Швы иголкой вручную. Ручные швы: виды и технология выполнения

Даже начинающая портниха знает, что ручные швы – это скрепление между собой нескольких деталей при помощи иглы и нити. Не секрет, что от качества выполненных ручных и зависит внешний вид пошитого изделия.

Давайте рассмотрим несколько примеров выполнения ручных швов, которые пригодятся начинающей швее в дальнейшей работе по изготовлению швейных изделий.

Что понадобится?

  • Ткань или несколько кусочков ткани;
  • Иголка, нитки.

Игла для выполнения ручных швов должна быть прямой. Наличие погнутостей на орудии работы спровоцирует неправильное выполнение шва. Так же не стоит увлекаться большим размером ушка. Чем больше ушко, тем заметнее дырка в ткани. Шифон, например, нужно шить самой тонкой иглой с самым маленьким ушком.

Ручные швы, техника выполнения

Сметочный шов

Применяется для временного скрепления деталей между собой (например, для примерки изделия). Игла при прокалывании ткани направляется вверх – вниз – вверх… Ширина стежка зависит от ткани и может составлять от 0,7 мм до 2,5 см. Некоторые рукодельницы чередуют в сметочном шве узкие и широкие стежки для быстроты сшива и точности скрепления.

Наметочный шов

Используется для временного крепления одной детали к другой (например, кармана к платью). Внешне он практически не отличается от сметочного шва, но длина стежка может достигать 3 см. Чем крупнее стежки и расстояния между ними, тем проще такой шов удалить после пристрачивания детали.


Копировальный шов

Копировальный шов используется для переноса линий будущих строчных швов на одинаковые детали (например, вытачки на правую и левую полочки) или для переноса линий с лицевой на изнаночную сторону (или наоборот). Делаются неширокие стежки, оставляемые в виде петельки (не затянутая нить). После окончания линии сшива, детали изделия раздвигают до натяжки нити, образовавшиеся в пространстве между деталями жгутики разрезают. Получается одинаковый контур с лицевой и изнаночной стороны изделия или на обеих деталях.



Шов "назад иголка"

Этот шов имитирует машинную строчку. Его можно использовать как при ремонте изделий (например, обрезке и подшивке низа брюк), так и при отсутствии швейной машины. Техника его выполнения достаточно проста: иглу вводим в ткань как при наметочном или сметочном швах, затем возвращаемся назад и вводим иглу в место окончания предыдущего стежка, новый стежок делаем длиннее.


Обметочный (петельный) шов

Шов предназначен для обработки среза ткани во избежание ее осыпания. Существует несколько видов обметочных швов:

  • Косой – игла ходит по кругу края, получается наклон нити.


  • Крестообразный – двойной косой шов: сначала игла идет по кругу в одном направлении по всей длине, затем в обратном направлении по всей длине.


  • Петельный – стежки делаются слева направо одинаковой высоты. Каждый раз иглу необходимо вдевать в уже сделанный стежок и затягивать петельку.


Заметочный шов

Заметочный шов используется для крепления подгибаемого края изделия (например, низ юбки). Внешне похож на наметочный, но стежком длиной от 1 см до 3 см соединяется основное изделие и подогнутый его край.


Выметочный шов

Выметочный шов используется для скрепления уже прошитых деталей с вывернутым внутрь швом (например, погон, воротник, клапан). Этот вид шва наносится перед утюжкой или нанесением декоративной строчки поверх готового изделия.



Подшивочный шов

Подшивочным швом обрабатывается предварительно подогнутый край изделия. В отличие от заметочного шва, подшивной относится к категории постоянных, т.е. после нанесения такого шва не требуется дополнительной машинной строчки. Существует несколько видов подшивочных швов:

  • Простой – похож на крестообразный обметочный, только игла идет по кругу уже подогнутого края. При этом захват ткани изделия с лицевой стороны должен быть минимальным(основную ниточную нагрузку берет на себя изнаночная сторона изделия).


  • Потайной – игла вводится в загиб и стык изделия на очень маленькое расстояние, соединяя детали, основная длина стежка остается внутри загиба.


  • Фигурный – игла идет слева направо и снизу вверх. Делаем внутренний поперечный укол среза, вытягиваем нить, следующий прокол соединяет загиб и основное изделие тоже поперечным швом.


Технику выполнения ручных швов легко освоить. Знания в этой области необходимы любому человеку. Именно поэтому на уроках технологии в школах изучают ручные швы, как девочки, так и мальчики.

Схематическое изображение цветов:

Строчечный шов (шов «назад иголку»):

Сдвоенная строчка наиболее крепкая из всех видов ручных швов, она напоминает машинный шов.

Сдвоенная строчка справа налево.

1. Сделайте два стежка, начиная от края, а затем вернитесь на один стежок назад.

2. Необходимо соблюдать расстояние – насколько Вы «возвращаете» иглу назад, такой же стежок необходимо сделать вперед.

3. Продолжайте шить до конца.

4. Закрепите шов, сделав два стежка на месте.

Обметочный шов:

Обметочный шов может быть использован для обработки края (чтобы ткань не крошилась) или в качестве декоративного шва, если делать его контрастными по цвету нитками.

1. Сделайте несколько стежков строчечного шва.

2. Вставьте иглу в ткань, отступив примерно 6 мм от края, острие иглы направлено в противоположную от края ткани сторону.

3. Поместите иглу в образовавшуюся петлю и затяните, чтобы образовалась петля на краю ткани.

Петельный шов:

Эта строчка хорошо обрабатывает края, которые осыпаются, и используется для изготовления петель или шитья на машинке. Длины стежка может быть больше или меньше.

2. Закрепите нить несколькими стежками.

3. Вставьте иглу в ткань возле края. Оберните конец иглы нитью.

4. Вытяните нить так, что узел оказался на краю ткани.

Потайной шов:

Этот вид ручных стежков используется для крупных кусков материи или для сшивания неровных краев.

1. Строчка делается справа налево.

2. Закрепите край ткани несколькими стежками. Сделать стежок по диагонали справа налево, затем, направляя иглу влево, сделайте маленький стежок на втором полотне.

3. Продолжайте шить, переходя от одного полотна к другому.

4. Старайтесь сильно не стягивать полотна между собой.

Петельная цепочка:

Это декоративная строчка, которая может быть использована для формирования прямых или изогнутых линий. Шов делается на лицевой стороне справа налево.

1. Сделайте узел на конце нити и воткните иглу так, чтобы узел был с изнаночной стороны, а игла – с лицевой.

2. Воткните иглу в то же самое место и сделайте маленький стежок.

3. Поместите петельку из нити под острие иглы и протяните иглу через нее. Не затягивайте нить слишком плотно.

4. Повторяйте шаги 2 и 3, при этом следующий стежок начинайте внутри последнего.

5. Чтобы закончить строчку, вытяните иглу с нитью на изнаночную сторону и сделайте узелок, зацепившись на последний стежок.

Подшивочный (простой) шов:

Этот вид строчки практически незаметен с лицевой стороны изделия.

Работа справа налево одной нитью.

1.Сделайте узелок на нитке и закрепите ее с изнаночной стороны.

2.Немного подогните край изделия и закрепите его, сделав стежок через край.

3. Продолжайте шить, захватывая при этом сложенный край и основной материал.

Подшивайте край так, чтобы стежки были как можно меньше, тогда они будут практически незаметными.

4. Закрепите нить узелком с изнаночной стороны.

Стежок «Елочка» (зигзагообразный шов):



Эта строчка обрабатывает край подола и в то же время присоединяет его к ткани. Он используется на плотных тканях, которые чересчур толстые для того, чтобы делать двойной подгиб края.

1. Шов делается слева направо.

2. Закрепите нить несколькими стежками на месте по краю подола.

3. Сделайте длинный диагональный стежок слева направо через необработанный край и основное полотно, вернитесь назад, сделав стежок длиной примерно 6 мм через основное полотно.

5. Перенесите иглу вправо и сделайте еще один диагональный стежок, направляя нить слева направо, так, чтобы зацепить подол.

6. Все стежки должны быть примерно одинакового размера.

Ступенчатый шов:



Ступенчатый шов или потайной подшивочный шов – способ соединения двух полотен пестрой ткани, когда шов будет проходить именно по рисунку.

1. На одном куске материи подогните припуск на шов и положите ткань сгибом на второй кусок, точно на то место, где будет располагаться шов. Рисунок при этом должен точно совпасть.

2. Шов делается на лицевой стороне ткани справа налево.

3. Закрепите нить, введите иглу во второй кусок материи, после этого проведите иглу с нитью через подогнутый срез, сам стежок будет располагаться вертикально. Не затягивайте нить слишком сильно.

4. Повторяйте шаги 2 и 3.

5. Чтобы закончить шов, выведите иглу на изнаночную сторону и закрепите ее за стежок.

6. Вставляйте иглу точно напротив того места, где будет стежок, чтобы сформировать петельный шов. Не затягивайте нить слишком сильно.

Пришивание подклада:



1. Положите материал изнаночной стороной вверх на плоскую поверхность.

2. Положение подклад лицевой стороной вверх.

3. Сколите обе ткани вместе по центру.

4. Делайте небольшие стежки, захватывая 1-2 нити материи, а вытягивая нить, захватите 1-2 нити второго куска материи.

5. Делайте маленькие стежки, формируя строчку с вертикально расположенными стежками.

6. Закрепите узлом с изнаночной стороны.

Челночный стежок:


Эта строчка используется для прикрепления подкладки и второго слоя материи к ткани или занавескам, покрывалам и ламбрекенам, где есть определенное количество слоев ткани. Обычно высота стежка занимает половины высоты на одном и половину высоты на другом полотне.

1. Положите подклад с изнаночной части материала и закрепите его.

2. Делайте одинаковые диагональные стежки через край. Не затягивайте нить слишком туго.

3. Воткните иглу в ткань на расстоянии примерно 5 мм вправо от предыдущего стежка, формируя петлю.

4. Сколите иглой оба куска ткани.

5. Сделайте небольшой стежок захватив 1-2 нити основного материала и вытяните иглу через образованную петлю.

4. Делайте шов, захватывая только несколько нитей на лицевой стороне основного материала, в конце закрепите нить узлом с изнанки.

Шов через край:

Ручной шов через край – это способ обработки краев сыпучего плотного материала. Длина стежка регулируется в зависимости от сыпучести ткани.

Начните с нескольких стежков на месте.

1. Делайте диагональные стежки через край, стараясь, чтобы они находились на одинаковом расстоянии и имели примерно одинаковую высоту. Не затягивайте нить слишком плотно.

Сметочный шов:

Этот шов используется для сметывания деталей изделия.

1. Закрепите нить несколькими стежками на месте, делайте небольшие стежки, вкалывая иглу в ткань справа налево. Старайтесь делать одинаковыми стежки и интервалы между ними.

Потайной шов:


Шов используется для подшивания двойного подола.

1. Шов идет справа налево, сами стежки располагаются внутри сгиба.

2. Игла движется в основном внутри загнутого края, а сами стежки захватывают лишь несколько нитей подола и основного материала.

3. Вставьте иглу в подол, сделайте стежок, выведите ее на поверхность и сделайте стежок.

Точечный шов:

Эти крошечные, почти невидимые стежки используются для поддержания формы складок.

1. Сами стежки располагаются внутри складок, а на поверхности видны тольео маленькие строчки.

2. Игла вставляется в толщу складки (на конце нити должен быть узелок). Выведите иглу наружу в том месте, где необходимо закрепить складку.

Наметочный шов (Сметка):


Ручной стежок , который используется, чтобы придать ткани необходимое положение, то, которое необходимо сохранить после зашивания. Аналогичен выполнению сметочного шва, но стежки немного длиннее.

1. Работа идет одной или двумя нитями с узелком на конце. Шов выполняется поочередным вкалыванием иглы в лицевую и изнаночную строну.

2. Чтобы закончить шов, сделайте 1 стежок на месте.

3. Для удаления наметки просто отрежьте узел и потяните за нить.

Машинные швы подразделяются на соединительные, краевые и отделочные швы. В свою очередь, каждый из этих основных видов машинных швов имеют свою классификацию. Например, соединительный шов может быть стачным, надстрочным, накладным и т.д.
Если вам для уроков труда необходимо знать выполнение того или иного вида шва, или просто для саморазвития требуется таблица машинных швов, то можете воспользоваться информацией данной статьи.
Обратите внимание, что машинный шов и машинная строчка это разные понятия. Машинный шов подразумевает способ соединения или обработки края ткани, а машинная строчка - это способ, схема образования стежка швейной машиной.

Соединительные машинные швы

Стачной шов

Этот машинный шов применяется при соединении плечевых и боковых срезов, соединении лифа с юбкой, стачивании срезов рукавов, а также при втачивании рукава в пройму и т.п.
Детали складываются лицевыми сторонами, сметываем и стачиваем, отступив от среза на ширину шва.

Для выполнения выворотного шва детали нужно сложить изнаночными сторонами, уравнивая срезы, и стачать на расстоянии 0,3-0,4см от среза (А). Затем перегнуть детали по линии шва, обратив их лицо с лицом и стачать второй раз, отступая от края 0,5-0,7см (Б). При этом припуски первого шва оказываются закрытыми внутри второго.


Этот машинный шов применяется при пошиве белья, мужских сорочек, спортивной и спецодежды. Выполняется он следующим образом.

Детали сложить лицевыми сторонами, перепуская нижний срез на 0,5см от среза верхней детали (А). Шов расправить, обогнуть большим припуском меньший, отвернуть шов в сторону меньшего припуска, и настрочить строчкой на расстоянии 0,1-0,2см от сгиба припуска (В).

Краевые швы

Обтачной шов

Обтачной шов является разновидностью стачного шва и применяется для соединения таких деталей изделия, в результате вывертывания которых, шов расположится по их краю, а запасы его внутри, между деталями (воротник с подворотником, борта с подбортами, горловина с обтачкой и т.п.)

Детали складывают лицевыми сторонами внутрь и соединят стачным швом. Затем детали вывертывают на лицевую сторону, швы расправляют и выметывают с образованием переходного канта, позволяющего сделать шов незаметным снаружи. Переходный кант образуется за счет верхней детали, которая на 0,1-0,2см переходит на сторону нижней.

В тех случаях, когда обтачной шов выполняется без переходного канта, после соединения деталей строчкой рекомендуется развернуть их изнанкой верх, припуски шва разутюжить, а затем детали вновь сложить изнаночной стороной внутрь по машинной строчке и окончательно приутюжить.

При обтачивании бортов и при обработке воротников из неосыпающейся ткани ширина обычного шва равна 0,3-0-5см. Из осыпающейся ткани - 0,4-0,7см.

Машинный шов вподгибку с закрытым срезом


Шов вподгибку с открытым срезом применяется для подшивания низа изделия и рукавов в изделиях из плащевых и хлопчатобумажных тканей, а также при изготовлении белья (А).

Обрезной края изделия подгибают на изнаночную сторону на 0,7-1см, приутюживают, после чего весь припуск на подшивку низа перегибают на изнаночную сторону и закрепляют машинной строчкой у самого сгиба. Ширина внешнего подгиба шва определяется назначением изделия и берется в пределах 1,5-5см.

разновидностью этого машинного шва является "московский шов" (В) - застрачивание края детали двойной машинной строчкой. Такой шов дает возможность получить узкий подгиб (рубчик) и применяется главным образом при подшивании воланов, оборок, сильно расклешенного низа платья.

Шов вподгибку с открытым срезом

Шов вподгибку с открытым срезом (полумосковский шов) применяется при обработке внутренних краев подбортов и всевозможных обтачек (горловин, пройм, рукавов и др. деталей). Припуск на шов (0,75см) подгибают на изнаночную сторону и застрачивают на расстоянии 0,2см от сгиба (см. выше - Б).

При обработке краев воланов, рюшей, оборок шов выполняют строчкой зигзаг шириной 0,15-0,25см, прокладывая его по сгибу, а излишек ткани срезают до самой строчки (см. выше - Б).


Этот машинный шов иногда называют "Гонконг" (А) и используют его для обработки срезов деталей, которые в дальнейшем настрачиваются на другие детали (кокеток, лифа, накладных карманов и др.). Кроме того, этим швом обрабатываются края изделий из плотных тканей (край подгибки низа, край подборта пальто).

Выкраиваем полоску ткани шириной 2,5см (утроенная ширина окантовки плюс 1,5см) под углом 45 градусов к направлению нитки основы (долевой).
Приложим обтачку к обрабатываемому срезу изделия, совмещая лицевые стороны, притачиваем, срез изделия обернем обтачкой, прометаем и пристрочим с лицевой стороны в шов притачивания.
Открытый срез подшивки пальто, юбки из плотной ткани обрабатываем окантовочным швом (из подкладочной ткани) и подошьем к изделию вручную за каждый стежок машинной строчки.

Окантовочный шов с закрытым срезом

Это машинный шов часто называют "рулик" (см. схему выше - Б). Выполняется он также как и с открытым срезом, только обтачка кроится вдвое шире (5см).

Окантовочный шов с тесьмой

Окантовочный шов с тесьмой - это тоже, что и шов с закрытым срезом, но вместо полоски ткани используется готовая тесьма (косая бейка). Тесьмой огибают обрабатываемый срез, наметывают и прокладывают машинную строчку, захватывая оба края косой бейки.

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Каждый из нас, в особенности женщины, рано или поздно сталкиваются с необходимостью взять в руки инструмент швеи, чтобы зашить, подшить, перешить, заштопать или элементарно пришить пуговицу.

Разумеется, хочется, чтобы выполненная работа была максимально аккуратной, не так ли? Но как достичь желаемого результата? В нашей статье мы постараемся разобраться в этом вместе.

Виды спаев и цель их применения

Прежде чем приступить к существующим видам стежков, давайте подробно рассмотрим понятие шва и для чего он служит. Итак, шов – это манипуляция , позволяющая скрепить в определённом положении две или несколько слоёв материи при помощи ручной или машинной строчки. На сегодняшний день существует большое количество различных видов швов, каждый из которых обладает собственным назначением. При помощи одного стежка смётывают различные детали изделия, а другие их воссоединяют в одно целое, третьи предназначены для подшива низа изделия.

Все без исключения стежки по способу своего исполнения подразделяются на машинные и ручные. Некоторые манипуляции при работе с тканью, необходимо осуществлять вручную, например: сметка, прокладывание копировальных силков - стежков и многое другое. В нашей статье речь пойдёт о ручных видах стежков.

Петельный шов

Алгоритм выполнения петельной спайки (фото):

  1. выполняя первую петлю, необходимо, чтобы начало нити было протянуто в петлю, которая потом будет затянута;
  2. начало нити необходимо поместить на ребро используемого среза материала;
  3. осуществить несколько петельных спаек;
  4. начало нити обрезать, предварительно её немного стянув.

Продолжение петельного стежка в том случае, если нить закончилась:

  1. оставить свободный конец закончившейся нити;
  2. сделать петлю следующей спайки уже с новой нитью, не затягивая при этом петли;
  3. продеть в эту петлю конец первой нити и начало новой, после чего умеренно затянуть петлю;
  4. концы нитей необходимо поместить на ребро используемого среза материала;
  5. осуществить ещё несколько спаек;
  6. концы нитей необходимо немного подтянуть, после чего обрезать.

Завершение петельного стежка:

  • необходимо осуществить несколько последних стежков на одном месте;
  • перевернуть материал на изнаночную сторону;
  • подвести иголку под последние несколько стежков, умеренно подтянуть нить, после чего обрезать.

Потайной шов вручную

Потайной стежок используется для подгибки нижней части изделия, которое состоит из высококачественного материала, например: или шелка. На хлопчатобумажных изделиях не применятся. Необходимо придерживаться следующего интервала: на 1 см строчки должно приходиться 3 стежка. Спайка должна осуществляться шелковыми нитями в тон цвета ткани. Нитку во время выполнения стежка затягивать не надо. В результате проделанной работы, на лицевой и изнаночной стороне нить не должна быть видна.

Алгоритм выполнения:

  • необходимо делать отгиб ткани на 50 – 70 мм на изнаночную сторону одинаково вдоль всей длины изделия, после чего отогнутый край следует приметать и хорошо отутюжить;
  • от получившегося изгиба по лицевой стороне, необходимо отмерить ширину подгибки, которая, как правило, варьируется от 3 до 6 см;
  • отогнуть полученную ширину подгибки на изнаночную сторону, после чего приметать и отутюжить;
  • осуществить при помощи иголки прокол изделия, затрагивая 1-2 нити ткани, и соответствующей манипуляцией продеть иглу сквозь внутреннего отогнутого края;
  • расстояние между проколами должно быть стабильно полсантиметра.

Фигурный шов «козлик»

Этот вид спайки необходимо делать для подгибки нижней части изделия в том случае, если срез материала открытый и не подгибается во внутреннюю часть . Используется для изделий, которые изготовлены из несыпучих и плотных материалов.

Стежок необходимо делать слева направо. Необходимо, чтобы стежки спайки покидали пределы края подгибки на 10 мм для тонких и до 30 мм для плотных тканей. Размер каждого стежка для тонких тканей не должен превышать 50 мм, а плотных — 70 мм.

Алгоритм выполнения:

  • отгибаем ткань материала на изнаночную сторону, шириной не более 3–6 см и идентичной вдоль всей длины шва;
  • вводим иголку под подгибку, осуществляем в ней первый прокол;
  • проводим нить вперёд, а иголку справа налево, задействовав 2 нити подгибки, но при этом, не прокалывая ткань изделия.

Выполнение спайки:

  • спайку необходимо осуществлять слева направо;
  • необходимо, чтобы игла всегда перемещалась справа налево, а нить, в свою очередь, слева направо, образуя стежки крестообразные;
  • нить затягивать не надо, спайки должны находиться на весу.

Обметочный шов вручную

Эта спайка необходима для того, чтобы сделать срез материала более аккуратным и предотвратить осыпание изделия . Эту строчку используют для изделий с подкладкой. Обметочный шов, выполненный с помощью шелковой нити в тон цветам изделия из тонких тканей практически незаметна и не создаёт визуальной объёмности толщины припуска стежка, что крайне важно для внешних характеристик изделия. Как правило, делают порядка 3–4 стежков в течение каждых 0,1 см длиной не более 70 мм. Аналогом ручного шва является ролевая спайка, которая выполняется при помощи оверлока.

Спайка « «

Этот шов подобен машинной строчке. Начинается он аналогично со сметочной спайкой . Затем необходимо сделать один стежок назад, положив его сверху первого стежка. Игла вновь и вновь выходит на лицевую сторону ткани, расстояние которой составляет один промежуток между стежками.

Прежде чем приступать к выполнению поставленной задачи, вам необходимо иметь представление о том, как он должен выглядеть в итоге. С лицевой стороны мы видим идеально ровные стежки, а с изнаночной — под наклоном, словно они находят друг на друга.

Стебельчатый шов

Стебельчатый шов является одним из наиболее распространённых среди швов в . В результате работы мы получаем изящные контуры линий, которые могут быть прямыми, изогнутыми или округлыми. Превосходно смотрится в вышивке растений. К слову, это один из самых старых швов на свете.