Сценарий масленицы в начальной школе. Сценарий праздника масленицы в школе широкая масленица

Хорош, горяч, весел народный праздник Масленица. Попробуйте познакомить ребят в школе с языческими праздниками на Руси. Одним из которых является Масленица. Мы подготовили примерный сценарий Масленицы для начальных классов.

Сценарий праздника Веселая масленица

Оборудование: фонограммы песен (для музыкального сопровождения), соломенное чучело (можно заранее сделать вместе с учениками), выпечка.

Ведущий (учитель или приглашенный взрослый): Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Сегодня мы собрались, чтобы отпраздновать древний народный праздник Масленицу. Знаете что это за праздник?

На Древней Руси люди очень любили и широко праздновали Масленицу. Сам праздник назывался еще Комоедица. Раньше его праздновали в определенный день - в день весеннего равноденствия. Приходится этот день на конец марта - 20 число. Но затем, с приходом Христианства праздник Масленицу немножко видоизменили и приурочили к Великому посту. Праздник стал плавающим - то есть каждый год число празднования изменяется. Но нам ведь это не помешает, правда?

А вы знаете сколько дней празднуют Масленицу? Да, это необычный праздник и народ гулял раньше целую неделю - ровно 7 дней.

А какой главный символ Масленицы? - Блины!

А что символизирует собой блин? - Солнце!

Правильно Солнышко!

«Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей» - писал о блинах русский писатель А.И.Куприн.

И это неспроста! С 20 марта день начинает увеличиваться. Солнышко с каждым следующим восходом чуть дольше задерживается над горизонтом. Это знали еще древние славяне. И потому стали праздновать Масленицу именно в конце марта. Народ хотел помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.

Значит Масленица - праздник Солнышка. А еще Масленица - самый веселый, шумный, народный праздник.

И люди не только гуляют и отдыхают эти все 7 дней. Каждый день масленичной недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать.

На сцену выходят наряженные дети, с названиями дней Масленицы.

1 ребенок с названием «Встреча»: - Я понедельник. В понедельник нужно встречать и зазывать Солнышко. А еще надо сделать длинные горки и кататься на салазках.

2 ребенок с табличкой «Заигрыш»: - Я вторник. В вторник будем играть и веселиться, печь блины и угощать ими всех.

3 ребенок с табличкой «Лакомка»: - Я среда. В среду - пора готовить вкусное угощение и конечно всех угощать!

4 ребенок с табличкой «Разгуляй»: Я четверг. В этот день нужно кататься на конях по кругу. Делать санный поезд, строить и оборонять снежную крепость.

5 ребенок с табличкой «Тещины вечера»: - Я пятница. В этот день зять едет к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает.

6 ребенок «золовкины посиделки»: - Я суббота. В этот день ходят в гости ко всем другим родственникам и опять угощение, бесчисленные блины.

7 ребенок «Прощенный день»: - Я воскресенье. В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесённые обиды и облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую масленицу. В последний день масленичной недели сжигают чучело Зимы - Морены. Пусть сгорят все холода и невзгоды. Провожаем Зиму, встречаем Солнышко.

Ученики читают стихи и поют частушки:

***
Начинаем проводы зимы-
И согласно праздничной программе,
До ворот проводим зиму мы
А весна уже не за горами.

***
Масленица в гости к нам идёт!
Вы скорее поспешите
И друзей с собой зовите.
Налегай, не жалей
Наши всё равно вкусней!

***
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины
Вы блиночки мои.

***
Мы на масляной неделе
Праздник не нарушили,
Все друзья плясали, пели,
А мы блиночки кушали.

***
В нашем классе все девчата
Ловкие умелые,
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые.

***
25 блинов огромных
Съел я за один присест
И теперь вы на тетрадках
Не найдёте чистых мест.

***
Я старалась, расстаралась
Напекла блинов поесть.
Сотен пять, а может шесть.
Угощение на славу, а ребятам на забаву.

Надеемся, наш сценарий Масленицы для школьников поможет вам провести яркий и веселый праздник в школе.

Все дети, независимо от их возраста любят отмечать праздник прощания с зимой, масленицу.

Праздничное настроение детвора ощущается в течение недели повсюду.

Дома родители пекут главный символ солнца – блины.

На улице проводят народные гуляния, поют песни и сжигают соломенное чучело, продают сладости. Дети катаются с гор на санках и строят снежные замки.

Масленицу также традиционно отмечают в стенах школ, где опытные преподаватели знакомят младших и старших школьников с истоками славянского праздника.

Многие ученики не обладают достаточными знаниями о масленичных традициях и обрядах. Чтобы погрузиться в атмосферу праздника, учителя и дети украшают школьные кабинеты плакатами и рисунками на праздничную тему.

Центральное место занимает плакат с изображением солнца. В игровой форме дети получают ответ на вопросы, почему пекутся блины, сжигают чучело, водят хороводы.

Рассказ о том, что чучело, как символ масленицы нужно сжигать для возрождения плодородия земли, воодушевляет детей. Они с восторгом наблюдают за пылающей соломенной куклой и верят, что на земле восторжествует добро и радость.

Ребята активно принимают участие в праздновании, наряжаются в костюмы скоморох и языческих богинь.

Те ученики, которые обладают музыкальными навыками, играют народные песни на музыкальных инструментах. Остальные дети водят хороводы и поют песни.

Преподаватели составляют сценарий праздника и готовят выступления. Старшеклассникам дается задание подготовить материал самостоятельно и раскрыть свои творческие способности.

Как отмечают день масленицы в школьных заведениях

На праздник часто приглашаются родители учеников, их бабушки и дедушки. Дети заранее готовят для них пригласительные, где изображают символы масленицы, пишут название праздника и дату, когда он будет отмечаться.

Ребята стараются показать себя только с лучшей стороны. Родители вовлекаются в мероприятие, участвуют в конкурсах и приглашаются за масленичный стол.

Школьникам также предлагается соревноваться в силе и ловкости. Команды выполняют упражнения с перетягиванием каната, бег в мешках или с обручем на скорость, бег с препятствием. Такие соревнования воспитывают в детях командный дух.

Учителя и ученики организуют масленичный стол. Украсить стол можно рушниками и вышитыми, красочными салфетками. Заранее обговариваются те продукты, которые разрешается употреблять в период масленицы перед постом.

Дети приносят из дома молочные продукты, сыр, яйца, рыбу, блины. В школьной столовой также пекутся блины и подаются с маслом, медом и сметаной.

Девочки делятся секретами приготовления блинов. В процессе выступления ребята едят вкусные угощения и пьют чай и одновременно знакомятся с обрядами масленицы.

В конце занятия подводятся итоги. Учителя задают вопросы о том, сколько дней празднуется масленица, что символизирует каждый день, какое традиционное блюдо готовят и что нельзя есть в масленичную неделю. В завершении празднования дети фотографируются в костюмах.

Из фотографий составляется стенгазета, где ребята пишут, как они провели этот веселый праздник и что они о нем узнали. Все благодарят друг друга за чудесный праздник.

Проведение мероприятий в школьных стенах на тему масленица носит только положительный характер. В игровой форме происходит ознакомление учеников с истоками возникновения славянского праздника. Школьники приобщаются к культуре русского народа. Дети вовлечены в творческую деятельность и проявляют свои способности и таланты.

Государственное Общеобразовательное Учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 417

Методическая разработка к празднику:

«Масленица»

Составитель: учитель начальных классов

Макеева Эрика Николаевна

Москва

2010-2011уч. год

Пояснительная записка

Современная школа на одно из приоритетных мест выдвигает проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.

В связи со сложностью оценки надпредметных понятий в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных понятий не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Я полагаю, что предоставляется возможным выделение некоторых параметров уровня сформированности надпредметных понятий, характеризующих субъектный опыт, которые можно реально оценить и заложить в основу управления развитием в образовательном учреждении.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросу,был выявлен комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования надпредметных понятий у учащихся.

В качестве исходных были выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:

уровень сформированности нравственной культуры;

уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;

уровень развития патриотических чувств;

уровень сформированности толерантности.

На мой взгляд, среди выделенных показателей актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких надпредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности школьника; воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости. Важность рассмотрения проблемы патриотизма в современном обществе определяется девальвацией системы традиционных ценностей и обострением социальных противоречий в обществе; ростом нигилизма, усилением бездуховности, снижением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.

В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.

Основной идеей данной разработки является создание условий для достижения успеха каждым учеником независимо от его успешности в учебной деятельности, через формирование надпредметных понятий вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь .

Они также направлены на развитие у детей 7-10 лет уникального человеческого дара слова, культуры речевого поведения, через которую проявляется общая культура человека, а также развитие творческого воображения и литературных способностей.

Данный возраст диктует потребность в проигрывании, «проживании» социальных ролей. Дети в процессе подготовки оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате этого получают неоценимый жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению.

Такая деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе подготовки у детей воспитывается чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.

«Родной язык, - писал Ян Корчак это не нарочно придуманные для ребёнка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребёнок «дышит» воздухом творчества, он хочет рисовать, петь, сочинять, играть и нужно лелеять эту способность его души.

Цель: познакомить учащихся с традициями русского народа, через праздник «Масленица».

Задачи:

  1. Воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям;
  2. Формирование классного коллектива, активизация культурного досуга учеников, коммуникативных качеств личности.
  3. Развитие творческих способностей учащихся

Основная идея проведения данного праздника состоит в том, что он рассчитан на всю «масленичную» неделю т.е. каждый день соответствует праздничному названию и его проигрыванию. На мой взгляд такое проведение данного мероприятия, даёт больше возможности запомнить, понять, а главное применить на практике полученные знания. Времени занимает не много, а результат очевиден.

Описание праздника:

День первый

Учитель:

Ребята, а вы знаете, почему мы сегодня собрались?

Дети:

Масленицу гулять!

Учитель:

А вы знаете, что это за праздник такой?(ответы детей)

Это старинный народный праздник отмечают в последнюю неделю перед Великим Постом, который продолжается семь недель до Пасхи. Во время великого поста надо воздерживаться от употребления определённой пищи, нельзя предаваться развлечениям. А Масленица самый весёлый и шумный праздник, «блиноеда». Так как по православному обычаю, перед Великим постом мясо уже нельзя есть, молочные продукты можно. Вот и пекут масляные блины. Масленицу называют сырной неделей.

Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

Масленица - проводы зимы, встреча весны. Отмечается Масленица в конце февраля или начале марта. Празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник -"встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", четверг - "разгуляй", пятница - "тещины вечёрки", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "прощеный день".

За неделю до праздника хозяйка давала блин мальчику 8-10 лет. Он скакал верхом на ухвате или кочерге и кричал.

Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону возьму-
И пахать пойду!

Учитель:

Понедельник - "встреча". Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково.

1-й ученик:
Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор
На горах покататься,
В блинах покататься.
2-й ученик:
Уж ты, моя Масленица,
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться.
3-й ученик:
Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В городе пировать!

Входит Масленица - нарядно одетая несущая символ солнца, - украшенный лентами круг на палке.

Учитель:
Здравствуй, дорогая Масленица! С тобой мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной! Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?
Масленица:
Всего на семь дней. Мой первый день - встреча, а седьмой - проводы.
4-й учении:
Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали - на семь недель.
Оказалось - на семь дней.
А с чем пришла ты, Масленица?
Масленица:
Встречают меня испокон сытостью и довольством. Ведь я знаменую праздник хозяйственного изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете - тем богаче год будет.
Учитель:
Мы встречаем тебя хороводом - поможем солнцу!

Дети исполняет хоровод «Как на улице Метелица метет».

Учитель :
А кто с тобой пришел, Масленица?

Масленица:
Мои друзья-звери, по весне меня знавшие. Сейчас я о них загадки загадаю. Первым о приходе весны возвещают птицы
.(Слайды с изображением животных)

- Как сажа черна, как сметана бела, люблю всем в лесу стрекотать, где была. (Сорока).
- Видели вы меня не раз, скачу я на двух шагах от вас. Чирик - чирик. Кто к этой песне привык? (Воробей).
- Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног. (Петух) .

- Что за весенняя черная птица любит за плугом ходить и кормиться?(Грач)

Живёт в глуши лесной, и летом и зимой, старательный работник, лесной носатый плотник .(Дятел)

За деревьями - кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, но ни дыма, ни пожара. (Лиса).

- хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.
(Медведь)

Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построит птица в них. В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я? (Олень)

Масленица:

Молодцы! Хорошую встречу вы мне подготовили.

Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала - больно я устала.
Кончилось веселице - беритесь за делице,
Направляйте сошенку выехать на пашенку,
А со мной проститеся, блинами угоститеся . (Масленица уходит)

Учитель:

Главным кушаньем были блины, о которых очень много разных песен и пословиц.

Блин напоминал солнце, которое земледелец всячески призывал к себе. В образе блина почитали будущий хлеб, и как бы говорили солнцу:"Вот каким круглым, румяным горячим мы должны быть теперь. Скоро ведь сев."
Блины на Масленницу пекут каждый день.

Каждый день Масленицы имел своё название:
1день - блиница;
2день - блины;
3день - блинцы;
4день - блинчики;
5день - блинки;
6день - блиночки;
7день - царские блины.

(Чаепитие с блинами)

Оформление стола

Скатерть теплых тонов
- желтые салфетки-солнышки
- детская пластмассовая посуда разных цветов

Оформляя стол, лучше взять скатерть теплых тонов, разложить круглые салфетки-солнышки (вырезать их из бумаги(салфеток) и нарисовать солнышкам глаза и улыбку).

Чтобы почувствовать переход от зимы к весне, с ее яркими красками, воспользоваться лучше разноцветной пластмассовой посудой, приборы тоже могут быть пластмассовыми.

Второй день

Учитель:

Мы продолжаем праздничные гулянья. Вторник называли - « заигрыш»:в этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их (показ изображений украшенной лошади и репродукции картины В. Сурикова "Взятие снежного городка"). А еще смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок.

Широкая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Мы тоже сегодня будем играть в игры.

Погляди, народ! К нам Весна идёт!

Появляется Весна в красивом платье.

Весна .

– Я – Весна!

Отворяйте ворота!
Первым март пришел.
Всех детей провёл.
А за ним придёт апрель,
Отворяй окно и дверь.
А уж как придёт май –
Сколько хочешь гуляй!

Дети:

– Здравствуй, Весна-красна!

Весна .

– Здравствуйте и вы, люди добрые!

Я пришла к вам с радостью, с великой милостью!
С рожью зернистой, с пшеницей золотистой!
С овсом усатым, с чёрною смородиной!
Со цветами лазоревыми да с травушкой-муравушкой!

Появляется зима.

Зима .

– Что это вы тут развеселись, расшумелись, разрезвились?

Весна .

– Потрудилась ты. Зимушка-Зима всласть,

Пора и честь знать!

Зима .

– Ах, вот ты как!
Да, я Зима белая-белая,
В поле снегом сеяла-сеяла.

Весна .

– А я Весна красная, солнечная, ясная, ясная!

Зима .

– Я тебя снегом вымою-вымою!
За ворота выгоню, выгоню!

Весна .

– А я снежком укроюсь, зеленью прикроюсь
Стану ещё краше на просторах наших!

Зима .

– Ну что же, Весна-красна! Спорить и говорить ты мастерица.

Но без боя я не уступлю своё место! (Бросает в весну снежком)

– А ну-ка, ребята, кто зиму любит, ко мне!

Весна .

– Те кто Весну ждёт ко мне!

Игра1 «Снежки».

Зима .

– Да, сильна ты, Весна! Я отступаю!

1 ученик:

– Прощай, Зима, прости ты нас,
Что мы рады Весне сейчас!
Что нынче нам Весна милее,
Что о тебе мы не жалеем!

2 ученик:

– Счастливого пути желаем,
На север с миром отпускаем! (Машут руками)

Игра 2 «Сковорода»

5-10 участников игры встают в кружок, берутся за руки. У самых ног чертят круг –«сковороду». Затем все идут или бегут вокруг этого круга. По сигналу ведущего останавливаются и начинают тянуть своих соседей справа и слева на «сковороду», сами упираются ногами. Кто наступил на «сковороду», тот «испёкся». Затем снова все бегут вокруг круга. Игра повторяется пока не останется одного или двух «неиспекшихся» - победителей.

Правила:

  1. Начинать тянуть на «сковороду» можно после сигнала ведущего.
  2. Тот, кто отпустил руку соседа, считается проигравшим - «испёкшимся».

Учитель:

Мужиков, парней, ребят вызываем на канат!

Десять слева, десять справа, только мускулы трещат!

Игра 3 « Перетягивание каната» . Команды “Богатыри” и “Силачи”.

(Чаепитие с блинами, угощения)

Третий день

Учитель:

Сегодня среда – «лакомка». В этот день готовили самые вкусные блюда, и конечно – блины. Пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.

Ученик: (в руках на полотенце с вышивкой тарелка с блинами)
Блин добро не один.
Блин брюха не портит.
Блин не клин, брюха не расколет.

Песня «Ой, блины, блины»

Учитель:

В дни праздника дети обходили избы и выпрашивали блины такими словами...

Ученики (хором):
Подайте широкой Масленице!

Ученик:
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!

Учитель:

А если хозяйка жадничала, ребята убегали со словами...

Ученики (хором):
Паршивые блины по аршину длины.

Учитель:

Мы сегодня тоже отведаем блинов, которые испекли мамы и проведем несколько игр и конкурсов.«Масленица Зиму прощает, холодную жизнь кончает». В маслену неделю полагалось:

Есть – до икоты,

Орать – до перхоты,

Петь – до надсаду,

Плясать до упаду!

Масленка только раз,

В круглый год гостит у нас.

Ученик:

Продолжаем мы забавы для гостей, друзей, для всех!

Начинаем панораму удивительных потех!

Игры:

Петушки
На площадке чертят круг.
В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой.
Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)

Почта
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города...
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант.
Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты оказались у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных.
Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Учитель:

А знаете ли вы пословицы о труде? Проверим. Я начну говорить пословицу, а вы оканчиваете:
Ученье свет... (а неученье - тьма).
Готовь сани летом... (а телегу - зимой).
Не красна изба углами... (а красна пирогами).
Маленькое дело... (лучше большого безделья).
Чем дальше в лес... (тем больше дров).
Не сиди, сложа руки ... (не будет в доме скуки).
Труд человека кормит... (а лень портит).

Конкурс «Накорми соседа»

Двое участников с завязанными глазами кормят друг друга блинами, кто первый съел, тот и выиграл.

(Чаепитие с блинами)

Четвертый день

Учитель:

Четверг – “Разгуляй”. В этот день народ катался на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки, ребятки возили по деревням гулять Масленицу в санях, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы, чаще всего они были в костюмы цыган, медведя.

Масленица годовая,
Гостья наша дорогая,
Она пешком к нам не ходит,
Все на конях приезжает.
У ней кони вороные,
Слуги молодые.

День четвёртый будем вместе рисовать, лепить из теста.

Разгуляй – четверг придёт, шутку, песню принесёт!


Игра «Ряженые»
Чучело Масленицы катали на санях ряженые. В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.

Конкурс «Частушки» на самое задорное исполнение

Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.

Девки, масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петрушки на дворе
Сивка пропадает.

Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?

Я плясала в 3 ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.

Я на Масленку катался,
Трое саней изломал.
Ворона коня замучил
И милашку закатал!

У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть
Семерым их не поесть.

Сели четверо за стол
Дали душеньке простор.
Друг на друга поглядели…
И блины-то все поели!

Мы с подружкою гуляли
Сыром гору налепляли
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!

Солнце красное зашло,
Возвращаемся в село.

Задание, дописать частушку.

У меня четыре шали,
Пятая пуховая.
Не одна я боевая…
Все мы здесь бедовые!

Конкурс на лучший рисунок Масленицы.

Учитель: У чучела Масленицы лицо не рисовали. Считалось, что, имея лицо, чучело обретает душу, и тогда его нельзя сжигать.

Игра «Встреча»

От каждой команды выбирается один участник. Он должен, пользуясь текстом карточки, поприветствовать свое чучело Масленицы.
Карточка N°1
Душа ль ты моя Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Карточка №2
Моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, ты ж моя перепелочка!

(Чаепитие с блинами)

Пятый день

Учитель:

На пятый день, в пятницу ходят к «тёще на блины».Тёща –это мама жены, в этот день ей полагалось встречать зятя, мужа дочери, и угощать вкуснейшими блинами.

Пятница – тёщины вечёрки!

1 ученик:

Завтра будет день попроще
Если кто имеет тёщу,
Пусть для проводов зимы
К тёще едет на блины!

2 ученик:

К тёще на блины идём
И друзей с собой ведём!
Развесёлая Масленица,
Мы тобою хвалимся!

3 ученик:

Как на маслену неделю
Блины по небу летели,
Их была большая стая,
Только мы их не достали!

Ролевая игра –танец «Барыня»(«зять» приглашает «тёщу» на танец)

4 ученик:

– А в субботу не безделки – золовкины посиделки!

– Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте!

Учитель:

На шестой день Масленицы родственники ходили друг к другу в гости, а «заловка» - это ближайшая родственница, родная сестра мужа, и поэтому к ней шли первой.

Вот и наступил последний день Масленицы – воскресенье!

“Прощённый день”, “Проводы Масленицы”

Со словами: “Простите Христа ради” все просят друг у друга прощения и обмениваются подарками.

5 ученик:

Прости меня!

6 ученик:

И ты прости меня! (Целуются)

5 ученик:

В воскресенье мы с Масленицей прощаемся,
В воскресенье слезами умываемся

6 ученик:

– Мы катались с горы от зари до зари,
А сегодня в воскресенье наше кончилось веселье.

7 ученик:

Прощай, Масленица-вертушка,
Настает великий пост.
На деревне все проели,
Подают селедки хвост!

8 ученик:

Сидит кошка на окошке,
Вышивает себе хвост.
Широка Масленица проходит.
Настает великий пост.

Песня « Прощай Масленица»

Учитель:

Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы - символа ухода зимы и наступления весны. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Такое чучело наряжали обычно в женскую одежду, как древний и вполне священный образ божества. Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за селоего топили в проруби или сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по полю. Иногда вместо чучела по селу возили живую "Масленицу". Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег.

Другой вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно наряжена в национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Когда кукла сгорит, завершает праздник забава, где молодежь прыгает через костер.

В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или же, например, у реки. В костры также помимо дров бросали старье. Бывало, что сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали па жердь и устанавливали ее посреди костра.
Учитель:

Вот и закончился весёлый и радостный праздник в жизни земледельца. Да, у наших предков было, что вспомнить, что-то оставалось в их душе - то, чего, возможно, никогда не испытаем. Мы разучились радоваться жизни, как это делали наши предки. И не дай Бог, чтобы это перешло к нашим потомкам.

1 ученик :
В небе словно от побелки
Засиял уж Млечный путь.
Отшумели посиделки,
Путь домой не позабудь!
Час общенья - к делу века
Полуночничать всяк рад.
Славно будет, коль в потехе
Не потратим весь заряд.
Мы делились тем, что знали,
Попытались всех увлечь
Не прощаемся мы с Вами,

Все: Словом: всем до новых встреч!

2 ученик:

А на прощанье готово угощенье всем на удивление!

Вот румяные блины
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем

Разбирайте, хватит всем!

3ученик:

– С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,

Ученики вместе:

– А за праздник всем – Спасибо!

Список литературы:

1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2.

2. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г. Москва.- М.: ИСМО РАО, 2004.

3. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2

4. Н.Ф. Дик Начальная школа от А до Я. // Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006

5. О.Е. Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В. Киселёва Я – гражданин России!// Москва: «Вако»,2006

6. Алтарёва С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные, фольклорные, тематические праздники.// Москва: «Вако»,2006

7. Использование сайтов интернета.


Цели: познакомить детей с традициями русского народа,

Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас,

обучать правилам гостеприимства, воспитывать уважение к старшим.

Выходят дети-ведущие.

1.Внимание! Внимание!

Весёлое гуляние!

Собирайся скорее, народ!

Видишь, Масленица к нам идёт!

Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.

2.Масленица, будь здоровенька,

Тебя встретим хорошенько!

С блинами,

С каравайцами,

С варениками!

3.Маслена неделя

В гости прилетела.

На пенёчек села,

Оладышек съела,

Другим закусила,

Домой потрусила.

4.Приходите к нам на праздник

И тихони, и проказник.

Будет чай у нас горяч…

Будет блин да калач,

Будут игры и смех,

Будет праздник для всех!

Поспешайте, наряжайтесь,

К нам на праздник собирайтесь!!!

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!

Добро пожаловать к нам на широк двор

На Широкую Масленицу!

Мы добрым гостям завсегда рады!

Мы их привечаем, сладким чаем

Да блинами угощаем!

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, Широкой, весёлой, величали её «Боярыней – Масленицей», «Госпожой – Масленицей». С Масленицей разговаривали как с живым существом: она то «дорогая гостья», то «баба – кривошейка», то «красная девица», то «Авдотья Ивановна».

Во многих местах России делали чучело из соломы, но лица у него не было. Считалось, что, если имеется лицо, то будет и душа. И ходили с ней по деревне – славили Масленицу. Ей оказывались почести как редкой гостье.

Вот и у нас есть «Госпожа – Масленица» (кукла из соломы).

Дети-ведущие:

1.Дорогая наша Масленица, Авдотья Ивановна,

Масленица годовая.

Гостья наша дорогая!

Она пешей к нам не ходит,

Всё на конях приезжает,

У ней кони вороные,

Слуги молодые.

Ой, Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачом

И печёным яйцом!

2. Внимание! Внимание!

Весёлое гуляние!

Масленица! Широкая Масленица!

Ну-ка все повеселимся,

В пляске быстрой закружимся!

Нужно в хоровод нам встать,

Масленицу прославлять!

Хоровод вокруг Масленицы (на мотив «У нас завтра субботея»)

А мы Маслену встречали,

На горушке побывали,

Побывали, душа, побывали.

Блином гору выстилали,

Сыром гору набивали,

Выстилали, душа, выстилали.

Набивали, душа, набивали.

Маслом гору поливали,

А мы Маслену встречали,

Поливали, душа, поливали.

Повстречали, душа, повстречали.

Ведущая: Масленица приходится на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет своё название.

Дети-ведущие:

Понедельник Масленицы назывался «Встреча».

В этот день всех гостей надо было встречать блинами. Блины – символ солнца (такой же круглый и золотистый), а солнце – символ возрождающейся жизни.

Ведущая: Русские люди ели много блинов на Масленицу, да сами над собой подшучивали, много весёлых поговорок о блинах сложили.

А вы какие поговорки о блинах знаете?

  • Без блинов не Масленица,

Без пирогов - не именины.

  • Блин добр не один.
  • Блин не клин, брюха не расколет.
  • Первый блин - комом,

Второй – с маслом,

А третий – с квасом.

Вторник на Масленице был «Заигрышем». В этот день начиналось веселье и разнообразные гулянья, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор на санях.

Ведущая: Что - то мы с вами засиделись. Не пора ли поиграть? Есть такая народная игра «Бояре».

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.
Первая команда идет вперед со словами:
-Бояре, а мы к вам пришли!
И возвращается на прежнее место:
-Дорогие, а мы к вам пришли!
Другая повторяет этот маневр со словами:
-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?
Начинается диалог:
-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.
-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?
Первая команда совещается и выбирает кого-то:
-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
Дорогие нам вот эта мила.
Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.
Диалог продолжается:
-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
-Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
-Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
-Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
-Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
-Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.
-Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.
Первая команда завершает:
- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков

Выбирают водящего с помощью считалочки. А он набирает себе команду:

игра «Кочерга»

Как зовут?

Кочерга (Если ребенок отвечает «кочерга», тогда он делает шаг вперед. Если же он называет свое настоящее имя – шаг назад)

Что ел на завтрак?

С кем ты любишь разговаривать по ночам?

Чем ты чистишь зубы?

А кто твои бабушка с дедушкой?

Чем ты ковыряешься в носу?

Как зовут твоего друга?

О чём напишешь доклад?

Твоя любимая игрушка?

Где ты живёшь?

Что ты ешь на обед?

Чем ты подметаешь пол?

За каждый «правильный» ответ на вопрос ребенок делает шаг вперед. Если он ошибся (ответил не тем словом или в неправильном числе/падеже/склонении) – шаг назад. Побеждает игрок, первым добравшийся до заранее обозначенной точки или черты. Чтобы не вызывать у детей обиду или насмешки некорректными вопросами, игру может вести взрослый. Но обычно, проведение этой игры вызывает у детей море смеха и веселья

Среда – «Лакомка». Это день семейный. Тёщи приглашали своих зятьёв на блины, а для забавы любимого зятя созывали всех своих родных.

Ведущая: Сядем рядком да поговорим ладком. Все ли здесь смышлёные? Загадки отгадывать умеете?

Загадки.

Стоит в углу Агрипина,

Большой рот разиня.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

Зимой она ест и фырчит,

А летом голодная спит. (Печь)

Стоит толстячок,

Подбоченя бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блины)

Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят

Ребята съедят. (Каша) Шагает красавица,
легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна)

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)

Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня...
(весна)

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
(Весна)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
(Весна)

Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня...
(весна)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Весна)

Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
(Зима и весна)

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла...
(Весна)

Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(Весной)

Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.
(Весна)

Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.
(Весна)

Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...
(Весна)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы...
(Скворечник)

Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут...
(Гнездо)

Мать толста, дочь красна, сын храбр – под небо ушёл. (Печь, огонь, дым)

Дам есть – плачет и ворчит, ничего не дам – молчит. (Сковорода)

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар)

Возьму пыльно, сделаю жидко,

Брошу в пламень – будет как камень. (Мука, тесто, хлеб)

На горячем донце выпекают солнце. (Блин)

На сковороду ручейком, со сковороды – солнышком. (Блин)

Скороговорки(конкурс).

Каждую скороговорку нужно не просто произнести, а сделать это чисто и красиво. Недаром в народе скороговорки называют ещё и чистоговорки.

Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Щетина у свинки, чешуя у щучки.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха – ха – ха – ха – ха!

Четверг называли «Широким». В этот день развлекались и устраивали всякие забавы. В старину это были кулачные бои, но без крови и синяков(Бармины?) , катание на тройках(мальчики с колокольчиками), взятие снежной крепости(снежки из синтепона).

Ведущая: И мы не лыком шиты!

Выходи, честной народ. Нас частушка в пляс зовёт!

Частушки.

1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много –

Можем растеряться.

3. Вы послушайте, ребята,

Нескладеху будем петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

4. Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

5. Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

6. Поглядите-ка, ребята,

Что на крыше деется:

Воробей в рожок играет,

За солому держится.

8. Я на Масленку катался,

Трое санок изломал.

Ворона коня замучил

И милашку покатал.

9. Купи, тётя, мне коня

Вороные ножки,

Буду девочек катать

По большой дорожке.

10. Как на масленой неделе

Из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои,

Подрумяненькие!

11.Сшила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела.

Что же я наделала?

12.Говорили мне подружки:

Не пляши, а только пой!

Не могу стоять на месте

Темперамент не такой!

13.У меня четыре шали,

Пятая пуховая.

Не одна я боевая,

Все мы здесь бедовые!

Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя -
Будьте счастливы, как мы!

***
Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.


***
Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.

***
Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.

***
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.

***
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

***
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.

***
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

***
Весна – не весна,
А с зимой расстались
Блины напекла,
А вы отказались.

***
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

***
Мы с подружкою гуляли,
Сыром гору налепляли,
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!

***
Как на масленой недели
Со стола блины летели,
И сыр, и творог-
Все летели под порог!

***
Девки, масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петрушки на дворе
Сивка пропадает.

***
Масленица – белоножка,
Задержись у нас немножко,
На недельку, на денёчек,
На единственный часочек!

***
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке,
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.

***
В испытаньях хлопцы стойки,
А в стряпне девчонки бойки –
Сладки блинчики пекут,
Угощенья подают.

***
По деревне в каждый двор
Забегает детский хор.
Из домов несут старье,
Всяко разное тряпье.

***
Все выносят за забор,
Разводя большой костер.
То ведь Масленица,
Славна Масленица!

***
Для любимой за платок
Парень лезет на шесток.
А шесток облит водой,
Оттого и ледяной.

***
Улыбается народ,
Дружно водит хоровод.
То ведь Масленица,
Добра Масленица!

***
Спозаранок бежит зять
Свою тещу ублажать,
Зазывает ее в дом,
Угощает там вином.

***
Мой зятек без приглашенья
Прибежал на угощенье,
Но и он ошибся в силе,
Всех блинов он не осилил.

***
Веселись, честной народ,
Набивая свой живот.
Это Масленица,
Праздна Масленица!

***
Уминая всласть ватрушки,
Поют девицы частушки.
Всякий люд кругом танцует,
И душа его ликует.

***
С наступленьем воскресенья
Просим мы у всех прощенья.
Наши добрые стремленья
Вызывают восхищенье.

***
На прощанье весь народ
Масленицу подожжет.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось нам веселей!

***
По двору возили диву,
Ой, да статну и красиву.
Жаль такую мне сжигать,
Да жена не даст мне спать.

***
Нарисовану личину
Блином мы прикроем чинно.
Пусть сгорит она совсем,
От зимы устали все.

***
Я на Масленицу катался,
Трое санок изломал.
Ворона коня замучил,
А милашку покатал.

***
Девки, Масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петруни во дворе
Сивка пропадает.

***
Купи, тятя, мне коня –
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.

***
У меня четыре шали,
Пятая – пуховая,
Не одна я боевая –
Все мы здесь бедовые.

Ведущая: Во время народных праздников было принято рассказывать

«докучные сказки».

А таких сказок множество, собственно из каждой сказки можно сделать «докучную»:

«Жил – был царь, у царя был двор. На дворе был кол, на колу мочало.

Не начать ли сказку сначала?»

«Докучными» сказки называют от слова «докучать» (надоедать).

Рассказывают два ученика:

Сказка про ворону.

Шёл я как – то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил её под мост –

Пусть ворона сохнет!

Шёл опять я через мост,

Глядь - ворона сохнет,

Взял ворону я за хвост,

Положил её на мост –

Пусть ворона мокнет!

Снова шёл я через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил её под мост –

Пусть ворона сохнет!

Я опять пришёл на мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил её на мост –

Пусть ворона мокнет!

Я пришёл на тот же мост,

Глядь – ворона мокнет…

Ведущая: Полно вам нас докучать

Нужно Масленицу величать!

Пятница – «Тёщины вечёрки». Теперь уже зятья у себя дома с румяными блинами принимали тёщ.

Прибаутки – неотъемлемая часть народного праздника.

(дети разыгрываются сценки)

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить .

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Фома, что из леса не идёшь?

Да медведя поймал.

Так веди его сюда!

Да он не идёт.

Так иди сам.

Да медведь не пускает!

Сынок, сходи за водицей на речку.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Что ж, раз мамка велит, надо идти!

Ведущая: Продолжаем веселиться,

Ручеёк уже струится.

Русская народная игра «Ручеёк».

Под песню Н.Кадышевой «Течёт ручей, бежит ручей…»

Русская народная игра «Гори – гори ясно…»

Суббота – «Золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки.

Игра: «Заплети косу» (участвуют девочки).

Воскресенье – «Прощёный день». Последний и самый важный для Масленицы. Родные и знакомые приходят друг к другу в гости. И перед праздничным обедом просят друг у друга прощения за большие и малые обиды.

Ведущая: А пока пост ещё не наступил, приглашаем вас отведать блиночков румяных, чая ароматного. Всем желаем общения приятного!

Чаепитие.

Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Горячие и пышные,
С малиною и вишнею,
С малиною и вишнею.

Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Душистые и вкусные,
С грибами да с капустою,
С грибами да с капустою.

Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
С вареньем, со сметаною,
Как бабушка румяные,
Как бабушка румяные.

Пригласили нас с подружкой на веселый праздник
В викторинах и кроссвордах приняли участье.
А когда проголодались, что же мы увидели?
Как в продаже появились блинчики любимые.

Припев:
Блинчики, блинчики, блинчики хорошие
Блинчики, блинчики, блинчики пригожие
Блинчики, блинчики, блинчики румяные
С маслом, медом и клубникой, да еще с бананами.

Этот день запомнился мне с моей подружкой
Быстро время пролетело, не было нам скучно
И на этом празднике очень все понравилось
Потому что продавали блинчики да с маслицем.

Хороводы мы водили, в ручейки играли
Баянисты для людей весело играли
Все смотрели на столы и в ладоши хлопали,
А закончили играть, блинчики все слопали.

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий празднования Масленицы в начальной школе составлен для проведения праздника в общеобразовательных средних школах, предназначен для детей младшего школьного возраста и состоит из нескольких частей: представления и подвижных игр в помещении, гуляний и забав на свежем воздухе.

Цель праздника: ознакомить младших школьников с историей празднования Масленицы, приобщить детей к духовным ценностям наших предков.

Задачи праздника:

  • Образовательные: учить понимать и осмысливать традиции русского народа, обобщить их знания о праздновании Масленицы на Руси, о сезонных изменениях в природе, повадках зверей в зимний и весенний период; обогатить словарный запас младших школьников, тренировать умение отгадывать загадки, расширить знания о народном этикете.
  • Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, ловкости, чувства такта и ритма.
  • Воспитательные: воспитание патриотизма, основанного на уважении к укладу жизни, обычаям наших предков, воспитание чувства общности со своими истоками.
  • Социальные: направлять детское взаимодействие, коммуникацию, учить детей договариваться, не вступая в конфликт друг с другом.

Ход праздника

I. Представление и подвижные игры в актовом зале

Действующие лица: скоморохи, медведь-гармонист, Весна, Баба-Яга.

Реквизит: чучело Масленицы, веревки, бубен, ложки, шарики, обручи, снежки из ткани.

(Звучит музыка, появляются скоморохи.)

Скоморохи:

Скоморох, скоморох,
Выйди с дудкой за порог.
И народу от души
Спой частушку и спляши.
То ни лес, ни трава расстилается,
Праздник Масленицы начинается!

Ребята, а вы знаете, что это за праздник? Масленица – это веселые проводы зимы, радостная встреча близкого, весеннего тепла, обновления природы. Наши предки верили, что Зиму злую нужно помогать прогонять, а Весну – красавицу закликать, приманивать, «умасливать» угощениями – блинами. Отсюда и название праздника «Масленица». А чтобы Зима быстрей ушла, а Весна появилась, мы будем тоже веселиться, петь, играть от души, и блинками сладкими угощаться. Ребята, а какой зверь всю зиму спит, а весной просыпается? Правильно, медведь. Так вот в праздник Масленицы водили по ярмарке медведя, народ и малых ребят тешили. А у нас медведь тоже вас пришел позабавить, на гармошке нам поиграть. Праздник Масленицы длится неделю и каждый день недели имеет свое название.

Скоморох: Первый день – «Встреча». Главное в этот день – всем миром встречать Маслену, готовиться к празднику, печь блины да гостей зазывать. Давайте и мы позовем Масленицу (дети повторяют хором ):

Дорогая гостья Масленица,
Авдотьюшка, Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, трехаршинная,
Лента алая, двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые,
Приезжай, Масленица, в гости
На широкий двор!

(Вносят чучело Масленицы, проносят по залу ).

Скоморох: А кто знает, ребята, почему именно блинами принято было угощаться на Масленицу? Конечно, блинок круглый, как солнышко. А еще он сытный, можно наесться перед Великим постом.

Игра «Бубен»

Посмотрите, а у нас бубен как блинок, передавайте его по кругу, «угощайте» соседа. У кого бубен после окончания музыки окажется, тот нам станцует и споет. И мы с вами тоже познакомимся.

Скоморох: Второй день – «Заигрыш». Начинается у женщин блинная баталия. К утру блины должны быть готовы. А мы сейчас посмотрим, какие у нас девочки хозяйки. Кто скажет, какие продукты нужны для теста?

Игра «Яичная эстафета»

Девочки делятся на две команды. Нужно пробежать с шариком от «пинг-понга» в ложке в другой конец зала и обратно, не уронив шарик, передать его следующему игроку. Выиграет та команда, которая придет к финишу первой.

Скоморох: Третий день – «Лакомка». Этим днем зять к теще на блины едет. Ради него, ради этого дня и собиралась к теще вся родня. А молодые люди про это и песни пели. Ребята, а кто такой зять? Да, это муж дочери. Мальчики у нас все будущие зятья. Давайте проверим их на силу и ловкость.

Игра «Петухи»

Выбираются два мальчика, они встают в круг из веревки, держатся левой рукой за левую ногу, стоят на правой, правую руку держат на поясе. Нужно попытаться вытолкнуть животом из круга соперника. Побеждает тот, кто не упадет и окажется в круге.

Скоморох:

На лакомую среду зазывай гостей к обеду!
Я блинов бы съел вершок! Глянь, в углу стоит мешок!
Что за чудо? Скок да скок! Вот и тронулся мешок!
Эй, хватай его, лови, ой, быстрее, убежит!

(Из мешка вылезает Баба Яга, доедая пряник).

Баба Яга:

Здорово, ребятки, Игори и Ванятки,
Наташки и Дашки, Веруньки и Машки,
Оленьки, Поленьки, Геночки, Коленьки.
Поклон вам, люди добрые,
Веселые, хворобые.
Привет вам от Лешего,
Тьфу ты, от Лета.
Встречалась я с ним на болоте,
Тьфу, ты – в полете, когда к вам спешила,
Всех насмешила, а зовут меня Веснянка…

Скоморох: Что-то тут не так. А паспорт, Веснянка, у тебя есть?

Баба Яга: Конечно, вот, глядите!

Вместе: «Назначается Весной на этот год». И печать есть. А подпись-то – «Кащей Бессмертный».

Скоморохи: Ах, уходи, ты не Веснянка, ты Баба Яга.

Баба Яга: Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, угощение из мухоморов вам готовила, хочу тоже праздновать Масленицу.

Скоморохи: Ребята, оставим ее на празднике? Только пусть загадки сначала отгадает.

Баба Яга: Ну, это я враз! Давай, загадывай.

Скоморохи:

Тетушка крутая, белая да седая,
В мешке стужу везет, на землю холод трясет,
Сугробы наметает, ковром устилает. (Зима)

Баба Яга: Это я - Баба Яга.

Скоморохи: Нет, неправильно. Дети, а вы отгадали?

Баба Яга: Обманываешь бабушку, давай вторую.

Скоморохи:

Заря-заряница, красная девица.
Травку выпускает, росу расстилает.
Едет стороной – с сохой, с бороной,
Да с водою ключевой. (Весна).

Баба Яга: Да это тоже я, красавица.

Скоморохи: Нет, опять ошиблась. Ребята, кто это?

Баба Яга: Последнюю задавай.

Скоморохи: Что на свете слаще всего? (сон)

Баба Яга: Блин!

Скоморохи: Ступай же прочь, Весна липовая, ненастоящая!

Баба Яга:

Все! Вопросов больше нету!
Уезжаю… Эй, карету!

(Скоморохи Бабе Яге подают метлу).

Баба Яга:

Дырки в платье залатаю,
И от вас навеселе
Я, ребята, улетаю,
В лес дремучий на метле.

(Садится и улетает).

Скоморох: Четвертый день – «Разгуляй». В этот день был самый разгул веселья. С утра по селу катаются люди на лошадях, на ряженых, садятся в сани сами, сажают чучело Масленицы. А где и быка на сани взгромоздят. И мы с вами будем кататься на лошадках.

Игра «Лошадки»

Дети делятся на две команды, выбираются два мальчика посильнее, им дается в руки веревка, они должны обежать зал, вернуться обратно, подхватить второго игрока в команде, сделать с ним круг, вернуться за третьим ит.д., пока все игроки не возьмутся за веревку и окажутся запряженными в сани. Выиграет та команда, которая придет к своему месту первой и не потеряет в дороге ни одного игрока.

Скоморохи: Пятый день – «Тещины вечерки». В этот день молодая семья тещу встречала, да блинами угощала. По улице катили колесо, красивое, лентами украшенное, символ солнышка – у кого колесо дальше укатится, тому ждать года сытого, урожайного. А мы с вами тоже колесо покатаем.

Игра « Покати обруч»

Скоморохи: Шестой день – «Золовкины посиделки». В этот день молодая жена принимает у себя сестру мужа. А еще в этот день играют в игру «Взятие снежного городка».

Игра «Взятие снежного городка»

Дети разделяются на 2 команды слева и справа. Каждой команде даются снежки из ткани, которые нужно бросать на чужую территорию. Выиграет та команда, на стороне которой окажется меньше снежков.

Скоморохи: Седьмой день – «Прощеное воскресенье». Прощеный день называли его, а еще прощание, проводы. В этот день все от мала до велика просили друг у друга прощения. А вечером прощались с Масленицей, вывозили ее за околицу, поджигали. Ребята, мы все сегодня хорошо потрудились, веселились, играли, смеялись, провожали лютую зиму, и Бабу Ягу злую прогнали, которая не хотела Весну пускать на нашу землю. Ушли темные силы. А теперь Весну встречайте, хлебом-солью привечайте.

(Появляется Весна, поет русскую народную песню «Весна красна, на чем пришла», водит с детьми хоровод, уводит их в классы на чаепитие с блинами).

II. Угощение блинами в классе

III. Уличные гуляния

Куклу Масленицы выносят на пришкольный двор, водят вокруг нее хороводы, поют песни, играют в подвижные игры («Бояре, а мы к вам пришли», «Кошки-мышки» и т. п.)

В конце праздника поем песню «Прощай, Масленица» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». (Выучивается с детьми заранее, первые две строчки хоровод идет медленно, потом на припеве быстрее и быстрее)