Родительское собрание в детском саду «Семья — основа воспитания. Родительское собрание в детском саду, что нужно знать родителям

Родительское собрание в 3 классе
Особенности семейного воспитания
Родителями быть нелегко,
но плохо, если нелегко
от этого нашим детям.
Цели: 1. Просвещение родителей, повышение их психолого-
педагогической компетенции в формировании
личности ребенка;
2. Формирование педагогически обоснованного стиля
воспитания ребенка.
Задачи: 1. Самооценка принятых в семейной практике
методов воспитания.
2. Выявление противоречий в использовании методов
семейного воспитания.
3.Формирование опыта разумных подходов к выбору
методов семейного воспитания.
Форма проведения: Лекция с элементами беседы.
Подготовительный этап:
-написание сочинений-рассказов «Выходной день
дома»;
-анкетирование родителей (Приложение 1);
Уважаемые родители!
Когда я принимаю незнакомый мне класс, меня в одинаковой
степени волнует, что из себя представляют мои будущие
ученики и, какие у них родители, как они воспитывают своих
детей и будут ли они моими помощниками. Вы, родители,
еще очень молоды и еще далеко не все осознаете свою роль
в воспитании детей.
Ребенок проводит в школе 4- 6 часов, остальное время он
находится дома: готовит уроки, играет, помогает взрослым.
Меня всегда волнует вопрос, как дети проводят свое

свободное время, с кем они играют, во что играют, умеют ли
организовывать игры, как разговаривают друг с другом.
Плохо, если ученик проводит свое свободное время
беспланово, если дает подхватить себя течению времени, не
задумываясь, что проходит оно неинтересно.
Чтобы выяснить, каковы представления детей о жизни семьи,
какой опыт взаимоотношений ими усвоен, я предложила им
написать рассказ «Выходной день дома». К сожалению,
типичным описанием выходного дня в семье было такое:
«Мама готовит обед, убирает в доме, папа лежит на диване и
смотрит телевизор, я играю в своей комнате. Когда у мамы
все готово, мы идем обедать».
Дети сами выразили отношение к такой семье: «Эта семья
скучная, недружная. Мама все делает, дети играют и гуляют
сами по себе, а папа все спит». Задавала я ребятам и такие
вопросы:
-Каким папой (или мамой) ты хотел(а) бы стать в будущем?
Ответы были такие:
-Я хочу быть папой добрым, веселым, трудолюбивым,
помогать маме и играть со своими детьми в разные игры…
Примерно такие же ответы были и про мам. И все они
говорят об одном: вашим детям не хватает любви. Дети
нуждаются в любви и без нее чахнут. Для нормального
развития ребенка необходим этот витамин – любовь.
Задумайтесь над этим, родители. Чаще разговаривайте друг
с другом. Вместо того чтобы в очередной раз придраться к
спутнику жизни, подумайте, за что его можно похвалить.
Говорите супругам при детях, что любите их, говорите детям
как можно чаще, что любите их, ведь дети подобны цветам.
Как цветы тянутся к солнцу – источнику света и тепла, так и

дети ждут от родителей заверения в том, что их любят и
ценят. Любовь – это совершенные узы единства! Ваши дети
станут послушнее, откровеннее с вами, если их любят, ведь
они все видят, все слышат, все понимают, а главное все
воспринимают и перенимают. Но любовь не должна быть
вседозволенной. Мой педагогический опыт и жизненные
наблюдения привели меня к выводу: дети, ведомые
заботливой, но твердой родительской рукой, хорошо учатся,
более коммуникабельны, менее закомплексованы и вообще
чувствуют себя более спокойными и счастливыми, чем те,
кого воспитывают либо в духе вседозволенности, либо в духе
чрезмерной строгости. Дети быстро распознают, когда
родители не решаются воспользоваться своей властью, и
тогда не упустят шанса стать главными в семье. Царь
Соломон сказал: «Вразумляй сына и будешь за него спокоен,
станет он для тебя утешением».
Как же пользоваться родительской властью? Во-первых,
установите семейные правила и сразу воплощайте их в
жизнь. Подсказываю, первое правило – это выполнение
режима дня, второе – чёткое распределение трудовых
домашних обязанностей между всеми членами семьи. Для
детей лучше, если они чётко знают границы дозволенного и
то, чем грозит их нарушение. В противном случае они
становятся эгоцентричными и портят жизнь другим. Чтобы
установить правильные рамки поведения для детей, нужно
время, усилия и настойчивость. Детям свойственно
испытывать на прочность границы дозволенного, часто они
бывают упрямы и эгоистичны. Именно для этого необходимо
записать семейные правила. Их должно быть четыре или
пять, не больше - так их легче запомнить и претворить в

жизнь. Добивайтесь, чтобы эти правила обязательно
выполнялись, не торгуйтесь с детьми и не тяните время. В
противном случае дети не будут серьезно относиться к этим
правилам. Жизнь ребёнка необходимо упорядочить. В этом
вам поможет дополнительное образование, множество
кружков по интересам, в которых работают специалисты.
Составьте с ребёнком расписание дня, его следует повесить
на видном месте. Наша жизнь полна суеты. Родителям
приходится много работать и уделять внимание детям
только от случая к случаю, а распорядок дня, находящийся
на видном месте, помогает ребёнку обрести
самостоятельность, самообладание.
Очень важны для воспитания детей семейные вечера.
Мудрые родители укладывают спать детей в одно и то же
время. Одна из мам рассказывала мне, что в этот момент
происходит её общение с сыном: «Я рассказываю, что делала
на работе, как беспокоилась за его контрольную, затем он
рассказывает мне о прожитом дне». Такое тёплое общение
часто побуждает делиться своими чувствами. И когда дети
вырастут, обязательно в своей семье введут эти задушевные
разговоры перед сном. Важно считаться с чувствами ребёнка.
Когда дети открывают вам своё сердце, нельзя идти
наперекор, иначе они могут усомниться в своей способности
думать и чувствовать самостоятельно. Дети в своих
высказываниях категоричны. Например, рассмотрим такую
ситуацию: «Моя учительница ненавидит меня, а соседа по
парте любит. Переведите меня в другой класс!»- заявляет
ребенок. Как вы поступите? Для родителей главное не
поступить опрометчиво, а помочь ребенку детально
разобраться в возникшей проблеме и сделать правильные

выводы: «Давай подумаем, почему так происходит? Может
быть, ты где-то не доработал, а учительница хочет видеть
тебя успешным учеником? Перевестись в другой класс мы
всегда успеем, но ведь в этом классе у тебя друзья. Может
быть, сначала попытаться добиться уважения учителя, а уж
если не получится, тогда вернемся к идее перевода… ».
Не забывайте главного: то, как сложится жизнь вашего
ребёнка, во многом зависит от вас. Если вы сможете донести
до него все прекрасное, что есть в этом мире, он обязательно
пронесет это через всю свою жизнь. Хочу посоветовать вам
создать «Досье достижений семьи» с рубриками «Создание
семьи», «Рождение детей», «Наши достижения», «Наши
увлечения», «Герб, девиз, семейная песня», «Кодекс чести
семьи», «Семейная память», «Семейные легенды». Ничто так
не укрепляет семью, как семейные традиции. И нужно
пытаться их строить. Самой распространённой традицией
является традиция собирать семейные советы по решению
насущных проблем. Заседание совета готовится заранее, в
повестку каждый член семьи может включить свой вопрос,
например: какое вознаграждение ждёт детей, если четверть
будет закончена хорошо, какие большие покупки для дома
планируются в этом году, какие поделки можно сделать для
украшения дома или приусадебного участка. Во многих
семьях принято играть с детьми в настольные игры. Играйте!
Будьте рядом с детьми! Если непрерывно вовлекать ребёнка
в семейную жизнь, то есть надежда, что он сможет в
будущем создать крепкую и благополучную семью.
Хотелось бы закончить наше родительское собрание тремя
заветами воспитания. Пусть они служат вам ориентиром в
жизни и отношениях с детьми (Приложение 2).

Рефлексия: Что почерпнули вы нового из сегодняшнего
разговора?
Что из предложенного возьмете на заметку?
Какие из предложенных методов уже
применяются в вашей семье?
Список литературы:
1) Алоева М.А., Бейсова В.Е. «Родительское собрание в 3-4
классах» Издательство «Феникс» 2004
2) Дереклеева Н.С. «Справочник классного руководителя
начальной школы 1-4 классы» Издательство М. «Вако»
2003
Приложение 1. «Анкета для родителей».
1) Какие меры наказания/поощрения используются в семье?
2) За что вы наказываете и поощряете ребёнка?
3) Как реагирует ребёнок на поощрение или наказание?

Приложение 2. «Заветы воспитания».
1) Не обижай людей, придёт расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то
2) Ты будешь ближними любим,
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим,
Того, чего себе не пожелаешь.
3) Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь это море из благих деяний,
Построй корабль и по волнам плыви.
(Рудаки)

Типичное описание родительского собрания: «Быстро поведали у кого неуды, плохое поведение, похвала отличникам и успевающим, а затем любимая часть – сбор денег» .

Действительно ли так должны проходить встречи родителей и классного руководителя? Какими они должны быть в действительности?

Что это такое?

Это официальное мероприятие, которое организуется школой для демонстрации и обсуждения успехов учащихся и улучшения условий, в которых они обучаются (совместными усилиями).

В законе «Об образовании в РФ» о родительских собраниях не говорится. Каждая школа выпускает свой документ «Положение о классном родительском собрании» , в котором освещает цели, задачи, правила и т. д., и раскрывает функции .

Возникли проблемы на родительских собраниях или с родительским комитетом, и вы хотите пожаловаться? Ознакомьтесь с положением «О родительском собрании» вашей школы. В заявлении опирайтесь на его пункты, чтобы претензии были подкреплены документально. Пишите, какие статьи нарушены, тогда претензия будет выглядеть убедительнее.

Что обязательно для всех родительских собраний:

1) Проводятся раз в четверть (но могут и чаще, если необходимо, например, проблемы в классе);
2) Обязательны для посещения мамами и папами (если вы не можете прийти, нужно предупредить классного руководителя звонком, смс или через ребёнка);
3) Родители должны знать, когда будет собрание не позже, чем за три дня до события (как правило, через вклейки в дневниках или в группах социальных сетей).

Что должно быть на родительских собраниях:

1) ознакомление с новыми законами и локальными актами (принятыми на уровне школы, города, региона), связанные с образованием детей.
2) Встреча с предметниками (сразу скажу, что учителя не любят ходить на родительские собрания, у них в это время может быть своё, да и часто такие встречи затягиваются). Приглашает классный руководитель. Попросите провести встречу с более «проблемными» педагогами. Недопонимания родителей и учителя наверняка после этой встречи рассеются.
3) Ведение протокола собрания . Пишет секретарь (выбранный родитель), подписывается председателем родительского комитета. Нужен больше для отчётности школы перед проверяющими органами.

Что может быть на родительском собрании?

1) встреча со специалистами (психологом, врачом, юристом, уполномоченным по правам несовершеннолетних и др.). Какая проблема волнует родителей – такого специалиста и можно пригласить (приглашает либо классный руководитель, либо родители, может и администрация);
2) просмотр документальных и обучающих фильмов о воспитании, физиологическом развитии детей в подростковом возрасте и т.д.

Чего не должно быть на родительском собрании:

1) публичного обсуждения успехов и неуспехов отдельных учеников, их поведения, внешнего облика и т.д. (полная бестактность со стороны классного руководителя или родителей-зачинщиков разговора!). Если такое происходит на собрании вашего класса – вы вправе подать жалобу. Всё, что классный руководитель хочет сказать о вашем ребёнке, знать должны только вы в индивидуальном порядке.
Если в классе возник конфликт, в котором замешаны несколько учеников класса, беседа проводится только с родителями этих учеников, а не со всеми.
2) такого масштабно осуждаемого явления, как сбор денег (фонд школы, охрана, услуги уборщицы — это не обязанность родителей!). В я подробно рассказала, что делать родителям, если опять собирают «дань».
Конечно, не всегда это должно осуждаться. Иногда приходится собирать деньги на и подарки или , но организовывать это должен родительский комитет и обеспечивать полный отчет за все потраченные средства .

Что делать, если пропустил родительское собрание

Конечно, никто вас не будет ругать и писать заявление на имя завуча по этому поводу тоже не нужно. Родительские собрания организуются для вас, родители, чтобы ознакомить с нововведениями школы, проблемами класса, обсудить успеваемость и куда пойти на каникулах. Часто только на собраниях получается раздать родителям какие-либо анкеты, заявления и прочее и тут же их получить заполненными. Ведь дети могут их потерять, порвать или просто не донести до родителей.

Если вы знаете, что по каким-то причинам пропустите — сообщите об этом классному руководителю. А лучше будет, если вы еще договоритесь, что придете в другое время . С классного руководителя за посещаемость родительских собраний спрашивают, поэтому для него важно, чтобы вы были на них. Если родитель практически не посещает родительские собрания, для учителя это станет «звоночком» о том, интересуется ли вообще родитель своим ребенком.

Если вы не ознакомлены с уставом школы , с положением «О классном родительском собрании» вашей школы обязательно почитайте . Возникнет проблема – будете во всеоружии.

Остались вопросы? Напишите в комментарии, мы обязательно постараемся вам помочь.

Родительская гостиная

"НАШИ УМНЫЕ РУКИ"

В последнее время наметились новые тенденции, новые формы работы с семьёй, которые предполагают приобщение родителей к активному участию в жизни сада.

В статье 18 Закона «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется педагогическому просвещению и образованию родителей. Задачи, стоящие перед системой образования, повышают их ответственность за результативность учебно-воспитательного процесса, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч.1 п.1.6 п.п. 9)

Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Есть много форм взаимодействия ДОУ и семьи: информационно-аналитические (анкетирование, опрос, почтовый ящик); наглядно-информационные (родительские клубы, мини-библиотеки, информационные стенды); познавательные (родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы); досуговые (праздники, совместные досуги, акции, участие родителей в конкурсах, выставках).

В нашем саду уже несколько лет традицией стало проведение родительских гостиных. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, индивидуальных подход к встречам с родителями, сотрудничество, а не наставничество помогли сблизиться с семьями воспитанников, понять друг друга в разных вопросах воспитания.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ

Подготовительный этап:

  • определение теоретических вопросов, подготовка практической части мероприятия;
  • организация пространства для проведения встречи с родителями;
  • подготовка образцов рабочего материала;
  • составление конспекта, нахождение необходимого методического материала;
  • приготовление памяток, рекомендаций для родителей;
  • оповещение родителей о мероприятии.

Организационный:

  • выбор ответственных за проведение игр;
  • дизайн предметной среды помещения, где будет проходить мероприятие;
  • подбор материалов и атрибутов.

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ:

установление партнёрских взаимоотношений с родителями в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

  • развивать личность ребёнка при активном взаимодействии с родителями;
  • внедрять новые нетрадиционные формы работы с семьёй;
  • создавать в детском саду психологически комфортные условия для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей;
  • осуществлять обмен опытом между семьями воспитанников;
  • способствовать сближению детей и родителей группы;
  • развивать навыки согласованных действий;
  • внедрять способы эффективного общения;
  • развивать у детей мелкую моторику, речевое дыхание, координацию речи с движением;
  • развивать воображение, художественно-творческие способности, внимание, мышление, ловкость;
  • воспитывать нравственные качества личности.

Участники родительской гостиной:

родители и воспитанники подготовительной группы.

Ход проведения

I . Вводная часть

Звучит тихо музыка. Гости рассаживаются вдоль столов.

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады видеть вас у нас в гостях, в нашей семейной родительской гостиной. Тема нашего сегодняшнего семейного вечера - «Наши умелые ручки». Тема говорит сама за себя, речь пойдёт о творчестве родителей и их детей. Встречайте наших любимых ребят.

Звучит песня «Ты да я да мы с тобой» (сл. М. Пляцковского, муз. Валерия Иванова).

Входят дети, встают полукругом на середину зала.

Воспитатель представляет всем детей и родителей.

Воспитатель. А сейчас я приглашаю всех участников нашего вечера встать друг за другом по кругу и пройти в хоровод «Дружбы».

Игра-хоровод

(Слова и движения повторяют за воспитателем.)

Ножками потопаем: вот так, вот так.

Ручками похлопаем: вот так, вот так.

А сейчас мы в пляс пустились: вот так, вот так (каблучок приставили).

А теперь за ручки взялись: вот так, вот так.

И по кругу пробежались: вот так, вот так.

Наконец остановились, друг другу

улыбнулись и, конечно, подружились.

(Родители и дети обнимают друг друга.)

Замечательно, мы подружились, познакомились.

Уважаемые родители, дети, приглашаем вас занять свои места за именными столиками.

Родители с детьми проходят на свои места.

II . Основная часть

Воспитатель представляет одну из семей-участниц. Рассказывает об увлечениях членов этой семьи (папы, мамы, детей).

Выступление первой семьи

Девиз семьи: «Вяжем, шьём, творим, играем, никогда не унываем».

Родительница (мама Ксюши Смирновой Надежда Николаевна). Мы с вами будем делать матрёшку. Для этого нам понадобиться ткань, нитки, поролон, картон.

Ход работы

  1. Вырезаем из картона с помощью трафарета две формы матрёшки.
  2. Такую же форму вырезаем из поролона.
  3. Из плотной ткани вырезаем по трафарету две формы матрёшки. С каждой стороны необходимо прибавить по 2 сантиметра на шов.
  4. Далее формируем нашу матрёшку:
  • для этого на форму из ткани кладём форму из картона и поролона, сверху - ещё одну форму из картона и в конце закрываем тканью;
  • соединяем две формы из ткани и пришиваем друг к другу;
  • чтобы шва не было видно, мы берём тесьму и косым ручным стежком пришиваем к ткани.

Вот такая красивая матрёшка у нас получилась!

Воспитатель. Спасибо за интересный рассказ и ваше семейное творчество.

Воспитатель представляет следующую семью, члены которой сами разрабатывают и своими руками делают развивающие и обучающие игры и книжечки для дошколят. Об этом они нам сегодня расскажут и покажут.

Выступление второй семьи

Девиз семьи:

Наше будущее в детях,

Только лучшее им дать.

И с любовью к нашим детям

Надо строить, творить, возрождать.

Родительница (мама Серёжи Бесова Ирина Викторовна). Развивающая игрушка - это игрушка, специально созданная для развлечения детей и обучения их в живой, увлекательной форме.

А сейчас мы с вами пройдём этапы создания игрушки. Нам нужны такие материалы и инструменты: ткань, шнурки, пуговицы, кнопки, липучки, застёжки, бусинки, тесьма.

Ход работы

  1. Зарисуем эскиз книги.
  2. Подберём материалы.
  3. Изготовим выкройку и аппликацию.
  4. Раскрасим и обработаем пуговицы.
  5. Пришьём на основу аппликацию, карманы, шнурки, пуговицы и другие детали.
  6. Установим кнопочки, блочки, люверы, соединительные кольца.
  7. Соединим все страницы между собой.
  8. Присоединим и закрепим остальные детали.

Вот и готова игрушка, она должна не только развлекать, но и проносить пользу детям.

Воспитатель. Спасибо большое за вашу любовь к детям. А сейчас я познакомлю вас с ещё одной семьёй. Они очень любят фантазировать с продуктами и получать необычные, волшебные вкусняшки. Вот об этом они нам и поведают.

Выступление третьей семьи

Девиз семьи:

Отец и мать и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно вчетвером.

Родительница (мама Кристины Горячёвой Анна Николаевна). Я покажу вам фигурное вырезывание овощей и фруктов. Будем делать пчёлку из редиски. Нам понадобиться 3 редиса, 4 зёрнышка кукурузы, 1 маслина.

Ход работы

  1. Из 2-х редисов срежем поперечные полоски кожуры.
  2. Сделаем два неглубоких надреза для «крылышек».
  3. Третий редис нарежем кружочками.
  4. В надрезы вставим кружочки редиса - это «крылья».
  5. Глаза сделаем из кукурузы, зрачки - из маленькой маслины и прикрепим «глаза» майонезом.

Вот и готова наша пчёлка. Искусство резьбы по овощам и фруктам называется карвингом. Хочу порекомендовать вам кулинарные книги «Вкусные украшения для праздника» (автор Ирина Степанова), «Украшение из овощей и фруктов» (автор Мари Эльза Лобо).

Воспитатель. Благодарим семью за «вкусный» рассказ и направляемся к русским красавицам. Мне хочется говорить стихами: Две девицы под окном вышивали вечерком.

Познакомимся с этой девочкой и её мамой (представляет семью). Сразу видно, что эти люди следуют русским традициям и занимаются вышивкой. Знаю, что их девиз - «Красота спасёт мир».

В стародавние времена на Руси собирались девушки вечерами, вышивали и пели песни. Давайте и мы с вами вернёмся в то время.

Выключается свет, зажигает свечку. Воспитатель и родительница исполняют песню «Рябинушка» (сл. И.З. Суркова, муз. русская народная).

Родительница (мама Юли Сосниной Ольга Николаевна) . Я покажу вам вышивку крестиком. Нам понадобиться канва, иголка и нитка, пяльца. Чтобы краешки не рассыпались, их обрабатывают клеем или прозрачным лаком для ногтей, можно просто обметать руками или на машинке.

Для того чтобы картина получилась красивая, важно правильно подобрать иглу. Для начинающих вышивальщиц подойдут круглые пяльца небольшого диаметра - 15-17 см.

Ход работы

  1. Начинаем работу от центра полотна. Чтобы его определить, полотно складываем в четыре раза. При вышивке крестиком стежки делаем в одном направлении. Традиционно каждый крестик вышиваем отдельно.
  2. Проколем ткань с изнанки на лицо, выведем иглу. Сделаем стежок: диагонально, слева направо и сверху вниз (можно и с другой стороны, как вам удобно) - получился полукрест. Сделаем крестик: «зеркальный» стежок, сверху вниз, но справа налево.
  3. Готовую вышивку советуем стирать в чуть тёплой воде с использованием шампуня, затем завернуть в полотенце и высушить. Гладить вышивку нужно очень осторожно, с изнаночной стороны, используя мягкую подложку.

Воспитатель. Огромное спасибо за доставленное удовольствие и за вашу красоту, за ваше рукоделие и за сохранение русских традиции!

Вижу, вы немножко устали, загрустили, давайте поднимем своё настроение и поиграем.

Польская музыкальная игра «Лавата»

Дети, стоя в кругу и не держась за руки, двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов - в другую строну, произнося:

Дружно танцуем мы - тра-та-та, тра-та-та,

Танец любимый наш - это «лавата».

Ведущий говорит:

Мои пальчики хороши, а у соседа лучше.

(Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево. Затем поочерёдно водящий даёт другие задания.)

Мои плечи хороши, а у соседа лучше;

Мои уши хороши, а у соседа лучше;

Мои щеки хороши, а у соседа лучше;

Моя талия хороша, а у соседа лучше;

Мои коленки хороши, а у соседа лучше;

Мои пятки хороши, а у соседа лучше.

Воспитатель. Отлично отдохнули, повеселились, предлагаю занять места за своими столиками. Слово предоставляю мамочке-рукодельнице со сказочным воображением, участнице наших выставок и её дочери (представляет семью).

Выступление семьи

Девиз семьи:

Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол мы ставим.

Мы за чаем не скучаем,

Рукодельем славимся,

Всем друзьям мы нравимся.

Материал: клей, ножницы, шпажки, бумага, конфеты.

Ход работы

  1. На кончик шпажки закрепляем конфету.
  2. Длинную полоску бумаги мелко разрезаем на половинки.
  3. Полоску разрезанной бумаги накручиваем на шпажку и приклеиваем, оформляем листочки из багги зелёного цвета.

Воспитатель. Шикарный получился цветок! Он может стать подарком для близких людей на любой праздник.

III . Заключительная часть

Воспитатель. Всем родителям и деткам огромное спасибо за прекрасный творческий вечер! Хочется пожелать всем добра, любви, мира, и пусть ваши дети вас всех радуют.

Литература

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильев М.А. От рождения до школы. - М. : Изд. Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. - М. : Изд. Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Интернет-ресурсы.

Подготовка

1. Анкетирование родителей.
2. Изготовление с детьми приглашений.
3. Запись высказываний детей о своей семье.
4. Оформление выставки «Генеалогическое древо семьи».
(Приложение 1-4)

Цель собрания: помочь родителям, осознать роль семьи в воспитании ребёнка. В ходе беседы помочь преодолеть трудности в воспитании детей.

План:
1. Анализ проведённого анкетирования родителей. Психолог.
2. Выступление воспитателей «Понятие о семейном воспитании».
3. Разыгрывание проблемных ситуаций в воспитании детей.
4. Обсуждение памятки для родителей.
5. Чаепитие.

Анкетирование родителей

Анкета для родителей
Ваши взаимоотношения с детьми

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. С помощью ваших ответов мы сможем выявить особенности общения между Вами и вашими детьми.

1. Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека?

  • Затрудняюсь ответить

2. Находите ли Вы время для общения со своими детьми?

  • Стараюсь, но не всегда получается
  • Нет, не хватает времени

3. Каким тоном Вы общаетесь со своим ребенком?

  • Спокойным доверительным тоном
  • Стараюсь общаться спокойным тоном, но не всегда получается
  • Ребенок воспринимает только общение на повышенных тонах

4. Какой стиль общения у Вас и у вашего ребенка?

  • Общаетесь ли Вы на равных?
  • Считаете свое мнение выше, чем мнение ребенка?
  • Считаю, что ребенку должна быть предоставлена полная свобода в общении

5. Всегда ли Вы выслушиваете своих детей?

  • По возможности стараюсь, но не хватает времени
  • Не обращаю внимания на детскую болтовню

6. Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться с вашими детьми?

  • Таких причин не существует
  • Занятость на работе и бытовые проблемы
  • Ваш вариант ответа
    _______________________________________

_____________________________________________

7. Имеете ли Вы единые требования к воспитанию детей в семье?

  • Нет, у каждого члена семьи свои требования
  • Не задумывались над этим вопросом

8. Внимательно ли Вы выслушиваете своих детей?

  • Да, всегда вникаю в детские проблемы
  • Не всегда, много своих проблем
  • Нет. Откуда у детей проблемы?

9. Считаете ли Вы проблему общения с детьми достаточно важной?

  • Затрудняюсь ответить

Большое спасибо за ваши откровенные ответы. Они помогут нам скорректировать работу по развитию у детей навыков общения.

Понятие о семейном воспитании
(консультация для родителей)

Семья - это основа воспитания.
По-научному, семейное воспитание – это воздействия на ребенка со стороны членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Семья для ребенка – это одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Семья влияет на развитие личности ребёнка.
Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени. Дома ребёнок проводит примерно две трети своего времени. Здесь он играет, читает, готовит уроки, включается в бытовой труд, отдыхает, слушает радио, смотрит телевизор, обменивается своими впечатлениями с близкими, делится с ними своими радостями и печалями. Привычки, полученные в семье, остаются на всю жизнь.
Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности. Отношения с любимыми, и любящими родителями отличаются предельной доверительностью. Если отец и мать не допускают ошибок в воспитании, душа ребёнка им всегда открыта. Это позволяет своевременно корректировать его поведение, активизировать положительные начала и тормозить негативные проявления. Влияние родителей на становление личности ребёнка очень велико, прежде всего, потому, что они первыми вступают с ним в общение. Чем меньше ребёнок, тем более чувствителен он к восприятию влияний окружающей среды. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребёнка, систему его отношений к миру и людям. Природная подражательность детей направляется в первую очередь на самых близких. В воспитательном процессе отец, мать, с одной стороны, и ребёнок - с другой, выступают как взаимодействующие личности. Воспитывая сыновей и дочерей, родители заботятся о пробуждении у них заинтересованности и желания воспринимать наставления, охотно выполнять предъявляемые требования, приучают их к самостоятельности, выявляют в каждом ребёнке творческий потенциал.
Общение взрослых и детей призвано быть взаимообогащающим. Родители не могут положительно влиять на детей, если сами не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Семейное воспитание детей - это одновременно и самовоспитание отцов и матерей.
Ребёнок не рождается личностью, он становится ею в процессе социализации - освоения опыта трудовой и общественной жизни. Существенной чертой высоко развитой личности является способность к саморегуляции, то есть самостоятельному, осознанному выбору действий и поступков в соответствии со сформированными убеждениями и психологическими установками. Поэтому, формируя личность ребёнка, столь важно заботиться о развитии в нём сознательности, не переоценивая силу и роль прямого запрета и принуждения. Насильно воспитывать нельзя.
Ребёнок не родится ни злым, ни добрым, ни трудолюбивым, ни ленивым, хоть ему свойственны индивидуальные наследственные задатки. От родителей передаются не только внешние черты - цвет глаз, волос, особенности телосложения, но и типологические особенности нервной системы, своеобразие в строении слуховых и зрительных центров мозга и др. Личностные качества и способности ребёнка формируются в первую очередь в процессе общения с родителями и участия в разнообразных видах деятельности - игре, труде, учёбе, спорте.
Иногда родители сетуют на то, что их дети растут разными - один строптив, другой покладист, один спокоен, другой шаловлив. В соответствии с природным темпераментом - холерическим, флегматическим, сангвиническим, меланхолическим - дети по-разному себя ведут, своеобразно реагируют на одни и те же воздействия окружающей среды, избирательно относятся к применяемым методам воспитания. Ребёнок - неповторимая индивидуальность со своими интересами, потребностями, склонностями, и индивидуальный подход к каждому из детей относится к ведущим принципам воспитания.
Уже в раннем детстве формируют нравственные качества человека. Возможности, упущенные в этот период, подчас невосполнимы в более старшем возрасте.
Главный путь нравственного воспитания маленького ребёнка - общение со взрослыми. Чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребёнком окружающего мира, шире возможности нравственного воспитания. Однако было бы проявлением педагогической безграмотности родителей их поведение, продиктованное стремлением не спускать с ребёнка глаз и бежать к нему по первому зову. Нужно уметь различать потребности ребёнка и его капризы, чтобы первые удовлетворять, а вторые пресекать.
Родителям не следует скупиться на ласку. Это, однако, не означает отсутствия требовательности по отношению к малышу. Ласковое, заботливое отношение важно сочетать с разумной требовательностью. Причём эта требовательность доброжелательна: взрослый выражает уверенность, что дело, за которое берётся малыш, будет им выполнено успешно, что неблаговидный поступок, который он позволил себе, больше не повторится и т. д. На ребёнка надо смотреть как на самостоятельную личность, он умеет чувствовать так же, как и взрослый. За старание ребёнка надо похвалить даже в том случае, если достигнутые результаты незначительны.
Если взрослые не проявляют по отношению к малышу должного внимания или если они чрезмерно и неразумно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребёнка может возникнуть недоброжелательность по отношению к другим людям, а порой и злобность, страх, стремление к уединению.
Важно добиться, чтобы у малыша преобладали положительные эмоции - радость, сочувствие, доверчивость, а проявление таких отрицательных эмоций, как обида, страх, неудовольствие, гнев, вовремя замечались и гасились.
В дошкольный период незаменимым источником активного накопления ребёнком представлений о нормах морали являются сказки, рассказы, беседы, разъяснения взрослых, раскрывающие в доступной форме понятия доброты, честности, чуткости и др. Когда малыша знакомят с окружающим миром, читают ему или рассказывают, взрослые стараются подчеркнуть нравственную сторону происходящего: «Вот видишь - мальчик собачку ударил. Ей больно», «Смотри, вот девочка бабушке помогла. Надо всем помогать».
Моральные нормы усваиваются не только тогда, когда мы разъясняем ребёнку, что хорошо, а что плохо. Здесь всё начинается с деталей, с того, например, как родитель кормит ребёнка, приговаривая: «Кушай кашу, сыночек. Видишь, бабушка тоже просит кашки, мы ей не дадим.- Уходи бабушка. Мы сами съедим кашу!» И хотя бабушку прогоняют, шутя, у ребёнка появляются отрицательные установки: с бабушкой можно не считаться, с другими можно не делиться, всё себе.
Уже от малышей родители должны требовать нравственного поведения. Учитывая импульсивность и непосредственность поведения дошкольника, необходимо особое внимание обращать на развитие у него таких чувств, которые побуждали бы его поступать в соответствии с требованиями взрослых, учитывать интересы других людей - близких, сверстников. Малыш скорее поделится своими игрушками с другим ребёнком, если вы вызовете чувство симпатии к этому ребёнку, чем если бы вы стали просто требовать и приказывать сделать это. Ребёнок чувствует, что от него ждут правильных поступков и хорошего поведения и в большинстве случаев стремится оправдать ожидания.
У детей следует воспитывать готовность оказать помощь окружающим, проявить заботу о других. Увидели на прогулке большую сломанную ветку - предложите убрать: ведь она будет мешать прохожим; встретили у подъезда маму с тяжёлой сумкой - предложите помочь донести сумку до квартиры.
Нравственное воспитание, таким образом, включает в себя вооружение ребят знанием нравственных норм и формирование у детей поведения в соответствии с этими нормами.
Цель семейного воспитания - заложить основы всестороннего развития личности: умственного, нравственного, эстетического, физического; приучить детей к труду, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Воспитание в условиях семьи должно предусматривать организацию разнообразной деятельности ребёнка (игры, домашнего труда, учёбы и т. д.), постепенное увеличение информации и усложнение её содержания, повышение требований к детям в зависимости от возраста.
Дети рано начинают проявлять интерес к явлениям общественной жизни. Об этом свидетельствуют разнообразные вопросы дошкольника, его желание побольше узнать о происходящем вокруг.
Семья - микроколлектив, в котором складываются свои традиции, обычаи, оказывающие благотворное влияние на детей. Так, участвуя в подготовке и проведении традиционных семейных праздников, дети естественно приобщаются к культуре быта: убирают и украшают квартиру, занимаются кухонной стряпнёй, придумывают фирменные блюда, сервируют стол, готовят близким подарки, пишут поздравительные открытки.
Подарок, выбранный с учётом вкусов и потребностей виновника торжества, добрые слова и пожелания, адресованные ему,- не простая условность. В этом искренние родственные чувства находят соответствующую внешнюю форму проявления. В дни рождения отца и матери дети учатся культуре выражения своей любви и благодарности. Принимая вместе с родителями гостей, они на практике постигают этикетные тонкости застолья, поддержания беседы, вежливости и предупредительности.
Семейные традиции - это не только праздничные ритуалы. Не менее важными являются трудовые, спортивные и другие традиции - всей семьёй делать еженедельную генеральную уборку квартиры, в выходные дни отправляться в турпоходы, на экскурсии и т. д.
Игра - естественная форма выражения детской активности. Для дошкольников это и основной способ познания жизни. Как свободная деятельность, в которую ребёнок включается по собственному побуждению, игра всегда доставляет радость, удовольствие. Дети часами играют в семью, дочки-матери, куклы, в школу, магазин, больницу и т. д. Привлекательность игры создаёт личностную увлечённость процессом овладения необходимыми привычками. Так, играя в куклы, которых кормят завтраками и обедами, одевают, водят на прогулки, лечат и т. д., дети постигают модели человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Эти игры полезны для девочек и мальчиков. Психологическая и практическая подготовка к выполнению социально важных функций отца и матери, хозяина и хозяйки дома обусловлена в значительной мере детскими играми.
Ролевые игры (в детсад, в библиотеку, школу, театр, магазин) при умелом, тактичном руководстве взрослых создают естественные ситуации для упражнения в дисциплинированном и культурном поведении. Отцу или матери иногда целесообразно стать непосредственным участником игры. Так легче поддержать детские игровые замыслы, корректировать их нравственное содержание.
Любые положительные качества ребёнка-доброжелательност ь, честность, правдивость и др.,- если они проявляются повседневно (в общении с отцом и матерью, братьями и сестрами, друзьями, знакомыми и незнакомыми), становятся в итоге чертами его характера.
Закономерность позволила педагогам вывести правило: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Какая семья, такой и растущий в ней ребенок.
Вывод: социальное, семейное, дошкольное и школьное воспитание должно осуществляется в неразрывном единстве.
Итак, семья глобально влияет на процессы и результаты становления личности, поэтому родителям серьезно нужно задуматься о том, правильные ли цели они ставят, нужные ли методы используют.

Игра «Я знаю выход».

  • капризы и упрямство детей в общественных местах;
  • неподчинение детей требованиям родителей;
  • педагогически неграмотное поведение мам и пап при общении с детьми в ситуациях разрешения конфликта;
  • оценки деятельности и личности дошкольников; и т.д.
  • Поверьте в уникальность своего ребёнка.
  • Позвольте ребёнку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть.
  • Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.
  • В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание. Постарайтесь воздействовать на ребёнка просьбами – это самый эффективный способ давать ему инструкции.
  • Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его не менее 4, а лучше по 8 раз в день.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Хорошо, что ты у нас есть», «Я по тебе соскучилась», «Давай посидим вместе» .
  • Постарайтесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите чёткие рамки и запреты (желательно, чтобы их было немного – лишь самые основные).
  • Старайтесь бывать (читать, играть, заниматься) вместе. Не забывайте, что ключ к сердцу ребёнка лежит через игру. Именно в процессе игры вы сможете лучше понять друг друга, а также передать ему необходимые навыки и знания, понятия о жизненных правилах и ценностях.
  • Не вмешивайтесь в занятия ребёнка, с которым он справляется.
  • Помогайте, когда он просит.
  • Поддерживайте его успехи.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Активно слушайте его переживания и потребности. Делитесь и доверяйте свои чувства.

Воспитание наших детей зависит только от нас!

Десять секретов успешного проведения

родительского собрания.

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю .

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила поведения классного руководителя

на родительском собрании:

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ПО КЛАССАМ .

Цель: Выработка единых требований семьи и школы к ребенку. Поиск совместных путей решения общих проблем и задач воспитания.

1-й класс

I . Младший школьный возраст и его особенности.

  1. Характеристика физиологических особенностей младшего школьника.
  2. Развитие потребностей и форм общения с приходом ребенка в школу. Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника.
  3. Чтобы воспитывать и обучать, надо знать индивидуальные особенности ребенка. (Заполнение социального паспорта семьи.)

II . Как научить детей учиться.

  1. Психология обучения младшего школьника. Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания (психолог).
  2. Содержание школьного образования в начальных классах.
  3. Индивидуальные трудности в усвоении учебного материала.

III . Физическое воспитание школьника в семье и дома.

  1. Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Режим дня первоклассника (чередование различных видов труда и отдыха). Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня.
  2. Роль подвижных игр на свежем воздухе в укреплении здоровья детей.
  3. Каждому занятию - определенный час. Памятка для детей и родителей «Делу - время, а потехе - час».

IY . Игра и труд в жизни младших школьников.

  1. Игра и труд как виды деятельности младшего школьника. Педагогические требования к детскому труду в школе и дома.
  2. Особенности программы по трудовому обучению в 1-м классе.
  3. Труд школьников в семье. Их любимые занятия. Выставка рисунков, поделок учащихся.

Y . Итоговое родительское собрание вместе с детьми.

  1. Чему мы научились за этот год. Достижения класса и отдельных ребят.
  2. Выставка рисунков, поделок и т.д.
  3. Награждения.

4. Концерт.

2-й класс

I . Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.

  1. Итоги медосмотра. Анализ состояния здоровья второклассников.
  2. Влияние учебной деятельности в школе на организм ребенка. Признаки утомления. Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости у школьников.
  3. Режим питания в школе и дома.

II . Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников.

  1. Методы и средства воспитания у младших школьников навыков и привычек культурного поведения в семье и школе.
  2. Пример родителей - основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребенка. Недопустимость в семье грубых слов и выражений.
  3. Памятка детям «Как себя вести, чтобы и другим было приятнее и лучше жить».

III . Роль чтения в развитии младших школьников.

  1. Место книги в жизни ребенка. Руководство чтением в семье и в школе. Развитие интереса к чтению. Воспитание хорошего читательского вкуса.
  2. Особенности восприятия детьми прочитанных книг. Беседы родителей с детьми о прочитанных книгах. Помощь в накоплении словарного запаса ребенка.
  3. Обзор и краткая характеристика детских книг для второклассников. Принципы отбора книг для чтения.

IY . Секретный мир наших детей.

  1. Свободное время школьника. Анализ анкет.
  2. Ребенок на улице. «Интересные» места для игр. Почему дети строят «штаб» или «шалаш» и другое. (Вопросы психологии).
  3. Как правильно организовать летний отдых детей.

Y . Итоговое праздничное собрание.

  1. Подведение итогов года по учебной и внеклассной работе.
  2. Награждение учащихся и родителей.
  3. Концерт. Игры. Чаепитие.

3-й класс

I . Особенности формирования личности ребенка в различные возрастные периоды.

  1. Знание возрастных особенностей и индивидуальных различий детей - необходимое условие их воспитания в семье и школе (психолог).
  2. Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших школьников.
  3. Учебные цели и задачи на новый учебный год.

II . Воспитание коллективизма у школьников начальной школы.

  1. Психология отношений детей внутри класса. Формирование чувства коллективизма, воспитание дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости.
  2. Анализ анкет учащихся «Скажи мне кто твой друг…», сочинений «Друг - это тот, кто…»
  3. Взаимопомощь и взаимоуважение между младшими в семье и школе.

III . Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей.

  1. Воспитательный климат в семье. Влияние на детей материально-бытовых условий, взаимоотношений между родителями.
  2. Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути устранения. (Психологические игры).
  3. Памятка родителям «Заповеди для родителей».

IY. Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье.

  1. Убеждение и требование как средства организации жизни ребенка.
  2. Поощрение и наказание.
  3. Педагогические ситуации (игра).

Y. Человек формируется с детств.

  1. Особенности формирования характера у младших школьников.
  2. Особенности волевой деятельности и ее мотивации у детей младшего школьного возраста. Эмоционально-волевое воспитание.
  3. Программа по самовоспитанию на лето. Помощь родителей в реализации этой программы.

YI . Эстетическое воспитание в семье и школе.

  1. Связь эстетического воспитания с умственным, трудовым и физическим воспитанием в школе.
  2. Роль родителей в приобщении детей к различным видам искусства. Занятость детей во внеурочное время.
  3. Наше творчество. Выступление ребят, занимающихся в школе искусств, кружках и студиях.

4-й класс

I . Последний год обучения в начальной школе.

  1. Воспитательные и образовательные задачи на новый учебный год.
  2. Современные взгляды на интеллектуальные возможности младшего школьника и его умственное развитие.
  3. Роль семьи в умственном воспитании учащихся. Методика контроля родителями выполнения детьми домашних заданий.

II . Каким растет ваш ребенок? (вопросы психологии)

  1. Психология обучения и воспитания. Индивидуальные особенности школьников.
  2. Нервные дети и их воспитание.
  3. Телевидение: за и против. Что смотрят наши дети, и как это отражается на их психике и общем самочувствие.

III . Отец и мать - первые воспитатели.

  1. Союз любви и разума. Влияние личности родителей на воспитание детей.
  2. Роль матери в семье. Роль отца в семейном воспитании. Особенности влияния отца на сыновей и дочерей.
  3. Самовоспитание родителей - важнейшее условие совершенствования их личности.

IY . Собрание для детей и родителей «Мама, папа, я - дружная семья».

  1. Представление хобби родителей.
  2. Презентация фирменных семейных блюд.
  3. Совместные игры. Викторины. Чаепитие.

Y . Итоговое праздничное собрание «Прощай, начальная школа».

  1. Подведение итогов. Чему мы научились в начальной школе. Представление классного руководителя 5-го класса.
  2. Демонстрация фильма «Первые шаги в школе» (участие детей в классных и общешкольных мероприятиях).
  3. На долгую память (Записи пожеланий первой учительнице в альбом «Летопись класса» родителями и детьми).

5-й класс

I . Будем знакомы!

  1. Знакомство с классным руководителем, учителями-предметниками и т.д.
  2. Слово школьному психологу:

а) Психологические особенности детей данного возраста.

б) Тестирование родителей.

  1. Заполнение социального паспорта учащегося и его семьи.
  2. Знакомство с планом воспитательной работы классного руководителя. Выборы родительского актива.

II . Главное - здоровье, а дела, как погода: то ведро, то ненастье.

  1. Здоровье наших детей - в наших делах. Итоги медосмотра.
  2. Результаты анкетирования.
  3. Памятка родителям о режиме дня учащихся.

III . Как помочь детям хорошо учиться, или как надо любить своих детей.

  1. Обсуждение результатов анкетирования учащихся и их родителей (по преемственности).
  2. «Без муки нет науки»:

а) Итоги II четверти.

б) Ролевая игра. Недовольный родитель и возмущенный учитель. (Предъявление взаимных претензий и нахождение выхода из положения.)

  1. Памятка родителям «Как любить детей».

IY . Воспитание трудолюбия в семье и школе.

  1. Маленькое дело лучше большого безделья:

а) Результаты анкетирования родителей и ребят.

б) Уроки труда в школе. Встреча с учителями обслуживающего труда. Выставка поделок.

  1. Диспут «Труд - необходимость или обязанность? Проблема принуждения и поощрения».
  2. Как организовать летний отдых детей. Рекомендации родителям.

Y . Вот и стали мы на год взрослей. Итоговое собрание с участием детей.

  1. «Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое». Итоги успеваемости за год. Награждение отличников, хорошистов.
  2. Устный журнал «Страницы из жизни 5-го класса». Внеклассная работа. Награждение ребят и родителей.
  3. Концерт.

6-й класс

I .«Школа вчера, сегодня, завтра».

  1. Школа глазами родителей (анализ анкет).
  2. Анализ работ учащихся. Сочинение на темы:

а) «За что я люблю (не люблю) свою школу».

б) «Если бы я был директором школы № 9, то…».

в) Рисунки на тему «Школа будущего».

  1. выводы. Слово учителя. Вопросы воспитания и образования на современном этапе.
  2. Выборы членов родительского комитета.

II . «Счастлив тот, кто счастлив дома».

  1. Слово учителя. Что такое счастье? Любовь к детям - это «иди», а не «стой». Педагогические ситуации. Пути решения.
  2. Анализ сочинений учащихся «Отчего я плачу» и «Самый счастливый день в моей жизни».
  3. Хочешь быть счастливым - будь им! (Рекомендации «Как организовать семейный праздник».)
  4. Итоги четверти. Разное.

III . Самовоспитание - важный шаг в процессе формирования нравственных качеств личности.

  1. Слово учителя. Программа самовоспитания учащихся 6-го класса - в действии. Первые результаты.
  2. Какие мы? Анализ анкет «Расскажи мне обо мне».
  3. Советы психологов «Роль семьи в процессе самовоспитания ребенка».
  4. Разное.

IY . «Папа может все, что угодно…».

  1. Слово учителя. Отец как воспитатель. Тест.
  2. Психолог. Роль отца в воспитании детей. (Причины устранения отца от воспитания детей.)
  3. Анализ анкет, рисунков, сочинений учащихся «Мой папа - самый…», «Я горжусь папой, потому что…».
  4. Шуточный концерт для пап, подготовленный детьми и мамами.

Y . Праздничное собрание совместно с детьми «Всему свое время».

  1. Итоги года. Награждение учащихся, активных родителей.
  2. Презентация фильма «В гостях у …».
  3. «Здравствуй, лето!» Памятка, как с пользой провести летние каникулы.

7-й класс

I .«Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учет их в воспитании.

  1. Знание возрастных особенностей детей - необходимое условие их воспитания (психолог).
  2. Различия в развитии мальчиков и девочек (детский врач).
  3. Анализ анкеты «Какие мы сегодня» (классный руководитель).

II . Особенности учебной деятельности подростков.

  1. Краткая характеристика содержания обучения в 7-м классе. Новые учебные предметы. Новые задачи и возможные трудности в учебе.
  2. Самообразование подростков и педагогическое руководство им.
  3. Домашняя работа: удовольствие или наказание?

III . Отец и мать как воспитатели.

  1. Личный пример и авторитет родителей. Виды ложного авторитета родителей.
  2. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей. (Анализ анкет.)
  3. Воспитание у детей любви и уважения к родителям, к старшим членам семьи.

IY . Досуг подростков.

  1. Свободное время и его в формировании личности подростка.
  2. Подросток и ТВ.
  3. Подросток и улица.

8-й класс

I .Этот трудный возраст.

  1. Психолого-педагогическая характеристика «трудных подростков» (психолог).
  2. Ошибки семьи и школы, способствующие появлению «трудных» подростков (социальный педагог).
  3. Характер отношений и требований взрослых к подросткам.

II . Воспитание у подростков эстетической культуры.

  1. Эстетическое воспитание подростка - забота о его духовном развитии. Роль школы в эстетическом воспитании учащихся.
  2. Форма и средства эстетического воспитания подростков в семье.
  3. Концерт художественной самодеятельности силами учащихся, занятых в школе искусств, ДК «Магистраль» и др.

III . Твое здоровье в твоих руках. Устный журнал для родителей и учащихся.

  1. Воспитание поколения здоровых людей - главная задача педагогов. Взаимосвязь физического воспитания с умственным трудом (классный руководитель).
  2. Программа по физической культуре в школе (учитель физкультуры).
  3. Гигиена подростков (детский врач).
  4. Несколько слов о вреде курения, или курение и спорт - понятия несовместимые (учащиеся).

IY . Разговор на трудную тему, или половое воспитание подростков.

  1. Особенности физиологического развития мальчиков и девочек (мед. работник).
  2. Особенности дружбы между мальчиками и девочками.
  3. Обзор литературы по вопросам полового просвещения подростков.

9-й класс

I . Воспитание учащихся школьного возраста 14-15 лет в семье и школе.

  1. Юношеский возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста (психолог).
  2. Идеалы и интересы подростков. Учение, труд и игра в жизни подростков.
  3. Проблема «отцов и детей», перестройка взаимоотношений между детьми и взрослыми.

II . Правовое воспитание подростков.

  1. Основные права и обязанности подростков (работник ОВД).
  2. Формирование у подростков ответственности за свои действия и поступки. «Если бы я знал…» Статистика правонарушений среди подростков.
  3. Роль в правовом воспитании подростков (классный руководитель).

III . Отчего порой грустят мальчишки? Эмоциональная жизнь подростков.

  1. Эмоции и чувства, их роль в жизни людей. Развитие чувств у подростков, особенности их выражения.
  2. Анализ анкет и итоги тестирования учащихся.
  3. Отношения между мальчиками и девочками. Дружба подростков.

IY . Черты характера ребенка и их воспитание в семье и школе.

  1. Общая характеристика направленности личности старшеклассников (идеалы, отношение к людям, сверстникам, к себе).
  2. Самооценка и оценка учащихся коллективом.
  3. Научите ребенка говорить «Нет». Нет наркотикам, алкоголю, табаку (памятка родителям).

10-й класс

I . Воспитание учащихся старшего школьного возраста.

  1. Интересы, склонности и способности старшеклассников (вопросы психологии).
  2. «Какие мы сегодня?» Анализ анкет.
  3. Влияние социальных условий на психическое развитие старшеклассников.

II . Трудовое воспитание и профориентация подростков.

  1. Виды трудовой деятельности в школе.
  2. Труд подростка в семье (анализ анкет). Выступление родителей.
  3. Помощь подросткам в выборе профессии. (Изучение психологических особенностей, интересов и склонностей подростков в целях профориентации.)

III . Что посеешь, то и пожнешь.

  1. Стили поведения родителей, формирующие черты личности ребенка.
  2. Тест «Какие мои родители».
  3. Психологические и педагогические игры.

IY . Эстетическое воспитание старшеклассников.

  1. Эстетическая культура и ее сущность в наше время. Общая культура молодежи.
  2. Воспитание вкуса. Мода и отношение к ней подростков и их родителей.
  3. Эстетика семейных отношений. Тест для родителей.

11-й класс

I . И все в последний раз…

  1. Мой последний год в школе (анкета для родителей и учащихся).
  2. Особенности обучения и воспитания учащихся в 11-м классе.
  3. Психология учащихся старшего школьного возраста - психология полуребенка - полувзрослого (психолог).

II . Пути-дороги наших детей.

  1. Влияние семейных трудовых традиций на выбор профессии старшеклассникам.
  2. Хочу, могу и надо. Итоги тестирования учащихся (психолог).
  3. Пути устранения возможных конфликтов между родителями и детьми по вопросам профессиональной ориентации.

III . Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам.

  1. Эмоционально-психологическое состояние детей. Их потребности, заботы и тревоги.
  2. Итоги тестирования родителей. (Тест «Личностная тревожность».)
  3. Советы родителям «Как готовить ребенка к будущей жизни».

IY . Вот и выросли наши дети. Итоговое собрание.

  1. Впереди вся жизнь!
  2. И все-таки важно, не кем быть, а каким быть.
  3. Анализ анкет учащихся «Последний год в школе», «Какие мы сегодня?».