Телесные наказания детей. Почему к детям нельзя применять физическое наказание

В последние годы особенно часто стали говорить о физическом наказании детей. Это связано не только с модой на детоцентризм в развитых странах, но и с исследованиями психологов, которые приводят веские аргументы против применения силы.

Родители по-прежнему делятся на два лагеря. Одни заявляют, что их били, но ничего плохого не случилось. Другие доказывают, что даже шлепок или подзатыльник недопустимы. Редакция сайт предлагает узнать, к чему приводит физическое наказание детей, а также об альтернативных методах воспитания.

Физическое наказание детей: о чем говорит рукоприкладство

Начнем с главного: применение силы — это не о воспитании, а о доминировании. Взрослые таким образом подавляют детей, подчиняют своей власти, унижают, чтобы добиться покорности и послушания. Нередко через подзатыльники родители выражают собственные негативные эмоции, которые не в силах сдержать. Чаще всего бьют детей младшего возраста. Они не в состоянии достойно ответить на агрессию, поэтому покоряются воле более сильного взрослого.

Если физическое наказание детей стало уже «семейной традицией», то они просто привыкают к насилию, терпят, но продолжают делать то, что запрещено. Родители применяют еще более жестокие методы. Насилия все больше, а послушания как не было, так и не будет. Поэтому рукоприкладство — бессмысленный метод. Единственное, что можно воспитать с его помощью, — желание вырасти и отомстить.

Почему родители прибегают к насилию в воспитании детей

Родители быстро понимают, что физические наказания не дают желаемого эффекта. Почему же они продолжают бить детей? По нескольким причинам:

    «Дурная наследственность». На собственных детях родители, которых били их мамы и папы, вымещают свои обиды. Насилие в семье уже воспринимается как единственно правильный метод воспитания.

    Отсутствие желания заниматься детьми. Вместо долгих уговоров и объяснений, задушевных бесед, совместных игр многие родители предпочитают подзатыльники. Это проще и быстрее.

    Родительская некомпетентность. Нередко взрослые просто не знают, как воздействовать на ребенка, если он не слушается. Самообразование в этом вопросе — долгий и сложный процесс, а насилие — проще.

    Самоутверждение родителей. Люди, которым приходится сталкиваться с давлением и унижением, могут проявлять жестокость к собственным детям, чтобы выместить гнев на тех, кто не в состоянии дать отпор.

Отдельно стоит упомянуть о психически нездоровых родителях, которые нуждаются в медицинской помощи. За счет страданий детей такие люди получают моральное удовлетворение. Чужая боль облегчает их собственную.

Негативные последствия физического наказания детей

Пользы от рукоприкладства нет, а вот вред может быть огромный:

    Неврозы. Постоянный страх подрывает нервную систему ребенка. Это неизбежно сказывается на самооценке, будущей карьере.

    Проблемы в общении со сверстниками. Униженное положение в семье не позволяет ребенку выстроить полноценные отношения с ровесниками, завести друзей.

    Задержка развития. Нередко возникают проблемы с физическим, психическим здоровьем, трудности с развитием речи, концентрацией внимания.

    Будущая родительская жестокость. 9/10 детей, которых воспитывали с помощью рукоприкладства, потом так же обращаются с собственными детьми.

    Плохая успеваемость в школе. Повышенная тревожность не проходит даром. Страх перед низким баллом и наказанием за него так силен, что ребенок не может нормально учиться и ладить с учителями, одноклассниками.

    Проблемы в подростковом возрасте. Если детей бьют, то, подрастая, они часто пытаются сбежать из семьи. Отсюда плохие компании, ранние опыты с алкоголем и наркотиками, суициды.

Есть еще один момент, о котором не стоит забывать родителям. Дети, которых бьют, становятся скрытными, стараются не пускать взрослых в свой внутренний мир. Вырастая, они окончательно отдаляются и не могут стать полноценной опорой для постаревших родителей. Велика вероятность одинокой старости или даже проблем от взрослых детей.

Для начала стоит понять, что физические наказания неприемлемы. Но есть и другая крайность — вседозволенность и полное отсутствие наказаний. Правильные методы воспитания — между этими полюсами:

    Используйте поощрения. Постоянно выясняйте, что любит, о чем мечтает ваш ребенок. Это поможет правильно награждать его за хорошее поведение.

    Используйте увлечения для переключения внимания. Зная, что нравится вашему ребенку, вы легко переключите его внимание с конфликта на любимую игру, книгу или другое интересное занятие.

    Будьте последовательны. Запреты должны быть, и для родителей важно научиться не менять решений под влиянием детских уговоров и слез. Непоследовательность в воспитании недопустима.

    В качестве наказаний используйте «лишения». Не получив любимую игрушку или развлечение, ребенок осознает, что наказан.

    Всегда объясняйте ребенку, в чем он не прав. Когда наказываете, убедитесь, что ребенок понимает свою ошибку, и знает, как должен был поступить.

Есть ситуации, когда родители еле сдерживают гнев, ведь упрямство детей может вывести из себя кого угодно. Научитесь техникам контроля. Это поможет в деле воспитания ребенка гораздо больше, чем шлепки.

Физическое наказание - влияние на психику ребенка.

Во многих семьях физическое наказание - самый популярный метод воспитания, дети в этих случаях находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее или младше - младших детях, животных, иногда игрушках. Увы, нередки случаи, когда поведение родителей решительно противоречит их роли, когда они совершенно пренебрегают детьми, подвергают их постоянному насилию, оскорбляют.

В ряде исследований зарубежных психологов отмечалось, что в США и Западной Европе жестокое обращение с детьми характерно для от одного до двух миллионов людей, дети подвергаются насилию или применению оружия со стороны родителей. Большинство опрошенных родителей (73 %) признались, что прибегали к той или иной форме насилия по отношению к детям старше (били, пугали оружием, ножом). Матери несколько чаще отцов шлепали своих детей, в особенности сыновей; но более жесткое наказание равным образом применяли и отцы, и матери. Жертвами столь опасных действий в одинаковой степени были и дочери, и сыновья.
Если родители считают возможным причинить ребенку боль в виде дисциплинарного средства, то они достаточно легко могут переступить черту и перейти к жестокости.

Психологами был проведен эксперимент, в котором отношения между родителями и детьми наблюдали непосредственно в семьях трех типов:

  • семьи, где хотя бы по отношению к одному ребенку проявляли жестокость;
  • семьи, в которых родители относились к ребенку равнодушно, занимали позицию полного пренебрежения (очень плохо кормили);
  • семьи, где не было ни случаев жестокости, ни равнодушия по отношению к детям (контрольная группа).

Образование и доходы в этих семьях были равны. Улыбка, похвала, контакт между членами семьи считались положительными признаками поведения. К отрицательным отнесли критичность, сарказм, неодобрение, гнев.

В семьях, где были приняты жестокость и равнодушие, родители проявляли по отношению к детям больше отрицательных признаков поведения, чем родители в контрольной группе.

Дети в семьях, где отец и мать занимали позицию отстранения, чаще конфликтовали с родителями, братьями, сестрами, чем дети в контрольной группе.

Дети, к которым применяли жестокость, не слушались родителей, у них чаще наблюдалось агрессивное поведение по отношению к другим детям.
Некоторые исследователи полагают, что избиение ребенка следует за конфликтом между мужем и женой, когда озлобленность отца против супруги изливается на относительно беззащитного ребенка. К тому же если проанализировать ситуации, когда родители прибегают к физическому наказанию, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» скрывается неумение взрослого контролировать свои эмоции, справляться с раздражением, гневом, жестокостью.

Родители, использующие для своего ребенка ремень в качестве устрашения, чаще всего вызывают у специалистов большое беспокойство. Они гораздо лучше вписались бы в систему воспитания начала 1990-х годов, но и в настоящее время таких родителей еще хватает. Сегодня такая форма воспитания слишком уж напоминает жестокое обращение с детьми!

В любом случае «ременная педагогика » - трагедия для ребенка. Это отчаянная беззащитность перед родительским произволом; это страх и озлобление; это одиночество среди близких людей, оборачивающихся врагами; это ложь и стремление свалить вину на другого, чтобы избежать наказания; это измотанные нервы, это отупение, это изуродованная душа.

Со стороны же воспитывающей - это полная педагогическая беспомощность; это нежелание утруждать себя размышлениями и попытками что-то понять; это черствость, эгоизм и безответственность; это низкая месть за беспокойство и хлопоты, причиняемые ребенком; по большому счету, это преступление против человечности…

Порка прутиком - более милосердное наказание и, к сожалению, удивительно популярное занятие среди родителей.

В южных странах наказание хлопушкой для мух так же популярно, как и прутик. Родители говорят, что когда они размахивают ею в воздухе, получается очень внушительный свист, который никому не причиняет вреда, кроме мух, конечно.

Нельзя забывать, что наказание ремнем, прутиком или хлопушкой для мух по своей сути является формой угрозы. Если же вы постараетесь, то сможете найти множество других, более приемлемых способов восстановить порядок, не опускаясь до этого уровня.

Главное, не наказывайте ребенка сгоряча, попытайтесь сначала «остыть», успокоиться, проанализировать ситуацию, глубину поступка, выбрав адекватное наказание!

0 комментариев 29.10.17

Проблемы, связанные с физическим наказанием детей и необходимость силового подхода почему-то, все еще продолжают обсуждаться, тогда как разрушительная сила таких «методов воспитания» уже давно известна, но по-прежнему остается недооцененной по своим последствиям.

В том, что физическое наказание вызывает исключительно негативные последствия я твердо убедилась за годы своей профессиональной практики. Оно разрушает отношения детей и родителей, препятствует дальнейшему общению, и по сути не достигает своего первоначального назначения – воспитательного воздействия на ребенка.

В своей работе я часто обращаю внимание на то, что с детьми, подвергнувшимся физическим наказаниям, навсегда остаются страдания, гнев, страх, стыд и отвращение. Отвращение к собственным родителям и где-то даже к самому себе. Задача психологов и педагогов донести до будущих и настоящих родителей всю пагубность такого стиля воспитания: общение и дисциплина ребенка вполне могут быть достигнуты и другими — гуманными способами.

По своим отрицательным последствиям такой способ наказаний становится общественной проблемой: причиняя глубокий вред психике ребенка, с учетом распространенности, впоследствии это становится проблемой психического здоровья всего общества. Помимо психического здоровья, имеется прямая связь между распространенностью физических наказаний с ростом преступности, связанной с насилием, антиобщественным поведением и агрессией. У детей теряется способность усваивать социально приемлемое поведение: для ребенка стерта грань допустимого и недопустимого. Взрослые, подвергавшиеся наказанию еще будучи ребенком, чаще допускают акты жестокости по отношению к членам семьи и проявляют преступное поведение.

Когда кто-то бьет постороннего человека, прохожего на улице – это расценивается как преступление. Точно также нужно расценивать агрессию по отношению к ребенку. Только он более маленький, легко уязвимый, не может постоять за себя или обратиться в полицию. Уличный агрессор расценивается как хулиган, точно также можно идентифицировать родителей, допускающих физическую агрессию по отношению к своим детям, они сами становятся обидчиками собственных детей и супругов, склонными использовать насильственное поведение как способ справиться со стрессом, излить раздражение, решить межличностные споры.

Физическое наказание – это использование физической силы с намерением причинить ребенку физическую боль или дискомфорт, чтобы исправить поведение или наказать ребенка. Оно может включать в себя банальную порку, удары, щипание, сжимание, вставание на колени на болезненные предметы, заставлять ребенка стоять или сидеть в болезненных позициях на длительные промежутки времени, жжение, встряхивание.

Тонкая грань между наказанием и физическим насилием

Считается, что поведение родителей, причиняющее боль, но не наносящее физических повреждений, является наказанием, тогда как нанесена физическая травма, а к ней относятся как минимум все полученные ребенком синяки, ожоги, ссадины и гематомы – то такое поведение является физическим насилием.

Эта незримая грань между насилием и наказанием нарушается в момент появления первого синяка у ребенка, получившего удар от «любящего» родителя. И физическое наказание, и физическое насилие должны быть немедленно устранены и прекращены. Такие методы «воспитания» должны однозначно порицаться всем обществом – поскольку это именно ему, обществу, предстоит прочувствовать на себе все последствия тихого семейного насилия.

Связь между физическим наказанием, психопатологией и социопатией

Проведены десятки, сотни исследований, убедительно доказавшими их непосредственную связь. В детском возрасте в результате нарушенных взаимоотношений это проявляется в нарушении психического здоровья ребенка, вызывает агрессию, сопровождается правонарушениями и асоциальным поведением. Во взрослом возрасте перенесенные физические наказания проявляются в агрессии, преступном и антиобщественном поведении, наличии проблем с психическим здоровьем. Говоря о последствиях, которые влечет физическое наказание, я бы выделила следующие негативные тенденции:

  • Более частое антиобщественное поведение
  • Более широкое одобрение и оправдание других форм насилия (например, пыток или избиения членов семьи)
  • Большая импульсивность и меньше самоконтроля
  • Низкий уровень отношений между родителями и детьми
  • Более рискованное сексуальное поведение в подростковом возрасте
  • Большая преступность среди несовершеннолетних
  • Больше преступлений, совершенных уже во взрослом возрасте
  • Более низкие умственные способности
  • Меньшая вероятность получения образования, даже среднего
  • Более высокая вероятность депрессий, разводов, попыток самоубийств
  • Больше насилия в супружеских отношениях
  • Чаще применяется физическое насилие над детьми
  • Чаще встречаются злоупотребления наркотиками и алкоголем
  • Более часто применяются сексуальные принуждения. И так далее

Напоминаем, что связь данных явлений с физическими наказаниями в детском возрасте убедительно доказана авторитетными исследованиями психологов и социологов.

Телесные наказания имеют ограниченную эффективность, пагубные и разрушительные побочные эффекты, тогда как существует множество более эффективных методов воздействия, нужно только желание, терпение и любовь к ребенку, чтобы ими пользоваться. Действуйте и говорите, как бы вы хотели, чтобы ваш ребенок действовал и разговаривал.

  1. Разговаривайте и слушайте: используйте для общения слова. Так увеличивается способность ребенка к самосознанию и продуманному принятию решений
  • Говорите и используйте слова вместо действий – говорить, а не бить. Поговорите с ребенком, какое его поведение приемлемо или нет, опасно или нет и почему.
  • Слушайте ребенка – узнайте, почему он или она что-то сделал или не сделал
  • Объясните причины вашего недовольства – это повысит его способность принимать решения
  1. Обучение дисциплине. Именно обучение – ведь поведение детей имеет смысл и связано с внутренними чувствами. Наличие со стороны родителей реалистичных ожиданий самоконтроля, терпения и суждений, которые ваш ребенок имеет на данном этапе развития – значительно повысит его дисциплину – он должен понимать, почему у вас такие требования
  2. Помогите ребенку выражать свои чувства словами как можно раньше. Такие чувства и эмоции как интерес, удовольствие, удивление, страдание, гнев, страх, стыд, отвращение, должны быть названы словами. Это облегчит последующее регулирование его поведения и поможет перейти на более зрелый уровень общения
  3. Похвала и вознаграждение повысят самооценку ребенка при соблюдении соответствующих требований. Позитивное подкрепление дает отложенный результат, но работает более долгосрочно, чем наказание, которое дает немедленный эффект – подчинение, но впоследствии вызывает только чувство страха и стыда.
  4. Известная всем и очень эффективная рекомендация: будьте примером для своего ребенка. Во-первых, вы не можете требовать от ребенка больше, чем способны сами – иначе появляются так называемые «двойные стандарты» и недоверие к правомочности таких требований. А во-вторых, и это главное – дети подражают своим родителям, они идентифицируют себя со своими родителями и будут следовать за ними.
  5. Чтобы быть хорошими родителями, они должны заботиться о себе. Изнуренный, перегруженный, замотанный родитель менее терпелив и мало способен эффективно заниматься ребенком. Употребление алкоголя также снижает родительскую терпимость, и они чаще прибегают к насилию.

Подводя итог: нужно донести как можно более широкому кругу родителей, педагогов, воспитателей, законодателей информацию о вредности физических наказаний и наличии альтернативных методов воспитания, необходимо защитить детей от физического насилия, последствия которого в той или иной форме ощутили на себе многие, либо сами, либо столкнувшись с агрессией бывших жертв семейного насилия.

Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Поэтому, ударить ребенка – означает нарушить его права.
Метод физического наказания многие родители называют самым «эффективным», а на самом деле он лишь является наиболее простым и даже удобным для них, ведь проявления гнева естественны для любого человека, а вот умение сдержать себя в нужный момент, спокойно объяснить ребенку, в чем он неправ, переключить его внимание, проявить понимание и уважение к нему - требуют серьезных усилий со стороны родителей. Главным мотивом для выбора этого более сложного метода должно стать осознание родителями всех пагубных последствий физического наказания.

Как физическое наказание влияет на ребёнка?

Ребенок быстро учится бояться не того, что он совершает дурной поступок, а именно наказания за него со стороны родителей. То есть, взрослые получают возможность контролировать поведение ребенка лишь сейчас, сиюминутно, но только ценой страха, который в той или иной форме будет преследовать его потом всю жизнь.

Систематический страх по отношению к человеку, которого ребенок очень любит и всецело от него зависит, формирует у него так называемый базовый невроз. Впоследствии это непременно скажется в неумении устанавливать близкие отношения с окружающими, снижении внутренней самооценки, которая в итоге определяет успешность человека.

Поскольку львиная доля шлепков – следствие неспособности родителей контролировать свой гнев, свое неадекватное поведение – они автоматически теряют моральное право требовать от ребенка умения контролировать свои поступки. Ведь сами родители так часто подают детям пример именно такого неприемлемого поведения и отсутствия самоконтроля.

Помните, что оскорблять и унижать нельзя ни при каких условиях.
Применяя насилие над ребёнком, взрослые пользуются правом сильного. Как правило, эффекта воспитания не достигается. Малыш не понимает, за что его наказали, но твёрдо осознает: «сильный прав». Как правило, этот тезис отрабатывается на более слабых детях или животных.
Психологические последствия таких наказаний могут быть самыми разнообразными. Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что в результате избиений у него возникнет задержка физического, психического и речевого развития, неврозы. Из-за того, что ребенок не знает, когда будет следующее наказание, у него появляется головная боль. Такому ребёнку трудно сосредоточиться на игре или школьных занятиях, потому что он постоянно находится в ожидании нападения.

Американсий психолог Кэмпбелл не рекомендует телесные наказания еще и потому, что они нарушают формирование совести у ребенка. Телесное наказание унижает его. В результате частых наказаний ребенок убеждается в том, что искупает таким образом свой проступок. У него не формируется здоровое чувство вины, которое становится внутренним ограничителем шалостей. А вместо этого появляется страх наказания. Излишнее чувство вины вредно для нормального психического развития малыша.
И еще одна негативная сторона наказаний: ребенок начинает чувствовать, что агрессивный способ обращения с людьми — это норма и что быть агрессивным — правильно. Впоследствии, он так же станет воспитывать своих детей.

Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В.И.Леви, врач-психотерапевт, доктор медицинских и психологических наук:
— Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика. Это нужно учитывать при наказании.
— Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость.
— Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым.
— Наказания не должны быть слишком частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действию родителей.
— Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
— Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
— Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
— Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
— Наказание не должно вредить здоровью.
— За один проступок – одно наказание.