Ребенок от зачатия до года читать. Ребенок от зачатия до года

М.: Рожана, 2005. — 128 с. — ISBN 5-902997-01-1.Настоящая книга является методическим пособием для родителей. Это пособие разработано и составлено на основе немедицинского подхода к уходу за грудным ребенком и его воспитанию и является стартовой площадкой для обучения женщин материнскому искусству взращивания детей. Базой пособия являются собственные многолетние наблюдения и исследования автора, опыт его работы с мамами и грудными детьми, а также современные данные о психологии новорожденного и грудного ребенка, материалы ВОЗ/ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию. При составлении методического пособия были использованы этнографические материалы и современные сведения из различных областей науки.Обращение к читателю.
Предисловие.
Что нужно ребенку первого месяца жизни.
Что не нужно ребенку первого месяца жизни.
Врожденные ожидания новорожденного.
Правильные роды.
Правильный уход и воспитание.
Значение стресса для развития мозга ребенка.
Материнству нужно учиться.
Что такое материнство?
Как пробуждается материнский инстинкт?
Можно ли положиться на материнский инстинкт?
Материнские навыки, или чему учиться.
Легко и просто.
Физический контакт с матерью и его значение.
Тактильная стимуляция.
Холдинг.
Укачивание.
Совместный сон.
Грудное вскармливание.
Психоэмоциональный контакт.
Общие принципы развития ребенка первого года жизни.
Последовательность развития.
Развитие различных форм поведения.
Соотношение психоэмоционального и моторного развития.
Адаптационный период развития ребенка.
Первый час жизни.
Первые три дня жизни.
Третий — двадцатый день.
Двадцатый — сороковой день.
Развитие ребенка к седьмой неделе жизни.
Моторное развитие.
Общение и речь.
Психоэмоциональное развитие.
Эмоции и общение с миром.
Эмоции ребенка.
Способы коммуникации и проявления внутренней жизни ребенка.
Материнское молоко - лучшее питание для ребенка.
Возможность грудного вскармливания.
Основные правила успешного грудного вскармливания.
Прикладывание к груди в первый час жизни ребенка.
Исключение кормления из бутылочки в первые часы жизни.
Отсутствие докармливания и допаивания ребенка в первые дни жизни.
Совместное содержание матери и ребенка.
Правильное прикладывание к груди.
Кормление по требованию.
Чередование молочных желез.
Неограниченное время кормления.
Ночные кормления и совместный сон.
Удобная поза для кормления.
Как убедиться, что хватает молока?
Отказ от частых взвешиваний ребенка.
Исключение докармливания ребенка.
Исключение допаивания ребенка.
Отказ от сосок и пустышек.
Отказ от частого мытья груди.
Отказ от сцеживания.
Отказ от специального питания кормящей матери.
Поддержка кормящей матери.
Проблемы грудного вскармливания.
Травмы сосков.
Недостаток молока.
Лактостаз.
Мастит.
Болезнь ребенка.
Болезнь мамы.
Лактазная недостаточность.
Желтушка новорожденного.
Дисбактериоз.
Кто может помочь при проблемах.
Преимущества грудного вскармливания.
Защита ребенка от инфекций.
Здоровье матери.
Формирование связей.
Выгоды и удобства, которые дает кормление грудью.
Недостатки искусственного вскармливания.
Опасность инфицирования.
Инфекции.
Длительный понос.
Недостаток железа.
Недостаток витаминов.
Избыток солей.
Неполноценность жирового компонента.
Неполноценность белкового компонента.
Возможность развития диспепсии.
Возможность развития аллергии.
Проблемы с сосанием груди.
Расходы.
Этапы выработки молока.
Этапы грудного вскармливания.
Уход за новорожденным ребенком.
Обработка пупка.
Этапы заживления пупочной ранки.
Обработка носа и ушей.
Обработка прыщиков на коже.
Критический период и наблюдение за ребенком.
Уход за ногтями.
Пеленание новорожденного.
Что помнит новорожденный.
Пеленание и осязание.
Физиологически обоснованное пеленание.
Сроки пеленания.
Организация прогулок.
Визиты к новорожденному.
Организация прогулок.
Проветривание комнаты.
В гости к новорожденному.
Уход за кожей.
Подмывание ребенка.
Профилактика опрелостей.
Адаптационное купание.
Что приготовить для купания.
Травы для купания.
Проведение купания.
Адаптационное купание — шаг за шагом.
Искусство ношения ребенка на руках.
Формирование изгибов позвоночника.
Формирование черепа грудного ребенка.
Комфортная поза для новорожденного.
Как правильно носить ребенка на руках.
Формирование вестибулярного аппарата.
Формирование тазобедренного сустава.
Ношение ребенка в перевязи.
Пестовальная гимнастика.
Зачем нужна пестовальная гимнастика.
Особенности пестовальной гимнастики.
Когда и как пестовать младенца.
Упражнения для ребенка от 6 нед. до 3 мес.
Физиологические особенности новорожденного.
Срыгивания.
Икота.
Особенности стула.
Мочеиспускания.
Особенности сна новорожденного.
Явления периода новорожденности.
Мастит новорожденного.
«Колики».
Вспучивания.
Отправление естественных нужд.
Мочеиспускательный рефлекс и установление контроля над сфинктерами.
Осознание своего тела.
Формирование полового поведения человека.
Функциональное становление выделительной системы.
Организация высаживания.
Использование подгузников и ползунков.
Термоадаптация и основы закаливания.
Термоадаптация.
Переохлаждение и перегрев.
Закаливание.
Плаванье и проныривание для грудничков.
Воспитание грудного ребенка.
Основа воспитания.
Импринтинг.
Впечатление о надежности матери.
Приемы воспитания.
Адаптация матери к материнству.
Сохранение фигуры.
Форма груди.
Физические нагрузки во время кормления грудью.
Возобновление половой жизни после родов.
Репродуктивный цикл.
Контрацепция во время грудного вскармливания.
Организация быта с маленьким ребенком.
Полноценное питание кормящей мамы.
Участие мужчины в уходе за ребенком.
Участие бабушки в помощи по хозяйству.
Взаимодействие с медицинскими учреждениями.
Компетенция врача-педиатра в отношении грудного вскармливания.
Организация общения с детской поликлиникой.
Формирование иммунитета и инфекционные болезни.
Иммунная система и иммунитет.
Формирование иммунитета ребенка.
Насколько опасны детские и недетские болезни?
Вакцинация.
История и современность.
Истоки идеи.
Новый виток истории.
Принудительные прививки и антипрививочное движение.
Луи Пастер и его вклад.
Российские врачи о прививках.
Как победили оспу.
Российские законы о прививках.
Современное положение дел.
Резюме.
Вакцинация как медицинская процедура.
Вакцинация — уникальная медицинская процедура.
Состав вакцин.
Безопасность и апробация вакцин.
Действие на иммунитет.
Поствакцинальные осложнения.
Отдаленные последствия вакцинации.
Правила вакцинации и вакцинация без правил.
В родильном доме.
Прививки и отношения с детской поликлиникой.
Как принять решение о вакцинации ребенка.
Правила вакцинации.
Вместо послесловия
Список литературы

Ж. В. Цареградская

Ребенок от зачатия до года

Универсальное пособие

Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.

Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и новорожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.

Цареградская Жанна Владимировна - по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990-1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35% в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети - надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания. Публикации. Жанна Владимировна - автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать - дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем.

Ж. В. Цареградская

Ребенок от зачатия до года

Универсальное пособие

Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

Цареградская Жанна Владимировна - по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990–1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35 % в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети - надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания.

Публикации. Жанна Владимировна - автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать - дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем:

11152, Москва, а/я № 27 или e-mail [email protected]

Вводная часть

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К.Д. Ушинский

Воспитание - это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.

Развитие ребенка до рождения

Беременность

Беременностью называется процесс вынашивания женщиной будущего младенца в своей утробе. Длится он с момента зачатия до родов. Более научно можно сказать, что беременность - это естественный физиологический процесс развития оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется новое существо, способное существовать вне материнского организма.

Беременность длится примерно десять лунных месяцев, или 280 дней. Каждый лунный, или акушерский, месяц составляет четыре недели. Как правило, продолжительность беременности исчисляют неделями, следовательно, она составляет 40 недель. Таким образом:

1 месяц - 4 недели;

2 месяца - 8 недель;

3 месяца - 12 недель;

4 месяца - 16 недель;

5 месяцев - 20 недель;

6 месяцев - 24 недели;

7 месяцев - 28 недель

8 месяцев - 32 недели

9 месяцев - 36 недель;

10 месяцев - 40 недель.

Десять лунных месяцев соответствуют примерно девяти солнечным календарным месяцам. Отсюда и представление о том, что беременность длится 9 месяцев. Но расчет длительности беременности по солнечным месяцам неточен и поэтому в акушерской практике не применяется.

Нужно отметить, что продолжительность беременности определяется у каждой женщины индивидуально и зависит от многих факторов. В среднем предельными считаются сроки 270–290 дней, или 38–41,5 недели. Роды, наступившие в этот период, считаются срочными, то есть наступившими в срок.

Начало беременности

Начало новой жизни дает слияние мужской и женской половых клеток. В их слившихся ядрах встречаются 23 материнских и 23 отцовских хромосомы, давая толчок к развитию нового человеческого существа. Но момент оплодотворения яйцеклетки (женской половой клетки) еще не есть начало беременности: оплодотворение происходит в маточной трубе и только потом плодное яйцо продвигается в матку (рис. 1).


Ж. В. Цареградская

Ребенок от зачатия до года

Универсальное пособие

Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.

Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и новорожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.

Цареградская Жанна Владимировна - по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990-1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35% в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети - надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания. Публикации. Жанна Владимировна - автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать - дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем:

11152, Москва, а/я № 27 или e-mail jtsaregradskaya@hotmailcom

Вводная часть

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К.Д. Ушинский

Воспитание - это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.

Развитие ребенка до рождения

Беременность

Беременностью называется процесс вынашивания женщиной будущего младенца в своей утробе. Длится он с момента зачатия до родов. Более научно можно сказать, что беременность - это естественный физиологический процесс развития оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется новое существо, способное существовать вне материнского организма.

Санкт-Петербугр


Книга «Новорожденный Уход и воспитание» некоторых шокирует, большинство информации идет в разрез с общепринятыми понятиями и стереотипами и одновременно во всем сказанном есть что-то очень логичное. Прибавим к этому скандальный шлейф, который тянется за автором, и становится не понятно, что в этой книге такого, что ее не списывают со счетов? Тут надо разобраться.

Автор книги — Цареградская Жанна Владимировна. Педагог, научный руководитель Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана», существующего с 1985 года, автор многих статей и книг, посвященных родительству.

Жанна Владимировна собирала по крупинкам информацию с этнографических описаний ухода за детьми, взяла опыт своей бабушки, свой опыт матери семерых детей, а также опыт консультирования сотен семей на протяжении нескольких лет уже существовавшего центра «Рожана». Так и получилась эта книга – краткий курс по годовому сопровождению матери и новорожденного.

Врожденные ожидания новорожденного. Название смелое, но вполне себя оправдывает. Каждое живое существо рождается в некоторой степени приспособленным к этому миру. Человеческие детеныши рождаются слабыми, но лишь потому, что матери способны должным образом позаботится о них. Поэтому матери важно быть подготовленной и знать в чем суть этих ожиданий.

Общие принципы развития ребенка первого года жизни. Здесь в основном описаны первые дни и адаптационный период – т.е. первые 1,5 месяца. Ведь это самый ответственный период, к которому у неопытной матери возникает наибольшее количество вопросов.

О грудном вскармливании и болезнях. Весьма информативно и развенчает ошибочные представления о вопросах кормления.

Уход за новорожденным. Много-много полезной информации, которую можно применять на практике (например адаптационное купание расписано очень подробно, что можно на основе прочитанного самой провести). Местами написанное идет в разрез с позицией официальной медицины, о которой я не самого высокого мнения. Могу сказать, что по крайней мере некоторые методы проверены мной лично, о чем я еще напишу в блоге, подпишитесь, чтобы не пропустить!

Адаптация женщины к материнству. Освещены волнующие вопросы контрацепции и фигуры, а также быт с ребенком.

Взаимодействие с медицинскими учреждениями. На мой взгляд, открывает глаза. У нас в стране принято безоговорочно слушаться врачей, априори предполагая, что они правы во всех вопросах. Можно сказать, что врачи в нашей жизни нередко олицетворяют родительскую фигуру. И это не нормально.

Формирование иммунитета и инфекционные болезни. Краткий курс в одной книге по всем вопросам, в том числе иммунитет и болезни. Сейчас уже нередко врачи говорят, что болезнь не так страшна и что это хорошая тренировка иммунитета ребенка. Но если кто об этом не слышал, готовьтесь узнать новенькое.

Вакцинация. Очень много об истории вакцинации. Для любителей истории и для тех, у кого вопросы про вакцинацию. Честно признаюсь, на 38й неделе беременности мне было тяжело воспринимать эту информацию.

Что особенно понравилось

Эта книга настоящая методичка по уходу за ребенком. Как только у меня возникали вопросы с моим ребенком до года, я открывала эту книгу, и часто получала ответы.

Однако

Я хочу вас предостеречь немного. Книга хорошая, это бесспорно. Только прошу вас, без фанатизма.

  • Жанна Владимировна говорит о естественной защите от беременности в первые 6 месяцев на фоне лактации. Да, только если у вас в планах нет рожать погодок, лучше предусмотреть дополнительные способы контрацепции. Почему. Потому как чтобы естественный способ контрацепции работал, прикладывания должны быть идеально в ритмах, воздух свежий и другие идеальные условия. Как вы понимаете, не для нашего ритма жизни.
  • Автор книги пишет, что ребенку не нужны одноразовые подгузники («Памперсы»). На мой взгляд, нет необходимости отказываться на 100% от достаточно удобного изобретения. Если вы, допустим, отправились в гости с ребенком, или в торговый центр, то одноразовый подгузник упростит порядком жизнь. Согласна, что следует отказаться от ношения подгузов дома хотябы частично.
  • В книге написано, что «материнство – это способность женщины выносить, родить и выкормить грудью ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями». Мне тут хочется добавить, что ребенка важно еще вовремя отпустить.
  • Что касается грудного вскармливания до 3-4 лет, звучать это может страшно, а кого-то может наоборот, вдохновит. Так вот. Здесь тоже без фанатизма. Кормление грудью продолжается пока ребенок не получает энергетический прикорм, а потом уже идет кормление пищей и прикладывания к груди.
  • О прививках. Я не поддерживаю идею поголовной вакцинации малышей первого года жизни. Я считаю, что подход к этому процессу должен быть осознанным. Важно знать не только все аргументы «против», но и все аргументы «за».
  • Про роды дома и взаимоотношения с детскими учреждениями мне хочется несколько подкорректировать.

Домашние роды, безусловно, прекрасный процесс, но очень ответственный. Необходима помощь действительно квалифицированной акушерки, и отсутствие показаний рожать в роддоме. Тут важно оценивать соотношение риска для физического и психологического здоровья. К счастью, в нашей стране все больше «больниц, доброжелательных к ребенку». На мой взгляд роды в таких учреждениях — это разумное решение.

Что касается медицинских учреждений. Врач все равно нужен. Ситуации бывают разные. Нужен специалист, которому можно позвонить в случае чего. Полный отказ от медицинской помощи, это тоже крайность.

О стиле изложения

Эта книга может тяжело восприниматься, если вы читаете ее во время беременности. Местами раздражает менторский тон, а первые десять страниц ты вообще продираешься через многочисленные упоминания о смерти… Не самое приятное чтиво, когда готовишься к родам.

Тем не менее в моих глазах это не перекрывает ценности самой информации. Я в свое время нашла ее исключительно полезной для изучения и до сих пор использую ее в качестве одно из источников для написания статей.

Справедливый вопрос

Если имя Цареградской вам знакомо, или вы захотите о ней побольше почитать, то наверняка наткнетесь на статьи о последних инцидентах, связанных с сектой и судебных тяжб по этому поводу.

Возможно, что революционная для своих лет книга просто снесла головы людям, изголодавшимся по чему-то стоящему. И быстро возросший градус фанатизма в итоге извратил хорошие идеи до уровня «секты». Есть и альтернативная точка зрения, будто дело было сфабриковано желающими захватить собственность семьи Цереградских.

Сложно сказать, что там случилось на самом деле. Может ничего особенного и не было, но тень на имя автора ложится солидная.

Что хочу сказать. Этой книге уже 16 лет, в центре «Рожана» обучилось много консультантов и инструкторов, которые разошлись по всей России и открыли свои центры. Все эти годы методики Цареградской проверяются и совершенствуются, а количество отзывов благодарных семей, которым они помогли в свое время, исчисляется тысячами.

Несмотря на неприятную историю, нельзя отрицать полезный вклад, внесенный Цареградской в развитие поддержки грудного вскармливания и естественного родительства в нашей стране.

Так что берите себе то, что хорошее, а что нехорошее – лучше оставить позади.

Здравый взгляд

Естественное родительство — тема не простая и требует высокого уровня осознанности и подкованности. Если эта тема важна для вас также, как для меня, рекомендую вам онлайн курс «Естественное родительство: мифы и рифы» акушерки Марии Майорской и женского врача Ирины Жгаревой.

Эта статья подготовлена при поддержке консультанта по материнскому искусству Евгении Старковой. Вы можете задать ей вопрос по теме статьи в комментариях, или воспользовавшись формой обратной связи .