Трудно ли быть подростком и почему по общ задали. Как быть нормальным подростком

Не существует универсального рецепта нормальности для подростков. Все зависит от ваших интересов, пристрастий и предубеждений. Все подростки испытывают огромное разнообразие эмоций и впечатлений: они присоединяются к разным компаниям или избегают их, чувствуют отчужденность от сверстников или, наоборот, вовлеченность, им то весело, то грустно, и добавьте сюда еще изменения, происходящие с телом. Вы можете страстно желать быть принятым в какую-нибудь компанию сверстников: приблизительно того же возраста, уровня и интересов. Даже те подростки, которые ведут себя, как чужаки, и всячески подчеркивают свои странности и непохожесть на других, все равно имеют близких по духу друзей. И это нормально – чувствовать, что с вами что-то не так. Все мы хотим быть частью чего-то, но это не означает, что вам придется стать бездумным роботом с непреодолимой тягой к конформизму. Примите все свои внутренние странности и станьте истинным собой. Это нормально. Читайте первый шаг и получите более подробную информацию.

Шаги

Как вести себя нормально

    Проводите время с людьми, которые занимаются чем-то положительным, чем бы и вы хотели заняться. Становится все проще проводить слишком много времени наедине с собой. В то время как немного уединенности может принести пользу, даже одиночкам приходиться выходить ради работы, развлечений или еды. Чтобы вести себя в нормальной, приемлемой для общества манере (не слишком отличающейся от существующих устоев), важно проводить время среди других людей, общаться с ними, учиться чему-то. Так вы сможете взаимодействовать с окружающими более непосредственно и легко включаться в разные группы. Даже если вы просто будете находиться в гуще людей в кафе, ресторане или кинотеатре, это поможет вам что-то узнать о других и чувствовать себя не таким изолированным. И чем больше опыта вы будете приобретать в завязывании знакомств и общении, тем более комфортно вы будете ощущать себя в собственном теле.

    • Ходите в такие места, где есть большая вероятность встретить близких вам по духу людей. Любите комиксы или книги? Прекратите покупать или читать их онлайн и наведайтесь в местный книжный или магазин комиксов. Любите рисовать или делать что-то своими руками? Идите в художественную студию, магазин для рукоделия или клуб по интересам, сходите в музей. Запишитесь на занятие, связанное с одним из ваших интересов, и поддерживайте разговор с окружающими, ведь вы учитесь одному и тому же. Займитесь хоровым пением или начните брать уроки музыки в музыкальной школе, погрузитесь в какой-нибудь вид спорта.
    • Онлайн-друзья существуют только в теории. Они «реальны» большое количество времени, но наши взаимодействия через интернет сильно отличаются от отношений в настоящем мире. Постарайтесь на каждый час онлайн-общения выделить столько же, если не больше, общения лицом к лицу.
  1. Станьте счастливее, прекратив общение с теми, кто ведет себя слишком дико, чересчур странно или отрицательно. Они могут попасть сами и вовлечь вас в большие неприятности, которые приведут к позору и потере репутации. Избегайте сближения и любого взаимодействия с людьми, которые полны ненависти, которые ведут себя деструктивно, подло, зло и так далее.

    • Вы можете прийти на помощь к людям, которые интересуются вашим мнением или просят вас помочь им сделать или починить что-то, если у вас есть такое желание.
    • Не ищите неприятностей, держитесь от них подальше.
  2. Обратите внимание на язык тела окружающих. Когда вы находитесь среди людей, следите за знаками тела, которые они вам посылают. Так вы поймете, что воспринимается как норма в этой ситуации.

    • Отзеркаливайте поведение окружающих, если вам при этом комфортно. Если вы в библиотеке, где все выглядят тихими, прилежными учениками, поглощенными работой, вероятно, это не лучшее время, чтобы начинать буянить и отпускать громкие шутки. Если вы на школьной дискотеке, и все вокруг танцуют, нормой тут будет именно танцевать, хотя это не обязательно. Оба варианта будут нормальны.
    • Если ваш сосед на обеде в столовой пытается установить зрительный контакт и улыбается вам, скорее всего, это удачное время для начала беседы, если вы к ней расположены. Старайтесь вести себя дружелюбно. Люди, которые не против общения, часто принимают открытую позу: плечи назад, голова поднята, при этом они не слишком расслаблены. Расслабленное бездействие может означать усталость, сонливость, злость, стеснительность или раздражительность. Скрещенные руки и ноги могут быть признаком того, что человек вполне доволен своей собственной компанией и не желает никого к себе подпускать. Научитесь узнавать такие признаки и не принимать закрытые позы сами, когда разговариваете с кем-то.
    • Если люди необщительны или не желают разговаривать именно с вами, то они опускают голову и скрещивают руки. Если вы будете на них давить, возможно, им станет неуютно. Распознавайте такие вещи и не завязывайте бесед в таких случаях. Дайте им немного пространства.
  3. Будьте хорошим слушателем и ждите своей очереди заговорить. При беседе с одним человеком или группой людей старайтесь отводить приблизительно равное время на то, чтобы слушать и говорить. Чтобы вас заметили, совершенно не нужно «тянуть одеяло на себя». Активно слушать так же важно, как и говорить. Смотрите на вашего собеседника, кивайте, чтобы показать, что вы действительно слушайте то, о чем он рассказывает.

    Создайте свои собственные нормы допустимого, очертите границы. Подростки хотят, чтобы их воспринимали как индивидуальность, зрелую и более опытную, чем сверстников. Из-за этого часто возникает соблазн с головой окунуться во что-то, к чему вы еще не готовы или даже не заинтересованы. Курение, алкоголь, эксперименты с сексом – множество обычных подростков сталкиваются с этими вещами, и здесь нет единственно верного решения. Вы должны четко осознавать, что это именно ваш выбор и за все последствия отвечать тоже вам. Это ваша жизнь. Принимайте свои собственные решения и вырабатывайте принципы поведения лично для себя.

    • Желание быть принятым нормально, и часто рискованное поведение кажется удачным способом стать включенным в какую-то группу людей и заслужить их уважение. Но, когда вы идете на компромисс со своими убеждениями, это означает, что вы перестаете быть собой. И тогда уважают не вас настоящего, а фальшивую маску. Вы сами остаетесь незамеченными.
    • Еще очень хорошо ставить некоторые границы открытости. Совершенно нормально оставлять некоторые мысли при себе. Сейчас стало слишком легко выставлять напоказ каждый маленький успех и неудачу, каждое огорчение и радость через статусы в социальных сетях. Но разве нужно, чтобы все это видел каждый желающий?
  4. Сделайте свою комнату своим замечательным прибежищем. Нет, наверное, для подростка более критичной вещи, чем иметь пространство, которое полностью в его распоряжении. Сделайте его таким же уникальным, как и вы сами: заполните его постерами или свечами, записями или рисунками. Заполните его собой. Покрасьте свою комнату в любой цвет, какой хотите, и разместите в ней те вещи, на которые вам нравится смотреть. Обдумайте, какой вы хотите видеть вашу идеальную комнату, и получите разрешение переделать ее.

    • Если у вас нет своей комнаты, найдите такое место, где вам будет уютно, и где вы можете проводить время. Прогуляйтесь в ближайший парк или лес и найдите какое-нибудь великолепное бревно, чтобы на нем сидеть, или просто займите понравившийся вам стол у окна в библиотеке, или проводите время у друга. Постарайтесь найти какое-нибудь доступное место, где вам будет спокойно и хорошо.

    Как выглядеть нормально

    1. Носите чистую одежду, которая хорошо на вас сидит. Вообще говоря, нет понятия нормальной одежды: мода постоянно меняется, и уследить за ней может быть очень трудно, однако важно всегда соблюдать две вещи: чтобы одежда была чистой и отлично на вас сидела. Носите все, что хотите, лишь бы вам в этом было комфортно, но следите за тем, чтобы она как можно больше вам шла.

      • Джинсы-скинни и кроп-топы тоже могут быть в вашем гардеробе, но не потому, что они сейчас на пике популярности или являются нормой, так как это еще не означает, что они подходят вашему телосложению. Носите такую одежду, которая подчеркивает достоинства вашей фигуры и дает ощущение комфорта, а не ту, в которой вы чувствуете себя неуверенно или слишком раздето.
      • Не бойтесь одеваться в собственном стиле. Если вы думаете, что винтажная баскетбольная майка и спортивные шорты выглядят здорово, тогда это хороший выбор. Если вам кажется, что полосатые майки с длинным рукавом и штанами цветом хаки смотрятся отлично - все в порядке. Если вещи, которые вы носите, чистые и подходят вашей фигуре, то с вашим образом все хорошо.
    2. Узнайте что-нибудь о современной моде. Это хорошая идея: обращать внимание на то, что носят ваши ровесники. Не для того, чтобы подстраиваться и носить то же самое, а для того, чтобы вы имели хоть малейшее понятие о нынешней обычной одежде. Кроме того, если вы решите пойти в другом направлении, по крайней мере, будете знать, что делаете, и не станете носить в школу полосатые дедушкины брюки и теннисные туфли, потому что думаете, что это нормально.

      • Вам не нужно ходить в дорогие бутики, чтобы нормально одеваться. В универмагах и других торговых точках обычно есть интересные модные вещи, которые вы можете себе позволить. Вы можете попробовать найти самую новую и чистую одежду своего размера в секонд хендах или комиссионных магазинах.
      • В старшей школе может показаться, будто все озабочены тем, чтобы достать какую-нибудь супермодную в этом сезоне вещь, которая обычно дорогая, и о которой все равно забудут через полгода. Например, никто не носит уже джинсы-трубы.
    3. Приведите себя в порядок. Если вы хотите выглядеть нормально, вам не нужно придумывать ничего особенного в плане ухода за собой, потребуются лишь кое-какие усилия. Хорошо ухаживайте за собой и следите за чистотой – ваша уверенность в себе укрепится от понимания, что вы выглядите на все сто.

      • Чистите свои зубы с помощью зубной щетки и зубной нити. Ваша улыбка будет всегда располагающей и готовой оказаться на неожиданной фотографии, если вы будете как следует за ней ухаживать. Здоровые зубы значительно поднимут вашу самооценку.
      • Принимайте душ хотя бы через день и обязательно тогда, когда вы делаете упражнения. Мойте волосы шампунем, а тело – мылом или гелем для душа.
      • Ваши ногти должны быть чистыми и аккуратно обрезанными. Обычно девушкам еще нравится красить ногти лаком время от времени. Это совершенно нормально, можете попробовать, если хотите. Старайтесь, чтобы лаковое покрытие всегда было свежим, и удаляйте его, как только оно начинает сходить.
      • Поговорите со своими родителями, когда вам можно начинать краситься, если вам это нужно. Наносите немного макияжа в естественных тонах, чтобы подчеркнуть вашу красоту.
    4. Займитесь своей прической и держите волосы чистыми. Ваша шевелюра так же важна, как и другие части тела: нужно немного напрячься, чтобы она была здоровой и чистой. Волосы нужно мыть как минимум каждые два-три дня, чтобы они были сильными и блестящими. И мальчики, и девочки должны регулярно расчесывать волосы, чтобы они не спутывались и оставались здоровыми.

      • Если вы пользуетесь средствами для укладки – не переусердствуйте. Немного пенки, геля или лака может быть более чем достаточно. Не превращайте свои волосы в жесткий шлем из-за лака, как в девяностых. Нацельтесь на естественный образ, который подчеркнет красоту ваших волос.
      • Экспериментируйте с новыми стрижками. Можете коротко подстричь волосы машинкой или отрастить их, как рокер, если хотите. Покрасьте волосы в ярко-красный, если это разрешено в школе. Подростковый период – единственное время, когда вы можете экспериментировать со своей личностью и внешностью. А шевелюра всегда отрастет.
    5. Заботьтесь о своем теле. Когда вы молоды, кажется, что вы неуязвимы. Вы можете есть столько, будто завтра никогда не наступит, не спать всю ночь и провести потом весь день на ногах, как ни в чем не бывало, и восстанавливаться после всяких повреждений очень быстро. К несчастью, это не продлится долго. Важно завести хорошие привычки, которые сохранят вам здоровье и в более взрослом возрасте.

      • Уделяйте внимание тому, что и сколько вы едите. У большинства подростков сумасшедший обмен веществ, то есть вы можете есть огромное количество высококалорийной пищи, не прибавляя в весе, особенно, если вы физически активны и занимаетесь спортом. Когда период высокого метаболизма заканчивается, или вы прекращаете заниматься спортом, можно неожиданно набрать много лишнего веса. Важно развить любовь к физической активности пораньше, так чтобы вы смогли сформировать хорошие привычки, которые сохранили бы вам здоровье на длинной дистанции.
      • Вам не нужно становиться заядлым спортсменом, чтобы полюбить физические упражнения. Если вы любите баскетбол, но не хотите играть в команде, идите в парк и забрасывайте мяч в корзину. И кому какое дело, если вы больше мажете, чем попадаете? Если вам не нравится никакой соревновательный вид спорта, попробуйте заняться пешим туризмом или прогулками по лесу и погрузиться в природу. Можете заняться скалолазанием и посмотреть, нравится ли оно вам, или попробовать любой другой захватывающий вид физической активности, где вам не потребуется компания.

      Как практиковать «нормальность»

      1. Найдите хобби, которое помогает вам расслабиться. Подростку важно иметь любимое занятие и интересоваться чем-то, чтобы быть занятым в свободное время. Школа, вероятно, не помешает этому. Постарайтесь найти какое-нибудь увлечение за рамками учебы, которое позволяло бы вам снимать напряжение и испытывать положительные эмоции. Некоторые виды таких занятий могут быть отличным способом знакомиться и общаться с вашими ровесниками без необходимости завязывать знакомство самостоятельно.

      2. Расширяйте свой кругозор. По мере того, как вы взрослеете, важно узнать как можно больше о других людях и развить навыки сопереживания. Ребенок думает только о себе, взрослый способен мыслить более альтруистично, а подросток – где-то посередине. Это может быть нелегко.

        • Программы школьного обмена и, вообще, поездки на какие-нибудь обучающие курсы могут быть отличным способом обогатить личный опыт для многих подростков, если у них есть такая возможность. Точно так же работа на неполный рабочий день и попытки работать на себя – это важный этап взросления, которому можно посвятить летние каникулы или выходные после учебной недели.
        • Читайте столько, сколько можете, и столько разных вещей, сколько найдете. Отлипните от дивана и посмотрите, какие есть интересные романы, описания путешествий, научная фантастика или фэнтези, в зависимости от того, что вам нравится. Читайте и сложные, и легкие для вас вещи. Читайте все время. Читайте все.
      3. Попробуйте разные способы самовыражения. Период, когда вы еще подросток – самое подходящее время для экспериментов, примерки разных образов и способов поведения на себя, пока вы не поймете, какой подходит вам больше всего. За один только год вас может кидать из одной крайности в другую: то вы хотите стать доктором, то понимаете, что вам нравится ваша позиция в футбольной команде, то вы не хотите делать ничего, кроме того, чтобы писать стихи и проводить время с художниками и красить ногти в черный цвет. Все в порядке! Это нормально!

        • Попробуйте стать человеком искусства. Возьмите несколько уроков рисования и изучите основы, чтобы понять, хотели бы вы проводить свои дни в художественной студии, создавая странные шедевры.
        • Погрузитесь в темный мир готов. Многие подростки находят утешение в темных одеждах и зловещей атмосфере готической субкультуры. И хотя она может показаться странной, такое увлечение тоже нормально.
        • Примите своего внутреннего атлета. Заядлые спортсмены – вовсе необязательно злодеи из колледжей в драматических фильмах. Станьте эмоционально уравновешенным атлетом, который воспринимает спорт всерьез. Сделайте это вашей «фишкой».
      4. Найдите близких по духу людей. Поищите компанию похожих на вас людей, которые вам нравятся, и узнайте их поближе. Общайтесь с ними в школе и за ее пределами. Поддерживайте и воодушевляйте друг друга.

        • Делайте упор на формирование нескольких крепких отношений вместо множества бессмысленных. Ваши 800 друзей в Вконтакте или Фейсбуке ничего не значат, если вы не можете поговорить ни с кем из них в реальной жизни. Другим хорошим вариантом будет знакомиться с множеством людей, с которыми у вас не так уж много общего. Если вы подтянутый спортсмен, постоянно общайтесь с богемой, чтобы увидеть, что вас объединяет. Попробуйте завести друзей из разных сфер.
      5. Отведите место в вашей жизни для школы и работы. Развлекаться – важно, но серьезное отношение к своим обязанностям – не менее важная часть взросления. Оставьте достаточно времени в своем плотном подростковом графике для того, чтобы выполнять домашние задания и учиться как можно более хорошо. Даже если вам кажется, что вы уверены, будто знаете, чем хотите заниматься в жизни, и этот план не подразумевает алгебру с тригонометрией, все равно уделяйте этим вещам много внимания. Вы никогда не знаете, как можете пожалеть о том, что расслаблялись на уроке труда, когда изучали сварку металла, или невнимательно относились к урокам кройки и шитья.

        • Следите за тем, чтобы вести качественный конспект. Записи заставляют вас концентрироваться, улучшают память и служат полезным помощником по учебе.
        • Выполняйте домашние задания. Не отлынивайте от них, потому что, верите вы или нет, это действительно помогает вам в учебе. Будьте внимательны на уроках и задавайте вопросы, чтобы не упускать ничего важного. Уважайте своих учителей и постарайтесь извлечь максимальную пользу из занятий.
      6. Подумайте немного о своем будущем. Где бы вы хотели быть через десять лет? А через двадцать? Что вы хотели бы сделать со своей жизнью? Это сложные вопросы для любого и неприятные – для большинства, особенно подростков. Но это то, с чем вам необходимо справится. И чем больше вы работаете над этим, тем лучше готовите себя к подростковому и более старшему возрасту, и тем более нормальным вы будете. Это нечто, с чем каждый должен справиться перед тем, как перейти на взрослый этап жизни.

        • Если вы хотите пойти в университет или колледж, начните изучать, в какие из них вы бы могли бы поступить. Они должны быть доступны для вас и предлагать специальности, на которых вы хотели бы обучаться, или быть полны близким вам по духу людей. Многие подростки, которым тяжело дается заводить друзей в старших классах, чувствуют себя потом как рыба в воде в университете или колледже.
        • Также совершенно нормально не иметь представления о том, чем вы хотите заниматься в жизни. Не беспокойтесь об этом слишком сильно. Все в порядке. Когда вас кто-то об этом спрашивает, ответьте, что для начала вы хотите справиться со своим переходным возрастом.
      • Знайте, когда нужно остановится и сказать нет. Например, говорите «нет!», когда кто-нибудь просит вас выпить или попробовать сигару/сигарету. Курение не сделает вас нормальным или классным, это только заставит некурящих сторониться вас. Если вам нет 18 лет, то это незаконно и может привести к раку. Выпивать до совершеннолетия тоже незаконно, и многие посетители баров – закоренелые пропойцы средних лет, которые живого места от вас не оставят, если вы будете с ними соревноваться. Травка осталась в 1960-х и также незаконна (если только вы не живете в паре штатов Америки, в Голландии или Чехии), так что не употребляйте марихуану.
      • Найдите способ весело проводить время с друзьями. Для разных людей это означает разные вещи. Для скейтеров – проделывать сумасшедшие трюки на скейте и много смеяться. Подумайте о лошадиных, мотоциклетных и автомобильных гонках, соревнованиях по метанию дротиков, пейнтболе и страйкболе. Для разных компаний – разные занятия. Играйте в компьютерные игры вроде Симсов или Доты, но не переусердствуйте. Смотрите все, что вам нравится, и слушайте ту музыку, которая, как вам кажется, звучит лучше всего.
      • Будьте индивидуальны. Имейте свое собственное мнение, но не исключайте других точек зрения.

      Предупреждения

      • Не делайте ничего такого, что заставляет вас чувствовать себя некомфортно. Если обнаружили, что на вас давят, чтобы вы сделали что-то, от чего у вас нехорошие ощущения в желудке – уклонитесь от этого или тихонько скройтесь.
      • НЕ проводите все свое свободное время в четырех стенах, погрузившись в социальные сети или видеоигры. Выходите на улицу за свежим воздухом, потренируйте немного тело. Иначе вы рискуете растолстеть.
      • Определение нормальности – относительно. Пожалуйста, учитывайте культурные различия.

Трудно, в первую очередь, потому, что подростковый возраст — это возраст полнейшей неопределённости во всех сферах жизни. Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, и эта неопределённость его статуса в обществе и в глазах родителей навлекает на него множество противоречащих друг другу требований и ожиданий.

Если вы хотите помочь вашему подростку благополучно пережить это сложное время, попробуйте его понять, а для этого почувствуйте себя ненадолго подростком.

Представьте себе, что вам лет 13-15. Ваше тело меняется с такой скоростью, что порой, глядя в зеркало, вы не узнаёте себя. И эти изменения для вас очень важны: вы с придирчивым вниманием разглядываете своё лицо и фигуру, замечая каждый прыщик, неприятно удивляясь длине своего носа и огорчаясь, что бицепсы и трицепсы, которые вы так усиленно накачиваете, чтобы над вами не смеялись из-за чрезмерной худобы, никак не растут. Кроме того, вы постоянно слышите от родителей и учителей: "Не сутулься!", "Не ешь конфет, ты и так слишком толстая!", "Посмотри, какие у тебя круги под глазами!", "У тебя некрасивая походка, поднимай ноги!" Сверстники иногда отвешивают в ваш адрес ещё более "лестные" замечания.

Вы считаете себя уже вполне взрослым человеком, принимающим собственные решения и обладающим собственным уникальным мнением, но почему-то родители отказываются считаться с этим фактом: мама ругает вас при одноклассниках за то, что вы сняли шапку на морозе, и вам от этого нестерпимо стыдно; папа выгоняет вас из-за компьютера, потому что пора спать, как раз в тот момент, когда девушка с симпатичной фотографией на сайте знакомств задала вам вопрос о смысле жизни; бабушка корит вас за двойку, полученную из-за принципиального разногласия с учительницей литературы по поводу значения образа Татьяны Лариной в русской литературе. Вам хочется признания, вы выражаете себя, вы готовы пробовать новое, вам всё интересно, у вас есть свои принципы, ценности и идеалы, вы хотите изменить мир. Вам хочется завоевать доверие тех, кого вы уважаете, а именно — Петю Иванова, который очень смелый и занимается паркуром, за что его пару раз отводили в милицию, Машу Петрову, которая знает всё про аниме, отлично рисует и ходит на встречи анимешников, и Васю Сидорова, просто потому, что он очень симпатичный. Но родителям ваши друзья почему-то не нравятся, и они даже могут запретить вам приводить их в гости. Тогда, конечно, вам не останется ничего другого, как встречаться с ними на улице вечерами. Иногда вы возвращаетесь домой после "комендантского часа", и тогда родители снова кричат на вас — это обидно, и в следующий раз вы вернётесь домой ещё позже, потому что не хочется снова слушать их "истерики".

К тому же, ваше настроение и без того постоянно меняется, казалось бы, без особой причины: час назад вы смеялись с друзьями, и жизнь казалась вам прекрасной, а сейчас как будто весь мир против вас.

Как помочь подростку пережить этот "трудный возраст", сделать его жизнь чуть проще, не оставить на всю жизнь глубоких душевных ран и сохранить близкие отношения?

Подросток считает себя взрослым и хочет быть таковым — это очень позитивное стремление, и его стоит поддержать. Для того, чтобы повзрослеть, человеку необходимо научиться справляться с ответственностью за себя и последствиями своих действий, поэтому освободите ребёнка от вашей чрезмерной опеки и дайте ему столько ответственности, сколько он в состоянии взять на себя. Многие родители не могут видеть, как их чадо совершает ошибки, поэтому стремятся всё решать за него, что приводит к инфантильности и полной беспомощности во взрослой жизни, где каждый день нужно принимать решения и самостоятельно за них отвечать. Подросток нуждается в вашем признании, понимании и доверии: дайте ему возможность ошибаться и самому исправлять свои ошибки.

В подростковом возрасте складывается личность человека, и сила, уникальность и красота этой личности во многом зависит от тех условий, в которых ребёнок воспитывается. Дайте подростку возможность выражать себя всеми теми способами, которыми он захочет, позвольте ему искать себя, уважайте его мысли, чувства и мнения. У подростков формируется собственная система ценностей и собственная жизненная позиция. Даже если она сильно отличается от Вашей, примите её право на существование, это даст возможность Вашему подростку научиться думать самостоятельно и вырасти независимым человеком. К тому же, такая позиция способствует укреплению ваших с ним отношений.

Часто родители жалуются на дисциплину подростков: был спокойный послушный ребёнок, а стал — эгоистичным, неуправляемым, раздражительным, категоричным. Отрицание правил и норм — характерное для подростков поведение, наберитесь терпения — со временем это пройдёт. Не следует требовать от подростка идеального послушания: он пытается установить для себя свои собственные правила и нормы и следовать им. К тому же не забывайте, что на поведение и настроение вашего подростка сильное влияние оказывают гормоны, которые вырабатываются в больших количествах в связи с перестройкой организма. Отнеситесь к этому с пониманием.

Многие родители сильно переживают и испытывают чувство ревности и острой обиды, когда вдруг оказывается, что для их ребёнка важнее и ближе друзья, чем семья. Это происходит не потому, что подросток разлюбил вас, а просто потому, что на данном этапе развития основной задачей подростка является выстраивание межличностных взаимоотношений со сверстниками. Ваш ребёнок учится дружить, общаться и через это также утверждает себя, пробует свои силы. Не вините подростка в том, что он не рассказывает чего-то вам: теперь у него должно быть своё внутриличностное пространство, которое он бережёт и охраняет. Однако, близкое общение со сверстниками не отменяет потребности ребёнка в вашей поддержке, одобрении и понимании. Одним словом, лучшее, что вы можете сделать для вашего ребёнка-подростка — это поддерживать его стремления и толерантно относиться к его внутреннему миру.

Как помочь ребёнку, если в семье всё в порядке, но подросток испытывает сложности в отношениях со сверстниками? Часто такое происходит либо из-за отсутствия навыков общения, либо из-за заниженной самооценки. Иногда подросток не умеет устанавливать контакт с другими детьми, не знает, о чём с ними разговаривать, чем их заинтересовать или как завязать разговор или игру. Это более характерно для тех подростков, у которых было мало опыта общения с другими детьми, например, по причине частых болезней. У некоторых подростков возникают сложности в поддержании отношений и установлении глубоких дружеских привязанностей. Получить опыт общения, сформировать навыки взаимодействия с другими людьми, почувствовать уверенность в общении и самоценность помогут групповые или индивидуальные занятия с психологом.

Также в подростковом периоде, ребёнок очень агрессивен и раздражителен, но он уже может переносить и решать различные трудные ситуации. В этом возрасте у него уже есть возможность выбора, который уже достаточно широк: от «какого цвета выбрать обувь» до «как мне помочь другу отказаться от курения».

Подросток пытается быть самостоятельным, делает сам уроки, выполняет обязанности на него возложенные – сам, а не по маминой просьбе. Пытается показаться взрослее, чем он есть на самом деле, но можно это делать разными примерами: как положительными – своим умом и воспитанием, так и отрицательными – вредные привычки.

В общем подростком быть легко в том смысле, что ты можешь что — то делать сам, например, одеться по своему вкусу, сделать хвостик, а не косичку, т.е. у тебя уже есть право выбора.

Сложно же тогда, когда предстоит трудный выбор или же неприятная ситуация, тогда очень хочется спрятаться за спины родителей, получить их поддержку, и то, как на эту просьбу будут реагировать родители, во многом и будет зависеть будущее молодого человека.

Но это всего лишь моё мнение, мнение человека, который не собирается выбирать путь, описанный в третьем примере. У всех же остальных людей имеется свой ответ на заданный выше вопрос.

P.S. Как обычно в конце каждой статьи хорошая песня от : Paul van Dyk — Let Go .

Республиканская конференция-фестиваль творчества обучающихся

«Эксельсиор»-2007

Секция ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ПОДРОСТКОМ?

МОУ «Урмарская средняя общеобразовательная школа №1

Научный руководитель:

учитель истории и обществознания

МОУ «УСОШ №1 им. »

Чебоксары, 2007

Введение ………………………………………………………………………… ………. 3

1.Границы подросткового возраста…………………………………………………… 4

2.Изменения подросткового возраста …………………………………………………... 4

1) физиологические изменения ……………………………………………………… . 4

2) психологические изменения ……………………………………………………… 5

3) мировоззренческие изменения ………………………………………………………5

4) двойственность поведения……………………………………………………………5

3. «Трудности жизни» …………………………………………………………………….6

4.Жизненные задачи……………………………………………………………………….6

5. «Легко ли быть подростком?»………………………………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………………9

Список литературы………………………………………………………………………. 10

Приложение1. Сравнительные данные опроса.

Приложение2. Сравнительные данные по учащимся школы

Приложение3. Сравнительные данные по педагогам и родителям.

Приложение 4.Презентация «Легко ли быть подростком?»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы.

Сфера обществознания очень обширна и интересна; в ней содержится много не разрешенных вопросов, загадочных и необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема подросткового возраста?

В 7 классе на уроках обществознания мы изучаем личность подростка, проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться. Я сам подросток и мне интересно, что с нами происходит и почему. Думаю, любопытно будет это и моим сверстникам.

Подростки – народ непонятный и взрослым и детям. Легко ли быть подростком? На этот вопрос по-разному отвечают и сами подростки, и взрослые. Мне захотелось разобраться, почему столь противоречивы точки зрения моих сверстников, родителей и учителей.

Цель исследования : исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер этого периода, его решающее влияние на развитие человека, его последующую жизнь.

Задачи исследования :

Рассмотреть главные особенности этого периода,

Провести анкетирование самих подростков и старшеклассников, блиц-опрос педагогов школы, родителей учащихся нашего класса, сделать соответствующие выводы, подводящие итог исследования.

Объект исследования: подростки

Предмет исследования (гипотеза): взаимозависимость между особенностями подросткового возраста и отношением подростка к себе, и его отношениями с взрослыми и сверстниками.

Выборка испытуемых :

· учащиеся 12-15 лет (7-9 классы),16-17 лет (10-11 классы),

· учителя школы,

· родители моих одноклассников, учащихся 7-г класса

Метод исследования :

· анонимное анкетирование учащихся,

· блиц-опрос родителей и педагогов.

Обзор литературы. Существует обширная литература по проблемам подросткового возраста. Я в основном использовал доступную популярную литературу.

Большим подспорьем для меня стала книга из цикла «Мир детства: Подросток» под редакцией. В нем рассматриваются многие проблемы подросткового возраста, эта книга помогла мне понять возрастные особенности подростка.

Настольной книгой стал учебник обществознания для 7 класса, . В учебнике рассказывается о мире человеческих отношений, личности подростка, рассказывается о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться подростку.

1.Границы подросткового возраста.

Для начала я решил установить: какой же возраст считается подростковым?

Оказалось, что на этот вопрос нет однозначного ответа. Одни ограничивают его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а у других этот период охватывает 12-17 лет, третьи считают, что этот возраст 11-15 лет. В нашем учебнике обществознания границы подросткового возраста устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами.

Физиологические границы возраста - возраст от 10 до 15 лет.

Юридические границы возраста : малолетние – до 14 лет, от 14 до 18 – несовершеннолетние.

Подростковый возраст считают переходным периодом : подросток частично принадлежит к группе детей, а частично – к группе взрослых. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других – как к взрослым.

2.Изменения подросткового возраста.

Я узнал, что особенность подросткового возраста состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой – человек, стоящий на пороге взрослой жизни.

Подросток меняется постоянно – и внутренне, и внешне, и психологически, и физиологически. Он обнаруживает в себе новую внешность, новые ощущения, новые потребности и возможности.

Мне захотелось подробнее разобраться, какие же изменения происходят в этом возрасте?

1) физиологические изменения.

В этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме, начинается процесс полового созревания . Происходит перестройка организма, у девочек она протекает в возрасте 11-13 лет, а у мальчиков – 13-15 лет.

Увеличиваются рост и вес , причем у мальчиков в среднем пик “скачка роста” приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек “скачок роста” обычно начинается и кончается на два года раньше.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела . Сначала до “взрослых” размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь – туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7см. в год опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Подростки ощущают себя неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса . А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и настроения.

К чему приводят эти изменения?

Подросток вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме.

Благодаря бурному росту и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”. Подростки остро переживают все изъяны внешности. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Психологи говорят, что для многих подростков характерно хроническое состояние неудовлетворенности своим внешним обликом.

2) психологические изменения.

Физиологические особенности развития приводят к нарушениям в деятельности нервной системы подростка. Он становится возбудимым, раздражительным, вспыльчивым.

Психологи считают, что для него характерен подростковый эгоцентризм . Он как бы прикован к себе, занят только собой, все его мысли и чувства вертятся вокруг его “Я”, ему кажется, что окружающие также постоянно обращают взоры на него, оценивая, сравнивая – и наверняка желая унизить и поставить на место. Его эгоцентрическое самосознание порождает особое поведение - чувствительное, несдержанное, воинственное, обидчивое.

Растет интерес к представителям другого пола . Информация сексуального характера становится значимой, важной.

Другая особенность подростка – личностная нестабильность . Подросток - натура противоречивая: в одном случае он защищает, помогает, проявляет внимание, а в другом – эгоистичен, обижает, не замечает необходимости проявить заботу и т. п. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. С одной стороны, он с энтузиазмом включается в жизнь общества, а с другой - он стремиться к одиночеству. Он колеблется между подчинением избранному им лидеру и бунтом против любой и всяческой власти. Иногда он трудится с энтузиазмом, проявляет бурную активность, а иногда, медлителен и апатичен.

В этом возрасте появляется уверенность в себе, желание самостоятельности и признания. Стремление к самостоятельности проявляется во всем: в учении, в выборе друзей, распределении времени, в деятельности. Подросток хочет сам принимать важные решения, начинает активно отстаивать свои взгляды, мысли, суждения.

3) мировоззренческие изменения.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникают и чувство взрослости – отношение подростка к себе, как взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Он претендует на равноправие в отношениях с взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже не смотря на неодобрение окружающих.

В это время происходит формирование самосознания, самооценки, возникает потребность в самовоспитании, интерес к своему внутреннему миру. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, каков он есть на самом деле, и представляет себе, каким бы он хотел быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало.

У подростков в этот период формируются убеждения , они начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, появляется параллельная система ценностей и взглядов на мир.

Ученые считают, что становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связно с интеллектуальным развитием. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

4) двойственность поведения.

Подросток частично принадлежит к группе детей, а частично – к группе взрослых. Отсюда и двойственность его поведения. Некоторые детские формы поведения - уже неприемлемы. В то же время взрослые формы - ещё не разрешены или разрешены, но не знакомы ему. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он ещё не умеет.

Взрослые и дети представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права и привилегии. Чувство взрослости у подростка определяет его переориентацию с детских норм и ценностей, моделей поведения на взрослые.

Требования к подростку предъявляются как к взрослому (ты уже большой!), а претензии на новые права воспринимаются отрицательно (мал еще рассуждать, хотеть, желать…), т. е. подросток продолжает оставаться неравноправным по сравнению с взрослыми. Это приводит к проявлению конфликтного поведения, недисциплинированности.

Подросток чувствует себя более взрослым и самостоятельным и требует признания этого. Он обижается и негодует, когда с ним обращаются, как с «маленьким», опекают, контролируют, требуют, навязывают свои мнения, вкусы, не считаются с его желаниями.

2. «Трудности жизни».

А сколько неразрешимых проблем накапливается в повседневной жизни подростка! Кто-то не захотел сесть рядом с ним за партой. Его не пригласили на коллективное мероприятие, которое проводилось его школьными друзьями. Над ним посмеялись знакомые ребята. Утром, проснувшись, он обнаружил у себя на лице новые прыщи. Родители требуют, чтобы «был взрослым» и одновременно, чтобы «прекратил изображать из себя умника». Взрослые относятся не как к маленькому ребенку, но и не как взрослому, а как к чему-то посередке.

3.Жизненные задачи.

Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Их так и зовут – жизненные задачи. Их выявил американский психолог Роберт Хэвигхерст. В своей книге «Задачи развития и образования» он выделил задачи развития юности, которые посчитал обязательными.

1.Принятие свое внешности и умение эффективно владеть телом.

2.Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола.

3.Принятие мужской или женской роли.

4.Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

5. Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость.

6. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

7. Появление желания нести ответственность за себя и общество.

8.Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

От решения этих задач никуда не уйти. Чуть запоздал, отложил напоследок, как это мы привыкли делать, пиши пропало. Не выполнил 8 задач, считай, что не успел на поезд под названием «Взрослая жизнь». Какой же ты взрослый, если не умеешь устанавливать со сверстниками серьёзных отношений, если повзрослевшие друзья держат тебя за малолетнего? Все задачи жизни надо решать в своё время. Таково неписаное правило общественной жизни.

4. «Легко ли быть подростком?»

Рассмотрев теоретические вопросы, касающиеся подросткового возраста, я решил провести в школе исследование по интересующей меня проблеме. Для начала я решил узнать мнение самих подростков, провел среди учащихся 12-15 лет (7-9 классы) анкетирование «Легко ли быть подростком? Почему?». Потом мне захотелось выяснить, что думают по этому поводу старшеклассники (10-11 классы), и провел и среди них это же анкетирование. Позже провел аналогичный блиц-опрос педагогов школы, родителей учащихся нашего класса.

Всего было опрошено :

1. Учащихся: 427,

2. Родителей: 22,

3. Учителей: 50.

Получены данные:

«Нет, не легко» считают 76% учителей,

57,8 % учащихся 7-9 классов,

53,8% учащихся 10-11 классов,

31,8% родителей,

45,45% мальчиков,

58,14 % девочек.

«Да, легко» считают 24 % учителей,

68,2% родителей,

31,7% учащихся 7-9 классов,

25,2% учащихся 10-11 классов,

40,11% мальчиков,

19,67% девочек.

«Да и нет» считают 16,5% учащихся 7-9 классов,

21% учащихся 10-11 классов,

14,44% мальчиков,

22,19%девочек.

Обоснования точек зрения .

«Да».

Девочки 7-9 классы.

Нет проблем, есть время погулять.

Обеспечивают родители.

Мало ответственности.

Родители думают, что мы ещё маленькие.

Хочу быть взрослой, самостоятельной, красивой.

Мальчики 7-9 классы.

Нет проблем, забот.

Чувствуешь себя взрослее.

Вся жизнь ещё впереди.

Много возможностей.

Мало ответственности.

Девушки 10-11 классов .

Серьёзные проблемы помогают решать родители.

Не нужно беспокоиться за бытовые проблемы.

Взрослым тяжелее, чем нам.

Юноши 10-11 классов.

Меньше ответственности перед законом.

Становишься самостоятельным.

У подростков всего одна забота – учиться.

Есть все условия жить и учиться – заботятся родители.

Учителя

Все за подростка решают взрослые.

Мне было легко.

Самая хорошая школьная пора.

Родители

Нет взрослых проблем.

Подросток хорошо обеспечен.

Только одна цель – учеба.

«Нет».

Девочки 7-9 классы

Большая ответственность.

Ссоры с друзьями, родителями.

Чем старше, тем труднее.

Возлагается больше обязанностей.

Меняется характер, недовольство внешностью.

Трудно найти друга.

Часто бывают депрессии.

Мальчики 7-9 классы

Становишься более ответственным.

Множество противоречий.

Не понимают родители.

Девочкам сложнее.

Нужно сделать выбор своей дальнейшей деятельности.

Частое непонимание со стороны взрослых.

Девушки 10-11 классов .

Возникают проблемы, которые приходится решать самостоятельно.

Множество проблем.

Подросток стоит перед выбором, что можно, что нельзя.

Формируется характер, нужно поставить себя в обществе.

Приходится принимать важные решения.

Юноши 10-11 классов.

Частое непонимание и ссоры с родителями.

Все зависит от тебя.

Много запретов и ограничений.

Подросток непременно хочет выразить своё мнение.

В этом возрасте всё хочется попробовать.

Многое стало раздражать.

Учителя

Много проблем, соблазнов.

Не совпадает «хочу» с взрослым «надо».

Сталкивается с взрослыми проблемами.

Происходят физиологические изменения.

Не может быть самим собой, давит окружение.

Зависит от круга общения.

Родители

Не уверен в себе.

Считает себя взрослым, но это ещё не так.

Ожидания подростка ещё не оправдываются, возникают конфликты.

Возникновение новых проблем.

Переход из одного возраста в другой.

Выводы.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1) подростковый возраст является важным этапом в развитии личности, это время перехода от детства к взрослости,

2) изменения, которые происходят в это время, влияют на его мировоззрение, поведение, отношение к самому себе, другим людям, к жизни,

3) оттого, как подростки решают свои проблемы, как у них складываются отношения со сверстниками, родителями, педагогами, зависит их оценка проблемы «Легко ли быть подростком?»,

4) подростком быть не легко, так считают 76% учителей, 57% учащихся 7-9 классов, 53% учащихся 10-11 классов, 34% родителей. Учителя непосредственно работают с подростками, поэтому знают, как им трудно. Учащиеся старших классов, хотя и не далеко ушли от подросткового возраста, помнят своё прежнее состояние. Подростки сами испытывают эти трудности. Родители, у которых проблемы со своими детьми, тоже считают этот возраст трудным.

Заключение.

Подростковый возраст называют переходным от детства к взрослой жизни. В этом возрасте меняется внешний облик и поведение человека. Ему приходится пересматривать своё отношение, принимать самостоятельно решения, вырабатывать мировоззрение, идеалы. Подросток не всегда хорошо понимает, что с ним происходит. Настроение часто меняется, обиды переживаются тяжелее, замечания родителей и учителей раздражают.

Перемены эти характеризуются следующими моментами:

Повышенным вниманием к себе, переживаниями за физическое развитие, резкой сменой настроения, возникновением конфликтов с родителями, учителями, сверстниками, друзьями, появлением желания казаться старше своих лет,

5. стремлением выделиться среди сверстников.

Поэтому подростком быть не легко. Ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили - как взрослого, как личность. В детстве его поведение контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. И оттого, как подростки решают свои проблемы, как у них складываются отношения со сверстниками, родителями, педагогами, зависит их оценка проблемы «Легко ли быть подростком?».

Это подтверждают и итоги исследования, проведенные в школе. Так считают 76% учителей, 57% учащихся 7-9 классов, 53% учащихся 10-11 классов, 34% родителей. Учителя непосредственно работают с подростками, поэтому знают, как им трудно. Учащиеся старших классов, хотя и не далеко ушли от подросткового возраста, помнят своё прежнее состояние. Подростки сами испытывают эти трудности. Родители, у которых проблемы со своими детьми, тоже считают этот возраст трудным.

Таким образом, подводя итог работы нужно отметить важность подросткового возраста для всего развития личности. Я считаю, что мне необходимо продолжить исследование данной проблемы, потому что важно применение этих знаний в реальной жизни, как для меня, так и для моих сверстников. Данные результатов этого исследования можно использовать на уроках обществознания, на родительских собраниях и педагогических советах. Несмотря на значительные научные достижения, наличие огромной литературы по подростковой проблеме, сами подростки и их родители плохо осведомлены в этой области, что приводит к значительным трудностям и болезненности в протекании этого периода.

Список литературы .

1.Мир детства: Подросток / Под ред. . – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1989.

2., Певцова: Учебник для 7 класса. – 2-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

3., Буров -подростку. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина. – 1991.

Следует знать вот что - подростков, которые творят подчас совершенно дикие вещи, вроде 15 человек на одни "Жигули", заставляет делать все это не только желание примкнуть к комфортной социальной группе, но и их беспощадный мозг, а точнее - некоторые биохимические процессы, происходящие именно в этом возрасте. Неадекватная оценка опасности, агрессивное поведение по отношению к взрослым и к себе и т.п. присуще именно подросткам в следствие неокончательно развившихся лобных долей мозга. И это никакая не патология, просто естественное течение вещей.
Таким образом, в этом возрасте интеллекта может вполне доставать, а умения контролировать себя - нет. И как раз на этот жизненный этап приходится целая гора сложных явлений: взаимодействие с противоположным полом, с родителями, осознание себя в мире взрослых, мысли о будущем и о своем месте в этом будущем. Короче, настоящая война.
И, наверное, ответить именно так мне захотелось для того, чтобы какие-нибудь настоящие или будущие родители не отстранялись от своих детей, в какой-то момент из ласковых и вежливых котят превратившихся в угловатых, хамоватых и непонятных людей, которые почему-то закрываются у себя в комнате. Именно сейчас им дико нужно принятие и искренний интерес к тому, что с ними происходит. Потому что нет, подростком быть совсем нелегко.

Нет. Ужасно нелегко - дьявол возьми этот юношеский максимализм! Из крайность в крайность бросает, точно из жара в холод и обратно. Порой у меня создается впечатление что вся подростковая реальность - это зеркальная комната, где я кривляюсь изо всех сил, с собой воюю, сама себя пугаю, сама себя смешу, сама себя обнимаю, себя люблю… Это пройдет, верю и знаю, но довольно непросто жить, учиться трезво воспринимать мир и действительность, когда сегодня я пассивный мешок, полный неуверенности, страха перед будущим, развалившийся на диване, а завтра - индивид, стремящийся к действиям, событиям, успехам, достижениям с раскрытым нараспашку сердцем. Подросток - сочетание несочетаемого: отчаянной мимолетной глупости и долгим, грызущим осознанием последствий этих глупостей, таким же мимолетным чувством любви, нежности к миру, к окружающим и поглощающей с головой ненавистью, слезами, которые душат и кричат "никто меня из вас не понимает..." Но именно в подростковом возрасте мы можем стать теми, кем хотим прожить всю оставшуюся жизнь. Так что... будучи подростком, нужно в первую очередь стать умелым керамиком, который из собственной сущности, подобной глине, будет лепить то, что он захочет увидеть в будущем, что будет радовать его глаз, греть душу... личность.

В сравнении со взрослым периодом - нет. Когда нет опыта, сложно сделать правильный выбор.

Но как повезет. Хорошие родители постараются минимизировать ваши психологические потери.

Дать четкий и конкретный ответ на этот вопрос очень сложно, так как есть очень много индивидуальных факторов, благодаря/вопреки которым каждый переносит этот период по разному. Вспоминая свой личный опыт,я могу с уверенностью заявить, что нет, было не сложно, напротив, было очень динамично, весело и интересно. С другой же стороны, у меня есть достаточно много знакомых, для кого этот период жизни выдался безумно тяжелым, сопровождался периодическими депрессиями и разочарованиями (которые, как я считаю важно заметить, были у всех, разница лишь в кол-ве, и том, как Вы к ним отнеслись), и они вспоминают те времена как упущенные возможности, и чувствуют дискомфорт, когда собравшись в компании старых друзей/товарищей/знакомых люди с улыбками и/или смущением вспоминают свой буйный подростковый период, первый алкоголь/тусовку/секс, ведь у них таких ярких событий в то время не происходило, а на их месте находятся мрачные воспоминания о одиночестве или других, весьма неприятных аспектах их прошлого.