннее стопы.
    • До 8 лет рекомендуется выбирать закрытую обувь, при условии, что у малыша нет ортопедической патологии.

    Когда ребенок только начинает ходить, его походка сильно отличается от взрослой. Он смешно расставляет ножки, сгибая их в коленках, а ручки выбрасывает вперед. Стопы при этом могут немножко косолапить. Не стоит переживать, такая походка физиологична для детей младшего возраста. Только к 10 годам малыш научится ходить как взрослый, а пока он только делает первые в своей жизни шаги. Похвалите его и поддержите.

    Как отмечают педиатры, свой первый шаг ребенок делает приблизительно в 9-12 месяцев. Вполне может быть, что самостоятельно ходить малыш начнет позже обычного. Многие родители задают себе вопрос о том, когда же их малыш пойдет, в то время, как чужие дети к первому году жизни уже делают свои неуверенные первые шаги. Есть ряд причин, почему ребенок не ходит. Давайте в рамках данной статьи подробно рассмотрим их и выясним, которые достойны волнения, а которые вполне естественны.

    Причины, по которым ребенок не ходит

    • До 16 месяцев ребенок может не ходить, на развитии ребенка это никак не отразится. Даже наоборот. Возрастные границы начала хождения начинаются, примерно, с 9 месяцев и до 1 года и 2 месяца. Если ребенок не хочет ходить, значит, малыш бережет свои ноги, мышечный аппарат, суставы и спинку.
    • Доктор Комаровский писал, что множество проблем принесло людям хождение на двух ногах вместо привычных четырех, связаны проблемы с достаточно большой нагрузкой на позвоночник.
    • Так что, чем позже ребенок начнет ходить, тем меньше будет нагрузка на позвоночник, и это не приведет к таким проблемам как радикулит и искривление. А если малыш не ходит из-за перенесенной тяжелой болезни, или он страдает гиподинамией, или просто у ребенка аллергия - не расстраивайтесь, это нормально, просто он пойдет чуть позже.
    • Если ребенок совершенно здоров и в полтора года не ходит, возможно, стоит обратиться к невропатологу или ортопеду.
    • Еще есть трудность первых шагов, разная длина ножек или их искривление. Стоит провести консервативное лечение, возможно, у ребенка рахит. При помощи массажа и ЛФК, можно ускорить обучение хождению малыша. Есть массаж профилактический и лечебный. Лечебный массаж назначается только врачом-невропатологом или ортопедом.

    Обучение хождению в ходунках или прыгунах

    Довольно часто встречаются дети со слабыми мышцами или гипотрофичные. Возможно неправильное развитие постановки стопы во время ходьбы в ходунках или прыгунах. Если ваш ребенок не ходит, многие родители задаются вопросом о том, как заставить ребенка ходить. Не факт что ходунки помогут ему в этом, а навредить, кстати, могут.

    Обувь для малышей

    Какой же должна быть обувь? Дома лучше обувь не носить. Ходя босиком, у ребенка укрепляются мышцы, суставы и связки. Так, ваш малыш быстрее начнет ходить. Обувь не должна быть на слишком жесткой подошве.

    Каждый из родителей должен знать, что не стоит ставить ребенка на ножки в раннем возрасте, это может привести к нарушению развития моторики и к искривлению, еще не окрепшего, опорно-двигательного аппарата. Теперь вы узнали о том, почему ребенок не хочет ходить и что с этим можно сделать. Советуем вам ознакомиться с нашей статьей: «

    Как быстро летит время – вашему малютке уже год! Вы успели научить его многому. Он и сам сидит, и ест ручками, и самостоятельно играет. Вот только ползает до сих пор.

    И помочь ему пытались, и заставить, и учить – ребенок не хочет ходить, несмотря на все попытки. Знакомо? Тогда эта статья – для вас! Мы расскажем, почему маленький человечек не торопится, и что нужно делать родителям в этом случае.

    Из этой статьи вы узнаете

    Нужно ли равняться на нормативы

    Часто, подводя итоги предыдущих 12 месяцев жизни своего малыша, мы сравниваем его результаты с успехами сверстников. Подобное сравнение не всегда оказывается в пользу нашего карапуза – начинает казаться, что чужие дети более способные, развитые, совершенные.

    Почему-то родители забывают, что первый год – время открытий, бурных изменений и стремительного развития. И любые нормативы так мелочны по сравнению с каждой покоренной вершиной!

    Помните, как сын вашей знакомой научился самостоятельно сидеть, а ваш при этом только стал переворачиваться? Помните, как вы переживали, что карапуз отстает? Но ведь сел, не так ли?

    11–12 месяцев – период, когда у ребенка развивается первое стремление к независимости. Кроха хочет все делать и решать самостоятельно. Где и с чем играть, что делать, куда переложить игрушку.

    Считается, что и ходить малыш начинает именно сейчас. Однако поспрашивайте подружек или посмотрите, что пишут мамы на форумах? Разве все дети без исключения в год уже передвигаются на ножках?

    Готовность к ходьбе – сложный процесс, к которому малыш готовится уже с 5–6 месяцев жизни. Сначала его нужно научить ползать, затем вставать у опоры, после потихоньку передвигаться вдоль нее.

    Тело и мозг каждого ребенка требует различного времени для формирования готовности. Сколько месяцев потребуется вашему малышу, предсказать очень сложно.

    Что должен уметь ребенок в год

    Так как мы говорим о двигательных навыках крохи, то и речь дальше пойдет только о них. Итак, в 11–12 месяцев малютка может:

    • быстро и активно ползать;
    • стоять с поддержкой или без нее;
    • приседать и вставать на ноги из любого положения;
    • ходить, держась за руки взрослого;
    • забираться на диван и спускаться с него.

    Все приведенные выше нормы являются приблизительными. Если ваш карапуз чего-то еще не умеет, не расстраивайтесь! Всем навыкам его можно научить. Что нужно делать? Начать стоит с укрепления мышц. Помочь вам может ежедневная гимнастика или деликатный массаж (лучше чередовать их).

    Как можно больше времени проводите с ребенком. Помните, игры – самая эффективная и интересная обучающая методика для годовалого малыша (как и для детей старшего возраста). Вместе ползайте, играйте в «догонялки», «прятки», «гонки».

    Поменьше думайте о том, почему ребенок все еще чего-то не умеет. И чаще старайтесь учить его (желательно на личном примере), поощрять за уже имеющиеся успехи, гордиться новыми достижениями.

    Почему малютка не ходит

    Причины того, что кроха в год все еще ползает на коленках, могут быть самыми разными.

    • Пока что не готовы мышцы и позвоночник.
    • Такая наследственность.
    • Отсутствие стимула или возможности обучения (это все манежи, ходунки).
    • Ребенок боится ходить (упал, ударился при прежних попытках).
    • Слабый мышечный тонус, неврологические проблемы.
    • Больше нравится ползать, чем ходить.

    Многое зависит от характера ребенка. Активный и любопытный малютка уже в 9–11 месяцев начинает быстро и ловко топать ножками. В то время как терпеливый наблюдатель не станет ходить самостоятельно и в год.

    Все очень индивидуально. Одному малышу комфортно ползать и он встанет на ножки поздно. Другой карапуз, не освоив передвижения на четвереньках, сразу начинает вставать у опоры, а затем и ходить.

    Вы можете сколько угодно учить малютку и способствовать тому, чтобы он самостоятельно стал ходить. Но если кроха не захочет – никаким образом вам не удастся его заставить.

    Если вы видите, что ребенок не хочет ходить, но при этом все возможности у него имеются – просто подождите. Пройдет несколько месяцев, и вы будете с улыбкой вспоминать, как напрасно переживали.

    Чему можно научить кроху

    Если вы все-таки решили вмешаться в естественное развитие ребенка и хотите учить его ходьбе, следующие советы наверняка вам пригодятся.

    • Поощряйте любые движения. Чем больше их будет, тем быстрее разовьются мышцы, необходимые для ходьбы.
    • Подберите ребенку удобную ортопедическую обувь подходящего размера. Но используйте ее в основном на улице, дома кроху лучше учить передвигаться босиком.
    • Укрепляйте ножки малыша. Ведь именно на них предстоит удерживать тело (не всегда в год легкое). Позволяйте ему прыгать у вас на коленях, держаться за руки.
    • Развивайте интерес. Пока маленького человечка все устраивает, научить его ходить практически невозможно. Подарите мальчику машинку-каталку, а девочке – коляску с куклой. Возить такие интересные игрушки на коленках не получится, а вот стоя – в самый раз!
    • Будьте рядом. Хотите научить малютку? Тогда ходите вместе, за руки! Покажите на своем примере, как это нужно делать (чем чаще, тем лучше).

    Хвалите, гордитесь, восхищайтесь. Это для вас передвижение на ногах – дело обычное. А сколько усилий и храбрости понадобится маленькому человечку! Важно не только учить карапуза, но и поощрять за любые успехи.

    Чего делать нельзя

    Сколько ошибок совершают родители, пытаясь научить кроху ходить в год! Ниже мы привели несколько основных моментов, которые стоит исключить из воспитательной методики.

    • Бросать без поддержки. Иногда взрослые создают вынужденную обстановку для того, чтобы кроха пошел. Они ведут малютку за руку, а потом отпускают и отходят на расстояние, пытаясь подозвать к себе ребенка. Если учить его именно таким способом, то можно развить чувство страха к ходьбе и неуверенность в родителе.
    • Ходунки. Популярное приспособление, призванное научить малютку ходить чуть ли не за месяц. Как показывает практика, такой «транспорт» не стимулирует, а, наоборот, подавляет желание передвигаться самостоятельно. А зачем, ведь ходунки везут дитя туда, куда он захочет.
    • Сравнения. «Посмотри, Маша уже ходит сама, а ты все еще за юбку мамину держишься!». Если вы предпочитаете учить ребенка, опираясь на опыт и возможности других детей, готовьтесь к тому, что ваш малыш вырастит неуверенным, закомплексованным и зависимым от чужого мнения человечком. Разве вы этого хотите?

    Чтобы научить ребенка ходить, необходимо набраться терпения и сил. Будьте готовы к тому, что ваши старания приведут к результату не так скоро, как хотелось бы. Помните – малыш сможет ходить только тогда, когда будет готов и физически, и психологически. Как бы вы ни хотели научить его этому раньше.

    Когда обращаться к врачу

    Иногда (очень-очень редко) причиной того, что ребенок не ходит, является слабый тонус мышц. Обычно он выявляется в течение первых месяцев жизни. Но врачи иногда ошибаются. Как определить, что у малютки могут быть проблемы?

    • В год карапуз не ползает, не встает у опоры.
    • В 18 месяцев малыш все еще не стоит и не ходит самостоятельно.
    • Малыш до сих пор плохо удерживает спину, с трудом сидит.

    Скорее всего, подобные признаки насторожат внимательную маму значительно раньше. Ваш карапуз активно лазает по комнатам, карабкается на кресла и познает мир? Вам не о чем беспокоиться!

    Если же сомнения все-таки есть, обратитесь к неврологу и ортопеду. Они развеют ваши страхи и опасения. Не забывайте – ребенок чувствует переживания мамы. Не заставляйте его зря нервничать вместе с вами.

    Мамы очень переживают, если малыш в год не ходит. Особенно когда перед глазами сверстники, делающие первые шаги. Родители пытаются учить маленького человечка, заставлять, уговаривать и даже обращаться к специалистам.

    В результате малютка все равно начинает самостоятельно ходить тогда, когда ему удобно и нужно. А сколько времени, нервов и сил было потрачено!

    Если ваше чадо хорошо развивается, отлично себя чувствует, и отсутствие этого навыка никак его не стесняет – оставьте малютку в покое. Все, что от вас нужно – терпение и умение радоваться тем достижениям ребенка, которые уже имеются.

    Часто в стремлении помочь ребенку пойти как можно раньше родители совершают много ошибок.

    Когда дети начинают ходить

    Обычно дети начинают ходить в годовалом возрасте, однако считается нормой, если ребенок делает первые шаги в период от 9 до 18 месяцев. Это зависит от множества факторов, таких как темперамент ребенка, его конституциональные особенности (пропорциональное соотношение частей тела) и даже наследственность.

    Спокойные и упитанные дети часто не торопятся осваивать новые двигательные навыки, для исследования окружающего мира им вполне достаточно уже приобретенных умений сидеть и ползать. А подвижные и активные непоседы иногда так стремительно переходят от одного этапа развития к другому, что родители едва успевают схватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть их успехи.

    Может случиться, что во время первых попыток самостоятельной ходьбы ребенок приобрел негативный опыт: сильно ударился, чего-то испугался или был болен в этот период – тогда он может отложить на некоторое время освоение этого важного навыка.

    Ходьба – дело простое только на первый взгляд. Такой кажущийся взрослым легким способ передвижения на самом деле является сложной и достаточно скоординированной работой различных групп мышц, моторных (двигательных) зон коры головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ходьба невозможна без умения хорошо держать равновесие и четкой координации движений. Поэтому перед первыми шагами у ребенка должны окрепнуть мышцы ног и спины, созреть нервная система и вестибулярный аппарат, а кости скелета и связки – стать достаточно прочными, чтобы выдержать вертикальную нагрузку.

    Началу ходьбы предшествует приобретение младенцем ряда важных двигательных навыков. Примерно в 7–8 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, придерживаясь за перила кроватки или манежа. Стоять малышу так нравится, что он стремится встать, используя любую возможность на что-нибудь опереться. После того как ребенок научился стоять, придерживаясь за опору двумя руками, он постепенно начинает отпускать одну руку, чтобы взять игрушку, а затем (примерно в 9 месяцев) пытается сделать первые шаги, держась за мебель или стену и передвигаясь вдоль нее. В возрасте 9–10 месяцев ребенок учится сгибать колени и садиться из положения стоя. К 11–12 месяцам малыш обычно уже достаточно окрепший и вполне может стоять, наклоняться и приседать без поддержки. И только овладев этими навыками, ребенок будет готов сделать свои первые шаги.

    Большинство детей к 9 месяцам уверенно ползают на четвереньках. Этот способ передвижения способствует развитию связей между правым и левым полушариями головного мозга, правильному формированию позвоночника и является тренировкой мышц и вестибулярного аппарата при подготовке к ходьбе, поэтому не стоит расстраиваться, если карапуз не торопится менять ползание на прямохождение. Есть также немало детей, которые «не рождены ползать» и перемещаются в пространстве удобным для них способом – кто-то «ездит на попе», кто-то «ходит» на коленках.

    Если при осмотре неврологом и ортопедом в возрасте 1 года у таких детей не было выявлено патологии, отсутствие ходьбы до 16–18 месяцев не должно беспокоить родителей, так как любая двигательная активность укрепляет мышцы и развивает координацию движений, а значит, готовит ребенка к ходьбе. Важно, чтобы малыш при этом был активным, жизнерадостным, осваивал новые и совершенствовал уже приобретенные навыки.

    Как ребенок делает первые шаги

    Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему личному графику. Но родители часто волнуются, когда их чадо приобретает тот или иной навык значительно раньше или позже, чем другие знакомые дети. Бытует мнение, что если малыш рано начинает ходить, у него будут кривые ножки. Исследования показали, что прямой связи между возрастом начала ходьбы и искривлением ног нет. Костный скелет ребенка способен выдерживать нагрузку веса собственного тела, при условии, что малыш переходит от одного этапа развития к другому самостоятельно. Если родители не пытаются торопить события, кроха сделает свои первые шаги только когда его опорно-двигательная система достаточно окрепнет и он будет к этому готов.

    Здесь нужно отметить, что попытка сделать первые неуверенные шажки – это еще не ходьба. Родители с гордостью могут сказать, что их ребенок действительно пошел, лишь когда малыш научится, оторвавшись от опоры, самостоятельно проходить несколько метров, останавливаться и менять направление движения. Период времени между первыми несмелыми шагами и самостоятельной ходьбой иногда составляет от нескольких недель до нескольких месяцев.

    Когда нужна консультация детского ортопеда

    Освоение навыка самостоятельной ходьбы – очень важный этап в развитии ребенка. Некоторые ортопедические проблемы выявляются именно в тот момент, когда малыш начинает ходить, поэтому в этот период родителям необходимо обращать внимание на постановку стоп при ходьбе, форму ножек, походку и осанку малыша. Вот несколько основных моментов, которые должны насторожить родителей и стать сигналом для обращения к специалисту:

    • Если ребенок, стоя на ножках или при попытке сделать шаг, опирается не на всю стопу, а только на носочки, скрещивает ножки, часто спотыкается на ровном месте. Это может быть признаком нарушения мышечного тонуса. Выделяют мышечную гипертонию (чрезмерное напряжения мышц) и дистонию (разрозненное напряжение различных групп мышц), которые в дальнейшем могут стать одной из причин отставания крохи в физическом развитии, формирования неправильной осанки и походки. Такие дети нуждаются в наблюдении врача невролога и ортопеда.
    • Родители могут заметить, что ножки ребенка, начинающего ходить, «выгнуты колесом». О-образное (варусное) искривление ног довольно часто встречается у детей первых лет жизни. Причиной развития варусной деформации могут быть наследственность, слабость мышц, недоразвитие связочного аппарата, размягчение костей вследствие нехватки витамина Д. Если изменения не очень выражены, это отклонение может пройти самостоятельно по мере роста, увеличения двигательной активности и укрепления мышц ребенка. Если у малыша есть признаки рахита, лишний вес или другие заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, он обязательно должен находиться под наблюдением врача-ортопеда.
    • В норме ребенок ставит стопы параллельно друг другу или слегка разводя носки стоп наружу, при этом нагрузка на стопу должна приходиться преимущественно на ее наружную часть. Если малыш при ходьбе «заваливает» стопы вовнутрь, то, скорее всего, имеет место вальгусная деформация стоп, вследствие которой у ребенка может развиться Х-образное (вальгусное) искривление ног: когда в положении стоя с сомкнутыми коленями расстояние между лодыжками малыша больше 4–5 см. Причинами вальгусного искривления являются рахит, лишний вес, а также механические повреждения (травмы). Таким детям обязательно нужно наблюдаться у врача-ортопеда, который оценит состояние костей и мышц у ребенка и в случае необходимости назначит лечебный массаж, гимнастику, ношение ортопедической обуви или другие виды коррекции.
    • Если при ходьбе стопы ребенка сильно повернуты друг к другу носками, создавая эффект косолапости или, наоборот, сильно разведены в разные стороны, то его также нужно показать ортопеду.

    Если вы заметили любые признаки, которые вызывают беспокойство, лучше проконсультироваться с детским ортопедом. Только специалист может оценить, являются ли отклонения серьезными и требуют ли они лечения. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем легче и эффективнее можно будет скорректировать выявленные у малыша нарушения. В плановом порядке посетить врача-ортопеда следует в 1, 3, и 6 месяцев, в дальнейшем – когда ребенку исполнится 1 год, 1,5, затем в 2 и 3 года.

    Выбираем детскую обувь для первых шагов

    Это один из главных вопросов, который возникает у родителей малыша, делающего первые шаги. Стопа ребенка, начинающего ходить, еще не сформирована, мышцы ее довольно слабые, связки эластичные и растяжимые, физиологические изгибы еще не обрели конечную форму, поэтому неправильная нагрузка может привести к нарушениям ее развития. Вот почему важно, чтобы малыш дома и на улице ходил в грамотно подобранной обуви, которая будет фиксировать стопы ребенка, способствовать правильному распределению нагрузки и естественному формированию сводов стопы, предотвращая развитие плоскостопия.

    Желательно обувать кроху, как только он начнет предпринимать попытки встать на ножки. Домашние сандалии и ботиночки должны быть легкими и удобными, но при этом отвечать всем требованиям, предъявляемым к детской обуви.

    Детская обувь выполняет не только защитную функцию, но и участвует в формировании стопы ребенка, поэтому подходить к выбору детской обуви нужно очень серьезно. Первые ботиночки малыша должны быть действительно «первыми» – т.е. новыми. Не рекомендуется донашивать обувь, полученную по наследству от старших детей, так как при носке она принимает форму стопы своего первого хозяина и уже не будет правильно сидеть на ноге другого ребенка, что может привести к нарушению формирования стоп «преемника».

    Выбирать обувь лучше вместе с малышом, чтобы была возможность сразу примерить ее. Примерку лучше осуществлять во второй половине дня, так как к вечеру любая ножка немного отекает.


    Размер детской обуви

    Если стопы ребенка немного различаются по размеру, выбирать ботиночки нужно по ножке, которая больше. Оценивая закрытую детскую обувь, трудно понять по виду, достаточно ли места для пальчиков, поэтому ортопеды рекомендуют перед походом в магазин заранее подготовить трафарет, чтобы с его помощью найти пару подходящего размера. Для снятия мерки следует поставить ребенка на плотный лист бумаги или картона, обвести ступню и вырезать рисунок по контуру. Кроме того, в некоторых специализированных магазинах есть стопомеры, которые помогают определить длину ступни малыша.

    Предпочтительно выбирать ботиночки или летние босоножки из натуральных «дышащих» материалов.

    Основные требования:

    • Жесткий закрытый задник, доходящий до щиколотки крохи и надежно фиксирующий пятку.
    • Умеренно жесткая гнущаяся подошва, имеющая рельефную нескользкую поверхность и небольшой каблучок (высотой до 0,5 см).
    • Удобная и надежная застежка, которая хорошо фиксирует ногу в щиколотке.
    • Абсолютно ровная стелька.
    • Носок ботинка должен быть округлым, широким и достаточно жестким, предохраняющим пальчики от травм. При выборе между открытым и закрытым носком предпочтение лучше отдавать закрытому. Расстояние от края носка до пальцев стопы должно быть 1–1,5 см: в летнее время этот запас пригодится, если ножка будет отекать от жары, а зимой он создаст воздушную прослойку, чтобы ножки крохи не замерзли. Не стоит в целях экономии приобретать ботиночки на вырост (на несколько размеров больше), нога ребенка в них будет болтаться, и ему будет очень неудобно ходить.
    • Ботинки, как и босоножки, должны хорошо держаться и не спадать с ноги, а также не деформироваться при ходьбе. Чтобы понять, комфортно ли малышу в выбранной обуви, перед покупкой дайте ему возможность походить в ней в течение 5–10 мин.

    Какие ошибки делают родители, когда ребенок начинает ходить

    Многие родители в воспитании и уходе за своим ребенком ориентируются на бытующие в народе суждения, которые не всегда оправданы с медицинской точки зрения. Применение на практике таких полезных советов может нанести вред здоровью малыша. Вот несколько распространенных заблуждений:

    • Не умеющего ходить ребенка нужно водить за ручку.

    Некоторые родители в стремлении к раннему развитию ребенка начинают водить его за ручки. Такая нагрузка может оказаться непосильной для неокрепшей костно-мышечной системы ребенка и привести к деформации ног и позвоночника.

    • Дома ребенок должен ходить по полу босиком.

    Многие родители считают, что детям полезно ходить босиком. Но здесь большое значение имеет поверхность, по которой топают босые ножки.

    При ходьбе по ровной поверхности домашнего пола (линолеум, плитка, паркет, ламинат) не происходит рефлекторного сокращения мышц стопы, а основная нагрузка приходится на слабый связочный аппарат, в результате нарушается естественное формирование сводов стопы и может развиться плоскостопие. Поэтому желательно, чтобы дома ребенок не ходил босиком, в носочках или в мягких тапочках, а делал свои первые шаги только в соответствующей обуви. А вот песок, мелкая галька или невысокая травка на дачном газоне хорошо тренируют формирующийся мышечно-связочный аппарат детских стоп, и ходить босиком по таким поверхностям ребенку очень полезно.

    • Детская обувь должна быть с супинатором.

    Существует распространенное мнение, что правильная детская обувь должна обязательно иметь супинатор, между тем ортопеды утверждают, что здоровому ребенку принудительная коррекция сводов стоп не только не нужна, но даже может быть вредна. Супинатор, грубо подпирающий продольный свод здоровой стопы малыша, может воспрепятствовать естественному процессу ее формирования и, наоборот, привести к развитию плоскостопия.

    Ношение лечебной ортопедической обуви детям назначается только врачом-ортопедом по показаниям, при этом специалист учитывает индивидуальные особенности стоп каждого конкретного ребенка.


    Зачем нужны ходунки для ребенка

    Современная индустрия детских товаров делает все возможное, чтобы значительно облегчить жизнь маме. Одним из таких помощников являются ходунки. Часто их спешат приобрести родители, уверенные в том, что они таким образом помогут ребенку в обучении самостоятельной ходьбе – стоит лишь малышу сделать первую попытку встать на ножки.

    В пользу ходунков действительно можно привести несколько доводов:

    Их использование освобождает маме руки и дает возможность заняться домашними делами.
    Ходунки помогают ребенку перейти в вертикальное положение, открывая для него новые горизонты. Малыш получает возможность свободно перемещаться по дому, удовлетворяя свои потребности в движении и исследовании окружающего мира.
    Диаметр ходунков не позволяет крохе дотянуться рукой до опасных предметов, а бампер затрудняет открывание запретных дверок и ящиков:то есть, имея возможность двигаться, ребенок находится в относительной безопасности.

    Но все же помощь, которую ходунки оказывают родителям, несопоставима с вредом, который они могут нанести ребенку при неправильном использовании. Поэтому маме и папе, собирающимся приобрести своему малышу это средство передвижения, необходимо знать некоторые распространенные заблуждения о его пользе, а также правила безопасности, связанные с этим видом транспорта.

    Ходунки помогут ребенку научиться ходить

    Механизм ходьбы в ходунках существенно отличается от механизма самостоятельной ходьбы. В первом случае ребенок наклоняется вперед, отталкиваясь носком стопы, а не всей стопой (что принципиально для самостоятельной ходьбы), а это может привести к неправильной постановке стоп и отразиться на походке ребенка.

    Кроме того, в ходунках ребенок не учится держать равновесие и правильно падать, группируясь и защищая от удара важные части тела.

    Из-за того, что малыш лишен возможности приседать, подниматься и ползать, в ходунках его мышцы гораздо меньше тренируются и укрепляются, а длительное нахождение в вертикальном положении может привести к перенапряжению мышц спины, искривлению позвоночника и деформации ног.
    К тому же, ставя ребенка в ходунки, родители могут лишить или значительно сократить очень важный и полезный для его развития период ползания. У ребенка в ходунках не стимулируется потребность в самостоятельном движении, ведь, чтобы достичь цели, ему не нужно прилагать значительных усилий.

    Таким образом, применение ходунков может не только не ускорить, но и замедлить приобретение малышом новых двигательных навыков.

    Ребенок в ходунках не упадет и не ударится

    На деле же ходунки довольно травмоопасны для ребенка. Они могут переворачиваться, застревать в дверных проемах; разогнавшись, сильно ударяются о препятствие. Особенно опасны пороги, ступеньки и стыки одного напольного покрытия с другим, отличным по фактуре (например, переход с ковра на ламинат). Развивая значительную скорость, в таких местах ходунки могут опрокинуться вместе с малышом и нанести травму, гораздо более опасную, чем если бы ребенок просто упал с высоты собственного роста. Постоянно находясь в ходунках, кроха не научится быть осторожным и избегать столкновений.

    Кроме того, даже будучи ограниченными в движениях, дети умудряются дотянуться до некоторых опасных предметов, которые прежде были им недоступны.

    Ходунки стимулируют развитие интеллекта

    Хотя ходунки и расширяют угол обзора малыша и дают ему возможность лучше исследовать пространство квартиры, их нельзя назвать полезными для интеллектуального и психического развития маленького человечка. Если малыш долго будет находиться в ходунках, он не сможет в достаточной мере осознать границы и возможности своего тела. А учитывая, что естественный процесс познания у детей 1-го года жизни протекает через ощупывание руками и опробование «на зуб», не дотягиваясь до интересных предметов, кроха лишается возможности полноценно знакомиться с окружающим миром.

    Чтобы не навредить здоровью ребенка, использовать ходунки можно, соблюдая несколько условий:

    Не сажать малыша в ходунки раньше 8 месяцев. Ребенок должен уметь хорошо и уверенно сидеть сам, вставать на ножки и желательно ползать.
    Высота ходунков должна быть отрегулирована таким образом, чтобы стопы ребенка полностью соприкасались с поверхностью пола. Ножки малыша должны быть обуты в правильно подобранную обувь.
    Время пребывания крохи в ходунках не должно превышать 15–20 мин 2–3 раза в день.
    Нельзя оставлять ребенка, находящегося в ходунках, без внимания.
    Перед покупкой ходунков необходимо проконсультироваться с педиатром и ортопедом. Детям, имеющим симптомы рахита, лишний вес, находящимся под наблюдением у ортопеда по поводу заболеваний костно-мышечной системы, пребывание в ходунках противопоказано.

    Опасные места в доме для первых шагов ребенка

    Недаром говорят: когда ребенок учится ходить – родители забывают, что такое сидеть. С переменой положения тела для неутомимого исследователя открываются новые горизонты и уголки домашнего пространства. Чтобы не омрачать восторг новоявленного пешехода от приобретенного умения бесконечными окриками, запретами и избежать травм, взрослым следует максимально обезопасить окружающую малыша домашнюю обстановку. Лучше всего опуститься на уровень роста ребенка и с этой высоты оценить, какие предметы могут представлять для него угрозу.

    В комнатах не должно быть деталей интерьера, которые малыш мог бы перевернуть или опрокинуть на себя, провода следует надежно спрятать, электроприборы – выключить из розеток, на розетки необходимо поставить заглушки, острые углы мебели прикрыть – например, с помощью специальных накладок.

    Самые опасные для ребенка помещения – это кухня и ванная комната. На кухне большую опасность представляют горячие напитки, стоящие на краю стола. Со стола лучше убрать скатерть, чтобы ребенок не смог стянуть ее вместе с посудой и ее содержимым, убрать подальше острые и бьющиеся предметы. Малыша не должно быть на кухне, когда включена всевозможная кухонная бытовая техника, до которой он сможет дотянуться. Особую опасность представляет духовой шкаф и конфорки газовой и электрической плиты. Раскаленные поверхности, до которых малыш может дотронуться, и брызги от готовящейся пищи, попавшие на кожу малыша, способны вызвать сильные ожоги.

    Ванная комната не менее опасна, чем кухня. Дверь в ванную должна быть всегда плотно закрыта. Средства бытовой химии, лекарства, бритвенные принадлежности и другие опасные предметы нужно хранить в недоступном для ребенка месте. Не оставляйте малыша в ванной одного, без присмотра, даже если он увлечен каким-то безопасным, по вашему мнению, занятием.

    Для безопасности ребека, делающего первые шаги, в детских магазинах можно купить специальные приспособления. Уберечь малыша от падений и травм на улице поможет специальный поводок – ремень для детей, начинающих ходить (так называемые «вожжи»), а для защиты головы крохи можно приобрести мягкий защитный шлем.

    Возможно, вам будут интересны статьи