Учительские университеты. Воспитательная работа Классный час благодарность

Классный час для учащихся 2 б класса: Тема: «Благодарность не знает границ»

02.04.2018 728 226 Мантаева Жанара Серикбаевна

Классный час для учащихся 2 б класса:
Тема: «Благодарность не знает границ»

Цель:
Воспитание доброжелательного, благодарного отношения к людям, к миру, самому себе.
Задачи:
1. Дать представление об основных похвальных качествах русского характера, в том числе о чувстве благодарности.
2.Формировать умение пользоваться речевыми формулами благодарности, выбирать формулу благодарности в зависимости от субъектов общения, от ситуации, за которую благодарим
3. Формировать культуру общения на соблюдении определённых правил.
4.Воспитывать чувство благодарности за любое проявление добра. Воспитывать правила поведения в обществе, уважительное отношение к людям.
Оборудование:
Список слов русского речевого этикета, записанный на доске; «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, презентации учеников.
Ключевые понятия:
Речевой этикет, благодарность, благо, добро, доброжелательность, благодеяние, Божие благословение.
Определения ключевых понятий:
Речевой этикет – правила вежливого поведения, важная часть культуры народа, каждого человека.
Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание.
Благо – добро, благополучие.
Добро – положительное, хорошее, противоположное злу.
Доброжелательность – желание добра, готовность содействовать благополучию других людей.
Благодеяние – спасительная помощь, доброе дело.
Ход занятия
1.Вводная беседа
– Добрый день! Сегодня у нас будет необычный классный час, вот чему он будет посвящен, вы мне скажете сами.
– Кто из вас любит получать подарки?
– Почему?
– А вам самим нравится делать подарки другим людям?
– А почему вам это нравится? Что вы испытываете, когда дарите что-то другому человеку? (Чувство радости, удовлетворения оттого, что ты сделал другому человеку приятно.)
– Подарки, сюрпризы приятно делать близким людям: маме, папе, подруге,… А испытываете ли вы чувство радости, удовлетворения, когда дарите подарки не родным людям, а может быть даже чужим?
– А какие подарки вам особенно приятно получать, те которые дарят, потому что их нужно подарить (на празднике, например), или те которые хоть и небольшие, не дорогие, но которые дарят неожиданно, просто так, от чистого сердца?
– А могут ли люди делать друг другу приятное, не даря ничего?
– А как?
– Может кто-то помнит, с какого слова я начала сегодняшнее занятие? (Добрый день.)
– Приятно ли вам было услышать его?
– Почему? Что мы хотим пожелать человеку, когда говорим ему “добрый день”?
– А какие еще слова вам приятно слышать от других людей? (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь, в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи, …)
(Учитель вывешивает данные слова на доску.)
– Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в классе?
– Вслушайтесь в слово “здравствуйте”, на какое другое слово оно похоже? (здравие, здоровье.)
– Что желаем мы другому человеку, когда говорим ему “здравствуйте”? (Здоровья.)
– А ведь каждому человеку приятно, когда ему желают здоровья!
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

– Что же такого особенного произошло между чужими людьми, что у них на капельку солнца, радости счастья стало больше? (Они простым словом “здравствуйте” пожелали друг другу здоровья, и от этого пожелания им стало радостнее, теплее на душе.)

– А если вот таких маленьких капелек – слов люди мы будем больше дарить друг другу, то какими будут люди на земле?
– Так почему же эти простые, всем известные слова называют “волшебными”?
Выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский, обращаясь к молодежи, писал: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно… Проверяйте свои поступки сознанием, не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобства людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
Деликатность, чуткость, понимание интересов других людей, даже в мелочах, - это основы поведения культурного человека.
Учитель:
«Слова с рожденья ждет жестокий выбор
Но вот звучат во все века СПАСИБО-
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
Учитель: Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо» - одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов.
Мы его употребляем в ситуации благодарности.
Благодарность- чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро,
внимание. А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, очень признательна.
Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи. Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова – слова речевого этикета.
Существует несколько этикетных формул:
Формулы благодарности;
Формулы извинения и вежливого отказа;
Формулы приветствия.
Существует огромное количество выражений и слов, с помощью которых человек может отблагодарить другого человека: Спасибо. Благодарю вас. Я вам очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили.
Формулы приветствия
Какими только приветствиями не пользуются люди! В русском языке существуют десятки способов приветствия. Пламенный привет! Доброго здоровья! Здравствуйте! Позвольте поприветствовать вас! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании. Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Общий салют! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Доброе утро! Добрый вечер!
Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга?
Ведь этими словами они практически ничего не говорят. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия. Да, никакой информации не несут наши «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день». Но они существуют, потому что язык сохраняет огромное количество пластов доброжелательности, которые мы применяем во взаимоотношениях. Наше «здравствуйте» означает «будьте здоровы». Вот мы узнали, что существует множество добрых вежливых слов, которые нужно употреблять в различных ситуациях.

СИТУАЦИЯ № 1 Вы встретили своего знакомого, которого давно не видели. Поздоровайтесь с ним, чтобы приветствие было сделано от всей души, выразительно!

СИТУАЦИЯ № 2 Вам нужно спросить, который час у прохожего человека. Как вы спросите об этом?
Первоначально, сначала надо поздороваться, а потом начать спрашивать: Здравствуйте! Извините! Который сейчас час? Когда вам ответят, должны сказать Спасибо!

СИТУАЦИЯ № 3 Вам нужно спросить, как пройти к магазину «Книги». Разбор ситуаций по иллюстрациям.
Звучит песня «Я по городу иду» (П.Овсянников. Ю.Энтин)
В наше время учиться культуре поведения значительно легче. В школе мы проводим беседы о воспитанности, о культуре поведения мы смотрим в передачах по телевидению, читаем в книгах. Но никакие беседы и статьи не помогут, если вы сами не захотите быть людьми воспитанными. Это такое качество, которое вырастает изнутри в результате собственной работы человека над собой. Главный твой воспитатель - ты сам. Оценивайте свои поступки сами:
Как разговариваю с людьми? Как держусь в гостях? и т.д. Мало знать правила этикета, еще надо их уметь применять.
Вот первый пример:
Нарядная оживленная женщина в сопровождении военного офицера входит в троллейбус; увидев ее рядом, поднимается девочка.
- Садитесь, пожалуйста.
- Ну что ты… Спасибо… Не надо…
- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю. Оживление на лице женщины гаснет.
Почему поменялось настроение женщины?
Второй пример:
Поэт Степан Олейник в своем стихотворении описывает встречу двух приятелей, одного из которых он язвительно называет «добродей».
С миной пристально унылой
Смерит с ног до головы
-Боже мой!
Что с вами, милый?
Это вы или не вы?
Не больны?... Нет в самом деле,
Цвет лица ужасно плох,
Полысели! Похудели?
И за каждым словом – вздох
Вы, конечно, все угрюмей
От сочувственных речей
Дал вам пищу для раздумий
Ваш приятель – добродей!
Какое настроение будет у человека после такой встречи? Избегайте замечаний, которые могут больно ранить чувства собеседника.
Речевой этикет и эстетика поведения тесно связаны.
Каждый день в школу приходят учителя и ученики. У них одна общая задача- надо сделать так, чтобы все мальчики и девочки стали хорошими людьми: образованными и трудолюбивыми. Задачу эту они решают вместе, но по-разному: одни учат, другие учатся. И возникают между ними отношения; взаимоотношения, складываются такие нормы поведения, которые облегчают их совместную работу. Требования школьного этикета обязательны для всех. Учеба-это общее дело учителей и учеников. Значит, они должны взаимно уважать друг друга и быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. Понимаете, взаимно! И во всем! Хорошее отношение ученика к учителю начинается с дисциплины. Сколько раз за урок учитель сделает замечание: прекратите разговаривать. Почему занимаетесь посторонними делами, почему не работаете, уберите телефон и т. д. Зачем учитель делает эти замечания? Ради себя? Нет! Как можно усвоить материал урока, если нет дисциплины? Значит, идет нарушение взаимного уважения со стороны учеников. Как должен поступить учитель в данной ситуации? Ничего не предпринять или добиваться и требовать выполнения норм школьного этикета, т. е. дисциплины на уроке, во имя того, что и должен делать учитель: учить, а ученики получать знания. Мы сказали, что учеба-это сотрудничество и взаимоуважение. Ученики нарушили это сотрудничество. Хорошее отношение учителя к ученикам меняется, как во внешнем выражении, так и в словесном. Это очень неприятно, если вдруг такое случается, то можно услышать от учеников осуждение поведения учителя: « А чего она кричит на нас…» А задумались ли они, по какой причине это случилось, кто первым нарушил сотрудничество учитель-ученик. На уроке должна быть хорошая дисциплина, ничто не должно мешать проведению урока, тогда общая задача - одни учат, другие учатся, будет выполнима. Ваше доброе отношение к учителю, забота и чуткость помогают в его работе.
Я сегодня уже говорила о выдающемся советском педагоге Василии Александровиче Сухомлинском. Он учил своих воспитанников благодарно и сердечно относиться к учителям. Я прочитаю его высказывание:
«Уважай, почитай учителей. Учитель отдает свою энергию, свой ум и талант, свою жизнь во имя того, чтобы ты стал настоящим гражданином нашей любимой Родины… человеком с благородной душой, беспокойным сердцем, ясным умом, чистой совестью, золотыми руками…
Учитель творит ЧЕЛОВЕКА. Знай, что великое счастье учителя-это то, что ты стал таким, каким создал тебя в своем представлении учитель как свой идеал.
И если ты хочешь принести каплю радости учителю, своему старшему другу и товарищу, а он всю свою жизнь стремится к тому, чтобы быть твоим другом и товарищем, и не может быть и речи о воспитании, если нет у вас дружбы и товарищества, будь его единомышленником и вместе с ним стремись к идеалу…
2. Основная часть
(Чтение учителем стихотворения поэтессы Веселовской).
Слова с рождения ждет жесткий выбор –
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века «спасибо» -
Спаси, мол, брат, тебя за это Бог!

Из старинного русского пожелания «Спаси Бог!» и родилось слово «спасибо», которое мы употребляем, когда хотим поблагодарить кого-нибудь.
- А каково значение слова «благодарность? Как вы его понимаете? (Учащиеся высказывают свое мнение)
- А как толкуется это слово в словаре СИ. Ожегова? (Один из учеников читает словарную статью: «Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание»).
- Итак, благодарность – это чувство признательности за оказанное нам добро, проявленное к нам внимание.
- Вспомните пословицы о благодарности, признательности, которые есть в русском языке.
- Назовите слова, которые помогают нам выразить это чувство. (Учащиеся вспоминают знакомые им формулы благодарности: «Спасибо», «Большое спасибо», «Благодарю вас»).
- Много это или мало? На мой взгляд, немного. Исследователь русского речевого этикета Н.И. Формановская предлагает гораздо больше слов, выражений, с помощью которых человек может благодарить другого.
(Учитель читает список этикетных слов, заранее написанных на доске).
Благодарю вас. Я вам очень признателен. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен! Моя благодарность не знает границ. Вы очень любезны. Я тронут вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили! Примите мою благодарность.
- Этим речевым богатством мы будем овладевать постепенно, стараясь, чтобы оно прочно укрепилось в нашем сознании.
Поупражняемся в употреблении данных выражений. Презентации учащихся (задания по ситуациям)
Задание №1. Ситуация в автобусе. Вы просите пассажира передать деньги за билет кондуктору.
Как благодарить человека за данную услугу?
Выберите из 2-х вариантов правильный: «Благодарю», «Моя благодарность не знает границ».
(Предполагаемый ответ: «Надо использовать первое выражение, так как второе употребляют, если услуга очень велика, а в данном случае этого нет»).
Вывод:
Выбирая те или иные слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость и конкретную ситуацию общения.

Задание № 2. Ситуация в больнице. Вы хотите поблагодарить врача за удачно сделанную операцию.
Выберите правильный вариант: «Спасибо, доктор», «Доктор, нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность».
(Более уместен 2-й вариант, так как слово «спасибо» в данных обстоятельствах не способно выразить всю степень благодарности).

Задание № 3. Выражая благодарность, нужно учитывать характер взаимоотношений людей, их возраст.
Люди какого возраста чаще всего используют следующие слова и почему?
-Я вам чрезвычайно признательна.
- Примите мою благодарность.
- Вы очень внимательны.
- Ваша любезность меня ко многому обязывает.

(Предполагаемый ответ: «Данные выражения чаще всего используют люди старшего поколения – они более воспитанны, внимательны к окружающим, умеют ценить доброту»).
Попытайтесь определить возраст и характер взаимоотношений участников следующих диалогов:
№ 1
– Лера, как я тебе благодарна за то, что помогла Насте исправить «двойку»!
– Ну что вы, Вера Александровна, не надо благодарить меня. Настя сама очень старалась.
№ 2
– Дорогой Александр Павлович! Разрешите поздравить вас с днем рождения!
– Благодарю, друзья мои, я очень тронут.
№ 3
– Я возвращаю тебе книгу.
– Спасибо, Петя!
– Не за что.
- За что благодарят своих собеседников участники этих диалогов? (За помощью в учебе, поздравление с днем рождения, возвращенную книгу).
- А за что еще можно благодарить людей? (За заботу о нас, молитву о нас, любовь к нам, за любое доброе дело).
- Слово «благодарить» распадается на 2 части, 2 корня: «благо» и «дарить».А что такое благо? (Добро).
Получается, что, когда мы благодарим кого-нибудь, мы воздаем, отвечаем ему добром на добро. Когда мы произносим слово «спасибо», возникшее из выражения «Спаси Бог!», мы желаем избавления от бед, мы призываем Божие благословение на человека, которому признательны. Вот какой глубокий духовный смысл скрыт в этих знакомых каждому ученику словах! Поэтому мы не должны употреблять их по инерции, не задумываясь над их значением, с безразличием, холодностью в душе.
Наша задача – быть не просто вежливыми, но и культурными людьми. Мы должны научиться, прежде всего, откликаться всей душой, всем сердцем на любое проявление добра, ценить любое доброе дело. Ведь где добро, там и Бог.
Не забывая благодарность своих близких, друзей, знакомых и просто посторонних людей, проявивших участие, сердечное отношение к нам, мы должны в первую очередь быть благодарными Господу за всякое Его благодеяние.
Мне хотелось бы, чтобы вы постоянно дарили людям благо, тепло своего сердца.
Давайте начнем с малого: со слов благодарности маме за вкусный завтрак, учителю за оценку, выставленную в дневник, врачу за хорошее лечение, одноклассникам за помощь в учебе и школьных делах, за внимание к вам во время вашей болезни.
Умейте быть благодарными, как падчерица из пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»: «Спасибо вам, хозяева, за доброту вашу. Если бы не вы, не видать бы мне больше ни солнышка, ни подснежников. Сколько ни проживу на свете, а все благодарить вас буду – за каждый цветочек, за каждый денечек!»
- Вспомните, в каких еще произведениях мы встречаем героев, которые выражают свою благодарность.
Хочется верить, что сегодняшний классный час поможет вам воспитать в себе чувство благодарности к окружающим людям и научит вас пользоваться «волшебными словами» - словами русского речевого этикета.
Работа в парах. Чтобы закрепить эти слова в своей речи, выполните еще одно, заключительное задание – составьте диалоги по следующим ситуациям:
1. Вы благодарите товарища за помощь в учебе (какую-нибудь услугу).
2. Вы поздравляете учителей с их профессиональным праздником и благодарите за труд, внимание и любовь к детям.
3. Вы благодарите родителей за интересную поездку, хороший подарок, вкусный завтрак, совместную прогулку и т.д.
Объединитесь в пары и обязательно употребите выражения: «Как я тебе благодарен!», «Ты меня так выручил!», «Я вам очень признательна», «Я вам многим обязан», «Примите мою благодарность», «Я хочу поблагодарить тебя» и любые другие из тех, что записаны на доске.

3. Заключительная часть. Рефлексия.
Подводя итоги классного часа, хотелось бы вместе определить: что мы вынесли из сегодняшней беседы, чему научились, в чём разобрались?
(Обобщающие ответы – выводы учащихся).
1. Русскому характеру присущи многие похвальные качества, в том числе и чувство благодарности.
2. Благодарность – это признательность за добрые дела, проявленное внимание к нам. Нельзя говорить слова благодарности мимоходом, не стремясь передать заложенный в них смысл.
3. Благодаря кого-нибудь, говоря «Спасибо», мы призываем Божие благословение на человека, которому признательны.
4. Чувство благодарности в себе нужно воспитывать, и в этом нам помогут специальные слова русского речевого этикета.

– А сейчас, ребята, давайте дадим оценку нашему занятию. Перед вами три рожицы:

1– я все понял, доволен, готов продолжить дальше;
2 – доволен, но не понял, хочется узнать еще;
3 – я ничего не понял, не доволен

.
- Прикрепите конфетку к той рожице, которая соответствует вашему настроению и вашим знаниям.
Заключительное слово учителя
Уметь благодарить – это великий дар.
Пусть он пребудет с вами вечно!
Мы сегодня говорили об уважении и внимании к человеку. В ежедневном общении мы слышим, говорим слова, которые создают либо светлое настроение, либо мрачное. Надеюсь, что этот классный час прибавит знания о том, что значит быть воспитанным человеком.
Воспитанность, культура поведения делают нашу жизнь удобной, приятной, разумной, красивой. Тогда всем окружающим: родителям, товарищам, учителям и даже незнакомым людям – будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает.
Звучит песня « Если добрый ты» (Композитор: Савельев Б. Автор слов: А. Хайт

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Специализированная школа- интернат «Дарын» г. Кентау

Классный час на тему:

«День благодарности»


Подготовила и провела: Прянишникова Е.В.

Тема классного часа:

Смарт цель классного часа:

образовательная: выяснить значение понятия «благодарю»; изучить историю сложного процесса формирования народа Казахстана как многоэтничного общества на протяжении XX века;

воспитательная: воспитать чувство интернационализма и патриотизма, уважение к Родине, ставшей общим домом для многих народов;

развивающая: развитьчувство гордостиза дружбу единого народа Казахстана, способствовать развитию эмоциональной сферы; формировать позитивное отношение к миру, людям; развить навык благодарить окружающих за доброе отношение.

Тип классного часа: совершенствование знаний и способов деятельности.

Форма организации классного часа: беседа и практическое занятие.

Методы: словесный метод, наглядно-иллюстративный метод, анализ.

Основные понятия темы: благодарность, милосердие, патриотизм, интернационализм, толерантность.

Оборудование классного часа, наглядность: бумага для кластеров, фломастеры, презентации, видеоклипы с песнями о Казахстане, иллюстрационный материал.

Ход урока:

    Организационный этап.

Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на классном часе, психологически подготовить детей к общению.

    Приветствие.

    Проверка подготовленности к классному часу.

    Организация внимания школьников. Раскрытие плана проведения классного часа.

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Задачи: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей воспитательного занятия.

    Сообщение темы урока.

    Формулирование цели совместно с учениками.

    Показ значимости изучаемого материала.

    Постановка проблемы.

    Актуализация субъектного опыта учащимися.

1. Классный руководитель

Здравствуйте! Я очень рада всех видеть! Благодарна вам всем за то, что мы сегодня вместе! На этом необычном классном часе сначала попробуем подарить друг - другу чуточку тепла, добра и счастья. Прикоснитесь своими ладонями к ладоням своего соседа и передайте ему через прикосновение тепло своего сердца. Мысленно пожелайте друг - другу всего самого хорошего.

Повторяйте за мной слово «хорошо»:

Хорошо, что солнце светит!

Хорошо, что дует ветер!

Хорошо идти с друзьями!

Хорошо прижаться к маме!

Хорошо кружиться в танце!

Хорошо быть Казахстанцем!

Спасибо. Я думаю: вы искренне пожелали друг другу всего хорошего. А знаете еще один секрет? Когда человек говорит пожелания искренне, с душой, то оно обязательно сбудется. Так пусть сбудутся все ваши пожелания …

2. Деление на 4 группы. (При помощи разрезанных картинок о благодарности и игры «Составь мозаику и найди свою группу.)

3. Словарная работа.

Определение значения понятия «Благодарю» .

3. Этап изучения темы.

Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, осознание своих способов проработки учебно-воспитательной информации.

    Организация внимания.

    Сообщение основного признака изучаемого материала.

    Обеспечить осмысление учащимися методов исследования

1. Просмотр мультфильма «Неблагодарный город»

2. Работа с эпиграфом:

Жақсылық еккен алғыс орады. - Сеющий добро благодарность пожнёт.

4. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности (проверки понимания).

Задачи: установить правильность и осознанность уч-ся изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления.

    Работа в группах (Во время работы фоном звучит песня «Земля Казахстана. Сильные люди сильной земли» Юты.)

Задание: Проанализировать смысл данного стихотворения и объяснить другим группам, используя составленный кластер, к кому и за что человек может испытывать благодарность.

Стихотворения для групп:

а) I группа

Мамочка, я благодарна тебе,
Что ты мне жизнь подарила,

Что никогда не винила,
Что ты растила меня, берегла
От боли и от несчастья,
Что моя рана тебе душу жгла

И разрывала на части.


Ты мои слезы спешила,
Что так умела меня утешать,
Чтобы я горе забыла,

Что ты всегда вспоминала меня
В тихих молитвах ночами,
Что терпеливо ждала и звала,
Что бесконечно скучала.
Благодарю, мама, что подарить
Сердце ты мне хотела.
Чем же могу я тебе отплатить?
Только любовью зрелой.

б) II группа





Иль нужные какие-то слова…




Одаривая миллионы раз.


Придумал одинокий человек,

в) III группа

Благодарю я полки книжные -
И верхние, и даже нижние -
За то, что вы храните знания
Земли разумной мироздания!

Благодарю тома потертые,

За интересные страницы,
За сказки, были, небылицы!

Благодарю литературу,
Дарящую нам всем культуру!

Елена Веснова

в) IV группа

Благодарю тебя, судьба,
За все, что ты мне посылаешь:
За утро, небо, облака,
Что от невзгод оберегаешь.

У края бездны не стою
И на судьбу я не ропщу.

Жить надо дальше. Надо. Знаю.

Поэтому за все невзгоды
И за счастливые минуты,
За солнце, ветер, непогоду
Судьбе я благодарна буду!

2. Выводы.

А к кому или к чему ещё может быть благодарен человек? (К любимым, к Родине, к миру, себе.)

5. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.

Задачи:

обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.

    1. Слово учителя:

Велика наша Родина – Казахстан. Многонациональна наша Республика. Казахстан объединил под своим шаныраком людей разных национальностей и разной культурой. Мы живем в стране, которую люди разных народов считают Родиной. А их язык, культура, обычаи составляют неповторимое лицо нашей страны, её богатства. Жизнь и история складывались таким образом, что на древней земле казахов переплелись судьбы более 130 национальностей.

    Чтение стихотворения 3-мя учениками

Мы дружною семьей живем в Казахстане:

Дружба народов навеки жива!

Мир и согласие, девичий хор,

В нашем классе учатся дети разных народов и это нисколько не мешает им общаться друг с другом, помогать друг другу. Вы дети единого народа Казахстана. А как зарождалась многолетняя дружба сначала ваших прадедов, потом дедов, отцов и нашла продолжение в вас и почему мы ей должны быть благодарны, давайте послушаем друг друга и посмотрим презентацию.

3. Рассказ учащихся о истории народа Казахстана:

    После присоединения Казахстана к России пришли в казахские степи русские и украинцы. Они селились в Семиречье, на Севере и Востоке Казахстана.

Дружелюбно встретил казахский народ русских поселенцев, которые принесли с собой не только культуру земледелия, но и богатый русский язык, русскую литературу. Зазвучали над степью печальные русские песни.

4. Просмотр презентации «День милосердия, благодарности и дружбы». (Последние файлы презентации сопровождаются чтением стихотворений 3-мя учениками.)

Этап подведения итогов урока.

Задачи: дать качественную оценку работы учащихся и всего коллектива.

1. Вопросы по классному часу:

Почему День Благодарности актуален для Казахстана?

Кому мы можем быть благодарны?

Что нового вы узнали о нашем казахстанском народе?

2. Прослушивание песни и просмотр видеоклипа «Земля Казахстана» Стаценко.

3. Выводы.

Этап рефлексии.

Задачи: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния.

Мобилизация учащихся на рефлексию.

У вас на столах есть стикеры, напишите на них пожелания нашему народу Казахстана и прикрепите их на экран с рисунком-символом дружбы вашей и наших соотечественников.

Приложение

Стихотворения для групп:

I группа

Мамочка, я благодарна тебе,
Что ты мне жизнь подарила,
Что была рядом, в нужде и в борьбе,
Что никогда не винила,
Что ты растила меня, берегла
От боли и от несчастья,
Что моя рана тебе душу жгла
И разрывала на части.
Благодарю, что всегда вытирать
Ты мои слезы спешила,
Что так умела меня утешать,
Чтобы я горе забыла,
Что ты всегда вспоминала меня
В тихих молитвах ночами,
Что терпеливо ждала и звала,
Что бесконечно скучала.
Благодарю, мама, что подарить
Сердце ты мне хотела.
Чем же могу я тебе отплатить?
Только любовью зрелой.

_____________________________

II группа

Не выразить словами благодарность,
Не высказать и даже не пропеть.

Как важно, когда в жизни рядом с нами,
Есть тот, кто может теплотой согреть.

В минуту сложную, кто дарит нам участье,
Иль нужные какие-то слова…
Скажите, может, это и есть счастье,
Когда стремится ввысь душа от зла?

Сказать «спасибо» будет просто мало,
За все, что получила я от вас.
Хочу, чтоб с вами солнышко сгорало,
Одаривая миллионы раз.

Хочу, чтоб блага жизни, что на свете
Придумал одинокий человек,
С моею благодарностью ответной
Пришли бы к вам на самый долгий век.

III группа

Благодарю я полки книжные -
И верхние, и даже нижние -
За то, что вы храните знания
Земли разумной мироздания!

Благодарю тома потертые,
В руках держать пришлось которые,
За интересные страницы,
За сказки, были, небылицы!

Благодарю литературу,
Дарящую нам всем культуру!
Елена Веснова

IV группа

Благодарю тебя, судьба,
За все, что ты мне посылаешь:
За утро, небо, облака,
Что от невзгод оберегаешь.

У края бездны не стою
И на судьбу я не роптаю.
Приняв, как данность, власть твою
Жить надо дальше. Надо. Знаю.

Поэтому за все невзгоды
И за счастливые минуты,
За солнце, ветер, непогоду
Судьбе я благодарна буду!

Стихотворения для 3-ёх учеников

Мы дружною семьею живем в Казахстане:

Татары, уйгуры и русские с нами.

Так пусть же крепнет во веки веков

Дружба народов всех возрастов!

Дружба народов – не просто слова,

Дружба народов навеки жива!

_______________________________________________

Дружба народов- бескрайний простор,

Мир и согласие, девичий хор,

Звонкая песнь чабана молодого,

Сад, виноград возле дома родного.

______________________________________________

Материал для рассказа учащихся о истории народа Казахстана:

    Сегодня в Казахстане живет свыше 100 народов и народностей, люди разных взглядом и убеждений, разной веры. Однако в республике царит мир, нет никаких межнациональных столкновений. Какие пути привели на прекрасную землю Казахстана людей различных национальностей. Последим за судьбой некоторых из них.

    Еще в глубокой древности рядом с казахами селились по долинам рек и берегам озер уйгуры и дунгане. Они возделывали поля, вели торговлю.

После присоединения Казахстана к России пришли в казахские степи русские и украинцы. Они селились в Семиречье, на Севере и Востоке Казахстана. Дружелюбно встретил казахский народ русских поселенцев, которые принесли с собой не только культуру земледелия, но и богатый русский язык, русскую литературу. Зазвучали над степью печальные русские песни.

_____________________________________________________________

    Шли годы. Росла дружба между казахским, русским и украинским народом. Достоевского и Чокана Валиханова, Абая и русских ссыльных, Шевченко и казахской интеллигенции Прикаспия – всех их связывала крепкая дружба.

_____________________________________________________________

    Во время революции и гражданской войны бок о бок с казахами, уйгурами, дунганами сражались русские, украинцы, белорусы, латыши, эстонцы и люди других национальностей. Для многих из них Казахстан стал Родиной.

Благодарный народ

Благодарны под небесным флагом,

Благодарны мы под общим шаныраком.

Мы, народ единый Казахстана,

Ценим дружбу и друг другу благо дарим.

Не страшны нам вместе все невзгоды,

Нас истории страны сплотили годы:

______________________________________________

Пережили общею семьёй

Депортации и шли мы вместе в бой,

Вместе стали мы народом Казахстана,

Вместе стали Суверенною страной,

Будущее строим, созидая

И гордясь Республикой родной.

Протокол

Классного часа на тему:

Смарт цель :

    Познакомить детей с историей возникновения праздника.
    2. Развивать познавательные интересы, умение мыслить и делать выводы.
    3. Воспитывать казахстанский патриотизм и гражданственность, уважение и бережное отношение к родной земле и людям.
    4. Способствовать свободной атмосфере общения.
    Оборудование: Карта Казахстана, цветы, шары, диск с песней.
    Ход классного часа:
    I. История возникновения праздника.
    2. Чтение стихотворения РОДИНА МОЯ! (Фарида Фролова).

Классный руководитель начала классный час с истории возникновения праздника. Она отметила, чтов нашей стране живут люди более ста народностей, а в наших классах дружно учатся и работают люди самых разных национальностей, и это нисколько не мешает нам дружить, общаться друг с другом, помогать друг другу. Все мы одна большая, крепкая и дружная семья. Знакомство с традициями, культурой тех, кто живёт рядом с нами, помогает нам полнее познать духовный мир каждого народа. 1 марта в республике мы официально празднуем День благодарности.

Соответствующий Указ о внесении дополнений в документ «О профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан» от 14 января 2016 года подписал Нурсултан Назарбаев.

Учащимся было предложено поиграть в игру «Вежливо - невежливо»

Мудрость, толерантность и доброта народа послужили объединяющим началом для консолидации всех граждан нового государства вне зависимости от этнического происхождения социальной религиозной или иной принадлежности.

Загадки «Вежливые слова».

Рефлексия:

Мобилизация учащихся на рефлексию: - У вас на столах есть стикеры, напишите на них пожелания нашему народу Казахстана и прикрепите их на экран с рисунком-символом дружбы вашей и наших соотечественников.

Анализ : Классным руководителем было отмечено, что все мы - дети единого народа Казахстана. А как зарождалась многолетняя дружба сначала ваших прадедов, потом дедов, отцов и нашла продолжение в вас и почему мы ей должны быть благодарны. Классный час прошел в спокойной доброжелательной обстановке. Учащиеся хорошо шли на контакт, активно принимая участие в обсуждениях. Поставленные смарт цели классного часа были достигнуты.

Подготовила и провела Прянишникова Е.В.


Цель: познакомить детей с новым праздником появившимся в Казахстане; распространить понятие «день благодарности народам»; раскрыть значение понятия «день благодарности»; формирование у детей понимания, что эти понятия важны каждому из них для развития культурных ценностей и человеческих взаимоотношений; развивать творческие способности, развивать умение быть терпеливыми по-отношению к другим и к себе, культурная и этническая терпимость и благодарность; Расширение общего культурного политического кругозора; воспитывать у детей потребность воспитывать в себе умение слушать мнение своих одноклассников.

Все знают и понимают: слово и понятие «благодарность» отвечают на поставленные вопросы, умеют выделять положительные и отрицательные качества человека.

Ход классного часа

1. Приветствие

Учитель и дети становятся в круг. Учитель предлагает всем мальчикам и девочкам поздороваться друг с другом способом, принятым в различных странах мира. При этом учитель называет страну и форму приветствия. Дети выполняют действия, названные учителем:

в Казахстане принято пожимать друг другу руки;

в Италии – горячо обниматься .

в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;

в Зимбабве – трутся спинами;

в Македонии – здороваются локтями;

в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;

у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром

Дети приветствуют друг друга

А,В-С-приветствие с движениями

Словесная оценка

2. Деление на группы

Деление учащихся на группы.

На карточках слова: «БЛАГОДАРНОСТЬ», «ПРАЗДНИК», «НАРОДЫ», «КАЗАХСТАН», дети распределяются за столы, соответственно карточкам.

Выбор детей карточки, рассаживание в группы

А,В,С- выбирают карточку, садятся в группы карточки

3. Определение темы и цели урока

Определите тему сегодняшнего урока по названиям групп.

Попробуйте объединить все четыре слова в одну тему.

1 марта 1995 года в Казахстане Глава государства предложил объявить этот день Днем благодарности

Как вы думаете, зачем нам этот праздник?

Что хотел сказать президент, когда предлагал отмечать такой праздник?

Ответы детей

А,В,С - размышляют и отвечают

2. Беседа по теме

1. Рассказ учителя

Праздник

1 марта 1995 года в Казахстане была учреждена Ассамблея народа Казахстана, и в 2015 году в рамках празднования двадцатилетия Ассамблеи Глава государства предложил объявить этот день Днем благодарности, когда народы страны могут поблагодарить друг друга и казахов за терпимость и гостеприимство в те годы, когда многие народы были депортированы в страну.

2. Просмотр видеоролика «Ассамблея народов Казахстана»

Просмотр видеоролика «Ассамблея народов Казахстана»

Вопросы по ролику:

Что такое Ассамблея?

Какие национальности проживают в Республики Казахстан?

Какова цель создания Ассамблеи?

Что воспитывает и развивает такое объединение?

Просмотр детьми видеоролика «Ассамблея народов Республики Казахстан»

А,- делают выводы

В - отвечают на вопросы

С- смотрят

Словесная похвала

3. Рассказ об Ассомблеи народов Республики Казахстан Ассамблея народов Казахстана была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года как консультативно-совещательный орган при Главе государства.

Идея создания Ассамблеи народов Казахстана была впервые высказана Президентом страны Н.А.Назарбаевым в 1992 году, на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости.

Цели и задачи Ассамблеи, структура и организация работы утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года.

Содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;

4. Цитата урока

Прочтите высказывание:

«Когда Ваше сердце полно благодарности, любая дверь,
которая кажется закрытой, может привести Вас к удивительным открытиям»

Как вы понимаете эти слова?

Почему двери открываются, если быть просто благодарными

Дети читают, предполагают, объясняют

А,В-высказывают предположения

С-читают высказывания

Словесное оценивание

Высказывания на листах, на доске

5.Постер «Благодарю тебя »

Предположите, чем мы, как представители разных народов можем быть благодарны друг другу

(за терпение друг к другу, за понимание, за разнообразие культуры в государстве, за сохранение мира общими усилиями, за служение нашей стране)

Выразите это в постере, словами, рисунками, знаками.

Предположение детей

А,В,С - высказывают свое мнение

«Звезда»

стикеры

6. Словарная работа

Как вы можете объяснить, что такое БЛАГОДАРНОСТЬ?

Задание группам: из букв слова « БЛАГОДАРНОСТЬ » составить как можно больше новых слов.

Презентация ответов от группы.

Учитель выбирает слова: БЛАГО, ДАР, РАД, РОТ, ЛАД

Как можно эти слова отнести к понятию БЛАГОДАРНОСТЬ?

Например:

БЛАГО - это то, что мы делаем и за это получаем благодарность.

ДАР - это наши хорошие поступки, которые мы совершаем в отношении других людей и за них получаем благодарность.

РАД - любой человек будет рад получить благодарность за свой поступок, как ответ, что он делает это не зря.

РОТ - это инструмент, которым мы выражаем благодарность.

ЛАД - мир, лад и спокойствие будет присутствовать всегда, если быть благодарными друг другу

Благодарность (от «благо дарить») - чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства

Объяснение детей

Словесная похвала

Листы, маркеры, компьютер для экспертов

Составляют слова, предполагают связь слов отвечают на вопросы

А- работа, помощь в объяснении связей, зачитывают значение из словаря

В- составление слов

С- слушают, записывают

7. «Цветок мира и благодарности»

Вам нужно собрать цветок благодарности всем народам Казахстана. Середина цветка есть, вам нужно вырезать и раскрасить лепестки, записывая на них национальности, проживают на нашей территории.

Пусть этот цветок и будет символом нашего дня благодарности в Казахстане.

Дети собирают цветок, самостоятельно вырезая и раскрашивая лепестки

А,В- «собирают» цветок

С- помогают

Оценивание «Звезда»

8. Рефлексия.

1. «Свободный микрофон

Выскажите свое мнение о том:

Что вы для себя уяснили?

Что поняли?

О чем задумались?

Высказывание детей

А,В- высказывают мнение

С- дополняют

Похвала «Большой палец»

микрофон

Классный час «Подарки и другие способы благодарности».

1. Способствовать формированию этических норм поведения, умению дарить и принимать подарки.

2. Способствовать развитию правового сознания, умению обобщать и делать выводы на основе полученных данных.

3. Просвещать, пропагандировать и формировать у обучающихся антикоррупционное мировоззрение.

Оборудование.

На доске иллюстрации к различным праздникам. Костюмы для героев сценки, реквизит.

Ход занятия

1.Организация класса. Сообщение темы занятия.

Ребята, какие праздники принято отмечать у вас в семье? А какие праздники у вас самые любимые? Почему?

Да, все мы любим те или иные праздники, но почти все, без исключения, любим получать подарки. Предлагаю сегодня поговорить о подарках.

^ 2. Основная часть.

Ребята, что же такое подарок?

Правильно, ребята, подарок – это предмет, вещь, которую по собственному желанию безвозмездно дают, преподносят, дарят кому-нибудь с целью доставить удовольствие, пользу. Само понятие «подарок» появилось давным-давно. Выстраивая отношения с соплеменниками, древний человек открывал смысл доброты, радушия, испытывал признательность за чужую заботу и отзывчивость. Способом выразить эти чувства становился подарок. В русском языке у этого слова есть еще и брат-близнец - «гостинец», происходящий от слова «гость». Это значит, что по обычаю человек входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме одарить.

Древние народы были уверены - подарок обладает магической силой: вещь, преподнесенная от чистого сердца, приносит удачу, а если не от души, с тайной неприязнью, то навредит.

Ребята, я предлагаю сейчас вам посмотреть небольшую сценку в исполнении вожатых. Подумайте, какой же подарок был для Белочки лучшим?

Завтра день рожденья у Белочки. Она пригласила в гости всех своих школьных товарищей, и ребята готовят подарки для Белочки. Каждый по-своему относится к подаркам. Лисенок, например, долго изучал свою комнату с игрушками, чтобы выбрать ту, с которой уже не жалко было бы проститься. И он выбрал игрушку-копилку, правда она уже была облезлой, но зато он точно не нуждался в ней.
- А ведь очень полезная вещь для Белочки! - уговаривал сам себя Лисенок.
- Но ведь это старенькая игрушка! - пытался отговорить друга Волчонок.
- А дареному коню в зубы не смотрят! - вспомнил Лисенок известную пословицу.
- Нет, Лисенок, ты не прав! - продолжал возражать Волчонок. - Тебе приятно бы было получить такой подарок?
- Но я же не Белочка, поэтому мне неприятно, а, может быть, ей приятно! - отговаривался Лисенок.

А Белочка мечтала о копилке, я это помню.
- Хорошо, но тогда хоть сделай подарок красивым, заклей, покрась, в общем, постарайся сделать ее новой, - советовал другу Волчонок.
- Постараюсь, конечно! А ты что приготовил Белочке? - поинтересовался Лисенок.
- А я нарисовал ей картину и смастерил для нее чудесную рамочку. Вот, посмотри, - похвастался Волчонок.
- Ха, тоже мне хороший подарок, нарисованный лес! Да вокруг Белочки таких картинок видимо-невидимо, да не нарисованных, а настоящих! У меня подарок лучше! - смеялся Лисенок.
- Я старался очень! И знаю, что Белочка любит картины! - оправдывался Волчонок.
- Ладно, я не хотел тебя расстроить. Может быть, ей и понравится твой подарок, - успокаивал друга Лисенок.
- Ой, смотри, кто это к нам идет?! - воскликнул Волчонок.
К домику Лисенка, не спеша, приближался Медвежонок с корзинкой грибов.
- Ох! Целый день собирал для Белочки грибы по всему лесу! Самые крупные и красивые нашел! - похвастался Медвежонок.
- А у нас подарки лучше! - хором сказали Волчонок с Лисенком.
- Пусть сама Белочка решает, какой для нее подарок самый лучший, - проворчал Медвежонок.
- Любопытно, а что Зайчонок приготовил в подарок? - интересовался Лисенок.
- Вот завтра и узнаем! - ответил Медвежонок.
И вот праздник начался...
Нарядная, веселая и счастливая Белочка встречала гостей.
Волчонок, Лисенок и Медвежонок пришли к ней вместе и сразу задали мучивший их вопрос:
- Какой подарок лучший?
- Мне все ваши подарки очень нравятся! Честно-пречестно! Ведь каждый из вас думал обо мне, старался угодить! Это очень приятно! - ответила друзьям Белочка.
- А что тебе больше пригодится? - настаивал практичный Лисенок.
- Картину я повешу в своей комнате и буду любоваться зеленым лесом в любое время года! В эту нарядную копилку я буду складывать свои сбережения! А грибы - мое любимое лакомство, и корзинка очень легкая и удобная! Спасибо вам, ребята! - поблагодарила всех Белочка.
- А где же Зайчонок? - спросили друзья.
- Сейчас должен прийти. А вот и он стучится в дверь, - сказала Белочка и поспешила встретить гостя.
Зайчонок скромно стоял у порога, держа аккуратно сложенный лист бумаги.
- Это тебе, Белочка, моя поэма! - поздравил подружку Зайчонок.
Волчонок, Лисенок и Медвежонок собрались посмеяться над этим подарком, но их остановило необычное поведение именинницы. Белочка читала стихи шепотом, и глаза ее светились от счастья и благодарности.
- Чудесная, волшебная поэма! Ты молодец, Зайчонок! - восхищалась Белочка.
- Дорогие мои ребята, я очень благодарна всем вам за подарки, за внимание! Но я тоже для вас постаралась. Я приготовила игры и шутки, и вместе с мамой порадуем вас вкусными праздничными угощениями. Пора веселиться, друзья!!!

Итак, какой же подарок Белочке понравился больше? Почему вы так считаете? Что вы можете сказать о поведении Белочки?

Ребята, как же нужно выбирать подарок?

Правильно, ребята, подарок должен всегда радовать получателя и вызывать положительные эмоции и приятные воспоминания.
Многие думают, что он должен быть дорогим. Чем больше мы уважаем человека, тем дороже должны выбирать для него ту или иную вещь. На самом деле это не так. Подарок должен быть оригинальным и нужным, идти от души и нравиться человеку, которому его дарят.
Дарить какие-то определенные сувениры всем людям нельзя. Презент должен быть индивидуальным, как и любой человек. Постарайтесь вложить в него как можно больше понимания, любви, нежности. Не советую вам кидаться на поиски подарка в самую последнюю минуту. Второпях можно приобрести нечто несуразное. Разумней к
праздничному событию подготовиться заранее: изучить вкусы, интересы человека, которому вы собираетесь преподнести подарок.

Кролику – стрелку от компаса;

Тигре – оправу от очков;

Кенге – лампочку от фонарика.

Какой бы подарок вы подарили другу (подруге на день рожденья)?

Какой подарок можно подарить маме, папе?

Какому подарку будет рада Ваша бабушка?

Ребята, а всегда ли мы дарим подарки на дни рождения и праздники? Когда мы можем подарить подарок и за что?

Да, мы можем подарить подарок близкому, знакомому и даже незнакомому человеку в любой ситуации, выражая свое почтение, уважение. Иногда своим подарком мы хотим человеку сделать просто приятно, поднять настроение. Часто мы дарим подарки в знак благодарности за какую-то помощь.

Ребята, приведите примеры, за что можно подарить подарок, например, соседу.

А как еще можно отблагодарить человека за помощь? (сказать спасибо, помочь этому человеку в другой раз, написать о его помощи (если это большая помощь) в газете, написать благодарственное письмо и т. д.)

^ 3. Итог занятия.

В конце нашего классного часа я хочу вам сказать, что выбирать и дарить подарки нужно уметь. К этому надо подходить очень серьёзно. Вы должны знать, что если преподносите человеку подарок, то это происходит от чистого сердца. И вы не должны ничего ждать от него взамен.

И завершить наш классный час я хочу стихотворением Александра Голубцова из

«Сказки о том, как приятно дарить подарки».

Я люблю дарить подарки

И друзьям и просто так.

Например, значки и марки,

Драгоценность и пустяк,

И аквариумных рыбок,

И игрушечных зверей,

Камни с берегов морей

А еще, конечно, книжки:

О моем любимом мишке,

О волшебных жарких странах

И далеких океанах.

Но не знаю, как мне быть:

Где же взять, чтоб подарить?

И придумал! Лунной ночью

Буду звезды я дарить!

Можно взять их сколько хочешь –

Подарить и повторить!

Подарить я снег могу –

Пусть валяются в снегу!

И ромашки на лугу

Подарить я всем могу.

Подарю друзьям я реку:

Хорошо в ней человеку!

Можно брызгаться, плескаться,

Целый день в воде купаться!

А еще дарить готов

Людям много добрых слов!

Тема урока:«День благодарности»

Цель:

Познакомить детей с новым праздником, появившимся в Казахстане; распространить понятие «день благодарности народам»

Задачи:

Раскрыть значение понятия «день благодарности»; формирование у детей понимания, что эти понятия важны каждому из них для развития культурных ценностей и человеческих взаимоотношений.

Развивать творческие способности, развивать умение быть терпеливыми поотношению к другим и к себе, культурная и этническая терпимость и благодарность; расширение общего культурного политического кругозора

Воспитывать у детей потребность воспитывать в себе умение слушать мнение своих одноклассников.

Все знают и понимают: слово и понятие «благодарность» отвечают на поставленные вопросы, умеют выделять положительные и отрицательные качества человека.

Большинство: понимают мысль высказываний, видят причины происходящего иформулируют противоречия, объясняют причины и последствия поступков,умеют анализировать поступки, проводить анализ и синтез полученной информации

Ключевые идеи/подход:

Повышение мотивации для развития интеллектуальных способностей на уроке в процессе диалога (ученик - учитель; ученик -ученик), применяя методы и приёмы критического мышления. Развитие мышления и умения обсуждать в приёме развития критического мышления «Чтение с остановками»

Оборудованпие : ноутбук, видеоролик, расходный материал, наглядность по теме урока.

Ход урока/заметки учителя:

1. Оргмомент

1. Приветствие

Учитель и дети становятся в круг. Учитель предлагает всем поздороваться друг с другом способом, принятым в различных странах мира. При этом учитель называет страну и форму приветствия. Дети выполняют действия, названные учителем:

    в Казахстане принято пожимать друг другу руки;

    в Италии – горячо обниматься.

    в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;

    в Зимбабве – трутся спинами;

    в Македонии – здороваются локтями;

    в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;

    у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром

Дети приветствуют друг друга

2. Работа по карточкам

На карточках слова: «БЛАГОДАРНОСТЬ», «ПРАЗДНИК», «НАРОДЫ», «КАЗАХСТАН»

3 .Определение темы и цели урока

Определите тему сегодняшнего урока по названиям групп.

Попробуйте объединить все четыре слова в одну тему.

1 марта 1995 года в Казахстане Глава государства предложил объявить этот день Днем благодарности

Как вы думаете, зачем нам этот праздник?

Что хотел сказать президент, когда предлагал отмечать такой праздник?

2. Беседа по теме

1. Рассказ учителя : 1 марта 1995 года в Казахстане была учреждена Ассамблея народа Казахстана, и в 2015 году в рамках празднования двадцатилетия Ассамблеи Глава государства предложил объявить этот день Днем благодарности, когда народы страны могут поблагодарить друг друга и казахов за терпимость и гостеприимство в те годы, когда многие народы были депортированы в страну.

2. Просмотр видеоролика «Ассамблея народов Казахстана»

Вопросы по ролику:

Что такое Ассамблея?

Какие национальности проживают в Республики Казахстан?

Какова цель создания Ассамблеи?

Что воспитывает и развивает такое объединение?

3.Рассказ об Ассамблеи народов Республики Казахстан

Ассамблея народов Казахстана была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года как консультативно-совещательный орган при Главе государства.

Идея создания Ассамблеи народов Казахстана была впервые высказана Президентом страны Н.А.Назарбаевым в 1992 году, на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости.

Цели и задачи Ассамблеи, структура и организация работы утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года.

Содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе.

4. Цитата урока: Прочтите высказывание:«Когда Ваше сердце полно благодарности, любая дверь, которая кажется закрытой, может привести Вас к удивительным открытиям»

Как вы понимаете эти слова?

Почему двери открываются, если быть просто благодарными

5. Словарная работа

Как вы можете объяснить, что такое БЛАГОДАРНОСТЬ?

Задание: из букв слова «БЛАГОДАРНОСТЬ » составить как можно больше новых слов.

Презентация ответов.

Учитель выбирает слова: БЛАГО, ДАР, РАД, РОТ, ЛАД

Как можно эти слова отнести к понятию БЛАГОДАРНОСТЬ?

Например:

БЛАГО - это то, что мы делаем и за это получаем благодарность.

ДАР - это наши хорошие поступки, которые мы совершаем в отношении других людей и за них получаем благодарность.

РАД - любой человек будет рад получить благодарность за свой поступок, как ответ, что он делает это не зря.

РОТ - это инструмент, которым мы выражаем благодарность.

ЛАД - мир, лад и спокойствие будет присутствовать всегда, если быть благодарными друг другу

Благодарность (от «благо дарить») - чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства

3 Основная часть

Чтение с остановками.

1. Определение сюжета рассказа.

На доске только название:

«Оплачено стаканом молока»

О чем будет текст с таким названием?

Кто герой?

Что будет происходить в рассказе?

2. Чтение отрывка текста

Чтение текста с остановками


Попробуйте его описать? Почему вы так считаете?

ОСТАНОВКА 1

Но женщина выносит… молока!

Минуло много лет…

Опишите чувства мальчика.

Охарактеризуйте женщину

ОСТАНОВКА 2

…. он доктор стал.
Он на обходе женщину увидел,

Как вы думаете, каким доктором он стал? Почему?

ОСТАНОВКА 3


Ей срочно операция нужна!

Опишите чувства мальчика в этот момент.

ОСТАНОВКА 4


Живет и побеждает доброта!…
Квитанцию к оплате принесли,

Что почувствовала женщина после операции?

Есть ли у нее возможность платить? Почему?

ОСТАНОВКА 5

Дети отвечают на вопросы после каждой остановки, обдумывают, оценивают ситуацию, предполагают, что же произойдет дальше.

разъясняют, обдумывают и поясняют поступки героев, слушают, помогают

Карточки с отрывками текста
От радости заплакала она!
Оплачен счет!
Он рядом написал:
«Оплачено стаканом молока!»

Узнала ли она мальчика?

Почему она заплакала?

Смогли ли вы предсказать события рассказа?

Просмотр видеоролика «Земля Казахстана»

6. «Цветок мира и благодарности»

Вам нужно собрать цветок благодарности всем народам Казахстана. Середина цветка есть, вам нужно вырезать лепестки, записывая пожелания своей стране.

Пусть этот цветок и будет символом нашего дня благодарности в Казахстане.

Дети собирают цветок, самостоятельно вырезая лепестки

7. Рефлексия.

1. «Свободный микрофон

Выскажите свое мнение о том:

Что вы для себя уяснили?

Что поняли?

О чем задумались? и т.д

«БЛАГОДАРНОСТЬ» «ПРАЗДНИК» «НАРОДЫ» «КАЗАХСТАН»

Мальчишка был голодный и босой,
Давно не ел, кружилась голова.
В дверь постучав, воды он попросил, ….

Но женщина выносит… молока!
И тот стакан - дал силы снова жить!
Поверил он - есть в мире доброта!
Минуло много лет…

…. он доктор стал.
Вперед его жизнь потихоньку шла.
Он на обходе женщину увидел,

Ту, что дала когда-то молока!
Она была больна, причем серьезно!
Ей срочно операция нужна!

Он жизнь ей спас, все силы приложив,
Живет и побеждает доброта!…
Квитанцию к оплате принесли,
- Всю жизнь платить! - подумала тогда,

И взяв листок, не верила глазам!
От радости заплакала она!
Оплачен счет!
Он рядом написал:
«Оплачено стаканом молока!»