Семья социальная группа основанная на. Презентация на тему "семья как малая группа"

ЭССЕ ПО СОЦИОЛОГИИ «СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУППА И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

Введение

1. Семья – малая группа или социальный институт?

2. Семья – сила!

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. И неудивительно, что на каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В настоящее время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразились на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений, широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.

Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Что же ждет институт семьи в будущем? Сохранится ли семья? Выдержит ли она те испытания, которые переживает наше общество сегодня? В чем сила семьи?

Ответы на эти вопросы я постараюсь осветить в данной работе. Для этого мне необходимо рассмотреть семью как малую группу и социальный институт.

Итак, цель работы – изучить особенности семьи как малой группы и социального института на современном этапе.

1. СЕМЬЯ – МАЛАЯ ГРУППА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ?

Для начала необходимо выяснить, что же такое малая группа и социальный институт?

В широком смысле понятие «социальная группа» – это любое социальное объединение людей – от группы сверстников до общества определенной страны. В социологии это понятие употребляется в более узком смысле – как «совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других». Члены группы ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими людьми как члены данной группы.

Для анализа социальной структуры общества необходимо, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала какая-либо элементарная часть общества, которая сочетала бы в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы была выбрана малая группа.

Наиболее удачное определение, на мой взгляд, этому понятию было дано Г. М. Андреевой: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Иными словами, малыми группами называются лишь те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты друг с другом. Например, одноклассники – члены малой группы, а ученики всей школы – большая социальная группа.

Как показывает социальная практика, для нормального функционирования человеческого общества необходимо закрепление некоторых типов социальных отношений с тем, чтобы они стали обязательными для членов определенной социальной группы. В первую очередь это относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены группы удовлетворяют наиболее важные потребности, необходимые для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Например, для воспроизводства материальных благ люди закрепляют и поддерживают производственные отношения, для воспитания детей – семейные отношения, а также отношения обучения и воспитания.

Процесс закрепления социальных отношений заключается в создании системы ролей и статусов, предписывающих правила поведения в социальных отношениях, и в определении системы санкций в случае неисполнения индивидами этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций воплощаются в виде социальных институтов, которые определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Отсюда «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» , где под общественными ценностями понимаются идеи и цели, под общественными процедурами – образцы поведения в групповых процессах, под системой социальных связей – совокупность ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Итак, между понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие: если группа – это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт – система социальных связей и социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что эти понятия неотделимы друг от друга, т.к. институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей.Иными словами, хотя институт формирует социальные связи и нормы, есть люди, между которыми эти взаимосвязи осуществляются, и которые используют нормы на практике. Именно люди организуют себя в различные группы, используя институциональные нормы. Таким образом, в каждый институт входит много групп, определяющих институциональное поведение. Следовательно, институты и социальные группы взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга эти понятия и изучать их раздельно.

Итак, исходя из вышеизложенного, я прихожу к выводу, что семья – это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы.

Действительно, семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. По мнению Т. А. Гурко, «семья – совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством и общим бюджетом». Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций (сексуального регулирования, репродуктивная, функции социализации, эмоционального удовлетворения, статусная, защитная, экономическая).

Семья как социальный институт представляет собой «совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками».

Институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Таким образом, институт семьи – это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп – конкретных семей.

2. СЕМЬЯ – СИЛА!

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни человека, общества и государства. Ведь именно семья для каждого человека – неисчерпае ый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются ос овы нравственности, духовности и терпимости. Именно семья признается основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Однако мир не стоит на месте, он меняется. Меняются его социальные институты, меняется и семья. Брак перестал быть пожизненным и легитимным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой.

Подавляющее большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих современную семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

Что же ждет институт семьи в будущем? Сможет ли семья противостоять кризисным явлениям в обществе?

Одним из самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям «всех времен и народов», семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя себя до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института и малой группы.

Сила семьи заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. «Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении».

Кроме того, семья создается для удовлетворения не одной-двух, а целого комплекса важнейших потребностей человека. Семья, таким образом, в отличие от других малых групп, объединяет всю целостность своего существования.

Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Говоря современным языком, семьи – это корневые файлы, в которых хранятся моральные ценности и другая важная информация операционной системы и основных программ под названием «нация» и «общество». В этих ячейках происходит загрузка формирующегося детского сознания основополагающими понятиями: добро и зло, верность и предательство, милосердие и жестокость. Удаление или повреждение этих файлов приведет к зависанию «компьютера» под названием «государство» и выведет его из строя.
Семья была, есть и будет той ячейкой, тем файлом, где хранится человеческое в отношениях между людьми. Если муж доверяет жене, а жена – мужу, не страшны потоки информации об убийствах, катастрофах, шантаже и насилии, которые на нас изливают СМИ. Если мужчина и женщина любят друг друга, их отношения не будут отношениями стервы и бессердечного мачо-ковбоя, рвущих выгоду и удовольствия каждый для себя. Как бы тяжело не жилось – они найдут спасение друг в друге. Семья спасет даже от смертельной опасности под названием СПИД.

Именно в этом, на мой взгляд, и заключается сила, притягательность и живучесть института семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы. Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций

Мир не стоит на месте, он меняется, а вместе с ним меняются его социальные институты, а значит, и семья. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис.

Сила семьи, ее притягательность и живучесть заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Нынешний XXI век становится эпохой, на которую возложены большие надежды всего человечества. Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашего бытия. Сегодня как раз то время, когда особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта. Таким местом должна быть семья – стабильность на фоне повсеместной изменчивости.

Здоровая, крепкая семья – залог стабильности и процветания любого общества. Семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, мы подразумеваем развитие общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 490 с.

2. Гурко, Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. – 1995. - № 10. – С.17-21.

3. Комисаренко А. Семья. Матрица… – // lito.ru//read.php?id=60132. – 04.05.07.

4. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001. – 74 с.

5. Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 1996. – 178 с.

6. Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мекенская средняя общеобразовательная школа

Индивидуальный итоговый проект

Предметная область «Обществознание»

Тема

« Семья как малая группа и социальный институт »

Выполнила:
ученица 9 в класса

Заракаева Хава

Тел.

Руководитель:

Зубайраева Малика Баудиновна

учитель общества

Тел. 89289402478

ст. Мекенская

2018 год

Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………….3

Основная часть:

Глава 1. Понятие социального института ….…………… .……………….4

Глава 2. Семья как важнейший социальный институт ……………..…....5

Глава 3. Жизненный цикл семьи …………..………..…………..………....7

Глава 4. Семья как малая группа …………..………..…………..…………8

Заключение………………………………………………………………....10

Список литературы………………………………………………………...11

Введение

Семья считается одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс трудовую бригаду или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

https://cinref.ru

https://socialworkstud.ru

https://grandars.ru

https://psyera.ru

10. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Семья – малая социальная группа, социальная ячейка общества, основана на супружеских отношениях и родственных связях (между братьями и сестрами, мужем и женой, детьми и родителями).

Семья возникла в конце первобытнообщинного строя сначала в виде полигамии (от греч. многобрачие, групповой брак), а позже в виде моногамии (от греч. единобрачие, супружеские пары). В первобытном обществе семья могла принимать форму матриархата (от греч. власть матери), характеризующегося главенством матери – основательницы рода в управлении родовой общиной, регулировании отношений, ведении хозяйства. Другим видом первобытной семьи был патриархат (от греч. власть отца), характеризующийся главенством отца-прародителя в хозяйственной (охота, рыболовство) и социальной жизни общины (управление делами, выполнение религиозных обрядов).

Функции семьи:

Воспроизводственная (репродукция) – биологическое воспроизводство, рождение детей;

Культурная (духовная) – передача от старших поколений к младшим культурных традиций, духовных ценностей, нравственно-эстетическое развитие детей;

Воспитательная – воспитание поколений, обеспечение преемственности, обучение элементарным навыкам и умениям, необходимым для жизни в обществе, оказание влияния на нравственное и физическое развитие детей;

Хозяйственно-бытовая – организация личного быта, труд в домашнем и подсобном хозяйстве;

Экономическая – совместное формирование, ведение и расходование семейного бюджета;

Духовного общения – общение членов семьи между собой;

Эмоционально-позитивная – взаимная поддержка, одобрение действий и мнений;

Досуговая – совместное проведение свободного времени, совместная деятельность, занятия спортом;

Социально-статусная – предоставление члену семьи определенного социального статуса, принадлежности к социальной группе.

Фазы жизненного цикла семьи:

Вступление в брак, образование семьи;

Деторождение, рождение первого ребенка;

«пустое гнездо» – вступление в брак и создание семьи последним ребенком;

Прекращение существования семьи по причинам смерти одного из супругов или развода.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Моховой Андрей

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Общепринятого определения понятия «социальная структура» нет. В самом общем виде социальная структура – одно из основных понятий социологии обозначает совокупность элементов социальной системы, связи и

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

35. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС», «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА», «СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОИ», «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» Социальный класс – это крупная единица в теории социальной стратификации. Это понятие появилось в XIX в. До этого основной социальной единицей было сословие. Существуют различные

Из книги Прага автора Георгиевская Евгения Борисовна

37. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА» Социальные общности – это реально существующие, наблюдаемые совокупности индивидов, отличающиеся своим положением в обществе. Они выступают в качестве самостоятельного субъекта. Как правило, эти общности

Из книги Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской автора Феськов Виталий Иванович

Слайд 2

План урока.

Особенность семьи как малой группы.

Функция семьи.

Гендерное поведение.

Воспитание в семье.

Слайд 3

Особенности семьи как малой группы.

Вопрос классу:

1. Как вы думаете, почему семья занимает во многих отношениях особое положение по сравнению с другими социальными группами?

2. Что для вас семья? Назовите ассоциации с этим словом.

Слайд 4

1. Особенности семьи как малой группы.

Семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом, взаимной ответственностью.

Слайд 5

Особенности семьи как малой группы

  • Слайд 6

    Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):

    первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);

    кровно - родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);

    парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие)

    парная демократическая \ патриархальная традиционная

    Слайд 7

    Типы семейных структур:а) моногамная и полигамная

    Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной.

    Слайд 8

    Полигамия - брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами;

    Слайд 9

    Б) Патрилинеальные и матрилинеальные семьи

    В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу,

    в матрилинеальных - по матери;

    Слайд 10

    В) Патриархальные и матриархальные семьи

    В патриархальных семьях главой является отец,

    Слайд 11

    Г) Гомогенные и гетерогенные семьи

    В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты,

    в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

    Слайд 12

    Д) По количеству детей:

    малодетные (1-2 ребенка),

    среднедетные (3-4 ребенка)

    многодетные семьи (5 и более детей).

    Слайд 13

    Е) Полные и неполные семьи

    Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками).

    Слайд 14

    Традиционная или патриархальная семья

    предполагает главенство мужчины.

    Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений.

    Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) - добытчик и кормилец, жена (мать) - домохозяйка и воспитатель детей.

    Слайд 15

    Современные семьи: нуклеарные и расширенные

    нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д. – относятся к периферии семьи.

    Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, многопоколенной (3-4 поколения родственников).

    Слайд 16

    Партнерская или эгалитарная семья

    (Семьи равных) можно отнести:

    справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей,

    взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.

    Слайд 17

    Задания для закрепления:

    Семья Л. состоит из шести человек: отец, мать, четверо детей. В семье нет четкого разделения обязанностей по гендерному признаку. Если муж приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать.

    К каким типам (по разным основаниям) можно отнести семью Л.? Укажите в каждом случае признаки, по которым вы это определили.

    Слайд 18

    2. Функции семьи

    Вопрос классу:

    Как вы считаете, какие функции выполняет семья?

    Слайд 19

    Функции семьи

    Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия.

    Слайд 20

    Репродуктивная

    функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.

    Слайд 21

    воспитательная функция

    новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей

    Слайд 22

    Хозяйственно-экономическая функция

    охватывает различные аспекты семейных отношений:

    ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета;

    организацию семейного потребления

    проблему распределения домашнего труда;

    поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.

    Слайд 23

    Эмоционально-психологическая функция -

    семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность,

    создает чувство безопасности и психологического комфорта,

    обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса

    Слайд 24

    Рекреационная функция

    включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени.

    Слайд 25

    Социально-статусная функция

    семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества

    Слайд 26

    Проблемы современной семьи

    Задание классу:

    Современные ученые говорят о кризисе семейных отношений.

    Как вы думаете в чем причины и каковы последствия кризиса семейных отношений?

    Слайд 27

    Кризис семьи проявляется:

    в росте числа разводов;

    в увеличении количества добрачных и внебрачных детей;

    во взаимном отчуждении членов семьи;

    в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;

    в увеличении числа неполных семей.

    Слайд 28

    Гражданский брак:

    Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор.

    Обсуждение проблемы по вопросам:

    Кто и почему вступает в гражданский брак?

    Когда такой брак уместен?

    Каковы издержки такой формы брачного союза?

    Слайд 29

    Гражданский брак: за или против?

    Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников)

    Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни.

    Гражданский брак может стать временной формой личной жизни.

    Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются.

    Отрицательные стороны гражданского брака

    Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений.

    Они лишены определенного социального статуса.

    Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов.

    Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети.

    В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права суп­ругов и детей

    Слайд 30

    3. Гендерное поведение

    Понятие «гендер» (от англ. gender, от лат. gens - род):

    во-первых, подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями),

    во-вторых, употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

    Слайд 31

    Гендерное поведение

    Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли,

    т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению.

    Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения

    Слайд 32

    Вопросы классу:

    Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические эпохи (эпоха Античности, Средние века, Новое время).

    Как они развивались на протяжении веков: что изменялось, а что, наоборот, оставалось неизменным? Как вы думаете, почему?

    Слайд 33

    4. Стили воспитания

  • Слайд 34

    Стили воспитания

    Диктат в семье характеризуется:

    стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших.

    Инициатива детей всячески пресекается.

    Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей.

    Но требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.

    Слайд 35

    Опека в семье - это система отношений, при которых:

    родители, обеспечивая удовлетворение потребностей,

    ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

    родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома.

    Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе

    Слайд 36

    Невмешательство - система межличностных отношений в семье, строящаяся на:

    признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.

    Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию

    Слайд 37

    Сотрудничество характеризуется:

    стремлением старших установить теплые отношения с младшими,

    привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самосто­ятельность.

    Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими;

    в младших ценится как послушание, так и независимость.

    Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

    Слайд 38

    Вопросы для закрепления:

    Какие проблемы современного воспитания в семье вы видите?

    Разъясните мысль Л.Н.Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

    Слайд 39

    Домашнее задание: §37

  • Слайд 40

    Литература:

    Боголюбов Л.Н.

    Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. -М.: Просвещение, 2011.

    Сорокина Е.Н.

    Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. –М.: ВАКО, 2008.- 512 с.

    Посмотреть все слайды