Технология обработки поясных изделий после примерки. Подготовка изделия к первой примерке

Подготовка к примерке. Примерка — ответственная и сложная операция, благодаря которой устраняют все неточности раскроя, "подгоняют" фасон к данной фигуре.

Работа сводится к трем основным моментам:

уточнение посадки изделия на фигуре;

уточнение формы и пропорций изделия с учетом индивидуальных особенностей фигуры;

уточнение формы, размера и размещения отделочных деталей изделия.

Количество примерок может быть разным (обычно от одной до трех) и зависит от того, насколько точно было скроено изделие, от особенностей фигуры, а также от сложности выбранного фасона.

Не следует делать слишком много примерок, так как необработанные края деталей

деформируются, что испортит вид готового изделия. Особенно осторожно надо обращаться с легко растягивающимися тканями из искусственного шелка и штапеля. В изделиях из этих тканей полезно до примерки проложить по краям отдельных деталей стежки или приметать кромки, которые предохранят вырезы от растягивания.

Во время подготовки изделия к примерке используйте булавки, нитки, остро заточенный мел, остаток (омылок) туалетного мыла. Для хлопчатобумажных тканей применяют резец, для шерсти и шелка — мел, мыло или силки из ниток.

После раскроя, перед примеркой на изделии прокладывают нити, обозначающие центры переда и спинки, контрольные точки для соединения отдельных деталей, обозначают все линии фасона. Резцом или мелком линии прокладывают сразу на двух слоях ткани. Сначала нужно обвести выкройку, потом отколоть ее, сложить правую часть детали с левой, чтобы контуры их строго совпадали, и "отбить" мел на нижнюю деталь. Если линии обозначились плохо, обвести их еще раз. Есть и другой способ перенесения линий. Обметку делают мелом или мылом и линии на вторую деталь переводят при помощи булавок. По их отметкам вновь. проводят линии.

По проложенным линиям детали сметывают от середины к краям, то есть соединяют сначала внутренние линии вытачек, складок, а затем плечевые и боковые швы, воротник, а затем правый рукав. При необходимости заготавливают подплечики и отделочные детали (карманы, оборки, вставки и пр.). При сметке плечевых швов (если на спинке нет линий рельефов, упирающихся в плечевые срезы) ткань припосаживают для правильного облегания. Посадку увеличивают для более выпуклой спины или развитых лопаток и распределяют по плечевому шву спинки. Вместо посадки закладывают вытачку, размер которой определяют во время примерки.

Прежде чем сметать тот или иной шов, его закалывают булавками, которые ставят поперек, чтобы они не мешали стежке. Если платье цельнокроенное, первую булавку ставят по линии талии и затем вверх и вниз от нее. Плечевые швы складывают с концов к центру, рукава — сверху и снизу к центру шва, верхний воротник с нижним — от середины к концам, лиф с юбкой — от середины спинки и полочки к боковым швам, юбку — от линии бедер вверх и вниз, вытачки — от узкого конца к широкому.

Первая примерка. При примерке лучше надеть такое же белье, какое было надето при снятии мерки. Большое значение имеют также обувь, прическа и украшения: это позволит более полно представить внешний вид будущего изделия.

Сметанную вещь надевают осторожно, чтобы не распороть швов и не растянуть открытых срезов. После этого расправляют материю на фигуре, прикалывают посередине спинку и полочки к белью и затем приступают к примерке, то есть подгонке изделия к фигуре. Примерку начинают с правой стороны человека, примеряющего изделия.

Во время примерки булавки вкалывают поперек швов и линий, тогда они меньше деформируются, булавки не мешают снимать и надевать изделие. Булавки — подсобное средство, годное для любой ткани. Для пометки отдельных контрольных точек на срезах делают надсечки (небольшие надрезы тканей).

Если на спинке нет сложных линий, можно сделать переколку на ней, а затем уже на полочке. Основные изменения намеченных линий на спинке обычно касаются плечевых швов (запасы в швах, посадка со стороны спинки), боковых швов и вытачек по линии талии.

Устранив эти неточности, приступают к подгонке полочки на фигуру. Начать лучше с вытачек. Перекалывая их, не забывайте о соблюдении фасона. Закончив основные исправления, определяют линию талии, как и при снятии мерки (обвязывают талию узким шнурком, по которому затем прикалывают юбку).

Когда линии фасона лифа имеют связь с линиями на юбке, их совмещают по линии талии. Вытачки на юбке и лифе могут и не совпадать, так как расположение их зависит от особенностей фасона или фигуры. Обычно вытачки на юбке располагаются дальше от центра, чем вытачки на лифе, или совпадают с ними. Исправив линии на всех деталях юбки, устанавливают длину (измеряют расстояние от пола до низа юбки). Затем подкалывают воротник и рукав. Воротник подкалывают от середины спинки к середине переда, слегка натягивая его к горловине. Окат рукава предварительно собирают на нитку, один конец которой остается незакрепленным, чтобы, примерив, можно было легко изменить посадку в зависимости от фигуры. Вытачка, предусмотренная в окате рукава, должна служить продолжением линии плечевого шва.

Положение рукава в пройме считается правильным, если линия длины рукава (по центру оката) расположена вертикально (отвесно). Для этого рукав начинают накалывать сверху к плечевому шву или рядом с ним, а затем уже по лифу и боковым сторонам.

Наибольшая посадка в рукаве обычно приходите* на переднюю часть оката, несколько меньшая — на заднюю; под рукой посадки не делают.

На примерке окончательно располагают отделку на лифе и юбке и намечают места разреза для петель.

Подготовка ко второй примерке. Прежде чем снять вещь после примерки, откалывают булавки по центрам и проверяют, не осталось ли булавок, прикрепляющих платье к белью. Затем все новые линии помечают нитками на лифе и на юбке, откалывают лиф от юбки; на рукаве отмечают середину рукава напротив плечевого шва, линию вметывания рукава по пройме, места ограничения посадки., На воротнике намечают положение плечевого шва и середину переда, затем рукав и воротник откалывают.

Прокладку новых линий на лифе и юбке начинают с боковых и плечевых срезов, затем вытачек и линий фасона; по мере надобности швы раскалывают.

После уточнения линий и швов на деталях правой стороны все новые линии аккуратно прокладывают нитками. Они как бы служат заменой обмелки (чтобы не чертить мелом по лицевой стороне). При прокладывании ниток следят, чтобы детали не скреплялись, нитки должны идти по одному слою ткани, а деталь при этом остается плоской. По этим ниткам с изнаночной стороны вновь делают обмелку, нитки удаляют. Все новые меловые линии переносят на вторую сторону детали. Изделие вновь сметывают, стачивают рельефы, вытачки, отутюживают, сутюживают слабину на вытачках, а затем стачивают боковые и плечевые швы. Обрабатывают застежку.

Ко второй примерке оставляют только вметанными (не пришитыми) воротник и рукава, а также не подшивают низ юбки. Иногда остаются сметанными лиф с юбкой по линии талии и отделочные детали.

Вторая примерка. Цель второй примерки — проверка качества обработанных линий, правильности вметки воротника, рукавов и наметки отделочных деталей.

Все исправления линий на изделии выполняют в том же порядке, что и на первой примерке. Втачивают воротник, рукава, обрабатывают и приутюживают отделочные детали, изготавливают подплечики. Изделие отутюживают полностью и в последнюю очередь пришивают пуговицы и подплечики.

Чтобы уточнить правильность посадки на фигуре, подготовленное к примерке изделие надевают и тщательно расправляют. Затем подкладывают и прикрепляют плечевые накладки. Если изделие с застежкой, совмещают линии середины переда и линии талии (в полуприлегающих и приталенных изделиях) и скалывают булавками на уровне расположения петель.

Если изделие имеет правильную посадку, на фигуре не должно быть никаких перекосов, заломов. У переда и спинки должен быть правильный отвес, о чем свидетельствует вертикальное положение их середин.

При наличии недостатков необходимо в первую очередь установить причины их возникновения, затем устранять.

Примерку женских изделий выполняют по правой стороне. В первую очередь уточняют баланс изделия. Уточнение рекомендуется проводить путем переколки плечевых швов, выпуская или забирая их в высших точках горловины. Для этого необходимо распороть плечевой шов, выправить рукав, предварительно уточнив его форму, ширину вверху и внизу. При переколке плечевых швов следует обратить внимание на правильность облегания переда на плечевом участке в области горловины, проймы, груди и спинки.

Также необходимо уточнить величину раствора и длину нагрудной и плечевой вытачек. Затем следует обратить внимание на соотношение ширины горловины спинки и полочки (переда) и правильность расположения плечевого шва. Наколку плечевых швов следует производить накладным швом, подгибая обрезной край спинки. Булавки вкалывают поперек шва, что позволяет правильно сосредоточить посадку в необходимом месте

и обеспечивает точное определение направления шва.

В тонких тканях неправильный баланс изделия можно исправить, закалывая излишки ткани на спинке и полочке параллельно плечевому шву, если плечевые срезы не требуется смещать по горловине.

Баланс уточняют путем смещения спинки и полочки по боковому шву в том случае, когда припуски по плечевому срезу оказались малы для исправления недостатков и при неправильном определении припуска на свободное облегание к длине спины до линии талии при наличии большой кривизны спины или выпуклости лопаток. Если достаточно уточнить форму и объем изделия за счет бокового шва, его скалывают, подгибая обрезной край спинки и вкалывая булавки поперек шва.

Иногда даже в правильно сбалансированном изделии требуется уточнение участка вершины проймы из-за неточно снятого измерения — высоты плеча косая. В этих случаях плечевой шов также распарывают по всей длине, выпустив запасы или забрав излишки ткани, сохраняя правильное направление шва от проймы к горловине.

На фигурах, имеющих отклонение от условно пропорциональной, а также в случаях несимметричности сторон фигуры, следует производить уточнение обеих сторон изделия.

В прилегающих и полуприлегающих изделиях намечают линию талии в соответствии с пропорциями, диктуемыми формой изделия и особенностями телосложения фигуры.

После уточнения на фигуре основных конструктивных участков приступают к уточнению формы с выбранным силуэтом и с учетом индивидуальных особенностей фигуры.

Форму изделия уточняют, изменяя вытачки, рельефы, определяя их правильное направление и положение, а также величину и уровень растворов. Если изменяют только направление рельефов или других декоративных линий без изменения растворов, то новое положение целесообразнее отмечать мелом, не распарывая сметанных швов.

Для окончательного уточнения общей формы изделия рекомендуется вновь приколоть рукав, предварительно намелив линию втачивания рукава, при этом необходимо обратить особое внимание на правильность отвеса рукава и форму оката.

Окончательно уточняют длину изделия и рукава, определив при этом правильность пропорций изделия.

Последним этапом проведения примерки является определение месторасположения, размеров и формы деталей (воротника, карманов, клапанов, манжет и др.).

Если плечевые швы перекалывались, то, прежде чем найти форму воротника, уточняют вырез горловины. Воротник прикалывают по линии выреза горловины, уточняют его форму, высоту стойки, степень отставания или прилегания к шее.

Размеры, форму и расположение отдельных деталей уточняют в соответствии с фасоном, особенностями и пропорциями фигуры, подчиняя все детали общей форме и характеру изделия, одновременно намечают места петель.

При примерке костюмов" вначале уточняют линии и качество посадки юбки, затем верхней части комплекта. После примерки изделие снимают с фигуры, уточняют меловые знаки, сделанные во время примерки. По уточненным линиям правой стороны изделия вдоль булавок проводят четкие меловые линии или прокладывают нитки сметочными стежками. Меловые линии (или нитки) прокладывают по всем измененным линиям, а также по линиям оката рукава и пройм, горловины, талии, низа изделия и рукава. Затем удаляют ненужные стежки, булавки, детали приутюживают, скалывают симметричные детали правой стороной вверх и окончательно намеляют все детали, а затем переносят копировальными стежками на симметричную деталь.

Подготовка изделия ко второй примерке. Ко второй примерке в изделии должны быть обработаны все вытачки, рельефные линии, складки, сборки, защипы лифа.

карманы, борта, воротник, рукава, стачаны боковые и плечевые срезы, вметаны рукава. Вторую примерку проводят в той же последовательности, что и первую. Изделие надевают на фигуру, проверяют правильность посадки, ширину и длину изделия, правильность выполнения линий, соединения воротника с горловиной, рукава с проймой.В случае необходимости вносят соответствующие исправления в изделие.

Тема: Подготовка швейных изделий к примерке.

Цель:

    Научить учащихся подготовке изделия к примерке;

    Ознакомить с приёмами соединения плечевых срезов, из которых один должен иметь посадку;

    Мультимедийный проектор;

    Манекен;

    Образец плечевого изделия;

    Презентация «Подготовка изделия к первой примерке»;

    Крой изделия;

    Швейными принадлежностями;

    Рабочие тетради;

Методы обучения:

Тип урока: комбинированный

Ход урока: (1 час)

I . Организационный момент:

II. Повторение пройденного материала 1. К каким изделиям по способу носки относят блузку? Почему?

2.Какие ткани используют для пошива блузок?

3.Как можно отделать блузку?

4. Какие основные детали имеет блузка?

5. Какие швы применяют при пошиве блузки?

6. Как можно обработать нижний срез блузки?

7.Работа по карточкам(подписать датали блузки и линии срезов)

8.Работа в парах. (собрать план пошива по порядку)

III. Изучение нового материала сопровождается презентацией:

Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изготовлению плечевого изделия. На прошлом уроке чем мы с Вами занимались? Занимались подготовкой деталей кроя к обработке. Сегодня подготовим изделие к первой примерке, И так запишите тему сегодняшнего урока: «Подготовка изделия к примерке.»

Цель урока

Наша задача выполнить подготовку изделия к первой примерке так, чтобы во время её было как можно меньше недочётов. Чтобы изделие хорошо сидело на фигуре, очень важно правильно соединить между собой его детали, т.е. точно выполнить соединительные и краевые швы. К первой примерке должны быть смётаны вытачки, складки, рельефы, боковые и плечевые срезы, низ подогнут и замётан. Рекомендуется смётывать детали кроя тонкими нитками.

На фабриках индивидуального пошива прогрессивная технология рекомендует применять С-М 1822 кл. для смётывания изделия к примерке из тканей не обладающих повышенной растяжимостью, скольжением, прорубаемостью под иглой. Применение С-М 1822кл. снижает объём ручных работ в среднем на 30 минут на ед. изделия.

Мы с вами будем готовить изделие к примерке ручным способом последующей последовательности.

Подготовка изделия к примерке

Последовательность выполнения работ

Длина стежка, см

Подготовить крой к смётыванию: сколоть срезы деталей лицом внутрь; начинать от талии (вверх и вниз), от середины переда или спинки – влево и вправо, совмещаем контрольные знаки. Булавки ставить поперёк линии с интервалом 5-6 см. на прямых участках и 1-2 см. - на кривых.

Сметать плечевые срезы спинки и полочки, сделав посадку по плечевому срезу спинки. Смётывать со стороны спинки. Высшие точки горловины спинки и полочки должны совпасть.

Сметать боковые срезы спинки и полочки, совмещая линию талии. Смётывать со стороны спинки.

Подогнуть низ рукава по линии низа на изнаночную сторону и заметать.

Подогнуть низ изделия по лини низа на изнаночную сторону и заметать.

0,5

0,7 – 1,0

1,5-2,0

1,5–2,0

IV . Повторение техники безопасности с иглой, ножницами.

V . Физминутка

V I . Практическая работа

Учащиеся выполняют практическую работу «Подготовка изделия к примерке» по инструкционным картам.

V II .Продолжение практической работы (2 час)

Самоконтроль качества работы.

VIII . Индивидуальная работа с отстающими учащимися по данной теме.

X . Итог урока

Оценки за урок.

Д.З. стр.62

Уборка рабочих мест.

Таблица 14. Дефекты плечевого изделия и способы их устранения

Описание дефекта
и его графическое
изображение

Причина
возникновения

Способ устранения
и его графическое
изображение

1. Изделие узко по линии груди, талии или бедер

Неправильно сняты мерки С г , С т и С 6 и определен размер изделия

Распороть боковой шов. Расширить изделие за счет припусков боковых швов

2. Изделие широко по линии груди, талии или бедер

Неправильно сняты мерки С т , С г и С 6 и определен размер изделия

Заколоть булавками излишек ширины изделия. Распороть боковой шов. Заузить изделие. Отметить мелом новую линию проймы.

3. Вершина вытачки не совпадает с высшей точкой груди, а располагается выше нее

Особенности фигуры

Отметить булавкой высшую точку груди. Распороть боковые швы и вытачки. Перенести линии вытачки вниз параллельно (а) или опустить только вершину вытачки (б)

4. Вершина вытачки не совпадает с высшей точкой груди, а располагается ниже нее

Особенности фигуры

Отметить булавкой высшую точку груди. Распороть боковые швы и вытачки. Перенести линии вытачки вверх параллельно (а) или только вершину вытачки (б)

5. Изделие не прилегает к фигуре по пройме, образуются наклонные складки от плеча к пройме

Особенности фигуры -покатые плечи

Заколоть булавками излишек плечевого шва, сводя его на нет у горловины. Распороть плечевые швы. Изменить наклон линии плеча

6. Изделие не прилегает к фигуре по вырезу горловины, образуются складки у горловины

Прямые плечи

Заколоть булавками излишек плечевого шва, сводя его на нет у проймы. Распороть плечевые швы. Изменить наклон линии плеча

Во время проведения примерки проверяют:

    ширину изделия;

    положение плечевых и боковых швов;

    направление и длину вытачек;

    прилегание в области горловины;

    положение застежки;

    длину изделия;

    положение шва соединения лифа с юбкой.

Если обнаружены дефекты, сметочные строчки распарывают и забирают (или выпускают) ткань в вытачку или шов.

Устранение дефектов после примерки

После примерки изделие раскладывают на столе и приступают к устранению выявленных дефектов:

    прокладывают прямые стежки, удаляют булавки;

    распарывают старые сметочные швы, отутюживают детали изделия;

    складывают детали лицевыми сторонами внутрь, совмещая вытачки, срезы, и скалывают булавками;

    все исправления переносят на парные детали или симметричные стороны цельных деталей любым из способов:

    сметывают изделие по новым линиям;

    повторяют примерку.

Тема: Проведение примерки. Устранение дефектов.

Цель:

    Научить правильно проводить примерку, устранять недочёты, выявленные в результате примерки;

    Развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля. Умение работать с инструкционными картами, приспособлениями;

    Развивать творческие способности, координацию движения рук;

    Воспитывать у учащихся внимательность, точность, аккуратность, самостоятельность, любовь к швейному делу.

Методическое оснащение урока:

    Мультимедийный проектор;

    Манекен;

    Образец плечевого изделия, подготовленного к примерке;

    Инструкционные карты: «Проведение первой примерки», «Устранение дефектов после первой примерки»;

    Презентация «Примерка изделия, исправление дефектов»;

    Таблицы основных недочётов плечевого изделия;

    Крой изделия;

    Коробочки с швейными принадлежностями;

    Рабочие тетради;

    Линейка.

Методы обучения: объяснение, показ трудовых приёмов, показ наглядного материала, практическая работа.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I . Организационный момент :

Проверка присутствующих, их готовность к уроку.

II. Актуализация прежних знаний :

    В чем заключается подготовка кроя к пошиву?

    Какие контрольные линии и знаки проставляют на деталях кроя и каково их назначение?

    Назовите технические условия на выполнение ручных работ при подготовке блузки к первой примерке.

    Какова степень готовности изделия к примерке?

III. Изучение нового материала.

Сегодня подготовим изделие к первой примерке, проведём первую примерку, устраним дефекты после первой примерки, если они возникли.

Учитель: Итак, мы выяснили, что для того чтобы «костюмчик сидел» нужно подогнать его по фигуре, а этого не сделаешь без примерки. Вот сегодня мы и познакомимся, как проводят I-ую примерку. Это магическое действо мастера-портного. Также мы вспомним как правильно подготовить изделие к I-ой примерке, ее назначением, отработаем умение по сборке изделия на практике. Будем учиться работать аккуратно, а без внимательности этого не достичь.

Наша задача выполнить подготовку изделия к первой примерке так, чтобы вовремя её было как можно меньше недочётов. Чтобы изделие хорошо сидело на фигуре, очень важно правильно соединить между собой его детали, т.е. точно выполнить соединительные и краевые швы. К первой примерке должны быть смётаны вытачки, складки, рельефы, боковые и плечевые срезы, низ подогнут и замётан. Рекомендуется смётывать детали кроя тонкими нитками.

Учитель: вы подготовили изделие к первой примерке, теперь давайте её проведём. Кто делает примерку, как называется профессия? (закройщица). Примерку женского плечевого изделия выполняют по правой стороне фигуры. Места, где необходимо внести исправления, отмечают булавками, располагая их поперёк шва. После примерки все исправления, если они имеются, переносят на левую сторону изделия.

Надеть изделие; сколоть застежку, совмещая средние линии, начиная от талии, вверх и вниз.

Проверить положение средних линий переда и спинки относительно центра фигуры.

Проверить посадку изделия по фигуре – прилегание по линии горловины, плечевым швам, по линии груди, талии, бёдер.

Уточнить ширину изделия.

Уточнить положение плечевых швов, чтобы они не были смещены к переду или спинке.

Уточнить положение бокового шва.

Отметить мелком форму и глубину выреза горловины.

Уточнить длину и ширину рукава.

Проверить положение линии талии.

Уточнить длину изделия по всему нижнему краю от пола с помощью линейки.

Показ трудовых приёмов по проведению первой примерке.

Задача примерки – добиться правильности объёма, баланса изделия, правильной посадки его деталей.

Физминутка

VI. Практическая работа:

Учащиеся проводят первую примерку группами из двух человек используя инструкционные карты «Проведение первой примерки». Разрешение на переколку даёт учитель.

VII. Текущий инструктаж:

Учитель проверяет правильность выполнения работ, соблюдение ТБ, оценивает работы.

VIII. Закрепление материала:

1). Этапы подготовки изделия к первой примерке.

2). Плечевые срезы смётывают со стороны спинки или полочки?

3). По какой стороне фигуры выполняют примерку изделия?

4). Если изделие узко, что необходимо сделать?

5). Как устранить перемещение плечевых швов в сторону спинки?

Конкурс. “Кто внимательнее?”

Задание по знаниям прибавок: (набор карточек с надписями мерок и прибавок)

На листе указан набор названий прибавок: Пш, Пт, Пб, Пг, определить к каким меркам их необходимо добавлять (Ди, Ст, Сг2, Дст, Сш, Шг, Сб).

IX. Подведение итогов урока:

1). Чему научились на уроке?

2). Анализ ошибок при выполнении работ и их причины.

3). Сообщение оценок за урок.

X. Домашнее задание:

XI. Рефлексия:

Что мне этот урок дал для жизни?

Мне показалось важным…

XII. Уборка рабочих мест:

«Подготовка изделия к примерке»

Цели.

1. Коррекционно-образовательные.

Познакомить детей с последовательностью подготовки юбки к примерке.

2.Коррекционно-развивающие.

2.1.Развивать мыслительные процессы учащихся на основе аналитической работы над образцом изделия.

2.2.Развивать память и внимание в процессе воспроизведения порядка последовательности пошива прямой юбки.

2.3.Развивать навыки и умения швейного дела.

2. 4.Развивать связную речь в процессе обговаривания операций по подготовке юбки к примерке.

3. Коррекционно-воспитательные.

3.1.Воспитывать аккуратность, умение организовать рабочее место.

3.2.Воспитывать культуру поведения, дисциплинированность, доброжелательные отношения в коллективе.

3.3.Воспитывать трудолюбие, целеустремленность.

Наглядность. Образец готового изделия, чертеж прямой юбки, эскизы, выкройка, крой деталей, словарные слова, технологическая карта, инструкционные карты, правила безопасной работы.

Оборудование. Индивидуальные карточки-задания, мел, сантиметровые ленты, ножницы, иглы, нитки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение-беседа, на основе имеющихся знаний.

2.1. Индивидуальные карточки – задания: “Назови лишнее”, “Назови плечевые изделия”, “Назови поясные изделия”, “Обведи изделие, которое мы шьем”.

Ученицы отвечают устно. В последнем задании нужно обвести юбку.

2.2. По плану “Описание изделия” ученицы рассказывают о своих изделиях.

  • К каким изделиям по способу носки относятся юбки?
  • Юбки относятся к поясным изделиям.
  • Какие бывают юбки по назначению?
  • По назначению юбки бывают нарядные, повседневные, спортивные, форменные.
  • Какую ткань можно использовать для пошива юбки?
  • Для пошива юбки можно использовать х\б ткань, лен, шерсть.

2.3. Задание. На доске расположены наглядные пособия поэтапного изготовления юбки. Необходимо расположить под ними определяющие слова:

ЭСКИЗ ЧЕРТЕЖ ВЫКРОЙКА КРОЙ

2.4. Задание. По чертежу юбки необходимо назвать детали и контурные линии. Ученица закрепляет на чертеже карточки с названиями деталей юбки и контурных линий: заднее полотнище, переднее полотнище, линия середины, линия бока, линия низа, линия талии, линия бедер.

2.5. Вопрос . Какую работу по изготовлению юбки мы выполнили на прошлом уроке?

Ответ. На прошлом уроке мы подготовили крой юбки к обработке: проложили копировальные стежки по контурным линиям, отметили линию середины деталей.

2.6. Задание. На крое деталей определить, по какой линии не проложены копировальные стежки.

Физминутка.

3. Сообщение нового материала.

На предыдущих занятиях мы уже говорили об особенностях изготовления легкой одежды. Одна из них – пошив изделия с примеркой. На примерке мы уточняем посадку изделия на фигуре, его объем и длину. Подробнее мы остановимся на этом вопросе на следующих занятиях. А сегодня мы должны подготовить изделие к примерке.

Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадях тему урока.

Что, значит, подготовить юбку к примерке? Это, значит, соединить детали юбки, чтобы ее примерить до пошива.

Учитель предлагает рассмотреть образец юбки готовой к примерке

На примерку сметываются вытачки, боковые швы по линиям бока. С левой стороны юбки по линии бока оставляем 15см на обработку застежки. По верхнему срезу приметывается пояс. Заметываем низ по намеченной линии.

Детали юбки, вытачки соединяются стежками временного назначения вперед иголку. Стежки должны быть достаточно плотными, чтобы они не разошлись во время примерки. Длина стежков 5-6 мм, в начале и в конце строчки делаются закрепки.

А сейчас давайте проверим, как внимательно вы меня слушали.

Задание. На доске разбросаны карточки пооперационной работы. Нужно составить последовательность подготовки юбки к примерке. Каждая ученица предлагает свой вариант подготовки юбки к примерке. Во время общего обсуждения плана работы выбирается оптимальный способ.

Учитель подводит итог, зачитывает по технологической карте последовательность подготовки юбки к примерке:

– Сметывание вытачек переднего полотнища юбки

– Сметывание вытачек заднего полотнища юбки

– Сметывание деталей по линии правого бока

– Сметывание деталей по линии левого бока

– Приметывание пояса по линии талии

– Заметывание нижнего среза юбки

4. Практическая работа.

4.1. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.

Ученицы вытягивают “билетики” с вопросами по технике безопасности, отвечают устно.

4.2. Инструктаж к предстоящей работе .

Учитель объясняет учащимся, что во время работы нужно пользоваться технологической картой, кроме этого перед каждой ученицей на парте находится “Инструкционная карта” с подробным описанием работы. Учитель напоминает, что вытачку сметывают от острого конца к тупому, во время работы применяем швейную терминологию для ручных работ: сметать, заметать, приметать.

Работу необходимо выполнять качественно, чтобы во время примерки ручные швы не распоролись. После выполнения работы необходимо проверить качество и сравнить свое изделие с образцом.

4.3. Во время работы учитель контролирует выполнение задания и помогает отстающим ученицам.

4.4. Физминутка, гимнастика для глаз.

4.5. Проверка качества работы.

5. Подведение итогов урока.

Что сегодня вы сделали на уроке?

  • Подготовили юбку к примерке.
  • Какие швейные термины применяли на уроке?
  • Применяли швейную терминологию для ручных работ: сметать, заметать, приметать.

6. Закрепление.

  1. Задание. Рассказать для чего выполняется примерка.
  2. Задание. Назовите технологические операции по подготовке прямой юбки к примерке.
  3. Задание . Ученицы проверяют и анализируют качество выполненной работы друг друга.

7. Оценки за урок.


Тема: Подготовка изделия к первой примерке.

Примерка изделия и устранение дефектов.

Цель:

    Научить учащихся подготовке изделия к примерке;

    Ознакомить с приёмами соединения плечевых срезов, из которых один должен иметь посадку;

    Ознакомить с наиболее характерными недочётами, выявленными в результате примерки;

    Научить правильно проводить примерку, устранять недочёты, выявленные в результате примерки;

    Развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля. Умение работать с инструкционными картами, приспособлениями;

    Развивать творческие способности, координацию движения рук;

    Воспитывать у учащихся внимательность, точность, аккуратность, самостоятельность, любовь к швейному делу.

Класс 7а

Методическое оснащение урока:

    Мультимедийный проектор;

  • Образец плечевого изделия, подготовленного к примерке;

    Инструкционные карты: «Подготовка изделия к первой примерке», «Проведение первой примерки», «Устранение дефектов после первой примерки»;

    Презентация «Подготовка изделия к первой примерке»;

    Таблицы основных недочётов плечевого изделия;

    Таблицы по ТБ;

    Крой изделия;

    Коробочки с швейными принадлежностями;

    Рабочие тетради;

Методы обучения: объяснение, показ трудовых приёмов, показ наглядного материала, практическая работа.

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: информатика, ИЗО, черчение, математика, литература.

Ход урока:

I . Организационный момент :

Проверка присутствующих, их готовность к уроку.

II . Повторение пройденного материала :

каждая из бригад подготовила кроссворд (д/з) для другой бригады.

III . Изучение нового материала сопровождается презентацией :

Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изготовлению плечевого изделия. На прошлом уроке чем мы с Вами занимались? Занимались подготовкой деталей кроя к обработке. Сегодня подготовим изделие к первой примерке, проведём первую примерку, устраним дефекты после первой примерки, если они возникли. Слайд И так запишите тему сегодняшнего урока: «Подготовка изделия к первой примерке. Примерка изделия и устранения дефектов».

Слайд Цели урока

Наша задача выполнить подготовку изделия к первой примерке так, чтобы во время её было как можно меньше недочётов. Чтобы изделие хорошо сидело на фигуре, очень важно правильно соединить между собой его детали, т.е. точно выполнить соединительные и краевые швы. К первой примерке должны быть смётаны вытачки, складки, рельефы, боковые и плечевые срезы, низ подогнут и замётан. Рекомендуется смётывать детали кроя тонкими нитками.

На фабриках индивидуального пошива прогрессивная технология рекомендует применять С-М 1822 кл. для смётывания изделия к примерке из тканей не обладающих повышенной растяжимостью, скольжением, прорубаемостью под иглой. Применение С-М 1822кл. снижает объём ручных работ в среднем на 30 минут на ед. изделия.

Мы с вами будем готовить изделие к примерке ручным способом последующей последовательности.

Слайд Подготовка изделия к примерке

Длина стежка, см

Подготовить крой к смётыванию: сколоть срезы деталей лицом внутрь; начинать от талии (вверх и вниз), от середины переда или спинки – влево и вправо, совмещаем контрольные знаки. Булавки ставить поперёк линии с интервалом 5-6 см. на прямых участках и 1-2 см. - на кривых.

Сметать плечевые срезы спинки и полочки, сделав посадку по плечевому срезу спинки. Смётывать со стороны спинки. Высшие точки горловины спинки и полочки должны совпасть.

Сметать боковые срезы спинки и полочки, совмещая линию талии. Смётывать со стороны спинки.

Подогнуть низ рукава по линии низа на изнаночную сторону и заметать.

Подогнуть низ изделия по лини низа на изнаночную сторону и заметать.

Учитель: Как проходит смёточная строчка? (Смётывают от намеченной линии на 1 мм к срезам). Кто выполняет раскрой? (закройщик). А кто смётывает? (сметчица).

Показ трудовых приёмов: бригаде №1 я показываю трудовые приёмы, бригада №2 в это время записывает последовательность выполнения работ по подготовке изделия к первой примерке. Затем бригаде №2 показываю трудовые приёмы, бригада №1 делает запись в тетрадь.

Повторение техники безопасности с иглой, ножницами.

Физминутка

IV . Практическая работа

Учащиеся выполняют практическую работу «Подготовка изделия к первой примерке» по инструкционным картам.

V . Изучение нового материала

Учитель: вы подготовили изделие к первой примерке, теперь давайте её проведём. Кто делает примерку, как называется профессия? (закройщица). Примерку женского плечевого изделия выполняют по правой стороне фигуры. Места, где необходимо внести исправления, отмечают булавками, располагая их поперёк шва. После примерки все исправления, если они имеются, переносят на левую сторону изделия.

Слайд: эскиз «Примерка изделия»

Слайд: Проведение первой примерки

Последовательность выполнения работ

Надеть изделие; сколоть застежку, совмещая средние линии, начиная от талии, вверх и вниз.

Проверить положение средних линий переда и спинки относительно центра фигуры.

Проверить посадку изделия по фигуре – прилегание по линии горловины, плечевым швам, по линии груди, талии, бёдер.

Уточнить ширину изделия.

Уточнить положение плечевых швов, чтобы они не были смещены к переду или спинке.

Уточнить положение бокового шва.

Отметить мелком форму и глубину выреза горловины.

Уточнить длину и ширину рукава.

Проверить положение линии талии.

Уточнить длину изделия по всему нижнему краю от пола с помощью линейки.

Показ трудовых приёмов по проведению первой примерке.

Задача примерки – добиться правильности объёма, баланса изделия, правильной посадки его деталей.

Слайд: Дефекты посадки плечевого изделия и их устранение

Способы устранения

Изделие широко

Забрать излишек ткани в боковой шов

Изделие узко

Распороть боковой шов и выпустить припуск шва

Плечевой шов смещён к спинке

Распороть шов и переколоть, выпустив припуск шва у спинке и убрав у переда

Заломы и складки на спинке у горловины

Углубить линию горловины

Полочки расходятся внизу

Распороть плечевой шов и переколоть, убрав на полочке излишек ткани около горловины и выпустив припуск шва около рукава

Полочки излишне заходят одна на другую внизу

Распороть плечевой шов и переколоть, убрав излишек ткани на полочке около рукава и выпустив припуск шва около горловины

Рукав узок (или широк)

Распороть плечевой шов, выпустить (убрать) припуск шва

Растянут вырез горловины

Убрать излишек ткани в плечевые швы

Физминутка

VI. Практическая работа:

Учащиеся проводят первую примерку группами из трёх человек используя инструкционные карты «Проведение первой примерки». Разрешение на переколку даёт учитель.

VII . Текущий инструктаж:

Учитель проверяет правильность выполнения работ, соблюдение ТБ, оценивает работы.

VIII . Закрепление материала:

1). Этапы подготовки изделия к первой примерке.

2). Плечевые срезы смётывают со стороны спинки или полочки?

3). По какой стороне фигуры выполняют примерку изделия?

4). Если изделие узко, что необходимо сделать?

5). Как устранить перемещение плечевых швов в сторону спинки?

IX . Подведение итогов урока:

1). Чему научились на уроке?

2). Анализ ошибок при выполнении работ и их причины.

3). Сообщение оценок за урок.

X . Домашнее задание: Слайд

1). Внести изменения в изделия после первой примерки, используя материал учебника стр. 136-140.

2).Сметать детали изделия по новым линиям.

XI. Рефлексия: Слайд

XII. Уборка рабочих мест:

Высокое качество изделий по индивидуальным заказам обеспечивается
прежде всего своевременным выявлением и устранением их недостатков
(дефектов) в процессе примерок.

Одежда изготавливается с одной или двумя примерками в зависимости от сложности фасона, индивидуальных особенностей заказчицы и квали­фикации закройщика. При этом задача закройщика состоит в том, чтобы помочь выбрать фасон изделия с учетом индивидуальных особенностей заказчицы, направления моды и свойств материалов.

Необходимость примерок вызвана и используемыми в практической работе при разработке первичной конструкции изделия расчетно-графическими методами, которые являются приближенными методами конструирования.

При проведении примерок изделий обращают внимание на три основ­ных момента:

Уточнение посадки изделия на фигуре;

Уточнение формы и пропорций изделия с учетом индивидуальных особенностей фигуры;

Уточнение размеров, формы и положения отделочных деталей в изделии.

Аналогично индивидуальному производству примерки проводят и при проектировании новых моделей для массового производства. Отличие только в том, что примерки и уточнение конструкции производят на типо­вую фигуру базового размера или на манекен.

Все дефекты, возникающие в процессе разработки конструкции и изго­товления изделий, делят на три группы: конструктивные, технологиче­ские и дефекты моделирования. В данном пособии рассмотрены только конструктивные дефекты, не связанные с ошибками моделирования.

Выделяют следующие стадии работы по уточнению конструкций:

1. Подготовка изделия к первой примерке.

2. Проведение первой примерки.

3. Внесение изменений в изделие по результатам первой примерки.

4. Проведение второй примерки.

5. Окончательное изготовление изделия на индивидуальную фигуру или образца модели на типовую фигуру.

Несмотря на то, что для различных видов изделий и покроев преду­сматривается различная последовательность действий при примерках из­делий, можно выделить общие рекомендации по их проведению.

В случае изготовления изделий с одной примеркой необходимо осо­бенно точно и тщательно провести раскрой, примерку и правильно вы­полнить уточненную обмелку.

Перед раскроем ткань проглаживают, а при необходимости декатиру­ют (смачивают или увлажняют и сушат).

Изделие раскраивают по изготовленным шаблонам деталей данной мо­дели и без них, непосредственно строя детали на ткани. При этом строго соблюдают направление нитей основы, направление ворса, условие со­вмещения рисунка и, если необходимо, симметричность.

К контурам срезов деталей при их раскрое дают припуски по ширине и длине для уточнения (по срезам спинки, боковым швам, горловине, прой­ме, низу). В таблице 11.1 приведены величины припусков к деталям одежды для уточнения моделей при примерке на фигуре заказчицы.


Таблица 11.1 – Запасы для уточнения моделей одежды на фигуре заказчицы