С какого месяца ребенок начинает говорить. Во сколько дети начинают учиться разговаривать? Что должно вызвать беспокойство

Малыши первых месяцев жизни выражают свои эмоции только с помощью плача и отдельных звуков, и любящим родителям приходится учиться понимать этот непростой язык. Но ребенок становится старше, он внимательно слушает взрослых и всё больше понимает. Когда же наладится "обратная связь"? Мамам и папам, конечно же, очень хочется поговорить с любимым крохой, узнать, что он чувствует и о чем думает. О развитии столь важного навыка, как речь, мы и поговорим с вами сегодня.

Когда ребенок начинает говорить: медицинские нормы

Понятие "норма" в отношении речи ребенка является довольно-таки относительным. Существуют лишь некие усредненные возрастные рамки, согласно которым педиатры и неврологи оценивают уровень психоэмоционального развития детей. Перечислим кратко основные этапы развития речи у детей.

  • Малыши 1-2 месяцев могут только кричать с разнообразными интонациями, выражая тем самым радость или недовольство.
  • В 2-3 месяца наступает время агуканья или гуления - это промежуточная фаза между криком и лепетом.
  • В 5-6 месяцев дети обычно начинают издавать лепетные звуки (ба, ма, па, бу, га), которые могут повторяться и чередоваться.
  • Возраст 7-10 месяцев характеризуется активным лепетом, произнесением повторных слогов (ма-ма, па-па-па). Малыши пока не вкладывают в лепет какого-либо смысла - они лишь учатся произносить слоги, повторяя за взрослыми.
  • В 10-12 месяцев появляются долгожданные первые слова. Обычно это либо слова из повторных слогов (мама, папа, баба, кака, дядя, биби, ам-ам, ав-ав) либо односложные (на, дай).
  • В возрасте 18-24 месяцев, т.е. полутора-двух лет, можно ожидать появления в речи ребенка словосочетаний и первых фраз. Более позднее развитие речи тоже может быть вариантом нормы, но излишне рассчитывать на это не стоит.
  • Считается, что к 3 годам ребенок должен уже хорошо разговаривать, используя простые фразы, а к 4 годам - обладать развитой речью со сложными, распространенными предложениями.

Во сколько дети начинают говорить первые слова?

На форумах мам часто можно прочитать радостные высказывания мам 6-7-месячных малышей: "А моя дочка сегодня ОСОЗНАННО назвала меня мамой!", "Ура, сынок сказал свое первое слово!". Не хочется их огорчать, но неврологи утверждают, что до 9-10 месяцев говорить об осознанности лепетных слов нельзя.

Грань между лепетом и лепетными словами тонка, но разницу можно уловить: когда ребенок лепечет, он лишь "тренируется", многократно повторяя полюбившиеся ему слоги. А вот когда он начинает говорить "мама" конкретно в отношении мамы, входящей в этот момент в комнату, называть "дядей" увиденного мужчину на улице или требовать "дай", завидев интересный предмет - вот это уже слова, а не просто лепет!

Первые слова легки в произношении и плавно происходят из лепета. В основном, дети начинают говорить о том, что для них значимо, о знакомых и привычных вещах (иногда -действиях). Простые речевые конструкции, не содержащие ударного слога - ням-ням, мама, ав-ав, му, дай, на, ту-ту - соответствуют способностям малышей по выговариванию слов.

Дети накапливают пассивный и активный словарный запас крайне неодинаково. Понимание отдельных слов речи, а не только интонации обнаруживается у них в 8-9 месяцев. Чем дальше, тем сильнее разрыв между тем, что ребенок понимает и тем, что может сказать. Годовалые малыши распознают смысл около 50 слов, а сказать могут до 10-15. Некоторые дети к году говорят лишь 2-4 слова, другие - кажется, вообще только лепечут "на своем языке" - всё это является вариациями нормы. Главное, чтобы малыш проявлял понимание обращенной к нему речи.

Как проверить, понимает ли ребенок то, что вы ему говорите? Внимательным родителям это легко удается. Когда вы просите кроху дать вам мячик, он старается выполнить просьбу или, по крайней мере, находит нужный предмет взглядом? Это признак благополучного развития пассивного словаря. В норме он увеличивается после 8-9 месяцев быстро и постепенно.

Что же касается формирования активной речи, то оно происходит скачкообразно и поначалу медленно. Годовалый малыш усваивает от 1 до 6 слов в месяц. У некоторых эта фаза затягивается надолго - до года. Потом наступает период "лексического скачка", когда ребенок может усвоить до 8-12 новых слов в неделю. Через 2-3 месяца может случиться "лексический взрыв", во время которого в активном словаре появляется до 12 слов в день! После этого активный и пассивный словарь уравниваются по количеству слов и обновляются практически синхронно.

Когда дети начинают говорить фразами?

Обычно в годовалом возрасте дети говорят хотя бы несколько слов. Следующий этап, которого очень ждут все родители - появление словосочетаний и простых фраз. Действительно, появление фразовой речи означает, что развитие вашего чада идет правильными темпами.

Итак, постараемся ответить как можно более четко на волнующий мам вопрос - когда ребенок начинает говорить предложениями? С точки зрения специалистов по детской речи, предложение может состоять даже из одного слова. Отправной точкой для возникновения первых словосочетаний и простых фраз считается возраст 1,5 года. Произношение слов у полуторагодовалого малыша, разумеется, далеко от совершенства. Он может обозначать предмет первым слогом его названия, а простая фраза - звучать следующим образом: "Дай ку" (дай куклу). Начиная с полутора лет, детские лепетные слова и говорение "на своем языке" постепенно сменяются подражанием речи взрослых. Дети учатся соединять слова в простые фразы в возрасте 1,5-2 лет. Если ребенок в 2 года не говорит предложениями, следует обсудить данный вопрос с неврологом для исключения каких-либо проблем развития. Если во всем остальном малыш развивается нормально, возможно, врач посоветует вам просто подождать. Отсутствие же фразовой речи в 2,5 года - тревожный симптом, который обычно требует медицинского вмешательства. Несмотря на то, что обращаться к логопеду в 2-2,5 года еще рано, выяснить причину речевого неблагополучия необходимо своевременно, чтобы потом, в 3 года не было поздно.

Таким образом, нельзя дать однозначный ответ на вопрос, когда ребенок начинает хорошо говорить. У всех разные понятия о том, что такое "хорошо". Если вы ждете фразовой речи - это 1,5-2 года, если говорения ребенка, как взрослого человека, то это уже период после 3 лет.

Ребенок поздно начинает говорить, если...

Для позднего развития речи существует несколько причин. Сейчас те или иные речевые проблемы существуют у многих детей. Это связано не только с наследственностью и индивидуальными особенностями конкретного малыша, но и с тем, как общаются с ребенком в семье.

Итак, основные причины, почему ребенок не начинает говорить:

  1. Медицинские проблемы (короткая уздечка, недоразвитие речевого аппарата, нарушения слуха). Их необходимо исключить в первую очередь, посетив соответствующих специалистов.
  2. С ребенком мало общаются . Речь - функция социальная, и для ее развития необходима постоянная тренировка.
  3. Ребенок - непоседа . Чаще всего речь у девочек развивается раньше просто потому, что они более спокойны и усидчивы. Мальчики непоседливы и чаще заняты исследованием мира вокруг. Да и характер развития речи у них несколько иной: в отличие от девочек, осваивающих в первую очередь названия предметов, они преимущественно употребляют слова-действия.
  4. Негативная атмосфера в семье делает всех ее членов угрюмыми и молчаливыми. Как итог - ребенок тоже становится замкнутым и неразговорчивым.
  5. Родители понимают ребенка с полуслова . Действительно, зачем разговаривать, если в этом нет необходимости?

Как помочь ребенку начать говорить?

Чтобы малыш начал говорить своевременно, маме необходимо следовать приведенным ниже простым рекомендациям:

  • Говорите с ребенком всегда, даже если вам кажется, что это бесполезно, потому что он все равно ничего не понимает. Пока, возможно, и не понимает, но чем больше говорите вы сами, тем раньше заговорит малыш.
  • Используйте в речи простые, короткие фразы. Сложные предложения ребенок просто проигнорирует.
  • Минимизируйте количество телевизора в жизни малыша.
  • Подражайте звукам, произносимым крохой - агуканью, гулению, лепету. Акцентируйте его внимание на своих губах: так вы устанавливаете у ребенка ассоциативную связь между артикуляцией и соответствующими звуками.
  • Говорите нараспев - такая речь воспринимается детьми легче.
  • Не сюсюкайте, учите ребенка правильной и внятной речи.
  • Вы можете называть предметы двойными названиями: например, собака - ав-ав. Таким образом, малыш обогащает свою речь пассивным словом, которое ему пока сложно произнести, и активным, которое скоро начнет использовать. Переход к "правильному" слову произойдет тогда, когда ребенок будет к этому готов.
  • Как можно раньше начинайте читать малышу книги. Обычно к году дети уже могут некоторое время рассматривать картинки и слушать коротенькие тексты.

Время, когда ребенок начинает говорить, является необычайно радостным для родителей. Это значит, что малыш развивается в соответствии с возрастом, а окружающие взрослые делают всё так, как нужно. Желаем вашим детям здоровья и правильной, красиво построенной речи!

Все без исключения родители ждут момента, когда ребёнок начинает говорить мама и папа. Многие думают, что детская речь начинает своё развитие в тот день, когда малыш произносит первое слово. На самом деле, чтобы это случилось, нужна длительная подготовка органов артикуляции, их слаженная работа, способность к переключению, подвижность нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба. Невозможно произнести именно те звуки, из которых складываются первые слова, если ребёнок не умеет их отличать от фонем, сходных по звучанию, например, такие слова как кот-кит, горка-корка и другие.

Если точнее, то речь человека закладывается ещё во время внутриутробного периода, когда формируются органы слуха, артикуляции и структуры головного мозга. На эти процессы влияет наследственность, перенесённые матерью заболевания, наличие или отсутствие у неё вредных привычек, образ жизни родителей малыша. Течение родов и состояние здоровья грудничка – немаловажные факторы его успешного дебюта в качестве человека говорящего и мыслящего.

Расскажем во сколько лет дети начинают говорить первые звуки, от чего это зависит, со скольки лет дети начинают говорить предложениями и как помочь им своевременно проходить каждый этап развития речи.

Речь в первые недели и месяцы жизни

Сразу после рождения начинается интенсивное развитие структур головного мозга, устанавливаются новые связи между нейронами. Одновременно развиваются органы слуха и артикуляции, формируется физический и фонематический слух. Без полноценного слуха детям невозможно овладеть речью, так как искажение или отсутствие поступающих в мозг звуковых сигналов делает невозможным формирование речевых умений.

В первые недели и месяцы жизни именно речь окружающих стимулирует начальный этап речевого развития. Малыш прислушивается к речи близких людей, он на время затихает, когда слышит материнский голос, импульсивные движения ручек и ножек ненадолго останавливаются. Спустя ещё некоторое время он начинает поворачивать голову к источнику звука.

Не все мамы и папы разговаривают с новорождёнными и грудными детьми первых месяцев жизни. Им кажется это излишним, потому что малыш ещё ничего не понимает. Такие односторонние «беседы» родителей с детьми, сопровождающие их купание и бодрствование, развивают слуховое сосредоточение, желание отозваться. Внимательные родители могут заметить, как ребёнок пытается шевелить губами, как будто хочет что-то сказать. Ещё лучше, если родители часто называют малыша по имени, показывают ему игрушки, зовут ребёнка, ненамного отходя от кроватки.

Вот в каком возрасте ребёнок начинает говорить гласные и согласные. До 3 месяцев ребёнок произносит следующие звуки:

  • гласные – А, У, Э;
  • согласные – М, К, Х, П, Б, Г.

Эти фонемы пока звучат нечётко и произносятся непроизвольно. Такими умениями обозначается первый этап речевого развития – гуление. Кроме этого, крик малыша 1–3 месяцев достаточно выразителен. По интонации мама может определить, скучает малыш, хочет есть, или пришла пора сменить мокрые пелёнки, то есть он начал овладение интонацией.

От гуления к лепету

В начале четвёртого месяца малыш начинает искать взглядом взрослого, улыбается, начинает интенсивно двигать ручками и ножками (комплекс оживления). Он начинает издавать протяжные и певучие сочетания звуков – агукает, произнося а-а, а-гу, а-га. Часть звуков воспроизвести просто невозможно, таких фонем нет в русском языке.

Спустя ещё 2–3 месяца приходит очередь лепета. Сначала это отдельные слоги па, ка, на, ма, которые чуть позже становятся похожи на своеобразные слова па-па-па, ка-ка-ка, на-на-на. Чаще всего лепет появляется тогда, когда малыш сыт, выспался и находится в хорошем настроении. Это ещё не речь, а подготовка к ней, своеобразные подготовительные упражнения.

Хотя он пока не говорит, он многое понимает – поворачивает голову, когда ему показывают знакомую игрушку, птичку, кошку. Дети 6–7 месяцев выполняет простые просьбы – даёт ручку, играет в ладушки, и это тоже шаг по пути развития речи.

Как стимулировать лепет

С 6 месяцев, дети получают возможность перемещаться в пространстве – сидеть и ползать. Их восприятие совершенствуется, они могут повторять звуки за взрослым. Это умение можно развивать – как только ребёнок произнёс слоги, родители их повторяют вслед за ним. Такой приём развивает слух, органы артикуляции, речевой выдох, побуждает малыша произносить эти слоги ещё и ещё раз. Такие мини-уроки проводят с бодрым, сытым и здоровым грудничком. Если ему холодно, он хочет есть, или недомогает – словесные игры с родителями не пойдут на пользу.

Хорошо, если ребёнок видит лицо того, кто с ним говорит, тогда он сможет повторять движения губ мамы или папы. Чтобы звуки были слышны отчётливо, нужно обеспечить полную тишину – выключить музыку, приглушить звук работающего телевизора.

Можно поиграть в «прятки», прикрывая личико ребёнка пелёнкой, приговаривая «ку-ку». Хорошо развивает пассивный словарь показ взрослым предметов окружающей обстановки. При этом нужно чётко их называть, сопровождая указательным жестом. Вскоре и ребёнок будет находить их взглядом, реагируя на вопрос взрослого «Где часики?», «Где кошка?», «Где машинка?».

На видео ниже представлены конкретные советы для родителей годовалого малыша:

Когда появляются первые слова и фразы

Невозможно назвать точную дату во сколько дети начинают говорить первые слова. Они могут появиться и в 8–9 месяцев, и в 1 год 2 месяца. И всё это норма. По наблюдениям родителей и педагогов, девочки обычно начинают разговаривать раньше, чем мальчики, хотя и здесь имеются исключения. На рубеже между первым и вторым годом в лексиконе малыша имеется от 2 до 20 слов. Обычно это:

  • упрощённые слова (ма-ма, па-па, ля-ля, ки-са, ам-ам);
  • звукоподражания (би-би, ку-ку, пи-пи).

Именно в этом возрасте ребёнок говорит мама. Почему дети произносят слова на родном языке? Потому что окружающие его взрослые выделяют из лепета малыша слоги и звукосочетания, присущие именно их языковой системе, и повторяют только их. Поэтому период лепета имеет важное значение для развития детской речи.

В полтора года или немного позже малыш начинает объединять слова в предложения, пока они состоят из двух слов. Слова в них не согласованы, пример такой фразы: «Дай ку» (дай куклу), «Папа нет» (папы нет дома). Но это возраст, когда внимательные мамочки замечают, что их малыш начинает говорить предложениями.

Как стимулировать произношение слов в 1 год

К 1 году речь пока ещё не является важнейшим средством общения для детей. Нужно приучать малыша пользоваться речью. Для этого не нужно сразу давать игрушку, которую хочет взять малыш. Сначала нужно произнести название игрушки (можно упростить его): «Тебе дать ля-лю?» Пусть малыш попробует повторить «ля-ля», «би-би». Подавая желаемую вещь, можно подчеркнуть: «Это ляля, на».

В лексиконе взрослого, общающегося с малышом, должны быть как полные, так и сокращённые слова: «кар-кар» «динь-динь», «тук-тук», «тик-так». Данные заменители полных слов носят временный характер и нужны только потому, что ребёнку их легче произносить.

Чтобы у детей установилась связь между словом и действием, нужно просить его выполнить какое-то действие: дать или взять игрушку, показать знакомый предмет, помахать ручкой. Также оречевлять все действия, которые он выполняет с игрушками. С этой же целью играют с 2–4 знакомыми игрушками и просят малыша, например, взять мячик, бросить или поймать его. Все действия взрослые осуществляют эмоционально, чётко произнося как слова-предметы, так и слова-действия.

Развитие речи малыша напрямую зависит от того, будет ли она развиваться спонтанно, или родители примут непосредственное участие в её развитии. От этого зависит во сколько лет дети начинают говорить звуки/слова/предложения. Положительные условия для формирования детской речи:

  • Не нужно форсировать речевое развитие частыми упражнениями, не соответствующими возрасту малыша – высок риск появления речевого негативизма, заикания и нервных тиков, так как возможности мозга ребёнка не безграничны.
  • Не надо сюсюкать, подделывая свою речь под детскую, часто употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы – хуже этого может быть только полное игнорирование общения.
  • Деликатно исправляйте допущенные малышом речевые ошибки, никогда не поднимайте его на смех, а покажите пример правильного произношения данного речевого высказывания. Например, я вижу домы, да, ты видишь дома.
  • Оберегайте малыша от общения с людьми с дефектами речи (картавость, заикание), а особенно с неграмотно говорящими взрослыми (положи - ложь, ртов - ротов, красивая кошка - красивыя кошка), это настолько «заражает» и «заполоняет» детскую речь, что искореняются такие подражания с большим трудом.
  • Читая детские произведения, смотря вместе с малышом мультфильмы, всегда поясняйте незнакомые слова, поступки героев, обращайте внимание на яркие обороты речи.

Очень полезно ежемесячно записывать и прослушивать речь малыша – гуление, лепет, первые фразы, чтение стихов. Такой архив когда-то станет отличным подарком для повзрослевшего ребёнка и ваших внуков.

Сегодня мы ответили на вопрос когда ребёнок должен начать говорить и во сколько месяцев появляются первые звуки. Если вы подозреваете задержку речевого развития у малыша - проконсультируйтесь у нас. Мы развеем тревогу, а если она объективна, расскажем как разговорить или просто научить малыша речи. Мы знаем не один десяток примеров того, как родители сидят и ждут когда ребёнок заговорит в 3, 4 и даже 5 лет, хотя уже отчётливо видно развитие больших проблем. Спросите нас, мы этим всю жизнь занимаемся!

Все родители с трепетом и восторгом относятся к маленьким достижениям своего чада. Каждый сделанный шажок, каждая съеденная самостоятельно ложка, попытка дотянуться до чего-то нового, это не только повод для радости, но и проявление развития ребенка, его общение с миром и познание его.

Изучая новое, дети не только самосовершенствуются, но и помогают родителям лучше понять себя. Одно дело – малыш громко плачет, лежа в кроватке и необходимо самостоятельно выяснить, чего же он хочет, и совсем другое, если он тянет ручку к игрушке или картинке, давая понять, что нужно. Лучшим способом общения является речь. Отсюда вопрос – как и когда ребенок начинает говорить?

Развитие речи у ребенка

Первый крик в роддоме уже является признаком доречевого развития. Плачь, свидетельствует об отсутствии психологических отклонений, работоспособности голосовых связок и нервной системы. Далее, речь ребенка будет развиваться поэтапно, постепенно расширяясь, в соответствии с ростом его потребностей.

Рассмотрим первоначальные этапы:

  1. Крик. Предназначен для привлечения внимания к своей особе. Причин тому не много – малыш проголодался, хочет спать, грязный памперс или что-то болит. Это основные потребности первых месяцев жизни. С развитием таких органов чувств, как зрение и слух, посредством громкого плача, ребенок станет требовать общения и познания окружающего мира. На втором месяце, крик обретет интонации. Со временем, мамы учатся различать их, и без труда определяют – то ли памперс полный, то ли малыш загрустил один в комнате. Крик надолго задержится в лексиконе ребенка и будет присутствовать одновременно со вполне понятной и разборчивой речью. Это объясняется привычкой, простым проявлением эмоций и быстрым способом привлечь к себе внимание.
  2. Гуленье. Произносить более осмысленные звуки, стремясь к взаимодействию с окружающим миром и собеседником, ребенок начинает с двух месяцев. Это проявляется в различных комбинациях гласных звуков, обогащается репертуар интонаций – таким образом, малыш пробует общаться с родителями. Гулить дети могут и сами, как бы пробуя новые звуки «на вкус», но с появлением кого-то в комнате «речь» становится громче, внимание переключается на вошедшего и кардинально меняется интонация. Такое общение будет длиться до полугода, а то и больше, в зависимости от самого ребенка — .
  3. Смех. Посредством смеха ребенок выражает свой восторг и веселье, поэтому его также можно отнести к речи. С четырех месяцев дети радостно пищат и повизгивают, когда с ними играют, а со временем начинают подолгу смеяться над гримасами или от щекотки — что должен уметь ребенок в 4 месяца .

Произношение первых слогов

С полугода дети начинают вести активный образ жизни и в их лексиконе, наряду с лепетом и агуканьем, начинают проявляться первые слоги. Речевой аппарат уже разработан, и ребенок начинает пробовать комбинировать знакомые звуки, а затем употребляет их в общении. По началу, это не будет иметь смысла, но со временем, таким образом, малыш станет проявлять свои желания и потребности. К году «словарный запас» расширяется до десяти и более слогов, в зависимости от ребенка.

Кроме того, малыш начинает понимать значение слов, часто произносимых родителями в обращении к нему:

  • кошка – ищет животное, узнавая его;
  • обними маму – протягивает ручки на встречу;
  • где папа – ищет и, находя, показывает ручкой;
  • ку-ку – игра в прятки, когда малыш закрывает ручками личико.

Это важный этап в развитии речи – понимать произнесенное и реагировать определенными действиями. В это время, возникают ассоциации между словами и объектами, которые дают возможность четко выразиться, подталкивая к первым словам.

Малыш говорит первые слова

Конечно же, все родители мечтают о том, чтобы первыми осмысленными словами их чада были «мама» и «папа». Не стоит огорчаться, когда вместо этого, малыш уверенно скажет «Дай!». К произношению слов подталкивает, прежде всего, потребность чего либо, необходимость заполучить желаемое, а мама и папа и так всегда рядом. От года до двух лет происходит активное познание мира и своих возможностей, в связи с чем, «рацион» слов постепенно увеличивается: начиная от простых «мама», «папа», «дай», «бо-бо» и заканчивая подражанием звуков – «мяу», «ту-ту», «би-би».

Полезно: Приходит время, когда ребенок должен обходиться без бутылочки, но отучить кроху от нее не так уж и просто. Как это сделать, мы рассказали в этой статье .

Ребенок начинает говорить предложениями

С двух лет, словарный запас насчитывает от 50 слов и появляется возможность строить из них предложения. К этому времени ребенок полностью освоился в окружающей среде, и понимает большинство обращенных к нему простых фраз: «закрой дверь», «идем гулять», «надевай футболку», четко выполняя необходимые действия. Вместе с этим, ребенок учится самостоятельно строить осмысленные предложения, выражая свои эмоции и мнение по какому либо поводу. К трем годам лексикон расширяется до 250 – 700 слов. В односложные предложения добавляются местоимения, употребляются простые предлоги и союзы, вопросительные и восклицательные интонации, значительно увеличивается число глаголов и существительных в речи.

Почему может запаздывать развитие речи

Бывает, что родители, в пылу невообразимой любви к своему детищу, и под впечатлением, от рассказов всезнающих родственников, требуют от малыша невозможного, ожидая, что он побежит в 3 месяца и уже к году станет декламировать речи. Естественно, не дождавшись столь великих свершений, встревоженные мамы и папы начинают посещать всевозможных врачей, в поисках причин отклонений. Если же вы не относитесь к данному типу родителей, но, все же, подозреваете задержку речевого развития (ЗРР) у своего малыша, для начала, удостоверьтесь в необходимости штурмовать поликлинику.

Существует ряд причин, объясняющих, почему дети поздно начинают говорить. Все их можно разделить на 2 группы – личные и внешние.

Личностные (присущие с рождения):

  1. Наследственность – патологии и заболевания, переданные генетически от родителей.
  2. Специфические заболевания, в которых ЗРР проявляется как сопутствующий синдром (глухонемота, аутизм, заболевания эндокринной системы и т.д.).
  3. Патология полости рта – эпилепсия, «заячья губа», недоразвитая уздечка.
  4. Осложнения при беременности и тяжелые роды – инфекции, травмы, гипоксия, а также кровоизлияния в мозг при внутриутробном развитии.
  5. Пол ребенка – доказано, что мальчики имеют более запоздалое развитие, в сравнении с девочками.
  6. Психологические характеристики – нервная система существенно влияет на развитие речи: активный холерик начнет говорить раньше пассивного меланхолика. Так же важно учитывать предрасположенность органов чувств – ребенка привлекают звуки (аудиал), внешний вид, яркость (визуал), либо он изучает все прикосновениями (кинестетик).

Внешние факторы:

  1. Стрессовые ситуации – сильные волнения, (например, переезд), посещение детсада либо психологические травмы, к примеру, развод родителей, смерть домашнего питомца, могут спровоцировать комплексы, страх и неуверенность, надолго притормозив речевое развитие.
  2. Младший ребенок – старший копирует речь младшего.
  3. В семье говорят на нескольких языках – понимать слова родителей на интуитивном уровне одно, и совсем другое – разделить информацию на два языка.
  4. Отсутствие необходимости в самовыражении через речь – зачем говорить, прилагая усилия, если мама понимает без слов и делает все по мановению крохотной ручки.

Ряд случаев, в частности врожденных, невозможно исправить не только в домашних условиях, но и с участием врачей. К счастью, большинство внешних причин, возможно, скорректировать самостоятельно, с минимальным вмешательством посторонних.

Как должны помочь родители ребенку начать говорить

Прежде всего, что бы помочь ребенку начать говорить, нужно уделять особое внимание развитию мелкой моторики, которая способствует укреплению нейронных связей головного мозга. Двигательные и речевые центры мозга расположены рядом, вследствие чего, при развитии первого, наблюдается значительное улучшение речевого аппарата.

Способствуйте общению ребенка с ровесниками и детьми постарше. Стремясь повторить за более развитым товарищем, ваш малыш начнет быстро подтягиваться к его уровню.

Справиться с трудностями может помочь логопед. Специалист, пообщавшись с ребенком, поставит правильный диагноз, если он вообще есть, и поможет составить специализированную программу, с учетом особенностей ребенка и возможностей родителей.

Еще будет полезно узнать:

Наверняка, каждую молодую маму волнует вопрос «Во сколько дети начинают выговаривать первые слова?». Родители с нетерпением ждут такого желанного «Мама» и «Папа», и начинают волноваться, если ребенок упорно молчит или произносит только бессвязные звуки. У каждого отдельного малыша речь формируется по-разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Хотите узнать, в каком возрасте малыш должен обязательно начать разговаривать? О чем может свидетельствовать длительное отсутствие связной речи? Тогда читайте эту статью до конца. Здесь вы найдете множество полезных советов и практических рекомендаций от опытных педиатров и логопедов.

Первый год жизни для младенца очень сложный. Он только начинает привыкать к новому миру и постепенно становится его частью. На этом этапе для него очень важна поддержка и забота самых родных людей – родителей. Если мозг маленького человечка и его нервная система развиваются правильно, то очень скоро он начнет правильно и связно разговаривать.
Речевой аппарат малыша формируется постепенно. Ребенок начинает говорить не сразу. Существует два ключевых этапа развития речи:

  1. Пассивное накопление слов. Малыш постепенно запоминает новые звуки и слова, учится их понимать, но в точности повторить их еще не может.
  2. Активное накопление слов. Ребенок изучает звуки, повторяет их, складывает новые слова и целые предложения.

Каждая фаза развития соответствует разному возрасту малыша. Пассивное накопление слов начинается намного раньше. Если ваше чадо пытается повторять звуки, которые слышит, и хорошо вас понимает, но пока еще не разговаривает, паниковать и переживать не нужно.

Когда ждать от ребенка первое слово или фразу?

Хотите получить ответ на вопрос «Во сколько лет дети начинают разговаривать?» и удостовериться в том, что с малышом все в порядке? Тогда обязательно внимательно ознакомьтесь с информацией соответствия возраста ребенка его речевым навыкам.

  • 1-3 месяца — Ребенок умеет кричать, громко плакать, постепенно учится повторять простые односложные звуки – «а-а», «а-гу», «а-ву» и т.д.
  • 4-5 месяцев — Малыш смеется, визжит, «поет» — издает протяжные звуки с разными интонациями, и эмоциями.
  • 6 месяцев — Ребенок узнает знакомый голос мамы и папы. Начинает лепетать, получаются звуки, немного похожие на «ма», «па».
  • 7-8 месяцев — Ребенок понимает слова и простые просьбы (дай, возьми и пр). Уже умеет подражать лаю собак или звукам, произносимым другими животными, знает как называется тот или иной предмет, но еще не называет его.
  • 9-11 месяцев — Малыш учится произносить первые простые слова – «мама», «папа», «на», «дай». В запасе не более 10 слов.
  • 1-1,5 года — Ребенок умеет составлять словосочетания, знает как выглядят те или иные животные, люди, сказочные персонажи, может легко показать их на картинке.
  • 2-3 года — Малыш понимает и учится задавать вопросы, знает разные понятия, выполняет сложные просьбы, составляет предложения, разучивает и рассказывает сказки и стишки.
  • 3-4 года — Малыш уже активно общается не только со своими родителями, но и со всеми окружающими, ровесниками, составляет сложные фразы и предложения.

Эта информация содержит общепринятые показатели, которые считаются нормой. Если ребенок должен начать говорить, но не может четко произнести слово, лучше посетите логопеда, невролога или психолога. Медик обследует вашего малыша и оценит его речевое и психическое развитие.

Что свидетельствует о задержке развития речи?

Вы уже знаете во сколько ребенок должен научиться выговаривать первые слова и составлять из них предложения. Однако иногда у малыша развитие речи может отставать от нормы. Стоит обратиться к дефектологу, если:

  • В 3 года ребенок плохо выговаривает слова, посторонние люди не могут его понять.
  • Малыш иногда ведет себя неадекватно, часто бывает гиперактивным.
  • Плохо пережевывает еду.
  • Вы часто замечаете, что у крохи открыт рот и чрезмерно выделяется слюна.
  • Ребенок категорически отказывается общаться с окружающими.

Чем раньше доктор определит точную причину таких отклонений, тем быстрее можно будет от них избавиться, без каких-либо последствий. Правильное лечение позволит вашему чаду быстро наверстать упущенное и научиться связно разговаривать. В школе он уже ничем не будет отличаться от одноклассников.

В каком возрасте ребенок произносит первые слова?

Даже внимательная и любящая мама может пропустить тот момент, когда ребенок начинает говорить. Все дело в том, что первые слова крохи лишь слегка напоминают привычные нам. Например, «бабушка» — это «ба», каша – «ка», упал – «бах». Возможно, для вас это кажется недостаточным, но логопеды в один голос утверждают, что для ребенка – это нормальные слова, которые свидетельствуют о полноценном развитии речи.

К 1-му году жизни кроха обязательно должен знать 10-20 слов, включая простые слоги, подражания животным. Первое слово от вашего чада можно ждать уже в 7-8 месяцев. Чаще всего это «мама» или «папа». Такие односложные слова состоят из простых звуков и малыш очень быстро их запоминает.

Чтобы понять, что ребенок называет определенные предметы или действия, а не произносит случайные звуки, обратите внимание на его поведение. Он будет повторять одни и те же «слова» в одних и тех же обстоятельствах. Пока малыш говорит невнятно, но вы можете его научить правильному произношению, постоянно озвучивая правильные названия предметов.

Если ребенок говорит на собаку «Ав-ав», подтвердите что это «Собака», а затем спросите у него «Где собака?». Если кроха укажет на животное, значит он понимает вашу речь. На ваш вопрос «Кто это?» ребенок уже захочет ответить не «Ав-ав», а «собака».

Если ваш малыш активно развивается, опережая своих сверстников, первые слова он может произнести уже в 4-5 месяцев. Мама – это очень простое для произношения слово, поэтому сначала ваше чадо может называть им всех взрослых. Однако уже через несколько месяцев он поймет, что у каждого человека есть свое собственное имя.

Когда кроха научится составлять словосочетания?

После года ребенок уже умеет произносить отдельные слова. Однако для многих мам остается актуальным вопрос «Во сколько ребенок начинает высказываться фразами и предложениями?». Специалисты утверждают, что в 2 года малыш уже должен уметь составлять словосочетания и полноценные фразы, состоящие из 2-3 слов. К этому времени у крохи уже сформирован довольно обширный словарный запас – 250-300 слов. Ребенок начинает говорить глаголы и предлоги, и это новое умение позволяет ему составлять правильные словосочетания.

В 2,5-3 года речь уже практически полностью сформирована. Он может еще плохо выговаривать отдельные сложные звуки (р, з, ш и пр.), но уже правильно составляет длинные и сложные предложения. Когда кроха отправится в детский сад и начнет регулярно общаться со сверстниками, его словарный запас увеличится, а речь усовершенствуется. В возрасте 4-5 лет чадо начнет задавать вам огромное количество вопросов, и вы должны стараться отвечать на них максимально полно и развернуто. Так ребенок максимально быстро сформирует большой словарный запас и в дальнейшем не будет испытывать неудобства во время общения.

Что делать, если малыш разговаривает плохо?

Каждая мама должна знать во сколько ребенок начинает выговаривать первые слова. Если вашему чаду уже более 2,5 лет, а он еще не научился составлять из отдельных слов простые фразы и короткие предложения, нужно незамедлительно обратиться к врачу.

Специалист сможет оценить уровень развития речи у ребенка, и при необходимости назначит эффективные развивающие упражнения. Если вовремя не обратить внимания на проблему, в дальнейшем крохе будет очень сложно общаться со сверстниками, малыш будет чувствовать себя неуверенно, у него начнут развиваться комплексы.

Вы хотите помочь своему ребенку? Тогда выполняйте следующие рекомендации:

Начало формирования речи у ребенка – это очень важный этап в жизни маленького человека. Родители должны со всей ответственностью отнестись к первым словам и фразам малыша. Если есть какие-либо опасения или тревоги, лучше проконсультироваться с дефектологом или врачом-логопедом.

Первое слово малыша – это долгожданное событие для всей семьи.

У некоторых детей до года уже имеется десяток слов в словарном запасе, а другие малыши остаются «молчунами» до 1,5-2 лет.

Мы рассмотрим, какие факторы влияют на скорость появления речи у ребенка и как предотвратить задержку развития этого навыка.

Как происходит формирование речи у детей?

Появлению настоящей речи предшествует несколько этапов. Простейшие речевые реакции проявляются даже у новорожденных: малыш использует различные интонации для того, чтобы выразить те или иные чувства.

Весь первый год жизни ребенка происходит накопление его словарного запаса, сначала пассивное, затем – активное. На первой стадии малыш воспринимает речь взрослых и реагирует на неё, но не повторяет слова.

В период активного формирования словаря кроха уже копирует услышанные звуки, а позднее и составляет из них целые слова и фразы.

Можно выделить основные фазы развития речи у детей:

1 Речь до года. Первый этап, наступающий после крика, называют гулением. Он наступает в 2-3 месяца. Гуление – это простые гласные звуки и слоги: «а-гу», «ва».

В 4-5 месяцев к гулению добавляется смех, а также наблюдается смена интонации и тональности голоса.

К 6 месяцам речь у детей переходит в стадию лепета. Это более сложные звуки, чем гуление.

Кроха отчетливо произносит согласные буквы, в результате чего получаются слоги «ма», «ба», «па», «та».

В это же время появляется заметная реакция ребенка на голос родных людей и его тон. Малыши настораживаются и плачут, если слышат разговор на повышенных тонах.

А в ответ на ласковое обращение кроха улыбается и смеется.

2 Речь до 2 лет. В период от 1 года до 2 лет в речи появляются вопросительные обороты и просьбы. Из односложных и двусложных слов дети составляют предложения, рассказывают о том, что им нравится, а что – нет. Особенно активные малыши уже могут читать несложные стихи: считалки, потешки.

Интересно! Как выбрать ванночку и аксессуары для купания

3 Речь до 3 лет. Большинство детей уже уверенно общаются с другими малышами, родственниками, воспитателями. Количества слов в лексиконе теперь хватает для того, чтобы в простой форме рассказать о событиях, произошедших за день, тревогах и радостях.

Во сколько ребенок начинает говорить?

Развитие речи, как и других базовых навыков – вопрос индивидуальный. Существуют только определенные рамки, разделяющие нормальное развитие речи от патологического. Обращаться к логопеду нужно в том случае, если к 2,5-3 годам ребенок так и не смог освоить фразы из нескольких слов.

Время появления первого слова зависит также от темперамента ребенка. Спокойные малыши, которые больше любят рассматривать картинки и книги, обычно начинают говорить раньше.

Непоседам же, как правило, просто не хватает энергии на то, чтобы учиться разговаривать. Родителям подвижных деток переживать не стоит: со временем их речевые навыки достигнут уровня сверстников.

Первым словом ребенка будет та совокупность повторяющихся звуков, которую крохе легче всего произнести.

Это и самое ожидаемое «мама», а также «баба», «ляля» и другие.

Кстати, в первое время словом «мама» дети называют почти всех знакомых людей.

Чуть позже, когда кроха научится придавать смысловые оттенки словам, он поймет, что мама у него только одна, а у остальных людей есть свои имена.

Отличить осознанные слова от простых подражаний можно, если проследить, в каких ситуациях малыш произносит те или иные звуки. Возможно, сначала вы даже не будете понимать, что именно кроха имеет в виду.

Если один и тот же набор звуков применяется ребенком при одинаковых обстоятельствах, значит, его речь стала приобретать осмысленный характер.

Как помочь ребенку начать говорить?

От воспитания также зависит то, насколько быстро малыш освоит разговорные навыки. Есть несколько простых приемов, помогающих развить детскую речь:

Интересно! Подгузники: за и против

1 Всегда разговаривайте с ребенком обычным голосом, внятно произнося слова. Не следует намеренно делать голос более высоким, имитируя детскую речь. Малыш должен слышать то, как нужно говорить правильно, и по возможности повторять за взрослыми.

2 Стремитесь расширять кругозор ребенка. Показывайте ему красочные иллюстрации, называйте окружающие предметы. Конечно, новая информация должна подаваться в умеренных количествах, чтобы не перегружать психику малыша.

3 Развивайте уже имеющиеся навыки. Например, звуковой маркер, обозначающий слово «машина» у ребенка – «би-би». Каждый раз, когда малыш называет этот предмет удобным для себя понятием, повторяйте его правильное название.

Обязательно задавайте вопрос, побуждающий малыша повторить за вами новое слово: «Что это?».

4 Не ограничивайте ребенка в общении с другими детьми.

Особенно хорошо, если круг общения малыша состоит из более старших детей или сверстников, уже умеющих разговаривать.

5 Читайте вслух детские книги, стишки, песенки. Сеанс чтения можно проводить не только на ночь, но и в течение дня.

Выбранная литература должна соответствовать возрасту ребенка.

6 Уделяйте время физическому развитию. Детская гимнастика несет не только оздоровительную, но образовательную функцию.

Непринужденная обстановка во время занятий физкультурой дает малышу отличную возможность выучить новые слова.