Тема дружбы в произведении два капитана. Испытание дружбой по роману В

Кулыванова Татьяна Михайловна

Подготовка к итоговому сочинению

Тематическое направление: ДРУЖБА И ВРАЖДА

Что есть истинная дружба?

Любовь. Дружба. Преданность. Верность. Можно ли среди этих высоких понятий определить, какое поставить на первое место? Наверное, нет. Почему рядом с этими нравственными качествами всегда оказываются злоба и вражда, предательство и неверность? Эти вопросы часто встают перед молодыми людьми. Несомненно, поэтому одно из тематических направлений итогового сочинения посвящено сложной философской проблеме, в которой сталкиваются такие взаимоисключающие категории, как ДРУЖБА и ВРАЖДА.

Как подойти к этой теме? О чем говорить?

В первую очередь, необходимо поработать с семантикой этих слов. Здесь на помощь учащимся придет не только словарь, но и работа с ассоциативными образами, важными для определения полярных понятий ДРУЖБА И ВРАЖДА.

Обратимся к некоторым словарям.

Этимологический словарь

Враг

Общеславянское слово, имеющее соответствия в ряде европейских языков (литовское draugas – "товарищ", латышское draugs с тем же значением "спутник, товарищ", древнегерманское tracht – "отряд воинов"), англос. dréogan "совершать, добиваться"

Исходное значение – "сражающийся вместе".

Заимств. из ст.-сл. яз., где врагъ < общеслав. *vorgъ (ср. исконно рус. ворог «дьявол, черт, неприятель, враг»), того же корня, что и др.-прус. wargs «злой», готск. wrikan «преследовать», лат. urgēre «угнетать, гнать».

Толковый словарь С.И. Ожегова

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля

В словаре синонимов и антонимов представлены следующие синонимические и антонимические ряды:

дружество, дружелюбие,

доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, короткое знакомство,

побратимство,(благо)

приязнь,любовь, братание, единение,

общение; дружба искренняя, лицемерная, тесная. Сделать что по дружбе. Быть в дружбе, водить дружбу, разорвать дружбу.

антагонизм, злоба, недоброжелательство,

нелюбовь, ненависть, неприязнь, неприязненность, рознь, недружелюбие,

нелады.

Иметь против кого зуб.

Питать вражду.

Таким образом, анализируя антонимические понятия, можно сформировать ряд вопросов, которые позволят учащимся определить круг проблем, необходимых для раскрытия темы. Бесспорно, важнейшей композиционной частью сочинения является вступление. Если ученик правильно понял тему и сумел начать работу с цепочки риторических вопросов, ассоциативных связей, эмоциональных рассуждений, то поиск ответов на поставленные вопросы поможет ему правильно построить всю работу.

Какие вопросы можно предложить для обсуждения в работе этого тематического направления?

Что такое дружба?

Кого можно назвать настоящим другом?

Почему так сложно найти друга?

Верно ли, что без истинной дружбы рушится окружающий мир?

Верно ли, что без истинной дружбы жизнь – ничто?

Можно ли в современном мире, полном искушений и соблазнов, искренне испытывать настоящую дружбу, которой неподвластны притворство, ложь, корысть, зависть?

Что такое вражда?

Почему возникает вражда?

Почему люди не могут жить мирно?

Каковы причины возникновения злости, злобы, ненависти между людьми?

Эти и другие вопросы помогут создать вступление, в котором учащийся может дать собственное представление о своем понимании нравственных категорий, заложенных в теме сочинения.

Несомненно, афоризмы, пословицы, поговорки помогут выпускнику наметить дальнейший ход мысли.

Важно показать, что антонимичные пары о дружбе и вражде часто работают вместе в одном высказывании, и это помогает увидеть разные стороны одного явления.

Пословицы:

То, что сам человек себе сделает, даже враг врагу не сможет сделать.

Не бойся врага умного, бойся друга глупого!

Ручаясь за друга, предаешься врагу.

Грозен враг за горами, а грозней за плечами.

Не будет добра, коли меж своими вражда.

Дружба от недружбы близко живет.

Друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит.

Бог дал родню, а черт вражду.

Врага бояться - в живых не остаться.

Бойся тихой воды, тихой и тихого врага.

Афоризмы и высказывания известных людей:

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

Сократ, древнегреческий философ

Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими.

Демокрит, древнегреческий оратор

Друг - это как бы второе «Я».

Цицерон Марк Туллий, древнеримский философ

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на вражду.

Шарлотта Бронте, английская писательница

Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты Сервантес, испанский писатель

Вероломный друг - самый опасный враг. Генри Филдинг, английский писатель

Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга.

У. Шекспир

Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства

Артур Шопенгауэр, немецкий философ

Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают свое жизненное путешествие дельные и порядочные люди.

А.И. Герцен

Полезных друзей три и вредных три. Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый. Конфуций

Дружба подобна сокровищнице: из нее невозможно почерпнуть больше, чем ты в нее вложил.

Осип Мандельштам

Тот, кто боится нажить врагов, никогда не заведет истинных друзей.

Уильям Гэзлит

Знакомство с подготовительным материалом дает ученику представление о неоднозначности каждого из понятий. Однако важно, чтобы учащиеся смогли увидеть, что противоречие заложено прежде всего не в самом понятии, а в отношении человека к нравственной ценности дружбы.

Это дает представление о том, что Дружба может быть разной, причем не всегда это чувство истинно. Таким образом рождаются понятия «Настоящая дружба» и «Псевдодружба» (или Антидружба). Причем именно искажение нравственной составляющей и рождает понятие «Вражда», которое противопоставляется понятию «Дружба».

Анализируя эти антонимичные пары, где понятие «Псевдодружба» становится тождественно понятию «Вражда», учащиеся определяют нравственные качества, которые и разделяют эти понятия.

Нравственные качества

Дружба

Настоящая дружба

Псевдодружба (антидружба)

Требовательность

Взаимопонимание

Взаимная поддержка

Верность

Равенство

Честность

Священное доверие

Сходство интересов

Искренность

Дружелюбие

Сопереживание

Зависть

Предательство

Лесть

Лживость

Зазнайство

Самовлюблённость

Корысть

Равнодушие

Жадность

Соперничество из-за почета и славы

Беспринципность

= Бескорыстная преданность

= Вражда

Анализируя предварительные темы сочинений по данному тематическому направлению, подводим учащихся к мысли о том, что необходимо показать противостояние нравственных понятий и преимущества не просто дружеских отношений, но истинность настоящей дружбы, ее нерушимость и святость.

Эта мысль и определяет выбор литературного материала для аргументации темы.

Важно, чтобы учащиеся поняли, что, действительно, только благодаря дружбе человек способен достойно прожить, вынести на своих плечах все тяготы жизни, разделив их с другом. Не случайно в народе говорят: «Одна беда на двоих – полбеды, одна радость на двоих – две радости».

Что же такое дружба? И почему рядом с ней часто оказывается вражда? Вот вопросы, которые лягут в основу сочинения.

Учащийся с помощью аргументации доказывает, что настоящая дружба искренняя, бескорыстная; объясняет, почему ее так сложно найти?

Задумываясь над этим, мы погружаемся в мир литературы, где каждый писатель решает данную проблему. И часто неоднозначно.

Какие литературные аргументы можно подобрать?

Можно предложить учащимся кратко обратиться к истокам русской классической литературы, которые лежат в устном народном творчестве, и вспомнить, что ценность дружеских отношений прославляется еще в устном народном творчестве, в частности в былинах.

Древнейший образ дружбы в русской литературе – побратимство, «крестовое братство» былинных богатырей.

В «названное» или «крестовое» братство (обряд скреплялся обменом нательными крестами) вступают практически все былинные богатыри.

Что же объединяло «богатырей земли русской»? Это единство рождалось из духовной правды, желания постоять за свою Родину, за веру и людей. Богатыри, защищая Родину, оберегая слабых, поддерживали друг друга, проявляя взаимовыручку и дружескую заботу, несмотря на испытания, выпадавшие на их долю. Не случайно вспоминается и картина В.М.Васнецова «Три богатыря», на которой представлены былинные герои, ставшие плечом к плечу на защиту Отечества.

Но с кем же сражаются славные богатыри? Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Идолище Поганое - это образы, воплощающие войну и разрушение. Есть предположения, что они сформировались как фантастическое переосмысление нашествий степных народов. Действительно, легко заметить некоторые параллели. После подобных набегов оставались лишь пепелища - вот огненное дыхание Змея. Враги родины воспринимаются ими как личные,собственные, поэтому они к ним так непримиримы.

Их призвание - защищать народ от врагов. Илья Муромец одержал победу над вражеским войском у стен Чернигова и пленил Соловья-разбойника. Его цель не личная слава, а свобода и счастье русских земель. Эта цель для Ильи превыше личных счетов с князем Владимиром, посадившего его в темницу: когда князь просит Илью защитить Русь от Калина-царя, богатырь не только забывает свой гнев на несправедливость князя, но и просит других богатырей выйти на бой с врагами. Не ради князя, а ради Руси, ради веры христианской и ради народа русского.

Тема святой дружбы, товарищества представлена и в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» . Здесь можно предложить учащимся остановиться на вопросах вражды и дружбы как внутри одной семьи, так и казачества в целом.

Каждый из казаков-запорожцев считает своим долгом выручить товарища, даже рискуя собственной жизнью. В тяжелую минуту на поле кровавой битвы старый полковник Тарас Бульба обращается к своим воинам: «Нет уз святее товарищества!.. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». Тарас Бульба проникновенно говорит о том, что невозможно, «чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища». Тарас Бульба чтит и соблюдает казачье товарищество превыше всего.

Для Тараса Бульбы нет выше ценности в жизни, чем товарищество, он беспощаден и к врагам, и к родным, когда дело касается исполнения долга. Так, он осознает всю тяжесть преступления Андрия, который, будучи ослепленным красавицей-полячкой, отрекается от родины и предает идеалы «товарищества», то есть истинную, святую дружбу. А для Тараса Бульбы здесь, в Запорожской Сечи, не просто дети, а прежде всего товарищи, братья по духу. Бульба до конца остается верен законам казачьего товарищества, поэтому и убивает сына, предавшего эти законы. «Чем не козак был?» - с горечью говорит Тарас, смотря на «чудную красоту» казненного его рукой сына. Справедливый ли суд творит Тарас, убив своего сына?

Можно обратить внимание учащихся на уместность употребления риторических вопросов внутри работы. Это украсит и язык, и стиль ученического сочинения.

Важно, чтобы учащиеся помнили не только о количестве и качестве аргументации в работе, но и о композиционном завершении каждого аргумента. Представив литературное произведение, объяснив, как решена в нем тема, необходимо завершить каждый аргумент мини-выводом.

Пример мини-вывода по аргументу:

Понятие казачьего товарищества, дружбы основывается на огромной любви к Родине, к русским людям, к православной вере. Каждый казак с детства знает, что нельзя предавать, оставлять в беде своих товарищей. Нужно стремиться помогать своим собратьям и защищать их, поэтому и возмездие за нарушение законов воинской дружбы, каким бы суровым оно ни было, воспринимается как должное.

О нарушении законов дружбы, воинского братства говорится и в повести В.Быкова «Сотников». Она как нельзя лучше подтверждает мысль Л.Н.Толстого о том, что «трусливый друг опаснее врага».

События повести происходят во время Великой Отечественной войны. В произведении Василия Быкова «Сотников» перед Рыбаком, главным героем повести, в самом начале встает нравственный выбор: спасать от гибели слабого, больного, раненого друга Сотникова или, пожертвовав им, спастись самому. И Рыбак спасает товарища. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но совесть не дала ему так поступить. Можно говорить о том, что воинская дружба для него значима. Но впоследствии страх смерти заставляет Рыбака стать полицаем, он проявляет малодушие и трусость, предает друга, с которым делил тяготы воинской партизанской службы. Он, однажды спасший Сотникова, теперь становится палачом для своего друга. Это не что иное, как псевдодружба, которая показывает истинный подлый характер героя. И Рыбак, понимая собственную ничтожность, хочет повеситься после совершенного им преступления, но писатель не дает ему этой возможности. Рыбак остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену смерти Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси, погибших по его вине.

Не меньший интерес должны представлять те литературные аргументы, в которых представлена дружба и вражда как две стороны одной медали.

В этой связи хочется остановиться на следующем афоризме, который поможет учащимся.

«Вероломный друг – самый опасный враг» Генри Филдинг

Именно так может звучать и тема сочинения этого тематического направления.

В качестве аргумента предлагаем остановиться и на произведении Н.В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Здесь приятельские отношения перерастают во вражду, длящуюся десятилетия из-за одного обидного слова «гусак». Пустяк, нелепица может сделать недавних друзей непримиримыми врагами. Авторское отношение к изображённым в повести событиям выражено в заключительной фразе произведения: «Скучно на этом свете, господа! »

Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или преподнесет гостинец. Это ему очень нравится. Лежебока и пустозвон Иван Иванович слывет в Миргороде за порядочного человека. Таким же “хорошим” является его сосед Иван Никифорович. Он тоже лежебока и ворчун, не следящий за своей речью. Впрочем, заключает автор, несмотря на некоторые несходства, оба приятеля “прекрасные люди”.

Беспечная и праздная жизнь сделала из этих помещиков бездельников, занятых только тем, как развлечь и потешить свою праздность. Ни о каком духовном росте, самосовершенствовании речь не идет. С непревзойденным мастерством и юмором Гоголь показывает, как молниеносно из закадычных приятелей Иван Иванович и Иван Никифорович делаются заклятыми врагами. Между ними разворачиваются “военные действия”. Герои повести с возникновением ссоры оживились, воспряли духом. У них появилась цель в жизни: побольше насолить бывшему другу.

Показывая всю мелочность и низость поступков и помыслов Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, автор словно задает вопрос нам, читателям: «Неужели прошли времена великих поступков, великой дружбы?!»

Примеры, в которых дружба – это не духовное единство, а неглубокие приятельские отношения, то есть, говоря словами А.С.Пушкина, «от делать нечего друзья», не редкость. К чему могут привести такие отношения можно проиллюстрировать многими произведениями 19 века, в частности роман в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин".

Вспомним, как строятся взаимоотношения Онегина и Ленского, героев романа.

В первой главе уже сказано об Онегине: «друзья и дружба надоели». Hо почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм романтического героя. Онегин скучает, им овладевает хандра. Бездействие, ничегонеделание – вот основа его жизни. Но разве не тем же самым занят и Ленский? Он не знал настоящей жизни, не мог найти свое место в ней. Приятели не имеют ничего общего: у них различные интересы, идеи и цели, и к жизни они относятся совсем по-разному. Не случайно автор говорит о них: "лед и пламя". И с Ленским Онегин подружился потому, что в деревне не с кем общаться. В основе их отношений не сходство душ, а общая праздность.

Онегин высокомерен. Он презирает людей в целом, хотя к Ленскому относится с некоторым снисхождением и даже прощает ему «и юный жар, и юный бред». Единственное, что объединяет героев, - это скучная жизнь в деревне, где не с кем поговорить. Это и сближает персонажей: холодный скептик и юный, наивно-восторженный поэт становятся друзьями "от делать нечего".

Неудивительно, что Онегин и Ленский поссорились из-за пустяка, который у настоящих друзей не был бы даже возможен, - Онегин пригласил Ольгу на танец. Небольшая, по мнению Онегина, месть Ленскому за досадное приглашение на именины Татьяны.

Ни чувство дружбы, ни жалость к юноше не заставили Онегина отказаться от дуэли и стрелять в Ленского. Общественное мнение оказалось для светского человека важнее, чем жизнь друга.

Правда, хочется задаться вопросом: а была ли это дружба? Возможна ли она у людей, подобных Онегину и Ленскому, не способных проявить чуткость по отношению друг к другу, понять друг друга? Автор не случайно именно так заканчивает эти отношения, подтверждая мысль о том, что дружба – это духовное единение, понимание и взаимная поддержка. Подобные отношения демонстрируют пример псевдодружбы, приведшей к гибели юного поэта.

Пример дружбы-вражды видим и в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин и Грушницкий - сверстники, сослуживцы. Печорин заявляет: «В дружбе один раб другого», но рабские отношения не могут поддерживать дружбу, это унизительно. В душе герои не питают тёплых отношений друг к другу. Печорин по отношению к Грушницкому безжалостен, не умеет прощать. Он насквозь видит слабости Грушницкого и смеётся над ним. Разве это дружеские отношения? «Я его понял, и он меня за это не любит, хотя наружно мы в дружеских отношениях», - признается Печорин.

Пропасть в отношениях молодых людей становится шире, неприязнь возрастает, когда княжна Мери увлеклась Печориным. Дуэль становится развязкой в отношениях. Печорин убивает своего бывшего приятеля. Какова причина такого печального исхода? Неужели Печорин так жесток? Напротив, он крайне равнодушен к судьбе этого человека, но позволить Грушницкому опозорить себя во время дуэли он тоже не может. Поэтому убийство и становится той мерой дружбы-вражбы, которая подводит итог их отношениям.

Пример псевдодружбы видим и еще в одном произведении А.С.Пушкина, в романе «Дубровский».

Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский когда-то были товарищами по службе. Дубровский отличался гордостью и решительностью характера, за это его ценил и уважал Троекуров. Андрей Гаврилович был интересным собеседником, и Кирила Петрович скучал, когда рядом не было сослуживца. Автор объяснил их дружбу тем, что оба они были ровесниками, имели одинаковое воспитание, рано овдовели и воспитывали по одном ребёнку. Всё это сближало их. Все соседи-помещики завидовали их согласию и дружбе. Но однажды в их дружеских отношениях наступила пора раздора и страшной жестокой вражды. Произошло это, когда слуга Троекурова оскорбил Дубровского, унизил его достоинство. Андрей Гаврилович потребовал, чтобы слуга явился на суд. Но своенравный богач начал мстить Дубровскому.

Почему же эта дружба оказалась непрочной? Почему между бывшими друзьями возникла такая пропасть? Богатство и знатность Троекурова, его надменность и высокомерие не дали ему остановиться в момент ссоры и поразмыслить над всем, что произошло. Опомнившись, Троекуров хотел примирения, но было поздно. Он довёл друга до сумасшествия и смерти. Читая роман А. С. Пушкина, мы ещё раз убеждаемся в том, что дружба и вражда несовместимы.

Эту же идею подтверждает одна из маленьких трагедий А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери", в которой звучит мысль о том, что "гений и злодейство несовместимы". Два друга. Два гения. Но разве зависть к таланту и дружба совместимы?

Анализируя эти примеры, видим, что псевдодружба, ведущая к вражде, не терпит равных отношений. К сожалению, злоба, зависть, корысть, эгоизм с дружбой вместе не уживаются.

Хочется задаться вопросом: неужели так мало примеров истинной дружбы в литературе? Конечно же, нет. А есть ли что противопоставить непрочности отношений, их недолговечности, разобщённости?

Вспомним роман В.Каверина «Два капитана», в котором представлен пример истинной дружбы, глубокой, верной, настоящей.

Это роман о настоящей дружбе, любви, о предательстве и честности, о достижении свой цели, чего бы этого не стоило. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - этот девиз стал смыслом жизни героев произведения, определил их характер.

Мальчики Саня Григорьев и Валя Жуков познакомились в детском доме. Их дружба прошла испытание временем. Еще в ранние годы они поддерживали друг друга во всем. Валя дает Сане свои вещи, бескорыстно жертвует все сбережения, когда считает, что другу они нужнее. Никакие наветы не способны сломить эту дружбу. И в зрелом возрасте, когда Валя становится профессором, а Саня летчиком, они по-прежнему остаются близкими друзьями. В их отношениях нет корысти и зависти, они всегда готовы прийти друг другу на помощь. Именно Валя сумел увидеть лицемерие Ромашова и старался всячески оградить своего друга Саню от этого человека. На жизненном пути Саня не раз сталкивался с низостью и подлостью своего одноклассника Ромашки. Во время войны тот оставляет в лесу тяжелораненого Саню, забрав у него документы и оружие. Встретившись с Катей Татариновой, Ромашов обманывает её, предаёт своего друга, говоря, что Саня Григорьев пропал без вести. На счету Ромашова было немало подлостей, предательств, измен, вранья. В итоге он наказан – его сажают в тюрьму. Наказания не избегает и другой злодей – Николай Антонович, которого с позором изгоняют из науки благодаря усердию и упорству Сани, который смог доказать вину этого человека, погубившего экспедицию капитана Татаринова.

Этот роман учит нас, несмотря на то, что в мире есть, кроме хорошего, и плохое: лицемерие, предательство, зависть, верить в благородство и настоящую дружбу, примером которой и становятся герои этого романа: Саня Григорьев и Валя Жуков

Конечно, говоря об истинной дружбе нельзя оставить без внимания роман Л.Н.Толстого "Война и мир". В нем удивительным образом соединились все возможные линии дружбы и вражды. Тема псевдодружбы раскрыта на взаимоотношениях Николая Ростова и Долохова, Жули Карагиной и Марьи Болконской. Но дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова - это особая дружба, в которой автор отразил идеал дружбы, настоящей, святой.

Предлагаем возможный отрывок сочинения данного тематического блока на тему: "Что такое настоящая дружба".

Почему люди становятся друзьями?

Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг - это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья должны думать одинаково. Народная пословица гласит: «Недруг поддакивает, а друг спорит». Искренность и бескорыстие, взаимопонимание и готовность поддержать, помочь - вот основа настоящей дружбы, такой, как дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова, разных по характерам, с различными индивидуальностями, но с общим стремлением к осмысленной, полноценной жизни, к полезной деятельности. «Душа обязана трудиться», - эти слова, сказанные через столетие после создания «Войны и мира» Н.Заболоцким, могли бы стать девизом их жизни, их дружбы.

Во многом не соглашаясь друг с другом, они признают право каждого на собственные суждения, на собственный выбор. Но при этом более опытный Болконский боится (и, к сожалению, он прав!) развращающего влияния на Пьера той среды, в которой тот оказался. Восторженный и пылкий Пьер бесконечно любит и уважает своего друга и особенно высоко ценит его аналитический, строгий и глубокий ум. Князь Андрей, редко открывающий свои чувства, сдержанный и замкнутый, находит, однако, поводы, чтобы выразить Пьеру и нежную приязнь, и верную дружбу.

Взаимоотношения князя Андрея и Пьера - образец дружбы требовательной, неизменной, пронесенной через все испытания. Дружбу Андрея и Пьера можно считать истинной, прекрасной и бессмертной, потому что почва, на которой она стояла, была самой достойной и благородной. Ни капли поиска корысти не было в этой дружбе, и ни деньги, ни влияние не были ни для кого из них ориентиром ни в их взаимоотношениях, ни в жизни каждого отдельно.

Прекрасную дружбу оборвала смерть князя Андрея.. Хотя нет, не оборвала. Погибший друг навсегда останется рядом с Пьером как самое дорогое воспоминание, как самое святое, что было у него в жизни. Он по-прежнему мысленно советуется с князем Андреем и, принимая главное в своей жизни решение - активно бороться со злом, уверен: князь Андрей был бы на его стороне. Пьер с гордостью говорит об этом Николеньке Болконскому, пятнадцатилетнему сыну князя Андрея, потому что хочет видеть в мальчике наследника мыслей и чувств человека, который для него не умер и никогда не умрет.

Страницы «Войны и мира», посвященные дружбе таких разных и таких одинаково прекрасных людей, как Андрей Болконский и Пьер Безухов, незабываемы. О таких друзьях и такой дружбе мечтает каждый. Эта дружба противостоит отношениям в высшем обществе, основанным на расчете, корысти, протекционизме. Здесь все показное, фальшивое. И дружба, искренняя, настоящая, здесь невозможна. Поэтому так ценны отношения Андрея Болконского и Пьера Безухова, которые умеют сохранить дружбу, основанную на честности и порядочности.

К счастью, в романе Толстого эти герои нашли друг друга, тем самым найдя спасение от морального одиночества и найдя достойную почву для развития нравственности и настоящих идей, которые не должны быть утрачены.

Вспоминаются и герои романа И.А.Гончарова «Обломов», которые, несмотря на разные интересы, характеры, образ жизни были настоящими друзьями. Значит, могут дружить совершенно разные люди. Автор трепетно размышляет над данной проблемой. Илья Ильич предстает перед нами как наивная и открытая натура, а в образе Андрея Ивановича Гончаров рисует человека решительного и целеустремленного. Он ясно видит цель, способ её достижения и пытается увлечь Обломова своими идеалами.

Так, именно Андрей Штольц пытается «растормошить» Илью Ильича и привить ему свои взгляды на окружающую действительность. Он вытаскивает его из дому и заставляет выходить в свет. Именно Штольц дает наказ Ольге Ильинской «присмотреть» за Обломовым. В отношениях друзей не было корысти и зависти, фальши и лицемерия. Даже после смерти Обломова Штольц, думая о друге, берет на себя заботу о воспитании его сына. Что это, если не настоящее проявление дружбы?

Остановимся кратко еще на нескольких литературных аргументах, которые раскрывают понятие "истинной дружбы".

Повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе» рассказывает о настоящей дружбе, сумевшей выдержать все испытания. Дети из подземелья,Валек и Маруся, подружились с мальчиком из «высшего» сословия Васей. Ребята настолько верны друг другу, что готовы защищать друг друга и поддерживать. Вася даже совершил неблаговидный поступок: украл из собственного дома для больной Маруси куклу, чтобы скрасить последние дни ее жизни. Ребята проявляют верность друг другу, демонстрируя пример преданности и искренности.

Что же такое настоящая дружба демонстрируют и герои Андрея Платонова. В рассказе «В прекрасном и яростном мире» говорится о настоящей дружбе и товариществе. После ряда событий машинист Мальцев ослеп, и на место машиниста поставили его помощника. Но машинист не может жить без своей работы и помощник, рискуя своим положением и работой, ставит на свое место Мальцева, разрешая ему управлять поездом. На такой поступок способны только настоящие друзья, понимающие и тонко чувствующие переживания своего друга.

Великолепным образцом для аргументации по данному направлению может послужить и лицейская лирика А.С.Пушкина, в которой воспевается дружба как священное братство.

Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

Это стихотворение «19 октября 1827» написано А.С.Пушкиным спустя 9 лет после окончания им Царскосельского лицея. Оно посвящено «лицейскому братству», которое воспринималось поэтом как священный союз. « Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен». Дружба – это главное достояние лицеистов, ее боготворят. Не случайно поэт на протяжении всей жизни возвращается к этой теме, создавая прекрасные стихи о лицейских друзьях, которые так же, как и он, остались верными этому священному союзу.

Уместно вспомнить и прекрасные строки поэта, посвященные друзьям. Например, «И.И.Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный…»,) «К Кюхельбекеру», «Дельвигу»

В заключение хочется вспомнить притчу о дружбе

Жил был на свете человек, и сопровождали его в жизни три бога: бог счастья, бог богатства и бог дружбы. Когда этот человек достиг в жизни больших успехов, боги посетили его и сказали:

Человек, ты достиг желаемого, и двое из нас покидают тебя, но ты можешь оставить одного из нас с собой. Человек задумался, и ответил:

Пусть со мной останется бог дружбы, - сказал человек и лёг спать.

Наутро он открыл глаза и увидел рядом со своей постелью всех трех богов. Человек удивленно спросил:

Почему Вы все остались?

Потому, что ты оставил рядом с собой бога дружбы, а он и наш друг. Дороже дружбы нет ничего на свете, поэтому мы и остались, - ответили ему боги.

Дружба - источник вдохновения. Она воодушевляет на подвиги, на творческие дерзания, на духовное совершенство, чувствуя рядом плечо и поддержку друга, помощь человека близкого тебе и по духу, и по нравственной красоте.

Не случайно вспоминаются слова Сент-Экзюпери, который сказал так о дружбе: «Приобщаешься к думам товарищей и становишься богаче».

К сожалению, зависть, корысть, подлость, предательство часто оказываются рядом, словно проверяя на прочность и дружбу, и друзей. Но надо помнить, что дружба – это источник совершенствования себя и мира вокруг.

И как никогда актуально звучат слова из Библии: «Верный друг – крепкая защита; кто нашел его, нашел сокровище».

Эта же мысль поэтически высказана нашим современником Евгением Евтушенко, который, напоминая о ценности дружбы, говорит о том, как важно беречь ее и противостоять миру, зачастую наполненному враждой:

Люди сильны друг другом.

Люди сильны испугом

Вдруг потерять друзей.

В битвах и перед казнью

Или на Млечном пути

Люди сильны боязнью

В чем-то друзей подвести.

Возможные формулировки тем:

    Может ли дружба перерасти во вражду?

    Что такое настоящая дружба.

    Дружба – великая сила

    Дерево держится корнями, а человек – друзьями (Пословица)

    «Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь).

    Человек без друзей что сокол без крыльев (Пословица)

    И дружить уметь нужно

    Хороший друг должен на веселие являться по зову, на бедствие же друга приходить без зова. (Демокрит)

    Друг познается в беде

    Дружба кончается там, где начинается недоверие (Сенека).

    Верно ли, что без истинной дружбы жизнь - ничто?

    Когда вражда может перерасти в дружбу?

    В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света (Цицерон).

    Благородным поведением можно завоевать даже врага.

    Не бойтесь врагов, нападающих на вас. Бойтесь друзей, льстящих вам!

    Почему между родными возникает вражда?

    Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками.

    Если вчерашний друг стал врагом: значит, он никогда другом и не был…

    Настоящая дружба основана на общих взглядах, а не на общих врагах.

Афоризмы

    Настоящий друг везде верен в счастье и в беде. (В.Шекспир)

    Друг – это как бы второе «Я». (Цицерон)

    Враг не тот, кто наносит обиду, а тот, кто делает это преднамеренно. (Демокрит)

    На земле друзей не так уж много, опасайтесь потерять друзей. (Р.Гамзатов)

    Настоящая дружба не знает зависти (Ф.де Ларошфуко)

    Тот, кто ради своей своей пользы подвёл бы друга, не имеет права на дружбу (Жан-Жак Руссо)

    У друзей всё общее, и дружба есть равенство (Пифагор)

    Друг-это другой я (Зенон)

    Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности (Сократ)

    Единомыслие создаёт дружбу (Демокрит)

    Ни музы, ни труды, ни радости досуга-ничто не заменит единственного друга. Сердцами сходствуем: он -точно я другой: я горе с ним делю: он – радости со мной (А.С.Пушкин)

    Дружба- это спокойная и тихая привязанность, направляемая и укрепляемая привычкой, возникающая из обязательств (Д.Юм)

    «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным» (Библия (Притч 18, 25)) (Притчи Соломона, Ветхий Завет)

    «Существует высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при которой человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле» (Августин Блаженный)

    «Другу верный друг поможет, не страшит его беда. Сердце он отдаст за сердце, а любовь – в пути звезда» (Шота Руставели)

    «Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках» (А.В. Суворов)

    «В крепкой дружбе наша сила, дружбе слава и хвала» (Роберт Бёрнс)

    «Знать друг друга – не значит знать о друге всё; это значит относиться друг к другу с симпатией и доверием, верить друг другу» (А. Швейцер)

    «Кто завязывает с кем-нибудь тесную дружбу, берет на себя новые обязанности» (Френсис Бэкон)

    «К друзьям и в несчастье будь неизменен» (Периандр)

    «Друзей мы приобретаем не тем, что получаем от них услуги, а тем, что сами их оказываем» (Фукидид)

    «Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей» (Исократ)

    «Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели» (Платон)

    «Друзьям оставь вторе больше, чем себе. Для себя сохрани хотя бы крупицу первозданной чистоты сердца» (Хун Цзычэн)

    «Сам погибай – товарища выручай» (А.В.Суворов)

    «Товарищ – опора в беде, врач во время болезни, он тот, кто жертвует собою в минуту смертельной опасности» (С. Орбелиани)

    «Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести» (Ф Бэкон)

    «Истинный друг познается в несчастье » (Эзоп

    «Никакое добро не лучше друга» (Менандр)

    «У кого друзья, у того богатство» (Пакувий Марк)

    «Безумен, кто в богатстве забудет друга» (Григорий Назианзин)

    «Не богатство – друг, а друг – богатство» (И. Стобей)

    «Нет ничего драгоценнее друзей» (Ф. Гвиччардини)

    «Умей быть другом – найдёшь друга» (И. Красицкий)

    «Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей» (Н. Макиавелли)

    «О человеке судят по его друзьям» (Б. Грасиан)

    «Скажи мне, с кем ты близок, и я скажу, кто ты» (К. Гельвеций)

    «Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных» (Анахарсис Скифский)

    «Друзей приобретай не спеша, а приобретенных не отвергай» (Солон)

    «Выбирай друга не спеша, еще меньше торопись променять его» (Б. Франклин)

    «Я вступаю в дружбу лишь с очень немногими, но зато дорожу ею (Карл Маркс)

    Люди на Земле должны дружить. Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми. (А.Азимов)

    Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие. В.А. Сухомлинский

    Во всех временах дружество почитали из числа первых благ в жизни; сие чувствование родится вместе с нами; первое движение сердца состоит в том, чтобы искать соединиться с другим сердцем…(И.Л. Крылов)

    Из тысячи умей выбрать себе друга, ничто столь не важно, как сей выбор, ибо от него зависит наше благополучие. (И.Л. Крылов)

    Коль полезно пристанище дружбы! Она охраняет от коварства людей, которые почти все непостоянны, обманчивы и лживы. (И.Л. Крылов)

    Без дружества жизнь теряет свои приятности; человек, оставленный самому себе, чувствует в своем сердце пустоту, которую единое дружество наполнить может; от природы заботливый и беспокойный, в недрах дружества утешает он свои чувствования. (И.Л. Крылов)

Литература в помощь

    А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский», лицейская лирика

    Н.В.Гоголь «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Тарас Бульба»

    М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

    И.А.Гончаров «Обломов»

    Л.Н.Толстой «Война и мир»

    Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

    И.С.Тургенев «Отцы и дети»

    А.Платонов «В прекрасном и яростном мире»

    В.Г.Короленко «В дурном обществе»

    Б.Васильев «Сотников»

    В.Каверин «Два капитана»

Сочинение

Саня Григорьев попадает в детский дом. Там он знакомится с двумя мальчиками — Мишей Ромашовым и Валей Жуковым. С ними Саня подружился, и мальчики не теряли времени даром.

Валя Жуков был «ленивый мальчик со множеством планов». Его интересовало всё. Он хотел учиться на укротителя львов, пожарному делу.

«В пекарне ему хотелось быть пекарем; из театра он выходил с твёрдым намерением стать актёром». Валька участвовал в постановках театрального кружка. Но больше всего его интересовали животные. Именно поэтому он стал сотрудником лаборатории экспериментальной биологии в зоопарке, где изучал грызунов и змей. Он мог рассказывать о своих питомцах бесконечно, даже во время защиты Евгения Онегина.

Валька щедрый. В отличие от Ромашки, он бескорыстно одалживает Сане свои вещи и деньги. Когда Саня идёт с Катей в театр, Валя одалживает другу свою рубашку. А Ромашка даёт свой галстук под залог. Когда Саня едет за Катей в Энск, Валька отдаёт ему все свои сбережения.

Валька боится Ромашку, а тот пользуется этим. Ромашка рассказывает Вале о своих подлых поступках. Ромашов докладывает Николаю Антоновичу обо всём, что происходит в школе, особенно о Кораблёве. Потом Ромашка берёт с Вали слово, что тот никому об этом не расскажет. Но когда Саню хотели выгнать из школы, Валька преодолевает свой страх и рассказывает правду.

После окончания школы судьба раскидывает друзей. Саня поступает в лётную школу в Ленинграде, а Валька остаётся в Москве.

Встреча друзей происходит в Заполярье. Саня — полярный лётчик, а Валя — старший учёный специалист. Они рады встрече, вспоминают детский дом, своих учителей и одноклассников.

Валя познакомился с близкой подругой Кати Татариновой Кирой. Потом Кира стала его женой. Валя с Кирой были друзьями Сани и Кати.

Во время войны Валька стал уже профессором Валентином Николаевичем Жуковым, получил звание капитана и работал в Военно- санитарном управлении. Он, как и Катя, верил, что Саня жив и вернётся. Когда Катя искала Саню, она прежде всего пришла к Вале и поселилась в его квартире. И Саня в поисках Кати тоже приходит к Вале. Он был для них самым близким и родным человеком.

Вениамин Каверин в своём романе хочет показать дружбу между людьми на примере Сани и Вальки. Дружба эта проходит через испытания, разлуку, трудности и радости.

Направление "Дружба и вражда" итогового сочинения 2016-2017 по литературе: примеры, образцы, разбор работ

Примеры написания сочинений по литературе по направлению "Дружба и вражда". К каждому сочинению приведена статистика. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Наверное, каждый из нас задумывался над тем, каким должен быть настоящий друг. И каков бы ни был итог наших размышлений, мы все сходимся в том, что истинной дружбой можно назвать только отношения, полные искренности, доверия, душевной близости, готовности прийти на помощь в трудную минуту… Тот, кто обрёл в лице другого человека такого верного товарища и сам соответствует высокому званию друга, может смело назвать себя счастливцем.

Но, к сожалению, тот или та, что звались нашими друзьями, не всегда ими являются. Открывая свои сокровенные мысли или протягивая руку помощи другому человеку, мы всегда рискуем, так как «чужая душа - потёмки». И враг, умело скрывавшийся под дружеской личиной, конечно же, самый опасный, потому что ему известно о вас многое.

Русские писатели не раз обращались к сюжетам, где вчерашний друг оказывался страшнейшим врагом, причинявшим герою страдания. Вспомним «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина. Коварный Швабрин, сначала казавшийся Петру Гринёву приятелем, не раз совершает подлости по отношению к молодому дворянину. Алексей Иванович, оклеветав Машу Миронову, вынуждает Гринёва защищать честь девушки на дуэли. Но и на дуэли Швабрин ведёт себя далеко не благородно. Воспользовавшись тем, что Пётр на секунду отвлёкся на спешившего к ним Савельича, наносит тяжёлую рану Гринёву. На протяжении всего произведения мы видим, как Швабрин, недавно притворявшийся другом не только Петра, но и семьи Мироновых, с лёгкостью отрекается от них, от дворянской чести, от императрицы…

В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» мы знакомимся с ещё одним персонажем, который только симулирует дружеское расположение. Печорин неспособен быть другом, но, чтобы играть человеческими судьбами, притворяется внимательным товарищем Грушницкого, а также пылко влюблённым в княжну Мери. Убедив наивного молодого человека в том, что девушка испытывает к нему влюблённость, Григорий Александрович сплетает сеть интриг, в которую попадает и неопытная Мери, полюбившая Печорина, а также самовлюблённый Грушницкий, уязвлённый охлаждением княжны к нему из-за Григория Александровича. Чтобы развеять скуку, Печорин становится режиссёром кровавого спектакля, развязкой которого станет разбитое сердце юной девушки и смерть несчастного Грушницкого, действительно любившего Мери… Лермонтов хорошо понимал, что такое подлость мнимого друга и оставил потомкам переложение мудрых строк Абдуррахмана Джами:

Что от врагов ты хочешь скрыть,
Друзьям не должен говорить.

Да, враг - это человек очень опасный, но неприятель, надевший маску друга, в стократ страшнее. Столкнувшись с таким лицемером, разрушившим жизнь, человек может на многие годы и десятилетия перестать доверять людям и оставаться одиноким. Но всё-таки, как ни велик риск быть преданным, счастье иметь искренних друзей гораздо больше.

(387 слов)

Материал Н.А. Зубовой

"Друг познается в беде" так гласит народная мудрость, но я не совсем согласен с ней. Настоящий друг познается не только в беде, но и в радости. И это доказали многие писатели.
В романе Вениамины Александровича Каверина “Два капитана” показывает нам двух друзей Сашу Григорьева и Мишу Ромашова. Их дружба в один миг заканчивается, так как Миша не смог спокойно смотреть на близкие взаимоотношения Кати Татариновой и Сашки Григорьева, потому что Ромашка сам был в неё влюблен. Миша способен на предательство своего друга, во время войны он бросил раненного Сашку умирать.

Это показывает, что Ромашову вовсе не нужны были друзья, да и способны ли полюбить такого человека. Ведь такие люди как Миша не способны помочь человеку в трудную минуту, да и радости с ним не разделишь.

А Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее “Война и мир” показывает нам настоящую дружбу на примере Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Пьер пытается помочь Андрею справится с потерей жены и соболезнует ему. А когда Болконский влюбляется в Наташу, Безухов искренне радуется счастью своего друга. Эти эпизоды показывают отношения Пьера к дружбе, он дорожит своей дружбой с Андреем. Пьер Безухов готов пожертвовать своим счастьем ради друга. Это видно потому как рьяно он пытается помирить Андрея с Наташей, хоть и сам в неё влюблен. Только настоящий друг способен прийти на помощь в трудную минуту, он не умеет завидовать и причинять боль своему близкому другу. Таких друзей способна разделить только смерть.
Таким образом, друг может называться настоящим, если он и в горе поможет и в радости порадуется вместе с тобой.

(252 слова)

Рассуждая о важных людях в своей жизни, мы чаще всего расставляем их в таком порядке – родители, близкие родственники, друзья, знакомые. Родителей и родственников не выбирают, знакомых не впускают слишком глубоко в жизни. И только настоящий друг – это человек, отношения с которым основываются на взаимности, доброжелательности, искренности и симпатии. Вот так случается – встречаются двое незнакомцев и при определенных условиях становятся незаменимыми друг для друга.

Без дружбы жизнь не полноценна. Но только если речь идет о настоящей дружбе – не пустом общении, использовании друг друга в корыстных целях. Как раз это наоборот не приносит нам ничего хорошего. Зачем вам друг, который с вами только потому, что ему больше ничем заняться, и он легко исчезнет надолго, даже не предупредив? Или друг, который с вами говорит одно, аза вашей спиной сплетничает о вас? Или тот, кто общается с вами, только когда ему что-то нужно? Или завистник? Разве такие «друзья» делают жизнь полноценной?

И лучше всего истинная сущность дружбы, как по мне, раскрыта в сказке «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. Там в разговоре Лиса с Маленьким принцем говорится, что для того чтобы стать близкими, нужно узнать друг друга. Надо впустить человека в свое сердце, мысли, жизни. И самому войти в его. Это - доверие, и именно оно священно. И это настоящее счастье - быть с кем откровенным и знать, что тебя таким примут и не предадут. И это необходимость в жизни каждого из нас.

(318 слов)

«В доме человеческого счастья дружба сводит стены, а любовь образовывает купол». В этих словах К. Пруткова образно определенная роль дружбы в человеческих отношениях. Ныне, когда время бежит чрезвычайно быстро, когда ритм жизни приобретает неистовый темп, когда не хватает времени для общения, а телевидение часто заменяет его, как понять что есть Настоящая дружба? Не смешиваются ли эти отношения с поверхностными приятельскими, которые основываются на общности дел и отдыха? Дружба облагораживает жизнь, ее ценили и возвеличивали мыслители древности. Дружба, в оценке Аристотеля, – наинеобходимейшее для жизни: ведь никто не хочет жить без друзей, даже если бы он имел все другие богатства.

Дальше он разъяснял: «Дружба не только неоценимая, а и прекрасная - мы прославляем того, кто любит своих друзей, имеет много друзей - это чудесно, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом - это одно и то же. Чрезвычайно высоко оценивается дружба в украинской культуре. Раскрывая большую силу дружбы, Григорий Сковорода приводит слова Плутарха: «Дружба, сопровождая жизнь, не только прибавляет утехи и обворожительности светлым его сторонам, а и уменьшает страдание, и Бог, прибавив к жизни дружбу, сделал так, чтобы все было радостным, приятным и милым, когда друг рядом и вместе с вами утешается. И как бы льстец не ковал бедствие, используя наслаждения и приятности, надо знать, что он ничего радостного не вносит в дружбу». Сковорода учил быть осмотрительным в выборе друзей. Конечно, время вносит свои коррективы, но такие понятия, как дружба, любовь всегда будут оставаться высочайшими ценностями.

Они представляют собой какой-либо таинственный процесс, который невозможно запрограммировать, наполняют жизнь радостью общения, взаимопонимания, эмоционально обогащают его. В психологии понятия «дружба» определяется как стойкие личностно-выборочные межличностные отношения, которые характеризуют взаимную благосклонность их участников, взаимные ожидания соответствующих чувств и отдача преимущества. Развитие дружбы предусматривает следование ее неписаному «кодексу», что утверждает необходимость взаимопонимания, откровенности и искренности. Она предусматривает доверчивость, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств.

Серьезные нарушения «кодекса дружбы» ведут к ее прекращению, или к поверхностным приятельским отношениям, или даже к преобразованию дружбы в ее противоположность - враждебность. Наибольшей интенсивности достигает дружба в юношеские годы и в период ранней зрелости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, наибольшая частота встреч и наибольший объем совместно проведенного времени. При этом отношения между друзьями наполнены глубоким эмоциональным содержанием и часто сохраняются на протяжении всей жизни. Дружба выступает иногда своеобразной формой психотерапии. Она разрешает высказать сокровенные чувства, которые переполняют человека, и найти поддержку тех, кто разделяет ее мысли.

Для меня друзья имеют большое значение. Это самые дорогие люди после родителей.

С ними я всегда могу быть откровенным. Вместе с друзьями я быстрее нахожу решение любой проблемы, с ними легче выполнять всякую работу, радостнее проводить свободное время. Я ценю своих друзей, стараюсь не ссориться с ними и помогать им всегда, когда возникает потребность. Итак в самом деле, как утверждает народная пословица, человек без друзей - что дерево без корней.

(467 слов)

Дружба и вражда – эти антиподы всё чаще и чаще встречаются в 21 веке. Дружба-это отношения,основанные на доверии,взаимопомощи и поддержке. А вражда – это противопоставление дружбе. Люди не ценят друг друга, дружбы между друг другом. Поссорившись,можно никогда не вернуть дружбу.За доказательствами своих рассуждений хочу обратиться к примерам из художественной литературы.

В романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" рассказывается о двух товарищах – Онегине и Ленском. Их дружба была настолько крепка,но вражда позволила эту дружбу разрушить. На дне рождении Татьяны Лариной,Евгений Онегин пригласил на танец возлюбленную Ленского – Ольгу Ларину.Это было со стороны Евгения,как бы отместка. Но эта отместка очень оскорбила Ленского,после чего он пригласил на дуэль Евгения. Дуэль закончилась весьма трагична-смертью Ленского.По началу Евгений не хотел убивать Ленского,но также он не хотел выглядеть трусом в обществе. После смерти Ленского Евгений просто не понимал смысла жизни,ведь он потерял близкого человека.

Также в качестве доказательства своих мыслей могу привести роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", где главными героями являются Печорин и Грушницкий.Грушницкий клеветал на своего друга Печорина,потому что он считал себя лидером,предполагая,что им двоим места нет.После всей этой гнусной клеветы,Печорин вызвал Грушницкого на дуэль. Он считал,что больше ему ничего не оставалось кроме нее.В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его.

Здесь
– Темы итогового сочинения 2016-2017 по всем направлениям
процедура написания итогового сочинения (изложения)
– утвержденные критерии оценки выпускного сочинения ;
для школ .
– Критерии оценивания выпускного итогового сочинения для вузов .

Саня Григорьев попадает в детский дом. Там он знакомится с двумя мальчиками – Мишей Ромашовым и Валей Жуковым. С ними Саня подружился, и мальчики не теряли времени даром.

Валя Жуков был «ленивый мальчик со множеством планов». Его интересовало всё. Он хотел учиться на укротителя львов, пожарному делу.

«В пекарне ему хотелось быть пекарем; из театра он выходил с твёрдым намерением стать актёром». Валька участвовал в постановках театрального кружка. Но больше всего его интересовали животные. Именно поэтому он стал сотрудником лаборатории экспериментальной биологии в зоопарке, где изучал грызунов и змей. Он мог рассказывать о своих питомцах бесконечно, даже во время защиты Евгения Онегина.

Валька щедрый. В отличие от Ромашки, он бескорыстно одалживает Сане свои вещи и деньги. Когда Саня идёт с Катей в театр, Валя одалживает другу свою рубашку. А Ромашка даёт свой галстук под залог. Когда Саня едет за Катей в Энск, Валька отдаёт ему все свои сбережения.

Валька боится Ромашку, а тот пользуется этим. Ромашка рассказывает Вале о своих подлых поступках. Ромашов докладывает Николаю Антоновичу обо всём, что происходит в школе, особенно о Кораблёве. Потом Ромашка берёт с Вали слово, что тот никому об этом не расскажет. Но когда Саню хотели выгнать из школы, Валька преодолевает свой страх и рассказывает правду.

После окончания школы судьба раскидывает друзей. Саня поступает в лётную школу в Ленинграде, а Валька остаётся в Москве.

Встреча друзей происходит в Заполярье. Саня – полярный лётчик, а Валя – старший учёный специалист. Они рады встрече, вспоминают детский дом, своих учителей и одноклассников.

Валя познакомился с близкой подругой Кати Татариновой Кирой. Потом Кира стала его женой. Валя с Кирой были друзьями Сани и Кати.

Во время войны Валька стал уже профессором Валентином Николаевичем Жуковым, получил звание капитана и работал в Военно– санитарном управлении. Он, как и Катя, верил, что Саня жив и вернётся. Когда Катя искала Саню, она прежде всего пришла к Вале и поселилась в его квартире. И Саня в поисках Кати тоже приходит к Вале. Он был для них самым близким и родным человеком.

Вениамин Каверин в своём романе хочет показать дружбу между людьми на примере Сани и Вальки. Дружба эта проходит через испытания, разлуку, трудности и радости.

Испытание дружбой (по роману В. Каверина "Два капитана")

Саня Григорьев попадает в детский дом. Там он знакомится с двумя мальчиками – Мишей Ромашовым и Валей Жуковым. С ними Саня подружился, и мальчики не теряли времени даром.

Валя Жуков был «ленивый мальчик со множеством планов». Его интересовало всё. Он хотел учиться на укротителя львов, пожарному делу.

«В пекарне ему хотелось быть пекарем; из театра он выходил с твёрдым намерением стать актёром». Валька участвовал в постановках театрального кружка. Но больше всего его интересовали животные. Именно поэтому он стал сотрудником лаборатории экспериментальной биологии в зоопарке, где изучал грызунов и змей. Он мог рассказывать о своих питомцах бесконечно, даже во время защиты Евгения Онегина.

Валька щедрый. В отличие от Ромашки, он бескорыстно одалживает Сане свои вещи и деньги. Когда Саня идёт с Катей в театр, Валя одалживает другу свою рубашку. А Ромашка даёт свой галстук под залог. Когда Саня едет за Катей в Энск, Валька отдаёт ему все свои сбережения.

Валька боится Ромашку, а тот пользуется этим. Ромашка рассказывает Вале о своих подлых поступках. Ромашов докладывает Николаю Антоновичу обо всём, что происходит в школе, особенно о Кораблёве. Потом Ромашка берёт с Вали слово, что тот никому об этом не расскажет. Но когда Саню хотели выгнать из школы, Валька преодолевает свой страх и рассказывает правду.

После окончания школы судьба раскидывает друзей. Саня поступает в лётную школу в Ленинграде, а Валька остаётся в Москве.

Встреча друзей происходит в Заполярье. Саня – полярный лётчик, а Валя – старший учёный специалист. Они рады встрече, вспоминают детский дом, своих учителей и одноклассников.

Валя познакомился с близкой подругой Кати Татариновой Кирой. Потом Кира стала его женой. Валя с Кирой были друзьями Сани и Кати.

Во время войны Валька стал уже профессором Валентином Николаевичем Жуковым, получил звание капитана и работал в Военно– санитарном управлении. Он, как и Катя, верил, что Саня жив и вернётся. Когда Катя искала Саню, она прежде всего пришла к Вале и поселилась в его квартире. И Саня в поисках Кати тоже приходит к Вале. Он был для них самым близким и родным человеком.

Вениамин Каверин в своём романе хочет показать дружбу между людьми на примере Сани и Вальки. Дружба эта проходит через испытания, разлуку, трудности и радости.

Другие работы по теме:

Смело можно говорить о подлинном открытии автора повести “Батальоны просят огня”: военная пора в жизни капитана предстала здесь не как строка биографии, а как начало судьбы целого поколения. Отсюда такой обостренный интерес к этической проблематике, стремление раскрыть нравственные истоки подвига, высветить хорошее и дурное в человеке.

Действие этого произведения А. Линдгрен разворачивается в маленьком шведском городе. На вилле «Курица» живёт одна, без взрослых, девятилетняя Пеппи, девочка-силач. Вместе с ней живут лошадь и обезьянка. Её мама умерла, а отца - капитана и тоже силача - однажды смыло с палубы волной, и он попал на остров веселья, где стал негритянским королём.

Смысл духовных поисков героев роману «Война и мир» заключается в том, что герои способны к духовной эволюции, что, по Толстому, является более важным критерием моральной оценки личности. Герои ищут смысл жизни, духовные связки с другими людьми, личное счастье. Толстой показывает этот процесс в диалектическом противоречии (разочарование, поиск счастья и его потеря).

(по роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан») Древний философ Вергилий говорил: «Отважным судьба помогает…». Примером этого является роман Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан».

Романы Ж. Верна принадлежат к произведениям, которые принято называть приключенческими. В таких произведениях много неожиданных событий, внезапных поворотов в сюжете, движущей силой которого становится приключение.

Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. В предисловии к роману Лермонтов так охарактеризовал главного героя: « Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ». Автор хотел показать « современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».

Имеет ли человек право на преступление? (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") Автор: Достоевский Ф.М. Главный герой романа "Преступление и наказание"-Радион Раскольников. Он молодой человек, бедный студент. Пишет странную теорию, а позже, следуя этой теории, убивает старуху проценщицу и её сестру Лизавету.

Отзыв по роману Р. Сабатини "Одиссея капитана Блада" Автор: Сабатини Р. Однажды я прочитал книгу Рафаэля Сабатини “Одиссея капитана Блада.” Это роман с захватывающим и жизненным сюжетом.

Сходства характеров капитана Татаринова и Сани Григорьева (по роману В. Каверина "Два капитана") Автор: Каверин В. Роман Каверина "Два капитана" - это книга о сильных и смелых людях, о двух капитанах, которые боролись и искали, находили и не сдавались. Звали их капитан Татаринов и капитан Григорьев

Гринёв и Швабрин (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Автор: Пушкин А.С. Петр Андреич Гринев и Алексей Иваныч Швабрин впервые столкнулись на службе в Белгородской крепости. Гринев был определен туда по повелению батюшки, так как «Петруше шел семнадцатый годок». Швабрин же «уж пятый год был переведен за смертоубийство».

Пётр Гринёв (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Автор: Пушкин А.С. НАВЕРНОЕ, НЕТ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ БЫ ИМЯ АЛЕКСАНДРА С. ПУШКИНА. ВСЕМ ИЗВЕСТНО, ЧТО ПУШКИН БЫЛ ИЗВЕСТНЕЙШИМ ВЫДАЮЩИМСЯ ПИСАТЕЛЕМ, ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРОГО ЧИТАЛИ, ЧИТАЮТ, И БУДУТ ЧИТАТЬ.

Автор: Толстой Л.Н. ...Там незачем было драться. Л. Толстой Жизнь и судьбы героев романа Льва Николаевича Толстого “Война и мир” теснейшим образом связаны с историей России. Глазами действующих лиц романа мы видим смотры войск, военные советы, подвиги солдат на полях сражений, слышим распоряжения главнокомандующих; видим раненых и убитых, муки и страдания людей, победы и поражения.

В романе Вениамина Каверина «Два капитана» перед нами проходят истории двух главных героев – Сани Григорьева и капитана Татаринова. Вся жизнь Саньки связана с подвигом отважного капитана, с детства равняется он на отважного исследователя Севера и во взрослом возрасте находит экспедицию «Св.Марии», выполняя свой долг перед памятью Ивана Львовича.

Каковы жизненные идеалы Штольца? (по роману И.А. Гончарова "Обломов") Автор: Гончаров И.А. В романе И.А.Гончарова «Обломов» Андрей Штольц является антиподом Обломова. Каждая черта Штольца - вопиющий протест против качеств Обломова. Первый любит активную и интересную жизнь, второй часто впадает в апатию, он, словно улитка, которая боится вылезти из панциря.

Татьяна и Ольга Ларины (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") Автор: Пушкин А.С. В произведении А.С.Пушкина"Евгений Онегин" рассказывается о двух совершенно разных дев ушках-Татьяне и Ольге.

Моё отношение к Базарову (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") Автор: Тургенев И.С. Кирсановы, особенно Павел Петрович невзлюбил Базарова с первой встречи. Ему не нравилась его манера речи, одежда, поведение. Между ними постоянно был конфликт, начиная от простых вещей, заканчивая проблемами общества.

Сочинение-миниатюра по роману "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф.И. Достоевского " Преступление и наказание" - это произведение, посвящённное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки человеческая душа к постижению истины. Преступление Раскольникова-это игнорирование христианских заповедей, а человек,который в своей гордыне смог их преступить, по религиозным понятиям, способен на всё.

Дон Кихот и донкихотство (по роману М. Сервантеса "Дон Кихот")

Образ Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитие. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает все свои действия и поступки».

Автор: Тургенев И.С. Павел Петрович живет чувствами – это значит, что он воспринимает мир не как Базаров, а с точностью до наоборот. Поэтому его «столкновения» с Базаровым имеет очень важную роль в романе в целом. Огромнейшую роль! И нам с нами предстоит выяснить – какую же? Именно за этим и не зачем другим нужен нам ясный и четко прописанный образ Павла Петровича! Простыми словами это значит, что я поставил перед собой задачу не раскрыть образ, в выяснить его значение.

Історія написання роману "Собор Паризької Богоматері" В. Гюго, аналіз відображення карнавалу у його сюжеті та особливостях поведінки головних героїв. "Собор Паризької богоматері" як приклад викриття й засудження усієї феодально-середньовічної надбудови.

Общие и отличительные черты главных персонажей романа В. Каверина "Два капитана". Трудности детства Александра Григорьева и Ивана Татаринова, их формирование как целеустремленных личностей. Их сходство в способности к глубоким чувствам к женщине и Родине.

Фёдоров, Николай Степанович Николай Степанович Фёдоров (1745-1796) - контр-адмирал, командир Астраханского порта и Каспийской флотилии. Родился в 1745 году.

Йохан (Иоганн, Иван) Кок (фин. Johan Kock, 4 июня 1861, Гельсингфорс - 13 апреля 1915, Мичиган, США) - финский революционер. Биография По окончании военного училища служил в качестве офицера в 8-м Выборгском финском стрелковом батальоне. В 1896 году вышел в отставку в чине штабс-капитана. Был членом финляндской социал-демократической партии.

Макси́м Григо́рьевич Шига́ев (1736 - 10 января 1775), - яицкий казак, участник восстаний 1772 года и Крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Е.И. Пугачева.

Связать Григо́рий Андре́евич Калмы́ков (1717-1773) - капитан Ставропольского гарнизонного батальона. На военной службе находился с 1738 года, участник Семилетней войны. В 1763 году получил чин капитана. С того же времени служил в гарнизонах Оренбургской губернии.

Родился 6 (19) апреля 1902 в Пскове в семье военного музыканта, капельмейстера полка. В 1912–1918 учился в Псковской гимназии. В 1919 приехал в Москву, окончил среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

Каверин Вениамин Александрович (1902 - 1989), прозаик. Родился 6 апреля (19 н.с.) во Пскове в семье музыканта. В 1912 поступил в псковскую гимназию.