Сочинение анализ мнимый больной рассказа мольера. Мнимый больной

Арган подсчитывал расходы по счетам, выставленным аптекарем Флераном. Он чувствовал себя хуже, чем в прошлом месяце. Да и по итогам подсчетов выходило, что раньше он принимал больше препаратов. Наверное, причина плохого самочувствия крылась именно в этом. Во всем виноват был, несомненно, доктор Пургон, который не назначил нужного объема лекарств.

Близкие понимали, что у Аргана повышенный интерес к здоровью. Но никто не смел противоречить его прихотям. Супруга Белина пичкала лекарствами по первому требованию, поскольку надеялась, что муж рано или поздно отравится ими. Дочка Анжелика была покорна и молчала из уважения.

Не молчала лишь служанка Туанетта, которая не боялась пререкаться с больным и всячески осуждала докторов. Именно ее бойкий нрав поспособствовал Анжелике рассказать служанке сердечную тайну: она влюбилась в Клеанта и надеялась выйти за него замуж.

Но у отца были другие планы, в которых имел место племянник Пургона, Том Диафуарус. Юноша обладал несомненным достоинством – вскоре он должен был стать настоящим врачом. Да и к тому отец его был богат…

Анжелика поделилась своим горем с Туанетой. Та высказала Аргану, но ему было все равно.

Против брака была и Белина, которая не хотела делить наследство и мечтала упрятать падчерицу в монастырь.

Туанета послала письмо Клеанту и он вскоре появился в доме Аргана. Как раз удачно уехал учитель пения, и юноша его мог заменить.

Вскоре пришли отец и сын Диафурус. Том предположил, что Анжелика его будущая теща, поспешно извинился и сразу же сделал предложение. Затем он подарил свой трактат о вреде кровообращения и пригласил в музей для просмотра вскрытия мертвой женщины.

Арган захотел, чтобы дочь спела. Клеант и Анжелика спели о двух влюбленных, пересказывая историю любви, очень похожую на происходящую с ними.

Арган потребовал остановиться и приказал дочери назвать Тома при всех своим мужем. Девушка отказалась. Отец был в ярости, Диафуарусы с достоинством удалились.

К Аргану пришел брат Беральд, попытавшийся убедить его сменить гнев на милость. Постепенно беседа переключилась на докторов. Беральд заявлял, что врачи шарлатаны и вымогатели денег. Он выгоняет пришедшего Флерана, который принес своему постоянному покупателю новый клистир. Аптекарь пообещал пожаловаться Пургону. Оскорбленный врач вскоре прибежал и заявил, что больше не будет лечить Аргана.

Тут явилась переодетая Туанета, объявившая себя лучшим в мире доктором, приехавшим к уникальному больному. Она называет Пургона шарлатаном и дает противоположное медицинское заключение и выписывает рецепт.

А потом братья устраивают проверку, представив Аргуса мертвым. Белина бурно радуется, Анжелика и Клеант плачут. Больной внезапно воскресает и соглашается на свадьбу.

Иногда нужно пойти на крайние меры, чтобы узнать истинное отношение к себе.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Мольер. Все произведения

  • Дон Жуан
  • Мнимый больной
  • Школа жён

Мнимый больной. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Сказка Мафин и паук Энн Хогарт

    Однажды, ослик Мафин прогуливался по своему огороду. За грядкой с огурцами он наткнулся на большого паука. У насекомого были огромные грустные глаза. Ослик поначалу испугался

  • Краткое содержание Григорович Антон-Горемыка

    В повести «Антон-Горемыка», созданной русским писателем Дмитрием Васильевичем Григоровичем, рассказывается о жизни крепостных крестьян в России.

  • Краткое содержание Приключения Алисы в Стране чудес Льюиса Кэрролла

    Произведение «Приключения Алисы в Стране чудес», созданное английским писателем Льюисом Кэрроллом, повествует о необычайных приключениях девочки в волшебном мире.

  • Краткое содержание Колридж Сказание о старом мореходе

    Старый моряк останавливает одного встречного человека торопящегося на свадьбу, которому рассказывает историю приключившуюся во время его дальнего плавания.

Последние несколько дней Арган провёл в долгих подсчётах и записях. Благодаря им он наконец выяснил, почему в последнее время он стал так плохо себя чувствовать: оказалось, что в последний месяц он перебрал с лекарствами;им было принято около сорока видов разнообразных таблеток и микстур, сделано пятнадцать уколов и четырнадцать впрыскиваний. Арган решил выразить своё недовольство его лечащему врачу, доктору Пургону - он чуть не довёл его до смерти!

Члены семьи по-разному относились к тому, что у Аргана гипертрофированный интерес к собственному здоровью. Его вторая жена, Белина, добросовестно выполняла все наказания многочисленных врачей, надеясь, что лекарства угробят муженька быстрее, чем какая-нибудь простуда. Его дочь, Анжелика, не приветствовала потуг отца вылечить очередное выдуманное заболевание, однако она покорно молчала, не смея пререкаться со старшими. Зато служанка Туанета не молчала: она осуждала докторов и нахально пререкалась с больным, отказываясь делать ему какую-нибудь припарку.

Однажды Анжелика рассказала Туанету о мучавшем её секрете: она впервые влюбилась в юношу по имени Клеант. Видела она его всего лишь однажды - но тот успел произвести на неё впечатление, спася девушку от грубости какого-то джентльмена.

Анжелику охватило волнение, когда отец впервые заговорил с ней о свадьбе - девушка решила, что Клеант попросил её руки и сердца. Но её пыл быстро остудили: отец собирался сватать её за более подходящего, по его мнению, жениха. Этим женихом оказался племянник его лечащего доктора Пургона, Тому Диафуаруса, который сам скоро станет врачом. Арган воодушевлённо расписывал дочери достоинства будущего зятя: во-первых, у неё всегда будет под боком врач, и ей не придётся тратиться на докторов. Во-вторых, Тома наследует состояния и отца, и дяди Пургона.

Анжелика ничего не сказала отцу, но после их беседы долго плакала на плече у Туанеты. Служанка высказала Арагану всё вместо дочери. Но всё было напрасно - Арган был словно глухой.

Белина тоже не хотела допустить брака Анжелики по своим собственным причинам: жадная мачеха не хотела делиться наследством мужа с девчонкой, и пыжилась упрятать её в монастырь. Таким образом, судьба Анжелики оказалась полностью в руках Туанеты, и служанка с радостью приняла это бремя. В первую очередь надо было поставить Клеанта в известность, что Анжелику хотят выдать замуж за другого. Она послала к Клеанту давно влюблённого в неё ростовщика Полишинеля.

Первая интермедия, содержащая песни и танцы, изображает Полишинеля по улице, который шатается, как пьяный, от любви. Это привело к смешному происшествию с жандармами.

В скором времени Клеант появляется в доме Аргана, но не из-за любви к Анжелики, а в качестве заменяющего учителя пения - последний по срочным делам ненадолго уехал в деревню. Арган пошёл на уступки при условии, что он будет присутствовать при занятиях.

Едва урок начался, как пришли Диафуарус-отец и Диафуарус-сын. Сын поприветствовал Аргана высокопарной речью. Затем он принял Анжелику за будущую тёщу. Узнав о своей ошибке, он поспешил торжественно сделать ей предложение. Все присутствующие издали вздох умиления, увидев эту сцену. Тома подарил своей будущей супруге трактат о вреде кровообращения, написанный им собственноручно. Для празднования столь знаменательного события он выбрал музей, где производилось публичное вскрытие мёртвой женщины.

Арган захотел, чтобы его дочь тоже как-то проявила себя. Его взгляд пал на учителя пения, и Арган заставил Анжелу развлечь присутствующих пением. Клеант дал ей ноты и сказал, что сейчас они споют его новую оперу - пусть Анжела приготовится к лёгкой импровизации. В опере пелось о двух влюблённых - пастушке и пастушке. Под пастушком не сложно было опознать Клеанта, а в его возлюбленной - Анжелу. Исполняя оперу как бы для всех, Клеант на самом деле обращается к одной единственной, пересказывая их историю любви, которая якобы была сюжетом пьесы. Оканчивается пьеса следующим описанием: пастушок приходит в дом пастушки, услышав о том, что отец собирается отдать его любимую за недостойного ухажёра. Так, у всех на глазах, пастушок изъясняется в любви к пастушке. Клеант и Анжелика поют трогательную импровизацию, поочерёдно признаваясь друг другу в любви до гроба и клянясь в верности.

Дуэт продолжался до тех пор, пока Арган не приказал им остановиться - сам не понимая, в чём дело, он чувствовал, что дело в этой опере. Когда музыка смолкла, Арган приказывает дочери взять Тома под руку и при всех назвать своим мужем. Анжелика, до этого самого момента будучи покорнее овечки, неожиданно отказывается от приказа отца. Дивфуарусам приходится покинуть дон несолоно хлебавши, пыжась при этом сохранить своё достоинство.

Арган в бешенстве. Белина, зайдя к Анжелике, застаёт там Клеанта, который тут же поспешно убегает. Когда к Аргану приходит его брат, Беральд, и говорит о том, что есть ещё один достойный кандидат на роль супруга для Анжелики, отец ничего не хочет слышать. Беральд приглашает в дом цыган, которые своими песнями и плясками должны были развлечь угнетённого Аргана.

Вторая интермедия заключает в себе танцы цыган и их жизнерадостные песни о людях, любви и весне. Так зрителей развлекают между действиями.

Беральд пытается образумить своего брата, но бесполезно: тот хочет в зятья только врача, и никого другого. Желание его дочери имеют второстепенное значение. Беральд недоумевает: зачем Аргану, обладая таким крепким здоровьем, тратить время на каких-то врачей? Крепкое здоровье его брата Беральд объясняет тем, что тот ещё не умер, принимая такое огромное количество разных лекарств.

Постепенно братья начинают говорить о медицине в целом и в частности - имеет ли она право существовать? Беральд допускал, что врачи - люди образованные, разбираются в гуманитарных науках, знают древние языки. Но всё же они - вруны и притворщики, которые вымогают деньги у больных. Остальная же их часть - те, которые верят в магию этих шарлатанов, но всё же не теряют возможность взять на лапу себе. Организм человека чужд всякого рода вмешательствам - он сам по себе тонок, сложен и органичен. Только природа может излечить болезнь, если при этом ей не будут мешаться доктора.

Но никакие убеждения Бертольда не действуют на Аргана. Последним и единственным выходом остаётся сводить этого упорного сторонника медицины на комедию Мольера, где автор так ловко высмеивает горе-лекарей. Арган чхать хотел на Мольера и убеждает брата, что тот умрёт страшной смертью, если не послушается врачей.

Тут приходит аптекарь Флеран и приносит клистир, который доктор Пургон изготовил специально для Аргана. Несмотря на активное сопротивление своего брата, Бертольд всё-таки прогоняет его прочь. Уходя, Флеран обещает рассказать всё самому Пургону. И действительно - через некоторое время вбегает доктор Пургон, уязвлённый до самого сердца. Он многое готов пережить, но чтобы вот так, ни за что, отвергали его клистир… Пургон заявляет, чтобы Арганон больше не смел являться к нему с какими бы то ни было просьбами. И злобно замечает, что без должного докторского ухода он, несомненно, скоро умрёт.

Тут появляется Туанета, переодетая в странствующего лекаря. Он представляется наилучшим доктором, который обладает лучшими лекарствами и рекомендациями во всём мире. Его заинтересовал Арган, которого никто никак не может вылечить, и предлагает свои услуги - дескать, его уникальный случай представляет большую ценность для медицины. Новый доктор заявляет, что Пургон - неуч. Ставит противоположный ему диагноз, оставляет рецепт и уходит.

Медицинские дрязги закончились, и братья снова обсуждают замужество Анжелики. Арган настаивает, что либо она выйдет за доктора, либо уйдёт в монастырь. Белина навязывает мужу последний вариант, и Арган уверен, что у его любимой жены есть хоть какая-то неприязнь к падчерице. Тогда Туанета решает подстроить ситуацию, которая раскроет истинные намерения Белины. Арган соглашается принять в этом действии участие и притворяется мёртвым.

Белина, узнав о кончине мужа, не скрывает своей радости - наконец-то все деньги достались ей! Анжелика и Клеант, наоборот, впадают в отчаяние и горько плачут. Арган неожиданно воскресает, дав согласие на помолвку дочери с Клеантом при условии, что жених получит медицинское образование.

Беральд предлагает брату самому стать доктором. А если в его старую голову ничего не вобьётся, так это не страшно - всё равно ничего знать о медицине ему не нужно. Достаточно одеть докторский халат и шапочку, рассуждая о болезнях на латинском языке.

Последнюю интермедию исполняют знакомые Беральда актёры. Она получается комичная, танцевальная и музыкальная. Происходит посвящение Аргана в доктора.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Мнимый больной». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Арган постоянно сосредоточен на состоянии своего здоровья, ему кажется, что он болен и ему следует регулярно и серьезно лечиться, хотя в действительности этот человек не страдает никакими заболеваниями. Его домочадцы воспринимают манию главы семейства по-разному, вторая супруга Аргана по имени Белина во всем соглашается с хитрыми докторами, рассчитывая на то, что их микстуры и снадобья достаточно быстро заставят ее мужа распрощаться с жизнью. В то же время его дочери Анжелике абсолютно не нравится отцовская мания, но девушка, обладающая скромным и покорным нравом, предпочитает не спорить с Арганом. Служанка Туанета без стеснения ругает врачей и громко говорит о том, что хозяин буквально помешался на различных лекарствах и кровопусканиях.

Именно с Туанетой юная Анжелика делится своей тайной, касающейся того, что девушка влюбилась в некоего молодого человека по имени Клеант. Правда, она встретилась с ним всего лишь один раз, присутствуя на представлении театра, но Клеант произвел на Анжелику самое выгодное впечатление и с тех пор она мечтает лишь о нем. Неожиданно отец приглашает дочь к себе и начинает беседовать с нею о предстоящем замужестве. Анжелика сначала решает, что к Аргану пришел свататься именно Клеант, но, к разочарованию девушки, выясняется, что отец наметил для нее совершенно другого жениха.

Речь идет о некоем Тома Диафуарусе, племяннике доктора Пургона, лечащего врача Аргана. Тома и сам в скором времени станет дипломированным специалистом в области медицины, к тому же этот юноша является единственным наследником как своих родителей, так и дядюшки Пургона. Анжелика приходит в ужас от слов отца, однако она не в силах противостоять его желаниям. Зато служанка Туанета резко высказывает своему господину все, что она думает по этому поводу. Однако ее усилия напрасны, Арган не желает ничего слушать.

Белина, мачеха Анжелики, также не желает, чтобы девушка выходила замуж. Молодая дама рассчитывает полностью унаследовать состояние Аргана после его смерти, а падчерицу Белина стремится отправить в монахини, чтобы та впоследствии не могла претендовать на отцовское имущество. Анжелика в полнейшем отчаянии умоляет помочь ей Туанету, та сразу же соглашается и решает в первую очередь сообщить Клеанту о том, что его возлюбленную намереваются сделать супругой другого человека.

Юноша тут же является в дом Аргана, выдавая себя за нового преподавателя пения. По его словам, предыдущему учителю, товарищу Клеанта, пришлось в срочном порядке уехать в деревню. Хозяин дома соглашается на предложенную замену, но требует, чтобы молодой человек занимался с Анжеликой лишь в его присутствии.

Как только начинается первый урок пения, сразу же появляются Тома и его отец. Будущий врач делает Анжелике предложение руки и сердца в самых изысканных выражениях, и Арган приходит от этого юноши в искренний восторг, считая, что о лучшем муже его дочери не приходится и мечтать. Он тут же просит девушку спеть для гостей, и Клеант протягивает дочери Аргана ноты, в которых излагается короткая история их любви. Анжелика и ее возлюбленный поют куплеты, в которых обещают вечно любить друг друга и никогда не расставаться, хотя окружающие и не понимают истинного смысла их пения.

Арган все же подозревает, что перед ним происходит нечто нежелательное, он резко требует от дочери подать руку Тома и назвать его при всех своим супругом. Но Анжелика категорически отказывается выполнить это отцовское распоряжение. Тома и его отец уходят из жилища Аргана в самом скверном настроении, вскоре в гости к хозяину дома прибывает его брат Беральд и сообщает, что у него есть на примете прекрасный жених для племянницы.

Арган отказывается даже выслушать предложение брата, он твердит о том, что желает видеть зятем лишь врача. Беральд, в свою очередь, не сомневается в том, что доктора являются лишь ловкими шарлатанами и любую болезнь способна излечить только сама природа, если, разумеется, ей не будут препятствовать врачи. Однако Аргана нисколько не впечатляют слова брата, он продолжает слепо верить в медицинскую науку и ее возможности.

Вернувшись к беседе о возможном браке Анжелики, ее отец продолжает настаивать на том, что существуют лишь два варианта. Девушка может либо стать супругой доктора либо уйти в монастырь, никакой другой судьбы он для нее не видит. Идею о том, чтобы сделать Анжелику монахиней, исподволь уже давно навязывает мужу Белина, но Арган не допускает даже мысли о том, что у нее могут быть какие-то недобрые намерения. Туанета предлагает организовать небольшой спектакль и таким образом увидеть истинное лицо супруги Аргана. Ее хозяин соглашается и начинает изображать умершего.

Белина не скрывает беспредельного восторга при виде мертвого супруга, ведь она наконец сможет получить в свое распоряжение его средства. Анжелика и Клеант, напротив, по-настоящему переживают из-за смерти Аргана, они готовы даже отказаться от намеченной свадьбы. Но внезапно хозяин дома резко воскресает, его супруга приходит в неописуемый ужас, а дочь и ее возлюбленный от всей души радуются такому повороту событий. Арган все же соглашается позволить Анжелике выйти за Клеанта, однако требует, чтобы молодой человек выучился на врача, только в таком случае он разрешает девушке стать его женой.

Но у Беральда имеется другое предложение, он советует брату самому стать доктором. По его мнению, для этой профессии вовсе не требуется каких-либо специальных знаний, достаточно лишь надеть шапочку и мантию, соответствующие ремеслу врача, после чего любой человек сможет приступить к пространным рассуждениям о заболеваниях, используя при этом латынь.
К счастью, неподалеку как раз оказываются актеры, являющиеся давними знакомыми брата Аргана. Они проводят шутливую церемонию, в ходе которой присваивают хозяину дома звание врача, и все члены семьи чувствуют себя абсолютно счастливыми.

Мнимый больной.

После долгих подсчетов и проверок записей Арган понял наконец, отчего в последнее время так ухудшилось его самочувствие: как выяснилось, в этом месяце он принял восемь видов лекарств и сделал двенадцать промывательных впрыскиваний, тогда как в прошлом месяце было целых двенадцать видов лекарств и двадцать клистиров. Это обстоятельство он решил непременно поставить на вид пользовавшему его доктору Пургону. Так ведь и умереть недолго.

Домашние Аргана по-разному относились к его одержимости собственным здоровьем: вторая жена, Белина, во всем потакала докторам в убеждении, что их снадобья скорее всяких болезней сведут муженька в могилу; дочь, Анжелика, может быть, и не одобряла отцовской мании, но, как то предписывал ей дочерний долг и почтение к родителю, скромно помалкивала; зато служанка Туанета вконец распоясалась - поносила докторов и нахально отказывалась изучать содержимое хозяйского ночного горшка на предмет изошедшей под действием лекарств желчи.

Та же Туанета была единственной, кому Анжелика открылась в охватившем её чувстве к юноше Клеанту. С ним она виделась всего один раз - в театре, но и за это краткое свидание молодой человек успел очаровать девушку. Мало того, что Клеант был весьма хорош собой, он еще и оградил Анжелику, не будучи тогда знакомым с нею, от грубости непочтительного кавалера.

Каково же было изумление Анжелики, когда отец заговорил с ней о женитьбе - с первых его слов она решила, что к ней посватался Клеант. Но Арган скоро разочаровал дочь: он имел в виду отнюдь не Клеанта, а гораздо более подходящего, с его точки зрения, жениха - племянника доктора Пургона и сына его шурина, доктора Диафуаруса, Тому Диафуаруса, который сам был без пяти минут доктор. В Диафуарусе-младшем как в зяте он видел кучу достоинств: во-первых, в семье будет свой врач, что избавит от расходов на докторов; во-вторых, Тома - единственный наследник и своего отца, и дяди Пургона.

Анжелика, хоть и была в ужасе, из скромности не произнесла ни слова, зато все, что следует, Арган выслушал от Туанеты. Но служанка только понапрасну сотрясала воздух - Арган твердо стоял на своем.

Неугоден брак Анжелики был и Белине, но на то у нее имелись свои соображения: она не желала делиться наследством Аргана с падчерицей и потому всеми силами старалась спровадить её в монастырь. Так что свою судьбу Анжелика полностью доверила Туанете, которая с готовностью согласилась помогать девушке. Первым делом ей предстояло известить Клеанта о том, что Анжелику сватают за другого. Посланцем она избрала давно и безнадежно влюбленного в нее старого ростовщика Полишинеля.

Шествие опьяненного любовью Полишинеля по улице, приведшее к забавному инциденту с полицией, составило содержание первой интермедии с песнями и танцами.

Клеант не заставил себя ждать и скоро явился в дом Аргана, но не как влюбленный юноша, желающий просить руки Анжелики, а в роли временного учителя пения - настоящий учитель Анжелики, друг Клеанта, будто бы вынужден был срочно уехать в деревню. Арган согласился на замену, но настоял, чтобы занятия проходили только в его присутствии.

Не успел, однако, начаться урок, как Аргану доложили о приходе Диафуаруса-отца и Диафуаруса-сына, Будущий зять произвел большое впечатление на хозяина дома многоученой приветственной речью. Затем, правда, он принял Анжелику за супругу Аргана и заговорил с нею как с будущей тещей, но, когда недоразумение прояснилось, Тома Диафуарус сделал ей предложение в выражениях, восхитивших благодарных слушателей - здесь была и статуя Мемнона с её гармоническими звуками, и гелиотропы, и алтарь прелестей…

В подарок невесте Тома преподнес свой трактат против последователей вредной теории кровообращения, а в качестве первого совместного развлечения пригласил Анжелику на днях посетить вскрытие женского трупа.

Вполне удовлетворенный достоинствами жениха, Арган пожелал, чтобы и дочь его показала себя. Присутствие учителя пения пришлось тут как нельзя более кстати, и отец велел Анжелике спеть что-нибудь для развлечения общества. Клеант протянул ей ноты и сказал, что у него как раз есть набросок новой оперы - так, пустячная импровизация. Обращаясь как бы ко всем, а на самом деле только к возлюбленной, он в буколическом ключе- подменив себя пастушком, а её пастушкой и поместив обоих в соответствующий антураж - пересказал краткую историю их с Анжеликой любви, якобы служившую сюжетом сочинения.

Оканчивался этот рассказ появлением пастушка в доме пастушки, где он заставал недостойного соперника, которому благоволил её отец; теперь или никогда, несмотря на присутствие отца, влюбленные должны были объясниться. Клеант и Анжелика запели и в трогательных импровизированных куплетах признались друг другу в любви и поклялись в верности до гроба.

Влюбленные пели дуэтом, пока Арган не почувствовал, что происходит что-то неприличное, хотя, что именно, он и не понял. Велев им остановиться, он сразу перешел к делу - предложил Анжелике подать руку Томе Диафуарусу и назвать его своим мужем, однако Анжелика, до того не смевшая перечить отцу, отказалась наотрез. Почтенные Диафуарусы ни с чем удалились, попытавшись и при плохой игре сохранить хорошую профессиональную мину.

Арган и без того был вне себя, а тут еще Белина застала в комнате Анжелики Клеанта, который при виде её обратился в бегство. Так что, когда к нему явился его брат Беральд и завел разговор о том, что у него на примете есть хороший жених для дочки, Арган ни о чем таком и слышать не хотел. Но Беральд припас для брата лекарство от чрезмерной мрачности - представление труппы цыган, которое должно было подействовать уж не хуже Пургоновых клистиров.

Пляски цыган и их песни о любви, молодости, весне и радости жизни явили собой вторую интермедию, развлекающую зрителей в перерыве между действиями.

В беседе с Арганом Беральд пытался апеллировать к разуму брата, но безуспешно: тот был тверд в уверенности, что зятем его должен стать только врач, и никто кроме, а за кого хочет замуж Анжелика - дело десятое. Но неужели, недоумевал Беральд, Арган при своем железном здоровье всю жизнь собирается возиться с докторами и аптекарями? В отменной крепости здоровья Аргана сомнений, по мнению Беральда, быть не могло хотя бы потому, что все море принимаемых им снадобий до сих пор не уморило его.

Разговор постепенно перешел на тему медицины, как таковой, и самого её права на существование. Беральд утверждал, что все врачи - хотя они в большинстве своем люди хорошо образованные в области гуманитарных наук, владеющие латынью и греческим - либо шарлатаны, ловко опустошающие кошельки доверчивых больных, либо ремесленники, наивно верящие в заклинания шарлатанов, но тоже извлекающие из этого выгоду. Устройство человеческого организма столь тонко, сложно и полно тайн, свято охраняемых природой, что проникнуть в него невозможно. Только сама природа способна победить болезнь, при условии, конечно, что ей не помешают доктора.

Как ни бился Беральд, брат его насмерть стоял на своем. Последним известным Беральду средством одолеть слепую веру в докторов было как-нибудь сводить Аргана на одну из комедий Мольера, в которых так здорово достается представителям медицинской лженауки. Но Арган о Мольере слышать не хотел и предрекал ему, брошенному врачами на произвол судьбы, страшную кончину.

Сия высоконаучная полемика была прервана появлением аптекаря Флерана с клистиром, собственноручно и с любовью приготовленным доктором Пургоном по всем правилам науки. Несмотря на протесты Аргана, аптекарь был изгнан Беральдом прочь. уходя, он обещал пожаловаться самому Пургону и обещание свое сдержал - спустя немного времени после его ухода к Аргану ворвался оскорбленный до глубины души доктор Пургон.

Многое он повидал в этой жизни, но чтобы так цинично отвергали его клистир… Пургон объявил, что не желает отныне иметь никаких дел с Арганом, который без его попечения, несомненно, через несколько дней придет в состояние полной неизлечимости, а еще через несколько - отдаст концы от брадипепсии, апепсии, диспепсии, лиентерии и т. д.

Стоило, однако, одному доктору навсегда распрощаться с Арганом, как у его порога объявился другой, правда подозрительно похожий на служанку Туанету. Он с ходу отрекомендовался непревзойденным странствующим лекарем, которого отнюдь не интересуют банальные случаи, - ему подавай хорошую водяночку, плевритик с воспалением легких, на худой конец чуму. Такой знаменитый больной, как Арган, просто не мог не привлечь его внимания. Новый доктор мигом признал Пургона шарлатаном, сделал прямо противоположные Пургоновым предписания и с тем удалился.

На этом медицинская тема была исчерпана, и между братьями возобновился разговор о замужестве Анжелики. За доктора или в монастырь - третьего не дано, настаивал Арган. Мысль об определении дочери в монастырь, совершенно очевидно с недобрым умыслом, навязывала мужу Белина, но Арган отказывался верить в то, что у нее, самого близкого ему человека, может появиться какой-то недобрый умысел. Тогда Туанета предложила устроить небольшой розыгрыш, который должен был выявить истинное лицо Белины. Арган согласился и притворился мертвым.

Белина неприлично обрадовалась кончине мужа - теперь-то наконец она могла распоряжаться всеми его деньгами! Анжелика же, а вслед а ней и Клеант, увидав Аргана мертвым, искренне убивались и даже хотели отказаться от мысли о женитьбе. Воскреснув - к ужасу Белины и радости Анжелики с Клеантом, - Арган дал согласие на брак дочери… но с условием, что Клеант выучится на доктора.

Беральд, однако, высказал более здравую идею: почему бы на доктора не выучиться самому Аргану. А что до того, что в его возрасте знания навряд ли полезут в голову - это пустяки, никаких знаний и не требуется. Стоит надеть докторскую мантию и шапочку, как запросто начнешь рассуждать о болезнях, и притом - по-латыни.

По счастливой случайности поблизости оказались знакомые Беральду актеры, которые и исполнили последнюю интермедию - шутовскую, сдобренную танцами и музыкой, церемонию посвящения в доктора.

Арган сидит за столом и проверяет счета аптекаря. Он зовет Туанетту, служанку. Она претворяется, что стукнулась головой. Арган ругает ее, говорит убрать счета со стола. У Аргана есть дочь, Анжелика, и она влюблена в Клеанта, она думает, что их встреча - это судьба. Анжелика всячески расхваливает его. Отец говорит дочери, что намерен выдать её замуж за сына доктора Диафуаруса. Арган склоняется к этому браку, так как хочет, чтоб его родственники были врачами. Отец уверен, что дочь должна быть рада, что он выдает её за человека, который может быть ему полезен. Анжелика расстроена. Арган отправит её в монастырь, если она не поступит, как он хочет.

Белина, жена Аргана, всячески угождает мужу. Он хочет составить завещание, чтобы вознаградить жену за ее любовь и заботу. Арган хочет передать ей имущество, оставив детей ни с чем. Она зовет нотариуса, тот говорит Аргану как можно обойти закон.

Клеант приходит под видом друга учителя пения и говорит, что тот посылает его вместо себя. Сын врача приходит знакомиться с невестой и её семьей. Клеант дает Анжелике ноты, и они поют о своей любви. Арган считает произведение глупым. Анжелика просит отца подождать с браком, она не любит сына г-на Диафуаруса. Мачеха замечает Клеанта в комнате Анжелики и жалуется Аргану. Луизон (сестричка Анжелики) рассказывает, что к её сестре приходил мужчина и говорил, что любит её. Туанетта решила разыграть Аргана. Беральд, брат Аргана, спорит с ним, что дочери не подходит Тома в мужья, что доктора не умеют лечить.

Туанетта одевается доктором, говорит, что путешествует по миру и лечит самых тяжелобольных людей. Она советует выколоть глаз и отрезать руку Аргану. Туанетта снова переодевается. Она предлагает Аргану прикинуться мертвым, чтобы доказать Беральду как жена Аргана любит его. Но Белина радуется, что он умер. Хочет взять все его деньги и бумаги, но тут Арган встает, а она убегает. Приходит дочь, Арган снова притворяется мертвым. Анжелика плачет от горя. Арган согласен выдать её замуж за Клеанта, если тот станет доктором. Беральд предлагает брату самому стать доктором: нужно получить мантию и шапочку, и сразу станешь ученым. Беральд приглашает актеров. Они проводят церемонию посвящения Аргана в доктора.

Картинка или рисунок Мнимый больной

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Верный Трезор Салтыкова-Щедрина

    Трезор находился на сторожевой службе у купца Воротилова Никанора Семеновича. Верно, службу нес Трезор, с поста охраны никуда не отлучался.

  • Краткое содержание Куприн Яма

    Развлекательное заведение Анны Марковны находится в так называемой Яме (Ямской слободе), оно не относится к изысканным и шикарным местам, но и не принадлежит к самым низким. Сюда в поисках удовольствий приходят разные мужчины.

  • Краткое содержание Отец Сергий Лев Толстой

    Повесть начинается с момента, когда в Петербурге аристократическое общество было удивлено известием о том, что всеми известный обаятельный князь, любимец всех женщин решил стать монахом

  • Краткое содержание Пушкин Русалка

    Познакомившись с творчеством А.С. Пушкина с первых строк влюбляешься в его произведения. Они не похожи друг на друга по сюжету, но так узнаваемы по слогу. Русалка Александра Сергеевича Пушкина заставляет задуматься

  • Краткое содержание Фукуяма Конец истории и последний человек

    Данное произведение по большей части состоит из рассуждений и фактов, подкрепленных историческими событиями. Автор говорит о упаднических настроениях общества в результате событий двадцатого века