Ребенок в год дерется: что делать, почему кусается.

Многие родители удивляются, что их маленькие дети дерутся, щипаются и кусаются. Однако не все понимают, что причиной такой агрессии у детей чаще всего являются они сами. Именно у ближайшего окружения малыш и перенимает манеру поведения. «Но у нас в семье никто не бьет друг друга!», возможно, скажете вы. Да, может, это так, но дети, видя определенный стиль общения, воспроизводят его именно в том виде, в котором умеют. Что не так в родительском общении? Как реагировать, почему ребенок в год дерется, что делать? Почему он кусается? Как перевоспитать кроху?

Ребенок в год дерется – неумелое проявление чувств

С детской агрессией рано или поздно сталкиваются все родители. Малыши могут проявлять ее по-разному – шлепать маму или папу по ногам, по лицу, щипаться и кусаться, кричать и топать ногами. Чаще всего такое поведение начинает беспокоить родителей в гораздо более позднем возрасте, когда чадо достигает трех лет. Однако первые задатки или «звоночки» агрессии обычно зарождаются еще в годовалом возрасте или даже раньше, когда мамы играют с малышами, покусывая их за ножки или ручки, а те в ответ безобидно шлепают их по лицу. Игнорирование подобных проявлений чувств может в дальнейшем привести к неприятностям. Если вашему чаду год, а он больно кусает вас и бьет, как стоит реагировать? Нужно ли оставлять подобное без внимания, ссылаясь на ранний возраст? Я Вас спрашиваю не зря. Свои мысли вы можете выразить ниже в форме комментариев на этой странице «Популярно о здоровье». Но продолжим…

Одной из причин такого поведения годовалого ребенка является то, что во время игр мама не давала ему понять, что бить других нельзя. Покусывая ручки сына или дочки, легонько шлепая его, вы показали малышу, что это нормальное поведение, скорее, даже некое проявление нежности и любви. Вы умилялись и улыбались, значит, такая игра вам была приятна. У крохи это закрепилось в сознании и теперь он применяет этот прием, когда хочет выразить свои нежные чувства к вам.

Ребенок дерется – это проявление агрессии

Когда в семье преобладает авторитарный стиль общения, дети неосознанно его перенимают. Здесь не идет речь о супружеских парах, которые дерутся между собой. Если такое происходит дома, на глазах у отпрысков, то причина их агрессии очевидна. Речь идет о том, в какой манере мама и папа общаются. Проскальзывают ли в их словах угрозы, манипулирование, шантаж. Если это так, чадо просто повторяет за старшими, только в год он никак больше не сумеет воспроизвести подобное, кроме как стукнуть маму или папу или укусить.

Агрессия родителей нередко проявляется в скрытой форме и к самому малышу. Когда мама и папа наказывают его за шалости физически – шлепают его, ругают, называют плохими словами, лишают своего внимания. Манипулирование детскими чувствами тоже нередко встречается в семьях, например, как вам такая фраза: «Если ты не будешь слушаться, я не буду тебя любить». Услышав такое, годовалые детишки делают верный выбор – лучше послушаться родителей, чем остаться без их любви, но как вам удалось добиться послушания? Конечно, с помощью манипуляции и шантажа. Именно этот способ в будущем выберут ваши дети для общения с окружающими, и с родителями в том числе. А пока малыш не умеет разговаривать, он добивается своего так, как умеет – пытается бить, кусать и щипать маму и папу.

Что делать если ребенок в год кусается и дерется, а еще и щипается ?

Прежде всего, следует изменить стиль общения в семье. Никто не должен подвергаться насилию, в том числе словесному. Нельзя допускать язвительные замечания, оскорбления, унижения, использовать угрозы и манипуляции, чтобы добиться своего. В противном случае вы пожнете то, что сами посеяли – кроха будет драться, кусаться, а когда вырастет, то станет разговаривать на вашем же языке.

Объясняйте малышу, что когда он стукает вас по лицу или кусает, вам неприятно и больно. Не стоит давать ему сдачу, показывая на примере, что это действительно может быть больно. Старайтесь предотвратить удар и говорите строго, чтобы прекратил драться, глядя ему в глаза.

Если на детской площадке или в гостях, следите за ним постоянно. Достаточно предупредить, что наказанием за драку будет возвращение домой. Обязательно сдержите свое слово, тогда вероятность повторения неприятной ситуации снизится. В следующий раз годовалый кроха уже подумает, прежде чем кусать и бить своих сверстников.

Не запрещайте малышу проявлять негативные эмоции

Негативные эмоции – злость, обида, гнев – не чужды и маленьким детям. Если кроха злится, а на то может быть масса причин, ведь маленькие девочки и мальчики воспринимают все гораздо ярче и эмоциональнее, чем взрослые, дайте ему освободиться от переполняющих его чувств. Запрещать крохе кричать, топать ногами и плакать, кода он злится, не стоит. Каким еще способом годовалый малыш может выплеснуть негативные эмоции? Вы ведь и сами часто проявляете гнев и злость, не так ли? Объясните крохе, что злиться может каждый, но драться при этом нельзя. Попытайтесь успокоить кроху, будьте нежными, но не препятствуйте выходу эмоций. Пока ребенок маленький, он не умеет контролировать свои чувства и не может сдерживаться.

Итак, если ребенок в год дерется и кусается, пересмотрите свой стиль общения в семье, устраните оскорбительную речь, не пользуйтесь давлением на других, не манипулируйте и не угрожайте. Перестаньте применять к чаду физические наказания и кричать на него, если он балуется. Объясните, что бить других недопустимо, это неприятно и больно. Будьте терпеливы, но строги и показывайте детям хороший пример для подражания.

Ссоры и конфликты между детьми в семье - явление неизбежное, и это не плохо, ведь братья и сестры имеют прекрасную возможность учиться взаимодействовать с другим человеком. Задача родителей - научить детей грамотно выходить из конфликтных ситуаций.

Причины конфликтов

Если же ссоры периодически перерастают в драки, значит, существуют какие-то детские потребности, которые не удовлетворяются в полном объеме. К наиболее популярным причинам конфликтов между детьми относят:

  • ревность;
  • привлечение внимания родителей;
  • завышенные требования к одному из детей;
  • доминирование одного ребенка над другим;
  • явное соперничество между детьми;
  • борьба за любовь родителей;
  • дележка игрушек;
  • конфликты от скуки.

Существует ряд практических советов, которые подскажут родителям, как стоит вести себя во время детских драк и конфликтов.

Вмешиваться или нет?

В детский конфликт допустимо вмешиваться только в крайней ситуации. Если дети просто спорят, то позвольте им сначала самим решить спорную ситуацию. Вмешиваться можно лишь в том случае, если ссора не утихает продолжительное время или дети начинают драться.

Быть родителем, а не судьей. Как прекратить детские драки

Разрешая детский конфликт, не стоит сразу выносить наказания, не разобравшись в ситуации. Гораздо полезнее будет выслушать каждого ребенка по отдельности, понять его позицию и точку зрения, а далее вынести совместное решение. Цель родителей - не просто найти виноватого, а научить детей разрешать конфликт, при необходимости извиняться и признавать собственные ошибки.

Перенаправление энергии

Если вы видите, что дети уже несколько раз за один день «сцепливаются» и дерутся, то просто перенаправьте их энергию в мирное русло. Организуйте совместную деятельность, подкиньте идеи для игр, погуляйте с детьми на свежем воздухе. В учебное время не будет лишним найти каждому ребенку по интересной спортивной секции, где они смогут сбрасывать свою энергию, тогда и вечера в вашей семье будут проходить мирно.

Мое - твое

Четко обозначьте с детьми, где чьи вещи. Большой ошибкой является сделать все игрушки в семье общими - это неправильно. У детей может быть общим конструктор, книги, пластилин, но у каждого ребенка должен быть свой отдельный уголок или на крайний случай коробка с игрушками, которые будут лично его. Научите детей спрашивать разрешение, прежде чем они захотят взять чужую вещь.

Личное время

Обязательно уделяйте каждому ребенку отдельное время, говорите чаду, как вы его любите, обнимайте, целуйте. Даже 15 минут личного времени в день будет достаточно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя значимым и нужным.

Ссориться - можно!

Неправильным будет решение поставить табу на ссоры и конфликты между детьми. Можно обозначить, что ругаться за приемами пищи запрещено, но выяснять отношения между собой можно. Ссоры возникают не на пустом месте, всегда существует какой-то повод. Чем больше родители запрещают ссориться, тем больше дети чувствуют накопившуюся агрессию.

Ты не обязан любить

Не надо заставлять детей проявлять друг к другу любовь, они не обязаны это делать. Родители решили, что у них будет не один, а несколько детей, мама и папа любят всех своих детей, а вот чувство любви у детей по отношению друг к другу сразу возникнуть и не должно. В нормальной семье дети рано или поздно станут близкими людьми, будут любить и поддерживать друг друга в сложных ситуациях. А на данный момент жизни дети вправе испытывать раздражение или гнев по отношению к своему брату или сестре. Проговорите это с детьми, им станет гораздо легче жить, если мама и папа не будут давить своими бесконечными фразами, как дети обязаны любить друг друга.

Запрещенные удары

Запретить конфликты и драки вы не можете, а вот обозначить ряд недопустимых действий будет разумно. Проговорите с детьми, какие действия нельзя допускать во время конфликтов - например, нельзя кидаться друг в друга предметами, бить по голове и лицу.

Личное пространство

Для каждого ребенка в семье организуйте личное пространство, даже если это будет небольшой уголок. Ребенок должен иметь возможность уединиться и побыть в одиночестве в любой момент, когда он сам этого захочет.

Каждый ребенок - личность

Как можно чаще проговаривайте, чем каждый ребенок в отдельности уникален. Важно отмечать положительные качества и умения у каждого ребенка, детям важно знать, что они неповторимы.

Вместе вы сила

Подкрепляйте проявления дружбы и любви друг к другу у детей. Подчеркивайте, что вместе они молодцы, здорово справились с выполнением задания, говорите, что вместе вы сила. Придумывайте больше дел и игр, где дети будут выступать не соперниками, а союзниками, это прекрасно сблизит их.

Индивидуальные потребности

Всегда считайтесь с потребностями каждого ребенка. Ошибочно заставлять ходить двух детей в одну спортивную секцию или на пение, одеваться в одинаковую одежду. Пусть каждый занимается делом по душе, наряжается так, как нравится ему.

Грамотный график

Чтобы дети ссорились как можно меньше, продумывайте режим дня, составляйте графики так, чтобы дети имели возможность не только заниматься в школе, но и успевали полноценно и своевременно питаться, отдыхать и посещать интересные им кружки. Если дети сыты, отдохнули и выспались, потратили энергию на занятиях, прогулках, то у них будет минимум причин для ссор и конфликтов.

Справедливость превыше всего

Будьте справедливы к своим детям, если вы что-то обещали купить, то сдержите это слово. Иногда одному ребенку будут приобретены более дорогие вещи, а другому менее дорогие. Всегда объясняйте, почему так происходит, но в целом важно придерживаться баланса, чтобы каждый ребенок не чувствовал себя обделенным.

Проговаривание эмоций

Научите детей озвучивать свои эмоции по отношению друг к другу. Если ребенок скажет своему брату или сестре, что он сейчас злится на него или обижен, это будет только плюсом. В будущем он сможет вырасти человеком, который не просто держит все эмоции в себе, а умеет решать трудные ситуации, проговаривать неприятности и спокойно выходить из конфликтов.

Важно не подавлять детские эмоции, а научить братьев и сестер взаимодействовать между собой, тогда они смогут вырасти успешными и счастливыми людьми. Опыт разрешения конфликтов, который дети усвоят в детстве, поможет им решать как семейные проблемы, так и сложные ситуации на работе. Такие люди лучше подготовлены к взрослой жизни.

Многие взрослые оказывались в ситуации, когда малыш вдруг бросался кусаться или агрессивно сжимал кулачки. Что делать в такой ситуации? Не обращать внимания? Откликнуться агрессией на агрессию? Сначала стоит задуматься, почему у малыша такое поведение.

Почему малыши кусаются?

Малыш сначала рождается с большим «набором» эмоций. А их проявление зависит от того, как их выражают взрослые. Если в вашей семье заведено делиться собственными чувствами, если нет давления на малыша, к его потребностям прислушиваются - и маленькая вероятность того, что он будет кусаться или драться, когда его забирают с детской площадки или усаживают кушать.

Если же взрослые все решают за малыша, да еще наказывают за неподчинение, у малыша накапливается обида, злость на взрослых. Поэтому ваш запрет может вызвать решительный протест со стороны ребенка вплоть до физической агрессии. Данные поступки можно пресекать, угнетать, но это не решит проблему. Вы только перенесете негативную эмоцию в глубину психического мира малыша, и кто знает, чем это в будущем закончиться.

Не редко такие малыши становятся драчунами в школе или в детском саду. А ведь детская модель поведения останется на всю жизни в человека. Каким бы вы хотели своего малыша видите в дальнейшем?

Как поступать родителям, если малыш агрессивно ведет себя в момент гнева?

  1. Сначала постарайтесь своевременно предупредить «зубо- и рукоприкладство» со стороны малыша. Если ребенок начинает злиться и нервничать - отвлеките его чем-нибудь, например, пускай прогуляется в магазин или поиграет в другую игру.
  2. Если это не помогло, необходимо остановить приступ агрессии. Сильно обнимите малыша. Не скрутите, не схватите - обнимите.
  3. Будьте на его уровне и смотрите в глаза.
  4. Поговорите о его чувствах: «Ты не хочешь отдавать игрушку. Я тебя понимаю». В такой ситуации ваша речь должна звучать реально и намечать эмоциональное состояние малыша. Покажите ему, что понимаете его, ведь цель этих действий - показать свое чувство. И если цель достигнуть - агрессия не продолжается.
  5. Если ребенок причинил вам боль - обязательно скажите об этом. Фразы формулируйте безлично. Не «я же говорила, что сражаться нельзя», а «Мне жутко. Я сержусь, когда кто-то меня кусает или бьет».

Как бы вам ни хотелось накричать на малыша, наказать или просто сказать «нельзя!» - не стоит этого делать. У ребенка в этот момент сильная злость и он не может осознавать своих действий. Также, если во время злости приказывают - это провоцирует к большому накалу страстей. Эти действия только усугублять гнев, а не предотвратят его. Даже если получиться остановить атаку ребенка, эмоция останется и через некоторое время найдет выход.

Основное, любите своего малыша не только послушным и ласковым, но и в порыве его гнева. Если он будет в вас уверен - он не будет проверять вашу любовь агрессивными методами.


Многие родители неоднократно были свидетелями ситуаций, когда их малыш ударял человека, находящегося рядом с ним. Такими людьми могут быть сверстники, дети более старшего возраста и даже взрослые.

Важно своевременно и правильно отреагировать на агрессию ребенка. Необходимо побуждать его к позитивному поведению. Тогда в старшем возрасте у ребенка будет меньше проблем.     

Возрастные причины детской драки:

Дети до 1 года дерутся из-за многочисленных запретов, связанных с началом ходьбы.
Дети 2- 3 лет дерутся из-за бедного словарного запаса, несформированных навыков самоконтроля и общения.
Дети 4-7 лет проявляют вербальный (словесный) вид агрессии. Применение физической силы менее выражено.

Другими причинами детских драк являются следующие:

Недостаток навыков общения у малыша.
Потребность в помощи взрослых.
Стремление ребенка к самостоятельности. Родители продолжают все делать за него.
Конфликты в семье.
Индивидуальные особенности малыша.
Запреты.
Неумение формулировать свои мысли.
Желание привлечь к себе внимание.
Наличие заболеваний.
Чувство ревности к брату или сестре, новому мужу мамы.
Раздражительность мамы.
Частые наказания родителями.
Чрезмерная опека родителей.
Нежелание ходить в детский сад.

Индивидуальные причины детской агрессии:

Темперамент ребенка влияет на способы проявления агрессии:

Малыши-меланхолики и флегматики дерутся редко.

Дети-холерики не умеют сдерживать своих эмоций. Они достаточно импульсивные, у них долго формируются навыки самоконтроля. Дерутся они намного чаще остальных.

Семейные причины детской агрессии:

1. В возрасте 2- 3 лет малыши проверяют свои границы и могут драться даже с родителями.

2. Насмешки родителей над малышом в то время, когда он дерется, а также отсутствие твердого запрета. Тогда у ребенка закрепляется такой тип поведения.

3. Чрезмерно строгое семейное воспитание, физические наказания малыша, агрессия со стороны родителей.

4. Поддержка родителями агрессивного поведения малыша.

5. Постоянные просмотры ребенком телепередач, мультфильмов, кинофильмов, в которых герои дерутся.

Привлечение внимания окружающих:

Детям важно привлекать внимание окружающих: они отбирают игрушки, ломают постройки, дерутся. В результате за таким малышом начинают бегать дети, взрослые их ругают. Ребенок оказывается в центре внимания.

Чаще дети бьют слабых. Наиболее часто дерутся дети, у которых в семье постоянно применяют физические наказания. Малышу систематически демонстрируют превосходство силы. Родители бьют, когда сердятся, значит и ему разрешено в подобном настроении ударить других. Мишень - это более слабые дети. Ребенок будет драться, пока взрослые не овладеют навыками самоконтроля и правильного общения с малышом.

Большинство начинает драться в 2-3 года. На этом этапе необходимо победить агрессию. Если дерутся дети в более старшем возрасте, тогда необходимо искать другие причины данной проблемы.

Как помочь ребенку избавиться привычки драться:

Помочь ребенку избавиться от отрицательных эмоций, перенаправить силы в правильное русло помогут физические занятия:

Боксом;
карате;
физическим трудом;
всеми видами восточных единоборств.

Очень важна для малыша первая реакция родителей на его драки. Если взрослые, не разобравшись, защищают ребенка, у него обязательно закрепится такое поведение.
Если родители, не выяснив причину драки, при всех будут ругать его, он в дальнейшем будет драться тайком. Если малыш не приносит вред другим, не бьет палками, тогда лучший вариант - не вмешиваться, а дать ему возможность довести дело до конца.

Главное, дать возможность ребенку самостоятельно разобраться в негативных последствиях драки.
Возвратившись домой, нужно спокойным тоном обсудить ситуацию и проговорить возможные варианты поведения ребенка в условиях конфликта.

Если ребенок дерется в семье:

Все члены семьи должны договориться про единую стратегию поведения с агрессивным малышом.

Спокойно реагируйте на агрессивное поведение ребенка. Позиция взрослых должна быть неизменной.

Если ребенок бил родителей, очень важно обидеться, выйти из помещения. Другие родственники должны жалеть обиженного взрослого.

Некоторое время игнорируйте малыша, давая ему понять, что его поступок неправильный и плохой.
Если малыш дерется в домашних условиях, решить проблему проще, чем понять, почему он ведет себя агрессивно в детском учреждении. Для всех родителей их ребенок лучший. Важно понимать, что дома он может вести себя не так, как в детском саду.

Если ребенок дерется в детском саду:

Родители должны относиться спокойно к жалобам на ребенка, если он подрался.

Родители обязательно должны разобраться, что на самом деле произошло.

Попросите воспитателя подробно рассказать о случившейся драке.

Способы регулирования детской агрессии:

Понимая чувства ребенка, родители смогут ему помочь найти правильное решение в любой жизненной ситуации.

Маленькие дети зачастую ставят родителей в тупик: взрослым непонятно, почему их ребенок начинает ломать чужие игрушки, кричать, толкать и обзывать сверстников. Что означает такое поведение «агрессора» в штанишках? Чем оно вызвано? Как реагировать на громкие протесты?.

Елена, откуда берется агрессивность у детей?

Эксперт: детский психолог Елена Карепина.

Уточню, что мы будем говорить о здоровых детях, потому что различные соматические, то есть телесные, заболевания и нарушения в развитии ребенка сами по себе могут вызывать агрессивность. У годовалого малыша, который идет по комнате и стучит погремушкой по дивану, по столу и заодно по старшему брату, так проявляется не агрессия, а способ познания мира. В этом возрасте ребенок еще не понимает, что братишке больно. Но если родители будут его одобрять и хвалить: «Какой ты у нас сильный, старшего брата победил!», то такое поведение может закрепиться у малыша. Ребенку еще, конечно, трудно что-либо объяснить, но все равно нужно останавливать и говорить: «Брата бить нельзя, а вот подушку можно!»

Другая причина проявления детской агрессии в таком возрасте - это зеркальное отражение того, что происходит в семье, потому что дети собственно агрессивность еще не успевают нажить. А вот осознанная агрессия, когда ребенок направляет ее намеренно в отношении других ребятишек, проявляется позже, и она может быть вызвана разными причинами.

В каком возрасте это происходит и с чем связана агрессивность?

Начинается все примерно с двух лет, когда родители отдают ребенка в детский сад или начинают водить его на занятия и в кружки. В незнакомом детском коллективе чаще всего ребятишки начинают кусаться. Такое поведение характерно именно для двухлеток, так они проверяют окружающий мир, добиваются какой-то своей цели или хотят утвердить себя. В этом возрасте дети начинают идентифицировать себя, отделять от мамы, семьи и таким образом самоутверждаются.

Важно разделять агрессивность, как черту характера, и проявление агрессии в поступках.

Если ребенок на самом деле агрессивный, он будет таковым в любой обстановке. Если малыш доброжелательный дома, а в саду он начинает кусаться и плеваться, значит, ситуация вызвана окружением. Иногда ребенок просто не знает, как себя вести, и выбирает тактику «лучшая защита - это нападение». Он демонстрирует свою силу, власть над другими. Но это не осознанная стратегия, это подсознательное поведение.

Очень часто дети ссорятся между собой из-за игрушек…

Двухлетки не любят делиться своими игрушками, потому что они их отождествляют с собой. Дети выделили себя из этого мира, они самостоятельная и независимая единица, а игрушки являются их продолжением. Они так себя воспринимают, и это нельзя называть детской жадностью. В два года - это нормальная реакция. Им еще невозможно что-либо объяснить, а вот в три года с ребенком уже можно договариваться.

А в три года поведение ребенка меняется?

По большому счету, нет, но есть нюансы. Когда ребенок выстраивает отношения со сверстниками, он начинает обкатывать те модели, которые использовал в семье, и которые приводили к результату. Единственный ребенок, как правило, добивается от родителей того, чего он хочет, он всегда все получает. Точно так же он будет действовать и в детском коллективе.

Например, в песочнице ребенку понравилась машинка соседа, он отнял эту машинку силой, но в ответ получил лопаткой… Соответственно, эти модели проходят проверку на выживаемость в детском коллективе. И задача родителей - отслеживать такие ситуации и объяснять сыну или дочке: «Ты можешь получить эту машинку другим способом. Предложи свою игрушку мальчику, вы можете поиграть вместе…» Это бывает сложно, особенно, если малыш - кумир в семье и долгое время не ходил в детский сад. Хорошо, если ребенок быстро перестроится, но, если нет, это вызовет у малыша негодование и гнев и проявится через агрессию.

Ругать ребенка за агрессивное поведение, наказывать - неверный путь, вы только усилите агрессию. Ребенок считывает поведение родителей и так, как они ведут себя с ним, он будет вести себя с другими детьми.

Способны ли дети в четыре года понимать чувства других ребятишек?

Нет, поэтому они могут делать больно другим детям и не мучиться угрызениями совести по этому поводу. Причем у четырехлеток черно-белое восприятие мира, то есть у них или все хорошо, или все плохо. Они эгоцентричны, сосредоточены на себе и еще не в состоянии понять другого ребенка, принять его точку зрения. И если что-то пойдет не так, как он решил, ребенок может отреагировать агрессивно.

Кроме того, в четыре года дети транслируют в жизнь увиденное в мультфильмах и компьютерных играх, в том числе и агрессивные моменты. В этом возрасте родители должны объяснять своему чаду, что с другими детьми нужно играть, с ними интересно, они миролюбивые. И конечно, внимательно подбирайте мультфильмы, которые смотрит ребенок. Кстати, через агрессию ребенок может переживать и страх, ведь как с ним справиться, он не знает. Злобное, гневное поведение - самое простое в репертуаре, поэтому ребенок к нему прибегает, когда сталкивается с чем-то непонятным, с чем он не может справиться в одиночку.

А кто больше проявляет агрессию мальчики или девочки?

В пять лет у детей начинается гендерное разделение в плане агрессии: мальчишки начинают драться, а девочки - обзываться и давать прозвища. В моей практике был случай, когда шестилетняя девчонка подговорила практически всю группу в садике не дружить с другой девочкой. Естественно, что дети защищают свои интересы, если не знают, как можно сделать по-другому.

И как на это реагировать родителям?

Родителям важно выяснить, в ответ на что эта агрессия проявилась. Обязательно поговорите с ребенком, но не обвиняйте и не ругайте его. Пусть он сам все объяснит, в этом возрасте дети хорошо описывают ситуацию. Они не могут дифференцировать свои чувства, но всегда могут рассказать, что предшествовало конфликту.

Игнорировать проявления детской агрессии нельзя. Иначе в будущем агрессия может стать чертой личности.

В курсе дела и воспитатели в детском саду, и они тоже могут дать вам информацию. Попросите их описать без оценок, что случилось перед ссорой, тогда вам станет понятно, что вызвало такое поведение ребенка. Ему чего-то не хватило, он отстаивает себя или отвечает таким образом, мстит за что-то… Научите его, как можно вести себя по-другому.

Кстати, свое напряжение, дискомфорт ребенок тоже может выплескивать через агрессию. И уже в пять лет ребятишек учат различным расслабляющим техникам, учат выпускать пар. В семье дети тоже могут проявлять агрессию, когда им не хватает внимания мамы и папы, тогда они начинают безобразно себя вести. Через агрессию проявляется ревность по отношению к братьям или сестрам, и тут все зависит уже от родителей, как они будут выстраивать отношения.

В каких случаях родителям стоит обратиться к психологу?

Если ситуация повторяется. Есть дети, которые не прибегают к силе, они умеют договариваться и не участвуют в драках. А есть ребятишки, которые постоянно в гуще событий - то он одного ребенка доведет, то другого, потом переключается на воспитателя. Если такое поведение становится системой, то надо идти к специалисту.

Распечатать