Ты кидалт: когда заканчивается детство, или откуда берутся инфантильные взрослые. Кидалты: откуда берутся инфантильные взрослые, или когда заканчивается детство

Подругу моего детства звали Олей. Это была девочка с тоненькими ручками и ножками. Белые кудрявые волосы и очки делали ее похожей на одуванчик. Наше знакомство произошло в один из дней бесконечного лета, на развалинах заброшенного дома. Мы спасали котят от неминуемой гибели. Они были голодными, громко пищали и дрожали, а их непутевая мать не спешила накормить их молоком. Котята были почти дикие, и при нашем появлении разбежались по щелям как мыши, но нам удалось выловить их. Тут же было решено разобрать бедных малюток по домам. Как выяснилось позже, Оле разрешили оставить котенка, а вот моя мама, хоть и встретила нас с Барсиком улыбкой, не торопилась дать свое разрешение на нового жильца. И все же, пару дней котенок побыл у нас, но потом пропал. Мама сказала, что сосед - дядя Миша, работавший шофером на грузовой машине, увез его на рыбокомбинат. Я, конечно, понимал, что Барсику, наверное, там будет лучше, но без него было скучновато.

Оля жила с родителями, старшей сестрой и бабушкой в небольшом деревянном домике. Отец Оли работал на стройке. Бабушку он называл «тещей», а меня «Дмитрий-хитрый». К дому была пристроена большая застекленная веранда, обшитая изнутри фигурными рейками покрытыми лаком. На одной из внутренних стен веранды, Олин папа сделал надпись, смысл которой я, хоть и являлся учеником второго класса, до конца понять не мог. На стене, при помощи электровыжигателя, красивыми буквами было написано: «Бог создал три зла - бабу, черта и козла». Я вполне допускал, что Бог это все создал, но не понимал, в чем состоит зло от козла и бабы. С чертями было все более-менее ясно. Однажды в нашем сарае я нашел старинную пепельницу в виде противной морды с рогами, кривым носом и козлиной бородкой; нашел и положил на поленницу дров. Каждый раз, когда я проходил мимо, мне на глаза обязательно попадалась эта рожа, до того страшная, что однажды я не выдержал, схватил ее, побежал и утопил в пруду. А вот с бабами, на тот момент ясности не было, и надпись, в общем-то, мне понравилась, и я решил, что обязательно научусь выжигать рисунки на фанере.

Олину бабушку знали все дети. Она работала продавцом мороженного. Оле многие завидовали и были уверенны в том, что она ест мороженное каждый день. И конечно все хотели дружить с Олей, а я уже дружил с ней, и даже бывал в гостях. Дома у Оли было пианино. Пианино было новое. Оля не умела играть на нем, но умела красиво садиться на круглый табурет, красиво открывать крышку и красиво класть руки на клавиши. Еще она знала, для чего пианино необходимы педали и объясняла это мне, но я сразу все забыл.

Наташа, сыграй Жаворонка, очень хочется! - просила мама Олину сестру.

Когда Наташа играла, я вспоминал мою любимую телепередачу «В мире животных», а когда я потом смотрел «В мире животных», то вспоминал - как играла Наташа. Иногда и мне удавалось поиграть на пианино. Клавиши были немного ватными, а мои пальцы были еще слабы, чтобы извлекать звуки. Но я старался; получалось громко и весело. Оля помогала - тогда приходил ее папа и выпроваживал нас гулять на веранду. Мы мешали Наташе готовиться к экзаменам.

Несмотря на то, что бабушка торговала мороженным, нас им не угощали. Хотя на веранде было полно пустых стаканчиков и деревянных палочек, которыми едят мороженное. На мои вопросительные взгляды Оля отвечала, что это чистые не использованные стаканчики и бабушка принесла их с работы, чтобы сажать в них рассаду. На веранде было холодно, но зато были палочки для мороженого, перевязанные веревкой и много других игрушек. А еще на веранде пахло кошками, и когда я вечером возвращался домой, мама всегда знала - где и с кем я гулял.

Однажды, когда мы уже были немного постарше, Оля заболела и несколько месяцев не ходила в школу. Я, как одноклассник и друг, приносил ей домашнее задание. Как же я завидовал Оле. Если бы и я мог не ходить в школу, я бы гулял целыми днями, а так - жизнь проходила зря, и не было никаких надежд на изменения. Дома у Оли было много книг. Особенно меня восхищали тома выпущенные издательством «Иностранная литература». Книги были в глянцевой обложке, и приятно пахли полиграфией. Крылатый конь по имени Пегас, на фоне земного шара, точно такого же, как в заставке «Международной панорамы», венчал корешок. Оля объяснила мне, что книги были в суперобложке. И она была права тогда; истинное значение этого слова я узнал много лет спустя. А потом Оля уехала. Вернее уезжали ее родители. Отцу предложили хорошую должность и квартиру в другом городе. Я знал только, что этот город находится далеко. Я пришел провожать ее. Совсем не знал, что нужно говорить в таких случаях. Когда присели «на дорожку», то время для меня остановилось совсем, а когда все встали, я принялся энергично таскать вещи в машину, которая должна была отвезти Олю и ее семью на вокзал. Оля махала мне рукой через окно, а я постеснялся помахать ей в ответ. Машина отъехала, а мы с Олиной бабушкой остались стоять у калитки. Бабушка держала на руках кошку Мурку, которую мы спасли и плакала. А потом я пошел домой.

Летом Оля приезжала к бабушке на каникулы. Мы, конечно, встречались и даже играли вместе, но она изменилась, стала какой-то чужой. Хвалилась новыми туфлями и рассказывала о своих одноклассниках, которых я и не знал никогда. Она уже не хотела играть только со мной, даже смеялась надо мной в присутствии других мальчиков. Однажды они забежали в дом и заперли дверь, а меня не впустили. Тогда я решил залезть через окно и сломал раму. Оля топала ногой и кричала, что я все испортил. Я ушел домой и после этого мы не виделись несколько лет.

Шли годы, я рос, окончил восемь классов. На протяжении школьных лет у меня совершенно пропало желание учиться. К тому же преподаватель русского языка и литературы в конце учебного года объявила - кому из моих одноклассников, по ее мнению, стоит продолжать учебу. Меня в ее списке не было, и я с легким сердцем отправился в ПТУ, благо, что экзамены туда сдавать не требовалось. На третьем курсе бросил учебу, пошел работать, кое-как окончил школу рабочей молодежи и был призван в армию. Началась взрослая жизнь. Олю я вспоминал нечасто. Кое-что о ней доходило до меня. Бабушка умерла. Сама Оля вышла замуж, кажется даже за капитана дальнего плавания. Родила дочь. Вот и все, что мне было известно. И вот совсем недавно мы вдруг встретились, и она пригласила меня в гости в бабушкин дом. Я пришел. Дом стоял на том же месте. Он был такой старый, что уже перестал стареть. Веранда состарилась вместе с ним и не казалась новостройкой. Оля открыла мне дверь. Она была все такой же тоненькой и кудрявой. Мама-одуванчик. Очки в пол лица, быстрая речь, та же резкость в движениях; она ни сколько не изменилась. Я сидел за столом, пил чай из огромной белой чашки и слушал ее щебетанье.

От мужа она ушла. Он действительно был капитаном дальнего плавания. Уходил в море на полгода и больше. Когда возвращался, устраивал сцены ревности, пил водку и скандалил. Дочь Варя приехала вместе с ней. Варе уже восемнадцать и она очень похожа на мать. Теперь они будут жить здесь. С ее экономическим образованием она без работы не останется. Нужно приводить в порядок дом, продолжат жить, верить в лучшее. Началом новой жизни стала кошка по имени Мурка. Кошку она подобрала где-то на улице. Мурка была такая же всеми брошенная и одинокая, как и она – Оля. Но теперь все наладится. Смешно, но к Мурке, откуда только, приходит столько котов! Они метят все вокруг. Да так, что краска отколупывается от входной двери. Представляешь? Я сидел, слушал, кивал головой и пил свой чай. У стены стояло когда-то новое пианино. Шпон растрескался и местами отошел совсем. Одна из точеных декоративных колон отвалилась и была приставлена в углу комнаты. Педали заржавели. Оля поинтересовалась моей жизнью. Что моя жизнь? Вторая жена, две дочери, машина сломалась, кот есть у меня – Барсик. Дом работа, работа дом. Денег не хватает, бывает, что болит желудок, прихватывает сердце. Отец умер, матушка жива, слава Богу! Посидели, еще поговорили и я решил, что пора уходить. Провожать меня Оля не пошла. Мы попрощались в прихожей, пообещали встретиться, когда станет теплее. Я прошел через веранду. Надпись на стене уже давно была закрашена краской.

Выйдя на воздух, не стал уходить сразу, а присел на крылечко. Была оттепель, капало с крыш, птицы пели свою скороговорку «скоролето-скоролето, скоролето-скоролето». Где-то у сараев орали коты. Захотелось мороженного. Посидев еще немного, я поднялся и зашагал по нечищеным от талого снега улицам, на автобусную остановку, домой. Только забравшись в автобус, я почувствовал, что от моей куртки довольно сильно воняет котами. Или не очень воняет? Да вот, кажется и пассажиры оборачиваются. Вот вляпался! Угораздило же меня на крылечко это присесть. Ну, ничего, дома закину куртку в стиральную машину, и будет как новая.

Чтобы у людей возникло некое общее представление о детстве, они должны договориться о том, кого считать взрослым, а кого - ребенком. Детство в широком социальном смысле - это общественный договор. Поэтому в истории человечества оно то исчезало, то появлялось.

Так, в Средние века детство заканчивалось в семь лет, потому что к этому возрасту ребенок полностью осваивал речь, которая была основой социального и культурного взаимодействия: вся коммуникация была устной. К ребенку относились как к маленькому взрослому; он участвовал во всех сферах взрослой жизни и даже одевался как взрослый.

Например, на картине той поры маленькая принцесса изображена как настоящая дама в кринолине. А на средневековых иконах Иисус выглядит как взрослый мужчина, но только маленький. Младенец прильнул бы к матери, ведь это его инстинктивная коммуникация со взрослым, но на картинах тогда изображался не ребенок, потому что в общественном сознании не было представления о социальном детстве.

Книжные тайны

Слом коммуникативных технологий произошел, когда изобрели книгопечатание. В коммуникации возник первый барьер, который стал предпосылкой для возникновения детства. Тогда знания стали распространяться среди населения, в первую очередь - среди мужчин. И чтобы стать мужчиной, мальчику нужно было быть грамотным. Так разрыв в знаниях привел к тому, что взрослость теперь надо было заслужить. Женщины, кстати, тоже были неграмотны, а значит, в общественном сознании приравнивались к детям, что считалось женской добродетелью. То, что сейчас нам кажется исключительной тупостью, тогда было большим преимуществом и называлось невинностью.

В Средние века у взрослых не было никаких тайн от ребенка: он мог присутствовать при пьянстве, сексе, драке или убийстве. Но постепенно возникла идея, что к реалиям взрослой жизни ребенка нужно готовить, открывать их постепенно, учить. С развитием представлений о детстве появились науки о детях - педиатрия, педагогика.

Компьютерное Средневековье

Коммуникативные технологии стали меняться снова, когда появились телевизор и компьютер, которые не требовали особых навыков и умений: не нужно специально учиться понимать движущиеся картинки. Таким образом, барьер между детством и взрослостью опять стал исчезать.

Меняется и тип культуры. В консервативных обществах преобладает ретроактивный тип, когда люди живут по заветам предков, уважают стариков и слушают старейшин. То есть главное знание, необходимое для жизни, в таком обществе заложено в прошлом. Теперь тип культуры сменился на проактивный: основное знание - у младшего поколения, а не у старшего. Бабушка, которая просит внука показать ей, как пользоваться электронной почтой, - довольно частый сюжет. Дети смотрят телевизор и могут что угодно найти в интернете. Ребенок трех-четырех лет еще не читает; возможно, плохо говорит, но при этом легко находит свои мультики на планшете.

Получается, что на новом технологическом и коммуникационном уровне воспроизводится ситуация Средневековья. Детство исчезает, когда исчезает коммуникативный барьер.


© Nadav Kander

Взрослые дети

Но раз исчезает детство, исчезает и взрослость. Так появляются инфантильные взрослые - кидалты («взрослые дети», сокращение от англ. kid - ребенок и adult - взрослый). Они создают семьи, где общаются без иерархии. Раньше ребенок слушался взрослого просто потому, что это взрослый, и в семье существовали правила, которым дети подчинялись. Теперь этого нет. Не потому, что дети изменились, а потому, что взрослые теперь не уверены в своем праве навязывать ребенку какие-то правила.

Поэтому возникает странная и болезненная идея про дружбу детей и родителей, из-за которой ребенок оказывается в двойной ловушке: он не может сам о себе позаботиться, будучи при этом главным внутри семьи. Ему дают лучший кусок, а в ответ на просьбу он может отказать. Родители в это время страдают от чувства вины: «Мы не можем поехать в отпуск вдвоем - дети обидятся». Ребенка ставят на вершину семейной иерархии, отчего он находится в невротическом состоянии, так как еще не способен решать то, что ему решать предлагают и позволяют. Его же, наоборот, надо ограничивать и создавать ситуацию большей определенности. Дети кидалтов часто вырастают фриками-перфекционистами, помешанными на контроле, так как с самого раннего возраста им кажется, что они могут повлиять на все решения в семье.

Мы видим сейчас, как создается культ молодости. Огромные деньги тратятся на развитие технологий, позволяющих человеку как можно дольше не стареть. Женщины стали рожать гораздо позже, находясь уже на пороге фертильности. Возникают браки, в которых люди убеждены, что им не нужно иметь детей. В таких семьях много игры, много развлечений, много отдыха.

Пока мы не можем определить, к чему это ведет. Мы находимся внутри этого процесса и не видим полной картины. Остается лишь наблюдать, как изменяются коммуникативные технологии, которые, как мы смогли убедиться, формируют общественный договор.

Я убеждена, что полностью счастливым человек может быть только в детстве. В детстве он еще не понимает, что близкие люди уходят навсегда, что они болеют, порой очень мучительно, что друзья предают, а те, кого мы любим, не всегда любят нас. В детстве нам кажется, что нас окружают добрые и улыбчивые люди, а чтобы быть в безопасности достаточно держать маму за руку.
Наверное, мое детство закончилось в 9 лет, когда один за другим умерли моя прабабушка, бабушка, дедушка и дядя. А потом погибла тетя. Я помню, что с каждой смертью я плакала все меньше и меньше, то ли училась сдерживать боль в себе, то ли просто привыкала. Именно в 9 лет я по-настоящему осознала, какие же страшные эти слова: болезнь, рак, эпилепсия, смерть...
А в 10 лет у меня начались проблемы в школе. Я училась в частной школе, где в классе было около 12-14 человек. Что плохо в маленьких классах, так это то, что неизбежно выбирают одного человека и начинают его травить. Сначала потихоньку, несмело, а потом, будто почувствовав свою безнаказанность, уже более жесткого и усердно. У нас в классе травили девочку Иру. Я не знаю, почему выбрали именно ее. Мне она нравилась. И я за нее вступилась. Раз, два, три... а потом "коллектив" перестал мне это прощать и переключился на меня. А вот девочка Ира на радостях, что от нее отстали, присоединилась к большинству. Она не стала защищать меня. Я была и "жирдяйкой", и "уродинкой с родинкой", и "ошибкой природы"... Они могли спрятать у кого-нибудь пенал, а на уроке при всех заявить, что это я - воровка, украла чужой пенал. Они могли выкинуть мои вещи в окно. Однажды мы работали на участке, и одна девочка начала царапать меня грязными граблями, потом к ней присоединились другие. Я просто взяла и ушла, а "слепые" учителя вызывали моих родителей в школу и отчитывали, что "их дочь уклоняется от работы на участке".
А потом я перешла в другую школу. Обычную. Там я сразу почему-то сошлась с самыми хулиганистыми девочками. Им понравилось то, что я имела свое мнение и не боялась его высказывать. Правильно, я была уже закаленная и мне не было страшно остаться в меньшинстве. Среди этих девочек была и Яна. Яну знал весь микрорайон. До сих пор, когда я говорю ее фамилию, некоторые делают круглые глаза: "Вы с ней дружили? " Яна была грозной девочкой. В свои 13 лет она уже общалась со студентами, держала весь массив. Ее уважали и очень боялись. И вот черт дернул меня как-то за язык рассказать Яне, что в старой школе меня "травили". Это было примерно так: "Ой, как хорошо, что здесь у меня есть подруги. А то в той школе мне пришлось несладко, я была изгоем!" Яну это возмутило до глубины души. В тот же день она пошла к моим бывшим одноклассникам и сказала, что они должны думать, как искупить свою вину перед "этим удивительным человеком" или им не поздоровится. Через месяц мы пошли на дискотеку в ту школу. Я взяла с собой подруг. Даже в мыслях не было кого-то бить, тем более я всегда была мирным человеком. Когда мы танцевали ко мне подошла бывшая классная руководительница и вывела из зала. "Если с девочками что-то случится, ТЫ будешь в ответе!" Заявила она. "Почему с ними должно что-то случиться?" - удивилась я. "Потому что они тебя травили и ты хочешь отомстить!" Больше всего меня удивил тот факт, что она знала о травле и ничего не делала. Она, как ребенок, шла за большинством. Уж слишком она боялась испортить отношения с учениками, а тут она как бы закрывала глаза на их "шалости", чем безмолвно поддерживала их в их выборе "жертвы".
В школе было много событий. Меня любили и предавали, я любила и отдавала себя...
Я не знаю, к чему я это пишу. Наверное, я хочу сказать, что в детстве мы все-таки меньше сталкиваемся с настоящими проблемами. Так и должно быть. Мы не должны до определенного времени знать всю боль, которая может быть в жизни. Это неправильно, в 9-ть лет хоронить своих близких, неправильно в 10 лет отбиваться от толпы, неправильно в 12 лет столкнуться с несправедливостью взрослых, неправильно в 14 лет потерять девственность, верить в вечное счастье и в этот же день быть подставленной перед любимым человеком и не мочь ничего доказать, неправильно в 17 лет тащить своего парня истекающего кровью к врачу, неправильно в 18 лет уйти от жениха, который переспал с сорокалетней соседкой "по-пьяне", неправильно в 20 лет хоронить зверски убитого однокурсника в которого был влюблен, а через месяц узнать, что убит твой единственный брат, которого ты не видел более 10 лет, неправильно в 21 на свадьбе у сестры узнать, что твой бывший парень повесился... да много чего неправильно...
Но я хочу сказать о самом неправильном в этом мире, чего я никогда не пойму.
Почему болеют дети! Эти крошечные создания, которые никому и никак не успели навредить! Почему так много деток рождаются с патологией, почему так много деток мучаются в болезни, почему они вообще умирают??? Неправильно лишать человека детства! Я когда создавала группу ВКонтакте в помощь моему племяннику, смотрела другие группы, чтобы понять, как это вообще делается все. И я увидела сколько малышей болеют... Сколько из них находятся между жизнью и смертью, сколько из них рискует всю жизнь быть инвалидами, сколько из них уже инвалиды... Это неправильно! И несправедливо!
Я смотрю на моего племянника и не понимаю, за что ему это? Почему? Зачем? Он маленький, веселый мальчик, он так любит окружающих... почему он должен мучиться? Он лишен детства. Вместо того, чтобы играть в игрушки и самостоятельно познавать мир, он постоянно проходит какие-то процедуры, гимнастики, массаж, обследования . Почему моя сестра, которая так планировала эту беременность, соблюдала все указания врачей, так готовилась к материнству, почему сейчас она уже почти год борется за счастливое будущее своего сынишки?
А сколько деток, которые лежат в реанимациях? Сколько малышей, которые так и не научатся питаться сами, ходить, так и не смогут обнять и поцеловаться маму? Почему?
Чем дольше я живу, тем больше не понимаю всего этого... малыши не должны болеть, не должны мучиться, тем более не должны умирать...

Мамочки, берегите себя, своих близких, и, главное, своих деток! Всем здоровья, счастья и, главное, любви! Любовь - это самая главная сила, порой она творит чудеса!!!

Когда заканчивается детство? Босоногое, беззаботное, радостное, веселое и наивное... Вы задавались этим вопросом? Вы замечали, когда оно закончилось у вас? Когда оно, как вы думаете, закончится у ваших детей? Неопределенный вопрос и не однозначный ответ...

Детям часто хочется поскорее стать взрослыми, поскорее покинуть этот возраст и состояние детства. И хотя часто их так называемое взросление - это всего лишь воображение, даже порой нелепое и смешное, но они упорно верят, что становятся взрослыми в этом своем воображении, в этих своих попытках. И горько, увы, видеть, как способом достижения желаемого взросления выбираются не чтение книг и увеличение знаний, а мат, курение и спиртные напитки. В этих подражаниях скверной стороне взрослости они все равно остаются детьми, глупыми и неразумными, плюс ко всему, губящими свое здоровье и портящими свое воспитание, нравственность и достоинство. Нам, взрослым, надо помогать детям в нелегком периоде, когда они скорее хотят стать взрослыми. Помочь советами, а больше даже поддержкой и доверием.

А когда же на самом деле заканчивается детство? Не видимое, а настоящее взросление, когда наступает?

У каждого это происходит по-разному. У кого-то это шаг в создание своей личной семьи, рождение и воспитание собственных детей. У кого-то это личное зарабатывание средств на работе или воплощение каких-либо подобных идей. У кого-то это самостоятельное проживание в съемном или собственном доме. У кого-то это забота о больных близких, когда вся ответственность переваливается на еще хрупкие, но уже самостоятельные плечи, ибо больше не на кого. Разные бывают обстоятельства. Каждый из нас может вспомнить свой уход из детства, свой шаг во взрослую жизнь.

И родители по-разному желают видеть своих детей. Во-первых, дети всю жизнь остаются маленькими в глазах родителей, остаются детьми. А еще... Кто-то из родителей ждет не дождется, когда же его чадо вырастет и покинет отчий дом, будет отдельно и самостоятельно жить. Это в конце концов происходит, но часто проблем и забот о детях это не отбавляет, ведь, как говорится, маленькие детки - маленькие бедки, а большие детки - большие и бедки. И приходится звонить, искать, устраивать что-то, и, конечно же, постоянно переживать за детей, взрослых и самостоятельных, но все же детей. А кто-то из родителей, напротив, долго-долго не хочет принимать тот факт, что дети выросли и давно уже самостоятельные и самодостаточные и финансово, и морально. Они не хотят переставать ежеминутно заботиться о своих взрослых детях и тем самым очень отягощают и даже мешают их жизни, и личной, и общественной...

И все же детство заканчивается. Рано или поздно, хотим мы этого или не хотим, но оно уходит. Уходит к другим детям, уходит, оставляя нас во взрослой жизни, в жизни, где все зависит лишь от нас, в жизни, где мы самостоятельно выбираем свой путь. И детство теперь лишь в памяти, лишь в воспоминаниях. И мы всю жизнь перебираем его страницы, ностальгируем и мысленно возвращаемся в то время, в беззаботное и счастливое детство.