Щедровки на Старый Новый год: как традиционно поздравить близких. Рождественские украинские традиции

Рождественские и новогодние праздничные традиции в нашей семье любят. С недавних пор к ним присоединилась еще одна — отключение дверного звонка. Ибо каждое рождественское утро нас будят не родственники, не друзья, не знакомые и даже не соседи. Пара неумытых мальчиков и девочек совершает «вбрасывание» горсти какой-либо крупы, и гнусавым нестройным хором, без всяких прелюдий, требует (да, да, именно требует):

- дайте, тітко, п’ятака,
а п’ятак не такий
дайте «рупь» золотий!

И действительно, радовавшие нас в детстве конфеты уже не популярны, за горсть конфет, даже самых хороших, можно услышать такое «недетское» пожелание в свой адрес… Суеверные знакомые меня стыдят и говорят, что не пускать «посевальщиков» — очень плохая примета (правда, о пропавших из прихожей телефонах, кошельках и прочих опрометчиво оставленных на виду вещах скромно помалкивают).

Нет, я люблю Рождество, чту традиции, и обожаю детей. Я не люблю вымогателей. Настоящие колядующие, или хотя бы старающиеся следовать правилам колядования и посевания, всегда щедро одариваются. Как же правильно колядовать и щедровать? Как следовать этим прекрасным традициям так, чтобы нести настоящую радость и счастье, входя в дом?

Коляд, коляд, колядниця

Колядовать принято на Рождество. В этом колоритном обряде хитро переплелись традиции язычества и христианства. Если древние славяне славили могущественного бога Коляду в день зимнего солнцестояния — 22 декабря, то христиане, поразмыслив, решили, что отменить этот «пережиток язычества» не удастся, и наделили его особым смыслом — прославлением Рождества Христова. С тех пор колядуют на Рождество (6-7 января по новому стилю), шумной, многочисленной компанией ряженых, с Вифлеемской звездой, вертепом, красочными представлениями, масками, костюмами и, конечно колядками, славящими Рождество Христа и обещающими счастье хозяевам дома.

Во многих областях существует суеверие, что первым вошедшим в дом на Рождество должен быть мужчина. Поэтому 7 числа колядуют парни и мальчики, а 8 к ним присоединяются и девушки.

Для того чтобы колядовать по всем правилам нужно приложить немало старания.

Прежде всего нужно собрать веселую компанию желающих присоединиться к колядованию. Выберите «михоношу» — того, кто будет носить мешок для даров. Хозяева должны класть угощение в этот мешок, а не давать в руки ряженым.

Какие колядки без костюмов и масок? Недаром колядующих так и называли — ряженые. Рядились кто во что горазд: козами, медведями, ангелами, скоморохами. При подготовке костюма понадобятся и старый кожушок, надетый навыворот, и бабушкин яркий платок, и всевозможные маски-рожки, а какая искусственная борода получится из мочала!

Обязательно сделайте Звезду. Ведь главная задача в рождество — славить Христа. Для самой яркой и заметной Вифлеемской звезды понадобится палка, клей, плотный картон, фольга, краски, ленты и фантазия.

Вертеп — один самых ярких символом рождественских колядок. Маленький переносной кукольный театр с библейскими персонажами и рождественскими сюжетами вы можете сделать сами.

И, конечно, разучите тексты колядок. Пойте их вместе, от души прославляя праздник рождества Христова.

Щедрик- ведрик

Черед посевания и щедривок наступает на Старый Новый год. На самом деле первые щедривки пели давным-давно, в те времена, когда Новый год отмечался… весной. Не верите? Вспомните текст одной из самых известных щедривок:

Щедрик, щедрик, щедрівочка, прилетіла ластівочка…

Вы видели ласточек в январе? А весной для них самое время.

Посевать можно как большой компанией, так и вдвоем-втроем, могут петь щедривки и одни девочки.

Отправляясь посевать запаситесь не только красивими щедривками-пожеланиями счастья и достатка, но и зерном. Именно зерно — символ плодородия (богатства), им «засевают» пол в доме во время пения щедривок.

Осторожность не повредит

Ваш ребенок хочет колядовать в этом году? Что ж, дело хорошее, конечно если он не присоединится к компании ничего кроме «п’ятака» не знающих «вымогателей», а подойдет со всей ответственностью к процессу. Но и в этом случае родителям стоит проявить максимум осторожности.

Очень хорошо если к детской компании ряженых присоединятся несколько мам и пап.

Не стоит ходить колядовать к незнакомым людям. И дело тут вовсе не в том, что посторонние могут совсем не быть рады вашему чаду, а в том, что чужие люди могут представлять серьезную опасность для ребенка. Лучше всего малышам направиться вместе с вами к кому-нибудь из родственников, друзей или знакомых.

Стоит заранее договориться с хозяевами о визите, чтоб не попасть впросак.

Хорошая подготовка, веселое настроение, и дружное (пусть и не совсем безупречное) пение колядок и щедривок не оставят равнодушными ни одних хозяев! Полный мешок сладостей и финансовой благодарности вашей детворе обеспечен.

Главное — помните: колядуют и щедруют не для того, чтоб «заработать», а для того, чтоб доставить радость близким людям, чтоб искренне пожелать им успехов и достатка в новом году. Весёлых праздников вам и вкусной кути!

Самые популярные колядки и щедривки

Добрий вечір тобі, пане господарю, радуйся,

Застеляйте столи, та все килимами, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.

Та кладіть калачі з ярої пшениці, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.

Бо прийдуть до тебе три празники в гості, радуйся.
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
А перший же празник: Рождество Христове, радуйся.
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.

А другий же празник: Василя Святого, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.

А третій же празник: Свята Водохреща, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.

Нова радість стала, яка не бувала:
Над вертепом звізда ясна світу засіяла.

Де Христос родився, з Діви воплотився,
Як чоловік, пеленами убого повився.

Ангели співають, славу возвіщають,
Як на небі, так і на землі мир провозглашають.

Давид виграває, в гуслі ударяє,
Мелодійно і предивно Бога вихваляє.

І ми теж співаймо, Христа прославляймо,
Із Марії рожденного смиренно благаймо:

Просимо Тя, Царю, небесний Владарю,
Даруй літа щасливії сего дому господарю.

Даруй господарю, його господині,
Даруй літа щасливії нашій неньці Україні.

Дай нам мирно жити, Тобі угодити
І з Тобою в царстві Твоїм на вік віків жити.

Коли не було з нащада світа,
Тогди не було неба, ні землі,
А но лем було синєє море,
А серед моря зелений явір.

На явороньку три голубоньки,
Три голубоньки радоньку радять,
Радоньку радять, як світ сновати:
Та спустімося на дно до моря
Та дістанемо дрібного піску,
Дрібний пісочок посіємо ми:
Та нам ся стане чорна землиця.

Та дістанемо золотий камінь,
Золотий камінь посіємо ми:
Та нам ся стане ясне небонько,
Ясне небонько, світле соненько,
Світле соненько, ясен місячик,
Ясен місячик, ясна зірниця,
Ясна зірниця, дрібні звіздочки.

Чий то ж ми плужок по горі оре?
Нашого пана господаренька.
Найстарший синок за нлужком ходить,
Правов рученьков волики гонить,
Лівов рученьков за плужок держить.
Надойшли туди татуньо єго:
- Ори ж ми, синку, здрібонька ниву,
Та й посіємо яру пшеницю.
Та вродиться нам пшеничне стебло,
Пшеничне стебло, пшеничне зерно.
Та й ізберемо женці молодці,
Та й ізіжнемо в дрібонькі сніпки,
Та й ізложимо в золоті кіпки,
Та й заїдемо шістьма волами,
Шістьма волами, трьома возами,
Та й заберемо ковані вози,
Та й заберемо, та й повеземо,
Та й повеземо на тихий Дунай,
На тихий Дунай, на крутий беріг.
Та й ізложимо на білий камінь,
Та й завершимо сив соколоньком.
Сив сокіл сидить, в Дунай ся дивить,
В Дунай ся дивить, з рибков говорить:
- Ой рибко, рибко, я тебе йму
Свому паноньку на вечероньку,
На вечероньку свят-вечерову.

Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.

Ой на Дунаю та на бережку,
Та на бережку, на жовтім піску,
Красна дівойка, чом Ганусейка
Садок саджала та поливала,
Поливаючи та промовляла:
- Ой рости, саде, та вище мене,
Та й вище мене, та краще мене.
А у тім саді три користойки:
Першая користь - а орішейки,
А друга користь - червоні вишні,
А третя користь - червоні ябка.
Ой орішейки та й для братчика,
Червоні вишні для милейкого,
Червоні ябка та для дівойки.

Щедрик, ведрик, дайте вареник,
Грудочку кашки, кільце ковбаски.
Горобчик летів, хвостиком вертів,
А ти, дядьку, знай, копієчку дай!

Ой ясна, красна на небі зоря,
А ще найкраща у дядька жона.

По двору ходе, ключики носе,
До ключиків говоре, ключиків просе:

Бо мій миленький стурбований
Вчора звечора з торгу приїхав.
Привіз мені три подарочки:

Перший подарок - тонкий серпанок,
Другий подарок - лисяна шуба,
Третій подарок - шовковий пояс.

Тонкий серпанок від сонця сяє,
Лисяна шуба слід замітає,
Шовковий пояс клуби встеляє.

Ой хвалилася біла береза

Ой обізвався зелений дубок:
- Ой не хвалися, біла березо,
Своїми вітками перед дубками.
Не сама ж ти вітку кохала.
Кохали вітку буйнії вітри,
Білили кору дрібнії дощі.
- Ой хвалилася ґречная панна
Своїми косами перед молодцями.
Ой обізвався ґречний молодець:
- Ой не хвалися, ґречная панно,
Своїми косами перед молодцями,
Не сама ж ти косу кохала,
Кохала косу ненька старенька!

Дівка Олена сади садила
Ще й поливала, ще й примовляла:
- Ростіть, яблуньки, все кудрявенькі,
А ви, яблучка, все червоненькі!
Прийдуть до мене миленькі гості,
Треба їм дати по подарочку,
По подарочку, ще й по яблучку.
По подарочку, по шовковому,
Ще й по яблучку, по червоному.


Марина Грамович.
По материалам:

Чем колядки отличаются от щедривок? Единой мысли относительно происхождения слова «коляда» нет. Много исследователей склонны считать, что оно происходит от латинского слова Calenda, что означает праздник нового года. Существует также мысль, что слово «коляда» связано с именем языческого божества Коляды, которое олицетворяло рождение Солнца в созвездии Водолея.

Колядками называются поэтически-песенные произведения, которые выполняются во время и по случаю празднования Коляды, которыми сопровождаются магически-ритуальные рождественские действия. Традиционно композиция колядки простая. Она состоит из запевания, собственно колядки, припева и поколяды.

Колядовали на Рождество дети, ходили по дворам с самодельной звездой, иногда — в сопровождении переодетых Маланки, козы, медведя, солдата. Если их приглашали в дом, они разыгрывали сценки из народного спектакля, который первоначально преследовал ту же цель, что и песни — сохранить благосостояние в хозяйстве («Где коза ходит, там рожь родит, где коза ногой, там рожь копной, где коза рогом, там рожь стогом»), а позже стали праздничным развлечением. Собранные во время колядования подарки составляли угощение на общем ужине молодежи.

Будучи произведениями языческими , с принятием христианства колядки очень медленно добавляли библейско-христианские элементы, которые в течение длительного времени внедрялись в давние тексты. Со временем названия языческих божеств стали заменяться христианскими.

С утверждением христианства церковь , борясь против идолопоклонения, старалась искоренить языческие праздники календарной обрядности, поэтому христиане решили в противоположность языческим оргиям праздновать христианские торжества в те же дни. Зимний цикл стал величанием рождения Иисуса Христа. Поэтому со временем колядки пополнились апокрифическими мотивами о Христе, Деве Марии, Петра и Павла. Поскольку довольно длительное время после принятия христианства на наших землях Библия была малодоступной простым неграмотным людям, то народ составлял произведения, в которых отображал свое видение библейских образов и мотивов, которое нередко сохраняло языческие представления и не соответствовало текстам Святого Письма, а иногда и полностью противоречило им. Сюжетами, образами и тематикой апокрифические колядки приближены к народным апокрифическим легендам, которые широко бытовали в ранний период христианства и время двуверования. Такой, в частности, является колядка «Добрый вечер тебе, господин хозяин», где дохристианская поэтика и образность (например, мотивы гостей у хозяина; образы хлеба, зерна, праздничного стола) соединились с отдельными христианскими вкраплениями, упоминания о церковных праздниках — с языческими праздниками.

Щедривки.

В отличие от колядок, которые первоначально сопровождали магическое языческое действо, связанное с рождением Вселенной и божества солнца Коляды, щедривки являются словесно-песенной частью другого праздника — Нового года, связанного с величанием месяца. Месяц занимал важное место в культовой системе праславян, которые, и наблюдя его связь с водой, усматривали его незаурядную роль в выращивании урожая. Поэтому праздник, целью которого было умолить духов неба и земли оказывать содействие в хозяйстве, получил название Щедрого вечера. Отсюда и походит название произведений , которые выполнялись в это время — щедривки.

Щедрый вечер для наших предков тоже был обрядовой поэзией, которая часто называлась Маланкой. Маланка — дочь богини Лады и воплощение плодородной влаги, необходимой для отборного урожая. В этом проявлялась ее связь с луной. Мистические процессии, которые осуществлялись в этот день, значительно отличались от рождественских. Они назывались «вождение Маланки». Здесь главную роль выполняла, как правило, красивейший девушка, которую водили от дома к дому, желая благосостояния и удачи в хозяйстве и на поле. Среди переодетых персонажей обязательными были Маланка, украшенная цветами, со звездой в голове, которая шла в сопровождении нескольких девушек с деревцем; Луна (Василий), одетый как крестьянин-пахарь с серпом в руке (знак месяца); король, одетый, как охотник, в окружении ребят-плугарей, которые имели вола, запряженного в плуг; дед Змей с длинной зеленой или белой бородой, опоясанный гадюками и др. Эта мистерия отображала мифологические верования и представление давних славян о зиме, наступлении весны, а затем — новой работы на поле, весенне-летних игрищ в лесах.

После восхваления Маланки , которое происходило в каждом дворе, возвеличивались члены семьи — хозяин, хозяйка, их взрослые или маленькие дети. При этом выполнялись отдельные щедривки для каждого. Ими возвеличивали работу, желали благосостоянию для всей семьи. Среди величальных щедровок можно выделить такие же тематические группы, как и среди колядок.

В народных произведениях , приуроченных к празднованию Щедрого вечера, часто встречается образ пирогов, которые считались жертвенным кушаньем этого праздника, что символизировало новорожденный месяц. Они были обязательным выкупом для персонажей драматизированного действа, что четко зафиксировалось во многих текстах:

«Кугу, кугу! Выносите по пирогу. А не дадите пирога, потащим дом за рога!» или «Щедрик — ведрик, дайте вареник!».

Важной особенностью щедровок является то, что они, даже значительно видоизменив и потеряв драматическое начало, как правило, выполняются только девушками или женщинами, реже — детьми и почти никогда — мужчинами.

В этом проявляются не только элементы матриархального устройства, а и ударение на женском начале этого праздника. Щедрый вечер был перед днем другого праздника, связанный с культом плуга — Нового года или Дривиного (Дедового) дня. Мистерии, которые происходили в ночь накануне, завершались общими ворожениями мужской и женской общин.

"Колядовать - любимое занятие детей. Во-первых это весело, а во-вторых можно немного насобирать денег и всяких вкусностей. Правда сейчас дети больше предпочитают деньги - сладостями их уже не удивишь. Но перед тем как колядовать, надо разобраться когда ходить колядовать, когда щедровать и, вообще, как правильно это делать.


Начнем с того, что в давние времена в первый день Нового года (но по старому стилю, 14 января) наиболее распространенным являлся обряд засевания. Хоть прошло немало времени с тех пор, этот обычай остался и дошел до нашего времени. Но первоначально, этот обряд пришел к нам еще из дохристианских времен. В то время наши предки встречали Новый год не зимой, а весной и обряд засевания был связан с большими надеждами на добрый урожай. Засевали в основном дети, и того, кто приходил первым одаривали очень щедро.

Итак:
колядовать - 6 января вечером
рождествовать - 7 января с утра
щедровать - 13 января вечером
посевать (засевать) - 14 января утром

Колядуют вечером, 6 января. А утром 7 января рождествуют, поют рождественские песни и всех поздравляют с Рождеством Христовым. Щедруют 13 января, а на следующее утро, на рассвете, посевают(засевают) зерном. Посевать(засевать) ходят к крестным, близким и родственникам. Но первым в этот день в дом должен зайти мужчина, так как считается, что девушки не приносят счастья.

По давней традиции, чтобы колядовать нужно как минимум 3 человека. Это могли быть как девочки, так и мальчики, как тёти, так и дяди)).
Глава колядующих - звездарь. Это человек, который идет первым и несет звезду. На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки.
Следующим по старшинству идет звонарь . Этот человек тоже неотъемлемая часть колядующего “коллектива”. Его обязанность - нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие.
Третим важным колядующим является мехоноша. Судя по всему, этот человек должен был быть сильным, так как ему приходилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги и т.д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук - все подарки хозяева должны класть прямо в мешок.

Как было бы замечательно, если бы и в наши дни все было так как раньше. Но, к сожалению, сегодня этим никто не заморачивается. Достаточно просто выучить колядки. Но ведь ничего не стоит сделать хотя бы звезду.
Звезда для колядований делается, в основном, восьми конечной. Ее запросто можно вырезать из плотного картона и украсить блестками или битыми елочными игрушками. В конце концов, ее можно просто покрасить в желтый цвет. Есть вариант и посложнее: звезда из проволоки, которую потом обматывают цветными ленточками.
Следующим атрибутом является большой колокольчик, но за не имением большого, можно взять и маленький. Ну и последнее - мешок для подарков. Его нужно делать из плотной яркой ткани и украсить. Украшения могут быть как вышитые, так и нарисованные. Это может быть солнце, звезды, месяц и т.д. Так как в старину этот праздник символизировал переход от ночи ко дню и от зимы к лету.

Вечер накануне старого Нового года называется «щедрым». Но здесь уже вступают девочки и девушки. Они ходят по домам и поздравляют всех с наступающим праздником и поют щедровки:«Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье…».
А утром старого Нового года вас наверняка разбудит целая ватага посевальщиков, которые не только поздравят с наступившим праздником, но и, обсыпав с головы до ног зернами пшеницы и других семян, пожелают, чтобы у вас хорошо жито родилось. И снова таки, посевальщиками по традиции непременно должны быть мужчины (но возраст значения не имеет)"

Самым радостными событиями зимы, безусловно, являются празднования Нового года и Рождества Христова. Эти праздники повторяются из года в год, а значит, мы вновь и вновь с нетерпением ждем этих веселых дней, и не только ждем, но и готовимся. С давних времен до нас дошли традиции рождественско-новогодних празднований. Одна из них – песенная традиция с обычаем колядования.

Песенная традиция украинского народа, как и другие виды творчества, формировались на протяжении многих веков и с учетом территориально-исторических особенностей отдельных регионов.

Колядки и щедривки – в чем между ними разница

Колядки – это рождественские песни, в которых прославляется новорожденный Иисус Христос, а щедривки – новогодние, в которых поющие желают семье счастья, благополучия и всяких щедрот от Бога. Если происхождение названия последних очевидно, то происхождение названия колядок имеет несколько версий. Наиболее распространенная та, что происходит от римского названия нового года – calendae januarine, что буквально значит «первый день или начало января».

Кто писал колядки

Так сложилось, что песни зимнего периода более консервативны и менее претерпевают изменений, чем иные обрядовые песни, причем у большинства народов. Колядки известны уже в средневековой Европе, в их создании принимали участие как светские, так и церковные авторы. В Украину, а точнее в западные регионы, колядки пришли именно из Европы примерно в XVII веке, когда правобережные территории были под властью Речи Посполитой и Австро-Венгерской империи. Со временем колядки и щедривки распространились по всей Украине. Хотя стоит заметить, что в юго-восточной Украине этот жанр народного творчества не так популярен, как в западной и центральной. Причиной тому является многовековое российское владычество над этими землями, где традиции колядования не так развиты как в Украине и Беларуси.

Говоря о самих колядках и щедривках, стоит заметить, что они быстро распространялись на большие территории, благодаря своим простым мотивам и текстам, причем распространялись как устно, так и с XVIII века в сборниках. Помимо этого, характерными особенностями колядок и щедровок является торжественность и пожелания успеха и благополучия всем членам семьи.

На какие группы делятся колядки и щедривки

Условно колядки и щедривки можно разделить на несколько групп. К первой относятся песни с религиозным содержанием. Они содержат рассказы о рождении, земной жизни и смерти Иисуса Христа, о Божией Матери, о ангелах и святых. Вторая группа – это т.н. «аграрные песни», в которых содержаться пожелания, хорошего урожая, поголовья скота и домашнего достатка. Третья группа – это произведения времен Киевской Руси, где содержаться свидетельства о походах княжеских войск, военном снаряжении, а также описываются рыцарские качества молодых парней. Еще одна группа песен содержит мотивы древних славянских мифов.

Нужно сказать, что строгую разницу между колядками и щедривками установить сложно, ведь часто можно встретить и в тех и в других переплетение религиозных и бытовых мотивов. Поэтому обе группы этих зимних песен можно называть колядками.

Вместе с колядками в Украину пришла и традиция хождения колядования по домам. При церквях издавна образовывались компании молодых людей. Во время святок они организовывали небольшой хор и по благословению священника, вместе с церковным старостой, ходили по домам прихожан славить Христа. Они пели краткие богослужебные песнопения, посвященные празднику, а также различные колядки. Собранные деньги жертвовали или на нужды своей церкви, или использовали на приобретение огромных восковых свечей, которые торжественно зажигали во время больших праздников.

Символы колядования

Колядующие ходили с колокольчиком и звездой, символизирующей Вифлеемскую звезду, указавшую путь к пещере, где родился Иисус. Нередко, особенно в западных регионах, колядники переодевались в костюмы Козы, Ирода, Пастухов, Царей и даже смерти и разыгрывали христианские сюжеты. Очень ярко этот процесс показан в фильме Сергея Параджанова «Тени забытых предков».

После 70-летнего периода правления богоборческой советской власти, народные традиции стали постепенно возрождаться. Праздник Рождества Христова стал государственным. Сегодня, как и столетия назад, новогодние и рождественские колядки снова зазвучали в домах, детсадах и школах. Снова можно видеть группы молодых людей, одетых в народные костюмы и идущих с вифлеемской звездой, проставляющих новорожденного Иисуса и желающих благополучия хозяевам домов.

Самым популярным и распространенным зимним народным песенным произведением в Украине безусловно является колядка «Добрий вечір тобі, пане господарю». А вот всемирно известным произведением является песня «Щедрик», положенная на музыку украинским композитором Николаем Леонтовичем. Мелодия этой щедривки звучит в знаменитом голливудском фильме «Один дома» и других фильмах, ее также можно нередко слышать в различных рекламных видеороликах.

Рождественские украинские традиции. Колядки и щедривки обновлено: Январь 6, 2016 автором: Миша Герасименко