Традиции армянской свадьбы кратко. Армянская свадьба

Традиционная армянская свадьба считается одной из самых хлебосольных, многолюдных и веселых. Не зря считается, что среди всех церемоний бракосочетания самая красивая – армянская свадьба. Разумеется, современность повлияла на свадебные обычаи всех народов, в том числе и армянского. Однако, несмотря на это, многовековые традиции бережно сохраняются все нюансы этого важного, торжественного и многочисленного праздника.

Так что можно уверенно утверждать, что традиции проведения всех этапов армянской свадьбы остались практически неизменными.
Если вы выходите замуж за армянина, вам необходимо не только знать, но и строго соблюдать все правила и обычаи, предписывающие как должно проходить бракосочетание в Армении.

Из-за огромных масштабов и значимости этого праздника, требуется долгая и тщательная подготовка не только жениха и невесты, но и всей родни с обеих сторон.

Сватовство

В дом к невесте отправляют посредницу, называемую миджнорд кин (по-нашему, это сваха). Это должна быть уважаемая женщина из семьи молодого человека, иногда посредницей выступает мать жениха. При этом она должна быть знакома родителям будущей невесты. До того как прийти свататься посредница приходит в гости к девушке и пытается намеками разузнать у родителей то, как они относятся к предстоящему замужеству дочери.

После этого к невесте отправляют сватов из числа родственников молодого человека. Переговоры должны пройти только с участием мужчин. Сваты озвучивают причину визита и просят руки девушки. Отец девушки может намекнуть о согласии или в завуалированной форме отказать сватам.
Отец невесты дает согласие только во время второго сватовства: считается, что быстро соглашаясь на бракосочетание, родственники пытаются поскорее избавиться от девушки. Во время второго посещения сватов обговариваются детали следующего шага – обручения.

«Помолвка» или обручение в Армении

Свадебный обычай обручения у армян говорит о начале тесных взаимоотношений между породнившимися семействами.
В условленный день будущие родственники сначала приходят в дом жениха. Родня со стороны юноши готовят дары (угощение, ювелирные украшения и т.д.). Во время застолья произносятся армянские тосты на свадьбу, собравшиеся желают молодым счастливую жизнь и крепкую семью. Застолье в доме жениха непродолжительное, затем гости идут в невестин дом, где тоже накрыт праздничный стол.

По армянскому обычаю, кавор (или посаженный отец) – это самая значимая фигура на армянской свадьбе. Им может быть крестный отец жених или другой уважаемый мужчина, являющийся родственником со стороны жениха. Кавор выводит невесту и ее подруг к столу, где будущей молодой жене дарят украшения. Затем кавор говорит о том, что обручение состоялось, а жених надевает невесте на безымянный палец левой руки колечко, украшенное камнем. Во время помолвки выбирают дату бракосочетания, платье невесты и другие атрибуты, характерные для армянской свадьбы. В доме невесты в день обручения звучат печальные мелодии, в которых будущая молодая жена печалится о том, что приходится покидать отца и мать. В конце звучит мелодия «Узундара», после танца под нее невеста покидает родительский дом.

Что происходит непосредственно в день свадьбы?

Чаще всего армяне назначают свадьбу на осень или начало зимы, когда собран урожай, созрело молодое вино, а организм наполнен энергией.
Считается, что подвенечное платье преподносят родственники жениха. В назначенный день делегация, состоящая из жениха, его родственников и, конечно же, кавора, забирает невесту у родителей. Шествие сопровождается веселым шумом и зажигательной музыкой. Придя к дому, жених дарит родным невесты «сини» – блюда с фруктами, винами, сладостями, подарками, свадебным нарядом и украшениями для девушки. Жена кавора, каворкин, вместе с подругами невесты помогает девушке облачиться в свадебное платье.

На армянскую свадьбу принято дарить ювелирные украшения из золота и деньги. Гости во время застолья желают спокойной и долгой семейной жизни, а также здоровья и счастья молодоженам. Мать невесты преподносит кавору в подарок большое блюдо с традиционным угощением, а молодым дарят символ вечного древа продолжения жизни. На свадьбе у армян принято много веселиться и танцевать. Не танцует лишь одна мать невесты, которая опечалена из-за того, что дочь ушла навсегда из отчего дома в семью к мужу.

Танец жениха и невесты на армянской свадьбе, как правило, исполняется нечасто. Однако есть такой интересный обычай: невеста танцует с другими парнями. Так проверяют ее верность. Если во время танца молодая супруга не обратит внимания на того или иного мужчину, он, в знак уважения ее верности, дарит ей подарки. После бракосочетания молодую семью встречает мать жениха, накидывает на плечи лаваш, угощает их медом, чтобы семейная жизнь была сладкой. Для того чтобы в доме было изобилие молодоженов осыпают изюмом, конфетами, орехами, зерном и цветами.

Обряд подтверждения невинности молодой жены

Этот обычай уже перестает быть обязательным. Вопрос соблюдения этой традиции заблаговременно обговаривается между родственниками молодоженов. Если после первой брачной ночи была доказана ответственность и честность невесты, то жених дарит ей красное яблоко, украшенное серебряными монетами, а матери молодой супруги в знак благодарности за воспитание дочери отправляет подарок красного цвета. Это может быть корзина ярко-красных яблок, бутылка коньяка с красной ленточкой или красное вино, свежая тушка курицы.
В итоге можно сделать вывод о том, что исконно русские и армянские свадебные обычаи со своим ярким национальным колоритом очень похожи друг на друга. Хотя в Армении традиции соблюдаются строже, да и сохранились они в том виде, который существовал несколько столетий назад.

У некоторых народов почитание обычаев предков особо развито. И очень развито национальное самосознание. Армянский народ относится к их числу. Армяне смогли сберечь свое духовное сокровище: национальные традиции, корни которых уходят вглубь веков, свою культуру и религию. И сегодня стойко соблюдаются традиции, в частности такие, как: почитание старших, нерушимость родственных связей, прочность брака. Особенно следует отметить такое явление, как армянская свадьба. Это очень большой праздник. В старину гуляли семь дней и семь ночей всем селом. На сегодняшний день эта традиция себя уже изжила, но гостей армянская свадьба по традиции собирает, и по сей день, очень и очень много.
До конца девятнадцатого века свадьбы в Армении начинались осенью и продолжались вплоть до великого поста. Когда полевые работы были завершены. Выбором невесты занимались т. н. "дибончи", либо же родственники парня. Тут играли роль в основном деньги, а не красота невесты, ее приданное т. н. "джегез". Браки по расчету более присуши горожанам, нежели селянам, сохранявшим, как правило, патриархальные традиции.

До начала свадьбы, за 15 дней в сельской местности от дома жениха в дом невесты направлялся материал для свадебного наряда. В городской местности же в дом невесты направлялась уже готовая одежда, включая нарядные сапожки.

Армянская свадьба имеет традиции в которых подробнейшим образом прорисовываются действия всех участников церемониала, с учетом того свадьба проводится в городе, либо же в селе - тут место проведения свадьбы играет определяющую роль, так как традиции здесь свои для города и для села.

Организация армянских свадеб в наше время, несколько отличается. С начала двадцатого века происходят существенные изменения в проведении свадебного обряда. Он состоит из следующих этапов. Первый досвадебный, включает в себя выбор невесты, т. н. сговор, само обручение, и наряды, проводимые после свадьбы. Новшеством и отличием от традиции выбора невесты родственниками, определяющегося современными нравами, когда парень и девушка сами принимают решение о свадьбе. Такой вариант наиболее встречается в наши дни. Молодые уведомляют о принятом решении родителей, мнение которых является определяющим. Свататься в дом к невесте идет мать юноши и он сам. Его дату (сватовства) обговаривают заранее. Если традиция сватовства упрощается, то обручение проводится согласно устоявшимся нормам, но без присущей ему в давние времена пышности. Продолжительность свадьбы составляет два-три дня. Некоторые обряды, касающиеся наряжания молодых, упразднены. После вывода невесты, свадьба едет в церковь для совершения обряда венчания, затем в загс. После регистрации молодожены едут в дом жениха, где, собственно говоря, и происходит праздничное застолье. Перед входом в дом молодым под ноги кладут две новых тарелки, которые они разбивают одним ударом. Свадьбу ведет, как положено тамада. Свидетелями на армянской свадьбе являются так называемые "крестные свадьбы". В их роли выступает самая уважаемая и самая близкая из окружения молодоженов семейная пара. Крестными должна быть такая семья, которая сама будет являться примером, для того чтобы создаваемая семья походила на них.
рестному положено делать самый дорогой подарок, преподнесение свадебных даров молодым представляет собою отдельный свадебный обряд. Родня и гости одаривают молодых драгоценностями, дорогими тканями, деньгами и предметами домашнего обихода. Выкупом невесты тоже руководит крестный, родные могут назначить в качестве выкупа любую сумму, а он должен обеспечить его выплату. Право вести невесту к алтарю выпадает посаженному отцу, а на крестных возлагается ответственность за создаваемую семью с самого начала и до конца. На свадьбе невесте положено подержать на руках ребенка, обязательно мальчика, чтобы первенцем был сын. На следующий день после свадьбы женщины со стороны мужа приносят в дом невесты красное яблоко, символ невинности невесты. Хотя на сегодняшний день, с учетом современных нравов такая традиция носит скорее формальный характер. Про гостеприимство армянского народа слагают легенды. И небезосновательно. По любому радостному событию накрывается стол. Причем делается это всюду, где у тебя есть близкие люди, и дома, и на работе. Если гость отказывается выпивать и кушать - это означает, что он не желает счастья хозяевам. Заканчивается же свадьба, когда перевозят приданое невесты в дом к жениху.

Свадьба и ее обряд

Брак - один из важнейших социальных институтов, формы которого находятся в определенной зависимости от господствующих в общее» общественных отношений и отражают как общие закономерности развитая человечества, так и основные этапы этнической истории данного народа, его этнокультурные особенности, в частности, имущественно-правовые нормы, нравственные представления и традиции.

В традиционном, преимущественно крестьянском, обществе армян брачность приближалась к всеобщей, т. е. вступление в брак считалось обязательным для всех, за исключением людей с физическими или умственными недостатками.
Женить и выдать замуж своих детей старались как можно раньше. Правда, в литературе есть сведения о случаях добровольного безбрачия некоторых девушек, считавших это богоугодным делом; их решение вызывало безусловное уважение семьи и односельчан. В брак вступи строго по старшинству: обычай запрещал младшим жениться и выходить замуж раньше старших братьев и сестер.

При вступлении в брак у армян действовал ряд запретов, определенных нормами обычного права и церковными законодательством.
Так, категорически запрещались браки между кровными родственниками до пятого, а то и до седьмого колена. Это во многом определялось экзогамным характером азга (рода) у армян.
Даже во второй половине XIX браки внутри азга не допускались поскольку его члены считались близкими родственниками. При этом в разных областях Армении понятие “Близкий родственник” варьировалось от четырех до семи поколений, в зависимости от того, до какого колена велся счет родства от основателя азга.

Другим видом запретов было ограничение по свойству. Не допускался брак двух родных братьев с двумя родными сестрами.

Строгим препятствием к браку, как уже отмечалось, было искусственное родство.
Так, усыновленный гердастаном не имел права жениться на девушке того же гердастана, поскольку считался близким родственником.
Запрещались также браки между молочными братьями и сестрами, между лицами, скрепленными узами побратимства или посестримства
Весьма распространен у армян был институт кумовства (каворутюн), которое считалось, независимо от того, свадебным оно было или крестильным, нередко даже более близким, чем кровное родство. Поэтому брачные связи категорически запрещались не только с представителями семьи кума - кавора, кнкавора, но и между потомками кумовьев.

На брачные ограничения оказывала влияние и религиозная принадлежность, так как небольшая часть армян, как уже отмечалось, по вероисповеданию были католиками, и браки между ними и армянами-григорианами были крайне редки.
Этнически смешанные браки, особенно в районах с компактным армянским населением, практически не отмечены. Браки армян с мусульманами резко осуждались; о ванских армянах Е. Лалаян, например, писал: «Ни армянин, ни турок не позволят, чтобы кто-либо из их сородичей отступил от родной веры из-за брака с инородцем».

Брачный круг был ограничен и территориально, т. е. невесту старались выбрать в родном или соседнем селе. Интересна с этой точки зрения старая армянская поговорка: «Лучше отдать дочь местному пастуху, чем чужому царю».
С одной стороны, локальная эндогамия объяснялась некоторой замкнутостью быта исторически возникших в связи с массовыми переселениями этнографических групп армянского этноса с их спецификой бытовой культуры. Поэтому старожилы и переселенцы, которые жили большей частью в разных селах, старались избегать семейных отношений.
Например в Вайоц-дзоре до недавнего времени были села, жители которых называли себя «старыми» армянами, отделяясь таким образом от армян из Ирана, которые поселились в этом районе в 1828 г., после присоединения Восточной Армении к России.
Длительное время различия между этими группами сохранялись. «Старые» армяне предпочитали брать жен в своем селе либо в селах со «старым» армянским населением; то же относилось к переселенцам - «новым» армянам.

С другой стороны, локальная эндогамия была обусловлена социально-экономическими причинами, особенно введенной в пореформенное время подушной системой наделения землей, при которой любое увеличение членов той или иной общины (в данном случае за счет невесты из чужого села) вело к нежелательному сокращению подушного земельного участка.
За последние десятилетия значительно увеличилась доля социально смешанных и намного меньше - национально смешанных семей. Это объясняется рядом обстоятельств: Армения - одна из мононациональных республик бывшего Союза (доля коренной национальности увеличилась здесь, например, с 84,4% в 1926 г. до 89,7% в 1979 г.), и в связи с этим у нее самый низкий индекс этнической мозаичности, имеющий тенденцию к дальнейшему снижению (с 0,212 а 1959 г. до 0,211 в 1970 г. и 0,132 в 1979 г.);

Кроме того, по-прежнему большую роль играет национальная предпочтительность многих традиционных черт в быту.
В Армении межнациональные браки стали заключаться со времен первой мировой войны.
Тогда молодые армяне-рабочие, трудившиеся в России, женились на русских девушках и привозили их в Армению.
В 1924г. из 6626 браков армян 35 (0,5%) были зарегистрированы с женщинами других национальностей, в том числе в 21 случае с русскими; из 6617 браков армянок в 28 случаях (0,4%) их супругом был представитель другой национальности, в том числе в 17 браках - русский; в 1926г. из 6528 браков армян и 6515 браков армянок национально смешанных браков было соответственно 25 (0,4%), в том числе 15 с русскими женщинами, и 12 (0,2%), в том числе в 10 случаях мужья были русскими.
В прошлом, традиционным способом заключения брака у армян был брак по сговору, основанный на уплате стороной жениха стороне невесты определенного выкупа, который назывался hарси гин, глхагин (букв. «цена невесты», «цена головы»).
Другим, менее распространенным был способ заключения брака путем похищения - ахчик пахцнел (букв. «умыкнуть девушку»), главным образом в форме увода, т. е. с согласия девушки, но вопреки воле ее родителей.

Такой способ заключения брака исследователи долгое время считали древнейшим и едва ли не универсальным. Позднее они пришли к выводу, что оба способа заключения брака (по сговору и похищением) по своему происхождению относятся к одному историческому периоду с той лишь существенной разницей, что брак по сговору уже в древности утвердился в качестве общепринятого правового института, а брак похищением никогда не был законным и считался отклонением от нормы, нарушением принятого обычая.

Случаи похищения у армян известны в далеком прошлом и бытовали еще в XIX - начале XX в., а иногда и позднее.
Теперь практикуются обе формы заключения брака при значительном преобладании, как и прежде, брака по сговору.

Армяне всегда верили в приметы и суеверия. Многие из них дошли до наших дней еще с дохристианских времен, некоторые из них появились позже. Торжество бракосочетания не исключение, на армянских свадьбах наблюдается целый ряд действий, примет и суеверий, пришедших к нам из прошлого.

1. Дождь или снег в день свадьбы к счастью (погода радуется событию).

2. Если накануне свадьбы в доме чихнет кот или собака - невеста будет счастлива в замужестве.

3. Длинное платье невесты - длинная супружеская жизнь.

4. После того, как невеста одела свадебное платье, жена кавора (крестного) крутит фату над ее головой 7 раз, чтобы жизнь у новой семьи была счастливой.

5. До свадебной церемонии жених не должен видеть невесту в свадебном платье.

6. Перед тем как жених заберет невесту из отчего дома, мужчина (из братьев невесты) у дверей, с кинжалом в руках просит за неё выкуп. Чем дороже выкуп, тем счастливее жизнь новобрачных.

7. Закрытая обувь невесты к счастью в доме.

8. Жениться с родительскими кольцами - повторить их семейные отношения.

9. Кольцо невесте и жениху нужно надевать до основания пальца, чтобы любовь в семье была крепкой.

10. В отличии от других народов, армяне носят обручальные кольца на безымянном пальце левой руке. Считается что вена (или нерв) безымянного пальца ведёт прямо в сердце, как символ вечной любви.

11. Во время венчания, если свечи молодых горят ровно и плавно, семейная жизнь будет спокойной.

12. Куклы на капоте машины - защита молодоженов от дурного сглаза.

13. Чтобы у семьи был достаток в доме, перед входом домой свекровь кладет на плечи жениха и невесты по целому лавашу.

14. После венчания свадебный кортеж должен направиться по другой дороге, чтобы молодожены не возвращались к своей прежней жизни.

15. Кто первым переступит порог дома, тот и будет лидировать в семье.

16. На пороге дома жених и невеста разбивают тарелки и переступают через её осколки. Разбитые осколки - длинная супружеская жизнь без ссор.


17. На свадьбу не дарят часы и режущие столовые приборы, чтобы не сократить век семейной жизни и не поссорить новобрачных.

18. На пороге дома мать жениха угощает новобрачных мёдом, чтобы их жизнь была такой же сладкой.

19. Во время свадебного торжества на колени невесты сажают мальчика, чтобы первенец в семье был мужского пола.

20. В течении праздника, жених и невеста раздают гостям свадебные таросы (տարոս), которые принесут благополучие другим семьям, а незамужним и неженатым предзнаменуют скорую свадьбу.

21. Девушка, поймавшая букет невесты, вскоре выйдет замуж.

Армянские свадебные традиции

Памятка туристу, Культура, Мифы, легенды, истории в Армения, Ехегнадзор; Армения, Армавир

В связи с тем, что я сама недавно была в роли невесты на армяно-русской свадьбе, и на деле знакома с традициями и обычаями проведения традиционных армянских свадеб, то взяла на себя смелость описать все, что мне известно по этому вопросу в данной заметке.

Хотелось бы отметить, что официальное рождение нашей семьи происходило в два этапа. Первый – регистрация брака перед государственными органами в ЗАГСе города Москвы. Вторая – венчание в армянской церкви города Армавир и торжественное застолье с приглашенными гостями в ресторане.

Поскольку супруг мой русский, то в нашем праздновании присутствовали помимо армянских еще и русские обычаи. Такие как встреча молодоженов караваем с солью, разбивание тарелок перед входом в помещение и т.п. Но многие из армянских обрядов схожи с русскими.

Так, например, в России традиционно мать жениха встречает молодоженов хлебом с солью и с напутствующими словами, а после молодых, остальные гости перед тем, как войти в дом, обязаны отломить краюшку хлеба, макнуть ее в соль и съесть. Согласно армянской традиции мать невесты на обе плечи каждого из молодых укладывает по лавашу. Кроме того, у армян принято угощать молодых ложкой меда в качестве пожелания сладкой жизни. Таким образом, обе хлебные процедуры символизируют пожелания родителей достатка и благополучия молодой семье. Нас же встречали родители со стороны жениха – караваем с солью, со стороны невесты – лавашем и медом.

За столом молодоженов обычно усаживают крестных отца (кавор) и мать (кавор кин) по правую сторону, и незамужнюю девушку (харснакуйр) и неженатого парня (азаббаши) по левую сторону от молодой пары. Нередко кавора назначают тамадой. При этом кавор в армянской семье - это и шафер на свадьбе, и крестный на венчании и потом крестный всех будущих детей у молодоженов. Но, в отличие от русских православных традиций, где крестный и крестная не должны состоять в официальном браке, в армянской церкви это разрешается. Так, нашими крестными на свадьбе были супруги, которые были крестными при моем крещении.

В старых армянских традициях, стороны до свадьбы обсуждали количество «макаров» (делегатов), которые пойдут за невестой. Макары окружали как телохранители жениха и охраняли его от всяких неожиданностей. В условиях исторического окружения армян турками, курдами и другими враждебными племенами была велика опасность кражи армянских девушек, поэтому макары – это скорее мужественные вооруженные молодые парни (20-50 чел), задачей которых являлась безопасность всей свадебной процессии.

Процессия Макаров приближалась к дому невесты с громкой музыкой, восклицаниями и шумом, молодежь из числа гостей со стороны невесты встречала их тоже с шумным весельем. С течением времени потребность в вооруженных сильных макарах отпала, но традиция шумного шествия к дому невесты осталась.

В день торжества перед домом или во дворе невесты шумной толпой танцуют женщины из близкой родни жениха. Они преподносят «сини» - подносы с подарками невесте. В одном подносе - свадебный наряд невесты со всеми аксессуарами, в другом - подарки отцу, матери и всем остальным членам семьи, а в третьем – изысканные напитки, фрукты и сладости. Они с этими подносами танцуют до тех пор, пока со стороны невесты близкие женщины и девушки не возьмут у них это из рук и не вручат в ответ символические маленькие подарки. Эти сини потом мать невесты наполнит подарками и пошлет обратно матери жениха.

Согласно древним поверьям подвенечное платье дарят традиционно родители будущего мужа. Невесту одевают во все, что ей принесли на подносах - сини. Когда выводят из дома невесту, ее брат или другой близкий родственник, (мальчик –подросток) у ворот перекрывает путь молодым и не хочет отпускать свою сестру. Тогда ему кавор дает символический выкуп. На нашем торжестве первая часть песен и плясок была опущена, но двоюродный брат школьного возраста настоял на выкупе, придерживая дверь кинжалом, и отпустил всех из дома только после щедрого денежного вознаграждения со стороны крестного.

Армянская свадьба отмечается с большим размахом, и в ней участвуют все родные и близкие. Обычно на свадьбу приглашают всех ближних и дальних родственников, друзей, друзей родственников и просто мало знакомых людей. В некоторых селах в торжестве могут принять участие абсолютно все жители села. Так, самая скромная по-армянским меркам свадьба состоит из 50-100 человек. На свадьбе моих родителей принимали участие около 300 гостей и размещали их в шатрах, протянутых прямо на проезжей части улиц. Наша свадьба была совсем скромной, поскольку на нее были приглашены лишь 50 человек из числа родственников.

Таинство Венчания совершается Церковью и это теснейший союз из когда-либо заключаемых, который вообще могут установить два человека. В России венчание воспринимается в качестве серьезного шага, и не каждый готов пойти на него. В то время как в Армении ЗАГСу отводят второстепенное место и брак считается заключенным только после венчания в церкви.

Сама процедура венчания очень схожа с православной. Таинство венчания начинается с моментам, когда жених с невестой заходят в храм и становятся в центре зала. Перед ними обычно стоят с зажженными свечами харснакуйр и азаббаши, позади пары встает крестный со своей супругой. Справа от священника должен стоять жених с крестными, а по левую руку – невеста с харснакуйрем и азаббаши.

Обычно церемония венчания начинается с чтения молитвы «Отче наш» на армянском языке. После этого уже сам священник вместе с хором поет ряд молитв, по канону соответствующих обряду венчания. После этого наступает момент повторного обмена кольцами, но уже при участии священника. Для этого он забирает кольца у молодых, освящает их, а затем помогает им надеть. Следует также учесть, что как обручальные, так и венчальные кольца молодожены надевают на указательный палец левой руки (в России – правой). Поэтому после ЗАГСа мы носили кольца на правой руке, после венчания – на левой, а в Грузии уже вернули на правую руку (как и в России, в Грузии кольца носят на правой руке).

Когда кольца надеты, батюшка соединяет руки новобрачных, вкладывая правую ладонь невесты в правую ладонь жениха. Далее следует кульминация свадьбы. Священнослужитель задает жениху вопрос: «Сын мой, готов ли ты до конца жизни быть главой семьи и заботиться о своей жене?» Вопрос к невесте звучит несколько по-другому: «Дочь моя, готова ли ты до конца жизни быть покорной твоему мужу?». Если и жених, и невеста дают положительные ответы, то брачный союз состоялся.

Разница в вопросах к жениху и невесте отражает традиционные, патриархальные представления армянской семьи. Мужчина является главой семьи, что и подчеркивает церемония венчания. Сейчас мужчина и женщина в армянской семье полностью равноправны и многие современные армянские женщины успешно работают, занимаются бизнесом, но все-таки традиционные представления о семейной гармонии у армян сохраняются.

После заключения брачного союза священник и хор исполняют духовное песнопение «Ура Лер Сурб егехеци»(Радуйся, Святая Церковь). Далее читается молитва, в которой батюшка просит Господа благословить новый брачный союз. Священник читает благословляет молодых и передает крест в руки крестного отца, который должен держать его над головами молодых. Затем священник надевает на головы жениха и невесты золотые короны, которыми они, склонив головы, должны соприкоснуться. Все эти действия символизируют снисхождение благодати на молодых и получение ими благословения на всю будущую совместную жизнь.

В конце церемонии молодым преподносится бокал вина. Они пьют вино из одного бокала. Наступает самая трогательная процедура венчального обряда: молодая пара, стоя на амвоне, у алтаря, принимает поздравления родных и близких. После завершения венчания молодожены обычно ставят свечи около какой-либо иконы и вместе с родственниками и друзьями покидают храм, чтобы отпраздновать свадьбу.

После выпускания голубей и небольшой фотосессии, проведенной в центральном парке города рядом с церковью, мы направились в ресторан, расположенный в непосредственной близости от церкви и парка, где нас уже ждали гости. Абсолютно весь сценарий ресторанного торжества с совместным дуэтом молодых, свадебным вальсом и прочим составлялся мной в соответствии с принятыми в Армении и России практиками празднования. Среди отличительных армянских особенностей можно выделить кражу туфли невесты и таросики.

Армянские таросики представляют собой небольшие красивые сувениры – корзиночки, мешочки, коробочки с конфетами и драже. Смысл заключается в том, что в таросике спрятана частичка любовной сладости брачующихся. Что характерно, в таросиках должно находиться нечетное количество конфет, поскольку оно ассоциируется с единым неделимым целым вновь образованной семьи.

Слово таросик сформировалось как уменьшительно-ласкательное от армянского слова «тарос». Обычно говорят: «тароса кез», что переводится как «передаю тебе». Таросики используются на свадьбах и крестинах, а эти праздники являются одними из самых важных и счастливых событий в жизни каждого человека. Армянский народ очень добрый и гостеприимный, вот и было решено в далеком прошлом, передавать частичку своего счастья гостям, разделяющим с Вами радостное событие, в виде таросика.

Чаще всего, таросики вручают незамужним девушкам после бросания букета невесты. Девушка, получившая таросик, должна перед сном съесть конфеты, а сам таросик подложить под подушку. Согласно поверью, в первую брачную ночь молодоженов совершившая указанное девушка увидит во сне своего суженного.

Кроме того, на армянской свадьбе принято щедро благодарить музыкантов, поскольку ни одна свадьба не проходит без зажигательных танцев до упаду. Гости вручают деньги, предназначенные для музыкантов, не им самим, а танцующей паре. Пока длится танец, танцующим (в данном случае жениху с невестой и обычно даже только одной невесте) в руку между пальцами закладывают денежные купюры. Эти купюры она по окончании танца должна отдать музыкантам. Кстати сказать, такая форма благодарности музыкантам существует и по сей день. В нашем случае, да и во многих городах, уже не играет живая музыка, с диджеем договариваются на определенную сумму, а собранные на свадьбе деньги молодожены оставляют себе.

В связи с тем, что я сама недавно была в роли невесты на армяно-русской свадьбе, и на деле знакома с традициями и обычаями проведения традиционных армянских свадеб, то взяла на себя смелость описать все, что мне известно по этому вопросу в данной за...

На армянской свадьбе обряды и традиции предков трепетно соблюдаются вне зависимости от географии торжества. Такой глубины понимания важности свадебного ритуала, пожалуй, больше нигде не встретить. Армянские невесты нежны и женственны; женихи – бесконечно мужественны. Армянская свадьба – торжество жизни, роскошный праздник, который запоминается на всю жизнь.

Красивый обряд венчания на армянской свадьбе.

Сватовство армянского жениха

Ни один парень из хорошей армянской семьи не возьмет девушку в жены против воли родителей. Конечно, случаются истории, когда Арам Монтекян и Джульета Капулетян женятся вопреки мнению родни. Один классик даже описывал подобную ситуацию.

Давно это было, но нешуточные страсти кипят и по сей день. Так что тридцатидвухлетний, преуспевающий банковский служащий, армянин из Нью-Йорка и в XXI веке, надумав жениться, обязательно сначала расскажет о своем выборе матери (именно матери, а не отцу).

Выбор невесты для армянского жениха – процесс не из легких…

Мама в тот же день начнет обзванивать подруг, родных и знакомых, соберет всю информацию (вплоть до детских болезней), проверит родословную до седьмого колена, и только после этого даст свое согласие. Вы даже не представляете себе, с каким жаром и пылом кинутся помогать матери жениха дальние и близкие родственницы, как они будут обсуждать прадеда Ашота и бабушку Аревик будущей снохи!

Будет выпита не одна чашечка кофе с ароматной кятой (сладкое печенье), пока обсудят все: образование, воспитание, внешность (прошли те времена, когда главным для невесты было благосостояние, скромность и здоровье), умение одеваться, родительский дом, кулинарные способности невесты и ее матери, основательность отца и положение в обществе братьев.

И это еще максимально нетрадиционный вариант. Скорее, сценарий будет таков: наш банковский служащий придет к маме и скажет, что его повысили в должности, и он теперь может позволить себе содержать семью. Нет ли у нее на примете милой, красивой девушки? У мамы, будьте уверены! – уже давно есть кандидатуры. Ведь что может быть в жизни важнее женитьбы сына?! Ну, если только рождение внуков…

После того, как невесту выберут, обсудят и одобрят, в ее дом посылают «миджнорд кин» – общую знакомую, которая идет «на разведку». Минджорд говорит с матерью невесты и договаривается о дне официального визита. Через несколько дней происходит само сватовство, «ншанадрутюн». Сваты, только мужчины, приходят в дом невесты вечером, в темное время суток (чтоб без лишних глаз). Сватовство начинается с обсуждения политического и экономического положения в мире.

Второй этап – разговоры о родственниках и знакомых. И только обсудив Обаму, Путина, Сержа Саргсяна, всех родственников и знакомых, начинаются само сватовство. Родители невесты своего согласия отдать дочь сразу не дают (мол, такая доченька и самим нужна). Во время сватовства и сговора назначают день обручения. «Точка», «печать» на соглашении – это разломленный на две части лаваш. Одну половину берет отец невесты, вторую – отец жениха: в знак того, что с этого момента у них общий хлеб.

Ншандрек: обручение по армянским свадебным традициям

В доме невесты накрываются столы, собираются родственники. Жених с делегацией из самых близких и уважаемых членов семьи приходит в дом к невесте с подносами фруктов, вином, коньяком и – внимание! С дорогим, красивым кольцом, которое жених одевает избраннице на безымянный палец. Размер бриллианта и количество золота значение имеет. Раньше в этот день дарились серебряные браслеты и украшения, но сегодня бриллианты стали обязательными.

Подарки несут на красиво оформленных подносах, так, чтобы было видно издалека.

Потом молодых выставляют за порог, обильное, веселое застолье продолжается без них: это праздник старшего поколения, родителей, которые воспитали и вырастили детей. Им есть чему порадоваться и что отпраздновать! Во время обручения следует череда взаимных подарков. На второй день после обручения невеста приходит с визитом в дом жениха. Но к не нареченному, а к его матери. Свекровь дарит невестке золото, родители невесты тоже одаривают будущего зятя. Во время обручения обговаривается дата свадьбы и начинается бурная подготовка.

Армянская свадьба: три дня празника!

Если вам посчастливилось быть гостем на армянской свадьбе, вы на всю жизнь запомните это событие. Раньше свадьбу праздновалось семь дней. Целых семь! Сегодня ритуал сокращен до двух-трех суток.

Первый день армянской свадьбы

Друзья и родственники жениха идут в его дом, друзья и родственники невесты – в ее. Веселье и застолье в обоих домах продолжается с утра до вечера; жених посылает невесте подносы и корзины с фруктами, вином, угощением со своего стола. Невеста в ответ посылает выпечку собственного приготовления. Раньше в первый день в доме жениха резали ритуального быка, его кровью смачивали нить (нарот), которой связывали руки нареченных на свадьбе. Сейчас сложно представить заклание тельца во дворе многоэтажного ереванского дома, и быка вполне заменяет петух.

Второй день армянской свадьбы

Утром жених идет в дом кавора (крестного), где собирался некий мальчишник и совершалось ритуальное омовение; после совершения всех обрядов жених вместе с родней едет в дом невесты. По обычаям женихам полагается прикреплять с левой стороны пиджака красный бант. Сейчас его заменил элегантный, даже гламурный красный платок в кармашке. По правую и левую руку молодожена следуют посаженные родители: кавор и каворакин (главные действующие лица на армянской свадьбе, распорядители). На блюдах и подносах несут богатые подарки (выкуп). И все это – под веселую, зажигательную музыку!

Так, под музыку, забирают невесту из дома

Родственницы жениха сами наряжают невесту в принесенные наряды (да, именно родня жениха должна выбирать и покупать свадебное платье). Современные девушки, все же, предпочитают выбирать платье сами, по своему вкусу. Из дома жениха ей приносят только фату, перчатки и туфли.

Жених в другой комнате за накрытым столом вместе с мужчинами ждет нареченную. Невеста готова и можно ехать в церковь? – Нет! Брат девушки держит дверь кинжалом и требует выкуп. Сейчас это чисто символическая сумма; но раньше выкуп был очень значительным. Деньги отдает кавор (крестный отец). После выхода пары мать девушки раздает гостям круглую кяту и поднос с отварной курицей, накрытый шелковым платком. С этой курицей едут в ЗАГС, а потом на венчание в церковь.

Обязательный обряд венчания в церкви.