Рекомендации родителям старших дошкольников. Советы родителям по воспитанию детей дошкольного возраста Рекомендации по воспитанию детей дошкольного возраста

Домашний логопед

для родителей)

Материал предназначен для использования при подготовке родительских собраний, консультаций для родителей и педагогов.

Как помочь ребенку с нарушением внимания.

Среди школьников младших классов около 10% мальчиков и 1% девочек относятся к категории гиперактивных.

В дошкольном возрасте эти дети без какой-либо видимой цели бегают, прыгают, карабкаются, ползают. Они не могут сосредоточиться, спокойно сидеть, постоянно ёрзают на стуле. Гиперактивные дети раздражают учителей, родителей, посторонних. Среди таких детей могут быть одаренные, но и их трудно терпеть в классе. Так. Т. Эдисон и У. Черчилль относились к гиперактивным детям. Будучи ребёнком, Эдисон вступал в конфликты со всеми взрослыми, с которыми ему приходилось общаться. Он постоянно задавал вопросы и не всегда дожидался ответов, везде совал свой нос и всюду становился причиной возникавших неприятностей. Мать вынуждена была забрать его из школы и обучать на дому. Невозможным и некорригируемым ребёнком считала маленького Черчилля его первая гувернантка. Негодовали и приходили в ярость и другие его учителя. В школе ему разрешалось выходить из класса во время уроков и обегать вокруг школы, чтобы освободиться от избыточной энергии.

Гиперактивный ребенок дезорганизует работу в классе. Такой ученик не может ждать, пока его спросят, перебивает учителя и одноклассников, отвлекается сам и мешает другим. Эти дети часто бросают работу незавершенной, их деятельность нецеленаправленна. Они не пользуются симпатиями у сверстников, не бывают лидерами. К подростковому возрасту гиперактивность уменьшается и может исчезнуть. Менее оптимистичен прогноз, если у ребенка наряду с гиперактивностью имеются нарушения внимания, не являющиеся следствием гиперактивности ребенка. Такое состояние получило название синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Для этих детей характерны трудности в обучении, связанные с задержкой развития школьных навыков и нарушениями поведения. Плохая адаптация в школе обусловливает их низкую самооценку. У них мало друзей, они часто жалуются на физическое недомогание и эмоциональные проблемы. Причины нарушения внимания и гиперактивности интенсивно изучаются. В течение многих лет дефицит внимания обоснованно связывали с многочисленными неблагоприятными факторами беременности и родов, обусловливающими минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Коррекция нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью, является комплексной. Помимо медикаментозной терапии дети нуждаются в психологической и педагогической помощи. В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика положительного подкрепления, заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями. В зависимости от индивидуальных нужд ребенка он может обучаться в массовой школе, получая необходимую психологическую поддержку, или в коррекционных классах.

Родителям следует взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в семье с точки зрения потребностей ребенка. Прежде всего им необходимо структуировать собственное поведение и строго выполнять режим дня. Если взрослые в семье страдают частыми немотивированными сменами настроения, в семье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испытывают чувство вины, недостаточна успешность профессиональной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им самим следует воспользоваться помощью психотерапевта, чтобы разработать стратегию дальнейшего поведения.

Родителям, имеющим ребенка с дефицитом внимания, необходимо объяснить другим взрослым, общающимся с их ребенком, в первую очередь родственникам, воспитателям, учителям, что ребенок имеет специфические трудности в выполнении задании, так как его нервная система функционирует не совсем так, как у других детей. Не следует ждать, когда возникнет непонимание и враждебность по отношению к ребенку. Лучше, не стесняясь, объяснить значимым для ребенка людям его особенности.

Прежде всего родители должны определить, что именно в поведении ребенка особенно их настораживает. Все это обсуждается и взвешивается в семье и с психологом. Первым шагом к изменению поведения ребенка является составление плана общения с ребенком. Даже очень занятые родители должны научиться ежедневно выделять 10 - 15 минут, чтобы побыть с ребенком, вникнуть в то, что он делает, выслушать его и поддержать. Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведением ребенка не только посредством наказаний, но и с помощью меньшего вмешательства в его действия. Например, ребенок бросил свою игрушку под дождём. Не спешите ее поднять. Ребенок ищет положенную не на место вещь, не торопитесь ему помочь, пусть поищет. Наконец, почаще используйте наказание, заключающееся в спокойном сидении в определенном месте после совершения проступка.

Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно быть сложным и состоять из нескольких звеньев. Для ребенка с дефицитом внимания запоминание длинных инструкций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно. Поэтому не стоит давать ребенку более одного указания.

Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания - завести дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собеседника, могут не поддержать, когда его товарищ пытается начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдать ее условий, бросить игру, не доведя ее до конца.

Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооценке. В то же время дружба для ребенка с дефицитом внимания является важным фактором в достижении успеха. Для того чтобы помочь ему наладить отношения со сверстниками, можно предпринять следующие шаги.

Понаблюдайте за ребенком во время общения его со сверстниками. Приметив хорошие проявления во взаимоотношениях с другим ребенком, наградите его за это.

Организуйте совместную деятельность своего ребенка с его другом.

Устраивайте перерывы в общении со сверстниками, если видите, что уровень возбуждения у вашего ребенка чрезмерно высок.

Старайтесь уменьшить агрессивные проявления в поведении ребенка дома.

Обратите внимание на то, что участие в игровом спорте представляет значительные трудности для ребенка с дефицитом внимания. Это связано с выполнением ряда правил, соблюдением очередности на протяжении достаточно продолжительного времени. Однако жесткие запретительные установки здесь не годятся. Если ребенок очень заинтересован именно в таком виде спорта, посоветуйтесь со специалистами и тренером, как лучше справиться с трудностями.

Всегда будьте хорошими адвокатами для своего ребенка. Помните, что большинство людей ничего не знают о нарушениях внимания. Найдите время, чтобы в начале учебного года поговорить с учителями о своем ребенке и его нуждах.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

  1. Прежде чем поручить ребёнку что-либо сделать, тщательно взвесьте, сможет ли он справиться с этим. Не ожидайте, что поручение или свою обязанность ребенок сразу выполнит очень хорошо.
  2. Установите твердый распорядок дня, обязательный не только для ребенка, но и для всех членов семьи. Напоминайте об этом распорядке почаще.
  3. Придумайте гибкую систему вознаграждения за хорошо (без отвлечений) выполненное задание.
  4. Почаще показывайте ребенку, как лучше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь.
  5. Убедитесь, что ребенок видит связь между поступком и его последствием.
  6. Подписывайте соглашения со своим ребенком типа: « Я, Алексей, обязуюсь три дня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотреть телевизор на 30 минут дольше».
  7. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка. Не подбирайте за ним вещи и игрушки.
  8. Не следует давать ребенку только директивные указания. Лучше говорить с ним в более мягкой форме.
  9. Напоминайте ребенку о его обязанностях не только устно. Пусть он видит их: повесьте на стену их перечень.
  10. Постарайтесь снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания. Выключите телевизор, когда пришло время накрывать на стол. Не приглашайте друзей в дом, когда ребенок делает уроки. Не разрешайте откладывать выполнение дел на другое время. Объясните, что потом их можно забыть сделать.
  11. Предусмотрите еженедельную уборку ребенком своей комнаты, стирку одежды и мытьё игрушек. Обеспечьте такую атмосферу в доме, когда работают все вместе, поддерживая порядок в доме.
  12. Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития и способностям.

До сих пор обсуждается соотношение медикаментозных и немедикаментозных методов коррекции дефицита внимания. По вопросу медикаментозного лечения необходимо обратиться к специалисту - психоневрологу.

Каков прогноз для детей с дефицитом внимания? Раньше считалось, что трудности проходят с возрастом, ребенок как бы перерастает свой недостаток, становясь взрослым. Отчасти такое мнение основывалось на том факте, что врачи фокусировали свое внимание на гиперактивности как главном симптоме. В настоящее время основным симптомом считается нарушение внимания в сочетании с импульсивностью. Гиперактивность имеет тенденцию уменьшаться с возрастом, дефицит внимания и импульсивность подвергается обратному развитию в значительно меньшей степени. Поэтому надеяться, что время - лучший лекарь, в данном случае неправомерно, затраченные же усилия непременно принесут свой результат.

(По материалам журнала «Дефектология» №1.2000 год. Стр. 61 А.Г. Московкина, МПГУ)

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ

ПИЛКА ДРОВ. Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

ПОГРЕТЬСЯ НА МОРОЗЕ. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

НАДУЕМ ИГРУШКУ. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через в отверстие игрушки.

ЛИСТЬЯ ШЕЛЕСТЯТ. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они «зашелестели».

БАБОЧКИ» Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.

ЗАДУТЬ СВЕЧУ. По очереди подносится детям зажженная свеча. По сигналу «Тихий ветерок» дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» дети стараются на одном выдохе задуть свечу.

ПОКАТАЙ КАРАНДАШ. Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.

КОСТЕР. Перед детьми кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

ЧАЙНИК ЗАКИПЕЛ. У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1-1,5 см. По сигналу «У Саши чайник закипел» один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

СНЕЖИНКИ ЛЕТЯТ. На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».

ВЕРТУШКА. Детям предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И

ЭХО. Детей распределяют на две группы. Одна из групп - «эхо». Первая группа громко произносит гласные звуки (А, О, У) или сочетания гласных (АУ, УА, ОА, УИ) . Вторая группа («эхо») тихо повторяет. метаются ролями.

ВЬЮГА. Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга закончилась» замолкают.

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1. "Перекрестные движения".

При движении одновременно с правой рукой двигается левая нога и одновременно с левой рукой двигается правая нога. Можно проводить эти упражнения под музыку.

2. "Ленивые восьмерки".

Сначала рисуют в воздухе восьмерку правой рукой, затем левой, затем одновременно правой и левой.

3. "Энергизатор".

Приложить ладонь к вискам. Выдохните с силой воздух. Медленно вдохните. Голова начинает легко подниматься, поднимается лоб, затем шея и верхняя часть тела. Нижняя часть тела и плечи расслабленны. Выдыхая, опускайте подбородок к груди. Вытяните голову-вперед, потягивая заднюю часть шеи. Расслабьтесь и глубоко дышите.

4. "Шапка для размышления".

Мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

5. "Точки мозга".

Левую руку положить на пупок. Правой рукой массируем точки, которые расположены сразу же под ключицей, с правой и левой сторон груди. Представьте, что на носу у Вас кисточка и вы рисуете ей бабочку - 8 на потолке.

6. "Симметричные рисунки".

Двумя руками одновременно рисуем в воздухе любые фигуры.

7. "Активизация руки".

Держите одну руку рядом с ухом. Мягко выдохните воздух через сжатые губы, одновременно активируя мышцы и подталкивая кисть другой рукой в четырех направлениях (вперед, назад, к себе, от себя).

8. "Качание головой".

Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

9. "Сова".

Ухватите плечо и сожмите его мышцы. Поверните голову так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.

ЯПОНСКАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Для улучшения памяти, внимания, сосредоточенности, концентрации, успокоения нервной системы.

1. Две руки ладонями внутрь расположить перед глазами на уровне груди. Начиная с левого мизинца внимательно рассмотреть каждый палец, затем также начиная с левого мизинца сгибаем поочередно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой, также начиная с мизинца. Согнуть, подержать кулачки, выпрямить (20 раз).

2. И, П. - - то же.

Начиная с указательного пальца левой руки нажимать большим пальцем на верхнюю подушечку пальцев поочередно на левой руке, затем на правой. Затем на двух руках вместе (20 раз).

3. Для развития сосредоточенности.

Левую руку сжать в легкий кулачок. Правая рука - в виде сжатой "стрелки" из пальцев, направить ее в основание мизинца левой, не прикасаясь. Ощутить поток "энергии". Руки поменять (20 раз).

4. Для развития концентрации, успокоения нервной системы.

Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз).

Для развития памяти.

5. Большим пальцем левой руки нажать на нижнюю подушечку указательного пальца, сгибая, его при этом, а затем выпрямляя. Затем поочередно на остальные. На правой руке начинать с мизинца. Потом на обеих руках вместе (20 раз).

6. Согнуть пальцы обеих рук в "кошачий коготь" или крючок.

7. Поочередно начиная с указательного пальца соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.

8. Сделать "захват" согнутыми в крючок указательными пальцами обеих рук, затем средними и т.д., потянуть, расправить диафрагму, закончить большим пальцем.

9. Руки поднять вверх, делать поочередно "захват" "крючками" из пальцев в разные стороны, потянуть позвоночник вверх.

10. Упражнение с орехами (2 ореха).

Всеми пальцами катать орехи по внутренней и внешней сторонах ладоней по часовой и против часовой стрелки.

11. Не очень острой палочкой (можно исписанным стержнем шариковой ручки) легко "покалывать" ладони рук, начиная с левой, по часовой и против часовой стрелки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.

7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.

9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте(шуба, уши, кошка).

10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.

11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

12. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.

13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

Р У Ч К А

рот Уля час кот Аня

роза угол чаша каша аист

рукав улица чехол корка астра

14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.

15. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

16. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д.

П. . . . . . . . . . (простокваша).

17. Вписать букву в кружрв. Рак-раО, каОа и т.д.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности.(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?).

2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.

3. Составление слов из слогов, данных вразбивку.(Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум).

4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову.(Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово?).

6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами).

7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2,3,4-сложных слов- в другое).

8. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

9. Выделять гласные звуки.(Столько слогов в слове, сколько гласных).

10. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания(лужа, пила, лом, канава).

11. Записать гласные данного слова.

12. Выделить 1 слог из названий картинок, записать его. Объединив слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба У дома лужа.

13. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:- буз, ут-, лод-, ка-, ка-даш.

14. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

  1. Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»? Какое 1? 2? 3?).
  2. Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов.
  3. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в нем количества слов.
  4. Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова потеряли свое место, нужно помочь им найти его: дети, мяч, в, играли; высокие, растут, лесу, сосны, в.)
  5. Распространение предложений путём увеличения количество слов.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАВЫКАХ ПИСЬМА

Письмо- сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе.

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного, опора- на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв.

Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, макраме.

ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

(перестановок, пропусков, недописывания слогов и букв).

1. Многократное произнесение слова вслух, затем звуковой анализ слова (на первых порах по слогам), после чего перед записью ученик читает с отбиванием слогового ритма.

2. Запись слова с проговаривакием.

3. Складывание из букв и слогов разрезной азбуки слогов и слов. При этом слова подбираются так, чтобы слоги были совершенно различны (во избежание путаницы в структуре слова). Вначале берутся слоги простые (согласный гласный), а затем более сложные. В словах на первых порах орфоэпия должна совпадать с орфографией.

4. Заполнение пропущенных букв в напечатанных или написанных словах.

5. Записывание слов и фраз после прочтения их вслух или про себя с применением экрана (ширмочка и т.п.).

6. В упорных случаях на первых порах прибегают к артикуляционным схемам (дети пишут, глядя на зарисованные схемы слога, слова).

7. Упражнение учеников в произношении слов по слогам под такт, отбиваемый рукой, с последующей записью тоже под такт.

8. До записи слова требуется, чтобы дисграфик посчитывал количество букв в нем и обозначил его цифрой над местом записи слова. После вторичного подсчета букв уже записанного слова, если оба числа совпадают, цифра обводится кружком, в противном случае находится ошибка, и слово записывается заново. Полезно также каждую букву слова узнавать в других ее сочетаниях, сравнивать соответствующую ей артикуляцию со сходной, сочетать ее с разными гласными (па -по - пу и т.д.)

9. При наличии слабого звукового анализа (звуки смешиваются, переставляются) он усиливается медленным произношением логопеда (в процессе диктовки или расчленения слова на его элементы) и таким же повторением учеником по звукам или слогам: ннн-а ссс-то ллл-е ллл-е-жж-ит пе-рр-о (взрывные произносятся в слоге), Са-ша живет дома.

10. При недописывании слов следует побольше давать упражнений на дописывание их (учит..., книж..., удоч...), давая ключ к решению задачи в виде списка этих слов полностью, но в ином порядке (книжка, удочка, учитель). Игровым материалом в этом случае служит своеобразное домино: к карточкам с началом слова приставляется карточка с его окончанием; можно составлять так целые фразы. Детей нужно заставлять произносить особенно четко концы слов. Практикуется игра: один начинает слово, а другой заканчивает его.

Полезно проводить игру в рифмы: к слову на карточке подбирается карточка с рифмующимся словом.

Во всех случаях занятий с дисграфиками для самостоятельных, домашних работ применяется активное (сознательное) списывание, т.е. списывание с выполнением определенных и вполне посильных ученику заданий (подчеркивание, обводка определенных букв, классификация слов данного текста в виде столбиков на заданные буквы).

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КИНЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА ПИСЬМА

  1. «Блины». Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.
  2. «Кошечка». Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.
  3. «Шалтай - Болтай». Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.
  4. «Кошка - мышка». Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.
  5. «Пальчики - драгуны». Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.
  6. «Молоточки». Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.
  7. «Бинокль». 2, 3, 4, 5 пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.
  8. «Человечки». Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.
  9. «Раки». Положить на стол ладони рук: правая - с сомкнутыми пальцами, левая - с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.

14 основных правил красивой речи

  1. При разговоре необходимо придать телу удобную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).
  2. Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.
  3. Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.
  4. Четко артикулируйте, произносите гласные протяжно.
  5. Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.
  6. В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.
  7. Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.
  8. Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.
  9. Четко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.
  10. Избегайте монотонности. Говорите выразительно.
  11. Выдерживайте ровный умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.
  12. Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.
  13. При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.
  14. Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРУДНОСТЕЙ

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

1. В письменных работах пропускает буквы.

1. Низкий уровень развития фонематического слуха.

3. Несформированность приемов самоконтроля.

2. Неразвитость орфографической зоркости.

2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу).

3. Низкий уровень объема и распределения внимания.

5. Слабое развитие фонематического слуха.

3. Невнимателен и рассеян.

1. Низкий уровень развития произвольности.

2. Низкий уровень объема внимания.

4. Преобладающая мотивация учения – игровая.

4. Испытывает затруднения при пересказе.

1. Несформированность умения планировать свои действия.

2. Слабое развитие логического запоминания.

3. Низкий уровень речевого развития.

4. Низкий уровень развития образного мышления.

5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации).

6. Заниженная самооценка.

5. Неусидчив.

1. Низкий уровень развития произвольности.

2. Индивидуально – типологические особенности личности.

3. Низкий уровень развития волевой сферы.

6. Трудно понимает объяснение с первого раза.

2. Слабая концентрация внимания.

5. Низкий уровень развития общего интеллекта.

7. Постоянная грязь в тетради.

1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук.

3. Недостаточный объем внимания.

4. Низкий уровень развития произвольности.

8. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы.

1. Несформированность приемов учебной деятельности.

9. Постоянно забывает дома учебные предметы.

1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.

2. Низкий уровень развития произвольности.

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

10. Плохо списывает с доски.

1. Несформированность предпосылок учебной деятельности.

2. Низкий уровень развития произвольности.

3. Низкий уровень переключения внимания.

4. Недостаточный объем внимания.

5. Низкий уровень развития кратковременной памяти.

11. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо.

1. Низкая скорость протекания психических процессов.

2. Несформированность приемов учебной деятельности.

12. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять.

1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

2. Низкий уровень развития произвольности.

3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого.

4. Несформированность предпосылок учебной деятельности.

13. Постоянно переспрашивает учителя.

1. Низкий уровень объема внимания.

2. Слабая концентрация и устойчивость внимания.

3. Низкий уровень развития переключения внимания.

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти.

6. Несформированность умения принять учебную задачу.

14. Плохо ориентируется в тетради.

1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве.

2. Низкий уровень развития произвольности.

3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

15. Поднимает руку, а при ответе молчит.

2. Заниженная самооценка.

3. Низкий уровень развития произвольности.

16. Опаздывает на уроки.

1. Несформированность приемов самоконтроля.

2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания.

3. Низкий уровень развития произвольности.

4. Возможные трудности в семье.

5. Причины вторичной выгоды.

17. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест.

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику.

3. Индивидуально – типологические особенности личности.

4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания.

5. Низкий уровень развития произвольности.

6. Несформированность приемов учебной деятельности.

18. Испытывает страх перед опросом учителя.

1. Заниженная самооценка.

2. Возможные трудности в семье.

3. Внутреннее стрессовое состояние.

4. Индивидуально – типологические особенности личности.

19. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует.

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику.

2. Преобладающая мотивация учения – игровая.

3. Низкий уровень развития произвольности.

4. Несформированность приемов учебной деятельности.

20. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время.

1. Отсутствует учебная мотивация.

2. Несформированность отношения к себе как к школьнику.

3. Заниженная сомооценка.

4. Внутреннее стрессовое состояние.

5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР.

21. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями.

1. Возможные трудности в семье.

2. Перенесение функции матери на учителя.

3. Особенности развития «Я – концепции».

22. Долгое время не может найти свою парту.

1. Слабое развитие ориентировки в пространстве.

2. Низкий уровень развития образного мышления.

3. Низкий уровень развития восприятия.

4. Низкий уровень сформированности произвольности.

5. Низкий уровень развития самоконтроля.

6. Низкий уровень развития долговременной памяти.

7. Адаптационный стресс (связанный с большим количеством ярких событий).

Юркевич Маргарита Игоревна

Педагог-психолог

МБДОУ Детский сад № 40 «Дружба»,

Ставропольский край, г. Пятигорск

    Составьте и повесьте на видном месте правила поведения в вашей семье. Выработайте их вместе с другими членами семьи и вашим ребенком. Правила могут быть абстрактными («вести себя хорошо»), но лучше, если они будут конкретными (напр., «не произносить плохих слов»). Ознакомьте ребенка с правилами.

    При несоблюдении правил следует наказание. Наказание не должно быть физическим! Это может быть лишение ребенка определенных благ или хорошо действует «правило тайм – аута». Если вы видите, что ребенок «выходит из берегов», то сначала следует предупреждение. Если он нарушает правило(а), то его отводят на «место для шалунов», и объясняют почему он наказан и сколько он здесь пробудет. Если ребенок кричит, плюет и т.п., игнорируйте его. Не надо лишних слов! Сохраняйте спокойствие и невозмутимость. По истечении времени наказания подойдите к ребенку и спросите: «Знает ли он, почему здесь оказался?» (ответ). «Я бы хотела, чтобы ты извинился».

    Соблюдение правил неукоснительно для всех членов семьи. Лучший способ научить чему – либо, это показать на собственном примере.

    Наказание следует сразу после проступка. Не используйте слов: «Вот я тебе сейчас покажу…» за которыми ничего не следует.

    Соблюдайте всегда четкий режим и распорядок дня в будни и в выходные, при любых обстоятельствах.

    Если ребенок обзывает вас, то это должно быть занесено в правила – запреты, при нарушении->наказание или игнорируйте ребенка, сказав ему, что если он так говорит или считает, то «я не желаю с тобой общаться».

    Если ребенок капризничает и закатывает истерику, то:

а) обнимите его, прижав к себе и успокоив, вербализовав его эмоции («Я знаю, ты злишься, потому что…»)

б) оставьте ребенка в безопасном месте, лишив его зрителей.

8. Не ругайте, а критикуйте ребенка! Это значит сказать на проступок ребенка не «ты плохой мальчик (девочка)», а «ты хороший(ая), но сейчас ты поступил(а) плохо».

9. Хвалите своего ребенка при любой возможности, поощряйте его хорошее поведение.

10. Приучайте ребенка к самостоятельности. Распределяйте обязанности в семье. Пусть у каждого будет свой «фронт работы». И ребенок выполняет то, что ему по силам, участвует в обсуждении семейных проблем.

11. Давайте своему ребенку право выбора и прислушивайтесь к его мнению.

12. Придерживайтесь в семье единого стиля воспитания.

13. Не давайте ребенку «лазейки» в воспитании. Он не должен видеть:

а) что мама, папа говорит и требует одно, а делает другое;

б) что мама и папа придерживаются разных взглядов на воспитание или в процесс вмешивается бабушка, дедушка;

в) что сегодня это нельзя, а завтра можно;

г) сегодня за этим следует наказание, а завтра нет;

д) сегодня есть режим, а завтра вдруг нет.

14. Проводите время с ребенком плодотворно – в чтении, в обсуждении мультфильма, игре, совместной деятельности.

15. Если ребенок проявляет агрессивность, то ищите корни проблемы. Чаще проблем кроется в подражании нашему поведению или поведению героев мультфильма, игры. Корректируйте эту сферу. Никакого насилия ни в жизни, ни на экране. Учите добру, заменяйте игры, мультфильмы на альтернативные виды деятельности: чтение, лепка, игры, рисование.

16. Дайте выход агрессии в виде подвижных игр, спорта, искусства.

17. Не выясняйте отношения при ребенке!

18. Всегда озвучивайте свои эмоции («Я сержусь на тебя», «Я недовольна тобой», «Я обижена», «Я горжусь тобой») и учите ребенка этому же.

19. Знайте «острые углы» в общении с ребенком и старайтесь их сглаживать. Предвосхищайте «момент взрыва». Пресекайте плохое поведение на корню.

20. Если чувствуете, что сами готовы взорваться, остановитесь и посчитайте до 10. Умейте признавать свои ошибки, умейте извиниться перед ребенком и он научиться признавать, где он был не прав. Говорите друг с другом обо всем и чаще повторяйте, что вы любите своего ребенка.

Время летит крайне быстро, и скоро ваш ребенок станет первоклассником. Готов ли он к школе? Какой объем знаний к этому времени должен быть у дошкольника? Что важнее: знания или психологическая готовность? Вопросов – море!

Все дети дошкольники разные. Одни ходят в детский сад, изучают там буквы, цифры, посещают занятия у логопеда и психолога. Другие никогда в саду не бывали, а круг общения ограничен родителями и детьми их знакомых. Третьи, не посещая детский сад, успевают заниматься в различных центрах раннего развития, кружках и секциях. К какой из этих категорий ни относился бы ваш ребенок, если до школы остается не менее полугода, то все поправимо!

Психологический аспект

Рекомендации психологов родителям дошкольников очень часто сводятся к тому, что главные критерии – это умение концентрировать внимание более 30 минут, а также усидчивость. Если в детском саду дети знакомы с правилами поведения во время занятий, то для деток, которые дошкольные учреждения не посещают, просидеть за партой более 15-20 минут – это тяжелое испытание. Даже самая интересная тема не способна удержать внимание дошкольника больше 10-15 минут. Лучшее решение – посещение групп кратковременного пребывания в школе. К сожалению, такие группы есть не в каждой школе. Если у вас нет возможности записать ребенка в центр раннего развития, то устраивайте импровизированные уроки дома. Поручите ребенку, к примеру, нарисовать рисунок, но постарайтесь сделать так, чтобы во время рисования он не отвлекался и сидел на одном месте. Еще один совет родителям дошкольников: во время занятий дома старайтесь делать так, чтобы ребенок выполнял то, что вы ему поручили, а не то, что хочет он. То есть, пусть рисует дерево, как вы сказали, а не машинку или солнце.

Не стоит забывать о том, что специального образования большинство мам не имеют, поэтому многие вещи, необходимые для подготовки к школе, могут быть упущены.

Важные умения

Эти качества для дошкольника не менее важны, чем знание букв и цифр. Ребенок должен уметь обслуживать самого себя: причесываться, одеваться, обращаться за советами к взрослым. Кроме того, в таком возрасте дети владеют информацией о месте своего жительства, фамилии, именах родителей и месте их работы, временах года, возрасте.

Перед школой родители должны позаботиться о . Такие «тренировки» лучше проводить в форме увлекательных игр. Считайте на прогулке птиц, людей, обращайте внимания на цвета автомобилей, а дома, после прогулки, спросите ребенка, сколько белых автомобилей, к примеру, он видел. Чтение и запоминание стихотворений – это отлично, а если ребенок их знает наизусть немало, попросите рассказать стишок на конкретную тему (о маме, о друзьях и тд.).

В памятке для родителей дошкольников следует уделить внимание и развитию логики ребенка. Для этого можно использовать ряд картинок или фигурок, где один-два элемента будут лишними (овощ среди фруктов или живое существо среди предметов).


У родителей не должно быть никаких сомнений в том, что их чадо, как и все остальные дети, уникален. Но при этом он не является и точной копией одного из родителей. Поэтому неразумно требовать от него реализации придуманной родителями программы жизни и достижения поставленных ими же целей. Пусть ребёнок сам проживёт свою жизнь, найдёт в ней своё место, станет собой со всеми своими достоинствами и недостатками. Его нужно принимать таким, каков он есть, и больше смотреть на его сильные стороны.

Что родителям нужно и не нужно делать в воспитании детей?

  • Не стоит скрывать от ребёнка свою любовь к нему, он должен понять, что родительская любовь будет сопровождать его при любых обстоятельствах.
  • Малыша можно смело брать на колени, обнимать, целовать и заглядывать ему в глаза, когда бы он этого ни захотел. Ласка является хорошим поощрением.
  • Но любовь не должна превратиться в бесконтрольную вседозволенность. Поэтому нужно обозначить чёткие рамки и табу, но при этом их не должно быть слишком много. Зато установленным запретам нужно следовать неукоснительно.
  • Нельзя торопиться с наказаниями, а лучше воздействовать на ребёнка с помощью просьб. Если проявлено неповиновение, то следует прежде убедиться, что просьба соответствует возможностям и возрасту ребёнка.
  • Если же ребёнок открыто демонстрирует неповиновение, то впору подумать о наказании, строгость которого должна соответствовать тяжести проступка, при этом ребёнок должен понимать, за что несёт наказание.
  • Проще всего подобрать ключик к ребёнку через игру, когда ему можно передать знания, навыки и понятия о многих ценностях. В игре взрослым и детям проще понять друг друга.
  • С ребёнком нужно чаще разговаривать и объяснять причины ограничений и запретов. Пусть он учится выражать свои переживания словесно, анализировать своё поведение и поведение других людей.
  • Используя свою любовь, такт и мудрость родители лучше всего сохранят психическое здоровье ребёнка.
  • Общению с людьми ребёнок учится у взрослых, которые являются для него масштабом, мерой, критериями оценки себя и прочих. Вступая в мир сверстников и взрослых, ребёнок начинает с того, что судит мир с оглядкой на законы, преподанные ему взрослыми людьми.
  • Важно понять, что манера обращения взрослых с ребёнком не только влияет на поведение последнего, но и на его психическое здоровье . Если малыш не уверен в положительном отношении взрослого к себе или даже уверен в негативной оценке тем своей личности, то это вызывает подавленную агрессию.
  • Воспитанием ребёнка нельзя заниматься, пребывая в плохом настроении.
  • Воспитывая ребёнка, нужно предоставлять ему самостоятельность, а не контролировать каждый его шаг. Воспитание нельзя подменять плотной опекой. Ведь взрослые сами не любят, когда в их дела вмешиваются, копаются в мелочах, навязывают готовые решения, таковы и дети. Однако у них ещё не достаёт опыта, поэтому, когда они до всего пытаются дойти сами, то им всё-таки нужна помощь взрослых, но ненавязчивая, тактичная и умеренная.
  • Ребёнку следует доходчиво объяснить, что от него требуется и одновременно спросить, что он сам об этом думает. Поскольку у детей неизбежно будет свой жизненный путь, отличный от судьбы родителей, то они необязательно должны хотеть того же, что и их предки.
  • Важнее оценивать не личность, а поступок. Именно здесь чаще всего случаются самые серьёзные ошибки родителей. Надо бы сказать «ты поступил плохо», оценивая поступок, но вместо этого часто говорят «ты плохой», оценивая личность ребёнка.
  • Вернее будет показать путь решения задачи, а не подсказывать самого решения. Периодически вместе с ребёнком нужно анализировать его ложные и верные пути к достижению цели.

Создание в семье благоприятной атмосферы

Воспитание трудолюбия

Ребёнка нужно чаще поощрять за инициативу, самостоятельность, хорошо проделанную работу, а при неудаче - не раздражаться, а ещё раз терпеливо объяснить. Его полезно привлекать к семейным делам и приучать доводить до конца начатую работу. В семье все, в том числе и дети должны иметь свои обязанности. Труд не должен служить мерой наказания.

Воспитание доброты

Жизнь человека проходит в общении. Чтобы ребёнок вырос добрым, в его общении со взрослыми, в совместном труде, игре, отдыхе, познании должно быть много радости. Доброта начинается с любви к природе в целом и ко всему живому в частности. Ребёнка нужно научить не быть равнодушным и злым. К ребёнку нужно одновременно проявлять любовь и требовательность. Взрослые сами должны совершать хорошие поступки и уметь владеть собой, ведь дети всему этому учатся у них.
Взрослые должны помнить, что у детей под влиянием опыта общения с ними формируются самооценка и оценка других людей, при этом появляется и ещё одна важная черта - сочувствие другим людям, умение переживать чужие радости и горести как свои собственные. Общаясь со взрослыми, малыш впервые понимает, что помимо собственной важно учитывать и точку зрения других людей. Проявление при неформальном общении с детьми педагогической авторитарности порождает у них нехватку самостоятельности, неспособность выразить своё мнение и отстоять его. При общении с ребёнком нужно забыть о том, что только в словах взрослых содержится истина, ведь в процессе общения нужно понять оппонента и отождествить себя с ним.

В свете сказанного выше следующие советы родителям по воспитанию детей должны оказаться полезными:

  • Родителям следует вдуматься, какие трудности возникают у их ребёнка при переходе из младших классов в средние. Если он попросит помочь ему в работе над домашним заданием, нельзя в этом отказывать. Но не следует всё делать вместо него, а вместе с ним, тем самым приучая его к самостоятельности.
  • Нужно помочь пятикласснику выучить имена всех учителей по разным предметам.
  • Нельзя негативно высказываться в присутствии ребёнка о его школе и учителях, даже если на то есть основания. Лучше без него разобраться с проблемой, имея учителя в качестве союзника.
  • Нужно обеспечить своему ребёнку соответствующий его возрасту режим дня и удобное рабочее место в его комнате.
  • У подростка дома должен присутствовать эмоциональный комфорт, для чего с ним нужно уметь общаться.
  • Любому достижению ребёнка нужно радоваться, но нельзя его сравнивать с другими школьниками. Оценку следует давать поступкам ребёнка, а не ему самому.
  • Нужно неизменно доброжелательно встречать ребёнка, в каком виде, когда и откуда он не вернулся бы домой.
  • Родителям полезно читать книги на воспитательные темы и помнить, что быть родителем - естественное состояние человека, а не профессия или обязанность.
  • Если уж ребёнка приходится ругать, то только не словами «Вечно ты…», «Ты всегда…», ведь всегда и вообще ребёнок хорош и только в данный момент что-то не так сделал, на что ему и следует указать.
  • Поссорившись с ребёнком, нужно обязательно с ним примириться, и лишь затем его можно покинуть, уйти в другую комнату.
  • Нужно делать так, чтобы ребёнок был привязан к дому.
  • Детям не хватает имеющегося общения с родителями, поэтому полезно читать с ними вслух интересную книгу, благодаря чему духовное общение станет богаче.
  • Если родитель почувствует себя неправым в споре, то он должен суметь признать это, чтобы ребёнок сам учился признавать поражения, ошибки и уступать.
  • Нужно подбадривать подростка, что придаёт ему уверенности. Но в случаях, когда он неправ, не нужно стесняться и покритиковать его. Критику и похвалу нужно сочетать.
  • Есть такие важные качества, которые родители должны воспитать в своих детях - это ответственность и уважение.

Тревожность родителей - хорошо или плохо?

Тревожность - это особенность человеческой психики, когда в разных жизненных ситуациях человек склонен испытывать беспокойство.

Воспитание детей – процесс ответственный, за ошибки в котором часто приходится очень тяжело расплачиваться, как ребенку, так и его родителям. В наше время найти советы по воспитанию детей не составляет труда – просторы интернета, научные труды известных и не очень педагогов и психологов и, конечно же, опытные бабушки, дедушки и старшие подруги. Как из всего разнообразия таких поучений выбрать наиболее правильные? Наверное, каждый взрослый сам должен решать, какая методика воспитания подойдет ему и его ребенку, какими рекомендациями стоит воспользоваться. Для этого предлагаем ознакомиться с наиболее популярными советами психологов по воспитанию детей в зависимости от их возраста.

Специалисты утверждают, что воспитывать малыша нужно начинать еще до его рождения. Существует много современных методик внутриутробного воспитания младенца. Мы же рассмотрим воспитание ребенка после его рождения.

Врачи рекомендуют почаще разговаривать с новорожденными, сопровождая ласковыми словами процесс туалета, переодевания, кормления. В часы бодрствования необходимо предоставлять младенцу свободу движения, позволять ему рассматривать игрушки, выражать свои эмоции.

Приведем полезные советы по воспитанию детей от 3 месяцев до 3 лет:

  • 3-6 месяцев . Взрослые должны больше разговаривать с малышом, вызывая у него положительные эмоции. Не рекомендуется укачивать ребенка, принуждая его ко сну, лучше, чтобы он засыпал самостоятельно.
  • 6-9 месяцев . В этом возрасте кроха уже может различать интонацию взрослых, понимает некоторые слова. Поэтому в обращении с ним можно применять ласковый тон для поощрений и строгий для запрета.
  • 9-12 месяцев . Детки данного возраста очень общительны, тянутся к тому, кто с ними ласков. Однако не стоит забывать о развитии самостоятельности у ребенка, оставлять его одного с игрушками на некоторое время, обучать навыкам самообслуживания. Уже нужно начинать проводить совместные игры с несколькими детишками приблизительно одного возраста, предлагать малышу простые игры.
  • 1-2 года . На первое место в воспитании ребенка выходят игры. Особенно рекомендуются такие игровые ситуации, которые помогают ему лучше узнать окружающий мир, ознакомиться с его обитателями (растениями и животными).
  • 2-3 года . В данном возрасте у малыша резко возрастает потребность в самостоятельности. Нужно позволять ему самому одеваться, совершать гигиенические процедуры, делать какие-то действия (достать игрушку, отнести на кухню тарелку). Важно обучать малыша правильной речи, не стоит с ним сюсюкаться, употреблять уменьшительные слова. Родители должны подбирать игры, которые развивают координацию движений, ловкость и точность, например, лепка, рисование, физические игровые занятия.

Советы психологов по воспитанию детей дошкольного возраста в первую очередь относятся к эмоциональной сфере. В это время ребенок очень уязвим эмоционально. У него могут быть разные страхи (темноты, собак, пауков), которые ни в коем случае нельзя высмеивать. Лучше постараться помочь малышу избавиться от них.

Подготавливая дошкольника к учебному процессу, нужно воспитывать у него усидчивость, культуру поведения и стремление к получению знаний.

Основным методом воспитания детей дошкольников являются развивающие игры. Благодаря игровой деятельности у ребенка развивается внимательность, самостоятельность, общение, а также лидерство. Главное – правильно подобрать игры. Это должны быть как активные виды игр, так и интеллектуальные.

Важную роль в воспитании детей дошкольного возраста занимает чтение книг. Нужно правильно подбирать книги для малыша, учитывая его возраст, интересы, смысловую нагрузку написанного. В это время большинство деток начинают обучаться азбуке и чтению. Чтобы заинтересовать их процессом обучения, можно применять разные современные методики, прикладные материалы, такие как кубики, аппликация, обучающие диски и компьютерные программы.

Поступление в школу становится очень сложным и ответственным периодом для каждого ребенка. Он входит в мир новых отношений, правил и обязанностей. И родители должны помочь ему в это непростое время.

Приведем некоторые советы родителям по воспитанию детей младшего школьного возраста:

  • Ребенку важно видеть заинтересованность взрослого в его школьных делах и успехах. После трудового дня следует расспрашивать маленького ученика о проведенном в школе дне, помогая ему понять то, что он не знает, или с чем столкнулся впервые.
  • Необходимо поддерживать интерес школьника к получению новых знаний. Взрослые могут попросить его прочитать вывеску на магазине, посчитать, сколько машин стоит возле дома.
  • Нужно чаще хвалить ребенка. Каждый его успех, пусть даже совсем маленький, не должен оставаться незамеченным. Специалисты утверждают, что детки в возрасте 6-10 лет очень чутко реагируют на похвалу, это становится для них стимулом стараться еще больше.
  • Предоставьте малышу право на ошибку. Не стоит наказывать его за плохую отметку или замечание учителя, если он не сделал плохой поступок преднамеренно. Ребенок должен учиться исправлять ошибки, только так он будет совершать их меньше в будущем.
  • Важно организовать личное пространство младшего школьника. Это может быть его комната или личный уголок. Там он может заниматься любым делом, взрослые не должны вмешиваться в его личное пространство.
  • В этом возрасте нужно приучать ребенка к порядку – в комнате, на письменном столе, в портфеле. Обращайте внимание на его внешний вид, состояние одежды и обуви.

Можно привести много советов по воспитанию детей. Однако, прежде всего, каждый родитель должен помнить, что главное – руководствоваться своим умом и сердцем. В первую очередь нужно окружить малыша заботой и любовью, быть ему примером во всех сторонах жизни. Только в таком случае можно вырастить счастливого человека, который найдет свое место в жизни.