Смысл высказывания плохие привычки хороших детей. Советы психолога

«Плохие» привычки детей

Если ребенок грызет ногти, сосет палец, ковыряется в носу, теребит края одежды, кусает губы или подвержен влиянию какой-нибудь другой навязчивой привычки, родителям нужно повести себя очень грамотно, чтобы помочь ребенку справиться с возникшей ситуацией, отучить ребенка от сосания пальца, ковыряния в носу и всего остального.

Легкий, но бездейственный путь

Когда ребенок выводит из себя своими вредными привычками, первое, что приходит на ум, сделать ему замечание (в приказном тоне, часто переходя на ор), наказать, запугать. И действует этот метод воспитания обычно плохо, или не действует совсем. Родитель начинает чувствовать свое бессилие и оттого только усиливает степень давления на ребенка. В таком противостоянии проигрывают все.

Выход - в комплексной терапии

Как и любое грамотное лечение, избавление от вредной привычки должно быть комплексным. И включать в себя: правильную реакцию родителей, изменение методов воспитания, выяснение причины появления вредной привычки, устранение провоцирующих факторов. Рассмотрим каждый пункт лечения подробнее.

Реакция родителей

Себя изменить очень сложно. Но нужно - ради блага своего «трудного» ребенка. И когда он в очередной раз подносит руку ко рту, чтобы начать грызть ногти, - не окрикивайте его, не бейте по рукам и не угрожайте связать руки. Попросите вежливо, как вам самим было бы приятно услышать просьбу. То есть не «А ну-ка прекрати немедленно», а «Давай ты перестанешь грызть ногти, пожалуйста». И сразу же переключите ребенка на какую-нибудь деятельность, интересную для ребенка.

Поиск причины

Прежде чем начать отучать ребенка сосать пальцы или грызть ногти, необходимо выявить причину такого его поведения. Конечно, в большинстве случаев вредные привычки у детей связаны с их волнениями и тревогами. Но и будучи в спокойной обстановке ребенок может начать грызть ногти. Что побуждает родителей восклицать: «Ну вот видите, никто его не нервирует, а он все равно за свое... А психологи навешивают про разную там нервозность...» Но дело в том, что те же ногти ребенок может начинать грызть не только от волнения и страха, но и от скуки, из-за чувства одиночества, и даже из-за чрезмерных нагрузок, усталости и при совершении каких-то ошибок.

Решаем психологические проблемы детей

Приглядевшись внимательнее к своему ребенку и выяснив, когда чаще всего он грызет ногти (ковыряется в носу и т.д.), нужно помогать ребенку справляться с ситуацией другими способами, сначала многое делая вместе с ребенком, а потом все больше уступать ему в деятельности. Если ребенок не умеет справиться с волнением, научить его приемам релаксации, использовать сказкотерапию, помочь побороть страхи. Если ребенку скучно - приложить усилия для того, чтобы научить его занимать себя, увлечь чем-то, найти хобби (кстати, дети нередко «подсаживаются» на грызение ногтей в машинах - скучно им сидеть в кресле и смотреть в окно, вот и находят себе занятие...).

Похвала

Любая вредная привычка у ребенка, согласно психологическим исследованиям, связана с подсознательным желанием обратить на себя внимание, заявить о себе, как о слабом и маленьком человечке, и, более того, с грустью по младенчеству. Поэтому если ребенок перегружен занятиями, если на нем много домашних дел (как на старшем ребенке в семье, например), все это может вылиться в привычку грызть ногти и обкусывать губы. И в таком случае, одновременно с другими мерами, нужно заострять внимание ребенка на том, что он уже умеет и чаще хвалить его именно за «взрослые» самостоятельные поступки, только так получится решить психологические проблемы детей. Кроме того, можно обратить внимание ребенка на то, что у взрослых нет привычки грызть ногти и ковыряться в носу (в частности, на девочек очень часто действует предупреждение, что «если ты будешь грызть ногти, они никогда не будут красивыми и ты не сможешь их красить, кольца не сможешь носить, чтобы не привлекать внимание к ногтям» и т.д.).

Не искуси...

Вместе со всеми другими мерами, важно по максимуму устранить из жизни ребенка провоцирующие факторы. Если грызет ногти, то регулярно их подстригайте. Если теребит губы, когда смотрит мультики, откажитесь на время от мультфильмов. Если ковыряется в носу во время поездки на машине, поручите что-то держать в руках на протяжении всей поездки, но старайтесь при этом совершать побольше пеших прогулок.

Учите радоваться

Никто не грызет ногти и не накручивает волосы на палец в радости! Вредные привычки связаны либо со скукой, либо с волнением. Но не с радостью. А потому лучшей профилактикой вредных привычек у детей могут стать для них уроки радости. Проводите время со своими детьми вместе и весело, не стесняйтесь дурачиться и впадать в детство. Спешите научить детей радоваться каждому дню. Ведь психологи уверяют, что если не научить ребенка радоваться до 14 лет, он уже никогда не станет оптимистом...


Алла БАРКАН

ПЛОХИЕ ПРИВЫЧКИ ХОРОШИХ ДЕТЕЙ

Учимся понимать своего ребенка

Баркан А. И.

Б25 Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. - М.: Дрофа-Плюс, 2004. - 352 с: ил. + вкл. 8 с. - (Психология для всех и для каждого).

ISBN 5-9555-0432-Х

Каждый родитель хотя бы раз в жизни задумывался: «Правильно ли я воспитываю своего ребенка?»

Как разрешить бесчисленные кризисы дошкольного возраста и справиться с вредными привычками?

На вечные вопросы «кто виноват?» и «что делать?» отвечает автор книги «Плохие привычки хороших детей» - педиатр и детский психолог, а также мама и бабушка Алла Баркан.

ISBN 5-9555-0432-Х

УДК 159.922.7 ББК88.8

© А. Баркан, 2003 © ООО «Дрофа-Плюс», 2003


Почему

Вы проснулись, ослепленные солнцем? Почему за окном серебрилась роса? Почему ее капельки, как зеркала, отражали повсюду Вашу улыбку? Почему Вы проснулись с предвкушением счастья?

Потому, что настало утро нового дня. Дня волшебных общений с Вашим ребенком, постижения непостижимой поэзии. Вы проснулись факиром, всемогущим факиром. И ведь это - не грезы, а это реальность, потому что Вам, будничным и прозаичным, удалось сотворить неожиданно Чудо. Удалось сотворить, что творил раньше Бог. Вы, земные, нежданно создали божественное - лучезарного, солнечного малыша. Посмотрите, как он благодарен за это. Как растет, подрастает, превращается в Вас... Для того, чтоб потом повторить Вас в потомках. Вашу мимику, жесты, улыбку и смех. Ваши думы и мысли, надежды и чаяния. Цвет волос, разрез глаз... Даже Вашу курносость... Или, может быть, правильный греческий нос. Ослепительность солнечных капель веснушек... Он... повторит, что кажется неповторимым, и сумеет продлить Вашу жизнь на века.

Это Чудо Вас сделало мамой, папой. Потом сделает бабушкой, сделает дедушкой. Может быть. Вам удастся дожить до прабабушки. Может быть, Вам удастся дожить до прадедушки. Может быть, Вам удастся дожить до прапра...

А пока - наслаждайтесь общением с Чудом. Берегите его и колдуйте над ним! Совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним. Дайте руку ему, свою крепкую руку. Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, ее лабиринтам, словно гид - гид, который осилил уже этот путь. Будьте другом его, станьте верой, надеждой... А с любовью к Вам он сам пришел в этот мир.

Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далекому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный поводырь.


Несколько слов вместо предисловия

Болтушечку зовут Катенька. Ее ротик не закрывается ни на секунду и язычок обсуждает буквально все: от самых простейших истин до «мировых» проблем, что знает и что не знает, что видел, что слышал, что думает, что придумал. По-видимому, ему некогда отдыхать даже во сне. Во всяком случае, так кажется мне, когда в очередной раз я встречаюсь с болтушечкой на автобусной остановке и слышу, как даже сквозь шарфик, заботливо «пеленающий» ее ротик и шейку в морозные дни, язычок не перестает задавать вопросы и что-то при этом еще говорить, «жонглируя» с мамиными «нельзя» и «не надо».

Болтушечке скоро четыре. Она познает целый мир. А ее вечно раздраженная и рассерженная мама не в силах, по-видимому, познать свою собственную дочь, все время вступая в большие баталии с маленькой девочкой и утверждая свое «превосходство».

О, сколько нотаций и нравоучений обрушивается на голову этой хорошо одетой и заботливо ухоженной крошки, которую согревают лишь шубка да шарфик в морозные дни.

Болтушечка, как простреленная мишень, заложница воспитания, все время пробующая «на вкус» всю горечь наших воспитательных приправ.

И все-таки, невзирая на это, ее постоянно разбитый носик или поцарапанная щечка победоносно возвещают о том, что Катенька отыскала ответ на новое «почему», прекрасно зная, что будет потом. И как бы ни умоляла мама, малышка твердо стоит на своем и не желает ей «уступить дорогу», чтобы отречься от начатых исканий.

Болтушечка познает весь мир, в то время как мы, взрослые, не в состоянии понять даже сущность собственного ребенка. И маленькая девочка «обороняется» от «больших» родителей, топчась на автобусной остановке и не желая идти домой, мороча голову всем встречным и «поперечным», чтоб опоздать на очередной автобус, держащий путь к ее еще пока самому родному, но почему-то уже холодному очагу.

Малышка сыта, хорошо одета. У нее «заботливая» мама и, по-видимому, есть все. Но как мне хочется помочь ей. Да и не только ей, а и всем другим ухоженным и неухоженным детям, которых «воспитывают» день и ночь. О, как мне хочется «защитить» их от самых любимых родителей, читающих по ускоренной методике различные сентиментальные романы и не усвоивших почему-то элементарную азбуку воспитания детей, не знающих до сих пор и не понимающих, насколько важно, чтобы их незащищенного и беззащитного ребенка обычно согревал и обнимал не только шарфик в морозные и ветреные дни.

Когда я думаю, кто все-таки Ребенок, я почему-то представляю каждый раз курносого проказника-мальчишку: рот до ушей, в глазах счастливый блеск, танцующие ямочки на щечках... мальчишку, пускающего прямо к солнцу неуловимые, как время, пусть мыльные, но радужные пузыри, в которых отражается весь мир, и в этом мире он, он - сам, во весь свой рост.

Он... нами еще «не отредактированный», он... нами еще «не откорректированный», он... нами еще даже «неприлизанный», он... нами еще даже «неподстриженный»...

Такой, какой он есть... Взле-та-ю-щий, ле-тя-щий...

Такой, какой он есть, когда нас рядом нет, вернее, наших щупальцев цензуры.

И все же, несмотря на это, наш ребенок бежит все время вверх, без передышки, по радужной извилистой дорожке из пущенных им мыльных пузырей, ведущей к не-бос-во-ду!


1. Голый король. Маленький принц


Его Величество Ребенок!

Навряд ли может быть семья счастливой без ребенка. Пожалуй, нам не хватит всех имеющихся образов, сравнений и метафор, чтобы понять, кем все-таки для нас является малыш. И тем не менее попробуем его хоть с чем-нибудь сравнить. Ну что ж, попробуем, рискнем... Ребенок, как солнечный зайчик, как капелька солнца в семье.

А может быть, просто он - радуга. Цветная, волшебная радуга. Ведь спектр Вашей жизни в ребенке.

А может быть... он - светлячок... А может быть... просто улыбка, бриз после девятого вала житейских невзгод, неурядиц...

А может быть... Может быть... Может быть...

Запомните, кем бы он ни был, но он воплощение чуда, живущего в Вашей семье.

А чудо - как певчая птица, поющая лишь на свободе и гордо молчавшая в клетке.

Нет, чудо, скорее, фламинго - источник всех розовых грез и розовых наших надежд.

Но так же, как певчие птицы, фламинго волшебны лишь только, покуда они на свободе. В неволе... их розовый цвет становится будничным, белым... И нет больше розовых грез и розовых наших надежд.

Ведь чудо - оно - мимолетно и хрупко, как будто фарфор.

И если досталось Вам чудо, старайтесь его уберечь. Старайтесь его уберечь... Это в Ваших возможностях. Ведь чаще всего главной клеткой для птицы, неволею для фламинго является или же сможет явиться, как это бы Вам ни казалось вдруг странным, - Ваша семья... Да, да, Ваша семья. И Вы в ней. Вы сами, хотя Вам не верится...

Ну что же, попробуем разобраться, действительно ли это так.

Какие мы мамы?

Какие мы мамы? Какие?.. Какие?.. Когда-нибудь Вас хоть на миг занимал ли этот вопрос или нет? Наверное, не было свободного времени. Да и вопрос слишком странный, звучит непонятно. Какие мы мамы? Какие? Обычные... Ведь мама всегда - это мама как мама. И разве возможен тут разный подтекст?

Еще не родившись, малыш ощущает свою «неразрывность» с будущей матерью, живя в такт биения сердца ее. И эту свою «неразрывность» ребенок мечтает надолго потом сохранить. Недаром врачи говорят, что ребенку из всех витаминов важнее всего получить витамин «М», где «М» - сокращенное - мама.

И все-таки витамин «М» для детей не всегда идентичен. g нем разный состав.

Какие мы мамы? Совсем не обычные, совсем не похожие, а разные, разные... Поэтому детям живется по-разному с различными мамами. Но даже различные мамы имеют параметры сходства своих отношений с детьми.

Сейчас, в настоящее время, психологи уже выделяют четыре варианта мам с разными стилями поведения (А. Я. Варга, 1989). Из них оптимальный вариант - вариант Спокойной, уравновешенной мамы. Спокойная, уравновешенная мама может служить своеобразным эталоном материнства. Она как часовой на боевом посту. Всегда все знает о своем ребенке и вовремя придет ему на помощь. Причем так чутко и заботливо, с такой быстротой раскрутит весь клубок проблем ребенка, что многие из близких родственников еще даже не успеют догадаться о том, что этот клубок был. Но самым важным для ребенка является то, что ребенок растет и даже «расцветает» в атмосфере благожелательности и доброты.

Если в Вашей семье не ладятся отношения между взрослыми и детьми, если Вы не можете найти взаимопонимание с ребенком или избавить его от комплексов, если у Ваших детей проблемы со сверстниками, если неприятности с супругом негативно влияют на Вашего ребенка и вы не знаете, что делать, то, возможно, эта страничка поможет Вам найти ответы на эти вопросы и проблемы. Если Вы - подросток и хотите узнать как Вам поступить в какой-либо сложной ситуации, если запутались во взаимоотношениях с родителями и друзьями, тут Вы найдете подсказку - как поступить. Наш психолог не дает инструкции, что нужно делать в определенной ситуации, он помогает посмотреть на проблему с другой стороны, подскажет выходы из ситуации.

Если Вы не нашли ответ на свой вопрос, и психолог постарается помочь Вам найти выход.

Плохие привычки хороших детей

У каждого человека самой первой привычкой было сосание. Нет ничего более естественного и приятного для младенца, чем сосание материнской груди. Это удовлетворение почти всех его жизненных потребностей - в пище, тепле, безопасности и любви.

По сути, СОСАНИЕ - это то, что в первую очередь связывает ребенка с большим миром вокруг. Так почему же мы искренне удивляемся, когда в ответ на недружелюбность этого самого большого мира, ребенок или даже взрослый инстинктивно ищет "сосок"?! Когда человеку не хватает уверенности в себе, самостоятельности, или он волнуется, или предстоит какое-то важное дело, он почти машинально берет что-нибудь в рот (будь то палец, одежда, игрушка или карандаш). Таким образом, ребенок или взрослый помогает себе обрести спокойствие и взять себя в руки. Кстати, благодаря достижениям техники ученым удалось установить, что при неблагоприятном течении беременности беспокойство ребенка в утробе выражается именно сосанием пальца.

Итак, успокоение сосанием вполне естественно для ребенка. Но интересный вопрос: почему одни дети делают это эпизодически, а другие постоянно сосут палец, грызут ногти, облизывают губы и т. д.?

В норме сосательный инстинкт постепенно ослабевает к двум-трем годам. Если же трех -четырехлетний ребенок не хочет отказываться от пустышки, постоянно обсасывает уши у плюшевого зайца или до крови обкусывает свои ноготки, значит, что-то не так+ Скорее всего малыш чувствует себя неуютно в этом мире.

Самостоятельный - не всегда счастливый

Ваньке уже скоро четыре, а он засунет палец в рот и сидит, - жалуется мама, - я его ругаю, он все понимает, и все равно назло сосет. С Юлечкой такого не было - ей раз скажешь, как отрезало. А мальчишки все такие. Если ты нежеланный или нелюбимый ребенок, ты об этом знаешь. Ну, может быть, не знаешь, но интуитивно чувствуешь. И тебе до боли в горле хочется кричать! Только не знаешь, какие слова нужны, чтобы тебя поняли и полюбили. И ты от бессилия просто берешь палец в рот, как бы отгораживаясь и защищаясь от мира, который не любит. Конечно, далеко не всегда причина так остра. Возможно, ребенку просто не хватает ласки и тепла, потому что мама пропадает на работе; или родители часто ссорятся, собираются разводиться; а может быть, в семье родился младший ребенок, и старшему кажется, что его теперь любят меньше.

Вредные привычки могут провоцировать и определенные стратегии воспитания. Есть родители, которые сознательно придерживаются установки: даже новорожденного ребенка нельзя баловать, иначе "сядет на голову". Детские психологи считают, что плохие привычки часто появляются у детей, которые с рождения испытали явный дефицит внимания со стороны родителей. Эти малыши подолгу оставались одни в кроватке, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. Как правило, таких детей еще и рано отлучили от груди или резко забрали у них "пустышку", оставив сосательный инстинкт неудовлетворенным.

В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок испытывает скуку или страх и ищет успокоения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что нет рядом мамы. Когда же обеспокоенная мать появляется и стремится отвлечь малыша от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: ребенок занят сам собой. Малыш сам себя утешает и источник впечатлений также ищет в самом себе. Получается, что сосание пальцев, губ и т.п. компенсирует ребенку нехватку любящих рук, глаз. Эта самостимуляция может перерасти в привычку и растянуться на долгие годы.

В других случаях ребенок замечает обратившую на него внимание мать и тогда включается обратный механизм. Малыш чувствует, что нашел способ привлечь внимание мамы. Он активно продолжает делать то, от чего отучают. А продолжает, потому что, пока отучают, он получает долгожданное внимание. Такой замкнутый круг.

Не много ли мы требуем?

Дашенька пошла в первый класс. Она знала, что там ее ждет много интересного, добрая учительница, веселые одноклассники и "пятерки". Так говорили мама с папой. Но однажды Даша совсем неожиданно получила "тройку" по физкультуре. Она плакала и не знала, как сказать об этом несчастье родителям. Они так радовались ее отличным оценкам, называли "умницей", и вдруг такое. После той злополучной "тройки" у девочки и появилась привычка грызть ногти. Родители убеждали дочь в том, что это вредно, на что Даша отвечала: "Я не хочу - они сами грызутся!"

Несоответствие завышенным требованиям родителей является большим стрессом для ребенка. Если что-то получается не так, как ожидают мама с папой, у ребенка возникает чувство вины и он неосознанно хочет наказать себя. Именно по этой причине психологи считают, что большинство "саморазрушительных" привычек (ребенок грызет ногти, вырывает волосы, кусает себя) появляются от желания сделать себе больно - наказать за какую-то провинность или даже "дурные" мысли и желания. Кстати, заметьте: в мудром русском языке слова "грызение" и "угрызение" (совести) имеют один корень. Иногда разобраться в проблеме родителям помогает элементарный анализ собственной воспитательной стратегии. Необходимо задать себе ряд вопросов: "Уверен ли ребенок, что я буду его по-прежнему любить, даже если он не научиться играть на гитаре?", "Дочь ходит на гимнастику, потому что ей это нравится, или потому что не хочет расстраивать меня?", "Не боится ли меня мой сын?" и т. д.

Душевный разговор "на равных", вполне возможно, поможет вам понять причины беспокойства ребенка. Может оказаться, что сын стащил брелок у приятеля в детском саду, или дочь очень переживает, что недавно обманула бабушку. В этой ситуации ребенок, который очень боится разочаровать родителей и быть наказанным, будет молчать и неосознанно сам себя "бичевать", причиняя какую-нибудь физическую боль. Например, одна маленькая девочка постоянно ковыряла спичкой в зубах (пока десны не начинали кровоточить), потому что вопреки строгому запрету папы дружила с "плохой" девчонкой из их подъезда.

Подобные истории случаются в семьях, где степень доверия между родителями и детьми не так высока, как это необходимо ребенку для душевного благополучия и спокойствия; где "маленький человек" знает, что "большие люди", если им что-нибудь рассказать, будут тебя оценивать и наказывать, а не пытаться понять. А только твердая убежденность в том, что тебя будут любить всегда, помогает ребенку найти силы, чтобы признаться в проступке, а значит пережить и забыть неприятный эпизод.

Закрепляем привычку сами

Итак, в причинах и механизмах появления таких действий, как сосание, грызение, щипание, кусание мы попытались разобраться. В большинстве случаев эти действия вызваны тревогой и неуверенностью в себе. Однако каждый ребенок испытывает различные стрессы и нуждается в успокоении, но не каждый имеет навязчивую вредную привычку. В чем же дело?

Оказывается: для того чтобы эпизодическое сосание пальца или грызение ногтей превратилось в привычку, кто-то должен обратить на это внимание. Но не просто заметить, а еще и отругать, рассказать, как это плохо, и в дальнейшем навязчиво следить за тем, чтобы ребенок ничего не брал в рот. К сожалению, именно такую тактику "борьбы" применяют многие родители. Но ведь ребенок тянет палец в рот почти неосознанно, поэтому замечания родителей не заставят его прекратить, а, скорее всего, сделают привычку еще более навязчивой ("запретный плод сладок" - девиз, который так любит наше подсознание). Кроме того, борьба с самим действием не имеет смысла, потому что корень зла кроется в психологическом состоянии ребенка. То есть, если даже мальчик или девочка под давлением родителей перестанет грызть ногти, вполне вероятно, что спустя время появится какое-нибудь другое навязчивое действие - облизывание губ, например. Тревога-то и неуверенность не исчезли.

Как же отучить ребенка от вредной привычки?

Постараться установить с ребенком нежные и доверительные отношения, выяснить, что беспокоит или заботит его, чего он боится. Эти знания помогут вам разобраться в ситуации и вернуть ребенку уверенность в себе, своих силах и любви близких. А эта уверенность - главный враг тревоги, а значит и всех вредных привычек!

Не лишайте ребенка необходимого физического контакта с мамой ни в младенчестве, ни в старшем возрасте.

Старайтесь сократить количество требований и запретов.

Сделайте жизнь ребенка радостной! Следите за тем, чтобы малыш получал много разнообразных впечатлений, чаще играл. А вот интеллектуальные нагрузки в большинстве случаев лучше сократить.

Не берите с ребенка обещаний прекратить, например, грызть ногти. Его воля еще недостаточно развита. Нарушив данное обещание, он почувствует себя еще хуже, потому что к чувству тревоги добавится чувство вины.

Если у вас не получается разобраться в проблеме самостоятельно, обратитесь за помощью к детскому психологу.

И последнее. Бывает, что ребенок "подсматривает" какую-нибудь вредную привычку у другого ребенка или у взрослого. Может начать ковырять в носу, как Сережка из детского сада, или постоянно теребить ухо, как старший брат. Если вы не станете заострять на этом внимание, скорее всего, "чужая" привычка спустя какое-то время исчезнет.

Тяга к одеялу, простыням, привычка жевать волосы, края кофточки и кусать губы, обкусывание ногтей, дергание за ушко, носик, брови, реснички все это одного поля ягодки, попытки ослабить накопившееся напряжение или беспокойство. В любом случае это симптомы, свидетельствующие лишь об одном: малыш нервничает. Это не недостаток воспитания, это сигнал, на который родители должны адекватно отреагировать. Иными словами, как при решении любой проблемы, нужно сначала понять ее причину, а после выбрать оптимальное решение.

Беспокоить маленького может и невнимание к нему родителей, и слишком сильная опека. Недостаток ласки компенсировать довольно легко. Постарайтесь чаще обнимать свое сокровище, целуйте его, гладьте по спинке, плечикам, ручкам, по голове. Многим мамам и особенно папам трудно бывает сказать: "Мишенька я так тебя люблю, я так рад(а), что ты мой ребенок!" Взрослые, не бойтесь избаловать ребенка и не стесняйтесь: это довольно просто, только постарайтесь. Попробуйте сделать это один, два, три раза специально. Поверьте, очень скоро ласка и нежность станут для вас абсолютно естественным выражением чувств. Чаще разговаривайте с ребенком, играйте в его игры. В то же время слишком опекать карапуза тоже не стоит. Как и перегружать его день умственными занятиями (языки, музыка, математика, спортивные секции и т.д.), до которых малыш просто не дорос. Они вызывают слишком сильное нервное напряжение, ослабить которое ребенок может лишь вышеупомянутым нетрадиционным способом, который взрослые окрестили "вредной привычкой".

Анастасия, 25 лет, г. Ростов: Сколько себя помню, всегда обдирала ногтями кожу на губах. А недавно заметила: то же самое делает моя двухлетняя дочь. Теперь стараюсь не подавать ей плохой пример, замечаний не делаю: или отвлекаю чем-нибудь, или незаметно убираю ее руки ото рта. Меня родители постоянно ругали за "губы", и я знаю, что это не выход. Подскажите, чем я могу помочь дочери?

Мнение психолога: Вы сами понимаете, что ругать бесполезно. Говорить, что рот будет болеть, тоже. Важно понять причину действий дочери. Стоит вспомнить, что губы - это рот, а рот - средство самовыражения. Возможно, здесь и кроется проблема. Не исключено, что дочь готова о чем-то говорить, спрашивать и т. д., но у нее нет такой возможности. Маме полезно не только следить за своим поведением (пример, вероятно, все же успели подать), но и понаблюдать за тем, имеет ли дочь возможность самовыражаться, насколько терпимо вы относитесь к ее еще не правильной речи. Может быть, вы слишком часто ее поправляете, или каждый раз, когда слово звучит неправильно, ваше лицо выражает неудовольствие (пусть и очень завуалированное).

Галина, 32 года, г. Ростов: Не могу отучить сына грызть ногти на руках. Началось это, когда ему было лет шесть (а сейчас уже двенадцать). На некоторое время нам удавалось решить проблему. Мы договорились, что если в пятницу вечером у него все ногти целые, то в субботу мы идем в магазин и что-нибудь ему покупаем (игрушки, книжки). Он терпел пару месяцев, "зарабатывал", а потом сорвался и опять начал грызть. Что теперь придумать, не знаю.

Мнение психолога: Похоже, вы попробовали все, что не стоило делать: упреки, наказание и даже подкуп. Бесполезно. В таком возрасте вы настолько закрепили эту привычку, что для ее исчезновения необходимо уже не ваше воздействие, а, например, понравившейся ему девочки. Если девочка косо посмотрит на ногти сына, то, скорее всего, у мальчика появится желание последить за ними. С другой стороны, уповать только на будущую девочку (кто знает, когда она появится?) не стоит. Подумайте о том, чтобы уже сейчас изменить свое отношение к проблемам сына.

Во-первых, стоит объявить, что он уже достаточно большой, чтобы решать свои проблемы самостоятельно. А это значит, что грызть или не грызть ногти - это его дело, и вы в это больше не вмешиваетесь. Не вмешиваться - означает действительно никак не реагировать: никаких упреков, никаких косых взглядов (пусть даже ради этого придется, стиснув зубы, убегать по внезапно возникшим делам).

Во-вторых, подумайте над тем, какие требования вы предъявляете сыну, не завышены ли они, отвечают ли его возможностям. Если завышены, то планку необходимо снизить. Учитесь принимать сына таким, какой он есть, и он станет таким, каким вы хотите его видеть.

Ксения, 22 года, г. Ростов: Хочу рассказать, как я перестала грызть ногти. Эта привычка меня преследовала с детского сада. Родители ругали, били по рукам - бесполезно. А когда мне было 8 лет, старшей сестре подарили микроскоп. Она дала мне под микроскопом рассмотреть то, что у нас скапливается под ногтями. Ужасное впечатление! Всякое желание грызть ногти пропало.

Мнение психолога: Метод хороший, но годится только для подростков или слишком нервных дошкольников (впечатлительных, с высоким уровнем тревоги). Последние ногти грызть перестанут, но, вероятнее всего, появится новая привычка. Так что стоит поискать причину и устранить именно ее.

Оксана, г. Ростов: Наш трехлетний сын Денис последнее время приобрел привычку кусаться. Он может в игре укусить меня или папу, или когда я его одеваю или умываю. Бывает, подойдет незаметно сзади и укусит за ногу. Много раз говорили, что нам больно, а Денис или молчит, или говорит, что шутит. Откровенно говоря, я теперь испытываю напряжение, когда сын близко подходит. Но не кусать же его в ответ?

Мнение психолога: Да, кусать, в ответ не стоит. Проблема не только в том, что вам больно, но и в том, что ваша реакция (напряжение в ответ на приближение ребенка) может закрепиться у Дениса как реакция на него женщин вообще, а это не лучшим образом может сказаться на его взрослой жизни.

Для начала стоит вспомнить о том, что ребенок любое напряжение (злится, голоден, испытывает зависть, ревность и т.п.) инстинктивно выражает через оральную активность, именно инстинкты научили его кусать. Соответственно надо учить сына другим способам выражения всех чувств. У людей наиболее цивилизованным и социально приемлемым является выражение словом. Если целенаправленно обучать детей владению словом, то кусание пойдет на убыль.

При систематическом обучении дети обычно неплохо осваивают умение называть свои чувства и причины недовольства, что постепенно переводит непосредственную оральную активность в вербальную (словесную).

Однако одно развитие речи вряд ли приведет к желаемому результату. Понаблюдайте: не кусает ли сын вас в тот момент, когда вы делаете что-то не так с его точки зрения. Тогда вместо вашей обычной реакции на укус стоит сказать: "Я понимаю: тебе не нравится, как я тебя умываю, но мне приходится делать именно так, чтобы отмыть тебя. Пробуй умываться сам. А в следующий раз лучше сразу скажи, что тебе так не нравится. У меня ведь есть уши, я смогу тебя услышать, и тогда мы быстрее поймем друг друга и сможем договориться".

Если же ребенок не умеет хорошо говорить и договариваться с родителем освоих нуждах, взрослым придется догадываться о возникновении дискомфорта и стараться не доводить ситуацию до кусания.

Елена, г. Ростов: Не знаю, можно ли это считать вредной привычкой: наша пятилетняя дочь Ирочка помешана на сладком. Не представляю, сколько бы она съела конфет, шоколадок, кусков торта, если бы мы ее не ограничивали. А запрещать приходится, потому что ее вес значительно выше нормы. Ира очень переживает каждое "нет", обижается и иногда плачет, хотя мы уже давно установили норму - три "порции" сладкого в день (порция - это конфета или пирожное, кусок торта).

Мнение психолога: Здесь можно говорить о целом комплексе проблем и приобретаемых вредных привычек. С одной стороны, лишний вес в пять лет обычно еще не является большой проблемой, но родительское муссирование этой темы может привести к действительной проблеме. Любые запреты в столь раннем возрасте могут быть обоснованы только стойким нарушением в эндокринной сфере. Все остальные лишь приведут к этим нарушениям и усиленному желанию есть запретное. Сладкое в детском возрасте является одним из обязательных компонентов. Есть даже формула, что "НАКАЗЫВАТЬ запретом сладкого, улицы и объятий НЕЛЬЗЯ". Регулировать вес можно и по-другому. А запреты будут вызывать почти патологическое желание есть сладкое и как результат - его накопление в организме.

Неземная красота,
Выньте палец изо рта!
Девочки и мальчики,
Не сосите пальчики.
Дорогие детки,
Пальцы - не конфетки!

Эдуард Успенский ("Про девочку, которая все время сосет палец")

Автор - Ирина Вшивкова , перинатальный психолог и семейный психотерапевт

У каждого человека самой первой привычкой было сосание. Нет ничего более естественного и приятного для младенца, чем сосание материнской груди. Это удовлетворение почти всех его жизненных потребностей - в пище, тепле, безопасности и любви.
По сути, СОСАНИЕ - это то, что в первую очередь связывает ребенка с большим миром вокруг. Так почему же мы искренне удивляемся, когда в ответ на недружелюбность этого самого большого мира, ребенок или даже взрослый инстинктивно ищет «сосок»?! Когда человеку не хватает уверенности в себе, самостоятельности, или он волнуется, или предстоит какое-то важное дело, он почти машинально берет что-нибудь в рот (будь то палец, одежда, игрушка или карандаш). Таким образом, ребенок или взрослый помогает себе обрести спокойствие и взять себя в руки. Кстати, благодаря достижениям техники ученым удалось установить, что при неблагоприятном течении беременности беспокойство ребенка в утробе выражается именно сосанием пальца.
Итак, успокоение сосанием вполне естественно для ребенка. Но интересный вопрос: почему одни дети делают это эпизодически, а другие постоянно сосут палец, грызут ногти, облизывают губы и т. д.?
В норме сосательный инстинкт постепенно ослабевает к двум-трем годам. Если же трех -четырехлетний ребенок не хочет отказываться от пустышки, постоянно обсасывает уши у плюшевого зайца или до крови обкусывает свои ноготки, значит, что-то не так… Скорее всего малыш чувствует себя неуютно в этом мире.



Самостоятельный - не всегда счастливый

- Ваньке уже скоро четыре, а он засунет палец в рот и сидит, - жалуется мама, - я его ругаю, он все понимает, и все равно назло сосет. С Юлечкой такого не было - ей раз скажешь, как отрезало. А мальчишки все такие…
Если ты нежеланный или нелюбимый ребенок, ты об этом знаешь. Ну, может быть, не знаешь, но интуитивно чувствуешь. И тебе до боли в горле хочется кричать! Только не знаешь, какие слова нужны, чтобы тебя поняли и полюбили… И ты от бессилия просто берешь палец в рот, как бы отгораживаясь и защищаясь от мира, который не любит…
Конечно, далеко не всегда причина так остра. Возможно, ребенку просто не хватает ласки и тепла, потому что мама пропадает на работе; или родители часто ссорятся, собираются разводиться; а может быть, в семье родился младший ребенок, и старшему кажется, что его теперь любят меньше.
Вредные привычки могут провоцировать и определенные стратегии воспитания. Есть родители, которые сознательно придерживаются установки: даже новорожденного ребенка нельзя баловать, иначе «сядет на голову». Детские психологи считают, что плохие привычки часто появляются у детей, которые с рождения испытали явный дефицит внимания со стороны родителей. Эти малыши подолгу оставались одни в кроватке, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. Как правило, таких детей еще и рано отлучили от груди или резко забрали у них «пустышку», оставив сосательный инстинкт неудовлетворенным.
В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок испытывает скуку или страх и ищет успокоения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что нет рядом мамы. Когда же обеспокоенная мать появляется и стремится отвлечь малыша от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: ребенок занят сам собой. Малыш сам себя утешает и источник впечатлений также ищет в самом себе. Получается, что сосание пальцев, губ и т.п. компенсирует ребенку нехватку любящих рук, глаз. Эта самостимуляция может перерасти в привычку и растянуться на долгие годы.
В других случаях ребенок замечает обратившую на него внимание мать и тогда включается обратный механизм. Малыш чувствует, что нашел способ привлечь внимание мамы. Он активно продолжает делать то, от чего отучают. А продолжает, потому что, пока отучают, он получает долгожданное внимание. Такой замкнутый круг.

Не много ли мы требуем?

Дашенька пошла в первый класс… Она знала, что там ее ждет много интересного, добрая учительница, веселые одноклассники и «пятерки». Так говорили мама с папой. Но однажды Даша совсем неожиданно получила «тройку» по физкультуре. Она плакала и не знала, как сказать об этом несчастье родителям. Они так радовались ее отличным оценкам, называли «умницей», и вдруг такое… После той злополучной «тройки» у девочки и появилась привычка грызть ногти. Родители убеждали дочь в том, что это вредно, на что Даша отвечала: «Я не хочу - они сами грызутся!»
Несоответствие завышенным требованиям родителей является большим стрессом для ребенка. Если что-то получается не так, как ожидают мама с папой, у ребенка возникает чувство вины и он неосознанно хочет наказать себя. Именно по этой причине психологи считают, что большинство «саморазрушительных» привычек (ребенок грызет ногти, вырывает волосы, кусает себя) появляются от желания сделать себе больно - наказать за какую-то провинность или даже «дурные» мысли и желания. Кстати, заметьте: в мудром русском языке слова «грызение» и «угрызение» (совести) имеют один корень. Иногда разобраться в проблеме родителям помогает элементарный анализ собственной воспитательной стратегии. Необходимо задать себе ряд вопросов: «Уверен ли ребенок, что я буду его по-прежнему любить, даже если он не научиться играть на гитаре?», «Дочь ходит на гимнастику, потому что ей это нравится, или потому что не хочет расстраивать меня?», «Не боится ли меня мой сын?» и т. д.
Душевный разговор «на равных», вполне возможно, поможет вам понять причины беспокойства ребенка. Может оказаться, что сын стащил брелок у приятеля в детском саду, или дочь очень переживает, что недавно обманула бабушку. В этой ситуации ребенок, который очень боится разочаровать родителей и быть наказанным, будет молчать и неосознанно сам себя «бичевать», причиняя какую-нибудь физическую боль. Например, одна маленькая девочка постоянно ковыряла спичкой в зубах (пока десны не начинали кровоточить), потому что вопреки строгому запрету папы дружила с «плохой» девчонкой из их подъезда.
Подобные истории случаются в семьях, где степень доверия между родителями и детьми не так высока, как это необходимо ребенку для душевного благополучия и спокойствия; где «маленький человек» знает, что «большие люди», если им что-нибудь рассказать, будут тебя оценивать и наказывать, а не пытаться понять. А только твердая убежденность в том, что тебя будут любить всегда, помогает ребенку найти силы, чтобы признаться в проступке, а значит пережить и забыть неприятный эпизод.

Закрепляем привычку сами

Итак, в причинах и механизмах появления таких действий, как сосание, грызение, щипание, кусание мы попытались разобраться. В большинстве случаев эти действия вызваны тревогой и неуверенностью в себе. Однако каждый ребенок испытывает различные стрессы и нуждается в успокоении, но не каждый имеет навязчивую вредную привычку. В чем же дело?
Оказывается: для того чтобы эпизодическое сосание пальца или грызение ногтей превратилось в привычку, кто-то должен обратить на это внимание. Но не просто заметить, а еще и отругать, рассказать, как это плохо, и в дальнейшем навязчиво следить за тем, чтобы ребенок ничего не брал в рот. К сожалению, именно такую тактику «борьбы» применяют многие родители. Но ведь ребенок тянет палец в рот почти неосознанно, поэтому замечания родителей не заставят его прекратить, а, скорее всего, сделают привычку еще более навязчивой («запретный плод сладок» - девиз, который так любит наше подсознание). Кроме того, борьба с самим действием не имеет смысла, потому что корень зла кроется в психологическом состоянии ребенка. То есть, если даже мальчик или девочка под давлением родителей перестанет грызть ногти, вполне вероятно, что спустя время появится какое-нибудь другое навязчивое действие - облизывание губ, например. Тревога-то и неуверенность не исчезли…

Как же отучить ребенка от вредной привычки?

Постараться установить с ребенком нежные и доверительные отношения, выяснить, что беспокоит или заботит его, чего он боится. Эти знания помогут вам разобраться в ситуации и вернуть ребенку уверенность в себе, своих силах и любви близких. А эта уверенность - главный враг тревоги, а значит и всех вредных привычек!

    Не лишайте ребенка необходимого физического контакта с мамой ни в младенчестве, ни в старшем возрасте.

    Старайтесь сократить количество требований и запретов.

    Сделайте жизнь ребенка радостной! Следите за тем, чтобы малыш получал много разнообразных впечатлений, чаще играл. А вот интеллектуальные нагрузки в большинстве случаев лучше сократить.

    Не берите с ребенка обещаний прекратить, например, грызть ногти. Его воля еще недостаточно развита. Нарушив данное обещание, он почувствует себя еще хуже, потому что к чувству тревоги добавится чувство вины.

    Если у вас не получается разобраться в проблеме самостоятельно, обратитесь за помощью к детскому психологу.

    И последнее. Бывает, что ребенок «подсматривает» какую-нибудь вредную привычку у другого ребенка или у взрослого. Может начать ковырять в носу, как Сережка из детского сада, или постоянно теребить ухо, как старший брат. Если вы не станете заострять на этом внимание, скорее всего, «чужая» привычка спустя какое-то время исчезнет.

Мария Воронцова

«Семь нянек» благодарит за помощь в подготовке материала и ответы на вопросы наших читателей перинатального психолога и семейного психотерапевта Ирину Вшивкову (г. Москва):

Тяга к одеялу, простыням, привычка жевать волосы, края кофточки и кусать губы, обкусывание ногтей, дергание за ушко, носик, брови, реснички — все это одного поля ягодки, попытки ослабить накопившееся напряжение или беспокойство. В любом случае это — симптомы, свидетельствующие лишь об одном: малыш нервничает. Это не недостаток воспитания, это сигнал, на который родители должны адекватно отреагировать. Иными словами, как при решении любой проблемы, нужно сначала понять ее причину, а после выбрать оптимальное решение.

Беспокоить маленького может и невнимание к нему родителей, и слишком сильная опека. Недостаток ласки компенсировать довольно легко. Постарайтесь чаще обнимать свое сокровище, целуйте его, гладьте по спинке, плечикам, ручкам, по голове. Многим мамам и особенно папам трудно бывает сказать: «Мишенька я так тебя люблю, я так рад(а), что ты мой ребенок!» Взрослые, не бойтесь избаловать ребенка и не стесняйтесь: это довольно просто, только постарайтесь. Попробуйте сделать это один, два, три раза специально. Поверьте, очень скоро ласка и нежность станут для вас абсолютно естественным выражением чувств. Чаще разговаривайте с ребенком, играйте в его игры. В то же время слишком опекать карапуза тоже не стоит. Как и перегружать его день умственными занятиями (языки, музыка, математика, спортивные секции и т.д.), до которых малыш просто не дорос. Они вызывают слишком сильное нервное напряжение, ослабить которое ребенок может лишь вышеупомянутым нетрадиционным способом, который взрослые окрестили «вредной привычкой».

Анастасия, 25 лет, г. Ростов: Сколько себя помню, всегда обдирала ногтями кожу на губах. А недавно заметила: то же самое делает моя двухлетняя дочь. Теперь стараюсь не подавать ей плохой пример, замечаний не делаю: или отвлекаю чем-нибудь, или незаметно убираю ее руки ото рта. Меня родители постоянно ругали за «губы», и я знаю, что это не выход. Подскажите, чем я могу помочь дочери?

Мнение психолога: Вы сами понимаете, что ругать бесполезно. Говорить, что рот будет болеть, тоже. Важно понять причину действий дочери. Стоит вспомнить, что губы - это рот, а рот - средство самовыражения. Возможно, здесь и кроется проблема. Не исключено, что дочь готова о чем-то говорить, спрашивать и т. д., но у нее нет такой возможности. Маме полезно не только следить за своим поведением (пример, вероятно, все же успели подать), но и понаблюдать за тем, имеет ли дочь возможность самовыражаться, насколько терпимо вы относитесь к ее еще не правильной речи. Может быть, вы слишком часто ее поправляете, или каждый раз, когда слово звучит неправильно, ваше лицо выражает неудовольствие (пусть и очень завуалированное).

Галина, 32 года, г. Ростов: Не могу отучить сына грызть ногти на руках. Началось это, когда ему было лет шесть (а сейчас уже двенадцать). На некоторое время нам удавалось решить проблему. Мы договорились, что если в пятницу вечером у него все ногти целые, то в субботу мы идем в магазин и что-нибудь ему покупаем (игрушки, книжки). Он терпел пару месяцев, «зарабатывал», а потом сорвался и опять начал грызть. Что теперь придумать, не знаю.

Мнение психолога: Похоже, вы попробовали все, что не стоило делать: упреки, наказание и даже подкуп. Бесполезно. В таком возрасте вы настолько закрепили эту привычку, что для ее исчезновения необходимо уже не ваше воздействие, а, например, понравившейся ему девочки. Если девочка косо посмотрит на ногти сына, то, скорее всего, у мальчика появится желание последить за ними. С другой стороны, уповать только на будущую девочку (кто знает, когда она появится?) не стоит. Подумайте о том, чтобы уже сейчас изменить свое отношение к проблемам сына.

Во-первых, стоит объявить, что он уже достаточно большой, чтобы решать свои проблемы самостоятельно. А это значит, что грызть или не грызть ногти - это его дело, и вы в это больше не вмешиваетесь. Не вмешиваться - означает действительно никак не реагировать: никаких упреков, никаких косых взглядов (пусть даже ради этого придется, стиснув зубы, убегать по внезапно возникшим делам).

Во-вторых, подумайте над тем, какие требования вы предъявляете сыну, не завышены ли они, отвечают ли его возможностям. Если завышены, то планку необходимо снизить. Учитесь принимать сына таким, какой он есть, и он станет таким, каким вы хотите его видеть.

Ксения, 22 года, г. Ростов: Хочу рассказать, как я перестала грызть ногти. Эта привычка меня преследовала с детского сада. Родители ругали, били по рукам - бесполезно. А когда мне было 8 лет, старшей сестре подарили микроскоп. Она дала мне под микроскопом рассмотреть то, что у нас скапливается под ногтями. Ужасное впечатление! Всякое желание грызть ногти пропало .

Мнение психолога: Метод хороший, но годится только для подростков или слишком нервных дошкольников (впечатлительных, с высоким уровнем тревоги). Последние ногти грызть перестанут, но, вероятнее всего, появится новая привычка. Так что стоит поискать причину и устранить именно ее.

Оксана, г. Ростов: Наш трехлетний сын Денис последнее время приобрел привычку кусаться. Он может в игре укусить меня или папу, или когда я его одеваю или умываю. Бывает, подойдет незаметно сзади и укусит за ногу. Много раз говорили, что нам больно, а Денис или молчит, или говорит, что шутит. Откровенно говоря, я теперь испытываю напряжение, когда сын близко подходит. Но не кусать же его в ответ?

Мнение психолога: Да, кусать, в ответ не стоит. Проблема не только в том, что вам больно, но и в том, что ваша реакция (напряжение в ответ на приближение ребенка) может закрепиться у Дениса как реакция на него женщин вообще, а это не лучшим образом может сказаться на его взрослой жизни.

Для начала стоит вспомнить о том, что ребенок любое напряжение (злится, голоден, испытывает зависть, ревность и т.п.) инстинктивно выражает через оральную активность, именно инстинкты научили его кусать. Соответственно надо учить сына другим способам выражения всех чувств. У людей наиболее цивилизованным и социально приемлемым является выражение словом. Если целенаправленно обучать детей владению словом, то кусание пойдет на убыль. При систематическом обучении дети обычно неплохо осваивают умение называть свои чувства и причины недовольства, что постепенно переводит непосредственную оральную активность в вербальную (словесную).

Однако одно развитие речи вряд ли приведет к желаемому результату. Понаблюдайте: не кусает ли сын вас в тот момент, когда вы делаете что-то не так с его точки зрения. Тогда вместо вашей обычной реакции на укус стоит сказать: «Я понимаю: тебе не нравится, как я тебя умываю, но мне приходится делать именно так, чтобы отмыть тебя. Пробуй умываться сам. А в следующий раз лучше сразу скажи, что тебе так не нравится. У меня ведь есть уши, я смогу тебя услышать, и тогда мы быстрее поймем друг друга и сможем договориться».

Если же ребенок не умеет хорошо говорить и договариваться с родителем о своих нуждах, взрослым придется догадываться о возникновении дискомфорта и стараться не доводить ситуацию до кусания.

Елена, г. Ростов: Не знаю, можно ли это считать вредной привычкой: наша пятилетняя дочь Ирочка помешана на сладком. Не представляю, сколько бы она съела конфет, шоколадок, кусков торта, если бы мы ее не ограничивали. А запрещать приходится, потому что ее вес значительно выше нормы. Ира очень переживает каждое «нет», обижается и иногда плачет, хотя мы уже давно установили норму - три «порции» сладкого в день (порция - это конфета или пирожное, кусок торта).

Мнение психолога: Здесь можно говорить о целом комплексе проблем и приобретаемых вредных привычек. С одной стороны, лишний вес в пять лет обычно еще не является большой проблемой, но родительское муссирование этой темы может привести к действительной проблеме. Любые запреты в столь раннем возрасте могут быть обоснованы только стойким нарушением в эндокринной сфере. Все остальные лишь приведут к этим нарушениям и усиленному желанию есть запретное. Сладкое в детском возрасте является одним из обязательных компонентов. Есть даже формула, что «НАКАЗЫВАТЬ запретом сладкого, улицы и объятий НЕЛЬЗЯ». Регулировать вес можно и по-другому. А запреты будут вызывать почти патологическое желание есть сладкое и как результат - его накопление в организме.

Плохие привычки хороших детей Баркан Алла Исааковна

Алла БАРКАН ПЛОХИЕ ПРИВЫЧКИ ХОРОШИХ ДЕТЕЙ

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Плохие поступки Бывает, что клиент в прошлом сделал то, чего он стыдится и поэтому скрывает. Он прикрепил к какому-то своему прошлому или теперешнему действию ярлык "плохое" и утаивает его.Цель процессинга совсем не в том, чтобы человек раскрыл свои тайны. Мы не собираемся

Из книги Измени мозг - изменится и тело автора Амен Дэниел

Из книги Почему мужчины врут, а женщины ревут автора Пиз Алан

ОНИ НЕ ТАКИЕ ПЛОХИЕ Разумеется, далеко не все свекрови такие уж плохие. Исследования, проведенные в том же университете Юты, показывают, что примерно 50 % свекровей действительно создают проблемы молодым семьям, но остальные 50 % относятся к невесткам, в худшем случае,

Из книги Гипнотерапия. Практическое руководство автора Карл Гельмут

Плохие сны Нарушения сна и ночные кошмары дифференцировать трудно, поэтому вопрос постановки дифференциального диагноза - особенно в случае ночных кошмаров, чаще всего имеющих нейрогенную, а не психогенную природу, - остается весьма актуальным. Очень часто плохие сны,

Из книги Дочковедение. Отцы, воспитывающие дочерей автора Латта Найджел

22 «Плохие девочки» Помните, мы говорили о Данидинском междисциплинарном исследовании здоровья и развития? На протяжении 37 лет ученые следили за жизнью 1037 человек, чтобы узнать, что с ними происходит. Есть кое-что, о чем я пока не упоминал. Когда вы приезжаете в маленькое

Из книги Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше автора Салливан Боб

Плохие нормы Позвольте провести быстрый эксперимент. Подумайте о пяти людях, с которыми вы проводите максимум времени в течение недели. Как бы спросить повежливее… Не кажется ли вам, что они несколько крупнее, чем должны быть? Сколько из них в последнее время набрали вес?

Из книги Измени свой мозг - изменится и тело! автора Амен Дэниел

Из книги Почему одни семьи счастливы, а другие нет [Как преодолеть разногласия и приумножить любовь] автора Аксюта Максим

Георгий и Алла Те самые, которым за пятьдесят, – у них взрослые дети, взаимное уважение и только один вопрос – а будет ли что-нибудь еще в их жизни? Случилось так, что жизнь послала им нелегкое испытание. Георгий занемог, у него оказалась повышенная температура и слабость.

Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич

Глава 3 Все ли привычки плохие? Уж так повелось, если мы желаем сказать о чем-то нехорошем в поведении ребенка, мы обязательно жалуемся: это уже вошло у него в привычку. То есть приходит домой и прямо в грязных ботинках бежит в комнату погладить кошку – вошло в привычку не

Из книги Сила привычки автора Дахигг Чарлз

Петля привычки. Принцип действия привычки IОсенью 1993 года человек, которому суждено будет опрокинуть большую часть наших представлений о привычках, пришел на назначенную встречу в лабораторию в Сан-Диего. Немолодой, под метр восемьдесят, в аккуратной, застегнутой на все

Из книги О чем молчат предки автора Маркова Надежда Дмитриевна

Краеугольные привычки, или Баллада о Поле о’Ниле. Какие привычки самые важные IВ один бурный октябрьский день 1987 года множество видных фондовых аналитиков и инвесторов с Уолл-стрит собрались в танцевальном зале шикарного отеля на Манхэттене, чтобы познакомиться с новым

Из книги Прислушайтесь к своему лучшему другу – слушайте свое тело автора Виилма Лууле

Алла Ху – дыхание бога Последователь дервишского направления семейных расстановок, писатель Идрис Лаор в книге «Йога Дервишей» описал таинство под названием «Ночь примирения с предками», на котором он присутствовал в одном из древних монастырей Кафиристана

Из книги Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния автора Кил Кент А.

Хорошие плохие До чего же все мы хотим быть хорошими, не понимая того, что мы и так достаточно хорошие! Даже те, кто ощущает, что они никому не нужны, и в запальчивости и злобе выпаливает: «Я и хочу быть плохим! Я и хочу делать плохо!»«Прекрасно, в тебе по крайней мере есть

Из книги Что делать, если ребенок не хочет… автора Внукова Марина

Из книги Правило четырех секунд. Остановись. Подумай. Сделай автора Брегман Питер

Плохие слова Малыши – существа чистые, светлые, незапачканные житейской грязью. Мы, родители, так хотим, чтобы состояние чистоты продлилось как можно дольше, всячески оберегая своих малышей от жизненной мути. Но детство не может продолжаться вечно, и однажды ребенок

Из книги автора

Когда плохие привычки обнаруживаются у хороших людей Основные блага, которых мы желаем, – полноценные отношения; достижения, которыми можно гордиться; видимый успех на работе; возможность быть полезными для других; гармония с собой – это все то, чего на удивление