Телесные наказания детей – тысячелетняя история воспитания. Телесные наказания в классических детских книгах

Современный подзатыльник показался бы мальчугану из средневековой Руси чем-то вроде манны небесной. В то время розги, прут и кнут были обычным делом. И «я больше не буду» как палочка-выручалочка тогда не работало. Про ювенальную юстицию тоже никто не слышал. Провинился – получи по всей строгости. А строгость в отношении детей была одним из главных принципов воспитания. Считалось, что ребенка бьют исключительно из любви к нему – мол, вырастет человеком. Из Домостроя XV века: «Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей», «Не ослабляи, бия младенца». И даже в Библии: «Урок же ему – урок. Лоза же ему – лоза».

Лишь бы жив остался

«Порка». Павел Ковалевский

Страх быть битым преследовал детей не только в семьях, но и в школах при монастырях и церквях. За нерадивое отношение к учебе или гадкое поведение ребенка секли до посинения перед всем классом. Причем сила ударов и продолжительность «экзекуции» не прописывалась законами – лишь бы не умер. Доходило до 600 ударов и более. Даром что религия вообще была призвана нести в мир человеколюбие.

К XVIII веку порка становится все менее популярной, а в 1785 году представителей дворянства и вовсе избавляют от рукоприкладства. Правда, запрет просуществовал недолго – какой-то десяток лет. И только спустя столетие, в 1864 году, преподавателям гимназий окончательно запретили бить учеников.

Ребенок в машине: когда не нужно автокресло

  • Подробнее

Кроме физической расправы детей из высоких сословий за проступки лишали сладкого, ставили в угол, запрещали развлекаться. А при императорском дворе не пускали к родителям на их половину или (о, ужас!) за обедом предлагали есть один суп. А могли и вовсе лишить трапезы, если дитятко осмелилось поинтересоваться: «Что у нас сегодня вкусненького?»

В лицеях нередко альтернативой розгам (правда, довольно сомнительной) было переодевание. Безобразника наряжали в костюм другого цвета и заставляли носить – всем становилось известно о его «грехопадении». Как вариант – на куртку вешали табличку с говорящей информацией (к примеру, «Пушкин – двоечник»). Многие ученики, не выдерживая жестоких насмешек и издевок, предпочитали пережить кратковременную физическую расправу.

Кривое дерево пила исправит

Власть родителей над детьми была безоговорочной. Отец мог запросто своих чад продать, определить в работники за долги или отречься. А с середины XIX века – сбагрить в исправительное учреждение. Свод законов 1857 года гласит: «Детей обоего пола, не состоящих в государственной службе, за упорное неповиновение родительской власти, развратную жизнь и другие явные пороки, отдавать в смирительные домы».

Донские казаки тоже в воспитании детей часто руководствовались соображением, что «спина дело наживное: плетка поубавит тела, так наживешь нового». «Если ребенка не трогать, не наказывать за шалости, то он выйдет неук: нужно, чтобы он во всем родителей слушал, а коли добром не слухает, то и посечь можно». Непослушного сына отец мог привязать к плугу или телеге, а затем избить вожжами. Помните «Тихий Дон» Шолохова?

Нежнее нежного: самые красивые поцелуи звездных пар

  • Подробнее

«Пантелей Прокофьевич, что-то булькая себе в бороду, зачикилял к дому. Гришку он нашел в горнице. Не говоря ни слова, достал его костылем вдоль спины. Григорий, изогнувшись, повис на отцовской руке.

За что, батя?

За дело, су-у-у-кин сын!

Не пакости соседу! Не срами отца! Не таскайся, кобелина! - хрипел Пантелей Прокофьевич, тягая по горнице Григория, силясь вырвать костыль.

Драться не дам! - глухо сапнул Григорий и, стиснув челюсти, рванул костыль. На колено его и – хряп! Пантелей Прокофьевич – сына по шее тугим кулаком».

Обычное дело.

Не та сторона картошки

В школах Советского Союза о телесном наказании и речи быть не могло. Во времена активной стройки коммунизма, когда общественное ценилось выше личного, поистине адской карой было исключение из пионеров или комсомольцев, объявление бойкота, пропесочивание на совете дружины. В семьях же по-прежнему лидировал ремень. Да вы и сами наверняка помните.

Я родилась в 1945 году. Авторитет родителей был для нас непререкаемым, – вспоминает ростовчанка Галина Фирсова. - Мы с сестрой и братом всю жизнь обращались к ним на вы – из уважения. А чтобы в ответ сказать бранное слово, такого и представить не могу. За проказы меня порола мать – всем, что под руку подвернется: ремнем, веревкой, полотенцем… Но и отец порой не выдерживал. Помню, как однажды за ужином меня, 8-летнюю, с размаху ударил ложкой по лбу только за то, что я потянулась к картошке не со своего края сковороды. И на горохе стояла в углу, было дело.

Униженные и оскорбленные

Надо сказать, в многонациональной России немало народностей, в семьях которых и ремень редкость. Не из мягкотелости, а потому что традиции другие. Горцы и в давние времена, и сейчас редко прибегают к физическому наказанию. Разве из униженного ребенка вырастет свободный человек с чувством собственного достоинства? Ну, подергали за ухо, ну дали подзатыльник, но не избивали. Обычно за проступки нагружали работой, вели долгие разъяснительные беседы с многочисленными родственниками. И крайне редко повышали голос. А самым ужасным было общественное порицание. «Позор семьи», «позор рода» – людская память долго могла колоть глаза.

Северные народы – тоже противники насилия над личностью. Принуждать ребенка к чему-либо, используя давление, шантаж, не в их правилах. Не хочет отрок учиться ставить чум – не надо. Придет время, когда сам поймет, что ему это нужно.

А под суд не хотите?

Сейчас бить детей считается дурным тоном. Большинство современных родителей предпочитают ребенка запиливать нравоучениями. К тому же за рукоприкладство и поплатиться можно.

Как пояснил юрист Михаил Ревякин, если родитель поднимает руку на ребенка, его действия оцениваются по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ (административного кодекса), предусматривающей ответственность за оскорбление, поскольку унижение чести и достоинства может быть совершено действием, а не только словом. Наказание – от 1 000 до 3 000 рублей. Но в том случае, если суд оценит действия родителя как жестокость, будет применена ст. 156 Уголовного кодекса и может быть назначено наказание до трех лет лишения свободы. Кроме того, действия родителей могут быть расценены по ст. 6.1.1 Административного кодекса как побои при осуществлении в отношении ребенка насильственных действий, которые вызвали физическую боль, но не привели к расстройству здоровья. Наказание в этом случае – штраф от 5 000 до 30 000 рублей, арест на 15 суток либо обязательные работы.

Телесные наказания детей применялись во все времена, начиная с далекого исторического прошлого.
Еще царь Соломон убеждал сограждан, что розга спасет душу ребенка.
Вторит ему образованнейший для своего времени Ян Амос Коменский. В своих трудах основатель педагогической науки, рассматривает наказания детей как совершенную необходимость в деле воспитания. Правда, призывает не злоупотреблять поркой и не унижать ребенка морально.
Физическое воздействие воспринималось настолько естественным наказанием, что некоторые высокопоставленные граждане, не желая самолично сечь розгой чадо, поручали это дело слугам. Детям же после наказания предписывалось целовать розгу в знак благодарности за преподнесенный урок.
В благочестивой чопорной Англии была разработана концепция телесных наказаний. Детей секли даже не за провинность, а «ради пользы». Зачастую учитель перед уроком порол весь класс. В английских школах с родителей, помимо платы за обучение, брали дополнительные суммы на покупку розог.
Полагалось детей бить и дома. Если у родителей на собственное чадо не поднималась рука, они могли за небольшую плату нанять специального человека.
Примечательно, что в большинстве школ Англии телесные наказания применялись вплоть до середины XX века! Мальчиков били палками и гибкой тростью из ротанга, девочек резиновой спортивной тапкой. Наказание редко зависело от степени серьезности проступка, в большей степени влиял возраст ребенка. Ученики младших классов получали до шести ударов, в старших классах «норма» достигала пятнадцати.

На Руси воспитывали детей не менее сурово, чем в просвещенной Европе. Пороть или не пороть? Вопрос, являющийся предметом яростного спора современных педагогов, психологов, социологов и прочих ученых мужей, несколько веков назад даже не задавался.
Наставник юного царя Иоанна, прозванного позже Грозным, протопоп Сильвестр, автор всем известного «Домостроя», телесные наказания детей определял как весьма полезную меру. Правда, с существенными оговорками. Дабы дети не попали под горячую руку родителя, а заодно осознали свой проступок, мудрый священник предложил выделить для наказаний специальный день (обычно суббота).
Розги, плети, палки, батоги – на протяжении нескольких столетий арсенал для воспитания ребенка оставался неизменным.
Жаловаться на родителей дети, разумеется, не могли. На этот счет в «Уложении» XVII века прямо указано «в этом случае бить детей нещадно». Сами же родители могли вполне официально обратиться к представителю власти с просьбой выпороть непослушное чадо кнутом, что и делалось на центральной площади без лишних разбирательств.
Недаром в детской азбуке того времени большими буквами было начертано: «Розга ум вострит, возбуждает память!»

Дети подвергались физическому наказанию не только в кругу семьи. Активно применялись телесные экзекуции и в школах.
Великий царь Петр, сам, кстати, обучавшийся грамоте у подьячего Никиты Зотова, придавал огромнейшее значение обучению молодого поколения различным наукам. Поэтому школ создавалось много, и отправляли туда детей разных сословий не всегда по доброй воле.
Известно, что телесные наказания при Петре I приобрели особый размах. Не минула эта участь и детей.
Школьная жизнь была сродни казарменной. Ленивых, да и просто медленно усваивающих науки детей нещадно били плетками и палками. Для телесных наказаний в некоторых классах сидели специально назначенные отставные солдаты.

Розги доставались не только детям простолюдинов.
В знатных семьях тоже не гнушались телесных экзекуций. Пороли детей по субботам (вот она, историческая традиция!), не разделяя на правых и виноватых.
Не гнушался сечь розгами своих детей Александр Сергеевич Пушкин.
Не знала границ жестокость матери Ивана Сергеевича Тургенева в вопросах воспитания сына. Как позже вспоминал писатель, били его каждый день, не объясняя причины.
Даже дети из царских семей подвергались телесным наказаниям. Воспитатель Николая I бил будущего царя головой об стену. Сам император своих детей впоследствии никогда не бил, но вернул в школы розги и плети, которые были отменены в начале XIX века.

Об отмене телесных наказаний заговорили лишь в середине XIX века. Педагог и естествоиспытатель Николай Пирогов доказывал, что битье розгами унижает детей и применять физическое наказание следует лишь в самом крайнем случае.
Активная же пропаганда отмены телесных наказаний детей развернулась уже после Октябрьской революции. Правда, долгое время она успеха не имела.

Даже в современной России нет прямого запрета на наказания детей в семьях, хотя в школах этот пережиток удалось преодолеть.

Нередко можно услышать от представителей старшего поколения, что современную молодежь нужно сечь розгами. Но и дети, и взрослые слабо себе представляют, что же это за способ наказания и как он осуществлялся.

Что означает "сечь розгами"?

Это понятие абсолютно прозрачно и не имеет двойного смысла. Сечь розгами - значит наносить удары связкой прутьев по мягким Обычно этот способ применялся в качестве за провинности. Эта процедура имела несколько целей. Во-первых, доставленная физическая боль должна была внушить детям страх перед наказанием, а значит, предотвратить совершение ими новых шалостей. Во-вторых, очень важен и психологический фактор. Сечь розгами - это не только больно, но и стыдно. Особенно это было актуально, когда процедура наказания проходила в присутствии других детей, например, товарищей по играм или одноклассников. оставляло неизгладимый след и больно било по самолюбию ребенка.

Очень популярен был это способ воспитания в Англии. Там розгами секли как дома, так и в школе. Сохраняется эта традиция и в наше время, но только в определенных общинах.

Почему-то очень распространено мнение, что именно наша страна стала прародительницей этого жестокого и даже в чем-то варварского способа наказания. Однако это в корне неверно. Исследования историков доказывают, что розги использовались во многих государствах, в том числе и развитых европейских.

У этого способа есть даже свое латинское наименование - "флагелляция". Если рассматривать искусство разных стран, то можно увидеть такую французскую гравюру. На картине изображена уютная гостиная. Перед камином в кресле расположился глава семейства, читающий Библию. Рядом стоит его супруга, которая готовит розги для того, чтобы высечь свою дочь. Десятилетняя девочка неподалеку плачет и

Как секли розгами в старину

Исторически этот способ наказания сложился очень давно. Детей секли розгами не только за совершение неблагочинных поступков, но и просто так, в целях профилактики, или, проще говоря, "чтобы неповадно было".

Если рассматривать более древние времена, то женщинам частенько доставалось за различные проступки. Так, в Древнем Египте их часто секли за адюльтер. С наступлением в европейском мире христианской веры избиение женщин стало расцениваться как безнравственный поступок, и постепенно оно применялось все реже и реже.

В Великобритании секли представительниц прекрасного пола в тюрьмах. Происходило это примерно следующим образом. Женщину приводили в специально отведенную для этого вида наказания комнату. В ней была установлена широкая и длинная лавка, оснащенная ремнями для связывания рук и ног. Женщине зачитывался приговор, в котором подробно говорилось о том, за что она будет избита. После этого виновная должна была лечь на скамью животом вниз. Ей крепко связывали руки и ноги, из-за чего она практически не могла пошевелиться. Затем начинался сам процесс наказания. Раздавались душераздирающие крики и мольбы о помощи. Секли в то время жестоко. После этого женщину отводили в ее камеру, очень часто несчастных доставляли туда в бессознательном состоянии.

При королеве Елизавете Английской секли, как правило, публично. Флагелляция проходила в тюремном дворе на специально обустроенных помостах. Площадь не позволяла вместить всех желающих присутствовать при наказании.

Что такое розги?

Ответ на этот вопрос можно дать, изучив исторические труды педагогов прошлых веков. Розги - это прутья различных пород древесины. Чаще всего используются орешник, ива, краснотал, тармарин. Прутья связываются в пучки по три-пять веточек (если применяется береза). Если же берутся более твердые сорта дерева, то можно использовать и одну ветвь. Каждый прутик должен иметь длину не менее 60 сантиметров, а толщину - не меньше, чем полпальца. Кончики розг обязательно после вымачивания расщепляли, чтобы не было захлестов. В старину такой вариант назывался "бархатным", так как следы на теле исчезали очень быстро - от трех до пяти дней. Конечно, если нужно было сечь розгами детей за непослушание, применялись самые мягкие породы дерева. Они не могли нанести тяжелых повреждений нежной коже.

Подготовка орудия наказания

Существует абсолютно достоверная информация о том, как проводилась подборка качественного инструмента для порки. Для этого розги вымачивались в течение нескольких часов (а лучше двух-трех дней) в обычной проточной воде. Известны и сведения о том, что для того, чтобы доставить жертве гораздо большие страдания, прутья помещались на некоторое время в соленый раствор.

Тогда порка причиняла сильнейшую боль, которая потом не могла долго пройти. Рождение такой изощренной технологии уходит своими корнями еще в Древнюю Грецию. Именно там секли розгами провинившихся. О таких случаях рассказывает в своих трудах философ и историк Гомер.

Как нужно было правильно сечь розгами?

Оказывается, флагелляция - это не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Существовали определенные правила подготовки орудия для нее, а также техника нанесения ударов. Как сечь розгами? Основным правилом являлась необходимость соизмерять свою силу. Человек должен был испытать сильную физическую боль, но при этом не остаться изувеченным. Шрамы не должны были оставаться на теле навсегда. Поэтому человек, который осуществлял флагелляцию, должен был контролировать силу своего удара.

Современность

Конечно, время жестоких наказаний безвозвратно ушло. В современности такой способ, как битье розгами, или флагелляция, практически не используется. Хотя иногда имеют место случаи показательного избиения с целью доказывания своей позиции.

Дети - существа непослушные. И были такими всегда. Поэтому схема не менялась уже тысячелетиями: ребенок ослушался - родители наказали. Но вот вид наказания менялся в зависимости от эпохи, моральных устоев и традиций этого времени. Редакция сайт уже рассматривала, какие методы наказания приемлемы , а какие нет. В этот раз мы решили разобраться в историческом контексте вопроса «кнутов и пряников».

Про совсем древние времена достоверно ничего не известно, но ученые предполагают, что наказание в доисторическую эпоху для детей были не очень суровые. И так народу мало - то мамонт затопчет, то тигр погрызет, подрастающее поколение надо беречь. Но и детский возраст, в котором многое прощалось, длился не больше 10 лет.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПРОГУЛИВАЕТ ШКОЛУ?

А вот уже в Древней Руси детей никто жалел. Их было много, если что - еще десять есть. Вся эта мудрость дошла до нас в качестве поговорок, суеверий и присказок. Хвалить ребенка было все равно что сглазить: «не перехвали, а то испортится». К слову, это суеверие дошло и до наших дней. Ну и все эти знаменитые «бьет - значит любит», «кого журят, того и любят» - вы знаете, о чем мы говорим.

Потом к простому воспитанию добавилось еще и религиозное. Грехов стало побольше, а значит и поводов наказать тоже. Детей, по мнению церкви, нужно готовить не только к земной, но и к небесной жизни. Да и в Библии четко сказано «если накажешь его розгой, он не умрет». И зачем тогда отказываться от такого действенного метода воспитания?

К XVI веку начало развиваться книгопечатание, поэтому о том, как воспитывать детей и как их правильно бить, уже можно было прочитать в полезных книжках. Таковыми стали «Стоглав» и «Домострой». Последнее чтиво особенно любят цитировать как образец «самого верного подхода ко всему». Написал эту книгу монах Сильвестр, духовный наставник Ивана Грозного (что уже должно вам о чем-то говорить).

По мнению монаха, главная задача родителя - забота о материальном и духовном благополучии своего чада. Детей баловать нельзя, надо «страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». То есть запугать, после чего выпороть. Но не волнуйтесь, все не так плохо. Детей можно было бить только в один день (сам он предложил субботу) и только при членах семьи. Звать на порку гостей запрещалось.

КАК ВЫРАСТИТЬ ЛЕНТЯЯ?

В учебных заведениях розги вообще были также неотъемлемы как перья, чернила и унылые лица учеников. Кроме этого предмета для битья в сельских (да и городских) школах были веревки с узлами, горох в углу и длинные палки. Все это было прописано в регламенте, и многие родители только рады были, что их детей поучат уму-разуму. К слову, в Англии в это время специальные няни предлагали свои услуги по битью детей, если мамам самим жалко пороть своих непослушных отпрысков. Вот это бизнес!

Шло время, дети вырастали и пороли своих детей, и всех все вроде устраивало. Возмущаться пытались Екатерина II и Александр I, но никто их особо не послушал, и сгладить режим получилось намного позже. Кнут отменили в 1845 году, а плети, розги и все прочее держали в школе аж до XX века.

10 КНИГ О ВОСПИТАНИИ, КОТОРЫЕ НАДО ПРОЧИТАТЬ РОДИТЕЛЯМ

Били всех. Из интересных примеров: Николя I со всем размахом души воспитатель бил головой о стену, после чего, став императором, Николай запретил физически наказывать своих детей. Наказанием для них было отлучение от отцовского внимания. Еще в царских семьях часто за проступки лишали второго блюда или сладкого - годы идут, методы не меняются.

А вот жена Пушкина - Наталья Гончарова была необычно молчалива, нежна и тиха только до замужества. Оказывается, пока она не покинула отчий дом, за любое лишнее слово мама хлестала ее по щекам. И знаменитого писателя Ивана Тургенева избивала собственная мать, причем он сам должен был догадаться за что, она ему ничего не объясняла. А откуда вы думаете взялся образ барыни-самодурки в «Му-Му»?

Всполошилась общественность только к XX веку, тогда и начались массовые движения за отмену телесных наказаний. Дело шло медленно. Сначала запретили пороть гимназистов, потом - женщин, потом - каторжан (как вам порядок?). Последним рубежом стал 1917 год и большевики. Они сказали: «Больше никаких телесных наказаний в школе». Послереволюционные плакаты пестрели лозунгами «Не бей, и не наказывай ребят, веди их в пионеротряд».

Пришло время великого Советского Союза, наказывать детей телесно нельзя было ни в обычной школе, ни даже в школе для трудных подростков. Прощали учителям только неформальные подзатыльники. И учебные заведения перешли на социальную систему наказания. Тех, кто плохо себя ведет, просто не возьмут в пионеры. И все, как известно, вся жизнь насмарку.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ ДРУЗЬЯ РЕБЕНКА?

Кроме того, в советское время в школах увеличивали объем трудовой нагрузки, например, назначали дополнительное дежурство. В качестве наказания учителя не боялись ставить «двойки» и оставлять на второй год. Сейчас так уже не делают.

Тогда же активнее всего в семье применяли методы «психологического наказания»: отстранить от внимания взрослых, отправить одного в комнату, устроить бойкот и так далее. Что-то подобное описано в рассказе «Золотые слова» Михаила Зощенко. Дети, сидя за столом, перебивали взрослых и грубили, после чего их отругали и выгнали, запретив два месяца садиться со всеми ужинать.

Также в ходу было «позорное ярмо». Если юный пионер оказался грязнулей и бросал везде мусор, на него могли повесить табличку «неряха», которую он не имел права снять. Все ученики видели, кто провинился и в чем, а ученик чувствовал на себе всеобщее осуждение. Действенно, но на детей это так давило, что многие были бы не против, чтобы их выпороли вместо такого. Или еще - отчитать перед всеми другими пионерами. От стыда могли уши сгореть.

Сейчас представить, что кто-то остался на второй год или вынужден носить табличку «хулиган» практически невозможно. Родители же эту администрацию съедят. Раньше-то был всегда прав учитель, а теперь - ребенок. Наказывают в современных школах просто - забирают мобильные телефоны, например. Правда, учитывая, что на уроке их использовать запрещено, это не совсем наказание.

КАК ВЫТАЩИТЬ РЕБЕНКА ИЗ ТЕЛЕФОНА?

Что касается родителей и бабушек-дедушек, что в советское время, что сейчас, все воспитывают детей по-разному. Кто-то считает, что применение телесных наказаний - это пережиток прошлого и просто неприемлимо, кто-то думает, что это самое действенное наказание из возможных.

Что касается законодательства, в этом году президентом РФ Владимиром Путиным был подписан закон, декриминализирующий семейные побои. То есть статья 116 УК РФ была изменена. Если побои («действия, причинившие физическую боль, но­ не повлекшие последствий») были совершены впервые, они переводятся из разряда уголовных преступлений в разряд административных правонарушений. За них родителям будут грозить только штраф 30 тыс. руб., ­арест на 15 су­ток или исправительные работы. Повторные случаи насилия остаются уголовными преступлениями и могут караться до 7 лет лишения свободы.

В то время нельзя было себе представить школу без розог. Да и не только школу, правило « пожалеешь розгу - испортишь ребенка » имело довольный вес в деле воспитания детей.
Первый день учебы непременно включал в себя торжественную порку наиболее подвижного малыша, дабы показать остальным назначение предметом, находившихся прямо под доской. После порки учитель объяснял плачущему ребенку в чем его вина, и что за проступки все дети будут наказаны розгами.
В первые месяцы «воспитание» велось особенно рьяно, ибо требовалось привить дисциплину – главную часть учебного процесса. За неделю каждый ребенок попадал под розгу, так что со временем все привыкали. Дети ненавидели школу и учителя. Да и как можно любить место, где больно и скучно.

В первый день сентября первоклассники ждали свою учительницу. В классе воцарилась несвойственная их возрасту тишина. А все потому, что Билли Мартин учил одноклассников уму – разуму. Его старший брат Стивен учился в пятом классе и подробно разъяснил брату про школу все, что посчитал нужным (конечно немного приукрасив). Стивен не забыл рассказать и про первую порку, которой сегодня обязательно кто-нибудь будет подвергнут. Приукрашенная вдобавок и Билли, история вселила настоящий ужас в его одноклассников. Нужно также учесть, что они были детьми нового поколения, в большинстве своем розог не знавшего.
Из всего класса дома пороли только Томми Смидта. Его отец записывал на бумажке все проделки своего сына и каждую субботу учил его жизни. Каждая проделка оценивалась в четыре удара розгой. Бывали же недели, в которые бумажка оставалась пустой. Тогда отец порол Томми за вранье, ибо, по его разумению, мальчишка не мог ничего совершить за целую неделю, а значит он просто не признался отцу в содеянном.
Обремененный таким большим опытом, Томми с тоской ждал еще одного мучителя.
Что же касается девочек, то некоторых из них мамаши заботливо шлепали время от времени, но не столько, чтобы причинить боль, сколько, чтобы показать свое недовольство.

Наконец, в классе появилась учительница. Она показалась всем такой милой. Глаза у нее были такие добрые. Но это конечно не помешает ей выпороть кого-то до полусмерти. Она поздоровалась, назвала свое имя и стала рассказывать про школу и школьные правила.

Сейчас она кого-то выдерет, - прошептал Билли.

Эти слова дошли до Сьюзи Уорен. Ее никогда в жизни не наказывали, и она с ужасом смотрела на мисс Томпсон.

Сейчас, уже скоро, - повторил Билли.

Сьюзи вдруг стало так грустно, и она так устала бояться, что вдруг разревелась. Учительница прервала свой рассказ и направилась к ней. От сознания того, что она обратила на себя внимание мисс Томпсон, Сьюзин плач превратился в рыдание.
По классу прокатился шепоток.

Это будет она, - со знающим видом сказал Билли.

Мисс Томпсон подсела к Сьюзи и своей тонкой нежной рукой стала гладить ее локоны. Девочка не унималась.

Почему ты плачешь? – ласково спросила мисс Томпсон.

Сьюзи посмотрела на нее своими большими карими глазами.

Теперь вы высечете меня? – спросила она сквозь плач.
- А ты натворила что-то дурное?
- Я … я заплакала.
- Мы все иногда плачем, например, когда нам больно, грустно или … страшно. Но ведь тебе больше не страшно? Ты ведь больше не будешь плакать?
- Нет, мэм.
- Вот и хорошо, - сказала мисс Томпсон.

Она встала и вернулась на свое прежнее место у доски, под которой лежали розги.
В тот день никто не был выпорот. Это было в высшей мере странно, но Билли, все разузнавший у своего брата, объявил, что первая порка может быть и на второй, а иногда даже на третий день.
На второй день было три урока. На большой перемене дети выходили поиграть на улицу, после чего, в сопровождении своих учителей, возвращались в классы.
Мисс Томпсон не досчиталась одного ученика.

Дети, а где Дэвид? - спросила она.

В тот момент в класс вошел другой учитель, рука которого была занята ухом Дэвида. Освободив руку, учитель рассказал мисс Томпсон о том, что Дэвид растоптал цветочный куст на школьном дворе.

Я бы за это надавал раз пять, но вы, наверное приверженка более строгих наказаний, - сказал он и вышел вон.

Не было никаких сомнений в том, что Дэвид стане первым выпоротым, и дети с любопытством и страхом ждали, когда же она его выпоре до полусмерти? Дэвит тоже осознал это и, хныкая, подошел к мисс Томпсон.

Я виноват, мэм, - прошептал он.

Мисс Томпсон присела на корточки, чтобы хоть как-то сравняться с Дэвидом по росту. Ее длинная юбка раскинулась по полу. Она посмотрела малышу в глаза и спросила:

Ты сделал это нарочно?
- Нет, мэм. Я побежал за мячом и оступился. Честное слово!
- Я верю тебе. Вот как мы поступим, - Дэвид приготовился к порке, - после уроков ты ненадолго останешься и поможешь мне все исправить. Договорились?
- Да, мэм.
- А теперь иди на свое место. И выше нос, - сказала она, дотронувшись пальцем до его носика, - не следует реветь из-за пустяков.

Она улыбнулась ему вслед. Но этой улыбкой никого не проведешь. Наверняка она выпорет его после уроков.

Каково же было удивление ребят, когда на следующий день они узнали, что Дэвид помог ей привести в порядок клумбу, мисс Томпсон угостила его печеньем и даже не попыталась высечь.
Дети были в смятении. Все было бы намного проще, если бы учительница высекла кого-то в первый же день.
Шли дни, и постепенно дети привыкли и к урокам, и к безмерно доброй учительнице, и к розгам, спокойно лежавшим на виду у всех.

Однажды, мисс Томпсон оставила ребятишек одних на школьном дворе, чтобы перевязать разбитую коленку Максу Райту. В это время, какая-то девочка из второго класса дернула первоклассницу Бэкки за косичку, та ответила, и началась драка.
Девочек разнял учитель второго класса Вильямс, известный нам по истории с Дэвидом. Он потащил обеих девочек в свой класс. Не особенно выясняя кто начал и в чем причина драки, он занялся розгами. Выбрав наиболее гибкую, учитель схватил и перекинул через колено девочку-второклассницу. Она также была давно знакома с этой процедурой и не сопротивлялась. Учитель освободил место наказания от многочисленных юбочек и начал экзекуцию. Пять прибольных раз обрушились на крошку. Она плакала, но ничего не могла поделать. Наконец, все закончилось, и плачущая девочка была водружена на то же место, где стояла раньше.

Мери-Луиза, что нужно сказать? – строго спросил учитель.
- Спасибо, господин учитель. Простите, я больше так не буду, - проговорила девочка.
- Уже простил, - сказал подобревший учитель, - ступай.

Когда девочка удалилась, учитель строго взглянул на Бэкки, которая до сих пор с ужасом наблюдала за действом, которое видела впервые.
- Теперь вы, юная леди, - сказал учитель.
- Нет, - расплакалась Бэкки, - я не хочу, вы не мой учитель. Вы – гадина, - отбиваясь кричала Бэкки, - я не хочу, не надо.

Учитель уже задрал ее юбочки, но на минуту
остановился перевести дух от внезапного
сопротивления.

Я научу вас уважать старших! Вы получите десять ударов.

Экзекуция началась. Пронзающая, доселе невиданная боль потрясала бьющуюся в истерике девочку. Учитель же решил приложить максимум усилий к исполнению своего долга. Он медленно считал: один, … два, … три …, в перерывах приговаривая: «Маленькие девочки должна слушать старших». На счет шесть в классе появилась мисс Томпсон, прознавшая о случившемся. Она решительно направилась к экзекутору и выхватила девочку из его рук. Малышка уцепилась за ее шею и продолжала плакать.

Это моя ученица, Вильямс, и ее воспитание – моя забота!

После этих слов она удалилась вместе с плачущей девочкой. Мисс Томпсон отвела ее в свою комнату на втором этаже и уложила в кровать.
- Тебе лучше поспать, крошка. Теперь все позади.

Месяц спустя, зашедшая в класс мисс Томпсон наблюдала такую картину: двое мальчишек, взяв в руки розги, пытались отхлестать друг друга. До начала занятий было еще двадцать минут, и они никак не думали, назначая дуэль на это время, что их кто-то застукает.
Когда мисс Томпсон попала в их поле зрения, мальчики встали как вкопанные. Побросав розги, они ждали, что она предпримет.

Что здесь происходит? – довольно строго спросила она.
- Вилли сломал мою игрушку и украл ее.
- Неправда, - сказал Вилли, - я взял ее починить. Я хотел вернуть!

Мальчики бросились наперебой разъяснять учительнице все обстоятельства происшедшего.
Вилли сказал: «Мы теперь больше не друзья».
В этот момент мисс Томпсон что-то придумала, и от этого слегка улыбнулась. Мальчики не заметили этой улыбки. В общем, мисс Томпсон била серьезно-строга, и это их пугало.
Мисс Томсон наклонилась и подобрала брошенные розги. Она проверила их на упругость, пару раз отхлестав воздух, и положила худшую на место, оставшись с одной розгой. Мальчики опешили. В первый раз они видели этот предмет в ее руках.

Видно, придется высечь одного из вас, чтобы такое не
повторилось, - сказала она сквозь незаметную
мальчикам улыбку.

Все их внимание поглощала эта розга в руках учительницы.

Итак, кого же из вас высечь? – спросила она, - ну же, не молчите.
- Меня, мэм. Это я сломал игрушку, - сказал Вилли, - я виноват, мэм.
- Нет, мэм, это я виноват, - сказал другой, - высеките меня, - повторил он, расстегивая штаны.

Мисс Томпсон остановила его.

Значит вы все еще друзья, раз защищаете друг друга?
- Выходит, что так, мэм.
- Людей бить нельзя. Пообещайте, что больше так не сделаете.
- Обещаем, мэм.
- Кого из нас вы высечете?

Теперь мисс Томпсон улыбнулась заметно.

На этот раз никого, Вилли. Ведь мы договорились? – сказала мисс Томпаон, укладывая розгу на место.
- Договорились, мэм, - сказал Вилли и обнял ее. Его примеру последовал другой озорник.

Прошли три года. За это время мисс Томпсон ни разе не применила телесных наказаний. Хотя она и ни разу не говорила, что никого не будет пороть. Просто между ней и ее учениками существовало никем ни озвученное соглашение, по которому дети изо всех сил старались вести себя хорошо, а она их не секла.
При этом способе воспитания ученики мисс Томпсон успевали лучше остальных и не без удовольствия посещали полные фантазии уроки своей учительницы.

Как-то в школе произошла беда. Двое семиклассников забрались ночью в школу и разворотили свой класс. Там их застал школьный сторож. Случай был беспрецедентный, и наказание было придумано соответствующее: по сто ударов розгой каждому. В течение пяти дней, ежедневно на двух переменах мальчики должны были получать по десять ударов, до полного исполнения наказания.
Для пущего эффекта порку сделали публичной. Все ученики школы должны были при ней присутствовать.
В первый день мисс Томпсон покорно привела своих учеников на открытый просмотр. Все было как в плохой пьесе. Учитель громогласно рассказал присутствующим о причине порки, как будто кто-то еще мог об этом не слышать. Чуть дальше от учителя стояли два мальчика, уткнувшись глазами в пол. После рассказа экзекутор демонстративно долго выбирал розгу, и началось. Таких жестоких ударов не получал еще никто, и всем было жаль хулиганов. В конце мальчики поблагодарили мучителя и были отпущены.
На протяжении всей порки можно было заметить как мисс Томпсон вздрагивала от каждого удара. Больше всего на свете ей хотелось уйти оттуда. Но она не могла этого сделать, как и не могла остановить наказание. Она была бессильна, и от этого ей становилось еще хуже.

В школе все было по-старому, и ученики мисс Томпсон по-прежнему оставались самыми успевающими. Другие учителя не могли понять, как ей это удается. Так родился слух о том, что она чрезмерно строго обходится с детьми и самым жестоким образом наказывает за любую провинность. Она сечет их до крови и заставляет целыми днями стоять в углу.
Эта версия объясняла причину академических успехов, но никак не стыковалась с поведением детей. Девочки буквально не отходили от нее ни на шаг, да и мальчики частенько прибегали советоваться с ней по разным важным вопросам. Дети смеялись и совершенно не производили впечатления забитых учительницей-садисткой учеников.
Это обстоятельство не помешало мифу обрасти невероятными историями истязаний и поползти по школе.
«Я бы не смогла так издеваться над детьми, - сказала одна учительница другой в приватной беседе, - провинившийся ребенок должен быть выпорот ради его же блага, но то, что вытворяет эта мисс Томпсон – уму непостижимо»!
Никому и в голову не могло прийти, что эта ужасная мисс Томпсон ни разу за все время не подняла руки ни на одного из своих учеников, хотя нужно признаться, что иногда они этого заслуживали.

В один из дней разразилась сильнейшая гроза, и на время перемены дети остались в классе. Мисс Томпсон предложила им порисовать и отправилась за бумагой. По возвращении, она услышала такой разговор:

- … твой отец ни на что не способен! Мой сказал, что из-за твоего все дело разваливается.
- Это неправда! – послышался девичий головок.
- Вот и правда! Он бездельник и трус, и еще пьяница. И ты – дочь пьяницы!
- Гордон, нельзя так говорить, сейчас же извинись, - вмешалась мисс Томпсон.
- Не извинюсь, мэм. Лиза, твой отец трус и пьяница, и грязная свинья!
- Гордон, прекрати немедленно. В чем дело?

Гордон встал со своего места, подбежал и Лизе и начал кричать: «Лиза – дочка пьяницы! Лиза – дочка пьяницы!»
Внезапно, рука мисс Томпсон схватила его за шиворот и потащила к доске. Она вытащила розгу и со всей силы стала пороть Гордона. Стоны мальчика и треск внезапно сломавшейся розги заставил ее опомниться. Она оглянулась, увидела испуганных детей, потом посмотрела на Гордона, глаза которого были полны слез. Мисс Томпсон ужаснулась от содеянного. Сломанная розга упала из ее руки, она бросилась а Гордону, обняла его и заплакала.

Гордон, прости меня, я не должна была, я не имела права! Гордон, милый, извини!

Годон погладил ее по голове и сказал:

Зачем вы извиняетесь, мисс Томпсон, я заслужил, вы сделали правильно.
- Нет, я не имела права, прости меня…

Она села на пол и, закрывшись руками, плакала.
Весь класс сорвался со своих мест и стал утешать учительницу.

Вы не виноваты, мэм, он сам напросился!
- Если бы не вы, я бы сам ему двинул!
- Не плачьте, мэм, пожалуйста!

Немного успокоившись, мисс Томпсон обратилась к Гордону:

Тебе было больно?
- Нет, мэм, не беспокойтесь. Вы совсем не умеете пороть детей. Вы не проверили розгу и не сняли с меня штаны.

Мальчик улыбнулся, мисс Томпсон тоже, и все прошло. Гордон конечно же соврал. Ему было очень больно: у мисс Т. отлично получилось. Она тоже знала, что он врет. «Я не достойна этих детей, - подумалось ей».

Вот так и получилось, что гордон стал первым выпоротым в этом классе. Но он стал и последним, потому что мисс Томпсон больше никогда не брала розги в руки. Она часто вспоминала этот случай и никак не могла понять, почему так произошло.
Дети все так же ее любили.
Гордон и все остальные простили ей этот «проступок», как она прощала им их шалости.
Однажды, мисс Томпсон сказала, что в мире слишком много боли, чтобы еще и причинять ее детям нарочно. Наверное, она была права.