Теория сновидений К. Г

Анализ сновидений. Зачем?

Сны и их грамотный анализ — классные помощники на пути познания себя и повышения нашей осознанности, обязательные спутники не только нашего личностного роста и нашей внутренней работы , но и Осознанности Красоты или Mindful Beauty , которые неминуемо приводят:

  • К повышению энергетического уровня. Постепенно нам становится легче отпускать и прощать людей, которые наносят нам травмы, освобождаться от ограничивающих убеждений о мире.
  • Делает этот процесс самопознания и личностного роста гораздо более доступным (написать «легким» рука не поднялась:)). Все мы знаем, что этот процесс всегда сопряжен с трудностями, но приносит бонусы.

  • К более глубокому переживанию окружающего мира и его Красоты, к расширению сознания и более глубокому пониманию происходящих с нами событий и наших реакций на них.

  • К изменению в положительную сторону вашего окружения. По мере того, как вы становитесь более осознанными, вы начинаете выбирать близких вам по духу людей и партнеров.

  • Вы бросите надоевшую работу и обязательно найдете свою страсть и предназначение, в общем, начнете делать то, что будет вставлять вас не по-детски:).




Сны и их символы в интерпретации К.Г. Юнга (даже представлять его как-то неловко, мы про него и так все знаем, любим его труды и уважаем) являются вестниками и маркерами личностной трансформации и внутренней работы, другими словами, синхронизируются с глубинными подсознательными процессами и могут нам рассказать, что с нами происходит на самом деле!

Для улучшения запоминания снов, рекомендуется завести специальный журнал, держать его на прикроватной тумбочке, чтобы по пробуждении немедленно их фиксировать. Со временем эта полезная практика приведет к запоминанию все большего числа сновидений и их деталей, они станут красочнее и интереснее. Ваше подсознание начнет с удовольствием разговаривать с вами:), а по свидетельствам многих энтузиастов, вы даже сможете осознать во сне, что спите, и изменять ход сновидений на свое усмотрение. Если кому-то интересно, пишите, я с удовольствием поделюсь тем, что знаю об этом и своим опытом более подробно.

Теперь снова о символизме: конечно, уважаемый К.Г. Юнг всегда подчеркивал, что единой универсальной интерпретации снов не существует, и все сугубо индивидуально. И тем не менее…

12 символов сновидений и их толкование с точки зрения юнгианского подхода:

1 . ПОГОНЯ, за вами гонятся — нечто в вашей жизни нуждается в вашем внимании.

Мы легко запоминаем такие сны, они заставляют нас беспокоиться и вызывают страх. Такие события во снах сигнализируют нам, как правило, о том, с чем мы внутренне работаем, подсознание дает подсказку, что нечто требует более пристального внимания, на что вы не обращаете внимания, а надо бы.

2. ЛЮДИ — на самом деле это характеристики нашей личности.

Люди во сне являются символами представлений о себе или характеристиками различных ваших собственных аспектов, помогают нам понять, какие из них нуждаются в более пристальном внимании и в каком направлении нам вести нашу внутреннюю работу. Если вы видите конкретных людей, то это может указывать на межличностные вопросы и конфликты, которые вы должны проработать.

3. ДОМ — сознание сновидца.

Есть несколько уровней сознания, которые составляют наш ум. А различные его части — это различные аспекты психики. Например, подвал может представлять то, чему не уделяется должного внимания, либо уверенно не признается сновидцем в реальной жизни; спальня может быть переведена на наш язык, как интимные мысли, чувства и воспоминания. Деятельность в доме означает деятельность сновидца по интерпретации информации и способы использования структуры сознания.

4. ЕДА — ЗНАНИЯ.

В физическом мире еда питает наши тела. В мире снов еда является представлением о питании наших умов, проще говоря, знаний. Сны о пище можно также интерпретировать, что ум «голоден» и ищет новые идеи и знания.

5 ШКОЛА — ОБУЧЕНИЕ.

Когда в вашем сне появляется школа или класс, или вам снятся типичные школьные события, такие как, например, прохождение теста, на деле это означает процесс внутреннего обучения, и может быть интерпретировано как необходимость понять что-то из ситуации, в прошлом или настоящем, или свидетельствует о том, что у вас есть некая потребность в самоанализе.

6. ОБНАЖЕННОСТЬ — искренность и открытость, вполне вероятно избыточная.

Когда кто-то видит себя или другого обнаженным во сне, это означает, что определенный аспект или эмоции сновидца в настоящее время выражаются открыто и без ограничений, вплоть до того, что сновидец чувствует себя незащищенным.

7. СЕКС — сексуальное вырaжениe или объединение и созидание.

Когда снится секс, это может представлять собой признание, принятие сновидцем своих бессознательных желаний и эмоций, другими словами, некую обретаемую целостность. Сны о сексе также могут символизировать создание новых интимных отношений с другими или с Собой. Хотя во многих случаях сексуальные сны — просто выход энергии.

8. АВТОМОБИЛИ — давать или получать ОПЫТ.

Транспортные средства во сне символизируют средства для преодоления того, что происходит в нашей сознательной жизни, насколько мы контролируем жизнь или то, с чем мы сталкиваемся по пути, происходящие события и препятствия. Тип и размер автомобиля тоже играет свою роль: скорая помощь будет указывать на необходимость лечения, полицейская машина будет указывать на необходимость дисциплины.

9. РЕБЕНОК — новое.

Сны о ребенке символизирует новую идею или разработку, или потенциал для роста в конкретной области вашей жизни.

10. СМЕРТЬ — кардинальные изменения.

На языке разума смерть обычно представляет собой переход от одного состояния к другому. Хотя многие воспринимают смерть во сне, как страшное или отрицательное событие, оно, как правило, коррелирует с резким изменением или переходом, происходящем в жизни сновидца.

11. ЖИВОТНЫЕ — привычки сновидца.

Учитывая, что функция животных в основном основывается на инстинкте, наличие животных во сне является представлением наших привычек. Когда нам снятся животные, это может оказать нам неоценимую пользу в понимании нашей повседневной рутины, а также наших глубочайших желаний. Тип животного, что он делает и его среда обитания — все может быть использовано для интерпретации того, о чем нам сигнализирует наше бессознательное.

12. ПАДЕНИЕ — возвращение к бодрствованию.

Обычно, если вы падаете во время сна, это символизирует процесс возвращения к состоянию осознанности или бодрствующего сознания. Зачастую свидетельствует о том, что вы не чувствуете себя способным контролировать определенный аспект вашей реальной жизни или боитесь что-либо или кого-либо отпустить из своей жизни.

Анализ сновидений и повышение осознанности в сновидении — oдни из самых эффективных практик для «прорыва в другое измерение» нашей жизни и трансформации ситуаций, основа прекрасных изменений, но важно получать удовольствие от них и не позволять себе проваливаться в интерпретацию и бесконечный анализ событийности, заменив ими саму жизнь, а главное, ее невероятную Красоту!

Всем, кто на трудном пути работы с собой, выражаю глубокое уважение и поддержку!:)

И желаю нам всем хорошего настроения!:)

Твое видение станет ясным,
только если ты сможешь
заглянуть в свое сердце.
Кто смотрит наружу —
видит лишь сны.
К.Г.Юнг

Основатель аналитической психологиишвейцарский психиатр Карл Густав Юнг — в своих работах успел оставить ряд ценных результатов по исследованию сновидений.

Центром концепции Юнга является учение об архетипах — моделях, которые управляют бессознательными процессами человека. Они представляют собой глубинные слои бессознательного, которые включают в себя не только опыт одного конкретного человека, но информацию поколений, эпох, являются общечеловеческими образами. Именно архетипы, согласно утверждению Юнга, являются двигателями творческих импульсов человека и составляют основу снов.

Поскольку архетипы являются очень сложно осознаваемыми структурами, то принять их в буквальном смысле сознание неспособно. Зато они имеют возможность воплотиться через образы сновидений. В ритуальных и обрядовых культурах архетипы проявляли себя в трансовых состояниях личности. Современный городской житель, удаленный от ритуала, может ощущать их во снах.

Функции и виды сновидений

Сны, согласно концепции Юнга, не бессмысленный набор картинок и звуков. Они выполняют важные функции:

  • снимают эмоциональное напряжение, позволяя человеку во сне пережить чувства, которые он в реальной жизни по тем или иным причинам в себе блокирует;
  • развивают психические функции, расширяют спектр возможностей сознания и осознания.

Но источником сновидений не стоит считать лишь жизненный опыт человека. Поскольку личность является членом коллектива, нации, расы, она может получать сигналы коллективного порядка, которые конкретно сновидцу могут показаться чуждыми. В таких случаях, как считал Юнг, в человеке пробуждается коллективная память. Толковать эти образы можно, только зная то значение, которое они имеют в среде, их породившей.

Персонажи снов в рамках юнгианской концепции

Во сне человек получает информацию с помощью символов — знаковых образов с определенным «зарядом». У каждого символа есть много слоев из значений, поэтому понять его можно на разных уровнях. При этом во сне неизбежно проявляются главные персонажи коллективного бессознательного, которые являются архетипами.

Эго

Эго представляет собой образ «я» во сне. Эго-персонаж во сне ведет себя, как правило, по схожим со сновидцем моделям.

Персона

Персона, или маска — это образ человека, каким он себя представляет в социуме. Через сон этот архетип проявляет себя в одежде, косметике, имиджевых атрибутах.

Тень

Архетип Тени связан с вытесненными чертами личности, которые она не хочет принимать в себе или не может отыскать в себе, и поэтому очень бурно реагирует на их проявление в окружающих. Во сне Тень проявляется через предметы черного цвета, животных с темной шерстью, персонажей в черной одежде. По сути это все вытесненное, теневой инстинкт человека.

Анима и Анимус

Эти архетипы воплощают женские и мужские переживания личности в себе, выражают внутреннее восприятие мужчиной женского начала и женщиной мужского начала. Во сне их проявление может отражать отношение с противоположным полом в реальности.

Самость

Самость — наиболее насыщенный, многослойный и сложный архетип. Он выражает глубину духовной традиции, к которой принадлежит человек. Во сне архетип проявляется через атрибутику и символику именно этой духовной традиции: мандалы, святых, духов, космических кораблей. Общим для таких образов являются круглые или четверичные очертания.

Методика толкования снов по Юнгу

В отличие от своего учителя Фрейда Юнг не считал, что сон — это простой шифр, выражающий неосуществленные и запретные желания. Это была слишком упрощенная, по его мнению, позиция. Для Юнга сон являлся манифестацией бессознательного, его чистым языком.

Если Фрейд предлагал толковать сновидения и искать ассоциации к каждому образу-символу, то у Юнга был другой подход: конкретный образ из сновидения необходимо дополнить всеми возможными аналогиями и из личной жизни сновидца, и из жизни его культурной и духовной среды. То есть к индивидуальному прочтению сна Юнг предлагал добавить компонент коллективной интерпретации.

В этом процессе особенно полезной оказывается мифология, которая сама разговаривает на языке символов. Самыми важными снами Юнг считал те, где проявляет себя архетип Самости. Их он называл «большими» снами. В них человек получает духовное руководство, которое исходит из самого центра бытия. Такие сны нередко связываются с чувствами максимального ужаса или восторга.

Юнг предлагал два подхода к анализу снов:

  • объективный (каждый образ, персонаж сна соотносится с реалиями жизни сновидца);
  • субъективный (каждый образ является частью самого сновидца, элементом его души).

Субъективный подход на первых этапах анализа сложно принять, так как не каждый человек готов принять свои негативные импульсы. По Юнгу, при субъективном подходе убийца во сне является выражением деструктивных импульсов самого человека. Гештальт-терапевты позднее расширили этот подход, и каждый предмет во сне предлагали рассматривать в качестве отражения аспектов личности сновидца.

Самый главный сон: обретение самости

Интерес к снам у Юнга появился не случайно. Его самому на протяжении долгих лет снился эпизод со схожим сюжетом, который каждый раз проигрывался по одинаковому сценарию. Герой сна нес в руке горящую свечу и шел навстречу сильному урагану. За героем следовал темный силуэт, от которого в ужасе приходилось уходить все быстрее. Главным во сне оказывалось желание сохранить огонь свечи, пройти через все опасности.

Этот сон Юнг рассматривал как символическое отражение процесса индивидуации — процесса обретения человеком самого себя, своего центра личности. Только сохранив этот символический огонь свечи, человек сможет установить баланс между сознательным и бессознательным, уравновесить две стороны своей личности, прийти к гармонии.

  • Толкование снов методом ассоциаций
  • Юнг: нельзя толковать сны отдельно от личности человека
  • Функции снов в соннике Карла Юнга

Карл Густав Юнг известен не только тем, что был основателем одного из направлений в исследованиях психологии, но и тем, что одновременно был мистиком, не случайно его дочь стала медиумом.

Юнг тесно сотрудничал с Фрейдом (который в свое время написал книгу «Толкование сновидений»).

Более того, почти все направления в психологии в начале 20 века так или иначе исследовали тему бессознательного, что имеет прямое отношение к миру снов.

Было бы неправильно говорить, что Юнг составлял самостоятельно и специально какой-либо сонник (так же, как этого не делал и сам Фрейд. Существующие «сонники Фрейда» — только лишь интерпретация учения всемирно известного психоаналитика, наложенная на статистику наиболее популярных в наши дни снов).

Однако у Юнга была своя собственная теория относительно происхождения и содержания снов.

И изложил он её в своей статье «Значение, функции и анализ снов». Юнг точно так же, как и Фрейд много работал над теорией нашего бессознательного. В его представлении весь наш мир мыслей можно разделить на 2 группы: мысли, которые мы осознаем; и бессознательная составляющая. Так вот, согласно Юнгу сновидения составляли отражение именно нашей бессознательной составляющей, нашей интуиции.

Толкование снов методом ассоциаций

В вопросах толкования сновидений Юнг начинал точно так же, как Фрейд с исследования ассоциаций.

Метод ассоциаций показан здесь:

И подразумевает, что для того, чтобы объяснить значение сна (особенно, если он не содержал в себе какой-то ясный и понятный сюжет), нужно «поймать» первую ассоциацию, которая возникает у вас со снившимся объектом.

Вот эта ассоциация и будет ключом к разгадке смысла сновидение.

Однако позже Юнг пришел к выводу о том, что метод ассоциаций — довольно спорный и такие мысленные связки только уводят нас от смысла сна.

Юнг: нельзя толковать сны отдельно от личности человека

Из теории Юнга прямо следует, что толкование снов зависит очень во многом от нашего культурного фундамента — что мы знаем, что слышали, как воспринимаем. Более того, согласно Юнгу толкование снов для каждого человека будет абсолютно индивидуальным. И с очень большой вероятностью одни и те же сны не будут иметь одинаковое значение у 2 людей.

Почему? Причина проста. Люди мыслят не отдельными словами, а «образами». Если я скажу «окно», каждый представит что-то своё: кто-то — большое панорамное окно в пентхаусе, кто-то — окошко кассы на вокзале, кто-то — просто пластиковое окно дома.

Так вот: у каждого из нас в сознании находятся свои образы и свои ассоциативные связи.

Поэтому, например, для американца, который во сне видит, что ему кто-то говорит «Иди, прыгни в озеро» это в действительно значит «Не обращай внимание» (есть у них такая поговорка с таким значением), то у нас этот сон будет явно означать недоброжелательное отношение.

Поэтому почти каждый раз Юнг говорит, что сон нельзя толковать отдельно от личности, увидевшего его.

В реальном мире (когда мы бодрствуем), мы стараемся «причесать» эти образы. В первую очередь — для того, чтобы было проще коммуницировать с другими людьми и разговаривать с ними более-менее на одном языке.

Но во сне, во сне образы предстают «во всей своей красе», без тех ограничений, которые мы накладываем на них в дневное время.

Юнг пишет, что довольно часто людям снятся такие страшные, извращенные или необычные сны, что люди удивляются — как вообще их сознание могло такое породить. Может быть, что-то не так с психикой? И Юнг их в таких случаях успокаивал, объясняя тем, что это — попросту наследство от наших предков: наше «непричесанное» свободное подсознательное, которое предстало перед нами во сне в полный рост.

Юнг многократно подчеркивает, что каждое сновидение — неповторимо и толковать его с помощью сонников неверно: то, что каждый из нас видит во сне и толкование сна для каждого индивида зависит от нашего культурного уровня, возраста, пола и многих других факторов (с чем сложно посморить).

Поэтому он настойчиво пропагандирует только индивидуальный подход.

Функции снов в соннике Карла Юнга

Юнг в своей статье рассматривает несколько интересных функций, которые по его мнению, есть у снов:

  • Сны «предупреждают» нас об опасностях. По мнению Карла Юнга мы в повседневной жизни накладываем слишком много ограничений на собственное мышление. Поэтому наши мысли часто уходят на подсознательный уровень. Так вот — довольно часто предчувствия или ощущение опасности копятся именно там. А в реальной жизни мы обычно не замечаем и/или не хотим осознавать опасность.

Вот тут сны и приходят нам на помощь, передавая те ощущения, которые «поймало» наше бессознательное.

  • Вторая функция снов (согласно Юнгу) — некоторым образом «уравновешивать» наше бессознательное (доставшееся нам от предков) и мир, в котором мы постоянно чем-то подавляем наше сознание. В таком случае во время сна мы даем возможность отдохнуть нашему внутреннему миру с его образами и снова восстановить баланс.
  • Ещё одно интересное применение толкованиям сна заключается в том, что в наших снах мы можем увидеть отражение нашей так называемой «темной стороны». Звучит довольно необычно, но это — именно термин Юнга.

Заключается эта функция снов в следующем: у каждого человека есть набор дурных наклонностей и отрицательных черт характера. Даже у наиболее достойных представителей человечества есть второе «я», набор «черных» проекций. Так вот: ещё Платон утверждал, что все эти тени находят свое отражение в наших сновидениях. Собственно, поступки т.н. черного человека во сне и есть зачастую отражение аших отрицательных сторон. Способность увидеть эту черту в себе (как раз то, в чём нам помогают сновидения) и осознание этой стороны в себе — уже часть проделанного пути.

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875-1961), швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе, был ассистентом психиатра Эйгена Блейера, разработал метод свободных ассоциаций, ставший одним из основных в психиатрии. В 1907-1912 годах – один из ближайших сотрудников Фрейда, с 1911 по 1914 год – первый председатель Международного психоаналитического общества. Однако в дальнейшем пересмотр Юнгом основных положений психоанализа (трактовка либидо как психической энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации и др.) привел к полному разрыву с Фрейдом.

Сонник Странника (Терентия Смирнова)

Толкование снов по соннику Юнга

В своей выдающейся работе Метаморфозы и символы либидо (1912) Юнг постулировал существование в психике человека помимо индивидуального бессознательного более глубокого слоя – коллективного бессознательного, которое, по его мнению, есть отражение опыта прежних поколений, запечатленное в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие образы архетипы, динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. Архетипы недоступны обычному восприятию и осознаются через их внешнюю проекцию на объекты.

Роль архетипов в снах согласно Юнгу

Центральная роль отводится Юнгом архетипу самости как потенциальному центру личности – в отличие от Эго как центра сознания. Он считал, что необходимые связи между различными уровнями психики в традиционной культуре поддерживались благодаря обрядам, ритуалам, погружению в мифологическое пространство. В современной же культуре средством активизации архетипов являются сны.

Юнг писал: …Самая сложная и неведомая часть разума, производящая символы, до сих пор не исследована. Это может показаться почти невероятным, ведь мы получаем сигналы из бессознательного почти каждую ночь, но расшифровка этих посланий представляется слишком утомительным занятием почти для всех, исключая немногих людей, которых это беспокоит. Величайший инструмент человека – его психика – привлекает мало внимания, зачастую ей просто не доверяют и презирают ее.

Я потратил более полувека на изучение натуральной символики и пришел к выводу, что сна и их символика не являются бессмысленными и бестолковыми. Наоборот, сны дают наиболее интересную информацию как раз тем, кто затрудняется понять их символы.

Юнг считал, что в жизни человека сны играют очень значительную роль:

во первых, обеспечивают эмоциональный баланс, позволяя, например, сдержанным людям переживать сильные чувства,

и, во вторых, способствуют развитию психических функций.

В то время как наше личное подсознание формируется нашей собственной жизнью, коллективное подсознание представляет собой глубокую человеческую память, которая живет внутри любого из нас и принимает форму «архетипов» – мифических образов, которые на протяжении всего времени существования человечества возникают в каждой культуре. Эти архетипы могут появляться в снах – те же самые образы, которые являлись нашим предкам, приходят и к нам.

Примерами архетипов могут быть мудрый старик, мать-земля и «мандала» (священное колесо), которое можно найти в искусстве, науке и религиях всего мира. Юнг обнаружил большое количество образов-архетипов, поскольку сны его пациентов содержали в себе символы, незнакомые им, но они имели значение в качестве мифических всемирных образов.

Объективные и субъективные сны в соннике Юнга

Юнг также различал

  • объективные
  • и субъективные сна.

Первые воссоздают картину повседневной жизни человека, его взаимоотношений с внешним миром, вторые являются отражением чувств и мыслей сновидца – его внутренней духовной жизни.

В то же время, по мнению Юнга, наш личный жизненный опыт нельзя считать единственным источником всех образов и символов, которыми наполнены наши сны. Нередко оказывается, что тот или иной образ, незнакомый и совершенно чуждый спящему, относится к одной из существующих в мировой культуре мифологических систем. Подобные образы составляют содержание коллективной памяти, пробуждающейся во время сна. Знание их специфического значения, которым они обладали в породившей их культуре, позволяет дать сновидению верное толкование.

Части нашего «я», которые отражают наши сны, согласно Юнгу

В снах выявляются все отдельные части нашего «я». Вот что мы имеем в виду.

Персона. Как было сказано – это образ, который мы представляем миру, а не наше настоящее «я». В снах персона выступает как некая личность – либо это мы сами, либо кто-то другой. Появление во сне обнаженным говорит о потере персоны.

Тень. Тень – это инстинктивная или более слабая часть нашей натуры, она провоцирует негативные реакции, например страх или гнев. Появление ее во сне говорит о том, что мы должны больше внимания уделять своим слабостям.

Анима и анимус. Анима – женская часть мужской души, часто появляющаяся во сне в виде прекрасной, похожей на богиню женщины. Анимус – это мужская часть женской души, появляющаяся во сне в виде богоподобного, героического или могущественного мужчины.

Божественное дитя. Юнг определяет божественное дитя как символ нашего истинного «я». Появление ребенка во сне предполагает уязвимость, но также и свежесть, спонтанность и потенциальность.

Мудрый старик. Во сне мудрый старик, появившийся в образе отца, священника или другой авторитетной фигуры, может символизировать наше «я» или какую-то другую сильную личность.

Великая мать. Великая мать – это не только символ роста, питания и плодородия, но также и соблазна, обладания и господства. Великая мать появляется в снах во многих видах: в виде матери, принцессы или ведьмы.

Общие принципы отражения нашего "я" в снах


Поскольку Юнг считал, что скрытых снов не существует ясные сны обеспечивают человека всем знанием, которое ему нужно. Он выступал в защиту развития науки о снах, для того чтобы возможно было исследовать их значение.

Способом узнать это является попытка посмотреть, какие слова, образы и предположения возникают у нас, когда мы думаем о наших снах. Юнг надеялся найти широкое понимание сновидческих образов, которое выходит за рамки той культуры, к которой принадлежит сновидец. Юнг советовал пациентам описывать ему свои сны так, словно бы он ничего не знал о предметах, людях и окружающей обстановке в их снах.

Таким образом, пациент мог рассказывать решительно обо всем, что ему приснилось, не прибегая к самооценке и объяснениям.

Главные виды снов, согласно соннику Юнга

Юнг считал, что сны следуют в драматической последовательности, как пьеса в четырех действиях. В первом действии появляются персонажи, завязывается конфликт, а затем наступает что-то вроде развязки. Подобным же образом конец драмы-сна должен разрешить проблему, которая стоит перед сновидцем.

Юнг также считал, что существуют разные виды сновидений:

  • незначительные, или предметные сны о повседневных событиях,
  • значительные сны, или сны о нашей внутренней жизни,
  • а также великие сны – сны, в которых вступает в действие коллективное подсознание.

Чем отличается толкование снов у Фрейда и Юнга?

Карл Юнг, который был моложе Фрейда на 19 лет, вел с ним переписку с 1906 по 1913 год. Фрейд даже считал Юнга своим явным наследником. Но потом в их отношениях появилась трещина, так как они разошлись во мнениях относительно – как вы догадываетесь – снов. Они оба верили в существование бессознательного и в важность снов и восхищались умом и любознательностью друг друга.

Но между ними были и разногласия, и из-за них Фрейд считал себя преданным Юнгом, которому он оказал столько внимания. Юнг же считал, что в своем отеческом покровительстве Фрейд заходит слишком далеко и душит его собственный голос, чтобы защитить свою теорию сновидений.

Положим, у Юнга был более «приятный» взгляд на бессознательное, чем у Фрейда. Вместо того чтобы рассматривать его как дикую, животную часть нашей души, с которой мы постоянно боремся, Юнг смотрел на бессознательное как на собрание духовных целей разного вида, которое надо исследовать и приветствовать. Он твердо верил в то, что наши сны не являются замаскированными попытками скрыть наши истинные желания от бодрствующего разума. Он их скорее рассматривал как проводников к нашей реальной жизни.

Целью всего живущего, как он полагал, было принять и интегрировать все части нашего «я», в том числе и с помощью сновидений. Естественно, поэтому он считал сны проявлениями одной части нашего существа, которая старается связаться с другой, сознательной частью нашего «я», стремясь к полной целостности.

Следовательно, сны не скрывают бессознательное, они раскрывают его. Однажды Юнг сказал: «Вполне вероятно, что мы постоянно видим сны, но это наше сознание производит так много шума, что мы его не слышим».

Как указывает Джеймс Р. Льюис в своей «энциклопедии сновидений», Юнг считал «эго» нашим представлением о нас самих (таким образом, фраза «у вас эго размером с Род-Айленд» в этом контексте приобретает смысл). А образ, который мы проецируем в этот мир, он называл «персоной». Но Юнг полагал, что для того чтобы мы могли уживаться с остальными людьми, мы вынуждены отказываться от некоторых аспектов нашего «я», которые он называл «не-я».

Эти отвергнутые нами кусочки нашего «я» складываются в бессознательную структуру, которую он назвал «тенью».

Помимо этого, в каждой мужской душе есть подавленные женские черты (анима), а в каждой женской – подавленные мужские черты (анимус).

Анима, анимус и тень должны быть интегрированы в эго. Юнг считал, что мы влюбляемся в представителей противоположного пола, желая обрести целостность. Если же у нас много анимы, но нет анимуса, то мы станем преклоняться перед кем-то, кто битком набит анимусом. Эта точка зрения на стремление найти в вашем партнере то, чего недостает вам самому, была воспринята многими школами терапии брачных пар.

Об этом говорит и Харвил Хендрикс – только пользуясь другими словами – в своей книге «Такая любовь, какая вам нужна» (1990). Это не значит, будто Юнг считал, что мы все точно знаем, чего нам недостает и что нам нужно, поэтому очень является так, что нас влечет к человеку, а мы не знаем почему.

В конце своей карьеры Юнг занимался вопросами мистицизма и оккультизма и стал относиться к своим теориям сновидений как к паранормальным. Его произведениями вдохновлялись многие, в том числе психоаналитик и писатель Джон Кэмпбелл. Хотя Люси Гудисон, автор книги «Сны женщин» (1997), замечает, что труды Юнга подчеркивают ценность «женских» качеств (например, интуиции), он все же не сумел установить, почему эти качества всегда считались прежде всего «женскими». Он также полагал, будто сознание и «свет» являются «мужскими» качествами. Гм-гм...

Фрейд и Юнг не были единственными психоаналитиками, развивавшими теорию сна и сновидений. Фриц Перл является основателем психологии формы, вида терапии, которая в настоящее время фокусируется на приведении в гармонию эмоций и чувств. У него также была своя теория относительно того, что сны рассказывают нам о бессознательном.

Нумерологический гороскоп для числа дня - 23

2 дарит возможность сотрудничества с другими людьми, наделяет верой в добрые дела. 3 - это жизнерадостность, умение отбросить прежний негативный опыт, чтобы с верой шагать вперед. Самое время, чтобы проявить нестандартное мышление, расширить интересы. Любые сложные дела и проблемы можно решить, если воспользоваться интуицией, способностью к самоанализу.

23 число позволит адаптироваться к любой необычной ситуации, которая возникнет. Можно проявить гибкость ума, чтобы оценить перспективы, которые казались слишком далекими.

Карл Густав Юнг -- ученик Фрейда -- предложил более широкую концепцию для анализа снов. Юнг не разделял концепцию Фрейда, будто сновидения являются «шифром» кодирующим запретные импульсы либидо, репрезентацией неосуществленных желаний, считая такой взгляд упрощенным и наивным. На самом деле сновидение, писал Юнг, является «прямой манифестацией бессознательного», и только «незнание его языка мешает понять его послание». Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что, несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.

Теория сновидений Карла Юнга

Карл Густав Юнг не разделял концепцию Зигмунда Фрейда, обрисованную в трактате «Толкование сновидений», что сновидения являются «шифром», кодирующим запретные импульсы полового влечения, репрезентацией неосуществленных желаний, считая такой взгляд упрощенным и наивным. На самом деле сновидение, писал Юнг, является «прямой манифестацией бессознательного» и только «незнание его языка мешает понять его послание».

В целях толкования сновидений, в отличие от Фрейда, Юнг призывал сновидца не «убегать в свободные ассоциации», но сосредоточиться на конкретном образе сновидения и дать ему как можно больше аналогий. Юнг считал, что метод свободных ассоциаций позволяет выявлять лишь личные (индивидуальные) ассоциации сновидца, группирующиеся вокруг комплексов (что Юнг доказал экспериментально), но не дает приблизиться к смыслу самого сновидения.

По Юнгу, смысловое поле сновидения гораздо шире этих индивидуальных рамок и отражает богатство и сложность всей сферы бессознательного - как индивидуального, так и коллективного. Одна из идей Юнга заключается в том, что душа как саморегулирующийся организм компенсирует установку сознания противоположной бессознательной установкой. Поэтому помощь в интерпретации сновидения способна оказать мифология, поскольку сновидения говорят на мифологическом языке символов, объединяющих противоположные установки в целостные смысловые категории.

Юнг считал сновидение средством наладить связь между сознанием и подсознанием и видел в сновидении функцию компенсации позиции Эго. Также он особо выделял «большие» сновидения, то есть сны, сопряженные с нуминозным чувством восторга и ужаса. В этих сновидениях Юнг видел высшее духовное руководство, которое исходит из центра человеческого (а возможно и всякого) бытия -- Самости.

Юнг разработал два основных подхода к анализу материала сновидений: объективный и субъективный. В объективном подходе каждый персонаж сна относится к реальному человеку: мать - это мать, подруга - подруга и т.д. В субъективном подходе каждый персонаж сна представляет аспект самого сновидца. Юнг считал, что хотя сновидцу, может быть, сперва сложно принять субъективный подход, но в процессе работы над сновидением он сможет опознать в персонажах сна свои черты и неведомые ранее аспекты своей личности. Так, например, если человеку снится, что на него нападает сумасшедший убийца, то сновидец может осознать свои убийственные импульсы. Этот подход расширен гештальт-терапевтами: они считают, что даже неодушевленные объекты во сне могут рассматриваться как воплощения аспектов личности сновидца. Каждый воплощает бессознательную установку, по большей части скрытую от сознания. Даже являясь неотъемлемой частью психики сновидца, они зачастую существуют автономно и воспринимаются сновидцем как внешние фигуры. Знакомство с архетипами, проявляющимися в символах сновидений, позволяют человеку лучше осознавать свои бессознательные установки, интегрировать ранее отщепленные части личности и включаться в процесс целостного понимания своей Самости, что Юнг считал главной задачей аналитической работы.

Юнг считал, что материал, подавляемый сознанием (к чему Фрейд и сводил бессознательные содержания вообще), подобен тому, что в его концепции именуется Тенью, и составляет лишь некоторую часть бессознательного.

Юнг предостерегал от слепого приписывания символам сна определенных значений без ясного понимания личной ситуации сновидца. Он описывал два подхода к символам сновидения: причинный подход и финалистический подход. В причинном подходе символ редуцирован до определенных базовых тенденций. Таким образом, меч может символизировать пенис, змея - тоже. В финалистическом подходе интерпретатор сновидения спрашивает: "Почему именно этот символ, а не иной?". Тогда меч может репрезентировать пенис за счет своих качеств: он твердый, острый, неодушевленный и разрушительный. А змея, репрезентируя пенис, указывает на другие качества: нечто живое, опасное, возможно, ядовитое и скользкое. Финалистический подход раскрывает дополнительные нюансы смысла установки, в которой находится сновидец.

Хотя Юнг настаивал на универсальности архетипических символов, его точка зрения противоположна пониманию знака - образа, который имеет однозначно определенное значение. Его подход заключался в том, чтобы распознавать динамику и текучесть, которые существуют между символом и его значением. Символы должны исследоваться как источники индивидуального значения для пациентов, а не сводиться к предопределенным концепциям. Это убережет интерпретатора сновидения от скатывания к теоретическим и догматическим упражнениям, которые уводят процесс от психологического состояния пациента. В поддержку этой идеи он подчеркивал, что очень важно «прилипнуть к сновидению» - раскрывать глубину его смысла через ассоциации клиента к отдельному образу. Такой подход совершенно противоположен свободным ассоциациям Фрейда, уводящим от черт образа. Он описывал, например, образ «деревянный стол». Может быть, у сновидца нашлись бы какие-то ассоциации с этим образом или, напротив, отсутствовали бы какие-либо личные смыслы (что вызвало бы подозрения в особой значимости образа). Юнг же просит пациента представить себе этот образ как можно более живо и рассказать о нем так, как если бы собеседник никогда не видел деревянных столов.

Юнг подчеркивал важность контекста в понимании сновидения. Он считал, что сновидение надо понимать не просто как сложную загадку, изобретенную бессознательным, которую надо расшифровать для раскрытия каузальных факторов, стоящих за ней. Сновидения не могут служить детекторами лжи, которые раскрывали бы нечестность сознательной установки. Сновидения, как само бессознательное, говорят на собственном языке. Будучи репрезентациями бессознательного, образы сновидений самодостаточны и обладают собственной логикой. Юнг полагал, что сновидения могут содержать важные сообщения, философские идеи, иллюзии, дикие фантазии, воспоминания, планы, иррациональные переживания и даже телепатические прозрения.

Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что, несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.