Специфические особенности психики и поведения подростка. Особенности подросткового поведения

Подростковый возраст - непростой этап взросления, который в среднем длится с 12-13 до 18 лет и сопровождается бурным ростом, серьезными физиологическими и психологическими изменениями. Так как в организме подростка происходит множество изменений, многие поведенческие особенности могут быть вызваны физиологическими процессами, половым созреванием, гормональными изменениями в организме. Сильный отпечаток подростковый возраст откладывает и на нервную систему, в которой в этом возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Все эти изменения делают подростков излишне возбудимыми, провоцируют сильные эмоциональные реакции даже на незначительный с взрослой точки зрения стресс, а также излишне импульсивное и истеричное поведение.

В то же самое время подросток занят поисками себя и формированием собственной идентичности. Самыми значимыми людьми в жизни подростка являются уже не родители и родственники, а друзья и компании сверстников. Попытки завоевать авторитет у значимой группы сверстников могут толкнуть вчерашнего ребенка на весьма необдуманные поступки. Особенно сложно для родителей бывает принять тот факт, что поиск себя и своего места в жизни подросток часто начинает с того, что отвергает родительские ценности и бунтует против родительского авторитета. Очень активно подростки сопротивляются и родительской заботе, почти всё время, принимая ее за контроль и всячески пытаясь отвоевать свою независимость и автономность.

Поиски себя часто приводят подростков к неформальным группам, с ярко выраженным лидером, кодексом поведения, а также особенностей внешнего вида. Любимая музыка, спортивный клуб или хобби позволяют подросткам создавать свои закрытые группы и часто становятся более значимым местом для проявления своих способностей и талантов, чем школьные занятия, дополнительные курсы или любые предложенные родителями виды деятельности. При этом интересы подростков очень переменчивы и их мировоззрение вместе с соответствующим поведением может изменяться буквально каждый день.

Родители часто отмечают противоречивость подросткового поведения. Так грубое и агрессивное поведение может смениться излишней ранимостью и эмоциональностью. А периоды лихорадочной активности - апатией, когда подростки становятся угрюмыми и проводят дни, закрывшись в своей комнате. Все особенности поведения в подростковом возрасте являются нормальной частью процесса сепарации и взросления. Однако этот возраст является одним из самых сложных и иногда подростку может понадобиться помощь психолога для того, чтобы успешно пройти кризисный этап подросткового возраста. Родителям следует обратить внимание на своего подростка в том случае, если поведение постоянно излишне агрессивно или слишком ранимо. Тревожится необходимо, когда затягиваются периоды апатии, так как подростковые депрессии - явление не такое редкое, как думают многие родители. Важным фактором успешного прохождения через подростковый кризис является умение родителей разговаривать с взрослеющим ребенком, идти на компромиссы и предоставлять ему больше свободы, при этом сохраняя границы дозволенного.

Если у подростка сохраняется контакт с родителями, то остальные проявления - это просто нормальный этап взросления. Переживать родителям стоит тогда, когда их ребенок замыкается в себе и отказывается идти на контакт. Таким образом, сохранение доверия между подростком и родителями - один из ключевых факторов способности семьи успешно проходить через кризисы. Очень часто лучшим решением является консультация у психолога, которая особенно уместна, когда проблемы в отношениях подростка и родителей только начинаются и многие негативные моменты подросткового возраста могут быть сглажены, чтобы этот период прошел успешно и с минимальными потерями для всей семьи.

Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников сопровождается повышенной конформностью к нормам поведения и ценностям референтной группы.

Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости.

В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относят следующие:

Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т.д.

Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и т.д.

Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам.

Реакция компенсации. Выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой.

Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости – настойчивое стремление к спортивным достижениям и т.п.).

Подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:

Реакция эмансипации. Отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых.

Реакция «отрицательной эмансипации». Проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.

Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером.



Реакция увлечения (хобби-реакция). Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка.

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.).

Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма , связанную с особенностями интеллекта подростка и его аффективной сферы. Подросток затрудняется в дифференциации предмета своего мышления и мышления других людей. Поскольку он более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, т.е. непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств. Феномен «воображаемая аудитория», один из компонентов эгоцентризма, состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находится на сцене. Другой компонент подросткового эгоцентризма – личный миф . Личный миф – это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.

Кризис юношеского возраста.

Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития.

Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения . Если человек научится объяснять и, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

VI. ЮНОСТЬ от 15-18 до 18-23 лет.

Социальная ситуация развития.

В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий : получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность вступить в брак. В юношеском возрасте в большей степени утверждается самостоятельность личности. Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую из детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением.

Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции , с изменением отношения к будущему. В юности происходит расширение временного горизонта – будущее становится главным измерением. Изменяется главная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбора профессии.

Начало этого процесса относится к подростничеству, когда подросток задумывается о будущем, пытается его предвосхитить, создает образы будущего, не задумываясь при этом о средствах его достижения. Общество, в свою очередь, ставит перед молодым человеком совершенно конкретную и жизненно важную задачу профессионального самоопределения, и таким образом создается характерная социальная ситуация развития . В 9-м классе средней школы и еще раз в 11-м классе школьник неминуемо попадает в ситуацию выбора – завершения или продолжения образования в одной из конкретных форм, вступления в трудовую жизнь. Социальная ситуация развития в ранней юности – «порог» самостоятельной жизни .

В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Самостоятельность встречи с «изменяющимся миром» (в противоположность другим возрастам, когда ребенок сталкивается с новой для себя, но устойчивой формой следующего возраста) – вообще является специфической для юности. В процессе кризиса 17 лет решается задача становления человека как субъекта собственного развития .

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

Ведущая деятельность.

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность . Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз, о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах.

По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяет труд и учение как основные виды деятельности.

Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению . Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности , т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

Профессиональное самоопределение – это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личностных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда.

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При таком понимании профессиональное самоопределение – это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий. На стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой стадии, производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей. По мере интеллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях – стадия пробного выбора (до 16-19 лет). Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам. Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

Познавательное развитие .

Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности – формально-логическое, формально-операциональное мышление . Это абстрактное, теоретическое мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующими в данный момент. К концу подросткового возраста умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться.

Интерес к школе и учению у старшеклассников заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению.

Происходит в эти годы и совершенствование памяти . Это относится не только к тому, что увеличивается вообще объем памяти, но и к тому, что в значительной мере меняются способы запоминания. Наряду с непроизвольным запоминанием у старших школьников наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала.

Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности.

Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей , часто связанных с выбираемой профессиональной областью. В результате когнитивные структуры в юности приобретают очень сложное строение и индивидуальное своеобразие .

В дальнейшем в молодости интеллектуальное развитие предполагает выход на качественно новый уровень, связанный с развитием творческих способностей и предполагающий не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового: речь идет о способности увидеть проблему, поставить и переформулировать вопросы, находить нестандартные решения.

Основные новообразования:

Потребность к самоопределению;

Готовность к личностному и профессиональному самоопределению;

Жизненные планы;

Устойчивое самосознание;

Идентичность;

Ценностные ориентации;

Мировоззрение внутренняя позиция мужчины (женщины).

Жизненный план – широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т.д.) У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.

О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее – центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

В западной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности. Э. Эриксонрассматривал поиск личностной идентичности как центральную задачу периода взросления, хотя переопределение идентичности может происходить также в другие периоды жизни. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности собственной личности во времени требует ответить на вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?» В период взросления, на фоне резких физических и психологических трансформаций и новых социальных ожиданий, необходимо достичь нового качества идентичности, т.е. объединить различные свойства, связанные с семейными, гендерными, профессиональными ролями, в непротиворечивую целостность (какая я дочь и внучка, спортсменка и студентка, будущий врач и будущая жена), противоречащие ей отбросить, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими.

По мере взросления, по мере накопления опыта реальной действительности и общения, складывается более реалистическая оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению. Отрицательная Я-концепция (проявления которой – низкая самооценка, низкий уровень притязаний, слабая вера в себя) воздействует наиболее негативно.

В юношеском возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными.

Изменения когнитивных структур, стремление познать себя как личность служат предпосылкой возникновения способности к интроспекции, к рефлексии . Собственные мысли, чувства, поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения и самоанализа: как и почему поступил в тех или иных обстоятельствах, проявил себя умно, сдержанно или вел себя развязано, или пошел на поводу у другого. Другой важной аспект интроспекции связан со способностью различать противоречие между мыслями, словами и поступками , оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами. Появляются возможности для создания идеалов (семьи, общества, морали или человека), для сравнения их с реальной действительностью, для попыток их реализации.

Размышляя о чертах характера, о своих достоинствах и недостатках, молодой человек начинает всматриваться в других людей, сопоставлять свойства их личности и поведения и собственные, отыскивать сходство и непохожесть. Это познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования .

В юности вырабатываются ценностные ориентации (философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людям о самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни . Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни.

Эмоциональная сфера.

Активно развивается в юности сфера чувств . Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей, открывающихся горизонтов создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие , повышенный жизненный тонус. Общее эмоциональное самочувствие становится более ровным, чем у подростков. Резкие аффективные вспышки, как правило уходят в прошлое.

Юность – это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростничестве.

Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.

В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса .

Общение в юности.

Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферах жизнедеятельности. Ценностно-смысловая доминанта общения обнаруживается в ведущей тематике бесед старшеклассников: обсуждение личных дел (своих и партнеров), взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношение между полами.

Отношения со взрослыми сложны, но фактически влияние родителей по многим важным проблемам остается для юношей преобладающим. Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми. Общение со взрослыми протекает неравномерно, стремительная интенсификация общения, обсуждение проблем и вопросов сменяется периодом спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие проблемы.

Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В старших классах происходит изменения в ориентации на предпочитаемые места общения, наряду с ориентацией преимущественно на общение дома и в школе, происходит дальнейшее освоение социального пространства (улиц, центра города).

В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличении времени на общение и расширение его круга (не только в школе, в семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах).

В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами проявляется потребность в уединении. Коммуникативное уединение представляет собой общение с неким идеальным партнером, со своим Я, с представляемыми лицами. В уединении юноши и девушки проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни. Они делают это в играх-грезах и в мечтах , по преимуществу рефлексивных и социальных.

Первая любовь также в определенной мере следствие стремления молодого человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию. Проявление любви в юношеском возрасте обычно принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь – это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности юноши.

VII. МОЛОДОСТЬ от 20-23 до 30 лет.

В глубокой древности подростковый период считался таким же качественным изменением состояния человека, как рождение, взросление, вступление в брак, смерть.

Подростковый возраст - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо.

Подростковый возраст как этап психологического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению.

К. Левин говорил о своеобразной маргинальности подростка, выражающейся между двумя культурами - миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще и не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств» .

Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития.

Основное противоречие подросткового периода - настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Действительно, стремление противопоставить себя взрослому, резко выделить свою, особую позицию и свои права как независимого субъекта проявляются весьма отчетливо. Но современные данные говорят о том, что отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Подросток одновременно и настаивает на признании принципиального равенства прав со взрослым, и по-прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке. Взрослый важен и значим для подростка, подросток способен на эмпатию по отношению ко взрослому, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских» форм контроля, требований послушания, выраженной опеки.

Главная потребность периода - найти свое место в обществе, быть «значимым» - реализуется в сообществе сверстников. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников сопровождается повышенной конформностью к нормам поведения и ценностям референтной группы, что особенно опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу..

Важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоления проблем и трудностей. Часть из них складывается еще в детстве для разрешения несложных ситуаций, и становятся привычными. В подростковом же возрасте они трансформируются, наполняются новым «взрослым смыслом», приобретают черты самостоятельных, собственно личностных решений при столкновении с новыми требованиями.

Темперамент и характер подростка определяют его типичные реакции на те или иные жизненные ситуации, а соответственно и реакции окружающих на его поведение. От этих реакций зависят отношения, складывающиеся между подростками, особенно в тех случаях, когда подростки встречаются впервые и еще недостаточно хорошо знают друг друга.

Формирование характера подростка, особенно волевых и коммуникативных черт, в какой-то степени зависит от темперамента. Подростку, имеющему от природы сильную нервную систему, наверное, легче сформировать волевые черты характера, чем подростку со слабой нервной системой. Но из этого правила есть и немало исключений, т.е. таких случаев, когда сильная воля формируется и проявляется у людей со слабой нервной системой, а слабая воля - у тех, кто имеет сильную нервную систему.

Зависимость формирования характера подростка от его темперамента в наибольшей степени проявляется, по-видимому, в ранние дошкольные годы. За пределами 14-15 лет, когда почти все свойства темперамента уже сформировались и стали достаточно устойчивыми, характер подростка еще продолжает меняться, причем относительно независимо от темперамента.

Подростки с холеристическим типом темперамента характеризуется крайней степенью выраженности многих динамических свойств темперамента. Холерик - это человек с очень быстрыми реакциями, с высоким темпом деятельности, с быстрой сменой настроений и высокой переключаемостью с одного вида деятельности на другой. У холерика сильно выражены эмоциональные реакции, то есть достаточно отчетливо просматривается повышенный эмоциональный фон деятельности. Вместе с тем, холерик - это человек неуравновешенный, с явным преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Изложенная точка зрения на взаимоотношения темперамента и характера, ни в каком случае, не должна быть истолкована как утверждение неизбежных антагонистических отношений темперамента и характера. Личность подростка едина, и ее психологические свойства взаимодействуют, но это взаимодействие не должно быть понято так, что фактически стираются между ними грани.

Страница 1

В глубокой древности подростковый период считался таким же качественным изменением состояния человека, как рождение, взросление, вступление в брак, смерть.

Подростковый возраст – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо.

Подростковый возраст как этап психологического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению.

К. Левин говорил о своеобразной маргинальности подростка, выражающейся между двумя культурами – миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще и не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств» .

Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития.

Основное противоречие подросткового периода – настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Действительно, стремление противопоставить себя взрослому, резко выделить свою, особую позицию и свои права как независимого субъекта проявляются весьма отчетливо. Но современные данные говорят о том, что отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Подросток одновременно и настаивает на признании принципиального равенства прав со взрослым, и по-прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке. Взрослый важен и значим для подростка, подросток способен на эмпатию по отношению ко взрослому, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских» форм контроля, требований послушания, выраженной опеки.

Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть «значимым» - реализуется в сообществе сверстников. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников сопровождается повышенной конформностью к нормам поведения и ценностям референтной группы, что особенно опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу

Важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоления проблем и трудностей. Часть из них складывается еще в детстве для разрешения несложных ситуаций, и становятся привычными. В подростковом же возрасте они трансформируются, наполняются новым «взрослым смыслом», приобретают черты самостоятельных, собственно личностных решений при столкновении с новыми требованиями.

Темперамент и характер подростка определяют его типичные реакции на те или иные жизненные ситуации, а соответственно и реакции окружающих на его поведение. От этих реакций зависят отношения, складывающиеся между подростками, особенно в тех случаях, когда подростки встречаются впервые и еще недостаточно хорошо знают друг друга.

Формирование характера подростка, особенно волевых и коммуникативных черт, в какой-то степени зависит от темперамента. Подростку, имеющему от природы сильную нервную систему, наверное, легче сформировать волевые черты характера, чем подростку со слабой нервной системой. Но из этого правила есть и немало исключений, т.е. таких случаев, когда сильная воля формируется и проявляется у людей со слабой нервной системой, а слабая воля - у тех, кто имеет сильную нервную систему.

Подростковый возраст – это этап завершения детства, переходный период к взрослой жизни. Его диапазон располагается между 10-11 и 14-15 годами. Как правило, это период, так называемой, средней школы.

С одной стороны, это уже не дети в очевидном психологическом смысле:

  • игра перестает быть ведущим видом деятельности;
  • дети активно интересуются миром взрослым, осознают себя его частью;
  • наблюдаются физические изменения.

А с другой стороны, подростки проявляют определенную инфантильность, неспособны брать на себя ответственность, проявляют нестабильность в поведении.

Поведение подростков демонстрирует особенности и более старшего (взрослого), и более младшего возраста. Отсюда и название этого возраста – подростковый.

Подростковый период имеет ряд специфических особенностей, уходящих от привычного понимания «нормального» поведения. Однако не стоит принимать любые особенности за проявление нормы. Этот возраст нуждается в особенном контроле со стороны взрослых предмет нарушений психического развития.

Подросток по-прежнему остается школьником, но по сравнению с младшим школьным возрастом, отношение к учебной деятельности меняется. Учеба – это уже не самоцель, а способ организации общения со сверстниками.

Попробуйте «посадить» подростка «под домашний арест» по причине болезни или каких-либо проблем, и вы заметите стремление в школьное сообщество. Конечно, не школьные уроки привлекают их, а возможность общаться друг с другом.

Общение рассматривается как ведущий вид деятельности неслучайно, именно здесь происходят все новообразования подросткового возраста. Подросток экспериментирует в общении (ссорится, мирится, заводит новых друзей, разрешает конфликты). Общение – это его относительно самостоятельная жизнь. Он может здесь быть самим собой, а не таким, каким его хотят видеть родители и педагоги.

Главная потребность этого возраста – найти свое место в коллективе сверстников, быть значимым для своего сообщества.

Формы общения могут быть разнообразными: живое общение в коллективе сверстников, через интернет, в процессе игры или значимой деятельности. Подростковый период имеет уникальную возможность воспитательной функции через организацию массовой социально-значимой деятельности.

Особенности психики и поведения подростков

Психика подростка имеет переходную форму от детской к взрослой. Это оказывает влияние на особенности поведения. По-прежнему сохраняются черты, характерные для младшего возраста и проявляются черты, как кажется подростку, присущие взрослым:

  1. Реакция отказа: от выполнения обязанностей, привычных контактов, послушания.
  2. Реакция протеста: противопоставление своего поведения общим требованиям, бравада, нарушение общепринятых правил, нелепые поступки.
  3. Реакции имитации и анти-имитации: подражание кому-либо. Обычно это присуще детскому возрасту, но подростки подражают своим кумирам (актерам, певцам, кому-то из старших ребят), либо демонстрируют поведение, противоположное желаемому.
  4. Реакция компенсации и гиперкомпенсации – стремление восполнить свою несостоятельность в какой-либо области успехами в другой деятельности, либо, напротив, желание любыми путями доказать свою состоятельность.
  5. Реакция эмансипации – желание выхода из-под опеки взрослых (уехать, начать жить самостоятельно).
  6. Реакция группирования – стремление к образованию спонтанных групп по определенным интересам.
  7. Реакция увлечения – стремление к познанию себя, раскрытию своих способностей, пробы своих сил в разных областях: творчество, спорт, азартные игры, асоциальное поведение, религиозные убеждения.
  8. Реакции сексуального влечения – интерес ко всему сексуальному, ранняя половая жизнь, эротика.

Психологические новообразования подросткового возраста

Особенности психики подростка во многом обусловлены физиологическими изменениями, называемыми половым созреванием. Организм ребенка меняется в корне по направлению к взрослой структуре.

Поэтому психологическими новообразованиями можно считать целый ряд компонентов:


Об адекватности поведения подростков возрастная психология спорит постоянно. Кроме возрастных особенностей (стремление к самостоятельности, готовность к различным видам деятельности, активность) подростки зависимы от индивидуальных особенностей. Не может застенчивый ребенок стать в подростковом возрасте наглым и уверенным, хотя, справедливости ради, нужно отметить, что и это возможно.

Подростковый период – это возраст интенсивного развития личности. Большинство психологов определяют две группы условий становления личности подростка:

  • благоприятные, способствующие позитивному развитию компонентов личности подростка;
  • негативные, направленные на разрушение имеющихся позиций личности.

Важное значение в развитии личности играет подростковый кризис, который можно определить как ломку всей системы переживаний ребенка, содержания личности и структуры. Кризисный период воспринимается взрослыми как трудновоспитуемый.