Традиции болгарской свадьбы сквозь столетия. Традициити на българска сватба Болгарская свадьба, культура и традиции

В Болгарии свадебные обычаи и обряды имеют далекие истоки, которые насчитывают по времени давности не одно столетие.

Болгария не является исключением в наличии такого предсвадебного обряда, как сватовство.

В Болгарии в прошлом поздним вечером в дом девушки приходили сваты, а решение родителей девушки никогда не знали заранее. Этот обряд всегда не оглашался и держался в строжайшей тайне. День помолвки назначали только тогда, когда сваты получали утвердительный ответ.

Процедура помолвки проходила очень шумно и с размахом. Будущие родственники одаривали друг друга подарками, говорили о сумме выкупа и обсуждали небольшие детали самой свадьбы. В прошлом во время помолвки родители жениха дарили монисто из золотых монет невесте и его нужно было носить до самой свадьбы, т.к. оно говорило о том, что девушка занята и скоро станет женой.

Свадьбы болгары играют чаще зимой или осенью. Это объясняется тем, что летом в Болгарии люди заняты сельскохозяйственными работами и времени на свадьбы просто нет.

Обряд плетения свадебного венка считался особым. Невесте до прибытия жениха давали венок, но в современном мире распространился восковой венок, а данный обряд потерял силу как такового и его заменили на другие аксессуары, которые приобретает семья жениха.

Очень часто в Болгарии свадьба проходит в воскресенье. Жених конечно же, в свадебном наряде и отличается от других тем, что у него есть вышитое полотенце в национальном стиле. Его жених получает от семьи невесты во время помолвки.

Вместе со своими друзьями, родными и сватами жених идет к дому невесты. Невеста сама встречает сватов в обычной одежде и предлагает гостям угощение, а сама тем временем идет одевать свадебный наряд. В это же время родные девушки передают семье жениха приданное в ответ за выкуп, который предоставил жених.

Когда невеста одела свои свадебные одежды, молодые после получения благословления от родителей отправляются в церковь. Раньше невесты одевали только национальные платья, а сейчас это может быть обычное белое свадебное платье.

Когда обряд венчания в церкви закончен, молодые отправляются к дому жениха, где их ждет свекровь. Им предлагают сладости, хлеб и вино.

После этого начинается свадебный пир. Сватам особый почет за их участие в состоявшейся свадьбе. После праздничного пира для молодых стелют брачное ложе. Как раз там и проверяется мужская сила и девичье целомудрие.


Болгария – удивительная страна! В ее культуре причудливо и гармонично переплелись древние обычаи славян, фракийцев и протоболгар – предков современных болгар. Эти традиции до сих пор прослеживаются в различных сферах быта болгарского народа.


Уважаемые мои читатели!

На сайте представлена только ознакомительная информация для создания оригинального и красивого свадебного праздника. Я ничего не продаю;)

Где же купить? Найти и приобрести описанные в статьях аксессуары для торжества Вы можете в Cпециальных интернет магазинах где есть доставка по всей России


Особенно это заметно в семейных и свадебных обычаях . В некоторых областях Болгарии, особенно в сельской местности, до сих пор сохранились «роды», составляющие 150-200 человек. Будучи членом такого «рода», человек всегда может рассчитывать на помощь и поддержку родственников.
И именно «роды» являются главными хранителями народных традиций. В сельской местности, что вполне объяснимо, обряды и традиции и соблюдаются более тщательно, а деревенские свадьбы – зажигательное и бурное мероприятие.

01. Итак, с чего все начинается в болгарских селах? С того же, с чего и много лет назад. Молодежь по вечерам собирается на вечеринки , знакомится, проявляет симпатии и т.д. Образуются пары, которые, повстречавшись некоторое время, выражают желание пожениться.

02. Любопытно, что и в далекие времена, и в настоящее время молодым предоставлена некоторая свобода . Она выражается в том, что венчание в церкви – дело необязательное. Разрешение родителей тоже не требовалось: полюбили друг друга – женитесь на здоровье.

Свобода болгарских жениха и невесты доходила до того, что девушка могла нахально заявиться в дом к понравившемуся парню и дотронутся до очага . Это означало, что нахалка хочет стать в этом доме своей. Все было хорошо в том случае, если парень с девушкой договорились об этом моменте заранее. Если же парень о невесте, как говорится, «ни слухом, ни духом», да еще она ему и не нравилась, то девицу выпроваживали, стараясь не обидеть. Если же невеста была всем по душе – накрывался шикарный стол, и девушку принимали, как родную. Этот обычай жив до сих пор, но соблюдается, скорее, как дань традициям: серьезного значения ему никто не придает.

03. С давних пор так повелось, что сваты приходят в дом болгарской невесты поздним вечером. Выбор времени суток для столь серьезного мероприятия – не что иное, как дань обычаю. Дело в том, что в наше время никто не пойдет свататься, не зная заранее исхода дела. А ведь когда-то жених мог получить от ворот поворот, а это – большой позор. Вот и пробирались темной ночью к дому невесты. Если сватовство успеха не имело, обе стороны держали это в тайне, и никто над горе - женихом не смеялся. В наше время сватовство в Болгарии – веселое и задорное мероприятие, с шутками, торгами, песнями и плясками.

04. В Болгарии до сих пор существует прекрасный обычай – перед началом какого-либо дела лить под ноги воду . Сваты, помолвка, свадьба – не исключение. Считается, что все пройдет спокойно и гладко, «как по воде».

05. Невеста перед свадьбой ночует в родительском доме. В назначенный час гости веселой гурьбой отправляются к месту регистрации брака. Притом ушлые дружки жениха должны украсть петуха с подворья невесты. Кое-как изловив птицу, возмущенного петуха несут впереди процессии. Это означает, что в доме будет столько детей, сколько цыплят у курицы, супругом которой является данный петух. Ну, а то, что куриц у петуха много, никого не волнует.

06. Надо заметить, что болгары очень похожи на нас в стремлении напоить вином любого человека , оказавшегося на пути свадебной процессии. И попробуй, откажись - обидишь смертельно!

07. После регистрации процессию в доме жениха встречает свекровь с хлебом-солью и традиционно прикалывает к платью невесты и костюму жениха зеленые веточки - это значит, что она желает молодым здоровья.

08. В дом невеста должна войти по белому полотну , что означает чистоту и непорочность. Чистота и непорочность в наше время в большинстве своем осталась в прошлом, а красивый обычай существует до сих пор.

09. Свадебные традиции Болгарии очень красивы и наполнены глубоким смыслом. Одна из них – завивание венков перед свадьбой для молодоженов. Венки плетутся из цветов, веток шиповника, розы, лозы, полевых цветов. Скрепляются они нитями или лентами.

10. Есть еще один свадебный обычай в Болгарии, который сегодня кажется забавным, а в былые времена кое-кому, например, невесте, частенько было не до смеха. Дело в том, что молодым стелили брачное ложе на сеновале и оставляли их одних.

У жениха при себе обязательно было ружье. Из ружья жених должен был радостно палить утром, тем самым извещая родню о непорочности невесты и своей прыти. Ежели выстрелов утром никто не слышал, свекровь заливалась горькими слезами, у жениха отбирали ружье на всякий случай, а невесту с позором выпроваживали восвояси. Скандал был ужасный, тем более, что девушку на глазах у всей деревни позже мыли, тем самым как бы очищая ее от скверны.

Вероятно, что в некоторых случаях виновником утраты непорочности был сам жених, поэтому, вволю натешившись, молодые с утра, хихикая, устраивали громкую пальбу: родня одурачена – гуляй дальше, веселая свадьба! Стрелял жених и в том случае, если девушка, согрешив не с ним, уж больно ему нравилась. В наше время молодожены стреляют на свадьбе, если только хотят получить сногсшибательную фотосессию, такую, какой уж точно ни у кого нет.


А вообще, болгарские свадьбы здорово напоминают наши свадебные мероприятия: особой бесшабашностью, обилием питья и еды, песнями и танцами до упаду. И это неудивительно: ведь и они, и мы - славяне. А славяне – они такие!

(болг.)

Поисковые запросы по данной теме:

Традициити на българска сватба
Болгарская свадьба, культура и традиции.

Ритуал брака у болгар начинается с испрашивания согласия, т. е. сватаний. Сватами избирались родные жениха, обязательно семейные, с опытом сватовства. Выбирался благоприятный, по поверьям, день (воскресенье, понедельник, четверг) и вечерний час, чтобы сватовство осталось тайной, так как неизвестно было, каков будет ответ родителей девушки.

После сговора родители молодых считались породненными и начинали обращаться друг к другу «сват», «сватья».
Большая помолвка носила подчеркнуто публичный характер. К дому невесты шли с музыкой; впереди, приплясывая, двигалась молодежь. Количество гостей в значительной мере зависело от материального благосостояния сторон.

Важным моментом помолвки был уговор о проведении свадьбы: уточнялись время, число участников, оговаривались взаимные подарки, размер брачного выкупа (если он сохранялся). Разговор о последнем иногда превращался в настоящую торговлю, хотя часто шел в иносказательной форме - якобы о покупке телки и пр., которую родители девушки расхваливали на все лады, а «покупатели» старались сбить цену. По достижении согласия отец приказывал дочери целовать руки будущим свекру и свекрови. Деньги преподносили на каравае хлеба. Процедура брачного выкупа могла пройти в промежутке между помолвкой и свадьбой.

На помолвке происходил обмен дарами. Родители парня вручали девушке монисто из золотых монет или хотя бы одну монету на шнурке - отличительный знак невесты. Родители и священник (если он присутствовал) благословляли молодых, которые обменивались перстнями.
Свадьба у болгар в прошлом продолжалась семь дней. Занятие земледелием определило ее проведение осенью и зимой; но там. где были развиты отгонное скотоводство и отхожие промыслы, вошли в обычай летние свадьбы. Под влиянием народных верований и христианской религии почти повсюду свадьбы не игрались от Рождества до Крещения, в Великий пост, а также во время интенсивных летних полевых работ. Избегали венчаться и в високосный год из-за поверья, что один из супругов рано умрет.

Главными обрядовыми лицами на свадьбе являлись кум и сват; они делили между собой руководящую роль. Оба выступали вместе с женами. Избирался старый сват из родственников жениха или его близких свойственников (обычно муж сестры). Кум являлся крестным жениха или сыном крестного (эта роль наследовалась). Свадебными чинами обладали также деверь и золовка - брат и сестра жениха, не состоящие в браке (иногда несколько братьев или сестер); если же таковых не было - его кузены. Обобщенные названия участников свадьбы со стороны жениха - сваты и свахи.

В большинстве областей страны свадьба начиналась в четверг комплексом обрядов, связанных с приготовлением свадебных хлебов в домах жениха и невесты. Односельчане считали своим долгом послать тем, у кого намечалась свадьба, зерно с целью магического обеспечения рождения у молодой первенца-мальчика. Убрав зерно с ткани, расстеленной для его сбора, бросали на нее перстень жениха и укладывали золовку в одежде невесты, а затем качали ее на ткани, выкрикивая: «Мальчик - девочка - мальчик!»

Приготовление теста для свадебных хлебов имело магически-символическое значение - это было, как говорили в народе, «заквашивание свадьбы». В некоторых районах Фракии дрожжи брали из дома брачного партнера. В Северо-Западной Болгарии воду для теста доставляла лада - девочка, у которой родители были живы, одетая в наряд невесты. Вода наливалась под обрядовые песни сопровождающих ее свах. Просеивали муку деверья и золовки через нечетное число сит в такое же число деревянных корыт для замешивания теста. Обычно в муку клали перстень жениха и браслеты невесты. Монотонные песни девушек комментировали обряд. Размешивание муки с водой символически часто начинал деверь, действуя свирелью, пучком базилика и др. Тесто месила обычно золовка. В Западной Болгарии нередко избирали на эту роль чужую девушку, у которой родители были живы. Обрядовые песни прославляли молодоженов. В некоторых вариантах запевок производилось ритуальное смывание теста с рук золовки, а использованную воду выплескивали под фруктовое дерево.

После выпечки хлебов в доме жениха или в двух домах изготовляли свадебное знамя. Обрядовые лица были те же: золовки и деверья. Знамя жениха было красным, невесты - белым; если же делали одно знамя, оно было красно-белого или красного цветов. Полотнище украшалось цветами и зеленью. На древко насаживали красное или позолоченное мишурой яблоко (символ плодородия). В целом знамя символизировало брачный союз. Девушки, украшавшие знамя, передавали его деверю за выкуп. Пройдясь со знаменем по двору во главе вереницы танцующих в хороводе, деверь закреплял его на высоком месте - на крыше дома или на дереве. Это означало, что в этом доме будет свадьба.

Между засевками и началом движения свадебного поезда нужно было приготовить кумово деревце. Оно делалось из ветви плодового или вечнозеленого дерева или же из дерева с твердой древесиной и имело нечетное число веточек. Украшалось такими же цветами, зеленью и яблоком, как и свадебное знамя. Деревце втыкали в три кумова каравая, положенные один на другой. Символика кумова деревца изменялась в процессе свадебного ритуала. При передаче его куму, прибывшему со сватами за невестой, оно символизировало невесту. Поставленное на свадебном столе перед кумом в качестве его обрядового атрибута, перед которым он благословлял молодых, деревце воплощало идею образования семьи.

Важным моментом свадьбы было завивание венков для молодых (а в некоторых местах и для деверей), которое происходило в доме жениха. Сделанные из виноградной лозы, стеблей шиповника или розы, скрепленные красными и другими нитками и украшенные цветами и зеленью, венки символизировали жизнь, здоровье, плодородие, и в то же время круглая форма, колючки и красные нитки указывали на их защитную функцию. Венок невесты торжественно, с музыкой относили к ней в дом перед прибытием свадебного поезда. В доме невесты изготавливали венчальное украшение жениха - китку, сплетенную из золотых нитей, с прикрепленной золотой монетой.

Хотя односельчане и знали о предстоящей свадьбе, идти на нее без приглашения не было принято. Приглашение занимает важное место в свадебном цикле обрядов. Кума и старого свата приглашали в четверг или субботу лично родители жениха, поднося им обрядовый хлеб, слоеный пирог с брынзой и вино. Иные приводили девушек, которые исполняли величальные песни. Приняв приглашение, кум угощал гостей.
Других участников свадьбы (в крупных селах - только родственников молодых, а в небольших - и всех жителей) приглашали обычно в субботу. Приглашающими становились деверь, золовка или сам жених, парни и девушки от обеих сторон. Они обходили дворы с красным вином или ракией, налитыми в новую деревянную баклажку.

В субботу в обоих домах устраивались вечера расставания молодых со сверстниками, с холостой жизнью. На девичий вечер приходили родные и близкие невесты с угощением (поклон). Особенно трогательно было расставание невесты с подругами. Гости пользовались случаем, чтобы рассмотреть выставленное приданое и свадебные дары, приготовленные для раздачи участникам свадебного торжества. Накрывался прощальный ужин, яства и напитки для которого посылал жених. Вечер завершался хороводом.

На вечер у пария приглашали односельчан, которые приносили разные кушанья и напитки. За накрытые столы мужчины и женщины садились по отдельности. Во главе стола сидел отец жениха, а для последнего и его друзей, а также для девушек-певиц угощение ставили в другой комнате. Царило исключительно приподнятое настроение, поддерживаемое песнями, музыкой и плясками.

Вариантом прощального вечера в доме жениха в западных областях Болгарии был ужин, даваемый в честь кума (кумов вечер). Кума торжественно приводили и сажали во главу стола. Он вступал в роль, начинал распоряжаться. Жених с этого момента соблюдал по отношению к нему обрядовое молчание. В остальном кумов вечер не отличался от мальчишника.

Утром в воскресенье жених отправлялся за невестой вместе с участниками своего свадебного поезда. Чем зажиточнее были родители жениха, тем больше приглашали они сватов. В их состав входили: кум. старый сват или заложник деверя, предвестители, другие родственники и друзья жениха. Его отец не всегда принимал участие в этой церемонии. Главными среди свах были кума и старисватица, заложница, за ними следовали золовки и певицы. Шествие сопровождали музыканты.

Жених был одет в обычный новый костюм, отличительным знаком его положения было чаще всего орнаментированное полотенце - подарок невесты на помолвке. Оно было перекинуто через правое плечо или висело у жениха на шее.

Перед отправлением свадебного поезда жених прощался со своими родителями. Мать осыпала его и сватов зерном. В некоторых областях мать перед свадебным поездом выплескивала воду или вино. В обрядовых песнях в этот момент высказывалось пожелание доброго пути молодому и благополучного возвращения. В песнях свадебное шествие уподоблялось выступлению войска. Даже если невеста жила близко, сваты ехали верхом на лошадях, а свахи - на телегах. В более позднее время, если невеста была из того же села, сваты шли пешком, но для нее вели белого коня.

Прежде чем быть допущенными в дом, сваты должны были преодолеть разные препятствия у въезда в село и перед входной дверью в дом невесты. Обычно запирали дверь и ставили ее охранять юношей из родни девушки, но в иных местах путь преграждали бревнами, палками, камнями и пр.Переодеванию предшествовали магические действия охранительного характера: одежду взвешивали на весах, чтобы она соприкоснулась с железом, ее окуривали ладаном, просовывали через нит(деталь ткацкого стана). По главным символическим моментом в одевании невесты было покрывание ее свадебным покрывалом (було). В XIX в. для этой цели использовали красную ткань, под которой лица новобрачной не было видно. Поверх була надевали венок. Невеста плакала, ее подруги пели печальные песни, которые трогали до слез присутствующих. Затем деверь обувал молодую (обувь также приносила сторона жениха) и выводил ее к сватам. В этот момент ее старались уберечь от сглаза и колдовства. Молодая одаривала своих родных, сидевших за трапезой.

Расставание невесты с родителями и родственниками - последнее обрядовое действие в ее доме. Молодые становились перед родителями невесты для благословения и целовали им руки. Свадебный поезд направлялся в церковь другим путем - не тем, каким прибыл к дому невесты. Ее родные оставались дома.

Встреча молодоженов и введение их в дом представляли собой ряд обрядов, целью которых было приобщить молодую пару (особенно жену) к новой семье. Наиболее активную роль играла здесь свекровь, которая встречала сватов и молодуху хлебом и водой или вином, а также обсыпала молодых зерном или мукой из решета и кропила их вином или водой. Затем она клала в рот молодым хлеб и что-нибудь сладкое (мед, сахар, яблоко, финики и пр.), чтобы они жили в достатке и были добрыми и приятными друг для друга.

Молодая жена (или оба молодожена) входили в дом по новому белому полотну или по красной либо красно-белой нити. Перед дверями они снова совершали некоторые обряды. В частности, невеста мазала порог и входные двери медом и маслом. У порога свекровь подавала невестке хлеб и воду или вино, которые та должна была внести в дом В некоторых областях молодую или обоих новобрачных перед входом в дом «запрягали» в хомут. Это символизировало послушание невестки свекрови, младших - старшим в семье.

Свекровь подводила молодую к очагу. Совершаемые около него обряды призваны были обеспечить прежде всего многодетность и легкие роды. Свекровь давала невестке подержать на руках мальчика, чтобы первенец был мужского пола, или трех детей. Молодая размешивала угли в очаге в знак приобщения к дому мужа и глядела в трубу, чтобы родить черноглазых детей.

Свадебная трапеза - это кульминация всего свадебного ритуала, момент, когда он перерастает в праздник. Кроме застолья, сопровождавшегося музыкой, пением, танцами, здесь исполнялись и важные обряды.

Символом свадебной трапезы было кумово древо, стоявшее перед кумом, который занимал самое почетное место. За кумовой трапезой сидели только пожилые участники свадьбы: гости кума и старшие родственники молодого. Для молодых родственников накрывался отдельный стол. Родия молодой на пиру не присутствовала. Новобрачные или не притрагивались к еде, или для них подавали ее в отдельной комнате, причем меню было ограниченное - чаще всего принесенный из дома молодухи обрядовый хлеб, баница и яичница.

Брачное соединение молодоженов - важнейший момент свадьбы. Его успешный исход - цель и смысл всего обрядового процесса, всех обрядовых действий до и после этого момента. Молодых «сводили» в воскресенье вечером в холодной комнате или в хозяйственной постройке. Брачное ложе готовили золовка или деверь и уступали его молодым за выкуп. Вход и раздевание новобрачных сопровождались обрядовыми действиями. Из опасения магического «завязывания» мужской силы старисватица и старый сват (в Западной Болгарии), заложник с заложницей (в Восточной Болгарии), осматривали одежду супругов, нет ли на ней каких-то узлов, чего-то застегнутого или заплетенного.

Молодой должен был доказать, что он возмужал, а молодая - что она целомудренна. При благополучном исходе молодой стрелял из ружья. С этого момента веселье принимало бурный характер. Снова собирались разошедшиеся гости. Волынщик играл, барабаны били, и начиналось обрядовое «пестрое» (из мужчин и женщин, стоящих вперемежку) незамкнутое хоро. Появлялись и ряженые, исполнявшие комические пародии на свадьбу. Излюбленной карнавальной фигурой была «роженица», которая «рожала» на собственной свадьбе; комично изображали свекра со свекровью. Для этого момента свадьбы характерно разнузданное веселье, шуточные кражи кур со двора родителей молодухи и т. п. В тот же вечер или рано утром в.понёдельник деверь и заложник шли к родителям молодой с благой (подслащенной) ракией возвестить о целомудрии юной жены. Если же молодая оказывалась недевственной, свадебное веселье останавливалось, все чувствовали себя оскорбленными. Свекровь плакала и посылала проклятия в адрес невестки, некоторые родственники демонстративно уходили. Существовало поверье, что это принесет несчастье семье и селу. Свадьба далее превращалась в истинное надругательство над молодой. Ее возвращали родителям, и ее отец был вынужден давать большой откуп: ниву, луг или домашних животных. Это имущество не считалось частью приданого, а являлось компенсацией за причиненное «зло». Молодую женщину полагалось также вымыть на глазах у всего села. В числе обрядовых действий, означающих благополучный конец свадьбы,- разорение свадебного знамени (утром в понедельник). В то же утро деверь с музыкантами и девушками - участниками засевок - отводили молодую за водой. Деверь наливал воду, а молодая три раза опрокидывала ведро ногой и затем уже несла воду домой, где поливала на руки всем домашним.

Свадьба завершалась обрядом приобщения молодой жены к домашнему труду в новой семье. Она убирала дом, начинала прясть на новой прялке (символ нового дела, новой жизни). В некоторых местах обрядовым началом домашней работы был выход новобрачных в лес за дровами.

Последней трапезой в свадебной церемонии было угощение людей, помогавших в проведении свадебного пира, и близких родственников. Гости съедали размоченные в теплой воде остатки обрядовых хлебов или же им приготавливали специальные блюда: студень, блинчики и др. На этой трапезе прислуживали молодые.

Конец свадьбы знаменовался прекращением избегания (обрядового молчания) молодой женой членов семьи мужа (на свадьбе она могла разговаривать только с золовкой, постоянно находившейся при ней). Начало общения с ними имело обрядовый характер. Свекор, свекровь, деверья и остальные «прощали» невестку, а она целовала им руки и кланялась в пояс. Впредь она могла с ними разговаривать.

Наталья Глухова

Как провести шикарную свадьбу в Болгарии и уехать туда по браку?

26/05 2017

Привет, друзья!
Мы продолжаем разговор про то, как поселиться в Болгарии по браку. Про предложение и помолвку поговорили. Теперь — сама свадьба! Она длится 7 дней, каждый из которых что-то означает для молодых и их будущего.

Помогу разобраться со старинными балканскими обычаями, чтобы невесты и женихи не растерялись, когда придет самый важный день, или лучше, самая важная неделя!

Из этой статьи Вы узнаете:

Старая-добрая традиция

Сегодня празднование свадьбу уже не растягивают на 7 дней. Все проходит одним днем, или максимум — за выходные. Раньше же на 7 дней семья устремляла взор только на молодых. Все для них, их счастья, благополучия и долгой семейной жизни.

Подготовка к самому важному дню — набор правил и ритуалов. Сначала о том, когда играть свадьбу категорически нельзя:

  • от Рождества до Крещения;
  • Великий пост;
  • летом, во время работ на поле.

Раньше признавался церковный брак, а ходить в муниципалитет не было нужды. Великие церковные праздники — табу. Даже священник откажется венчать.

Сегодня многие следуют этой традиции, кстати. Летние работы нельзя было застопорить на 7 дней — это тоже понятно.

Еще одно поверье — нельзя в високосный год венчаться. Это ведет к скорой смерти одного из супругов.
Лучше всего — осенью или зимой.

Свадебные обряды

Все начинается с четверга. Такова традиция. Родители молодых пекут свадебные хлеба. В селах друзья и знакомые посылают молодым в подарок горстку семян. Считается, это принесет им много детей. Дальше — интересно. Чем занимались 7 дней? Если вы думаете, что выпивали да закусывали — нет! Нужно очень много поработать всей семьей. Главные лица — кум, золовка и деверь, матери, бабушки.

Свадебные хлеба

Зерно высыпали на большое покрывало. Туда же бросали перстень жениха — все хорошо трясли. Зерно убирали, а на покрывало ложилась золовка (сестра жениха) в одежде невесты. Это должно было отвести любую порчу от молодой.

Свадебный хлеб

Это зерно шло в закваску для свадебных хлебов. Дрожжи нужно было брать из дома невесты, а утварь — из дома жениха. Так заквашивали свадьбу. Деверь (брат жениха) и золовка месили тесто руками.
Свахи приносят воду под обрядовые песни. Нужно было просеивать муку через нечетное число сит — это к большой удаче.

Свадебный хлеб обычно очень красиво украшен. Даже не поверишь, что это тесто. Украшениями занимались старшие женщины — они лучше всего могут выполнить сложный традиционный орнамент.

Знамя новой семьи

Кроме хлебов готовилось свадебное знамя. Прежде чем отсечь древко, деревце нужно поливать вином, положить к корням орехи, мед, сладости. Знамя символизирует сам брачный союз, новую семью. Девушки вышивали знамя. Его старались расшить как можно богаче — тогда жизнь молодых будет полна радости, достатка и не будет у них никогда нужды.

Венчальное деревце

Когда жених с невестой пойдут к церкви, перед ними будут нести свадебное дерево. Это ветка плодового дерева. Его еще называют венчальным деревом. Нужно выбрить ветвь с плотной корой, нечетным числом веточек. Тогда будет большая семья, много детей. Кум обычно носит деревце перед свадебной процессией.

Венки для молодых

В доме жениха делаются венки для молодых. Венок в Болгарии — символ жизни, долголетия. Их делали из виноградной лозы, стеблей розы и шиповника, золотых нитей и монеток. Долгая жизнь, защита от недоброжелателей, богатство да любовь — в венки вплетались самые добрые пожелания.

Свадебный венок невесты

Свадебные игры в Болгарии

Процессия приближается к дому невесты, где ее выкупает жених. Сначала невеста должна предстать в обычной одежде. На удачу ее окропят водой, потом будут бросать зернышки пшеницы.

Свадебное платье невесты

Одевание молодой — это магический обряд. Одежду тщательно взвешивают на весах, окуривают ладаном. Невесту одевают, а потом покрывают булом — особой накидкой. Все это делается для того, чтобы не допустить сглаза, порчи, любого недоброго слова. Поверх накидки одевается венок.

В это время подруги должны петь очень грустные песни. Собственно, почему? Девушка замуж выходит, почему грустить нужно? Даже, если она уходит из родительского дома. Не понять мне некоторые обычаи.

Свадебный наряд девушки из Родопского края

Интересно, что обувь невесте приносит сторона жениха. Она обувается, выходит из дома. Здесь главный момент, когда нужно защищать молодую от сглаза. Она уже покинула родительский дом и его защиту, а под крышу дома мужа еще не вошла.

Перед самим бракосочетанием родители невесты прощаются с ней, а она целует им руки. Теперь она покидает этот дом, становится частью новой семьи.

Свадебный танец молодых

Тут появляется проблема. По обычаю, во время бракосочетания невеста должна молчать. Она дает свое согласие раньше, еще во время сватовства. Теперь же — молчит, как партизан. Опять же, чтобы избежать сглаза и порчи.

Никаких вопросов невесте. Священник даже не спрашивает, готовы ли они вступить в брак.

После церковной церемонии свекровь должна всячески дать понять невестке, что ей в доме рады. Свекровь угощает ее водой, вином, медом и орехами.

Молодые супруги входят в дом

Из церкви новоиспеченные муж и жена отправляются домой. Туда, где они будут жить теперь. Это мог быть родительский дом или жениха, или же их собственный. Жена и муж входят в дом по белому полотну. Это еще одна предосторожность, защита от сглаза.

У порога свекровь дает жене сына воду, хлеб, вино. Она вносит это в дом, чтобы призвать в свою жизнь достаток, благополучие, сытость.
И вот — самое интересное. Нас ждет трапеза. Стол стараются накрыть как можно лучше. Украшают, достают лучшую посуду.
Интересно, что:

  1. родителей невесты за трапезу не приглашают, они идут домой;
  2. жених и невеста не едят с общего стола;
  3. меню для молодых очень скудное: хлеб, фасоль, яичница.
  4. Сегодня всех зовут за стол, а меню очень-очень разнообразное. Только вот фасоль и яйца — все равно остаются в центре стола. Это традиционные свадебные блюда.

Во время трапезы родственники и друзья благословляют молодых, говорят тосты. Это нам знакомо, да? После застолья расходятся гости, а молодые супруги готовятся к первой брачной ночи. Это еще один важный момент для полного заключения брака.

Кум дает жениху свадебный хлеб

Все оставшиеся дни идут посещения родственников, торжественные обеды и, конечно, еще подарки, застолья. Настоящая болгарская свадьба — бесконечная вереница ритуалов. Но, это все так красиво! Белые с красным шитьем платья и рубашки, много цветов, солнца, веселья и добрых слов.

Немного размышлений на эту тему

Конечно, сегодня такие свадьбы почти совсем не проводятся. Кто-то берет небольшие части церемонии. Кстати, многие невесты все еще окуривают платье ладаном на удачу.

А еще — невесты очень любят проводить последнюю ночь в доме родителей, а не с будущим супругом. В этом что-то есть, да? Даже, если они последние 5 лет вместе живут. Некое ощущение той традиционной невинности, стыдливости невесты перед свадьбой.

Традиции этой страны очень красивые. Особенно — свадебные. В них много нежности, любви, уважения друг к другу. Конечно, всегда можно познакомиться с какой-нибудь девушкой для , но это совсем другое. Если вам нравятся — лучше ищите настоящую любовь.

Белое платье с фатой или традиционный наряд — не важно. Девушка чувствует себя по-особенному в этот день. Большинство болгар старается отпраздновать свадьбу с размахом, не скупятся на рестораны, подарки, оформление зала. Это очень счастливый день. Так начинаются многие счастливые истории москвичек, переехавших сюда жить по любви.

О том, как сегодня принято — в следующей статье. А еще — про ! Поговорим про церемонию по-современному. Она в 100 раз короче, но не менее волнующая.

Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить и получить в подарок, совершенно бесплатно, отличный базовый разговорник по трем языкам, английскому, немецкому и французскому. Главный его плюс в том, что есть русская транскрипция, поэтому, даже не зная языка, можно с легкостью освоить разговорные фразы.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Еще с древних времен люди начали праздновать создание новой семьи. Пройдя через столетия этот праздник обогатился странными обычаями и символичными обрядами и постепенно приобретал все большее значение для всех народов, невзирая на их этническое происхождение и вероисповедание. Свадьба, через комплекс ритуальных действий и церемоний своеобразно отражает один из важных этапов, переход в жизни человека, перемену в личном и социальном статусе, отделение от семьи родителей.

Специфика болгарской свадьбы в том, что даже у самой маленькой детали есть своя символика, которая предрекает все, что случится с молодой семьей в будущем.

Традиционную свадьбу можно разделить на 3 этапа:

  1. Предсвадебные обряды – Сватовство и Помолвка;
  2. Свадьба;
  3. Послесвадебные церемонии.

Начиналось все как обычно со сватовства . Поздним вечером, чтобы сватовство осталось тайной, так как неизвестно было, каков будет ответ родителей девушки, к ним в дом приходили сваты. Они выбирались из родни жениха и обязательно должны были быть семейными и иметь опыт сватовства. После согласия отца невесты на свадьбу, спрашивали согласие дочери, и после ее трехкратного согласия, она считалась невестой и только тогда назначался день помолвки, обычно это было воскресенье.

Помолвка (годеж), в отличие от сватовства носила подчеркнуто публичный характер и проходила очень шумно и с размахом. Целью большого годежа (помолвки) был уговор о проведении свадьбы, уточнялись время, число приглашённых, обговаривались взаимные подарки, размер брачного выкупа. Разговор о последнем иногда превращался в настоящий торг. По достижении согласия отец приказывал дочери целовать руки будущим свекру и свекрови. Деньги преподносили на каравае хлеба. После помолвки молодые назывались женихом и невестой. Будущие родственники одаривали друг друга подарками, родители жениха дарили невесте монисто из золотых монет и его нужно было носить до самой свадьбы, так как оно говорило о том, что девушка занята и скоро станет женой. Жениху от невесты доставался узорный платок за пояс, китка на шапку. Помолвленные еще больше отдалялись от молодежной среды и сближались между собой.
Весь свадебный обряд сопровождался песнями, текст которых являлся неким сценарием, ведущей линией свадебного действия. Раньше традиционная Болгарская свадьба длилась 7 дней, сейчас же всё проходит в один день. Все начиналось с четверга, родители молодых пекли свадебные хлеба. Приготовление теста для свадебных хлебов имело магически-символическое значение — это было «заквашивание свадьбы». Односельчане считали своим долгом послать тем, у кого намечалась свадьба, зерно с целью магического обеспечения рождения у молодой первенца-мальчика. Просеивали муку деверья и золовки через нечетное число сит в такое же число деревянных корыт для замешивания теста. Обычно в муку клали перстень жениха и браслеты невесты. Считалось, на сколько увеличится объем теста перед выпечкой, на столько новая семья будет полна детьми.

В это же время в доме жениха или в двух домах изготовляли свадебное знамя. Основой должна была быть ветвь плодового дерева, отсеченная одним ударом от ствола. Знамя жениха было красным, невесты — белым. В целом знамя символизировало брачный союз.

Свадебные традиции Болгарии очень красивы. Одна из них – плетение венков перед свадьбой для молодоженов. Сделанные из виноградной лозы, стеблей шиповника или розы, скрепленные красными и другими нитками и украшенные цветами и зеленью, венки символизировали жизнь, здоровье, плодородие, и в то же время круглая форма, колючки и красные нитки указывали на их защитную функцию.

В субботу в обоих домах устраивались вечера расставания молодых с холостой жизнью. На девичий вечер приходили родные и близкие невесты с угощением. Важным моментом этого вечера было обрезание волос и плетение косы. Это символизировало переход невесты от девичества к положению замужней женщины. Вариантом прощального вечера в доме жениха в западных областях Болгарии был ужин, даваемый в честь кума (кумов вечер), совмещаемый с обрядом бритья жениха. Кума торжественно приводили и сажали во главу стола. Он вступал в роль, начинал распоряжаться. Жених с этого момента соблюдал по отношению к нему обрядовое молчание. Ритуал, когда кум бреет жениха очень известный. Все проходило в комнате или во дворе, где жениха сажали под зеленым плодовым деревом. Под бородой жениха две девушки держали белую ткань, в которую падали сбритые волосы. Во время бритья играла музыка, бил барабан, а девушки, встав полукругом за молодым, пели песни о конце холостяцкой жизни. По мере того как жениха брили, гости бросали деньги в полотенце, которые затем передавались куму или делились между девушками поющими песни. Сбритые волоски внимательно собрались в ткань, чтобы не уронить ни один, так как считалось, что через них можно навести порчу на жениха. Поэтому собранные в полотенце волоски передавались свекрови, а после свадьбы — невесте, которая прятала его в нагруднике, а после закапывала в корнях кустарника. После бритья молодого мыли или обливали водой.

Невеста перед свадьбой ночевала в родительском доме. Утром в воскресенье жених отправлялся за невестой вместе с участниками своего свадебного поезда. Чем зажиточнее были родители жениха, тем больше приглашали они сватов. Притом ушлые дружки жениха должны были украсть петуха с подворья невесты. Возмущенного петуха несли впереди процессии. Это означало, что в доме будет столько детей, сколько цыплят у курицы, супругом которой является данный петух. Перед отправлением свадебного поезда жених прощался со своими родителями. Мать осыпала его и сватов зерном.

Невеста выходила встретить сватов в обычной одежде и окропляла их водой и зерном. Ее переодеванию предшествовали магические действия охранительного характера: одежда взвешивалась на весах, чтобы она соприкоснулась с железом, ее окуривали ладаном, просовывали через деталь ткацкого стана. В то время как подруга помогала невесте облачиться в свадебное одеяние, она должна была 3 раза попытаться поместить фату на голову невесте, а невеста отказаться от нее дважды, и только в третий раз принять ее. Расставание невесты с родителями и родственниками - последнее обрядовое действие в ее доме. Молодые становились перед родителями невесты для благословения и целовали им руки. Ее родные оставались дома. В назначенный час гости веселой гурьбой отправлялись к месту регистрации брака. Свадебный поезд направлялся в церковь другим путем, чем прибыл к дому невесты.

Считалось доброй приметой, если молодожены заходили в церковь с правой ноги. Сама церемония часто была короткой, но сопровождалась народными песнями. В конце церемонии молодожены как и сей час обменивались кольцами и поцелуем.

После регистрации процессию в доме жениха встречала свекровь с хлебом-солью и традиционно прикалывала к платью невесты и костюму жениха зеленые веточки — это значило, что она желает молодым здоровья. В дом невеста должна была войти по белому полотну, что означает чистоту и непорочность. Женщины из дома жениха передавали в руки невесте по одной зажжённой свечи, а в подмышки вкладывали по одному хлебу, что бы та вошла в дом со светом и изобилием. Чистота и непорочность в наше время в большинстве своем осталась в прошлом, а красивый обычай существует до сих пор.

Главная роль свадебного дня принадлежала куму, ему и куме отдавались все почести. А свекру и свекрови напротив, во многих семьях свадебный день завершался комедийными сценками, героями который они являлись. Есть еще один свадебный обычай в Болгарии, который сегодня кажется забавным, а в былые времена кое-кому, например невесте, частенько было не до смеха. Дело в том, что молодым стелили брачное ложе на сеновале и оставляли их одних. У жениха при себе обязательно должно было быть ружье. Из ружья жених должен был радостно палить утром, тем самым извещая родню о непорочности невесты и о своей прыти. В наше время молодожены стреляют на свадьбе, если только хотят получить сногсшибательную фотосессию, такую, какой уж точно ни у кого нет.

Это далеко не все традиции и обычаи, которые Вы можете повстречать на болгарской свадьбе, но и они позволяют нам сделать вывод о богатстве, красоте и глубине болгарской души.

А вообще, болгарские свадьбы очень напоминают наши свадебные церемонии, своей красотой традиций, весельем, обилием питья и еды, песнями и танцами до упаду. И это неудивительно, ведь все мы имеем общие славянские корни.