Склеивание бумаги и картона. Основные приёмы работы в кружке Разрезание бумаги ножом по сгибу

Складывание и сгибание бумаги и картона.

Сгибание бумаги:

сгибание по надрезам;

выглаживание специальной гладилкой.

Сгибание картона:

намётка сгибов графитным карандашом;

надрезание сгибов по линейке с помощью ножа-резака;

сгибание по надрезам, чтобы сделанные надрезы оказались с внешней стороны рёбер;

оклеивание рёбер для прочности бумагой (если требуется).

Возможно при сгибании тонкого картона или плотной бумаги, вместо надрезания материала по линиям сгиба, ограничиться продавливанием этих линий. Для этого по каждой линии сгиба, с внутренней стороны будущего ребра, с нажимом провести ребром гладилки или обушком клинка ножа и согнуть.

Сгибание в процессе изготовления коробок, футляров, моделей геометрических тел, макетов и т. п. Демонстрация образцов.

Резка бумаги и картона

Инструменты:

ножницы, нож-резак, подрезная доска, металлические линейки разных размеров, графитный карандаш.

Резка бумаги и картона по прямым линиям ножом-резаком:

нанесение меток резки графитным карандашом;

расположение бумаги на подрезной доске лицевой стороной вниз;

линейку возможно сильнее прижать левой рукой книзу, чтобы сдвигание её с места во время работы было исключено;

рукоятку ножа следует держать сверху четырьмя пальцами. Пятый, указательный палец должен лежать на обушке клинка для нажима на нож в процессе работы;

клинок ножа должен во время работы плотно прилегать к рабочей грани линейки, т. е. двигаться в плоскости, перпендикулярной плоскости подрезной доски. Ось ножа при резке бумаги должна быть наклонена к линии реза и составлять с ней угол в 35-45°.

Резка бумаги и картона по криволинейным контурам ножницами:

нанесение меток резки графитным карандашом, применение шаблонов и лекал (если нужно);

резка небольшим участком;

концы ножниц разводятся широко;

вырезаемая деталь располагается слева от ножниц, а линия реза проходит по правой стороне разметочной линии, проведённой карандашом;

листы бумаги, чтобы они не смещались, скрепить по краям канцелярскими скрепками или булавками.

Складывание бумаги при резке ножницами:

при массовом изготовлении из бумаги небольших по размерам деталей со сложными криволинейными очертаниями бумага складывается, в зависимости от её плотности, в четыре, восемь и более слоев, вырезание производится по карандашной разметке, нанесённой на верхнем листе;

если деталь имеет ось симметрии, то бумагу сложить пополам, вычертить на ней половину детали так, чтобы о Наклеивание бумаги.

Правила наклеивания бумаги:

намазывать клеем всегда нужно наклеиваемую деталь изделия, а не ту, на которую производится наклеивание;

смазать клеем и некоторое время подержать чтобы бумага намокла и набухла;

при склеивании двух деталей из бумаги или картона намазывать клеем более тонкий материал;

при соединении «внахлёстку» листов бумаги одинакового качества смазывать клеем обе кромки;

при намазывании бумаги клеем её нужно класть на лист ненужной бумаги;

намазываемый лист или деталь придерживать концами пальцев левой руки, чтобы они не сдвигались с места.

Способ смазывания клеем узких полосок «от доски».сь симметрии совпала с линией сгиба, вырезать и распрямить.

Склеивание деталей:

после укладки смазанной клеем детали на место приклеивания прикрыть чистым листом бумаги и притереть всю поверхность детали мягкой чистой тряпочкой или ребром ладони от середины к краям по направлению волокон, положить под пресс до окончания приклеивания.

Что нужно учитывать при составлении шрифтовой композиции текста? Основные факторы шрифтовой композиции.

При выполнении шрифтовой работы художник продумывает общий формат текста, длину и высоту строк, цвет фона и букв. Всегда надо помнить, что удобочитаемость шрифта обязательна как для короткой надписи, так и для длинной. Не только начертания букв, но и способы их композиционно-ритмического объединения в строке обладают эмоциональной выразительностью. Например, для передачи движения применяется диагональное расположение строки, повествования - горизонтальное. Творческий замысел и оригинальное решение композиции делают информацию запоминающейся. Шрифтовая композиция может содержать орнаменты или простые рисунки, которые дополняют текст. Например, в качестве информации о профиле магазина используют эмблемы предприятий торговли.

При составлении шрифтовой композиции необходимо учитывать следующее:

1) Шрифт, которым будет оформляться содержание текста ;

2) Компоновку текста на заданном формате ;

3) Размер шрифта и расположение букв в словах .

При написании шрифтовой композиции текста существует правило: главное выделяется наиболее выразительно; все остальное дополняет главное, так чтобы в целом получилось законченное композиционное целое.

Буклет - несброшюрованное и непереплетённое, а многократно или однократно сфальцованное (сложенное) печатное издание. Может иметь различные размеры и варианты фальцовки, но в развёрнутом состоянии его размер не должен превышать размера стандартного типографского печатного листа; Не имеет соединяющих элементов (пружин, клея, скрепок, ниток, скобок и т.д.). Читается как сфальцованным, так и разложенным.

Создание буклетов необходимо при проведении рекламной компании фирмы, политических и общественных мероприятиях. Главная задача буклета - при ограниченном размере издания донести до читателя максимальную информацию о фирме.

Виды разработки буклета, в зависимости от задач:

тематическая; информационная; информационно-иллюстративная; общественно-политическая; иллюстративная; рекламная.

Размер буклета разный:

Лифлет (буклет, вмещающийся в коверт);

Проспект (отпечатанный на листе большого формата) и т.д.

Буклеты могут и издаваться в комплекте с электронными каталогами на CD/DVD или с электронными презентациями компании.

При изготовлении буклета могут использоваться вырубка, высечка, выборочная лакировка, особый сорт бумаги или картона и т.д.

При создании буклета надо учитывать тематическая направленность издания и стиль фирмы. При проведении рекламной компании и наличии других рекламных продуктов (каталогов, проспектов, диспенсеров, листовок, CD/DVD и т.д.) в создании буклета необходимо выдерживать общий стиль оформления.

При разработке буклета его создатели должны подобрать иллюстративный и текстовой материал максимально полно отражающие тематику издания.

Оформление фирменного буклета, текст, иллюстрации в краткой и доступной форме должны представить содержимое издания до читателя.

Элементы фирменного оформления буклета: логотип; стиль; шрифт.

Этапы создания буклета: разработка дизайна макета; обработка иллюстраций; вёрстка; подготовка к печати.

Дополнительные отделочные операции при печати буклета:

УФ-лакирование; вырубка; тиснение фольгой; блинт; конгрев; печать пантонными красками.

Стиль разработки оформления буклета может быть выполнен как в классическом оформлении так и в оригинальном с использованием различных полиграфических материалов.

Печать буклетов производится на мелованой или офсетной бумаге из листа формата А4 (297х210 мм) или А3 (420х297 мм), с 1, 2 и более фальцами (сгибами).

Печать полноцветная с двух сторон (4+4). Плотность бумаги для печати буклета выбирается от 115 до 300 г/м. Для буклетов, предназначенных для особых случаев, применяется плотная бумага или картон с использованием вырубки и высечки.

Способы печати буклетов:

офсетный;

Цифровой.

При изготовлении буклетов офсетным способом обеспечивается наилучшее качество полиграфии. Тираж может быть разный (от 100 штук, офсет от 200 штук).

Лифлет - лист формата А4 с двумя фальцами (сгибами).

Здравствуйте, дорогой мой подписчик!
С Вами я, OAZIS-58, со своим электронным курсом «Уникальный готовый успешный хобби для женщин ». Сегодня мы продолжим знакомство с секретами выполнения отдельных элементов микропейзажных композиций из бумаги и картона. Приступим!

Окраска и декоративная обработка бумаги, картона.

В процессе изготовления макета для дизайнерских целей может возникнуть необходимость придать бумаге свойства, которыми она не располагает. Чаще всего приходится окрашивать бумагу. Существует несколько способов изготовления макетов в цветовой гамме. Самый распространенный – это использование аппликации , наклеиваемой на наружную поверхность объемного изделия из бумаги. Изготовление аппликаций нужного размера, текстуры, формы, цвета не представляет сложности. Для этого используются хорошо известные компьютерные программы: Photoshop, 3D MAX, и др . Распечатанная поверхность нужного цвета на струйном принтере имеет очень высокое качество и великолепно имитирует любые строительные материалы. Кроме этого, в продаже имеются десятки разновидностей самоклеющейся пленки, имеющий практически безграничный диапазон цветовой палитры, текстуры. При этом огромным преимуществом этого способа декорирования бумажной поверхности является то, что она не коробится, а разлинованная в мелкую клеточку обратная сторона самоклейки позволяет очень точно и быстро раскроить необходимый декоративный слой.

Не перестали быть актуальными и традиционные приемы окраски бумаги для макетирования:

  1. Окраска анилиновыми красителями. Белая бумага погружается в широкую ванночку с водным раствором анилиновой краски (используемой для окраски хлопчатобумажных изделий). Выкрашенная бумага просушивается на растянутом шнуре, а затем помещается под пресс.
  2. Окраска цветным клейстером . В крахмальный клейстер добавляют растворенную в воде акварель или гуашь и полученную цветную кашицу наносят на бумагу широкой кистью. Затем по бумаге проводят в разных направлениях щеткой или гребенкой. Для получения глянца окрашенную поверхность бумаги покрывают лаком.
  3. Окраска набрызгом. Жидкую краску разбрызгивают по поверхности ватмана с помощью щетинной щетки или пульверизатора. При окраске набрызгом часто пользуются трафаретом.
  4. Окраска под «Мрамор ». Масляные краски, разведенные керосином или бензином, разбрызгиваются по поверхности воды, налитой в широкую ванночку. Краску слегка перемешивают до образования сплошной мраморной пленки. На эту пленку осторожно кладут лист бумаги и быстро снимают. Рисунки на каждом листе после высыхания будут различными. Их рекомендуется покрыть бесцветным спиртовым лаком.
  5. Окраска под бронзу. Для различных декоративных целей очень часто возникает необходимость бронзировать бумажное изделие или придать ему цвет алюминия. Для этого алюминиевый или бронзовый порошок смешивается с лаком или клеевым раствором и полученную смесь наносят на поверхность изделия кистью, как масляную краску.

Пишите: [email protected] Всего доброго.

Всего доброго. До встречи в следующем выпуске рассылки.

~ С уважением OAZIS-58

Склеивание бумаги и картона

Клеи для склеивания бумаги называют конторскими. Лучшие из них прочные, бесцветные и не вызывающие коробления - это "СК-1", "СИН-ТЕКС", "АДГЕЗИН", "ОРТОФИКС", "СИНТЕТИЧЕСКИЙ ДЛЯ БУМАГИ" и ряд клеев на основе поливинилацетатной эмульсии, например клей "СИНТЕТИЧЕСКИЙ". Широко используются и другие конторские (или канцелярские) клеи. Наименее удачными следует признать клеи на основе жидкого стекла - силикатные (их выпускается несколько марок). Бумага от них коробится, склеенное место впоследствии желтеет. Универсальные клеи "АГО", "КИТТИФИКС", "МЁКОЛ" также хорошо склеивают бумагу.

Для того чтобы наклеивать фотографии в альбомы, очень удобен резиновый клей. Наклеенные с помощью резинового клея фотографии не коробятся, при необходимости их легко отделить от толстой бумаги, а остатки клея удалить обычным ластиком.

Все перечисленные клеи упакованы либо в тубы, либо во флаконы, которые иногда снабжены капельными носиками или кисточками для равномерного распределения клея по бумаге. Выпускается клей и в более удобной упаковке - карандаш (на основе сополимера винилпиролидона и винилацетата), несколько напоминающий по форме губную помаду. Чтобы карандаш не высыхал, в перерывах между пользованием его надо обязательно закрывать крышкой.

Если не требуется, чтобы клей быстро схватывался, то бумагу можно клеить и универсальными клеями на основе поливинилацетатной эмульсии - "СИНТЕТИЧЕСКИМ ДЛЯ БЫТА", "ПОЛИВИНИ Л АЦЕТАТНЫМ", "ПВА", "ПВА-А", "ПВА-Б", "ЭПВА".

Все жидкие клеи наносят на один из склеиваемых листов бумаги, накладывают другой лист и прижимают рукой. Продолжительность отверждения (схватывания) 3-5 мин. Карандашом также промазывают один лист, а затем накладывают второй.

Для склеивания бумаги с другими материалами применяют следующие клеи:

С картоном-"СИНТЕТИЧЕСКИЙ", "СК-1", "КЛЕЙ КАЗЕИНОВЫЙ КОНТОРСКИЙ" и другие казеиновые клеи, "КЛЕЙ ДЕКСТРИНОВЫЙ КОНТОРСКИЙ", "АДГЕЗИИ", "АГО", "ЕГА" и др.;

С фанерой или деревом - "СИНТЕТИЧЕСКИЙ", "КЛЕЙ КАЗЕИНОВЫЙ КОНТОРСКИЙ", "СК-1", "АГО" и "ЕГА";

Со стеклом - "СИНТЕТИЧЕСКИЙ", "КЛЕЙ КАЗЕИНОВЫЙ КОНТОРСКИЙ" (нельзя применять силикатный) ;

Если нужно укрепить рассохшуюся мебель, склеить лыжи или любимую статуэтку, поставить заплату на занавеску или заделать течь в аквариуме, словом, выполнить мелкий текущий ремонт, можно воспользоваться средствами бытовой химии. Сейчас в продаже десятки наименовании клеев, при помощи которых такой ремонт можно сделать собственноручно, причем быстро и надежно. Если говорить точнее, то более 50 различных клеев, герметиков, мастик и замазок, не считая так называемых материалов с остаточной липкостью - липких лент, самоклеющихся обоев и т. п. (отечественных и импортных) универсальных и специальных поступает в нашу торговую сеть.

Существуют общие правила, выполнение которых гарантирует качественное и надежное склеивание материалов. Во-первых, склеиваемые поверхности должны быть тщательно подготовлены - очищены от жира и грязи, от остатков старого клея и краски, желательно, чтобы они были шероховатыми (обработанными напильником или шкуркой), так как это облегчает схватываемость клея. Во-вторых, пленка жидкого клея должна быть тонкой, и, в-третьих, сразу после нанесения клея склеиваемые детали надо сжать с помощью струбцины, жгута или на них следует положить груз.

Если материалы непористые и поверхность нельзя сделать шероховатой, особенно в тех случаях, когда клеевой шов широкий, применяют так называемый контактный способ склеивания. При этом способе клеем покрывают обе склеиваемые поверхности и перед тем как эти поверхности соединить, нанесенные слои клея подсушивают. Это делается для того, чтобы испарилась большая часть растворителя, тогда клей образует эластичную пленку. После подсушивания, а иногда и после повторного нанесения клея стороны соединяют и плотно сдавливают.

СКЛЕИВАНИЕ БУМАГИ И КАРТОНА

Лучшие из них - бесцветные прочные и не вызывающие коробления - «Синтекс», «Ортофикс», «Синтетический для бумаги», «Синтетический» и ряд клеев на основе поливинилацетатной эмульсии. Распространение получили клеи на основе жидкого стекла «ХКС» и «Силикатный», хотя они имеют серьезный недостаток: клеевой шов коробится и желтеет. Они не пригодны для наклеивания бумаги на стекло. Хорошо склеивают бумагу универсальные клеи «АГО», «Киттификс», «Мекол».

Для того чтобы наклеить фотографии в альбом, очень удобен резиновый клей. Наклеенные с его помощью фотографии не коробятся, при необходимости их легко отделить от толстой бумаги, а остатки клея удалить обычным ластиком.

Если не требуется, чтобы клей быстро схватывался, то бумагу можно клеить и универсальными клеями «Синтетическим для быта», «ПВА», «ПВА-А», «ПВА-М», «ЭПВА». Для склеивания бумаги с другими материалами применяют следующие клеи:

с картоном: «Синтетический», «Клей казеиновый конторский» и другие казеиновые клеи, «АГО», «ЕГА» и др.;

с фанерой или деревом: «Синтетический», «Клей казеиновый конторский», «АГО» и «ЕГА»;

со стеклом: «Синтетический», «Клей казеиновый конторский»;

с металлом: «Синтетический»;

с кожей: «Синтетический», «АГО», «ЕГА»;

с тканью: «Синтетический».

Когда бумагу склеивают с картоном, жестью, стеклом с фанерой, достаточно смазать клеем одну из поверхностей, наложить на другую и выдержать 15 минут, чтобы произошло затвердение клея. Если же бумагу склеивают с тканью, рекомендуется смазать клеем обе поверхности и положить на шов груз.

СКЛЕИВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

Для ремонта мебели в различных столярных работах применяются клеи: «ПВА», «ПВА-А», «ПВА-М», а также «Дубок», «Синтетический столярный», «Клей казеиновый» (в порошке) и «Клей костный» (в плитках). Прочные и водостойкие швы дают «Казеиновый клей», «Синтетический столярный». Менее всего удобен в употреблении костный клей.

Клей «Синтетический столярный» - двухкомпонентный: смола (вязкая масса от белого до коричневого цвета) и отвердитель (порошок щавелевой кислоты белого цвета). Отвердитель растворяют в половине стакана горячей воды (получается 10 %-ный раствор щавелевой кислоты), затем смолу и раствор отвердителя тщательно перемешивают до получения однородной массы. Приготовленная порция должна быть израсходована в течение 20 минут.

Чтобы шов получился прочным, древесина должна быть достаточно сухой, причем влажность обеих склеиваемых деталей не должна слишком сильно различаться. При работе клей заполняет поры древесины, вскрытые при строгании и распиловке, что и обеспечивает прочность шва. Если же поры закрыты, например, старым слоем клея, краски, склеивание будет непрочным. Поэтому поверхность перед склеиванием необходимо очистить.

Как мы уже говорили, склеивание тем прочнее, чем тоньше клеевой шов. Поэтому при вклеивании мебельных шипов в проушины старые покрытия зачищают осторожно, чтобы не появились слишком большие зазоры. Если же шип сидит в проушине свободно, нужно вставить прокладки из тонкой фанеры.

Фанеру, древесину, слоистый пластик, декоративную пленку из поливинилхлорида и тканей наклеивают на древесину следующим образом.

Для покрытия древесины шпоном (однослойной фанерой) больше всего подходит клей «Синтетический столярный», так как он образует совершенно бесцветный шов. Можно использовать казеиновый клей. Поливинил-ацетатные клеи менее пригодны из-за низкой водостойкости, костный клей образует окрашенный шов.

Если клей нанести на обе поверхности - и на деревянное изделие и на фанеру, - то фанера немедленно покоробится, а при выпрямлении места соединений фанерных листов разойдутся, и около них появятся мелкие трещины. Поэтому клеем промазывают только поверхность деревянного изделия и накладывают на него сухую фанеру. Ее на 40 минут прижимают грузом. Шов полностью затвердевает в течение 6 часов.

При использовании клея «Синтетического столярного», двухкомпонентного, можно не смешивать заранее смолу и отвердитель, а наносить их на изделие отдельно: сначала слой отвердителя, а затем слой смолы. После этого накладывают сухую фанеру и прижимают ее грузом. Образуется клеевой шов достаточно прочный, но хрупкий. Он выдерживает действие холодной воды, но в теплой (60°) быстро разрушается.

Декоративные пленки из поливинилхлорида и слоистый бумажный декоративный пластик лучше всего приклеивать к дереву каучуковыми клеями «Эластосил-2», «88Н», «КР-1», «Ж-3» и клеем «Дубок». Нижнюю сторону пленки полезно зачистить тонкой наждачной шкуркой и обезжирить бензином. Клей наносят на обе склеиваемые поверхности, накладывают пленку или пластик на деревянное изделие, тщательно «выжимая» из шва воздушные пузыри, и прикладывают на 20 минут нагрузку (около 3–4 кг/см 2). Если пользуются «Дубком», то после нанесения клея до момента соединения склеиваемых поверхностей нужна выдержка 2–3 мин. Шов полностью отвердевает за 10 часов (за исключением клея «Эластосил-2»), который окончательно отверждается через 3 суток и клея «Дубок» - через сутки.

Ткани прочно склеиваются с деревом поливинилацетатным клеем, «БФ-6», «Дубок», «Уникум». Однако клей «ПВА» и «БФ-6» имеют недостатки: первый отличается низкой водостойкостью, второй образует шов, окрашенный в желтый цвет. Ткань и дерево промазывают поли-винилацетатным клеем, прикладывают друг к другу и проглаживают клеевой шов через мокрую тряпку горячим утюгом до тех пор, пока тряпка не станет совершенно сухой. При пользовании клеем «Уникум» вместо проглаживания достаточно придавить шов на 2 часа грузом.

СКЛЕИВАНИЕ МЕТАЛЛОВ С ДРУГИМИ МАТЕРИАЛАМИ

Наверное не каждый автомотолюбитель знает, что самому можно, например, заделать трещины в головке и цилиндре двигателей мотоциклов и автомобилей, вклеить штуцер, склеить кронштейн, заделать трещину в баке. А ведь тут тоже приходит на помощь всемогущий клей. Лучшие клеи для этих работ - «Эпоксидная шпатлевка» и клей «БФ-2». Пригодны также клеи «ЭПО» и «ЭДП». С поверхности необходимо удалить жировые загрязнения, ржавчину и сделать ее шероховатой. Жировые загрязнения удаляются ацетоном или бензином, а также растворами моющих средств. Ржавчину со стальных деталей можно вытравить, погрузив их на 50–60 секунд в раствор, состоящий из 30 частей концентрированной соляной кислоты, 1 части концентрированной (30 %) перекиси водорода и 20 частей воды. После такой обработки детали надо тщательно промыть водой и хорошо высушить. Клей наносят сразу же после обезжиривания и травления. Перед склеиванием нужно заранее приготовить приспособления для скрепления деталей - струбцины, болты и т. п.

«Эпоксидной шпатлевкой», клеями «БФ-2», «ЭПО», «ЭДП» можно заделать пробоины в баках и отверстия в трубопроводах. Если ширина пробоины или отверстия менее 12 мм, то их заклеивают пластырем из ткани, промазанной «Эпоксидной шпатлевкой». Пластырь накладывают на отверстие, кромки которого предварительно зачищают и промазывают сверху и изнутри клеем так, чтобы шов покрыл и пластырь и кромки металла.

Пробоины большого размера также заклеивают тканевым пластырем, однако сверху его закрепляют металлической заплатой, перекрывающей пластырь. Эту заплату приклеивают к металлу бака или трубопровода. Используя тот же прием (тканевый пластырь плюс металлическая заплата) к трубопроводам можно приклеить штуцера.

Пробоины и отверстия в различных металлических предметах можно заделать с помощью клея «БФ-2». Для этого приклеивают металлическую заплату, размер которой на 5–10 см больше отверстия. Края отверстия и заплаты предварительно шлифуют шкуркой и за 10–15 минут до склеивания протирают тампоном, смоченным ацетоном. Затем наносят клей, заплату прижимают струбцинами и прогревают клеевой шов - на электроплитке или с помощью электропаяльника.

СКЛЕИВАНИЕ СТЕКЛА С ДРУГИМИ МАТЕРИАЛАМИ

При склеивании стекла и приклеивании к нему различных материалов наиболее прочные и бесцветные швы, стойкие к холодной воде дают «Марс», «Патекс», «Уникум», «ПВА», пригодны также «Суперцемент» и «БФ-2».

Перед склеиванием поверхность стекла должна быть обезжирена ацетоном. На обе поверхности наносят слой клея и подсушивают в течение 5–10 минут. Затем наносят второй слой, подсушивают его 2–3 минуты и соединяют склеиваемые части. Для того, чтобы во время отвердения шва детали были плотно прижаты одна к другой, можно использовать резиновые жгуты или струбцины. В таком состоянии склеиваемые предметы должны находиться не менее 20 минут. Полное схватывание шва происходит за 24 часа.

Для наклеивания на стекло тканей, дерева и бумаги можно использовать «ПВА», «ПВА-А», «ЭПВА» и др. Следует только помнить, что у них ограниченная водостойкость. При склеивании обе поверхности промазывают клеем, соединяют, накладывают на шов небольшой груз и выдерживают около часа. Полностью шов затвердевает за 2 часа.

Необходимость склеивания стекла с различными металлами возникает, главным образом, в тех случаях, когда хотят уплотнить или герметизировать аквариумы и оконные переплеты. Для этой цели пригодны двух-компонентные клей-герметики, а также самодельные замазки. Из клеев-герметиков отметим «Эластосил-2», «Клей-герметик» и «Герметик ПЛ-1». Все они образуют прочные и водостойкие швы. Для склеивания стекла с металлом можно применять также достаточно водостойкий клей «Уникум».

Поверхность стекла перед склеиванием обезжиривают ацетоном, а поверхность металла тщательно очищают от ржавчины и также обезжиривают. При склеивании металл и стекло должны быть совершенно сухими, воду в аквариум можно налить не ранее чем через трое суток после склеивания.

Подготовленную к склеиванию раму аквариума промазывают герметикой в тех местах, где будет вклеено стекло, вставляют стекло и закрепляют его распорками. Шов между стеклом и металлом также промазывают герметикой с помощью ножа или шпателя.

СКЛЕИВАНИЕ ФАРФОРА И КЕРАМИКИ

Фарфор и керамику можно склеивать прочными и водостойкими клеями «ЭДП», «ЭПО», «Марс», «Рапид», «Мекол», «Киттификс», «Эластосил-2», «Патекс» и «Уникум». Лучшими среди них следует признать «Марс», «Рапид», «ЭДП», «ЭПО», «Патекс» и «Уникум». При склеивании фарфора поверхности обезжиривают тампоном, смоченным ацетоном, наносят слой клея на обе поверхности и дают ему подсохнуть около 20 минут. После этого наносят второй слой, соединяют склеиваемые поверхности, сильно прижимают с помощью струбцины, жгута или какого-либо другого приспособления и выдерживают их в таком положении 3 часа. Окончательное схватывание шва происходит за двое суток.

Прочно склеить фарфор можно клеем «Эластосил-2». Это - двухкомпонентный водостойкий клей.

СКЛЕИВАНИЕ КОЖИ С ДРУГИМИ МАТЕРИАЛАМИ

Для склеивания кожи с кожей, кожи с тканью и кожи с кожзаменителями наиболее пригодны следующие клеи: «Марс», «МЦ-1», «АГО», «ЕГА», «Рапид», «88Н», «КР-1», «ПВХ», «ПВА», «Патекс» и «Уникум».

Чаще всего кожу приходится склеивать в тех случаях, когда на кожаный верх обуви надо поставить заплату. Ее вырезают с припуском на 6–7 мм больше размера поврежденного места (край заплаты срезают на нет). Поверхность обуви и заплаты очищают от грязи тампоном, смоченным водой, жировые загрязнения снимают другим тампоном, смоченным ацетоном. Затем ремонтируемый участок обуви и изнанку заплаты обрабатывают напильником или наждачной бумагой, чтобы поверхность стала шероховатой. В ботинок вставляют колодку или, если ее нет, туго набивают бумагой.

При склеивании кожи клеями «АГА», «ЕГА», «Рапид» смазывают ремонтируемый участок обуви и изнанку заплаты, сушат слой клея 20–30 минут, затем повторно наносят его и не позже чем через 1–2 минуты накладывают заплату. Ее плотно прижимают и прибинтовывают к ботинку резиновым бинтом. Можно нанести на ботинок и заплату один слой клея, сразу наложить ее и прижать. Снять бинт и пользоваться обувью можно через 6 часов.

Каучуковыми клеями «88Н», «Патекс», «КР-1» можно не только склеивать кожу, но и приклеивать к ней различные пластики, искусственную кожу, войлок и текстильные материалы. При склеивании на обе подготовленные поверхности наносят тонкий слой клея и дают ему высохнуть. Затем наносят второй слой клея, дают ему подсохнуть «до отлипа» (т. е. не должен прилипать к пальцам), после чего соединяют детали, сильно их сжимая резиновым бинтом или струбциной, на 3–4 часа. Продолжительность сушки шва 10 часов.

СКЛЕИВАНИЕ РЕЗИНЫ С ДРУГИМИ МАТЕРИАЛАМИ

Для приклеивания резины к резине служит «Клей резиновый», а для склеивания резины с другими материалами такие как: каучуковые клеи «88Н», «88НП», «Патекс», «КР-1». Они же могут применяться и для склеивания резины. При склеивании резины поверхности прежде всего очищают от грязи каким-либо моющим раствором и высушивают. Участки, которые должны быть склеены, зачищают, а затем обезжиривают бензином. На подготовленные поверхности наносят слой резинового клея и дают ему высохнуть, после чего наносят второй слой и дают подсохнуть «до отлипа». Потом поверхности соединяют и оставляют шов на 2–3 часа под небольшой нагрузкой. Окончательная сушка длится 12 часов. Рекомендации в изложении автора взяты из книги А. М. Юдина, В. Н. Сучкова «Химия в быту» (М., Химия, 1971).

КАК СДЕЛАТЬ КЛЕЙ САМОМУ

Для винипласта

Считают, будто винипласт невозможно склеить, так как он якобы инертен к агрессивным средам. А. Захаров из Ленинграда отлично склеивает винипласт, оргстекло, полистирол и другие пластмассы зубоврачебным клеем-стирокрилом. Клей этот можно купить в аптеке.

Склеиваемые поверхности надо прежде всего зачистить напильником с тем, чтобы обезжирить их и одновременно превратить в шероховатые. Затем из жидкости и порошка стирокрила (1:1 или 1:2) приготовьте клей. Причем жидкость стирокрила можно заменять жидкостью протакрила или норакрила (жидкость, но не порошок!). Тщательно размешав смесь, сразу же нанесите ее на склеиваемые поверхности и соедините детали.

Клей этот быстросохнущий, готовить его надо небольшими порциями.

Через 1–2 суток клей засохнет окончательно. Прочность шва при этом становится выше прочности склеиваемого материала.

Для оргстекла

Если под рукой не оказалось готового клея для оргстекла, его можно быстро приготовить, растворив в ацетоне пластмассу. Для этого можно использовать пришедшую в негодность пластмассовую детскую игрушку. Пластмассу размельчите, всыпьте в стеклянный пузырек, залейте ацетоном (можно использовать растворитель) и плотно закройте крышкой. Взболтайте. Вскоре в пузырьке образуется однородная вязкая жидкость - клей готов.

Основные правила трудового обучения, изучаемые в начальных классах (памятки).

Правила рабочего человека.

  • Каждый работает на своём рабочем месте.
  • Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
  • Во время работы держи рабочее место в порядке.
  • Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.
  • Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.
  • Главное правило: «Работайте дружно!»

Правила работы на уроках трудового обучения.

  • Работу начинай только с разрешения учителя.
  • Употребляй инструменты по назначению.
  • Во время работы держи инструменты правильно.
  • Перед работой и во время работы размести инструменты в нужном порядке.
  • Рабочее место содержи в чистоте.
  • Во время работы не разговаривай.
  • Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
  • Во время работы строго соблюдай технику безопасности.

Правила техники безопасности с инструментами. Техника безопасности при работе ножницами.

  • Пользуйся ножницами с закруглёнными концами. Храни ножницы в указанном месте, в определённом положении, в чехле.
  • При работе внимательно следи за направлением реза.
  • Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
  • Не держи ножницы лезвиями вверх.
  • Не оставляй ножницы в открытом виде.
  • Не режь ножницами на ходу.
  • Не подходи к товарищу во время резания.
  • Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперёд.
  • Во время работы удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Техника безопасности при работе ножом.

  • Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием.
  • Не работай тупым и неисправным ножом.
  • Не держи нож лезвием вверх.
  • Передавай нож товарищу ручкой вперёд.
  • Стопку бумаги и картон разрезай только по фальцлинейке с бортиком.
  • При обстругивании реек держи руку выше лезвия. Резать можно только от себя.
  • Пользуйся ножом с закруглённым лезвием.
  • Не применяй складной нож с испорченным или слишком тугим шарниром.

Техника безопасности при работе шилом.

  • Не пользуйся тонким длинным (канцелярским) шилом.
  • Используй шило только по назначению.
  • Не прокалывай шилом твёрдые предметы с гладкой поверхностью.
  • Шило держи так, чтобы ручка упиралась в середину ладони, а указательный палец лежал вдоль металлического стержня,
  • Работай только на подкладной доске.
  • Делай прокол, осторожно вращая ручку. Не применяй липших усилий.
  • Расширить отверстие можно на вису.
  • Передавай товарищу шило ручкой вперёд.

Техника безопасности при работе циркулем.

  • Используй циркуль по назначению.
  • Храни циркуль в определённом месте.
  • Не оставляй в открытом виде.
  • Не держи иглой вверх.
  • Передавай товарищу, держа за ножки.

Техника безопасности при работе иглой.

  • Не бросай иглы. Не втыкай их в ткань или в одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот.
  • Во время работы держи иглы в игольнице.
  • Запасные иглы храни в игольнице.
  • Проверяй количество игл перед началом и после окончания работы. Обязательно найди недостающие иглы.
  • При шитье пользуйся напёрстком.
  • Не применяй игл вместо булавок.
  • Оставляй иглу с ниткой, так её легче найти.

Правила работы клеем.

  • Держи клей в удобной упаковке, чтобы он не разливался или не закрывалось отверстие.
  • Ставь клей на стол в положенном месте.
  • Крышку открывай перед работой.
  • Операции наклеивания выполняй кисточкой. Притирай деталь салфеткой.
  • Не нажимай на открытую упаковку с клеем, держа её отверстием вверх.
  • Следи за тем, чтобы клей не попадал в глаза, нос, на ранки или на одежду. При попадании клея в глаза или в нос тщательно промой их большим количеством воды.
  • Закончил работу, закрой упаковку с клеем.

Сгибание и складывание

Терминология

См.- С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

  • Согнуть (см. гнуть) - придавать чему-нибудь дугообразную, изогнутую форму.
  • Сложить - положить вместе в известном порядке.
  • ОРИГАМИ - художественное складывание изделий из бумаги.
  • Фальцовка - (от нем. - сгибать) последовательное сгибание отпечатанных листов в книге.
  • БИГОВКА - получение углубленных бороздок на картоне по линиям сгиба.

Сгибание и складывание. Значение операции.

  • Операция: согнуть, сложить.
  • Вид работы: оригами.
  • Вид разметки.

Правила сгибания и складывания

Бумаги

  • Складывай бумагу только на столе, но не на вису. Сгибай бумагу от себя. Положи лист так, чтобы линия сгиба проходила слева направо.
  • Начало линии сгиба наметь левой рукой, затем всю линию прогладь правой слева направо.
  • Сгибай лист в два приёма: сначала сгиб делай еле заметным, если противоположные стороны листа точно совпадут, то линию сгиба прогладь гладилкой. Гладилка - это хорошо отполированная деревянная, костяная или пластмассовая пластинка. В качестве гладилки можно использовать ручку, карандаш, счётные палочки и т.д.
  • Если сложенный лист бумаги нужно сложить ещё раз, поверни его так, чтобы первая линия сгиба была слева.

Картона

  • Картон сгибают по надрезам, сделанным до половины его толщины со стороны обратной той, в которую надлежит сгибать (ножницами, шилом, ножом). Получение углубленных бороздок на картоне по линиям сгиба называется биговкой .
  • Для получения плавного изгиба лист картона кладут на стол лицевой стороной вниз. Придерживая его ребром линейки, захватить за выступающий из-под линейки край и тянуть его вверх и немного в сторону. Чем сильнее нажимать на линейку и чем круче по отношению к столу поднимать картон, тем сильнее он изогнётся. Не следует пытаться сразу получить необходимую заготовку. Лучше повторить операцию несколько раз.

Резание. Значение операции.

  • Развивает мускулатуру мелких мышц пальцев и координирует движения.
  • Операции: вырезать, разрезать, прорезать, надрезать.
  • Вид работы: симметричное вырезывание, художественное вырезывание.

Правила резания

НОЖНИЦАМИ

  • Ножницы держи правильно : острый конец ножниц внизу, головка винта слева. В кольца вставляют большой и средний пальцы, указательным пальцем снизу придерживают и направляют работу инструмента.
  • Материал держи удобно для работы : большие листы бумаги - на столе, небольшие - в воздухе, над столом, слегка согнув их желобком, чтобы бумага не провисала.
  • Режь бумагу по правой стороне линии разметки.
  • При резании по кривым линиям поворачивай заготовку навстречу ножницам.
  • Детали по наружному контуру вырезай против часовой стрелки, по внутреннему - по часовой стрелке, при вырезывании угла внутри заготовки выполняй операцию в два приёма
  • При резании по прямой линии смотри на линию разметки впереди концов ножниц. При резании по кривой линии смотри на то место, в котором проходит резание.
  • Концы ножниц не разводи широко и не своди их до конца
  • При резании бумаги, сложенной в два и более слоев, слегка наклоняй ножницы вправо.

НОЖОМ

  • Резать на ровной подкладной доске. Пользоваться металлической фальцлинейкой.
  • Под разрезаемую бумагу подложить картон или несколько слоев бумаги.
  • Линия разреза должна идти вдоль волокон древесины.
  • Бумагу по линиям сгиба резать острым ножом способом «на себя» или «от себя».

Склеивание бумаги и картона.

Виды клея, удобные для работы на уроках трудового обучения.

ПВА, декстриновый, казеиновый, бустилат, обойный и т.д. (удобны все виды клея, которые можно развести водой).

Неудобен канцелярский клей. Он старит бумагу (бумага желтеет).

ПРАВИЛА наклеивания бумаги или картона.

  • Уложи деталь на лист бумаги (подкладной лист) продольной стороной слева направо изнанкой вверх. Лист, испачканный клеем, заменяют новым.
  • Склеивание начинать от больших деталей к меньшим.
  • Клей наносить на более тонкий из склеиваемых материалов.
  • Толстая и плотная бумага требует более густого клея.
  • Клей наноси быстро тонким слоем и без пропусков по всей поверхности заготовки плавными движениями кисти вдоль волокон.
  • Кисть следует держать с лёгким наклоном в сторону движения и перемещать от середины листа к краям.
  • Детали, намазанные клеем или клейстером, содержащим много воды, выдерживают 1.5-2 минуты, до полного намокания и только тогда приклеивают.
  • Укладывая намазанную клеем деталь на место, подгони сначала кромку одной из её продольных сторон.
  • Прикрыть деталь чистым листом бумаги и тщательно притереть её от середины листа к краям, следя за тем, чтобы бумага везде плотно пристала к картону и нигде не оставалось бы пузырьков воздуха.
  • Сушить изделие под прессом.
  • Чтобы уменьшить деформацию, картон лучше оклеивать с обеих сторон.
  • Чтобы склеить детали из картона, места склеивания нужно ЗАЧИСТИТЬ (почертить острым предметом, сделать поверхность шероховатой).

КЛЕЙСТЕР

МУЧНОЙ

Муку развести небольшим количеством холодной воды до густоты сметаны, без комков. Заварить крутым кипятком, быстро вливая кипящую воду или наоборот и помешивая раствор.

Соотношение: 1 часть муки, 4-6 частей воды

Можно подержать содержимое на слабом огне, постоянно помешивая, если клейстерообразная масса получилась слабой.

Чтобы клейстер не закис, нужно добавить немного борной или ацетилсалициловой кислоты.

КРАХМАЛЬНЫЙ

Размешать крахмал с небольшим количеством холодной воды до густоты сметаны.

Непрерывной струёй лить кипяток, без перерыва быстро и тщательно размешивать раствор. Когда раствор загустеет и станет полупрозрачным, продолжать приливать кипяток до получения клейстера нужной густоты (при этом учитывать, что при остывании клейстер становится немного гуще).

Соотношение: 1 часть крахмала, 12-15 частей кипятка.

Хорошо, если к крахмалу предварительно подмешать немного муки. Получится крахмально мучной клейстер.