Троица, как украсить дом к празднику. Украшаем дом травами на троицу

Задолго до появления христианства славянские народы отмечали Зеленую неделю. Она знаменовала окончание весны и начало лета. До наших дней сохранились некоторые языческие обряды и гадания, которые проводятся в праздник Троицы. Обычаидавних времен основаны на обновлении жизни - это время, когда появляются первые листочки на деревьях, распускаются цветы. И к празднику Троицы церкви, дома украшались зеленью - символом роста и обновления христианской веры.

Троица или Пятидесятница?

Праздник Троицы - один из красивейших праздников в православии. Он всегда приходится на такое время, когда начинают распускаться первые листочки на деревьях. Поэтому дома и церкви в этот праздник народ украшает зелеными ветвями березы, клена, рябины.

У Троицы нет фиксированной даты празднования. Он назначен на пятидесятый день после Пасхи. Библия гласит, что именно в этот день Святой дух сошел на апостолов. Ученики получили способности проповедовать слово Христово. Поэтому праздник этот иначе называют Пятидесятницей или Сошествием Святого Духа.

Только в XIV веке начали отмечать на Руси праздник Троицы. Обычаии традиции в этот день соблюдаются с той давней поры. Учредителем праздника был преподобный Сергий Радонежский.

Ветхозаветный праздник

Пятидесятница является еврейским праздником, который отмечается на 50 день после По преданиям, в этот день народ Израиля обрел Синайский закон. Традиционно в честь празднования организовываются развлечения для народа, массовые гуляния, жертвоприношения.

На даровал своему народу Закон Божий. Это произошло на пятидесятый день после исхода евреев из Египта. С тех пор Пятидесятницу (или Шавуот) начали отмечать каждый год. В Израиле в этот же день отмечается праздник первого урожая и плодов.

Когда в христианстве появилась Троица? Обычаи и традиции празднования берут начало от ветхозаветной Пятидесятницы.

Православный праздник

Апостолы уединились, чтоб отметить иудейскую Пятидесятницу. Спаситель, до своей мученической смерти, пообещал им чудо - приход Святого Духа. Поэтому каждый день они собирались в одной из Сионских горниц.

На 50 день после Воскресения они услышали шум, который заполнил небольшое пространство домика. Появились языки пламени, и сошел Святой Дух на апостолов. Он явил им три ипостаси - Бога-Отца (Божественный Ум), Бога-Сына (Божественное Слово), Бога-Духа (Святой Дух). Это триединство - основа христианства, на которой прочно стоит христианская вера.

Люди, находившиеся недалеко от горницы, услышали странный шум - апостолы говорили на разных языках. Ученики Иисуса получили удивительные способности - исцелять, пророчествовать и проповедовать на разных диалектах, что позволяло им нести слово Божие во все концы мира. Апостолы посетили Ближний Восток, Индию, Малую Азию. Побывали в Крыму и Киеве. Все ученики, кроме Иоанна, приняли мученическую смерть - были казнены противниками христианства.

Единым Богом является Обычаицерковного праздника начинались с самого утра. Вся семья шла в храм на богослужение. После чего люди возвращались домой. Устраивали торжественный обед, ходили в гости, поздравляли знакомых со светлым праздником, дарили подарки.

Славянский праздник

В нашей стране праздник Троицы стали отмечать только спустя 300 лет после крещения Руси. До этого славяне были язычниками. Но и сегодня существуют обряды, приметы, которые зародились в те времена.

До Троицы этот день считался границей между весной и летом. Его название - Семик (Зеленая неделя), или Триглав. По языческой религии, три божества управляли всем человечеством - Перун, Сварог, Святовит. Последний - хранитель света и человеческой энергии. Перун - защитник правды и воинов. Сварог - создатель Вселенной.

В Семик люди устраивали веселые гуляния, водили хороводы. Дома украшали первой зеленью, из которой потом готовили лечебные настойки и отвары.

Так из языческого торжества возник церковный праздник - Троица. Обычаи, приметытех давних времен до сих пор актуальны в народе. Например, зелень, которой была украшена церковь на Пятидесятницу, забирали домой и сушили. Ее зашивали в холщовые мешочки. Такое саше служило оберегом дома.

Традиции празднования

Как проходит праздник Троицы? Обычаи большинства праздников начинаются с уборки дома. Только после того, как помещение засверкает чистотой, женщины украшали комнаты зелеными ветвями, цветами. Они - символ плодородия, богатства.

Хозяйки готовили праздничный стол - стряпали пироги и пряники, варили кисель. В этот день нет поста, поэтому православным позволяется любая пища. В храмах на Троицу совершается Божественная литургия, а сразу после нее - вечерняя. Во время нее читаются коленопреклоненные молитвы. Священнослужители просят о даровании благодати всем присутствующим, о ниспослании премудрости и разума верующим.

После богослужения люди садятся за праздничный стол, приглашают гостей, дарят подарки и поздравляют друг друга. По традиции, в этот день было принято свататься. Считалось, что если сватовство произойдет на Троицу, а свадьба на Покров - молодую семью ждет счастливая жизнь.

Как отмечается в других уголках мира Троица? Традиции, обычаи, обрядыразных стран объединяет праздничное богослужение. А в Англии даже проводятся религиозные шествия в этот день. В Италии разбрасывают лепестки роз из-под потолка храма. Во Франции во время богослужения дуют в трубы, что символизирует сошествие Святого Духа.

Народные обычаи на Троицу

По народным преданиям, на Пятидесятницу просыпаются русалки. В связи с этим у деревенских жителей существует несколько обычаев.

  • В селах делали чучело русалки, водили вокруг него хороводы во время гуляний. Затем его разрывали на мелкие части и разбрасывали их по полю.
  • Перед сном женщины пробегали по селу с помелом, чтоб уберечься от русалок.
  • Одну девушку переодевали русалкой, выводили ее в поле и бросали в жито. После чего все разбегались по своим домам.

Какими еще народными практиками славна Троица? Традиции, обычаи, обряды заключались в том, чтоб отогнать нечистую силу от ворот дома. По легенде, в этот день просыпался водяной, и деревенские жители жгли костры вдоль берега, чтоб отвадить нечисть.

Большое внимание уделялось украшению дома. Только ветки клена, березы, рябины, дуба могли защитить людей, даровать им силу и здоровье.

Еще один обычай заключался в том, чтоб оросить своими слезами ветви и цветы, которые находились в храме. Девушки и женщины старались посильнее расплакаться, чтоб капли слез попали на зелень. Такой способ помогал предкам избавиться от летней засухи и осеннего неурожая.

Первый день

Все праздничные мероприятия делились на 3 дня. Первый именовался Зеленым воскресеньем. В этот день иконы украшались ветками берез, произносилась специальная молитва на Троицу.

Народные гуляния устраивались в лесах, полях. Люди водили хороводы, играли, пели песни. Девушки плели венки и спускали их по реке. Такое гадание помогало узнать, какая судьба ждет в ближайший год.

Люди поминали усопших родственников. На кладбище обметали кресты и памятники березовым веником - чтоб отогнать злых духов. Оставляли на могилках угощение почившим. В эту ночь, по народным сказаниям, снились вещие сны.

Второй день

Клечальный понедельник - второй по счету день празднования Пятидесятницы. Люди с утра торопились в церковь. После богослужения батюшки ходили по полям с благословениями. Это делалось для того, чтобы защитить урожай от засухи, ливней и града.

Третий день

Богодухов день больше всех отмечают девушки. Они устраивают гуляния, игры, гадания. По народной традиции, проводится забава - «Водить Тополю». Самую красивую девушку наряжали, украшали зеленью и венками - она играла роль Тополи. Затем молодежь водила Тополю по домам, и каждый хозяин одаривал ее вкусным угощением или подарком.

Символ праздника

До сих пор существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше - таким образом привязывая к себе его мысли и думы.

Небольшую березу во время гуляний украшали лентами, влетали в нее цветы. После хороводных песнопений срубали ее и начинали триумфальное шествие по деревне. Нарядную березу обносили вокруг всего села, привлекая удачу к его жителям.

Вечером с деревца снимали ленты и устраивали традиционное жертвоприношение. Ветки «хоронили» в поле, а саму березу топили в водоеме. Так люди просили о ниспослании обильного урожая и защиты у духов.

На Троицу собирали раннюю росу - она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни. А что нельзя делать в Троицу?

Что запрещается делать на Пятидесятницу

В этот праздничный день категорически запрещалось работать в огороде или по дому. Поэтому рачительные хозяйки проводили генеральную уборку до Троицы. А в сам праздник только украшали дом и готовили обильное угощение.

Какие еще существуют запреты? Что нельзя делать в Троицу?Все ремонтные работы по дому лучше всего оставить на другой день. Нельзя шить. Запрещается мыть, стричь или красить голову.

В этот день нельзя думать о плохом или говорить о ком-то в негативном ключе. Запрещено купаться - иначе в ближайшее время ослушника ждет смерть (по одной из версий, его защекочут русалки). А тот, кто остался живым после купания на Троицу, объявлялся колдуном.

Не стоит обижаться, ругаться в этот день - светлым праздником является Троица. Приметы и обычаи (что нельзя ичто можно делать) - все сводится к молитве и добрым словам. Троица - праздник обновления жизни, поэтому только позитивом следует окружать себя в этот день.

Родительская суббота

За день до Троицы начиналась Люди ходили на кладбище, поминали усопших родственников.

С давних времен в родительскую субботу готовился поминальный ужин - для почившего ставили столовый прибор. Умершего приглашали на угощение.

В этот день топили баню. А после того, как вся семья помылась, оставляли воду и веник для почивших.

В Троицкую родительскую субботу поминают самоубийц, просят упокоения их душам. Читается на Троицу.Но Святая церковь утверждает, что это заблуждение - самоубийцы не смогут найти упокоения после смерти. Поэтому только в домашней молитве можно просить о них.

Приметы на Пятидесятницу

Поверьями и приметами богата Троица. Обычаи и традициипраздника несут в себе множество проверенных веками предзнаменований.

  1. Дождь на Пятидесятницу - к обилию грибов и близкому теплу.
  2. Если береза на третий день после праздника свежа - к мокрому сенокосу.
  3. На Троицу сватаются, на Покров женятся - к любви и согласию в семье.
  4. Для привлечения богатства в дом надо обмести несколько
  5. Жара на Троицу - к засушливому лету.

Вся неделя празднования называлась Русальной неделей. Особенно важным считался четверг - в этот день русалки старались заманить людей в воду. Поэтому по вечерам люди старались не выходить из дома. Запрещалось купаться всю неделю. И обязательно следовало носить с собой полынь - эта трава отпугивала нечисть.

В наши дни на природе, с песнями и весельем, отмечается праздник Троица. Обычаи, приметы давних времен становятся неактуальными и постепенно исчезают. Но до сих пор люди украшают зеленью свои жилища, чтобы царили в нем мир, покой, счастье, здоровье и достаток. А девушки несут венки к водоемам и, затаив дыхание, пускают их на воду: куда поплывет веночек, оттуда и суженого ждать, а коли к берегу прибьется - знать, не судьба в этом году замуж выйти...

Традиция украшать дом на Троицу уходит корнями в Ветхий Завет и в языческие традиции. И это один из немногих случаев, когда языческие обычаи совершенно мирно сосуществуют с православными.

Зачем украшать дом на Троицу

У Троицы - ветхозаветные еврейские корни. Ее второе имя - Пятидесятница. И в этом имени - сразу два памятных для верующих людей события. На пятидесятый день после исхода евреев из земли египетской они подошли к горе Синайской. И Господь-отец дал Моисею десять заповедей, которые известны сейчас даже людям неверующим. Гора Синайская в это время была полностью покрыта цветами и зеленью, поэтому в древней Церкви в день Пятидесятницы, чтобы ощутить свою сердечную связь с теми событиями, было принято украшать храмы и дома зеленью.

В Новозаветной церкви принято украшать дом на Троицу в память о сошествии на апостолов Благодатного огня, который дал им возможность говорить на всех языках мира. Дом, в котором находились в это время апостолы, был украшен зеленью в честь Ветхозаветной пятидесятницы.

Языческий обычай украшать дом зеленью связан с духами умерших предков и русалками. Считалось, что весной души умерших родственников собираются на полях, чтобы помочь растениям налиться силой. Укрытием им служили травы. Чтобы привлечь силу предков в дома, люди устилали пол травами на три определенных дня. «Нагостившись» и сделав для своих родственников все, что было в их силах, души покойников покидали дома живых людей и возвращались к себе «домой». Травы выносились из дома и сжигались. Естественно, укрытием для душ могли служить далеко не все травы.

Эти три обычая соединились воедино. И каждый из них внес свою лепту в традицию украшения дома на Троицу.

Какими травами украсить дом на Троицу

Ветки березы - это, пожалуй, первое растение, которым нужно украшать дом на Троицу. Березу очень чествовали в народе во время Русалочьей недели (неделя до Троицы). Ее украшали в лесах, водили вокруг нее хороводы, на ней гадали. Несмотря на это (гадания, как известно, да и вообще «идолопоклонство» церковью, как известно, запрещено) ветками березы на Троицу украшают не только дома, но и церкви.

Аир в народе нвазывают «ангельской травой». Парадоксальное вообще-то, название для травы, которую принесли на нашу земли завоеватели - монголо-татары. Эта травы на родине захватчиков считалась священной - татары верили, что водоем, в котром растет эта трава, будет чист. Поэтому, идя с «огнем и мечом» по славянским землям, татары разбрасывали по нашим прудам кусочки корней аира. И он прижился. А славяне спустя какое-то время заметили, что в водоемах, заросших аиром, меньше комаров, вода там не застаивается, не «гниет». Поэтому «чужестранный» аир был принят в число священных трав. Украсить свой дом на Троицу и не использовать для этого аир - это, простите. Нонсенс. Бросьте на пол несколько веточек аира, поставьте его в вазы и добрые духи обязательно почтут вас своим присутствием в этот день. Но упаси вас Бог на Троицу сказать в доме грубое, обидное, а еще страшнее - матерное слово! Добрые духи, смертельно обидевшись, покинут ваш дом и зазвать их обратно будет нелегко.

В воскресенье на 50-й день после Пасхи все православные мира отмечают праздник Святой Троицы, называемый еще днем сошествия Святого Духа на апостолов или Пятидесятницей. А ты знаешь, откуда пошел обычай праздновать Троицу и как правильно нужно отмечать этот день?

ru.fotolia.com

История и легенда

Троица считается одним из трех главных православных праздников (два других - Рождество и Пасха). Как гласит предание, на 50-й день после чудесного воскрешения Христа на его апостолов снизошел Святой Дух. Его озарение произошло особым образом - разверзлись небеса, раздался шум и явились языки - да-да, именно языки, которые сошли на учеников. С этого самого дня народы мира начали говорить на разных языках, и было это послано для того, чтобы апостолы могли нести свою миссию просвещения для разных народов. Так иудейский праздник стал и христианским.

Народный обычай

Наши прапрабабушки и их прапрабабушки в этот день ходили в церковь на обедню с букетами луговых цветов и срезанными ветками деревьев. И это никак, ну вот просто никак не связано с библейской легендой! Как ты знаешь, до принятия христианства на Руси процветало язычество, и наши пращуры придавали огромное значение различным природным символам, которые могли защитить и уберечь их от опасности.

Ветви деревьев, цветы и особенно пахучие травы почитались нашими прабабками более всего. Считалось, что листья чабреца, полыни, папоротника, любистока или аира спасают людей от действия от злых сил. А что, в этом есть определенный смысл - ведь особенный резкий аромат этих трав благодаря эфирным соединениям работает на очень тонких уровнях. Наши предки об этом, конечно, не знали, или, точнее, понимали это, но по-своему. И помолиться Богу шли, разумеется, под защитой матушки-природы. Пахучие травы, освященные церковной благодатью, засушивали и хранили за иконостасом, таким образом усиливая защиту жилища втройне: волшебная травка+церковное благословение+иконы. И кто скажет, что люди столетия назад были дремучими?

Вот так и пошло - перед Троицей люди собирали травы и цветы и несли их в хату, к иконам. Луговые цветы раскладывали в местах, где хранилось зерно, из некоторых трав вили венки и эти венки раскладывали на молодую рассаду, чтобы лучше всходила. А траву, которой посыпался пол в церкви, заваривали вместо чая.

Современный обычай

В Украине принято украшать дома травами так, как это делали наши предки. Самая традиционная трава - это аир, которую у нас называют «пищалки». В разных регионах разные обычаи, но если ты в Киеве поступишь так, как делают на Черниговщине, плохо не будет, наоборот, обмен традициями и единение народа и духа от этого только выиграют.

Наши сограждане в разных уголках страны украшают на Троицу жилище веточками клена и липы, аиром и листьями лопуха, мяты и папоротника, ароматным чабрецом и любистоком, нежным барвинком и васильками. Можно бросить траву на пол, можно заложить за икону, можно сплести венок и повесить его на окно или на дверь. На западной Украине в некоторых местностях принято плести из травы, листьев или гибких веточек кресты и подвешивать их в дверных проемах, приклеивать на стекла или выкладывать пол в прихожей перед дверями. Молодые незамужние девушки могут положить траву под подушку, а замужние женщины - под матрас. Все эти несколько наивные обряды хоть и отдают явным язычеством, но все же, по убеждению наших бабуль, призваны отгонять от домов зло и прочий негатив. И даже если это поможет на сотую долю, этой народной мудростью нужно пользоваться в наше время с особым пиететом. А еще считается, что трава в доме помогает духам наших предков прийти в наш дом в этот день и порадоваться вместе с нами.

Обязательно в этот день зажигается свеча или лампадка. В церковь люди тоже ходят, беря с собой священные огоньки и, конечно, букеты трав.

Конечно, не стоит пить чай из той травы, по которой топтались люди в церкви. Это и негигиенично, и, в общем-то, совсем нецелесообразно. Но любую травку, которую ты принесешь из храма домой, засуши и сохрани - этот букетик или венок станет для тебя, твоей семьи и твоего дома настоящим оберегом. Если ты не любительница подобного (причин может масса, аллергия входит в их число), подожди три дня. Трава должна оставаться в доме все это время - магическое число три символизирует суть праздника.

И напоследок - есть два вида дерева, листья и ветки которого не стоит использовать на Троицу. Это верба и осина. Первая уже отдала нам в этом году свою благодать и защиту в Вербное воскресенье, ну а осина - это дерево, на котором, по преданию, повесился предатель Иуда. Дерево само по себе, конечно, ни в чем не виновато, но лучше давай поступать так, как завещали нам наши мудрые предки.

Счастливой тебе Троицы и береги Бог тебя и всю твою семью!

В воскресение весь православный мир отмечает светлый праздник Троицы, 50 день после Воскресения Христова, один из важнейших праздников христианского календаря. В народе Троицкую неделю именовали зелеными святками. Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Троица, как и Пасха, - один из самых любимых в народе праздников. И несмотря на то, что после революции народно-церковные праздники советская власть пыталась заменить официально-государственными, традиции и обычаи продолжали жить. Как? Да хотя бы в знаменитой песенке про березку, которая во поле стояла. Но каким образом она связана с праздником Троицы? Давайте обо всем по порядку.

Что за праздник Троица?

Троицу отмечают на пятидесятый день после Пасхи, поэтому иногда этот праздник называют Пятидесятницей. До Рождества Христова Пятидесятница имела совсем другое значение. Древние иудеи праздновали Пятидесятницу в память о том, как Моисей получил на Синайской горе десять заповедей от Бога – это произошло на пятидесятый день после иудейской Пасхи (когда иудеи вышли из Египта).

Христиане же вкладывают в него совсем другой смысл. После Вознесения Христова, через пятьдесят дней после Пасхи, апостолы вошли в тот самый дом в Иерусалиме, где проходила Тайная вечеря. Этот небольшой дом на узенькой улочке, расположенной на горе Сион, сохранился и по сей день. В нем, на первый взгляд, нет ничего особенного. Но почему-то именно там не остается никаких сомнений в реальности священных событий, которые с ним связаны.

Когда апостолы вместе с Богоматерью вошли туда, внезапно послышался шум, словно от порыва сильного ветра во время бури. Вслед за этим посреди дома появились языки огня, которые, разделяясь, останавливались над головой каждого апостола. В пламени апостолы зримо ощутили присутствие Святого Духа. Благодаря сошествию Святого Духа апостолы заговорили на языках всех народов, населявших землю, и получили возможность проповедовать учение Христа повсюду. Богословы утверждают, что в этом событии участвовала Святая Троица – Дух Святой исходил от Бога-Отца, а послан он был Богом-Сыном. Принятый апостолами Дух помог им выстоять и в теологических спорах, и под пытками, и перед лицом смерти. Сошествие Святого Духа считается началом христианской церкви.

История

Отмечать Троицу начали с IV века, когда на II Константинопольском соборе был окончательно утвержден догмат о Троице: единый Бог существует в трех лицах - Бога-Отца, Бога-Сына и Бога - Духа Святого.

Проводили Троицу на воздухе, в лесу, в общем, на природе. Гуляния были веселыми шумными. С утра пекли каравай и созывали гостей, одаривая их венками из трав. В народной традиции Троицкие гуляния напрямую были связаны со свадебными обрядами, а то числе с выбором себе пары, поэтому были чрезвычайно популярны среди молодежи.

В Украине последние три дня перед Троицей называли Клечальной или Русальной неделей, а первые три дня после нее - Зелеными праздниками. Наши предки называли это время торжеством весны на пороге лета.

Большинство народных поверий связано с русалками, а четверг перед Троицой – считался русалочьей Пасхой. По народным поверьям, на свою Пасху русалки выходили из воды и смотрели, почитают ли их люди. Если кто-нибудь работал, то они могли наслать беду на посевы. В четверг на меже своего поля глава семьи оставлял для русалок краюхи хлеба, а хозяйки ставили на подоконник горячий каравай, чтобы русалки могли насытиться его запахом. На Полесье в четверг перед Троицей девушки пекли пироги, коржи, готовили яичницу. Из ландышей, незабудок, чабреца вили венки, в которые обязательно вплетали стебельки полыни.

А на Киевщине в Русальный четверг на восходе солнца девушки шли на ржаное поле, взяв с собой хлеб, выпеченный из ржаной муки и освященной воды. В поле девушки делили каравай поровну, потом каждая направлялась к отцовской меже и оставляла там кусочек хлеба для мавки: чтобы рожь родила. На Полтавщине в этот день девчата тайно относили в лес венки для мавок, чтобы те им женихов наслали.

На Троицу существует обычай украшать дом ветками и аиром. С этим связано несколько старинных земледельческих обрядов: на Зеленые праздники, как правило, цветет рожь. Чтобы собрать хороший урожай, нужно было защититься от злых духов. От них и прятались, укрывшись зелеными ветками. Накануне Святой Троицы молодицы, девушки и дети шли в рощу и на луг, чтобы собрать побольше душистых трав: чабреца, полыни, папоротника, любистка и, конечно же, аира. Вечером вся семья украшала дом ветками клена, липы, ясеня, березы, ольхи или тополя. Ломать вербу категорически запрещалось, ведь это дерево уже заплатило дань Богу и людям на Вербное воскресенье. Кроме комнат, озеленяли двери, ставни, заборы и загоны для скота. Молодые деревья и ветки, срубленные в этот день, называли "клечанням". Отсюда и название недели - Клечальная.

Не украсить дом было большим грехом. Предки верили, что на Троицу души умерших родственников прилетают к живым и прячутся в ветках. Все внимание уделялось дверям, стенам домов и ставням - их густо закрывали липовыми ветками.

Полы в доме устилали травами: аиром, чабрецом, полынью и любистком. За иконы клали васильки и мяту. Перед образами зажигали свечку или лампадку. В Клечальную субботу существовал обычай плести венки, свитый из живых цветов венок, по народному поверью, имел силу оберега.

В Дедову субботу святили в церкви молоко, сыр, калачи и несли гостинцы на кладбище. В Украине с давних времен был обычай поминать умерших в канун больших религиозных праздников. Троица не исключение. Предки верили, что, когда цветет рожь, мертвецы просыпаются. Чтобы в это время не произошло ничего дурного, люди просили помощи у умерших родственников. В благодарность за защиту полагалось в Клечальную субботу (еще ее называли Дедовой) справить на могилах обед-тризну. На Гуцульщине в Дедову субботу освящали в церкви молоко, сыр, калачи и несли еду на кладбище, чтобы угостить друг друга в память об умерших.

С утра люди празднично одевались и шли в церковь. Особенно нарядными были девчата - традиционные белые сорочки, бусы и ленты они дополняли венками из цветов и ароматных трав. Кроме того, каждая девушка несла в руках букетик из полыни, барвинка или любистка.

На Троицу церкви также украшали травами и зелеными ветками. Делалось это в честь того, что Святой Дух дал жизнь всему, сотворенному Богом. Этот обычай был позаимствован у иудеев. Так, в Украине еще в позапрошлом веке люди несли в церковь травы. В середину букета православные ставили тройную свечу, которая должна была гореть во время всей службы. Огарок не выбрасывали, а сохраняли. Его давали в руки умирающему, чтобы облегчить страдания. Ароматные зеленые травы использовали как обереги.

После обедни все собирались возле церкви, у вкопанного в землю высокого деревянного шеста. Шест обязательно украшали ветками и цветами.

Традиционно в этот день готовились блюда из яиц, молочных продуктов и трав: салат из молодой капусты, салат из листьев одуванчика, яйца, рубленные с чесноком, драчены и омлеты с зеленью, кутью и коливо (для поминального обеда), гречаники, тушеную рыбу и курицу, запеченное мясо, разные блины и налистники, пироги и караваи, украшенные пряными травами. Из напитков популярными были кисели и взвары.

Счастливой Троицы

С давних времен существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью – ветками берез, цветами.

Откуда берет начало этот обычай?

Многие задают этот вопрос.

Я думаю, тут две причины: одна – церковно-историческая, а другая – символическая.

Исторически, я думаю, эти ветви напоминают нам о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Мы это видим на иконах, которые лежат у нас в праздничный день [на аналое].

Также день пятидесятницы еврейской, ветхо­заветной, в который произошло сошествие Святого Духа на апостолов, был праздник, в который вспоминали пятидесятый день после исшествия евреев из земли египетской. На пяти­десятый день они подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять заповедей, которые и по сей день служат нам ориентиром в нашей жизни. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. И вот, может быть, поэтому в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Несо­мненно, и в тот день, когда ученики собрались, чтобы принять Святого Духа, их горница также была украшена зеленью. В память этого и мы в этот день украшаем наши храмы этими зелеными ветками и держим цветы в наших руках.

Но троицкая зелень имеет и символический смысл.

Это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Вот зимой были голые ветви, наступила весна – и появились зелень, листочки, цветы. Была в нашем сердце зима, мороз, но Дух Святой коснулся нас Своей благодатью – и наше сердце расцвело.

Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает. Так и душа че­ловеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет. Но стоит ей оторваться от этой лозы, она так же засохнет. Господь Сам нам сказал: «Я лоза, а вы ветки» (ср.: Ин. 15:5).

И вот пока эти ветки держатся этой Лозы, то есть Христа, они живут, цветут и благоухают. Стоит душе оторваться от Лозы, от Христа, и она так же засохнет, как засохнут вот эти деревца, побывши несколько дней ото­рванными от своего корня. Вот будем стремиться всегда быть с Богом.

Будем всегда стремиться быть на Лозе, Которая напояет наше сердце благотворными соками, благотворными лучами Божественного света, благодатью Святого Духа. И в этот праздничный день с особенным усердием, с особенным чувством будем просить у Бога, чтобы Он не оставил нас, не лишил нас благодати Святого Духа, которая была нам дана при крещении, которая дается нам в Таинствах и от которой мы очень часто отдаляемся по своим грехам и беззакониям.

Бу­дем сегодня особенно просить словами той молитвы, которая привычно повторяется за богослужением, особенно на Боже­ственной литургии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Аминь.

Протоиерей Борис Старк. Из проповеди в день Духа Святаго, 1981 г. “Вся моя жизнь чудо”. – М., 2007 г. – ПСТГУ.