Ребенок, который молчит. Задержка речевого развития у детей

Диагноз «задержка речевого развития» нередко вызывает недоумение и возмущение родителей, ведь им кажется, что с малышом все в полном порядке. Однако не стоит отмахиваться от проблемы, так как если вовремя не предпринять меры, то она может привести к неуспеваемости в общеобразовательной школе.

Становление речи зависит от множества факторов (пола, особенностей деятельности головного мозга, социальной среды, психологического климата в семье). индивидуальны у каждого малыша. При задержке речевого развития (ЗРР) отмечается значительное отставание от возрастной нормы. Если у ребенка в 3-4 года существуют проблемы с развитием речи, то помощь специалиста необходима, так как ребенок вряд ли справится самостоятельно. Заключение невролога, логопеда следует воспринимать без паники, но относится к этому серьезно.

Задержку развития речи (ЗРР) следует отличать от задержки психо-моторного развития. Под ЗРР подразумевается только темповое речевое отставание ребенка, то есть малыш развивается нормально и его интеллект не отличается от сверстников, однако развитие речи запаздывает. При задержке психо-моторного развития все гораздо сложнее.

Причины задержки развития речи

  • Невостребованность речи (с малышом мало разговаривают, или наоборот, предвосхищают все его попытки выразить свои желания);
  • Генетическая предрасположенность (у некоторых детей клетки головного мозга, ответственные за речь, созревают медленнее; также имеют значения гипоксические состояния во время родов и беременности и др.);
  • Нарушения слуха;
  • Тяжелые соматические заболевания, вследствие которых развитие речи малыша значительно отстает от сверстников.

Как родителям можно заподозрить задержку развития речи?

  • Ребенок до 3 месяцев не обращает внимания на звуковые сигналы, он не гулит, у него нет комплекса оживления (энергичные движения ручками и ножками в ответ на ваше обращение);
  • Если ребенок 3-8 месяцев не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, не лепечет, не агукает, единственной голосовой реакцией его является громкий плач;
  • Если ребенок 8-12 месяцев не понимает обращенной к нему речи, не показывает где у него носик, ротик, глазки; не реагирует на зов по имени, не может показать члена семь («где мама?», «где папа?»); не повторяет простейших слогов (ма-ма-ма, би-би-би);
  • Если ребенок 1-2 лет не может дать односложные ответы на вопрос («как твое имя?», «что ты хочешь?»), в речи ребенка нет лепетных слов (би-би, ав-ав, ням и т.п.); ребенок не показывает на картинке знакомые персонажи («где мишка?», «покажи, где зайка?»);
  • Если ребенок 2-3 лет плохо идет на речевой контакт даже с близкими людьми, не может показать, где верх-низ, спереди-сзади и т.п.; не воспроизводит звукоподражания (мяу, гав, ку-ку), путает основные цвета, не может выполнить многоступенчатую инструкцию взрослого (например, «пойди в комнату, и принеси собачку»), если малыш 2,5 лет не может построить фразу из двух слов;
  • Если ребенок 3-4 лет искаженно произносит простые фразы («дем ять» — идем гулять, «ачу ока» — хочу молока и др.); путает цвета, не может пересказать простые сказки (например, «Курочка Ряба» и т.п.).

Как справится с задержкой речи

Справиться с задержкой речи у ребенка легче на ранних этапах , до 3 лет наиболее благоприятный период для усиленного развития речи. Если родители обратили внимание, что их чадо не говорит в 4 года, то чудес скорее всего не произойдет, и у малыша будут проблемы с произношением слов, что может отразиться и на общем развитии. Однако не стоит расстраиваться, если в 2 года кроха еще не слишком разговорчив. Темпы формирования речи у каждого ребенка индивидуальны, следует помнить, что мальчики обычно отстают от девочек в речевом развитии на 4-5 месяцев.

Если вы (или специалист) обратили внимание на задержку развития речи, то начинайте проводить коррекционные занятия . Их можно получить как в специальных учреждениях – детских садах компенсирующего вида, так и организовать самостоятельные занятия дома. Детские сады компенсирующего вида принимают малышей с задержкой развития речи с 2 лет, однако попасть туда не так просто. Необходимо пройти психолого-педагогическую комиссию, которая направляет детей в диагностические группы (до 3-4 лет) детского сада компенсирующего вида.

В таких диагностических группах дети занимаются в течение года, там с малышами занимаются логопеды, психологи, дефектологи, музыкальные педагоги. После повторного обследования к конце года ребенка или переводят в обычные дошкольные учреждения, или определяют в логопедические группы компенсирующего детского сада.

Самостоятельные занятия с ребенком

Коррекционные занятия с малышами можно проводить и дома . Хорошо, если вы будете периодически консультироваться с логопедами и дефектологами по программе. Все занятия у детей проводятся в форме игры, целью которых является развитие артикуляционного аппарата, «вызывание» речи и накопление пассивного и активного словарного запаса.

Как стимулировать речевую активность малыша? В этом вам помогут игры «недопонималки». Если ребенок с помощью жестов пытается добиться от родителей чего-либо, то вам следует сообща изображать непонимание и вынуждать ребенка произносить хоть какие-то звуки. Конечно, кроха в начале будет требовать желаемое с помощью плача и протеста, но следует проявить твердость. Однако, успокаивать малыша все же нужно, но «недопонималки» должны проводится регулярно.

Артикуляционная гимнастика должна стать обязательной составляющей ежедневных занятий с ребенком, у которого выявлена задержка речевого развития. Длительность занятий сначала не должна превышать 5-10 минут. Хорошо артикуляционная гимнастика показана в книге , там приведены не только упражнения, но и интересные рассказы о веселом язычке со звукоподражаниями, которые очень нравятся малышам. Начинайте с простых упражнений – «улыбка» (ребенок улыбается), «заборчик» (зубы смыкаются, рот улыбается), «блинчик» (плоский язык лежит на нижней губе), «прятки с губами» (прячется попеременно, то нижняя, то верхняя губа, то сразу обе). Когда ребенок освоил эти простые упражнения, то необходимо осваивать более сложные – «часики» (язык качается из одного угла рта в другой), «качели» (язык двигается вверх-вниз), «лошадка» (цокание языком). Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения своего язычка.

Хорошо для развития речи использовать дыхательные движения : дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья («Листочки полетели»), дуть на метелочки из елочного «дождика».

Также следует в занятия включить упражнения на . Занятия физкультурой, плаванием принесут несомненную пользу для крохи. позволят улучшить и развить память, усовершенствовать работу сенсорных центров головного мозга.

«Вызываем» речь у ребенка

«Вызывание» речи является одной из основных проблем у детей с ЗРР . Нередко причиной задержки речевого развития становится неправильная тактика взрослого, который предугадывает любые пожелания малыша и немедленно удовлетворяет любые пожелания. Поощряйте любые попытки крохи на звукоподражание и речевую активность. Во время прогулки показывайте малышу как дует ветер («у-у-у»), мяукает котенок, капает дождь и др. Повторяйте звукоподражания «как кричит петух, блеет овечка, мычит корова» и т.п.

Используйте музыкальные инструменты, предлагайте отгадать ребенку, что звучит (ребенок при этом не должен видеть источник звука) – бубен, дудочка, барабан, пианино. Можно использовать в игре спрятанные музыкальные игрушки, которые длительно воспроизводят звуки. Предложите малышу отыскать звучащую игрушку (вначале не прячьте ее полностью, а только прикройте платочком).

Если малыш уже немного говорит, то стимулируйте дальнейшее речевое развитие с помощью «договаривания» коротких стишков (например, А.Барто).

Устройте ребенку домашний кукольный театр , вы можете использовать подручные игрушки или покупать уже готовые предметы для сказок. Хорошо, если участвовать в таких спектаклях будут все члены семьи. Выбирайте те сказки, которые ваш ребенок уже знает – «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Репка» и др. Во время представления обращайтесь с помощью кукол к ребенку, задавайте ему вопросы, побуждайте его высказаться.

Помогает стимулировать речь ребенка арттерапия (развитие творческих способностей), музыкотерапия, . Регулярно занимаясь дома с малышом, вы увидите, что ребенок стал лучше понимать речь и пытается ей овладеть. Не ждите быстрых результатов, возможно, пройдет несколько месяцев до достижения первых побед.

Лекарственная терапия

Сразу отметим, что одной лишь лекарственной терапии ребенку с задержкой речевого развития недостаточно . Медикаментозные препараты назначаются в индивидуальном порядке неврологом или психиатром. Существуют как препараты, которые являются «активным питанием» для нейронов головного мозга (Нейромультивит, Актовегин, Кортексин, Лецитин и др.), так и лекарства, стимулирующие речевые зоны (Когитум, Пантогам, Энцефабол). Недопустимо заниматься самолечением, так препарат, который хорошо ребенку вашей подруги, может быть противопоказан вашему малышу. В некоторых случаях дает эффект магнитотерапия или электрорефлексотерапия, однако, данные методики физиотерапии назначаются специалистами избирательно.

Альтернативные способы лечения (дельфинотерапия, иппотерапия (лечение с помощью лошадей)) должны подбираться для ребенка индивидуально, с учетом его особенностей.

Приглашаем Вас на бесплатный вебинар Лены Даниловой « «!!!

Смотрите видео: артикуляционная гимнастика для детей:

Появление первых слогов в речевой практике малыша - самый долгожданный этап для любого родителя. Как правило, далее следует этап формирования умения общаться с окружающими при помощи слов. Однако что делать, если ребенок молчит и не проявляет самостоятельной активности в освоении способов коммуникации? В таком случае требуется специально организованная работа по диагностике причин возникновения расстройства и коррекционная помощь специалистов. Методов, приемов и разнообразных программ по запуску речи у неговорящих детей на сегодняшний день в обиходе специалистов огромное множество. Осталось только разобраться, существуют ли универсальные (подходящие для всех) методы и программы и как подобрать способы развития речи для конкретного ребенка.

Симптомы появления расстройства

Можно ли на ранних возрастных этапах определить появление речевых нарушений? Конечно же, да, если знать, на что обратить пристальное внимание.

На этапе появления ребенка на свет - это шкала АПГАР, которая измеряет общее состояние новорожденного. Оценка ниже 5 баллов свидетельствует о том, что малыш нуждается в помощи специалистов до определенного возраста и чем раньше начнется коррекционная работа и адаптация, тем лучше.

Гуление, поведение ребенка во время вскармливания, реакция на внешние раздражители (или ее отсутствие), моторная активность способны многое подсказать наблюдательным родителям. Особое внимание уделяют формированию сенсорных систем: слух, зрение, тактильные ощущения, обоняние - поскольку их своевременное развитие позволит избежать появления такой проблемы, как запуск речи у неговорящих детей. Проще говоря, все перечисленное - это фундамент, на котором возводится "храм" речи. Если есть прорехи в основании, выстроить красивое здание не удастся.

Причины «молчаливого» развития ребенка

Как ни странно, на формирование речи ребенка влияют многие факторы: плохая экологическая обстановка, рискованное поведение будущих родителей, социальные факторы, а также наследственные заболевания. Молчание ребенка нередко является симптомом серьезных органических нарушений или патогенных процессов в организме (глухота, слепота, гидроцефалия и др). Любые педагогические приемы не дадут никакого результата, если будут проигнорированы рекомендации врачей.

Запуск речи у в современных методиках рекомендуют начинать с двухлетнего возраста. Однако это не означает, что работа по формированию познавательных, мыслительных процессов, памяти, двигательной активности не проводится. От того, насколько хорошо развиты перечисленные характеристики, во многом зависит успешное применение методов, приемов и способов педагогического воздействия.

Когда начинать коррекционную работу с малышом

Запуск речи у неговорящих детей начинается с развития и налаживания взаимодействия сенсорных систем (вкус, прикосновение, запах и т. д.). Возраст ребенка в данном случае не играет большой роли, поскольку миновать первую ступень развития невозможно без последствий. Поэтому и годовалый, и двухлетний малыш должны пройти этап сенсорной интеграции, после которого и начинается работа по формированию речевых навыков. Естественно, что раннее освоение сенсорных эталонов дает преимущество ребенку в дальнейшем освоении окружающего пространства.

Почему развитие возможно только через игру

Дитя - зеркало семьи во многом потому, что природа снабдила его подражательностью. А методом развития, который сполна использует эту врожденную особенность, является игра. Запуск речи у неговорящих детей происходит с опорой на наблюдаемые ежедневно действия и события, которые переносятся в игру (подражание звуку летящей пчелы, работы бытовой техники, транспорта и т. д.). Со временем изменится мышление и восприятие мира малышом, а вслед за ними и ведущая (развивающая) деятельность. Но до 5 лет - это игра.

Программы и методики, часто предлагаемые родителям

Современный рынок образовательных услуг не обделен курсами запуска речи у неговорящих детей. Единственное, что должно насторожить родителя - это применение каких бы то ни было программ, приемов и методов по отношению к ребенку без предварительного изучения (диагностики) актуальных его потребностей и физиологического статуса. Ведь методы работы с детьми, испытывающими нарушения слуха, отличаются от методов взаимодействия со слабовидящими ребятами. Как нет одинаковых нарушений развития, так и не может быть одинаково положительного результата от применения одной и той же методики к разным категориям логопатов. Поэтому осведомленность родителя о характере и степени нарушения развития ребенка позволяет выбрать из всего множества программ и курсов именно то, что подойдет для малыша на актуальном этапе его развития.

Наибольшей популярностью у логопедов пользуется методика запуска речи у неговорящих детей автора Новиковой-Иванцовой Т. Н. (сокращенно МФЯС). Это система педагогического воздействия на логопата, которую следует совмещать для большей эффективности с наблюдением у врача (с медикаментозным, физиотерапевтическим воздействием, если требуется, и т. п.).

Нейрологопедические программы запуска речи у неговорящих детей включают в себя обычно использование методов сенсорной интеграции, стимуляцию при помощи аппаратуры Томатиса, применение современного (IT) программного обеспечения, арт-терапии (ритмо-, свето-, музыкотерапии).

Своевременное обращение к специалистам - залог успеха

В идеале было бы неплохо, чтобы за развитием ребенка от рождения наблюдали разнопрофильные специалисты. Но если такой возможности нет, то затягивать с визитом к логопеду, неврологу и педиатру не стоит, если в 2,5 - 3 года в обиходной речи малыша появилось только несколько невнятных слов или же он общается при помощи жестов и звуков.

Чем раньше начнется комплексная помощь врачей и педагогов в развитии и адаптации ребенка к окружающему миру, тем быстрее и благополучнее будет проведена коррекционная работа. Не стоит забывать о том, что сенситивный период развития речи заканчивается к 7 - 8 годам и дальнейшие попытки исправления нарушения будут более трудозатратными и болезненными.

Список обязательных мероприятий для развития речи ребенка

  1. Полное медицинское обследование всех сенсорных систем ребенка.
  2. Обязательные консультации (и наблюдение) узкопрофильных специалистов (лор, стоматолог, невролог, эндокринолог и т. п.).
  3. Если требуется, прохождение курса массажа и физиотерапии.
  4. Консультации у логопеда, психолога с целью определения дальнейшего взаимодействия.
  5. Ежедневные занятия по коррекции речи и психологического статуса (такой режим желателен, поскольку в этом случае возможно достаточно быстрое достижение определенных результатов; если возможность отсутствует, хотя бы три раза в неделю).
  6. Применение родителями в повседневной жизни ребенка игр на запуск речи у неговорящих детей, рекомендованных логопедом и психологом.
  7. Наполнение пространства вокруг ребенка сенсорным разнообразием (для формирования эталонов следует избегать крайностей вроде «девочки предпочитают розовый, а мальчики - голубой или синий цвета»).
  8. Забота о разнообразии двигательной активности малыша (это позволит быстрее сформироваться такому важному органу, как внутреннее ухо, и вестибулярному аппарату).

Терпение и труд все перетрут.

Этапы развития собственной/экспрессивной речи ребенка.

Этапы развития собственной речи ребенка:
Крики - возникают с рождения
Гуление - протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.
На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.
Лепет - многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев
Слова - переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев
Появление слов взрослого лексикона (молоко -моко, мами - возьми, мака - маленькая, титики -часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.

Рост словаря ребенка от года и старше
1год -5-9 слов
1,5 года от 20 до 40 (у разных авторов)
2 года от 50 до 200 слов
3 года от 800 до 1000 слов
3,5 года - 1100
4 года 1600 - 1900
5 лет 1900 - 2200
Развитие фразовой речи
Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) - начало с 1 года 9 месяцев до двух лет
Появление и развитие предложений - с двух лет
К трем годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы "почему?" "когда?", использует практически все части речи, предлоги и союзы.
Использует единственное и множественное число
К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
***
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
а) раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н", к, г, х, с, -йот;
б) среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л";
в) позднего онтогенеза речи: р, р", ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.
***
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
***
Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов,
***
После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.

Звукопроизношение

Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей.
Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби - бах - все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит "тутите мутити" или
" дати ляпака". Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.
Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук "с" ребенок может говорить "басака"
Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: "молоко? сейчас дам"

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук "С" обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков.
Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.
Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации.

О диагнозе ЗРР - задержка речевого развития.
Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в два года.
По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически.
По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двухсоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка - есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.
Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка.
Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку "разговориться"

СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
Уважаемые родители, вы познакомились с этапами развития собственной речи ребенка. Возникает вопрос, что делать, если малыш не укладывается в приведенные нормы? Прежде всего, вы должны сказать о своих опасениях своему педиатру. Возможно, врач сочтет нужным назначить дополнительные обследования малыша. Безусловно, одним из первых должно быть обследование слуха. Если врачи сочтут, что проблем с развитием ребенка нет, вы можете сами предпринять некоторые меры по стимуляции речи ребенка. Все, что я опишу ниже, интуитивно делает каждая мама, но эти рекомендации помогут вам действовать более целенаправленно.
Примечание: После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной/экспрессивной речью обслуживает общение ребенка с окружающими. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого.

Стимуляция гуления
Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда.
Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам. Повторяйте звуки, которые произносит ваш малыш. Помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи.
Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки.
Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления.
Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову - это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении.
Стимуляция лепета
Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами.
Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.
В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего а_________, получились слоги ба-ба-ба.
Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками.
Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.
Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы.
Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки.
Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу. Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания.

От лепета к лепетным словам
Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы приемы стимуляции.
ШАГ1
Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» - положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал) -

Шаг 2. стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: "Кто пришел, кто это, позови маму". Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами "Как Ваня упал? Бах!" Ориентировочный возраст - с года до полутора лет

Шаг 3.
Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его "речевую продукцию"
1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл)
2. имеющиеся лепетухи (различные звуки и слоги, не несущие смысла)

Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.:
МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га

Шаг 4. Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов
Слово звукоподражание
Барабан бам-бам-бам
Упал бах, бабах
Качаться, качели кач-кач
Дождик кап-кап
Гусь га-га-га
лягушка ква-ква
Дай, дать? дай
Собака ав-ав
Ворона кар-кар
Спать а-а-а, бай-бай
Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.
Шаг 3 и 4 - приблизительно в полтора года

Шаг 5 Появление слов взрослого лексикона:
Бабака (собака)
Титики (часики)
Моти (смотри)
Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком»
Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала)
Приблизительный возраст начала этого этапа -год 8 месяцев.

Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»*
Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит "Большая", говорит "аяя" и все довольны, вместо слова "трактор", говорит "такта", или "тата" и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста.
Есть дети, которых я бы назвала максималистами "или все или ничего". Похоже, что они думают так:
" Я не умею говорить "большая", и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию".
Что делать? Мы не можем попросить "скажи "аяя", предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами . Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать "кусочек взрослого слова.
Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым.
. Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!»
. Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка
. Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа.
. Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га»
. Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного)
. Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.
. Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить. Делайте это в таком порядке:
1. Знакомый слог
2. новый слог
3. новый слог (тот же)
4. знакомый слог
5. Знакомый слог.
Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.
* Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово "вылетит" непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.

Помните, что все это должно быть интересно и привлекательно для ребенка. Удачи.

__________________

ПРАГМАТИКА или социально-психологический аспект развития речи

Поняла, что нужно поговорить еще об одном важном аспекте развития речи.
О нем часто забывают, считая его само собой разумеющимся, по этой же причине не сразу написала и я. Это так называемая прагматика речи или ее социально-психологический аспект. Все это в полной мере относится и ко взрослым, но говорить мы будем только о начале формирования речи.

Прежде всего вспомним о том, что речь возникла и развивается в общении, то есть в диалоге. В диалоге обычно участвуют двое, один из которых говорит, другой слушает и потом отвечает, то есть существует некая очередность обмена сигналами.
Внимание: когда один просит другого повторить за ним что-то - это уже не диалог!!!

Итак, что нужно, чтобы ребенок заговорил:
У ребенка должна возникнуть потребность/заинтересованность/необходимость в общении. Все помнят анекдот про мальчика, который в 7 лет сказал, что каша не досолена и не говорил раньше, потому что все было в порядке.
Оба собеседника должны быть настроены на одну волну, то есть сосредоточены на одной теме. Если ребенок принес мяч, чтобы поиграть, а мама спрашивает не хочет ли он на горшок - это яркий пример того, что может мешать ребенку вновь обратиться ко взрослому. (я пишу мама, потому что папы в этом случае обычно более адекватны, если им приносят машину они играют в машину, а не начинают вытирать ребенку нос )
То, о чем идет речь должно быть в поле интересов ребенка Речь ребенка развивается в деятельности, обычно совместной со взрослым. Если это игра, которая интересна ребенку, например, бросать мяч в мусорную корзину и кричать "Бах!", то есть больше шансов на собственную речевую активность ребенка, чем в том случае, когда он по настойчивой (очень настойчивой просьбе ) сортирует предметы.
Очень важно не упускать из виду значимость неречевых средств общения: взгляда, паузы, мимики, жестов, движений, темпа, тембра и громкости голоса. Взрослый и сам должен активно использовать их и принимать их от ребенка в качестве ответа. Если на ваш вопрос о том, чем бы вам заняться, ребенок принес книгу - это и есть его ответ. "Будем читать?" уточняете вы и садитесь за книгу.
Важна благожелательность слушающего взрослого, его способность к пониманию и правильной интерпретации любых сигналов ребенка. Например, малыш принес лопатку, с которой он ходит гулять. Если понятно и доброжелательно прокомментировать его просьбу и ответить ребенку он снова и снова будет инициировать общение.
Взрослый собеседник должен ясно представлять себе речевые возможности ребенка: с одной стороны - уровень понимания им речи, а с другой - представлять себе, как ребенок сможет ответить, то есть знать его экспрессивный словарь. Если взрослый знает, что в словаре ребенка нет нужного слова, то он должен предложить ребенку другие формы ответа.
Например, вопрос "Что ты хочешь: яблоко или грушу?", в том случае, когда у ребенка в словаре нет этих слов, не только не имеет смысла, но и ставит ребенка в позицию неуспеха. Если же вы держите в руках яблоко и грушу, то малыш с радостью ответит вам жестом,а значит диалог состоится. Вы может в дополнение прокомментировать его выбор и дать ему желаемое.

Все, о чем я написала, можно коротко охарактеризовать, как наличие у ребенка ОТЗЫВЧИВОГО собеседника и АДЕКВАТНОЙ ситуации.

Понимание речи/ развитие импрессивной речи

Уважаемые родители. Появилось много вопросов по развитию понимания обращенной речи.
Что такое понимание речи?
Это соотнесение субъекта, объекта, качества, действия итд со словами их обозначающими.

Последовательность работы над пониманием речи

Основное правило, которое совершенно необходимо соблюдать для успешного развития понимания речи: соотнесение слова и того, что оно означает, должно быть максимально очевидным для ребенка.
Начинаются занятия с того, что ребенка учат понимать слово в определенной ситуации. Обычно это слова -существительные, затем глаголы, затем простые признаки, например большой и маленький.
Знакомство происходит постепенно, лучше в специально организованной игре, потом закрепляется в быту.
Самая удобная и интересная игра - это прятки. Во время этой игры происходит многократное появление и исчезновение объекта например, игрушки с одновременным называнием. Все это помогает малышу соотнести слово и предмет/члена семьи/ домашнего любимца.

Опишу последовательность накопления словаря :
Существительные
. Предмет предъявляется и называется.
. Ребенка знакомят с назначением предмета.
. Организуется игра, во время которой предмет называется неоднократно, например, прятки. (Вот мячик! Спрятали мячик. Нет мячика! Где мячик? Вот мячик! Бросай маме мячик)
. Ребенок по слову находит предмет при выборе из двух.
. Ребенок находит предмет по просьбе, выбирая его из большего количества предметов.
. Для формирования понятия, ребенку предъявляются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения.
. Название предмета включается в игры, песенки, начинается работа над включением слова в активный словарь малыша.

Глаголы
. Знакомство ребенка с действием, или с изображающей действие картинкой. Например, знакомство с глаголом «ест».
. Организуется игра, во время которой это действие многократно обыгрывается и называется (мишка ест, зайка ест, мальчик ест) .
. Ребенок выбирает одно из двух действий (мишка ест - мишка спит). Обычно проводится по простым лаконичным сюжетным картинкам.
. Выбор из большего количества вариантов.
. Включение слова в быт и игры.
. Включение слова в активный словарь.

Знакомство с другими частями речи происходит по аналогичной методике.

Предложения

Виды простых предложений :
Инструкции: Дай мне мишку.
Описания: Дай мне большого мишку.
Вопросы: Ты хочешь мишку?
Отрицания: Это мишка? (показываете зайку)

Примеры возможных вопросов :
. Хочешь...?
. Что ты хочешь? (выбор из двух)
. Где...?
. Какой...? (большой или маленький)
. Кто не спит?

Уровни сложности предложений .
Сложность предложений зависит от количества слов, влияющих на понимание (так называемые, ключевые слова).

1 уровень:
Оборудование: мишка и зайка.
Варианты просьб: «где зайка», «Где мишка»
Примечание: здесь и далее подчеркнуты слова несущие информацию.

2 уровень:
Оборудование: зайка, мишка, расческа, ложка.
Варианты инструкций: «Причеши зайку», «Причеши мишку», «Покорми зайку», «Покорми мишку».

3 уровень:
Оборудование: зайка большой и зайка маленький, мочалка, полотенце
Инструкции типа: «Вытри ручки большому зайке».

4 уровень:
Оборудование: зайки и мишки двух размеров, коробки двух цветов.
Инструкции типа: «Положи большого мишку в красную коробку».

Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень дается на специальном занятии, а уже знакомый используется в бытовых ситуациях.

Аналогичная работа проводится по картинкам и фотографиям.

Уровни те же, только вместо выполнения действий ребенок выбирает одну из предложенных картинок.

1 уровень:
Предъявляются картинки: "Мишка -собачка",
ребенку постарше можно предлагать эти слова в предложении
« Мишка ест», «Зайка ест».
Вопросы: «Покажи: Мишка ест».

2 уровень предполагает два ключевых слова.
Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест», «Мальчик причесывается».
Инструкции направлены на выбор ожной картинки, например, «Мальчик ест»

3 уровень:
Предъявляются картинки: «Мальчик надевает шапку», «Девочка надевает шапку», «Мальчик вешает шапку», «Мальчик надевает куртку».
Инструкции направлены на то, чтобы найти: «Мальчик надевает куртку».

4 уровень:
Предъявляются картинки: «Мальчик надевает синие ботинки»,
« Девочка надевает синие ботинки», «Мальчик чистит синие ботинки», «Мальчик надевает синие сапоги», «Мальчик надевает желтые ботинки».
Инструкция предлагает найти картинку: «Мальчик надевает синие ботинки».

Работая над освоением каждого уровня необходимо использовать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например:

Принадлежность: «Помой папину тарелку».
. Перемещение объекта: «Положи ложку в коробку», «Поставь тарелку на стол».
. Передача предмета: «Дай мяч Коле»
. Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «Причеши папу», «Погладь куклу».
. Вопросы: «Где стоит сумка?»
. Отрицания: «Покажи девочку, которая не спит».

__________________

Дети рождаются с умением издавать звуки, которые помогают им в общении с родителями, но речь у них формируется не сразу, а по мере формирования нервной системы, речеобразующих органов и связей между ними и речевыми центрами мозга. Новорожденный издает только непроизвольные звуки – это крики и плач, хныканье, сопение и чмоканье. Эти сигналы помогают родителям ориентироваться в потребностях крохи – если он голоден, ощущает боль или ему дискомфортно, он подает сигналы. По мере развития у младенца появляются первые звуки, слоги, а затем уже и слова. Важно постоянно и активно развивать речь ребенка, начиная с самого рождения . Это поможет в дальнейшем быстрее овладеть навыком и устранять ошибки в речи проще и легче.

Роль родительской речи после рождения крохи

Речь ребенка развивается задолго до того, как будет сказано первое слово и даже произнесены первые осознанные звуки. Развивать ее нужно с самого рождения, когда малыш постоянно слышит речь, обращенную в его адрес и разговоры родителей между собой .

Обратите внимание

Необходимо знать, что чем богаче словарный запас и правильнее произношение слов ребенка, тем ему проще демонстрировать свои чувства и высказывать мысли, и тем проще строятся его отношения с другими детьми и окружающими его взрослыми.

За счет речи в сочетании с органами чувств формируется познание мира. Особенно важным для развития речи является острый слух, именно на слух кроха воспринимает речь родителей и окружающих, запоминая слова и их значения. Не менее важна связь и со зрением, ассоциации с произносимыми словами и внешним видом предметов. Поэтому здоровью этих органов чувств (наряду со всеми остальными) нужно уделить внимание в самом начале.

На слух ребенок учится повторению слов и контролю за их произношением, и важно, чтобы родители говорили правильно и поправляли ребенка, чтобы неверное произношение не входило в привычку.

В младенческом возрасте речь еще не относится к ведущему средству общения, но она развивается очень быстро, чтобы уже в последующем, на все оставшиеся годы жизни, она могла обеспечить эффективные диалоги с другими людьми и даже с самим собой.

Изначально слова, выражения лиц и жесты, интонации и взгляды, действия взрослых и движения тела могут быть для малыша бессмысленными, но в ходе наблюдений и осознания они постепенно приобретают для него истинный смысл. Это приходит с опытом :

  • В периоде от трех месяцев, примерно до 7-8-ми , кроха хорошо запоминает все события, которые повторяются ежедневно.
  • После 8-10 месяцев в копилку знаний добавляются уже словесные их обозначения и жесты. Так, угрожающий жест пальцем или слово «нельзя» для ребенка будет поводом для того, чтобы отказаться от касания горячей кастрюли или утюга. А слово «ладушки» будет командой для того, чтобы он начал хлопать в ладошки.
  • С годовалого возраста происходит знакомство с различными окружающими предметами в доме и на улице.

Так, в возрасте примерно 12-16 месяцев слово «часы» ребенок воспринимает, как только предмет на стене в его комнате. По мере накопления опыта к возрасту 2 лет ребенок уже знает о том, что часы могут быть разными, это механизм со стрелками. В этом периоде ребенок может еще и не говорить много слов, он копит пассивный словарь и важно стимулировать его в этом. К двум годам объем этого словаря может достигать нескольких сот слов.

Если , это не значит, что он не понимает и не запоминает родительскую речь. Он понимает многие вещи из речи родителей, особенно ели это знакомые для него события или предметы.

К возрасту трех лет ребенок хорошо ориентируется в понятиях размеров, хорошо знает слова да или нет, понятие терминов «хорошо» и «плохо».

Речевые навыки детей до года: базовые сроки

На первом году жизни становление доречевых навыков, происходящее в определенной последовательности, закладывает дальнейшую базу для дальнейшего уже речевого развития. Есть определенные показатели по месяцам, отражающие динамику изменений, к ним относятся:

  • В возрасте до полутора месяцев рефлекторные звуки и крики, которыми сопровождаются различные реакции кроха на боль, голод, касание предметов или иные раздражители. Крик состоит из преобладания гласных звуков с носовыми оттенками.
  • С 1.5-2 месяцев постепенно формируются попытки гуления, произношение гортанных гласных звуков.
  • С периода от 2-х до 5-ти месяцев постепенно происходит качественная перестройка общения, появляется эмоциональный разноголосый крик и смех, уверенное гуление на разные лады, гуканье.
  • В возрасте примерно 4-х месяцев произносятся гласные звуки а-у-ы, нередко с сочетанием с г. Характерны эмоциональные комплексы оживления и смех в ответ на разные действия родителей.
  • Ближе к 5-ти месяцам гуление уже достаточно дифференцированное, с направленным звуком и певучее.
  • В период полугода появляется первый лепет, проявление интереса к предметам и людям во взгляде и попытки проявления эмоций звуками и интонацией. Возможны как позитивные, так и негативные проявления звуков, хныки, восклицания, визги. Ребенок уже достаточно хорошо может передавать интонации в голосе за счет изменения силы звука и его тональности.
  • К семи месяцам появляется лепетная речь и произнесением отдельных слогов, которая обозначает желание совместных игр, как ориентация на знакомые звуки, игрушки с музыкальным сопровождением.
  • К возрасту восьми месяцев ребенок разными эмоциями реагирует на знакомые и незнакомые лица, может произносить цепочки из одинаковых слогов – ба-ба-ба, га-га-га, дя-дя-дя и тд. Он за счет движений и голоса привлекает внимание родителей, может тянуть со звуками руки навстречу, понимает смысл простых игр в ладушки, прятки.
  • К 9-ти месяцам предпринимаются попытки полноценного общения жестами и звуками, сопровождаемыми эмоциональной окраской, с этого же возраста предпринимаются попытки подражания словам взрослых с повторением звуков.
  • В 10-ть месяцев кроха понимает обращенную к нему речь в зависимости от ситуации, пользуется несколькими лепетными словами, которые соотнесены с ситуациями, он активно выражает свое настроение тоном голоса и громкостью, изменением выражения, предпринимает попытки копирования выражения лица и интонаций родителей.
  • К периоду 11-12-ти месяцев используются до 5 лепетных слов, которые объясняют ситуацию, дополняемые жестами и звуками, интонациями.

Речевые навыки детей от года до двух: базовые сроки

Ребенок с годовалого возраста начинает активно овладевать речью, накапливая пассивный словарь (слова, которые знает) и активный (слова, которые произносит). В него к концу второго года входит до 300-от слов, их них до 75% составляют существительные, около 20% из них глаголы, остальная часть приходится на прилагательные, местоимения и прочие части речи:

Особенности начальной речи малышей

В самом начальном этапе речевого развития, когда только-только появляются первые слова и предложения, речь практически всегда нечистая, что оправдано неполноценным еще развитием артикуляционного аппарата крохи. На слух дети еще не могут точно различать все звуки в речи. Нередко малыши в начальном этапе имеют типичные ошибки в произношении.

Относительно шипящих звуков – ж-ш-ч-щ:

  • они произносятся крайне нечетко
  • в словах они заменяются свистящими звуками з-с (кася вместо каша, сяпка вместо шапка), замена ш на ф (фапка вместо шапка), либо ж на в (вук вместо жук), буква ч может быть заменена на ц или ть (отьки или вместо очки). Также заменяются щ на ть или сь (сенок вместо щенок).
  • пропускаются согласные, если они стоят первыми в слове.

Относительно произношения Л и Р:

  • они пропускаются или искажаются (ыба и ак вместо рыба и рак)
  • звук р нередко заменяется й-л-в или искажается гласная.

Относительно произношения С,З и Ц:

  • звуки произносятся нечетко
  • пропускаются эти буквы в начале слова
  • звук с заменяется на ф, звук з на в, звук ц на т

Относительно произношения Г,Х и К:

  • пропускаются в начале слова
  • заменяются звуками д или т

Ближе к трем годам малыши начинают говорить короткими фразами, которые состоят из двух-трех слов, и речь их постепенно усложняется . Однако может нарушаться порядок слов и искажение рода, несогласованность в окончаниях падежей. Дети могут сокращать сложные длинные слова, переставляют звуки местами, коверкают слоги.

Если ребенок плохо говорит или не говорит: причины

Если возникают стойкие в детском возрасте, причинами их могут становиться различные негативные влияния, которые воздействовали внутриутробно, в период родов или на протяжении первых месяцев жизни. К ним относят:

Словом, любые влияния, которые, так или иначе, влияют на центральную нервную систему и кору мозга, связи, формирующиеся между речевым аппаратом и речевыми центрами, влияют на время становления речевых навыков и их особенности.

Наиболее тяжело на речи отражаются органические патологи мозга – кисты, кровоизлияния, опухоли, недоразвитие зон мозга, а также воспалительные, гипоксические и прочие поражения. Опасны для становления речи проблемы со средним ухом и частые отиты, хронические заболевания, проблемы с развитием зубочелюстного аппарата. Опасны травмы челюстей и зубов, сосание пальца.

Насколько реальна проблема?

Нередко родители кидаются к логопедам и врачам с первых же слов ребенка, которые он произносит, считая его речь проблемной. Особенно много вопросов вызывает произношение звуков. Если ребенок изначально говорит около 20 слов, с ними большей частью все понятно. Но по мере расширения речи появляются смазанные и непереводимые конструкции. На фоне этого друзья детей или соседей, которые в полтора года говорят предложениями, понятно и относительно много – смущают, заставляют думать о проблемах собственного чада.

Все дети разные, сравнивать двух детей в полтора года некорректно, так как беременность, роды и послеродовое развитие у них протекали в разных условиях. Да и половые различия также очень вероятны.

Лексический взрыв (это быстрое увеличение объема активного речевого словаря) может помешать ребенку справляться с правильным произношением. Он может знать много слов, но говорить толком не может ни единого. Родителям важно создать условия, чтобы ребенок слышал четкую и правильную речь! Кроме того, в возрасте полутора-трех лет есть типичные особенности речевых функций, вполне допустимые и не относящиеся к аномалиям. Это переставление слогов, замена букв, «проглатывание» окончаний или начала слов.

Что делать родителям?

Прежде всего, нужно спокойно относиться к данному факту, с ребенком нужно разговаривать не быстро, чтобы он расслышал все звуки в словах. Не стоит исправлять кроху, лучше повторить просьбу и выполнить ее. Если ребенок просит «макако», нужно сказать – «Хочешь молоко? На».

Есть звуки, которые просты для артикуляционного аппарата и сложны, звук «с» появляется не у всех детей до двух лет, а свистящие, шипящие, сонорные и сдвоенные согласные многие дети усваивают после трех лет. Одни дети могут хорошо говорить уже к возрасту 3-4 лет, а другие только к 6-ти годам. Необходимо ли в этом случае заниматься с логопедом или дома, решается в ходе очных консультаций.

На сегодняшний день, если ребенок в 1.5-2 года хорошо понимает обращенную к нему речь, имеет в словаре до 50-ти слов, включающих в себя звукоподражание и лепетные, он активно использует эти слова в речи – это нормально . Если в его речи есть двухслговые конструкции, короткие предложения – тоже хорошо. Важно при этом активно заниматься с крохой, чтобы стимулировать речевое развитие, важно с ним разговаривать, призывать к диалогу, а не заставлять повторять слова.

Просмотр телевизора, постоянные звуковые фоны приводят к снижению активности в собственной речи крохи. Если есть перекос в сторону слуховой нагрузки, дети дольше будут молчать. Нужно стимулировать их к разговорам.

О своих опасениях относительно развития речи ребенка нужно сообщить врачу-педиатру, возможно нужны дополнительные обследования и консультация невролога, ЛОР-врача с оценкой слуха. Если проблем с развитием и здоровьем нет, важно, чтобы родители предпринимали некоторые меры по стимуляции речи ребенка в любом возрасте.

С возраста 6-ти месяцев ребенок начинает понимать речь окружающих его людей. Это важная сторона его собственного речевого развития, которая тесно завязана на мышлении, игре и предметной деятельности, она нужна для социализации крохи. И нужно развивать речь в общении и совместных играх детей с взрослыми.

Как стимулировать речь ребенка до года

Важно начать со стимуляции гуления в раннем возрасте, привлекая внимание крохи к лицу – его нужно звать по имени, цокать языком, чмокать и дуть, чтобы он сосредоточил взгляд. Нужно разговаривать ребенком, ведя подобие диалога, имитировать звуки воркования или гуления с паузами, чтобы кроха мог отвечать. Нужно повторять его звуки, так как лицо родителей, произносящее звуки – это самый сильный стимул, привлекающий внимание. Лучше всего в этом периоде воспринимается певучая и плавная речь, в ее интонации дети активно вслушиваются, хотя еще не понимают смысла. Нужно внимательно относиться ко всем сигналам крохи, он иногда сам проявляет инициативу в общении. Это улыбки, взгляды и звуки, похожие на воркование.

Разговаривая с крохой нужно создавать тактильные контакты – поглаживание, щекотание, надавливание на ручки, ножки. Это в сочетании с улыбками и речью помогает активнее развиваться, стимулирует комплексы оживления. Важно только не переутомлять кроху, если он отводит взгляд и ручки – на один раз хватит.

Далее следует стимуляция лепета с играми с крохой лицом к лицу. Можно использовать кресла с наклоненной спинкой, подушки, но важно удобство крохи. Нужно повторять звуки крохи, произносимые им с паузами, чтобы кроха мог отвечать на ваши «слова». Во время произнесения им протяжных звуков, можно положить свой палец под нижнюю губку, смыкая ее и получая слоги – па, ба. Также ребенку нужны игрушки, которые можно брать в рот, и за счет которых также могут формироваться новые звуки.

Можно повторять ребенку цепочки из слогов – ба-ба, ма-ма, па-па. Параллельно с этим нужно играть с крохой, делая пружинящие подпрыгивания на мячике, коленях, пружинящих поверхностях. Полезно тормошить, дразнить кроху, что провоцирует смех и визги. Повторяйте за крохой лепет, стараясь максимально сохранять его тембр, высоту и темп. Произносите звуки, привлекая внимание ко рту, оставляйте паузы, чтобы кроха мог повторять ваши звуки. Если есть возможность, ставьте аудиозаписи с лепетом других детей, чтобы кроха повторял. Можно записать звуки его собственной речи, чтобы он ее также прослушал.

Как стимулировать речь ребенка после года

Есть множество методик стимуляции первых слов, рождаемых из лепета и затем последующее формирование речи. Это производится поэтапно, шаг за шагом. Если кажется, что кроха по определенным линейкам отстает в развитии собственной речи, можно пробовать определенные техники, работающие до периода 2-3 лет.

Необходимо внесение в лепетную речь крохи смысловой нагрузки. Если кроха произносит мама, необходима ее эмоциональная реакция. Такие же реакции нужно реализовать на все слова.

Необходима также стимуляция активного использования первых слов, путем задавания вопросов – кто это, позови бабу (папу, маму, кису). Нужно также самим использовать лепетные слова и подражания звукам наряду с использованием полных слов. «Скажи, как киса говорит – мяу».

Внимательно наблюдайте за играми ребенка, записывая их речевое сопровождение – все имеющиеся звуки, слова, подражания, несущие смысл, а также имеющийся лепет, который смысла не имеет . На основании записанного стоит провести анализ возможностей артикуляционного аппарата. Малыш должен использовать слоги, буквы, звуки, которые с ним нужно повторять и дополнять новыми.

Из полученных звуков можно составить предположительный словарик слов, которые малыш может произносить из слов и звукоподражаний. Это могут быть такие как барабан - бам-бам, упал – бух, гусь – га-га-га, собака – ав-ав. Первое время ребенок может несколько разных предметов и слов называть схожими конструкциями, но интонации их будут разными. Эти шаги нужны для стимуляции речи в полтора года.

Как стимулировать речь ребенка в 1.5 года

Важно постоянно расширять лексикон детей за счет взрослых слов и их произношения. Показывайте ему картинки или предметы, живых существ и называйте их, стимулируя кроху к повторению слов. Также полезно появление гало-фраз , то есть ассоциативных слов, связанных с предметами. Так, например, если ребенок, показывая на молоток, говорит папа, это значит, что им стучал папа. Также нужна стимуляция фраз из простых слов. Это обычно существительное и глагол – предмет и действие. Ляля упала, мама спит, баба идет. Полезно для стимуляции речи играть в повторялки .

Обратите внимание

Ребенок изначально будет повторять их неправильно, воспринимая на слух и сопоставляя с возможностями речевого аппарата. Поэтому нужно относиться к этому адекватно, важно – чтобы было желание повторять хотя бы частично, затем уже более полным набором звуков.

Если ребенок плохо произносит слова целиком, можно пробовать играть в повторялки по слогам . Есть часть детей, которые не говорят слово целиком, и поэтому отказываются его произносить в принципе. Взрослым не стоит искажать свою речь в угоду крохе, он должен слышать правильные речевые конструкции, лучше говорить звукоподражания, но отчетливо и четко – га-га-га, ко-ко-ко, или слова полностью и правильно.

Речевые игры

Важно в играх по развитию речи проявлять педантичность и последовательность. Всегда нужно начинать с одних и тех же упражнений. Например, начиная со звука а или слога ма. Это помогает ребенку настроиться и включиться в игру, показав, что он готов играть в повторялки. Если ребенок отвечает вам повторением ваших звуков, он готов к игре.

Что нужно для этого? Прежде всего, нужно говорить только те слоги и звуки, которые ребенок уже изучил. Можно использовать от одного до трех повторяющихся слога – это среднее количество слогов в русской речи. Слоги должны быть повторяющимися – ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па.

Если кроха произнес не те слоги, вместо га-га – ба-ба, не нужно его поправлять или говорить ему не так, просто нужно повторить цепочку снова.

Если ребенок легко повторяет за вами одинаковые цепочки слогов, можно начать обучение смены слога на другой. Ба-бу, мА-ме, па-пе со сменой гласной, или ба-па, ма-па – со сменой согласной. Когда ребенок освоил и эти упражнения, можно переходить к простым словам, состоящим из тех слогов, которые кроха хорошо произносит – кук-ла, тра-ва, по-ка, но-га. Малыш будет произносить их в облегченном варианте.

В современном мире стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи. По статистическим данным, после проведения осмотров дошкольников и детей младших классов с целью профилактики было обнаружено, что каждый второй ребенок имеет те или иные нарушения, связанные с разговорными навыками. С такой патологией, как задержка речевого развития, сталкивается почти каждый пятый ребенок.

По данным специалистов, очень многие современные детки страдают речевыми отклонениями или вообще не умеют выражать свою речь к 2-3 годам

Условия нормального развития речевой деятельности у ребенка

Для того чтобы становление разговорных навыков у малыша происходило естественно, без возможных нарушений, в первую очередь нужно:

  • достижение различными структурами головного мозга необходимой степени зрелости;
  • правильное и координированное функционирование голосовых и дыхательных систем;
  • достаточный уровень формирования слуха, зрения, двигательных навыков и эмоций;
  • рост потребности в общении с окружающими.

Этапы развития речевых навыков

На протяжении первого года жизни речь ребенка стремительно прогрессирует. Новорожденные дети еще не способны произнести какие-либо звуки, но зато прекрасно умеют сообщать окружающим о своих потребностях с помощью плача. Плач – самый первый и естественный способ общения крохи с родителями и другими людьми.

Возраст ребенка Речевые навыки
2 месяца Время появления первых звуков. Малыш начинает не только вокализировать, но и реагировать, когда с ним беседуют - например, улыбаться или радоваться, видя родителей.
3-6 месяцев Начало гуления, повторения одних и тех же звуков, визга и смеха. В этом возрасте малыш внимательно следит за движением губ и пробует скопировать.
6-9 месяцев К звукам добавляются слоги и сочетания разных звуков, не носящих смысловой нагрузки, однако подобный лепет играет важную роль в доречевом развитии.
9-10 месяцев Формируется понимание речи взрослых, появляются первые слова. Лепет становится мелодичным, с разными интонациями и высотой звучания.
12-14 месяцев Осмысленное произношение как минимум 2 слов, выполнение простых словесных указаний и узнавание привычных предметов.
1,5-2 года Быстро развивается понимание речи окружающих, растет словарный запас, появляются первые фразы. В этот период клетки мозга готовы к усвоению слов и соединению их во фразы.
3 года Усвоение грамматики родного языка. Замедление темпа формирования речи.

В норме трехлетний ребенок отлично умеет выражать свои мысли родителям, для окружающих же его речь может быть немного невнятной

Возраст появления первых слов колеблется с 9 месяцев и до года и 3 месяцев. У мальчиков это происходит обычно позже, чем у девочек.

Когда ребенку исполняется полтора года, важно, чтобы он был обеспечен достаточным объемом речи, которой можно подражать - вот почему родителям стоит следить за тем, насколько правильно и красиво они говорят с малышом. При достаточной пассивной базе кроха скоро переходит к самостоятельному разговору.

Причины и разновидности задержки речевого развития

Не всегда запуск разговорных навыков идет по естественному сценарию. Часто время говорить уже подходит, а кроха продолжает молчать или его высказывания настолько неразборчивы, что даже родителям бывает сложно понять, что он имеет в виду. Для детей, у которых наблюдается задержка речевого развития, является характерным наличие разницы между тем, как они понимают сказанное и каким словесным образом озвучивают собственные мысли.

Поведение разных ребят с ЗРР в период обследования кардинально отличается. Например, одни ведут себя доверчиво и ласково, в то время как другие могут плакать или кричать, бегать туда-сюда и не быть способными сосредоточиться, некоторые просто молчат. По этой причине за один раз не удается поставить точный диагноз. Подобная ситуация требует наблюдения за крохой, консультаций со специалистами и сбора анамнеза.

Темповая ЗРР

В случае темповой задержки речевого развития ребенок начинает говорить с опозданием, хотя его интеллект остается сохранным, слуховое внимание не нарушено, он прекрасно понимает людей. К такой задержке в развитии речи чаще всего приводят:

  • болезнь;
  • ослабленный организм;
  • неправильное воспитание;
  • ограниченность в общении.

Для общения любознательный ребенок использует жесты, интонации, мимику и вокализации. Запуск речи для детей с задержкой речевого развития может произойти достаточно неожиданно, после чего она будет развиваться нормально (подробнее в статье: ). Для некоторых дошкольников с темповой задержкой речи характерен резкий скачок от незначительного словарного запаса к полноценному разговору фразами. Этому явлению лингвисты дали название «языковой взрыв». Наиболее часто такой переход случается в летнее время - именно летом организм ребенка крепнет, а он сам получает массу ярких эмоций и впечатлений.

Очень часто для преодоления детьми задержки речевого развития требуется определенный стимул, чтобы заговорить. Таким толчком могут стать занятия в кругу сверстников или с логопедом.


Обилие эмоций в летний период может стать толчком для так называемого «языкового взрыва» - резкого скачка в развитии речи ребенка (см. также: )

Алалия

Название алалия получило полное или частичное отсутствие речи. Ее возникновению предшествуют повреждения участков головного мозга, несущих ответственность за речь. Ребенок может получить их, находясь в утробе матери, или в младенчестве. Такая задержка речевого развития не является следствием снижения интеллекта или слуха.

В случае с алалией детям необходимо специальное обучение и лечение у невролога. Без этого они не будут в состоянии научиться разговаривать до школы, а иногда и дольше. При общении они используют лепет и некоторые паралингвистические средства: мимика, интонации и жесты.

Если ребенка, у которого диагностирована задержка речи, не лечить или заняться коррекцией после 5 лет, малыш может отстать и в умственном развитии. Его знания о мире будут сильно уступать знаниям тех ребят, которые уже разговаривают. Кроме того, при алалии нарушениям подвергаются все речевые аспекты:

  • ограниченность набора слов;
  • экспрессивная речь и ее систематическое расстройство;
  • некорректное произношение звуков;
  • трудности в усвоении грамматических правил родного языка.

ЗРР из-за снижения слуха или коммуникативных нарушений

Самой распространенной и довольно серьезной причиной, приводящей к задержке речевого развития, в действительности является снижение слуха. В течение первого года жизни гуление и лепет крохи, у которого нарушен слух, практически не отличаются от предречевых реакций у хорошо слышащего ребенка. Тем не менее, уже к годовалому возрасту лепет постепенно затухает и со временем полностью пропадает. Если степень потери слуха высокая, ребенок сможет заговорить только после специальных занятий с сурдопедагогом. При незначительной степени потери слуха речь появляется чуть позже, чем у сверстников, плюс это сказывается на ее качестве, а именно грамматике, голосе, просодике и произношении звуков.

К симптомам коммутативных нарушений у ребенка, которые становятся причиной задержки речевого развития, можно отнести:

  • отсутствие ответной улыбки или поворачивания головы при обращении к крохе;
  • избирательное и кратковременное внимание;
  • нежелание контактировать с близкими людьми, в том числе и с мамой;
  • моторная неловкость;
  • однообразные игры в одиночестве.

Такому ребенку вполне под силу произношение звуков, звукосочетаний и слов, но он не пользуется этим для того, чтобы общаться. В результате ограниченного речевого контакта, плохо развивается лексико-грамматический строй речи, нарушается голос и происходят различные фонетические расстройства.


Развитие речи у слабослышащих детей проходит сложнее, чем у их сверстников без нарушений работы органов восприятия

Задержка психоречевого развития

В этом случае малышам характерно недостаточно хорошее формирование высших психических функций, среди которых функции памяти и произвольного внимания. Таких деток можно разделить на 2 группы: на тех, у кого отмечаются эмоционально-волевые отклонения и на ребят с преобладанием интеллектуальной недостаточности.

  1. Занятия с детским психологом. Они необходимы, если задержка развития речи у ребенка спровоцирована перенесенной психологической травмой, неблагополучной обстановкой в семье, нежеланием ребенка общаться с другими детьми (рекомендуем прочитать: ).
  2. Альтернативные методы. Это различные виды терапии, основанные на взаимодействии с лошадьми и дельфинами, включающие музыку и рисование. Также прекрасно подходят всевозможные развивающие упражнения совместно с родителями - например, сбор пазлов или подвижные игры.
  3. Остеопатия. Остеопаты, используя мануальное воздействие на активные точки детского тела, пытаются привести в сбалансированное состояние работу нервной системы, обмена веществ и психику карапуза.

Результат достигается исключительно благодаря правильной диагностике и комплексному лечению. Из видеоуроков доктора Комаровского можно сделать вывод, что одних только занятий с логопедом и приема таблеток недостаточно, чтобы побороть задержку развития речи.

Домашняя терапия при задержке речевого развития

Неотъемлемой составляющей лечения задержки речевого развития являются логопедические и развивающие занятия в домашних условиях. Способность говорить непосредственно зависит от моторики, поэтому следует делать акцент на ее тренировках - для этого идеально подходят игры с конструкторами, пазлами, в мозаику и кубики. Также кроху в 2-3 года уже можно учить застегиваться на пуговицы и обращаться со шнурками.

У многих детей с задержкой речи возникают трудности с тем, чтобы переключиться с движения на движение, им несвойственна ловкость, плохо дается рисование и лепка. Также очень полезно заниматься подвижными играми и играми с речевым сопровождением - они учат ребенка ориентированию в пространстве, ловким и ритмичным движениям со сменой их темпа. В возрасте 3-4 лет кроху можно отвести в один из многочисленных кружков.