Роль классного руководителя в воспитании детей Из опыта Чжань Т.А. материал на тему

дипломная работа

ГЛАВА 1. Работа классного руководителя с родителями: задачи, функции и основные формы.

Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества.

В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка - его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей - нет воспитания» 1 . Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители.

В толковом словаре русского языка дается такое понятие слову «родители».

Родители - это отец и мать (по отношению к своим детям) 2 .

Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика.

Так основными задачами классного руководителя являются:

Формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;

Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива;

Обеспечение благоприятного психологического климата в классе.

А к основным функциям классного руководителя относятся:

а) аналитическая:

Изучение индивидуальных особенностей учащихся;

Изучение и анализ развития классного коллектива;

Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

Анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребенка;

б) организационно - педагогическая:

Организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся;

Установление связи и семей учащихся;

Организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;

в) коммуникативная:

Регулирование межличностных отношений между учащимися;

Установление оптимальных взаимоотношений «учитель - ученик»;

Создание общего благоприятного психологического климата в коллективе. 1

В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.), групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.) или коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:

учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;

обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.

Традиционные формы работы с родителями:

родительские собрания

общеклассные и общешкольные конференции

индивидуальные консультации педагога

посещения на дому

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Классные родительские собрания. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желания стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание -- это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.

Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них. Наркотики, сексуальное воспитание в семье -- вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации -- одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

особенности здоровья ребенка;

его увлечения, интересы;

предпочтения в общении в семье;

поведенческие реакции;

особенности характера;

мотивация учения;

моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется педагогом совместно с родителями (Приложение 4)

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей педагог должен добиваться того, чтобы и дети и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и школы является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ребенку.

Большой эффект во взаимодействии семьи и школы будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе.

Главными формами взаимодействия школы с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Все это традиционные формы работы с родителями учащихся.

Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой.

Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьей в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя. Затем заместитель директора школы по воспитательной работе анализирует ответы родителей и на их основании планирует участие родителей в жизни школы на новый учебный год.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями. 1

Групповые формы работы с семьей, их разнообразие в школе помогают родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.

Педагогический коллектив школы сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолога - педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка. Формы работы с родителями могут быть разными, но самой распространенной формой групповой работы с родителями на протяжении многих лет остается родительское собрание.

Родители вправе ожидать от человека, профессионально связанного с воспитанием, не просто называния каких - либо трудностей учебного или личного характера у их ребенка, а обсуждения конкретных путей помощи ученику по их преодолению. В связи с этим главную задачу родительского собрания мы видим в просвещении родителей, повышении их компетентности и активности в формировании личности ребенка, а также в создании в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия.

Текущие родительские собрания это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Необходимо помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда его планируют, пишут своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться педагогами или с помощью родительского комитета, с помощью учащихся.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса, школы. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому в содержание родительских собраний в нашей школе введены следующие традиционные рубрики:

"Из истории воспитания детей в семье";

"Традиции воспитания народов мира";

"Азбука воспитания детей в семье";

"Книжная полка родителей";

"Обсудите вместе с ребенком";

"Шкатулка мудрости";

"Творческая мастерская семьи".

Такие рубрики позволяют сделать родительское собрание необычным; рейтинг родительских собраний изменяется, способствует изменению взаимоотношений в лучшую сторону в системе учитель ученик родитель.

Хорошей традицией родительских собраний в школе является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному: типографский вариант, руками самих учащихся, с помощью родительского комитета. Главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи. В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, контактный номер телефона, по которому можно позвонить, если родители по какой - то причине не могут принять участие в собрании, а также программа собрания. Такой подход к организации системы в работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые в нашей школе вручают родителям на последнем родительском собрании в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Важной формой групповой работы с родителями является конференция. Конференцию уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнениями по определенной проблеме. Предметом обсуждения родительской конференции в нашей школе чаще бывают насущные проблемы учебного заведения: ремонт школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников и др.

Индивидуальные консультации проводятся по инициативе родителей или по инициативе учителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию являются результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы общения ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация и др.

В ходе индивидуальной консультации педагог должен внимательно слушать родителей и всем своим поведением способствовать тому, чтобы они охотно рассказывали о своем ребенке как можно больше.

Чем больше сведений классный руководитель, социальный педагог или заместитель директора по воспитательной работе имеет о каждом ребенке, тем больше шансов создать ему нормальные условия для становления.

Посещения ребенка на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы их беспокоили дома. Однако если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и радости учиться быть вместе.

Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. 1

1 Тимченко И.Н. Педагогика сотрудничества. - Новосибирск. 1989.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

тематические консультации

родительские чтения

родительские вечера

В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного.

Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т. д. В ходе тематической консультации родители полу-чают рекомендации по проблеме, которая их волнует.

Примерная тематика консультаций для родителей

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

Плохая память ребенка. Как ее развить?

Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

Наказания детей. Какими им быть?

Тревожность детей. К чему она может привести?

6 Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7 Грубость и непонимание в семье.

Талантливый ребенок в семье.

Друзья детей -- друзья дома или враги?

Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские чтения -- очень интересная форма работы с родителями, которая даст возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует се. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2--3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров

Год рождения ребенка, - каким он был, этот первый год?

Первые книжки ребенка.

Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

Друзья моего ребенка.

Праздники нашей семьи.

«Можно» и «нельзя» в нашей семье.

День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

Песни, которые пели мы и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительские тренинги. Родительские тренинги -- это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12--15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5--8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье».

Родительские ринги -- одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель -- счастье подрастающей личности, входящей в современную культурную жизнь.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести родительские встречи, тренинги, ринги, родительские вечера.

Большое значение имеют родительские встречи в работе с проблемными детьми. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка порой делают гораздо больше, чем приглашения различных специалистов.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Уже традиционными в нашей школе стали вечера: "А мамины глаза всегда с волнением глядят за нами", посвященный Дню матери и семейный капустник "День, пахнущий мимозой".

Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик.

Родительский вечер это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива.

Замечательно, если итогом родительского вечера станет выпуск родителями газеты, в которой они обратятся к детям с предложением или просьбой, вызовут своих ребят на какое-то соревнование, объявят интересный конкурс.

С помощью организации родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги.

Родительские тренинги это активная форма работы с теми родителя ми, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать

Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.

По результатам участия в тренинге школьный психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей.

В групповые тренинги нужно привлекать не только детей, которые являются трудными, но и одаренных, а также детей, тяжело переживающих семейные драмы и часто болеющих. Каждое тренинговое занятие должно анализироваться.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг.

Родительские ринги одна из дискуссионных форм обаяния родите лей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе, и даже ребята-старшеклассники, у которых уже не за горами приобретение родительского опыта. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции.

Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

Темы родительских рингов в школе могут быть самыми разнообразны ми. Можно предложить, например, такие:

Плохие привычки наследственность или влияние социума?

Что выделаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?

Можно ли наказывать ребенка собственным домом?

Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

"За" и "против" школьной формы.

Нужны ли ребенку праздники?

Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.

Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить первую медицинскую заповедь: "Прежде всего, не навреди".

Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо представлять исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. В зависимости от этого, строить свою работу с родителями. Если учитель сумел наладить доверительные отношения с родителями, вызвать у них желание помогать своему ребенку, поддерживать его в трудную минуту, можно сказать с уверенностью, что своих педагогических целей он достигнет.

Патриархальная Детоцентристская

(традиционная) (современная)

Патриархальная. Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа, детей от родителей. Внутрисемейные роли строго распределены. Господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания.

В таких семьях дети чаще всего вырастают с преобладанием низкой самооценки: они не уверенны в себе, в своих способностях. Если родители игнорируют интересы и желания ребенка, лишают права голоса, у него не развивается интерес к проявлению собственного мнения, уничтожается чувство собственного достоинства.

Детоцентристская. Этот тип характеризуется возвышением частной жизни человека, чувственной стороны. В такой семье желанный ребенок превращается в объект родительской любви и привязанности. Здесь есть свои негативные стороны. Родители с гипертрофированным чувством долга выполняют все требования детей, ограждают от всех проблем, забот, усилий, трудностей, принимая вест груз проблем на себя. Дети страдают от отсутствия самостоятельности, инициативности, ответственности. Их мораль: «Нам можно всё!». Эти дети любят повелевать, командовать, в общении с друзьями грубы, у них проявляются истерические нотки, хамство. Подобное поведение поощряется родителями, их трудно переубедить в обратном. В этом заключается работа учителя.

На то, как проводить работу с теми или иными родителями влияет и стиль воспитания в семье.

1. Попустительский стиль.

Родители с раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий. Взрослые очень заняты собой, своими делами. Они неумело используют методы поощрения и наказания. Родители строят свои отношения с детьми таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, что стимулирует проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. В ходе бесед родители жалуются, что их детей не любят, ему не дают проявить себя. Родители считают своего ребенка правым и не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации и полностью доверяют своему ребенку.

В данном случае необходимо родителей привлекать к общению со сверстниками своего ребенка, приглашать на встречи с педагогами, на уроки, мероприятия, проводимые вместе с детьми и их родителями.

2. Состязательный стиль.

В данном случае родители ищут у своего ребенка проявление чего-то выдающегося и необычного, активность ребенка поощряется. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими. Если результат не устраивает их, они могут жестоко наказать своего ребенка. В своей любви к ребенку родители часто не обращают внимания на человеческие качества малыша, не терпят обидчиков своих детей, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию.

Задача учителя состоит в том, чтобы родители увидели сильные и слабые стороны своего ребенка, адекватно на них реагировать и своевременно исправлять. Здесь помогут индивидуальные беседы.

3. Рассудительный стиль.

Ребенку предоставляется полная свобода действий, родители дают ему возможность приобретать собственный опыт путем проб и ошибок. В таких семьях дети вырастают активными и любознательными. Родители подробно разбираются во всех конфликтных ситуациях, помогают осмыслить проблему, взглянуть на нее с позиции другого человека.

Учитель может только поощрять такую линию поведения. Родители с огромным удовольствием будут участвовать в школьной работе, помогать учителю во всем, поняв, что его ребенка уважают и относятся к нему, как к личности.

4. Предупредительный стиль.

Чаще всего подобный стиль встречается в семьях, где ребенок болен. Родители такого ребенка не оставляют одного, без опеки и внимания. Ребенок огорожен от каких-либо наказаний, здесь удовлетворяется любая прихоть ребенка. Возникают проблемы в учебной деятельности, т.к. родители боятся утомить ребенка.

Педагог должен знать, что родители, использующие такой стиль воспитания, готовы сотрудничать с тем учителем, который им сочувствует и поддерживает их позицию. Вот тут учитель должен проявить хитрость и такт.

Он должен очень осторожно, но серьезно работать с семьей, формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребенка. Таким родителям необходимы индивидуальные консультации психолога, им необходимо участие в совместных с ребенком тренингах родительской эффективности. Очень полезным является обмен мнениями по проблемам воспитания, в котором участвуют родители других учеников класса.

5. Контролирующий стиль.

В таких семьях свобода ребенка строго контролируется. Родители диктуют ребенку каждый шаг, достаточно активно используют различные методы наказания. В таких семьях дети лишены любви, тепла. Они угрюмы, подозрительны. У них часто наблюдается гипертрофированная любовь к себе. На критику и замечания в свой адрес они неадекватно реагируют. Например, улыбаются.

В данном случае с родителями необходимо проводить беседы, привлечь на собрании к обсуждению вопроса воспитания.

6. Сочувствующий стиль

В таких семьях ребенок предоставлен сам себе. Условием возникновения такого стиля является отсутствие материального достатка, плохие бытовые условия. Дети рано включатся во взрослую жизнь. Родители в таких семьях всегда благодарны учителю за разумную помощь и поддержку в воспитании ребенка. Педагог может положиться на них в своей деятельности, такие родители всегда с большим удовольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и педагогов во всех их начинаниях.

7. Гармоничный тип.

Самоназвание все объясняет. Дети такого воспитания проявляют свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Дети и родители работают в команде. Нужно позволять им творить и не ограничивать инициативу. В детях и родителях вы найдете помощников и партнеров.

Знание стилей семейного воспитания поможет классному руководителю организовать сотрудничество с родителями и детьми интересным и захватывающим, позволит избежать ошибок.

Нетрадиционные формы сотрудничества.

К ним можно отнести следующие формы:

· Родительские вечера

· Родительские чтения

· День открытых дверей

· Индивидуальные консультации

· Родительский лекторий

· Групповые консультации

· Тематические консультации

· Ведение тетрадей общения

· Внеклассные мероприятия с участием родителей

· Тренинги

· Родительские собрания с участием детей

· Тематические мероприятия, проводимые родителями.

Одним из важнейших форм сотрудничества классного руководителя с семьей является индивидуальная консультация. Готовясь к ней необходимо подготовить ряд вопросов, на которые вы бы хотели получить ответы. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Групповая консультация проводится потому же принципу, но на нее приглашаются родители, которых объединяют общие проблемы.

Каждая консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка. Они могут быть устными и письменными.

Если в коллективе есть проблемы, касающиеся нескольких семей, то можно провести тематическую консультацию. Она требует серьезной подготовки со стороны учителя, специалистов. Темы для подобных консультаций тщательно отбираются. Подобная консультация будет полезна только в том случае, если родители осознают проблему, из-за которой их пригласили.

Огромное значение в арсенале классного руководителя имеет беседа. Ее лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьёй. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания и назидания.

Очень полезной формой сотрудничества являются родительские чтения. Это своеобразная форма работы, которая дают возможность родителям не только слушать, но и самим изучать литературу по проблеме. Родительские чтения организуются следующим образом: на первом собрании родители определяют вопросы, которые их волнуют, учитель прорабатывает информацию, анализирует ее. Отбираются книги, содержащие этот материал. Родители читают книги и потом участвуют в родительских чтениях. Особенностью является то, что, анализируя проблему, родители могут высказать свое понимание этого вопроса, полемизировать с другими родителями. Такая форма помогает пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомить с традициями воспитания в других семьях.

Родительские чтения - прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей но неизвестны их родителям.

Интересной формой работы являются родительские вечера. Лучше всего проводить, когда руководитель только начал формировать родительский коллектив класса. Это форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, воспоминаний младенчества, собственного детства и детства своего ребенка. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Например:

· Год рождения моего ребенка, каким он был.

· Будущее моего малыша каким я его вижу.

· Вопросы детей, которые ставят взрослого в тупик и т.д.

Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить трудности и огорчения, родители лучше друг друга понимают, находят единомышленников.

Родительские тренинги - это активная форма работы с родителями, которые осознают проблемы, озвученные учителем, и хотят от них избавиться. Наиболее эффективным будет тот тренинг, в котором участвуют родители и дети, он называется тренингом родительской эффективности. Исходя из сложившейся, проблемы, учитель с помощью школьного психолога разрабатывает и проводит серию упражнений с родителями и детьми.

Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители могут участвовать в организации мероприятий, могут выполнять порученную работу (оформление газет, выполнение поделок и т.д.). Очень нравится и родителям, и детям совместно участвовать в конкурсных программах, интеллектуальных играх, спортивных соревнованиях. Родители могут проявлять инициативу и сами организовывать развлекательные мероприятия.

Тематические мероприятия, проводимые родителями, вызывают гордость детей за свою маму или папу, выступающих в роли учителя. В зависимости от профессии родители могут довести мероприятия:

Врач - консультации по гигиене, ЗОЖ.

Полицейский - ПДД.

Или любой специалист может просто провести презентацию своей профессии, чтобы дети лучше ориентировались в будущем выборе профессий.

Родительские собрания с участием детей обеспечивают стопроцентную посещаемость собраний. Какому родителю не хочется посмотреть на выступление своего ребенка. Дети в форме инсценирования, суда, ринга, поднимают какую - либо проблему, которую необходимо решить в ходе собрания. Нужно ли говорить, что такие собрания вызывают живейший интерес и у родителей, и у детей.

День открытых дверей одна из самых эффективных форм работы, но и требует большой подготовки. Родители приходят в школу на уроки. Учитель должен продумать, что он хочет показать: это какие-то положительные моменты, или, наоборот, отрицательные, и в зависимости от этого строить работу на уроках. Тщательно продумать нужно не только уроки, но и переменки.

В такие дни родители видят своего ребенка с другой стороны, они узнают его как ученика, видят, как он работает на уроках, какие проблемы у него возникают, как проводит перемены, поведение в столовой.

Работу с родителями можно проводить не только в учебное время, но и во время каникул. Отдых детей тоже можно организовывать вместе с родителями.

Формы работы с родителями детей девиантного поведения. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением (отклоняющегося от нормы). Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций детей и подростков, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемии разводов.

Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика нередко виноват учитель. В аморальности ребенка часто винят улицу. Семья самоустраняется от процесса воспитания.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащихся, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

Как помочь такому ребенку? Что посоветовать его родителям? Как правильно организовать воспитательную работу с ним?

В ходе организации воспитательной работы с трудным ребенком, на сегодняшний день, педагоги должны сделать акцент на подавление в учащихся стремления к негативному поведению и модифицирования условий среды, вызывающей девиантное поведение. Воспитательно-профилактическая работа классного руководителя может быть построена на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения ребенка и сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения. Лечебная терапия применяется в ответ на патологические формы отклоняющегося от норм поведения.

В организации воспитательной работы с трудными детьми большую роль играет индивидуальная работа с родителями. Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, индивидуальную работу с семьями. Не все можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании, но о многом можно поговорить в беседе с глазу на глаз. Между учителем и родителями должны установиться добрые, доверительные отношения. 1

Хорошо, когда каждый из родителей чувствует в учителе человека, который так же, как и он, заинтересован в том, чтобы ребенок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его возможности.

Индивидуальные беседы учителя с родителями трудных детей, консультации помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащиеся, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка.

Индивидуальные беседы позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании.

Чтобы беседы классного руководителя достигали цели, а его слово воспринималась бы как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и подсказать, как его выполнить, не только найти правильную форму общения во время беседы, но и заранее продумать ее проведении, предусмотреть для беседы время и место.

Рассказывая родителям о ситуации, послужившей причиной их вызова в школу, попросить родителей посоветовать, что, по их мнению, должен сделать учитель, как лучше поступить, а затем дать совет родителям. В такой беседе естественно возникает вопрос о повторной встрече для того, чтобы выяснить, как помогают принятые совместно меры, снова наметить пути дальнейшей работы.

Так постепенно, действуя все время вместе с родителями, следует снимать отрицательные моменты в поведении или учебе ребенка.

Учитель обязан помочь родителям раскрыть возможности их трудного ребенка, его положительные черты, убедить в необходимости опираться именно на них. При этом учитель старается не злоупотреблять многочисленными указаниями, а говорить просто, доступно, убедительно, всегда с чувством заботы о ребенке. Замечания, задевающие самолюбие, постоянные жалобы на ребенка, сосредоточивания внимания на его недостатках - этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей, а значит, и отдалить выполнение желаемой цели.

Кроме бесед с родителями в школе, большое значение имеют беседы на дому. Последнее, могут проходить либо в присутствии ребенка, либо без него. Чаще всего учитель приходить в семью ребенка, чтобы выяснить какие - либо вопросы, возникающие при первом знакомстве с семьей или при изучении ребенка в школе. Но иногда посещение связано с потребностью воспитательного воздействия на родителей.

В индивидуальной работе с родителями учителю большую помощь может оказать дневник, в котором записывается краткое содержание беседы, наблюдения, выводы. Материал этого дневника используется в повседневной работе с трудными детьми.

Совместно с родителями (или при их участии) учитель составляет план работы.

План работы с трудными детьми:

1. Индивидуальная работа (мероприятия, сроки, темы проведения)

2. Вовлечение в коллективную деятельность

Занятость в свободное время;

Поручение по классу (разовые, временные, постоянные)

Участие в классных и школьных мероприятиях

3. Привлечение специалистов для корректирования, отклоняющегося поведения.

Если вышеуказанная работа с трудными детьми и их родителями не дает положительных результатом, то этот вопрос выносится на школьный Совет по профилактике правонарушений. Заседание этого Совета проводится обязательно в присутствии родителей.

При постановке на учет заполняются следующие документы:

1. Карточка - характеристика учащегося.

2. Личная карточка учета трудных подростков

Но случается так, что школьный Совет по профилактике правонарушений не оказывает на родителей трудного ребенка с девиантным поведением нужного воздействия.

Родители не уделяют нужного внимания своим детям, продолжают равнодушно относиться к побегам из дома, воровству, попрошайничеству и. т. д., не могут создать нормальных условий для жизни и учеты ребенка. Таких родителей лишают родительских прав.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать обязанности классного руководителя по работе с родителями.

1. Изучение условий воспитания в семье;

2. Индивидуальная и групповая работа с родителями;

3. Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть);

4. Привлечение родителей к ремонту школьных помещений;

5. Привлечение родителей к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;

6. Влияние на общение родителей с детьми;

7. Защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органов.

Рассмотрев и изучив данные обязанности, классный руководитель планирует свою работу, соблюдая определенные правила общения с семьями учащихся.

Взаимодействия классного руководителя с родителями

Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;

Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;

Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги.

В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги. Иначе говоря, только при условии полноценного сотрудничества школы и родителей возможно формирование высоконравственной, культурной, творческой и социально зрелой личности.

Роль школы в воспитании детей

Начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают особое место в . Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе. Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.

С каждым годом роль школы в воспитании учащихся увеличивается, а требования к преподавателям повышаются. И это неудивительно, поскольку ребенок проводит в стенах школы под присмотром педагогов половину дня, и именно эта среда оказывает большое влияние на его воспитание и поведение. В школе ребенок приобретает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет сильные черты своего характера и приобретает новые.

Для максимально эффективной работы по воспитанию учащихся педагогу необходимо владеть полной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого ее члена. Владение такой информацией помогает классному руководителю или учителю начальных классов предвидеть, каким образом отношения в семье ребенка могут повлиять на его личностное развитие, поведенческие реакции и характер. Поэтому педагоги используют различные формы связи с родителями, позволяющие выяснить все особенности отношений в каждой конкретной семье.

Формы связи с родителями учеников

Естественно, изучение внутрисемейных отношений достаточно сложный, но очень нужный этап воспитательной работы в школе. Без этого педагог не сможет дать конкретные советы родителям, найти подход к каждому ребенку и проводить воспитательную работу с наибольшим успехом. Для выяснения внутрисемейных отношений используются как индивидуальные формы связи (например, посещение педагогом семьи ребенка), так и общепринятые. Среди общепринятых форм связей классного руководителя с родителями можно выделить:

Родительские собрания. Как правило, родительские собрания проводятся 3-4 раза в течение учебного года. В ходе собрания педагог, совместно с родителями, разрабатывает план по воспитательной работе, обсуждает успехи и проблемы всего класса или каждого ученика в отдельности. Если у педагога возникли вопросы по воспитанию какого-либо конкретного ученика, он может пригласить его родителей на индивидуальную встречу, чтобы обсудить новые методы воспитания и дать профессиональные советы.

Классные мероприятия. Поводом для проведения классных мероприятий может стать любой праздник или значимое событие для класса. Такие мероприятия, в которых принимают участие и ученики, и их родители, способствуют сближению всего классного коллектива, помогают найти общий язык и взаимопонимание, проявить индивидуальные способности и семейные увлечения. Во время совместных мероприятий педагог имеет возможность понаблюдать за семьями в непринужденной обстановке, что позволяет планировать воспитательную работу с учетом особенностей каждой семьи и проводить ее с большим успехом.

Тандем родители-педагоги: воспитание всесторонне развитой личности

Воспитание ребенка - это огромная, практически необъятная тема, которую можно изучать на протяжении всей жизни. Однако практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты. Невозможно воспитать целеустремленную, всесторонне развитую личность, если родители и педагоги не объединятся в тандем. Только в процессе совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях. Благодаря единым требованиям учителей и родителей укрепляется воля детей: они становятся более настойчивыми в достижении цели, заметно активнее и решительнее в преодолении трудностей.

Роль классного руководителя в воспитании детей

Из опыта Чжань Т.А.

Немало можно добиться строгостью, много – любовью,
но больше всего знанием дела и справедливостью,
невзирая на лица.

И.Гете.

В наше время в школьном образовании важная роль отводится воспитательному процессу. Успех педагога зависит от его позиций. Только тот классный руководитель, который творчески, с интересом подходит к делу и ориентирован на успех каждого ученика и класса в целом, сможет добиться успеха в своей работе.

Начав работать в школе, я каждый день продумывала как мне вести себя с детьми, перечитывала книги по психологии и педагогике, репетировала уроки. Но очень скоро я поняла, что дети – это стимул в моей работе. Они помогали мне, вдохновляли, подталкивали меня к активным действиям. Мне хотелось, чтобы они видели, что я во всем готова их поддержать, помочь. Мои подопечные такие разные, непохожие друг на друга, но каждому хочется чем-то выделиться среди других. Одни занимали лидерскую позицию, другие - уходили в тень. Так я поняла, что мне предстоит большая работа, чтобы создать в классе благоприятный климат и использовать потенциал каждого ребенка на общее благо.

Целью моей работы стало оказание помощи каждому ребенку в определении своего жизненного пути, воспитание толерантного отношения друг к другу, построение среди детей доверительных отношений. Очень хотелось, чтобы в моем классе сформировался полноценный классный коллектив.

Задачами для достижения это цели я считаю:
создание благоприятных условий и возможностей для формирования личности каждого ученика,

Выявление творческого потенциала каждого ребенка,

Расширение кругозора и эрудиции учащихся,

Стимулирование их творческой активности в различных видах внеурочной деятельности,

Воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом,

Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими.

Классный руководитель должен стремиться изучить и понять каждого ребенка, его проблемы и особенности развития. Начав работать, я, как и многие другие, больше внимания уделяла трудным и одаренным детьми. Но очень скоро я поняла, что специального сопровождения и поддержки требуют и другие дети, ничем не выделяющиеся или дети-инвалиды. Я стала стараться создать для них условия для проявления их возможностей, чтобы они были заметны и принимаемы в классе.

Проводя из года в год социометрические методики, я заметила, что многие удерживали лидерские позиции на протяжении нескольких лет. Я решила использовать это. Учебные лидеры помогали с подготовкой отстающим ребятам, предпочитаемые являются отличными помощниками при проведении классных мероприятий, потому что они могут организовать детей, подготовить поздравление, оформить газету. Мастеровой лидер поддерживал порядок в классе.

Сформировать гуманистический климат в классе мне помогали занятия с элементами психологического тренинга. Мне было важно подтолкнуть ребят друг к другу. Мы часто садились в круг и обменивались своими впечатлениями, рассуждали на разные темы. Поначалу ребята стеснялись высказываться. Тогда я перешла на игры. Это оказалось более эффективным и интересным для них. Детей, испытывающих неприязненное отношение друг к другу, я старалась поставить рядом, чтобы им как можно больше пришлось взаимодействовать. Через какое-то время я заметила, что агрессия и ненависть постепенно уходят на задний план.

Совместно со школьным психологом я неоднократно проводила исследования психологического климата в нашем классе. Для диагностики использовались методики Л.Г. Жедуновой, А.А Андреева. По итогам исследований свой класс считают дружным - 88% опрошенных, комфортно чувствуют себя в среде одноклассников 89%.

100% опрошенных оценили работу классного руководителя наивысшим баллом.

Что касается работы с семьей, то я уверена, что с родителями нужно сотрудничать. Но и они должны понимать, что привычные методы, которые раньше использовались для воспитания, сегодня к детям не применимы. Моя задача - оказать помощь родителям в решении вопросов воспитательного характера, способствовать эффективному взаимодействию. Хочу сказать, что мои родители достаточно хорошо идут на контакт, посещают родительские собрания, принимают участие в поездках и экскурсиях, соревнованиях.


РОЛЬ ПРАЗДНИКОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Каниева Гулден Умиртаевна

КГУ ОСШ №87

Республика Казахстан, Карагандинская область, город Караганда

Отечественные праздники прошлого и настоящего не могут выйти из породившего их времени, быть выше и чище общества, в котором они проводятся. В условиях идеологического диктата и цензуры создавались и проводились праздники, которые помогали отвлечься от насущных проблем и суеты и потому являлись как бы своеобразным допингом, охраняющим психическое здоровье народа.

Настоящий праздник - символ, образ, воплощающий идеологическую, мировоззренческую мораль, растворенную в стереотипах поведения. Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, фактов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Именно стереотипы обеспечивают истинность значимой идеи. Если общество забывает свои традиции, оно разрушается.

Например, традиции массовых демонстраций останутся в нашей истории как свидетельства величайшей мечты и величайшей трагедии. Но в целом люди ходили на демонстрации добровольно. И если несли атрибуты с показателями успехов своего коллектива, то гордились этим. И торжественные собрания, митинги были явлением демократическим. В них не было отказа от высших ценностей, скорее, приближение к ним.

Обесценивание праздников, скорее всего, началось в 20-е годы с развенчивания христианских идеалов, а в 90-е - политических идеалов. Негативное отношение к религиозным праздникам когда-то рикошетом ударило по природным праздникам, отрицательное отношение к коммунистическим праздникам негативно отразилось на всех праздниках страны.

Важнейшее гуманистическое начало праздника - одобрение и ободрение детей. Практически все праздники связаны с поздравлениями друг друга. Дети высказывают внимание не только к тем, кто рядом и кто вправе его ожидать (сверстники, учителя, родственники), но вообще к людям. Именно в праздничные дни подсознательная симпатия опирается на чисто праздничную тенденцию - признание самоценности каждого человека общества, страны. В праздник уважение ко всем окружающим людям можно выражать без боязни выглядеть смешным в чьих-то глазах. Скажем, в Международный женский день приветствия и поздравления, подношение подарков и цветов - установленная этическая норма, общечеловеческий принцип. В праздники дети учатся поздравлять друзей, знакомых и родных по почте, учатся одаривать подарками, сувенирами. Это традиционные акты гуманизма, опыт гуманистических отношений.

Содержание праздников воплощается в музыке, песнях, стихах. В пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, заповеди Библии, с другой - разнообразные нравственные запреты, советы, наставления, т. е. правила поведения в будни и праздники. И это тоже гуманистическая практика. Можно спорить, что такое праздники: подобие жизни, мифология или фольклор? И то, и другое, и третье. Праздники - явление поразительно гуманистическое по природе, восприятию и форме общения людей друг с другом. Это средство познания, развлечения и сохранения духовно-душевного равновесия, освобождающего от монотонности повседневного быта.

Событие - это значительный факт общественной и личной жизни человека. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности).

Общенародные праздники предоставляют каждому взрослому и ребенку (подростку, юноше), шанс самореализации, самовыражения, позволяют испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признание окружающих.

Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми, близкими детям, такими общими признаками, как:

Абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;

Свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда (что не предполагает практического смысла и практической целесообразности детских праздников);

Необходимость каждому ребенку иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;

Разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики, учения, внеурочной деятельности и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру учебного года;

Коммуникативный характер детских праздников, отражающий все стороны демократии детских свобод;

Отсутствие, каких бы то ни было принуждений и нарушений;

Наличие в праздниках народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклористики, творчества своими руками как социальных примет гармонии бытия, избавляющих ребенка от утилитарного отношения к жизни и выводящих его к перспективам обновления своей и окружающей жизни.

Праздники снимают конфликтность и рождают чувство общности . Наверняка все взрослые не раз наблюдали, как синхронно переживают дети все (почти все) происходящее на празднике: аплодируют, скандируют будто один человек. Наверное, это очень важно ощущать себя значимой частью общности, равноправным членом конкретного коллектива и, безусловно, самобытной личностью. Коллективное участие, коллективное восприятие, коллективное переживание - без них немыслим настоящий праздник.

Коллективность и совместимость праздника - не есть стадность, потому что это - традиция, потому что праздник - коллективная игра. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система российских праздников способна превратиться в мощный социокультурный фактор и сильное средство педагогического воздействия.

Праздник - тогда праздник, когда прививает детям и развивает в них желание и умение неформально общаться, солидаризироваться. Уже потому ему противопоказаны заорганизованность, излишне жесткий режим, когда вся деятельность детей расписана по минутам, педагогически регламентирована, когда все заранее отрепетировано и никакой вольницы. Свобода и вольность общения рождают праздничную совместимость детей.

Итак, эскадроны будничных дней должны возглавляться праздниками. Особенно для детей, которым так необходима праздничная работа сердца и души, духовное самовыражение и духовное обогащение. Нужен культ праздника в обществе.

Праздники создаются веками и тысячелетиями в сложной сети взаимосвязей. Эти связи нельзя разрывать, ибо тогда нарушается сама гармония жизни, ее будничные и праздничные обычаи, которые составляют часть культуры и свободы народа.

Народ воплотил в своих праздниках синтез великого и возвышенного, свою духовную самостоятельность и независимость.

Это необходимо помнить всем, кто воспитывает детей.

Отечественные праздники прошлого и настоящего не могут выйти из породившего их времени, быть выше и чище общества, в котором они проводятся. В условиях идеологического диктата и цензуры создавались и проводились праздники, которые помогали отвлечься от насущных проблем и суеты и потому являлись как бы своеобразным допингом, охраняющим психическое здоровье народа.

Настоящий праздник - символ, образ, воплощающий идеологическую, мировоззренческую мораль, растворенную в стереотипах поведения. Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, фактов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Именно стереотипы обеспечивают истинность значимой идеи. Если общество забывает свои традиции, оно разрушается.

Например, традиции массовых демонстраций останутся в нашей истории как свидетельства величайшей мечты и величайшей трагедии. Но в целом люди ходили на демонстрации добровольно. И если несли атрибуты с показателями успехов своего коллектива, то гордились этим. И торжественные собрания, митинги были явлением демократическим. В них не было отказа от высших ценностей, скорее, приближение к ним.

Обесценивание праздников, скорее всего, началось в 20-е годы с развенчивания христианских идеалов, а в 90-е - политических идеалов. Негативное отношение к религиозным праздникам когда-то рикошетом ударило по природным праздникам, отрицательное отношение к коммунистическим праздникам негативно отразилось на всех праздниках страны.

Важнейшее гуманистическое начало праздника - одобрение и ободрение детей. Практически все праздники связаны с поздравлениями друг друга. Дети высказывают внимание не только к тем, кто рядом и кто вправе его ожидать (сверстники, учителя, родственники), но вообще к людям. Именно в праздничные дни подсознательная симпатия опирается на чисто праздничную тенденцию - признание самоценности каждого человека общества, страны. В праздник уважение ко всем окружающим людям можно выражать без боязни выглядеть смешным в чьих-то глазах. Скажем, в Международный женский день приветствия и поздравления, подношение подарков и цветов - установленная этическая норма, общечеловеческий принцип. В праздники дети учатся поздравлять друзей, знакомых и родных по почте, учатся одаривать подарками, сувенирами. Это традиционные акты гуманизма, опыт гуманистических отношений.

Содержание праздников воплощается в музыке, песнях, стихах. В пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, заповеди Библии, с другой - разнообразные нравственные запреты, советы, наставления, т. е. правила поведения в будни и праздники. И это тоже гуманистическая практика. Можно спорить, что такое праздники: подобие жизни, мифология или фольклор? И то, и другое, и третье. Праздники - явление поразительно гуманистическое по природе, восприятию и форме общения людей друг с другом. Это средство познания, развлечения и сохранения духовно-душевного равновесия, освобождающего от монотонности повседневного быта.

Событие - это значительный факт общественной и личной жизни человека. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности).

Общенародные праздники предоставляют каждому взрослому и ребенку (подростку, юноше), шанс самореализации, самовыражения, позволяют испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признание окружающих.

Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми, близкими детям, такими общими признаками, как:

Абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;

Свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда (что не предполагает практического смысла и практической целесообразности детских праздников);

Необходимость каждому ребенку иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;

Разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики, учения, внеурочной деятельности и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру учебного года;

Коммуникативный характер детских праздников, отражающий все стороны демократии детских свобод;

Отсутствие, каких бы то ни было принуждений и нарушений;

Наличие в праздниках народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклористики, творчества своими руками как социальных примет гармонии бытия, избавляющих ребенка от утилитарного отношения к жизни и выводящих его к перспективам обновления своей и окружающей жизни.

Праздники снимают конфликтность и рождают чувство общности . Наверняка все взрослые не раз наблюдали, как синхронно переживают дети все (почти все) происходящее на празднике: аплодируют, скандируют будто один человек. Наверное, это очень важно ощущать себя значимой частью общности, равноправным членом конкретного коллектива и, безусловно, самобытной личностью. Коллективное участие, коллективное восприятие, коллективное переживание - без них немыслим настоящий праздник.

Коллективность и совместимость праздника - не есть стадность, потому что это - традиция, потому что праздник - коллективная игра. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система российских праздников способна превратиться в мощный социокультурный фактор и сильное средство педагогического воздействия.

Праздник - тогда праздник, когда прививает детям и развивает в них желание и умение неформально общаться, солидаризироваться. Уже потому ему противопоказаны заорганизованность, излишне жесткий режим, когда вся деятельность детей расписана по минутам, педагогически регламентирована, когда все заранее отрепетировано и никакой вольницы. Свобода и вольность общения рождают праздничную совместимость детей.

Итак, эскадроны будничных дней должны возглавляться праздниками. Особенно для детей, которым так необходима праздничная работа сердца и души, духовное самовыражение и духовное обогащение. Нужен культ праздника в обществе.

Праздники создаются веками и тысячелетиями в сложной сети взаимосвязей. Эти связи нельзя разрывать, ибо тогда нарушается сама гармония жизни, ее будничные и праздничные обычаи, которые составляют часть культуры и свободы народа.

Народ воплотил в своих праздниках синтез великого и возвышенного, свою духовную самостоятельность и независимость.

Это необходимо помнить всем, кто воспитывает детей.