Сватовство, смотрины, рукобитие - свадьба на Руси….

Сватовство на Руси считается одним из традиционных обрядов, известных на протяжении многих столетий. Основной задачей его считалось обсуждение имущественных соглашений перед заключением брака между молодыми.

Относится обряд сватовства к ритуалам, которые предшествуют свадьбе, как и смотрины, сговор, рукобитье.

Свадебные торжества

На Руси весь цикл создания новой семьи состоял из нескольких этапов.

Среди них:

  1. Досвадебные ритуалы – знакомства, девичьи гадания, выбор невесты;
  2. Предсвадебные ритуалы – смотрины, сватовство, сговор, жениховы посиделки, девичник;
  3. Свадьба – отъезд, свадебное провожание, венчание, праздник;
  4. Послесвадебные ритуалы – второй день праздника, гости, визиты.

Все эти обряды были стандартными, и без них не проходило ни одно свадебное мероприятие. И если с досвадебными мероприятиями все понятно: знакомства, девичьи гадания, сердечный выбор – в конце обычно молодые парни и девушки скромно показывали свои симпатии друг другу.

И именно эти симпатии часто и ложились в основу будущего брака. То предсвадебные ритуалы – более сложные мероприятия. О них мы и поговорим в данной статье.

На протяжении многих столетий обряд сватовства был обязательным. В современном мире все немного изменилось, однако многие все еще придерживаются традиций. Раньше в роли сватов выступали родственники парня. Как правило, это были крестные или старшие родственники (дяди, братья). В некоторых регионах до свадьбы жених не видел будущую жену.

В таких случаях прибегали к услугам свахи, которая и рассказывала будущему мужу и его семье о красоте невесты, ее приданом и родственниках. Услуги свахи оплачивались, обязательным презентом ей являлась кашемировая шаль.

К выбору даты сватовства подходили очень основательно: во-первых, дата должна быть нечетной (кроме, тринадцати), во-вторых, чаще всего оно проводилось в начале месяца, поскольку считалось, что удачные сделки заключаются именно в это время. Поэтому ритуал проводился 3, 5, 7 или 9 числа.

В дом к невесте отправлялись во второй половине дня, после захода солнца. Предварительно, для успеха в деле, в доме жениха связывались все кочерги и ухваты — это сулило удачу. По дороге сваты старались не встретить никого из знакомых и друзей, поэтому отправлялись часто более долгой дорогой. Если же встречался кто-то, то это могло сулить неудачу. Кроме того, при встрече со знакомыми запрещалось разговаривать.

Когда вся процессия прибывала к дому девушки, то перед тем, как стучать в дверь, нужно было прикоснуться плечом к дверному косяку. Когда сватов приглашали в дом, необходимо было перекреститься по направлению к иконам Святых в невестином доме.

Только после этого можно было начинать разговор. Еще одним предвестником успешного завершения дела было следующее: перед разговором или в самом его начале необходимо было прикоснуться к ножке стола, за которым и были переговоры.

Все разговоры велись метафорами. Сваты часто спрашивали: «У нас есть купец. Есть ли у вас товар?» или «Не потерялась ли наша телочка? Не видели ли вы ее?» .

Если все разговоры заканчивались удачно, то вокруг стола, за которым велись переговоры, нужно было обойти трижды и родителям молодой, и сватам. В случае, когда переговоры заканчивались неудачей, сваты просто уходили и старались закрыть дверь спиной, чтобы помешать девушке выйти замуж в ближайшем будущем.

Весь обряд проводился в два этапа при согласии сторон: в первый день договаривались, принимая принципиальное решение относительно будущего молодых, во второй – решали день смотрин, который обычно проходил в доме невесты через неделю.

– становились настоящими ритуальными действами.

На Руси свадьбу играли, словно выполняли магический обряд. Каждый шаг был выверен, любая мелочь что-то означала, на что-то указывала, могла предсказать будущее…

Свадебный обряд полностью сформировался в 13-14 веках. По крайней мере, так говорят историки. И суть свадебного обряда не менялась потом на протяжении многих лет, хотя и некоторые моменты все же в разных местностях трактовались по-разному.

Итак, традиционная свадьба на Руси 13-14 века начиналась со сватовства.

Сватовство – это первое, что случалось перед свадьбой. Потом проходили смотрины, рукобитие, вытие, девичник, выкуп. И, наконец, венчание, гулянья и свадебный пир.

Все обряды призваны напоминать: девушка переходит из рода своего отца в род мужа. Поэтому во все время свадебных церемоний восхвалялись духи мужнего рода, чтобы переход молодой под их покровительство прошел благополучно.

Переход от одного к другому – это смерть в одном и рождение в другом. Поэтому символика говорит именно об этом: смерть и рождение вновь. Вот, к примеру, девичник перед свадьбой. Во время него принято было ходить в баню . Поход в баню символизировал обмывание покойника. Вытие (плач о невесте, которая покидает отчий дом) – то же, что и плач о покойнике. А на венчание в церковь невесту ведут под руки, словно она безжизненное тело… А после венчания жених вносит невесту в дом на руках (традиция жива до сих пор), не потому что он сильный и может поднять хрупкую барышню, так жених якобы обманывает домового: вносит невесту, словно она новорожденная – новый член семьи. И она в доме оказалась, а в дом и не входила – вот и домовой принимает ее.

Сватовство. Сватами по традиции были родственники жениха. Чаще всего мужчины.

Когда сват заходил в дом предполагаемой невесты, то делал некое обрядовое действо: садился в определенное место, стучал печной заслонкой и так далее. Потом произносил текст. Не напрямую просил он руки дочери для жениха. Все было завуалировано: «У вас товар, у нас купец», «Наш гусачок ищет себе гусочку». Родители девушки отвечали в таком же духе. И в первый раз непременно отказывали. Этого требовал обычай. Только после уговоров свата папа и мама невесты соглашались выдать свою доченьку за их «купца» или «гусочка»…

Смотрины проходили после сватовства. Родители невесты приходили в дом жениха, чтобы «оценить обстановку». То есть посмотреть, бедно или богато живут в доме, хватает ли зерна, хлеба и прочих припасов. Сколько чего водится в хлеву… Не обрекать же родную доченьку на жизнь впроголодь?

Если родители невесты оставались довольны домом жениха, то далее следовал обряд рукобитие (сговор, запой, пропой, заручины, запоруки, просватанье, своды и так далее) – церемония, которая нужна только для того, чтобы назначить дату свадьбы.

На сговор, который обычно проходил через две недели после сватовства, в дом невесты приходили не только родственники, но и почти все жители деревни. Угощения-то всем предлагали…

После сговора начиналось вытие – период перед свадьбой. Называется так, потому что в это время невесте полагалось плакать и причитать, сетуя на свою долю-долюшку. По крайней мере, так было у северных народов. Южане делали наоборот – все это время жених приезжал в дом невесты, и там устраивали пляски, пели песни.

А еще в этот период невеста должна была готовить приданое: одеяло, перину, подушки, вышитые полотенца, рубахи для будущего мужа.

Накануне свадьбы невеста непременно ходила в баню и устраивала девичник . На девичнике девушка прощалась с подругами. И со своей девичьей жизнью. Основное действо – расплетение невестиной косы.

В день свадьбы к невесте обычно приезжал дружка – брат или другой родственник жениха. Невеста к его приезду уже должна быть готова: одета, причесана. Она сидит в красном углу и дожидается. Дружка проверял, готова ли невеста встретить жениха. Если готова, то к дому ее отправлялся свадебный поезд , «пассажирами» которого были жених, дружка, а также родственники и друзья.

В доме невесты проходил выкуп . Между прочим, его проводят в наши дни почти точно так же, как и много веков назад.

Как только невеста выкуплена, поезд движется к церкви, где пройдет венчание . Затем невесту привозят в дом мужа. Наступает самая приятная часть свадебной церемонии – застолье . Все веселятся, поют . Одним словом, от нашей современной свадьбы в этот момент свадьба на Руси мало чем отличается.

Смотрины

Спустя несколько дней после сватовства, жених вновь со своими родственниками наведывался в гости к невесте. На «смотринах» девушка обязана была показать себя во всей красе и продемонстрировать все, чему ее научили родители. Затем мама жениха рассматривала и оценивала все приданое невесты. Каждое действо сопровождалось песнями и причитаниями. В случае отказа от женитьбы девушка могла просто не выходить к жениху.

Сговор

Одним из важнейших исчезнувших обрядов считается «сговор». Через неделю или немного больше после смотрин семья жениха опять шла в гости к невесте. На сговор накрывали гораздо богаче и праздничнее стол, где проходили последние переговоры и составлялся договор, что в определенный день молодой человек обязан жениться на девушке. По-современному это можно назвать помолвкой. После подписания договора обеими сторонами, свадьба была неизбежна. Во время подписания бумаги девушке запрещалось присутствовать за столом. Она лишь могла передать от своего имени через сестру или родственницу подарки жениху и его родным. Молодожены не виделись до свадьбы.

Рукобитие

Еще один обряд, который закреплял безотказную договоренность о свадьбе, был известен, как «рукобитие» или «запой». Этот обряд чем-то схож со «сговором», только на «рукобитии» молодожены могли видеться. Их, как правило, усаживали за стол и подруги невесты величали молодых в песнях. Сама невеста только сидела и причитала, если не вызывали «выльницу», девушку, которая исполняла причеты за невесту. Несмотря на активное передвижение жениха, он был пассивный, т.к. за него все говорили и делали его родные, друзья или сваты.

Рукобитие

А. Зубчанинов. Крестьянская помолвка


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Рукобитие" в других словарях:

    РУКОБИТИЕ, я, ср. (устар.). Сильное, с хлопком рукопожатие в знак заключения сделки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Рукобитье, рукопожатие Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Ср. 1. Хлопанье, битьё по рукам [рука I 1., 2.] в знак заключения сделки, взаимной договоренности. 2. Часть свадебного обряда в старом быту (обычно крестьянском и купеческом), когда отцы жениха и невесты договаривались о браке детей. Толковый… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Рукобитие - старинный обычай бить по рукам в знак совершения сделки, в т. ч. и брачного договора. В последнем случае Р. происходило между отцом жениха и отцом невесты и было частью свадебного обряда … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Адольф Вильям Бугро The Proposal Обручение (такж … Википедия

    Андрей Рябушкин. «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии.» 1880 год. Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов. Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные… … Википедия

    Н. П. Перов. Смотрины невесты. 1861 … Википедия

    Н. К. Пимоненко. Сваты. 1882 … Википедия

Далее в предсвадебном этапе следует «Сговор» у бедных крестьян проводился в тот же день что и осмотр двора жениха, у богатых - через два-три дня. Здесь договаривались о приданом невесты и о размере кладки получаемой с жениха.

Кладка состояла из определенного количества денег, одежды для невесты и продуктов для свадебного стола. На кладку невеста с подругами шила подарки жениху и всей будущей родне. Кладка либо полностью поступала в распоряжение невесты и входила в состав ее личного имущества, либо шла на уменьшение свадебных расходов, тем самым она обеспечивала некоторую имущественную самостоятельность и даже свободу новобрачной в чужой семье.

Кладка она же приданое в традициях была четко проговорена, все знали что для этого нужно. Девушка должна была приготовить одеяло, подушки, покрывало на постель, несколько скатертей, подзоры, занавески на окна, тканные половики, словом все, чем можно было убрать новое жилье.

Часто в разных местностях добавляли такие предметы как куски материи, шубы. Невеста должна была раздавать созданные ею вышивки подругам и родственникам. Как отмечает Ю.Хижняк в своей статье: «Все что девушка подготавливала к свадьбе вывешивалось в избе на всеобщее обозрение, а в домке жениха прежние занавески заменялись невестиными.»

Отец и родственники подтверждали непорочность девушки и несли ответственность за нее.

Сговор заканчивался рукобитием, во время которого отец невесты и отец жениха жали друг, другу руки обернув их полой кафтана, утверждая полное согласие на брак. А невеста, в свою очередь, отдавая свой лучший платок жениху в знак окончательного решения выйти замуж. В своей книге Панцюк Е.К. пишет: «Невеста во время сговора сидела где-нибудь у печки или «в куте» под палатьями - стонала, плакала и причитала, если сама неумела, то к ней приглашалась женщина - «выльница», умеющая выть, причитать…».

Некоторые до свадебные и свадебные причитания и плакальные песни вы можете найти в Приложении 2.

Так же рукобитие в некоторых регионах проходило и в немного другой интерпретации: приглашенные отец и мать жениха входили в дом невесты, рассаживались за столом, на котором стоял пирог и соль. Двери запирались, чтоб ни кто не мог помешать важному делу. Все молились, затем скрепляли руки сватов и, трижды обводя скрепление пирогом, говорили: «Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки и навеки. Аминь.» пирог разламывали и отдавали по половине отцам жениха и невесты. Этот пирог хранился до венчания, а после чего - становился первой пищей для новобрачных, причем жених съедал невестину половину пирога а невеста - женихову.

На рукобитье невеста рыдала и причитала, прощаясь с родным домом, отцом и матерью, подругами. Все это проходило между пированьем и разговорами.

После сговора и рукобития начиналось пиршество, в котором принимали участие представители обеих сторон. Пиршество именовалось «запоем».

В это время жених с товарищами, взяв гостинцы, отправлялся к невесте. Невеста с подругами угощала жениха, ему пелись величальные песни. Затем все отправлялись кататься.

Сговор рукобитие и запой являлись окончательными действиями подтверждающими согласие семей жениха и невесты на заключение брака. Теперь отказаться от брака не могла ни одна из сторон.

После начиналась активная подготовка к свадьбе: варили пиво, кололи скотину, пекли хлеб и т.д.

Отметим, что хлеб имел важное значение в обрядах, жизненных циклах и сопровождал человека всю жизнь. Свадебный хлеб приобретал космогонический характер. По мнению Топорова В.Н. солнце и луна являются олицетворением мужского и женского значения, фигурки птиц и зверей выступают как пожелание обильного потомства, «сад» соотноситься с «цветением» невесты. Поскольку преображение девушки в женщину событие однократное, то и свадебный хлеб пекут только один раз. Если вдова вторично выходит замуж, то второго каравая у нее не будет. После просватанья Невеста начинала «выть». По утрам она должна была встать раньше всех и одевшись начинала причитать, обращаясь по очереди то к отцу, то к матери, братьям сестрам и другим. Затем она полностью отстранялась от хозяйственных дел семьи и занималась вместе с подругами приведением в порядок своего приданного. Подруги приходили к невесте в дом рано утром, а иногда и жили вместе с ней.