Семейные традиции. Круглый стол для родителей

Круглый стол « Дела семейные» в 10-11 классе

(Эпиграф: «Семья - это маленькая вселенная. Жить в браке... это большой, ни с чем не сравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости» (В.А. Сухомлинский).

Ведущая. Семья действительно похожа на маленькую вселенную, уже хотя бы потому, что она тоже полна загадок. Многие семейные загадки человечество решает до сих пор. Почему именно этого человека мы выбираем в спутники жизни? Почему пара молодых, а иногда и не очень молодых людей решает пожениться? Почему приходит и уходит любовь - чувство, которое считается стержнем супружества, началом всех начал семейной жизни? Почему это чувство так необходимо в семейной жизни? Почему одна семья выдерживает, решает большинство загадок-проблем семейной жизни, а лодка другой разбивается о банальные заботы семейного быта? Об этом и многом другом мы и поговорим с вами сегодня.

Семья - мир сложный, неповторимый,

Где ждет любимая, где есть любимый.

Мы рядом, вместе, есть ты и я.

Пока вдвоем мы, мы семья.

Все в этом мире начинается с любви. И тем более семья. Ведь именно любовь является источником доброты и всего возвышенного, того теплого и светлого, что есть на нашей земле. Но, как говорили мудрые люди прошлого: «Не насытится око зрением, руки делом, ум знаниями, а сердце любовью». Человек не может жить только одним этим чувством. И природный, и духовный мир человека столь разнообразен (человеку необходимы интеллект, приобретение новых знаний, впечатлений, развитие своего профессионализма и т. д.), что оказывает влияние на все стороны человеческой жизни, в том числе и на любовь. Поэтому в этой вселенной под названием «любовь» и возникает масса загадок и проблем.

Ведущая. «Никакой драмы, ничего волнующего нет ни в чем, кроме человеческих взаимоотношений» - так писал Антуан де Сент-Экзюпери. И это действительно так, потому что тот поток общения, в котором находится постоянно человек, приводит его ко многим драмам, в том числе и семейным. Люди разные, две неповторимые индивидуальности на основе чувства любви объединяются в семейный союз. Мы часто слышим такую фразу: «Хоть бы в семье отдохнуть от проблем». Так чего же ищут люди в семейной жизни, на что надеются?

Обсуждение вопроса учениками

Подведение итогов дискуссии. Думаю, что каждый, вступая в брак (за редким исключением), верит в любовь, надеется на обогащение своей жизни, наполнение ее новым смыслом.

Любовь, ты истинна тогда,

Когда нас путами не вяжешь,

«Я - не оковы для тебя», -

Когда такое ты мне скажешь.

Любовь всегда сильна, когда

Она - волнующее море,

Меж берегами наших душ

Манит и плещет на просторе.

Многие женщины мечтают о мужчине, который будет любить только их, никогда ни на кого не глянет, будет уважать и ценить только ее, единственную и т. д. Надо заметить, что и мужчины в большинстве своем мечтают о женщине, которая будет благодарна ему за заботу, будет считать его самым мудрым, нужным, полезным, любимым и уважаемым. Каждый мужчина надеется стать королем в своем семейном царстве, а женщина - королевой.

Ведущая. Да, но как насчет подданных, тех, кто будет обустраивать семейный быт?

Обсуждение вопроса учениками

Подведение итогов дискуссии. Думаю, что эти две роли в семье необходимо совмещать, притом разумно. Иначе - то, о чем мы говорили с вами в начале, - загадки и проблемы. Чтобы сохранить мир и согласие в «королевстве», необходимо решать многие жизненно важные проблемы. И в первую очередь не следует забывать о том, что современная женщина, добившись равноправия, должна всегда помнить о тех различиях, которые в мужчине и женщине предусмотрела сама природа.

О женщине как о слабом и неверном существе говорили очень долго. Уделом женщины были забота о семье и ублажение мужчины. Говоря о женской неверности, древнеиндийская мудрость гласит: «Пусть достанется ей сам бог любви, она пожелает другого мужчину». Расул Гамзатов так пошутил в одном из своих стихотворений: «Если муж хороший, плохо все равно». Но, возможно, это с точки зрения мужчин? А если посмотреть на жизнь женщины и все ее заботы другими глазами?

Обсуждение вопроса учениками

Подведение итогов дискуссии. Далеко не легка семейная ноша женщины. Древние индийцы говорили, что «хорошая жена - это шесть лиц в одном». А учитывая современные нагрузки женщины, сколько еще ролей мы можем ей добавить?! Уж точно не одну. Да, современная женщина может многое. Видимо, именно поэтому многие мужчины, восхваляя женское равноправие, стараются переложить на ее плечи как можно больше ответственности за семью (быт, занятость на работе, воспитание детей и т. д.). К большим физическим перегрузкам добавляются и психологические. А все уже вместе взятое переносить женскому организму часто бывает не под силу.

К тому же женщина, осознавая высокие результаты своих усилий и высоко оценивая себя, рано или поздно приходит к заниженной оценке роли мужчины в семье. Начинаются упреки и недовольство. Часто это приводит к тому, что завышенная женская самооценка и ее высокое служебное положение унижают мужчину, лишают его возможности проявить свои способности, ум и талант.

Большинство из нас за равноправие в семье. Что вы считаете таким равноправием?

Обсуждение вопроса учениками

Подведение итогов дискуссии. Я тоже считаю, что в доме должна быть женщина и должен быть мужчина. Зачем в доме феминизированный мужчина? Ведь он, в конце концов, становится неинтересным. Его перестают любить, ему начинают изменять. А вот с появлением в семейной жизни измены приходит ревность и наступает драматический период во взаимоотношениях.

Но почему же все-таки это происходит? Есть семьи, которые хорошо осознают роль мужчины и женщины в семье и прекрасно справляются с этими ролями. А драмы не обходят и их. Где же те составляющие семейного счастья, которые дают возможность укреплять семью?

Обсуждение вопроса учениками

Подведение итогов дискуссии.

1. Семейный уют. 2. Общность взглядов. 3. Материальное благополучие. 4. Сексуальная близость. 5. Привычка супругов друг к другу. 6. Супружеский долг. 7. Любовь к детям. 8. Взаимная забота супругов. 9. Общая жилплощадь. 10. Культурный уровень супругов.

Обычно молодые люди завышают значение эмоциональных факторов для семейной устойчивости. Они представляют для себя семейные ценности только идеально, поэтому романтизируют брак. И их неудачи в браке связаны с собственным невежеством в вопросах семейных отношений.

Мера удовлетворенности отношениями в браке зависит еще и от тех мотивов, по которым люди вступают в брак. Более прочные браки основаны на общих интересах и потребностях.

(Проводит тренинг.)

Задание 1. Расставьте по мере значимости для вас следующие мотивы вступления в брак: любовь; общность интересов, взглядов; чувство одиночества; случайность; чувство сострадания; материальная обеспеченность будущего мужа (жены); наличие жилплощади у будущего мужа (жены); вероятность скорого рождения ребенка.

(Участники высказывают свое мнение.)

Задание 2. Расставьте эти же мотивы вступления в брак, которые используются, на ваш взгляд, молодыми людьми в настоящее время в большей степени.

(Подводят итоги, обсуждают результаты.)

Задание 3. Предлагаем ответить на вопросы анкеты:

1. Какие условия необходимы для счастливой семейной жизни (назовите не более трех главных, с вашей точки зрения)?

а) отдельная квартира; б) материальное благополучие; в) взаимопонимание между супругами; г) дети; д) уверенность в прочности брака; е) интересный досуг; ж) интересная работа; з) желаемое образование; и) хорошее положение на работе; к) хорошие друзья; л) самостоятельность, свобода действий; м) другие условия.

2. В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего вступать в брак?

а) 18-20; б) 21-24; в) 25-27; г) 28-30; д) старше 30 лет; е) свой вариант.

3. Какой способ проживания, на ваш взгляд, предпочтителен для молодоженов?

а) вместе с родителями; б) возможно ближе к родителям, но раздельно; в) только отдельно; г) свой вариант ответа.

4. Как вы считаете, какими качествами должна обладать идеальная жена? Отметьте три самых важных качества. На этот и 5-й вопрос отвечают и юноши, и девушки:

а) ум; б) нежность; в) доброта; г) готовность во всем подчиняться мужу; д) умение настоять на своем; е) уступчивость; ж) трудолюбие; з) скромность; и) бережливость; к) домоседство; л) любовь к детям; м) верность; н) свой вариант ответа.

5. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный муж?

а) ум; б) мужество; в) любовь к работе; г) забота о семье; д) веселый нрав; е) доброта; ж) верность; з) стремление взять на себя самые трудные семейные дела; и) умение сочувствовать; к) ласковость и нежность; л) надежность; м) уважение к женщине; н) свой вариант ответа.

(Обобщенные результаты обсуждаются, сравниваются ответы юношей и девушек.)

Ведущая.По результатам анкетирования явно просматривается, что некоторые из вас, требуя от своей половины чего-то большого и стоящего, не особенно беспокоятся о том, чтобы совместить свои запросы и представления о себе и другой половине.

А ведь в любви не должно быть только «я» (я такая распрекрасная, поэтому ты меня любишь и я позволяю тебе себя любить). В любви не должно быть только «ты» (ты - это все и даже больше, а меня как личности уже практически нет). В каждой семейной паре должны быть «ты», «я» и «мы». Кто не понял этого, у того все трепетные чувства ранней влюбленности разбиваются о ссоры, разочарование и непонимание. Злость, нервозность и боль приходят на смену любви.

Многое происходит потому, что люди, вступающие в брак, часто, по существу, не знают друг друга. Сексуальная совместимость, конечно, важна в супружеских отношениях, и именно этот мотив часто выбирают молодые люди для вступления в брак. Но сексуально привлекательными вы можете быть для многих. А вот совместить свои характеры, превратить ваше чувство любви еще и в настоящую дружбу, сделать взаимопонимание нормой семейной жизни - это дано не каждой паре.

Часто возникающие вопросы лидерства в семье тоже добавляют своих трещин в супружеские взаимоотношения. Принимая на себя роль лидера, необходимо помнить, что глава семьи не только получает дополнительные права, но и возлагает на себя дополнительные обязанности. Психические и физиологические перегрузки тоже значительно увеличиваются, поэтому «мы» в семье - это лучший выход.

Ученик. Думаю, что, как бы ни любили люди друг друга, ссор и размолвок им не избежать. Семейная адаптация не может происходить без размолвок. Я читал о том, что именно в первые годы брака супруги особенно ранимы. Каждое сказанное слово и брошенная без задней мысли шутка могут вызвать обиды и ссоры. Наверное, спасет высокая культура взаимоотношений и память о том, что рядом с тобой человек, которого ты любишь, с которым ты решила прожить всю жизнь.

Ведущая. Это действительно так. Культура взаимоотношений предполагает в первую очередь внимание к любимому человеку, понимание его внутреннего мира, учет его вкусов, интересов, желаний. Мы уже много говорили с вами о методах улаживания конфликтных ситуаций. Не спешите делать негативные выводы о словах и поступках любимого человека, сумейте разобраться, проявите снисходительность к мелочам. Вам помогут откровенность и доверчивость, желание всегда увидеть в человеке лучшее, что есть в нем.

Быть друг с другом - это целое искусство. Не пытайтесь «перекраивать» друг друга. Каждая личность неповторима. Постарайтесь уверовать в то, что именно тот человек, который идет с вами по жизни рядом, ценен и значим для вас, как никто другой.

Ученик. Часто в жизни нам приходится слышать такую фразу: «Их лодка любви разбилась о быт».

Обсуждение вопроса учениками

Подведение итогов дискуссии. К сожалению, этой фразой очень часто подводят печальный итог. Эту фразу можно было бы дополнить еще одним словом - неустроенный. Именно неустроенный быт - причина конфликтов, разногласий, разводов. И тон здесь чаще всего задают женщины, вопрошая: «Почему все заботы на мне? Я что вам - рабыня?» Но женщина, вступая в брак, не должна забывать, что семейное счастье добывается ежедневной и многолетней тратой времени и сил на обыденный домашний труд. Хотя современные новшества и облегчают домашний труд, работать все-таки приходится достаточно. После трудового дня это особенно тяжело. И тем не менее женщине лучше самой научиться пришивать пуговицы, а не ехать в ателье через весь город. Как говорят умные люди, не следует забывать о том, что любовь не может жить в неприбранной квартире, а тем более, с плохим питанием и невымытой посудой. Правда и то, что все, что сделано по дому, должно быть по достоинству оценено другим человеком.

От искусства ведения хозяйства зависит во многом экономика семьи. Это касается умения приготовить великолепный обед из сравнительно недорогих продуктов, сшить или связать, испечь самой, а не переплачивать и т. д. Немаловажным условием для правильного налаживания быта является разумное ведение семейного бюджета. Большинство семей в качестве главного источника семейного бюджета рассматривают зарплату. Значит, ссоры и упреки по поводу того, что кто-то просиживает на работе, просто неуместны. Ведь именно профессиональный рост даст возможность улучшить материальное положение семьи. Надо думать не только о дне сегодняшнем, но и о перспективе тоже. При этом только помощь друг другу и взаимопонимание помогут молодой семье сдать экзамен на прочность чувств. Ведь не всегда есть возможность пополнить бюджет семьи за родительский счет. Так что многим молодым семьям просто необходимо считать и рассчитывать, планировать и уступать.

Планирование своих доходов и расходов, учет истраченных средств (питание, одежда и обувь, хозтовары, досуг и отдых), разумный контроль - это тоже необходимые составные семейного бюджета. Планируя и подсчитывая расходы, надо обращать внимание на то, что деньги из семейного бюджета чаще всего уходят неизвестно куда не крупными, а именно небольшими суммами. Модный журнал или аксессуар, перчатки, фаст-фуд и жевательная резинка, а в результате вопрос: «Куда деньги пропадают?» Умейте отказаться от того, что необязательно. Постарайтесь продать вещь, которая не понадобилась вам хотя бы раз в году. Не старайтесь пустить пыль в глаза обилием блюд на праздничном столе. Сколько потом пропадает! Лучше продумайте сервировку и свое отношение к гостям. Стоит еще помнить и о том, что принцип «ты заработал, а я истрачу» не укрепит ни ваш быт, ни семейные отношения.

Действительно, одной романтикой и чувствами не проживешь, от повседневности никуда не денешься. Поэтому семьи, соединив воедино свои чувства и серьезный повседневный труд, могут рассчитывать на долгую совместную жизнь. Каждая семья относится к распределению обязанностей по-своему. Если в семье царит атмосфера бытового творчества, то все семейные дела выполняются совместно. Каждый из супругов должен быть готов выполнить ту работу, которую другой не успел сделать ввиду своей занятости. И споров тогда не возникнет.

Есть семьи, в которых основные дела по дому выполняются вместе, а некоторые из них становятся обязанностью одного из супругов (например, закупка продуктов). Это тоже хороший вариант, способствующий налаживанию семейного быта.

Но ведь достаточно и таких семей, в которых царит дух бытовой неустроенности или бытовой эксплуатации мужчины или женщины. Перекладывание обязанностей друг на друга приводит к тому, что домашние дела так и остаются несделанными, а в доме постоянно нет то хлеба, то соли, потому что кто-то обязательно забудет это купить. Не лучше и бытовая эксплуатация, когда жена, а в некоторых случаях и муж превращаются в раба дома. Бытовое сотрудничество - это, конечно, идеальный вариант ведения хозяйства. При таком сотрудничестве участие в домашних делах принимают и дети.

Ученик . Думаю, что быт семьи никак не должен исключать понятие «отдых», который тоже лучше планировать вместе и с учетом интересов друг друга.

Ведущая . Замечательно, когда семья знает, чему посвящен каждый день недели. И, разумеется, каждый день должен содержать наряду с выполнением домашних обязанностей какой-то вид отдыха: прогулки, любимое занятие, общие обсуждения, встречи с друзьями, празднование семейных знаменательных дат, отдых на природе и т. д.

Все, о чем мы сейчас говорили, свойственно гармоничному семейному союзу. Но достичь семейной гармонии и счастья - задача не из легких. Чем больше вы будете знать о построении семейных отношений, чем чаще вы об этом станете задумываться, тем вероятнее, что вы сможете избежать ошибок и разумно построить свою дальнейшую жизнь. Сейчас я хочу ознакомить вас с неблагоприятными типами отношений в семье.

Есть семьи, которые со стороны выглядят благополучно. Жизнь идет размеренно, тихо, спокойно. Но это только на первый взгляд кажется, что все так хорошо. В подобных семьях могут царить скука и повышенное чувство ответственности. Искренность чувств уже пропала. Превалируют негативные чувства, но эмоции сдерживаются. В такой внешне спокойной семье царят усталость, депрессия, тоска.

Другие же семьи, наоборот, постоянно выясняют отношения. Ссоры и скандалы, уходы и возвращения постоянно чередуются. За оскорблениями следуют эмоциональные признания в любви. Жизнь супругов полна стрессов и нервного перенапряжения.

Существует такой тип семьи, которая носит название «семья- санаторий». Явная дисгармония здесь заключается в том, что один из членов семьи ограничивает свои обязанности (из-за повышенной тревожности перед окружающим миром), заставляя других находиться в постоянной тревоге за него и проявлять особую заботу. Другие же члены семьи испытывают при этом недостаток в любви и внимании, а частое чувство тревоги создает большие нервные перегрузки.

Есть «семьи-крепости», в которых четко усвоены представления об агрессивности, угрозах и жестокости внешнего мира. Члены таких семей выплескивают все негативные эмоции, возникающие в семье, как на окружающий мир в целом, так и на отдельных его представителей. Сыплются упреки и даже угрозы. Обычно эмоциональный мир внутри семьи нарушен, нет естественной теплоты, но есть жесткий регламент, пассивное подчинение. Здесь только видимость солидарности и содружества. В таких семьях чаще всего один из родителей деспот, а другой мелочно заботлив.

В «семье-театре» обычно один из супругов остро испытывает необходимость в любовании и внимании. А контакт с детьми заменяется материальными благами. В такой семье многое напоказ, даже любовь и забота.

Психологическая незрелость супругов приводит к образованию семей под названием «третий лишний». Эмоционально значимыми остаются только супружеские отношения. А в отношениях с ребенком - скрытое неприятие.

В дисгармоничном типе семей есть и такой - «семья с кумиром». Все свои нереализованные чувства родители переносят на ребенка, превращая его в кумира, преувеличивая его реальные и мнимые достоинства. Себе же оставляют самоотречение и жертвенность.

Отношения в семьях типа «семья-маскарад» построены на несогласованности действий родителей. Например, на слишком завышенной требовательности отца и всепрощении матери. Постоянные противоречия рождают чувство тревожности и растерянности.

Дисгармоничные отношения в семьях отрицательно влияют на воспитание детей. Страдают не только супруги, вся дисгармония их брака сказывается на здоровье и на становлении личности будущего взрослого человека и гражданина.

Не всегда супруги понимают и могут самостоятельно разобраться во внутренней сущности семейного неблагополучия. Им приходит на помощь психологическая служба.

Мы затронули только некоторые вопросы азбуки семейных отношений. Вам в будущем строить свои семьи и семейные отношения. А для этого, кроме чувств, нужны знания и большой труд. Надеюсь, знания помогут вам построить правильные семейные отношения.

Раиса Маркс
Семейные традиции. Круглый стол для родителей

Круглый стол

«Семейные традиции как способ гармонизации

детско - родительских взаимоотношений в семье»

“Счастлив тот, кто счастлив

у себя дома”.

Л. Н. Толстой.

Здравствуйте, уважаемые родители . Я рада вас приветствовать.

Сегодня мы с Вами в ходе нашей встречи затрагиваем не простую, но очень значимую тему. «Семейные традиции » .

И мне хотелось бы начать наше общение с небольшой разминки. Я называю слово, а ваша задача подобрать существительные, которые у вас ассоциируются с этим словом. Для разминки предлагаю вам слово «СЕМЬЯ» (родители приводят свои слова-ассоциации с этим словом)

Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода» . Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

Что важнее всего в семье? (Ответы родителей )

Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или соблюдение семейных традиций ? А что Вы понимаете под значением определения слова «семейные традиции » (слайд 3?

Семейные традиции – это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений формы поведения людей и их взаимоотношений. Семейные традиции и праздники дают малышу чувство стабильности окружающего мира.

Взрослые и дети остро нуждаются в том, чтобы чувствовать свою принадлежность к группе. В детстве такой группой выступает семья. А традиции , ритуалы, праздники служат своеобразным «цементом» , скрепляющим членов семьи, они дарят чувство единения и общности (слайд 4)

Для дошкольника очень важно понимание, чем его семья отличается от других, и чем он отличается от других детей. Поэтому семейные праздники – это возможность проявить индивидуальность каждого домочадца и передать «дух» конкретной семьи.

Раньше на Руси было много традиций , передававшихся из поколения в поколение. Некогда традиции были обязательной составляющей сплоченной семьи, отражая нравственную позицию всех её членов. Они были своего рода кодексом, сводом правил семейной жизни . Сейчас большинство семейных традиций утеряно и вряд ли многие из нас могут похвастаться, что какая-то семейная традиция передается на протяжении 3-4 поколений (слайд 5)

Хотя некоторые традиции мы соблюдаем до сих пор : например, практически все семьи празднуют Новый год и красят на Пасху яйца, пекут куличи. Очень любимыми всеми становятся те традиции , которые основаны на национальных, народных ритуалах. В сочельник ставить свечу на окно, варить и есть сочиво после первой звезды, на Рождество – наряжать ёлку звёздами и ангелочками и искать под ней подарки от Деда Мороза, писать письмо Деду Морозу (слайд 6, на святки – петь колядки. На Масленицу – печь блины. Чтобы задуманное вошло в традицию , без которой ваши близкие уже не смогли бы обходиться, нужна регулярность (слайд 7) .

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми. Семья – это самые близкие люди, и важно установить в семье счастливые традиции , которые помогут становлению личности ребенка и будут согревать его своим теплом всю жизнь.

Семья – это наша крепость. Членов семьи связывают тысячи невидимых нитей. И это не только любовь, поддержка, взаимопонимание. Ежедневная жизнь близких людей пронизана множеством интимных мелочей, ритуалов, традиций , понятных только им одним. Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Приобщение детей с самого раннего детства к семейным традициям прививает им важность семьи и семейных взаимоотношений . Семейные традиции - это фактор , способствующий сохранению отношений, укрепляющий отношения в семье.

Составление родословной своей семьи. (Слайд 8) Начнем с того, что семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии : было стыдно не знать родословную, а самой обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства» . Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи . Кстати, чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям , равно как и постоянная забота о престарелых родителях .

Существует также прекрасный обычай называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи (есть так называемые «семейные имена » ). Кроме того, нашей уникальной традицией считается присвоение отчества. Когда малыш рождается, он тут же получает часть имени рода по «прозванию» своего отца. Отчество отличает человека от тезки, проливает свет на родство (сын-отец) и выражает почтение. Называть кого-то по отчеству – значит, быть с ним вежливым. Каждый из нас - продолжатель своего рода. Корни каждого рода, как корни дерева уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков.

Давней русской традицией можно назвать передачу и хранение вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы, дедушкин полевой бинокль, бабушкина самодельная кукла – семейные реликвии , которые хранятся долгие годы и передаются подрастающему поколению История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом .

Простая семейная традиция – отмечать день рождения, как самый лучший праздник в году. Пусть с детства кроха осознает свою значимость, а заодно и учится принимать гостей. И пусть лучшим подарком для него будет сам этот день, который будет означать веселый шумный праздник с гостями, которых он сам пригласит (слайд 9) .

А еще лучше создать обычай, который будет сопровождать каждый день рождения вашего ребенка : можно завести альбом, на каждой страничке которого обводить ножку или ручку малыша, а можно создавать ежегодный коллаж из фотографий, хорошо в день рождения ребёнка сфотографировать его одного.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут. Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребёнка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки : мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики - карандаши, пластилин, лего. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Главное, чтобы это приносило радость всем членам семьи.

В каждой семье есть свои устоявшиеся, привычные действия : пришел муж с работы - поцеловал детей и жену, наступила суббота - вся семья идет на обед к любимой бабушке, папе на каждый день рождения дарят «модельки» , потому что он их коллекционирует, каждый вечер все собираются вместе за обеденным столом и обсуждают события , произошедшие с каждым за день и т. п. (слайд 10) .

Важно, чтобы семейные традиции устанавливались естественно и приносили радость и чувство защищенности, поддерживались годами. Зачастую, семейные традиции устанавливаются стихийно : например, сходили однажды семьей в баню - понравилось, решили сходить и в следующую субботу. Так постепенно это переросло в привычку и превратилось в семейную традицию .

Каждая семья - индивидуальна. Поэтому и традиции в семьях бывают разные.

Если семейные обычаи несут радость и удовольствие, это дает детям крепкое чувство семьи, укрепляет в них уверенность в будущем. Именно в детском возрасте приобретается тот заряд оптимизма и внутреннего тепла, который каждый из нас затем несет в себе всю жизнь (слайд 11) .

Семейный альбом - это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой - загадочное и удивительное.

Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома - именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями . Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Расскажите, у кого из вас в семье есть традиция выезжать за город , на дачу вместе с ребенком (слайд 13?

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, даёт возможность хорошего общения с ребёнком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться всей семьей в поход, поехать на пикник, на дачу. Побродить по лесным тропинкам или на лугу, искупаться в реке, наблюдать за жизнью насекомых, рассмотреть незнакомые растения, собирать природный материал для поделок, хорошо прочитать подходящие к месту стихотворные строки, Дети обожают перекусить на лесной полянке. А взрослые должны научить ребенка правильно себя вести на природе : убирать за собой мусор, не шуметь, не ломать кусты и т. д. Если такие походы станут традицией , то ребёнок будет ждать и готовиться к ним, стараясь интересней и полезней провести время на природе. Приучайте детей правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом - лес, который является народным богатством.

Традицией во многих семьях является поездка на отдых всей семьёй. Это должно быть лето, время летних каникул (слайд 14) . Это не только приятное времяпровождение, но и возможность узнать много нового о том месте, где вы отдыхаете. Если у семьи есть возможность отправиться за границу всем вместе, то обязательно стоит попробовать.

Скажите, в какие игры и как часто вы играете с ребенком (слайд 15? Мы с уверенностью можем сказать : детство ~ это игра, игра - это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребёнок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нём начала свое движение. И в этом нам помогает игра. Игра ~ это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра - должна стать традиционной в каждой семье . Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры : настольные , подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа «Лото» , «Домино» , «Шахматы» . Советуем Вам обязательно играть с ребёнком и в игры с природным и бросовым материалом, мастерить различные поделки. Важно, чтобы оба родителя принимали участие в воспитании детей, играли с ними (лайд 16) .

Семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения к жизненному опыту наших предков и замечательное средство развития умственных способностей ребёнка (слайд 17) .

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания (слайд 18) . При этом оно не только обогащает детей знаниями о чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, родных и близких людей разных поколений и разного жизненного опыта, Даже если день родителей расписан по минутам , необходимо вечером найти хотя бы полчаса посидеть у кровати ребёнка, поговорить с ним, почитать книгу (слайд 19) .

Традицией должно стать семейное посещение театров , музеев, выставок. Кто из родителей постоянно ходит с детьми в музеи, театры (слайд 20?

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции . Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Наша задача - помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребёнка с родителями , совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.

Коллекционирование – одна из семейных традиций (слайд 21) . Очень хорошо если в семье есть такая традиция , если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребёнка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд других людей. Коллекционировать можно что угодно, главное, опираться на интересы ребёнка. Самые различные коллекции увлекут и заинтересуют не только вашего ребёнка, но и других членов семьи. Можно собирать шишки, камешки, ракушки, различные бусины, пуговицы, часы, фантики, кукол, солдатиков и т. д. Посещение выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности. Затем можно и самим устраивать выставки своей коллекции для друзей и родственников. А бывает так, что родители сами давно что-либо коллекционируют и ребёнок принимает в этом посильное участие.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье , тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни (слайд 23) . Совместные походы в театр и на природу, семейный просмотр нового детского фильма, поездки к бабушке на день рождения, изготовление подарков ей собственными руками, чтение перед сном, свежевыпеченный пирог по воскресеньям - всё это создает дружественную атмосферу уюта, стабильности и взаимоподдержки в семье.

В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения . Если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание , уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует беду других людей, животных, литературных героев. В наших с Вами руках, чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей , знали свою родословную.

Если вы решили создать новую традицию для своей семьи , помните о главных правилах :

Обычай должен быть ярким, легко запоминающимся малышу и позитивным; - обычай должен соблюдаться всегда, а не от случая к случаю;

Создайте семейную традицию уже сегодня - и кто знает, быть может, через несколько десятилетий ваши дети станут рассказывать о теплых воспоминаниях

своего детства, а традиция будет передаваться из поколения в поколение.

Какие семейные традиции существуют в Ваших семьях? (Обмен опытом)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (РЕФЛЕКСИЯ)

Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола . Мы готовы ответить на ваши вопросы.

Солтүстік Қазақстан облысы

Тимирязев ауданы

Северо-Казахстанская область

Тимирязевский район

Ақсуат орта мектебі

Аксуатская средняя школа

Бастауыш сынып мүгалімі :

Учитель начальных классов:

Мухаметова Татьяна Владимировна

Круглый стол: «Семь и я- моя семья».

Круглый стол: «Семь и я- моя семья». Задачи:
1. Воспитание у учащихся духовных потребностей любви и уважения к окружающим; развитие познавательных качеств личности.
2. Научить соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; больше уделять внимания родным людям.
3. Формировать положительное отношение к членам своей семьи, доброжелательным взаимоотношениям.

1. Звучит песня «Родительский дом».

Я рада вас видеть. Рассчитываю на вашу поддержку, хочу услышать ваши мнения, мне нужна ваша помощь и взаимопонимание. Думаю, что наше сотрудничество будет плодотворным и результативным.

2. Определите тему «круглого стола», прослушав стихотворение.

Семья – это мы. Семья – это я.
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Владик, братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой.
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные.
Семья – это крестная, тети и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде.
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье, семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом.

Давайте составим «ромашку» к слову семья.(на лепестках ассоциации к слову семья).

Учитель:8 сентября 2013 года впервые в Казахстане отметили День семьи.С тех пор эта дата стала традиционной. Как отметил глава государства, в нашем обществе семья всегда была и остается связующим звеном между разными поколениями, хранительницей духовных и культурных традиций. Любовь к Родине начинается с любви к семейному очагу. Воспитание, полученное под родным шаныраком - это залог здорового и успешного будущего всего нашего народа. У каждого человека есть свой дом. Слова “Отчий дом”, “семья” входят в наше сознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар. “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.


Теплом встречает отчий дом,
И провожают в путь с добром!

2)Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.


Родители - во всем мудрей,
А мама ближе всех, родней.

4)Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле

Семья – это счастье, любовь и удача,
Учитель: В Конституции РК (ст. 27) написано «Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях». Кто, по вашему, создает все чудеса на свете: храмы, пирамиды, космические корабли? Так вот, человек – главное чудо света, и он бесценен. Каждый из вас – это чудо, ваша семья – чудо. Для мам и пап очень важно сохранить вас и ваше здоровье. Но вы сами тоже должны заботиться о родителях, родственниках.

Как вы заботитесь о них? Расскажите.

3 – Какая должна быть современная семья? Подберём прилагательные. Семья (какая?) …..,……… .

Учитель:В словаре С.И.Ожегова дается толкование слову. «Семья – группа живущих вместе близких родственников» - Кого мы считаем близкими родственниками?

Учитель:Сценка «КТО КОМУ КТО?» В-внучка, Б-бабушка.

В- Бабушка, бабушка, я чья дочка?

Б- Ты Марата дочь, моего сыночка!

В- Мой папа большой, а совсем не сыночек!

Б- Сыночек. Брат четырех моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей Майры?

В- Да разве у дочки мы были? У тети!

Б- Тетю твою я в люльке качала…

В- Бабушка, стой, объясни-ка сначала!

Что, совсем запутались? Попробуем вместе.

4 Игра «Угадай, кто я?»

1. Сын моей матери. (Брат)
2. Мой родитель. (Отец)
3. Брат отца или матери. (Дядя)

4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (Сестра)
5. Та, что дала нам жизнь. (Мама)
6. Сестра мамы или папы. (Тетя)
7. Сын моего ребенка. (Внук)
8. Мой наследник. (Сын)
9. Сын моей сестры или брата. (Племянник)

Расскажите о своих родственниках.

В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,

5 Упражнение “Дорисуй”(на овале дорисовать: бабушек, маму, дедушек, папу, брата, сестру, тётю, дядю.)

Составляем древо.“Вся семья вместе и душа на месте”.

Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных с ними мы связаны незримыми нитями. ”. И тот род силен, который предков помнит и чтит.

– Знаете ли вы откуда родом?

– Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите? Что оно обозначает?

– В честь кого вас назвали? – Есть ли у вас родословное древо. -Кто его составлял?

6 Игра «Каких больше имён?».(счёт по именам, дети разделяются на группы, подсчёт учащихся в группе.) 1 группа- на букву А, 2 группа- на букву Б… -На какую букву имён оказалось больше?

7 Из чего складывается семейное счастье? Конкурс « Составь пословицу.»

Не нужен клад,(когда в семье лад.)
В гостях хорошо, (а дома лучше.)
Когда семья вместе,(и сердце на месте.)
Дружная семья и землю (превращает в золото.)

8 Какие обязанности у вас в семье? Отгадайте загадки.

Отгадайте, о ком идёт речь.

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой... (бабушки).

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый... (дед).

Дедушка и бабушка

Были молодыми,

А теперь состарились,

Стали... (пожилыми).

Он научит вас трудиться,

От души повеселиться,

Всем ребятам он пример –

Наш родной... (пенсионер)!

Осень праздник подарила

И поздравить не забыла

Ясным солнышком к обеду

Наших бабушку и... (деда)!

На портрете парень бравый –

Это дед мой молодой.

И горжусь я им по праву,

Хоть он стал совсем... (седой).

С бабушкой моей вдвоём

Всем пример мы подаём.

И гостей мы встретим с ней

В праздник пожилых... (людей).

Острый нос, стальное ушко,

В ушке – ниточка-подружка.

Сшить обновки помогла

Нашей бабушке … (игла).

Будто цапли – длинноносы,

Нить они сплетают в косы.

Свяжут шарф и рукавицы

Нам проворно сёстры – ... (спицы).

Поскорее мне скажите,

Что за мяч из мягких нитей?

Он похож на колобок,

С длинным хвостиком... (клубок).

Близкий родственник метлы

В доме выметёт углы.

Он, конечно, не бездельник.

Сор убрать поможет... (веник).

Был толстяк когда-то в моде,

Славу заслужил в народе.

Выдыхая жаркий пар,

Чай готовил... (самовар).

Подготовим место,

Раскатаем тесто.

Вот повидло, вот творог.

Мы хотим испечь... (пирог).

Сварит бабушка из ягод

Что-то вкусненькое на год.

Ах, какое объеденье

Ароматное... (варенье).

9 Упражнение “Какая будет ваша семья?”. Придумать слова, характеризующую семью на буквы:с, е, мь, я. Напишите. С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная, сообразительная, спортивная и т.д.

Е – единственная, единая

Мь – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, молодежная, модная

Я – яркая, ясная

Учитель: «Что может быть семьи дороже?»

1)Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

2)Отец и мать, и дети дружно.
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

3)Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

4)Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле!

10 Музыкальный конкурс.

Угадайте, какая это песня.

Эта песня о трагической судьбе мирного насекомого. (В траве сидел кузнечик)

Эта песня о том, как хорошо в дождь играть на гармошке на глазах у изумленной публики, отмечая очередную годовщину своего рождения. (Пусть бегут неуклюже)

Эта песня о девушке, которая скучала о милом человеке на берегу реки в то время, как кругом цвели плодовые деревья. (Катюша)

Эта песня о веселом мальчике, который хитростью увильнул от работы в поле по сбору урожая картофеля. (Антошка)

Эта песня об одном географическом объекте, расположенном в тропиках, на котором жители веселятся и питаются экзотическими фруктами. (Чунга-Чанга)

Эта песня о том, что идти в поход лучше всего в обществе хороших друзей, а петь песни в большом хоре. (Вместе весело шагать)

Эта песня о веселом выражении лица, которое вызывает хорошее настроение у друзей и способствует возникновению природного явления в виде разноцветных полос. (Улыбка)

Эта песня о том, как вели себя домашние птицы, живущие у немолодой женщины. (Жили у бабуси…)

Что на свете всего дороже?

А что значит семья?

Это – семь я.

Без чего не может быть она?

Без папы, мамы и меня.

А чем же скреплена она?

Любовью, заботой и теплом.

Ведь все мы связаны семьёй.

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните её! Берегите!

Всем спасибо за активное участие. Не забудьте беречь и любить свою семью, а значит и себя.

Сагимова Ташгуль Еркеновна

Черкасская средняя школа

Учитель русского языка и литературы

Круглый стол на тему

«Семья и семейные ценности»

Тема: Семья и семейные ценности

Цель: ориентирование учащихся на создание крепкой, дружной семьи.

Задачи: – возвышение роли семьи, ее статуса в нашем обществе;

– укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание;

– усиление желания жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых.

Форма проведения: круглый стол.

Форма взаимодействия: коллективная (педагог, родители (родственники), учащиеся).

Методы: диспут, этическая беседа, разговор, пример, воспитывающие ситуации, тест.

Средства: мультимедийный проектор, презентация по материалам мероприятия, фотоаппарат для фотоотчёта.

Предварительная подготовка:

1)Задание родителям:

а) На лучах солнца написать роли, которые играет

ребенок в жизни (Нап-р: любимая дочь, внук, наследник, продолжатель рода или профессии, артист, певец и т.д. либо слова, характеризующие его характер, особенности личности, способности.

2. Задание детям.

а) Подготовить материал о значении своих фамилий и имен;

(можно оформить коллаж; презентацию о семье).

3. Работа педагога.

а) Плакат с мудрой заповедью: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить».

б) Оформление плаката с цитатой: «Как крестьянин понимает землю, как доктор разбирается в болезнях, как скульптор знает особенности мрамора –

так и родители должны понимать своих детей. Если мы люди маленькие,

отсюда еще не следует, что мы боимся больших дел». (Виктор Гюго).

в) Оформление общего и индивидуальных приглашений родителям на мероприятие.

г) Подготовка фоновой музыки.

Время: 40 минут.

Предполагаемый результат: Формировать навыки общения, умения ценить свою семью, слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию своих родных и близких людей.

Подготовительный этап.

1. Оформление помещения; оформление родительского солнца на доске; плакаты с высказываниями; размещение коллажей семей.

2. Подготовка оборудования и инвентаря: музыкальный центр; фотоаппарат; на каждого родителя и ребенка - ручка, бланк с тестом «Какой вы родитель?», лепестки ромашки.

Ход мероприятия:

Вводная часть. (слайд 1)

Добрый день, всем присутствующим в нашем зале. Сегодня мы с вами поговорим о семье и ее ценностях. Но сначала, чтобы у нас стало теплее мы должны зажечь солнышко - какая семья без тепла. (Родители зачитывают на своих лучиках о своих детях и закрепляют лучики к солнцу).(слайд 2)

Основная часть.

Вступительное слово

Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в целом

(Далее работа строится в виде диспута (круглого стола), во время которого учитель предлагает и направляет темы для обсуждения. Вопросы в первую очередь предлагаются ученикам. Родители и другие родственники включаются в обсуждения, дополняя или предлагая свою точку зрения).

Прошу всех сесть за наш круглый стол.

Подумайте и назовите основные проблемы по данному вопросу в государстве, которые определили появления такого документа? (Аудитория называет):

продолжается сокращение численности детского населения;

у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения;

не снижается количество выявленных нарушений прав детей (в 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений);

низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании (почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения). (слайд 3)

Воспитатель. Поэтому актуальным становится процесс возрождения

казахской семьи, укрепление её потенциала и ценности как основы общества, восстановление ценностей, традиций и практик семейного воспитания. Какой праздник в стране отмечаем 8 июля? (слайд 4,5)

Зачем нужна человеку семья? Можно ли прожить без семьи? (Высказываются различные мнения аудитории: родителей, детей, бабушек). - Скажите, какая, по-вашему, идеальная семья? - Где относятся с уважением, не ругаются. - Где все друг друга понимают. - Проводят вместе много времени и всем хорошо и комфортно. - Где каждый старается помочь другому. - Где родители участвуют в делах своих детей. (слайд 6)

Воспитатель. Можно привести множество аргументов в пользу идеальной семьи. Потому что самое дорогое в жизни человека – семья. (слайд 7)

Как вы понимаете значения слов «жениться», «выйти замуж»? Почему, как правило, жена берёт фамилию мужа?

По каким мотивам люди чаще всего женятся и выходят замуж? (по любви и по расчету). -Есть ли различия в понятиях «влюблённость» и «любовь»?

Влюбленность любовь

Пылкость спокойствие

за что-то ни за что

для себя ради другого

Какие проблемы сохранения семьи можно назвать? (слайд 8)

Сокращение рождаемости и падение прироста населения; увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин; уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности; падение производительности труда в домашнем хозяйстве; возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения; легкомысленное отношение к браку и семье; отсутствие самодисциплины и половая распущенность; высокий процент числа разводов (распадается каждый третий брачный союз). (слайд 9)

Учитель: (рассказывает притчу)

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово - «понимание», - пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» - обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

Обязательно ли в семье нужны дети? Сколько должно быть детей в семье? (слайд 10,11)

Воспитатель: Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один

работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они вбудущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию. Недостаточно в семье иметь и двоих детей. Не каждый мальчик дорастет до возраста жениха, не каждый, достигший этого возраста женится, не каждый мужчина станет отцом. Так же и с женщинами. Рассчитано, что из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет – 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.

Предлагается тест «Какими вы будете родителями?». Ученики выполняют его, родители по желанию могут пройти данный тест с целью узнать о типе взаимоотношений в своей семье. (Приложение 1) (слайд12,13)

Воспитатель: У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом - достаток и благополучие. Помни мудрую заповедь: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить». Почитать родителей значит: в детстве - их слушаться, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться.

Как вы понимаете высказывание «Мать – душа семьи, отец – её дух»?

Воспитатель. Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Без крепких и сильных семей никогда не будет сильного и крепкого государства. Духовное возрождение в нашей стране не наступит, если не будут восстановлены

семьи. В условиях нестабильности нашей жизни семья - такая же хрупкая, как наша жизнь, ячейка общества. В ней люди, как в шалаше, прячутся от непогоды. (слайд14)

3. Рефлексия. Аудитория делится в произвольной форме на команды: либо разновозрастные (родители и дети), либо 2 команды детей и 1 команда родителей. Задания: 1. Вспомнить значимые или забавные моменты из жизни своей семьи. 2. Каким я вижу свою будущую семью? Какой я вижу будущую семью своего ребёнка? 3. Конкурс «Добавь пословицу». Воспитатель произносит начало пословицы, а команда – ее окончание.

Яблочко от яблони …(недалеко падает).

Яйца курицу …(не учат).

Где любовь и свет …(там горя нет).

В гостях хоршо… (а дома лучше).

Чтоб узнать человека, надо с ним …(пуд соли съесть).

Не красна изба углами…(а красна пирогами).

Три друга: отец, да мать, да… (верная жена).

Нет лучше дружка, чем родная... (матушка).

При солнышке тепло, а при матери... (добро).

Не нужен и клад, когда... (в семье лад).

Не красна изба углами, а... (красна пирогами).

Как родители жили, так и нас... (благословили).

Родители берегут дочь до венца, а муж жену... (до конца).

Маленькие дети спать не дают, а с большими … (сам не уснешь).

4. Назвать однокоренные слова к слову «род» (родители, рождение, Родина, народ), а также синонимы к ним (Отчизна, отечество, Родина-мать).

5. Назовите родственные отношения в семье (например: свёкор, тёща, золовка, невестка, зять, дочь и т.д.).

6. Назвать значения своих имён и фамилий.

7. Придумайте синквейн на тему «Семья».

(Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так:1-2-3-5-2. То есть, в первой строчке должно быть слово, во второй-2 слова, в третьей-3 слова, в четвертой-5 слов, в пятой-2 слова. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет)

Синквейн на тему Семья:

большая дружная

любят заботятся живут

все вместе под одной крышей

ячейка общества

организованная социальная

живут обладают связаны

общностью быта и взаимной ответственностью

группа людей» (слайд15)

8. «Ромашка» - родители вместе с детьми пишут пожелания друг другу, зачитывают соединяем их в один общий цветок на нашем круглом столе, приложив при этом наши ладошки к ним, создав один общий круг – наше государство.

9. Спеть песни о семье (Родительский дом, Мама жизнь подарила мне и тебе и т.д.)

10. «Аплодисменты по кругу» (слайд16) Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Семья – это счастье, любовь и удача, (слайд 17)

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!