Стану суррогатной матерью! Какие условия и куда обратиться? Разрешено ли суррогатное материнство в россии.

Бесплодный брак и бездетность - беда многих семей, равно как и людей, своих семей не создавших. Потому в мире так востребованы вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), широкий спектр которых предлагает современная медицина.

Почему же Церковь так активно выступает против суррогатного материнства?

Суррогатное материнство - вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам - генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.

Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. (…)

В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. (…) К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:

  1. Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.
  2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93. № 5487-1, ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона».
  3. Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16
  4. Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Для регистрации ребенка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО.

Сейчас при отсутствии или выраженной неполноценности матки бесплодной женщины для вынашивания беременности привлекается другая женщина - так называемая «суррогатная мать ». Уже само это именование является формой дискриминации женщины, вынашивающей беременность. Иногда суррогатную мать сравнивают с кормилицей, помогающей нуждающейся семье из альтруистических соображений, однако не стоит забывать о том, что все же слишком велико «различие в интенсивности отношений между суррогатной матерью и плодом и няней и ребенком».

Появляется опасность превратить суррогатное материнство в профессию. В процессе вынашивания беременности мать и ребенок находятся в состоянии непрестанного взаимообщения, между ними возникает глубинная психосоматическая связь, разрыв которой, обусловленный контрактными обязательствами, может привести к тяжелым душевным недугам.

К чему приводит законодательное разрешение суррогатного материнства?

«Суррогатное материнство сродни проституции . Потому что женщина свое тело использует для того, чтобы кому-то родить дитя, ну, для его удовольствия. Удовольствия быть отцом, матерью. Поэтому, естественно Церковь не может быть за проституцию. Она всегда, испокон веков была против.

Суррогатное материнство также как и просто проституция человека – и мужчину, и женщину – унижает. Дело в том, что Бог создал человека не как орудие удовольствия других людей. В этом случае они ставятся в неравное положение – получается, что один платит другому не за его труд, не за его талант, а за эксплуатацию того, что ему дано от Бога – его собственное тело. Человек используется как некая ферма для выращивания людей. Это, конечно, совершенно Богопротивная вещь».

Так как к проблеме примешивается тема социального неравенства, т.к., по мнению протоиерея Димитрия Смирнова,

«суррогатное материнство – это, конечно, технология, по которой богатые эксплуатируют бедного . Потому что этот договор, эти процедуры и обеспечение медицинской помощи – это все дорогостоящий многомесячный процесс. Получается беспощадная, наглая и бессовестная эксплуатация богатыми бедных. Если мы живем в социальном государстве – у нас не должно этого быть.

Еще 100-200 лет назад люди говорили, что проституция – это есть эксплуатация бедных богатыми, потому что из богатых слоев люди в проститутки не идут. Здесь то же самое. Трудно себе представить, что дочка президента большой компании пошла бы и стала суррогатной матерью. Нет, это удел молодых, хороших, но не очень, может, развитых интеллектуально девушек из деревни, из каких-то рабочих предместий и так далее».

Почему ЭКО – бесчеловечная технология?

Церковь уже с момента зачатия зародыша считает его человеком, имеющим бессмертную душу.

«Пусть этот человек еще не оформился, но это уже человек с бессмертной душой. И он продолжает жить в вечности», - отмечает

Технология ЭКО требует, чтобы огромное количество эмбрионов находилось в замороженном состоянии в холодильниках.

«Очень страшно, что так много детей, у которых есть душа, в каком-то состоянии находятся в холодильниках. И неизвестно, что с ними будет дальше: они могут так никогда и не стать людьми. Эта технология страшная и бесчеловечная».

Разве Богу неугодно счастье родителей, получивших ребенка от суррогатной матери?

Большинство женщин, которые решились стать сурмамами, предпочитают умалчивать о том, что испытывают на протяжении девяти месяцев, пока вынашивают чужого малыша. Принято считать, что суррогатное материнство - это бизнес, поэтому женщины не привязываются к детям, которых носят под сердцем. Но так ли это на самом деле?..

В последнее время все больше женщин, которые по определенным причинам не могут самостоятельно зачать и выносить ребенка, обращаются к суррогатным матерям и даже не скрывают этого. У сурмам есть свои мотивы: одни делают это бескорыстно и дарят своим близким возможность стать родителями, других же интересует щедрое финансовое вознаграждение, которое готовы предложить знаменитые клиенты. Но стоит ли игра свеч?

На днях портал Whisper.sh опубликовал откровенные признания суррогатных матерей, анонимно рассказавшие о своем опыте, трудностях и чувствах, которые испытывают, когда отдают новорожденных. Большинство женщин не стали скрывать, что им было очень сложно расстаться с малышами сразу после того, как они появились на свет. Ведь за девять месяцев сурмамы успевают привязаться к детям.

«Через несколько дней я должна родить. Я полюбила этого ребенка больше, чем планировала», «Я суррогатная мать. Все это время я думала, что отдать малыша будет легко. Но теперь мне кажется, что с ребенком будет очень сложно расстаться», - поделились женщины.

Для других же суррогатное материнство - незабываемый опыт. Женщины признаются, что обожают находиться в интересном положении, поэтому готовы вынашивать детей снова и снова, пока позволяет здоровье.

«Я сурмама и вынашиваю уже четвертого ребенка. Только теперь я готова признать, что зависима от беременности и родов», - рассказала одна из суррогатных матерей.

А некоторые женщины решают стать сурмамами, чтобы у их ближайших родственниц или лучших подруг, которые не могут иметь детей, появились малыши.

«Я стала суррогатной матерью ребенка моей бесплодной сестры. Это самое меньшее, что я могу для нее сделать», - рассказала одна из интернет-пользовательниц. Другая девушка призналась, что носит под сердцем ребенка своей приятельницы: «Я вынашиваю ребенка подруги. Каждый раз, когда меня поздравляют с грядущим пополнением, мне приходится говорить, что малыш не мой - я лишь сурмама. Из-за этого знакомые считают меня странной».

Приятные впечатления остались не у всех суррогатных мам: некоторые честно рассказали, что горько пожалели о своем решении выносить чужого ребенка. «Я была сурмамой. Об этом я сожалею больше всего в жизни. И даже если я исполнила чьи-то мечты, для меня этот опыт стал настоящим кошмаром», - поделилась своим опытом анонимная пользовательница Сети.

Она не единственная, кому интересное положение поневоле доставляет дискомфорт: «Я суррогатная мать. Сейчас нахожусь на четвертом месяце беременности и жду не дождусь, когда же весь этот ужас закончится!».

Помимо этого, девушки признались, что суррогатное материнство почти на год лишило их возможности строить личную жизнь. «Сложно найти молодого человека, пока ты вынашиваешь чужого ребенка. Люди считают, что у вас кто-то есть, если у вас беременный живот», - призналась одна из сурмам на портале Whisper. Впрочем, некоторым все же удается заводить романы: «Я суррогантная мать и нахожусь на шестом месяце. Каждый день я сплю с отцом ребенка. Его жена ни о чем не подозревает».

В последнее время все чаще у людей на слуху появляется понятие суррогатная мать, как это происходит, и что за услуга, стоит разобраться детально. Заместительное материнство относится к вспомогательным репродуктивным технологиям. Воспользовавшись ею пара, не способная по различным причинам иметь деть, сможет стать родителями генетического ребенка.

Если проводить сравнение с иными процедурами, направленными на борьбу с проблемой бесплодия, например, ЭКО или ИКСИ, суррогатное материнство является процессом довольно сложным и неоднозначным даже в правовом аспекте. В первую очередь это касается того, что в процессе появления ребенка на свет участвует три стороны: отец, мать и женщина, решившаяся на вынашивание.


Прежде чем разбираться с тем, как происходит суррогатное материнство, стоит понять, в каких ситуациях необходимо прибегать к использованию подобной практики. В большинстве случаев заместительное материнство необходимо тем семейным парам, в которых имеется женский фактор бесплодия. Причин для развития такого состояния несколько:

  1. Период беременности однозначно будет сопряжен с нанесением физического вреда организму женщины, либо может стать реальной угрозой жизни;
  2. Проблемы с физиологическим развитием детородного органа, например, отсутствие или недоразвитость;
  3. Тяжелые патологии матки, которые невозможно вылечить;
  4. Ранее проведенные 3 и более неудачные попытки экстракорпорального оплодотворения.

В каждой из описанных ситуаций, если женщина или семейная пара желают в любой способ стать родителями, им не остается ничего иного как воспользоваться услугами суррогатной матери.

Виды

Сама процедура рассматриваемой вспомогательной репродуктивной технологии предусматривает участие трех сторон в процессе:

  • Биологический отец;
  • Биологическая мать;
  • Суррогатная мать.

В первую очередь встает вопрос, можно ли использовать яйцеклетки суррогатной матери для оплодотворения.

Существует такой вид процедуры как традиционное заместительное материнство. В этом случае женщина, которая согласилась на вынашивание плода, использует собственные яйцеклетки для его зачатия. В результате у нее рождается собственный генетический ребенок. После этого сурмама пишет официальный отказ от малыша в пользу генетического отца и его жены.

Стоит обратить особое внимание на то, что в России подобная процедура запрещается законом. Собственно, даже при отсутствии возможности получения яйцеклетки от биологической матери можно воспользоваться ооцитами донора и подсадить их в маточную полость суррогатной мамы. Показаниями для таких манипуляций выступают сложные генетические заболевания, при которых ребенок однозначно унаследует их после появления на свет.

Также есть еще такие понятия как полное и гестационное суррогатное материнство. Здесь получается, что женщина вынашивает не собственного генетического ребенка, а чужого. Таким образом, на биологическом уровне родителями однозначно выступают супруги, отдавшие для оплодотворения свои половые клетки.

Требования

Изначально рассмотрим требования, выдвигаемые к женщинам, готовым вынашивать ребенка для семейной пары, а далее то, как происходит суррогатное оплодотворение.

В первую очередь сурмамой сможет стать только женщина, которая абсолютно здорова в физическом плане. Этот пункт предусматривает отсутствие каких-либо противопоказаний с медицинской точки зрения для успешного вынашивания плода.

Также у женщины не должно быть патологий инфекционного характера, поскольку вредные бактерии и вирусы проникают сквозь плацентарный барьер, и ребенок может родиться больным. Если в этом отношении все удовлетворительно, то врачи составляют анамнез семейного типа. У сурмамы и ее близких родственников не должно быть заболеваний хронического и генетического типа.

На следующем этапе специалисты проведут исследования на тему отсутствия или наличия вредных привычек. Сурмама не должна иметь каких-либо зависимостей (алкогольная, табачная или наркотическая), причем на протяжении всей жизни. Если подобные случаи имели место быть, то вероятность вынашивания и рождения здорового ребенка существенно снижается.

Для суррогатного материнства подходят только женщины, которые находятся в возрасте от 20 и максимум до 35 лет, а у них есть как минимум один здоровый собственный ребенок, рожденный естественным путем без ЭКО.

Что касается правовой стороны, то однозначным требованием для выбора претендентки на роль сурмамы является отсутствие судимости, правовых нарушений и приводов в полицию. Если криминальное прошлое все же имеется, то женщине не разрешат быть суррогатной матерью.

Также обязательно учитывается мнение супруга или сожителя. Если девушка находится в законном или гражданском браке, то на осуществление данной процедуры обязательно необходимо письменное соглашение ее мужчины. В случае отказа девушка не сможет принимать участие в программе.

Обследование

Важно понимать, что соглашаясь на подобную процедуру, женщина должна будет сдать необходимые анализы для суррогатной мамы. Список может корректироваться, но в большинстве случаев прибегают к следующим обследованиям:

  1. Клинический анализ крови развернутого типа. Благодаря ему определяют наличие или отсутствие воспалительных процессов в организме, устанавливают уровень гемоглобина и количество тромбоцитов. Действует 30 дней.
  2. Исследование крови биохимического типа. Благодаря такому анализу можно установить, имеются ли у женщины какие-либо нарушения в работе внутренних органов, в частности печени и почек. Действует 30 дней.
  3. Гормональная диагностика. Здесь будут рассмотрены показатели ФСГ, ЛГ, ингибина В, эстрадиола, пролактина, ТЗ, Свободный Т4 и ТТГ.
  4. Определение уровня свертывания крови. Коагулограммаа показывает МНО, АЧТВ, ПТИ, ПТВ, Д-димер. Действует 30 дней.
  5. Анализ мочи общего типа. Результат действителен 30 дней.
  6. Исследование крови на определение группы и резус-фактора. При отрицательном резус-факторе вероятность утверждения на роль сурмамы значительно ниже, потому как может развиться резус-конфликт, и организм будет отвергать плод.
  7. Иммуноферментный анализ. Благодаря исследованию ИФА можно определить наличие у женщины гепатита, сифилиса и ВИЧ заболеваний. Действует 90 дней.
  8. Исследование мазка из влагалища на микрофлору. С помощью его определяют наличие или отсутствие гонококков и трихомонад. Действует 30 дней.
  9. Онкоцитологическое исследование. Диагностирую мазок из цервикального канала. Результаты годны в течение 12 месяцев.
  10. Исследование мазка из уретры на изучение микрофлоры. Действует 30 дней.
  11. Флюорография и ее описание (один раз в 11 месяцев и не чаще).
  12. Электрокардиография. Результаты пригодны в течение 12 месяцев.
  13. Выявление патологий инфекционного типа. Проверяют наличие или отсутствие у женщины герпеса, краснухи, хламидий, цитомегаловируса и двух видов микоплазмы. Результат пригоден в течение 6 месяцев.
  14. Обследование и заключение терапевта. Действительно в течение года.
  15. Обследование и заключение гинеколога. Проводится осмотр и оценивается состояние половых органов. Перед суперовуляцией делают осмотр с контролем УЗИ.
  16. Заключение психиатра. Действительно 12 месяцев.

К последнему пункту необходимых обследований довольно скептически относятся многие женщины. Однако не стоит недооценивать роль этого специалист в процессе осуществления суррогатного материнства.

В первую очередь обязательно стоит удостовериться, что выбранная женщина когда-либо или в настоящее время не находится на учете в психоневрологическом диспансере. Это подтвердит ее здоровье в психическом плане и отсутствие болезней такого характера.

Также врач поможет определить, подходит ли девушка на роль сурмамы. Ведь не всегда кандидатки способны не только вынашивать генетически чужого ребенка, но и отказываться от него в будущем. Именно психиатр будет готовить девушку к тому, что после того как пройдут роды суррогатной матери, она не сможет воспитывать ребенка, ухаживать за ним и кормить грудью. Нарушается естественный природный баланс, что часто сопряжено с развитием серьезных психических расстройств.

Оплодотворение

Если планируется суррогатное материнство, как происходит оплодотворение, следует знать всем сторонам процесса. Процедура состоит из четырех основных этапов, представленных ниже.

Прежде всего, чтобы зачатие прошло успешно, необходимо взять достаточное количество качественных сперматозоидов. Биологический материал может использоваться как от донора, так и от мужа. Важно понимать, что если будут использоваться заимствованные половые клетки, то необходимо будет ответственно подойти к процессу выбора донора.

После выбора кандидата по анкете, его обследуют, берут сперму и подвергают криозаморозке. В таком состояние материалы находятся в течение полугода. Лишь после таких манипуляций можно использовать половые клетки.

На следующем этапе врачи выполняю забор зрелой и готовой для оплодотворения яйцеклетки. Как говорилось в самом начале, ооциты могут быть использованы как от генетической матери, так и от донора. Брать биологический материал сурмамы запрещается законом.

Собственно забор яйцеклеток врачи делают либо в естественном цикле. Такое получается возможным лишь при полном здоровье яичников, когда овуляция происходит по плану и стабильно. В случае наличия различных патологий выполняют индуцирование, то есть стимулируют работу яичников и налаживают цикл. После гормональной терапии можно получить одну или несколько зрелых яйцеклеток.

Предпоследним этапом выступает оплодотворение. Учитывая все нюансы законодательного уровня, яйцеклетку всегда получают у донора или самой матери, что позволяет суррогатной матери вынашивать генетически чужого ребенка.

Сама процедура оплодотворения проводится по технологии ЭКО или ИКСИ с ЭКО. Экстракорпоральная технология предусматривает соединение сперматозоида и яйцеклетки вне тела человека, то есть в пробирке или специальной медицинской чаше Петри.

Оплодотворение будет происходить самопроизвольным образом, а вот при использовании технологии ЭКО с ИКСИ процедура происходит принудительно. То есть, при помощи специальной иглы сперматозоид подсаживают в яйцеклетку.

Завершающей частью является подсадка оплодотворенной яйцеклетки в маточную полость суррогатной матери. После этого сам эмбрион уже должен прикрепиться на стенках органа. Для повышения шансов наступления беременности обе женщины проходят курс гормональной терапии. В результате в момент подсадки яйцеклетки, после синхронизации менструальных циклов, у сурмамы имеется готовый для присоединения эндометрий.

Роды

И в заключение стоит сказать еще и о том, как рожают суррогатные мамы. Ничем кардинальным подобные роды не отличаются от обычных. Процесс происходит в клинике репродуктологии, где и выполнялось оплодотворение, а также контролировалась беременность. Есть часть специалистов, уверенных в необходимости родоразрешения путем кесарева сечения, если женщина оплодотворялась искусственно. Однако единого мнения на этот счет нет, потому как есть врачи, уверенные, что любая беременность должна завершаться в идеале естественными родами.

Благодаря тому, что при вынашивании плода состояние женщины и будущего ребенка контролируют высококвалифицированные специалисты, шансы на рождение здорового ребенка возрастают в несколько раз.

Также необходимо понимать, что дети, рожденные от суррогатной матери, вне зависимости от того, чьи яйцеклетки были использованы, ни чем не отличаются от обычных малышей в физическом плане.

О сурматеринстве (видео)

В 40-летнем возрасте приятельница Сергея Дмитриевича попросила о помощи: по состоянию здоровья она не может родить ребенка и хочет воспользоваться вспомогательной репродуктивной технологией (ВРТ) - программой суррогатного материнства. Но общаться с женщиной, которая выносит и родит ребенка, категорически не может по разным причинам. Выбрать сурмаму она попросила Сергея Тереха. Сегодня, когда его приятельница благополучно растит близняшек, родившихся благодаря и его участию тоже, он готов составить портрет суррогатной матери.

В Международном центре репродукции человека, в который я обратился за помощью в проведении программы суррогатного материнства, были удивлены тому, что мужчина занимается таким делом не для своей жены, а для посторонней женщины. Боюсь, в их практике это был первый и последний случай. Однако я имел на это право.

Начало нашего сотрудничества было многообещающим. Мне назвали три претендентки на роль суррогатной матери, я выбрал одну из них. И первая же пересадка эмбриона оказалось успешной. По условиям договора, на 10-12-й неделях беременности проводится пренатальная диагностика. Она выявила у ребенка наследственное заболевание, несовместимое с жизнью, пришлось прерывать беременность.

Только тогда я понял, что ввязался в вовсе не простую работу: сурмама обвиняла меня (!) в том, что у ребенка врожденное заболевание и отчаянно стремилась встретиться с его матерью. Поскольку отсутствие встреч с сурмамой было непременным условием всей этой истории, от услуг этой женщины пришлось отказаться. Из 120 претенденток в общей сложности, только с шестью мы дошли до пересадки эмбриона. Мы заключали с ними договоры поэтапно, и только с одной из этих шести дошли до второй, успешной попытки, завершившейся рождением двух девочек.

Критерии выбора

Я не психолог, поэтому выбирал женщин на роль суррогатной матери интуитивно, как близкого человека, способного помочь решить мою проблему. Поскольку все кандидатки с медицинской точки зрения имели право стать суррогатными матерями , меня интересовали:

  1. Психологическое состояние: адекватность и стрессоустойчивость.
  2. Гигиена (может, я предвзят, но с одной из претенденток я расстался только потому, что от нее пахло потом).
  3. Окружение (семья). Наличие мужа, как выяснилось в процессе этого нелегкого занятия, было большим минусом. Проживание вместе с родителями тоже.
  4. Мотивация: что побудило женщину жертвовать своим здоровьем, чтобы выносить и родить ребенка чужому и незнакомому ей человеку.
  5. Степень доверия к биологическим родителям, с которыми заключается договор.

Кому-то нужны деньги, кому-то - искупление грехов

Лишь четверть из них честно говорили о том, что суррогатное материнство - способ решить материальные проблемы. Одна семейная пара пришла с калькулятором и считала при мне, сколько я должен заплатить, чтобы они смогли купить бензоколонку. «Но вы же курите?» - удивлялся я. «Подпишем договор, начнется рабочий процесс и я брошу», - уверяла меня трезвая половина этой семьи - жена.

Еще, наверное, не меньше четверти стеснялись признаться в том, что решились на участие в программе, чтобы заработать. Они вели себя так, будто хотели, чтобы положенное им вознаграждение за вынашивание и роды я им навязывал, убеждал бы в том, что они его заслужили. А сами они просто решили сделать хорошее дело для людей, лишенных возможности иметь детей.

Редко, но встречались и уникальные экземпляры. Как они попадали на собеседование, непонятно. Одна из претенденток отказывалась от вознаграждения вообще: «Я должна помочь безвозмездно - этим я искуплю свои грехи».

Авантюра не бывает с гарантией

Подавляющее большинство подозревали в самой программе суррогатного материнства авантюру, но готовы были рискнуть. За исключением, конечно, тех, кто уже второй раз решился на участие в ней. Эти женщины рассказывали, какими бывают матери детей, которых они вынашивают. Одни настаивали на том, чтобы они жили вместе с биологическими родителями, другие врывались в квартиру в 3 часа ночи, чтобы проверить, не занимается ли их суррогатная мать сексом, а заодно заглядывали в холодильник - правильно ли она питается (деньги на питание женщина получает согласно условиям договора)…

И практически все ждали подвоха. Я - как посредник между семьей, пожелавшей иметь детей, и суррогатной матерью опасался за то, что в какой-то момент женщина откажется от обязательств (тогда еще не было статьи закона о суррогатном материнстве). Поэтому особенно придирчиво относился к замужним: для мужчины, у которого жена ждет его ребенка, беременность - испытание. А каково это выносить, когда она вынашивает чужого? Не ровен час - сорвется. Когда посещал претендентку, что живет вместе с родителями, оказывалось, что они считают такой заработок дочери аморальным (то, что она расплачивается за это здоровьем, было вопросом десятым), и у меня не было уверенности в том, что они не смогут ее в этом убедить со временем. И даже врачи предупреждали о том, что нет гарантий того, что женщина выполнит условия контракта. Материнский инстинкт - дело тонкое. А это повод задуматься: «Точно ли она отдаст новорожденного биологическим родителям?»

Чего боятся сурмамы

Суррогатные матери в свою очередь опасались, что взятых обязательств не выполню я. Причем чаще всего это сомнение вселяло их окружение: точно оплатят все, что обещано? Точно заберут ребенка или самой придется его растить?

Из шести женщин, прошедших по одной неудачной попытке пересадки эмбриона, у нас осталась одна. Незамужняя, можно сказать, среднеобеспеченная. Мы о ней искренне заботились, когда она лежала в клинике, купили телевизор, чтобы находилась в комфортных условиях. А когда она только забеременела, выяснилось, что у нее есть друг, уверенный в том, что на каком-то этапе она должна ждать надувательства. И она ждала: вплоть до получения вознаграждения не верила, что мы выполним обещание и условия договора.

К счастью всех участников этой истории все закончилось хорошо: моя приятельница растит своих девчонок, женщина, выносившая и родившая их, получила все, что ей было обещано по контракту, а я теперь имею удивительный и никак больше не применимый опыт общения с кандидатами на роль суррогатной матери…

И еще один штрих к портрету сурмамы. Все 120 человек, с которыми я общался, были жительницами Петербурга, в крайнем случае, Ленинградской области. И практически у всех хоть небольшие проблемы со здоровьем, но были. За исключением единственной - самой взрослой, 35-летней кандидатки. Она была идеально здорова. Но к моменту, когда мы собрались приступить к программе, оказалась беременной. Это к вопросу о возрасте, который я не включил в качестве критерия отбора суррогатной матери.

Ирина Багликова

Доктор Питер