Тест на выявление талантов ребенка. Тест "Определение способностей ребёнка"

Как определить способности ребёнка? К чему у него есть талант?

Прочитайте внимательно изложенные утверждения и выберите пункты в каждом из разделов, наиболее подходящие вашему ребенку.

Лингвистический тип:

  1. Любит читать, легко запоминает стихи. Любит общаться, слушать радио.
  2. Наилучшим образом запоминает материал, когда слушает или читает.
  3. Умеет красиво говорить и может заинтересовать слушателей.
  4. Хорошо умеет объяснять.
  5. Сам любит писать стихи или рассказы.

Математический (логический) тип:

  1. Обожает разгадывать кроссворды и решать логические задачи.
  2. Предпочитает логичные, последовательные объяснения. Сам (или сама) старается всегда быть последовательным в своих действиях.
  3. Всегда организован(а) и старается поддерживать идеальный порядок на своём рабочем месте.
  4. Старается находить закономерности в фактах, так ему легче запоминать материал.
  5. Во время работы над задачей старается быть последовательным и тщательно продумывает каждый шаг.

Визуально-пространственный тип:

  1. Замечательно ориентируется в пространстве и не заблудится даже в незнакомом месте.
  2. Часто обращает внимание на мелочи, которые другие люди не замечают.
  3. Легко может удерживать в памяти детали обстановки; достаточно для этого один раз осмотреться на новом месте.
  4. Наилучшим образом запоминает новый материал, если есть возможность посмотреть о нём фильм или увидеть график, или картинку.
  5. Хорошо разбирается в географических картах, различных таблицах, схемах и графиках.

Музыкальный интеллект:

  1. Интересуется музыкой.
  2. Не только любит слушать музыку, но и сочиняет её.
  3. У него хорошо развито чувство ритма.
  4. Запоминает легко мелодию и слова, даже если впервые слышит их.

Телесный или кинестетический интеллект:

  1. Занимается активно спортом. С желанием принимает участие в спортивных состязаниях и играх.
  2. Любит мастерить что-то своими руками.
  3. Легче запоминает новый материал, когда ходит по комнате. Лучше учится, используя наглядные модели.
  4. Лучше запоминает новое, если хотя бы раз сделает это самостоятельно.
  5. Предпочитает ручной труд.

Межличностный интеллект:

  1. Предпочитает работу в группе, а не в одиночку.
  2. Принимает самое активное участие в общественной жизни.
  3. Ему интересны мысли и чувства других людей.
  4. Без затруднений определяет настроение других людей.
  5. Помогает разрешать споры других людей.

Внутриличностный интеллект:

  1. Любит помечтать о будущем.
  2. Предпочитает трудиться самостоятельно, а не в группе.
  3. Чтобы труд был продуктивным, ему необходима тишина.
  4. Отлично понимает себя, но не всегда может понимать чувства других.
  5. На досуге любит подробно поразмышлять о вещах, которые его заинтересовали.

А теперь посчитайте, где вы отметили галочкой все 5 или хотя бы 4 утверждения?

Возможно, таких разделов несколько, значит, у вашего ребёнка смешанный тип интеллекта.

Для чего это надо знать? Для того, чтобы вы приняли правильное решение, когда будете записывать своего ребёнка на занятия музыкой или на плаванье, на математику или рисование. Увидев результат этого теста, вы сможете оценить перспективы ребенка.

Не стоит огорчаться, если ваши догадки не подтвердились. Этот тест достаточно прост, а талант ребёнка может ещё долгое время быть скрытым, а не проявляться бурно и ярко.

Большинство родителей хочет видеть своих детей кем-то в будущем. И, прежде всего, уделяется пристальное внимание выбору пути, профессии, карьеры.

Родители часто пугают детей – вот не будешь хорошо учиться, будешь улицы мести. Само по себе желать успеха своему ребенку и счастья – это проявление заботы, внимания и ответственности.

И возникает вопрос, а какой смысл в это, вкладывают сами родители.

Есть два основных подход а. Первый путь количества – это попытка вложить как можно больше в ребенка – знаний и с лучшими репетиторами, водить во все подходящие, на ваш взгляд, кружки.

Второй подход качества – вдумчивый подход и проявление внимания, к чему у ребенка склонности, какие особенности характера и соответственно разумный выбор.

Помните сюжет из замечательной книги Д. Дефо о Робинзоне Крузо. Главному герою было уготовано идти по стопам отца, размеренная и спокойная жизнь. А его душа жаждала моря и приключений. Он не выдержал, что все уже решено за него и сбежал на корабле из родной Англии.

Жизнь за морем позволила заработать на плантации. Он собирался вернуться домой и показать, что он сумел добиться успеха своим силами, идя своим путем.

Однако судьба приготовила ему еще испытание. В длительном одиночестве освоить многие навыки, выжить. И путем ежедневного размышления понять суть жизни, призвания, отношения к близким людям, разобраться с порывами своей души и отношению к Создателю.

Это слишком дорогая цена, и можно не доводить своего ребенка до состояния – бежать подальше.

Если за ребенка решили, кем и каким он должен быть (а часто тем, кем не стали в свое время мама или папа), то рано или поздно произойдет сбой.

Чем сильнее будет давление со стороны близких, тем быстрее подросток отвергнет попытки его заставлять или начнет все делать наоборот.

Если родители постоянно сравнивают своих детей с окружающими и часто не в пользу своих. Или ориентируются на моду, престиж, более успешных в материальном плане, знакомых, то провал и разочарование, обеспечены.

Как избежать такого отрицательного сценария? От родителей требуется не только заботиться, что покушать и одеть малышу. Надо проявлять внимание к чему тянется ребенок, на что откликается. Не зря говорят, что со стороны виднее.

Сделать это не так трудно. Надо присмотреться и проанализировать, что и как любят делать наши дети. Проявиться способности могут в разном возрасте, реже до 7 лет, чаще после начальной школы.

Итак, тест — прогноз, как распознать талант у вашего ребенка .

Задатки журналиста, писателя проявляются, когда ребенок:

  • Много и увлеченно читает художественные книги, литературные журналы;
  • любит сочинять и фантазировать истории;
  • ведет личный дневник, любит записывать рассказы и стихи;
  • старается использовать в своей речи художественные обороты;
  • легко делится с окружающими своими впечатлениями.

заметны, если ребенок:

  • замечает вокруг себя необычное и прекрасное;
  • создает сам что-то интересное дома;
  • любит рассматривать картины, репродукции, произведения искусства;
  • посещает музеи и художественные выставки;
  • пытается выражать свои чувства с помощью лепки или рисунка.

, сопутствуют тому, кто:

  • легко запоминает мелодию и ритм, может их воспроизвести;
  • любит слушать музыку;
  • с большим желанием осваивает игру на музыкальном инструменте;
  • любит петь;
  • пробует силы в сочинении своей музыки;
  • с радостью посещает концерты и музыкальные спектакли;
  • коллекционирует музыкальные записи;
  • интересуется новостями в музыкальном мире.

Будущего спортсмена можно определить в том, кто:

  • без напоминаний регулярно тренируется;
  • имеет хорошую координацию движений;
  • хорошо владеет своим телом и развивает мускулатуру;
  • принимает активное участие в спортивных состязаниях;
  • всегда настроен на победу;
  • не боится трудностей, вынослив на тренировках;
  • дисциплинирован и придерживается распорядка дня;
  • не пропускает тренировки в спортклубе;
  • имеет образ спортсмена, которому старается подражать;
  • легко управляется с велосипедом, самокатом, роликами, лыжами, коньками.

Способности к научной деятельности у того, кто:

  • логично и последовательно излагает свои мысли;
  • ищет разумное объяснение проблемам и явлениям;
  • любознателен и интересуется деталями процессов, происходящих вокруг;
  • увлеченно ставит опыты и хочет на практике понять суть результата;
  • в случае неудачи, не бросает занятие, а ищет причину и продолжает поиск и опыты;
  • готов штудировать энциклопедии;
  • использует интернет не для игр, а поиска нужной информации;
  • предпочитает смотреть научно-популярные фильмы и издания;
  • следит за новыми разработками ученых;
  • делает выводы и дает заключения на основе открывшихся фактов;
  • дотошно фиксирует все шаги своих поисков и анализирует промахи;
  • предпочитает сидеть дома с книгой, чем гулять на улице.

Будущего технаря можно узнать в том, кто:

  • постоянно что-то собирает и разбирает; паяет, пилит, сверлит;
  • любит собирать модели самолетов, кораблей, танков;
  • ломает голову и радуется, когда находит причину поломки;
  • превратил комнату в мастерскую, а из ненужного «хлама» создает полезные вещицы;
  • не боится испачкаться в процессе работы;
  • из книг, предпочитает технические и научно — популярные;
  • интересуется техническими новинками;
  • общается с единомышленниками.

На незаурядные способности претендует тот, кто:

  • проходит школьный курс с легкостью и быстрее сверстников;
  • эрудирован, знает больше других и знает, как применять свои познания на практике;
  • интуитивно распознает причины поступков окружающих;
  • имеет отличную память и аналитический склад ума;
  • грамотно формулирует и ставит вопросы;
  • умеет анализировать факты и делать четкие выводы;
  • всегда знает, чего хочет и пути, как этого добиться;
  • «зависает» в библиотеках; интересуется многими темами, т.к. хочет понять общую картину мира;
  • интернет использует, как базу информации, а соцсети игнорирует, считая пустой тратой времени;
  • предпочитает мобильник смартфону, т.к. считает, что для звонков этого достаточно, а в интернет можно зайти и дома, где нет посторонних рядом;
  • умеет из моря информации быстро улавливать суть;
  • иногда долго принимает решение, но если принял, то не отступает и идет последовательно к цели.

Осталось присмотреться к нашим детям повнимательнее, чтобы разобраться, кем они могут стать в жизни.

Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются?

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка . Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками , которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок , необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности (табл. 1):

Сфера деятельности, в которой проявляются способности: Характеристика ребенка
интеллектуальная
  • наблюдателен;
  • разносторонне любознателен;
  • имеет исключительную память;
  • охотно и легко учится;
  • знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
  • умеет хорошо излагать свои мысли.
академических достижений Чтение:
  • часто выбирает своим занятием чтение;
  • использует богатый словарный запас;
  • подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
  • способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
  • демонстрирует умение читать.
Математика:
  • проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
  • проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;
  • демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
  • с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;
  • разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
Естествознание:
  • внимателен к предметам и явлениям;
  • проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;
  • часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;
  • проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
творческого или продуктивного мышления
  • чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
  • демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
  • часто делает все по-своему (независим);
  • изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
общения и лидерства
  • легко приспосабливается к новым ситуациям;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  • в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
  • имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
  • с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
  • другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
художественной деятельности Изобразительное искусство:
  • проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
  • проводит много времени за рисованием или лепкой;
  • демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
  • осознанно строит композицию картин или рисунков
  • его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
Музыка:
  • проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает.
двигательная
  • проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание);
  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • прекрасно удерживает равновесие;
  • для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности. Например, о музыкальных способностях малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.

Диагностика склонностей ребенка

Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.)

Наблюдение – один из широко применяемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческие работы, родители могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д. Уделяя основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых) - ведущему показателю склонности ребенка к какому-либо виду деятельности, можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование дошкольника.

Игра дает возможность изучить многие особенности ребенка (особенно это касается младших детей). Присмотритесь, какие игры выбирает малыш. Однако следует учитывать: ребенок выбирает тогда, когда предоставляется возможность выбора. Чем старше он становится, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. Здесь за помощью можно обратиться к специалистам: психологам, педагогам, специалистам по раннему развитию детей. Существует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка . Первый основывается на системе единой оценки (используется один тест, например, тест Векслера , направленный на определение уровня интеллектуального развития ребенка , оценку его потенциальных возможностей; методика «Несуществующее животное» , определяющая не только эмоциональное, психическое состояние ребенка , но и его творческий потенциал. Второй подход предполагает комплексное обследование. В настоящее время, комплексная диагностика, включающая различные методы, приемы, направления на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности в полной мере. Сюда можно включить и целенаправленное наблюдение специалиста за ребенком, которое может проводиться на протяжении определенного времени (лонгитюдное исследование ) для того, чтобы проследить изменения ребенка в динамике (в течение нескольких месяцев и даже лет). В комплексное обследование включается и самый распространенный способ выяснения склонностей ребенка - это тестирование. Процедура тестирования включает в себя разнообразные задания: ребенку могут задавать определенные вопросы (если мы определяем интеллектуальные или академические достижения) или предлагают выполнить набор упражнений (например, нарисовать что-либо, повторить какие-то движения (спортивные, танцевальные) и т.д.. В любом случае специалисты (психологи, педагоги дополнительного образования) могут получить необходимую и достаточную информацию, позволяющую сделать вывод о наличии у ребенка тех или иных способностей. Итак, среди целей проведения данных процедур можно выделить следующие:

  1. определение уровня интеллектуального развития ребенка ;
  2. оценка его потенциальных возможностей;
  3. анализ творческого потенциала ребенка .

Диагностика способностей детей младшего возраста проводится с помощью проективных методик , с использованием различных рисунков, всевозможных игр и упражнений, разыгрываемых ситуаций и сказочных сюжетов. Игра создает наиболее естественные условия для раскрытия потенциала ребенка . При том, чем увлекательнее сюжет этой игры, тем больше данных сможет собрать специалист. В В последнее время результаты тестирования детей дополняются разнообразными опросниками, которые заполняют как родители, так педагоги и воспитатели. Следовательно, диагностические процедуры должны базироваться не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком . Жизненные наблюдения предоставляют ценную информацию относительно поведения ребенка дома и в детском саду. Эти наблюдения ценны еще и тем, что помогают выявить те или иные, особо редко встречающиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка . Более того, если наблюдение за ребенком ведется в течение определенного периода времени систематически (например, в дошкольном учреждении), его результаты составят «хронологию» развития ребенка , которую невозможно получить ни при каком наборе тестов. Родители также могут вести «летопись» развития малыша, включающую все особенности его жизни. Дневниковые записи в течение недели, месяца, года могут обнаружить те занятия, которые больше всего доставляют удовлетворение ребенку . Это будет являться не только ценным исследовательским материалом, но и позволит сохранить в памяти все яркие и запоминающиеся события развития малыша. Вообще, выявление способностей в раннем возрасте – достаточно рискованное мероприятие. Прежде всего, потому, что интересы ребенка могут меняться под действием окружающей среды (семьи, детского сада, родственников и т.д.). Тем не менее, все это нисколько не умаляет важности раннего выявления способностей и склонностей у детей. Некоторым родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими. Но, как мы уже отмечали, каждый ребенок – неповторимая индивидуальность. Сравнение может быть полезным, но может также привести к совершенно ошибочным выводам. Поэтому выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Необходимо помнить, что результаты диагностики не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность. Итак, проблема выявления способностей и склонностей детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации, а также внимательного и чуткого отношения родителей.

Тест на выявление гуманитарных способностей ребенка

Для определения гуманитарных способностей, которые лежат, например, в основе литературного творчества, мы предлагаем записать впечатления ребенка о каком-либо значимом событии. Гуманитарные способности могут проявиться в следующих признаках:

Эмоциональность рассказа, т. е. любое событие в жизни ребенка-гуманитария вызывает эмоциональный отклик, яркое, глубокое переживание;

Образность впечатлений: рассказывая о событии, ребенок хорошо его представляет, как бы видит в пространстве, передает внешние признаки — цвет, детали и т. д.;

Гуманистичность, доброжелательность по отношению к окружающему миру; ребенок хочет, чтобы мир стал лучше, отношения добрее, не было войны, не умирали и не болели люди, животные и т. д.

Предложите ребенку сочинить рассказ «Как я ходил в зоопарк». Для того чтобы рассказ получился подробным и помог проявиться всем указанным выше признакам, предлагаем вам вопросы для составления рассказа.

1. Когда и с кем ты ходил в зоопарк?

2. Какое настроение было у тебя в этот день?

3. Каких животных ты увидел в зоопарке?

4. Какое животное ты запомнил особенно хорошо и почему?

5. Опиши его.

Какое оно по размеру, цвету?

Каково его строение?

Каким было его поведение?

6. Если бы животные в зоопарке могли говорить, о чем бы они попросили тебя?

7. Вспомни случай, когда ты или другой человек помогал животным.

Анализ рассказа

1. Выявление эмоциональности производится на основе второго, четвертого и шестого предложений.

Во втором предложении ребенок описывает свое настроение не одним словом (веселое), а более подробно, глубоко (я радовался, волновался, очень ждал этого дня...).

В четвертом предложении значимыми будут слова, отражающие чувства, эмоциональный отклик ребенка (смешной, страшный, веселый, игривый, хитрый), а не описание (лохматый, с хвостом, большой...).

В шестом предложении значимыми будут высказывания, показывающие стремление ребенка взаимодействовать с животными как с людьми (поиграй со мной, обними меня, давай с тобой дружить...).

2. Диагностика образности представлений ребенка производится на основе анализа первого, третьего и пятого предложений.

В первом предложении засчитывается не односложный ответ (летом с мамой), а подробный (описание времени года, погоды, дороги, природы, маршрута следования к зоопарку и т. д.).

В третьем предложении также положительно оценивается не просто перечисление животных, а подробное их описание. Можно стимулировать ребенка к описанию дополнительными вопросами. Учитываются слова-признаки, которые делают образ животного четким, детальным.

В пятом предложении ответы типа «большой», «серый», «с лапами» не являются признаками образности. Значимыми будут признаки, о которых говорилось выше. Также засчитываются слова-сравнения (похож на..., как..., такой же, как...).

3. Вывод о гуманистичности установок ребенка делается на основе анализа ответов на шестой и седьмой вопросы.

В шестом и седьмом предложении учитывается доброжелательное, гуманное, жалостливое отношение к животным.

Ребенок может даже заплакать, вспоминая страдания животных. Он будет говорить, что животным хочется, чтобы их выпустили на свободу, что у них там остались мама, папа или дети. И в жизни ребенок отличается любовью к животным, он не может не только проявить агрессию, жестокость в отношении них, но и наблюдать, как это делают другие.

Обработка результатов

Если в двух предложениях из трех есть признаки эмоциональности, образности, а также в одном предложении из двух — признаки гуманистичности, то у ребенка есть качества, которые лежат в основе гуманитарных способностей.

Диагностика способностей к изобразительному творчеству

Для определения художественных способностей у 6—7-летних детей можно предложить им два задания:

Тест «Круги» — на выявление творческих способностей;

Тест «Домик» — на зрительно-моторную координацию.

Тест «Круги»

Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.

Обработка результатов

Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.

Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.

Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.

Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.

Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.

Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».

Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.

Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.

Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.

Интерпретация результатов

Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества.

Тест «Домик»

Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.

Обработка результатов

За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному).

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика — 1 балл.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл.

3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру — 1 балл.

4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх — 1 балл.

5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются.

Интерпретация результатов

0—1 балл — высокий уровень зрительно-моторной координации;

2—3 балла — средний уровень;

Свыше 4 баллов — низкий уровень.

Ниже дан пример рисунка 7-летнего ребенка с низким уровнем зрительно-моторной координации.

Если рисунок сильно отличается от образца, как в этом случае, необходимо проконсультироваться со специалистом — детским психологом, психоневрологом.

Диагностика специальных способностей детей

Для диагностики выраженности у ребенка различных специальных способностей можно использовать опросник «Карта способностей». Предлагаемый тест разработан американскими учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом и получил распространение в США. Опросник адресован родителям, а также педагогам и психологам. С его помощью они могут оценить способности своих детей.

Инструкция

Перед вами 80 утверждений, которые касаются особенностей поведения и деятельности ребенка. В конце теста перечислены 10 областей деятельности, в которых ребенок может проявить свои таланты. Не забегайте вперед и не читайте их, пока не заполните таблицу ответов. Внимательно изучите утверждения и оцените своего ребенка, пользуясь следующей шкалой:

++ — оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

+ — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0 — оцениваемое свойство выражено нечетко, проявляется редко.

Оценки ставьте в таблице ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в клетку с цифрой 1, оценку по второму — с цифрой 2 и т. д. Если вы затрудняетесь дать оценку способностям ребенка, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой.

Таблица ответов

Утверждения

1. Ребенок склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать не только конкретными, но и абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. Оригинален в выборе сюжетов. В рисунках обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. Избегает однообразия.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации предметов, устанавливая их принадлежность к какой-либо группе.

12. Не боится новых видов деятельности, новых идей, приемов, способов, действий.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может использовать различные детали конструктора, мелкие предметы (прищепки, катушки, шурупы, желуди и др.) для создания новых поделок, игрушек, приспособлений.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в использовании различных предметов для организации игры (устройства штаба, шалаша), может использовать мебель, предметы быта, природные материалы.

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по знаниям, учебным умениям на год или на два.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, создания коллажей, рисунков.

35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувства.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить переживания героев.

38. Любит рисовать чертежи и схемы (план комнаты, электропроводки; схему мотора, карты с указанием места тайника и др.).

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает мимику и жесты.

40. Бегает быстрее своих сверстников.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен предложить разные способы решения одной и той же проблемы.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) рассказы о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать новые идеи, но и претворять их в жизнь.

53. Читает энциклопедии, художественную литературу, опережая своих сверстников на год или два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Быстро обучается игре на музыкальном инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания событий (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. С удовольствием слушает или сам читает детскую популярную литературу, посвященную техническим изобретениям, знает фамилии известных изобретателей.

59. Склонен брать на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения повседневных жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Любит собирать из деталей конструктора самолеты, автомобили, корабли и т. д., может придумывать свои оригинальные модели.

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время, играя в подвижные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и назначении предметов.

72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, придумывание историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

74. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в собственном рисунке или поделке.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка и анализ результатов

Сосчитайте количество плюсов по вертикали. Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Каждый столбик соответствует той или иной области деятельности.

I. Интеллектуальные, познавательные способности.

II. Творческие, креативные способности.

III. Академические, учебные способности.

IV. Способности к художественному творчеству.

V. Музыкальные, вокальные и исполнительские способности.

VI. Литературные способности.

VII. Артистические способности.

VIII. Технические, конструкторские способности.

IX. Лидерские, коммуникативные способности.

X. Спортивные, физические способности.

Оценка степени выраженности способностей имеет четыре уровня:

0—4 балла — низкий уровень (способности не выражены);

5—8 баллов — средний уровень (способности выражены слабо);

9—12 баллов — уровень выше среднего (выраженные способности);

13—16 баллов — высокий уровень (ярко выраженные способности, которые отмечают даже посторонние люди).

С помощью этого теста можно определить сильные стороны вашего ребенка, понять, какие способности следует развивать.

В дошкольные годы у ребенка могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности. Американскими психологами А. де Хааном и Г. Кафом разработана тест-анкета на выявление этих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №29

Тест-анкета

Музыкальный руководитель:

Феллер Е.И.

г. Яровое

«Как определить талант вашего ребенка…»

В дошкольные годы у ребенка могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности. Американскими психологами А. де Хааном и Г. Кафом разработана тест-анкета на выявление этих способностей. (Тест-анкета взята из книги Л. Хахалина).

Музыкальные способности (5 признаков)

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

  • любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
  • если поет или играет на музыкальных инструментах, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Технические способности (5 признаков)

У Вашего ребенка совершенно очевидны технические способности, если он:

  • интересуется самыми разнообразными машинами и механизмами;
  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру, сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
  • может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
  • любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
  • интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Способности к научной работе (5 признаков)

У Вашего ребенка способности к научной работе, если он:

  • обладает явно выраженной способностью к восприятию абстрактных понятий, к обобщениям;
  • умеет четко выразить словами чужую и свою собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает (или просит записать) не с целью похвастаться, а для себя;
  • любит слушать (или читать) научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет;
  • часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
  • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретения или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант (7 признаков)

Артистический талант проявляется у Вашего ребенка тем, что он:

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его слушателями были взрослые;
  • с легкостью передразнивает привычки, позы, выражения;
  • пластичен и открыт всему новому;
  • любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект (9 признаков)

У Вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый учебный материал;
  • задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  • любит читать (или слушать) книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей дошкольную или школьную литературу;
  • обгоняет своих сверстников по интеллекту, причем в учебе не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе (или на занятиях в д/саду) ему скучно;
  • гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Спортивный талант (8 признаков)

Не сердитесь на Вашего шалуна - просто у него спортивный талант:

  • он энергичен и все время хочет двигаться;
  • он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
  • он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  • не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко пластично, грациозно;
  • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
  • кажется, что он никогда всерьез не устает;
  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-то одним, но у него есть свой герой - спортсмен, которому он подражает.

Литературное дарование (5 признаков)

У Вашего ребенка литературное дарование, если он:

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  • любит пофантазировать или импровизировать на тему действительно события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние и чувства героев сюжета;
  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
  • любит, уединившись, сочинять (или писать) рассказы, стихи, не боится начать писать (сочинять) роман о собственной жизни.

Художественные способности (6 признаков)

Художественные способности Вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

  • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
  • в своих рисунках или картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;
  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
  • когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
  • не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Познакомившись с этими "признаками опознания" таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми описанных талантах. Если какая-то характеристика особенно подходит Вашему ребенку, ставьте ему 5 баллов, если она выражена только хорошо - 4 балла, ну и так далее (но не ставьте оценку ниже 2 баллов).

Затем суммируйте баллы внутри каждой из восьми анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму полученную при сложении баллов за спортивный талант надо поделить на 8).

Теперь построим график. Проведем оси координат. На горизонтальной оси 8 позиций (по числу видов таланта). На вертикальной оси нанесите через равные расстояния цифры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график.

Для чего нужен график одаренности ребенка? Для того, чтобы ребенок одновременно занимался музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на график, вы сможете оценить перспективы малыша. У данного ребенка одаренность в области музыки, науки, интеллекта и артистических сферах. Плавание и технический кружок чужды ему и будут в тягость.

А если линия на графике не имеет пиков? Не переживайте, предлагаемый Вам метод выявления одаренностей ребенка при помощи анкетирования все-таки довольно прост, а талант имеет свойство долгое время вести "скрытый образ жизни" и проявляться бурно и ярко.