Самообразование экология. План по самообразованию (экологическое воспитание)
Мария Скрыпникова
Отчёт по самообразованию .
«»
Воспитателя : Скрыпниковой М. П. детский сад№19. г. Железногорск.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… то все дворы завалили мусором. Мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не, только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной , уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Особенно если этой проблемой вместе с детьми будут заниматься и их родители. Это способствовало и заинтересовало меня выбрать эту тему по самообразованию .
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяла большое внимание экологическому воспитанию детей , работала не только над проектом : «Мусор вокруг нас» , но осуществляла комплексный подход в воспитании здоровой гармонически развитой личности. А для этого мне самой пришлось проработать материал по экологии . Это теоретические основы экологического воспитания дошкольников на основе методических разработок авторов : О. А. Воронкевич, С. Н. Николаева, А. С Киселёва, Т. Н. Данилина.
Поэтому главной целью я поставила :
Изучить проблему экологического воспитания , через изучение научно – методической литературы.
. «Стимулировать интерес к исследовательской деятельности» .
Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста .
Пути реализации :
Создание условий, развивающей среды.
Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания .
Оформление Газеты : «Чистая планета»
Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний .
Консультации : «Прогулка с дошкольниками » , «Экологическое воспитание дошкольников » Доклад на родительском собрании : «Дошкольник и экология » .
Дата начала работы над темой : сентябрь 2013год
Дата окончания работы над темой : май 2015 года
Предполагаемый результат :
Научить детей экспериментировать;
Повышение экологической культуры воспитанников и их родителей ;
Вторичное использование полезных отходов;
Внедрение новых технологий воспитания , обучения, развития.
В результате проделанной работы :
Мы выяснили, чему мы научились и чего добились :
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
Сформированы начала экологической культуры детей ;
Дети получают практические знания по охране природы;
Развиваются речевые навыки детей;
Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги . Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Прямяка, а также Георгия Скребицкого.
В течение года, мы провели с детьми заключительный экологический праздник :
1.» Как Буратино и Красная Шапочка спасали природу» (дети показали сказку, рассказывали стихи о природе, использовали пословицы и поговорки).
2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»
Ребята собрали богатый материал растений и животных, которые занесены в красную книгу. Они делали вырезки с разных журналов и старых детских книг, это способствовало лучше познакомиться с редкими растениями и животными, занесёнными в красную книгу.
3. «Птичья столовая»
Изготовление кормушек силами родителей, кормушки были изготовлены с различного бросового материала, это и пластмассовые бутылки, коробоки от молока и кефира.
4. Акция :
«Мусор земле не к лицу»
Экологический субботник (работа детей, родителей на участке) .
5. Развлечение : «Земля - наш общий дом» .
6. День птиц (международная экологическая акция ) .
Мы не только развешивали кормушки на территории детского сада и во дворах, но участвовали в международных выставках на самую интересную кормушку.
7. Выставка :»Вторая жизнь вещей».
Изготовление поделок для участка, сбросового материала.
8. «Зеленые сказки» .
Развлечение для детей, сказки на новый лад.
9. Проведение конкурса : Газета «Чистая планета»
10. Неделя Всемирной Акции "Мы чистим мир" ("Очистим планету от мусора) .
12. Выставка игр для практической деятельности (Оформление мини-книжек о природе)
13. Экологическая игра «Загадки природы» ,
14. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»
Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка . Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми , развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Дошкольники активно включались в природоохранительные акции. Во все значимые мероприятия, которые проводились в детском саду совместно педагогами и детьми :«Мусор земле не к лицу» , «Весенняя неделя поделок на территории» , а в некоторых принимали участие родители конкурс кормушек в экологической акции «День птиц» , участие в подготовке к акции : «Накормим птиц зимой» и др. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они и служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.
Анализируя свою работу мы выяснили, что все мероприятия проводимые с детьми и родителями помогли нам и сыграли большую роль в экологическом воспитании детей . Дети научились понимать, что природа – это наш общий дом, закрепили знания о животных : зверях, рыбах, птицах; научились классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки; устанавливать причинно-следственные связи. Во время наших мероприятий
ребёнка окружали интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. В ходе работы по проекту дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, сочиняли свои сказки и рассказы.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению , совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека .
Работу по экологии и воспитанию любви детей к природе родители обещали продолжать в школе, в совместных домашних походах.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой петушок»
План по самообразованию
Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Выполнил:
воспитатель высшей категории
Макеева Е. В.
г. Нижняя тура
2015г.
Актуальность темы: Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Цель: Обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.
- Задачи: формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;
- расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;
- продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;
- закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.
Мною был составлен перспективный план по «Формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» и намечен план взаимодействия с родителями.
В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; пополнить мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.
Перспективный план
Срок реализации 2015-2016 учебный год
Теоретический этап
Сроки выполнения | Примечания |
||
В течение года | |||
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» | В течение года | ||
Практический этап |
|||
Выставка-конкурс поделок «Осенний сундучок» | Сентябрь | Творческая работа детей с родителями |
|
Составление плана работы | Октябрь | Перспективный план работы |
|
Консультации для родителей | В течение года | Папки – передвижки на тему: «Ребенок и природа», стенд «Теперь мы знаем…» |
|
Разработка занятий по экологии | Ноябрь | Составление конспектов с использованием ИКТ |
|
Разработка проекта по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста. Тема: «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста | Декабрь | Долгосрочный проект, участие родителей |
|
Создание экологического уголка. Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала) | Январь | Выставка: «Дары природы» |
|
Пополнение предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, обновление мини лаборатории с объектами неживой природы. | Февраль | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». |
|
Круглый стол «Люби и охраняй окружающую природу» | Март | Выступление с докладом за круглым столом. |
|
Самоанализ проделанной работы. Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег на тему «Лучше нет родного края» | Апрель | ||
Май | Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» |
||
Отчет о проделанной работе | Май | Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ. |
Срок реализации 2016-2017учебный год
Сроки выполнения | Форма отчётности |
||
В течение года | Приобретение пособий. |
||
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» | В течение года | Подписка на печатные издания. |
|
Практический этап |
|||
Разработать перспективный план работы по экологическому воспитанию. | Сентябрь | Календарно – тематическое планирование |
|
Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду. | Акция «Наши меньшие друзья!» |
||
Семинар практикум «Юный эколог» | Октябрь | Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей дошкольного образовательного учреждения, проведенного на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Золотой петушок» |
|
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности. | В течение года | Демонстрационный и раздаточный материал. |
|
Показ открытого занятия для педагогов по ознакомлению с окружающим миром. | Ноябрь | Конспект образовательной деятельности |
|
Организация выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья!» | Декабрь | Привлечение родителей к выполнению кормушек для выставки. |
|
«Природа и люди в русских волшебных сказках» | Январь | Консультация для родителей. |
|
Экологическое мероприятие совместно с родителями «Профессия-эколог» | Февраль | Оформление фотоколлажа. Фотоотчёт. |
|
Проект « Животные на земле»- природоохранная деятельность (краткосрочный). | Март | Творческая работа детей совместно с родителями. |
|
Проведение викторины «Что? Где? Когда?» | Апрель | Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста. |
|
Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород». | Май | Создание в группе огорода на подоконнике. |
|
Отчет о проделанной работе. | Май | Самоанализ и подведение итогов. |
Срок реализации 2017-2018 учебный год
Теоретический этап
Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации плана) |
||
Изучение методической литературы по данной проблеме | В течение года | Приобретение пособий и дидактического материала. |
|
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», | В течение года | Подписка на печатные издания. |
|
Практический этап |
|||
Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком» | Сентябрь | Беседа с родителями, памятка. |
|
Игры и упражнения для экологического развития детей раннего возраста | Картотека игр и упражнений. |
||
«Люби и охраняй родную природу». | Октябрь | Оформление папки-передвижки. |
|
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам | Ноябрь | Развлечение «Мой осенний сад» |
|
В течение года | Наглядный материал |
||
Консультация для педагогов на тему «Экологическое воспитание как развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности» | Декабрь | Наглядный материал |
|
Взаимодействие с родителями. | Январь | Конкурс «Самая красивая кормушка» |
|
Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» | Февраль | Выступление с сообщением на родительском собрании. |
|
Акция «Необычное семечко». | Март | Подготовка семян и высадка рассады. |
|
Проведение образовательной деятельности на тему: «Маленький цветочек» | Апрель | Конспект образовательной деятельности, самоанализ. |
|
Отчет о проделанной работе за год. | Май | Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ |
Срок реализации 2018-2019 учебный год
Теоретический этап
Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации плана) |
||
Изучение методической литературы по данной проблеме. | В течение года | Приобретение пособий. |
|
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч». | В течение года | Подписка на печатные издания. |
|
Практический этап |
|||
Проведения родительского собрания | Сентябрь | Тема: «О взаимоотношениях ребенка и родителей» |
|
Выступление на педсовете | Октябрь | Тема: «Организация и проведение мониторинга развития интегративных качеств дошкольника» |
|
Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Кто где живет?»; «Забавные истории о добрых животных» | Ноябрь | Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями. |
|
Конкурс рисунков «Красота зимней природы». | Декабрь | Совместное творчество детей и родителей. |
|
Викторина «Наши друзья-пернатые», загадывание загадок. Беседы: «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?» | Январь | Изготовление кормушек, Выставка детских рисунков. Наблюдение за птицами. |
|
Участие во Всероссийских и областных конкурсах. | Февраль | Сертификаты, дипломы |
|
Совместная работа с детьми «Сбережём планету». | Март | Коллективная творческая работа. |
|
Дид.игра «Живая и неживая природа», беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?», «Комнатные растения» | Апрель | Выставка детских рисунков. Консультации. |
|
Отчет о проделанной работе | Май | Обобщение результатов на педсовете ДОУ. |
Срок реализации 2019-2020 учебный год
Теоретический этап
Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации плана) |
||
Изучение методической литературы по данной проблеме | В течение года | Приобретение пособий. |
|
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»,«Обруч». | В течение года | Подписка на печатные издания. |
Практический этап
Консультация для родителей | Сентябрь | Тема: «Экологические игры для дошкольников |
|
Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей. | О ктябрь | «Осень золотая» |
|
Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Ознакомление с окружающим миром». | Ноябрь | Индивидуальная работа с детьми |
|
«Растения – фитотерапевты: какие они?» | Декабрь | Подготовка наглядного материала. |
|
Семинар-практикум для воспитателей | Январь | Тема: «Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников» |
|
Участие во всероссийских конкурсах в интернете. | Февраль | Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Ярмарка педагогических идей» |
|
Обобщение опыта работы на заседании экологического клуба в ДОУ. | Март | Тема: «Влияние экологических игр на развитие начал экологической культуры детей дошкольного возраста» |
|
Изготовление лепбука на тему «Живая и неживая природа» | Апрель-май | Творческая работа, показ мастер-класса на педсовете педагогов в ДОУ. |
|
Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не навредя!» | Май | Выставка семейных фотографий. |
Список использованной литературы
Э. Э. Баранникова «Я познаю мир»
А. Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева «От рождения до школы»
С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»
Воспитатель в ДОУ
Т. Н. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей»
Дошкольное воспитание
Т. С. Комарова «Изо в детском саду»
О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»
С. Н. Николаева «Юный эколог»
С. Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания» детей
С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников»
С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
Обруч
Ребёнок в детском саду
Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду »
П. Г. Сумарокова «Как знакомить детей с природой?»
П. Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»
(ФГОС) Федеральный государственный образовательный стандарт
Юный эколог
Юлия Молгачёва
План по самообразованию «»
Актуальность
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей . Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Под экологическим воспитанием детей я понимаю , прежде всего, воспитание человечности , т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя , и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей.
Цель : Создать условия для развития экологически воспитанной личности , формирования гуманного отношения к природе.
Задачи :
Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
Формировать знания, умения и навыки воспитанников ;
Пополнить педагогическую копилку новой информацией;
Предполагаемый результат :
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс
-Воспитание защитников природы
Творческая активность воспитанников
Форма самообразования : индивидуальная, групповая, коллективная.
План методической работы
воспитателя по экологическому воспитанию .
Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию :
Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
Изучение нормативно-правовых документов;
Посещение семинаров, конференций;
Прохождение курсов повышения квалификации;
Ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
Создание эколого-развивающей среды (уголки природы) .
Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников .
Разработка конспектов образовательной деятельности по экологическому воспитанию .
Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии .
Подведение итогов анкетирования по экологии .
Выпуск экологической газеты на тему «Берегите нашу планету » .
Проведение конкурса рисунков «Я – часть природы» .
Оформление стендов и выставок тематической литературы.
Проведение досугов, экологических , народных праздников.
Изготовление экологического лэпбука .
Участие в конкурсах.
План работы с детьми :
образовательная деятельность по экологическому воспитанию :
Моделирование ситуаций;
Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.) ;
Опытно-исследовательская деятельность;
Разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
Просмотр мультфильмов;
Инсценирование сказок;
Досуги, экологические , народные праздники и развлечения :
- «Праздник Урожая» , «Масленица» , «Пасха» , «День Земли» , «День птиц» , «День посадки деревьев» , «Всемирный день охраны окружающей среды» .
Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
Беседы на темы :
«Значение воды в жизни людей» , «Покормим птиц зимой» , «Значение почвы и воды в жизни всего живого» , «Мы друзья природы» , «Лес и наше здоровье» , «Поможем природе» , «Овощи и фрукты – лучшие продукты» , «О здоровой и вкусной пище» ,«Животные Сибири» .
Проекты : - «Стань природе другом»
- «Огород на подоконнике»
Выставка поделок из природного материала, из овощей и фруктов
Экологические акции :
«Чистая планета Земля » , «Птичья столовая» ,«Зеленая елочка – живая иголочка» ,«Цветущий участок» .
Чтение художественной литературы :
В. Бианки «Как муравьишка спешил домой» , Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича» , Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» , С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц» , Г. Серебрецкий «Берегите птиц» , В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал» , Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» , Ю. Демянская «Дом Земли» , Н. Т. Бромлей «Охотник» , заучивание наизусть : Николай Забило «Любимый край, моя земля» , В. Орлов «Общий дом» , П. Воронько «Журавль» .
Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания .
План работы с родителями :
Консультация «Ребенок и природа» .
Консультация по экологическому воспитанию «Птичья столовая» .
Консультация «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка» .
Анкетирование по экологии .
Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя сказка» .
Помощь родителей в изготовлении кормушек.
Участие родителей в проектах, акциях, выставках, конкурсах.
Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам.
Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
Индивидуальные беседы, консультации.
-Работа с родителями : привлечение родителей к созданию альбомов «Растения нашего края» , «Берегите природу» ,«Дикие животные России» .
-Экологические акции «Чистая планета Земля » , «Птичья столовая» .
Литература :
1. С. Н. Николаева «Юный эколог » . Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ .
2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ » 2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.
3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет » Москва. Издательство АСТ 1997г.
(5-7 лет) . Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми
старшего дошкольного возраста (5-7 лет) . Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс» .1998г.
6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-
синтез» 2006г.
7. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г.
8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника » 2003г.
9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.
10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы , сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.
Публикации по теме:
Организация методической работы с педагогами «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ Тема самообразования «Организация методической работы с педагогами по теме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного.
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Экологическое воспитание - это уникальное воздействие на.
Перспективный план по самообразованию «Экологическое воспитание детей» Перспективное планирование кружка по самообразованию «Юные экологи» в старшей группе «Волшебная радуга» Октябрь Октябрь Индивидуальная.
Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Сенсорное воспитание является неотъемлемой.
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании.
План по самообразованию «Экологическое воспитание старших дошкольников» План по самообразованию воспитателя МБДОУ №4 Зольниковой Ольги Михайловны Тема: Проектная деятельность в экологическом воспитании детей.
«Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.
1 слайд:Презентация на тему"Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста" 2 слайд: Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста План самообразования воспитателя Бушуевой Екатерины Евгеньевны на 2017-2018 учебный год. Тема: «Экологическое воспитание детей старшего.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание в детском саду. Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения. Дети нацелены обучаться бережливо относиться.
Библиотека изображений:
План самообразования по теме :
" Экологическое воспитание
детей дошкольного возраста".
Балабановой Нины Александровны
воспитателя первой квалификационной категории
МБДОУ№1 пгт Актюбинский
Азнакаевского муниципального района
на 2015 - 2020 учебный год.
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Актуальность:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
№п/п
Тема
Сроки
Форма
распространения
опыта
1 этап: Информационно-аналитический
Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования
С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
Сентябрь- октябрь
Составление перспективного плана работы
Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры
П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»
М. В. Лучич «Детям о природе».
Н. А. Рыжова « Не просто сказки»
Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».
П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»
В.Дрязгунова «Дидактические
игры для ознакомления детей с растениями»
В течение года
При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, педчасов, родительских собраний. При организации игровых досугов, праздничных утренников
Проект «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста.
Январь-май
Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология души» с детьми дошкольного возраста.
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Март-апрель
Выставка игр, пособий для практической деятельности.
Разработать карты мониторинга.
Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.
В течение года
Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.
"Под парусом Лето плывёт по Земле".
Июнь, июль, август
Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов.
II . ЭТАП - внедрение в практику
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ
Сентябрь-май
Календарно – тематическое планирование
Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей.
Сентябрь-май
Наглядный материал
Семинар-практикум для воспитателей: «Экологическое воспитание –экологическая тропинка в детском саду».
Март
Просмотр деятельности педагога
Родительское собрание «Дошкольник и экология».
Апрель
Подготовка анкет,
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.
Накопление практического материала по теме «Формирование речевого творчества дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов.
Май
Подбор методического оснащения.
Пополнение методической копилки.
Составление перспективного плана работы.
Подготовка материала к информационным стендам.
Ноябрь, май
День открытых дверей
III . ЭТАП - представление опыта работы по теме
Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.
В течение года
Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.
Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования
В течение года
Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
Подготовка статьи для публикации в СМИ
Сентябрь
статья «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»
Презентация опыта работы по теме самообразования
Февраль
Творческий отчёт для педагогов ДОУ г. Азнакаево и Азнакаевского района.
Обобщение опыта.
Май
Оформление отчета
Информационные листы в виде таблицы с результатами
IV . Работа с семьёй
Наглядная агитация
В течение года
1. Оформление родительских уголков по теме "Наш режим", "Примите наши правила" "Расписание НОД"
2. В родительских уголках отразить вопросы развития индивидуальных способностей детей в ДОУ и семье.
Анкетирование
В течение года
«Детский сад глазами родителей!», «Что я хочу узнать о подготовке к школе»
Выставка
Ноябрь
Март
Семейных творческих газет «С днём рождения, детский сад»
Фотовыставка «Я и мой воспитатель»
Групповые родительские собрания
Раз в квартал
По плану работы с родителями
День открытых дверей
Ноябрь
Апрель
«Приходите в гости к нам! Здесь всегда мы рады Вам!»
Фотоотчет
Июнь
Июль
Август
О летней оздоровительной работе «Вот оно какое – наше лето!»
V. Мероприятия для детей
«Волшебный сундучок осени»
Сентябрь
Выставка поделок из природного материала и овощей
«Дети о родном саде»
Ноябрь
Выставка детских рисунков
"Земля - наш дом родной"
Ноябрь
Экологическое мероприятие
«Ребенок и природа», «Природа –наш дом»; конкурс стенгазет «Экология в жизни ребенка»
Апрель
КВН и викторины по экологии
«Цветок моего настроения»
Апрель
Экологическая игра-наблюдение
«Что растет на грядке?» Дидактическая игра «Собираем урожай»
«Что нужно растениям для роста» и др.
В течение года
Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 29 «Золотая рыбка»
Елабужского муниципального района
План работы по самообразованию
на 2015-2018г
Хасанова С.В.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ФИО: Хасанова Светлана Владимировна
Образование: средне-специальное
Специальность: воспитатель
Стаж педагогической работы: 28 лет.
Начало работы по теме 2015-2016 уч. год
Предполагаемый срок окончания 2018 уч. год
Цель самообразования:
Повысить собственный уровень знаний по методической теме.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения
Задачи:
Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным.
Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
Развивать интерес и любовь к родному краю.
Актуальность:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, желание узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Список изучаемой литературы:
С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников».
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
Гризик Т.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М,Просвещение, 1988.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
Программа «От рождения до школы» пол редакцией Н.Е Вераксы
Журналы «Ребёнок в детском саду»:
Журналы «Дошкольное воспитание
Федотова А.М.»Познаём окружающий мир, играя» - М.: ТЦ Сфера, 2015.
Соломенникова О.А.»Занятия по формированию экологических представлений» 2011г
Аксёнова З. «Войти в природу другом» М.: ТЦ Сфера, 2011
Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной / Н. А. Рыжова // Обруч, 1998. - № 2
Рыжова Н. А. Игры с водой и песком. / Н. А. Прохорова // Обруч, 1997. - №2.23
Сроки реализации | Практические выходы |
|
сентябрь - февраль 2015г. | Планирование работы по самообразованию. | составление плана. |
Определение содержания работы по самообразованию. | ||
Выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения. | Приобретение методической литературы |
|
Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме С.Н.Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников». | Приобретение методической литературы. |
|
«Играя, познаем мир». «Природа нашего города». | ||
март - апрель 2015г. | Создание папки-передвижки «Ребенок и природа». |
|
Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород». | Совместное создание в группе огорода на подоконнике. |
|
Организовать сбор книг о природе, животных в книжный уголок. | Создать картотеку художественных произведении. |
|
май – август 2015г. | Взаимодействие с родителями: выполнение зарисовок и сбор информации с различных источников. | Оформление материала в виде книги «Экологическая азбука». |
Анкетирование родителей.Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем». | Оформление газеты |
|
Пополнение материалов в копилку: «Дикие и домашние животные». | Картотека демонстрационного материала для детей старшей группы. |
|
Консультация для педагогов «Доступные виды труда детей на огороде в детском саду». | ||
Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» |
||
Изучение уровня отношения детей к окружающей природе. | Беседы, наблюдения, д\игра. |
|
сентябрь – октябрь 2015г. | Выставка «Волшебный сундучок осени». |
|
Составление перспективного плана по работе экологического кружка «Знатоки природы» на 2015-2016гг | ||
ноябрь – декабрь 2015г. | Изучение научно – методической литературы: А.Лопатин «Экологическое воспитание», Л.Н.Воронецкая «Народная педагогика в экологическом воспитании». | Приобретение научно-методической литературы. |
январь 2016 | Выступление на педагогическом совете. |
|
февраль 2016 | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива | Акция «Наши меньшие друзья!» |
Подбор материала по теме «Деревья», «Растения», «Цветы», «Насекомые» | Пополнение экологического уголка. |
|
март – апрель 2016 | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | Работа с родителями. |
Принять участие в конкурсе «Эко-лидер 2016» | Участие в конкурсе «Эко-лидер 2016» |
|
Изучение журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду». | Изучение статей по данному направлению. |
|
май- август 2016 | Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка | Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями |
Посев семян на грядке | Совместная деятельность с детьми. |
|
«Экологический десант» - привлечь родителей к озеленению территории детского сада. | Совместная деятельность родителей и детей. |
|
сентябрь – ноябрь 2016 | Составление перспективного плана кружка «Знатоки природы» на 2016-2017 учебный год для старшей группы | Перспективный план. |
Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые», и т.д. | Папка-передвижка «Природа – общий дом». |
|
Подготовка и организация выставки: «Волшебный сундучок осени» (использование природного и бросового материала | Выставки: «Волшебный сундучок осени» |
|
Использование УМК в экологическом воспитании дошкольников. | Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне занятий. |
|
Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей. | Развлечение «Золотая осень» |
|
Пополнить картотеку дидактических игр по экологии | Картотека дидактических игр для детей старшей группы. |
|
декабрь 2016 | Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» |
январь – март 2017 | Организация конкурса-выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья» | Привлечение родителей к выполнению скворечников для выставки-конкурса и дальнейшего установки их на территории детского сада. |
«Мы – жители планеты». | Организовать конкурс детского рисунка «Я рисую мир». |
|
Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры. | Пополнение дидактических игр.. |
|
апрель-май | Привлечь родителей к участию в конкурсе: «Природу надо беречь». | Облагораживание участка. |
Праздник «День Земли» | Проведения праздника совместно с родителями |
|
«Животные на земле»- природоохранная деятельность. | Подобрать иллюстрации по теме. |
|
Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников. | ||
сентябрь - ноябрь 2017 | Изучение научно-методической литературы. | |
Составление перспективного плана кружка «Знатоки природы» на 2017-2018 учебный год | Перспективный план на 2015-2016 учебный год. |
|
«Природа и люди в русских волшебных сказках». | Консультация для родителей. |
|
Украшение группы, создание атмосферы осенней природы. | Фотоотчет. |
|
Привлечение родителей воспитанников в целях организации выставки: «Дары Осени» приуроченной к развлечению «Золотая осень». | Выставка «Дары осени». Развлечение «Золотая осень» |
|
Проведение целевых прогулок. Совместная работа с эколого- биологическим центром. | Экскурсия в эколого- биологический центр. |
|
Объявление конкурса на лучший экологический дизайн прогулочного участка группы. | Фотоотчет. |
|
Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?» | ||
Провести акцию «Поможем зимующим птицам и животным». Чтение природоведческой литературы о помощи птицами животным зимой. | Подбор литературы. |
|
Подбор материала для оформления картотеки |