Самые опасные игрушки. Вредные для здоровья детские игрушки

Наиболее распространённые предметы, окружающие ребёнка с раннего детства, – разнообразные игрушки.

Деревянные и пластиковые, куклы и роботы, детские машины и конструкторы, блестящие и скромной расцветки – все виды и функциональные особенности и не перечислишь.

Но уверенны ли вы в том, что они полностью безопасны для детей? Ведь некоторые игровые аксессуары не соответствуют возрастным показателям, другие же – просто вредны. Наши обзоры помогут разобраться, какие они – самые опасные игрушки для детей и в чём заключается их опасность.

Фталатами называют особые химические соединения, применяющиеся в промышленном производстве для смягчения и придания эластичности товарам из пластика.

В то же время медики относят эти вещества к числу самых вредных для здоровья детей, поскольку фталаты, накапливаясь в организме, способны:

Эти вещества чаще всего содержатся в изделиях из ПВХ, широко распространённых на нашем рынке.

Их вредные качества обусловлены лёгким выходом из игрушек и скорым распространением в окружающей среде. Причём количество ядовитых соединений зависит от степени изношенности товара.

В детские организмы фталаты проникают через кожу и во время дыхания, а так как детишки до года часто пробуют всё на вкус, то эти вредные соединения обязательно попадут к ребёнку со слюной.

И хотя в европейских странах подобные вещества среди запрещённых, в нашей стране их до сих пор добавляют в изделия из ПВХ.

Чтобы понять, насколько вредны для нашего и детского организмов различные пластиковые товары, следует провести специальную экспертизу.

Однако это не всегда возможно в обычных условиях, а если учесть, что большинство игрушечных приспособлений привезено к нам из Китая, нужно быть особенно внимательными.

Как обезопасить детей?

Если вы хотите точно «распознавать» вредные игрушки, специалисты рекомендуют учитывать следующие факторы:

  1. Маркировка товара. Откажитесь от покупки, если на самом изделии или в сопровождающих бумагах имеются три стрелочки (в виде треугольника), внутри которых размещено число 3. О материале ПВХ свидетельствуют буквы PVC и Vinil. Но некоторые производители и Китая товары для детей вообще не маркируют.
  2. Обычно безопасный пластик твёрдый и прохладный. Некоторые детские товары из ПВХ тоже бывают жёсткими и твёрдыми (к примеру, игрушечный мебельный набор), однако чаще всего они достаточно мягкие, напоминая при касании кожу человека.

В детских игрушках также может находиться и этот тяжёлый металл, особенно в краске. Некоторые недобросовестные изготовители товаров для детей многократно превышают все разрешённые нормы.

Большое количество свинца в организме часто провоцирует возникновение:

  • малокровия;
  • заболеваний головного мозга;
  • поражения почек;
  • пищеварительных нарушений;
  • расстройства внимания и координированности движений;
  • разрушение костной ткани.

Чтобы понять, насколько вредны товары для ребёнка, нужно определить концентрацию свинца в краске, активность его «высвобождения».

Также важно знать, как именно малыш будет взаимодействовать с игрушкой – трогать ручками, брать в ротик, жевать.

Можно ли обезопасить ребёнка?

Нельзя «на глазок» понять, имеется ли в краске свинец, судить об этом можно лишь после специализированных тестов. Поэтому избавить детей от контактов с этим опасным веществом вы сможете, если будете приобретать сертифицированные товары в детских магазинах.

Вредны для детей и игровые принадлежности из некачественного пластика (в том числе и ПВХ). Небезопасный металл может попасть в детские товары, если помещения, в которых они изготавливаются, «заражены» ядовитыми ртутными парами.

Ртуть проникает в организм ребёнка через ощупывание игрушки и вдыхание вредных паров.

Подобное нежелательное взаимодействие чревато следующими негативными последствиями:

  • поражение нервной системы;
  • почечная недостаточность;
  • заболевания ЖКТ;
  • аутоиммунные болезни;
  • патологии дыхательной системы.

Признаки отравления ртутью могут проявиться не сразу, а только через несколько недель после её проникновения в организм.

Особенно вредны ртутные пары для детей до года. Связано это с особенностями обмена веществ в раннем детстве – ртуть у малышей слабо выводится из крови и органов.

Как предупредить?

Совет довольно-таки прост – не следует приобретать игрушки «на бегу», в ларьках и киосках. На глаз вы определить всё равно не сможете, а в сомнительных местах вряд ли найдутся сопроводительные документы и сертификаты. Поэтому экономия на детских товарах исключена.

Это химическое соединение применяют во многих производственных циклах, в том числе и для того, чтобы придать форму резиновым товарам и изделиям из ПВХ. Фенол при проникновении в детский организм способен пагубно отразиться на следующих органах и системах:

  • органы дыхания (особенно опасен фенол для ребятишек, страдающей астмой);
  • органы пищеварения;
  • иммунная система (возникают аллергические реакции);
  • нервная система (головные боли, бессонница).

Сотрудники Роспотребнадзора часто изымают резиновые куклы из Китая, которые содержат в большом количестве вредные фенольные соединения. Поэтому подобная угроза – не выдумка, а вполне реальный факт.

Как обезопасить ребёнка?

Предположить наличие фенола в детских игрушках можно по следующим критериям:

  • насыщенный химический «аромат», ощутимый даже сквозь заводскую упаковку;
  • плохое качество изделия – неровности, зазубрины, липкая поверхность, потёки и отслаивающееся покрытие.

Формальдегид – газообразное соединение, которое активно используется в технологическом процессе изготовления пластмассы, ПВХ, красящих веществ и текстиля. Их этих вредных материалов безответственные производители затем изготавливают детские товары.

Способ попадания этого ядовитого вещества в организм ребёнка прост – малыш облизывает пустышку, прорезыватель или погремушку. Формальдегидные пары вредны для детского организма тем, что способствуют развитию:

  • острого токсикоза, проявляющегося рвотой, кашлем, слабостью, желудочными болями и аллергическими реакциями;
  • лейкоза;
  • раковых образований в носоглоточной полости.

Особенно часто медики наблюдают именно аллергические реакции разной степени тяжести у детей младше года, которые возникают при взаимодействии ребёнка с прорезывателями для зубов из Китая.

Как обезопасить малышей?

Товары с формальдегидными соединениями обычно отличаются сильным, неприятным синтетическим «ароматом». Но всё же лучше подстраховаться и внимательно изучить все сведения, которые содержатся на ярлыке игрушки.

Европейские стандарты качества обозначаются буквами CE, если изделие прошло российскую проверку, то рядом расположится значок «РСТ».

Как следует из названия, антипирены обеспечивают огнестойкость товаров. Мнение же учёных об их безопасности не всегда однозначно.

Считается, что при накапливании в организме эти вещества могут повлиять на эндокринную, иммунную и нервную системы ребёнка, спровоцировав тяжёлые патологии.

Антипирены также используются при изготовлении детских товаров. Однако эти вещества с лёгкостью вымываются вместе с водой, поэтому специалисты рекомендуют выполнять некоторые правила по обеспечению безопасности.

Как помочь ребёнку?

Перед тем как вручить забавного пушистого медвежонка или зайчонка маленькому хозяину, обязательно вымойте игрушку со специальным детским порошком, хорошенько прополощите и тщательно высушите. Если изделие из ПВХ, просто вымойте его мыльным раствором.

Для ребятишек до года и старше родители часто приобретают различные светящиеся аппликации, которые можно приклеить на потолок для имитации, например, звёздного неба.

Другие мамочки считают, что фосфорные соединения, содержащиеся в подобных игрушках, могут негативно отразиться на здоровье ребёнка.

Следует понимать, что современные производители давно отказались от фосфорных красок, предпочитая использовать люминесцентные покрытия или безопасные светоотражатели.

Однако некоторые китайские изготовители продолжают «травить» детей этим веществом. Например, не так давно по всему миру изымали китайские игрушки, в которых была обнаружена высокая концентрация фосфора.

Как обезопасить ребёнка?

Совет довольно-таки стандартен – останавливаться при покупке на игрушках известных фирм. Причём приобретать набор светящихся наклеек следует лишь в хорошо проверенных магазинах.

Кроме того, не забывайте спрашивать сертификаты качества и прочие сопроводительные бумаги.

Обзоры, включающие самые опасные и вредные детские товары, публикуются постоянно, из года в год пополняясь всё новыми игрушками. Однако своеобразный «стандарт» нежелательных игровых аксессуаров всё же существует. Предлагаем 10 наиболее вредных игрушек для детей до года и старше.

1. Магнитные конструкторы. Обзоры в английской медицинской литературе демонстрирует серьёзную обеспокоенность зарубежных врачей популярностью подобных игрушек из-за участившихся случаев проглатывания ребятишками мелких магнитов.

Озабоченность врачей связана с физическими свойствами такого материала. Если прочие инородные предметы спокойно выходят из организма при дефекации, то магнитные элементы соединяются, укрупняются, создавая своеобразную «пробку».

Без операционного вмешательства не обойтись. Кроме того, магнитные детальки могут стать причиной прободения кишечника!

Специалисты не советуют приобретать набор магнитных деталей детям до трёх лет (тем более до года).

2. Ядовитые пустышки. Попавшие в наш Топ-10 вредных товаров соски и пустышки (вернее, применяемые материалы) могут привести к развитию острых аллергических реакций. Чтобы «обезвредить» это приспособление, медики рекомендуют прокипятить его в течение часа.

Ну а лучше всего приобретать соски у известных фирм-изготовителей: Avent, Nuk, Chicco, Bebe Confort и прочие производители. Откажитесь от пустышек с верёвочками, тесёмками, способными обмотать детскую шейку.

Нагубник изделия обязан быть довольно широким, чтобы не попасть в ротовую полость ребёнка. Кроме того, необходимо проверять и главную часть соски, которая помещается в детский рот, на отсутствие дырок и царапин.

3. Мягкие игрушки. На прилавках супермаркетов детских товаров каждый родитель обнаружит множество самых разных мягких игрушек различных производителей, в том числе и китайских. Приобретают их из-за достаточно невысокой цены, ярких оттенков и мягкости материала.

Но в раннем детстве подобные товары вообще не рекомендованы из-за многочисленных вредных факторов. Недорогие мягкие игрушки обычно изготовлены из не самых лучших и качественных материалов, что может привести к анафилаксии. Также дети до года способны задохнуться, если большой пушистый медведь упадёт на них.

Ещё один факт – длинный ворс при проглатывании может создать ворсяную пробку, мешающую нормальному дыханию и пищеварению. Кроме того, плюшевая игрушка – «накопитель» пыли, клещей и разных болезнетворных микроорганизмов.

4. Игрушечное оружие. Из года в год растёт «вредность» детского оружия, поскольку производители современных игрушек просто помешаны на реалистичности. В итоге некоторые ружья и пистолеты с пульками, арбалеты и луки превращаются в некое подобие травматического оружия.

Ребёнок способен нанести вред как самому себе, так и своим приятелям по играм (травма глаза, уха). Также небезопасны «автоматы», издающие громкие звуки, которые могут привести к нарушению слуховой функции. Кроме того, опасны дротики дартса с острыми наконечниками и «холодное» оружие – сабли и шпаги.

Этот игровой комплекс попал в наш Топ-10 за свою неоднозначность и потенциальную опасность. Набор для «молодого учёного», казалось бы, является развивающей игрушкой, однако несоблюдение элементарных норм безопасности чревато ожогами, возгораниями и даже ударами электрического тока.

Подобный набор (для химиков) может включать различные реактивы – щёлочи, кислоты, фосфаты и прочие вредные соединения, которые могут привести к отравлениям. Любопытно, что первый набор для физика и химика был произведён ещё в 50-х годах и включал радиоактивный Уран-238 (конечно, в то время ещё не знали о его свойствах).

Теперь такие «проколы» исключены, однако для раннего и дошкольного детства подобный набор-подарок исключён. Если всё же ваш «естествоиспытатель» требует эту игрушку, перед покупкой прочтите обзоры, комментарии родителей и разрешайте играть с ней лишь в вашем присутствии.

6. Чрезмерно громкие музыкальные игрушки. Набор детских музыкальных инструментов должен быть у каждого ребёнка с раннего детства и до подросткового возраста. Но следует понимать, что все подобные игрушки обязаны соответствовать самым высоким требованиям, которые относятся и к громкости звучания.

Предельная норма громкости звуков – 85 Дб, при превышении этих показателей возможно развитие глухоты.

Также «голос» музыкальных инструментов обязан быть звонким и чистым, без шума и хрипов. Однако даже с правильной дудочкой или флейтой нельзя играть слишком долго, постоянное звучание чревато переутомлением. Кроме того, откажитесь от музыкальных игрушек, выполненных из ПВХ.

7. Летающие игрушки. Пропеллеры сейчас имеет не только Карлсон, но и самые разные игровые принадлежности – вертолёты, куклы, миньоны, призраки и квадрокоптеры. Некоторые производители приделывают пропеллер даже к детским будильникам.

Безусловно, ребёнок придёт в восторг от летающего по комнате сказочного или мультипликационного героя, однако использование таких игрушек не подходит для раннего детства. Подобные игровые принадлежности можно покупать только подросткам, поскольку маленькие дети ещё не могут управляться с летающими игрушками.

Кроме того, ребёнок пятого года жизни способен подставить ручки или лицо под крутящиеся лопасти пропеллера. Наш Топ-10 не рекомендует подобные игрушки для маленьких деток.

8. Игрушки с электронной «начинкой». Сами по себе качественные изделия не несут особой опасности для ребятишек. Однако не следует забывать, что использование игрушек, имеющих в своём составе батарейки, прочие аккумуляторы, динамики и остальные электронные элементы, запрещено по нормам до трёх-пяти лет.

Но современные производители предлагают огромнейший ассортимент различных мобилей, детских телефончиков, пищалок, роботов и даже пупсов с батарейками, рассчитанных на детей до года.

9. Пиротехнические изделия. Невзирая на многочисленные запреты, в том числе и законодательные, многие родители, по крайней мере, не возражают против использования детьми пиротехники, например, фейерверков, особенно в праздники.

Некоторые ребятишки самостоятельно приобретают подобные игрушки.

Опасность пиротехнических изделий для детей состоит в том, что фейерверки могут вспыхнуть и загореться, взорваться прямо в руках (повредив кисти, кожные покровы, лицо и глаза) или серьёзно напугать маленького ребёнка. Испугом может закончиться даже игра с банальными хлопушками.

10. Мелкие игрушки и предметы с небольшими деталями. Обзоры печати и интернет-форумов позволяют понять, что именно подобные игрушки относятся к числу наиболее вредных и опасных для детей до года и чуть старше.

Представлять опасность для маленького ребёнка могут мелкие конструкторы, мозаика, бусинки, небольшие клеящиеся детали мягких игрушек, самодельный развивающий набор из пуговок и бусин. Малыш попросту проглотит эти детальки, затолкает в носовые или слуховые проходы.

Кроме того, в 10 худших могли быть включены небезопасные для раннего детства некачественные каркасные палатки и лабиринты, дешёвые китайские куклы Барби из ПВХ (кстати, некоторые психологи вообще считают их вредными для сексуального развития девочек), чрезмерно яркие резиновые и пластмассовые игрушки.

Конечно, игровые аксессуары предназначены для детей, однако приобретают их взрослые, поэтому именно родители и отвечают за безопасность новой куклы или машинки. Предлагаем несколько несложных рекомендаций, которые помогут вам «отфильтровать» опасные игрушки от полезных или хотя бы нейтральных.

  1. Первая рекомендация – найдите на игрушке или в сопроводительном документе маркировку CE. Подобный знак говорит о соответствии товара европейским стандартам безопасности. Также упаковка должна обладать надписями, говорящими о производителе или импортёре. Игрушки без «биографии» необходимо безжалостно отложить в сторону.
  2. Экономить на здоровье крохи нельзя! Нашего желания купить подешевле не оценит малыш, который после контакта с некачественной куклой или резиновой уточкой может покрыться аллергической сыпью. Обычно изделия известных марок продаются в детских магазинах, конечно, и стоят они существенно дороже, нежели товары на базаре или торговых точках.
  3. Однако и дороговизна – увы, не всегда показатель качества и безопасности. Поэтому перед приобретением игрушки почитайте обзоры и мнения мамочек на форумах, непосредственно в магазине просмотрите сертификат и инструкцию по использованию. Все документы обязаны быть на русском языке!
  4. Обязательно следует ознакомиться со всеми предупреждениями. В них, к примеру, может быть сказано о запрете использования игрушки возле пламени или воды. Или же рекомендовано играть лишь в присутствии взрослого человека. Возможно, вы не подозревали, что шарики, относящиеся к числу лучших и любимейших игрушек всех возрастов, нельзя давать детям младше 8 лет из-за риска попадания в горло и удушья.
  5. Обязательно подбирайте игровые принадлежности с учётом возрастных норм. Разумеется, игрушки для подростков не подходят для малышей. На упаковках или этикетках качественных товаров обязательно присутствует знак, предупреждающий о потенциальной опасности для деток до трёх лет.
  6. Мягкие медвежата и зайчата обязаны быть пригодными для «водных процедур». Кроме того, в подобных игрушках важно крепление мелких деталей – глазиков, пуговок, кнопок, поскольку ребёнок вполне способен их отгрызть и проглотить.
  7. Откажитесь от игрушек, выполненных из недостаточно прочного пластика. Детки младше трёх лет любят всё пробовать «на зуб», поэтому им необходимо приобретать особенно «живучие» пластиковые игрушки, которые не смогут сломаться при ударе или разгрызании.
  8. Погремушки, прорезыватели и прочие игровые приспособления для малышей не должны включать острые, приклеенные или торчащие элементы. Ребёнок способен проглотить и подавиться этими мелкими деталями.
  9. Обязательно следует потрогать будущую покупку. Поинтересуйтесь, чем заполнена погремушка. На мягких игрушках осмотрите качество швов, в ином случае текстиль разорвётся, а «начинка» окажется во рту у ребёнка. Слабина у плюшевых мишек – шов между ножек.
  10. Карапуз способен с лёгкостью разместить у себя во рту свой же кулачок, поэтому специалисты рекомендуют не приобретать мячики, пупсики и прочие небольшие игрушки меньше по размеру детского кулака (обычно это 5 сантиметров).
  11. Откажитесь от мягких пластмассовых и резиновых изделий, обладающих резким химическим запахом. Это верный признак не самых лучших материалов и высокой концентрации различных вредных соединений.
  12. Не приобретайте музыкальные и прочие пищащие игрушки, которые издают чрезмерно громкий звук. Подобные приспособления могут сказаться на слуховой функции младенца.

Кроме того, существуют и советы для родителей, которые касаются ухода за уже купленными игровыми аксессуарами. Прежде чем торжественно вручить своему любимому карапузу новую игрушку, обязательно проведите следующие манипуляции:

  1. Нужно удалить все этикетки и другие клеящиеся маркировки, поскольку малыш может отгрызть их и проглотить.
  2. Пластиковую или деревянную игрушку в обязательном порядке следует тщательно промыть её после приобретения горячей водой и моющим средством. Ещё один вариант – обработать поверхность предмета спиртосодержащей жидкостью.
  3. Перед знакомством ребёнка с новым плюшевым или тканевым приятелем необходимо постирать мягкую игрушку в стиральной машине (на особом режиме для деликатной стирки), а потом хорошенько просушить на открытом воздухе.
  4. Если после стирки или промывания игрушка утратила свои характеристики и потеряла «приличный» внешний вид (например, полиняла), скорее всего, это изделие является некачественным. Подобные товары нужно выбрасывать без лишнего сожаления.

Для нашего времени характерно наличие огромного количества самых разнообразных игрушек для любого возраста. Не каждый родитель с лёгкостью способен разобраться в функциях и особенностях некоторых игровых приспособлений, чего уж говорить о малышах.

Поэтому, прежде всего, ориентируйтесь не на стоимость подарка, а на качественность материалов. Согласитесь, что предпочтительнее купить одну дорогую, но хорошую игрушку, нежели несколько сомнительных дешёвых поделок.

Прочитав внимательно наши обзоры, соблюдая указанные выше рекомендации, вы приобретёте самые полезные пластиковые или мягкие игровые аксессуары для малыша, которые будут радовать его долгое время.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Работа посвящена роли игрушек в развитии ребёнка. Какие игрушки могут быть причиной агрессивности. Какие игрушки способствуют на гармоничное психическое и физическое развитие ребёнка. А также подбор развивающих игр и требования, которым, должны соответствовать игрушки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детские игрушки: вредные и полезные.

"Нынче в школе первый класс вроде института!"... Теперь и наши Российские школы перешли на западный манер, при поступлении в первый класс, также как и в институт, дошколята сдают вступительные экзамены (точнее, проходят тестирование). И для того, чтобы наши дети показали отличные результаты, или попросту их не провалил, мы с вами, и трудимся все пять лет. Для многих родителей становится настоящим открытием, что их ребенок не только не способен справиться с элементарными заданиями вступительных тестов, но и мыслит иначе, чем эти задания предполагают. И я вижу корень многих проблем, в частности, в выборе игрушек.

Современные дети стали мыслить слишком прямолинейно. Они перестали проявлять фантазию, при достижении результатов. Теряются, когда что то идёт вразлад. Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку, мы руководствуемся чем угодно - ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности.

Какова же роль игрушек в развитии ребёнка? Развитию чего способствуют игрушки. С помощью пирамидки, формочек, матрешки малыш учится направлению своих действий на достижение цели. При помощи игрушек – заменителей настоящих предметов (игрушечной посуды, игрушечной мебели) малыш усваивает для чего нужны данные предметы. Игрушки – копии настоящих предметов (лук и стрелы, бумеранг, телефон, музыкальные инструменты, машинки и т.д.) учат ребёнка определённым профессиональным навыкам. А для чего нужны куклы и мягкие игрушки? Сначала малыш производит с ними действия, показанные взрослыми, подражает взрослому. Потом кукла и мягкие игрушки делаются объектом для эмоционального общения малыша, с их помощью ребенок учится проявлению заботы, вырабатывает у себя такое качество, как сопереживание. Выбирая куклу или мягкую игрушку, нужно обращать внимание на то, как соотносятся пропорции головы и тела игрушки. Проявление нежности, заботы вызывают куклы и животные, имеющие пухлые щеки, маленький нос и большие глаза. Куклы - герои мультфильмов вырабатывают у ребёнка способность к подражанию, эталонному поведению. Хорошо бы образы эти были соответствующими. Ну и бытовые предметы (коробка, карандаш, лоскуты, верёвка и др.), природный материал (шишка, кора, желудь и др.) развивают внимание, воображение, координацию движений, произвольность в игре малыша. Нельзя покупать ребёнку такие агрессивные игрушки, как маски чудовищ, монстров, т.к. они воспитывают в ребенке жестокость.

И чтобы мои слова не были голословны, хочу рассказать, как я заглянула в обычный детский магазин как - то раз. И прямо у входа, большой кучей на столе лежали меховые, красные бегемоты! Я сначала не совсем поняла, что это, точнее кто, но в ценнике ясно и точно было написано «Мягкая игрушка-бегемот» для детей с трех лет. Все закладывается с юных лет, говорите!? Соответственно, ребёнок будет думать, что бегемоты красного цвета и все покрыты мехом.

Дальше было ещё интереснее, почти половину зала занимали разнообразные воины, ружья, арбалеты, сабли, победители вампиров, сами вампиры. Было такое чувство, что я нахожусь в магазине, для юного маньяка. Ребенок не способен воспринимать игрушку неэмоционально, и нужно, чтобы эти эмоции были позитивными. Провокаций агрессивности вокруг и так достаточно.

Я решила, что мою психику нужно поберечь и решила уйти в милый сердцу отдел для девочек. Там я увидела безумно дорогого пупса. Визуально не очень симпатичного, но при этом писающего, какующего, плачущего и требующего пить и кушать. Такой своеобразный человеческий тамагочи. С одной стороны, вроде, ничего страшного нет, в девочке формируется материнский инстинкт, а с другой у через чур эмоциональных пятилетних девочек может развиться постоянное беспокойство за свою «доченьку», которое может перерасти в невроз.

Там же стройными рядами стояли куклы Барби. Блондинки, брюнетки, с собственными многоэтажными домами, машинами и с симпатичными женихами Кенами. Глаза разбегаются видя это «Барби – изобилие». Воспитываясь рядом с этой куклой, вырастая, девочки понимают, что не соответствуют параметрам куклы идеала, образ которой, прочно отложился в их подсознании. Это для них может быть определённой психологической травмой. Кстати, англичане, спохватившись, теперь приближают образ британского аналога Барби - куклы Синди - к внешности в меру упитанной пятнадцатилетней девочки-подростка.

Как говорится, думайте сами, решайте сами, главное при выборе игрушки - просто подумать, что она собой представляет и какие качества может сформировать. Я не призываю оградить ребёнка от современных игрушек совсем, малыш находится в социуме, общается с детьми, и если мы будем ограждать от всего подобного, ребенок будет чувствовать себя дискомфортно. Любая игрушка без нашего, взрослого, участия в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, показать, научить и расставить приоритеты. Даже здорово, если в арсенале вашего ребёнка будут пару таких игрушек, в виде, так сказать антипримера.

Поверьте, подобные игрушки вполне могут стать причиной излишней агрессивности вашего чада и не умением справляться с элементарными жизненными ситуациями.

Я бы хотела посоветовать, развивающие игры, которые очень важны для детей. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности.

Например, Кубики Никитина - «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб». Они способствуют развитию пространственного мышления, творческих и умственных способностей ребенка, склонности к анализу и синтезу. Из кубиков, скрепленных между собой, ребенку предлагается выстраивать в пространстве заданные геометрические фигуры.

Кубики Зайцева - пособие для обучения ребенка чтению с раннего возраста.

Игры-шнуровки из дерева и вспененной резины. Развивают мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, пространственное мышление. Состоят из деталей с дырочками и шнурка.

Рамки-вкладыши Монтессори - планшеты и вкладыши разных форм и тематики («Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Бабочки», «Рыбы», «Дроби», «Алфавит», «Цифры» и пр.). Развивают мелкую моторику, наглядно-образное мышление; обучают распознавать предметы по контуру, ориентироваться на плоскости, обводить, заштриховывать.

Магнитный конструктор. Соединяя детали конструктора, ребёнок открывает для себя качества предметов, учится находить соответствия, воплощает в материале образы, рожденные его фантазией. При этом активно развивается мелкая моторика, координация движений и творческое мышление.

Мозаика, она развивает ассоциативное мышление и мелкую моторику. А м елкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Куклы . Много психических функций воспитывает кукла, од на из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности.

Машины, обучают определённым профессиональным навыкам. И необходимо помнить, что каждая игрушка воспитывает художественный вкус малыша, формирует его эстетические наклонности, создает эмоциональную окраску окружающего мира.

Требования к детским игрушкам

1. Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка. Покупать детские игрушки следует в магазинах, при этом необходимо ознакомиться с удостоверением о гигиенической регистрации и сертификатом соответствия. При выборе и покупке детских игрушек обратите внимание на наличие следующих знаков на упаковке:

  1. CE - этот значок говорит, что данный товар соответствует всем нормам ЕС, но он не является гарантией безопасности;
  2. Изображение детского лица с приписанными рядом цифрами информирует, для детей какого возраста эта игрушка предназначена.

ВНИМАНИЕ! Все значки должны быть хорошо видны - не переснятые ксерокопии, а четкое изображение. В противном случае стоит задуматься о качестве товара.

Приобретение некачественной игрушки, не соответствующей требованиям, грозит вашему ребенку:

  1. Отравлением токсичными веществами. Зарегистрированы случаи, когда в качестве наполнителя в погремушках использовались протравленные токсичными веществами горох и фасоль;
  2. Рецидивами аллергии. Некачественная продукция может в больших количествах содержать химические вещества-аллергены, в том числе формальдегид.
  3. Травматическими повреждениями. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.
  4. Опасностью возникновения пожара.

И последнее: не забудьте тщательно вымыть новую игрушку, прежде чем отдать ее ребенку. Это элементарное правило предосторожности поможет сохранить здоровье вашему малышу.

2. Детская игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша. В общем оформлении должны использоваться яркие основные светлые тона (зеленый, красный, желтый, белый, синий), не более 2–3 в одной игрушке.

Если малышу нет еще трех лет, то «страшные» игрушки не только не будут полезны, но могут иметь негативное влияние на его развитие, поэтому данное требование к детской игрушке крайне важно. В раннем возрасте дети только начинают познавать мир, учатся разделять по-настоящему опасное и опасное «понарошку», различать хорошее и плохое, доброе и злое. Малышей в этом возрасте легко напугать, но они еще не могут «обыграть» свой страх и таким образом справиться с ним. Слишком сильные впечатления, такие как появление страшной игрушки в детской или просмотр пугающего мультфильма, могут серьезно повредить ребенку. Если вы заметили, что какая-то, даже самая безобидная на вид игрушка пугает ребенка, лучше сразу уберите ее. Это могут быть любые предметы, вплоть до погремушек, однако чаще всего такое случается с заводными и электронными игрушками, слишком большими или слишком яркими и издающими резкие и громкие звуки.

Покупая «страшные» детские игрушки, родители часто даже не подозревают о том, какой вред наносят своему малышу, даже если ребенок радуется каждой новой покупке и нисколько не пугается, получая в подарок очередного «монстра». Стараясь угодить малышу и покупая ему все новых и новых «забавных», с их точки зрения, роботов и чудовищ, мамы и папы не только тормозят и задерживают его развитие, но и порой направляют это развитие в неведомое им самим русло, воспитывая в ребенке агрессивность, жестокость и закрытость.

3. Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Игрушка для ребенка - определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо, если образы эти будут соответствовать общечеловеческим представлениям о красоте.

4. Игрушка не должна быть перегружена дополнительными деталями (кукла с нарисованными глазами и лепным париком и т. д.), так как у детей раннего возраста отмечается непроизвольность внимания.

5. Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной. При выборе детской игрушки в магазине попробуйте придумать минимум 3–4 игры с ней. Если у Вас это получилось, то смело покупайте.

Часть надоевших, старых игрушек можно и нужно периодически от ребенка убирать, чтобы он о них забыл. И когда вы их снова достанете, он воспримет их как новые, игрушка снова будет ему интересна. А кроме того, большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться - он хватается то за одно, то за другое, так как играть трудно и трудно убирать их после игры.

Сайты: «Мама и дети», «Posobie. info» - пособие для мам.


С самого рождения дети находятся в окружении игрушек. Их покупают не только на праздники, но и просто так, для отвлечения или по желанию ребенка. С каждым годом мир игрушек становится все более разнообразным, но и в тоже время более опасным. Уже существует множество примеров того, что они нанесли вред физическому и психологическому здоровью детей, вместо того, чтобы приносить им радость.

Чтобы предостеречь взрослых от покупки самых опасных игрушек для детей, в статье рассмотрим наиболее распространенные из них.

Опасные игрушки для маленьких детей до 3-х лет

Китайские резиновые игрушки ядовитых раскрасок

Очень популярные и часто покупаемые недорогие резиновые яркие фигурки и зверюшки, произведенные в Китае, могут вызвать у ребенка сильнейшую аллергию и пищевое отравление, так как содержат большую концентрацию фенола.

Мягкие игрушки

Часто для наполнения мягких игрушек используют некачественные материалы, которые способны вызвать приступы удушья у детей. Но даже выполненная из качественных материалов мягкая игрушка несет опасность для детского здоровья, так как является прекрасным местом сбора пыли, клещей и микробов. Такие игрушки следует очень часто и дезинфицировать.

Игрушки с мелкими деталями

Опасными для малышей являются игрушки, от которых можно легко отломать или оторвать мелкую деталь (бусинку, бантик, ручку, ножку) или разобрать на мелкие части (конструкторы Лего, Киндер сюрпризы).

Выбирая погремушку или игрушку маленьким детям, надо обязательно проверять качество использованных материалов, а также прочность деталей и нанесенной краски, так как дети в таком возрасте все игрушки тянут в рот.

Опасные игрушки для детей после 3-х лет

Неокуб

Появившаяся в конце 20 века игрушка, созданная для развития логики и мышления, оказалась очень опасной для деток. Так как из-за маленького размера магнитных шариков маленькие дети их проглатывают, что приводит к тяжелым механическим травмам органов кишечного тракта. И даже извлечение их путем проведения операций, оказывается очень опасным и проблематичным.

Кукла Барби

Эта кукла считается опасной для развития психики маленьких девочек. Она не вызывает у них природного желания поиграть ею в дочки-матери, способствующее развитию у них материнского инстинкта. Игра с куклой Барби приводит к формированию чувства недовольства собой (особенно внешностью) и стремления к взрослому образу жизни (макияж, вызывающая одежда, привлечение внимания мужчин).

Дротики Дартс

Игра ими без присмотра взрослых приводит к большому количеству случаев нанесения увечий детям, были даже зафиксированы смертельные случаи.

Наборы «Юные химики и физики»

Безопасные по своему составу реактивы в таких наборах, при неправильном смешивании или добавлении других составляющих, могут привести к ожогам или даже взрывам.

Пистолеты и любое другое оружие

Любое оружие настраивает детей на жестокость, а особенно если купленной игрушкой можно сделать действительно больно: пистолет с пульками, дубинки, ножи и т.д.

Игрушки-шутки

Приколы, причиняющие физический вред ради шутки (разряд тока, выскакивающий кулак или насекомое), могут нанести психологическую травму вашему и чужому ребенку. Игрушка в первую очередь должна приносить радость, а не вызывать страх.

Основная цель создания игрушек – это ознакомление с их помощью с окружающим миром, развитие и обучение детей. Поэтому взрослые должны покупать игрушки, ориентируясь на это, а не на моду или требования подрастающего поколения. Выбирать нужно продукцию известных фирм, которые используют при их производстве качественные материалы и не забывать о .

В последнее время в магазинах появилось огромное количество игрушек, но какие игрушки вредны для ребенка, а какие будут способствовать его развитию?

Порой бывает сложно решить, что же купить ребенку, ведь важно, чтобы игрушка не только развивала, будила воображение, но и была безопасной. Давайте вместе разберемся, чего же не стоит дарить ребятне?

С рождения до одного года

В этом возрасте малышу необходимы погремушки и игрушки из различных материалов: пластмассы, резины, дерева и других. Приобретая их, обратите внимание, имеется ли на игрушке возрастная маркировка. Производители обязательно должны указывать, для детей какого возраста игрушка предназначена: 0+, 3+, 7+ и т.д.

Деткам, в возрасте до одного года, противопоказаны яркие и шумные игрушки. Заваливая подобными, мы можем вызвать у ребенка ощущение зрительного хаоса, раздражительность и даже депрессию. Дело в том, что новорожденный может различать только черно-белые предметы.

Человек устроен так, что интерес к цвету возникает у нас не сразу после рождения. Это развивается постепенно, к 9-11 месяцам. Кроме того, игрушки должны соответствовать возрасту. Не нужно дарить грудничку большую лохматую собаку или говорящую куклу. Он может испугаться. Ведь для него игрушка – не только развлечение, но и предмет воспитания, обучения и психологического развития.

Как понять, что игрушка малышу не подходит? Если ребенок, увидев игрушку, испугался или, поиграв с ней, перевозбудился, долго не мог заснуть и беспокойно спал, то такую игрушку лучше убрать до поры до времени.

При выборе игрушки обращайте также внимание на запах. Если погремушка или резиновая зверюшка сильно пахнет резиной, пластмассой или вообще какой-то химией – ни в коем случае не покупайте ее. Это признак токсичности.

Выбирая игрушку, проведите по ней ногтем. Если краска стирается или сворачивается в стружку, если на ощупь игрушка шероховатая, на ней имеются пластмассовые «заусеницы», торчат нитки или набивной материал – все это говорит о том, что материал, из которого изготовлена игрушка, некачественный, а при ее производстве была нарушена технология производства.

При выборе погремушки проверьте, насколько крепко соединены между собой ее детали. Не дай бог, погремушка расколется и высыплется наполнитель. Мелкие детали могут попасть малышу в дыхательные пути.

Кроме того, не рекомендуется малышам до года покупать мягкие игрушки, особенно с длинным ворсом. Ворсинки также могут попасть в дыхательные пути. Чтобы избежать всех этих проблем, покупайте игрушки в специализированных отделах или в аптечной сети.

От 1 года до 3 лет

Детки в этом возрасте очень любят звучащие игрушки. Однако громкий и резкий звук может отрицательно сказаться не только на слухе ребенка, но и здорово расшатать его нервную систему.

В соответствии со стандартом безопасности, уровень звучания игрушек в закрытом помещении не должен превышать 65 децибел. Это равносильно громкому разговору на расстоянии 1 м.

Деткам этого возраста уже можно приобретать различные конструкторы и развивающие игры (пирамидки, кубики, вкладыши и др.). Важно только, чтобы их детали были не меньше 5 см в диаметре. Это относится и к игрушкам с дырочками, куда любопытный малыш непременно захочет засунуть пальчик.

А вот популярные нынче конструкторы с магнитными шариками деткам этого возраста покупать ни в коем случае нельзя! И, опять же, обратите внимание на цвет запах игрушки и устойчивость окраски.

От 3 до 6 лет

Для дошколят игрушка – это уже не просто предмет для рассматривания, ощупывания, проверки на зубок и язычок, но и предмет, стимулирующий мышление, развивающий логику и память.

Большинство современных мальчишек, да и девчонок тоже, предпочитают играть всевозможными роботами-трансформерами, человеками-пауками, черепашками-ниндзя и другими чудовищами.

Психологи считают, что сами по себе такие монстры не опасны. Важно, какой характер они приобретают, попадая в руки малыша. Если чадо склонно к агрессии, то лучше не покупать ему подобного рода игрушек.

Любит ребятня в этом возрасте собирать пазлы. Но не спешите трехлетнему крохе покупать гигантский пазл в расчете, что его будет собирать вся семья. Начинать нужно с самых простых. Первые пазлы для малыша должны содержать не более 6 элементов, причем крупных, чтобы чадо не смогло их проглотить, ну и собирать такие легче. Изображения на детских пазлах должны быть яркими и иметь четкие контуры.

Обратите внимание на материал, из которого сделаны пазлы. Они должны быть выполнены из прочного картона, из дерева или поролона. Если вы решили купить деревянные пазлы, то обратите внимание на боковые срезы деталей. На них не должно быть зазубрин.

Не стоит покупать детям этого возраста различные коллекционные модели. Редко какой ребенок сможет оценить всю прелесть коллекционной игрушки. Он просто-напросто будет разочарован, может заплакать или даже разозлиться, сломать, а мелкие детали, которые, как правило, бывают в коллекционных моделях, проглотить или засунуть в нос. Так что не стоит испытывать силу воли малыша на прочность.

От 7 до 10 лет

В магазинах игрушек появилось множество наборов юных ученых: «Юный химик», «Юный биолог», «Юный физик», «Научная лаборатория» и т. д. В этих играх ребенок может самостоятельно ставить и проводить различные опыты и эксперименты.

Не спорю, очень познавательная и увлекательная игра, но также и очень травмоопасная. Велика вероятность получения ожогов, в том числе и химических, ушибов, ран, а также испуга. В общем, опасностей здесь предостаточно! Поэтому игры такого рода должны проводиться только вместе со взрослыми и после тщательного изучения правил техники безопасности.

В жизнь современной детворы прочно вошли компьютерные игры. И они могут быть полезны для развития ребенка. Главное – контролировать, чтобы чадо не засиделось за компьютером дольше разрешенного времени – не более 45 минут в день. Но вот агрессивные компьютерные игры вредны для неокрепшей нервной системы ребенка. Правда, специалисты уверяют, что зависимости, как таковой, они не вызывают. Скорее, это показатель того, что у вашего отпрыска нет увлечений и интересов. Если у вашего чада интересная и насыщенная жизнь, то он вряд ли станет часами сидеть за компьютером.

Игрушечное оружие - дартс, различные пистолеты, ружья, пушки и космические бластеры находятся на первом месте по травмоопасности. Поэтому выбирайте модели, внешне копирующие настоящее оружие, но не стреляющие пульками, шариками и прочими «патронами», дабы избежать нежелательных последствий.

Психологи обеспокоены тем, насколько изменилось качество детской игры современных дошкольников: она стала однообразной, агрессивной и индивидуалистичной. Одна из причин печальной тенденции – многие модные игрушки, которые тормозят развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу и формируют негативные свойства характера. Об опасных «игрушках престижа» порталу рассказала детский психолог Инна Малаш.

Больше чем игра

Для малыша игрушка – незаменимый инструмент познания окружающего мира, позволяющий овладевать новыми действиями, решать новые и все более трудные задачи. Поэтому взрослым следует со всей ответственностью подходить к выбору игрушек – не только учитывать возраст ребенка и удостоверяться в их санитарно-гигиенической безопасности, но и знать критерии педагогической и психологической полезности и вредности «друзей детства». Для этого важно иметь представление о значении игры для ребенка:

– игра – это ведущая деятельность дошкольника, определяющая развитие его интеллектуальных, физических и моральных сил;

– в игре формируется творческое воображение;

– игра – это «школа произвольного поведения» (ребенок учится осознанно управлять своими поступками);

– игра – это «школа морали в действии» (именно игра и сказка помогают ребенку уяснить, «что такое хорошо и что такое плохо»; словесные объяснения могут быть долгими и безуспешными);

– в игре ребенок учится общению, взаимодействию с другими людьми и познает самого себя;

– в игре ребенок учится выражать свои чувства и понимать чувства других людей;

– в игре происходит повторение социальной практики, доступной пониманию ребенка.

Вредные игрушки

На первый взгляд может показаться, будто нет ничего сложного в том, чтобы определить, какие игрушки способны причинить вред развитию малыша. Так, безоговорочно вредны игрушки, которые не пробуждают у ребенка стремления к познанию окружающего мира или делают невозможной самостоятельную и свободную творческую игру.

Однако на практике провести границу между игрушечным «добром» и «злом» неспециалистам часто нелегко. К тому же многих взрослых сбивает с толку фактор цены: большинство вредных для детской психики игрушек отнюдь не дешевы, поэтому в их «всесторонней» безопасности не сомневаются.

Итак, с какими игрушками детский психолог Инна Малаш категорически не советует знакомить дошкольников?

Куклы-женщины (Барби, Синди, Братц и др.). Играя со «взрослой» куклой, маленькая девочка ограничена в возможности имитировать маму. Это неблагоприятно сказывается на отношении будущих женщин к материнству.

Многие психологи убеждены, что куклы Барби и их аналоги являются воплощением антикульта хранительницы домашнего очага. Также высказываются мнения, что куклы-женщины с неестественными пропорциями способны заронить в души девочек первые зерна недовольства собственным телом. В будущем возможны «всходы» в виде таких психических расстройств у девушек, как анорексия и булимия.

Страшные игрушки (куклы-монстры, мутанты, чудовища, уродцы). Если традиционные игрушки – добрые и милые – выполняют психотерапевтическую функцию (а именно помогают детям овладевать своими страхами и побеждать их), то жуткие изделия игрушечной промышленности, наоборот, привносят в жизнь малышей дополнительную порцию кошмаров.

Эти игрушки оказывают непосредственное влияние на формирование черт характера: ребенок, копируя образ куклы, отождествляя себя с нею, может стать замкнутым, недоверчивым, злобным. Также игрушечные монстры-«сотоварищи» будят в детях неконтролируемую агрессию, вызывают нарушения концентрации и распределения внимания, могут быть причиной затруднений в построении отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Кроме того, страшные игрушки извращают чувство прекрасного, а значит, препятствуют формированию у детей эстетического вкуса.

Электронные игрушки (транспортные, музыкальные), создавая иллюзию активности ребенка, на самом деле манипулируют им и задают программу действий. В сущности, маленький человек превращается в созерцательно-пассивное «дополнение» к игрушке, его деятельность сводится к бесполезному для развития логики нажатию кнопок. А отсутствие простора для представлений, фантазирования, преобразований и экспериментов тормозит развитие творческого мышления ребенка.

Интерактивные куклы и животные способствуют искаженному развитию сферы эмоций и чувств. Имея в своем арсенале множество ответных реакций на взаимодействие с человеком, эти игрушки эмоционально «дезориентируют» малыша: на поглаживание и покачивание могут ответить плачем или звуками неудовольствия, а на агрессию или долгое невнимание – обниманием или радостными репликами.

Способы противостоять игрушечному коварству

Родительская осведомленность о психологическом вреде современных игрушек, увы, не гарантирует взрослым спокойной жизни, а детям – счастливого и безопасного детства. Агрессивная реклама и заказываемые производителями игрушек хвалебные аннотации делают свое черное дело. Поэтому мамам и папам важно знать, как действовать, если…

…ребенок мечтает о вредной игрушке. Прежде всего родителям стоит задуматься, что привлекает малыша в игрушке. Для этого следует выяснить, как и в чьей компании ребенок собирается с ней играть. Ответ «Я буду ее бить!» свидетельствует о подавленной агрессии. Ее может вызвать неудовлетворенность основных психологических потребностей ребенка в любви и заботе. Также агрессию часто провоцируют обиды на родителей или других близких людей (бабушку, брата, друга и др.).

Решить проблему помогут совместные игры и разговоры родителей и ребенка, а также специальные игровые методы снижения уровня агрессивности (например, можно покричать в стаканчик, устроить бой газетными снежками, слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее и др.).

Если ребенок хочет привлечь к себе внимание сверстников, он скажет: «Я принесу игрушку в детский сад, и тогда Маша (Ваня) будет со мной играть». Также дети нередко просят купить им ту или иную игрушку, потому что «такая есть у Маши (Вани)». Возможный корень проблемы – заниженная самооценка малыша. В этом случае родителям важно пересмотреть свои методы воспитания. Вторая распространенная причина – не сформированные у ребенка игровые навыки. Их можно развить, только регулярно играя вместе с дошкольником.

…ребенку подарили вредную игрушку. В идеальном варианте родственники и друзья должны ставить родителей в известность о том, какие игрушки они собираются дарить. Но в действительности от нежелательных подарков не застрахована ни одна семья. Поэтому мамам и папам желательно знать, с какими проблемами они могут столкнуться, если после праздника решат избавиться от вредной игрушки.

Во-первых, это обида «дарителей». Многие родители даже не пытаются объяснить родственникам и друзьям, какой вред подаренная игрушка может причинить ребенку. Их останавливают скрытые и плохо осознаваемые мотивы (страх одиночества и отвержения, чувство вины и др.). Однако родителям важно понимать: если они не умеют договариваться с людьми, конструктивно вести споры и разрешать разногласия, то они не смогут научить этому своих детей.

Во-вторых, ребенок может яростно протестовать. Для того чтобы не омрачать праздник, не стоит отбирать подарок у счастливого малыша. «Изолировать» вредную игрушку можно через несколько дней. Главное – идти до конца, не поддаваясь на требования ребенка вернуть подарок. Если взрослым трудно не отступить от принятого решения, значит, им следует предаться размышлениям о своей родительской роли и честно ответить самим себе на вопросы: «Не руководит ли мною ребенок?», «Не иду ли я на поводу у него?». Положительные ответы – повод задуматься о причинах.