Сообщение о натуральном шелке. О шелке

Внешний вид

Ёж - общеизвестный по внешности зверёк, чья спина и бока покрыты короткими тёмными иглами. Иглы длиной до 3 см; у взрослых ежей их 5000-6000, у молодых - всего 3000. Иглы белые у основания и на конце, посередине окрашены полосами чёрного, белого и коричневого цвета. Мех на мордочке, ногах и брюшке ежа жёсткий; в России чаще всего встречается его серая окраска. Грудь и горло однотонные, без белых пятен, в отличие от похожих белобрюхих ежей .

Длина тела ежа 135-265 мм, хвоста - не более 3 см; весит он в среднем 700-800 г, но перед спячкой может отъедаться до 1200 г. Самцы крупнее самок. Мордочка вытянутая, подвижная; нос острый и постоянно влажный. Глаза чёрные, круглые. Уши короткие (меньше 3,5 см), округлые, почти спрятаны в меху. Конечности пятипалые, с довольно острыми когтями; задние конечности несколько длиннее передних. На верхней челюсти 20 мелких острых зубов, на нижней - 16.

Иглы

Иглы ежа полые, наполнены воздухом и поделены поперечными дисками на отсеки. Каждая заканчивается небольшим расширением, которое находится под кожей; поэтому иглы выпадают вместе с лоскутками кожи. Они гладкие, без бороздок и зазубрин; подобно обычным волосам вырастают из фолликула. К каждой игле крепится мышечное волоконце, которое её поднимает и опускает; поднятые иголки перекрещиваются под разными углами, создавая надёжный колючий покров. Под кожей спины у ежа находится особая мышца panniculus carnosis , которая при сокращении позволяет ему сворачиваться в колючий шар. Каждая иголка растет 12-18 месяцев; линька у ежа идёт медленно - в среднем за год меняется одна игла из трёх (в основном весной и осенью).

Распространение

Область распространения обыкновенного ежа охватывает Европу (включая Ирландию и Британию), Кавказ , Закавказье и Малую Азию . Севернее 61° с.ш. он редок. В России водится в средней полосе Европейской части , на Среднем Урале и на юге Западной Сибири . В конце XIX в. был акклиматизирован в Новой Зеландии , где сейчас многочисленен. Судя по ископаемым останкам прежде водился и в Северной Америке .

Образ жизни и питание

Ёж - уроженец лесо-луговой и степной зон. В зоны тайги и полупустыни он заходит только по долинам больших рек и их крупных притоков. Сплошных лесов и обширных болот избегает; особенно часто встречается на опушках, перелесках, лесополосах, небольших полянах, в поймах рек. В местах совместного обитания с белобрюхим ежом уступает последнему эти местообитания, уходя вглубь лесных массивов. Встречается в горах (до 2000 м над уровнем моря), обычен в окультуренных местностях: садах, парках, приусадебных участках.

Ёж ведёт одиночный образ жизни. Самцы агрессивно защищают друг от друга индивидуальные кормовые участки. Площади участков у самцов составляют от 7 до 40 га, у самок - от 6,9 до 10 га. Участки самцов могут пересекаться с участками самок, но участки беременных и кормящих самок никогда не пересекаются. В пределах своего участка ёж устраивает несколько (до 10) гнёзд, спрятанных в колючем кустарнике, под брёвнами, в кучах хвороста и т. п. местах. Гнездо (диаметром 15-20 см) он выстилает сухими травами, листьями, мхом, древесной трухой. Летом нор не роет, иногда занимает пустые норы грызунов . Активен преимущественно в сумеречное и ночное время. Весной, когда ежи выходят из спячки, они проявляют активность и в дневные часы. Спит ёж, свернувшись в неплотный клубок.

С наступлением заморозков (ниже +10 °C), накопив жировые запасы, ёж закупоривает вход в нору и впадает в спячку, продолжительность которой зависит от климатических условий. В Центральной России спячка начинается в конце сентября - начале октября, хотя отдельные особи впадают в оцепенение ещё в августе. Первыми уходят в спячку взрослые самцы, затем молодняк ранних помётов и самки, рано закончившие размножение; последними - молодые поздних помётов и самки, имевшие поздние выводки. В регионах с неустойчивым снежным покровом периоды спячки чередуются с периодами активности. В спячке частота сердцебиений у ежа снижается до 20-60 ударов, а дыхание - до одного вдоха в минуту. Если ёж засыпает без достаточного запаса жира (не менее 500 г), он рискует во время спячки умереть от голода. В некоторые годы смертность ежей во время спячки доходит до 86 % молодняка и 30-40 % взрослых. Заканчивается спячка в апреле, когда температура воздуха поднимается до +18 °C.

Ёж, свернувшийся в клубок.

Питается ёж в основном насекомыми (жуками , уховёртками) и их личинками, кивсяками , слизнями , улитками , дождевыми червями . Особое лакомство для него представляют личинки комаров долгоножек, многоножки Glomeris marginata и Tachypodoiulus niger , и лесная жужелица Carabus nemoralis . В природе на позвоночных он нападает редко; чаще всего его жертвами становятся впавшие в оцепенение амфибии и рептилии (в том числе змеи), которым ёж перекусывает позвоночник. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди , грибы, ягоды и фрукты. Ёж очень прожорлив, особенно после спячки, - за ночь может съесть корма, который равен 1/3 его веса. Ежи, содержащиеся в неволе как домашнее животное , охотно едят мясо, яйца и хлеб. Вопреки распространённому мнению, молоко ежам вредно и их не следует кормить молочными продуктами, так как они страдают непереносимостью лактозы. Собачий или кошачий корм так же не подходит для них, так как содержит слишком много жиров и слишком беден белками . Тем не менее, очень любит мороженое. Кроме того, с удовольствием ест кашу из овсяных хлопьев.

У ежей острое обоняние и слух, зрение слабое. Они бегают со скоростью до 3 м/с, хорошо плавают и лазают. Бродя по лесу в поисках пищи, ёж шумит сухой прошлогодней листвой, и по этому шуму его легко обнаружить. Ежи издают разнообразные фыркающие и чихающие звуки, ворчат и клацают зубами. Детёныши, находясь в гнезде, издают свист и кряканье, похожее на птичье.

Размножение

Вскоре после выхода из спячки у ежей начинается брачная пора, которая продолжается всё тёплое время года. Между самцами происходят драки из-за самок: они кусают друг друга, пускают в ход иглы, толкаются, громко сопя и фыркая. Ухаживая за самкой, самец ходит вокруг неё кругами (10-12 раз).

После спаривания самец и самка расстаются. Самка роет выводковую нору или занимает брошенную нору грызунов. Беременность длится 31-49 дней; потомство появляется в мае-октябре. В году обычно бывает один помёт, но, если первое спаривание произошло достаточно рано, может быть и второй. В помёте от 1 до 9 (обычно 5) детёнышей. Ежата родятся слепыми, голыми, с ярко-розовой кожей, но уже через несколько часов у них появляются мягкие белые иглы, числом до 150. Через 36 часов прорезаются тёмноокрашенные иглы. К 18 дню жизни ежата уже полностью покрыты колючками. На 11 день они умеют сворачиваться в клубок, а на 14-16 день у них открываются глаза. Мать ухаживает за потомством всего 4-6 недель. Половая зрелость у ежей наступает в 10-12 месяцев. Живут ежи в природе 3-5 лет,в неволе 2-3 года

Польза и вред для людей

Обыкновенный ёж полезен уничтожением вредных насекомых: среди поедаемых им насекомых - майские хрущи , волосатые жужелицы , гусеницы монашенки и непарного шелкопряда . В то же время ёж уничтожает птенцов и яйца гнездящихся на земле мелких птиц. Так, на Внешних Гебридах завезённые ежи превратились в настоящих вредителей, уничтожающих кладки таких птиц, как бекас , чернозобик , улита и чибиса . Ежи также грабят кладки обычных кур и похищают цыплят.

Ёж может быть переносчиком таких заболеваний, как дерматомикоз, жёлтая лихорадка , сальмонеллёз , лептоспироз . На них в больших количествах водятся клещи и блохи . Например, изучение иксодовых клещей (переносчиков возбудителей клещевого энцефалита , туляремии , бабезиоза крупного рогатого скота, пироплазмоза лошадей) выявили, что ежи находятся в числе хозяев, на которых клещи кормятся во всех фазах развития. В лесных угодьях ежи собирают на себя клещей, в том числе энцефалитных, больше, чем любые другие зверьки, поскольку его колючий покров, как щёткой, счёсывает голодных клещей с травы. От клещей, забравшихся между иглами, ёж не способен избавиться. За весенний сезон каждый ёж кормит на себе десятки тысяч иксодовых клещей; в литературу вошла даже особая единица учёта клещей в природных очагах - «еже-час», означающая количество клещей , собранных ежом за час пробега по очаговому участку леса.

Ёж - самый обычный, местами многочисленный вид. Он легко приспосабливается к жизни рядом с людьми и довольно часто содержится как домашнее животное. Известно, что римляне ещё в IV в. до н. э. выращивали ежей ради мяса - его запекали вместе с иголками в глине . Некоторые народные снадобья (в частности от облысения) включали пепел, желчь , внутренности или кровь ежа.

Привада

Нужно выбрать площадку не более одного квадратного метра, желательно с восточной или южной стороны дома, воткнуть в землю обоими концами 4-6 гибких прутков подобием юрты так, чтобы внутри этой юрты было пространство величиной с футбольный мяч. Сверху сделать стожок из сухой травы высотой до полуметра и чем-либо укрыть от дождя. Получится ёжовый домик. В него положить приваду из остатков рыбы или куриные косточки.

Фольклор о ежах

  • Ежи упоминаются в анекдотах:

«Открыт секрет долголетия ежей! Оказалось, что секрета никакого нет. Да и живут ежи недолго…»

«Держать кого в ежёвых рукавицах, строго.»

«Ежёвая голица учить мастерица.»

«Он ежёвой щетиной оброс.»

«Болит голова: остричь до гола, посыпать ежёвым пухом, да ударить обухом, шутка над лекарками.»

Применение в России при Дале: «Ежёвая шкура с иглами, навязываемая телёнку на морду, чтобы корова не давалась ему сосать.»

  • В серии книг Терри Пратчетта о Плоском Мире неоднократно упоминается «Песня про ёжика». Песня повествует о сложности процесса размножения ежей и является несколько непристойной. Текст «Песни про ёжика» в книгах не появлялся, однако существует множество фанатских вариаций как на английском, так и на русском языках.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Обыкновенный еж" в других словарях:

    Обычный, всегдашний, вседневный, повседневный, дюжинный, заведенный, заурядный, избитый, обиходный, общий, обыденный, постоянный, привычный, принятый, общепринятый, простой, рядовой, торный, употребительный, общеупотребительный, урочный,… … Словарь синонимов

    Обыкновенный еж - Erinaceus europaeus см. также 1.1.1. Род Лесные ежи Erinaceus Обыкновенный еж Erinaceus europaeus (Таблица 1) Голова, бока и брюхо серые, иглы с темными поперечными полосками. Обитает в средней полосе европейской России, на Среднем Урале и на … Животные России. Справочник

    ОБЫКНОВЕННЫЙ, обыкновенная, обыкновенное; обыкновенен, обыкновенна, обыкновенно. 1. только полн. Вошедший в привычку, постоянный, обычный. «Чтение не произвело над ним обыкновенного своего действия.» Пушкин. «К дверям кабинета все подходили… … Толковый словарь Ушакова

Ткань природного происхождения. Её получают из кокона куколки насекомого, которое так и называют «шелкопряд». В наши дни встречается не только натуральный, но и искусственный шёлк, а также материал с добавлением синтетики.

Шелковые волокна впервые начали производить в Китае. Именно в Поднебесной ещё в V тысячелетии до нашей эры была открыта особая технология изготовления этого чудесного материала. Долгое время она держалась в строжайшем секрете.

Существует огромное количество видов шелковых тканей. Их главные различия в технологии переплетения, которые придают им уникальные особенности и внешний вид.

Атлас - блестящая и плотная шелковая ткань. Поверхность атласа обычно гладкая, но материал может быть и узорчатой. Атлас отличает характерный блеск, лицевая сторона напоминает глянец. Достигается такой эффект с помощью особой технологии производства.

Тип плетения этой ткани, как и самого шёлка-сырца, изобрели в Китае. Вместе с техникой производства материала из коконов тутового шелкопряда, эти знания попали сначала в Среднюю Азию, а затем и в Европу, где материал получил широкое распространение.

Газ (газ-иллюзион, газ-рис, газ-марабу, газ-кристалл)

Это полупрозрачная шелковая ткань, что достигается большим пространством между её нитями. Газ очень лёгкий и мягкий. В изготовлении разных видов газа используют узорчатое, гладкое и диагонально плетение.

Газ-иллюзион – наитончайший и почти прозрачный материал, напоминающий лёгкую паутину. Изготавливается из тончайшей шелковой пряжи. Из него делают шторы, лёгкие шарфы, элементы свадебных украшений.

Газ-рис – лёгкая, прозрачная и слегка шершавая. Текстура достигается благодаря особому рисовому плетению. Отсюда такое название.

Газ-марабу - довольно жёсткий золотистый материал из шёлка-сырца, производимый из туго скрученных нитей. Был широко распространён в начале XVIII века. Использовался для пошива пышных женских платьев.

Газ-кристалл отличается ярким блеском. В его производстве используют разноцветные нити, отчего поверхность переливается, точно драгоценные камни. Во Франции из неё шили шикарные бальные платья.

Креп

Название материала переводится с французского, как «волнистый», «шероховатый». При производстве крепа нити скручивают налево и направо, чередуя определённым образом.

Для этой ткани характерна неровная поверхность. Текстура чем-то похожа на песок.

Креп отлично драпируется, ложится красивыми волнами, не мнётся. Вещи, сшитые из него, носятся очень долго.

Помимо, шелкового креп бывает хлопчатобумажным, полушерстяным, синтетическим. Сейчас его используют преимущественно для женских платьев.

Тонкая полупрозрачная лёгкая ткань, выполненная из . Бывает матовой и глянцевой. На органзе вышивают узоры, наносят оригинальные рисунки при помощи печати. Из неё часто шьют костюмы для восточного танца и гардины.

Шёлк-Сатин

Сатин происходит от слова «зайтуни» - арабского названия гавани Цюаньчжоу в Китае, родины этой ткани. У шёлк-сатина гладкая плотная поверхность, для которой характерен красивый блеск. Из него изготавливают постельное белье, мужские рубашки, подкладку.

Шёлк-сатин производят из двух видов материала – 100% хлопкового сатина и чистого шелка. Плотность переплетения данной ткани – 170–220 нитей на 1 кв. см.

Важно! Белье, сшитое из шёлк- сатина, очень прочно и долговечно. Оно выдерживает свыше 200 стирок, не протирается, а по стоимости дешевле, чем шёлк.

Ткань из туго скрученных шелковых и хлопковых нитей. В производстве часто участвуют синтетические волокна. Тафту отличает высокая плотность и жёсткость. Образует ломкие складки, что позволяет достичь дополнительного объёма и пышности.

Туаль отличает высокая плотность и нежный блеск. Эта ткань превосходно держит форму и используется в качестве подкладки, для шитья платьев и галстуков.

Шифон

Очень тонкий воздушный материал из туго кручёных нитей шелка. Отличается прозрачностью, лёгкостью и красиво струится. Великолепно подходит для пошива летних блузок и лёгких шарфов.

Чесуча (дикий шёлк)

Чесуча – дикий плотный шёлк с удивительной фактурой. В производстве используют нити неравной толщины, которые и образуют такую поверхность. Она прочная, хорошо драпируется, но требует деликатности в уходе. Чесучу используют в шитье штор и различной одежды.

Фуляр чаще всего используют как отделочный материал. Тонкая и мягкая шёлковая ткань, из которой шьют платки, шарфы и косынки. В XX веке из фуляра шили также платья, занавеси и абажуры.

Плотная портьерная ткань средней степени жёсткости, с приятным блеском. Эта эксклюзивная ткань, почти целиком состоящая из натурального шелка. Особо ценится дюпон производства Индии. Из него шьют свадебные и вечерние платья, аксессуары и дорогое постельное белье.

Шелковая ткань, в изготовлении которой используется креповое плетение. Лицевая поверхность креп-жоржета блестящая и шероховатая.

Важно! Отличие креп-жоржета от других разновидностей крепа - направление плетения. При производстве основная и уточная нить скручиваются в разных направления. Это делает ее плотной, но лёгкой и упругой.

В эпоху балов из креп-жоржета шили модные женские туалеты. Теперь эта ткань не так популярна. Из неё делают драпированные занавеси, а также некоторые модели юбок, блузы и шарфы.

Вид шёлковой креповой ткани - з ернистая с креповой технологией кручения. Обладает умеренным блеском, плотная и тонкая. Из крепдешина шьют шали, костюмы, блузы.

Важно! Мягкие ниспадающие складки и драпировки – характерная черта этого материала.

Эпонтаж (или эпонж) различают шелковый и хлопчатобумажный. У материала неровная губчатая поверхность с декоративным цветным узором в виде клеток, полосок, меланжа.

Парча всегда считалась тканью дворян, царственных особ и служителей церкви. Этот тяжёлый материал, производимая из шелка со сложным узором, выполненным металлической нитью. Раньше узор делали нитками из сплавов золота и серебра. Этим объясняется высокая стоимость материала.

В наши дни узоры на парчу вышивают не только из жёстких металлических нитей. Используют нитки изо льна, шелка или хлопчатобумажные.

Муслин вырабатывают из натурального шёлка повышенной накрутки. Материал прозрачный и тонкий. Используется для пошива театральных костюмов и платьев.

Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus – «шелковый») - технология производства саржи - переплетение нитей по диагонали. Каждая следующая нить смещает пересечение на 2 или более других нитей. Саржу вырабатывают гладкокрашеной или набивной. Применяют, как подкладку, техническую или платьевую ткань, для пошива спецодежды.

Эксцельсиор, эксельсиор

Шелковая ткань полотняного плетения с ярко выраженным блеском, тонкий и прозрачный. В производстве используют некрученую нить. Эксцельсиор хорошо драпируется. Ткань весьма красива. Её используют дизайнеры, работающие с батиком, а также создающие шелковые цветы и элементы декора.

Шармез очень похож на атлас. У обеих гладкая лицевая поверхность с характерным блеском. Разницу можно определить, пощупав материал: шармез тоньше и мягче атласа.

В шелковом батисте содержится приблизительно 3% шелка, который придаёт вещам блеск. Для её изготовления применяется полотняное переплетение. Батист красиво струится и образует элегантные складки. Хорошо подходит для длинных платьев.

Какой бы вид шелка вы ни выбрали, главное избежать синтетических подделок и можно быть уверенным в качестве изделия. Шёлк не вызывает аллергии, а одежда из него при правильном уходе радует вас долгие годы.

Шелк удерживает лидерские позиции среди многообразия тканей благодаря тому, что привлекает колоритом рисунков и красок, нежностью и невесомостью. Название «искусственный шелк» часто встречается в магазинах тканей. Под ним продаются ткани и изделия не только из искусственных волокон, но и из синтетических. Поэтому при выборе ткани нужно обращать внимание на состав. Если представленный материал состоит из 100% -го полиэстера или с добавлением спадекса, то это синтетический (например, ), который имеет свои особенности и свойства.

Описание и свойства

Понятие «искусственный шелк» применительно к ткани из искусственных волокон объединяет две основные категории: шелк вискозный и ацетатный (триацетатный). Эти волокна похожи на натуральный шелк, как по внешним признакам, так и по большинству физических свойств. В настоящее время из шелковистого вискозного волокна изготавливают не только ткань, но и шелковую пряжу как в бобинах для промышленного производства трикотажных изделий, так и для ручного вязания. Для тканей больше используют ацетатные волокна. Из ацетатного шелка встречаются блузочные, плательные, подкладочные, или портьерные ткани.

Шелковистая гладкость, яркость красок и блеск, мягкость и эластичность характеризуют искусственный шелк и делают его популярным.

Материал имеет широкую сферу применения. Он идет на пошив яркой и удобной одежды повседневного назначения и праздничных одеяний. Нарядные и пестрые головные и шейные платки, палантины сделаны из искусственного шелка. Из него изготавливают домашний текстиль, шторы и уютные спальные комплекты.

Все виды изделий красивы, комфортны, легко драпируются, мягкие и шелковистые при доступной цене.

История появления

Местом появления материала считается Китай. Сначала было налажено производство натурального шелка по трудоемкой и длительной технологии, что произошло еще пару тысяч лет назад. Шелк распространился по всему миру и был доступен лишь состоятельным людям. Он пользовался необыкновенной популярностью.

Увеличение численности населения требовало обеспечения качественной и доступной одеждой все большего количества людей. По всем показателям шелковая продукция была признана лучшей. Требовалось получить аналог из доступного сырья с сохранением свойств и по низкой цене для массового производства.

Образец вискозы, что по-латыни означает «клейкий, вязкий», был представлен французским химиком в конце XIX века на Парижской выставке текстиля. Для ее получения требовалось обрабатывать целлюлозу щелочью и уксусной кислотой. Образец соответствовал натуральному аналогу: блестел, поглощал влагу и хорошо вентилировался воздухом. Появление технологии получения искусственного шелка повлияло на развитие текстильной промышленности и массовый выпуск тканей.

Вискозный шелк

Массовым производством шелка из искусственных нитей занялся американский бренд «Дюпон» с началом XX века. Продукция не уступала по качеству аналогу и стоила дешевле. Искусственный шелк пользовался спросом, и для обеспечения потребностей было запущено несколько фабрик. В средине 30-х годов выпуск полотна из искусственных волокон превысил в 7 раз выработку натурального шелка.

Современная технология производства нитей для искусственного шелка разделяется на два основных этапа: получение сырья, то есть целлюлозы и создание волокна. В основном используют гидратцеллюлозные (вискозу), реже эфироцеллюлозные волокна (ацетатные или триацетатные). По мимо шелка, .

Технологическая последовательность производства вискозного волокна такова:

  1. Вначале получают целлюлозу из измельченного, древесного сырья. Ее вываривают в специальном растворе, промывают и сушат на конвейере.
  2. Полученная масса проходит обработку в горячем щелочном растворе, отчего набухает.
  3. Ее отжимают от остатков влаги и дробят.
  4. Далее, воздействуют кислородом и сероуглеродом, растворяют в едком натре.
  5. Раствор проходит вызревание несколько суток и образуется вискоза.
  6. Содержимое отфильтровывают и продавливают сквозь фильеры прядильной машины.
  7. Масса тонкими струйками поступает в осадительную ванну с кислотой. Там затвердевает в виде нитей.

Заключительная отделка вискозного волокна заканчивается в вытягивании, промывании, если необходимо – отбелке, замасливании и кручении.

Из нитей, полученных из этого волокна, производят вискозный шелк.

Преимущества материала

К категории «искусственный шелк» относится серия тканей с гладкой и блестящей как у шелка поверхностью, изготовленных из отходов деревообработки. Сырьем для производства искусственных волокон служит природная целлюлоза, получаемая из древесины бука, ели, сосны, пихты или из хлопкового пуха. В настоящее время в основном для создания искусственного шелка используют нити пологой, средней (муслиновой) и сильной (креповой) круток из вискозных или эфироцеллюлозных (ацетатных) волокон.

Искусственный шелк это тонкий, воздушный материал с красивым глянцем, обладающий бесспорной привлекательностью. Изделия из такой ткани комфортны в носке и долго сохраняют форму благодаря качественным волокнам в составе.

Материал обладает следующими свойствами:

  • Мягкость и гладкость при контакте.
  • Гигроскопичность и воздухопроницаемость.
  • Легкость и прочность.
  • Удобство при пошиве и создании драпировок.
  • Гипоаллергенность и антистатичность.
  • Стойкость окраски.
  • Высокие эксплуатационные характеристики.
  • Простой уход.

Гигиенические свойства вискозного шелка сравнимы с хлопком, что объясняется высоким содержанием целлюлозы.

Недостатки

К минусам ткани относится снижение воздухопроницаемых характеристик по сравнению с натуральным шелком. А также у искусственных аналогов отсутствуют компоненты, оказывающие антибактерицидное действие.

Вискозный шелк легко мнется без добавки синтетики. В мокром состоянии эта ткань лишается прочности и упругости, она тянется, может терять форму и даже рваться при неправильном уходе.

Ацетатный шелк, его отличие от вискозного

Ацетатный шелк – это ткань полученная из триацетатных или диацетатных нитей. Волокно научились получать гораздо позже, чем вискозное. Для производства материала также служит целлюлоза.

Шелк из эфироцеллюлозных волокон обладает меньшей гигроскопичностью чем из вискозных, поэтому сохнет быстрее. При температуре от 140 градусов эти волокна размягчаются, оттого утюжить материал из них нужно через влажную ткань на правильном режиме. Эти волокна неустойчивы к воздействию щелочей, поэтому стирать материал из них нужно мягкими моющими средствами. Искусственный шелк из эфироцеллюлозных волокон устойчив к воздействию микроорганизмов. Недостаток материала, это высокая электризуемость. Ткани из этих волокон пропускают ультрафиолетовые лучи.

Отличительной чертой полотна является мягкость, упругость и глянцевая поверхность. Ткань держит форму, не теряет привлекательность после намокания и длительного использования.

Современная легкая промышленность уже меньше употребляет ацетатный шелк. Хотя технология производства остается наиболее экологичной относительно получения других искусственных тканей. Уменьшение объемов производства ацетатного шелка, связано с повышением спроса на синтетические шелка, которые имеют преимущества – несминаемость и низкая стоимость. На ткань из синтетических волокон прекрасно наноситься любой принт.

Технология производства ацетатного и триацетатного волокна

  1. Измельчение древесного сырья.
  2. Очистка целлюлозы.
  3. Действие уксусного ангидрида на целлюлозу в присутствии растворителя – уксусной кислоты и катализатора – хлорной или серной кислоты. Эта реакция необратима в результате её образуется триацетат целлюлозы (ТАЦ).
  4. При дальнейшем гидролизе триацетат целлюлозы, происходит частичное омыление этого сложного эфира и образуется диацетат целлюлозы (ДАЦ).
  5. Из раствора ТАЦ и ДАЦ высаживают водой и высушивают.
  6. Твердый триацетат целлюлозы растворяют в метиленхлориде с добавлением спирта. А диацетат целлюлозы растворяют в ацетоне с добавлением воды, для улучшения условий формования волокна.
  7. Полученный подогретый прядильный раствор ДАЦ струйками поступает на фильеры, а затем в шахту с горячим воздухом. Происходит испарение ацетона, вода же остается в волокне и способствует его эластичности. В шахте с горячим воздухом испаряется метиленхлорид, а спирт оставшись в волокне придает ему эластичность.

Заключительная отделка ТАЦ и ДАЦ волокон это вытягивание, замасливание, кручение и термофиксация.

Как отличить искусственное волокно от синтетического в ткани

Натуральный, искусственный и синтетический шелк похожи по внешним признакам и ряду характеристик, поэтому их не сразу удается различить.

Натуральное шелковое волокно получают из кокона шелкопряда. Оно представляет собой белковый продукт выделения гусеницы. Относится к элитным и дорогим материалам.

Искусственное волокно создается при переработке натуральной целлюлозы высокого качества с применением химических веществ.

Синтетическое волокно (полиэстер) синтезируется из продуктов нефтепереработки.

  • Синтетическое полотно не мнется при носке, но имеет низкую воздухопроницаемость и гигроскопичность.
  • Искусственный материал – промежуточный. Он обладает хорошими гигиеническими и физическими свойствами, но мнется.
  • Натуральная ткань удержит тепло зимой и охладит летом, в отличие от синтетического – скользкого и холодного, но также сильно мнется.

Определить примерный состав материала можно и при покупке. Для этого потребуется небольшой отрезок ткани или нити. Его поджигают и анализируют запах и процесс горения. У натурального шелка происходит тление без образования язычков пламени. Тление сразу прекращается, если отвести спичку. Ощущается запах как при горения волос или шерстяных нитей.

Искусственный шелк при горении образует пламя и выделяет запах как у жженой бумаги. Процесс продолжается и при отсутствии источника огня. Образец быстро превращается в пепел.

В результате сгорания синтетического шелка остается твердая масса, не поддающаяся растиранию руками. Имеет характерный запах пластмассы.

Правила ухода

Привлекательный шелк востребован в легкой промышленности. Красивые и приятные в ношении вещи из него будут дольше радовать яркими красками при бережном уходе.

  • Стирку можно применять ручную и машинную в «деликатном» режиме.
  • Жидкие моющие средства использовать предпочтительнее, а порошок полностью растворять в воде перед погружением вещей.
  • Отжим и выкручивание в мокром состоянии способны повредить волокна.
  • Глажение проводить с изнаночной стороны на низкой температуре или в положении регулятора «шелк».

Традиция шелководства на территории Китая зародилась ещё в неолите ( -III тысячелетии до н. э.). Как рассказывает старинная китайская легенда, искусством изготовления шёлка Китай обязан жене Жёлтого императора , мифического основателя китайского государства, потому что именно она научила свой народ разводить гусениц и ткать. Самый древний кокон шелкопряда, обнаруженный археологами, был найден в неолитическом поселении северной провинции Шаньси (ок. -1700 гг. до н. э.), а первые фрагменты шёлковой ткани - в одной из гробниц южного Китая времён Борющихся царств ( -221 гг. до н. э.). На рубеже новой эры в Китае уже были широко распространены многие разновидности шёлка:

  • плотный шёлк, напоминающий креп ;
  • тонкие газовые шелка;
  • шелка сложного плетения;
  • шелка с разнообразным вышитым рисунком;
  • и другие.

Перед окрашиванием шёлк промывали, вываривали и отбеливали . Для окрашивания применяли минеральные и растительные красители . Для придания более сложных оттенков ткани подвергались многократной окраске.

Много столетий никому за пределами Китая не удавалось овладеть технологией производства шёлка, так как за разглашение тайны полагалась смерть . Огромные усилия были потрачены на то, чтобы выведать этот секрет.

Хорошо известно предание о том, как производство шёлка возникло в Хотане . Местный правитель никак не мог заполучить сырьё и способ изготовления вожделенного материала. Тогда по совету своего министра Юйчи Му он решил схитрить и посватался к китайской принцессе. Когда предложение было принято, посланец хотанского правителя шепнул принцессе, что на родине её супруга много превосходного нефрита, но нет изысканного шёлка и, если она хочет носить такую же красивую одежду, как и до свадьбы, ей следует привезти с собой яйца шелковичных червей и семена тутового дерева. Всё, что требовалось, девушка привезла в Хотан, спрятав коконы в замысловатой причёске, а яйца - среди мешочков с травами и снадобьями. Предприимчивая принцесса мыслила значительно масштабнее своего жениха и прихватила с собой под видом домашней прислуги специалистов по разведению шелкопряда, разведению тутовых деревьев и ткачеству.

Изготовление шёлковой ткани

Волокнистое сырье последовательно проходит этапы сортировки, растрёпывания (для разрыхления спрессованный массы волокон и частичному удалению примесей), вымачивания и дальнейшей сушки (для удаления серицина). Далее следуют несколько этапов чесания (преобразования массы волокон в гребенную лету с ориентированными волокнами), в ходе которых образуется длинноволокновый и коротковолокновый очёс , используемые для получения пряжи с разными свойствами. Далее следует этап кручения нитей, из которых позже на этапе ткачества будет изготовлена ткань .

Отделка шёлковых тканей для придания им полезных свойств состоит из этапов отваривания (в мыльном растворе при температуре около 95 градусов на протяжении 1,5-3 часов для окончательного удаления серицина , красящих и жировых веществ; крашения; оживления (обработка раствором уксусной кислоты в течение 15-30 мин при температуре 30 °C для придания блеска и сочности окраски (для окрашенных тканей)). Опционально: для получения белого шёлка сырьё подвергают белению щелочным раствором перекиси водорода при температуре 70 °C на протяжении 8-12 часов; для получения шёлка с рисунком используют аэрографный метод нанесения при помощи трафаретов (для единичных экземпляров) или аппаратное нанесение рисунка при помощи сетчатых шаблонов. Заключительная отделка для всех видов сырья - декатировка - обработка горячим паром под давлением в течение нескольких минут для снятия внутримолекулярных напряжений в структуре волокон.

Свойства и особенности шёлковых тканей

  • Обладает средней теплостойкостью - при длительном воздействии высоких температур прочность на разрыв снижается незначительно, но ткань становится более хрупкой
  • рекомендуемая температура влажно-тепловой обработки - 110 °C
  • очень низкая светостойкость - после воздействия в течение всего 200 часов солнечным излучением прочность уменьшается вдвое
  • средняя хемостойкость - шёлк, как и другие ткани из натурального сырья, нечувствителен к воздействию органических растворителей (уксус , спирт), а реагирует только с концентрированными растворами кислот и щелочей.
  • высокая гигроскопичность и впитываемость.
  • шёлк нельзя кипятить
  • высокая прочность (во влажном виде прочность уменьшается)
  • хорошо растягивается и вытягивается.
  • шёлк горит медленно, издаёт запах горелых перьев.
  • на конце сгоревшей шёлковой нитки остаётся мягкий шарик тёмно-серого цвета
  • природный цвет волокна - белый или кремовый.

Особенности ткани

  • хорошие гигиенические свойства

После соответствующей обработки шёлковые ткани приобретают:

  • хорошую драпируемость
  • блеск

Разновидности

См. также

Напишите отзыв о статье "Шёлк"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Кукин Г. Н., Соловьев А. Н. Текстильное материаловедение ч. 1-3. - М ., 1964-67.
  • Рубинов Э. Б., Усенко В. А., Ибрагимов С. С. Учение о шелке и кокономотание, ч. 1. - М ., 1966.

Ссылки

  • видео

Отрывок, характеризующий Шёлк

Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.
Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.
«Как она меня любит! – думала княжна Марья. – Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя.
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.
«Quelle delicatesse» [Какая деликатность,] – подумала княжна. – Неужели Ame (так звали m lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне. – Она подошла к m lle Bourienne и крепко ее поцеловала. Анатоль подошел к руке маленькой княгини.
– Non, non, non! Quand votre pere m"ecrira, que vous vous conduisez bien, je vous donnerai ma main a baiser. Pas avant. [Нет, нет, нет! Когда отец ваш напишет мне, что вы себя ведете хорошо, тогда я дам вам поцеловать руку. Не прежде.] – И, подняв пальчик и улыбаясь, она вышла из комнаты.

Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.
Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.
«Первый встречный показался – и отец и всё забыто, и бежит кверху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван об ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это»…
Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом. Он кликнул Тихона и стал раздеваться.
«И чорт их принес! – думал он в то время, как Тихон накрывал ночной рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами. – Я их не звал. Приехали расстраивать мою жизнь. И немного ее осталось».
– К чорту! – проговорил он в то время, как голова его еще была покрыта рубашкой.
Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки.
– Легли? – спросил князь.
Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном.
– Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство.
– Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал.