Ребенок выдумал друга невидимку. У ребенка есть воображаемый друг

«Мама, а у меня есть друг! Он самый лучший, мы с ним играем и веселимся!» — взволновано говорит малыш маме. Мама очень рада, что ее ребенок уже дружит с кем-то, ведь дружба очень важна в жизни детей. Но ее радость сменяется растерянностью, а затем и страхом, потому что у малыша друг не настоящий, а придуманный. Сайт для мам сайт рассказывает, стоит ли паниковать, если у вашего чада появился вымышленный друг.

Почему появляется вымышленный друг?

Психологи говорят, что очень много детей придумывают себе друзей, и что сразу пугаться этого не стоит. Не стоит считать, что эти выдумки – патология или проблема в общении со своими сверстниками. В возрасте примерно от 3 до 7 лет одни дети дружат с любимой игрушкой, а другие, если воображение уже хорошо развито, создают себе лучшего друга в мыслях. Причем вымышленный лучший друг может появиться у любого ребенка вне зависимости от его характера, семейной обстановки.

Причин появления придуманного друга множество.

Фантазии

Причина появления друга-невидимки – обычная бурная фантазия ребенка. Он просто сочинял, придумывал и нафантазировал себе интересного друга. И это абсолютно нормально. Обычно с таким вымышленным другом расстаются быстро, самое позднее к школе.

Здесь более важно поведение родителей. Не нужно одергивать малыша, кричать на него, ругать и угрожать. Не нужно высмеивать его фантазию или говорить: «Прекрати сочинять!», «Да нет такого друга!», «Какая ерунда!».

Поверьте, для вашего малыша друг – сосем не ерунда. И таким поведением вы можете с легкостью простую безобидную фантазию превратить в патологию или добиться того, что ваш ребенок не будет вам доверять.

Еще одно последствие такой вашей реакции – ваш малыш разучится мечтать и фантазировать. Представьте, что ждет малыша в жизни без мечты. А как тяжело ему будет учиться без развитого воображения.

Лучше расспросите подробнее своего малыша про нового вымышленного друга. Проявите интерес, участие. Пусть малыш фантазирует вволю.

Дефицит внимания

Нехватка внимания со стороны родителей также может стать причиной появления невидимки. Ведь если папа на работе, мама тоже занята, никто не может (или не хочет) играть с ребенком. Ему на выручку приходит вымышленный друг, который всегда найдет время на игру с малышом.

В этом случае «друг» — показатель одиночества ребенка.

Боязнь наказания

Иногда придуманный друг спасает малыша от наказания. Возможно, родители слишком строги с малышом и ему приходится находить того, кто будет во всем виноват. Но если «друг» малыша постоянно безобразничает, разбрасывает вещи и игрушки, то вам достаточно сказать своему ребенку, что вы не хотите играть с его другом, потому что он вас сильно огорчает и обижает.

Страхи и проблемы

Бывает, что придуманный друг – показатель страхов ребенка, проблем с общением со сверстниками. Такую причину легко вычислить, ведь тогда малыш отказывается дружить с настоящими детьми и вымышленный лучший друг не исчезает со временем. Ребенок воспринимает друга слишком серьезно, а все, что с ним происходит, принимает близко к сердцу.

В особых случаях такой «друг» остается на всю жизнь.

Вымышленный друг: что делать?

Для начала, как мы уже выяснили, не нужно пугаться этого друга. Попробуйте поиграть в него с ребенком. А лучше используйте его в своих целях.

Например, можно с помощью такого придуманного друга выяснить, что думает ребенок на самом деле о садике, о воспитателях, о событиях, да и о самих родителях.

Поверьте — то, что ребенок не может сказать вам лично, он обязательно расскажет при помощи своего друга.

Можно использовать такого приятеля и для привлечения ребенка к , помощи маме по уходу за домом и так далее.

Постарайтесь уделять малышу больше внимания. Показывайте, как сильно вы любите своего ребенка. Ведь, как говорит герой Ромена Роллана: «Дух создаёт, чего ему недостаёт». Пусть у вашего малыша не будет недостатка в любви.

Очень действенный способ избавления от «друга», если он мешает малышу развиваться и захватил все внимание и пространство малыша, это отправить невидимого приятеля отдыхать, в путешествие. А в это время придумать для своего ребенка интересное занятие, а может игру.

Если ваш ребенок уже постарше, то можно переключить его фантазию про вымышленного друга на придумывание сказок. Рассказать про писателей, которые пишут придуманные истории и сказки. Пусть ваш ребенок попробует свои силы в качестве писателя.

Итак, как мы выяснили, вымышленный друг не всегда свидетельствует о том, что с малышом что-то не так. И порой такой друг может даже помочь родителям в воспитании ребенка.

Самое главное здесь не перегнуть палку и не заигрываться, уметь вовремя остановиться. А еще важнее уметь показывать ребенку свою любовь. Цените своих малышей и не бойтесь показать их значимость для себя. Возможно, тогда вашему ребенку не понадобится вымышленный друг.

Воображаемый друг – существо, живущее только в фантазийных мечтах ребенка, часто своим появлением застает родителей врасплох. Неожиданно для себя взрослые узнают о том, что их чадо разговаривает с невидимым приятелем, когда не с кем поиграть на детской площадке или во время долгой поездки в автомобиле. Вопреки сложившемуся ранее мнению о том, что разговоры с воображаемым другом первый – это признак нарушения в нормальном развитии психики малыша, результаты исследований современных западных психологов помогают напуганным родителям найти ответ на вопрос: «Что делать, если у ребенка появился иллюзорный приятель?»

Стоит ли беспокоиться, если теперь ваша семья живет в доме воображаемых друзей?
Обычно невидимый друг появляется у малышей в дошкольном возрасте, но с началом подросткового периода ребенок может полностью забыть о своих прежних играх с необычным приятелем. Воспоминания о воображаемом друге могут остаться в памяти ребенка, но если при этом родители неправильно относились к особенностям развития детской психики на данном этапе формирования личности, то от этого может остаться горький след в душе подростка.

Исследователи подтверждают: воображаемый друг неопасен
По мнению американских исследователей, разговоры и игры с воображаемым другом совершенно не означают, что ребенок перестал различать грань между вымыслом и реальностью.
Наоборот, игры с воображаемым другом помогают малышу переосмыслить наиболее яркие события его жизни, научиться строить логические догадки и планировать решение сложных задач.
При этом малыш увлечен жизнью своего невидимого друга так же, как взрослые переживают за любимую героиню книги или кинофильма, задумываясь о том, как мы бы поступили на ее месте.
Напряжение, испуг в голосе родителей, агрессивная реакция на слова малыша о том, что неизвестно откуда взявшийся воображаемый друг Мурзик хочет попить молочка, могут привести лишь к ненужному стрессу и панике ребенка.

Рассказы детей о воображаемых друзьях
Хотя необычный друг может появиться и у ребенка из многодетной семьи, но зачастую такие невидимые приятели очень быстро заводятся у ребенка, который растет в семье без братьев и сестер. Общение с воображаемым другом помогает малышу проигрывать новые ролевые ситуации, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. В подтверждение вышесказанного предлагаем несколько примеров того, как дети рассказывают о воображаемых друзьях.

  • У шестилетней Кристины из Перми есть воображаемый муж по имени Стас, который работает в стоматологической клинике.У пятилетней Ярославы есть воображаемая подруга Алиса, и любимый пушистый питомец – черный пудель.
  • У трехлетней Арины из Кисловодска есть взрослая подруга Гана, которая живет в волшебной стране, где все говорят на ганском языке. Гана иногда становится девочкой и дружит с другими подругами Шарой, Биной и Мэлли. Иногда подруги между собой ссорятся. Арина часто сама говорит по-гански и просит родителей отвести ее в гости к Гане.У четырехлетней Софии в голове живет целая семья воображаемых друзей: невидимый друг и его семья: родители и маленький братик. Воображаемый друг активно влияет на жизнь девочки, он везде ходит с ней и видит все, что видит она. Иногда София придумает что-то, но утверждает, что это придумал ее невидимый приятель. Друг-невидимка появился у девочки после того, как родители прочли ей сказку о Муми-Троллях, где у одного из героев были невидимые мышки. Это и дало толчок для бурной фантазии малышки, которая увлечена придумыванием собственных приключений любимого воображаемого приятеля.
  • У шестилетней Маши из Санкт-Петербурга есть подруга Марина, которая часто приходит к ней гости, попрыгать на кровати и вместе поесть каши. Часто воображаемая Марина и является, по словам ребенка, инициатором детских шалостей и веселых игр.
  • У шестилетнего Стаса есть воображаемая кладовка, в которой можно найти все: от велосипеда до новых моделей гоночных автомобилей.
  • У маленькой Иры и ее братьев есть много воображаемых друзей, живущих на планете Маш-Порта, где все говорят на незнакомом языке. На этой планете живет много разных народов. Ребята часто рассказывают о путешествиях по инопланетным горам, рекам, морям и озерам. Среди земных воображаемых друзей у Иры есть зайцы, коты, медведи и динозаврики.
  • У Алеши в четырехлетнем возрасте в доме завелись воображаемые котята, которые плодились очень быстро, сначала их было двое, потому пятеро, семеро. Родители отнеслись к выдумке сына спокойно, подыгрывали ему, беря невидимых питомцев на руки и поглаживая их.

Воображаемые друзья могут быть добрыми и злыми. К примеру, с двух лет у Алены появились добрые невидимые мышата, которые помогали ей убирать игрушки, а злые непослушные крокодилы подталкивали девочку к непослушанию и мешали ей красиво писать в прописи.

Воображаемые друзья также могут приобретать вполне материальную форму. Доказательством этого могут быть истории подобные, которые происходят в семье четырехлетней Евы из Санкт-Петербурга. У девочки есть детки – красивые стеклянные шарики, которые она всегда носит с собой и разговаривает с ними. А два старых сдувшихся воздушных шара тоже могут вполне сойти за воображаемых друзей. Ева таких товарищей называет «жириками». Общение с вымышленными детьми помогает малышке проиграть роль матери, поэтому она часто ругает и воспитывает своих непослушных круглых друзей из стекла и резины.

В детстве у Кристины был детский игрушечный телефон, помогавшей ей дозвониться в сказку и пообщаться с любимым персонажем из книг. В подростковом возрасте бурная фантазия девочки помогала ей пережить приступы социо-фобии, когда она представляла в трудных ситуациях верную подругу, которая идет рядом с ней по улице и везде незримо присутствует с Кристиной.

Воображаемым другом может стать герой мультфильма, например, Эльза или Анна из «Холодного сердца», Спайдермэн из одноименного кинофильма. Или ребенок может рассказать о воображаемом ослике, живущем в подъезде, или об хищном орле, который приземлился ему на голову во время игр на детской площадке в детском саду. В любом случае, дети, разговаривающие с невидимыми друзьями, не считаются медициной отклонением от нормы.

Вспомните Карлсона. Такой себе добродушный, в меру упитанный великовозрастный шалопай с пропеллером из полюбившейся нам с детства сказки Астрид Линдгрен про Малыша, который так хотел собаку. Этот забавный персонаж, живущий на крыше и прилетающий к Малышу в моменты, когда тому грустно и одиноко, совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд. Ведь если вдуматься, в своей сказке шведская писательница затронула проблему появления у ребёнка, на каком-то этапе его жизни, воображаемого друга.

Многие родители пугаются, паникуют, когда замечают, что их чадо начинает общаться с пустотой. А психологи называют такое явление просто очередным этапом . Так как же относиться к подобному поведению крохи и что при этом делать маме-папе? Подыгрывать или всячески пытаться переубедить. А может, стоит разобраться в причинах появления в жизни любимого карапуза придуманного товарища?

Итак, воображаемые друзья у детей. Кто они? Какие они? Почему появляются? И что с ними делать?

Кто они?

В возрасте 3-5 лет у детей очень активно развиваются воображение и творческие способности. Как следствия - неуёмная фантазия, обогащение внутреннего мира, развитие умения анализировать, оценивать, сопоставлять и находить пути решения различных жизненных ситуаций.

То, каким окажется воображаемый друг, целиком и полностью зависит от фантазии вашего ребёнка, а также от того, какие проблемы он призван решать

Появление в жизни ребёнка воображаемого друга – это фантазии плюс образы из реальной жизни (сказок, мультфильмов) и плюс проблемы, которые таким образом малыш пытается решить.

Как же выглядят эти порождения детской фантазии? А они могут быть любой формы, любого размера и вида любого. Игрушка, наделённая человеческими качествами или сказочный персонаж, Супермен, защищающий слабых или зверушка, которую так хочет завести малыш, «бяка-заколяка», прячущаяся под кроватью, либо ребёнок-ровесник (Сашка, Серёжка, Наташка), с которым так весело играть.

Воображаемые друзья – это динамически развивающиеся сборные образы, обладающие теми качествами, которые на данный отрезок времени для малыша являются приоритетными. Познакомьтесь ближе с придуманным товарищем карапуза, и вы узнаете, чем живёт и в чём нуждается ваше дитя.

Чтобы вам легче было разобраться в ситуации, попросите малыша нарисовать своего невидимого товарища

Какие они?

Придуманный друг – это сигнал вам, родителям, о том, что в жизни вашего ребёнка не всё идёт так гладко, как может казаться со стороны. Для вас этот виртуальный знакомец крохи является прекрасным диагностическим материалом.

С его помощью вы без особого труда определите суть проблемы, чтобы впоследствии найти верные пути её решения. Зачастую, именно , погрешности в воспитании или сложности с становятся толчком к тому, что у ребёнка возникает потребность в воображаемом товарище.

  • Персонаж мультфильма (сказки) . Появляется, когда родители уделяют малышу слишком мало своего времени и внимания. Скучные однообразные будни тоже могут побудить карапуза немного «разукрасить» каждодневную рутину с помощью фантазий.
  • Выдуманный обычный ребёнок, ровесник. Сопровождает кроху в его играх, когда тот испытывает недостаток общения со сверстниками настоящими.
  • Супермен, защитник. Малыш может иметь потребность в защите как от забияк в детском коллективе, так и дома – при слишком авторитарном стиле воспитания.
  • Призрачный попугайчик, котёнок или щенок. Их появление говорит само за себя. А не пора бы малютке подарить питомца самого, что ни есть, настоящего?
  • Добрый волшебник, фея, фантастическое существо. Становятся друзьями самых смелых фантазёров. С ними юные «мюнхаузены» путешествуют на Луну, спасают мир, покоряют Вселенную и т.п. Это сигнал к тому, что столь бурную фантазию просто нужно направить, скоординировать. Благо, сегодня существует множество творческих студий и кружков, где столь яркие личности могут себя раскрыть и применить.

Исходя из того, кем является воображаемый друг вашего ребёнка и какими качествами его наделяет малыш, можно проследить причину его появления в жизни крохи и сформулировать проблему. А затем попытаться справиться с ней сообща. Решится проблема – исчезнет, за ненадобностью, и придуманный товарищ.

Карапуз придумывает себе друзей, когда ему не хватает родительского внимания и общения со сверстниками

Почему появляются?

Так каковы же причины того, что у детей иногда появляются воображаемые друзья?

  1. Недостаток внимания, общения с родными или сверстниками.
  2. Нехватка впечатлений. Рутинная повседневность.
  3. Давление и гиперопека со стороны родителей. Стремление к самостоятельности и развитию собственного «я» хотя бы в воображаемом мире.
  4. Чувство вины. Желание избежать наказания.
  5. Вытеснение. Проигрывание с воображаемыми друзьями своих тайных желаний. Самое опасное проявление этой проблемы – вытесненная агрессия, желание наказать обидчиков. И оно требует коррекции специалистом.
  6. Слишком бурная фантазия.

Дружба с выдуманными персонажами у подростков - реакция на глубокое нервное потрясение

Синдром Карлсона у подростков

Подобные проблемы с помощью придуманных товарищей пытаются решить, в основном, дошколята. Если же подросток начинает общаться с вымышленным персонажем, здесь и причины могут быть другими, и относиться к такому явлению нужно будет по-другому.

Если для дошколёнка воображаемый друг – явление естественное, легко поддающееся коррекции и, в большинстве случаев, довольно быстро проходящее, то в подростковом возрасте – это защитный механизм, призванный поддержать психику ребёнка в стрессовой ситуации.

Активация дружбы с невидимкой у подростков происходит вследствие серьёзной психологической травмы:

  • смерти близкого родственника или любимого питомца;
  • развода родителей;
  • переезда на новое место;
  • ссоры с кем-то из близких;
  • и даже безответной любви.

Признаком психологической патологии появление воображаемого друга ни в дошкольном возрасте, ни в подростковом не считается. И медикаментозно, чаще всего, не лечится.

Но, в случаях с подростками, лучше будет, если разобраться с причинами призрачной дружбы и разработать стратегию выхода из психологического кризиса родителям поможет квалифицированный специалист.

Вытесненная агрессия у ребёнка - повод обратиться за помощью к психологу

Стоит ли волноваться родителям?

Наверное, не зря любимой фразой Карлсона были слова: «Спокойствие, только спокойствие!». Именно так родители и должны поступить, впервые обнаружив, что их малыш разговаривает с кем-то невидимым.

Сохраняйте спокойствие и попробуйте выяснить, кто новый друг крохи, во что они играют, какие у них отношения. Затем действуйте, исходя из сути проблемы, которая, обязательно будет прослеживаться в общении карапуза с его воображаемым спутником, и сообразно ситуации.

Ваша задача – создать все условия, чтобы малыш больше не нуждался в нереальной дружбе, переключившись на вполне реальные, земные радости, хлопоты, занятия.

К 7-9 годам воображаемые друзья, обычно, перестают существовать в сознании даже самых заядлых фантазёров. Если же к этому возрасту ситуация не меняется, имеет смысл обратиться за консультацией к детскому психологу.

Поход к специалисту также необходим, если:

  • фантазии карапуза довольно мрачные, безрадостные, изобилуют жестокими сценами;
  • малыш пострадал, травмировался, а к событиям причастен воображаемый товарищ;
  • кроха не интересуется другими играми, плохо идёт на контакт, потерял аппетит, спит беспокойно;
  • ребёнок путает фантазии и реальность, слишком зависим от своего вымышленного друга.

И сразу же готовьтесь к тому, что работать вам, прежде всего, придётся над собой. Менять вы будете своё отношение к крохе, обстановку в семье, привычки, распорядок дня и т.п.

Замените воображаемого друга настоящим

  1. Ничего не запрещайте. В какой-то степени, на начальном этапе, можете даже подыграть карапузу. Поставьте для его невидимого товарища лишний прибор за обедом, подоткните ему одеяло перед сном, внимательно выслушайте все истории с его участием. Так вы лучше поймёте, что вам делать с этим дальше.
  2. Попытайтесь провести чёткую границу между фантазиями и реальностью: «Хоть к тебе в гости и пришёл «Миша», но игрушки нужно собрать тебе, и уроки должен выучить ты, и за разбитую люстру тоже наказание получать тебе».
  3. Уделяйте ребёнку больше своего внимания. Играйте с ним, ходите в кино, в цирк, в кукольный театр, в зоопарк, на детские площадки, где он сможет играть со сверстниками. Наполните жизнь крохи яркими впечатлениями и собой.
  4. Чаще давайте малышу право выбора , развивайте в нём самостоятельность. Просите помогать вам по дому, поручайте интересные ответственные дела.
  5. Не скупитесь на похвалы.
  6. Не забывайте говорить, как сильно любите своё чадо. Целуйте кроху, обнимайте, гладьте по головке. Телесный контакт с родителями вселяет в ребёнка чувство уверенности в себе. Он ощущает себя нужным, любимым, защищённым.
  7. Если воображаемый друг вашего карапуза – собака, купите ему, наконец, настоящую.
  8. А маленького мечтателя и фантазёра запишите на кружок рисования, лепки или актёрского мастерства.

Появление воображаемых друзей - очередной этап развития личности малыша

Ребёнка можно отвлечь от чего угодно, если взамен предложить ему более интересную перспективу. Воображаемых друзей вашего малыша не нужно пугаться. С ними можно прожить определенный отрезок времени, а потом помочь карапузу отпустить их туда, где им и положено остаться. В уходящее, с течением дней, месяцев, лет, детство…

У вашего ребенка появился друг. Только вот беда - никто, кроме самого малыша, его не видит. «Подождите!» - кричит ребенок на прогулке. - «Катя за нами не успевает!» Родители переглядываются, ведь никакой Кати они с собой в парк не брали… Что делать, если у малыша появились воображаемые друзья?

Часто появление воображаемого друга застает родителей врасплох. Невидимых приятелей у нас принято считать отклонением от нормы, поводом для беспокойства. Все потому, что мы, взрослые, привыкли оценивать мир со своей, логичной и серьезной, колокольни. Но важно понимать, что воображаемый друг для взрослой личности и для ребенка - это «две большие разницы». Невидимый приятель, который обычно появляется у ребенка в возрасте примерно трех лет, говорит не о психическом отклонении, а, напротив, о том, что психическое развитие идет нормально. Ведь как раз в возрасте двух с половиной - трех лет у малыша начинает появляться воображение. В этот период для активного развития навыка фантазирования и абстрактного мышления ему просто необходимы ролевые игры. И играть в них малыш часто начинает именно с придуманным другом.

Невидимый друг - не такая редкость, как думают многие. Несколько лет назад в Англии исследователь Карен Мейджорс защитила докторскую диссертацию, основанную на исследовании вымышленных друзей. Ее работа показала, что из 1 800 английских детей 46% имеют придуманных приятелей, при этом американские исследования говорят о том, что до семи лет у 65% малышей появится опыт общения с иллюзорным другом.

Воображаемые друзья бывают совершенно невидимыми - тогда ребенок о них даже не говорит, но они появляются на рисунках и их существование признается при вопросе «в лоб» вроде «а кто это сидит рядом с тобой на диване на твоем рисунке?». Также бывают молчаливые придуманные друзья - все в курсе, что он есть, но сам друг никак себя не проявляет, если ребенок говорит о нем - то в третьем лице. А порой невидимый приятель становится полноправным участником жизни семьи - он участвует в дискуссиях, имеет свое мнение и характер (конечно, благодаря перевоплощающемуся в роль друга ребенку).

Кстати, как выяснили британские психологи, дети, которые проигрывают диалоги со своими воображаемыми друзьями, таким образом развивают ту часть мозга, которая отвечает за решение сложных проблем, головоломок и планирование действий.



Придуманные приятели могут существовать только в голове ребенка, а могут иметь и вполне конкретную материальную оболочку. Например, «заговорить» может любимая мягкая игрушка ребенка или растение: «Цветочек говорит, что соскучился, пока я был в детском саду, поэтому мне нужно его полить». Иногда дети также одушевляют книжки или предметы интерьера.

Раньше было принято считать, что воображаемых друзей заводят дети, которым не хватает общения, и что они почти всегда появляются у малышей, которые в семье одни. Современные психологические исследования опровергают эту теорию: те дети, у которых есть братья и сестры, придумывают себе невидимых друзей с ничуть не меньшим энтузиазмом. А широта круга общения совершенно никак не влияет на вероятность в один прекрасный день обнаружить свою дочь в компании иллюзорного «барашка Вени». Дети, склонные к развитию богатой фантазии, обретают вымышленных друзей вне зависимости от внешних обстоятельств.

Порой родители переживают, не начнет ли ребенок, придумавший себе друга, путать фантазии с реальностью. Исследователи университета Орегона провели масштабное исследование с целью выяснить, как невидимые друзья влияют на реальную жизнь детей и определили, что, хоть дети испытывают вполне реальные чувства по отношению к своим вымышленным приятелям, и часто получают больше удовольствия от игры с ними, чем с другими детьми в настоящем мире, эти эмоции не стирают грань с реальностью. Чувства, которые дети испытывают по отношению к своим «особенным» друзьям, очень похожи на те, которые мы, взрослые, испытываем, когда читаем хорошую книгу или смотрим интересный фильм. Мы можем сопереживать героям, волноваться, найдут ли они выход из трудной ситуации, но в то же время мы прекрасно понимаем, что это всего лишь фильм, а реальность заключается в том, что пора ложиться спать, потому что завтра рано вставать на работу.

Как родителям вести себя с воображаемыми друзьями? Стоит ли игнорировать их или, напротив, принять и обращаться с ним так же, как с другими членами семьи? Пожалуй, лучшее решение - это позволить самому ребенку решать, насколько вы можете взаимодействовать с его другом, это, как-никак, его фантазия. Аккуратно поинтересуйтесь, не будет ли против «барашек Веня», если вы подвинете стул, на котором он сидит, а то он мешает пройти на кухню. Спросите, когда новый друг вашего малыша планирует отправиться спать - в то же время, что и он, или пораньше? Не сопротивляйтесь, если ребенок просит положить придуманному другу реальный ужин или накрыть ему кроватку. Лучше разрешите им есть из одной тарелки (ведь это особенный, очень близкий друг!) или изобразите, что кладете еду, подыграв таким образом ребенку. Пусть это будет шанс и для вас потренировать свою фантазию.

Не запрещайте ребенку дружить с невидимым приятелем и, тем более, не говорите, что иметь придуманных друзей - это бред и удел сумасшедших. Потому что в таком случае ваш малыш действительно может начать считать себя «не от мира сего», хотя на самом деле ничего неправильного с ним не происходит. Также не стоит игнорировать появление вымышленных друзей - это приведет либо к тому, что ребенок закроется, перестав вам сообщать о присутствии друга, либо, напротив, начнет играть с новым приятелем демонстративно, так, чтобы вы уже не могли не обратить внимание. И именно вам придется объясняться, почему «некий Вася», которого никто не видит, разлил сок по всему магазину.

Впрочем, иногда дети сознательно начинают использовать воображаемых друзей, сваливая на них все свои проступки. «Это не я разбил вазу, это Ванька, бегает тут, как ненормальный!» или «я сделал всю домашнюю работу, но пришел Петя и выбросил мою тетрадку в окно!» Возможно, таким образом малыш старается защититься от вашего праведного гнева, который вы не всегда выражаете должным образом. Не выходите из себя и не кричите, что никакого Пети не существует, и сам ты балда. Лучше спокойно скажите, что, хоть Петя и правда поступил совершенно не по-дружески, в школу завтра идти тебе, сынок, поэтому домашнее задание все равно нужно сделать, а Петя пусть в следующий раз приходит после того, как ты сделаешь уроки. Так как ребенок, как мы уже выяснили, хорошо отличает реальность от фантазии, он быстро поймет, что, как бы себя ни вел воображаемый друг, отвечать придется ему, и перестанет вас тестировать таким образом.

Диалоги ребенка с воображаемым другом могут дать вам пищу для размышлений о ваших отношениях и о переживаниях малыша. Родителям бывает трудно занять позицию стороннего наблюдателя, но, если постараться абстрагироваться от ситуации, часто можно заметить, что существуют некие закономерности появления воображаемых друзей и их поведения. Например, приятель может «приходить в гости» тогда, когда мама затевает ссору с папой. Впрочем, совершенно не обязательно ребенок придумывает друзей для «самозащиты», часто иллюзорные приятели появляются в жизни ребенка с одной единственной целью - чтобы развлекать и веселить его.

Появление воображаемых друзей у детей в возрасте трех-шести лет считается совершенно нормальным явлением. Но порой придуманные приятели появляются у более взрослых детишек. В таком случае иллюзорные отношения работают как защитный механизм, помогая детской психике прийти в себя и оправиться от какого-то стресса. «Активировать» невидимого друга могут самые разные события в жизни ребенка - выход на работу мамы, которая до этого посвящала ему всю себя, развод родителей, переезд в новое место, появление братика или сестрички, смерть близкого человека или любимого домашнего животного.

Если невидимый приятель появился у ребенка сильно старше шести-семи лет, при этом никаких явных травмирующих событий и серьезных изменений в жизни не происходило, это может быть сигналом о том, что вам стоит обратиться к детскому психологу. Помните, что воображаемых друзей современная медицина не считает признаком каких-либо психических патологий, в мире зафиксировано лишь несколько случаев, когда появление придуманных образов в жизни детей после шести-семи лет было косвенным свидетельством развивающейся шизофрении. Поэтому, скорее всего, понаблюдав за ребенком, психолог «пропишет» вам уделять ему больше внимания и занять его деятельностью, которая поможет ему выплескивать фантазию и креативность, например, отвести в драмкружок или в художественную школу.

Как правило, вымышленные друзья, которые появляются у детей до шести лет, пропадают сами собой ко времени похода в школу. Поэтому, услышав, что к вашему семейному ужину присоединилась вымышленная девочка Маша, не пугайтесь - подыграйте ребенку, возможно, этот новый друг поможет вам наладить еще более близкие и теплые отношения со своим малышом.

Обсудить воображаемых друзей вашего малыша можно

Содержимое

Взрослые склонны верить только тому, что видят собственными глазами или прочитали в умных книгах. И когда рассказываешь о том, что есть в действительности, они делают беспокойное лицо и предлагают посетить детского психиатра.

Ребенок живет в своем особенном детском мире, где Карлсон - совершенно реальный персонаж, как и фрекен Бок, где варежка превращается в преданного щенка, а Чеширский кот исчезает, оставляя только улыбку.

Воображаемые друзья появляются у малыша римерно в трехлетнем возрасте. Это не является каким-то отклонением, и обосновано развитием у детей творческого мышления и воображения. Нужно воспринимать появление таких друзей совершенно нормально.

Причины выдумывания воображаемых друзей очень различны, но по мнению психологов, в большинстве случаев, ваш малыш пытается реализовать невыполненное желание или заполнить эмоциональную пустоту. Некоторые дети придумывают себе друзей, когда чувствуют тоску или одиночество. Особенно это распространено среди детей, не имеющих братьев или сестер. Другие дети придумывают себе наперсников, с которыми можно пообщаться, когда он напуган, воображаемый друг подбодрит и поддержит. А кто-то может выдумать себе друга в качестве «мальчика для битья», чтобы сваливать на него всю вину за собственные проступки, таким методом, детское самосознание выполняет защитную функцию. Воображаемые друзья могут быть даже в некоторой степени полезны. Они помогают решать некоторые вопросы на доступном ему уровне - от разочарования до беспокойства. Если малыш сказал вам, что его выдуманный друг ненавидит его, то таким способом он выражает собственную злость, достигая эмоциональной разрядки. Дети в полуторагодовалом возрасте часто играют в воображаемые игры, часто вы можете замечать, как малыш ест несуществующую пищу или гуляет с выдуманным животным. В таком возрасте дети имеют уже достаточно развитое воображение для создания воображаемого друга или ситуации. Выдуманный друг станет очень хорошей компанией вашему малышу. Психологи оценивают наличие выдуманных друзей у детей примерно в 60%.

Культура нашей страны заставляет детей с раннего возраста окунаться в мир фантазий. Это говорящие мягкие игрушки, сделанные наподобие мультяшных или сказочных персонажей. Они окружают ребенка задолго до того, как он начинает разговаривать.

Воображаемый друг может быть самым разнообразным: любимая игрушка, наделенная человеческими качествами, друг, которого на самом деле нет, но ему необходимо ставить дополнительную тарелку во время обеда или подтыкать одеяло.
Друг может стать и сильным, как супермен, и слабым и беззащитным, нуждающимся в заботе и опеке, или просто обычными мальчиком или девочкой, с кем можно играть. В большинстве случаев, воображаемый друг это не обязательно человек, им может стать какая-нибудь зверушка. Если вы столкнулись с такой «проблемой» не спешите бежать к психологу. Ваш малыш просто очень эмоционален и наделен богатой фантазией. Чтобы выплеснуть все накопившиеся эмоции, он и придумал себе друга. Такой друг может стать отличным материалом для диагностики со стороны родителей. В процессе наблюдения за малышом, когда тот общается или играет со своим выдуманным другом, можно узнать такое, о чем вы даже не подозревали. Ведь в таких играх отражены внутренние проблемы, как детей, так и семьи, в общем.

Проблема гиперопеки

Часто ребенок испытывает давление со стороны родителей. И это не всегда наказания или запреты. Избыточная опека не оставит места внутри ребенка для собственного «я», загонит в угол быстрее любого насилия. Именно из-за чрезмерной опеки взрослых он «убегает» в выдуманный мир к воображаемым друзьям. Развитие событий может происходить в двух направления:

  1. В воображаемом мире, ему можно все то, что запрещают родители: завести щенка, есть варенье ложками, гулять по крыше.
  2. Он играет роль родителя и выстраивает свое поведение соответственным образом: ограничивает своих выдуманных друзей, запрещает, наказывает. В таком случае, его выдумка сделает друзей беспомощными. Это хороший пример для родителей: взглянуть на себя со стороны и сделать соответствующий вывод: ребенку понимание необходимо больше, чем правила поведения.

Чувство вины

Невротическое чувство вины испытывают не только взрослые, но и дети. Для того, чтобы снять напряжение, дети существуют в придуманном мире с выдуманными друзьями. Здесь появляется модальность наказания: ребенок может наказать своего придуманного друга, (или рассказать как того наказали) или счастливо избежать наказания (оно должно было быть, но случилось нечто, и все обошлось).

Нехватка впечатлений

Первый признак недостатка впечатлений это то, что в рассказах ребенка появляется множество приключений, фантастических миров, путешествий.

Даже взрослому надоедает жить в постоянном круговороте дом-работа-дом. Уже через некоторое время мы лезем на стену, глотаем антидепрессанты и обращаемся к психологу. В отличии от детей, у взрослого гораздо больше возможности разбавить повседневную рутину: сходить в гости или в клуб, засесть в Интернете и насытиться виртуальным общением, пообщаться с друзьями вживую. Вашему мальчику или девочке все это недоступно, он полностью зависит от родителей. И многие просто не задумываются о том, что жизнь ребенка - это тоже рутина: Будильник, детский сад, одинаковые игрушки, мультики, ужин, горшок и сон. Если мама прочитает волшебную сказку про приключения на ночь, то это здорово. А утром снова одно и то же: будильник, детский сад… Единственное нескучное место - это воображаемый мир, где с выдуманными друзьями можно попасть в любое захватывающее приключение, так отличающееся от повседневной серой жизни.
Припомните, куда вы ходили с ребенком последний раз, кроме собственного двора со сломанными каруселями? Малышу жизненно необходимы новые впечатления, и одного раза в неделю ему не хватает. Определенным выходом из ситуации может стать детский сад, который работает по определенной программе, насыщенной множеством значимых для детей «событий». Здесь присутствуют некоторые «но». Как правило, работающие по такой программе садики - платные, что может стать проблемой для мам в декрете, а с другой стороны, такие мероприятия требуют присутствия родителей, что сложно для работающих мам. И кроме того, не многие дети выдерживают большое количество впечатлений, как известно, чрезмерность не очень хороша.

Ребенку одиноко

Очень часто, ребенок придумывает себе друга, когда одинок. Например, в семье появился брат или сестра и все внимание родителей переключено на него. Или, как вариант, рассеянные родители, больше занятые своими мыслями, чем детьми. А еще бывает и так, что он просто застенчив и очень трудно сходится с людьми. Здесь можно посоветовать только одно - общения должно быть больше. Общение с ребенком, с другими детьми вместе с ним, с другими родителями. Необходимо помочь малышу найти общий язык со сверстниками.

Вытеснение

Со своими выдуманными друзьями ребенок исполняет свои тайные желания. Это самый легкий для диагностики вариант.

Если, например, выдуманный друг появляется для защиты вашего малыша, значит, ему может быть плохо, он просит защиты и снижения давления. Если же друг еще обещает и наказать обидчика, это уже вытесненная агрессия - есть повод обратиться к психологу. Есть, конечно, более простые решения: например, выдуманную собаку легко заменить настоящей, а если у ребенка аллергия на шерсть, всегда можно выбрать бесшерстную породу.

Худшим вариантом будет, если ребенок склонен скрывать своих выдуманных друзей. Это говорит о том, что он не доверяет вам или боится. Хотя есть возможность, что вы просто не заметили придуманного друга, а милый Пашка, который присутствует во всех рассказах ребенка, это всего лишь пластмассовая игрушка.

Как же повести себя, если ребенок стал рассказывать о воображаемых друзьях? Главное здесь - никаких запретов. Можно даже слегка подыграть ему: слушать все истории, рассказываемые им, поставить лишнюю чашку за обедом, интересоваться делами его нового друга. Однако важно соблюдать границу между реальностью и вымыслом, за свои поступки отвечать должен ребенок, а не придуманный друг: «Тарелку разбил Карлсон, но в углу придется стоять тебе».

Придуманные друзья, с возрастом ребенка изменяются. В возрасте двух лет он относится к ним, как к товарищам по игре. В возрасте четырех лет, он может ссориться с воображаемым другом, доказывая свою силу в новой группе садика, например. Шестилетний ребенок может придумать себе товарища, которому будет высказывать свою злость в отношении родителей или друзей.

Очень часто, родители беспокоятся о том, что общение с выдуманными друзьями отрывает малыша от действительности. По исследованиям психологов, такое происходит в очень редких случаях. Дети испытывают эмоции, похожие на эмоции взрослого, которые он испытывает при прочтении книги или просмотре фильма. Сами эмоции реальны, но вы всегда помните что есть действительность, и эти фантазии вас ни к чему не обяжут.

Примерно к девяти годам, выдуманные друзья должны исчезнуть. Если этого не происходит, необходимо обратиться к психологу. Важно правильно выбрать специалиста, избегайте шарлатанов, которые поставят неверный диагноз и пропишут кучу ненужных психотропных препаратов. Необходимо понимать, что при обращении к психологу с детскими проблемами, работать он буде в первую очередь с вами, так как источником детских проблем чаще всего являются родители.

На самом деле, зависит от родителей, точнее от их нахождения рядом с ребенком, есть ли у него воображаемый друг. Некоторые родители относятся к воображаемому другу, как к символу хорошо развитого воображения и креативности. Некоторые просто игнорируют их, так как не находят времени на общение со своими детьми. Многие дети только рады тому, что родители уделяют им внимание, однако позволять воображаемому ребенку манипулировать собой нельзя. Точнее, не стоит обращать на него особое внимание, пока он уважительно относится к установленным в вашем доме правилам.

Перекладывание ответственности. Как правило, друг придумывается для того, чтобы свалить на него всю ответственность за содеянное. Нет повода для беспокойства, в таком случае нужно просто присесть рядом и объяснить малышу, что помогать такому другу мы не будем.

Друзья на всю жизнь. Многие считают, что выдуманные друзья существуют только для маленьких детей и дошколят. Однако, это не совсем так. Такие друзья присутствовать в течение нескольких лет. Дети стараются, чтобы придуманный друг был только их другом, поэтому многие родители даже не знаю о них.

Наличие выдуманного друга совсем не значит, что у ребенка имеется какая-то проблема. Если он здоров и хорошо чувствует себя в реальности, то нет причин считать, что воображаемые друзья - это отклонение.

Post Views: 281