Сценарий "веселые святки". Развлечение в детском саду в младшей группе «Рождественские колядки

Первый месяц зимы богат праздниками. С давних времён существует много интересных традиций, обрядов, связанных с Новым годом и Рождеством. Но, к сожалению, о них начинают забывать. Всё чаще праздники отмечаются в развлекательных центрах и увеселительных заведениях.

Предлагаю окунуться в прошлое и познакомится с традициями русского народа. Праздник, проведённый в народном стиле, это не только возможность принять участие в обряде колядования. Это живой рассказ детям об обычаях предков, воспитание любви к русским корням. Сценарий празднования Рождества для взрослых и детей !

Как подготовиться к празднику

Рекомендую проводить праздник в просторном помещении, которое на время превращается в деревенскую улицу. Для этого нужно будет поставить вдоль стен картонные «избы». Возле каждой хаты поставьте «хозяевов», которые будут раздавать угощения. Это могут быть родители детей. На стены развесьте бумажные звёзды, снежинки, украсьте гирляндами.

Роли, стихи, слова песен для разучивания раздаются участникам мероприятия заранее. Не менее важно подготовить костюмы, чтобы глубже погрузится в удивительный мир предков. На этом хочу остановиться немного подробнее.

Самый главный в шествии колядовщиков – Звездарь. Он знает слова всех песен и колядок. Также он носит символ Рождества – Вифлеемскую звезду. Эту роль можно отдать ведущему мероприятия.

За Звездарём обычно следует Звонарь. В его руках — колокольчик (можно заменить бубном), звон которого сообщает хозяевам хаты, что идут колядовщики. Завершает торжественное шествие – Мехоноша. Он отвечает за мешок, в который складываются наколядованные угощения.

Всех трёх персонажей можно одеть в тулупы, шапки-ушанки, валенки. Вручить каждому атрибуты, соответствующие роли.

Понадобятся костюмы обязательных спутников Звездаря:

  • Скоморохи – яркие шаровары, смешная рубаха «с чужого плеча», пояс, шапка с бубенчиками.
  • Коза и медведь – старая шуба, маски животных. Козе можно надеть вязаную шапочку с пришитыми рожками, медведю – шапку-ушанку.

Также среди ряженых могут присутствовать такие «животные», как собака, олень и лошадь. Костюмы не обязательно делать самому, иногда на это не хватает времени или умения. Самый простой вариант – взять напрокат.

Остальных детей можно нарядить в народном стиле. Для девочек – длинные широкие юбки, платки, венки с разноцветными лентами. Для мальчиков – шаровары, подпоясанные рубахи.

Вот такая яркая, ряженая компания и должна отправиться колядовать по селу. А вот как это будет происходить, читайте дальше.

Сценарий на Рождество для детей

Ведущий: Здравствуйте, ребятушки! Вот и пришла волшебница зима! Долго мы её ждали и наконец-то дождались. А скажите-ка, ребятки что нам принесла зима, какие развлечения? (дети отвечают)

— А теперь назовите мне зимние праздники. (слушаем ответы)

— Правильно, ребята! Молодцы! А знаете ли вы, что ночь с 6 на 7 января – это время рождественских колядок? Был такой интересный, весёлый обычай у наших предков.

— Колядовать обычно отправлялись после того, как на небе появится первая звезда. Люди собирались группами, наряжались, ходили от дома к дому с песнями и добрыми пожеланиями. Вот и мы с вами сегодня отправимся колядовать по нашей сказочной деревне.

Ведущий вызывает трёх ребят, которые расскажут остальным о том, что такое святки.

Ведущий: Ребята, а пойдёмте к Иванычу колядовать!

Как пошла Коляда вдоль по улице гулять с Новым годом поздравлять

Ведущий, он же Звездарь, собирает всех вместе и отправляются в путь по деревне к дому старика. Звучит фонограмма песни «Как пошла Коляда». Звездарь и дети хором подпевают, танцуют, водят хоровод.

Колядовщики подходят к избе старика.

Ребята: Пришла Коляда! Эй, хозяин! Отворяй ворота!

Иваныч: Ой, бегу-бегу! Хорошим людям почему бы и не открыть!

Ребята: Здравствуй, дедушка Иваныч! Позволь тебе песенку спеть.

Звездарь запевает песенку-колядку, дети хором дружно подпевают.

Иван Купала – Заинька

В этом видео можете ознакомится с замечательной колядкой «Ай, заинька». В описании найдёте слова, которые можно распечатать и раздать детям заранее.

После дружного исполнения песни-колядки вперёд выходит один из детей и зачитывает заранее разученный стишок:

Иваныч: Ай, да молодцы! Спасибо, ребята, что заглянули в мою хату! Принимайте угощения! С Рождеством вас!

Дети и ведущий (хором): Здоровья вам, дедушка! Счастья! Живите без бед вы ещё сто лет!

Ведущий: Ребятушки, собирайтесь в хоровод, сейчас будем с вами в «Кошки-мышки» играть.

Дети берутся за руки, замыкают круг. Двое выбираются на роль «кошки» (остаётся за кругом) и «мышки» (стоит в кругу). «Кошка» должна пробраться внутрь и поймать «мышку». После того, как ей удалось это сделать, выбирается другая пара.

Предлагаем детям сыграть ещё в одну игру, которая называется «Шире круг». Ребята берутся за руки, один становится внутри замкнутого круга. Ему завязываю глаза. Он кружится вокруг своей оси, дети также идут по кругу. Водящий приговаривает: «Шире-шире-шире круг. У меня пятьсот подруг. Эта, эта, эта, эта! А любимая вот эта!». На последних словах хоровод замирает, а водящий не глядя выбирает «подругу», которая занимает его место.

Ведущий: А теперь, ребятушки, пойдем в избушку, что одиноко на краю деревни стоит. Туда, где бабка Трындычиха живёт.

Под уже знакомую фонограмму «Как пошла коляда» веселое шествие отправляется к дому Трындычихи.

Ребята: Эй, хозяева! Мир вашему дому! Гостей встречайте! Коляда пришла!

Трындычиха: Кто это тут, под окнами раскричался, спать не даёт?! Ох, я вас сейчас!

Берёт метлу, недовольная подходит к детям.

Ребята: Бабушка, это мы – колядовщики!

Трындычиха: Вот принесла вас нечистая! Что же вам в такую ночь морозную дома не сидится? А ну, разбегайтесь, а то я вас сейчас метлой как …. !

Бабка замахивается метлой, дети разбегаются в разные стороны.

Звездарь и дети хором читают колядку:

Ведущий: Давайте сыграем в весёлую игру, которая называется «Старушка-завидушка».

Для игры понадобится шарик, на котором нарисовано злое лицо. Под русские народные мотивы дети перекидывают друг другу шарик. В конце ведущий лопает его со словами:

— Вот что с жадными, недобрыми людьми обычно бывает! Лопаются они от зависти и злобы, что в их сердцах живёт!

— Перед там, как отправится к последней хате, давайте сыграем в игру «Веселые ребята». Сейчас один из вас станет «ловишкой». Он должен будет повернуться спиной к остальным. Вы же подбегаете к нему и дружно кричите: «Мы весёлые ребята, любим петь и танцевать. Повернись к нам ты, ловишка, и попробуй нас догнать!» Тот, кого водящий поймал первым, становится на его место.

Ведущий: Ребята, осталась в нашей деревне ещё одна хата — Митрофаныча и его доброй жены Матрёны. Пойдёмте скорее туда.

Шумно, весело идут к избе Митрофаныча.

Ребята: Хозяева, отворяйте ворота! Мы вам Козу в гости привели!

Хозяева: Проходите, гости дорогие! Но зачем нам коза? У нас своя есть!

Ведущий: А наша коза не простая! Там, где она копытцами потопчется, будет мир, лад и достаток!

Один из детей выходит вперёд, зачитывает колядку:

Дети (хором): А ну, Коза иди сюда! Попляши, хозяевов от души рассмеши!

Коза подходит со словами: Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая!

Дети становятся вкруг, в центре которого – Коза. Танцуют смешной танец под народные мотивы.

Митрофаныч: Ох, развеселили стариков! Подходите, получайте угощения!

Мехоноша подходит к хозяевам: А Коза то наша не простая! Любит особенные угощения!

Митрофаныч: И что же любит ваша Коза? Чем её задобрить?

Митрофаныч: Ну, ладно, идите насыплю вам овса да гречки! Да сала кусок! Вот жёнушка моя засолила – вкусное!

Ведущий: Всем людям сегодня желаем добра!

Кому песню споём, тому сбудется!

Пусть удача не проходят мимо ваших домов!

Будьте счастливы и здоровы!

Хором исполняют песню «Ай, спасибо, хозяюшка».

Детский фольклорный ансамбль «ПОТЕХА» — Ай, спасибо хозяюшке

После песни звучит дружное поздравление:

С Рождеством Вас поздравляем! Счастья, радости желаем!

Чтоб здоровыми все были! Долго жили – не тужили!

Ведущий: Сейчас предлагаю каждому из вас подойти к мешку с гостинцами и вытащить для себя подарок. Но подарки эти не простые, что вытяните, то и сбудется!

В мешок, который носил Мехоноша хозяева клали заранее подготовленные предметы:

  • Ягоды – у тебя появятся новые друзья
  • Монета – получишь пять пятёрок
  • Игрушка «собака» — тебе подарят собаку
  • Колечко – в тебя влюбится сосед
  • Картошка – ждёт тебя удача, сбудется мечта
  • Гвоздь — будешь в спорте чемпион
  • Игрушка «самолётик» — откроешь новую планету
  • Журнал с известной личностью на обложке – станешь известным актёром
  • Лавровый лист – станешь великим учёным
  • Книга – быть тебе великим писателем
  • Карандаш – многие будут восхищаться твоими картинами

После рождественского гадания, можно раздать детям сладкие подарки.

Ведущий: Вот и подошёл к концу наш замечательный вечер. Пусть прекрасное настроение останется с вами надолго! Сейчас предлагаю каждому хорошенечко задуматься и загадать самое сокровенное желание. А так как ночь у нас волшебная – оно обязательно сбудется!

Рождественские колядки для детей

Был такой замечательный обычай у наших предков – в ночь с 6 на 7 января ходить по избам и колядовать. В колядочных песнях хозяевам обычно желали здоровья, счастья, достатка. Устраивались настоящие представления. За это хозяева одаривали колядующих разнообразными угощениями.

Если вы решили превратить Рождество в незабываемый, яркий праздник Коляды для своих детей, то вам наверняка понадобятся слова весёлых песен-колядок. Предлагаю вам небольшую подборку простых песенок, которые легко запоминаются детьми.

Праздник проходит с ярмаркой сувениров, угощением в палатках, концертом самодеятельных коллективов.

Конкурсы и забавы чередуются с концертными номерами - частушками, танцами, песнями о зиме, Рождестве.
Основа этого сценария - фольклорные мотивы и народные обычаи. Ведущая одета в народный костюм.
Она приветствует собравшуюся публику и объявляет открытие праздника, посвященного Святкам и предстоящему Крещению.

Ведущая: Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называются святками. Они продолжаются до Крещения - 19 января. Святочные развлечения - это хороводы, пляски, катание с горок, обильное угощение. Днём в это время гуляли, играли и веселились, а по вечерам собирались на посиделки, гадали или ходили ряжеными и колядовали. Работать во время святок считалось нежелательным, потому что согласно поверью, весь год тогда мог пройти в трудах и хлопотах. Даже сохранились такие пословицы: "Лето для старания, а зима - для гуляния!", "Зима за морозы, а мужик - за праздники!" Вот поэтому и мы забудем на время обо всех заботах и повеселимся от души! Сколько с тех пор ни прошло лет, а ряженные и в наши дни так же ходят по домам, поют песни с пожеланиями добра, здоровья, а хозяева угощают их. В своих песнях ряженые славят Коляду. Наши предки верили: от того, как будешь славить Коляду, зависит, хорошим ли будет год. А знаете ли вы, друзья, что такое эта Коляда? Или кто такая? Вряд ли, потому что даже учёные до сих пор не могут точно разгадать эту загадку. Но одно старинное поверье, которое нам очень нравится... Но что там говорить, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!..

Появляются ряженые: Медведь, Коза, Курочка, Корова, Пастух, Коляда и Овсень. Коляда одета в сарафан и кокошник в виде солнца, Овсень - в русский народный мужской костюм. Медведь играет на баяне или гармошке, Пастух - на дудочке, Коза несёт сноп сена, Курочка - корзинку, Корова - кувшин, Овсень разбрасывает зерно из торбы.

Ряженые поют песенку-колядку:

Коляда-коляда, Отворяйте ворота,
Открывайте дверцу, Принесите хлебца,
Доставайте чашки, Положите кашки,
Сладкие конфетки, Медные монетки,
Кренделёк и бублик И железный рублик!
Угостите калачом, Не болейте нипочём!
Дай Бог радости тому, Кто да в тереме-дому!
Дай на поле рожь густу, Дай похлёбку не пусту,
Да белой холстинки, Да в хлеву скотинки!
Коляда-коляда, Будет жизнь у вас сыта!

Ведущая (кланяется ряженым): Добро пожаловать, гости дорогие! Пели вы хорошо, получайте за это награду! (Ведущая подаёт Коляде каравай на рушнике). А теперь расскажите нам, кто же вы такие?
Коляда: Я Коляда, дочь самого Бога солнца! А иначе говоря, я ваше новое летнее солнышко. Есть у меня тройка резвых коней - золотой, серебряный и алмазный, и с этого дня направлю я их на летнюю дорогу, к новому урожаю!
Овсень: А я Овсень, Коляде брат родной! Зерна рассыпаю, сею-посеваю, урожай богатый предвещаю!
Коза: Я Козочка рогатая, символ плодородия! Сноп сена ношу, за всходами слежу!
Корова: Я Коровка-Бурёнка, символ достатка! Меня из теста лепили да выпекали, на окошко выставляли да ряженых угощали! Пастух : А я Пастух, Бурёнку пасу, в дом удачу несу!
Медведь: А меня все знают! Я Мишка косолапый, весельчак и балагур! Пою-гуляю, за веселье отвечаю!
Курочка: А я Курочка, и тоже пришла не зря. В народе говорили, что с началом святок короткий зимний день прибавился "на куриный шаг". А это уже означает, что весна не за горами!
Ведущая: Вот так знатная компания собралась! А что вы ещё умеете? Народ честной собрался - веселья просит!
Коляда : А мы загадки умеем загадывать! Да не простые, а с закавыкою!

Загадки на святки

У нянюшки, у нянюшки Сорок восемь детушек, Малы были - все дружили, Подросли - рассыпались. (колосок)
По синему озеру плывут гуси с гусятами. (облака)
Домик деревянный, В домике - водица. (колодец)
Плачет, плачет рёвушка, Бедная головушка. Плачет летом и весной, А осеннею порой Так рыдает, так рыдает, Что почти не высыхает! (дождь)
Белая овечка, Золочёны рожки. Днём ей не пасётся, По ночам не спится! (месяц)
Не лёд, не снег, а тает. (свеча)
Чудной Сашка - Зелёная рубашка: Летом оделся, К зиме разделся! (дерево)
Деревянный великан По лесам-полям шагал. Через реченьку шагнул Да над реченькой уснул! (мост)

Зрители отгадывают, получают маленькие призы.

Ведущая: Да, мудрёные у вас загадки! А плясать вы умеете?
Коляда: А как же! Ну-ка, Мишка косолапый, разверни меха, а мы попляшем - весну покличем!

Медведь играет на баяне весёлую музыку, остальные ряженые танцуют (Коляда с Овсенем, Коровка с Пастухом, Коза с Курочкой). Зрители тоже присоединяются.

Игра "Хоровод"

Все желающие (и взрослые, и дети) выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу, ряженые тоже в хороводе, кроме Медведя, который играет на баяне, и Коляды, который "водит". В её руках яркий платочек. Пока Медведь играет и поёт. Коляда ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать, и выбранный становится водящим.
Медведь поёт: «Ходи, ходи, хоровод, Не назад, а вперёд! По кружочку я пойду, Да судьбу свою найду! Выбирай, выбирай, Да смотри не прогадай!»
Водящий отвечает словами: «Все собою хороши, Выбираю для души!» (говорит в микрофон и передаёт его выбранному человеку).
Затем всё повторяется сначала. Зрители могут подпевать Медведю.

Ведущая (после игры): Спасибо вам, ряженые, за веселье да развлеченье! У молодёжи во все времена был интерес к шумным играм и забавам. Но зимние праздники - это не только веселье и гуляние. Самая загадочная и таинственная сторона святок - конечно же, гадания. Гадали по вечерам, когда собирались на посиделки и сходки после весёлых дневных игр и забав на свежем воздухе. Сейчас, правда, в самом разгаре недолгий зимний день, но давайте-ка мы всё же погадаем с вами вместе! Вы спросите, как? Одним старинным русским народным способом!

Рождественское гадание


Выносят реквизит: по кругу на достаточном расстоянии от центра ставят миску с зерном, ведро с водой (неполное), чашку с монетами, корзину с соломой. Курочка тоже становится в круг. Ведущая вызывает из зрителей одного мужчину, просит его сыграть главную роль в этом гадании и наряжает Петушком (понадобится шапочка с красным гребнем и клювом). Петушок должен встать в центр получившегося круга.
Ведущая: Не пугайтесь, дорогой Петя-Петушок, гадание очень простое, хотя и довольно ответственное. Сейчас мы завяжем нашему Петушку глаза, несколько раз повернём его вокруг себя, чтобы запутать, и посмотрим, в какую же сторону он направится? Пока завязывают глаза, ведущая объясняет, что так гадали на Руси, внося в избу настоящего петуха. Если «Петушок» подойдёт к ведру с водой, то для всех присутствующих год будет богатым на новые события и знакомства, если к миске с зерном - то сытным и урожайным, если к монетам - то прибыльным и успешным, если к корзине, то - к прибавлению в семействе, а если к Курочке, то для всех, кто мечтает выйти замуж или жениться, эта мечта скоро исполнится. А "Петушок" получает приз за свою работу - леденцового петушка.
Ведущая: Гадания гаданиями, но наши предки понимали, что если сидеть дома и гадать, то исполнения мечты можно ждать долго. И они переходили от слов к делу! Знаете ли вы, друзья, что на Руси во время святок устраивались смотрины? У церковных оград собирались девушки в своих лучших нарядах, и по их нарядам парни могли сделать выводы о том, какие они рукодельницы. Ведущая вызывает дам для участия в конкурсе рукодельниц.

Конкурс рукодельниц

Для конкурса потребуется несколько веников. Участницы должны "нарядить" свои веники - для этого им выдаётся коробка с реквизитом (разные ленточки, шапочки, искусственные цветы и т.п.). Зрители выбирают трёх победительниц, которые получат небольшие призы.

Ведущая: Ай да красавицы, ай да рукодельницы! Спасибо вам, дамы, за участие. А что наши парни удалые да смелые? Есть ли желающие показать свою силушку молодецкую?

Бои на надувных дубинках

Состязаются мужчины попарно, каждый стоит внутри небольшого нарисованного круга. Задача - выбить соперника из его круга, но самому при этом не выйти из своего.
Ведущая: Да, не перевелись ещё на Руси богатыри румяные да красавицы ясноликие! Но кому гадания, кому смотрины, а у кого уже и свадебка не за горами, ведь святки традиционно были и временем подготовки свадеб. Всегда считалось, что лучшие дни для свадеб - дни от Святок до Масленицы. Но и тут надо быть настороже: выйти замуж - не напасть, да как бы замужем не пропасть! У наших предков была широко популярна шуточная песня-игра, которая рассказывала о том, что ожидает молодую девушку, собирающуюся замуж за старика...

Номер-шутка "Моченьки нет"

Исполняет женский коллектив и солист, переодетый стариком. Девушки танцуют вокруг сидящего на стуле старика, одна из них поёт. Музыка - любой частушечный мотив.

Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? В лес по ягоды пойдём, Голубь сизокрылый! Спелая малинка, В пироги начинка!
Старичок
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Пойдём грядки поливать, Голубь сизокрылый! Воду лей-поливай, Будет щедрый урожай!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка : Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Ты нам песенку пропой, Голубь сизокрылый! Незамысловатую, Невитиеватую!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка : Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Ну-ка с нами попляши, Голубь сизокрылый! Расступись, честной народ, Мой супруг плясать идёт!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Хоть на ложках нам сыграй, Голубь сизокрылый! Ложками стук-постук, Выходи скорее в круг!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? А пойдём-ка водку пить, Голубь сизокрылый! Водка сладенькая, Рюмка гладенькая!
Старичок (радостно вскакивая) А пойдём-ка, дорогая, Пойдём, милая моя! А пойдём-ка, дорогая, Пойдём, милая моя! (Старичок пляшет.)

Ведущая: Вот какой она бывает, семейная жизнь! Так что, дорогие девушки, хорошенько подумайте, прежде чем совершить опрометчивый шаг. Но, конечно же, чаще всего бывает совсем наоборот... Вот и сейчас, прямо здесь я вижу столько счастли- вых семей, с детишками! Покажитесь, где вы, наши ребятки? Не замёрзли? Сейчас мы поиграем вместе с вами, немного разогреемся!

Детская разминка

Дети повторяют движения за ведущей. Сначала всё идёт в медленном темпе, потом ускоряется:

Наша зимушка-зима, Прямо с севера пришла,
Вьюгами завьюжена, Ветрами закружена!
Мы замёрзнуть не хотим, Мы на месте не стоим,
Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножками потопали: Топ-топ-топ!
А теперь поприседали: Сели-встали, Сели-встали!
А потом прыжки на месте: Вместе-вместе- Вместе-вместе!
Улыбнёмся веселее И начнём ещё быстрее!.. (Повтор со строчки "Мы замёрзнуть не хотим ", в более быстром темпе, и так несколько раз).
Ведущая предлагает и взрослым присоединиться к разминке.

Ведущая: Ай да молодцы! Теперь вы точно не простудитесь. Мороз невелик, а стоять не велит! Но мы и не будем стоять на месте. Сейчас мне потребуется несколько родителей с детьми для состязания на силу и выносливость!

Семейная эстафета "Резвые сани"

Эта эстафета для родителей с маленькими детьми. Потребуется несколько салазок. Папы (а может, и мамы) на скорость провозят салазки с детьми по специальной "трассе", на которой нужно обойти все препятствия (например, покрышки от колёс). Самая быстрая пара получает приз.

Ведущая: Друзья! Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Что и говорить, древние понимали толк в веселье! Но и мы от них не отстаём, правда? Такими были на Руси святки - с ряжением, гаданием, праздничным гулянием. А заканчивались эти весёлые дни водосвятием на Крещение. До сих пор сохранился обычай ходить в полночь за водой к проруби. Люди верят, что если в простую воду добавить хоть капельку крещенской, она вся становится целебной. Набирая святую воду, нельзя ссориться, ругаться, допускать тёмные мысли: вода теряет святость. Купание в проруби — тоже народный обычай, который не является церковным таинством, но очень популярен. Но если среди присутствующих найдутся любители нырнуть в ледяную воду, то попросим их быть аккуратнее, чтобы не навредить самим себе... Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного! Наслаждайтесь праздниками и берегите друг друга!

Цель: целенаправленное содействие становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.
Задачи: содействие воспитанникам в освоении системы ценностей, идеалов, нравственных отечественных традиций российского этноса, формирование национального самосознания. Сохранение исторической преемственности поколений, приобщение к традициям национальной культуры русского народа. Воспитание творческой, гармонично развитой личности, устремленной к высшим духовно-нравственным идеалам.
Под песню «Рождественские свечи» дети входят в зал.
В 1. - Здравствуйте, дорогие ребята, дорогие гости! Поздравляем вас с праздником, с Рождеством Христовым! Очень, очень давно в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме, произошло удивительное чудо: родился необыкновенный Младенец. В мир пришел Спаситель.
В 2.-Ночь была тихая и ясная. На небе среди обычных звезд засияла совсем новая, по- особому яркая звезда. Никто в городе не знал о Рождестве Христовом, все спали. Только пастухи пасли свои стада в поле.
1.Стихотворение, читают дети:
Посмотрите- ка,
Вот, пастухи овечьи,
Меж собою ведут речи.
А вот звезда!
Пастухам она является,
Пастухи звезде удивляются.
2.Вот звезда! Вот это да!
И какая же большая,
Пребольшая, золотая,
Золотая да пресветлая!
То звезда не простая,
То звезда святая!
Под песню «Рождество» ведущие читают текст.
В 1.- Одним из самых любимых и чудесных праздников в России является Рождество Христово. В Рождественскую ночь повсюду зажигают свечи, наряжают елочки, славят Христа. Не случайно Рождественскую ночь называют ночью младенцев, а Рождество - любимым праздником детей. Только ребенок может стать счастливым от одного вида Рождественской елки и доверчиво ждать чудо.
В 2.- Да, в это время явился пастухам Ангел Божий и сказал:
Ангел – Не бойтесь, я пришел сообщить вам радостную весть: сегодня родился Спаситель! Вы найдете его в пеленах лежащего в яслях. Вы туда пойдите, чуду подивитесь, Богу поклонитесь!
Дети читают стихи:
Стихотворение «Рождество».
Рождество Христово!
На душе светло!
Праздника святого
Солнышко взошло.
Небеса так ясны,
Белый день в ночи:
То Младенцу в ясли
Шлет звезда лучи!
Стало плотью слово
Ради наших бед:
Рождество Христово-
Вечной жизни свет.
Снег пушинками кружится
У окошка моего.
Будем вместе веселиться
Елка! Праздник! Рождество!
В 1.- А сейчас, давайте, перенесемся в зимний лес.
Дети читают стихотворение:
1.Ночь. Мороз. Сверкают звезды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.
2.Тишина вокруг, поляна
Спит в объятьях сна.
Из –за леса выплывает
На дозор луна.
3.Звезды гаснут. С неба льются
Бледные лучи,
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.
4.Широко раскинув ветви,
В шубе снеговой,
Посреди поляны елка
Ввысь ушла стрелой.
5.На красавицу лесную
Лунный свет упал,
И огнями лед кристаллов
В ветках заиграл.
6.Бриллиантовые нити
В хвое заплелись,
Изумруды и рубины
На снегу зажглись.
7.Яркой звездочкой у елки –
Светится глава…
Наступает день великий –
Праздник Рождества!
(Хвостов)
Дети поют песню «Рождественская ёлочка»
В 2. – У нас на празднике тоже есть рождественская елочка. Посмотрите, какая она нарядная. Она украшена игрушками, которые ребята сделали своими руками.
Дети читают стихи:
Мама елку украшает,
Зреют в печке пироги.
Скоро свечи замигают
Под звездою из фольги.
Ель украсим мы звездой
И гирляндой золотой.
Ведь сегодня торжество
Святое Рождество.
В 1.- Ребята, знаете, существует легенда, почему в Рождество принято украшать елку.
В 2.- . А что еще у елочки на верхушке? Звезда. А знаете ли вы, почему елку украшают звездами? Нет? Тогда слушайте.
Гаснет свет.
Ведущая начинает свой рассказ о рождественской елке
В 1.- Давным-давно это было. Сидели как-то пастухи на привале. Ночь. Тишина. Вдруг один из них, сидевший лицом на восток, воскликнул: "Смотрите, смотрите! На небе делается что-то необыкновенное!". Действительно, все небо было залито ярким светом, как будто день сошел на землю. Появился Ангел Господень и возвестил о Рождестве Младенца Иисуса. Пастухи решили идти поклониться Младенцу.
В2.- Зашумел, заволновался ближний лес. Деревья тоже решили идти к Священной пещере. Старый могучий дуб предложил выбрать представителей от каждой породы деревьев. Выбрали представителей и двинулись в путь. Только ели задержались. Но вот и от них отправилась в путь елочка - маленькая, пушистая, выбранная не за года, а за свою красоту.
Когда елочка подошла к пещере, ей ничего не было видно. Старые и могучие деревья загораживали ей вход в пещеру.
1.- Тогда елочка поднялась на ближний пригорок и оттуда пыталась заглянуть в пещеру. В это время с небес скатилась голубая звезда и села елочке на макушку, а вслед за ней разноцветные звезды усыпали елочку. Оглядела себя елочка и сказала: "Как красиво сверкают эти звезды. Я непременно должна показать их Младенцу Христу".
2.- Елочка спустилась с пригорка и подошла к пещере. Увидев елочку, старые деревья расступились и пропустили ее. Она благоговейно склонила свою верхушку к яслям и прошептала: "Мир на земле. И в человеках благоволение".И еще ярче засияли на ней звездочки.
В 1.-: Празднование Рождества всегда несло с собой веселье. В этот светлый день и мы с вами будем веселиться. А вы любите праздничные игры?
Дети: Да.
В 2.-: Тогда поиграем!
СОБЕРИ СНЕГОВИКА
Для игры нужны два фланелеграфа (доска или рама с натянутой на них фланелью размером 100х70 см) и вырезанные из бумаги и наклеенные на фланель части фигуры Снеговика, нос-морковка, метла, шляпка (2 комплекта).
Соревнуются двое. Каждый старается как можно скорее собрать своего Снеговика.
КТО БОЛЬШЕ НАБЕРЕТ СНЕЖКОВ
Играют по двое детей. На пол рассыпают снежки из ваты. Детям завязывают глаза и дают по корзинке. По сигналу они начинают собирать снежки. Выигрывает тот, кто набрал большее количество снежков за 30 секунд.
ВАЛЕНКИ
Перед елкой ставят валенки большого размера. Играют двое детей. По сигналу они обегают елку с разных сторон. Выигрывает тот, кто обежит елку быстрее и наденет валенки.
ПРИДЕЛАЙ СНЕГОВИКУ НОС!
На две доски или на стену крепятся большие листы с изображением снеговиков. Участвуют два ребенка. Им завязывают глаза. По сигналу дети должны дойти до снеговиков и приставить нос (это может быть морковка). Другие дети помогают словами: левее, правее, ниже, выше...
ПОЙМАЙ СНЕЖОК!
Участвуют несколько пар. Дети стоят друг против друга на расстоянии приблизительно 4 метров. У одного ребенка пустое ведерко, у другого - мешочек с определенным количеством “снежков” (теннисные или резиновые мячи). По сигналу ребенок бросает снежки, а напарник старается поймать их ведром. Выигрывает пара, которая первой закончит игру и наберет большее количество “снежков”.
В МЕШКАХ ВОКРУГ ЕЛКИ
Соревнуются по 2 ребенка. Они становятся ногами в мешки, верх мешков держат руками. По сигналу дети бегут вокруг елки (или стула) в разные стороны. Выигрывает тот, кто прибежит быстрее. Игру продолжает следующая пара.
ДОНЕСИ СНЕЖОК В ЛОЖКЕ!
Участвуют 2 играющих. Им дают в рот по ложке с ватным снежком в ней. По сигналу дети разбегаются в разные стороны вокруг елки (или стула). Побеждает тот, кто прибежит первым и не уронит снежок из ложки.
В 1. - Как ни жаль, близится к концу и этот вечер. На нашем празднике было все: и игры, и песни, и шутки, и смех. А чего не хватает на нашем празднике? Правильно, подарков. Послушайте в тишине красивую Рождественскую песню, а наши помощники раздадут вам подарки. Но перед этим давайте скажем Богу «СПАСИБО» за Его Сына Иисуса Христа, Которого Он послал на землю.
В 2:- И Рождество как маг, волшебник,
Как драгоценный талисман.
Здоровья, бодрость и веселье,
И счастье пусть подарит Вам!

Развлечение в младшей группе «Рождественские колядки»

Описание материала Предлагаю конспект развлечения для детей 3-4 лет и родителей на тему: "Рождественские колядки". Материал будет полезен воспитателям ДОУ младших групп, музыкальным руководителям.. Конспект развлечения направлен на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре, воспитание духовности и формирование эстетического создания дошкольников в процессе ознакомления с русским праздником – Колядки.А также для организации работы воспитателя с родителями.

Конспект развлечение в младшей группе «Рождественские колядки»

Интеграция образовательных областей: «Познание, «Коммуникация», «Социализация», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель . Организация культурного досуга детей и родителей. Приобщение детей к народным праздникам, традициям.
Программные задачи - формировать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
- разучить музыкальный фольклорный материал, используемый в повседневной жизни;
- прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма;
- воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Словарная работа
Обогащение словаря Рождество, коляда, колядовщик, колядка.
Предварительная работа Разучивание стихотворений, прослушивание колядок, просмотр мультфильмов о Рождестве, учить играть на музыкальных инструментах.
Материалы оборудования зал украшен в зимней тематике, стоит домик среди деревьев, мультимедийная установка, сундук с атрибутами для ряженья (платки, бусы, маски зверей, сарафаны, рубахи, ленты и т. д.); шумовые детские музыкальные инструменты (дудочки, бубны, ложки и т. д.); музыкальное сопровождение; рождественская звезда; клубок ниток; сетка волейбольная и снежки, 2 лошади-палки, 2 воздушных шара и 2 дуги.

Ход развлечения Под песню «Рождество и Святки» дети входят в зал и заводят хоровод.
Ведущий Наступило Рождество
Долго ждали мы его
Святки празднует народ:
Веселится и поёт.
В этот зимний вечерок вьется над трубой дымок,
Месяц на небе весит и в избе гостей полно.
Посиделки здесь у нас, мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться, в русский пляс с душой пуститься.
Раз-два, раз-два, начинается игра!
Ведущий Встанем вместе мы в кружок, будем мы катать клубок,
У кого клубок замрет, тот для нас плясать пойдет.
Проводится игра «Передай клубочек» под русскую народную мелодию.
Ведущий : Ну а что такое святки? Вы не слышали ребятки?(Дети читают стихи)
1 ребенок
Праздник это самый длинный
Он веселый и старинный
Наши предки пили, ели
Веселились две недели
От Рождества и до Крещенья
2 ребенок
Приготовив угощенье
Пели разные колядки
По дворам ходили в Святки!
3 ребенок
Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Ведущий Но для начала давайте посмотрим, что такое Рождество? Усаживайтесь поудобней.
Видеофильм «Рождество». (просмотр на 5 мин)
Ведущий На период Святок приходятся три праздника - Сочельник (6 января), Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (19 января). Эти две святочные недели относят к периоду веселья и отдыха, формы которых могут быть различными. А поскольку торжества длятся более одних суток, то и употребляют слово «Святки» лишь во множественном числе.
Руси во время святок
Дети наряжались в необычные костюмы и ходили по домам и пели
Песни – колядки. Детей называли колядовщиками. Им давали сладости. Считалось, если не дать детям угощение. То случится беда.
Вот и мы с детками и их родителями пойдем колядовать.(Родители одевают маски)
Эй, хозяева, вставайте!
Шире двери открывайте!
На пороге коляда
Веселиться всем пора!
Все дети и родители идут к домику Хозяйки и поют:
1 Колядка (поют): «Коляда, Коляда, Приходила Коляда, накануне Рождества.
Детей собирать. С Новым годом поздравлять!»
Выходит хозяйка.
Хозяйка Здравствуйте, люди добрые!
Гости дорогие, гости званые!
С Новым годом! С Новым счастьем!

Чтоб здоровы были! Много лет чтоб жили!(угощает детей конфетами, кладет ведущему в корзинку после каждого номера)
1 Колядовщик(родитель). Вошла Коляда позади Рождества, вперед Масленицы!
2 Колядовщик.(родитель) Святки празднует народ: веселится и поет!
Ведущий. Хозяюшка! Будешь ли наших деток угощать?
Хозяйка
А за что вас угощать?
Сначала отгадайте-ка загадочки.
1 загадка.
Кто снег белый разбросал,
Речку крепким льдом сковал?
С вьюгой, холодом пришла…
Как зовут ее?.. (Зима)
2 загадка.
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке? (Снежинки)
3 загадка.
Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег)
4 загадка.
Красавица какая
Стоит, светло сверкая?
Как пышно убрана…
Скажите, кто она? (Новогодняя елка)
5 загадка.
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз).
Ведущий Посиделки здесь у нас, мы сюда позвали вас.
Ну а чтобы не замерзнуть, поиграем мы сейчас.
ИГРА В СНЕЖКИ (через волейбольную сетку, две команды перекидывают снежки, выигрывает та команда, на чьей стороне меньше снежков)
Хозяйка Молодцы ребята.
3 колядовщик(родитель)
Коляду встречайте, щедро угощайте!
Коляда, коляда, накануне Рождества!
Блин да лепешку ложи нам в лукошко!
4 колядовщик (родитель)
Хозяюшка добренька! Пирожка бы сдобненька!
Ты не режь, не ломай, поскорей подавай!
2 Колядка. (поет мама с ребенком)
Дзинь, дзинь звенят звоночки
К вам пришли сыны и дочки
Вы колядников встречайте
Нас улыбкой привечайте
5 колядовщик(родитель) Собрались мы позабавиться, да потешиться!
Смех вам да веселье.
Ведущий Вот и будем веселиться.
Хозяйка А теперь игра богатырей, для тех, кто дуть умеет всех сильней!
Игра с шариками «Богатыри» (двое игроков, сидя на коленях, должны задуть шарики в ворота, игра для взрослых), «Скачки на лошадях»(для детей)
Ведущий. А хотите погадать, да судьбу свою узнать?
Гадание по профессиям для детей (в мешочке лежат следующие предметы);
1. Ножницы детские – парикмахер
2. Сантиметр – портной
3. Книжка – писатель, ученый
4. Муз. Инструмент – музыкант
5. Краски- художник
6. Градусник – врач
7. Машина – водитель
8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир.
Ведущий Ребята, а сейчас поиграем с Солнцем.
В центре круга – «солнце» (в руках у ребенка Рождественская звезда). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.
Ведущий
На Руси люди Святки отмечали, пели и плясали,
В ложки деревянные, бубенцы весело играли.
Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте!
Ну-ка примемся за дело, поиграем с ними смело!
Игра на детских музыкальных инструментах: «Ложкари»
Раз- два, раз- два, начинается игра!
(Под русскую народную мелодию вместе с воспитателем играют на инструментах)
Дети читают стихи
1 ребенок
В этот светлый праздник.
Праздник Рождества.
Мы друг другу скажем
Теплые слова.
2 ребенок
Тихо снег ложится
За окном зима
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.
3 ребенок
Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.
4 ребенок
Льются звуки жизни,
Счастья и добра
Озаряя мысли светом Рождества!
Ведущий
В последний день святок, на Крещение, собирали снег для умывания и для бани. Люди верили, что он целебный, может прибавить красоты и здоровья. А ночью идут за водой на реку, самые смелые окунаются в прорубь, считается что все это обладает чудесной силой. Люди верят, что в крещенскую ночь небеса открываются и Божья благодать сходит на землю и если загадать желание, то оно непременно сбудется. А еще на Крещение бывают самые лютые морозы. Всем людям добрым желаем добра, золота, серебра!
- А теперь, Хозяюшка угостишь детей?
Понравились тебе наши песни, игры, пляски?
Хозяйка . Молодцы, ребята! И песни хорошо пели и танцевали, и плясали.
Угощайтесь на здоровье! Раздает детям угощенье. Пышных пирогов, медовых блинков!
Чтоб здоровыми все были, чтобы много лет прожили.
Ведущий Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом…
Поздравляем с Рождеством!
Хозяйка
Ну вот и закончились наши посиделки. Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников.
Под русскую народную мелодию дети и родители уходят из зала на чаепитие.

Считались волшебным, колдовским временем. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь. В Рождество любой гость считался священным. На рождественский ужин приглашали также лесных зверей. Говорили: «Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть».

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка мишка в красном колпачке; мешок в виде сапожка, в котором лежат музыкальные инструменты — бубен, погремушка, барабанная палочка, тарелки, колокольчик; бубны, колокольчики, погремушки — каждому ребенку; барабан.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ведущий (взрослый).

Мишка (игрушка, управляемая ведущим).

Дети входят в зал и встают вокруг елочки.

Ведущий

За Новым годом Рождество

Тихонечко идет,

И снова возле елочки

Хор ребятни поет.

Новогодний хоровод (по выбору)

Дети садятся на места. Раздается стук в дверь.

Ведущий

Кто стучится в нашу дверь?

Может, это страшный зверь?

Дверь тихонько отворю,

Кто стоит там, посмотрю.

(Открывает дверь и вносит Мишку в красном колпачке и с мешком-сапожком.)

Ой, да это же Мишутка

В колпачке. Что это? Шутка?

Мишка

А я, Мишка, — Дед Мороз,

Вам подарочки принес.

Ведущий . Разве может быть Мишка Дедушкой Морозом?

Дети . Нет.

Мишка

А на святки все бывает,

Любая сказка оживает.

Для вас Мишутка-Дед Мороз

Принес игрушек целый воз.

Игрушки необычайные,

Игрушки музыкальные.

Ведущий

Ну-ка, Мишка, покажи свой мешок.

(Рассматривает мешок.)

Да это ж сапожок!

(Встряхивает сапожок.)

(Играет на бубне.) Дети. Бубен!

Педагог достает бубны из сапожка и раскладывает их по кругу. Каждый ребенок садится на колени перед бубном.

Ритмическая игра «Бубен»

Проводится иод белорусскую народную мелодию «Янка».

Бубен весело гремит — Дети перекладывают бубен правой рукой так, чтобы он оказался перед ребенком, сидящим справа. Движения выполняются в соответствии с метрической пульсацией. Получается так, что на каждую долю перед ребенком появляется бубен, который в свою очередь кладет перед ним сосед слева.

Дили-дили, дон! Дети поднимают бубен и встряхивают его. Ударяют в него ладонью.

Дили-дили, дон! Встряхивают бубен и ударяют в него ладонью.

Ребятишек веселит —

Встряхивают бубен и ударяют ладонью.

Бубен, спой еще разок - Перекладывают бубны по кругу.

Дили-дили, дон! Дили-дили, дон!

Встряхивают и хлопают ладонью.

Дили-дили, дон! Дили-дили, дон!

Встряхивают и ударяют ладонью.

С. Коротаева

Ведущий. Посмотрим, что еще принес в сапожке Мишка. (Достает барабанную палочку.) Что это такое, ребятки?

Дети . Палочка для барабана.

Ведущий . А вот и сам барабан. Он потерял свою палочку, а Мишка ее нашел. (Играет на барабане.)

Эй, барабан! Играй, барабан!

Трам-барабам, трам-барабам!

Песня «Барабанщик» М. Красева

Дети ноют, один ребенок играет на барабане.

Ведущий . А что еще есть в мешке, вы сразу отгадаете.

Ой, гремит она, гремит,

Малышей всех веселит.

Ваша первая игрушка,

Называлась... (погремушка).

(Достает погремушку из сапожка.)

«Полька» (муз. М. Глинки)

Дети играют на погремушках.

Погремушечка звенит Дети ударяют погремушкой по ладошке

И ребяткам говорит,

Весело играет,

По ладошке ударяет.

Принялась она за дело, Звенят погремушкой.

Над головкой зазвенела,

Весело играет,

Деток забавляет.

Ведущий (заглядывает в мешок). Ребятки, что я вижу.

Тарелки блестящие,

Тарелки настоящие,

Не крупные, не мелкие,

Тарелки медные.

(Достает тарелки и играет на них.)

Тарелочки играют,

В игру всех приглашают.

Игра «Снежинки»

Полетят снежинки Дети бегают на носках

Тихо над землей, врассыпную.

Кружится снежинок Кружатся.

Белый рой. Педагог ударяет в тарелки.

В сугроб собрался белый рой, Дети собираются в «сугроб» (встают тесной группой)

Стал белою горой.

Припев. Повторяют движения.

Снег на землю упал, Педагог ударяет в тарелки

На дорожке полежал. После удара тарелок дети приседают

Припев. Повторяют движения.

Быстро снег закружился, Педагог ударяет в тарелки.

В снеговика превратился. После удара тарелок дети замирают, встав прямо и поставив руки на пояс.

Ведущий (звонит в колокольчик, не доставая его из мешка)

Динь-дон, динь-дон!

Это что еще за звон?

Дети. Это колокольчик!

Педагог достает из сапожка колокольчик.

Музыкально-дидактическая игра на развитие динамического слуха «Тихие и громкие звоночки» Р. Рустамова

Ведущий (показывает, что сапожок пустой).

Спасибо, Мишка, нам за новогодний сапожок. Вот сколько инструментов в него поместилось.

Мишка. А давайте сыграем в оркестре.

Ведущий. Как это — в оркестре?

Мишка. Это когда все инструменты играют вместе, дружно.

Ведущий. Мы, Мишка, сейчас попробуем.

Игра «Оркестр»

Инструменты разложены по кругу. Дети идут по кругу и поют.

Шли мы, шли, Дети маршируют.

Потом устали,

Инструменты в руки взяли,

На них марш мы заиграли. Поднимают любой инструмент и играют ритмическое сопровождение к маршу.

Побежали, побежали Кладут инструменты

И немножко мы устали, на пол и бегут по кругу.

Инструменты в руки взяли,

На них полечку сыграли. Поднимают инструменты и играют польку.

По дорожке мы пошли, Ходят на всей ступне.

Инструменты мы нашли.

Инструменты в руки взяли,

Нежно вальс на них сыграли. Поднимают инструменты и играют сопровождение к вальсу.

По дорожке поскакали, Поскакивают по кругу.

Ножки вновь у нас устали.

Инструменты в руки взяли,

Пляску русскую сыграли. Играют на инструментах русскую плясовую.

Ведущий. Спасибо, Мишенька, тебе за инструменты, за красивый сапожок. А мы тебя угостим медом. (Дает Мишке бочонок.)

Мишка. Спасибо, ребята! Пойду в лес с товарищами-медвежатами мед кушать. До свидания!

Хоровод (по выбору)