Стихи про варюшки, рукавицы. Конспект познавательного занятия в младшей группе «Маша варежку надела

Марина Владимировна Хохлова
Конспект НОД в группе раннего возраста «Маша варежку надела»

«Маша варежку надела… »

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно – эстетическое развитие» .

Задачи :

Познакомить детей со стихотворением Н. Саконской «Где мой пальчик?» развивать память.

Используя малые фольклорные жанры, продолжать знакомить детей с предметами рукотворного мира – варежками , перчатками.

Вводя новые знания о цвете, материале, назначения предметов одежды, обогащать сенсорную культуру.

Речевое развитие.

Учить понимать речь педагога, побуждать детей отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов.

Вызвать желание проговаривать отдельные слова и фразы.

Расширять словарный запас детей за счёт использования прилагательных, обозначающих цвет, материал, форму предметов.

Художественно – эстетическое развитие.

Закреплять умение рисовать пальцем, ритмично наносить узор.

Физическое развитие.

Формировать у детей потребности в двигательной активности.

Материал :

Корзина с разноцветными клубками шерстяных ниток, несколькими парами варежек разного цвета и узора, пара вязаных перчаток вырезанные из цветной бумаги заготовки в форме варежек , гуашь для рисования узоров (на каждого ребёнка, кисти и баночки с водой.

Словарная работа :

Нитка, клубок ниток, клубки, клубочек, смотать нитки в клубок, размотать, вязать, вязаные, спицы, крючок, варежки , перчатки, надевать , тёплые, мягкие, шерстяные.

Ход занятия:

Воспитатель (в костюме бабушки)

Игровая мотивация.

Я – бабушка. Ребятки посмотрите, что я принесла в корзинке. (Раздаёт клубки детям) . Это клубки ниток. (дети внимательно рассматривают) . Тимур, какого цвета у тебя клубок? А у тебя Даша? И т. д (ответы детей) . А можно ли покатать клубок? (катает клубок по столу) . Можно ребятки, потом что клубок круглый, у него нет уголков. (предлогает детям покатать.) На что похожи клубки? (Синий похож на мячик, красный на спелое яблоко, а жёлтый на солнышко.) В клубок смотаны нитки. (Разматывает и снова сматывает нитки. Дети пытаются повторить действие воспитателя.) Эти нитки шерстяные. А что можно связать из шерстяных ниток? (ответы детей) . Вы знаете, чем вяжут ваши мамы и бабушки? Правильно, спицами и крючком. Варежки обычно вяжут спицами это такие длинные тонкие палочки. Посмотрите, как я это буду делать. (Вяжет несколько рядов.) У меня получились вот такие варежки . (достает из корзины пару варежек и раскладывает на столе.) Ребятки, а зачем нам нужны варежки ? (ответы детей) .

Дидактическая игра «Найди пару» .

В моей корзине много варежек , и они все перепутались. (Показывает) . Найдите одинаковые по цвету и узору варежки и разложите их по парам. (Дети выполняют задание.) Потрогайте варежки , приложите их к щеке – они мягкие, связанные из шерстяных ниток, и значит они шерстяные. Наденьте их на ручки – они еще тёплые.

А теперь ребятки отгадайте загадку :

Чтоб не мёрзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят. (Ответы детей.)

Правильно ребятки, это пальцы в варежке .

Чтение стихотворения.

А теперь, послушайте стихотворение «Где мой пальчик?» :

Маша варежку надела

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла .

Поглядите-ка нашла!

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь? (Н. Саконская )

Беседа с детьми по содержанию произведения.

Как вы думаете, почему у Маши пропал пальчик? У вас такое бывает? (Ответы детей.) Что ещё надевают на ручки , чтобы они не мёрзли? (достает из корзины пару перчаток, показывает детям.) Правильно это перчатки. Перчатки по форме похожи на варежки ? Нет, потому что в перчатках есть отдельные «комнатки» для каждого пальчика.

Отгадывание загадок.

- Послушайте загадку :

Пять пальчиков – пять чуланчиков,

Каждому пальчику – свой чуланчик.

(ответы детей.) Правильно, это перчатки. Варежки и перчатки нам нужны, для того чтобы наши ручки не мерзли.

Пальчиковая гимнастика. «Моя Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – Я

Вот и вся моя семья!

Рисование «Красивые варежки » .

У наших кукол нет варежек , скоро зима у них могут замерзнуть ручки. Давайте мы поможем им и сделаем с вами красивые варежки . (Раздает детям бумажные заготовки. Дети рисуют узоры на варежках ).

Какие вы молодцы, я уверена, наши куколки будут довольны вашими работами.

В конце занятия воспитатель вместе с детьми смотрят все работы.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ОО «Познание» с детьми младшего дошкольного возраста «Кукла Маша идет к нам в гости» Цель: Систематизировать знания детей о правилах столового этикета. Программное содержание: Закрепить знание детей о элементарных правилах.

Конспект НОД по рисованию «В некотором царстве» в группе раннего возраста Тема: «В некотором царстве» Цель: учить детей рисовать по мотивам знакомых сказок Задачи: Учить детей создавать выразительный образ колобка.

Конспект НОД «Мебель» во второй группе раннего возраста НОД тема: Мебель. Возраст II группа раннего возраста Цель: - вызвать интерес к предметам ближайшего окружения-мебели. - способствовать появлению.

Конспект НОД в группе раннего возраста «Кошечка к нам пришла» Конспект НОД в группе раннего возраста на тему «Кошечка к нам пришла».

Конспект НОД в группе раннего возраста «Домашние животные и их детёныши» Конспект НОД в группе раннего возраста

Копилка идей: Маша варежку надела!

Помните этот детский стишок? У многих детей такая вот игра "в прятки" - самая любимая зимой. Ведь без варежек и рукавичек невозможно представить себе ни одну прогулку. Кстати, а вы знаеете, в чем разница между рукавицами и варежками, откуда вообще к нам пришли эти названия? Давайте разбираться.

Маша варежку надела:
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь, и найдёшь!
Здравствуй, пальчик! Как живёшь?

С. Капутикян

В России "одежда" для рук - "рукавицы" - появилась в XIII веке, причем, носили ее только крестьяне. А все потому, что им надо было работать на морозе, закрывая руки от холода. А богатые люди обычно защищали руки длинными рукавали шуб и кафтанов.
Кстати, отсюда и появилась поговорка "Работать спустя рукава", то есть - никак.

Русские цари длинные рукава не носили - поэтому у них были были "перстатые рукавицы", или перчатки. Их перчатки обычно были на меху. А "перстатые" - потому что надевались на пальцы - перста, и потому что перстни и печатки носили поверх.

А вот о происхождении слова "варежки" филологи и ученые спорят. Одни говорят, что название происходит от словосочетания "варяжская рукавица". Так как именно из скандинавских стран к нам пришла традиция вязать варежки на спицах (кстати, до сих пор считается, что рукавицы - шьют, а варежки - вяжут).
И большинство орнаментов для варежек - тоже скандинавские, традиционные варяжские орнаменты, символизировавшие солнце, снег, лес, тотемных животных

Есть мнение, что слово "варежка" произошло от глагола "варити", "варовати", что значит "защищать". Еще одна версия происхождения - от глагола "вареги", то есть "варить", потому что в былые времена варежки сначала вязали из шерстяной пряжи, а потом проваривали в горячей воде (знакомая технология, не так ли?).

Названий у варежек было очень много: вязанки, плетенки, связни, рукавки – которые вязали; катанки, валянки – их валяли, как и валенки. Из меха шили – шубницы, мохнатки и мохнашки.

Постепенно мода изменилась, рукава стали короче, понадобилась защита для рук - варежки и рукавицы - ими стили пользоваться даже представители богатого сословия. Но их рукавицы очень сильно отличались от крестьянских - шились из парчи, бархата и сафьяна, украшались бисером, жемчугом, драгоценными камнями, а также золотым и серебряным шитьем.

Варежки раньше различались на мужские и женские. Мужские были простые, без украшений и вязались как правило без резинки, чтобы в них было комфортно работать, снимать и надевать, а если надо - можно было бы запросто скинуть с руки для перекура. Женские варежки были миниатюрнее и куда как наряднее - разноцветные, с узорами и с орнаментами, может и не так богато, но обязательно украшенные.

А вы знаете, что наши предки обычно носили несколько пар рукавиц одновременно: сначала - мягкие вязаные "исподочки", потом - меховые "мохнатки". А если нужно было работать - сверху надевали еще и кожаные рукавицы, холщовые или связанные из конского волоса.

В XIX веке в моду вошли накулачники – длинные узкие перчатки без пальцев. Их еще называли на иностранный манер - "митенки". Они были популярны среди молодежи из зажиточных семей. Их обычно вязали из белых или черных хлопковых ниток и носили по большим праздникам.

Вы наверное обратили внимание, как многое в искусстве создания варежек мы позаимствовали у наших предков. Остается и дальше развивать традиции и создавать новые. Тем более, что без варежек не обходится ни одна зима.

Фото. В Новогоднюю ночь посетило вдохновение.... И связались варежки "Метелица". Автор работы -

Стихи про зиму для самых маленьких: детей от 1 года до 4 лет. 34 стихотворения разных авторов для детских праздников, занятий, игр с малышами, зимних прогулок.

Детски стихи про зиму. Часть 1.

Стихи про зиму для самых маленьких (детей 1-3 лет).

Н. Саконская. Где мой пальчик?

Маша варежку надела:
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Мама варежку сняла:
— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?

В этом стихотворении можно изменить имя на имя ребенка – «Таня варежку надела» или «Настя варежку надела» и др.

Н. Пикулева. Валенки

Паты-паааты- пааааты — пааааты,
Вышли валенки из хаты,
Погуляли по двору,
Поплясали на пиру,
Легли на печь
Пироги стеречь!

И. Токмакова. Медведь

Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на ёлке — снег, снег,
И под ёлкой — снег, снег.

А под снегом спит медведь.
Тише, тише… Не шуметь

С этим стихотворением можно поиграть в догонялки с игрушечным мишкой. Говоря слова из стихотворения идем с малышом к игрушечному мишке. В конце стихотворения — игры разбуженный мишка догоняет ребенка. Ребенок убегает в «домик» (домик надо обозначить заранее — до проведения игры).

Можно поиграть и в жмурки. Тогда задача игры другая. Сначала вместе читаем стишок. Затем нужно пройти неслышно мимо взрослого, который держит на коленях спящего в берлоге мишку. Если мишка услышит звуки — он пробуждается и догоняет малыша. Малыш убегает в «домик».

О. Высотская. Холодно

Кто мяукнул у дверей?
— Открывайте поскорей! —
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.

В. Орлов. Почему медведь спит зимой?

Мишка, мишка!
Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?

Потому, что снег и лёд -
Не малина и не мёд!

В. Хорол. Зайчик

Жил-был зайчик,
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
Там тепло и славно,
Волка нет.
И дают морковку
На обед.

Т. Эльчин. Зимняя песенка

Где ты, солнце,
В самом деле?
Мы совсем
Окоченели.

Без тебя
Вода замёрзла,
Без тебя
Земля промёрзла…

Выйди, солнышко,
Скорей!
Приласкай и обогрей!

З. Александрова. Снежок

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

И. Пивоварова. Заяц

Заяц лег на бугорок,
Подремать решил часок.
А пока он сладко спал,
Первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц серый,
Удивился в чем же дело?
Был я сер, а стал я бел!
Кто меня переодел?

Кто же переодел зайчика? Зачем зайка меняет шубку? Об этом подробнее – сказки, картинки, стихи, развивающие задания для детей.

О. Высотская. Снежный кролик

Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел, как живой!
Он с хвостом и с головой!
За усы
Не тяни —
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!

О. Высотская. На санках

Покатились санки вниз.
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади –
Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно!
А не то разбиться можно!

З. Александрова. В рукавичках маленьких

В рукавичках маленьких
Спрятаны ладошки.
Помоги на валенки
Мне надеть калошки…

Ночью выпал первый снег.
Мы оделись раньше всех.
Я санки качу -
Гулять хочу.

В. Лунин. Кому зимой жарко?

Мерзнут ноги,
Мерзнут руки,
Мерзнут шубы,
Шапки,
Брюки.
На дворе
Такая стужа —
Даже лед,
И тот простужен.
Только вьюги и метели
От усердия вспотели:
Стелят вьюги и метели
Белоснежные постели —
Поваляться на дворе
Детворе!

В. Орлов. Веселый снег

Всюду Снег,
Снег,
Снег!
Всюду Смех,
Смех,
Смех!
Всюду снег
И снежки,
Всюду смех
И смешки!
С высоты
На ребят,
Как пушинки,
Не снежинки
Летят,
А смешинки!

С. Маршак. Сыплет, сыплет снег охапками

Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Во дворах дома.

Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас – гляди, как весело
И белым-бело!

О. Высотская. Пришла зима

Для маленьких деток подходит первое четверостишие из этого стихотворения. Всё стихотворение целиком – для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Пришла зима с морозами,
С морозами, с метелями.
Сугробы под березами,
Белым-бело под елями.

На вязах за околицей
Убор из белых бус.
А воздух жжет и колется,
И пахнет, как арбуз.

Пришла зима бодрящая,
Звенящая, хрустящая,
Со школьными задачами
И печками горячими.

Мы любим дни морозные,
Катка упругий лед,
Ночное небо звездное
И шумный Новый год!

Пришла зима с хлопушками,
С конфетами, игрушками
И праздничными, колкими,
Наряженными елками.

Зима веселой маскою
Заходит к нам в дома.
Волшебной, доброй сказкою
Нам кажется зима!

И. С. Никитин. Фрагмент

Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил окно.

В. Берестов. Снегопад

День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?

М. Садовский. Зимняя шуба

Снег пойдет
И перестанет,
Незаметно
Он растает.
Шубу белую зима
Примеряет всем сама.
Шуба
Зайцу беляку,
Шуба
Лесу и лужку,
Шуба
Лене и Николе,
Шуба
Дубу в чистом поле,
Шуба
Тополю и вязу.
Я уже<
В сугробе вязну,
Но у всех такая
Шуба,
Что носить всю зиму
Любо!

Зима пришла (народная песенка)

Текст произносим с растягиванием гласных. На последних строчках «роняем» малыша с колен.

Зима пришлааааа,
В сани коней запряглаааа,
В путь – дорожку выыыыывела,
Лёд на речке выыыыыымела,
С берегом связаааала,
К земле приковаааала.
Снег заледениииила,
Малых ребят на санки усадиииила,
Лихо с горы покатиииила! Ууууух!

Как по снегу (народная песенка – потешка)

Как по снегу по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.

В первых санках — дедушка,
В других санках — бабушка,
В третьих санках — тётушка.

Наша Катя выбегала,
Дорогих гостей встречала,
Ворота им отперла,
В нову горенку вела.

Валенки. Народная потешка.

Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

Наша Маша (народная потешка)

Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.

В потешке нужно заменить имя девочки на имя ребенка – например, «Наша Таня маленька».

Зимушка (народная закличка)

Уж ты, зимушка, зима,
Зима вьюжлива была,
Все кутила, все мела,
Приморааааживала,
Калинушку с малинушкой
Залааааамливала!

Стихи про зиму для детей 4 лет и старше

Г. Лагздынь. Мороз

Солнце лишь коснулось крыши —
Дед Мороз из дома вышел,
Заспешил Мороз к реке
С белым облаком в руке.
На дорожки, на тропинки,
Там, где были лужицы,
Дед Мороз кидает льдинки
И на льдинках кружится,
По реке скользит, морозит,
В ивы дышит сединой,
Снег кидает под полозья
Рукавицей ледяной,
А потом, схватив охапкой,
Насыпает на крыльцо,
Бьёт по стёклам мёрзлой шапкой,
Озорно пылит в лицо.
А догнать? Поди! Попробуй!
Заведёт Мороз в сугробы,
А в сугробах — терема.
Там живёт сама зима.

В. Берестов. Гололедица

Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?!

В. Степанов. Звезды – снежинки

Вечером зимним
Падают звёзды,
Падают с неба
На город морозный.

Падают звёзды
На дом и дорожки,
Тают у Кати
На тёплой ладошке.

Тают неслышно
Звёзды-снежинки
И на ладошке
Блестят, как слезинки.

Катя с прогулки
Домой возвратится —
Белая сказка
Ей ночью приснится.

А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама?
Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

И. Суриков. Зима (фрагмент)

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.

М. Лукашкина. Праздник первого снега

Эту современную поэтессу знают не все. А жаль. Познакомьтесь с одним из ее чудесных стихотворений.

В календарь загляни —
Не поверишь глазам!
Нет его… Ведь число
Выбирает он сам.

И о месяце нам
Лишь гадать остаётся.
В октябре ли придёт?
Декабря ли дождётся?

Но известен, однако,
Непреложный закон:
Не с пустыми руками
Появляется он.

Одарит, как всегда,
Всех! И полною мерой.
Погляди-ка вокруг!
День уж больше не серый.

Праздник, точно маляр,
Белоснежною краской
Всем в окошко плеснул,
Всех порадовал сказкой.

Распахнул нам глаза,
Дал надежду на чудо, —
И ушёл в никуда,
Взявшись из ниоткуда.

Удивительный день!
В нём и свежесть, и нега…
Лучший праздник из всех —
Праздник первого снега!

А. Барто. Не одна

Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную лепили.

Снег февральский, слабый-слабый,
Мялся под рукой,
Но как раз для снежной бабы
Нужен нам такой.

Нам работать было жарко,
Будто нет зимы,
Будто взял февраль у марта
Тёплый день взаймы.

Улыбаясь, как живая,
В парке, в тишине,
Встала баба снеговая
В белом зипуне.

Но темнеет — вот досада! —
Гаснет свет зари,
По домам ребятам надо,
Что ни говори!

Вдруг нахмурилась Наталка,
Ей всего лет пять,
Говорит: — Мне бабу жалко,
Что ж ей тут стоять? –

Скоро стихнет звон трамвая
И взойдёт луна,
Будет баба снеговая
Под луной одна?!

Мы столпились возле бабы,
Думали — как быть?
Нам подружку ей хотя бы
Нужно раздобыть.

Мы не ели, мы не пили,
Бабу новую слепили.

Скоро стихнет звон трамвая
И взойдёт луна,
Наша баба снеговая
Будет не одна.

Я. Аким. Первый снег

Утром кот принес на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится, легкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой,
Он белеет вдоль заборов,
Прикорнул на фонаре.
Значит, скоро, очень скоро
Полетят салазки с горок,
Значит, можно будет снова
Строить крепость во дворе!

С. Козлов. Зима

Я сегодня нарисую
Зиму, снежную такую.
Лес, дорога -
Всё в снегу.
Чёрный ворон на стогу.

И заборы, и калитки,
К чёрной проруби тропинки…
Дым из труб, в снегу дома -
Настоящая зима!

Кисточкой взмахну -
И с неба
Вдруг повалят хлопья снега.

Вот пропал за снегом лес.
Ворон на стогу исчез.

Не видна уже дорога.
Вот уже не видно стога…

Нет заборов, снегирей,
Замело поля и пущи,
Только снег валит всё пуще,
Гуще, радостней, щедрей!

А вы, люди, знайте (народная)

А вы, люди, знайте,
Сани снаряжайте!
Зиму встречайте!
Мороз величайте!
С глубокими снегами!
С долгими вечерами!

Продолжение — стихи для детей от 5 лет и старше Вы найдете в статье

Еще новогодние стихи для детей Вы найдете в статьях:


Валя вырастет большая,
Будет в золоте ходить.
Всех мамок и нянек
Подарками дарить.
Старых старушек - обносочками,
Молодых молодушек - ленточками.

***

Даша варежку надела.
"Ой, куда я пальчик дела?"
Даша варежку сняла,
Посмотрите-ка, нашла!

***

Как по улочке
Из переулочка
Бежит серенький каток,
Отморозил коготок.
Шубка на нем
Заиндевела,
Брови и усы
Позакуржавели.
Не ходи, кот, босиком,
Ходи в валенках,
В рукавицах ходи,
В теплых варежках.

***

Как у нашей птички
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки – царапки.
На перинку,
На простынку,
Не на край – на серединку
Положили голыша,
Завернули крепыша!

***

Маша варежку надела:
-Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
-Поглядите-ка нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь!
Здравствуй, пальчик, как живешь?

***

Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.

***

Тетка Агашка,
Cшей мне рубашку!
Надо нарядиться -
Едем прокатиться!

***

У нас Ванечка один,
Никому не отдадим.
Мы пальто ему сошьем,
Погулять его пошлем.

***

Тушки-тутушки,
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки.

***

У нас в переулке сапожник живет,
Детишкам ботинки он чинит и шьет.
Тук-тук и тук-тук, тук-тук и тук-тук (произнося эти слова, постукивайте по ботинку ребенка)
С утра и до ночи он чинит ботинки,
Чтоб были как новые после починки.
Тук-тук и тук-тук, тук-тук и тук-тук (снова постучите по ботинку)

***

Мы с тобой пойдем гулять.
Будем с детками играть.
Чтобы Катенька моя
Не замерзла никогда.
Мы наденем шапочку,
Чтобы спрятать ушки,
У Кати на макушке.
А на шейку шарфик теплый,
Очень мягкий и большой.
Ну, теперь комбинезон
Катенькин любимый.
Станешь ты, как гномик,
Цветик мой, родной!
Посажу тебя в коляску,
И поведаю я сказку.

***

Раз, два, три, четыре, пять -
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.

Всегда радуюсь, когда в сообщество приходит неожиданный отклик, который так и просится в нашу рубрику "По следам старых постов". Вот и на этот раз пришел комментарий к посту трехлетней давности о книге воспоминаний А.Соколовского . Александр Соколовский - сын известной поэтессы Нины Саконской и сам детский писатель.
Представьте, что значит вдруг прочитать: "Надо же, их ещё помнят:) Соколовский и Саконская - мои родственники, правда, не по прямой - моя прабабушка Мария Павловна является родной сестрой Нины Саконской. Ей-то поэтесса и посвятила своё знаменитое стихотворение «Где мой пальчик?»:
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!

Здесь Саша Соколовский чуть младше, а на обороте - автограф Нины Павловны:

Попробую расшифровать надпись:
"Дорогим сестричкам Муре, Леле, Муре. Наш Леленька 2 лет 1 месяца. Уши торчат по вине фотографа (оговорка папаши, кот. боится, что вы не найдете сына красавцем). На этой карточке по-моему он очень похож выражением лица и меньше похож чертами.
Ваша Тоня
(Настоящее имя Нины Саконской - Антонина. - Прим .)
Сентябрь 27 г.
Москва".

И еще один снимок - из последних фотографий Нины Павловны Саконской:

А теперь история семьи.

"Это - Александра Герасимовна, урождённая Маклыгина. Это ей поэтесса Саконская, дочь, посвятила проникновенные стихи:
От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим ее
Как хорошего друга
За то, что у нас
С нею все сообща,
За то, что когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
Мы любим ее и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза.
Но стоит с повинной
Прийти головою —
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце свое.
И просто за то,
Что она наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим ее.
Что касается истории семьи… как и у всех - было всяко-разно…
Александра Герасимовна Маклыгина родом из Красноярского края. Говорят, что по матери у неё - немецкие корни. В семье было ещё несколько сестер. И был достаток. Поэтому, когда к юной Александре посватался… какой-то неблагонадёжный элемент, сосланный в Сибирь по политической статье, семья была в шоке. Когда-то Павел Александрович Грушников работал в одесской газете и недвусмысленно симпатизировал революционерам. В конце 19 века ничего хорошего из этой симпатии не вышло: Павла объявили в розыск. По этой причине он менял свою фамилию, пытаясь замести следы. Остановившись на фамилии Грушман (дело-то происходило в Одессе) он, вероятно, потерял бдительность и попал в руки стражей порядка.
Несмотря на своё незавидное положение, Павел сумел убедить родственников любимой девушки, сказав, что собирается отправиться в Баку, чтобы заняться серьезным делом - на рубеже веков в этом городе расцветала нефтяная отрасль. Антонина Павловна (в будущем Нина Саконская - прим. ) , старшая из шести детей, родилась в 1896 году ещё в Красноярском крае. Но позже семья всё же переехала в Баку. Павел Александрович, обладая, как выяснилось, недюжими способностями, вскоре преуспел в нефтяной сфере, разбогател и стал владельцем двух нефтяных компаний (со слов моей, ныне здравствующей, бабушки - внучки Павла). Пытаясь это как-то проверить, я нашла в инете «Протокол Общего собрания членов Общества "Детская больница", состоявшегося в пятницу 27 марта 1915г. в зале Городской Думы г. Баку». В этом любопытном документе говорится, что присутствовавшие 22 члена Общества - это уважаемые или весьма состоятельные люди города Баку, желающие оказать меценатскую помощь и построить на свои средства детскую больницу. В 1915г. в Общество входили 124 чел., из них 14 - почетных, 35 - пожизненных и 75 - действительных членов. Например, всем известный Нобель оказался в этом списке пожизненным членом. А наш П. А. Грушман - действительным.
В семье было пять дочек: Мария, Антонина, Оля, Нюра, Валя и сын Сергей. Все дети получили прекрасное домашнее образование: знали несколько европейских языков, пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах. Семья вообще была очень музыкальна: сам Павел Александрович был самородком - не зная нотной грамоты, он мог играть на всех музыкальных инструментах, которые ему попадались. И прекрасно пел! Неудивительно, что четверо из его детей выбрали музыкальную стезю. В том числе и поэтесса Н. Саконская, его дочь. (Позже музыкальное образование очень пригодилось ей в военную пору, когда в эвакуации она давала уроки музыки и тем спасла себя и своего сына от голода).
…Но вот грянула революция… И всю семью из собственного двухэтажного особняка в центре Баку новая власть выгнала на улицу. А нефтекомпании Павла Александровича национализировала. В то же, примерно, время в возрасте 45 лет умирает его жена - Александра Герасимовна. Павел Александрович от всех потрясений теряет рассудок. И новая власть ему подыграла - бывшего нефтяного магната, а ныне жалкого умалишенного схватили на улице, отправили в дом для душевнобольных и вскоре просто сгноили там. Со слов его дочери, незадолго до смерти он пел перед заключенными свои любимые песни, и пел, как всегда, прекрасно!... Эта история ещё долго будоражила обитателей больницы.
…Дети остаются одни. Без крова и хлеба. Но, чудесным образом, детей спасает их же прислуга - кухарка. Семья была добра к ней, и эта женщина в трудную минуту протянула руку помощи. Она перевезла детей к себе в подвал, в котором обитала сама, а спустя время открыла в Баку столовую с домашней кухней - сестры Грушман быстро выучились готовить и вовсю помогали своей спасительнице.
Позже сестры разъехались кто куда (а об их брате - отдельная история, тоже интересная, но как-нибудь в другой раз). И вот однажды (уже, думаю, в начале тридцатых годов)… Однажды этих сестер приглашают в НКВД! Что случилось? Молодые женщины шли, не чуя ног от страха. Оказывается, незадолго до революции любящий папа застраховал всех своих детей, для чего в английском банке открыл на каждого счет. И теперь английская сторона искала тех людей, кому они должны выплатить проценты. И, о чудо, эту валюту сестры действительно получали какое-то время и тратили в торгсинах. Покупали, в основном, еду, но и на одежду тоже оставалось.
Однако, страх за семью остался у каждой из сестёр на всю жизнь - моя прабабушка, будучи уже в преклонном возрасте, рассказала дочери и внучке историю семьи как она есть".