Уход за кожей и слизистыми тяжелобольного пациента. Уход за слизистыми оболочками Уход за слизистыми

Уход за кожей и слизистыми оболочками является одним из основных моментов ухода за новорожденными.

Распеленав и внимательно осмотрев ребенка, сестра подмывает его теплой водой (37,5-38 °С).
Подмывать ребенка необходимо не только в случае загрязнения фекальными массами, но даже и при незначительном мочеиспускании, так как даже ничтожное количество мочи, оставшейся на коже, может вызвать раздражение.
Подмывать лучше рукой, иногда можно намылить ее.
Следует употреблять нейтральное мыло: "Детское", "Бархатистое", "Спутник".
Хозяйственное мыло для подмывания и купания использовать нельзя. Совершенно недопустимо подмывание детей непроточной водой в тазике.

Девочек нужно подмывать всегда спереди назад, держа их на предплечье лицом кверху. При наличии выделений из половой щели у девочек производят туалет раствором перманганата калия в разведении 1:8000 (светло-розовый).

После подмывания ребенка мокрые места обсушивают, осторожно прикладывая к ним пеленку, особенно тщательно осушая складки кожи, их несколько раз смазывают стерильным растительным маслом (вазелиновое масло может вызвать раздражение кожи) или рыбьим жиром.

Появление опрелостей свидетельствует о неправильном уходе за ребенком. Места покраснения в области ягодиц смазывают рыбьим жиром.
При опрелости ребенка следует пеленать рыхло, а места опрелости присыпать порошком белого стрептоцида.
Хороший эффект в этих случаях дает облучение мест опрелости ультрафиолетовыми лучами (в этом случае противопоказано применение жировых смазываний) с последующей аэрацией.

Лицо и глаза ребенка промывают стерильной ватой, смоченной в кипяченой воде или растворе перманганата калия. Каждый глаз промывают отдельным тампоном от наружного угла к внутреннему.
Полость рта не протирают, так как слизистая оболочка сухая и легко травмируется. Не следует также очищать наружный слуховой проход.
Для очистки носа применяют тонкие стерильные ватные жгутики, смоченные в 2 % растворе борной кислоты или растворе перманганата калия в указанной выше концентрации. При наличии корочек нос очищают мягким ватным тампоном, смоченным в растительном масле, рыбьем жире или в масляном растворе витамина D.

После отпадения пуповинного остатка ребенка ежедневно купают в кипяченой воде, продолжительность купания не более 5 минут.
Первое купание новорожденного проводят следующим образом. Ванночку (цинковую или эмалированную) тщательно моют горячей водой с мылом, затем обдают крутым кипятком и сливают его.
Необходимо иметь достаточный запас кипяченой холодной и горячей воды. На дно ванночки кладут пеленку, сложенную в несколько раз, и наливают горячую кипяченую воду, которую разбавляют до 37-38 °С.
Ребенка опускают в ванночку медленно, левой рукой придерживая за затылок и спинку, а правой — за ягодицы и бедра.
В воду погружают вначале ягодицы, а затем все тело.
Освобожденной правой рукой намыливают ваткой тело и моют голову, шею, туловище и конечности, особенно тщательно промывают складки в области шеи, за ушами, в локтевых, паховых областях, под коленками, между ягодицами. Затем ребенка поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой, температура которой должна быть на 1-2°С ниже температуры воды в ванночке.
Затем ребенка завертывают в согретую мягкую простынку и быстро обсушивают осторожным прикладыванием ее, после чего, смазав кожные складки стерильным или прокипяченным растительным маслом, одевают ребенка и укладывают в кроватку.
Необходимо помнить, что:
- ванну проводят в определенные, желательно в одни и те же, часы. Не раньше чем через час после кормления или за 40-45 минут до него, а так же за 1-1,5 часа до сна;
- после ванны ребенку необходим отдых в течение 20-30 минут;
- мыло при купании новорожденного используют не чаще 2 раз в неделю.
Возможные проблемы у ребёнка:
- у некоторых детей ежедневные купания могут вызвать раздражение кожи (особенно если жесткая вода).
Рекомендации: искупать ребенка с добавлением крахмала - 100-150 гр крахмала развести теплой водой и влить в ванную полученную взвесь;
- иногда после частого мытья с мылом волосы становятся сухими.
Рекомендации: смазать волосы после купания растительным маслом. После обработки маслом волосы протирают сухи ватным тампоном;
- на коже малыша появились элементы потницы.
Рекомендации: в ванну добавить настой череды или ромашки. Для приготовления настоя берется 1 столовая ложка травы на стакан воды (200 мл) - настаивать 10 минут.
Здоровья Вам и вашему ребёнку!

Утренний туалет ребенка. Утренний туалет ребенка проводится ежедневно и включает протирание лица и рук новорожденного, туалет глаз и носа, обработку естественных складок кожи, пеленание.

Перед тем, как приступить к утреннему туалету ребенка, взрослый, проводящий его, обязательно моет руки. Затем внимательно осматривает кожу ребенка, ее складки.

Включает:

    туалет лица;

    обработка кожных складок;

    подмывание,

    пеленание.

Техническая подготовка:

    Вымыть руки и просушить, надеть перчатки.

    На манипуляционный столик поставить:

    стерильный лоток;

    лоток для отработанного материала;

    крафт-пакет с ватными турундами, шариками и марлевыми салфетками;

    пинцет в дез. растворе;

    лекарственные средства (стерильное растительное масло или вазелиновое масло, стерильные растворы – дез. раствор, дистиллированная или кипяченая вода)

    Проверить наличие стерильных пеленок.

    Обработать дезинфицирующим раствором (например: макроцид-ликвид, терралин, сайдекс) пеленальный матрац, фартук.

    Открыть бак для использованного белья.

    Оставить включенным кран с водой +37С. Вымыть и просушить руки.

    Расстелить на пеленальном столике пеленки.

    Распеленать ребенка в кроватке.

Туалет лица

Обработка глаз

    Ватный шарик полить (смочить) над нестерильным лотком дистиллированной или кипяченой водой и взять в правую руку

    Левую руку положить на голову ребенка так, чтобы большой палец располагался на лбу, а 2,3,4,5 пальцы - на теменной области.

    Глаза протирают от наружного глаза к переносице одним движением.

    Ватный шарик сбрасывают в лоток для отработанного материала.

    Повторяют манипуляции для другого глаза.

Обработка носовых ходов

    В правую руку взять ватную турунду и смочить ее стерильным маслом, поливая над лотком.

    Левую руку положить так на голову ребенка, чтобы 2,3,4, 5 пальцы располагались на теменной области головы, а первый палец приподнимал кончик носа ребенка.

3. Вращательным движением вводят ватную турунду на глубину 1- 1,5 см, затем вращательными движениями на себя освобождают носовые ходы от слизи или корочек.

    Использованную турунду сбрасывают в лоток для отработанного материала.

    Манипуляцию повторяют для другого носового хода.

    Сбросить турунды в емкость для использованного материала.

Умывание ребенка

    В правую руку взять ватный шарик или салфетку полить его над нестерильным лотком раствором (дистиллированной или кипяченой водой).

    Левую руку положить на теменную часть головы для фиксации.

    Обработку проводить в следующей последовательности - лоб, щеки, вокруг рта.

    При необходимости просушить лицо сухим ватным шариком.

    Сбросить шарики в емкость для использованного материала.

Подмывание ребенка

1. Отрегулировать температуру воды до 36-37 о С.

2. Снять с ребенка запачканную одежду.

Положение ребенка при подмывании

. Важно запомнить! Нельзя держать ребенка под струей воды из-за возможного изменения ее температуры.

3. Выполнение процедуры.

Положить ребенка на левое предплечье так, чтобы голова его лежала на локтевом сгибе руки взрослого, подмывающего ребенка, лицом кверху, а кисть удерживала бедро ребенка;

Другой рукой, намыленной салфеткой движением спереди назад произвести подмывание;

Накинуть полотенце на нижнюю часть туловища ребенка;

Просушить кожу ребенка промокательными движениями;

    уложить ребенка на чистое белье;

С помощью ватных шариков или салфеток смазать паховые, ягодичные, анальную складки растительным маслом;

Сбросить шарики в емкость для мусора;

Через несколько (3-5) минут запеленать ребенка;

    снять перчатки, вымыть и просушить руки.

Оснащение. Стерильные: ватные турунды, ватные шарики, пеленка, резиновые перчатки, вазелиновое масло или растительное масло; другие: раствор фурацилина 1:5000, бледно-розовый раствор перманганата калия, промаркированный чайник, перекипяченая вода температурой 37°С.

1. Вымыть тщательно руки, надеть стерильные резиновые перчатки.
2. На пеленальный столик положить теплую стерильную пеленку.

Туалет носовых ходов

4. Взять ватную турунду. Смочить вазелиновым или растительным маслом.
5. Ввести турунду в носовой ход осторожными вращательными движениями на 1-1,5 см.
6. Повторить несколько раз. Для каждого носового хода использовать отдельную турунду.

Запомните! Запрещается прочищать носовые ходы твердыми предметами (спичками, палочками с ватными шариками).

Туалет глаз

7. Взять стерильный ватный шарик.
8. Смочить кипяченой водой или раствором фурацилина 1:5000 (или бледно-розовым раствором перманганата калия).
9. Промыть каждый глаз отдельным ватным шариком .
10. Повторить несколько раз, если в этом есть необходимость.
11. Просушить ватными шариками каждый глаз отдельно от внешнего угла глаза к переносице .
12. Провести дезинфекцию использованного оснащения.
13. О туалете носовых ходов и глаз сделать отметку в медицинской документации.

Уход за кожей новорожденного и грудного ребенка

Оснащение. Стерильные: ватные шарики, резиновые перчатки; другие: теплая пеленка, вазелиновое масло или растительное масло, промаркированный чайник, перекипяченая вода температурой 37°С.

1. Вымыть руки, надеть стерильные резиновые перчатки .
2. Подмыть ребенка теплой перекипяченой водой. Девочек подмывать от лобкового симфиза к анусу . В условиях стационара для подмывания использовать промаркированный чайник.
3. Положить на пеленальный столик, просушить кожу чистой пеленкой.
4. Обработать складки кожи ватным шариком, смоченным стерильным вазелиновым маслом или растительным маслом для профилактики опрелостей в такой последовательности: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, в области голеностопного сустава, паховые, ягодичные (паховые и ягодичные складки максимально загрязнены, а потому обрабатываются в последнюю очередь).
5. Одеть ребенка, положить в кровать.
6. Провести дезинфекцию использованного оснащения.
7. Об уходе за кожей ребенка сделать отметку в медицинской документации

83.Туалет пуповинного остатка и пупочной ранки

После родов начинается бактериальная колонизация пуповины и кожи как результат контакта «кожа к коже». После пересечения пуповины и наложения клеммы на нее начинается лейкоцитарная инфильтрация , что является одним из этапов отпадения пуповины. Небольшое количество мутной слизи ошибочно может быть принято за гной. Под действием воздуха пуповина подсыхает, становится твердой и темной.


Физиологический срок отпадения пуповинного остатка от 5 до 15 суток.

Круглосуточное совместное пребывание, использование антисептиков, повязок очень важны для физиологической колонизации непатогенной микрофлорой и предотвращения инфицирования ребенка микрофлорой от рук медицинского персонала.

При отсутствии раннего контакта «кожа к коже» матери и ребенка и последующего отделения ребенка от матери с целью профилактики колонизации госпитальной микрофлорой рекомендуется обработка пуповинного остатка 1% раствором бриллиантового зеленого или 5% раствором перманганата калия. Ребенка можно выписывать домой с остатком пуповины при условии освоения матерью ухода за ним.

Оснащение. Стерильные: палочки с ватными шариками, резиновые перчатки; другие: 1% раствор бриллиантового зеленого или 5% раствор перманганата калия, принадлежности для дезинфекции.

1. Вымыть тщательно руки, обеззаразить их. Надеть передник и стерильные резиновые перчатки.
2. На пеленальный столик положить теплую стерильную пеленку.
3. Взять осторожно ребенка и положить на пеленку.
4. Взять стерильную палочку с ватным шариком.
5. Смочить 1% раствором бриллиантового зеленого или 5% раствором перманганата калия.
6. Осторожно захватить лигатуру рукой, подняв за нее пуповинный остаток вверх.
7. Обработать срез пуповинного остатка палочкой с ватным тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом, а затем весь остаток сверху вниз по направлению к основанию. (Когда пуповинный остаток мумифицируется, обработать сначала его основание, а затем снизу вверх весь остаток.)
8. Этой же палочкой обработать кожу вокруг пуповинного остатка от центра к периферии.
9. Сменить палочку, смочить ее в 1% растворе бриллиантового зеленого или 5% растворе перманганата калия и обработать пуповинный остаток в той же последовательности, не касаясь кожи живота.
10. Поддерживать пупочный остаток сухим и чистым.
11. Тщательно следить за признаками инфекции: гиперемия, отек, гнойное или сукровичное выделения, неприятный запах.
12. Не накрывать пуповинный остаток подгузником.
13. Обеззаразить пеленальный столик, фартук и резиновые перчатки.
14. О проведении туалета пуповинного остатка сделать отметку в документации.

Запомните! При загрязнении пуповинного остатка (остатки мочи, испражнений и т.п.) необходимо сразу промыть его теплой кипяченой водой с мылом и тщательно просушить чистой пеленкой или салфеткой.

При условии обеспечения раннего контакта матери и ребенка «кожа к коже» с последующим совместным пребыванием нет необходимости обрабатывать пуповинный остаток антисептиками и антибактериальными средствами.

Проводим 2 раза в день утром и вечером, после каждого приёма пищи просим прополоскать кипячёной водой.

Оснащение:

Стерильно: марлевые салфетки, раствор фурацилина 1:5000, пинцет, грушевидный баллон, шпатель, лоток; Нестерильно: клеёнка, пелёнка, полотенце, стакан с водой, ёмкость для сброса отработанного материала, кушетка.

Алгоритм действия:

    Помочь пациенту повернуть голову на бок, шею и грудь укрываем клеёнкой, полотенцем, подкладываем лоток около щеки.

    Попросить пациента открыть рот, так чтобы можно было легко осмотреть все поверхности ротовой полости.

    Отодвинуть шпателем щёку пациента и ватными шариками смоченным фурацилином обработать с наружной стороны каждый зуб начиная обработку от десны, затем с внутренней стороны каждый зуб начиная от коренных зубов к резцам (1 ватный шарик 4-5 зубов).

    Обработать язык марлевой салфеткой от корня языка к кончику шпателем, обёрнутым в салфетку, удерживая при этом язык за кончик при помощи салфетки.

    Обрабатываем губы салфеткой, затем небо, внутренние поверхности щёк, область под языком, нёбо.

    Произвести орошение с помощью грушевидного баллончика поочерёдно сначала правое, затем левое защёчное пространство струёй под умеренным давлением или дать прополоскать рот.

    Дать время раствору вытечь из ротовой полости в лоток.

    Вытереть кожу вокруг рта сухой салфеткой или полотенцем.

    Почистить зубные протезы, если они есть и помочь пациенту вновь одеть их.

    Хранить зубные протезы в сухом чистом стакане.

    Снять перчатки, произвести дезинфекцию использованных предметов, согласно приказам.

Уход за глазами.

Осуществляем ежедневно 2 раза: утром и вечером, или по мере необходимости.

Оснащение:

Стерильно: ватные шарики, марлевые салфетки, фурацилин 1:5000, вазелиновое масло, пинцет;

Алгоритм выполнения:

    Объяснить ход предстоящей процедуры и получить согласие на ее выполнение.

    Надеть чистый халат, вымыть руки на гигиеническом уровне, надеть стерильные перчатки.

    Если нет корочек - протираем глаза салфеткой или ватным шариком смоченным антисептиком в направлении от наружного угла глаза, к внутреннему. Затем высушиваем салфеткой тем же движением.

    Если есть корочки - накладываем на глаза салфетки смоченные стер вазелинов маслом. Оставляем на 2-3 мин, затем этой же салфеткой очищаем глаза от наружного угла глаза, к внутреннему.

    Обрабатываем раствором фурациллина (последовательность см. выше).

    Высушиваем салфеткой тем же движением.

7. Снять перчатки, произвести дезинфекцию использованных предметов, согласно приказам.

Уход за носом.

Осуществляем ежедневно 2 раза утром и вечером, по мере необходимости.

Оснащение:

Стерильно: ватные шарики, турунды, салфетки, вазелиновое масло, грушевидный баллон, пинцет;

Нестерильно: ёмкость для сброса отработанного материала, стул или кушетка.

Алгоритм выполнения:

    Объяснить ход предстоящей процедуры и получить согласие на ее выполнение.

    Надеть чистый халат, вымыть руки на гигиеническом уровне, надеть стерильные перчатки.

    Если отделяемое из носа слизистое и обильное, удаляем ватными турундами, грушевидным баллоном (осторожно!) или электроотсосом с помощью аспирационного катетера.

    Если корочки, то турунду смачиваем вазелиновым маслом, вводим в носовой ход вкручивающим движением, при этом приподнимая кончик носа вверх, оставляем на 2-3 мин, затем извлечь турунду из носового хода теми же вращательными движениями.

    То же сделать и со вторым носовым ходом.

6. Снять перчатки, произвести дезинфекцию использованных предметов, согласно приказам.

(Документ)

  • Джамбекова А.К.,Шилов В.Н. Справочник по уходу за больными (Документ)
  • (Документ)
  • Бобцов А.А., Болтунов Г.И. и др. Управление непрерывными и дискретными процессами (Документ)
  • 10000 советов медсестре по уходу за больными (Документ)
  • Агкацева С.А. Обучение практическим навыкам в системе среднего медицинского образования. Алгоритмы манипуляций в деятельности медицинской сестры (Документ)
  • Саврасов Ю.С. Алгоритмы и программы в радиолокации (Документ)
  • Губарени Н.М. Вычислительные методы и алгоритмы малоракурсной компьютерной томографии (Документ)
  • Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р., Штайн К. Алгоритмы (Документ)
  • Скиена Стивен. Алгоритмы. Руководство по разработке (Документ)
  • n1.docx

    1.ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ, ГРУДИ,

    2.ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ КОЖНЫХ СКЛАДОК НОВОРОЖДЁННОГО ПРИ ОПРЕЛОСТЯХ

    3.ТЕХНИКА ТУАЛЕТА ПУПОЧНОЙ РАНКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

    4. ТЕХНИКА ПЕЛЕНАНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА

    5.ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ РОСТА ДЕТЯМ ДО ОДНОГО ГОДА

    6.ТЕХНИКА ПОДМЫВАНИЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ

    7.ТЕХНИКА ВЗВЕШИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО ОДНОГО ГОДА

    8.ТЕХНИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОГО

    9.ТЕХНИКА КОРМЛЕНИЯ ИЗ ЧАШКИ

    10.ТЕХНИКА ПРИКЛАДЫВАНИЯ РЕБЁНКА К ГРУДИ

    В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

    11.ПАТРОНАЖ МЕДСЕСТРЫ К РЕБЕНКУ (схема)

    12.ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ (содержание)

    13.ПАТРОНАЖ К РЕБЕНКУ 3 МЕСЯЦЕВ (ОБРАЗЕЦ)

    14.ПАТРОНАЖ К РЕБЕНКУ 6 МЕС. (образец)

    1.ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ, ГРУДИ,

    1. Оснащение манипуляции:

    Линейка или сантиметровая лента, 3% хлорамин, ручка, история развития (ф.112), перчатки
    2. Подготовка к манипуляции:

    • Провести санитарную обработку рук.

    • Протереть сантиметровую ленту 3% раствором хлорамином дважды с интервалом в 15 минут.

    • Освободить голову и грудь ребенку, придать ребенку удобное положение

    • Познакомить маму с ходом исследования, получить согласие

    3. Выполнение манипуляции:


    • Наложить сантиметровую ленту на голову по ориентирам: сзади – затылочный бугор, спереди – надбровные дуги, запомнить результат

    • Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку сзади – нижние углы лопаток, спереди - нижний край околососковых кружков, запомнить результат

    • после процедуры

    4. Завершение манипуляции :


    • Сообщить результаты маме

    • Результаты измерений записать в ф.112

    2.ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ КОЖНЫХ СКЛАДОК

    НОВОРОЖДЁННОГО ПРИ ОПРЕЛОСТЯХ

    1. Оснащение манипуляции:

    Стерильное вазелиновое масло, стерильные марлевые салфетки, стерильный лоток, стерильная пелёнка, стерильные перчатки, лоток для отработанного материала, ёмкость с дезсредством для перчаток.
    2. Подготовка к манипуляции:



    • Положить новорожденного на обработанный пеленальный стол, накрытый стерильной пеленкой.

    3. Выполнение манипуляции:



    • Смочить стерильную салфетку в стерильном вазелиновом масле.

    • Протереть естественные складки новорожденного в следующем порядке: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, лучезапястные.

    • Сменить салфетку и протереть естественные складки в голеностопных, подколенных, паховых и ягодичных складках.

    • Салфетки положить в лоток для отработанного материала

    • Убедиться, что пациент не испытывает неудобств

    4. Завершение манипуляции :


    • Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с Сан.Пин

    • Снять перчатки, поместить в ёмкость с дезсредством

    • Вымыть и осушить руки

    3.ТЕХНИКА ТУАЛЕТА ПУПОЧНОЙ РАНКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
    1. Оснащение манипуляции:

    Стерильные палочки с ватой, 1% спиртовой раствор бриллиантового зелёного, 3% раствор перекиси водорода; ёмкость для отработанного материала
    2. Подготовка к манипуляции:

    • Объяснить маме ход манипуляции, получить согласие


    • Провести санитарную обработку рук
    • Уложить ребёнка на стол, покрытый стерильной пелёнкой, ребёнка распеленать

    3. Выполнение манипуляции:

    • Смочить ватную палочку 3% раствором перекиси водорода


    • Осторожно раздвинуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки.

    • Удалить содержимое из пупочной ранки стерильной палочкой с ватой.

    • Обработать пупочную ранку стерильной палочкой с ватой, смоченной в 1% спиртовом растворе бриллиантового зеленого круговыми движениями от центра к периферии

    • Убедиться, что пациент не испытывает неудобств

    4. Завершение манипуляции :


    • Вымыть и осушить руки

    4. ТЕХНИКА ПЕЛЕНАНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА

    1. Оснащение манипуляции:

    1.Тонкая и теплая распашонки,

    2. Фланелевая и тонкая пеленки,

    3.Подгузники,

    4. Ёмкость с 3% раствором хлорамина

    5. Ветошь.

    6. Стерильные перчатки

    2. Подготовка к манипуляции:

    1. Провести гигиеническую обработку рук,

    надеть перчатки

    2. Объяснить ход манипуляции маме, получить согласие

    3. Обработать пеленальный стол 3% раствором хлорамина

    дважды с интервалом 15 мин.

    4. Уложить пеленки послойно

    (снизу вверх, фланелевая пеленка, тонкая пеленка,

    подгузник)

    5. Приготовить распашонки швами наружу

    3. Выполнение манипуляции:

    1. Пациента положить на пеленальный стол

    2. Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад

    и теплую разрезом впереди

    3. Между ножек пациента прокладывают подгузник

    4. Завернуть пациента в тонкую пеленку без ручек

    Расположить ребенка на тонкой пеленке так чтобы

    верхний ее край был на уровне "подмышек",

    Один край пеленки провести между ножками

    Другим краем – обернуть малыша

    Подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство-

    для свободного движения ножек и

    обернуть им туловище пациента

    Зафиксировать пеленку расположив "замочек пеленки"

    5. Запеленать пациента в теплую пеленку с ручками при

    необходимости:

    Расположить ребенка на фланелевой пеленке, чтобы

    ее верхний край располагался на уровне шеи

    Одним краем пеленки зафиксировать плечо

    соответствующей стороны, переднюю часть туловища и

    подмышечной области другой стороны

    Другим краем пеленки накрыть и зафиксировать

    Нижний край пеленки подвернуть, оставив пространство

    Для движения ножек

    Зафиксировать пеленки на уровне середины плеч,

    "замочек" расположить спереди

    6. Уложить ребёнка в кроватку

    4.Завершение манипуляции:

    1. Снять перчатки

    2. Вымыть и осушить руки
    5.ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ РОСТА ДЕТЯМ ДО ОДНОГО ГОДА
    1. Оснащение манипуляции:

    1.Ростомер (горизонтальный, вертикальный)

    2. Ёмкость с 3% раствором хлорамина,

    3.Салфетка,

    4. Пелёнка,

    6. История развития ребенка (ф.112)

    2.Подготовка к манипуляции:

    1. Объяснить маме или ребёнку ход манипуляции,

    получить согласие

    3.Протереть ростомер 3% раствором хлорамина двукратно с

    интервалом в 15 минут

    4. У детей 1 года рост измеряется горизонтальным ростомером,
    3. Выполнение манипуляции:

    1. Горизонтальный ростомер покрыть чистой пеленкой так,

    чтобы она не закрывала шкалу и не мешала движению

    подвижной планки

    2. Положить ребенка на ростомер головой к неподвижной

    3. Выпрямить ноги ребенка, нажав на колени

    4. Подвинуть подвижную планку ростомера к подошвам

    5. По шкале ростомера определить длину тела ребенка

    4.Завершение манипуляции:

    1.Убедиться, что пациент не испытывает неудобств

    2. Вымыть и осушить руки

    3. Полученные данные записать в ф.112, сообщить о них

    родителям или ребёнку.

    ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ НАРАСТАНИЯ РОСТА РЕБЕНКА 1 ГОДА:
    МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦ

    1 месяц 3 см.

    2 месяца 3 см.

    3 месяца 2,5 см.

    4 месяца 2,5 см.

    5 месяцев 2 см.

    6 месяцев 2 см.

    7 месяцев 2 см.

    8 месяцев 2 см.

    9 месяцев 1,5 см.

    10 месяцев 1,5 см.

    11 месяцев 1,5 см.

    12 месяцев 1,5 см.
    6.ТЕХНИКА ПОДМЫВАНИЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ

    1. Оснащение манипуляции:

    1. Проточная вода (Температура 37 гр.),

    2. Марлевые салфетки,

    3. Детское мыло

    4. Стерильное растительное масло,

    5. Чистое бельё и пелёнки,

    6. Стерильные перчатки,

    7. Мешок для грязного белья,

    8. Ёмкость с дезсредством для перчаток

    9. Ёмкость с 3% раствором хлорамина, ветошь

    10. Лоток для отработанного материала

    2. Подготовка к манипуляции:


    1. Отрегулировать температуру воды в кране

    2. Провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки

    3. Объяснить маме ход манипуляции, получить согласие
    4. Обработать пеленальный стол 3% раствором хлорамина

    дважды с интервалом 15 минут

    3. Выполнение манипуляции:

    1. Снять с ребенка запачканную одежду, сложить

    в мешок для грязного белья

    2. Взять ребёнка так, чтобы голова и туловище пациента

    находилась на левом предплечье

    3. Правой рукой поднять ножки вверх и зафиксировать

    левой кистью

    4. Подмыть под проточной водой, используя салфетки, при

    необходимости детское мыло

    (девочек – подмывать, используя движение спереди назад)

    5. Уложить ребёнка на пеленальный столик, мягкой пелёнкой

    промокательными движениями осушить кожу

    6. Вымыть и осушить руки
    4.Завершение манипуляции:

    1. Смазать паховые ягодичные складки стерильной салфеткой

    смоченной растительным маслом

    2. Одеть и запеленать пациента

    3. Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов

    в соответствии с Сан.Пин

    4. Снять перчатки, поместить в ёмкость с дезсредством

    5. Вымыть и осушить руки
    7.ТЕХНИКА ВЗВЕШИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО ОДНОГО ГОДА

    1. Оснащение манипуляции:

    Весы чашечные, салфетка, 3% раствор хлорамина, емкость

    с дезсредством, лоток для использованного материала

    пеленка, история развития ребенка, ручка

    2. Подготовка к манипуляции:

    2. Провести санитарную обработку рук

    3. Протереть весы дезсредством с интервалом в 15 минут

    4. Покрыть весы пелёнкой

    5. Открыть затвор

    6. Уравновесить весы путём вращения противовесов

    7. Установить гири на нулевые деления

    8. Закрыть затвор

    3. Выполнение манипуляции:


    1. Положить ребенка на весы головой к широкой части весов

    2. Открыть затвор

    3. Уравновесить весы гирями

    4. Закрыть затвор
    5. Снять малыша с весов
    4.Завершение манипуляции:

    1. Записать показатели массы тела ребенка в историю

    развития ребенка

    2. Провести дезинфекцию и утилизацию мед. отходов

    в соответствии с Сан.Пин

    3. Вымыть, осушить руки
    ПРИМЕЧАНИЕ:

    ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ НАРАСТАНИЯ МАССЫ ТЕЛА РЕБЕНКА 1 ГОДА:
    ВОЗРАСТ ЗА МЕСЯЦ
    1 месяц 600,0

    2 месяца 800,0

    3 месяца 800,0

    4 месяца 750,0

    5 месяцев 700,0

    6 месяцев 650,0

    7 месяцев 600,0

    8 месяцев 550,0

    9 месяцев 500,0

    10 месяцев 450,0

    11 месяцев 400,0

    12 месяцев 350,0

    8.ТЕХНИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОГО

    В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

    1. Оснащение манипуляции:

    Детская ванночка для купания, кувшин,

    2 кастрюли с кипяченой

    холодной и горячей водой, водный термометр, детское мыло,

    ветошь, флакон с 5% раствором

    перманганата калия, стерильное растительное

    масло, мешок для грязного белья, большое махровое полотенце,

    чистый набор для пеленания

    2. Подготовка к манипуляции:

    1. Объяснить маме ход и цель процедуры, получить согласие

    2. Помыть ванночку горячей водой с мылом, ополоснуть ее кипятком

    поставить в устойчивое положение

    3. Положить на дно ванны пеленку, сложенную в несколько раз

    4.Наполнить ванночку водой температуры 36,5 – 37,0 гр. С

    (чтобы не образовывались водяные пары горячую и холодную воду

    наливать попеременно),

    добавить несколько капель 5% перманганата калия

    5. Набрать воду в кувшин для ополаскивания

    (Т 36,5 – 37,0 гр. С)

    6. Провести санитарную обработку рук
    3. Выполнение манипуляции:

    1. Левой рукой поддерживать ребенка под спину и затылок, правой-

    ягодицы и бедра медленно опустить вводу ноги и ягодицы

    малыша, а затем погрузить все тело ребенка до линии сосков

    2. Левой рукой поддерживать голову ребенка над поверхностью воды

    3. Помыть голову детским мылом

    4. Помыть все тело, используя ветошь (особенно тщательно промывать

    складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между

    ягодицами)

    5. Перевернуть ребенка кверху спиной

    6. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для

    ополаскивания остывает до 34-35 гр. С)

    7. Убедиться, что пациент не испытывает неудобств
    4.Завершение манипуляции:

    1. Завернуть ребенка в мягкую теплую пеленку (махровое полотенце) и

    обсушить промокательными движениями

    2. Обработать естественные складки кожи стерильным растительным

    3. Одеть ребенка, запеленать и уложить в кроватку

    4. Вымыть, осушить руки

    ПРИМЕЧАНИЕ: - Первую гигиеническую ванну проводить на следующий день после

    вакцинации БЦЖ;

    Не купать сразу после кормления;

    При купании обеспечить в комнате температуру 22-24 о

    Определить температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду)

    9.ТЕХНИКА КОРМЛЕНИЯ ИЗ ЧАШКИ

    1. Оснащение манипуляции:

    Мерная чашка, женское молоко, косынка, маска

    2. Подготовка к манипуляции:

    1. Объяснить маме ход процедуры, получить согласие

    2. Провести санитарную обработку рук

    3.Надеть косынку, маску

    4.Налить женское молоко в чашку
    3. Выполнение манипуляции:

    1. Расположить ребенка с возвышенным головным концом,

    близко к себе

    2. Поднести чашку к губам ребенка

    3.Наклонить чашку, чтобы молоко было на краю чашки

    4. Коснуться губами, чтобы ребенок "спивал" молоко

    5. Лить молоко медленно, порциями

    6. Давать ребенку время глотать и возможность отдыхать между

    кормлениями

    7. Убедиться, что пациент не испытывает неудобств
    4.Завершение манипуляции:

    1. Подержать ребенка в вертикальном положении

    2. Положить ребенка в кроватку на спину, повернув голову на

    10.ТЕХНИКА ПРИКЛАДЫВАНИЯ РЕБЁНКА К ГРУДИ

    В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

    1. Оснащение манипуляции:

    2. Полотенце

    3. Ёмкость для грязных пелёнок

    4. Скамеечка

    2. Подготовка к манипуляции:

    1. Объяснить маме ход манипуляции, получить согласие

    2. Маме вымыть руки санитарным способом

    3. Обмыть грудь тёплой водой и осушить полотенцем

    (если мама 2 раза в день принимает гигиенический душ, то

    перед кормлением ребёнка грудь можно не мыть)

    3. Выполнение манипуляции:

    1.Перед кормлением сцедить несколько капель молока

    2. Расположить ребёнка на руке (со стороны молочной железы

    из которой планируется кормить) следующим образом: голова

    ребёнка на локтевом сгибе, ладонь под ягодицами ребёнка.

    Голова и туловище ребёнка должны находиться на одной линии.

    3. Лицо ребёнка обращено к груди матери, нос напротив соска

    4. Туловище ребёнка близко расположить к телу матери

    5. Свободной рукой поддерживать грудь следующим образом:

    Четыре пальца расположить снизу под грудью параллельно

    грудной клетке

    Большой палец расположить сбоку в верхней части груди, (не

    нужно держать грудь возле соска

    6. Коснуться соском губ ребёнка

    7. Подождать, чтобы ребёнок широко открыл рот и помочь

    ребёнку захватить сосок и околососковый кружок, направив

    его нижнюю губу ниже соска)

    8. Обратить внимание на признаки правильного прикладывания

    ребёнка к груди:

    Подбородок касается груди,

    Рот широко открыт,

    Нижняя губа вывернута наружу,

    Околососковый кружок больше захвачен снизу,

    Грудь во время кормления округлой формы,

    Можно видеть и слышать глотание

    9. Следить, чтобы во время кормления ребёнок активно сосал

    грудь (если ребёнок заснул – будить его)

    10. Удерживать малыша у груди не более 20-30 минут

    11. Спросить о самочувствии маму

    4. Завершение манипуляции:

    ребёнка от груди, дать коже соска подсохнуть

    2. Подержать ребёнка после кормления в вертикальном

    положении 2-3 минуты

    3. Уложить в кроватку на правый бок или повернуть голову

    11.ПАТРОНАЖ МЕДСЕСТРЫ К РЕБЕНКУ


    ОПРОС

    ОСМОТР

    СОВЕТЫ

    ВЫПОЛНЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

    КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ НАЗНАЧЕНИЙ ВРАЧА

    ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

    ПОВЕДЕНИЕ

    КОНТРОЛЬ ЗА НПР

    ОБУЧЕНИЕ МАТЕРИ ПО ВОПРОСАМ УХОДА И ВОСПИТАНИЯ

    ТЕМАТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

    СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

    ГИГИЕНА ЖИЛИЩА

    ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

    1

    2

    3

    РЕЖИМ

    ПИТАНИЕ

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

    ПРОФИЛАКТИКА ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЙЙ

    ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

    ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ КАЛЕНДАРНАЯ


    СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    СОСТОЯНИЕ, САМОЧУВСТВИЕ, ЖАЛОБЫ

    КОЖА, СЛИЗИСТЫЕ, ПУПОЧНАЯ ОБЛАСТЬ

    ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОТПРАВЛЕНИЯ

    13

    14

    15

    СОН

    АППЕТИТ

    БОДРСТВОВАНИЕ

    16

    17

    18

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НПР

    19

    РЕЖИМ

    ПИТАНИЕ

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

    ПРОФИЛАКТИКА ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯН.

    ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ КАЛЕНДАРНАЯ

    ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ 2-3 ГРУПП ЗДОРОВЬЯ

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    БЕСЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТОМ И ЭПИДОБСТАНОВКОЙ

    12.ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ

    Фельдшер должен знать:

    1. Первый дородовый патронаж должен быть проведен не позднее 7 дней с момента взятия на учет беременной женщины. Второй дородовый патронаж проводится к беременной при сроке 32-34 недели. Третий дородовый патронаж – к женщинам высокой группы риска в 38-39 недель. Социально-медицинский патронаж проводится к беременным женщинам высокого социального риска. Еженедельно фельдшер должен сообщать в ЦРБ о результатах дородовых патронажей.

    2. Перинатальные факторы риска для плода:

      • Отягощенный акушерско-гинекологический анамнез,

      • Экстрагенитальная патология беременных,

      • Осложнения в состоянии внутриутробного развития плода,

      • Патология в родах,

      • Социально- биологические факторы риска.
    С учетом этих факторов риска выработана система формирования групп риска беременных женщин по рождению детей с отклонениями в состоянии здоровья.

    Выделены три группы риска:


    • высокий,

    • средний,

    • низкий.
    К высокой степени риска относят женщин с суммарной оценкой вредных факторов в 10 баллов и выше, к средней – 8-9 баллов, низкой – до 4-х баллов.

    1. Группы риска беременных:

    1. – риск повышенной заболеваемости ОРВИ и нарушений здоровья в период адаптации,

    2. – риск патологии ЦНС

    3. - риск возникновения рахита, анемии, дистрофии,

    4. – риск гнойно-септических заболеваний в период новорожденности,

    5. – риск врожденных пороков развития органов и систем,

    6. – риск аллергических заболеваний,

    7. – дети из неблагополучных микросоциальных условий.

    1. Дородовую диагностику врожденной и наследственной патологии:

    • УЗИ в 16-18 нед. И 24-26 недель

    • Скрининг факторов материнской сыворотки (определение альфафетопротеина, хориогонина),

    • Медико-генетическое консультирование.

  • Профилактические дородовые мероприятия при обнаружении у беременной риска для плода.

  • Гигиенические основы питания и режима беременных женщин.

  • Основы деонтологии (особое внимание юным беременным; первородящим 30 лет и старше; женщинам, не состоящим в браке; женщинам – многодетным матерям).

    Фельдшер должен уметь:


    • Установить психологический контакт с беременной,

    • Оценить социально-гигиенические условия, образ жизни, семьи,

    • Оценить состояние здоровья беременной и членов семьи,

    • Осуществить пренатальную диагностику факторов риска,

    • Определить группу риска,

    • Планировать мероприятия по антенатальной профилактике патологии у ребенка,

    • Прогнозировать гипогалактию,

    • Дать рекомендации по питанию, режиму дня, закаливанию, устранению вредных привычек, физическому воспитанию (профилактический комплекс).

    13.ПАТРОНАЖ К РЕБЕНКУ 3 МЕСЯЦЕВ (ОБРАЗЕЦ)
    18/ 01 Жалоб нет.

    Ребенок находится на грудном вскармливании. Режим

    кормлений свободный – 6 раз в день. Ночью просыпается 1-2 раза,

    мама прикладывает к груди. Грудь сосет активно, не срыгивает.

    Лактация достаточная, режим дня и

    питания мама соблюдает, есть возможность дополнительного

    отдыха, в уходе за ребенком помогает бабушка.
    Если ребенок на искусственном вскармливании:

    Ребенок находится на искусственном вскармливании, получает

    адаптированную смесь «НАН» по 150 мл 6 раз в день, активно сосет

    из бутылочки, мама готовит смесь непосредственно перед

    употреблением, бутылочки и соски кипятятся.
    Прогулки с ребенком ежедневные 2 раза в день по 1 часу,

    дополнительный сон на закрытом балконе 1-1,5 часа. Мама 2 раза в

    день проводит комплекс массажа и гимнастики (№2).

    Гигиенические требования по уходу за ребенком мама выполняет

    (купание ежедневное, проводит утренний туалет, профилактику

    опрелостей, белье ребенка стирает детским мылом, проглаживает.)

    Материально-бытовые условия удовлетворительные.

    Состояние ребенка удовлетворительное. Бодрствование активное. Сон

    Спокойный.

    Кожные покровы обычной окраски, чистые, тургор тканей хороший.

    Подкожно-жировой слой на животе 1,5 см. Б.р. 2Ч 2см, края плотные.

    Стул ежедневный 2-3 раза в день в виде желтой кашицы,

    мочеиспускание 20-25 раз в сутки.

    НПР: А з – удерживает взгляд на неподвижном предмете.

    А с – поворачивает голову в сторону источника звука.

    Д о – в положении лежа на животе, поднимает голову, опираясь на

    предплечья, хорошо держит голову в вертикальном положении

    Д р. – случайно наталкивается на игрушки, подвешенные пред грудью

    Э – при общении с ребенком – комплекс оживления.
    Рекомендации:


    1. Продолжить грудное вскармливание

    2. прогулки на свежем воздухе

    3. комплекс массажа и гимнастики №2

    4. режим дня

    14.ПАТРОНАЖ К РЕБЕНКУ 6 МЕС.
    12/03
    Жалобы мамы на покраснение щек и ягодиц у ребенка.

    Ребенок находится на грудном вскармливании, получает 1-й прикорм – картофельное пюре 200г со сливочным маслом 5 г, сок яблочный по 4 ч.л. – 3 раза в день. Сегодня у ребенка появилось покраснение щек, что мама связывает с погрешностями ее в питании (вчера она ела апельсины- 3 шт.)

    Состояние ребенка удовлетворительное. Активен, сон спокойный. На коже щек, ягодиц – гиперемия., подкожно-жировой слой равномерный, 2см. Б.р. 1,5 Ч 1,5 см, края плотные. Стул 1 раз в день, оформлен, мочеиспускания – 15-16 раз в сутки.

    Материально – бытовые условия хорошие, в квартире есть кошка, собака, попугай. Прогулки с ребенком 2 раза в день по 2 часа, мама делает комплекс массажа и гимнастики. Гигиенические требования по уходу за ребенком мама старается соблюдать, белье стирает обычным порошком.
    DS: Экссудативно-катаральный диатез.


    1. Гипоаллергенная диета для мамы, грудное питание + прикорм, яблочный сок (из зеленых яблок)

    2. Гипоаллергенный быт

    3. Ведение пищевого дневника