Ребенок крадет вещи в школе что делать. Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей

Если ребенок берет деньги из вашего кошелька без разрешения, это, безусловно, очень серьезная ситуация. Как правильно относиться к ней, наказывать или нет «воришку», если да, то, как именно, чтобы он осознал свой поступок, рассказывают детские психологи нашего центра.

Воровство ли это?

О значении денег в нашей жизни дети узнают рано, ведь в магазине они видят, как мама или папа расплачиваются за покупки. Они понимают, что в обмен на бумажки и монетки можно получить вкусняшку или игрушку. Желание ребенка иметь свои деньги, чтобы совершить этот обмен самостоятельно, вполне понятно, особенно, когда он хочет какую-то вещь, а родители отказывают со словами: «Сейчас денег нет». Чем старше ребенок, тем сильнее он хочет иметь свой кошелек.

В каком возрасте можно говорить о воровстве? Прежде всего, воровство – это сознательный поступок, состоящий из мотива, плана и действия. Для дошкольника – это слишком сложно, каким бы хулиганистым и смышленым он ни был. Если ребенок в возрасте 4-6 лет и залез в родительский кошелек, то только из-за неправильной модели поведения. Он не осознает до конца, что поступает плохо, но это не значит, что Вы должны успокоить себя: «само пройдет». Такое поведение необходимо сразу же искоренять.

Младшие школьники прекрасно понимают, что воровать деньги нехорошо, поэтому с провинившимся ребенком следует провести беседу, выяснить причины его поступка, узнать только ли у родителей он брал деньги или у других взрослых тоже. Дети в этом возрасте очень чувствительны, поэтому от того, насколько вы правильно отреагируете, зависит дальнейшее поведение ребенка.

Если деньги ворует подросток, то к этому следует отнестись как можно серьезнее. Он знает, что может попросить денег у вас или заработать самому, и если решился их украсть, значит ситуация выходит из-под вашего контроля. Нужно принимать решительные меры.

Почему дети воруют деньги?

У детей разного возраста есть свои причины для воровства из маминого кошелька. Например, малыши искренне считают, что весь мир принадлежит только им, и слабо представляют, что такое «чужое». Психологи советуют с малолетства учить детей понятиям «мое»-«чужое», отделять свои вещи от чужих, сначала спрашивать разрешения у владельца, и только потом брать какую-то личную вещь. Здесь важно быть последовательными. Если вы берете игрушку или книжку ребенка, не забудьте сами спросить у него, можете ли вы это сделать. Нарушая данное правило, которое сами и установили, вы негласно разрешаете малышу брать чужое без спроса.

Существуют и другие причины «воровства» среди дошкольников:

  • Желание иметь что-то, что уже есть у других сверстников, например, модную игрушку. Что делать? Объясните, что иметь то же самое, что и у других, вовсе необязательно, чтобы его уважали и дружили с ним. Покупать игрушку не стоит, лучше предложите взамен что-то более интересное и полезное, например, всей семьей сходите в зоопарк, на пикник или на мастер-класс.
  • Ребенок старается привлечь ваше внимание или считает, что с ним поступили несправедливо. Вспомните, может, недавно Вы куда-то поехали, а его оставили скучать дома? А может Вы в последнее время стали задерживаться на работе, и малышом занимается бабушка или няня? Решение здесь простое: обстоятельная беседа и совместный досуг.
  • Из разговоров взрослых малыш понимает, что большие деньги дают свободу и возможности. Вполне естественно, что он, желая обладать собственными деньгами, начинает воровать или требовать их за помощь по дому или хорошее поведение. Совет психолога: следите за тем, что обсуждаете в присутствии ребенка, сдвигайте шкалу ценностей ребенка в сторону нематериальных благ, учите совершать добрые поступки за простое «спасибо».

В некоторых случаях дошкольники тайно берут деньги у родителей в знак протеста против большого количества навязанных им правил поведения, которые они кажутся нелогичными. Деньги для них – это символ свободы, независимости. Подумайте, может быть, действительно вы создали слишком жесткую систему запретов и сами не всегда играете по своим же правилам. Обсудите ситуацию с ребенком.

Почему воруют младшие школьники и подростки? Часть причин мы уже разобрали. Это желание иметь такие же вещи, что и у одноклассников, бунт против строгих запретов и стремление обрести финансовую независимость. Детские психологи выделяют еще несколько причин воровства.

  • Ребенок хочет сделать подарок близкому человеку. Замечтавшись, как все удивятся, он не думает, что совершает плохой поступок. Что делать? Объясните ему, что он может попросить у вас денег на подарок или сделать его своими руками. В преддверии праздника спросите ребенка, что он хочет подарить друзьям и родным, выделите небольшую сумму и возьмите с собой на шоппинг.
  • Школьник жаждет отмщения. Например, кто-то из ребят его обидел. Взять в отместку какую-то дорогую вещь или деньги кажется ему вполне логичным. В этом случае стоит показать ребенку другой путь решения конфликта.
  • Родители забрали себе деньги, которые подарили ребенку на праздник. В этом случае он чувствует себя правым, поскольку считает, что забирает свое. Если в семье сложная финансовая ситуация, во-первых, спросите разрешения у ребенка (это же его подарок!) и объясните, куда вы собираетесь их потратить, во-вторых предложите вместе сходить в магазин и купить необходимые вещи.
  • Он хочет выделиться, показать себя взрослым, независимым, имеющим возможность самому распоряжаться деньгами.
  • Родители не дают ему карманных денег, тогда как сверстники давно имеют собственные финансы и свободно ими пользуются.

В последних двух случаях обсудите с ребенком его траты, вряд ли это будет непосильная для семейного бюджета сумма. Договоритесь, что он будет получать ее раз в месяц, допустим, первого числа, и тратить по своему усмотрению.

Как правильно реагировать?

Ни в коем случае не кричите, не бейте ремнем и не называйте будущим уголовником. Это ничего не даст. Напротив, в спокойной обстановке поговорите с ребенком и выясните, почему он так поступил. Это очень важно. Одно дело – из благих намерений или по незнанию, другое дело – если поступок был совершен с умыслом и не в первый раз.

  • Уберите деньги из свободного доступа. Держите их на карточке, снимайте небольшое количество наличных. Если ребенок знает пин-код, смените его, благо, сейчас это не проблема.
  • Накажите ребенка, но не ремнем, а делом. Он должен отработать деньги, которые взял. Предложите на выбор: либо это домашние дела, которые обычно не входят в его обязанности, либо он устраивается на любую поденную подработку для подростков. Только заработанные самостоятельно деньги будут иметь настоящую цену.
  • Обязательно узнайте, с кем общается ваш ребенок. Вполне вероятно, он попал в плохую компанию. В этом случае отвлеките его: запишите в спортивную секцию, найдите время на совместную поездку, о которой он давно мечтал, уделите ему больше внимания.
  • Ни в коем случае не признавайтесь, если в детстве у вас тоже были подобные «проблемы с законом». Это лишняя информация.

Раз ребенок берет из вашего кошелька деньги, значит, они ему нужны. Некоторые родители считают, что нельзя давать деньги просто так, что подросток должен их заработать, чтобы понимать их ценность. Другие полагают, что достаточно выдавать ему определенную сумму на месяц, чтобы он научился правильно их тратить: спустил все на фаст фуд – в школу ходит пешком, а не ездит на маршрутке. Правы и те, и те.

Воровство можно предотвратить. С ранних лет приучайте ребенка к тому, что деньги трудно зарабатываются, что их следует тратить с умом, а если они нужны, то малыш всегда может попросить их у вас. В 3-4 года ему можно подарить кошелек и регулярно выделять немного денег. Тогда обладание ими будет для него естественным, постепенно он научится ими управлять.

Если ни беседа, ни наказание не помогли, ребенок продолжает воровать деньги, обязательно придите на очную консультацию к детскому психологу. Вашему ребенку нужна помощь специалиста!

«Ваш ребенок ворует»! Подобный приговор учителя производит на родителей эффект разорвавшейся бомбы. «Я плохой воспитатель», «а что подумают обо мне другие, если узнают», «как стыдно перед учителем» - эти мысли фейерверком пролетают в голове у растерянных взрослых, и реакция, зачастую, незамедлительна. Отец достает ремень, мать в слезах начинает взывать к совести ребенка. И тут, прежде чем родители применят радикальные методы воспитания, на помощь должен прийти педагог или психолог, который поможет ответить на извечный русский вопрос: «Кто виноват, и что делать?»

Кто виноват?

«Будущее несовершеннолетних преступников сомнительно. Из них еще могут вырасти порядочные люди» - говорил Станислав Ежи Лец. Однако есть одно условие – желание родителей понять первопричину поступков детей.

Основанием для кражи могут служить разные мотивы, исходя из которых, можно выделить следующие типы воровства:

1. Клептомания

Клептомания (с гр. ОС"О»ОВВ­ПР‚П„ОВВµО№ОР... вР‚" воровать, и ОСВ?ОВВ±ОР...ОР‡ОВВ± вР‚" безумие, страсть) – болезненная страсть человека к воровству. У клептомана желание украсть приходит импульсивно, как приступ. Для такого человека не важно, что брать, его привлекает сам акт кражи, который снимает эмоциональное напряжение и внутренний дискомфорт, причем удовлетворение, которое он испытывает при этом, сродни наркотическому кайфу. Вещи, которые берет клептоман, его абсолютно не привлекают, он их складирует, иногда попросту забывая о них. Лечится это заболевание психиатром и встречается довольно редко. Однако если поступки вашего ребенка подходят под данное описание, то выход один – обратиться к специалисту.

2. «Своровать однажды»

В данном случае мы имеем дело со «спонтанной» кражей. Поддавшись искушению, ребенок берет чужую вещь и, будучи разоблаченным, испытывает мощнейший стресс. Как правило, у таких детей сформированы нормы социального поведения, они знают, что такое хорошо и плохо, умеют контролировать свои импульсные порывы. Акт воровства происходит не преднамеренно, и ребенок, впоследствии, искренне раскаивается.

Еще одной причиной спонтанной кражи может стать желание ребенка самоутвердиться и почувствовать свою значимость, завоевать авторитет в группе, и если иных способов реализоваться он не находит, то решается на столь неблаговидный поступок.

Привлечь внимание родителей – следующая причина, по которой ребенок может пойти на воровство. Чаще всего это происходит с детьми младшего школьного возраста. Родители слишком заняты, чтобы уделять ребенку достаточное количество времени. «Как дела в школе? Хорошо. Молодец! Плохо, получил двойку? А, ну, давай рассказывай, что произошло». Постепенно ребенок начинает понимать, что негативные поступки привлекают больше внимания близких людей. И тогда чадо совершает кражу, дабы его «заметили». Ему не нужны эти деньги (вещи), ребенку необходимо общение с родителями, пусть даже это будет и негативный контакт, но направлен он будет на Него.

3. Систематические кражи

Это – наиболее волнующий родителей тип воровства. Ребенок ворует часто и в разных ситуациях. При этом он понимает, что брать чужое – это нехорошо, однако отказаться от порыва «стащить» что-либо не может. Для таких детей характерны проблемы во всех видах деятельности связанных с волевым усилием: вовремя сесть за уроки, держать личные вещи в порядке, почистить зубы. Ему сложно соблюдать правила в коллективных играх, подчиняться ограничениям во времени и пространстве. Именно не зрелость функции самоконтроля, недоразвитие волевой сферы, приводит к тому, что ребенок начинает брать без разрешения вещи, которые ему понравились либо воровать деньги, чтобы приобрести желаемое. Часто сами того не понимая, родители делают «медвежью услугу», пытаясь подменить самоконтроль ребенка собственными контролирующими действиями, привлекая к этому и педагогов: «Он такой неорганизованный, Вы уж за ним проследите». А в результате вырастает человек, у которого отсутствует самодисциплина и волевые качества.

Что делать?

«Если ситуация безвыходная, выходи через вход» - говорит народная мудрость. Зная причины воровства ребенка, можно благополучно с этим явлением бороться.

Так, если в семье дружеская атмосфера и родители достаточно адекватны, то начать нужно с того, что уделять больше внимания и любви ребенку. Общение не должно ограничиваться разговором о том, как прошел день в школе. Быть внимательнее – значит проводить свободное время вместе: читать книги, играть в совместные игры, беседовать на различные «житейские» темы. Делитесь с ребенком своими мыслями, рассказывайте о собственном детстве, и переживаниях юности. Со временем вам откроется внутренний мир вашего чада, вы узнаете: о чем он мечтает, с кем дружит, какова сфера его интересов.

Очень полезно проводить совместные выходные дни, желательно с выездом на природу. При этом не плохо прихватить и парочку друзей вашего отпрыска – дело хлопотное, но оно того стоит. В совместной деятельности да еще рядом с товарищами, ребенок не только проникнется доверием и уважением к вам, но и будет преисполнен гордости за таких родителей.

Чтение на ночь – еще один способ наладить контакт с ребенком. Обсуждая прочитанные книги, обмениваясь впечатлениями, вы раскрываете свой внутренний мир ребенку, тем самым сближаясь с ним. Важно чтобы ребенок проникся доверием к родителям, ощутил искренность их намерений. И тогда в атмосфере любви и взаимопонимания проблема воровства уйдет сама собой.

Однако не всегда достаточно создать благоприятный микроклимат в доме. Дети, у которых наблюдаются расстройства волевых функций, нуждаются в помощи по их формированию. Начните с того, что:

  • 1. Перестаньте подменять волевые усилия ребенка собственными импульсами.
  • 2. Воспитывайте в ребенке ответственность с раннего возраста, например, пусть в его обязанность входит ежедневная покупка свежего хлеба, полив цветов, или присмотр за младшим братиком. Объясните как это важно для вас и для всей семьи.
  • 3. Используйте упражнения по развитию волевых усилий. Например, повесьте в детской комнате две пары одинаковых часов. Одни будут идти соответственно времени суток, а другие оставьте без батареек и внешнего стекла. Давая ребенку задание: убрать в комнате, сложить портфель, обратите его внимание на часы. Уточните, что на выполнение этой работы ему дается 15 минут, при этом на часах, которые «не ходят» переведите стрелки на то время, когда задание должно быть сделано. Ребенок должен получить четкую инструкцию: поручение должно быть выполнено, к тому времени, когда стрелки часов будут показывать одинаковое время. Данное упражнение способствует развитию внутренней дисциплины и организованности.
  • 4. Запишите ребенка в спортивную секцию, ни что как спорт не приучит его к дисциплине и порядку, а также сформирует его внутренние волевые качества.

И наконец, несколько общих правил, о которых должны знать все родители:

  • 1. Профилактику детского воровства начните с доверительной беседы. Только зная причины поступка ребенка, вы сможете успешно бороться с этим явлением.
  • 2. Говорите с ребенком о краже наедине и в спокойной обстановке. Народная мудрость гласит: «Хвали при всех, ругай наедине» .
  • 3. Откажитесь от ярлыков типа «вор», «преступник», и слов «кража», «воровство». Замените их понятиями: «взять чужое», «брать без спроса». Применение подобных определений по отношению к ребенку может понизить его самооценку и в дальнейшем привести к новым правонарушениям.
  • 4. Убедите ребенка, в необходимости вернуть украденную вещь. Если ему будет стыдно или страшно это сделать самостоятельно, пойдите вместе.
  • 5. Не бойтесь давать ребенку карманные деньги, это убережет его от желания воровать и научит экономить.
  • И помните слова американской писательницы Эрмы Бомбек: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает» .

Часто фраза «ребенок ворует деньги» воспринимается сторонними с содроганием. Но если припомнить себя в неоперившемся возрасте, разве не было таких ситуаций, когда «забывалось» отдать маме сдачу с хлеба или незаметно стягивалась пара монеток, оставленных на тумбочке? По карманам, может быть, многие и не шарили, но такие невинные проделки, скорее всего, вспомнит каждый. Так почему же детское воровство с высоты родительного возраста вызывает столько негодования и стыда?

Когда ребенок находится еще в том возрасте, в котором действия могут быть импульсивными, неосознанными – до 6–7 лет, он может не понимать в полной мере разницу между своим, чужим и общим, просто копируя поведение взрослых. И если мама часто говорит папе, отправляя его за покупкой, мол, возьми деньги там-то, эта схема взаимодействия откладывается у ребенка в голове, как типовая: нужно что-то купить – возьми денег. О том, как зарабатываются эти деньги, можно ли брать их по желанию или нужно согласовывать это с кем-то – ему неизвестно. Разве за это можно его укорять? Однако простым объяснением, откуда берутся деньги, и как с ними обращаться, здесь не обойтись. Прежде, следует выяснить, для чего ребенку они понадобились.

Бывает, ребенок просто покупает для друзей сладости. Таким образом он пытается завоевать их признание и любовь. В таком случае придется объяснить ему, что друзей так не приобретают, а уважение зарабатывается иными поступками и качествами.

Также случается, что ребенок чувствует себя неуютно в своей компании, если другим детям уже перепадает какая-то мелочь, которая может быть потрачена ими на свое усмотрение. В семье с авторитарными родителями и жесткими правилами он просто может побояться попросить. Ему проще незаметно взять самому, чтобы не выглядеть белой вороной среди друзей и в то же время не навлечь на себя родительский гнев. Здесь придется чуть сложнее. Родителям предстоит признать, что малыш повзрослел, начать больше интересоваться его жизнью и маленькими желаниями и выдавать периодически небольшие деньги для их удовлетворения.

Но бывают и гораздо более неприятные обстоятельства, когда воровство спровоцировано вымогательствами и угрозами старших детей или более «предприимчивых» сверстников. В этом случае понадобятся правовые меры, а ребенка предстоит научить давать достойный отпор. Но главное в подобных ситуациях – наладить, пока не поздно, доверительные отношения с ним, чтобы о скрытых желаниях и страхах не приходилось узнавать по таким косвенным признакам, как воровство.

Воровство детьми постарше, как правило, уже бывает масштабнее и может иметь разные мотивы. Иногда ребенок, становясь более самостоятельным, оказывается попросту забытым и оставленным на произвол судьбы, и тогда подобным способом он привлекает внимание родителей, ведь для него даже негативная реакция – это уже реакция, в противовес полному безучастию. Если проявить агрессию или угрозы и снова оставить ребенка наедине с собой, он сделает это опять, а потом повторит уже из принципа и чувства противодействия. В этом случае поможет только внимание и принятия подростка в свою «команду», он должен ощутить себя необходимой частью семьи, а не довеском.

Часто воровство порождено нежеланием родителей понимать потребности ребенка, которые на самом деле гораздо шире, нежели еда и кров. Подростковый мир, где правят стереотипы, очень жесткий. «Рейтинг» присваивается по соответствию одежды, техники, аксессуаров принятым эталонам, не всегда понятным родителям. Однако в этом возрасте психика детей очень уязвима, и непризнание обществом многие переносят довольно болезненно. Отсюда проистекают кражи денег на покупку «знаков соответствия», уносятся в школу недешевые родительские телефоны и планшеты и т. д. Родителям стоит вспомнить себя и свои чувства в эти годы: не было ли мучительно обидно, когда мама или бабушка считали лучшей одеждой для подрастающей девочки рейтузы с начесом, в то время как вся прогрессивная молодежь вовсю щеголяла в капроновых лосинах? Не смеялись ли сверстники над старомодным портфелем, таская учебники в маминых поношенных, но «фирмовых» сумках? Если постараться, таких обид припомнится множество. Стоит ли отыгрываться на своем чаде? Если нет возможности совершить желаемую ребенком покупку, можно завести копилку и договориться, что вещь обязательно будет приобретена в перспективе. Либо предложить вносить туда и его лепту, оказав посильную помощь в зарабатывании нужной суммы.

Слабая саморегуляция также становится причиной того, что ребенок ворует деньги. Родителям необходимо умерить свое желание руководить. Такая форма воспитания приводит к тому, что все действия ребенка побуждаются извне, как выполнение чьей-то воли, и в итоге он не приобретает способность самостоятельно принимать решения и контролировать свои поступки, у него остается неразвитым как чувство мотивации, так и внутреннего запрета. Самостоятельные действия (в том числе и воровство) происходят бесконтрольно, и лишь потом ребенок может осознать, что делать этого не следовало. Такой пробел выражается не только в воровстве: подобные дети, если их не заставлять, очень неохотно выполняют и базовые операции, такие, как чистка зубов, уборка за собой или приготовление домашнего задания. Если ребенок привык делать все из-под палки, необходима длительная кропотливая работа по расширению зоны его ответственности. Нужно доверять ему решение несложных дилемм, ненавязчиво обосновывать для него собственные решения, чтобы он научился строить причинно-следственные связи.

Еще одной предпосылкой для воровства могут стать разговоры самих родителей. Часто в обществе детей не следят за сказанным, а вылетевшие слова могут очень прочно откладываться в сознании ребенка, как догма. Это относится и к разговорам о материальном: если периодически сетовать на то, как сложно нынче заработать на жизнь честным трудом, и как хорошо устроились те или эти, воруя у народа и прекрасно при этом себя чувствуя, – у ребенка сложится вполне определенный стереотип, что, во-первых, воровать не плохо, а во-вторых, родители довольно лояльно к этому относятся. А последствия такого мышления вскоре могут вскрыться совсем неожиданно.

Ни в коем случае не стоит называть его вором, вызывать в нем чувство стыда и подавленности, сравнивать его с «положительными» друзьями и вообще устраивать пристрастный суд. Этим можно добиться только того, что ребенок станет еще более замкнутым и скрытным. Важно дать ему понять, что несмотря на его поступок его очень любят, и хотят просто разобраться, чего не хватало ему со стороны родителей. Возможно, они что-то упустили или не заметили? Как правило, такие разговоры не побуждают защищаться, а, наоборот, располагают к искренним эмоциям и конструктивному диалогу.

Также следует с пониманием отнестись к выдаче карманных денег, ведь далеко не обо всех своих потребностях дети могут рассказать родителям, даже если их связывают открытые взаимоотношения. Важно понимать, что деньги сами по себе нейтральны, придает им позитивный или негативный оттенок лишь неумение с ними обращаться. А научиться этому, не имея денег, ребенок вряд ли сможет. Ко всему прочему стоит научить ребенка отличать свои, общие и чужие вещи и средства, чтобы он осознал границы собственности, чем он может распоряжаться на свое усмотрение, а чем нет.

Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом большинство взрослых на случаи детского воровства реагирует очень остро: растерянность ("Как это могло произойти с моим ребенком?"), паника ("Что подумают окружающие?""", "Я плохой воспитатель…"), желание "наказать так, чтоб неповадно было". Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка.

Термины "кража", "воровство" вообще неприменимы к дошкольникам, потому что мир реальный и мир их фантазии неразделимы. Осознать свой дурной поступок они еще не в состоянии.

Если такое случилось с ребенком, которому еще не исполнилось четырех лет, его проступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать "моя вещь" - "чужая". Ребенок постарше (четыре - шесть лет) уже способен понимать границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свои желания и порывы: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял. Причем ценность вещи при этом для него роли не играет. Взрослые же обычно бывают более шокированы произошедшим, если это дорогая вещь, чем когда речь идет о какой-нибудь мелочи - пластмассовая игрушка, например.

Детям нужно преподавать уроки о личной собственности и что нельзя брать что-либо без разрешения. Дети в возрасте до пяти лет вообще эгоистичны, и зачастую их основная цель найти и взять то, что им хочется. Именно поэтому родители должны приучить ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом.

Существует множество причин, по которым дети могут брать чужие вещи .

Ребенок может испытывать сильное желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой), с которым малыш не в состоянии справиться. Видя новую игрушку у сверстника, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причиной такого поведения является особенность сознания ребёнка-дошкольника: для него такие понятия как "моё", "твое", "чужое" абстрактны и непонятны.
Простой пример: двух - трёхлетний малыш еще не способен понять, что такое собственность и принадлежность, а как следствие этому на прогулке или в гостях ребенок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Ненадо называть его вором, лучше рассказать ему, что это чужая игрушка, и поэтому брать ее нельзя, ведь сам ребенок этого еще не знает и без помощи взрослых не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

Ребенок мог захотеть сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову.

Дети могут чувствовать, будто они «нашли» вещь, которая не принадлежит им, а соответственно, они могут оставить ее себе. Родители должны научить своих детей, что «найденные» предметы, не обязательно должны оставаться в их собственности.

Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание. Часто, они ищут внимания со стороны не только родителей, но также со стороны сверстников, братьев или сестер. Желая привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.

Дети учатся на примере взрослых. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или даже из магазина, они являются примером воровского поведения.

Некоторые дети, которые воруют, чувствуют, будто им не хватает чего-то, что есть у других детей. К примеру, у некоторых друзей ваших детей есть карманные деньги. Родители могут не видеть в этом необходимости, или у них нет возможности давать карманные деньги ребенку, поэтому ребенок начинает воровать деньги, чтобы удовлетворить свои потребности.

Некоторые дети воруют, чтобы обрести контроль или власть.

Ребенок может украсть, желая наказать кого-либо или отомстить ему.

Как себя вести, если дошкольник принес домой чужую вещь?

Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Например, малыш просто поменялся с другим ребенком. А если игрушка эта из детского сада или из кабинета детского врача? Понятно, что надо вернуть ее на место. Но при этом стоит задуматься: возможно, мы не слишком внимательны к потребностям ребенка. Или это была именно та вещь, которую он давно хотел иметь?

Как быть, если выяснилось, что игрушка или вещь - собственность другого ребенка? Важно разобраться в нюансах ситуации. Принесена ли эта вещь в дом открыто и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у него с хозяином вещи? Возможно, он хочет обратить на себя внимание этого ребенка. Или таким образом выказывает свою власть над более слабым.

Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена? Если он не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вещь должна быть возвращена, вы осуждаете произошедшее. Вы надеетесь, что ваши сын или дочь уже знают, что это плохой поступок, и не повторят его.

Пожалейте малыша, и ему сразу станет стыдно. Помогите исправить то, что он совершил. Как можно бережнее и тактичнее отнеситесь и к нему, и к его поступку.

Если малыш понимает свою вину, перенесите акцент на переживаниях и чувствах человека, лишившегося любимой вещи, как ему плохо и т. д. И помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений и публичных разбирательств, лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Ребенок может предложить какую-то из своих игрушек и разрешить взять ее домой, чтобы поиграть. Как только ребенок поймет и согласится, что его поведение было неправильным, дайте ему возможности исправиться.

Если ребенок был замечен в краже :

    - не угрожайте ребенку в случае отказа признать вину. Ваша явная агрессия сразу же заведет его в тупик. Лучше спросить напрямик, брал ли он что-нибудь чужое, чем стараться силой заставить его признать свое поражение и то, что он "вор".

    Не называйте его вором, не навешивайте ярлыки предсказывая уголовное будущее.

    Не сравнивайте его с другими детьми или с собой в детстве, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным ("Мне стыдно за тебя", "Никому из родителей не приходится так краснеть", "Мой сын не мог так поступить" и т. п.);

    Не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка - иначе он будет скрывать от вас все;

    Не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали - при всех.

    Не обращайтесь к ребенку с риторическими вопросами типа "Как ты мог?" и пр. - это совершенно бесполезно и даже вредно.

    Не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка.

    Не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.

Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.

К основным ошибкам в воспитании, способным спровоцировать детское воровство можно отнести следующие:

  • отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;
  • несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);
  • "двойная мораль" - когда внушения и требования родителей расходятся с их поступками в той же ситуации (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);
  • ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я лучший и единственны", ему трудно научиться считаться с мнением других людей, ведь он ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";
  • тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. При этом одни дети занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. А другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

    Что могут сделать родители чтобы предотвратить случаи воровства.

      Поговорите со своими детьми о воровстве. Данная беседа должна включать в себя понятие того, что является, а что не является воровством. Такую беседу, в зависимости от способностей ребенка, можно проводить в возрасте от четырех до пяти лет. Объясните ребенку, что воровать - это плохо.

      Ваш ребенок должен знать, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения.

      Убедитесь, что ваш ребенок знает, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также неприятного чувства после кражи.

      Ребенок должен знать, что с вашей стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями. Ребенок должен вернуть вещь владельцу, либо заплатить за нее. Если у вашего ребенка нет денег, он должен выполнить дополнительную работу, чтобы заработать денег. Ребенок должен отвечать за неправильные действия.

      Если ваш ребенок ворует у других детей вещи и предметы, в которых он нуждается (карандаши, бумага и ручки), объясните ему, что нельзя брать чужие вещи, а лучше просто попросить все необходимое у родителей - вы сами купите ему все, что нужно.

      Убирайте вещи, которые вы не хотите, чтобы ваш ребенок взял, в те места, где он не сможет до них добраться.

      Объясните ребенку, что у него в ближайшем будущем будет возможность получить определенную вещь. Это научит вашего ребенка терпению и отложенному вознаграждению.

    Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь - но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить малыша, что очень его любите - даже если не одобряете сейчас его поведение.

    Подумайте, прежде чем приступать к решительным действиям. Бесспорно, воровство не должно оставаться безнаказанным, но только если вы уверены, что и ребенок считает это наказание справедливым. Возможно ваша строгость не только не избавит его от дурных наклонностей, а только спровоцирует массу иных, не менее вредных поступков. Пережив наказание, ребенок, скорее всего, научится ловчить, скрытничать, обманывать, боясь лишь одного - быть разоблаченным. Но разве только страх наказания удерживает детей от желания взять чужое?

    В заключении скажем о том, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что вашему ребёнку не хватает любви и внимания.

    Многие родители не понаслышке знакомы с ситуацией, когда ребенок, обеспеченный абсолютно всем необходимым, совершает воровство. Благополучную семью этот факт серьезно огорчает и озадачивает, вызывает панику, заставляет задуматься о правильности воспитания.

    Нередко выяснение причин и обстоятельств совершенного поступка сопровождается бурей негативных эмоций: родителям стыдно, они злятся на ребенка, обвиняют себя, опасаются общественного порицания. В воображении встают безрадостные картины будущего ребенка, связанные с клептоманией и криминалом. А ведь от реакции семьи на детский проступок зависит, будет ли ребенок и дальше воровать.

    Поэтому предлагаем обойтись без пессимистичных прогнозов, не делать поспешных выводов, а детально обсудить проблему воровства детей: почему они воруют, как поступать в такой ситуации и не допустить ее повторения.

    Лучший способ не допустить детского воровства - установить с ребенком искренние и доверительные отношения .

    Возраст имеет значение

    Итак, практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни взял без разрешения чужую вещь. Проще говоря, украл. Назвать точную причину этого поступка очень сложно. И возраст ребенка для грамотной оценки случившегося играет важную роль.

    Вряд ли кто-то осмелится назвать вором малыша в возрасте от 2 до 4 лет, у которого понятия «моё» и «чужое» пока еще только формируются. В 4-6 лет у ребенка появляются нравственные привычки, он имеет представление о личной собственности и личном пространстве. Но желания малыша еще крайне импульсивны, они-то нередко и провоцируют совершение ребенком кражи.

    Подвижным и возбудимым детям в возрасте 6-7 лет также сложно контролировать свои желания (равно как и спокойно высидеть на уроке, выслушать учителя). Объясняется такое поведение особенностями темперамента, психологическими травмами (проблемами в семье, переездом, началом учебной деятельности) или же серьезными психическими отклонениями.

    В 8-11 лет воровство детей чаще всего связано с тем, что волевая сфера у них развита недостаточно. Ребенок хочет обладать какой-либо вещью и справиться с этим соблазном ему не удается. Потом ему будет стыдно за такой поступок, он знает, что воровать нельзя, но своему желанию противопоставить ничего не может.

    Подростки в 12-15 лет совершают воровство осознанно, в этом возрасте наличие таких фактов может говорить и о наличии вредной привычки.

    Почему дети воруют

    Для решения проблемы важно установить причину детского воровства. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
    • Неблагополучие в семье
    При острой нехватке родительского внимания и любви, отсутствии понимания и поддержки ребенок начинает воровать как дома, так и вне семьи, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Такое его поведение является безмолвным криком о помощи, местью вечно недовольным родителям.
    Если за проступком следует скандал и строгое наказание, ребенок убеждается, что выбранная им стратегия – правильная. Его логика проста: уж лучше пускай наказывают, чем совсем не замечают. В этом случае родителям рекомендуется не заострять внимание на факте детского воровства, а уделять должное внимание ребенку, подчеркивая его значимость в семье и важность положительных поступков.
    • Воровство детей как попытка самоутвердиться
    Это тревожный сигнал о психологическом неблагополучии ребенка (как правило, дошкольника или младшего школьника). Часть ребенку бывает сложно завести новых друзей . С помощью различных угощений или красивых вещей он пытается завоевать расположение сверстников. Чаще это происходит, когда в семье ребенок испытывает дефицит внимания и не ощущает своей значимости. Классическая ситуация: ребенок берет из маминого кошелька деньги, чтобы накупить конфет и раздать их детям взамен на их расположение и дружбу. Такой способ повысить собственную значимость представляется ему единственно возможным.

    Решать эту проблему должны родители: повышать самооценку малыша, развивать его способности и таланты, формировать навыки общения с детьми, объяснять, а при необходимости и моделировать наиболее сложные ситуации.

    • Украл, чтобы отомстить
    Ребенка обижали во дворе, долго хвастаясь новой игрушкой? Неудивительно, если малыш принял осознанное решение украсть ее. Его рассуждения просты: меня мальчик побил, а я за это заберу его машинку. Как бороться с воровством детей такого плана? Убеждать и объяснять, как правильно следует вести себя в подобных ситуациях.
    • Ребенок не различает свои и чужие вещи
    Такая ситуация характерна для детей в возрасте от 2 до 4 лет, когда малыш не знает границ между своим и чужим. В этом случае рекомендуется рассказывать, что у ребенка есть своя кроватка, свои игрушки, свои вещи, свой уголок, а также обращать его внимание на переживания хозяина, который остался без любимой игрушки.
    • Неудовлетворенные потребности ребенка
    Частое игнорирование родителями потребностей ребенка приводит к нарастанию у него сильного напряжения и тревожности. Желание владеть определенной игрушкой или вещью может быть настолько сильным, что ребенок совершает кражу, не осознавая того. Речь не идет о сиюминутных желаниях, потребность в которых на самом деле отсутствует. Совет родителям: прислушиваться к желаниям ребенка и стараться хотя бы частично их удовлетворять.
    • Отсутствие понимания, что воровать нельзя
    Ребенок может совершить воровство из добрых побуждений, решив, к примеру, сделать подарок маме. О том, что так поступать нельзя, он даже не догадывается. Правильно говорить "нет" ребенку непросто, и все же родители должны постараться доступно объяснить это.
    • Подражание или копирование поведения взрослых
    Может быть, в семье с завистью обсуждаются люди, которые зарабатывают на жизнь нечестным путем? Или папа приносит с работы что-либо и радуется, что ему это удалось? Если такие ситуации и разговоры в семье считаются нормальными, не нужно, чтобы ребенок становился их свидетелем.
    • Вымогательство со стороны детей старшего возраста
    Защитить ребенка, пресечь шантаж и запугивание – задача родителей и педагогов.
    • Клептомания
    Среди детей это заболевание, требующее помощи психиатра или психоневролога, встречается крайне редко.

    Ошибки в воспитании детей, приводящие к воровству

    Какие родительские ошибки провоцируют воровство детей? Назовем наиболее распространенные их них:
    • в воспитании нет последовательности (за одним проступком следует наказание, а за другим – нет);
    • семья живет по принципу «двойной морали» (родители говорят одно, а поступают по-другому);
    • требования взрослых несогласованны (мама разрешает то, что папа запрещает);
    • ребенок растет в обстановке вседозволенности, превращается родителями в кумира;
    • поведение и действия ребенка находятся под тотальным контролем со стороны родителей.

    Как поступить в случае детского воровства

    Существует несколько общих правил, как следует вести себя родителям, если ребенок совершил воровство.
    Обойдитесь без скандалов и истерик, не применяйте в качестве наказания физическую силу. Ситуация усугубится тем, что ребенок в следующий раз просто спрячет украденное. Дав волю эмоциям, можно раз и навсегда лишить любимого сына или дочь уверенности в себе.

    Важно! Выяснение причин и обстоятельств проступка не должно происходить при посторонних людях! Наедине с ребенком в доброжелательной форме должен состояться доверительный разговор: почему он так поступил, для чего ему нужна эта вещь, кто ее хозяин.

    Дайте понять ребенку, что вы очень огорчены произошедшим (постарайтесь при этом избегать слов «воровство», «кража», «преступление»). Осуждайте поведение, поступок, действия, а не личность ребенка. Расскажите, как плохо хозяину вещи без нее.

    Не обвиняйте ребенка без доказательства его вины! Не вешайте ярлыков! Не сравнивайте его с другими детьми! Не травмируйте необходимостью приносить публичные извинения! Не требуйте клятвенных обещаний больше так не поступать! Не возвращайтесь к проступку, когда ситуация разрешена, не упрекайте ребенка!
    Постарайтесь вернуть украденную вещь без свидетелей и разделить ответственность с малышом.

    Если ребенок взял и потратил деньги из семейного бюджета, нужно рассказать, для чего они были предназначены, и ограничить семью на определенный период, например, в покупке сладостей или походах в кино.

    Наконец, найдите истинную, глубинную причину проступка и работайте с ней.

    Подведем итоги

    Воровство детей – явление распространенное, возникающее по различным причинам. Реакция и дальнейшее поведение родителей в данном случае играют очень важную роль. Необходимо помнить, что эта ситуация вполне разрешима, и ребенку можно и нужно помочь. А лучшая профилактика детского воровства заключается в полном взаимопонимании, искренних и доверительных отношениях между ребенком и его родителями, гармонии в семье.