Ребенок в 1.6 боится детей. Ребенок боится других детей – что делать и как вырастить коммуникабельного человека
Некоторые мамы замечают, что ребенок в год боится деток такого же возраста или чуть старше. Этот страх может проявиться на площадке для игр, в гостях или в другом месте, где бывает скопление детишек. Малыш попросту уводит маму за руку из песочницы, когда туда приходят другие детишки или вообще не хочет выходить из коляски. Почему это происходит? Является ли детский страх признаком какого-то отклонения? Что нужно делать родителям?
Ребенок в год сторонится сверстников – это признак отклонения ?
Читательницам «Популярно о здоровье» полезно будет узнать, что не всегда причиной появления страха у детей перед сверстниками является отклонение в развитии. Да, действительно, существуют некоторые заболевания, при которых отмечается желание у крохи уединиться, играть в одиночестве, например, аутизм. Но это случается достаточно редко, причем болезнь имеет и ряд иных проявлений – карапузы не смотрят в глаза собеседника, могут не реагировать на собственное имя, любят перебирать в руках один и тот же предмет или перекладывать все в определенном порядке. Если подобное поведение не наблюдается, значит, причины страха кроются в другом.
Причины, почему боится ребенок
Страх у годовалых карапузов перед другими детишками чаще всего возникает не на пустом месте. Конфликтные ситуации – основная его причина. Приведем пример. Малыш находится в песочнице, спокойно играет, но вдруг подбегает другой мальчик и отнимает игрушку. Подобное может произойти и со старшими детками. На форумах можно встретить комментарии мам, которые спрашивают, почему ребенок в 2 года боится детей... Они описывают разные случаи, произошедшие на детской площадке.
Например, дочка собиралась спуститься с горки, но пришел мальчик, стал всех толкать и закрыл проход, чтобы другие малыши не могли кататься. Другая девушка пишет, что ее сына укусила девочка. После этого он стал бояться и сторониться сверстников. Для взрослого человека это пустяковая ситуация, но не для годовалого или двухлетнего ребенка. У крохи непременно отложится в памяти этот негативный опыт. Страх еще больше укоренится, если подобное произошло неоднократно.
Другая причина, почему ребенок в год боится детей, - сильная привязанность к маме и психологическая неготовность к социальной адаптации. Все детки развиваются по-разному, одни раньше начинают говорить и ходить, другие позже. Так же происходит и с общением. Иногда в год кроха еще просто не готов к групповым играм и опасается всех незнакомых людей. Как помочь своему чаду преодолеть свой страх?
Что делать, ребенок как помочь? Практические советы
Оказывайте поддержку
Малышу, который боится общения в кругу других детей, нужна помощь родителей. Часто страх появляется не потому, что кроху обидели, а из-за того, что он не ощутил в этот момент поддержки мамы. Чувство защищенности никогда не должно покидать годовалого ребенка. Играя на площадке с сынишкой или дочкой, будьте всегда рядом. Если кто-то хочет отнять игрушку, старайтесь защищать свое чадо, показывать ему свою поддержку и защиту. Обидчикам объясняйте, как правильно нужно действовать, помогайте договариваться, предлагайте обмениваться игрушками. Только так кроха сможет впоследствии научиться контактировать с другими и станет делать попытки самостоятельно строить отношения.
Не давите на ребенка
Родителям не стоит принуждать или заставлять кроху идти на площадку, если он всячески сопротивляется. Так вы не решите проблему. Играйте пока вместе, только вдвоем, а когда пройдет немного времени, попробуйте завести знакомство только с одним мальчиком или девочкой. Помогите им подружиться, не оставляйте наедине, а будьте рядом. Дружите семьями, приглашайте в гости. Когда чувство страха немного притупится, ищите новые знакомства, но делайте аккуратно, ненавязчиво.
Школа раннего развития
Сегодня существует много различных школ или студий для деток разного возраста. Школа раннего развития – отличная возможность приобщить кроху к групповым занятиям и найти новых друзей. Записывайтесь в группу с небольшим числом участников. Поначалу малыш может несколько занятий просидеть у вас на руках, не участвуя в играх, но со временем он привыкнет, что там обстановка спокойная, присутствующие не проявляют агрессию, а педагоги постоянно увлекают малышей чем-то интересным. Вы удивитесь, но через несколько занятий кроха, наконец, станет участвовать в совместных играх, страх исчезнет.
Похвала
Роль похвалы огромна в воспитании. Если вы часто и по делу хвалите чадо, то растет его уверенность в себе, а без нее невозможно общаться с окружающими людьми. Если вы только критикуете, то кроха замыкается в себе, закрывается в своем мире, начинает сторониться людей, сверстников. Этот пункт особенно важен для тех, чей ребенок в 2 года все еще боится детей. В этом возрасте карапузы психологически очень чувствительны. Ваша критика на детской площадке (например, вы поругали своего сына или дочь за неправильное поведение по отношению к другому малышу) может привести к нежеланию общаться с другими детками и находиться в их компании.
Если ребенок в год все же боится детей, это всегда чем-то обосновано. Чудес не бывает… Но не стоит бить тревогу по поводу признаков заболевания психики или других отклонений в развитии. Станьте своему сыну или дочке опорой и защитой, помогайте ему находить общий язык с другими, показывайте это на примере, хвалите, а не критикуйте. Тогда постепенно проблема решится.
Родители всегда беспокоятся о своих отпрысках, особенно если они только начинают делать первые робкие шаги в сторону общения со сверстниками. Мама и папа зорко следят, чтобы кроху никто не обидел или не ударил. Они надеются, что их сына или дочь с лёгкостью примут в свою группу для игр новые знакомые, и всем будет весело и интересно. Но не всегда всё идёт по запланированному сценарию. Во многих случаях первые проблемы, с которыми сталкивается ребёнок, связаны именно с адаптацией в коллективе ровесников. Почему так происходит, и что нужно делать, если малыш стал бояться детей?
Психологи объясняют, что восприятие окружающего мира у детей и взрослых кардинально отличается. Мужчины и женщины знают, чего можно ожидать от других людей, а вот ребёнок часто бывает не готов к реальности. Дело в том, что в домашней обстановке кроха всегда окружён заботой, нежностью и любовью. Для своей семьи он целый мир, который оберегают и защищают мама и папа. Поэтому в процессе социализации малыш ждёт такого же отношения к себе и от других членов общества, и не только от старших по возрасту, но и от сверстников.
Очень часто причиной боязни общения со сверстниками становится первый неудачный опыт. Например, ребёнок впервые начал играть на площадке с другими малышами и его ударили, отобрали игрушки, обидели. На подсознательном уровне запоминается тот факт, что общение не доставляет удовольствия и радости, а, наоборот, приносит боль и обиду. Именно поэтому кроха старается как можно дольше оттянуть момент вхождения в коллектив, ведь ему так уютно и спокойно в мире внутри своей семьи.
Причины появления страха у маленьких мальчиков и девочек
- Гиперопека со стороны близких. Конечно, взрослые должны заботиться о своих отпрысках, поддерживать и помогать им. Но некоторые мамы и папы не оставляют места для самостоятельности, а создают неестественные условия, где всё вращается вокруг их сына или дочери: по первому требованию исполняются малейшие желания, согласно строгим критериям выбираются достойные друзья для игр. Бывают случаи, когда малышу вообще не позволяют приближаться к другим детям. Всем этим родители оказывают своему чаду плохую услугу, ведь учиться жить и контактировать с ровесниками всё равно придётся. А когда в двухлетнем или трёхлетнем возрасте приходит время для посещения детского сада и адаптации в социуме, тепличный ребёнок оказывается неподготовленным к тому, что внимание уделяется не только ему, но и в равной мере другим. Он не может правильно выстроить своё поведение, а сверстники не станут мириться с тем, кто хочет, чтобы всё было только по его плану. Поэтому кроха и близко не желает подходить к ровесникам, а предпочитают оставаться в уютном мире, который создали для него в семье.
Проявление эгоизма - это не самое страшное, что появляется в поведении детей, которых слишком сильно опекают. По мере взросления ребёнок понимает, что может с лёгкостью манипулировать взрослыми и устраивает истерики пока не получит желаемое.
- Непонимание ситуации. Часто причиной проявления страха становится незнание того, как вести себя с другими малышами. Например, в процессе игры у крохи забрали игрушку. Он начинает плакать, ведь вещь его, и она ему нужна. Но вот как вернуть её обратно он просто не понимает. Или другая ситуация: ребёнок подходит к детям, но на этом его знания заканчиваются. Он всего лишь стоит и смотрит на то, как играют другие, а через время уходит, потому что его не принимают в группу.
- Особенности характера. Стеснительность и застенчивость часто являются преградами на пути к общению между детьми. В каждой группе есть явные лидеры и те, кто стоит в стороне. Многое зависит от индивидуальных качеств развивающейся личности, поэтому некоторым ребятам нужно не несколько дней, а недель (иногда даже месяц) для адаптации. Ребёнок привыкнет, освоится и постепенно начнёт общаться с ровесниками.
В некоторых случаях дети не просто сторонятся других, но и боятся их, поднимают крик, устраивают истерики и не хотят общаться ни с кем. Детские психологи настаивают, что на этом этапе родители не должны опускать руки и изолировать малыша от сверстников. Наоборот, нужно всячески поддерживать кроху, помогать ему преодолеть страх и застенчивость, чтобы ребёнок начал социализироваться в обществе.
Доктор Комаровский считает, что многие проблемы у маленьких членов общества возникают из-за неправильного воспитания и модели поведения, которую прививают им родители. Поэтому знаменитый педиатр настаивает: необходимо приучать детей к определённому режиму, показывать, что главные в семье именно мама и папа, их нужно слушаться, и это обязательно.
Признаки, которые должны насторожить родителей
Прежде чем принимать решение и думать, как помочь крохе, родители должны оценить ситуацию и определиться с причинами, по которым ребёнок может бояться играть с другими детьми. Часто взрослые просто не замечают, или не хотят замечать, что у их чада есть проблемы с общением и социализацией. Специалисты разъясняют некоторые признаки, которые должны насторожить мам и пап:
- малыш с удовольствием играет на площадке только в том случае, когда там нет других детей;
- отчётливо видно, что кроха постоянно держится на расстоянии от ровесников, даже когда они находятся рядом;
- ребёнок делает робкие попытки подойти к другим ребятам, но сразу же возвращается обратно на свой наблюдательный пункт. Как только сверстник пытается пойти на контакт, малыш убегает и прячется за родителей.
Что нужно делать, чтобы ребёнок перестал бояться других детей в детском саду и на площадке: советы психологов
- дайте крохе понять, что остальные ребята не плохие. Для этого в разговоре со своим сыном или дочерью рассказывайте о том, какой хороший тот мальчик или девочка, как они весело играют, хотят познакомиться с новыми друзьями и т. д. Если малыш усвоит, что дети не будут его обижать, а могут стать товарищами, он захочет с ними дружить;
Очень важно не высказывать негативных мыслей о других ребятах при ребёнке, ведь малыши воспринимают все слова взрослых по-настоящему. Даже после одной неосторожной фразы кроха ещё больше будет сторониться сверстников.
Если ребёнка задирают, сделайте замечание обидчику. Ваш малыш должен знать, что ему нечего бояться, и родители смогут защитить его. Однако во всём нужно знать меру. Не стоит постоянно ходить за крохой и не давать ему свободы действий. По мере взросления он учится самостоятельности, умению постоять за себя и решать некоторые проблемы без участия взрослых.
- повышайте самооценку сына или дочери. Если страх вызван индивидуальными особенностями характера, например, застенчивостью, самый лучший способ справиться с этим - увеличить уверенность ребёнка в себе. Для этого необходимо чаще хвалить его, давать возможность самостоятельно принимать решения;
- учите кроху находить выход из различных ситуаций. Как показывает практика, боязнь контакта с другими детьми часто вызвана неумением общаться. Задача мамы и папы - объяснить своему чаду, что нужно делиться игрушками, нельзя бить товарищей, забирать чужие вещи и т. д. Если малыш не хочет отдавать то, что принадлежит ему, он должен уметь отстоять своё;
- не заставляйте ребёнка. Если в какой-то момент он не хочет играть с детьми, не стоит его ругать или уговаривать. Немного позже кроха обязательно проявит интерес, если родители будут создавать соответствующие ситуации, например, часто выходить гулять на детскую площадку или в игровой центр;
- будьте спокойны. Нервы, переживания и разочарование малыш обязательно почувствует и может испугаться. Поэтому когда кроха начинает плакать, оставайтесь невозмутимыми и объясняйте ему, что бояться нечего;
- начинайте знакомство на своей территории. Очень часто маленькие мальчики и девочки быстрее идут на контакт, если сверстники приходят к ним в гости. Родители могут приглашать знакомых с детьми поиграть вместе с их сыном или дочерью у себя дома. Ребёнок чувствует уверенность в привычном окружении, где ему ничего не угрожает, и быстрее начнёт общаться с ровесниками.
Главные ошибки родителей: чего нельзя делать
Часто сами взрослые не помогают решить проблему, а усугубляют её ещё больше. Психологи приводят список вещей, которые запрещены, если ребёнок испытывает страх перед ребятами:
- не акцентируйте внимание на сложившейся ситуации. Не стоит повторять крохе фразы типа: «Если ты боишься детей, то никогда не сможешь найти друзей». Это ещё больше настраивает его на негатив и не поможет решить проблему;
- никогда не обсуждайте ситуацию с другими людьми в присутствии малыша. Дети всё слышат и понимают, даже если взрослым кажется, что это не так. Поэтому кроха обязательно запомнит информацию, и переубедить его будет очень сложно;
- не навязывайте дружбу. Если малышу не нравится общение с определённым ребёнком, не стоит ему говорить, что он обязан с ним играть. Пусть сын или дочь самостоятельно решат, кто будет их другом;
- не обзывайте малыша, не придумывайте обидные прозвища, сказанные в порыве эмоционального перенапряжения. Очень часто родители вслух произносят слова и фразы, о которых потом жалеют. Так ребёнок только ещё больше замыкается в себе, ведь вместо такой нужной поддержки он испытывает стыд перед родителями и чувствует их недовольство;
- если взрослые действительно увидели проблему, не стоит откладывать визит к врачу. Консультация расставит всё на свои места, а специалист даст реальную оценку сложившейся ситуации. Наличие боязни требует как можно более быстрого её устранения, чтобы не стало поздно.
Не стоит стесняться попросить помощи у детского психолога. В большинстве случаев достаточно правильно объяснить родителям, что и как нужно делать, рассказать о модели поведения, которая поможет малышу адаптироваться, и проблема решится достаточно быстро. Но в некоторых ситуациях необходима работа со специалистом, который будет заниматься с ребёнком и сможет помочь побороть страх.
Видео: как научить ребёнка не бояться других детей
Из опыта родителей
Для примера расскажу о своей племяшке. Она лет до 6 не общалась с детьми. Не хотела. Она вообще очень тяжело шла на контакт и проще это происходило со взрослыми. В возрасте до 1 года примерно она вообще дико боялась всех и сидела на руках у родителей, а иногда вообще только у мамы! В развитии не отставала, умненькая смышлёненькая малышка, но она отгораживалась от окружающего мира. Потом стала потихоньку выглядывать из скорлупы, я некоторое время за ней присматривала, родители работали, стала выводить на прогулку в компании, начинали с 1 девочки. К моменту, когда малышка пошла в школу, она была вполне общительным человечком. Позднее я читала в какой-то умной книжке, что есть такие детки, это разновидность нормы. Советовали проконсультироваться у специалистов, и если в остальном ребёнок адекватен, то родителям предлагалось оставить ребёнка в покое и дать ему развиваться в своём темпе. Сейчас моей племяшке 16 лет. Она ничем не отличается от девочек и мальчиков, которые дружили и играли со сверстниками с пелёнок.
Поросятинаhttp://www.komarovskiy.net/forum/viewtopic.php?t=20538
Полностью согласна с психологом: если сейчас ваш ребёнок не хочет идти в скопление народа, детей, не водите. А произошло это потому, что ваш ребёнок ещё слишком мал для социализации, столкнувшись с грубостью на площадке и не получив защиты от мамы, он стал бояться и стал неуверен в себе. В период до трёх лет дети не готовы к общению со сверстниками, у них нет такой потребности, ему нужен узкий круг близких людей. Ваша задача в этом возрасте на прогулках и площадках быть твёрдой опорой вашему малышу, он должен знать, что он под защитой. Вы должны защищать ребёнка и показывать, как нужно себя вести в тех или иных ситуациях, как выходить из конфликтов, как за себя постоять, но ребёнок должен быть всегда под крылом мамы. И не нужно думать, что если вы сейчас будете защищать сына, он вырастет беспомощным, не способным за себя постоять. Именно сейчас, становясь ему твёрдой защитой, и показывая, как справляться с ситуацией, вы формируете у него базовую уверенность в мире, которая потом перерастёт во внутреннюю уверенность и позволит вашему сыну защищать себя и правильно выходить из сложных ситуаций.
Светлана
Попроще относитесь к ситуации и займитесь собой (в смысле, сократите время «воспитания» ребёнка). Тогда, как по мне, у него просыпается интерес к сверстникам, а от этого уже он вырабатывает модель своего поведения в коллективе. Не бойтесь сада, это ведь подготовка к школе, которую уж точно не пересидеть дома с мамой и правильной книжкой. Пусть ребёнок попытается проявлять себя, быть собой, а не тем существом из книжки, которое мама от него ожидает. Так вы обрекаете его на страдания и комплексы в будущем.
Алиса Доминаhttps://www.babyblog.ru/community/post/education/3063487
У нас было похоже. С возрастом полегче уже. Я думаю это отрицательный опыт плюс темперамент. Сама я такая же была в детстве. Главное поддерживайте своего малыша)
Ольгаhttps://www.babyblog.ru/community/post/education/3063487/1#comm_start
Мой сын тоже избегал общества других детей и посторонних взрослых до 2х лет. Потом, внезапно, к 2м годам - стал спокойней относиться к чужим взрослым. Ещё спустя полгода стал интересоваться детьми-ровесниками. Сейчас в садик начали ходить, правда, не могу сказать, что ребёнок в восторге от детского общества.
Lucehttp://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=1561103
Страх общения с ровесниками - частое явление в процессе развития и становления личности ребёнка. Задача родителей в этот период - выяснить причину появления боязни и помочь своему чаду справиться с возникшей проблемой. Психологи обращают внимание, что нельзя ничего не делать, ведь все мы живём в социуме, и по мере взросления крохе нужно будет уметь общаться в коллективе. С раннего детства учите детей взаимодействовать со сверстниками, принимать самостоятельно решения и находить выход из различных ситуаций. Но вместе с тем необходимы постоянная поддержка и внимание со стороны мамы и папы, чтобы малыш был уверен в своих силах.
Вот еще маленькая статья.
_________________________________
МАМА, Я БОЮСЬ!
Пятилетняя Лиза очень боится ворон, перед сном просит посидеть с ней. Мама утешает ее, объясняет, что это совершенно безобидная птица, да и в квартире её быть не может. Девочка внимательно слушает, со всем соглашается, а потом шёпотом спрашивает: В«Мама, а ты не ворона?В»
Страхи есть в жизни каждого ребёнка, это совершенно нормальное явление, связанное с развитием малыша, развитием фантазии и обогащением его жизненного опыта.
Первый ярко выраженный страх, который проявляется в боязни разлуки с мамой, появляется уже у семимесячных детей. По мере взросления ребёнка одни страхи приходят на смену другим.
Как реагировать, если ваша кроха чего-то боится?
С одной стороны, страхи нельзя культивировать – т.е. постоянно о них говорить, считать своего малыша чрезмерно ранимым и В«подстилать соломкуВ» там, где это не нужно. Специалистами доказано, что у тревожных, постоянно беспокоящихся родителей, дети очень часто начинают вести себя так же, они не уверены в себе и в своих силах, имеют множество страхов.
Ни в коем случае нельзя считать страхи проявлением слабости и явлением, не заслуживающим особого внимания, высмеивать малыша. Отнеситесь с пониманием к его переживаниям, внимательно выслушайте, утешьте. Выскажите логические доводы, однако будьте готовы к тому, что они практически не способны повлиять на ребёнка-дошкольника: страх – это очень сильное чувство, поэтому воздействовать на него нужно в первую очередь через эмоциональную сферу.
Специалистами разработано множество способов работы со страхами, которыми могут воспользоваться и родители.
Для начала постарайтесь разнообразить (но ни в коем случае не перегрузить) жизнь ребёнка: чем больше интересных дел у малыша, тем меньше времени остается на переживания. Психологи считают, что страхов меньше у тех дошкольников, которые имеют возможность много общаться со сверстниками. Дело в том, что в группе детей зарождается субкультура, которая помогает им прорабатывать свои страхи: этому служат обычные игры (например, прятки помогают избавиться от боязни темноты и одиночества), детские В«страшилкиВ», ролевые игры и т.д.
Мамы и папы могут попросить ребёнка нарисовать то, чего он боится, а затем предложить превратить этот страшный рисунок в нечто смешное и безопасное, добавив какие-то детали или сделав из него самолетик. Главное, чтобы малыш придумывал и делал все сам. Помимо этого, тему страха можно аккуратно затрагивать в выдуманных историях или играх: например, девочке Лизе, о которой шла речь в начале статьи, можно предложить включить в игру маленького воронёнка, выпавшего из гнезда.
Если вы решились сами помочь малышу, делайте это очень осторожно, внимательно наблюдая за его реакциями во время игры.
В тех случаях, когда малыш слишком эмоциональный и впечатлительный, боится всего на свете, или если страх преследует ребёнка, несмотря на усилия родителей, нужно обратиться за помощью к психологу.
Вероника Кострова, психолог
--------------------
Вероника, Данила (22.06.99) и маленькая Аришка (27.02.2006)
Дополнительно: |
Чтобы помочь малышу расправиться со страхами, вам нужно признать, что страх реален. Так же, как и страхи у взрослых, детские зачастую иррациональны, но это не делает их менее «настоящими». И если одним из наиболее эффективных способов устранения нежелательного поведения ребенка в младшем возрасте является игнорирование этого поведения, то в случае со страхами этот метод малоэффективен. Это может вызвать обратный эффект - усиление страха или появление нового. Например, ребенок, который боялся пылесоса, может начать бояться других бытовых приборов - чайников, кофеварки и т. д.
Не пытайтесь вышибить клин клином, заставляя малыша встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Не стоит убеждать ребенка, боящегося чудовищ, заглянуть под кроватку и в темные углы, а кроху, которого пугает звук воды, спускаемой в унитазе, спустить ее самостоятельно и увидеть, что «ничего страшного не произошло».
Подбадривающие фразы типа «не веди себя, как младенец» или «ну, будь же смелым мальчиком» - также не лучшее средство от страха. Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко, постепенно помогите ему понять природу того, чего он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:
Признание. Спокойно и уверенно скажите ребенку, что вы видите и понимаете, чего и кого он боится.
Разъяснение - детям начиная с двухлетнего возраста часто бывает достаточно простого объяснения.
Например, если ребенок боится звука закипающего чайника, можно объяснить, что водичка, которую он пьет, льется из крана, но, чтобы она была более вкусной и полезной или горячей, ее надо сначала очень сильно нагреть, а потом пить. Для этого сделали чайник. В нем вода нагревается. Когда она нагревается, то шумит. Это хороший шум, это значит, что вода становится вкусной и полезной. Следующим шагом будет косвенная демонстрация.
Знание о возможности контролировать пугающий объект может помочь ребенку.
Опыт включения-выключения пугающего бытового прибора, фонарика и ночника, которые ребенок может сам включать и выключать, сделает страшное более контролируемым и, следовательно, менее пугающим. Просите вашего кроху рассказать о его страхах и внимательно, с пониманием выслушайте его, не смейтесь над страхами, не бойтесь пошутить там, где это уместно, чтобы снять напряжение и помочь расслабиться испуганному ребенку.
Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.
Расскажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Вспомните о том, чего вы боялись, когда были маленькими, и как преодолели свой страх. Будьте, однако, осторожны в своем рассказе, чтобы не дать ребенку новый объект ужаса.
Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха.
Не критикуйте малыша за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителей - наилучшее поощрение для маленького человечка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения.
Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.
Не переусердствуйте. Иначе сверхохраняемый ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться, и станет еще более испуганным и слишком зависимым от родителей.
По возможности уберите из жизни ребенка источники страха: страшные сказки, мультфильмы, картинки. Даже если ваш ребенок не боится ужастиков или сцен насилия, показанных по телевизору, лучше избегать дополнительных стимулов для их появления. Если кроха все-таки увидел такую сцену, спокойно объясните ему, что это было и что вы только наблюдали, но никак с этим не связаны и не участвовали в этом.
Это лучше, чем постараться быстро отвлечь и развлечь малыша.
Убедитесь, что не вы стали первопричиной для появления страха. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть», действия, когда ребенка запирают в темной комнате в качестве наказания, или угрозы типа «мы уйдем и оставим тебя с этой тетей» могут стать источником страха.
Отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугает маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка - он боится выходить из дома, отказывается мыться из-за страха воды, не может посетить врача из-за страха чужих людей, спит с родителями, так как боится оставаться один в комнате и т. д., - обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.
Доброго времени суток всем!
Моей дочке скоро будет полтора года. С рождения она была неспокойным ребенком. Сама в кроватке никогда не лежала, все время я носила ее на руках. Мы всегда были вместе 24 часа в сутки. Я редко ухожу от нее и максимум на час. На более долгое время не отпускает, начинает искать меня по квартире и беспокоиться.
Дочка - темпераментная, веселая, улыбчивая, общительная, очень активная и смышленая девочка. Она больше всего любит активные игры, но также может и посидеть порисовать, книжки посмотреть. Сама играет мало, обычно требуется мое присутствие.
Волнует меня вот что. Она очень боится, когда мы идем в незнакомое ей место, боится, когда с ней начинают общаться незнакомые люди (не все, но многие). Особенно заметно это стало после года. И чем старше, тем хуже. Сегодня мы пошли с друзьями в торговый центр, чтобы дети поиграли в игровой комнате. Я заранне рассказала дочке, куда мы идем. Но как только коляска повернула в незнакомом ей направлении, она расстроилась и стала плакать. С горем пополам доехали до ТЦ, удалось отвлечь телефоном. Как только вошли в ТЦ, она снова стала плакать и выбираться из коляски. Когда попала в игровую комнату, повеселела и стала радостно носиться и играть.
Как ходить с ней к врачу, я не знаю. Она начинает кричать, как только мы заходим в кабинет. Поэтому несколько месяцев поликлинику мы уже не посещаем.
Проблемы вызывают даже семейные праздники, на которых присутствуют только самые близкие: мои родители, брат и еще один брат со своей семьей. Когда она видит, что собралось много народа, начинает плакать и вести меня обратно, даже не разобравшись, что это за люди. Боится моих братьев, видит их раз в 2 месяца примерно. Иногда привыкает и начинает хорошо с ними ладить, но в след раз всё опять повторяется.
Я не знаю, нормально ли это, но в любом случае хочется ей помочь. Мы и так почти никуда не ходим. Может, стоит почаще выходить в люди? Но как избежать этих истерик? Это такой стресс для нас обеих.
Я на нее никогда не кричу и не ругаю, очень мало запрещаю. Стараюсь уделять много внимания, разговариваю и объясняю ей всё. В доме обстановка спокойная, муж тоже спокойный.
В садик (группа ЦИПР, дети занимаются вместе с мамами), мы ходим очень хорошо. Около месяца она адаптировалась (мы начали ходить в год), вела себя настороженно, но не плакала, а теперь садик просто обожает. На прогулках тоже очень самостоятельная. Не боится уходить от меня далеко.
Написала много, но хотелось сделать картину максимально ясной. Буду очень рада советам, с удовольствием отвечу на все вопросы!