Растворитель для масляной пастели. Обещанный обзор по масляной пастели

Поверхность масляной пастели поддается манипулированию различных видов - например, в создании эффектов фактуры или соскабливания краски (когда разные краски накладываются одна на другую, после чего их поверхность выскабливается специальными инструментами и образуется цветное изображение).

С помощью мягкого штрихования создаются интересные эффекты; «полирование» слоя краски растирание ногтем пальца) придает ей более насыщенный вид, в то время как комбинация этого средства с акварельными или акриловыми красками требует использования техники, основанной на «гидрофобности воска», т. е. его водоотталкивающих свойствах. Терпентин или уайт-спирит применяются для растворения масляной пастели, хотя органические растворители - даже в небольших количествах -олжны использоваться с соблюдением чрезвычайных мер предосторожности.

1. При штриховании масляной пастелью хорошо просматривается фактура бумаги. На участке наложения красок двух цветов образуется третий - зеленый.

2. В данной версии предыдущего образца краски полировались и втирались в основу ногтем пальца.

3. В этом примеру ре перекрестного штрихования краски наносились примыкающими полосами под прямым углом друг к другу.

4. Данная версия примера 3 была отполирована, как в примере 2.

5. В данном случае масляная пастель соскабливалась тупым лезвием, чтобы сохранить остаточное изображение с поверхности бумаги.

Смеси наложенных и смежных (примыкающих) цветов

Посредством штрихования пастели одного чистого цвета поверх другого вы можете создать третий цвет. Внешние характеристики третьего определяются силой нажима на мелок при штриховании и последующим применением техники «полирования» краски, используя гладилку или ноготь пальца.

Эффекты сграффито, или соскабливания

Данная техника, которая очень успешно применяется на гладкой поверхности бумаги, включает в себя следующие элементы: покрытие всей площади листа однородным слоем яркой краски светлого тона (отполированной ногтем пальца), нанесение черной на образованную поверхность и последующее снятие - «выскребание» - черной краски резцом для картона или любым металлическим предметом, таким, как, например, отвертка для того, чтобы открыть нижний цветной слой. Вы можете добиться создания целого ряда восхитительных эффектов (см. «Эффекты в технике гратографии»).

Деревья

Каждое из представленных здесь изображений выполнено в одной и той же манере, с той лишь разницей, что основой для первого была гладкая бумага, а для второго - бумага с выраженной, грубой фактурой. В процессе штриховки на всю поверхность бумаги наносится масляная пастель голубого цвета; затем этот слой полируется и растирается ногтем пальца. Все пространство снова заштриховывается масляной пастелью черного цвета.

1. Покройте бумагу слоем масляной пастели светлого тона.

2. Покройте образованный слой масляной пастелью черного цвета.

3. Используя нож, снимайте краску до получения изображения.

Оба рисунка выполняются в процессе «выскребания», т. е. снятия черной масляной пастели до выявления формы дерева. Присутствие рельефа на поверхности грубой фактурной бумаги означает, что некоторые детали рисунка будут потеряны, однако это придает изображению «живой», выразительный характер. Изображение на гладкой бумаге - более резкое, напоминающее по своим качествам гравюру на дереве.

Особенности работы с сухой и масляной пастелью.

Техника работы пастелью появилась очень давно. Она берёт своё начало от рисунка мягкими материалами — сепией, углём, сангиной, угольным карандашом. Начинающим не стоит сразу браться за этот материал. Сначала следует научиться основам академического рисунка и живописи. Ценный опыт начинающие художники получают, работая сначала мягкими материалами. При работе пастелью поначалу следует ограничивать количество используемых мелков. Например, отложить мелки основных цветов для работы в отдельную коробочку. Это позволяет добиваться большей цельности работы.

Картина художника Richard Savoie

Здесь будут рассмотрены техники работы с сухой и масляной пастелью.

Техника работы сухой пастелью кажется начинающим не очень сложной. Но на деле она требует опыта и последовательности в работе. Пастель позволяет пользоваться разнообразными приёмами работы. В то же время нет готовых универсальных рецептов, как нужно работать пастелью. Пастель допускает большое разнообразие в технике. Каждый художник, работая пастелью, вырабатывает собственные приёмы работы, которые соответствуют его творческим задачам и темпераменту.
Предварительный рисунок для работы сухой пастелью следует намечать легонько любым мелком пастели, не сильно отличающимся от тона бумаги, например, серого цвета или угольком, который легко смахивается тряпочкой. Уголь лучше брать обожжённый (ивовые веточки диаметром 3-4 мм.).
Графитный карандаш для нанесения предварительного рисунка непригоден в силу того, что на него пастель затем плохо ложится.
При работе на светлой бумаге хороший результат даёт предварительный тоновой рисунок углём, чёрным и серыми мелками. Таким методом пользовался художник И. И. Левитан, который оставил нам в наследство множество мастерски исполненных пастелей. Метод работы художника хорошо виден на незаконченной работе «Сжатое поле». В процессе работы старайтесь сохранять найденные тональные отношения.
Затем, отломив кусочек от мелка длиной около 2-3 см., работая им «плашмя», наносим основные тона. Если бумага подобрана в тон рисунка, то оставляем её, где это необходимо. После того, как найдены основные цветовые и тоновые отношения, можно приступить к уточнению рисунка. На этом этапе уточняется форма, прорабатывается объём предметов. На этом этапе можно применить такие приёмы работы пастелью: штрих, линия, точки и т. п. В отдельных местах кладём мазки плашмя. Техника зависит от задач, которые ставятся перед рисующим, пастель позволяет хорошо передавать материальность предметов. Для обобщения формы пастель хорошо растирается. Растирать можно растушевкой, пальцем. В то же время, стоит отметить, что при злоупотреблении растиранием забиваются поры бумаги, последующие слои пастели хуже ложатся.
При нанесении штриха, хорошо сочетать дополнительные цвета. Например, сделаем зелёную подложку, на неё нанесем красные штрихи. Таким способом можно получить любой оттенок — от зелёного до красного, при этом выглядеть всё будет интереснее, чем просто ровно выкрашенная поверхность.
В работах начинающих самая распространённая ошибка — неумение соблюдать тональные отношения. Помимо лепки объёмной формы, нужно помнить о том, что каждый предмет имеет свой собственный тон. Для правильной передачи тональных отношений следует определить, что самое тёмное, что светлее, что самое светлое.
Особенностью сухой пастели является то, что все мелки содержат обыкновенный белый мел. Из-за этого сухая пастель не позволяет получить насыщенных по цвету теней. В тенях следует отдать предпочтение правильному тону. Я предлагаю использовать такой приём: темные участки прокрашиваются черным, тёмно-серым, затем поверх вводится цвет, как штриховкой, так и методом растушёвки.
После того, как проработаны все части рисунка, следует снова посмотреть на рисунок в целом. На этом этапе идёт работа над выделением главного в рисунке. Второстепенные, излишне контрастные детали в пастели легко смягчаются растушёвкой. То, что нужно подчеркнуть, выделяется за счёт объёма, лучшей проработки деталей.
При закреплении пастели особенно темнеют чёрные и тёмные цвета. Поэтому для теней лучше использовать уголь. Для прорисовки мелких деталей хорошо использовать мягкий угольный карандаш, иногда карандаши сепии, сангины.
В сухой пастели одна из основных проблем - сохранение рисунка. Закрепление пастели всегда приводит к изменению тона. Пастель можно не закреплять. Но в этом случае следует заранее озаботиться о её сохранности.
Во-первых, исполнить рисунок на поверхности, с которой пастель не будет осыпаться: лучше на наждачной или бархатной бумаге, или на бумаге с ярко выраженной фактурой, с которой пастель заведомо не осыпется. Также можно работать на натянутом холсте. Холст обычно натягивается посредством колков, которые забиваются молотком. В случае с пастелью это недопустимо. Следует искать специальный подрамник, изобретённый художником Жило, на котором холст натягивается с помощью специальных винтов.
Во-вторых, незакреплённая работа помещается под стекло. При этом стекло не должно касаться работы. Для этого служит паспарту. Паспарту белое самое универсальное, подходит для большинства работ, цветное паспарту при неудачном подборе только испортит работу. Желательно, чтобы лист паспарту был потолще и работа не касалась стекла. Рамка лучше тонкая, для больших работ требуется металлическая рамка. Стекло лучше использовать антибликовое, для больших работ в тонких рамах лучше подойдёт оргстекло. Оргстекло удобнее, если работу нужно возить на выставки. Недостатком оргстекла является то, что оно легко царапается.
Можно закреплять пастель лаком для волос, но от него она сильно темнеет. Также не очень подходят универсальные фиксативы. Поэтому рекомендуется пользоваться специальными фиксативами для сухой пастели в аэрозольных баллончиках. В результате закрепления пастель становиться темнее, несколько контрастнее, а также теряет бархатистость поверхности. Поэтому при работе желательно учесть потемнение пастели. После закрепления я рекомендую, если это необходимо, легкими штрихами немного поправить рисунок, чтобы компенсировать произошедшие изменения. После этого рисунок можно ещё раз закрепить, а если предполагается держать рисунок под стеклом, то лучше не закреплять во 2-й раз.
Закреплённая сухая пастель всё равно требует бережного обращения. Предпочтительнее рисунок поместить под стекло. Если пастель хранить в папке, то с лицевой стороны необходимо переложить рисунок тонкой гладкой бумагой, а ещё лучше калькой. Незакреплённую пастель хранить в папке недопустимо, она осыпется и смажется.

Передо мной лежит ящик с пастелью разных фирм- известных и не очень. На каждом мелке подписано, кто его произвел, но рука художника игнорирует эту опцию)). Мне важен цвет, форма мелка и его мягкость. Форма двух видов. Толстенькие колбаски, таким бывает обычно соус, тонкие, такие, как сангина. Ну и еще в виде заточенных карандашиков, - "детский" вариант.
Толстые удобны для быстрой прокраски больших плоскостей, тонкие для более мелких цветовых фрагментов. Карандаши быстро затачиваются под руку, под авторский наклон.

Но прокрутим пленку немного назад, чтобы увидеть тестируемые наборы целиком....


А в магазине "Красный карандаш" это выглядело так:


Правда, сложно выбрать?
Вот мы и выбрали все, что попалось на глаза:)
А именно масляную пастель в наборе следующих фирм-производителей:
sennelier
koh-i-noor (круглые и квадратные мелки, 2 варианта)
derwent
pebeo
staedtler
louvre
maimeri
daler rowney
невская палитра
royal talens
reeves
peroci (два варианта пастели- мелки и карандаши)
creall
titi



А теперь обо всем подробнее...

Этот вид пастели, в отличие от сухой, в качестве связующего имеет масло, что делает результат работы внешне напоминающим масляную живопись.


Мелки бывают более и менее твердыми, и я не могу назвать ни то, ни другое, минусом. Во время эксперимента по тестированию пастели от магазина "Красный карандаш", я использовала и самую мягкую пастель, и более твердую. И для каждой нашлось свое место даже в одной и той же работе.
Например, вот в этой.



Дело в том, что каждый из нас, совершенно каждый человек, уникален в своем почерке. Ну что я говорю, все и сами знают))). А почерк формируется на основании характера и каких- то внутренних порывов. Это тоже факт общеизвестный.


Почерк художника- это не только движение его души, но также и рука. Вы же сами заметили по себе, наверное, комфортнее ли вам работать кистью, или все- таки лучше острие карандаша. А может быть, вы и мягкость карандаша точно для свободного своего рисования выбрали бы определенную. Например, мой простой карандаш- 4В. Могу работать другими, но этот мне для моего формата графики оказался наиболее удобным.


С пастелью же оказалось иначе.

Вот, например, в начале работы, когда необходимо наметить общую композицию и сделать построение, лучше брать мелок достаточно твердый. Он позволяет быть в построении достаточно точным, а ведь это важно, и в то же время, если брать очень мягкие мелки, то вторым слоем, когда будем делать тон и уточнять, работать может оказаться сложно, возможно скольжение и некрасивый итоговый эффект. Все- таки, процесс работы масляной пастелью более графичен, чем возможный живописный результат.

Сразу извинюсь, что выкладываю фото вместо скана, и что фото вечерние)). Но в качестве иллюстрации, я думаю, они подойдут.



Тон я уже накладывала мелками чуть более мягкими, твердые менее укрывисты, отдают пигмент неохотно.



Отвлекусь на базу. Этот натюрморт имеет формат 30*40 см и выполнен он на натянутом холсте, тонированном черной краской. Этого эффекта можно добиться, если приобрести в художественном магазине черный грунт, в "Красном карандаше" на Таганке он точно есть, там же есть и готовые холсты на подрамниках различных оттенков. Мне лично полюбилась основа черная из-за эффекта глубины, который она дает законченному произведению.


Итак, я работаю с цветом. Да, на черном тонированном холсте грамотнее начать именно со света, ведь цвет на свету нам лучше всего понятен. Цвет ведь рожден светом, правильно? И форма предметов вылеплена с помощью света. Получается, что сама работа на темной базе более логична, чем на светлой, в частности, белой. На белом листе мы идем от обратного, от тени, и это заставляет нас в рисунке больше думать, чем видеть и чувствовать. С черной базой более задействована наблюдательность и глазомер в целом.


Но вот что я скажу о цветах.

В сухой пастели есть возможность создания сложных тоновых градаций, и этим она полюбилась художникам- реалистам. В масляной немножко все обстоит иначе. Есть возможность создать смешанный цвет, и он тоже будет прозрачным, как в сухой пастели, но почему- то именно здесь меня потянуло на яркое пятно, то есть захотелось большей условности, чем реализма.

Вот иллюстрация о том, как выглядит цвет при механическом сухом смешивании (есть еще способ с пиненом или иным разбавителем масляной краски).





После того, как сделан свет, работаю с тенями. Тени можно сделать прозрачными, если взять более твердые мелки и подштриховать, как будто карандашом, с просветами.


Заключительный этап был связан с некоторым уточнением в цвете, и я на свету поработала мелками Sonelier. Они экстрамягкие, если даже иногда ощущение, что держишь в руках масляную краску:). Они щедро расходуются и оставляют в душе чувство удовлетворения.





Для наглядности я сделала такой образец мелками различных фирм, но одного цвета. Вы видите, они разные. Более твердые похожи на цветной карандаш, самые мягкие- скатываются благодаря своей пастозной консистенции.



Кружочком я отметила самую мягкую пастель, квадратом среднюю, треугольником твердую.

Выделить я могу:

Sennelier. Потому что мелки этой фирмы более всего напоминают масляную краску во время работы. Кстати, они ложатся таким толстым слоем, что их просто необходимо фиксировать. Разумеется, фирма- производитель это учли и создали отличный фиксатив. Очень его рекомендую. После того, как работа покрывается слоем этого лака, она не приобретает жирного блеска, но при этом на ощупь крепко "прирастает" к холсту.


Koh-i-noor в квадратных палочках. Потому что уголками палочек удобно делать мелкие детали. Потому что эти мелки всегда дают достаточно тонкие для масляной пастели градации тона. Потому что это самые твердые мелки: графики меня поймут:).


Карандаши Peroci, позиционирующие себя как масляная пастель и цветной карандаш с эффектом размытия. У меня вышла очень интересная по технике работа этим материалом работа, и я ее покажу отдельно по стадиям с объяснением, что к чему.


Royal Talens. Потому что есть большие наборы из многих мелков:).


А остальные мелки нужно подбирать и под руку, и под цель. Качество все фирмы показали весьма достойное.

Кстати, должна обрадовать моих читателей из разных городов.
Если вы решите что-то приобрести в интернет-магазине "Красный карандаш" , то ваш заказ доставят вам в любой город России!

Масляная пастель – очень интересный художественный материал. Для ее изготовления пигмент смешивают с жиром, маслом и иногда небольшим количеством воска. Масляная пастель отличается от обычной сухой пастели. Масляная пастель более мягкая, укрывистая, она дает более яркие и насыщенные штрихи. Штрихи масляной пастели сложнее растушевываются пальцем или сухой кистью, но хорошо тушуются с использованием специальных растворителей. Несомненное преимущество масляной пастели – ее крепкое сцепление с поверхностью бумаги. В отличие от сухой пастели рисунок, сделанный масляной пастелью, не осыпается и не требует фиксации специальными лаками. Масляную пастель широко используют мастера флористики и керамики – она позволяет сделать хорошую надежную тонировку изделий.

В интернете можно найти много мастерклассов, обучающих искусству создавать рисунки масляной пастелью для начинающих.

Если вас заинтересовал этот вид рисования, можно недорого купить набор пастели на алиэкспресс.

Подарочный набор масляной пастели





Набор пастельных мелков круглого сечения. Мелки масляной пастели высокого качества упакованы в красивую картонную коробку с пластиковым вкладышем. Вы можете выбрать подходящий вам набор из 12, 16, 25, 36 или 50 цветов. Диаметр мелка 10мм, длина 71мм. Каждый мелок обернут бумагой с номером цвета. На крышке коробки дана хорошая таблица цветов с номерами и их международными названиями. Есть вариант подарочной коробки для большого набора на 50 мелков. Эта коробка закрывается на магнитный хлястик. Палитра очень богатая, хорошая градация оттенков каждого цвета, это позволит вам сделать реалистичный рисунок. Цена зависит от размера набора.

Набор масляной пастели аналог MUNGYO







Очень популярная и качественная пастель известного производителя MUNGYO ценится художниками за особую мягкость, стойкость и хорошую палитру. Цена на эту пастель в профессиональных магазинах довольно высока – от 50 руб за один мелок. Здесь вы можете приобрести аналог этой пастели по приемлемой цене. Набор из 50 мелков масляной пастели. В наборе 48 цветов и по традиции два мелка белого цвета. Очень приятная качественная пастель с чудесным набором оттенков всех цветов. Пастель упакована в картонную коробку с пластиковым вкладышем. На этикетке каждого мелка указано название и номер цвета – это очень удобно. Если каким-либо цветом вы пользуетесь чаще, чем остальными, и мелок закончился или случайно сломался, вы сможете докупить новый мелок в художественном магазине по номеру. Пастель стойкая к выцветанию, поддается растушевке, смешиванию, очень мягкая в рисунке.

Акварельные восковые карандаши







Очень интересная новинка в мире масляной пастели – акварельная масляная пастель, хотя и звучит это сочетание очень странно. Это масляная пастель, которую можно растушевывать водой, как акварель.

Набор масляной акварельной пастели из 36 цветов в удобном пластиковом чемоданчике станет хорошим подарком творческому ребенку, и даже взрослому. Неограниченный простор для фантазии и множество вариантов использования. Пастель изготовлена и экологичного безвредного материала. Дает четкий яркий цвет. Благодаря тонкому шестигранному наконечнику, пастелью можно выполнять как толстые штрихи, так и тонкие линии. При простой сухой растушевке пастель может выглядеть как гуашь. При желании превратить рисунок в акварельный, просто растушуйте его кисточкой с водой – волшебство на ваших глазах! Приятный бонус – в комплекте пластиковый держатель для мелка. Вы оцените это удобство, т.к. обычно масляная пастель довольно сильно пачкает пальцы.

Набор для творчества карандаши в коробке





Еще один яркий и красивый набор, которым вы сможете порадовать ребенка.
36 восковых карандашей упакованы в картонную коробку с двумя пластиковыми вкладышами. Откройте коробку и порадуйте себя. Очень яркая и веселая палитра сразу настраивает на позитивный лад и вдохновляет на экспрессивные рисунки. Карандаши интересной формы, напоминают ручку или фломастер. Длина каждого карандаша 12 см. Карандаши можно точить в обычной точилке. Несомненный плюс карандашей – они не пачкают руки. Не стоит бояться, что они сломаются или раскрошатся в руках ребенка – карандаши гибкие. На каждом грифеле написано название цвета, и названия очень поэтичные: красный поцелуй, лесной коричневый, зеленый джунглей, голубая лагуна, шоколад, дюны… В наборе есть и непривычные цвета: золотой и серебряный металлик.