Русская и дагестанец отношения. Я русская, он дагестанец

Изначально Аида не собиралась выходить за Омара. Познакомились они год назад – соседка Аиды выходила замуж за друга Омара. А потом он стал за ней ухаживать, и она поняла: «Он – мой человек. Это было мое решение». В Дагестане, где еще существуют браки по сговору родителей, это важно.

Правду она говорит или соблюдает традицию – не понять. Местных девочек воспитывают с идеей, что мужчины должны их добиться. «Если парень захочет, он придумает, как меня найти», – объясняет мне подружка Аиды. Подобная уверенность может существовать только в городе, где все друг другу – братья, кунаки и соседи.

– Ты мужа должна бояться? – спрашиваю я Аиду.

– Бояться? – она растеряна. – Нет, уважать должна. Семья дает чувство уверенности. Нас с детства учат, что в браке нужны терпение и смирение. Каждая девочка знает: она вырастет, выйдет замуж и будет заботиться о муже.

Еще меня уверяют, что каждая девочка знает, что муж будет единственным мужчиной в ее жизни – местные женщины держатся за свою невинность так же твердо, как мужчины – за свою нефть. Что логично: и то и другое – приватизация недр, неопровержимый аргумент в будущем сватовстве.

Папа, подари!

Вопрос приданого и калыма обсуждается во время сватовства. Родители жениха должны предоставить молодым жилье – отдельную квартиру или свои комнаты в доме. Они же покупают невесте украшения и целый чемодан одежды. «Мне подарили норковую шубу Black Lama – до колен, с капюшоном, очень красивую, а еще золото – цепочку, браслеты, кольцо и серьги с бриллиантами, сапоги, туфли и сумки, белье, вообще всю одежду – зимнюю и летнюю, – перечисляет Аида. – Одели от и до, поэтому я даже не взяла ничего из дома родителей. Со временем я, конечно, поеду туда, что-то заберу, что-то раздам, но пока мне ничего не нужно».

Родители невесты покупают мебель – кухню, спальню, гостиную – и все, что потребуется в хозяйстве: от постельного белья до ершика для унитаза. Откладывать деньги начинают с рождения детей. Мамы маленьких мальчиков гордо рассказывают, что уже приготовили все золото для будущих жен.

Правда, кровавых простыней гостям не выносят, но и в ЗАГС не спешат. Потому что главное – это магари. Ритуал, который проводит мулла. Аида с Омаром до ЗАГСа так и не дошли.

– А что было бы, если бы вы расписались, а магари не сделали?

– Так нельзя, это грех.

Зато можно сделать магари и завести себе вторую жену. Это не грех. Зато можно с женой развестись, сказав три раза: «Ты мне больше не жена». Зато развод – вещь почти немыслимая.

Но за поверхностной патриархальностью скрывается что-то еще – трудноуловимое ощущение гармонии, которую эти люди сохранили. И Аида, и Пати, и Марьям выглядят гораздо более счастливыми, чем большая часть моих московских знакомых. Дагестанские девушки работают. Они прекрасно выглядят и не производят впечатление забитых и покорных. А на мужей своих смотрят с такой любовью, которую за здорово живешь не сыграешь.

«Ну, ты пойми, Бог – не фраер. Какими он создал аварских мужчин, такими же он создал и аварских женщин. Под горячую руку лучше не попадаться», – объясняли мне знающие люди.

Год назад познакомилась с дагестанцем. Он сразу же начал проявлять к мне симпатию.Изначально понимала, что данные отношения ни к чему большему не приведут. Начинала их для того, чтобы развлечься, отвлечься, приятно провести время, но не более. В тот период переживала расставание с бывшим парнем, с которым встречалась около 2 лет. Расстались по моей инициативе, но все же было неприятно. В то время, я еще не воспринимала новые отношения даже элементарно как отношения, ибо для меня религия достаточно важна.Я четко понимала, что мои родители вероятнее всего будут против. Изначально, мы встречались очень редко, потом все чаще и чаще. Я и не заметила, как быстро привыкла к нему, хотя месяца через два постоянно пыталась прекратить данные отношения, понимая, что будущего нет и, чем раньше мы расстанемся, тем будет лучше. Я знакомилась с другими мужчинами, проводила с ними время, развлекалась с подругами, различные клубы, тусовки. Я искала причины для ссор, но до сих пор не могу понять, зачем он всегда останавливал меня, просил не бросать его, даже плакал из-за меня. Он относился ко мне, как ни один человек не относился (хотя отношений у меня было приличное количество). Это определенно мне льстило и вместо точки, я снова ставила многоточие. Он дарил мне цветы, подарки, прощал мне все, мог приехать ко мне просто чтоб постоять под балконом, выкладывал мне сердечки из цветов, говорил и писал невероятные слова. Первые несколько месяцев мы никогда не заговаривали о религии. Для меня эта тема была табу, и он не начинал ее. Однажды, я попросила узнать подругу о том, что он ждет от этих отношений, на что он сказал, что хочет будущего и вследствие того, что он родился, вырос и его семья живет в славянских местах, обычаев он практически не соблюдает. После месяцев пяти я все же решилась заговорить на эту тему. Он сказал, что запрета на брак между людьми разной религии нет. Я сказала, что мои родители никогда этого не примут, да и его родители тоже. Он мне ответил: «С чего ты взяла? Все возможно и осуществимо“. Я все равно пыталась расстаться, но он держал меня, просил, умолял. Я знала, что он любит меня. И решила рискнуть, попробовать, подумала, почему мы должны расставаться сейчас, раз нам невероятно хорошо вместе? Тогда я понимала, что рано или поздно, но нам придется разойтись и, надеялась, что это произойдет по любой банальной причине, не важно, но только не из-за религии. Мы стали проводить все больше и больше времени вместе, я невероятно привязалась к этому человеку и испытывала очень сильные чувства, эмоции, но держала его на расстоянии, не давала себе полюбить его. Я перестала общаться с подругами, друзьями, перестала куда-либо ходить развлекаться, а если и ходила, то только с ним. Мы проводили все время вдвоем. Он просил не держать на расстоянии его, дать волю всем чувствам, просил серьезности. И я сдалась. Он говорил, что хочет прожить со мной всю свою жизнь, быть только со мной всегда, просилменя быть только с ним всегда. У меня все равно возникали иногда мысли, и я спрашивала, когда мы расстанемся, имея ввиду невозможность быть вместе. Он отвечал, что это глупость, что мы не расстанемся. Он говорил, что встретил ту единственную, с которой хотел бы провести всю свою жизнь. И я верила. Я даже начинала думать, что если это действительно настолько сильная любовь, то и мои родители поймут, и я могла бы попробовать их убедить в этом когда-нибудь потом, в будущем. Он ездил к себе на родину, и я думала, что если не суждено нам быть вместе, он поймет это именно там, в той обстановке. Но он продолжал писать и говорить, что всегда хочет быть со мной, что я единственная в его жизни, и что он меня встретил для будущего. Я снова пыталась ссориться. Но он снова просил и умолял не бросать его, снова писал слово «всегда» и я понимала, что тоже люблю его и не могу без него. Я гнала от себя грустные мысли, пыталась наслаждаться тем, что есть. Но они никогда не оставляли меня. Он видел, что я действительно полюбила, знал, что нужен мне и я серьезна в своих чувствах. И в этот момент он стал отдаляться. Все было, как и раньше, но я чувствовала, что что-то не так. Мы начинали постоянно ссориться, инициатором всегда была я, но он уже не стремился мириться. Я думала, что он всегда прибежит, сам извиниться. Но этого не происходило. И начинала все я. В это время, я как-то забыла о религии и думала, что это кризис в наших отношениях, что надо пережить, попробовать, рискнуть. Мы стали реже видеться. Он перестал мне говорить слово “всегда“. Однажды мы разговаривали и я почему- то спросила у него:“ Сможем ли мы быть вместе?“.Это был очень тяжелый разговор. Он ответил нет. Так принято по их обычаям. Он жениться только на своей девушке. Я говорила ему, что нужно бороться за любовь, за чувства. Просила поговорить с родителями. Он сказал нам не суждено быть вместе никогда. Мы не сможем. Он знает ответ родителей, т.к. в его семье уже возникала такая ситуация. Я спрашивала зачем тогда были все те слова и он отвечал, что говорил то, что чувствовал, не думая о будущем.В итоге решили остаться друзьями, но он все равно меня держит, звонит,пишет,ищет встреч,говорит,что я все еще его девушка, хотя родители сказали ему жениться через год(возможно даже и раньше,а это он так говорит).Он продолжает писать, говорить, что любит очень сильно, не дает общться с другими молодыми людьми.С одной стороны умом я понимаю, что все это лапша на уши, но с другой все еще испытываю к нему сильные чувства. И не видеться не получается, и закончить это все.Действительно хочу быть друзьями, потому что человек хороший,но как дружить с ним ума не приложу. Посоветуйте что-нибудь или расскажите свою историю отношений с дагестанцем.

Издавна понятие брака и все вытекающие из него обстоятельства играли особенную роль в жизни любого дагестанца. Если даже не сказать, что главную. И также, с давних времен, так сложилось, что дагестанцы, особенно те, кто живет в сельской местности, предпочитают женить своего сына или выдать дочь замуж за «своих» - близких и дальних родственников, односельчан, уж, в крайнем случае, за человека своей национальности. Эпоха Советского Союза, бурный рост городов и повсеместное распространение (особенно в городах) нетрадиционных для Дагестана взглядов, ценностей и устоев немного пошатнули эту ситуацию: всё чаще начали появляться межнациональные браки, порой узами браками связывали свои сердца даже представители таких национальностей, которые внутри республики считались не очень дружественными. Конечно, сопровождалось всё это участившимися случаями кражи невест, бегства возлюбленных или даже переезд в другой регион, чтобы хоть как-то «спрятать позор».

И всё же, в силу строгих традиций дагестанские браки всегда считались крепкими, основывающимися, прежде всего, на мусульманских устоях, где жена беспрекословно подчинялась мужу, а муж, мужчина, глава семьи отвечал за свою семью, и прежде всего, за честь своей жены. Видимо в силу этих обычаев и понятий до сих пор редкий дагестанский мужчина захочет взять в жены девушку, которая, как бы сказать деликатно, «успела вкусить вкус мужчины». Поэтому, чтобы выйти замуж и не опозориться в первую брачную ночь, успевшие на свой страх и риск согрешить девушки после бурного прошлого поспешного бегут к врачам – восстанавливать целомудрие. Но это всё, как говорится, издержки производства.

На самом деле дагестанский брак имеет крепкие корни, разводы крайне не приветствуются, родственники сразу же начинают примирять мужа и жену, дабы не страдали дети, да и чтобы женщина не оставалась одна – «На разведенных у нас стараются не жениться – это типа лажа считается» - бросил фразу один из наших собеседников, с которым нам довелось говорить в ходе подготовки этого материала. Писать о браке в Дагестане нелегко – уж слишком много противоречий и столкновений, но они всё же есть. Есть и разводы, о которых так не любят говорить в Дагестане. Но статистика неумолима.

По словам начальника отдела статистики населения и здравоохранения Территориального органа Федеральной государственной статистики по Республике Дагестан Нанав Оздеаджиевой, за последние годы количество разводов в республике увеличилось, как правило, в процентном отношении намечается рост таких случаев: «Несмотря на то, что по сравнению с 2012 годом в 2013-ом мы выявили некий спад в количестве разводов, само их число вызывает тревогу – раньше такого не было. Каждый пятый брак в республике распадается, и это хоть и кажется небольшим показателем, но весьма не характерно для Дагестана. К примеру, в 2013 году было зарегистрировано 19471 браков, тогда как разводов было 4471, получается, практически 1 к 4. И это только данные текущей регистрации».

На самом деле разводов было бы гораздо больше, просто разводиться в Дагестане как-то не принято. Ведь к браку, как уже отмечалось выше, здесь относятся очень серьезно. «Сыграть свадьбу и обзавестись семьей в Дагестане – это главное событие в жизни человека, к нему подходят крайне серьезно: начиная от выбора будущей жены (а выбирают именно парни), заканчивая свадебных приготовлений и планирования будущего нового социальной ячейки, - рассказывает социолог Магомед Гасанов, - Свадеб у нас всегда много, что говорить, если банкетные залы и музыкантов бронируют чуть ли ни за год до свадебного торжества. И как бы кто не отрицал, в Дагестане были, остаются желательными браки между представителями одной нации – так уж «запрограммированы» историческим прошлым наши люди.

Действительно, если брать отдельно тему «Брак» и классифицировать ее по различным аспектам и проблемам, то в Дагестане на первый план выйдет именно вопрос о межнациональном браке. Даже при том, что традиции так сильны, позиции свои они всё же сдают. Уже никого не увидишь здесь фактом, что девушка, наполовину кумычка, наполовину даргинка выходит замуж за парня, у которого отец аварец, а мать лезгинка. Ну, или наоборот. Межнациональные браки становятся нормой, и даже начинают превалировать, правда, случается такое в менее архаичных семьях, менее консервативных. Причем чем выше в горы, тем консервативнее мамы с папами. Конечно, возникает на этом фоне и немало проблем, в частности, проблема незнания детьми в таких семьях родного языка: либо родному языку ребенка вообще некогда учить, так как приходится постоянно говорить на русском, либо муж гнет свою линию и пытается научить ребенка родному для себя языку. Здесь не совсем с нами согласно психолог, специалист по семейному консультированию частной клиники Амина Казибекова: «Наши специалисты имеют не малый опыт работы с семьями, и могу с уверенностью сказать, что в большинстве случаев в межнациональных браках матерям лучше удается научить ребенка своему родному языку, чем выучить родному языку отцу. Отцам попросту некогда, а мать то всегда рядом. Мне лично известен случай, когда в семье аварца и табасаранки ребенок буквально тараторил на табасаранском языке, тогда как отец постоянно жаловался, что никак не может научить ребенка своему родному, аварскому, при том, что у них дома постоянно собирались его родственники аварцы. Из ребенка невозможно было и слова вытащить! И такое сплошь и рядом у нас».

Быть может, однонациональные браки и имеют свои плюсы, но не в тех случаях, когда женятся на близком родственнике, однако такое тоже характерно среди дагестанцев. Ведь чаще всего родители или близкие родственники сами становятся инициаторами устройства семейной жизни молодых людей. Как правило, начинают выбирать невесту для парня среди двоюродных или троюродных родственников, в свою очередь, сторона невесты, узнав, что родственники проявляют интерес к их дочери, взвесив все «за» и «против» (имеется ввиду то, что из себя представляет семья, какое мнение о них среди других родственников или знакомых, насколько будущий муж обеспечен и способен содержать семью, ну остальные важные (!) мелочи, вплоть до цвета диплома и финансового состояния родителей будущего жениха). Но времена меняются…

Все чаще молодые люди сами становятся кузнецами личного счастья, благо современные технические средства (официоз, зато правда) создают для этого все условия. Молодежь уже не смотрит на национальность будущего спутника жизни, а родители все чаще смиряются с выбором своих чад: «Хоть межнациональным браком сегодня и никого не убедишь и не напугаешь, все-таки сохраняются определенные стереотипы о браках между некоторыми национальностями, и вы знаете, эти стереотипы небезосновательны и лишь подтверждают сами себя. Например, считается, что брак между аварцем и лезгинкой или даргинцем и кумычкой заведомо обречен на несчастье и развод, - рассказывает Майя Муслимова, адвокат по гражданским и семейным спорам, кандидат юридических наук, - к примеру, сейчас я веду одно дело, в котором уже разведенные муж и жена, он – даргинец, она – кумычка, никак не могут поделить ребенка. Женщина хоть и нарушала свои родительские обязанности и уклонялась от их выполнения в какой-то степени, но она имеет полное право на то, чтобы ребенок остался с ней. В свою очередь, отец ребенка, с которым девочка и выросла, напрочь отказывается отдавать ребенка и судится уже два года, бегает по разным инстанциям. В итоге, личная жизнь у них у обоих как-то не сложилась, страдает ребенок, страдают ее родители. Просто видимо и в самом деле бывают такие нежелательные браки, скажем так, заведомо неудачные. Но в то же время такое могло произойти и в однонациональном браке, правда в этом случае конфликт был бы разрешен гораздо легче и быстрее, потому что его бы решали совместно, подключали бы общие тухумные (родственные) связи. Отсюда и идет приверженность большинства дагестанцев создавать однонациональные браки – любой конфликтный вопрос можно решить гораздо легче и с “наименьшими потерями”.

Но давайте же все-таки разберемся, какое мнение о современном дагестанском браке сложилось у нынешнего поколения дагестанцев, мы решили провести небольшой соцопрос среди жителей города Махачкала и нескольких горных районов. Так вот, респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:

1.Как Вы считаете, можно ли назвать современный дагестанский брак крепким и надежным?

2.Одобряете ли Вы (или, наоборот, считаете нежелательным) брак между мужчиной и женщиной разных национальностей?

3.Как Вы относитесь к межконфессиональным бракам? Пожалуйста, кратко аргументируйте.

4.Гражданский брак – это нормально или неприемлемо для Дагестана? Как Вы вообще относитесь к гражданским бракам?

Результаты говорят сами за себя.

Ясмина Кадирболатова, сотрудница одного из республиканских телеканалов:

2.Я считаю, что это хорошо, потому что является сдерживающим фактором для импульсивных внезапных всплесков эмоций, которые часто приводят к разводу. В итоге, выигрывают и сами супруги, и дети, рожденные в этом браке. В принципе, ничего против не имею, но это добавляет дополнительные трудности в семейную жизнь молодых супругов: они не только притираются друг к другу, но и опытным путем изучают все обычаи другого народа, представителем которого является супруг или супруга. Вообще это очень сложно и приводит часто к конфликтам. Я вышла замуж за представителя той же нации только из другого села, и то было сложно: начиная от тонкостей каких-то традиций и заканчивая трудностями в переводе другого диалекта. А если человек другой нации, то вообще тяжело с родственниками общаться.

3.К гражданским бракам отношусь плохо. Брак должен быть скреплен не только штампом в паспорте, но и обрядом никяха (мусульманский брад бракосочетания- прим.ред). Без этого, подобные отношения - это грех.

4.Соответственно плохо отношусь к гражданскому браку. Даже есть никях, но нет штампа в паспорте - это ставит в сложное положение женщину, ведь в случае возможного развода, женщина лишается своих прав.

Зайнаб Алимирзаева, заместитель начальника Управления по информационной политике администрации города Махачкала:

1. Не всегда, все индивидуально.

2. У меня самой интернациональный брак, в этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Если говорить об отрицательных моментах, прежде всего, надо отметить, что дети в таких браках чаще всего не знают родного языка, также сказывается разность культур, несмотря на то, что мы живем в одной республике.

3. Межконфессиональные браки вынуждают одну из сторон полностью переформатироваться, это дается тяжело. Возможно, на первых порах, пока эйфория чувств возобладает над разумом, сторонам кажется, что это легко преодолимо. Практика же показывает, что, практически в большей половине случаев, наступает разочарование.

4. Для многих дагестанцев брак, который заключен по нормам религии, но не зарегистрирован законно - явление обычное. Можно ли считать такой брак гражданским, вопрос спорный. Что касается гражданского брака в общепринятом понятии этого слова, вряд ли приемлем для дагестанцев.

Лилия Саидова, преподаватель Педуниверситета:

1.Думаю, что сегодня дагестанский брак даже крепче, чем раньше, потому что у молодых есть возможность общаться по интернету или по телефону, если нет возможности встречаться, и лучше понять друг друга.

2.Одобряю, если он основан на крепких чувствах.

3.Отношусь положительно и считаю, что молодые сами должны решить, какую религию им исповедовать.

4.Я считаю, что это ненормально. По-моему мнению - это блуд. Конечно, для Дагестана это неприемлемо.

Арсланали Исаев, фельдшер Кумухской районной больницы (Лакский район Дагестана): «Сельские браки намного крепче и надежнее, чем те, которые заключаются в городе. Городские больше подвержены изменам и разводам, потому что слишком пресыщены жизнью, я считаю. Много навидались и наслышались. В селах всё гораздо строже, редко доходит дело до развода. Против межнациональных браков ничего не имею, но я не понимаю, когда, допустим, агулец женится на даргинке, или цахурка выходит замуж за лезгина. Агулов и цахурцев и так немного, говорят даже, что у этих наций нет прироста, тогда зачем смешиваться с другими, если нужно пополнять свою популяцию Проблем здесь немало, но прежде чем заключать брак нужно хорошенько подумать, чтобы потом не было непонимания между супругами, а еще хуже недопонимания между родственниками. Когда брак однонациональный – все эти проблемы сами по себе нивелируются. Многоконфессиональный брак нежелателен, я считаю, так как разные взгляды, ментальность, мировосприятия. Ну, и, во-вторых, мусульманам нельзя заключать брак с немусульманами».

Кстати, здесь с тружеником здравоохранительного тыла согласиться нельзя. Помнится, как совсем недавно председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнудин в одном из своих интервью отметил, что «в Коране, который является законом для мусульман, выделены "люди Писания" - иудеи и христиане - и предписана веротерпимость по отношению к ним. Это ярко проявляется, в частности, в том, что мусульманам позволяется вступать в брак с представителями этих вероисповеданий, который вправе и в браке исповедовать свою веру».

Наверняка читатели обратили внимание, что большинство наших собеседников и респондентов выразили свое категорическое «нет» гражданским бракам, и это притом, что в республике таких пар немало. К примеру, предприниматель из Махачкалы Наида Магомедова, считает, что гражданский брак - это уже давно норма для республики. «Нормально отношусь к таким бракам, - комментирует Наида, - Главное, чтобы это не было развратом и не оборачивалось изменами одного или обоих "супругов"».

Провели мы небольшой опрос и в набирающих популярность социальных сетях – здесь среднестатистический дагестанец был как-то более искренен.

Пользователь Facebook под ником «Highlander Lee», дагестанец, ныне живущий и работающий в Дубаи, поделился своим мнением относительно приемлемости гражданского брака в дагестанском обществе: «Я вообще считаю, что гражданский брак – это блудливое сожительство. Объясню почему. В первую очередь, я - мусульманин, и на все события и явления вокруг, я должен смотреть через призму Таухида! (Единобожие - по мусульманской терминологии - прим.ред). Брак должен быть заключен с соблюдением определенных условий: махрам (родственник по мусульманской терминологии - прим.ред), свидетели и т.д. Иные формы – это уже прелюбодеяние. Если же под словом «гражданский» вы подразумеваете наличие такого брака по сунне (обычай, пример по мусульманской терминологии -прим.ред)., но не регистрация его в загсе, то это другое дело, ибо нежелательно давать жене свою фамилию (мнение большинства ученых), потому что фамилии в исламе происходят от отцов, а жена по крови не может быть родна мужу, и чтоб не было лжи, это нежелательно».

Патимат Бекеева, сотрудник редакции республиканской газеты «Ёлдаш» на кумыкском языке: Я считаю, что дагестанские браки всегда были самыми крепкими и надёжными, и не вижу ничего плохого в том, что молодые люди разных национальностей вступают брак: почему нет? А вот межконфессиональные браки я не воспринимаю, может потому что я выросла в семье, где такие браки не приветствуются вообще. Если бы это был мой случай, я бы могла выйти за парня другой конфессии, но при условии, что он примет мою веру. Что касается гражданского брака, то для мусульман это грех, но если законы шариата соблюдены, то, я думаю, это допустимо».

Пользователь «Альбина Гаджимурадова», дагестанка, ныне живет и учится в Москве: «Я могу сказать, что современный дагестанский брак крепкий и надежный с натяжкой, основываясь на опыте своих сверстниц/сверстников: могу сказать, что только единицы, к сожалению, счастливы в браке. Вообще у молодых дагестанцев в привычку вошло разводиться и без причин. Или, вот еще я часто слышу такую причину: "не сошлись характером". Раньше ради детей пытались сохранить семью, а сейчас даже это не останавливает. Кстати, в случае с Дагестаном межнациональные браки это очень даже хорошо. Все люди одинаковы, независимо от национальности, расы и т.д. От национальной принадлежности мало что зависит. И вообще, я против, чтобы выходить замуж "в слепую", думаю лучше выбрать парня другой нации, но зная, кто он и что он вообще собой представляет, что идти замуж за какого-нибудь родственника, которого вообще даже в глаза никогда в жизни не видела. Вот, моя одноклассница так вышла, на этом настояли родители, но сейчас они на грани развода, даже на годовалого ребенка не смотрят. И таких случаев очень много. Главное, не конфессия или национальность – главное, сам человек. Я только против гражданских браков. Для меня это как мертвый груз. Вроде как замужем и не замужем, ни то и ни другое. Хотя я знаю несколько семей, которые живут в гражданском браке, как в законном. Не хочу никого обидеть, но я не вижу разницы, что гражданский брак в Дагестане, что у некоторых титульных народов России, когда холостые парень/девушка вместе живут».

Пользователь «Сабрина Гаджиева» считает, что современный дагестанский брак можно считать крепким, но при условии, что если мамы, папы и весь тухум (род – прим.автора) не вмешивается в дела молодых. Ничего плохого нет и в межнациональных браках, а вот межконфессиональные – это не совсем хорошо, потому что такие браки рано или поздно разваливаются».

Мурад Абдуллаев

Дагестанцы – под этим словом объединена не какая-то единая нация, а своеобразный конгломерат самых разных народов, спаянных воедино. В чем их особенность, почему Дагестан можно назвать территорией с уникальным населением? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы.

Национальный состав Дагестана

Завоевание Кавказа далось России нелегко. Горцы чувствовали себя независимыми, разъединялись на небольшие отдельные ханства, и само понятие государственности было им чуждо. Тем не менее, по итогам Дагестан все же вошел в состав России. А это стало причиной дальнейшего сближения дагестанских народов и русского населения.

Сегодня дагестанцы мирно уживаются с русскими, так же, как и с представителями иных национальностей. Более того, стали привычным явлением и межэтнические браки, которые также укрепляют национальные связи. Однако, нередко ощущение внутренней свободы у русской красавицы может послужить причиной того, что отношения разлаживаются.

Нужно учитывать, что разница в менталитетах здесь все же огромная. И то, что привлекает дагестанского мужчину в русской женщине вне брака, способно насторожить его, когда он начинает задумываться о создании семьи с ней. Вообще, отношения кавказских парней и русских девушек – тема .

С другой стороны, и многие славянские девушки неоднозначно относятся к дагестанцам. Особенности национального характера на определенном этапе могут выглядеть не настолько важными для отношений. Но, когда дело доходит до разговоров о свадьбе, женщина начинает задумываться и проверять свои чувства на прочность.

Она понимает, что чаще всего будет вынуждена вращаться в кругу людей с совершенно иным менталитетом и с другими взглядами на семейную жизнь. Далеко не все готовы мириться с таким положением вещей. Не случайно отдельные исследователи и психологи утверждают, что такие браки в 80-90% случаев заканчиваются разводом и полным разрывом отношений.

Однако есть и многие примеры того, как такие межэтнические браки существуют и при этом крепнут день ото дня. и русская девушка могут создать настоящий союз при условии, что их чувства способны преодолеть разницу в мировоззрениях. Опять же большим преимуществом будет одинаковое вероисповедание (но, не решающим).

Если жена-христианка ради любви готова принять ислам, это уже половина успеха. Такие случаи не редкость. А вот обратных примеров можно насчитать единицы. Даже очень любящий свою русскую супругу мужчина-мусульманин вряд ли откажется от своей религии.

Если же славянская женщина все-таки решила выйти замуж за представителя гор, она должна понимать, что ей придется мириться не только со многими национальными традициями, но и с укладом жизни. Городские пары еще могут вести полностью светский образ жизни, однако в горных селеньях до сих пор царит жесткий патриархат, а уважение к старшим является неотъемлемой чертой воспитания в Дагестане. В таких условиях девушке придется отказаться от короткой юбки и большого количества косметики. Зато, в такой семье дети будут с рождения знать, что отец и мать они обязаны почитать.

Какие они – современные жители Страны гор?

В центральной части России отношение к выходцам из Дагестана, мягко говоря, неоднозначное. И причина этого, отчасти, кроется в национальном менталитете. Ведь что, чаще всего, говорят про дагестанцев жители российских городов? Отмечается, что они:

  • ведут себя агрессивно в отношении местного населения;
  • не уважают и не соблюдают традиции и нравы других людей;
  • составляют ячейки преступного мира;
  • не слишком-то охотно ищут работу, предпочитая праздно проводить время.

Понятно, что все эти стереотипы сложились не на пустом месте. Но, не стоит всех грести под одну гребенку. Сегодня тысячи выходцев республики трудятся во благо России: учителя, медики, ученые, артисты, спортсмены и т.д. Многие дагестанцы в Москве перенимают местную культуру, честно стараются закрепиться на новой территории, готовы трудоустраиваться и работать. Однако, девушки, начав отношения с молодыми людьми из Дагестана, относят «нежелание работать, но иметь больше денег» чуть ли не к особенностям национального характера. Парадоксально!

Еще один нюанс менталитета – это желание доказать, что ты самый удачливый, богатый, и, что называется, крутой. Не зря часто шутят: «Если бы понты светились, то в Дагестане вечно были бы белые ночи». Ради такого соревнования дагестанские мужчины (как правило, юноши) готовы на что угодно. Такая кичливость, не подтвержденная реальными достижениями, далеко не каждому по душе. Врожденная учтивость у них в отдельных случаях может смениться грубостью по отношению к собеседнику, особенно если тот – не кавказец.

Не нужно забывать и об еще одной особенности, которая свойственна не только выходцам РД, но и практически всем кавказцам, – о клановости. Горский уклад жизни насколько сильно «въелся» в их гены, что это иногда не может не удивлять людей других национальностей. Об этом свидетельствуют многие анекдоты про дагестанцев, большая часть которых, справедливости ради сказать, касается всех кавказцев и часто просто искусственно заменяет одну национальность другой.

Правда, клановость во многих ситуациях приносит ощутимую пользу самим дагестанцам. Семейственность и стремление сплотиться, особенно в чуждой обстановке, позволяет им выживать. Да, в характере у горцев присутствуют неоднозначные черты. Видимо, из-за этого некоторые блоггеры размещают в интернете свои обращения к землякам.

Но все-таки большинство дагестанцев – хорошие и трудолюбивые люди, которые воспитаны в лучших . И не случайно РД без малого 150 лет является российским, став важной частью большой страны и обогатив ее своей уникальной культурой.

Народы Дагестана дали миру и стране великих поэтов ( , Фазу Алиева и др.), ученых (например, академик Абдусалам Гусейнов – Директор института философии РАН), более 60 героев Великой Отечественной войны (среди них , одни из первых водрузивший знамя Победы на Рейхстагом), продолжать можно долго.

На весь мир известна местная школа вольной борьбы. Здесь родился один из лучших борцов в истории, трехкратный Олимпийскй чемион – прославленный . Именно дзюдоисты РД Мансур Исаев и Тагир Хайбулаев принесли России первые золотые медали Лондонской Олимпиады в 2012 году.

Наш экскурс будет не полным, если не вспомнить о народных промыслах:

  • златокузнецов аула Кубачи;
  • кинжалы и ножи кизлярских мастеров;
  • Унцукульское художественное зодчество (насечка металлом по дереву);
  • Балхар – древний цент керамического и глиняного художества;
  • – признаны лучшими в мире;

Познакомилась, выяснила, что я из Дагестана. И как обрушила все на меня, будто заявление в милиции писала. И чтоб я меры приняла. Вся такая с белым пучком на затылке и синими линзами. Жертва Ибрашки.
В конце, я тока закрыла глаза рукой. Хотя лучше б рот закрыть. Очень хотелось смеяться. Но надо было сочувствовать и объяснять поведение Ибрагима ментальными отличиями и исторической обусловленностью этих отличий. Кажется, я даже сказала «другая культура» и «не пытайся мерить все собой». Я долго держала лицо. Свое и какого-то Ибрагима. Держите теперь меня.

Кароче! Летом она летала в Дагестан в служебную командировку. Там она встретила ЕГО и ОН был великолепен. Гостеприимен, галантен, щедр и ясень пень - горяч. И еще это…неутомим. Ее нордическое тело перегрелось, в мозгу сгорело все серое вещество. Да и хрен с ним. И она решила, что Дагестан - это ее личный рай. Ах море, ах рыба, ах кони в горах. Еще какие кони!
В аэропорту он сказал, что вылетит за ней чуть ли не следующим самолетом. Прилетел через два месяца. Поселился, поставил в туалете кумганчик. Кинул спортивные сумки рядом с кроватью и стал бегать по рынкам, магазинам и встречам «по бизнесу». Кто его осудит? На предложение «остаться дома» реагировал заявлениями типа «я сексом при свете не занимаюсь, а че просто так лежать?» Активно привлекал ее к поиску необходимых ему запчастей и телефонным деловым переговорам ("культурно поговори"). Потом привлек и к беготне по Европейскому и всяким таким местам.

И вот, я протягиваю ему ЕГО сумку, а он говорит: У НАС МУЖЧИНЫ СУМКИ НЕ НОСЯТ!

А она тяжелая!

Через два часа сжалился, решился помочь нести СВОЮ сумку. И тут О!УЖАС! встретил КОГО-ТО!
Побелел, разозлился, объяснил все это необъяснимо: ЭТО МОЯ СЕЛЬЧАНКА!
- Что это значит?
В ресторане (в который ОНА его повела) отказался надевать на нее ее шубу, сказал, что кавказские мужчины этим не занимаются. В принципе. Потом они встретили его друга. Друг был со своей официальной девушкой.
- И это при том, что я прекрасно знаю, что он женат! Его жена деньги с автобусом передавала, я на машине встречала на каком-то рынке «Садовод», мы с ней созванивались… а у него оказывается еще и девушка есть.
Мало того. ОН ОДЕЛ НА НЕЕ ПАЛЬТО! Как объяснил это Ибрашка?
- Он кумык, им можно.

Кумык - это кто? - спрашивала меня беззащитная блондинка, уставшая от многообразия дагестанской этно-палитры.

Ну и кульминация. Важный для нее концерт в концертном зале Храма Христа спасителя. Она наряжается, готовится демонстрировать дагестанского альфа-мужчину своим коллегам (чтоб они все поумирали от зависти и задохнулись в его ферамонах). А он увидев где это (это не Храм, это концертный зал) обвинил ее в том, что она ЗАСТАВЛЯЕТ ЕГО ГРЕШИТЬ!

Он пьет, курит, живет со мной, его друзья заводят ДЕВУШЕК при живых женах и только МОЙ КОНЦЕРТ был грехом!

Слезы, примирение, его отъезд… Обещал скоро быть, обещал привезти коньяк…

Она готовится, покупает новые трусы. Дуро.

Что я могла сказать?

Ну раз терпишь, значит, есть за что…